Рассказ на тему человеческий фактор основная причина чрезвычайных ситуаций техногенного характера

ООО
Учебный центр

«ПРОФЕССИОНАЛ»

Реферат
по дисциплине:

«ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 По
теме:

«Что
такое «человеческий фактор»

 как
причина возникновения опасной ситуации
».

 Исполнитель:

Дружинина
Светлана Анатольевна

Москва
2018

Содержание 2

Введение 3

1.    
Факторы, способствующие
предрасположенности человека к несчастным случаям………………………………………………………..5

2.    
Причины возникновения опасных
ситуаций……………………………..7

3.    
Причины сознательного нарушения правил безопасности………………9

4.    
Ошибки в работе, приводящие к опасным ситуациям, и
их причины…12

Заключение 13

Список
литературы………………………………………………………………………14

Введение.

      
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его
обитания возникла одновременно с появлением на Земле первых людей, наших
далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления
и представители биологического мира. Однако с течением времени стали появляться
опасности, творцом которых стал сам человек.
      Человек живет и действует в  условиях постоянно изменяющихся
потенциальных  опасностей. В настоящее время человек больше всего страдает
от своей деятельности, от им же созданных опасностей.
        По данным Всемирной Организации Здравоохранения,
смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после
сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих
заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных
случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего
возраста. Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет
наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай.
Зарубежные
эксперты в области безопасности труда подчеркивают эту же тенденцию. Генеральный
директор Английского королевского общества по предупреждению несчастных случаев
Б. Янг утверждает, что 80% всех травм происходит по прямой вине пострадавших. В
США с невнимательностью и ошибками рабочих связывают от 85% до 90% всех
травм. 

     
Анализируя такую ситуацию, Ю.Щербатых в своей книге
«Психология труда и кадрового
менеджмента»
пишет: «Человека принято
считать виновником в несчастном случае только тогда, когда его действия (или
халатное бездействие) явились непосредственной причиной происшествия. Когда же
несчастный случай возникает вследствие поломки машины или инструмента, то считают,
что такое происшествие произошло по вине техники. А ведь нередко сам рабочий
производил подготовку, профилактику, проверку техники перед работой, и именно
его упущения явились причиной ее отказа. Поэтому подобные несчастные случаи,
строго говоря, следовало бы также относить за счет человеческого фактора».

       Возникает вопрос: почему люди, которым от рождения присущ
инстинкт самосохранения, столь часто становятся виновниками своих травм? Ведь
если человек психически нормален, то он без повода никогда не станет стремиться
к травме.

1.    
Факторы, способствующие
предрасположенности человека к несчастным случаям.

       Согласно статистическим
данным, чаще всего виновником аварийной ситуации является человек, который в
силу разных причин не соблюдал правила техники безопасности.

         На долю аварий по
техническим причинам приходится 10% случаев, по организационным до 6%, в
остальных случаях причиной послужил человеческий фактор.

     Человеческий
фактор
— устойчивое выражение, которым
обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный
источник (причину) информационных проблем, либо проблем управления техникой
(коллизий). Данное выражение используется чаще всего для объяснения причин
катастроф и аварий.

      
Существует огромное разнообразие факторов, которые могут приводить к
возникновению несчастных случаев.
Основные
группы таких факторов приведены в приведенной ниже схеме.
http://www.no-stress.ru/files/images/Bezopasnost%2002.JPGРис.
1.

    
Это
могут быть биологические особенности работника (например, пониженный уровень
тироксина, вызывающий замедление реакции, или наоборот его повышение,
способствующий импульсивности и поспешности в поступках), или же функциональные
изменения в организме (сердечно – сосудистые заболевания, диабет, грипп).
 Несчастный случай может быть вызван неопытностью работника и отсутствием
у него навыков и умений, необходимых для безаварийной работы. Авария может быть
также следствием утомления работника, которое проявилось в понижении
показателей его внимания и работоспособности после интенсивной или длительной
работы, а может быть спровоцирована стресс, который развился  вследствие
неприятностей в личной жизни или конфликте с начальством.

       
Вопросы, связанные с проявлениями человеческого фактора, рассматриваются как
анализ человеческой надежности (АЧН), который включает определение
потенциальных источников человеческих ошибок на протяжении всего времени,
предшествующего аварии. Эти ошибки можно подразделить на ошибки, оплошности и
проявления злого умысла. В числе факторов, от которых зависит вероятность
совершения ошибок в работе, что определяет надежность работника, называются:

Ø
долговременные медицинские и
психофизиологические характеристики личности,

Ø
 состояние здоровья,

Ø
 тип темперамента,

Ø
скорость реакции и устойчивость к
негативным воздействиям,

Ø
характер человека и его способности,

Ø
сиюминутные медицинские и
психофизиологические характеристики личности, его состояние здоровья на данный
момент,

Ø
уровень образования и развития, культурный
уровень личности,

Ø
квалификация специалиста в области
выполняемых им работ,

Ø
морально-волевые качества человека,

Ø
комфортные условия работы,

Ø
качество нормативно-технических и
организационно-распорядительных документов (четкость изложения, однозначность
их понимания).

     
Необходимо иметь в виду, что 
к человеческому фактору добавляются также причины, характерные
для кризисного состояния государства. Среди них:

Ø
разрыв хозяйственных связей,

Ø
падение технологической дисциплины,

Ø
снижение квалификации кадров,

Ø
прогрессирующий износ средств производства
и техники,

Ø
рост стрессовой нагрузки на граждан из-за
снижения жизненного уровня и политической нестабильности.

2.    
Причины возникновения опасных
ситуаций.

В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут
создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения,
рассогласованием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером
деятельности.

Причины
возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с
человеческим фактором, можно разложить по различным уровням, а именно:

— уровень индивидуума
(врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и
физиологические характеристики организма);

— уровень ближней среды
(условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный
инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);

— уровень общества
(недостаточная информированность о профессиональных рисках и их последствиях,
изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или регионе и т.д.).

       Любое опасное действие, как показали исследования, может
быть следствием одной или группы причин. Например, неправильная оценка
состояния обслуживаемой установки, может быть результатом недостатка
профессиональных знаний или болезненного состояния работника, или отсутствия
нужного времени для этой операции, или просто игнорирования работником
требований о проверке состояния установки. Обобщение материалов расследований
производственных несчастных случаев и аварий позволяет все многообразие
непосредственных причин опасных действий свести к 4-м группам (классам) причин:

А.
Не умеет
— это означает, что работник не владеет
необходимыми для данной работы знаниями; не овладел соответствующими навыками,
методами, приемами, способами.

Б.
Не хочет
, то есть работник умеет качественно и
безопасно выполнять данную работу (операцию), однако у него нет желания
соблюдать требования безопасности, иначе говоря, — нет мотивации, не развита
психологическая установка на соблюдение этих требований.

В.
Не может
— это означает, что работник находится в
таком физическом или психологическом состоянии, что, несмотря на умение,
несмотря на желание, допускает опасное действие.

Г.
Не обеспечен
. Работник не исполняет предписанное
действие из-за необеспечения его необходимыми условиями – инструментами,
материалами, приборами, информацией и т.д.

     
Первые три группы причин (А, Б, В) обусловлены индивидуальными и личностными
особенностями (качествами) работника. В целом, эти причины именуются
человеческим фактором.

 
   Четвертая группа непосредственных причин является внешним по отношению к
работнику фактором, иначе говоря, – это производственная среда, в которой протекает
деятельность работника. Все четыре выделенные группы непосредственных причин
опасных действий, в свою очередь, следствие причин более высокого уровня,
который следует отнести к сфере организации и управления производством. Обычно
эти причины определяют как организационные.

Если в природе происходит само по себе какое-либо изменение, то необходимое
для этого количество действия — «наименьшее возможное». По этому же
принципу строится человеческое поведение. Если цели можно достичь разными
путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту,
требует наименьшей затраты сил, и на избранном пути он расходует не больше
усилий, чем необходимо. Это стремление есть частный случай общего принципа
наименьшего действия. Именно по этой причине часто рабочие не используют
индивидуальные и коллективные средства защиты, пропускают операции, необходимые
для обеспечения безопасности, но не влияющие на получение конечного продукта,
выбирают более легкие, но и более опасные рабочие позы и движения. Появлению
стремления экономить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют
недостатки в организации труда, техники и технологии. При обстоятельствах,
одинаковых для всех работающих, определяющее значение в формировании линии
поведения каждого человека имеют его индивидуальные качества, отражающие
совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают
тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование,
опыт, воспитание, здоровье и т.п.

3.     Причины сознательного нарушения правил безопасности.

Широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и
производственных условий труда формируют психологические причины сознательного
нарушения правил безопасной работы.

1. Экономия сил —
потребность, которая побуждает к действиям, направленным на сохранение
энергетических ресурсов. Поведение человека строится по принципу
«наименьшего действия».

2. Экономия времени —
стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной
выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не
влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения его
безопасности.

3. Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий
возникают в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с
ними. Основа фактора «недооценка опасности» — безнаказанность
физическая и социальная за совершение неправильных действий.

4. Самоутверждение в
глазах коллег, желание нравиться окружающим влекут за собой рискованные
действия, риск для таких — благородное дело.

5. Самоутверждение в
собственных глазах может быть причиной сознательного игнорирования безопасных
методов труда. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или
упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.

6. Стремление следовать
групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил
безопасности или технологического процесса поощряется молчаливо или
громогласно. Девиз производственной деятельности — «план любой
ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека
в положение «белой вороны».

7. Ориентация на идеалы.
Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.

8. Переоценка
собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и ее последствиях,
человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут быстро принять
меры для предотвращения аварии или несчастного случая.

9. Привычка работать с
нарушениями, перенесение привычек. Эти «качества» могут быть
приобретены на другой работе или вне работы.

10. Стрессовые состояния,
побуждающие человека к действиям, которые, по его убеждению, способны снять это
состояние или ослабить. Более сильная форма — эмоциональный шок. Человеком
движут чувства, а не разум.

11. Склонность к риску,
вкус к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых
лиц имеется повышенная тенденция к рискован-ным действиям. Такие люди
испытывают удовольствие, «поставив все на карту».

12. Надситуативный риск
(бескорыстный, спонтанный, немотивированный, непрагматический, риск ради
риска). Явление состоит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо
действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появление которой
не продиктовано ситуацией и прямо не вытекает из нее.

В каждом действии
человека выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и
исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение
действия в целом. Человек нарушает правила, инструкции: либо он не хочет их
выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это
сделать.

Таким образом, в
психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и
несчастных случаев можно выделить три класса.

    
Нарушение мотивационной части
действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции).
Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность,
склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим
регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в
состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

    
Нарушение ориентировочной
части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и
норм по безопасности труда и способов их выполнения.

    
Нарушение исполнительной
части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.)
вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека
требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением
мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация,
плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого
оборудования и т.д.) и временным (переутомление, понижение трудоспособности,
ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опьянение).

4.    
Ошибки в работе, приводящие к
опасным ситуациям, и их причины.

       
В случаях, когда опасные и неадекватные действия осуществляются осознанно,
умышленно, они классифицируются как нарушения. Если же человек не осознает, что
выполняет опасное действие, то это ошибка.

       
Причины ошибок бывают непосредственными (зависят от психологических
возможностей оператора — от его восприятия смысла задачи, возможности принять
решение и т.п.), главными (связаны с рабочим местом, организацией труда,
подготовкой оператора, психологическим состоянием оператора) и способствующими
(зависят от состояния здоровья оператора, внешних условий, обучения и т.п.).

      
Причины ошибок можно классифицировать следующим образом:


ошибки в ориентации (недополучение информации);


ошибки принятия решения;


ошибки выполнения действий.

      
Ошибки в ориентации наиболее распространены: в одном случае имеется необходимая
информация, но решение принято неправильно, и это может привести к несчастному
случаю; в другом случае информация и принятое решение могут быть правильными,
но ответное действие ошибочным.

       
Ошибки делятся также на обратимые (которые могут не привести к несчастному
случаю) и необратимые, на предсказуемые (которые предсказуемы и легко
устранимы) и систематические.

Выявлено,
что большинство ошибок человек совершает из-за неудовлетворительной конструкции
системы, с которой он работает. При их разработке необходимо учитывать особенности,
как человека, так и машины. Нельзя все случаи ошибок при эксплуатации машин
объяснять лишь халатностью работающего, необходим детальный анализ причинных
факторов.

Заключение.

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря
наличию такого основного звена, как человек.

Можно утверждать, что там, где работает человек, появляются
ошибки. Они возникают независимо от уровня подготовки, квалификации или опыта.
Свойства человека ошибаться является функцией его психологического состояния.

     Доказано, что человеческий
фактор является одним из первых в причинах реализации техногенных и
антропогенных аварий и катастроф, происшествий на транспорте. Необходимо вместе
с тем отметить, что человеческий фактор как таковой далеко не всегда является
единственной причиной аварий и катастроф.

Система «человек-машина» в своем развитии проходит три стадии:
проектирование, изготовление и эксплуатацию. Правильный и обоснованный учет человеческого
фактора в каждой из этих стадий способствует максимальной эффективности и
безотказности.

       
Для уменьшения человеческого фактора  в реализации опасностей
необходимо предпринимать меры, направленные на мотивацию человека к выполнению
правил безопасности. П
сихологический
настрой на безопасное поведение и его стимулирование являются важными условиями
усиления мотивации к безопасному труду.

Список литературы.

1.    
Безопасность
жизнедеятельности. Краткий конспект лекций. /Под ред. О.Н. Русака.- БЖД, 2002.

2.     П.Э. Шлендер. Безопасность
жизнедеятельности: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский
учебник, 2008

3.    
http://dvkuot.ru/index.php/artikul/227-bestrud

4.    
http://maxpark.com/user/1092242589/content/1605126

5.    
http://mirznanii.com/a/154305/chelovecheskiy-faktor-klyuchevoy-faktor-bezopasnogo-truda

Анастасия Хрыкина

РАМ им. Гнесиных

3курc продюсерский факультет

Эссе

Зависимость техногенных катастроф от человеческого фактора

Человек или природа?

Словосочетание «технологическая (техногенная) катастрофа» нуждается в расшифровке. Если термин «катастрофа» понятен, то с определением «технологическая» дело обстоит сложнее. Технологии – это обусловленные состоянием знаний и социальной эффективностью способы достижения целей, поставленных и санкционированных обществом. В этом смысле технологии возникли одновременно с появлением человека, так что не случайно антропологи говорят о технологиях бронзового и каменного века. По сути дела, технология просто продолжает естественное стремление всего живого господствовать над средой обитания или, при необходимости, сопротивляться ее давлению в борьбе за существование. Следовательно, технологические катастрофы могут случаться (и случались) не только в наше время, но и в очень далеком прошлом.

Введите содержимое врезки

Технологической катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем. При этом имеются в виду не только их случайные либо неслучайные сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования.

Такое определение позволяет отсечь как разрушительные последствия военных действий, так и диверсии, террористические акты и другие несчастья, вызванные преднамеренным и злонамеренным вмешательством в работу этих систем. Гибель «Титаника» — это техногенная катастрофа, главной, но не единственной причиной которой скорее всего была некачественная клепка металлической обшивки корпуса корабля. А катастрофа 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке к числу технологических не относится, поскольку вызвана действиями террористов-камикадзе.

Актуальность этого вопроса в том, что катастрофа любого происхождения – это физическое событие. Все бедствия, в конечном счете, являются следствиями тех или иных человеческих действий или отсутствия таковых.

«Технологические (техногенные) катастрофы в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей. Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, экологические и космические аварии и катастрофы, в конечном счете, вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или элементы созданных ими технологий.

В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных расчетах, ошибках персонала, неэффективной помощи спасательных служб. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь – такова плата за технологический прогресс.

Ярким примером техногенной катастрофы явилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, происшедшая в 1986 году на Украине.[1]

Черно́быльская ава́рия — разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. На момент аварии Чернобыльская АЭС была самой мощной в СССР.5 до 30 % от этого количества

Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой и Скандинавией. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

Ошибки операторов

Первоначально утверждалось, что операторы допустили многочисленные нарушения. В частности, в вину персоналу ставилось то, что они отключили основные системы защиты реактора, продолжили работу после падения мощности до 30 МВт и не остановили реактор, хотя знали, что оперативный запас реактивности меньше разрешённого. Было заявлено, что эти действия были нарушением установленных инструкций и процедур и стали главной причиной аварии.

Теперь при анализе действий персонала основное внимание уделяется не конкретным нарушениям, а низкой «культуре безопасности». Следует отметить, что само это понятие специалисты по ядерной безопасности стали использовать лишь после чернобыльской аварии. Обвинение относится не только к операторам, но и к проектировщикам реактора, руководству АЭС и т. п.

Правовые последствия

Мировой атомной энергетике в результате Чернобыльской аварии был нанесён серьёзный удар. С 1986 до 2002 года в странах Северной Америки и Западной Европы не было построено ни одной новой АЭС, что связано как с давлением общественного мнения, так и с тем, что значительно возросли страховые взносы и уменьшилась рентабельность ядерной энергетики.

Долговременные последствия

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн. Га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов.

Перед аварией в реакторе четвёртого блока находилось 180—190 тонн ядерного топлива (диоксида урана). По оценкам, которые в настоящее время считаются наиболее достоверными, в окружающую среду было выброшено от 5 до 30 % от этого количества.

Влияние аварии на здоровье людей

Гринпис и Международная организация «Врачи против ядерной войны» утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 000 случаев уродств у новорождённых, 10 000 случаев рака щитовидной железы и ожидается ещё 50 000. По данным организации Союз «Чернобыль», из 600 000 ликвидаторов 10 % умерло и 165 000 стало инвалидами.

Также отмечается, что несколько повышенный уровень заболеваемости среди людей, не участвовавших непосредственно в ликвидации аварии, а переселённых из зоны отчуждения в другие места, не связан непосредственно с облучением (в этих категориях отмечается несколько повышенная заболеваемость сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ, нервные болезни и другие заболевания, не вызываемые облучением), а вызван стрессами, связанными с самим фактом переселения, потерей имущества, социальными проблемами, страхом перед радиацией.

Учитывая большое число людей, живущих в областях, пострадавших от радиоактивных загрязнений, даже небольшие отличия в оценке риска заболевания могут привести к большой разнице в оценке ожидаемого количества заболевших. Гринпис и ряд других общественных организаций настаивают на необходимости учитывать влияние аварии на здоровье населения и в других странах. Ещё более низкие дозы облучения затрудняют получение статистически достоверных результатов и делают такие оценки неточными.[2]

Карта радиоактивного загрязнения изотопом цезия137:

закрытые зоны (более 40 Ки/км²)

зоны постоянного контроля (15—40 Ки/км²)

зоны периодического контроля (5—15 Ки/км²)

1—15 Ки/км²

Техногенная катастрофа — это следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев). Также это явление служит «карой небесной» и предупреждением человеку, чтобы он остановился и задумался над тем, как он живёт и даёт ли он жить другим.[3]

Сегодня в России в год возникает более одной тысячи чрезвычайных ситуаций, на ликвидацию последствий которых затрачивается более 15% валового дохода. При сохранении динамики их роста отечественная экономика в ближайшее время не будет справляться с ликвидацией их последствий. Две трети чрезвычайных ситуаций имеют техногенный характер, то есть возникают в результате антропогенной деятельности. В связи с этим, раскрытие природы техногенных катастроф, создание теории их формирования и разработка мер по снижению тяжести их последствий являются актуальнейшей проблемой современной геомеханики[4].

В жизни Земли ученые насчитывают шесть катастроф. Менялась ось земного шара, воды Балтики переливались в Черное море; огненные массы, извергнутые вулканами, испепеляли «кожу» Земли, насылали лед и стужу на ее просторы. Вымерли динозавры, гибли или переселялись на новые территории народы. И несмотря ни на какие катаклизмы человечество выживало! Пока человек оставался органичной частью природы и не воздействовал на нее с такой силой, как это происходит пос­ледние сотни лет, в глобальном ограничении его действий Количество и последствия крупных промышленных катастроф за последние 30–40 лет свидетельствуют о тенденции постоянного повышения техногенных рисков. И хотя общество, защищаясь от техногенных аварий, использует широкий спектр правовых, организационных, управленческих, технических и научно-методологических средств, названная тенденция говорит о несовершенстве стратегии обеспечения стабильного развития.
Человек уже не в состоянии изменить ход последствий собственной деятельности на Земле.

В процессе изучения социальных, экономических, техногенных, природных видов рисков в индустриальном обществе введено методологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф. Оно зафиксировано во многих международных документах, в том числе — в Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца, которое было подписано в Севилье в 1997 году.

В документации ООН техногенные катастрофы обычно разделяют на три основных типа: «индустриальные» (химическое заражение, взрывы, радиационное заражение, разрушения вызванные иными причинами), «транспортные» (аварии в воздухе, на море, железных дорогах и пр.) и «смешанные» (происходят на иных объектах). [5]

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы — третьи среди всех видов стихийных бедствий по числу погибших. Технический прогресс неминуемо повышает риск таких катастроф, причем их причиной зачастую становится «человеческий фактор», основанный на глупости, небрежности и корысти.

На первом месте всех видов стихийных бедствий по числу погибших — гидрометеорологические катастрофы, например, наводнения и цунами, на втором — геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.). Среди природных бедствий наибольшую частоту проявления имеют крупные лесные пожары, в России составляют 25%.

Международный Центр исследований эпидемии катастроф (Center for Research on the Epidemiology of Disasters, CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 и более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и/или пострадавшее государство обратилось за международной помощью.

Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х годов. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего, морские и речные. При этом, несмотря на то, что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем на других континентах, наибольшее число жертв этих катастроф проживает в Африке и Азии.

По данным CRED, уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2003 годы, в индустриально развитых странах составляет 0,9 погибших на 1 млн. жителей, для наименее развитых стран он выше более чем в три раза — 3,1 смертельных случаев на 1 млн.

Даже чисто природные катаклизмы, такие, как наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи и лесные пожары, приводят к тем или иным последствиям в зависимости от того, как общество к ним готовится и какие меры принимает после их наступления. Например, строительство зданий, не отвечающих стандартам сейсмоустойчивости в районе, где высока вероятность землетрясений, заведомо увеличивает число возможных жертв, а тем самым — и человеческие масштабы несчастья.

В декабре 1988 года в Армении в результате землетрясения силой в 6,9 баллов по шкале Рихтера погибло 25 тыс. человек, свыше 31 тыс. получили ранения и 514 тыс. остались без крова. Землетрясение на юго-востоке Ирана с эпицентром в районе города Бам, которое произошло 26 декабря 2003 года, унесло около 40 тыс. жизней и разрушило 85% городских зданий. С другой стороны, землетрясение силой 7,1 балла, которое 17 октября 1989 года поразило густонаселенные районы Северной Калифорнии, имело куда более скромные последствия: 62 убитых, 3757 раненых, около 3 тыс. лишившихся крова.

Барри Тернер (Barry A. Turner) и Ник Пиджен (Nick F. Pidgeon) проанализировали причины возникновения техногенных катастроф последнего десятилетия и изложили свои выводы в книге «Рукотворные бедствия» (Man-Made Disasters).

Согласно их выводу, подобная катастрофа может произойти практически везде, и не существует «абсолютного оружия», способного предотвратить ее. Однако есть несколько факторов, которые позволяют отсрочить подобное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего, это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственней и профессиональней жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.

Человечество само себе копает могилу, поскольку технический прогресс неотвратимо приводит к созданию новых технологических рисков, перед которыми общество рано или поздно может оказаться полностью беззащитным. Существует гипотеза, что рано или поздно созданная нами техника уничтожит Вселенную и человечество вместе с ней.

Прежде всего, из-за утраты контроля над технологиями, мир может исчезнуть, например, в результате атомной войны, череды ядерных катастроф, появления неконтролируемых машин и механизмов, утечек искусственно выработанных ядовитых химических или биологических веществ и пр.

Однако есть и общие причины, которые стоят за несчастьями этого рода. Американский исследователь Ли Дэвис (Lee Davis), автор справочника «Рукотворные катастрофы» (Man-Made Catastrophes), перечисляет их в таком порядке: глупость, небрежность и корысть. По мнению Дэвиса, так называемый «человеческий фактор» техногенных катастроф практически целиком сводится именно к этим обстоятельствам.[6]

Есть несколько факторов, которые позволяют отсрочить подобное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего, это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственней и профессиональней жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям и чем лучше их контролирует общество, тем ниже вероятность техногенной катастрофы.

Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.

Только при организации научного мониторинга, прогнозирования, организации систем управления безопасностью на всех уровнях государственной власти можно обеспечить национальную безопасность и успешную жизнедеятельность государства.[7]

Согласно статистическим данным, чаще всего виновником аварийной ситуации является человек, который в силу разных причин не соблюдал правила техники безопасности.

На долю аварий по техническим причинам приходится 10% случаев, по организационным до 6%, в остальных случаях причиной послужил человеческий фактор.

Здесь существует огромное разнообразие Факторов, которые могут приводить к возникновению таких ситуаций.

Это могут быть биологические особенности работника или же функциональные изменения в организме (сердечно – сосудистые заболевания, диабет, грипп).

Несчастный случай может быть вызван неопытностью работника и отсутствием у него навыков и умений, необходимых для безаварийной работы. Авария может быть также следствием утомления работника, которое проявилось в понижении показателей его внимания и работоспособности после интенсивной или длительной работы, а может быть спровоцирована стрессом, который развился вследствие неприятностей в личной жизни или конфликте с начальством.

Анализ причин аварийности позволяет выявить основные психологические причины, по которым люди нарушают технику безопасности и создают аварийные ситуации:

Экономия сил — действия, связанные со стремлением облегчить трудовые условия. Рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, не выполняют защитные операции. Выбирают более легкие (хотя и более опасные), действия, рабочие позы и движения. Стремление к экономии сил обостряется на более тяжелых видах производственной деятельности.

Экономия времени — проявляется при намерении увеличить производительность труда за счет ускорения темпа работы, сокращения отдельных действий, не влияющих на конечный результат труда, но необходимых для обеспечения безопасности.

Адаптация к опасности происходит, когда человек по мере работы в опасных условиях привыкает к ним, и в его сознании   формируется   мнение о   безопасности этого вида труда.

Недооценка опасности базируется на появлении в сознании уверенности в отсутствии ответственности за свои ошибки, Многолетнее отсутствий травм и гибели людей формирует мнение о невозможности чрезвычайных ситуаций.

Самоутверждение в глазах коллег — желание нравиться окружающим сопровождается стремлением выделиться из окружающих путем демонстрации решительности и смелости в работе в условиях повышенной опасности.

Ориентация на неверно выбранный идеал. В результате общения с нарушителем режима труда молодой сотрудник на фоне отсутствия опыта и критического подхода к событиям копирует деятельность старшего товарища, мастера или бригадира.

Многие видели фильм «Невезучие» с Ришаром и Депардье в гавных ролях. Сюжет подкреплен существующей и доказанной теорией немецкого психолога К. Марбе о том, что отдельные люди рождаются с природной предрасположенностью к несчастным случаям, где бы они ни работали. По его теории природная   предрасположенность к несчастным случаям проявляется в виде брака в труде, допущения аварий, пожаров и т. п. В теории делается вывод о том, что ранее полученные травмы порождают готовность организма к возникновению последующих, своеобразную установку на несчастный случай. 

По мнению этого психолога, люди с хорошей переключаемостью установок будут иметь малую подверженность опасности, люди же с плохой переключаемостью будут как бы «отставать» в своём приспособлении к изменениям окружающего мира и поэтому будут подвержены несчастным случаям. Способность же к переключению установок он рассматривал как врождённое природное качество человека. Повторность несчастных случаев К. Марбе трактовал как результат природной расположенности, вытекающей в основном из-за низкой врождённой способности к переключению установок.

Нередко человеческий фактор, как причина аварийности может быть связан с проблемами обучения или переобучения специалистов.

Навык – это алгоритм действий, выработанный в процессе обучения или тренировки и доведенный до автоматизма (динамический стереотип). Устойчивость навыка зависит от свойств памяти. Для целого ряда профессий, где требуется принятие оперативного решения в сжатые сроки, особое значение приобретают двигательные навыки.

Однако при обучении и отработке новых навыков возникает такое явление как интерференция навыков — наложение вновь приобретаемых навыков на уже имеющиеся. В психологии под интерференцией понимается взаимоподавление одновременно осуществляющихся психических процессов. Интерференция психических процессов обусловлена ограниченным объемом внимания, особенно, в условиях дефицита времени, когда на уже имеющийся навык накладывается новый приобретаемый навык. 

Вопрос достаточно сложный и важный, когда смена навыка связана с принятием управленческого решения, особенно, в условиях ограниченного времени. Иногда речь идет даже не о секундах, а о долях секунды. Например, в авиации, когда на обдумывание нет времени, принятие решения подчинено рефлекторным навыкам, отработанным и закрепленным в процессе длительных тренировок. Если же по каким-либо причинам приходится переучиваться и приобретать новые навыки взамен старых, неминуемо возникает явление интерференции навыков — ослабленное проявление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленных их сходством (по форме и условиям реализации, по механизмам психологического содержания). Интерференция навыков особенно проявляется при изменённых состояниях работника (переутомление, болезнь, фрустрация, послеалкогольное состояние и др.) и при обстоятельствах, вызывающих нервно-психическое перенапряжение (дефицит времени выполнения работы, угроза наказания, безальтернативное ожидание успеха).

Особенно это видно на транспорте, где явление интерференции навыков приводит к возникновению аварийных ситуаций, авариям и катастрофам.

В качестве примеров влияния интерференции навыков на аварийность можно привести три катастрофы.

Первая катастрофа произошла в апреле 1912 г., когда погиб пассажирский суперлайнер «Титаник». Среди многих факторов, которые могли послужить причиной гибели «Титаника», приводится такая, которая заслуживает внимания вне зависимости от того является ли она истинной или нет. Внучка единственного выжившего офицера с «Титаника» Луиза Паттен рассказала правду о гибели судна: «Титаник» был спущен на воду в то время, когда мир переходил от парусных судов к паровым. Мой дед, как и остальные старшие офицеры на «Титанике», начинал службу на парусных судах. На парусниках, при изменении курса судна, команды подавались «на румпель». Если нужно повернуть судно в одну сторону, то румпель поворачивают в другую. Сейчас это выглядит неестественно, но в свое время было принято отдавать команды именно так. Команды «на руль», использовавшиеся на паровых судах, напоминают управление автомобилем – судно направляют в ту сторону, в которую оно должно повернуть. Ситуацию дополнительно запутывало то обстоятельство, что, хотя «Титаник» был пароходом, в Северной Атлантике в то время использовались команды «на румпель». Соответственно, Мердок (вахтенный офицер) и дал команду «на румпель», но запаниковавший рулевой Роберт Хитчинс машинально выполнил команду «на руль», как его учили. На то, чтобы изменить курс у них было всего четыре минуты, и когда Мердок заметил ошибку Хитчинса и попытался ее исправить, было уже поздно». Интерференция навыка вполне могла стать причиной катастрофы «Титаника».

Катастрофа самолета ЯК-42 под Ярославлем. «Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты катастрофы самолета   Як-42, который разбился 7 сентября 2011 г. после взлета с ярославского аэропорта «Туношна». Причиной трагедии стал человеческий фактор».

«Российская газета» сообщает, что первый и второй пилоты не были нормально подготовлены. Параллельно с переучиванием на этот тип самолета они продолжали летать на Як-40. Конструкция педали торможения на Як-42 и на Як-40 отличаются друг от друга. Из-за этого экипаж, привыкший летать на Як-40, расположил на педалях ноги по привычке, а не должным образом. Кто именно из пилотов давил во время взлета на педали тормоза, точно сказать нельзя. Но это привело к нарушению взлета и к левому крену, разрушению левого крыла, вытеканию топлива, к столкновению с вышкой радиомаяка и падению самолета».

В 1981 г. потерпел катастрофу самолет ТУ-104, на борту которого находилось практически все командование Тихоокеанского флота. В результате проведенного расследования комиссия сделала вывод: «Последняя ошибка –экипаж начал взлет на несколько сотен метров раньше, чем следовало. Командир экипажа – первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 10 лет, стал выполнять взлет по входящей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор высоты, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей». В результате чего перегруженный самолет с нарушенной центровкой сразу же после взлета принял положение «креста», при котором управление самолетом становится невозможным». Добавим, что быстрый набор высоты присущ именно военным летчикам по двум причинам: самолет на большой высоте менее уязвим для оружия противника. Вторая причина – чем быстрее самолет наберет высоту, тем меньше он израсходует топлива. Этот прием при взлете был свойственен командиру ТУ-104.

Таким образом, сочетание перегрузки самолета и интерференция навыка (крутой набор высоты) создали предпосылку для катастрофы.

Все чаще на навыки влияет интерференция необходимости экономии средств. Летный состав получает премию за экономию топлива (катастрофа под Донецком, когда экипаж вместо того, чтобы обойти грозу по фронту +200км, решил пройти верхом и завалил Тушку на потолке, попав в сваливание).

Наиболее массовое проявление интерференции навыков наблюдается на автомобильных дорогах, когда водитель, работающий, например, на грузовом автомобиле, пересаживается за руль современного легкового автомобиля. Но особенно фактор интерференции навыка срабатывает, когда водитель, привыкший к правостороннему движению, попадает на дорогу с левосторонним движением. Поэтому туристам рекомендуют в целях безопасности не водить автомобиль самостоятельно на автодорогах с непривычным для них движением.

Таким образом, особая опасность явления интерференции навыков заключается в том, что сформировавшиеся привычки используются автоматически. В условиях дефицита времени, в ситуациях, характерных для этих условий, человеку свойственно действовать в соответствии с прочно усвоенными, доведенными до автоматизма навыками.

На снижение аварийности, вызванной человеческим фактором, существенно может повлиять смена концепции в области обеспечения охраны труда и здоровья.

Охрана труда — одна из важнейших сторон любой деятельности, однако она представляется многим столь старым и привычным делом, что возможность новых подходов в этой сфере не всегда приходит на ум даже специалистам.

Долгое время в этой области использовалась формулировка как «профессиональная безопасность и гигиена труда». Таким образом, в юридической традиции России понятие «гигиены» фактически подменяло собой термин «здоровье», ввиду чего последний на долгие годы вообще выпадал из терминологического ряда, связанного с охраной труда.

На первый взгляд, все это отвлеченные лингвистические придирки, но именно этот лингвистический аспект определяет, что же именно следует гарантировать работникам вместе с безопасностью — только гигиену или в целом здоровье.

Ответ на этот вопрос сразу дает определенную трактовку охраны труда в целом. Если ответ ограничивается безопасностью и гигиеной труда, то обязательства перед работниками исчерпываются необходимостью обеспечить им эти параметры лишь в рамках производственного процесса, причем отправной точкой становятся сами условия труда. В том случае, когда они безопасны и гигиеничны в целом, согласно стандартам обязанности по обеспечению охраны труда на производстве можно считать выполненными. Именно так до последнего времени выглядела общая идея охраны труда. Однако, если иметь в виду здоровье работников, то появляется обязанность более комплексной ответственности.

В этом случае возникает вопрос, в каком состоянии здоровья работник находился до вступления в трудовые отношения, не ухудшилось ли это состояние в процессе трудовой деятельности и не ухудшится ли оно впоследствии, в том числе по завершении им профессиональной карьеры, вплоть до конца его жизни, т.е. отправной точкой здесь служит сам работник — конкретный человек, с его вполне конкретными физическими, физиологическими, психологическими и ментальными особенностями.

Таким образом, одна уточненная формулировка послужит базой для полного обновления концепции охраны труда.

Еще в 1994 г., Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) утвердила Всеобщую глобальную стратегию в области профессионального здоровья. Стратегия рекомендует в общем виде десять приоритетных задач в области охраны труда. Среди этих задач, «разработка необходимых концептуальных инструментов», «развитие здоровой производственной среды», «укрепление системы обеспечения профессионального здоровья», «снабжение информацией широких слоев населения» и «развитие сотрудничества в области профессиональной безопасности и здоровья». Для каждой такой задачи Стратегия предлагала детальное описание, обоснование, а также перечень международных и национальных мер по ее решению.

Организациям предлагался целый комплекс рекомендаций по построению и поддержке локальной системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем, среди которых назывались:

— приоритеты в деятельности корпоративной системы по управлению профессиональной безопасностью и здоровьем;

— рекомендации по разработке корпоративной политики в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, с привлечением к этому процессу работников предприятия;

— система обязанностей и ответственности работодателя;

— вопросы планирования и реализации задач корпоративной системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем, а также ее дальнейшего совершенствования;

— вопросы мониторинга и оценки результативности деятельности корпоративной системы управления и др.

Мы шли по льду мой друг провалился я лег на живот взяд палку протянул ему и вытащил его

Надеюсь помогла. Извините если, что-то не так.

Во всем мире установили устройства для освещения помещений.

б — это точно

——————————————————-

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ:
При сигнале «Внимание всем!» включите радиоприемник и телевизор для получения достоверной информации об аварии и рекомендуемых действиях. 
Закройте окна, отключите электробытовые приборы и газ. Наденьте резиновые сапоги, плащ, возьмите документы, необходимые теплые вещи, 3-х суточный запас непортящихся продуктов, оповестите соседей и быстро, но без паники выходите из зоны возможного заражения перпендикулярно направлению ветра, на расстояние не менее 1,5 км от предыдущего места пребывания. Для защиты органов дыхания используйте противогаз, а при его отсутствии – ватно-марлевую повязку или подручные изделия из ткани, смоченные в воде, 2-5% растворе пищевой соды (для защиты от хлора), 2% растворе лимонной или уксусной кислоты (для защиты от аммиака). 
При невозможности покинуть зону заражения плотно закройте двери, окна, вентиляционные отверстия и дымоходы. Имеющиеся в них щели заклейте бумагой или скотчем. Не укрывайтесь на первых этажах зданий, в подвалах и полуподвалах. 
При авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях, связанных с транспортировкой АХОВ, опасная зона устанавливается в радиусе 200 м от места аварии. Приближаться к этой зоне и входить в нее категорически запрещено. 

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ:
При подозрении на поражение АХОВ исключите любые физические нагрузки, примите обильное питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу. Вход в здания разрешается только после контрольной проверки содержания в них АХОВ. Если Вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки – выбросите. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасности. 

АХОВ — аварийно-химически опасное вещество.

  • Рассказ на тему человек и общество
  • Рассказ наташа элен и все часть 209
  • Рассказ на тему чего летом не бывает
  • Рассказ наташа часть 180
  • Рассказ на тему цирк