-
- 0
-
Помогите) Какое сочинение можно написать по этой теме? Темя «Подготовка к концерту» Надо 5 предложений и что-бы там были главные члены в предложение.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
Матвей устраивали концерт. Петя позвал хор «Незабудки» и детей из танцевального кружка. Катя и Сережа танцевали русский-народный танец, а Саша, Толя и Егор пели. Каждый из них старался. Учитель Кирилл Николаевич помогал приподавая хор, а с танцами помогала Ольга Юрьевна.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
В 3 «А» Девочки и мальчики готовятся к выступлению. У них в школе концерт
.Ребята Витя Коля и Никита будут петь песни которые сочинили сами.Они распеваются.И им помогает Савелий.Маша , Саша и Дима готовятся к танцивальному номеру. У них сложные движения и к тому же народный танец. Все ребята очень волнуются. Они будут выступать перед своей школой и перед другими зрителями. Но все ждали с нетерпением.И у них всё палучиться!
-
Комментариев (0)
-
Соченение на тему » Подготовка к концерты»
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
tyshawnbartlett882
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия1 минута назад
Определить коэффициенты активности и активность всех ионов в водном растворе Na2SO4 с молярной концентрацией 0,005 М.
-
Химия2 минуты назад
Определить значение рН 0,01 М водного раствора аммиака.
-
Химия3 минуты назад
Определите растворимость в воде (s, моль/л) труднорастворимой соли Tl2CO3 . Какой станет растворимость этой же соли при добавлении 0,2 М раствора карбоната натрия?
-
История3 минуты назад
Помогите выбрать верный вариант прошу
-
Химия8 минут назад
Помогите с Химией!!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Химия1 минута назад
Определить коэффициенты активности и активность всех ионов в водном растворе Na2SO4 с молярной концентрацией 0,005 М.
-
Химия2 минуты назад
Определить значение рН 0,01 М водного раствора аммиака.
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2621
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Содержание
1. Концертное выступление как высший этап работы над музыкальным произведением;
2. Психологические основы концертного волнения. Методы и приемы их преодоления;
3. Подготовка ученика к участию в конкурсе. Некоторые методические советы.
Введение
Раскрытие сущности этапа подготовки исполнителя к концертному выступлению, его особенности, характеристика основных методов и приемов преодоления сценического волнения.
Безусловно, концертное исполнительство проявляет, не только личный талант ученика, его одаренность, но, прежде всего, степень его профессиональной самостоятельности. Именно поэтому так важно, чтобы на всем протяжении подготовки к концертному выступлению и на самом выступлении ученик мог организовать себя, контролировать себя и, после концерта, дать самостоятельную оценку своему выступлению.
.
1.Концертное выступление как высший этап работы
над музыкальным произведением
Высшим этапом работы на музыкальном произведением является его концертно-сценическое исполнение. Публичное представление результатов долгой и упорной работы ответственное само по себе, но это еще и возможность показать слушателю произведение, которое нравилось с первых тактов знакомства с ним, возможность передать свою эмоциональную взволнованностью художественной замыслом и кругом образов этого произведения, свои ощущение и понимание этой музыки . Ответственность публичного выступления возрастает в условиях учебного процесса, если это отчетный концерт, на котором оценивается достижения отчетного периода и выставляется оценка.
Методика подготовки к концертному выступлению является предметом пристального внимания музыкантов-преподавателей. Ими разработаны разнообразные методики, которые эффективно используются в музыкально-педагогической практике. Известно, что концертное выступление требует быстрой, максимальной концентрации психической энергии во время разового выступления, эмоциональной и физической выносливости при публичном исполнении музыкального произведения, особой мобилизации психических, физических и интеллектуальных ресурсов и строгой внутренней дисциплины.
Не будет преувеличением, если сказать, что подготовка к концертному выступлению начинается с выбора программы. Безусловно, составляя учебный репертуар ученики я, преподаватель учитывает требования программы, ближайшие, наиболее актуальные задачи развития профессиональных качеств своего ученика, его пожелания. Но в репертуаре ученика необходимо уже на втором этапе работы над произведениями отметить те, которые позволят наилучшим образом представить его достижения за отчетный период. Желательно, чтобы эти произведения нравились ученику, вызывали в нем желание овладеть ими, чтобы на них ярко можно было проявить его лучшие личные качества. Степень технической и художественной сложности этих произведений не должен превышать исполнительские возможности ученика на данном этапе его развития, но, в то же время, было бы полезно, чтобы на выполнении этих произведений можно было продемонстрировать его постепенный профессиональный рост.
Именно такие произведения дают возможность исполнителю на любом этапе его обучения услышать импровизационную свободу, которая является основным показателем художественной и технической готовности программы. Такая импровизационной свобода позволяет наслаждаться сценического исполнения, что является необходимым условием профессионального воспитания исполнители. Добавим, что произведения, которые требуют крайних усилий ученика не рекомендуется выносить на отчетные концерты, хотя их очень полезно включать в репертуар, особенно если это соответствует личному желанию ученика. Таким образом преподаватель заранее исключает ту часть эстрадного волнения, которая возникает из-за непобедимого сложности.
Безусловно, концертное исполнительство проявляет, не только личный талант ученика, его одаренность, но, прежде всего, степень его профессиональной самостоятельности. Именно поэтому так важно, чтобы на всем протяжении подготовки к концертному выступлению и на самом выступлении ученик мог организовать себя, контролировать себя и, после концерта, дать самостоятельную оценку своему выступлению.
Наиболее ответственные звенья концертного выступления: итоговая репетиция, поведение в день выступления, выход на сцену и уход из нее, начало выступления. Обратим внимание на некоторые методические рекомендации, относительно них.
Итоговая репетиция проводится в том помещении, где будет проходить выступление, чтобы ознакомиться с самим помещение и его акустикой. Чтобы повысить ответственность исполнителя, очень полезно пригласить на эту репетицию публику (других преподавателей, учеников своего класса, друзей). Итоговая репетиция предусматривает однократное, максимально ответственное выполнение всей программы в том порядке, в котором произведения будут звучать на концерте. Перед итоговой репетицией необходимо провести соответствующее количество предварительных репетиций (целостное воспроизведение всей программы), которые могут проводиться как дома, так и в любом другом помещении. И снуют предрассудки, что концертное выступление всегда хуже репетиционное. Но на самом деле успешная репетиция позволяет оценить степень подготовленности исполнителя и указывает на потенциальную возможность еще более успешного выступления, если исполнитель мобилизуется и не успокоится на достигнутом.
В день концерта у большинства исполнителей, музыкантов, возникает «перед концертное волнение».Интенсивность волнения прямо не связано с качеством выступления: даже при очень сильном волнении возможно добиться высоких результатов, и при отсутствии волнения можно расслабиться и сыграть плохо.
Методические рекомендации о поведении в день выступления довольно однотипные. Необходимо беречь нервно психическую энергию, много не читать, не разговаривать, не смотреть телевизор. Играть рекомендуется немного, причем произведения концертной программы проигрывать в медленных темпах, эмоционально сдержанно. Известно, что в день концерта полезно на столько играть, сколько обдумывать произведения с нотами в руках. Наконец, полезно играть инструктивных материалов, а также произведения, которые хорошо были изучены и уже успешно сыграны когда-то в концерте. Такое восстановление ранее достигнутой координации элементов игры плодотворно влияет на выполнение новой программы.
В артистической комнате не рекомендуется вести бессмысленные разговоры. Также не нужно молча ходить по комнате. Лучше сидеть спокойно в удобной позе, при расслабленной мускулатуры (преподавателю необходимо научить этому заранее). При необходимости «разыгрывания рук» возможно играть гаммы, этюды, либо в медленном темпе отдельные эпизоды концертных произведений. Но наиболее полезно без инструмента перебирать в памяти разные эпизоды программы. (При этом такой осмотр не должен превращаться в «поиск слабых звеньев»!).
Очень важным моментом, который предшествует выходу на сцене появляется вхождение в образ. Хотя в день концерта исполнителя и живет в образах своей концертной программы, но перед началом выступления необходимо вызвать особенно творческий, эмоционально приподнятое настроение. Это достигается путем воспоминаний наиболее эмоционально напряженных и ярких эпизодов произведений, характерных деталей музыки. Очень полезно припоминание словесных характеристик музыкальных тем и эпизодов (поэтому в повседневной работе так важно ими пользоваться!).
С учеником необходимо неоднократно отрепетировать выход на сцену и уход из нее. Наиболее приемлемые здесь энергия и выдержка, чувство достоинства и скромность. Не нужно долго искать удобную посадку, растирать руки, тщетно двигаться, оглядывать зал, искать микрофон и т.д. — все это необходимо делать быстро, не проявляя излишнего волнения.
Полезно приучить ученика использовать те несколько секунд, которые проходят между выходом на сцену и началом игры, чтобы проверить состояние исполнительского аппарата, создать необходимую эмоциональную и мышечную настройку, установить начальный темп первого произведения.
После окончания программы не нужно срываться с места. Необходимо выдержать паузу, дать возможность музыке «прекратился», после чего с достоинство встать, поклониться слушателям и в спокойном темпе покинуть сцену.
Добавим, что никакая, самой пристальное подготовительная работа не освобождает исполнителя от интенсивной активности во время выступления. Творческая активность при этом должна сочетаться с самообладанием и самоконтролем, позволяющие управлять своим выступлением, достигать наиболее плодотворных художественных результатов.
Что касается учеников, то многим из них в одинаковой степени не хватает и того и другого: они недостаточно захвачен и недостаточно осознанный как в домашней работе, так и на эстраде. Это заставляет нас обратить особое внимание преподавателей на формирование этих необходимых качеств в течение всего времени работы с учениками.
2.Психологические основы концертного волнения. Методы и приемы их преодоления
Сценичная практика ставит проблему преодоления вредного сценического волнения. Создание благоприятных условий для плодотворной концертной деятельности, а значит, развитие каждого музыкального дарования с максимальным успехом — Одна из важных задач музыкальной методики. Поэтому не удивляет, что лучшие музыканты исполнители и знаменитые педагоги посвящают проблеме преодоления эстрадного волнения многие страницы.
Волнение при концертном выступлении говорит о высокой ответственности музыканта.
Если волнение не переходит границы естественного, оно способствует боговдохновенным исполнения. Г.Нейгауз отмечает, что главная причина такого волнения: … «та высокая духовная напряженность, без которого невозможно представить человека, призванного» ходить перед людьми «, сознание, что он должен сообщить людям, которые собрались его слушать, что-то важное, значительное, что глубоко отличается от ежедневных бытовых переживаний, мыслей и чувств. Такое волнение, — подчеркивает Г.Нейгауз, — хорошее, необходимое волнение, и тот, кто к нему не способен, кто выходит на эстраду как чиновник приходит на службу, уверен, что он и сегодня выполнит возложенные на него поручения, — тот вряд ли сможет быть настоящим артистом » .
Но иногда встречаются случаи волнения, которое переходит все допустимые границы и напоминает болезнь. Особенно часто такое волнение характерно для подростков и тех музыкантов, которые не имеют достаточной сценической практики. Непосредственно перед концертом мерзнуть, или, наоборот, потеют руки, они становятся в одних — легкими, у других — тяжелыми, некоторых тянет в сон, появляется чувство неуверенности, страх, сбивается дыхание, возникают проблемы памяти и т.д. Такое волнение мешает исполнителю проявить свой талант, поэтому задача музыкальной психологии и педагогики установить причины этого волнения, а методики — показать пути его преодоления.
Среди причин эстрадного волнения укажет следующие:
— несоответствие произведения музыкальным и техническим возможностям ученика;
— неуверенность, обусловленная тем, что ученик не работал над произведением автоматически, бессознательно;
— текст не изучен хорошо «на память»;
— повышенная самокритика, излишнее внимание к своей личности;
— слабая нервная система, болезненность.
Перечисленные выше причины позволяют выработать методы и приемы борьбы с эстрадным волнением. Сюда относятся:
Первый известное и уверенное овладение музыкальным произведением, ясное представление о произведении, как о едином целом, как о естественном развитии музыкальной мысли.
Вторая Сознательное овладение технически сложными эпизодами.
Третья Сознательное, активное освоение произведения наизусть. При этом необходимо установить целесообразные отношения между сознанием и автоматичностью, что зависит от степени сложности текста.
Четвёртое Сознательная тренировка исполнения перед публикой, которая обеспечивает смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность.
Пятый Сознательная поддержка организма — повышенное количество витаминов, сбалансированное питание, физические упражнения, овладение навыками самовнушение, достаточное количество сна, отдых на открытом воздухе.
3.Подготовка учащихся к участию в конкурсе.
Некоторые методические советы.
История музыкальных конкурсов свидетельствует об их важной, порой решающей роли в судьбе исполнителей разных эпох. И будет преувеличением утверждать, что любой преподаватель мечтает об успешной профессиональной карьеры своего наиболее талантливого ученика. Сегодня наиболее традиционный и эффективный путь достижения этой цели — участие и победа в престижном музыкальном конкурсе. Возможно поэтому количество музыкальных работников в мире растет с каждым годом. И это не удивляет, потому, что музыкальный конкурс — одна из наиболее убедительных возможностей доказать свою профессиональную достоинство и зрелость.
Концертная деятельность существенно отличающийся от конкурсной деятельности, что связанный а, прежде всего, с отсутствием элемента сравнения. Каждый музыкант — участник концерта, независимо от качества выступления, может рассчитывать на симпатии слушателей, которая вызвана теми, или иными его качествами: смелостью, эмоциональностью, виртуозностью, непосредственностью и т.д. И это реакция зрителей (в том числе и членов комиссии, если концерт — экзаменационной отчет). Поскольку во время концерта главный критерий успеха — Реакция слушателей, возможно говорить о том, что на концертном выступлении отсутствуют такой высокий уровень ответственности и максимального напряжения, которые являются обязательным атрибутам конкурсного прослушивания. Дело в том, что главная цель участника конкурса — доказать свою личную преимущество над соперником, добиться преимущества, присуждаемая высоким жюри. И решение жюри — лучших музыкантов страны и мира. — Выносится в соответствии с системой оценок, которая не допускает поблажек (учета прошлых достижений конкурсанту, его физического и психического состояния, компенсации технических ошибок музыкальности, эмоциональностью и т.д.). Учитывая определенную стихийность исполнительской деятельности, возможно представить себе высшую степень нервного напряжения, как сопровождает конкурсное выступление. Психический и физический дискомфорт значительно углубляется в связи с другими факторами: сменой бытовых условий, сложностью переездов, необходимостью срочного решения многих организационных вопросов, отсутствием поддержки со стороны членов семьи и друзей и т.д.
Чтобы процесс подготовки к конкурсу был плодотворным, а само участие — успешным, педагог и ученик должны иметь определенные личные и профессиональные качества. Их взаимодействие должно основываться на педагогике сотрудничества, которая предусматривает в меру демократические отношения доверия. Кроме того, необходима поддержка со стороны родных конкурсанта.
Особенности методики подготовки к музыкального состязания заключается, прежде всего, в организованной деятельности (оформление документов, организация переезда и т.д.), Регуляции физического и психического самочувствия музыканта, овладении способами создания оптимального игрового состояния конкурсанту. Что касается выбора и подготовки программы, то повышенная ответственность, которая связана с конкурсной деятельностью требует особого пристального внимания преподавателя к каждому из этапов работы ученика над музыкальными произведениями.
Психологический настрой музыканта зависит от конкретной фазы эстрадного волнения, а также от его личных особенностей. В период подготовки к конкурсу возможно использовать различные методы (аутогенная тренировка, беседы, внушение, гипноз), которые сегодня широко используются в практике спортивных работников. Непосредственно перед выступлением наиболее эффективным будет метод самовнушения, потому, что в этот момент любая информация со стороны почти не воспринимается. Принципиальное отличие конкурсной психологической подготовки от настройки перед концертным выступлением в том, что она должна не успокоит, а, наоборот, вызвать максимальную активность, создать «боевой настрой», желание играть и стремление победить, с учетом распределения сил и энергии на все туры конкурса.
Подробное рассмотрение структуры современных музыкальных конкурсов дает основание утверждать, что их многогранности и разнообразие дает возможность выбора музыкантам любого уровня. Достижения белорусских исполнителей на международной музыкальной арене, их активная творческая деятельность, высокий уровень профессиональной подготовки — все это свидетельствует о назревшей необходимости создания целенаправленной специальной методики подготовки к музыкальным соревнований на всех уровнях музыкального образования.
Заключение
Наивысшей точкой исполнительского процесса является концертное выступление, в течение которого исполнитель, как появляется соратникам, с творцом композитора, а не только посредником между ним и публикой. От того, как исполнитель понял художественную задумку автора и как он смог ее реализовать, зависит представление о музыкальном произведении слушателя.
— Ответственностью за высокую миссию обусловлено естественное сценическое волнение исполнителя, которое помогает ему, способствует боговдохновенным исполнения.
— Все случаи вредного, «разрушительного» волнения связаны с недостаточно сознательной работой исполнителя над произведением и его завышенной самооценкой.
— Между концертным и конкурсным выступлениями есть много различий, имеющих принципиальный характер и проявляются на уровне цели и задач, а также на организационном, эмоциональном и психологическом уровнях. Именно поэтому методики подготовки учащихся к разового концертного выступления и к участию в конкурсном соревновании будут разные.
Ключевые понятия: концертное исполнение, эстрадное волнение, сценическое самочувствие, конкурс, музыкальное соревнование.
Список литературы:
1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство, Л.: Музыка,2000г.
2. Вицински й А. Эстрадное исполнение / / Вицински й А. Процесс работы пианиста-Исполнитель над музыкальным произведения. — М.: Классика, 2004.
3.Гофман И.. Публичная игра / / Гофман И.. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М.: Госмузиздат, 2010
4.Коган Г. В вратам мастерства. — М.: Классика, 2004.
5.Майкапар С. Первое чтение / / Майкапар С. Как работать на роялти. — Л.: Музгиз, 2010г.
6Нейгауз Г. О Концертная деятельности / / Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 2012г.
Российская Федерация
Администрация города Сельцо Брянской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа
искусств» города Сельцо Брянской области
Методическая
работа на тему:
«Подготовка учащихся к концертному выступлению».
Подготовила:
Краснобаеваа Н.А.
преподаватель по классу фортепиано
МБУДО
ДШИ г. Сельцо Брянской области
2020
Содержание
1.
Введение
2.
Концертное выступление как
высший этап работы над музыкальным произведением. Подготовка к концертному
выступлению.
3.
Психологические основы концертного
волнения. Методы и приемы его преодоления;
4.
Заключение.
Введение
Концертная
деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя и на
наш взгляд, для формирования психического состояния творческого подъёма во
время выступления наиболее ценными являются следующие потребности: потребность
приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе; потребность в
творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой, а также потребность в
самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое
представление о музыкальном художественном образе.
Публичное
выступление – это решающий момент в творческой жизни исполнителя, это итог
длительной работы музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением.
И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта,
где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого
воображения, слышания, технических навыков, памяти, сосредоточенности в режиме
работы над произведением и общей культуры.
Зачастую
на этом этапе происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы даже
очень одаренным исполнителям, что подчас служит причиной их отказа от
сценических выступлений. Рассматривая причины срывов, происходящих с
исполнителем на сцене, хочется подробнее остановиться на проблеме эстрадного
волнения – проблеме внутреннего раскрепощения «на людях», умения освободиться
от сковывающих пут нервной напряженности. К. Станиславский с тонкой
психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное
состояние, переживаемое актером на сцене: « Когда человек – артист выходит на
сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности,
трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески
говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать».
Волнение
музыканта – исполнителя ничем не отличается от описанного самочувствия актера;
сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала – все это
дезорганизует творческие способности.
Для
многих учащихся концертное исполнение является далеко не простым делом.
Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно
играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня. Г.Нейгауз в своей
книге «Об искусстве фортепианной игры» вспоминает, как волновались перед концертами
такие знаменитые артисты, как А. Рубинштейн, Л. Годовский и другие. А.
Гольденвейзер пишет, что волнение перед выступлением было свойственно
большинству великих артистов. Как о редчайшем исключении из этого правила
говорит он об И. Гофмане, который совершенно не волновался перед концертом.
Цель методической
работы: Раскрытие сущности этапа подготовки исполнителя к концертному
выступлению, его особенностей, характеристика основных методов и приемов
преодоления сценического волнения.
Концертное выступление
как высший этап работы над музыкальным произведением
Высшим этапом работы над музыкальным
произведением является его концертно-сценическое исполнение. Публичное
представление результатов долгой и упорной работы ответственное само по себе,
но это еще и возможность показать слушателю произведение, которое нравилось с
первых тактов знакомства с ним, возможность передать свою эмоциональную
взволнованность художественной замыслом и кругом образов этого произведения,
свои ощущение и понимание этой музыки. Ответственность публичного выступления
возрастает в условиях учебного процесса, если это отчетный концерт, на котором
оцениваются достижения отчетного периода и выставляется оценка. Уже в период
обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что
выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед
слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим
педагогом, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он
может получить громадное художественное удовлетворение.
Несмотря на весь процесс воспитания, который проходит под
сильнейшим контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит
от индивидуальных способностей музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во
время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого
исполнителя по-своему.
Подготовка к концертному выступлению.
Методика
подготовки к концертному выступлению является предметом пристального внимания музыкантов-преподавателей.
На сегодняшний день разработаны разнообразные методики, которые эффективно
используются в музыкально-педагогической практике. Известно, что концертное
выступление требует быстрой, максимальной концентрации психической энергии во время
разового выступления, эмоциональной и физической выносливости при публичном
исполнении музыкального произведения, особой мобилизации психических,
физических и интеллектуальных ресурсов и строгой внутренней дисциплины.
Подготовка к концертному выступлению начинается с выбора
программы. Безусловно, составляя учебный репертуар ученика, преподаватель
учитывает требования программы, ближайшие, наиболее актуальные задачи развития
профессиональных качеств своего ученика, его пожелания. Желательно, чтобы эти произведения
нравились ученику, вызывали в нем желание овладеть ими, чтобы на них ярко можно
было проявить его лучшие личные качества. Степень технической и художественной
сложности этих произведений не должен превышать исполнительские возможности
ученика на данном этапе его развития, но, в то же время, было бы полезно, чтобы
на выполнении этих произведений можно было продемонстрировать его постепенный
профессиональный рост. Именно такие произведения дают возможность исполнителю
на любом этапе его обучения услышать импровизационную свободу, которая является
основным показателем художественной и технической готовности программы. Такая
импровизационная свобода позволяет наслаждаться сценическим исполнением, что
является необходимым условием профессионального воспитания исполнителя.
Добавим, что произведения, которые требуют крайних усилий ученика, не
рекомендуется выносить на отчетные концерты, хотя их очень полезно включать в
репертуар, особенно если это соответствует личному желанию ученика. Таким
образом, преподаватель заранее исключает ту часть эстрадного волнения, которая
возникает из-за «непобедимой» сложности.
Безусловно, концертное исполнительство проявляет, не только личный
талант ученика, его одаренность, но, прежде всего, степень его профессиональной
самостоятельности. Именно поэтому так важно, чтобы на всем протяжении
подготовки к концертному выступлению и на самом выступлении ученик мог
организовать себя, контролировать себя и, после концерта, дать самостоятельную
оценку своему выступлению.
Наиболее ответственные звенья концертного выступления: итоговая
репетиция, поведение в день выступления, выход на сцену и уход из нее, начало
выступления. Обратим внимание на некоторые методические рекомендации,
относительно них. Итоговая репетиция проводится в том помещении, где будет
проходить выступление, чтобы ознакомиться с самим помещение и его акустикой.
Чтобы повысить ответственность исполнителя, очень полезно пригласить на эту
репетицию публику (других преподавателей, учеников своего класса, друзей). Итоговая
репетиция предусматривает однократное, максимально ответственное выполнение
всей программы в том порядке, в котором произведения будут звучать на концерте.
Перед итоговой репетицией необходимо провести соответствующее количество
предварительных репетиций (целостное воспроизведение всей программы), которые
могут проводиться как дома, так и в любом другом помещении. Успешная репетиция
позволяет оценить степень подготовленности исполнителя и указывает на
потенциальную возможность еще более успешного выступления, если исполнитель
мобилизуется и не успокоится на достигнутом.
В день концерта у большинства исполнителей возникает
«предконцертное волнение». Интенсивность волнения напрямую не связана
с качеством выступления: даже при очень сильном волнении возможно добиться
высоких результатов, и при отсутствии волнения можно расслабиться и сыграть
плохо.
Методические рекомендации о поведении в день выступления довольно
однотипные. Необходимо беречь нервно психическую энергию, много не читать, не
разговаривать, не смотреть телевизор. Играть рекомендуется немного, причем
произведения концертной программы проигрывать в медленных темпах, эмоционально
сдержанно. Известно, что в день концерта полезно не столько играть, сколько
обдумывать произведения с нотами в руках.
Перед выходом на сцену не рекомендуется вести бессмысленные
разговоры. Также не нужно молча ходить по комнате. Лучше сидеть спокойно в
удобной позе, при расслабленной мускулатуре (преподавателю необходимо научить
этому заранее). При необходимости «разыгрывания рук» можно играть
гаммы, этюды, либо в медленном темпе отдельные эпизоды концертных произведений.
Но наиболее полезно без инструмента перебирать в памяти разные эпизоды
программы.
Очень важным моментом, который предшествует выходу на сцене, является вхождение
в образ. Хотя в день концерта исполнитель и живет в образах своей
концертной программы, но перед началом выступления необходимо вызвать особенно
творческое, эмоционально приподнятое настроение
С учеником необходимо неоднократно отрепетировать выход на
сцену и уход из нее. Наиболее приемлемы здесь энергия и выдержка,
чувство достоинства и скромность. Не нужно долго искать удобную посадку,
растирать руки, тщетно двигаться, оглядывать зал, искать микрофон и т.д. — все
это необходимо делать быстро, не проявляя излишнего волнения.
Полезно
приучить ученика использовать те несколько секунд, которые проходят между
выходом на сцену и началом игры, чтобы проверить состояние исполнительского
аппарата, создать необходимую эмоциональную и мышечную настройку, установить
начальный темп первого произведения.
После окончания программы не нужно срываться с места. Необходимо
выдержать паузу, дать возможность музыке «прекратился», после чего с
достоинство встать, поклониться слушателям и в спокойном темпе покинуть сцену.
Добавим, что никакая, самая пристальная подготовительная работа не
освобождает исполнителя от интенсивной активности во время выступления.
Творческая активность при этом должна сочетаться с самообладанием и
самоконтролем, позволяющим управлять своим выступлением, достигать наиболее
плодотворных художественных результатов.
Психологические
основы концертного волнения. Методы и приемы его преодоления.
Проблему
концертного волнения не обходит не один исследователь в области музыкальной педагогики
и психологии и частных методик обучения игре на инструментах. Действительно,
эта проблема, проблема эстрадного волнения, и такие вопросы – как избавиться от
излишнего волнения во время концертного выступления, как работать над эстрадным
волнением в период подготовки к выступлению – являются ключевыми в музыкальной
педагогике и психологии. Воспитание артистических способностей, в частности и
способности владеть собой в момент выступления – одна из основных задач для
педагога в формировании музыканта-исполнителя.
Концертное
волнение нужно рассматривать как разновидность эмоциональных состояний, которые
зависят от личностных особенностей индивидуума. Есть две разновидности
эстрадного волнения: «волнение – подъем» и «волнение-паника». Вследствие
индивидуальных особенностей психической организации каждого исполнителя,
состояние волнения по-разному отражается на качестве исполняемых произведений.
Одному
волнение помогает блестяще справиться со своей творческой задачей, способствует
большей яркости исполнения, лучшему контакту исполнителя со слушателем, то
другому приходиться затрачивать массу лишней энергии на преодоление волнения и
при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата, у многих
волнение доходит до болезненного состояния. Чаще всего это проявляется в
нарушении скоростной регулировки, теряется чувство темпа, нередко исполнителю
кажется, что он играет очень тихо, что его не слышно, и он начинает играть на
нюанс выше. Бывает обратное: гаснет темперамент, игра становится бесцветной,
беззвучной. Самое страшное, если вдруг отказывает память. Иногда это
сказывается не только на двигательной памяти, но и на музыкальной. В первом
случае может выручить музыкальная, а во втором – двигательная. Если этого не
случается, – неизбежна остановка. Нередко, волнение-паника приводит к срывам,
что приводит к душевной травме исполнителя. Это состояние называют «эстрадной
болезнью». Неудачное исполнение рождает неуверенность в себе, в своих силах и
возможностях, «боязнь» плохо сыграть, забыть текст, остановиться.
Каждый
исполнитель должен знать о причинах вызывающих эстрадное волнение, и уметь
бороться с ними.
Существует
целый ряд причин, вызывающих боязнь концертных выступлений: непривычная
обстановка, недостаточная техническая оснащенность, неудачно подобранный
репертуар, неуверенность в своих силах, неправильное психическое воздействие на
ученика со стороны педагога и окружающих.
Остановимся
на последнем, так как считаю – воспитание у ученика чувства и ответственности
«концертного выступления» – одна из задач педагога в момент прихода его в
музыкальную школу.
Что должен сделать педагог,
чтобы воспитать у ученика хорошее эстрадное самочувствие? Как и когда должно
происходить его знакомство со сценой? Опытные педагоги и психологи считают, что
приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения.
Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности музыканта–
исполнителя. И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка
направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной
предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры,
удовольствия от общения со слушателями.
Очень
важно для дальнейшего развития ученика, чтобы самые первые его выступления были
удачными. Большое значение для ученика имеет выбор программы и технические
способности. Но даже менее удачное выступление не должно вызывать отрицательную
реакцию у педагога на ученика. И со временем должна сформироваться вера в свои
силы и желание общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших
успехах и формировании музыканта-исполнителя.
Возвращаясь к причинам
концертного волнения, следует рассмотреть – непривычная обстановка.
Изменившаяся обстановка
вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. Поэтому перед концертом
необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый
зал имеет свои акустические особенности.
Интересно
наблюдение Янкелевича по поводу особенностей исполнения в зале: «для комнаты
хороша маленькая картина, но на площади нужен плакат. Чтобы увлечь,
заинтересовать аудиторию своим замыслом, надо четко, представить себе, какое
впечатление вы хотите произвести. Быстрая техническая игра в зале не производит
впечатления, она сливается, делается мелкой. В зале нужна крупная, выпуклая
игра, обостренная… мощное звучание, четкость пассажей техники. для этого надо
играть крупнее, выпуклее с фортепиано, но в несколько замедленном темпе, когда
все контролируется. Тогда создается и ощущение спокойствия на эстраде. В то
время как быстрая игра создает неустойчивость».
Еще
одна особенность, о которой не следует забывать. Во время работы, дома или в
классе, мы позволяем себе играть «не в полную душевную силу», как бы
упражняясь, проучивая. Я не исключаю этап проучивания произведения, но чтобы
музыкальное произведение не превращалось в упражнение или этюд , требуется в
конце занятия проигрывать его в темпе, словно на концерте, т.е. в присутствии
воображаемых слушателей.
Г.
Нейгауз: «Перед тем, как сочинение увидит свет «свет рампы», я его буду
непременно много раз исполнять у себя дома, в одиночестве так, как будто я его
играю перед слушателями. (Правда, я не задаюсь этой целью, но так как увлекаюсь
сочинением, то и «исполняю» его – для себя и для других, хотя и не
присутствующих.)»
А. Баренбойм рассказывает, как
один из видных советских пианистов репетирует новую программу, с которой ему
предстоит вскоре выступать:
«То, что он делает, со стороны
может показаться детской забавой… он выходит из другой комнаты
(«артистической») к роялю, представляет себе, что находится в концертном зале,
раскланивается перед аудиторией и начинает играть программу».
Многие
музыканты считают, что работу над произведением нельзя считать законченной,
если оно не было исполнено публично несколько раз. На раннем этапе, в
музыкальных школах, можно приучать ученика играть в присутствии других
учащихся. Также полезно исполнить программу родным, знакомым. Такие
проигрывания-исполнения приучают ученика сразу включаться в образ произведения,
вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной
сосредоточенности в процессе игры и т.д.
Весьма
желательны пробные звукозаписи своего исполнения – пусть даже самые
любительские несовершенные. Именно в процессе такой проверки, можно выявить
свои недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки.
Очень
полезно играть произведение с любой заданной точки. Еще один пример:
проигрывать пьесу в уме без нот, можно даже сочетать с прогулкой по улице.
Впрочем, подобных примеров
можно привести множество… Все это является тренировкой нервных процессов, в
результате которой вырабатывается сопротивляемость к посторонним внешним
раздражителям, концертное выступление становится привычным.
Негативно
на качестве исполнения сказываются пробелы в технической подготовке. Например,
если до выступления еще имелось излишнее напряжение в мышцах, то от волнения во
время выступления оно во много раз возрастает, проявляется скованность в мышцах
всего тела, руки начинают дрожать, плохо подчиняются и исполнителю. Где бы ни
возникало напряженное состояние и откуда бы ни исходило его воздействие, оно
всегда оказывает тормозящее влияние на свободу рук играющего.
Высказывания
К. Станиславского помогают шире взглянуть на вопрос о мышечных фиксациях:
«телесные «зажимы», даже в том случае, если они явственно не сказываются на
технике пианиста, сковывают его душевные переживания и творческое воображение.
Пока существует физическое напряжение, – пишет Станиславский об актере, – не
может быть речи о правильном чувствовании и о нормальной душевной жизни роли».
для того, чтобы помочь ученику избавиться от мышечных перенапряжений, можно
выбрать такой путь: временно отказаться от «выразительного» исполнения. Свести
к медленному темпу и выработать в себе, как предлагает К.Станиславский,
«мышечного контролера». При постоянном внимании, следить за тем, чтобы нигде не
появлялось излишнего напряжения, мышечных зажимов, судорог. Этот процесс
самопроверки и снятия мышечного напряжения должен быть доведен до «механической
бессознательной приученности».
Конечно же, комплексы
технического несовершенства проявляются при выборе «завышенной» программы.
Поэтому, выбирать программу следует, руководствуясь индивидуальными
психическими способностями и техническими возможностями ученика.
Еще один совет, который дает
А.Алексеев – «самые трудные места начинать учить в первую очередь, так, чтобы
они были подготовлены заблаговременно».
Также
существует психологический момент, стараться не акцентировать внимание на
технических проблемах ученика, чтобы не сформировать в нем комплекс, так как со
временем, в процессе выучки произведения, таковые будут исчезать. Также, одной
из причин возникновения концертного волнения, называют обострение сознательного
контроля над автоматически налаженными процессами.
Исполнение
произведения есть цепь автоматизированных движений, которые в психологии
называются навыками и вырабатываются в процессе сознательной деятельности. Л.
Баренбойм: «Чувство ответственности заставляет пианиста…, помимо их воли,
подвергать проверке перед выступлением и на самой эстраде те стороны
исполнительского процесса, которые отлично протекали и без специальной
направленности на них внимания. Автоматически налаженные процессы этим
дезорганизуется, и он забывает, что надо дальше играть». Как этого избежать?
Станиславский считает: «… единственно возможным может быть только полное –
без малейшего отвлечения – сосредоточение внимания на самом произведении
искусства; непрерывная и неустанная концентрация внимания на развитии
художественного образа. Предельная сосредоточенность такого рода «выманит»
увлеченность, творческое самочувствие и поможет сохранить самообладание на
эстраде».
Такая
собранность и сосредоточенность в значительной мере зависят от метода
художественно-педагогической работы с учеником и от его собственной
повседневной систематической тренировки своего внимания. Но, несмотря на все
это, паническое волнение иной раз все сметает на своем пути, в том числе и волю
к сосредоточенности.
Эстрадные
выступления требуют большой исполнительской воли и выдержки, так как музыкант
энергетически выкладывается. Надо уметь мобилизовать всю свою энергию и вместе
с тем умело ее расходовать. Для их «тренировки» полезно проигрывать всю
программу целиком несколько раз подряд, при этом стараясь сохранить внимание,
сосредоточенность и контроль за энергетическими затратами.
Чаще
всего исполнителя на сцене подводит память. Работа памяти сильнейшим образом
зависит от индивидуальных особенностей: от развития слуха, чувства ритма, от
развития техники и способности эмоциональных переживаний.
Если процесс запоминания был
выстроен правильно, и в запоминании участвовали и слуховой, и зрительный, и
моторный, и логический компоненты памяти, момент забывания не станет
катастрофой.
Есть несколько способов
выучивания пьес наизусть, применяя которые, можно достичь более прочного и
осмысленного запоминания. Учить надо начинать как можно раньше, с заучивания
отдельных кусков, предварительно, анализируя, выявив более неудобные технически
и гармонически эпизоды. Обычно пьесу учат наизусть на инструменте по нотам и
без нот. Полезно также учить по нотам без инструмента. Некоторые педагоги и
исполнители советуют учить без нот и без инструмента, например, во время
прогулки, продумывая сочинение.
Полезно
разобрать мелодическое и гармоническое строение пьесы, заучить не только
звучание, но и сам текст, авторские указания и мелодико-гармоническую
структуру, а также мышечные ощущения. Очень важно во время запоминания пьесы на
память – не забывать о художественной стороне. Всякое усилие, направленное на
запоминание, должно сочетаться с усилием, направленным на улучшение качества
игры.
Работа памяти, в известной
мере, зависит от эмоциональной значимости воспринимаемого материала. Не для
кого не секрет, что материал, вызывающий интерес, запоминается легче и прочнее,
чем тот, что заучивается неохотно. дело тут в том, что когда мы взволнованы,
все наши чувства обострены, мы видим и слышим острее, а когда мы видим и слышим
острее, то и запоминаем лучше.
«В
холодной душе, – говорит Г. Коган, – также трудно оставить глубокий след, как
отлить что-то из холодного чугуна». При запоминании важна направленность на
прочность запоминания. Если перед человеком ставится задача – запомнить
материал «надолго», «навсегда», то он обычно запоминает этот материал на более
длительный срок, чем при инструкции – запомнить на «короткий срок».
Очень полезной является игра в
медленном темпе, причем не только тогда, когда произведение еще разучивается,
но и тогда, когда оно уже выучено и даже исполнялось на сцене. Игра в медленном
темпе нужна для того, чтобы заложить прочный «психический фундамент», вникнуть
в разучиваемое место, вслушаться в интонацию, «рассмотреть» все это, как
говорит Г.Коган в лупу» и «уложить в мозгу», «надрессировать» нервную систему
на определенную последовательность звукодвижений, развить и украсить
психический процесс торможения.
Очень
важно при подготовке к концертному выступлению правильно распределить время,
чтобы не было судорожного доучивания накануне выступления. Произведение должно
быть прочно выучено наизусть задолго до этого. Но если срыв на сцене произошел
– не нужно что-то повторять, начинать сначала. Лучше всего сосредоточиться
продолжить спокойно играть дальше, помня о важности целостного восприятия
произведения слушателем. Готовясь к концертному выступлению, нельзя направлять
внимание на негативные эмоции. Главное средство борьбы с «волнением – паникой»
– это увлеченность своим делом. Как говорит К.Станиславский: «секрет-то,
оказывается совсем простой: для того, чтобы отвлечься от зрительного зала, надо
увлечься тем, что на сцене».
Нездоровый импульс иногда
исходит от самого педагога. Вопросы и замечания преподавателей: «Ты не
волнуешься? А ты не боишься?», или «да ты не волнуйся, ничего страшного тут
нет» – часто вместо ободрения приводят к болезненному возбуждению некоторых
учащихся. Если педагог волнуется, то свое волнение он обязан искусно скрывать,
чтобы не заразить им ученика. Конечно, способы психологического воздействия на
ученика непосредственно перед концертом зависят от его характера и самочувствия
в данный момент. В одних случаях нужно подбодрить ученика, вселить в него
уверенность в сильных сторонах его игры, опуская недостатки, в других –
разрядить чрезмерное напряжение шуткой, но если ученик распустил нервы, чтобы
привести его в себя, возможен даже окрик. Главная задача педагога в
психологическом воздействии на ученика – переключить, переориентировать
«волнение-панику» на «волнение– подъем».
Полезно
говорить о волнении как обязательном спутнике хорошего выступления. Многие
артисты говорят о том, что если перед концертом исполнитель не волновался,
впоследствии оказывалось, что концерт был не из удачных. Благодаря таким
беседам волнение приобретает другой характер: уходит слепой страх, на его место
приходит осознание волнения как чувства нормального, естественного в данной
ситуации и даже в чем-то полезного.
После
концерта нужно обязательно отметить положительные стороны выступления,
поддержать ученика. Особенно, когда речь идет о подростках – их эмоциональное
состояние нестабильно и все реакции обострены. Подробное обсуждение концертного
выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни,
похвалить за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая
положительные моменты в игре, мы способствуем более свободному поведению
ученика на сцене, развитию его артистизма. Нужно научить будущего музыканта
преодолевать временные неудачи. Вспомним слова М. Лонг: «Не падать духом – вот
в чем была моя опора в жизни».
Рассмотрев причины концертного
волнения, можно сказать, что большую роль для успешного выступления играет
правильный психологический настрой музыканта, который влияет как на
эффективность работы, так и на стабильность выступления.
По
мнению Г. Когана – психологический настрой «…имеет значение весьма важное,
гораздо большее, чем обычно думают, часто большее, чем обычно думают, часто
решающее… определяющее успех или неуспех… Это не значит, что правильной
настройки достаточно для достижения успеха в занятиях: это значит, что она –
необходимое условие для достижения полного наибольшего успеха, условие,
нарушение которого подчас, достаточно, чтобы потерпеть неудачу»
Важнейшим фактором успешной
работы является целенаправленность действия. Г.Коган выдвигает три основных
аспекта способствующих наибольшей продуктивности самостоятельной работы:
направление внимания на цель, сосредоточенность, страстное стремление к цели –
желание. К этому он добавляет также режим работы – как разновидность творческой
деятельности человека, требует умения распределять свои силы и время.
Итак,
«направление внимания на цель – первое условие успеха в работе»… « ясно
намеченная цель, ясно поставленная, ясно сознаваемая цель – первое условие
успеха в работе какой бы то ни было». В исполнительстве это означает: «Слушай
мысленно ту музыку, которую ты собираешься исполнять, представляй себе то
звучание, какое хочешь извлечь». Но нельзя видёть перед собой только конечную
цель – исполнение произведения целиком. Такая необходимость возникает лишь в
первый период «знакомства» с произведением и в завершающий период – период
«шлифовки». Средний же период требует расчленения музыкальной ткани на более
мелкие «куски».
Смутная,
неустойчивая цель «…обременяет игру множеством лишних движений… мешает
закреплению необходимой автоматизации вырабатываемой цепи движений… При
шатающемся (во время упражнений) ориентире в мозгу вместо одной «тропинки для
пальцев», занятых, скажем, в одном пассаже, таких тропинок образуется
двадцать… Из двадцати тропинок хорошо, если одна нацелена правильно: все
остальные ведут совсем не туда, куда нужно. В результате огромный труд,
затраченный исполнителем на прокладку двадцати тропинок вместо одной нужной,
оказывается не только на девять десятых излишним, но и вредным, так как в
надлежащую минуту пальцы «не знают» по какой из них бежать».
Второй
аспект, способствующий продуктивной работе: сосредоточенность. Намеченную цель
требуется воплотить при непосредственной работе за инструментом, тут и
выявляется второе условие успешности работы – сосредоточенность. Известно, что
разница между работой, проходившей с полной сосредоточенностью, когда
исполнитель не видит и не слышит ничего вокруг себя и занятий, отличается от
работы в «полусосредоточенности». Лишние мысли приводят к рассеянности внимания
и порождают лишние движения, тем самым, приводя к неполноценности результатов.
Однако,
продолжительность работы с полной сосредоточенностью имеет свой предел для
каждого музыканта и зависит от его индивидуальных качеств (возраста, уровня
мастерства, физического и душевного самочувствия, окружающей обстановки,
случайных обстоятельств). Этот предел является как бы сигналом для смены
работы. необходимости отдыха. «Ум как и глаз, устает, если долго
сосредотачиваться на одном предмете…, далеко не все отдают себе отчет в том,
что перенапряженное внимание утрачивает остроту воспринимаемости, а это
обстоятельство в свою очередь может привести к искажению запечатлеваемого
образа».
И.
Гофман говорит: Сосредоточенность – это первая буква в алфавите успеха.
Мастером становится лишь тот, кто оказывается в состоянии навести порядок в
собственном мозгу, успокоить на время толпу, теснящихся в воображении, образов,
удержаться в «очереди» нетерпеливых их просителей воплощения». Важно «… не
только уметь видеть, но и уметь не видеть, уметь временно закрыть глаза на
многое… сузить свой круг внимания, собрать последнее в «фокус»,
сосредоточиться на ближайшей «малой» цели».
Но и
самая верная постановка цели, и самая наивысшая сосредоточенность окажутся
ненужными, если отсутствует желание к достижению конечной цели. Поэтому желание
– есть третье условие успеха в работе. Желание не должно проявляться как
кратковременный порыв. Стремлений к победе только тогда становится
полноценным., Если обладает стойкостью. Такому желанию не страшны трудности и
препятствия и, несмотря на ряд объективных причин, которые оказываются
действительно непреодолимыми, подавляющее большинство неудач в искусстве (и не
только в искусстве) происходит от переоценки внешних препятствий и недооценки
внутренних достоинств. « Если вы перед встающим препятствием жизни
останавливаетесь в страхе и сомнениях, вы почти всегда побеждены» – говорит К.
Станиславский. «Желание – есть приказ сознания, мобилизующий, бросающий в бой
все силы организма, приводящий в действие скрытые резервы огромной мощности,
неведомо таящиеся в каждом человеке и прокладывающие непредвиденные пути к
победе». Желание успеха не есть критерий хорошего исполнителя. «Страстное
увлечение, страстная влюбленность не только в цель, но и в труд, ведущий к этой
цели – один из ярких отличительных признаков таланта» – говорил И. Гофман.
«(Только такая страсть, страсть перешедшая в сосредоточенный труд, в
методичнейшие упражнения, яростное хладнокровие которых питается высоким
каналом неумирающего « хочу», – только такая страсть имеет цену в искусстве,
только она рождает умение».
Главное
в процессе подготовки к выступлению – умение выработать чувство уверенности,
спокойствия. «Говоря об общем режиме перед концертом, можно сказать, что он не
должен резко отличаться от ритмической жизни и работы исполнителя. Лучше всего
находится в одиночестве и спокойно обдумывать программу, так как пустая
болтовня вредна. Некоторые исполнители прибегают к использованию дыхательной
гимнастики.
Не
надо забывать о режиме питания, главное не играть на концерте сытым, так как
общая активность снижается и мышечная деятельность препятствует пищеварению.
Что касается занятий в день концерта, то это сугубо индивидуально. Кто-то
приобретает уверенность, занимаясь по шесть часов в день концерта, кто-то
вообще отдыхает.
Да, мы
разбираем некоторые средства борьбы с волнением, но главное, чтобы, выходя на
сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное
отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не «страшным
судилищем». Не нужно бояться эмоциональных выступлений, ибо бояться их – значит
бояться жизни. Эмоция – это выражение жизни и не иметь их, значит не жить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приобретение
уверенности на сцене – это длительная работа музыканта. Но часто от повышенного
чувства ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и
педагог В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не
играй лучше, чем ты можешь», – снимая тем самым излишнюю установку на максимум
исполнения, приводящую к зажатости.
Полная отдача воплощению
музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении,
бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании – вот путь
преодоления сценического страха.
Список литературы
1.
Алексеев А. Методика обучения игре
на фортепиано. М., 1961.
2.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной
педагогики и исполнительства. Л., 1969.
3.
Блинова М. Музыкальное творчество и
закономерности высшей нервной системы. Л.,1974.
4.
Коган Г. У врат мастерства. М.,
1977.
5.
Нейгауз Г. Об искусстве
фортепианной игры. М., 1987.
6.
Станиславский К. Работа актера над собой.
М., 1938.
7.
Струве Б. Пути начального развития
юных скрипачей и виолончелистов. М. 1959.
As the sun begins to set earlier, the area concert scene grows more luminous. After months of carefully charting a path from oasis to oasis, from music festival to beach venue to outdoor one-off, listeners will again find themselves awash in a vast cultural reservoir.
An attempt at a comprehensive overview would be foolhardy. Here is but a sample of delights to come:
The Princeton Symphony Orchestra commences its subscription season on Oct. 7, when music director Rossen Milanov returns to the podium for a concert heavy on East-West connections. The characteristically imaginative program will feature Chinese pianist Di Wu in Rachmaninoff’s Piano Concerto No.1. Stravinsky’s “Song of the Nightingale,” based on Hans Christian Andersen’s fairy tale about a Chinese emperor, who literally learns to appreciate the value of a bird in hand, opens the program, and the concert concludes with a work by Chinese-American composer Zhou Tian, “The Grand Canal.”
The Princeton season is studded with examples of Eastern influence, including Rimsky-Korsakov’s “Scheherazade” (Nov. 4), Mahler’s settings of ancient Chinese poetry, “Das Lied von der Erde” (March 10), and Bela BarBarenboim and the West-Eastern Divan Orchestra (Carnegie, Feb. 3).
Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку «Большой английский концерт»
Let
the
English
Go
Цель
:
1.
Развитие
коммуникативных навыков учащихся.
2. С
оздание условия для активного и творческого развития личности.
3. Повышение интереса
учащихся к изучению иностранного языка.
Задачи внеклассного мероприятия:
Развивать у учащихся воображение и фантазию;
Формировать умение взаимодействовать в коллективе;
Воспитывать у учащихся ответственность за порученное дело, самостоятельность, чувство сопереживания;
Структура и содержание: ученики вместе с учителями готовят концерт, на который в качестве зрителей приглашаются учащиеся из других классов, родители и учителя.
Ход мероприятия
Видеоролик о необходимости изучения английского языка. (Приложение1)
Ведущий 1
.
Hello everybody! How are you? I hope you are fine.
Glad to see you at our big English concert!
Ведущий
2
.You see that English language is very important in our life. And we `ll prove it.
Ведущий
1
.We learnt to read and write.
Ведущий
2
.We learnt to tell stories and to sing songs.
Ведущий
1
.
Today our students will show you what they can do. You will listen to the English songs, rhymes and tales.
Ведущий
2
.
From my point of view they are very talented children. And they can prove it.
Well, it`s high time to start. Come on let’s go!
Ведущий
1
.Students of the 6-th form will open the concert with the song “
We all are little children
”
Выступление
учащихся
6
класса
Ведущий
1
.
Nataly, do you have any pets?
Ведущий
2
.
Yes, I do. I have got a cat. I like it very much.
Ведущий
1
.
As far as I know the children of the 5th form can sing a very nice song about a cat.
Выступление учащихся 5 класса «
Pussy
cat
»
Thank you very much. It was great!
Ведущий
1
.
Yes, it was really great. To have dogs
, cats, parrots and other pets is really nice
.
Let`s solve some riddles about animals.
I live on a farm.
I am pink.
I have a little tail.
My nose is called a snout.
And I say “Oink, oink”.
I am …. (PIG)
I have 4 legs and a tail.
I am very smart.
I like to play with you.
When I see a cat,
I say “Woof, woof”
I am ….(DOG)
I have 4 legs and a long tail.
I like to run fast.
I let you ride
on my back.
I eat hay.
And say “Neigh, neigh”.
I am ….(HORSE)
am a pet.
I am soft and furry.
I like to sleep and drink milk.
I don’t like mice and dogs.
I say “Meow, meow”.
I am ….(CAT)
I have four legs and a tail.
I have no teeth.
I can swim and dive underwater.
I carry my house around with me.
I am a…
(turtle)
I»m very, very big.
I like to eat peanuts and hay.
I have four legs and two big ears.
My long nose is called a trunk.
I am an…
(
е
lephant)
My skin is green and slippery.
I have four legs and webbed feet.
I eat bugs and little fish.
I can swim under water and hop on land.
I am a…
(frog)
I»m covered in colorful feathers.
I can whistle and I can talk.
I am a…
(parrot)
Ведущий
2.
Well done !
You are very clever!
Ведущий
1
.
Students of the 7-th form will sing you a song “If you are happy and you know it”
Выступление учащихся 7 класса
Ведущий
1
.Students of the 5-th form will sing a song “My Bonny lies over the ocean”
Ведущий
2
.Это шотландская народная песня. Происхождение песни доподлинно неизвестно, одной из гипотез является то, что песня, возможно, посвящена
(часто упоминавшемуся какКрасавчик принц Чарли
,
Bonnie
Prince
Charlie
).
После поражения в
в 1746 году Карл Эдуард Стюарт скрывался на острове
, а затем и на континенте. Его привенженцы-
могли вполне легально исполнять данную песню в его честь, учитывая, что английское прилагательное bonnie (красивый, хороший, милый
) может относиться как к мужчине, так и к женщине.
Выступление учащихся 5 класс “
My
Bonnie
”
Ведущий
1
.
It was great. Thanks, boys and girls.
Выступление
учащихся
6
класса
.
Сценка
Why don»t you like each other?
Why do you not finish your homework and come to watch TV?
Because I do not understand it. It is too difficult.
Why don»t you ask your teacher to explain it?
Because I do not like him.
And why don»t you like him?
Because he always shouts at me.
Why does he shout at you?
Because I do not do my homework.
Well, no wonder he shouts at you. Give me your book now. Let»s try to do it together.
Ведущий
1
.
С
hildren from the primary school love English too. They can play English games. read tales and sing songs. Korepanova Polina will sing a “Merry song” on three languages: Russian, Udmurt and English.
Выступление Корепановой Полины с песней «
Песенка веселая
»
Ведущий
2
.Compliments to Polina
Ведущий
1
.Do you like to play? Let`s play “Head, shoulders, knees and toes”
Игра
с
залом
Ведущий
2
.Love is the most important thing in our life. We love our families, friends, we love nature. Love is a wonderful feeling. Students from the 6-th form will sing a song about love.
Исполнение песни
I
Need
Your
Love
учащимися 6 класса
Ведущий
1
.
You are
very
talented
children
!
But our concert is over. It is time to say good
bye.
Ведущий
2
.
Thank you very much! We, ll meet next time. See you!
В следующее воскресенье у меня запланирован концерт. Как же я его жду. Здорово, что у меня будет ещё одна возможность выступить публично. Этот концерт стал возможен благодаря моей учебе и называется концерт регион. Каждый студент, если он вовремя обратится в концертный отдел, может запланировать себе подобный концерт, за который даже заплатят 75 евро. Но сейчас для меня это не главное и Слава Богу. Я, как мне кажется, научился наслаждаться своим выступлением и это доставляет мне настоящее удовольствие. Конечно же, концерты всегда мне нравились, но именно с недавних пор, как мне кажется, я нахожу в них что-то большее. Может быть с тех самых пор, как я принимал участие в гитарном мастеркурсе и имел возможность заниматься по шесть часов в день. У нас сейчас выпали выходные и праздничные пасхальные дни и в связи с этим нет никаких уроков и занятий. А ещё погода способствует сидению дома, ведь у нас значительно похолодоло — от +20 температура опустилась аж до +7 и с дождем. Что называется — все условия для работы. И продуктами мы закупились на несколько дней вперед… В репертуаре моего концерта очень красивые произведения. Я старался собрать все лучшее что умею на сегодняшний момент плюс, обязательно, что-то свежее для себя включить. А также перемешал музыку «посерьезнее» и «полегче», но это уже драматургия концерта, если можно так выразиться, концепция. Если раньше начинал концерты с сонаты Скарлатти и это доставляло мне немало трудностей, то в этот раз я поменял тактику и открою концерт красивой «Хороводной» Иванова -Крамского. Пусть публика привыкнет к звучанию гитары, а мы с гитарой — к акустике зала. Затем будет совсем свежее для меня произведение, сложное, но очень красивое. Это соната Джиакоза Хоакина Родриго. Сейчас основная работа вот уже 3 день
Ответить
Ответить
Другие вопросы из категории
Нужно заполнить второе предложение таким же смыслом как и первое. Использовать не более 5 слов с данными славами. 1)It would
be a good idea to get some petrol or you»ll ru out
You_____or you»ll run out. BETTER
2)My advice is to do lots of revisions.WERE
If___do lots of revisions.
3)I»m not good at laguages, so I won»t take up Spanish.WERE
Languages, I would take up Spanish.
Другое задание
4.Правильно ли the story was really exciting excited? КАК?
5.I»ll have to sitting(ingsatsit) two of my exams in the autumn because my marks weren»t good enough.
6.Kevin has been__(artist) since he was a baby and has always loved colours(в нужную форму поставить)
Помогите пожалуйста)
Вставьте в текст вместо точек модальные глаголы.
Jimmy … go to school
Jimmy is seven years old now. He … go to school.He … learn to write and to read. Jimmy is very
lazy. He … get up early. He … sit with a book. He is too lazy. Jimmy»s sister Polly is not lazy. She is a very good girl. She … read, write and count. Jimmy … count at all. He … write, but he … draw a glass in two minutes. He … draw a bottle of milk in tree minutes. He … draw a saucer in five minutes. Sam, Jimmy»s brother … read, write and count, but he … draw at all. Jimmy … draw a horse, a goat, a camel, a cat, a dog and even an Indian. He … draw a pine or a fur-tree in three minutes. Jimmy»s sister … draw a table or a box, but she … draw an animal. Jimmy … draw every thing, but his sister and brother …. Guess what it is. So Jimmy …. Learn how to sign his pictures. He… learn to write and to read. So he… go to school.
Урок 5. Подготовка к концерту
01.07.2015
4535
0
Цели
: ознакомление с модальным глаголом са
n
и его первичное закрепление в речи; введение новой лексики (глаголы движения, местоимения
he
/
she
); активизация изученных английских букв и звуков и введение новой буквы
Dd
; закрепление аудитивных навыков и навыков монологической речи.
Оборудование
: магнитофон; аудиозапись к уроку 5; карточки с транскрипционными значками; разрезная азбука; игрушечные животные; игрушка Незнайка.
Good
morning
,
children
!
(Good morning, Maria Petrovna!)
Good morning! Good morning!
Good morning to you!
Good morning! Good morning!
I am glad to see you!
Sit
down
,
please
.
Ребята, сегодня наши артисты будут готовиться к концерту, и мы им будем помогать. Если артист выступает хорошо, ему хочется всем рассказать об этом. Давайте научимся говорить о том, что умеют делать артисты.
II. Фонетическая разминка
(Учитель повторяет рассказ про обезьянку и дополняет его введением новых звуков.)
Обезьянка очень любит играть с мячом. Представьте, что ваши губы — это два красивых мячика, которые столкнулись друг с другом и мгновенно разлетелись в разные стороны. Теперь попробуйте произнести [
b
] так, чтобы сдуть перышко.
Отлично! Перышко улетело, значит, вы правильно произнесли звук [
b
].
Наша обезьянка любит играть в дождливую погоду. Когда она приходит домой, она греет свои лапки, дышит на них [
h
]. Давайте и мы согреем свои ручки.
III
. Ознакомление с транскрипцией английских звуков
Молодцы! Только что, играя с обезьянкой, мы произносили английские звуки. Точно так же, как и в русском языке, все английские слова состоят из звуков, которые мы слышим и произносим. Английские звуки имеют свои обозначения, они отличаются от русских, и их надо запоминать. Значки, взятые в квадратные скобки , — это условное изображение звуков. И называется это изображение «транскрипция». Только что вместе с обезьянкой мы произнесли звуки [
b
] и [
h
].
(Учитель показывает изображение этих звуков в транскрипции.)
Давайте откроем ваши тетради и запишем эти звуки: [
b
], [
h
]. А теперь вспомним, как наша обезьянка ходила к врачу и произносила звуки [
m
], [
w
], [
a
ı],
(Учитель показывает карточки с транскрипционными значками. Дети записывают транскрипцию звуков [
b
], [
h
], [
m
], [
w
], [
a
ı].)
Well
done
!
IV
. Активизация изученной лексики по темам «Животные»
и «Числительные»
Сегодня у нас в гостях Незнайка, с ним пришли различные звери. Сейчас Незнайка будет показывать нам игрушки, а вы будьте внимательны: вдруг Незнайка что-нибудь перепутает.
(Учитель достает из сумки игрушечных животных и от лица Незнайки называет зверей, при этом иногда ошибаясь. Задание для учеников: повторить название животного, если оно правильное, и поправить Незнайку, если он допустил ошибку.)
Посмотрите, зверушки выглядят невесело. Но чем же они так расстроены? Что случилось? Оказывается, Незнайка не сумел угадать, сколько зверушкам лет.
Let
’
s
ask
them
how
old
they
are
. Давайте спросим лисичку, сколько ей лет.
How old are you? (I am seven.)
(Учитель предлагает нескольким ученикам отвечать за животных.)
V. Закрепление аудитивных навыков и навыков монологической речи
Open your books, please, page 12, exercise 1.
Откройте ваши учебники на с. 12, упр. 1. Назовите зверей, которые изображены на картинке. Давайте прослушаем рассказ одного из них и постараемся определить, кто рассказывает нам о себе.
Вы догадались?
(Ученики работают с аудиозаписью упр. 1 (учебник, с. 12). Затем учитель может зачитать несколько подобных рассказов и попросить детей угадать соответствующее животное.)
А теперь послушайте мой рассказ и назовите животное.
Примерные рассказы:
Hi
!
I
am
Jack
.
I am four. I am a dog.
Hello! I am Kate. I am a cat.
Hi
!
I
am
Bob
. 1
am
an
elephant
.
Etc
.
А это кто?
Правильно, это лисичка.
(На данном этапе урока ученики также выполняют упр. 2 (учебник, с. 12).)
VI. Физкультминутка
Игра «Считай правильно»
(См. описание в уроке 4. Ведущим в данной игре может быть учитель или ученик.)
VII. Ознакомление с глаголами движения
Вы отдохнули, и мы можем заниматься дальше. Наши животные, будущие артисты, — очень талантливые, умеют выполнять разные команды. Я буду давать им различные команды, а вы понаблюдайте и постарайтесь догадаться, что я попросила их сделать.
(Учитель дает животным различные команды и имитирует выполнение данных действий животными ( run
,
jump
,
dance
,
fly
,
skip
,
sit
,
swim
,
play
,
count
,
sing
).)
Давайте попробуем повторить эти команды все вместе.
All
together
,
please
.
(Ученики повторяют за учителем команды, а затем от лица своих животных выполняют эти движения, используя игрушки.)
VIII. Введение речевого образца I са
n
…
Оказывается, наши зверушки умеют не только выполнять различные действия, но и рассказывать о том, что они умеют делать. Послушайте, как они об этом говорят. Крокодил говорит: «I са
n
swim
”.
Что он нам сообщил?
Правильно, он сказал: «Я умею плавать». Давайте научимся говорить об этом.
Now open your books, page 12. Repeat after me, please.
Повторяйте
за
мной
.
(Учитель знакомит учащихся с речевым образцом, используя информацию, данную в рамочке в упр. 2 (учебник, с. 12). Ученики повторяют за учителем слово сап и речевые образцы с ним. После фонетической отработки данных структур учащиеся по очереди выходят к доске, рассказывают от лица животных, что они умеют делать, и показывают эти движения, используя игрушки. Затем дети выполняют упр. 3 (учебник, с. 13).)
IX. Первичное закрепление в устной речи введенного речевого образца
I
can
run
и глаголов движения
Stand up, please. Now I will ask you to do something.
Сейчас я попрошу вас кое-что сделать.
Listen to me carefully and do what 1 ask you to do.
Слушайте меня внимательно и выполняйте движения, которые я назову.
(Учитель просит учащихся выполнить различные команды, используя в речи изученные глаголы движения. После каждого действия учитель побуждает учеников сказать, что они умеют совершать названное действие.)
Учитель.
Swim
!
Дети (хором).
I
can
swim
!
(Показывают
движение
.)
Now it’s your turn to tell the animals what you can do.
Теперь ваша очередь: расскажите животным, что вы умеете делать. А теперь расскажите, что умеют делать ваши подопечные зверушки. Составить такие предложения нам помогут слова
he
— он и
she
— она.
(Учитель предлагает детям выполнить упр. 4 (учебник, с. 13). Затем ученики составляют предложения для описания действий животных.)
X. Ознакомление учащихся с буквой английского алфавита
Dd
Давайте вспомним все изученные буквы английского алфавита (Аа, В
b
, Сс). Сегодня мы познакомимся со следующей буквой
Dd
. Послушайте очень грустную историю о мальчике, боявшемся зубного врача, которую рассказала мне буква
Dd
.
Который день, что значит
day
, я нем. Но, может быть,
Мне слово грозное
dentist
мешает рот открыть.
Мне скучен стал, что значит
dull
, друзей веселый свист.
Мой
Daddy
— папочка — сказал, что ждет меня
dentist
.
С утра мне мамочка твердит: «Мой
darling
— дорогой!
Он не злодей и не бандит, и он тебе не навредит.
Он —
doctor
— врач, хороший врач, отличный врач зубной».
(Учащиеся повторяют за учителем название буквы
Dd
, звуки, которые она передает, и записывают ее в тетрадь. Затем учитель предлагает детям прослушать аудиозапись и выучить стихотворение про новую английскую букву.)
XI.
Подведение
итогов
урока
Thank you for the lesson.
Спасибо
за
урок
. You have worked very well.
Вы хорошо поработали.
Let
’
s
learn
the
new
poem
. Давайте выучим новое стихотворение для прощания в конце урока.
I can jump, I can run,
I can sing, I can dance,
I can swim, I can’t fly,
I can climb and say «goodbye!”
(Учитель читает стихотворение и предлагает ученикам придумать подходящие движения.)
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: упр. 1, 2 ( lesson
5, с. 5).
Урок защиты проектов.
30 ноября 2016 года в 5 «В» классе провела урок Джамаладинова Заира Алиевна. По текущему учебному плану УМК В.П.Кузовлева каждый цикл завершается уроком защиты проектов. На этот раз это был проект подготовки концерта, афишы и сам концерт. Дети выступили по трем номинациям:
English
song
,
English
poem
и
Folk
dances
.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно. Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету. Учащиеся берут интервью, делают аудиозаписи, видеозаписи, собирают печатный материал. При таком подходе используются все четыре вида речевой деятельности: чтение, говорении, письмо и аудирование. В процессе работы над проектом в рамках изучения английского языка, устраняется разрыв ученика, изучаемого языка и его родного языка. В свою очередь это способствует расширению коммуникативных навыков. При этом в условиях реализации и выполнения проекта ученик определяет как содержание самого проекта, так и его англоязычное содержание. Учитывая специфику метода проектов, в обучении английскому языку проекты реализуются комплексно, так как язык, в любом случае, лишь часть всего проекта. Следовательно, лишь на уровне оценки уровня английского языка учащегося проект не подлежит анализу, так как следует учесть и содержание проекта, уровень творческой деятельности ученика, так и его способность представить проект. Проектная работа в обучении английскому языку представляет собой особый вид совместной деятельности учителя и учеников, результатом которой является комплексное развитие способностей учеников в овладении английским языком, а также навыков исследовательской деятельности.