Рассказ на тему повествование

Что такое повествование (с примером текста)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Со школьной скамьи всякий помнит, что существует три типа речи: повествование, описание, рассуждение.

Чтение книги

У каждого из них своя роль и свой набор отличительных признаков. Как распознать повествование среди текстов другого типа и научиться грамотно воссоздавать его на письме, расскажет эта статья.

Повествование — это…

Термин «повествование» имеет несколько значений. В широком смысле это рассказ о неких действиях, событиях.

Грамматически это слово представляет собой существительное, образованное от глагола «повествовать», значит, основной смысл понятия заключается в рассказывании, передаче некой истории.

В узком смысле повествование – это тип речи, который последовательно излагает произошедшие события.

Лингвисты выделяют следующие особенности повествовательных текстов:

  1. внутренняя динамика;
  2. описываемые события развиваются чаще всего в хронологическом порядке;
  3. действия логически связаны и объединены пространственно-временной принадлежностью.

Также повествование бывает информативным и изобразительным.

  1. Информативное — не просто рассказывает о событии, но и включает в себя полезные познавательные факты.
  2. Изобразительное освещает последовательную смену сцену, иллюстрирующих действие или происшествие.

Признаки повествования

Когда нам требуется определить, к какому типу речи относится текст, стоит обратить внимание на некоторые признаки:

  1. Событийность и внутреннее движение передаются с помощью глаголов, которые могут быть как единичными, так и встречаться в цепи однородных членов. Пример:

    Мы с Серёжкой проснулись на заре, проворно оделись, быстро умылись прохладной водой, накопали червей, взяли по горбушке хлеба и отправились на рыбалку.

  2. Чаще всего глаголы в повествовании имеют совершенный вид. Это связано с тем, что история, которая рассказывается в текущий момент времени, как правило, уже произошла ранее.
  3. При таких глаголах имеются или могут иметься наречия с фазовым значением: сразу, вдруг, неожиданно, внезапно, откуда ни возьмись и т.д.

Эти чисто «технические» языковые особенности помогут безошибочно распознать текст повествования.

Композиция повествовательного текста

Ещё одним важным признаком повествования является его особая композиция (что это?). Она строится по следующей схеме:

  1. Завязка (экспозиция);
  2. Развитие действия (с наивысшим моментом напряжения – кульминацией );
  3. Развязка.

В завязке действие только начинается. Обычно там сообщается, где, когда, при каких условиях событие зарождается, каковы его причины.

Далее действие постепенно развивается. Обычно каждому этапу развития событий посвящён отдельный абзац. Эта часть текста самая объёмная.

Когда рассказ достигает кульминации, внимание слушателя или читателя напряжено до предела. Все ждут, что же будет дальше. Об этом повествуется в развязке. В ней же может содержаться вывод о произошедшем, авторская оценка.

Пример текста повествования

Чтобы вам стало понятнее, как выглядит повествование, приведём текст в пример:

Как мы ехали в Вологду.

Когда закончился учебный год, родители стали думать, куда бы нам поехать летом. Они долго спорили, перечисляя то одно, то другое место. Наконец, мама предложила отправиться в Вологду.

Мы две недели паковали чемоданы и мечтали о Вологде. Это слово казалось мне похожим на облако или корову. И то, и другое было полно молока. Я представлял, как рыжая, с белыми пятнами корова Вологда медленно идёт вдоль Волги и позвякивает золотым колокольчиком…

Папа оказался более сведущим. Он рассказал мне, что Вологда – это старинный город, который входит в «Золотое кольцо» России, центр деревянного зодчества и столица кружевоплетения. В Вологде можно посмотреть на старинные каменные храмы, полюбоваться купеческими домами, которым больше ста лет и даже увидеть настоящий кремль. Узнав, что в Вологде есть Ботанический сад, сестрёнка стала просить отвести нас туда.

В день отъезда мы проснулись ни свет ни заря, умылись, оделись, наскоро позавтракали и отправились на вокзал. Красивый новенький поезд подошёл к платформе и зашипел, как горячий утюг. Как только проводница отворила двери, родители подошли ко входу, достали наши билеты и документы. Проводница внимательно посмотрела сначала на нас, потом на родителей, улыбнулась и сказала: «Проходите!»

Все четыре места в вагоне были наши. Мы расставили сумки и чемоданы, опустили сиденья и устроились поудобней. Путь предстоял долгий.

Наконец, поезд тронулся! За окном замелькали перелески, чьи-то дачи, голубые речки и озерца, потом показались маленькие деревни с крестами колоколен на зелёных холмах. Мы с сестрой сидели, не отрываясь от вагонного окна, жадно ловили новые звуки, запахи, слова и чувствовали, что ехать вот так в поезде вместе с мамой и папой в неизвестную молочную Вологду – это и есть счастье.

Как видно из примера, в тексте последовательно описываются этапы поездки. В завязке говорится о выборе маршрута. Развитие действия включает рассказ о сборах, прибытии на вокзал, о том, как семья расположилась в вагоне.

Историю дополняют краткие сведения о Вологде, что позволяет назвать этот тип текста информативным повествованием.

Повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях.

Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве.

Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности.

Работая над сочинением такого типа, автор должен ответить на следующие вопросы: кто? что делал? где? когда? как?

Главную роль в повествовании играют глагольные формы, они обеспечивают развертывание повествования и наглядно представляют сменяющие друг друга действия, протекание событий (явлений) во времени и пространстве. При написании сочинения-повествования особое предпочтение следует отдавать глаголам прошедшего времени совершенного вида, например: «Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружье обеими руками» (М. Ю. Лермонтов). Но если речь идёт не об однократных, а о повторяющихся действиях, используют глаголы прошедшего времени несовершенного вида: «Древние государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и возвращались в столицу не прежде апреля» (Н. М. Карамзин). Глаголы в форме будущего времени (как закричит! как подпрыгнет!) отражают быструю смену событий, внезапность того или иного действия. Чтобы показать последовательность действий, употребляются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, еще, уже…

Повествование может вестись от первого лица (в нем рассказчик назван или обозначен местоимением «я» («мы») или от 3-го лица, так называемое авторское повествование (в нем образ рассказчика отсутствует).

План сочинения-повествования

1. Вступление (место время действия).
2. Начало действия, его развитие – завязка.
3. Кульминация действия (самый напряженный момент сюжета).
4. Развязка.
5. Заключение.

Как работать над рассказом

1. Выберите событие, о котором вы будете рассказывать.
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
4. Составьте план, указав в нем вступление, завязку, кульминацию, заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики), элементы описания (возможно, рассуждения), причем так, чтобы они помогали полнее представить ход событий и характеры персонажей, о которых Вы пишете.

Пример повествования возьмем из «Приключений Тома Сойера» М. Твена (гл. 12 «Кот и “болеутолитель”»).

«Как раз в это время тетя Полли впервые услыхала о новом лекарстве, “болеутолителе”, и тотчас же выписала это лекарство в огромном количестве. Отведала его и обрадовалась: то был настоящий огонь в жидком виде. <…> Том стал придумывать всевозможные способы избавиться от этого бедствия и наконец напал на мысль притвориться, будто “болеутолитель” пришелся ему по вкусу: он стал так часто просить новую порцию снадобья, что тетке это надоело, и она сказала, чтоб он сам принимал его, когда вздумается, а ее оставил в покое. Будь это Сид, к ее радости не примешивалось бы никакой тревоги, но, так как дело касалось Тома, она стала потихоньку наблюдать за бутылкой. Лекарства действительно становилось все меньше, но ей и в голову не приходило, что Том лечит на себя, а щель в полу гостиной.

Однажды, когда он лечил таким образом щель, к нему подошел теткин рыжий кот, замурлыкал и, жадно поглядывая на чайную ложку, попросил, чтобы ему дали попробовать.

— Ой, Питер, не проси, если тебе не хочется!

Питер дал понять, что ему хочется.

— Смотри не ошибись… пожалеешь…

Питер выразил уверенность, что ошибки здесь нет никакой.

— Ну, если ты просишь, я дам, я не жадный, но только смотри: не понравится — пеняй на себя.

Питер согласился на эти условия. Том раскрыл ему рот и влил туда ложку “болеутолителя”. Питер подскочил вверх на два ярда, затем издал воинственный клич и заметался кругами по комнате, налетая на мебель, опрокидывая цветочные горшки и поднимая страшный кавардак. Затем он встал на задние лапы и заплясал на полу в припадке безумной радости, закинув голову и вопя на весь дом о своем безмятежном блаженстве. Затем он опять заметался по комнате, неся на своем пути разрушение и хаос. Тетя Полли вошла как раз в ту минуту, когда он, перекувыркнувшись несколько раз в воздухе, исполнил свой заключительный номер: крикнул во все горло “ура” и выскочил в окно, увлекая за собой остальные горшки. Старая леди окаменела от изумления, оглядывая комнату поверх очков, а Том катался по полу, изнемогая от смеха».

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

1. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
2. Новый словарь методических терминов и понятий. — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

Русская литературная речь сформировалась при осмыслении лингвистами связи рода и жанра. Ещё в четвёртом столетии до нашей эры эти знания были сформулированы в “Поэтике” Аристотеля.

С тех пор художественную литературу подразделяют на три рода: драму, лирику, эпос, а в создании произведений разных жанров участвуют три основных типа речи. Они служат одним из средств, помогающих выражению авторского отношения к содержанию текста.

Для умения правильно и точно передавать собственные мысли необходимо научиться их различать.

Содержание

  1. Что такое повествование
  2. Композиция повествования
  3. Средства языкового оформления повествования
  4. Пример текста повествования

Что такое повествование

Так же, как описание и рассуждение, повествование является одним из основных типов речи. Все они выполняют функционально-смысловые задачи.

Но если для описания характерно статичное изображение действительности, а в рассуждении делается упор на аргументацию и доказательства, то такой тип речи, как повествование, подразумевает динамичное изложение событий.

Повествование — это рассказ или сообщение, где время и действие не стоят на месте.

Этот тип речи характерен в первую очередь для художественных текстов, в сюжете которых событийный ряд представлен в хронологической последовательности.

Поступки героев, обстоятельства или какие-либо явления случаются не одновременно, а сменяют друг друга или приобретают иные свойства.

Проще всего это объяснить на примере фото или видео. Повествование, то есть развитие события, действия или состояния, невозможно изобразить на одном кадре — их всегда понадобится несколько.

Обычно повествование как тип устной и письменной речи предполагает наличие места и времени действия, а также лица, его производящего.

Такой текст может как изобиловать изобразительными средствами, наглядно представляющими идущие друг за другом образы, так и несущим много фактической информации.

Поэтому повествование используется во многих жанрах:

  • литературных (рассказах, повестях, романах);
  • публицистических (репортажах, статьях, очерках, фельетонах);
  • научных (сообщениях, исторических экскурсах, статьях в СМИ);
  • деловых (инструкциях, протоколах, отчетах).

Композиция повествования

Как и любое художественное произведение, повествовательный текст строится на композиционной основе, состоящей из следующих частей:

  • зачина (экспозиции, знакомящей с обстоятельствами возникновения конфликта);
  • основной части, куда входят развитие действия и кульминация;
  • концовки (развязки события).

При дискретной композиции отдельные части повествования могут пропускаться. Например, текст может начинаться сразу с завязки, минуя экспозицию.

Так называемый дискретный разрыв обычно поясняют слова, указывающие на время действия: минуло три года… через пять лет у него начались проблемы … десять лет о ней ничего не слыхали, и вот….

Происходящее может подаваться как в прямой, так и в обратной последовательности. Во втором случае сначала идет развязка действия, а потом показано развитие сюжета и читатель узнает, как было дело.

Средства языкового оформления повествования

В повествовательном тексте выясняется, что произошло, где, когда и с кем это случилось. Поскольку повествование как тип речи характеризуется последовательностью событий во времени и цепочным развитием действия, то возникает необходимость частого употребления глагольных форм — именно они показывают, как разворачивается повествование или происходят какие-то явления.

Причём более 70 % глаголов  должны быть совершенного вида и (или) стоять в прошедшем времени: Мать уехала на рынок. Друзья осторожно прокрались к ней в комнату и открыли шкатулку.

Если же автор повествует о повторяющихся действиях, то применяет глаголы несовершенного вида, также стоящие в прошедшем времени: Каждое лето дети ездили в лагерь и только мечтали побывать на море.

Пример текста повествования

Простым примером повествования может стать следующий микротекст:

Шли мы уже давно. Картина вокруг нас постоянно менялась. Давно пора было остановиться и тщательно оглядеться. Так и сделали.

Сразу стало очень тихо: перестали шаркать по тропе ноги, дыхание стало бесшумным, больше не хватали за одежду ветки, не отламывались сучки, задетые телом. И тут мы поняли, что не слышим не только себя, но и тех, кто шёл впереди. Снова тронулись в путь.

Текст написан в прошедшем времени. Часть употребленных в нем глаголов несовершенного вида: шли, сделали, стало, перестали, поняли.

Однако для передачи постоянно повторяющихся действий автор применяет несовершенный вид: менялась, хватали, отламывались, шел, тронулись.

В этом отрывке действия показаны друг за другом и последующие события обусловлены предыдущими, следовательно, тип этого текста — повествование.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Рассказ на тему повар
  • Рассказ на тему пирамида хеопса
  • Рассказ на тему пионеры абстракционизма
  • Рассказ на тему первый учитель
  • Рассказ на тему первый снег 3 класс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии