Ответы на вопросы учебника «Окружающий мир 4 класс 2часть», Плешаков, Крючкова, стр. 53
УМК «Школа России»
Тема «Страна городов». Задание для домашней работы
1. Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя.
«На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика
Меня зовут Горазд, я сын кожевника и живу в Новгороде. Мне 10 лет и я, как и все остальные дети, хожу в школу. Ведь для того, чтобы стать мастером, нужно уметь читать, писать и считать.
В нашу школу ходят дети простых кожевников, живущие неподалёку. Школа находится в просторной избе. Там мы сидим за дубовыми столами и учимся грамоте.
В начале урока учитель выдаёт нам образцы, написанные, вернее нацарапанные, на бересте. Там могут быть отдельные буквы, слова и даже небольшие предложения. Мы должны написать точно такие же буквы и слова в своих тетрадках, тоже берестяных.
Для письма я использую писало, специальную костяную палочку. Моя палочка очень красивая, она вырезана из моржового клыка и другие ребята в школе мне очень завидуют. А кожаный чехольчик для писала мне сделал отец.
Я стараюсь писать красиво, но у меня часто получаются ошибки. И тогда я затираю неправильно написанные буквы обратным концом писала. А ещё я люблю рисовать на бересте, хотя учитель за это ругает.
Мне нравится учиться в школе.
«На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени учителя
Я учитель обычной новгородской школы в торговом конце. В мою школу ходят в основном дети торговцев, ведь для них очень важно знать грамоту и уметь хорошо считать. Родители детей это понимают и охотно отдают своих чад в мою школу.
Урок начинается с объяснения материала. Я показываю детям буквы или слова, потом раздаю образцы-прописи. Дети должны к концу урока правильно написать нужную букву или предложение.
Пишут дети на специальных листочках из бересты. Это очень удобный материал. На нём хорошо продавливать буквы специальной ручкой — писалом. Если ошибся, можно так же легко затереть неправильное слово тупым концом писала.
Уроки грамоты очень важны, но дети во все времена остаются детьми. Бывает им становится скучно и они начинают баловаться. Сын купца Онфим как-то нарисовал на бересте целую картину вместо урока и был наказан. Но обычно дети слушают меня внимательно и стараются хорошо выполнить урок.
Мне нравится моя работа.
2. От имени новгородца расскажи о своём городе: иноземному купцу, жителю другого русского города.
Рассказ новгородца о своём городе для купца
Так значит, Ганс, ты из Гамбурга? Большой, наверное, город, но наш Новгород не зря называется Великим. Это самый большой, богатый и красивый город на Руси. Слышал, поди, про Садко? Богатый был купец, да и тот не смог купить все товары в городе.
Наш Новгород был построен ещё в девятом веке и с тех пор только растёт и хорошеет. Знакомство с ним обычно начинается с торговой пристани. Сюда приходят ваши корабли, здесь они разгружают свой товар и грузят наш.
Рядом раскинулся шумный торг. Там можно купить что угодно, от шкур до золотых украшений и оружия. На другом берегу Волхова можно увидеть наш Кремль, он соединён с торгом широким мостом. Там находится Святая София, собор, превосходящий по красоте любой другой храм Руси. Мы очень любим и гордимся нашей Софией, а наши воины идут в бой с её именем на устах.
Ты уже понял, Ганс, что Новгород огромный торговый город. Он разделён Волховом на две половины. Обычно, люди одной профессии стараются селиться рядом. Так проще делать и продавать товары. Город разделён на несколько районов: Плотницкий конец, Людин конец, Неревский конец и другие.
У нас много красивых монастырей, такого их количества нет больше ни в одном русском граде.
Правит нами посадник, его выбирают на народном собрании — вече. А военными делами ведает князь, которого мы приглашаем княжить. Но князь у нас временный, надоест или не понравится — и мы гоним его прочь и зовём другого. Такой вот у нас свободный город!
Рассказ новгородца о своём городе для жителя другого города
Ну, брат Святослав, наш Новгород, доложу я вам, это даже не Киев! Это самый лучший и красивый город всей славянской земли! И самый свободный!
Вот у вас в Киеве сидит князь и вершит всё, что пожелает. А у нас по-другому. Нами правит посадник, человек уважаемый, боярин али купец, которого выбирают на вече всем миром. Кого попало посадником не выберут, я тебе точно говорю!
Есть у нас и князь, но тот ведает в основном военными делами, война там, походы, оборона. Князя мы приглашаем по мере надобности, а как в его услугах нужда исчезает, так и сам князь с глаз долой гонится.
Но это власть. А ты посмотри, какой он красавец, Господин наш Великий Новгород!
Вот собор Софии, не хуже вашего, киевского, вот Кремль, самая защищённая часть города, вот чудесные монастыри, а вот торг, где лавки ломятся от товаров со всего света! Плывут к нам с товаром и из Византии, и из Неметчины, варяги, греки, иноземные купцы.
Богат Новгород и богаты новгородцы! Наши женщины ходят в золотых украшениях и заморских тканях, дети играют со свистульками и учатся в школах, причем не важно, сын ли ты боярина или гончара — иди и учись! У вас такого всяко нет.
Так что правильно ты, Святослав, сделал, что к нам приехал. Поглядишь на наши чудеса, наберёшься ума-разума, да может и выбьешься в люди.
Придумай рассказ «На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика или учителя.
«На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени ученика
Меня зовут Горазд, я сын кожевника и живу в Новгороде. Мне 10 лет и я, как и все остальные дети, хожу в школу. Ведь для того, чтобы стать мастером, нужно уметь читать, писать и считать.
В нашу школу ходят дети простых кожевников, живущие неподалёку. Школа находится в просторной избе. Там мы сидим за дубовыми столами и учимся грамоте.
В начале урока учитель выдаёт нам образцы, написанные, вернее нацарапанные, на бересте. Там могут быть отдельные буквы, слова и даже небольшие предложения. Мы должны написать точно такие же буквы и слова в своих тетрадках, тоже берестяных.
Для письма я использую писало, специальную костяную палочку. Моя палочка очень красивая, она вырезана из моржового клыка и другие ребята в школе мне очень завидуют. А кожаный чехольчик для писала мне сделал отец.
Я стараюсь писать красиво, но у меня часто получаются ошибки. И тогда я затираю неправильно написанные буквы обратным концом писала. А ещё я люблю рисовать на бересте, хотя учитель за это ругает.
Мне нравится учиться в школе.
«На уроке грамоты в древнем Новгороде» от имени учителя
Я учитель обычной новгородской школы в торговом конце. В мою школу ходят в основном дети торговцев, ведь для них очень важно знать грамоту и уметь хорошо считать. Родители детей это понимают и охотно отдают своих чад в мою школу.
Урок начинается с объяснения материала. Я показываю детям буквы или слова, потом раздаю образцы-прописи. Дети должны к концу урока правильно написать нужную букву или предложение.
Пишут дети на специальных листочках из бересты. Это очень удобный материал. На нём хорошо продавливать буквы специальной ручкой — писалом. Если ошибся, можно так же легко затереть неправильное слово тупым концом писала.
Уроки грамоты очень важны, но дети во все времена остаются детьми. Бывает им становится скучно и они начинают баловаться. Сын купца Онфим как-то нарисовал на бересте целую картину вместо урока и был наказан. Но обычно дети слушают меня внимательно и стараются хорошо выполнить урок.
Мне нравится моя работа.
От имени новгородца расскажи о своём городе: иноземному купцу, жителю другого русского города.
Рассказ новгородца о своём городе для купца
Так значит, Ганс, ты из Гамбурга? Большой, наверное, город, но наш Новгород не зря называется Великим. Это самый большой, богатый и красивый город на Руси. Слышал, поди, про Садко? Богатый был купец, да и тот не смог купить все товары в городе.
Наш Новгород был построен ещё в девятом веке и с тех пор только растёт и хорошеет.
Знакомство с ним обычно начинается с торговой пристани. Сюда приходят ваши корабли, здесь они разгружают свой товар и грузят наш.
Рядом раскинулся шумный торг. Там можно купить что угодно, от шкур до золотых украшений и оружия. На другом берегу Волхова можно увидеть наш Кремль, он соединён с торгом широким мостом. Там находится Святая София, собор, превосходящий по красоте любой другой храм Руси. Мы очень любим и гордимся нашей Софией, а наши воины идут в бой с её именем на устах.
Ты уже понял, Ганс, что Новгород огромный торговый город. Он разделён Волховом на две половины. Обычно, люди одной профессии стараются селиться рядом. Так проще делать и продавать товары. Город разделён на несколько районов: Плотницкий конец, Людин конец, Неревский конец и другие.
У нас много красивых монастырей, такого их количества нет больше ни в одном русском граде.
Правит нами посадник, его выбирают на народном собрании — вече. А военными делами ведает князь, которого мы приглашаем княжить. Но князь у нас временный, надоест или не понравится — и мы гоним его прочь и зовём другого. Такой вот у нас свободный город!
Рассказ новгородца о своём городе для жителя другого города
Ну, брат Святослав, наш Новгород, доложу я вам, это даже не Киев! Это самый лучший и красивый город всей славянской земли! И самый свободный!
Вот у вас в Киеве сидит князь и вершит всё, что пожелает. А у нас по-другому. Нами правит посадник, человек уважаемый, боярин али купец, которого выбирают на вече всем миром. Кого попало посадником не выберут, я тебе точно говорю!
Есть у нас и князь, но тот ведает в основном военными делами, война там, походы, оборона. Князя мы приглашаем по мере надобности, а как в его услугах нужда исчезает, так и сам князь с глаз долой гонится.
Но это власть. А ты посмотри, какой он красавец, Господин наш Великий Новгород!
Вот собор Софии, не хуже вашего, киевского, вот Кремль, самая защищённая часть города, вот чудесные монастыри, а вот торг, где лавки ломятся от товаров со всего света! Плывут к нам с товаром и из Византии, и из Неметчины, варяги, греки, иноземные купцы.
Богат Новгород и богаты новгородцы! Наши женщины ходят в золотых украшениях и заморских тканях, дети играют со свистульками и учатся в школах, причем не важно, сын ли ты боярина или гончара — иди и учись! У вас такого всяко нет.
Так что правильно ты, Святослав, сделал, что к нам приехал. Поглядишь на наши чудеса, наберёшься ума-разума, да может и выбьешься в люди.
«Зовут меня мальчиком Добрыней. Я расскажу вам, как я пошел в школу «грамоту проходить». У нас в Новгороде исстари водилось, что стукнуло тебе 6 лет – надо грамоте учиться: чтению, письму; пению и игре на гуслях — с 7 лет, а в боярских семьях — с 5 лет. Кто в училище идет, кто дома с грамотеем каким—либо учится. А девочки – никуда не ходят: учатся дома с братьями. Школа куда меня отдали учиться грамоте, была при монастыре. Принимали в школу только мальчиков. Школа называется училищем, а ученики — “дружиной”.
Нас только начавших учиться посадили вместе с теми, кто уже учился, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Занятия начинаются с 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже нет. Как научусь читать, писать, считать – значит, школу закончу. Все зависит от меня. Как буду грамоту постигать.
Учиться не трудно, но все строго! За неаккуратность и шалости секут розгами, ставят на несколько часов на горох, оставляют без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока не счесть! Вот и стараться буду быстрей «грамоту пройти». У нас один учитель ведет все предметы. У него есть помощник – староста. Это второй человек по школе. Он заменяет учителя, выслушивает уроки малышей, выдает и собирает книги, следит за их сохранностью. Старосту учитель выбирает сам из числа старших учеников, которые хорошо учатся и были благодушных душевных качеств. Староста сам прошедший оплеухи и розги, редко доносил на детей. Только в самом крайнем случае, если провинность тяжелая.
Писать мы сначала будем на специальных восковых дощечках – церах, а уж потом дадут настоящую грамотку – берестяную. На грамотке ошибаться нельзя, поэтому нужно еще заслужить хорошей учебой право писать на бересте. Обучение письму начинается с нацарапывания на вощеной дощечке «писалом» элементов букв — палочек, перекладин, овалов и затем уже букв, слогов и целых слов. Как хорошо будешь на цере писать так и дадут грамотку. Чтению учились по псалтырю и часослову. Учиться считать начинали со счета на пальцах, затем учились писать числа. Для счета использовали абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (вишневыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д.
Вот так и буду учиться: сначала на восковой дощечке, потом на бересте, и уже смогу и читать и писать и считать, мой тятя (отец), думает, что я за три года смогу «грамоту пройти».
Рассказ На уроке грамоты в древнем Новгороде от имени ученика
Сидел себе я на лавочке и семечки щелкал, как вдруг смотрю, к нам домой идет какой-то важный мужик с бородой, а под мышкой у него дощечки какие-то.
Я сижу себе, никого не трогаю и вдруг этот важный мужик с дощечками под мышкой ко мне направляется:
-Это тебя Онфимом кличут? — и смотрит так прям в душу.
-Меня -жалобно говорю я-
Страшно мне стало….
Но вдруг этот мужчина перестал так строго на меня смотреть, а улыбнулся и спрашивает:
-Учиться грамоте хочешь, Онфим?
-Не знаю что это такое-, говорю я.
-Учиться грамоте — это быть грамотным человеком. Все уважают грамотного человека. Родителя гордятся таким человеком.
Я как себе представил, как стану таким грамотным как он говорит: иду я по Новгороду,а мне все встречные люди кланяются и матушка с папой смотрят на меня с уважением, то мне прям сразу захотелось научить этой грамоте.
-Хочу — с уверенностью сказал я, — А как это?
-Приходи завтра с родителями в школу, я тебя научу.
Никак не мог я дождаться завтрашнего утра, родителей утомил уже, но вот пришло утро и я иду в школу.
Прямо перед школой я вижу этого мужика,папа мой с ним так уважительно поздоровался и назвал его «Михаил Иванович».
А кто такой этот Михаил Иванович?, — спросил я тихо папу.
-Это Учитель! — сказал папа.
-Он учит грамоте, а ты стало бы теперь — Ученик! Надеюсь, что будешь самый лучший!- дал мне напутствие папа.
Михаил Иванович взял меня за руку и я пошел учиться грамоте.
Когда мы с учителем зашли в класс, то увидели много мальчиков такого же возраста как я. Возле каждого лежало что-то похожее на дощечку и острая палочка с одного конца, а с другого лопаточка.
Меня посадили возле таких же инструментов и все стали ждать, что будет дальше.
Михаил Иванович взял эту дощечку в руки и сказал:
-Дети! Это называется береста. Она сделана из березовой коры. На ней мы будем учиться грамоте-
-А вот этой палочкой мы будем писать на этой бересте.
Все взяли в руки палочки и приготовились учиться грамоте.
Но тут Михаил Иванович сказал:
-Это наш первый урок грамоты и поэтому мы немного побалуем и порисуем.
-А ну ка нарисуйте себя на этой бересте.
С этим у меня проблем не было, я любил рисовать палочкой на земле папу и маму, нашу кошку и речку, поэтому сразу приступил к работе.
Вот такое изображение у меня получилось.
Тот что поменьше -это я, Онфим из Новгорода, а тот что побольше человечек — это мой Учитель — Михаил Иванович!
Показал я свой рисунок учителю Михаилу Ивановичу. Он похвалил меня и сказал, что если я умею рисовать, то очень быстро научусь грамоте.
<hr />
Ответ:
«Зовут меня мальчиком Добрыней. Я расскажу вам, как я пошел в школу «грамоту проходить». У нас в Новгороде исстари водилось, что стукнуло тебе 6 лет – надо грамоте учиться: чтению, письму; пению и игре на гуслях — с 7 лет, а в боярских семьях — с 5 лет. Кто в училище идет, кто дома с грамотеем каким—либо учится. А девочки – никуда не ходят: учатся дома с братьями. Школа куда меня отдали учиться грамоте, была при монастыре. Принимали в школу только мальчиков. Школа называется училищем, а ученики — “дружиной”.
Нас только начавших учиться посадили вместе с теми, кто уже учился, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Занятия начинаются с 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже нет. Как научусь читать, писать, считать – значит, школу закончу. Все зависит от меня. Как буду грамоту постигать.
Учиться не трудно, но все строго! За неаккуратность и шалости секут розгами, ставят на несколько часов на горох, оставляют без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока не счесть! Вот и стараться буду быстрей «грамоту пройти». У нас один учитель ведет все предметы. У него есть помощник – староста. Это второй человек по школе. Он заменяет учителя, выслушивает уроки малышей, выдает и собирает книги, следит за их сохранностью. Старосту учитель выбирает сам из числа старших учеников, которые хорошо учатся и были благодушных душевных качеств. Староста сам прошедший оплеухи и розги, редко доносил на детей. Только в самом крайнем случае, если провинность тяжелая.
Писать мы сначала будем на специальных восковых дощечках – церах, а уж потом дадут настоящую грамотку – берестяную. На грамотке ошибаться нельзя, поэтому нужно еще заслужить хорошей учебой право писать на бересте. Обучение письму начинается с нацарапывания на вощеной дощечке «писалом» элементов букв — палочек, перекладин, овалов и затем уже букв, слогов и целых слов. Как хорошо будешь на цере писать так и дадут грамотку. Чтению учились по псалтырю и часослову. Учиться считать начинали со счета на пальцах, затем учились писать числа. Для счета использовали абаки. На древнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (вишневыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущих параллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем — сотни и т. д.
Вот так и буду учиться: сначала на восковой дощечке, потом на бересте, и уже смогу и читать и писать и считать, мой тятя (отец), думает, что я за три года смогу «грамоту пройти».
Объяснение:
Придуманный рассказ