Рассказ наша страна баруздин

Страна, где мы живем — это рассказ-путешествие, написанное Сергеем Баруздиным и выпущенное в 1967 году. В это произведение вошли следующие рассказы:

  • С чего всё началось
  • Необычное путешествие
  • Главный город
  • Машины и зубры
  • Янтарь и наши пассажиры
  • Ещё город, и тоже главный
  • Волга-кормилица
  • Не автомобиль, а по земле шагает
  • Самая большая, самая богатая
  • Пустыня и люди
  • Страна, где мы живем

Страна, где мы живем

Ты живешь, маленький читатель, в чудесной стране, которая называется Союзом Советских Социалистических Республик. В 1987 году нашей стране исполняется семьдесят лет. Семьдесят лет прошло со дня свершения Великой Октябрьской социалистической революции. Революция, организатором которой была партия Ленина, в корне изменила жизнь народов нашей страны, изменила судьбы народов мира. Это большой праздник всех народов нашей великой страны!

Ты хорошо узнаешь свою страну, когда вырастешь, много поездишь по ней и много поработаешь. Ты узнаешь, кто строил твою страну до тебя и кто ее защищал. На Двадцать седьмом съезде советских коммунистов принята программа новой счастливой жизни для нашей страны и для ее народа. И. конечно, для тебя. Ты живешь в этой жизни. Тебе ее продолжать. Завтра тебе предстоит достраивать то, что не успели достроить старшие, тебе предстоит защищать то, что построили они, и построишь ты.

Эта книга поможет тебе совершить самое первое путешествие по земле, на которой ты живешь, — по Советском у Союзу.

А впереди тебя ждут новые книги, новые большие дела и новые дороги по нашей стране.


С чего все началось

У меня есть хороший друг. По-настоящему его зовут Дмитрием Васильевичем. Ну, а мы зовем его просто Димкой.

Лет Димке не мало, не много — пять. Почти как вам. И, уж конечно, Димка, как и вы, всем на свете интересуется.

Однажды Димка спросил меня:
— А мы с тобой где?
— В квартире, — ответил я своему другу.
— А еще где?
— В доме.
— А дом где?
— На улице.
— А улица?
— В Москве.
— А Москва?
— В Советском Союзе, — объяснил я.- Так наша страна называется. Знаешь?
— Знаю, — согласился Димка. — А какая она, наша страна?
Долго я думал, как рассказать Димке про нашу страну, и наконец предложил:
— Надо самому посмотреть, тогда поймешь.
— А как?
— По-всякому можно, — сказал я. — Лучше всего, конечно, пешком по стране пройти или на лошади проехать. Тогда все увидишь. Можно на машине, на поезде или на пароходе прокатиться. Тоже неплохо. Ну, а если побыстрее хочешь, можно на самолете. Всего, конечно, не увидишь, но кое-что …
— Давай на самолете! — предложил Димка. — А где самолет?
— Самолет в аэропорту, — сказал я.
— Поехали в аэропорт! — предложил мой друг.


Необычное путешествие

В Москве не один аэропорт, а несколько. Каждый день из них улетают сотни самолетов. И прилетает не меньше. Во все концы земли летят самолеты. И по всей нашей стране.
— В какой же аэропорт мы поедем? — спросил я своего друга.
Димка не растерялся.
— В самый главный! — сказал он.

Мы поехали в самый главный аэропорт. По улице Горького. Потом через Красную площадь. По мосту за Москву-реку. А там уже новая Москва начинается — Ленинский проспект. От Ленинского проспекта до аэропорта — рукой подать.

Вот мы и приехали в аэропорт. На летное поле заглянули. А на нем самолетов — видимо-невидимо. Есть маленькие, а есть и большие: ИЛ-62, ИЛ-86, TУ-134, TУ-154. Есть новые — ЯК-42. И вертолеты всех марок. Пассажирские, грузовые, вертолеты-краны.

Димка знает все самолеты и вертолеты. Он у нас специалист по технике.
— На каком полетим? — спросил я Димку.
— На самом большом, — ответил он.

Мы с Димкой сели в самый большой, необыкновенный самолет. Сели и полетели.

Ну, а раз самолет был необыкновенный, то и путешествие наше было не совсем обычным. Это был рейс через всю страну!


Главный город

Вот наш самолет поднялся в воздух, и у Димки дух захватило. Под нами лежал огромный город — площади и улицы, дома и парки, заводы и стадионы. И Кремль под нами проплыл, и Дворец съездов, и Москва-река.
— И это все Москва? — спрашивал Димка.
— Москва, — говорил я.

Внизу проплыли новые районы города. С большими домами и широкими проспектами. С кинотеатрами и школами. Со стадионами и площадями. С искусственными прудами и настоящими лесами.

— И это Москва? — интересовался Димка.
— Москва, — отвечал я.

Говорил, а сам тоже удивлялся. Уж очень велика Москва и красива и с каждым годом все больше и красивее становится!
— Москва — главный город нашей страны, — сказал я, — и главный город России.
— Самый главный? — спросил Димка. — На всей земле?
— Для нас — и на всей земле, — согласился я.

Машины и зубры

Наш самолёт полетел выше туч, выше облаков. Кроме неба, ничего не стало видно. Внизу облака, а справа солнце.
— Доволен? — спросил я Димку.
— Доволен, — ответил он. А потом подумал и сказал: — Нет, не доволен.
— Это почему же? — удивился я.
— Потому… — сказал Димка. — В самолёте лечу — доволен. А не вижу ничего — не доволен.
— Ну, это беда поправимая! Ведь самолёт наш необыкновенный…

Мы попросили лётчиков спуститься пониже. Спустились — и вскоре землю увидели. Эта была Украина.
— Там что? — спросил Димка, заметив на земле большие жёлтые квадраты.
— Пшеница. Из неё белый хлеб делают. Ел?

Димка только улыбнулся:
— Конечно, ел. А там?
— Кукуруза.
— А там?
— Сахарная свёкла. Из неё саха варят.
— А там?..

Проплывали под нами и поля, и сёла, и города, и заводы. И самая главная украинская река Днепр. А на ней стоит главный город Украины — Киев, чудесный большой город-красавец.

Тут Димка посмотрел вниз и увидел плотину.
— А это что?
— Это электростанция, «Днепрогэс» называется, — объяснил я. — Когда-то она была самой большой в стране. А теперь есть другие — побольше. Кременчугская, например, или Каховская. Возле них целые моря на Днепре родились.

Рядом с Днепрогэсом тоже большой город. Улицы прямые, зелёные, заводские трубы подпирают небо.
— А это что?
— Город Запорожье, — сказал я и спроси своего друга: — А какие у нас самые маленькие легковые машины? Знаешь?
— Известно, «Запорожцы»! — ответил Димка.
— Верно, — согласился я. — Их здесь выпускают. А дальше будет Донбасс. В Донбассе уголь добывают, металл в домнах льют. Без угля и металла ни одной машины не сделаешь. А в украинском городе Львове автобусы выпускают: «Львов», «Турист» и «Спутник». Видел?
— Красивые! — подтвердил Димка. — Значит, на Украине всё есть?
— Вот мы с тобой над Москвой летели, — сказал я. — В Москве всё есть: и заводы разные, и фабрики, и школы. Так и везде. У нас в стране, куда ни поедешь, — всё есть. И все-таки в каждом крае, в каждой республике есть что-то своё, особое…

Только мы об этом заговорили, внизу появились сады и виноградники. Очень много садов, а виноградников и того больше.

— Это Молдавия, — объяснил я. — Молдаване растят для нас с тобой виноград и яблоки, груши и сливы, ягоды и табак.
— Табак? — удивился Димка. — Это для тебя.
— Пожалуй, верно! — согласился я. — Табак — это больше для меня. Зато компоты здесь для тебя делают.
— А где самые большие автомашины делают? — принялся за своё Димка.
— Сейчас увидим.

Как раз вскоре мы над Белоруссией полетели. Поля увидели — тоже разных цветов.
— Это лён, — объяснял я Димке. — А это картофель, а это капуста, а это…

Большой город Минск Димка и сам увидел.
— Вот здесь выпускают самые большие грузовики, — объяснил я. — Двадцать пять тонн поднимают, а есть — и сорок…
— «МАЗы» называются! — не дал мне досказать Димка. — А если поставить рядом «МАЗ» и «Запорожец», здорово получится, правда?

Хотел я Димку от автомобильного разговора отвлечь. Под нами была Беловежская пуща. Леса и леса. Конца им и края не видно.

— В этих лесах зубры водятся, — сказал я. — Слыхал о таких?
— Слыхал, — подтвердил Димка. — И в зоопарке видел. А ещё такие зубры на всех «МАЗах» сидят, на радиаторах. Я знаю. Верно?

Вот и попробуйте моего друга зубрами удивить!

Янтарь и наши пассажиры

Конечно, мы с Димкой летели не одни. Много пассажиров было в самолёте не считая нас. А с лётчиками и того больше. Были среди пассажиров и строители, и рыбаки, и животноводы, и инженеры, и военные моряки, и…

Об этом «и» обязательно надо рассказать.

Мы пролетели над Беловежской пущей. Прошло несколько минут, и вдруг один из наших пассажиров забеспокоился. Бегает по самолёту, то в один иллюминатор заглянет, то в другой. И при этом всё интересуется:
— Янтарный не пролетели? Не было ещё Янтарного?

Димка заинтересовался:
— Янтарный?
— А ты о янтаре не знаешь? Ну, брат, тёмный ты человек! — сказал беспокойный пассажир.

Димка чуть не обиделся:
— А что такое янтарь?
— Янтарь — это смола сосен, попавшая в море давным-давно, тысячи лет назад, — объяснил пассажир. — Стала смола в морской воде чудесным камнем. Вот мы и добываем его из моря. А посёлок, где живём и работаем, называется «Янтарный». Если хочешь — сойдём вместе, покажу тебе, как мы достаем янтарь, и даже брошку или бусы тебе подарю. Для мамы!
— Спасибо! — поблагодарил Димка.

В это время как раз под ними появился посёлок Янтарный. Он стоит прямо на берегу Балтийского моря. А за Янтарным — Калининград, а ещё Балтийск, а потом Рига, Таллин…

Здесь уже все пассажиры вступили в разговор.

— Янтарь — это хорошо! — сказал литовец. — Да только мы тоже из Балтийского моря кое-что достаём. Рыбу любишь? Так вот мы ловим рыбу для всей страны. и еще угря. Ел когда-нибудь?
— А мы суда строим для рыбаков, — сказал другой пассажир. — Чтобы рыбу ловить, хорошие суда нужны.

Димка посмотрел на море, а там целые флотилии рыболовецких судов плывут. Суда тянут за собой сети, а в сетях серебрится рыба. Много рыбы.

— Мы тоже рыбу в Балтийском море ловим, — сказал латыш.
— А мы горючие сланцы добываем, чтобы тепло было в домах. Сланцы не хуже угля говорят, добавил эстонец. — И рыбу мы ловим, и бумагу изготавливаем, и даём стране молоко и масло.
— А мы ещё радиоприёмники делаем и маленькие удобные автобусы «Латвия» называются. Слышал? — сказал один из пассажиров.
— А мы морские границы охраняем, — сказал военный моря. — В небе — на самолётах, в море — на кораблях, под водой — на подводных лодках. Чтобы все наши люди жили спокойно.

Димка опять не выдержал и спросил:
— И все вы здесь живёте, на Балтийском море?
— Конечно, — сказали пассажиры. — Все мы балтийцы: и калининградцы и литовцы, и латыши, и эстонцы…

Все живём-трудимся — друг другу помогаем хорошие дела делать.


Еще город, и тоже главный

Но вот наш самолет пошел на посадку.
— Вот и остановка, — сказал один из летчиков.
Димка посмотрел вниз, увидел огромный город и огорчился:
— Уже прилетели? Это Москва?
Я успокоил Димку:
— Нет, не Москва, это Ленинград. Тоже большой и славный город.
— Про Ленинград я знаю, — сказал Димка. — По телевизору видел. А почему он такой же, как Москва?
Как ответить Димке?
— Ленинград и такой, как Москва, — сказал я, — и не такой.
Большой город, верно. А вот красота у Ленинграда своя, особенная. И история у Ленинграда своя.
— А какая красота особенная?
— Сейчас сам увидишь.

Пока наш самолет готовили в дальнейший путь, успели мы с Димкой немного по Ленинграду прокатиться. По его прямым и красивым улицам, по набережной Невы, где стоит крейсер «Аврора», мимо здания Смольного и памятника Владимиру Ильичу Ленину, мимо Русского музея и памятника Александру Сергеевичу Пушкину. И конечно, мимо Медного всадника — памятника Петру…
— В очень давние времена были на этом месте не улицы и площади, — объяснил я Димке, — а непроходимые болота и леса. При Петре Первом построили здесь город. А много-много лет спустя в этом городе под руководством Владимира Ильича Ленина началась революция. Ленин руководил революцией из здания Смольного.

А началась она по сигналу крейсера «Аврора». Значит, и наша Советская власть как бы с этого города началась, с выстрела крейсера «Аврора».

И сейчас крейсер «Аврора» стоит на Неве. На него юные моряки-нахимовцы приходят учиться морскому делу. И просто разные люди из нашей страны и из других стран, как приедут в Ленинград, обязательно придут на «Аврору» посмотреть. Необычный это корабль, исторический!

— А что в Ленинграде делают? — спросил Димка.
— Тракторы самые большие — «кировцы», атомные ледоколы, турбины для электростанций, станки и поточные линии, которые без человека сами работают…

Понравился Димке Ленинград. И улицы его, и парки, и дома, и заводы, и памятники.
— Как в Москве, — сказал Димка.
— А может, и лучше, — добавил я. — Улицы в Ленинграде прямее, чем в Москве.
— Может, — согласился Димка. — Ведь Ленинград тоже главный! город! Верно?


Волга-кормилица

С берегов Балтики мы перемахнули на берега великой русской реки Волги. Да не в те места Валдая, где начинается Волга. Там она вовсе и не великая и ничем не знаменитая речушка. А подальше, к городу Горькому, где Волга сливается с другой большой русской рекой — Окой.

Близка река Волга всем нашим людям. На Волге, в городе Ульяновске, Владимир Ильич Ленин родился. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На Волге, под Сталинградом, в последнюю войну наши воины разбили фашистов.

Хороша Волга! Недаром зовут ее рекой-красавицей. Еще называют Волгу рекой-кормилицей.

— Что хочешь загадывай! — предложил я Димке. — Все на Волге найдешь!
— Так и все? — засомневался Димка.
— Все! — сказал я.

Димка задумался. Так задумался, что я решил: «Сейчас задаст мне какую-нибудь задачу!»

Так и есть. Придумал.
— А машины?

Тут я уже не выдержал — рассмеялся:
— Да ты вниз смотри! Ярославцы шины и автомобильные моторы выпускают. А ниже на Волге … Видишь — завод. Как раз на нем, автомобили тоже делают — и грузовые и легковые. Из легковых ты «Волгу» знаешь и «Чайку». Грузовики и вездеходы «Уазики».

А в городе Тольятти делают легковые машины, «Жигули», или «Лада», как их иностранцы называют. А из Татарии, с берегов Камы, по всей стране идут могучие КамАЗы. Автомобили с прицепами! Целые грузовые поезда. Вот она, Волга!

Мой друг вновь подумал и другой вопрос задал:
— А пароходы?
— Смотри! — опять сказал я.

Вниз по реке плыли могучие теплоходы, проносились быстроходные суда на подводных крыльях — «Ракеты», «Метеоры» и «Вихри». Их тоже на Волге делали.

На самоходных баржах везли по Волге легковые и грузовые машины, пшеницу и нефть, сборные дома и одежду, станки и рыбу, помидоры и арбузы. И все это тоже с Волги.

Перегородили Волгу большие плотины. Настоящие моря получились.

От плотин и электростанций во все концы страны тянутся мачты с проводами. Это Волга дает электрический ток нашей стране.

По берегам Волги в земле лежат большие черные трубы. Что в них? Газ и нефть. Это Волга кормит страну газом и нефтью.

Тысячи городов и селений раскинулись по берегам Волги. Есть среди них и старые, и новые, да только все они выглядят как молодые. Много строят наши люди. Строят русские и татары, чуваши и удмурты, мордва и марийцы. Каких только народов нет на Волге!

А живут все одинаково хорошо и вместе думают о том, как еще лучше жить.

Димка смотрел, слушал, а сам о чем-то о своем думал.
— А космонавты? — наконец спросил он.
— И Юрия Гагарина, и Германа Титова можно волжанами назвать, — сказал я. — Ведь их космические корабли приземлились в Поволжье, в Саратовской области.
— Не Юрий Гагарин, а Юрий Алексеевич Гагарин, — поправил меня Димка. — А Титова зовут Герман Степанович. И правда, выходит, что Волга — всем рекам река.


Не автомобиль, а по земле шагает

А вот и Урал под нами. Есть на Урале и горы высокие, и степи бескрайние, и леса дремучие.

В горах — руды ценных металлов, разные камни-самоцветы, в степях — моря пшеницы, в лесах и тундре — дорогой зверь, в реках — рыба.

Только я наполнил Димке про Урал, а он уже интересуется:
— А Чапаев на Урале был? Я песню знаю: «Ходил по Уралу Чапаев-герой».
— Правильно, — подтвердил я. — Чапаев воевал на Урале, защищал наш город от врагов. И после Чапаева на Урале много-много героев родилось. В годя войны они строили самые могучие танки и пушки, а потом на врага шли и побеждали. А сейчас они строят тракторы для полей и шагающие экскаваторы, добывают руду и делают автомобили. Наш народ называет Урал и могучим и героическим.

И еще зовут Урал кузницей. Потому что Урал даёт стране очень много металла.

Больше всего моего друга заинтересовали шагающие экскаваторы.
— А какие они? — спросил Димка.
— Сами по земле ходят, — сказал я, — и одним ковшом сразу большую машину нагружают.
— А как они по земле ходят?
— На двух башмаках, или, правильнее сказать, лыжах, — объяснил я. — Приподнял одну лыжу — вперёд поставил, затем другую — тоже вперёд, так и передвигается.

Тут наш разговор услышал один из пассажиров.
— Шагающие экскаваторы на нашем заводе строят, молодой человек, — сказал он Димке. — А завод наш называется «Уралмаш».
— Значит, тоже на Урале, — сообразил Димка, — раз «Уралмаш».
— Точно! — подтвердил пассажир. — У нас на Урале!


Самая большая, самая богатая

Еще одна остановка, и наш самолёт полетел вдоль линии жележной дороги. Не высоко, не низко летел самолёт, да всё равно было видно: бегут по железной дороге поезда один за другим. Из Москвы и Лининграда. С Украины и из Белоруссии. Из Прибалтики и Поволжья. А люди в них едут всё молодые. Поют, смеются, как на праздник едут. Одно слово — комсомольцы.
— Куда они едут? — спросил Димка.
— В Сибирь и на Дальний Восток, — сказал я.
— А что это такое?
— Сибирь и Дальний Восток — самая большая, самая богатая у нас в стране земля, больше всей Америки, — объяснил я. — Вот и едут комсомольцы туда жить и работать.

Много часов мы летели над Сибирью и Дальним Востоком. И такое видели, что Димка только успевал задавать вопросы:
— А это какая река?
Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролетали: и Обь, и Иртыш, и Ангару, и Енисей, и Амур, и Лену.

А когда я Лену назвал, Димка очень удивился:
— Лена? Как наша?

Лена — старшая Димкина сестра. Живёт она теперь и работает на новых землях — в Целинном крае.

Объяснил я Димке, что река Лена, к сожалению, не в честь его сестры называна.
— А в Целинном крае, где твоя Лена живёт, мы еще побываем.

А Димка уже другой вопрос задаёт:
— А это какой город: А это?

Много городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Много старых, а много и новых: Братск, Ангарск, Амурск, Находка. В глухой тайге растут всё новые и новые города и заводы.

Не так растут, как прежде. Раньше каждый дом по кирпичикам собирали, долгая работа! А теперь иначе. На заводе делают целые стены домов, и лестницы, и потолки. Подъёмный кран ставит новый дом быстро, как в сказке. Месяц прошёл — и дом готов. Справляй новоселье!

На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.

На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудесную рыбу — омуля, а на бескрайних целинных землях Сибири комбайны убирают богатый урожай.

На севере Сибири добывают алмазы и смелые охотники-чукци охотятся на моржей.

Пролетели мы Сибирь и Дальний Восток, попали на другой конец нашей страны — на Камчатку. Камчатка — край огненных гор, вулканов. И правда видим, как дымятся сопки. На сопках еще снег лежит, а на полях уже растут картофель и капуста, куры и утки огромными стадами пасутся. В море вышли корабли — за рыбой, за крабами Далёк их путь в море зато и добыча велика. Больше всех в стране добывают жители Камчатки крабов. И рыбы ловят много. И зверя.

— А какая здесь погода? — спросил меня Димка. Он был очень удивлён.

Сейчас июнь месяц. Вроде бы лето. Когда мы с Димкой из Москвы улетали, там уже зелени было много, и солнце светило жарко, и люди были легко одеты.

А здесь под нашим самолётом то снега лежали, то цветы цвели и травы зеленели.

— Смотри, на санях едут! — заричал Димка.
Через минуту посмотрел в окно:

— Смотри, в реке купаются! Почему здесь и зима и лета сразу — спросил Димка.
— Здесь не только зима и лето, а и осень и весну сразу можно увидеть. Очень большая зима сибирская и дальневосточная! Если бы мы на поезде по ней ехали, то за много-много дней не проехали эту землю. А на самолёте видишь как быстро!

И верно. Если бы походили мы с Димкой по Сибири да по Дальнему Востоку пешком, то повстречали бы в одно и то же время и зиму, и лето, и весну, и осень.

Вот по Северному Ледовитому океану атомный ледокол «Ленин» плывет — разрезает могучим носом льдины, а по берегу на санных собачьих упряжках ребятишки едут. Зато на реке Амуре в это время уже лианы цветут и мальчишки в воде бултыхаются, на солнце загорают.

На Камчатке в море не очень покупаешься. Зато там же, возле сопок, из-под земли горячие ключи бьют. В них можно купаться круглый год, даже зимой. Вокруг лежат многометровые снега, а в горячей воде жарко. Купйся — не хочу.

На Севере, где белые медведи живут, люди кутаются в шубы, а в Южно-Сахалинске щеголяют в одних рубашках, как летом. В Усть-Камчатске пурга метёт, а на реке Уссури хлещет тропический ливень. Хлещет ливень, но уссурийским тиграм и в дождь жарко!

В городе Омске жара, а в городе Игарке на реке Енисее прохладно. И всё это в начале июня.

Да только наши люди, где бы они ни жили, одинаково хорошо трудятся!


Страна, где мы живем

Всю страну облетели мы с моим другом и всюду что-нибудь интересное встречали. На Украине и в Молдавии хорошо, и в Белоруссии интересно. О Прибалтике можно много рассказывать, и о Волге никак не меньше. Чего только не повидали мы на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе! Но настал конец нашему путешествию — вернулись мы в Москву.
— Как, доволен? — спросил я своего друга.
— Ух! — сказал Димка, и «ух», видно, означало, что путешествие ему понравилось.
— Так какая же она, наша страна? — спросил я Димку.
— Большая! — сказал Димка.
— А еще?
— Богатая!
— А еще?
— Сильная!
— А еще?
— Дружная!
— А еще?
— Добрая!
— А еще?
Тут Димка подумал-подумал и добавил:
— Наша!
— Верно! — согласился я. — Страна — наша! Она и большая, и богатая, и сильная, и дружная, и добрая! А станет наша страна еще богаче, еще сильнее, еще красивее. Потому что советские люди под руководством партии коммунистов хорошо трудятся, строят новую, счастливую жизнь. А называется эта новая, по-настоящему счастливая жизнь ­ коммунизм!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  «Семицветик»  г.Городище

Конспект занятия  по развитию связной  речи детей подготовительной группы на тему:

Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем»

Подготовила:

Аввакумова Н.В.

2018г.

Задачи:

1.Коррекиионно-образовательная: обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.

2. Коррекционно-развивающие: — развивать диалогическую и монологическую речь детей;— развивать память и воображение;— пополнять и обогащать у детей словарь по теме «Наша страна»;

3.Коррекиионно-воспитательная:

— воспитывать чувство любви к своей Родине, к своему городу, к окружающим.

Оборудование: переработанный и адаптированный текст рассказа А.С. Баруздина «Страна, где мы живем», географическая карта России и сюжетные картины по данной тематике

Предварительная работа: беседы воспитателей по темам «Наша страна», «Мой город». Чтение художественных произведений: 3. Александровой «Родина», М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны», А. Прокофьева «Родина».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения «Россия, Россия, Россия»  В. Гудимов

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна?»

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

2.Вводная беседа.

— Как называется наша страна?

— Главный город страны — как сказать иначе?

— Назовите столицу нашей Родины

— Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что наша страна богата чем? (Логопед подводит детей к ответу: реками, озерами, лесами, нефтью; на карте можно увидеть большие города и маленькие поселки.)

— Наша страна какая?

3.Чтение адаптированного рассказа С.А. Баруздина «Наша страна».

(По ходу чтения появляются опорные  картинки для запоминания текста)

У меня есть хороший друг. По-настоящему его зовут Дмитрием Васильевичем. Ну, а мы зовем его просто Димкой.

Лет Димке ни мало, ни много. А всего шесть. Почти как вам. И уж конечно, Димка всем на свете интересуется.

Однажды Димка спросил меня:

—А мы с тобой где?

—В квартире, — ответил я своему другу.

— А еще где?

— В доме.

— А дом где?

— На улице.

—А улице.

— В Москве.

— А Москва?

— В России, — объяснил я. — Так наша страна называется. Знаешь?

— Знаю, — согласился Димка. — А какая она, наша страна?

Долго я думал, как рассказать Димке про нашу страну, и наконец предложил:

— Надо самому посмотреть, тогда поймешь.

— А как?

— По всякому можно, — сказал я, — лучше всего, конечно пешком по стране пройти или на лошади проехать. Тогда все увидишь. Можно на машине. На поезде или на пароходе прокатиться тоже неплохо.

Ну, а если побыстрее хочешь, можно на самолете. Всего, конечно, не увидишь, но кое-что…

— Давай на самолете! — предложил Димка.

Вот наш самолет поднялся в воздух, и у Димки дух захватило. Под нами лежали…

4.Беседа по содержанию.

1. Опишите главного героя рассказа.

2. Что очень интересовало Димку?

3. К кому он обращался за помощью?

4. На чем собирались два друга отправиться в путешествие?

5. Почему они выбрали именно самолет?

6. Что увидели наши друзья с самолета.

5. Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).


Раз, два, три, четыре, пять.
Поочередно соединяют пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать!
Жмут руки друг другу.
На границе встанем,
Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем.
Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться,
Повороты в стороны, улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться!
Обнимаются друг с другом.

6.Повторное чтение рассказа.

Дается установка на то, что ребята должны будут рассказывать не о Диме и его друге, а о себе, о своем друге и о своем городе, используя опорные картинки. Для завершения рассказа нужно представить себя писателем и закончить рассказ.

7.Пересказ рассказа детьми.

Может пересказывать один ребенок, а можно организовать пересказ  по цепочке.

8.Итог занятия.

-Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего?

Цель: Формирование представлений у детей о
Родине.

Задачи коррекиионно-образовательные:

— обучать детей пересказу текста, с изменением
главных действующих лиц и добавлением последующих событий;

— систематизировать представления о России;

— совершенствовать грамматический строй речи (упражнение
в подборе родственных слов);

— автоматизировать правильное произношение всех
поставленных звуков.

Задачи коррекиионно-развивающие:

— развивать диалогическую и монологическую речь
детей;

—  активизировать и актуализировать словарь по
теме «Наша страна»;

— развивать внимание детей к этимологии слов;

— развивать зрительное восприятие, внимание,
мышление, память и воображение;

— развивать тонкую и общую моторику, координацию
речи с движением, длительный речевой выдох;

— развивать навыки сотрудничества в игре,
активность, инициативность, самостоятельность.

Задачи коррекиионно-воспитательные:

— воспитывать чувство патриотизма, любви к своей
Родине, к своему селу, к окружающим;

— воспитывать уважительное отношение к символике
государства.

Оборудование: переработанный и
адаптированный текст рассказа А.С. Баруздина «Страна, где мы живем»,
географическая карта России и сюжетные картины по данной тематике, презентация
к занятию, проектор, ауди записи песен о Родине, изображения российской
символики (герб, флаг).

Предварительная работа: беседы воспитателей по
темам «Наша страна», «Моё село». Рассматривание глобуса, географической карты
России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов. Чтение
художественных произведений: 3. Александровой «Родина», М. Исаковского «Поезжай
за моря-океаны», А. Прокофьева «Родина». Прослушивание гимна России, и песни «С
чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Вводная
часть

Песня

«С чего
начинается Родина?»

Вход в
зал под музыку. Звучит песня на сл. М.Матусовского, муз В.Баснера «С чего
начинается Родина?»


Здравствуй те, ребята. Поздороваемся с гостями. Присаживайтесь за стол.


Ребята, знакома ли вам эта песня? Слышали ли вы её раньше?

— Как вы
думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?

— Я
согласна с вами, Родина – это место где мы с вами родились и живем.

Дети стоят вокруг логопеда, здороваются.

Слушают песню.

(1
куплет)

Ответы
детей.

Муз.запись
Слайд 2

Введение
в тему.

Мотивация
деятельности детей

Чтение
стихотворения Е.Аксельрод «Наш дом»

На карте
мира не найдешь

Тот дом, в
котором ты живешь

И даже
улице родной

Ты не найдешь
на карте той,

Но мы
всегда с тобой найдем

Свою
страну, наш общий дом.

— Вы
согласны с автором стихотворения, что страна – наш общий дом!

Целеполагание

Сообщение
темы. Вводная беседа.

—  Ребята, вы догадались,
какая тема нашего занятия сегодня? — Сегодня, ребята, мы
поведём разговор о нашей стране, о нашей Родине.

— А как называется наша страна? Мы
живем в стране с красивым именем — Россия. Много замечательных,
красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная,
необыкновенная страна, потому что она — наша Родина.  

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом
«Родина».

— Многие люди, живущие в России, любят свою родину и
называют ее Отчизной, Отечеством. — А почему? — Почему мы зовем Россию
Отечеством?

Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили
наши отцы и деды.

Педагог прикрепляет к доске карточку со словом
«Отечество».

— Где можно увидеть
границы России? (на карте, глобусе). — Ребята, а кто может
показать Россию на карте?
— Правильно. Молодцы!

В школу будете ходить

И сидеть за партой

И указкою водить

Над широкой партой.

Посмотрю на карту я –

Где тут Родина моя.

Вот она – моя страна!

Хорошо видна она!

— Посмотрите на карту и скажите, какая же Россия по
размеру?(ответы детей)

— Правильно. Наша страна очень велика, и если на одном краю
земли наступает ночь, то на другом уже наступило утро. Когда на севере реки
скованы льдом, и Земля укрыта снегом, то на юге цветут сады и можно купаться
в море. Наша Родина такая большая, что если мы захотим поехать из края в
край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на
самолёте придётся лететь целый день, если пройти пешком, то придётся
путешествовать не меньше года.

— А знаете
ли вы, как еще называют Россию? – Русь, Российская Федерация.

— А хотите
узнать, что значат слова Русь, Россия?
— В давние времена славяне, это наши предки, которые жили
очень давно в Древней Руси. Потом славяне стали называться «руссами» или
«росами». Некоторые учёные полагают, что слово Русь произошло
от слова «Русло» — углубление, по которому течёт река. Ведь на Руси множество
больших и малых рек. И города и деревни, и села строились на берегах
водоемов. — Почему? — Потому, что раньше были дремучие, не проходимые леса и
дороги строить было очень трудно. А река служила как и дорога, летом по воде
на лодках, а зимой по льду на конях, также источником пропитания (рыба). Иными
словами, Русь – это страна, где много озер, рек водоемов, а русский —
человек, живущий у воды.
На Руси живут люди разных
национальностей, но все они понимают русский язык.
— Ребята, вы знаете, как зовут людей живущих в России? (россияне).

Отвечают 
на вопросы.

Рассматривают
карту
.
Дети показывают границы России.

Педагог прикрепляет к доске карточку со словами

«Родина»,

«Отечество».

Упражнение
«Подбери  родственные слова».

Упражнение «Подбери  родственные слова».

Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.

Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Отечество — Отчизна, отец, отчий дом.

— Много поэтов, писателей, композиторов написали замечательных
произведений о нашей большой Родине.
Я
предлагаю послушать рассказ
С.А. Баруздина «Наша
страна».

Рассаживаются
за столы.

Основная
часть.

1.Первичное
чтение адаптированного рассказа С.А. Баруздина «Наша страна».

Чтение
адаптированного рассказа С.А. Баруздина «Наша страна». (По ходу чтения
появляются опорные  картинки для запоминания текста).

У меня
есть хороший друг. По-настоящему его зовут Дмитрием Васильевичем. Ну, а мы
зовем его просто Димкой.

Лет
Димке ни мало, ни много. А всего шесть. Почти как вам. И уж конечно, Димка
всем на свете интересуется.

Однажды
Димка спросил меня:

—А мы с
тобой где?

—В
квартире, — ответил я своему другу.

— А еще
где?

— В
доме.

— А дом
где?

— На
улице.

—А улица?

— В
Москве.

— А
Москва?

— В
России, — объяснил я. — Так наша страна называется. Знаешь?

— Знаю,
— согласился Димка. — А какая она, наша страна?

Долго я
думал, как рассказать Димке про нашу страну, и наконец, предложил:

— Надо
самому посмотреть, тогда поймешь.

— А как?

— По
всякому можно, — сказал я, — лучше всего, конечно пешком по стране пройти или
на лошади проехать. Тогда все увидишь. Можно на машине. На поезде или на
пароходе прокатиться тоже неплохо.

Ну, а
если побыстрее хочешь, можно на самолете. Всего, конечно, не увидишь, но
кое-что…

— Давай
на самолете! — предложил Димка.

Вот наш
самолет поднялся в воздух, и у Димки дух захватило. Под нами лежали…

Слушают
рассказ.

.

Слайды
3-7

По ходу
чтения появляются опорные  картинки на доске, для запоминания текста

2.
Беседа по содержанию.

Беседа
по содержанию.

1.
Опишите главного героя рассказа.

2. Что
очень интересовало Димку?

3. К
кому он обращался за помощью?

4. На
чем собирались два друга отправиться в путешествие?

5.
Почему они выбрали именно самолет? Он передвигается
быстрее всего и меньше всего времени понадобится, чтобы добраться до нужного
места.
6. Что увидели наши друзья с самолета? На этот вопрос мы постараемся
ответить в конце нашего занятия-путешествия.

Отвечают
на вопросы, работают по содержанию текста.

Слайд № 8

3.Дыхательное
упражнение «Самолетики»

— Ребята, вы хотите отправиться
в путешествие по нашей Родине?
Путешествие, в которое я вас приглашаю,
мы назовем «Страна, где мы живем».

 А на чем быстрее всего совершать
путешествие, как вы уже догадались?
 На самолете.
Упражнение «Самолетики»
(развитие плавного речевого дыхания и высоты голоса)

Дети выполняют упражнения «Самолетики» под
сопровождение гула самолёта: постепенно усиливая
дыхательную струю, приводят в движение самолетики.

Плавный вдох – самолет летит высоко – на выдохе «У-у-у» (тихо)
Плавный вдох – самолет подлетел к нам – на выдохе «У-у-у» (громко)

Рассаживайтесь по своим местам, пристёгивайте ремни и полетели!

Выполняют
дыхательное упражнение стоя, в руках бумажные самолётики.

Слайд №9

4. Беседа о России.

— Путешествуя по нашей стране, мы еще больше узнаем о прекрасной
стране России.

-Начинаем наше путешествие по России. Что вы видите?

-Это карта мира, на ней обозначена наша страна.

-И вот мы летим над нашей великой страной. (показать карту
России)

— Россия
— самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой
территории и такой длинной границы. Посмотрите, какая большая наша страна! Ни
одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия! Она
расположена в двух частях света: в Европе и Азии; омывается тремя океанами:
Северно-Ледовитым, Тихим и Атлантическим океаном. — На коврик
похожа на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало —
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот озеро, речка, а это — гора,
Расскажет нам много умная карта —
Про тундру, где чумы, олени и нарты.

Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране.

Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,

 
                 
 Океанские просторы,
                   Ленты
рек, озера, горы…

Мы
живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты смелые,
И небо наше чистое,
И реки наши быстрые.

— Ребята,
посмотрите, в нашей стране более тысячи городов. А какие города вы знаете?

Внимание
на экран. Перед вами карта с  городами: Москва, Владимир, Кострома, Углич и
т.д. – это карта схема. Как еще модно сказать про эти города с другими
словами и почему?

— Эти
города, если их соединить образуют кольцо ( круг) и называется «Золотое
кольцо России». А называют их так, они очень красивые, древние, много
памятников.

Дети
рассаживаются перед экраном, смотрят слайды о России.

Рассказывают
подготовленные стихи о России.

Логопед демонстрирует слайды №10-15

Слайды №16-18

Слайды
№19

Слайд 
№20

Слайды
№21

Слайд
№22

5.
Символика России.

— У каждой страны есть
главный город — своя столица.
— Ребята, наш самолет снижает высоту,
впереди путешествие по столице!

-Пассажиры, отстегните ремни.

-А кто знает, какой город является
столицей  нашей страны (Москва) Москва очень большой город. В нем много
жителей, много машин. Есть подземный транспорт – метро. — Какая самая главная
достопримечательность в ней есть? (Красная площадь).

Все, кто приезжает в Москву, обязательно идут на красную
площадь. — На Красной площади проходят все важные мероприятия, например,
парад победы 9 мая, где собирается большое количество человек.

Здесь находится Кремль. Это – настоящее
сердце России! В кремле работает правительство нашей страны.

— Как и у каждого государства у нас тоже есть своё
правительство и символика. Кто знает, как зовут президента нашего
государства?

Найдите и покажите портрет нашего президента РФ.

— Как все государства в мире, Россия имеет свои
государственные символы. — Какие?

Флаг, герб, гимн — символы нашей Родины, России.

Флаг символизирует
нашу Родину, он развивается над зданием правительства. — Когда флаги
вывешиваются? (флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время
спортивных побед). — Ребята, как мы можем узнать флаг России? (ответы детей)
Каждая полоса имеет свое значение.

Белый — это цвет
мира. Он говорит о том, что наш страна миролюбивая.

Синий цвет — это
вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее.

Красный цвет 
— это символ силы.

Наша страна
сильная, миролюбивая.

— Флаг России. Он трехцветный,
Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!

(ответы
детей)

Ребёнок
рассказывает стих о флаге России.

Слайд 
№23

(изображение
парада) Слайды №24

(изображения
на слайде: Московский Кремль) Слайд  №25

Портрет президента РФ

Слайды №
26-28

Слайд
№29 — символика

Показ флага России.

6. Игра
на внимание «Я живу в России»

—  А
теперь я хочу проверить вашу внимательность с помощью цветов. Поиграем в игру
«Я живу в России». Когда я подниму белый цвет, вы дружно кричите «Я», на
синий — «ЖИВУ», на красный — «В РОССИИ».

Выполняют
все действия, согласуя с текстом.

7. Игра Пазлы
– «Герб России».

— Есть у России еще один важный государственный символ –
герб. Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства. Чтобы лучше
запомнить, как выглядит российский герб, соберите из частей его целое
изображение.

Игра Пазлы – «Герб России».

А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны?

На гербе России изображён двуглавый орёл.

-Как вы
думаете, почему орёл, а не другая птица?

Потому
что орёл-это смелая птица, гордая, которая летает высоко и видит всё вокруг.

А почему
у орла две головы?

Он
смотрит во все стороны, а значит,  не пропустит врага?

А что у
орла на голове и в лапах?

На
голове – золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой –
державу.

Правильно.
Это символы царской власти. На что похожи его крылья?

Они
похожи на солнце.

А солнце
– символ добра и справедливости. На груди у орла изображён Георгий
Победоносец на коне, убивающий змея. Георгий Победоносец издавна почитается
на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей – это символ зла. А
мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Вот и герб символизирует
победу добра над злом!

-Где мы можем увидеть герб нашего государства?  Его
изображение видим на флагах, на монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных
столбах…

Чтение стихотворения:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Дети за
столами собирают пазлы.
Дети работают в
парах.

Ребёнок
рассказывает стих о гербе России.

8. Прослушивание
гимна России.

— Ребята,
вы слышали когда – ни будь  гимн России? Где? Гимн звучит на крупных
торжественных мероприятиях, спортивных соревнованиях при вручении наград
победителям. — А что же такое гимн? (Гимн — это
самая главная песня страны.)
– Правильно! У каждой страны свой гимн.
Когда Россияне слышат звуки
торжественной песни своей страны, т.е. гимн – они встают со своих мест.
Давайте и мы послушаем свой гимн стоя.

— Давайте все вместе встанем и послушаем гимн России и
посмотрим на просторы нашей Родины.

Ответы
детей.

Дети встают
и слушают гимн России.

Слайд №
29

(Звучит
отрывок гимна России)

9. Логоритмическое
упражнение «Живут в России разные народы».

— Наша
страна самая большая. Чтобы её пересечь с востока на запад, надо ехать  на
скором поезде целую неделю, а на самолёте лететь 15 часов. Вот она, какая
Россия – широкая и великая! И везде живут люди, и мы с вами тоже.

— А
знаете, сколько людей живёт в России? Более 140 миллионов человек. —  А как
можно назвать всех жителей России?
В России свыше
тысячи городов, сёл и деревень. — Как вы думаете, сколько народов проживает в
нашей огромной стране? (180 национальностей)

— Какие
вы знаете национальности? (дети называют).

— А чем
народы отличаются друг от друга?

— Они
могут отличаться внешним видом, обычаями … (ответы детей).

— У
народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые
национальные костюмы. Даже любимая еда у всех разная. Каждый народ говорит на
своем языке.

Самый
многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является
главным в нашей стране, на нём разные народы общаются между собой.

Послушайте
стихотворение

-Каких
народов только нет

В стране
великой нашей:

Как
пёстрый солнечный букет –

Калмыки
и чуваши,

Татары,
коми и мордва,

Башкиры
и буряты.

Всем
скажем добрые слова,

Любому
будем рады!

А я рада
выполнить логоритмическое упражнение «Живут в
России разные народы».

Живут в
России разные народы

С
давних пор,
Одним – тайга по нраву,
Другим – родной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.

Один
черкеску носит,
Другой надел халат.
Одни – рыбак с рожденья,

Другой
– оленевод

 Одни
кумыс готовит,

Другой
готовит мед.

Одним
милее осень

Другим
– милей весна

А
Родина – Россия

У нас у
всех одна.

— Да,
наша Родина — Россия!

Руки
соединить в «замок»

Руки
вверх.

Руки в
стороны.

Руки
вперед, пальцы соединить.

Руки
над головой.

Ладони
имитируют плаванье рыбки.
Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.

Круговое
поглаживание живота рукой.
Тыльной стороной ладони вытирают рот.
Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

 Приседают,
поглаживают «траву».
«Домик».
Берутся за руки.

Дети
сидят на буфиках и смотрят на экран, слушают рассказ логопеда и дополняют его
своими ответами.

Дети, с
логопедом вместе, проговаривают слова упражнения и выполняют действия по
тексту.

Слайд №
30

Слайды 
№ 31-32

Слайд №
33

10.
Беседа о малой Родине.

— В большой стране у каждого
человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился
и вырос. Это его малая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков
и состоит наша общая великая Родина. Есть место в нашей стране, где мы
родились и растем – как называется это место? Это наше село Северное. Здесь
живут наши родители и друзья, в Северном  находится наш родной дом – это наш
родной край, это наша малая Родина. Посмотрите на экран, вот на карте Россия,
есть и наша Оренбургская область, Северный район, и наше любимое, родное село
Северное.

 — Вот мы и долетела до нашего
родного села Северное. Прошу отстегнуть ремни и выйти из самолета. Вот мы  в
нашем любимом детском садике.

Дети
рассматривают на экране свою малую Родину.

Слайд № 34

11.Повторное
чтение рассказа.

Повторное
чтение рассказа.

Дается установка на то, что
ребята должны будут рассказывать не о Диме и его друге, а о себе, о своем
друге и о своей стране, и о своем родном крае, используя опорные картинки.
Для завершения рассказа нужно представить себя писателем и закончить рассказ.

Дети за
большим столом слушают повторное чтение рассказа.

Доска с
опорными картинками рассказа или слайд №35

12. Пересказ рассказа детьми

Пересказ рассказа
детьми.

— Что увидели наши друзья
с самолета? На этот вопрос мы постараемся ответить все по цепочке.

— Чьё окончание рассказа вам понравилось больше
всего?

Дети
дополняют рассказ своим ответом его окончание.

Заключительная часть.

Рефлексия
Релаксация

— Понравилось ли вам
путешествие по нашей Родине? Мы много рассказали о нашей стране, вам ребята что
запомнилось?

— Много вы сегодня услышали и узнали о
России, но ещё больше неизведанного осталось, но ведь у вас впереди ещё целая
жизнь.

— Каждый
путешествующий по России, берёт сувениры на память. Вот и мы назовём, какой
сувенир, взяли на память о своём путешествии по своей любимой России.

Игра
«Сувениры из России».

 — На Руси верили,
что если что-то пожелать, то пожелание сбудется.

Я хочу
пожелать своей Родине мира.

— Говорите, что вы желаете нашей Родине.

— Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.

— Давайте возьмёмся за руки и посмотрим, друг
на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, сильные
духом люди, добрые и любящие свою Родину.
Будущее нашей страны — России во многом зависит от вас,
ребята, от того как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего вы сможете
для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.

Дети
отвечают на вопросы.

Дети
называют сувенир. У меня сувенир из России…

Составляют
правильные предложения с пожеланиями.

  • Рассказ на тему что я делаю в свободное время на английском с переводом
  • Рассказ наш выходной начался как обычно мы с мужем проснулись
  • Рассказ на тему что такое любовь
  • Рассказ начинающийся на одну и ту же букву
  • Рассказ на тему что такое культура