Рассказ называется ночь исцеления подбери к слову исцеление синонимы как ты понимаешь


0

Какой смысл названия рассказа «Ночь исцеления», чему учит рассказ?

Какой смысл названия рассказа «Ночь исцеления», чему учит рассказ?

Какой смысл названия «Ночь исцеления»?

Какой смысл названия рассказа «Ночь исцеления»?

Как вы понимаете название «Ночь исцеления»?

Как вы понимаете название рассказа «Ночь исцеления»?

Как вы понимаете смысл названия «Ночь исцеления»?

Какой смысл названия произведения «Ночь исцеления»?

Чему учит рассказ «Ночь исцеления»?

Почему рассказ называется «Ночь исцеления»?

Почему рассказ назван «Ночь исцеления»?

Читайте также

Спасибо Чичите, кажется я понял, теперь нужны синонимы -«вульгаризмы?

WbNHYddfG14fZLbLapjZ8askSvPO98LV.png

пишет смс-ку:

Писака, рифмоплет, графоман, крапатель, бумагомаратель, писателишка, борзописец, пачкун, стихоплет, сочинитель;

говорит по телефону:

болтушка, краснобай, празднослов, простоплет, пустоболт, пустобрех;

балабол (балаболка), пустозвон, пустомеля, трепло;

моется/ принимает душ

аквариус, водник, водолив, рукомой,

пылесосит:

чистоплюй, аккуратистка, привередник,

смотрит в зеркало/ красит губы:

постижёр, нарцисс, жонкиль, гераниум, воображала, выпендрист, фуфыря.)

о, забыл — завязывает шнурки:

вязун, педант, щепетюля;

— что делает: шкарлинет, вант-тросит, шнурует, лонжует, вяжет, шлюпталет.)

Примеры русских народных сказок о животных мне не составит труда привести, поскольку читано-перечитано их множество, как только научилась читать. Тогда передо мной открылся волшебных мир, где животные разговаривают человеческим языком, общаются между собой, ссорятся и мирятся, ну, совсем как люди. Зачастую главным действующим лицом русских народных сказок является хитрая и изворотливая кумушка лиса, которая кого хочешь проведет и обманет. Волк в сказках тупой и недалекий, медведь бывает разным, но чаще жадный и глупый. Перечень начну с «лисьих» сказок.

Примеры русских народных сказок о животных:

Лиса и журавль;

Лисичка со скалочкой;

Лисичка-сестричка и волк;

Лиса-повитуха;

Лиса-исповедница;

Лиса, заяц и петух;

Лиса-лекарка;

Мужик, медведь и лиса;

Лиса и тетерев;

Лиса и рак;

Кот и лиса;

Овца, лиса и волк;

Звери в яме;

Медведь, лиса, слепень и мужик;

Свинья и волк;

Волк и коза;

Медведь, собака и кошка;

Коза;

Собака и дятел;

Журавль и цапля;

Смерть петушка;

Курочка;

Этот список русских народных сказок о животных поистину огромен.

Слово красный пишется также, как и произносится, поэтому к слову красный проверочного слова подбирать не надо.

Красный- прекрасный

А вот к слову красноватый надо подобрать проверочное слово или же однокоренное слово, красноватый — краснота, красен, красное.

Красноватый — как писать «о» или «а», красн- корень, оват — суффикс, ый — окончание.

Суффиксы — оват- пишутся только с буквой «о», например:

маловатый, розоватый, черноватый, полноватый — суффикс «»оват», значит пишем только букву «о».

Оба слова: и сторожил, и старожил имеют место быть. Всё зависит от контекста.

Первое слово, сторожил, это глагол в прошедшем времени, единственном числе, мужского рода.

Стало быть, если сторож был на работе, то он сторожил врученный ему объект.

Второе слово, старожил, это имя существительное, которое означает, что человек живёт в каком-то месте достаточно долгое время.

Помните, как это у А.С. Пушкина?

7ILX1GamucsbsI0oT2GVfp4Azk3pxu9A.png

Так что, если это глагол в прошедшем времени, то употребляем слово сторожил (проверочное слово сторож).

Если же это существительное, то употребляем слово старожил (будем считать к нему проверочным словом старый).

<h1>12 756, 274 км (официальные данные)</h1>

Например, средний диаметр нашей планеты составляет 12 742 км, что в принципе не так уж и много, а даже мало по сути. Поэтому наша планета не такая уж и огромная, как кажется.

Рисунок.

текст при наведении

  • Биографическая справка

           Екимов Борис Петрович родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка Красноярского края в семье служащих. После службы в армии работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе. Окончил Высшие литературные курсы (1979). Обозреватель газеты «Волгоградская правда»[2].

         «Ведущая тема писателя — жизнь „простого“ человека, для которого совесть и труд являются главными ценностями», — говорит И. Арзамасцева, отмечая, что Екимов «тяготеет к изображению положительного начала в народной жизни, отсюда — преобладание сильных характеров, в них подчеркивается нравственная стойкость и цельность, отсюда же — благополучное разрешение житейских конфликтов»[2].

       Вступительное слово

          Из книг и фильмов вы знаете о том, что такое сочувствие, доброта, человечность. Несомненно, в жизни каждый из вас оказывался в ситуациях, когда вашему другу или родственнику нужна была помощь, поддержка в трудные моменты жизни. А, может, и вам самим требовалось участие, доброе слово. К сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

Вопросы для анализа рассказа:

1. Какое впечатление на вас произвел этот рассказ? Какие эмоции он у вас вызвал?
Было жаль одинокую бабушку, к которой редко приезжали родные. В своем рассказе Борис Екимов многократно упоминает о ее одиночестве и тревогах, с которыми она не может справиться в одиночку. Также вызвал радость поступок ее внука, ведь именно его понимание и сочувствие помогли бабе Дуне справиться со страхом потерять карточки.
2. В чем заключается одиночество бабушки? Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?

Бабушка осталась одна после войны наедине со своими страхами и тревогами, ее дети уехали, приезжали редко, да и сама баба Дуня к ним не ездила, потому что как только она засыпала, ей снились кошмары и она кричала. В рассказе есть такие строчки:«Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому».
Когда приехал Гриша, бабушка очень обрадовалась. В рассказе есть такие строчки, отражающие эмоции героини: «баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша»[1]
3. О чем сообщила бабушка перед сном Грише? Как он на это отреагировал?
Бабушка сообщила внуку о том, что она шумит во сне. Она просила разбудить ее, если снова начнет кричать. Внук на это отреагировал спокойно.
4. Как баба Дуня относилась к происходящему? (Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своему недугу)
Ей было стыдно за то, что она кричит во сне и мешает спать родным,«она чувствовала себя такой виноватой»[1].
В рассказе есть такие строчки: «Баба Дуня, совестясь, сказала: – Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди» [1].
5. Как относились близкие к болезни бабы Дуни? Пытались ли они ей помочь? Как вы считаете, почему их помощь не приносила бабушке облегчения?
Да, родные пытались помочь, они водили ее по врачам, но это не приносило ей облегчения. «Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало»[1].
Бабушке, наверное, нужны были не лекарства, а сочувствие. Именно отсутствие понимания со стороны близких мешало исцелению бабушки. Родные слишком устали, поэтому не были готовы с открытым сердцем помочь бабушке, а она сама во сне каждый раз проживала эти ситуации, не отличая сна от реальности. Думаю, что если бы взрослые смогли также воспринять страдания бабушки, как Гриша, то исцеление произошло бы раньше.
6. Почему бабушка кричала во сне? Какие исторические события повлияли на героиню?
Баба Дуня прошла войну и голод. Эти события она продолжала видеть во снах. В рассказе есть такие строчки, в которых говорится о том, что именно тяжелая жизнь героини в военное время стала причиной ночных криков:«Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче»[1]
7. Что посоветовала сделать Грише мать, чтобы бабушка не кричала? Какие мысли о бабушке были у Гриши в течение дня? Как мальчик спас бабушку от ужаса ночных сновидений? Почему он не поступил так, как ему посоветовала мать?
Мама посоветовала ему крикнуть ей «Молчать». Так делали взрослые, когда приезжала бабушка и кричала ночью. «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали»[1].
Весь день Гриша думал о бабушке и том, как ей помочь: «По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь?»[1]
Ему было жалко ее, он не знал, как ей помочь. Когда ночью она начала кричать, он хотел попробовать сделать так, как советовала мама, но не смог. Вместо этого мальчик проявил сочувствие, так как сердце подсказывало ему, что если не попробовать прожить сон вместе с бабушкой и не помочь ей в нем, то она так и будет дальше испытывать страх.
8. Почему Гриша не говорит бабушке о случившемся ночью?
Есть такой афоризм: «делай добро и бросай его в воду». Добрые дела нужно делать бескорыстно, не ожидая похвалы. А такие – тем более. Бабушка, если бы узнала, что мешала внуку спать, снова начала бы переживать, а для исцеления нужно спокойствие. Гриша это понимал, потому просто продолжал помогать.
9. Как вы понимаете смысл названия рассказа «Ночь исцеления»? О чьем исцелении идет речь?
Исцелилась не только бабушка, но и Гриша. Исцелился от черствости, от равнодушия. После разговора с матерью Гриша сначала хотел поступить грубо, но открыл свое сердце, проявил сочувствие к бабушке. Поэтому произошло исцеление души самого мальчика.
Перед нами уже не тот Гриша, который отстранённо воспринимал прошлое («стало думаться об утре, о рыбалке»[1]). Теперь это прошлое вошло в его детскую жизнь, отозвавшись болью в сердце.
10. Как вы думаете, почему мальчик решил помочь бабушке именно таким способом? Почему именно сочувствие помогло мальчику успокоить бабушку?
Он понял, что для остальных война закончилась, а для бабы Дуги она все еще продолжается. Ему стало очень жаль бабушку, он почувствовал ее страх и боль, пропустил через себя. Именно это помогло ему найти путь решения проблемы. Только сочувствие и милосердие могут помочь больной душе обрести покой, только доброе отношение и искреннее желание помочь могут сотворить чудо. Мальчик смог дать бабушке то, в чем она так нуждалась – поддержку близких. Именно эта поддержка и участие были важны, не случайно автор часто употребляет слово «одиночество», характеризуя свою героиню. Нередко доброе слово и участие оказывают исцеляющее действие. 
Считаете ли решение Гриши спасти бабушку правильным? Предложите свой вариант решения проблемы.

Список литературы:

  1. Екимов Б. Ночь исцеления [Электронный ресурс]. URL: http://hallenna.narod.ru/ekimov_noch-iscelenja.html
  2. Чупринин С.И. Русская литература сегодня. Новый путеводитель. [Электронный ресурс]. URL: https://info.wikireading.ru/242235

Изображение:

Иллюстрация  [Электронный ресурс]. URL: https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/11/s_5a2ed793474e4/img6.jpg

Ведь эта память — наша совесть, она как сила нам нужна…

Внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления»


Гузенко Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 4», г. Волгоград


Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание личности является одной из центральных задач теории и практики обучения. Основное требование к современному уроку — коммуникативная деятельность учащихся, которая основывается на умении учителем создать «соответствующую интеллектуальную и эмоциональную психосферу образования, атмосферу психологической поддержки» (концепция Роджерса К.).

Данное внеклассное мероприятие основано на личностно-ориентированном подходе в обучении, который предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективной и групповой деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности учащихся.

В основе урока — исследовательский поиск, который является идеальным полем для приобретения социальных и учебных навыков. Такая форма работы помогает решить и многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с одноклассниками, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное — дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия, который поможет им в налаживании контактов со сверстниками. Исследование способствует социальному и духовно-нравственному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

Актуальность данной разработки обусловлена тем, что в 2018 году вся Россия отмечает великий праздник – 75-летие окончания Сталинградской битвы, ставшей переломным событием в ходе всей Великой Отечественной войны. Мы, к счастью, никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет, как все минувшее, чему мы не были ни свидетелями, ни участниками. Но задача учителя – формировать нравственное отношение к прошлому, к хлебу военных лет (по рассказу Б. Екимова), помочь учащимся взглянуть на хлеб с другой стороны и по-настоящему научиться беречь его. Мы все должны помнить и заботиться о людях, переживших войну.

Данная разработка рассчитана на обучающихся 7-8 классов, также будет востребована в 9 и 11 классах, которые готовятся к написанию сочинения-рассуждения на морально-этические и нравственные темы. Предполагает следующие виды деятельности: беседа по вопросам, практическая работа, аналитическая беседа, активное слушание. Содержание языкового и речевого материала отражает интересы учащихся, соответствует их возрасту. Чередование различных методических приемов и форм работы активизирует деятельность учащихся, информационно-коммуникационные технологии в виде презентации используются рационально.
 
Цели:
— проанализировать рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления», формировать у учащихся навыки анализа художественного произведения, углубить представление о характере героя, данном в развитии;
— развивать у учащихся следующие ключевые компетенции:
*учебно-познавательную
*информационную
*общекультурную
*коммуникативную
*компетенцию личностного самосовершенствования;
— формировать и воспитывать у обучающихся такие качества, как: заботливость, терпимость, уважение к людям преклонного возраста, ветеранам, понимание их проблем, бескорыстную готовность разделить боль другого человека, оказавшегося в беде; воспитание активной жизненной позиции.
 
Задачи:
— формирование жизненной позиции учащихся;
— формирование умения строить отношения одноклассников между собой и — окружающими людьми на основе понимания, дружбы, сострадания и милосердия;
— развитие социальной восприимчивости;
— развитие способности к самоанализу, самопознанию;
— развитие способности к рефлексии.
 
Предварительная подготовка к уроку:
Класс делится на группы: 5-6 человек (4-5 групп); урок также может проводиться фронтально.

  1. Распечатки фото А4 (хлебные карточки, музейные экспозиции)10-12 штук – оформлено на доске.
  2. Портреты А4 дедушек и бабушек учеников (ветеранов ВОВ) — оформлено на доске.
  3. Распечатка первой части рассказа Б. Екимова «Ночь исцеления».
  4. Презентация, видеоролик «Хлебные карточки».
  5. Выступления детей (стихотворение, воспоминания).
  6. Анкеты-опросники.
  7. Весы, черный хлеб в отдельной экспозиции (отрезан кусочек хлеба 125 граммов).
  8. Георгиевские свечи.

По возможности, мероприятие можно провести в школьном музее.

Практическая апробация
Данный урок был проведен в рамках открытого городского семинара для руководителей музейных комплексов муниципальных образовательных учреждений г. Волгограда «Интеграция музейной педагогики в учебно-образовательное пространство школы». Также данное мероприятие было проведено в рамках открытых классных часов, посвященных годовщине победы в Сталинградской битве в 8 классе. Материалы урока были использованы при подготовке выпускников 9 и 11 классов к ГИА.
 
 
Ход урока:

Презентация

Слайд №1
 
Учитель: Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны.
Кто-то злобствует, кто-то сердится.
Кто-то снова в тисках беды.
Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души — как топоры…
Слишком многих мы словом ранили,
Позабыв, что слова остры.
(А.Дементьев)

«Я не просто беспокоюсь, чтоб не забылась та война: ведь эта память — наша совесть, она как сила нам нужна…» (Ю. Воронов)

Время отделяет нас всё дальше от тех суровых дней, но память о них жива. Говорят, на земле есть три главные ценности: хлеб, чтобы народ всегда был здоров и силён; женщина, чтобы не обрывалась нить жизни, и книга, чтобы не обрывалась связь времён.
В чем мы нуждаемся, чего ждем от других в трудной жизненной ситуации? К человеку, попавшему в беду, необходимо проявлять понимание, ласку, заботу, сопереживание, теплоту, утешение, доброту, внимание.
Каждый день все люди на земле едят хлеб. А были годы, когда люди голодали и далеко не каждый день видели хлеб. Так было в годы Великой Отечественной войны. Хоть и давно закончилась эта война, но всю жизнь люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят, какой ценой доставался им этот хлеб. Совсем скоро наша страна отметит 75 лет со дня окончания Сталинградской битвы, ставшей переломным моментом в ходе всей войны. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.
У каждой группы на парте лежит анкета — опросник. Постарайтесь ответить на предложенный вам вопрос.

Ученики выполняют самостоятельно групповую работу

Задание 1. Продолжите фразу «Я выражаю свое сочувствие, когда…»
Задание 2. Продолжите фразу «Я выражаю своё сочувствие тому…»
Задание 3. Продолжите фразу «Я в своей жизни сочувствовал…»

На какие действия в подобных случаях вы способны? Подведем итоги работы в группах (Работу представляет один человек от группы)
 
Слайд № 2

«…Не бывает совсем не пострадавших от войны», так считает поэтесса Н. Стручкова. Проверим справедливость её слов на примере рассказа современного писателя, нашего земляка, Бориса Петровича Екимова «Ночь исцеления». Вопрос о самоопределении человека в жизни – центральный в творчестве Б. Екимова. По убеждению писателя, он начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным нервом многих своих рассказов.
Ребята, у каждого из вас есть только первая часть текста рассказа Бориса Екимова, а вот продолжение рассказа, его окончание вам предстоит дописать самим. Давайте попробуем поставить себя на место главного героя рассказа Гришки и решить, как поступить дальше.

Итак, задание: прочитайте рассказ, постарайтесь обсудить в группах варианты продолжения истории, подумайте, как главный герой мог помочь своей бабушке. (Чтение, обсуждение в группах)
Перед тем, как вы расскажете свои версии продолжения рассказа, давайте разберемся, каков сюжет истории:

Вопросы:

  1. Какое впечатление произвел на вас рассказ?
  2. Какие эпизоды показались вам наиболее яркими? Почему?
  3. Попробуйте определить тему рассказа.
  4. Какие проблемы, на ваш взгляд, поднимает писатель в своем произведении? (Гуманное отношение к страдающему человеку, последствия войны для мирных людей, как вести себя в общении с другими людьми, духовное взросление главного героя)
  5. Кто главный герой? (Главный герой – внук Гриша)

Аналитическая работа по тексту

  1. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука? (Звучит текст: «А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме… И снова баба Дуня была одна. Но это было не одиночество») По эти фразам можно предположить, что до приезда внука испытывала одиночество.
  2. Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей? Как они относились к ее «болезни»?
  3. Как сама баба Дуня относилась к происходящему с ней? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам («совестясь», чувствовала себя виноватой, «горевала»).
  4. Опираясь на текст, расскажите о том, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны.

а) Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе?
б) Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки. Что во время войны для мирных людей означали карточки. Почему так страшно было их лишиться?

  1. Какую роль играют сны нашей героини в этом рассказе? Какую смысловую нагрузку они несут в нем?

а) Сны бабы Дуни возвращают читателей к событиям войны. Это позволяет коснуться последствий, которые могут переносить мирные люди в ситуации голода, болезни, потери близких.
б) Одновременно эти сны дают читателю возможность понять и то, что война может причинять не только физический и материальный ущерб, но также может явиться причиной психологических страданий человека спустя долгие годы после окончания войны.

Слайд № 3

В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода. Нам не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры деревьев, желудей, семян лебеды, полевой гречихи и других суррогатов. И когда читаешь воспоминания сталинградцев или говоришь с пережившими блокаду людьми, в их воспоминаниях главное место занимает слово хлеб. Но никто из нас не останется равнодушным, читая исторические документы или слушая рассказы ветеранов войны о фронтовом хлебе.
Нашей героине снятся хлебные карточки. Давайте узнаем, что это за карточки и почему они были так важны для бабы Дуни?

Стихотворение «Ночь» (автор Елена Рывина)
Читает ученица

…И летели листовки с неба
На пороге замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!

Учитель: Через 26 дней после начала Великой Отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов к карточной системе. И в течение всей войны было обеспечено бесперебойное снабжение хлебом не только армии, но и городского населения, причём в полной норме, указанной на карточках. Сохранение довоенных цен на продукты нормированного снабжения – это первый и единственный случай в истории мировых войн. Полевые армейские хлебопекарни пользовались своими запасами муки. Специалисты – мукомолы сконструировали походные мельницы. И каждое утро в пороховом дыму, у самого пекла войны хлеб ночной выпечки готовили к отправке на передовую. Хлеб фронту был также необходим, как и боеприпасы. Он давал новые силы бойцам.

Слайд № 4
 
В Сталинграде с 1 сентября 1941 г. были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия. А с 1 ноября того же года была введена карточная система на мясо, жиры, крупу и макаронные изделия. Нормы выдачи продовольствия по карточкам менялись. В Сталинграде, как и во всей стране, был установлен тщательный учет распределения хлебных и других продовольственных товаров с преимуществом для армии.
Представьте хлебную карточку — бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паек — сто двадцать пять граммов хлеба. Двести пятьдесят граммов выдавали рабочим. При утере карточка не возобновлялась, суровая мера, но необходимая.

Слайд № 5

Заочная экскурсия в музей (рассказывают ученики)

Экспонаты, посвященные хлебу, хранятся и в Музее-панораме «Сталинградская битва», в Зале №5. Они занимают не так много места и представлены несколькими предметами. После внимательного изучения мы можем охарактеризовать их.

Слайд № 6.

Впереди расположена фотография Павла Семеновича Козинцева и орден Ленина, принадлежащий П.С. Козинцеву. Нам удалось выяснить, что во время войны бесперебойно работали хлебозавод № 3 и хлебопекарня. На ходу они ликвидировали разрушения, причиненные бомбежкой вражеской авиации и артиллерийским обстрелом, обеспечивая воинские части свежим хлебом. Горячим патриотом Родины показал себя 58-летний механик хлебозавода Козинцев. Когда вышедшая из строя электростанция прекратила подачу электроэнергии, и хлебозавод должен был остановить производство, Козинцев смонтировал маленькую электростанцию от тракторного двигателя, и хлебозавод бесперебойно продолжал работать. Козинцев работал без единого выходного дня и не ушел с производства даже в тот момент, когда бомбой разрушило его дом, убило двух членов семьи и сгорело все имущество [Бабкин: электронный ресурс]. За это он был награжден орденом Ленина.

Слайд № 7

Также в музее представлена выписка о награждении работников Сталинградского треста «Росглавхлеб» за то, что в 1943 году в трудных условиях они восстановили хлебопекарные предприятия.

Слайд № 8,9

Особое внимание, конечно, привлекает макет буханки хлеба военного времени и хлебные карточки. Здесь представлены карточки на продовольственные и промышленные товары. Карточка на хлеб, а вернее сохранившийся обрывок, — норма 100 граммов на август 1942 года. Карточка 1-й группы на продовольственные товары на июль-декабрь 1942 года, г. Сталинград. И третья карточка на жиры-сахар (сахар — 100 гр., жиры – 200 гр.) 1942 года.

Также в музее-панораме представлены видео- и фотоматериалы в электронном виде, которые позволяют получить дополнительные материалы, посвященные данной экспозиции. Мы смогли ознакомиться с несколькими разделами: «Баррикады», «Красный октябрь», «Судоверфь», «Химзавод». Из них узнали, что хлебозаводы Сталинграда с начала Великой Отечественной войны перешли на военное положение. С лета 1942 года хлебозаводы подвергались бомбардировкам немецкой авиации. Хлебозавод №3 все 200 дней Сталинградской битвы выпускал свою продукцию – хлеб — даже тогда, когда немецкими снарядами были разрушены электросети и водоводы завода, рабочие переходили на ручной замес, параллельно восстанавливали цеха.

Рассказывают ученики:

1 ученик: Октябрь и ноябрь 1942 г. были самым тяжелым периодом ожесточенных уличных боев. В это время снабжение людей продовольствием было фактически прекращено. Выпечка хлеба была организована в полевых условиях в балке реки Царицы, в Ельшанке, на Дар-Горе и в Красноармейске. В наступательный период Сталинградской битвы происходило постепенное улучшение снабжения населения продовольствием путем восстановления работы пищевых предприятий. Детям выдавались специальные продпайки. Сначала продукты отпускались по спискам только прописанному населению, а с апреля 1943 г. была восстановлена карточная система.
 
2 ученик: В книге «Дети Сталинграда: пищевые практики военного времени» мы нашли такую запись: «Вот сестре давали карточку – 500 грамм, и мне – 300 грамм. Я куплю хлеб. А хлеб, как камень. Вот я получу этот хлеб на карточки, разделю на четыре части. Одну часть продам, чтобы завтра хлеб выкупить, одну часть – до вечера мне, одну сестре к заводу принесу, чтобы ей дать. Вот и весь быт наш – 800 грамм хлеба, больше ничего… Откуда мы купили? Не знаю, откуда. Сестра купила где-то ведро квашеной капусты. Так нам это казалось сладость, это мед, что-то невероятное. А остальное – я продам вот этот хлеб и куплю себе стакан семечек. Вот это я целый день по семечкам этим».
 
3 ученик: В труднейшей обстановке люди оставались людьми. Двое ребятишек (взрослых не было, мать умерла, отец – на фронте) решили продать бушлат отца, чтобы на вырученные деньги выкупить в булочной хлеб по карточкам. Младший остался дома, а старший, ему и одиннадцати не было, пошёл на толкучку. Покупатель нашёлся быстро, а когда вернулся домой, вошёл в комнату, раскрыл кулачок, в котором была выручка, обомлел: в кармане проданной курточки были карточки. Всю ночь старший не сомкнул глаз. Помощи ждать было неоткуда, он знал, что бывает с человеком, у которого нет хлеба. Утром, забывшись тревожным сном, он услышал стук в дверь, откинув щеколду, увидел покупателя бушлата, который протягивал ему забытые им в кармане хлебные карточки.
 
4 ученик: Маленькой девочке Оле Полевой в булочной стало плохо, и она потеряла сознание. Её бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул. Другая, бывшая в блокадные дни школьницей, вспоминает, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба — по 5-10 граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Все подумали, что девочка тут же начнёт жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что у неё умерла мама, а дома осталась маленькая сестричка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для неё.

Учитель: В дни мира в наших домах всегда сытость и достаток. И потому мы забываем о настоящей цене хлеба. А ведь именно отношением к хлебу, умением им дорожить, делиться в трудную минуту проверяется душевная щедрость человека.
Разговор о ценности хлеба, бережном отношении к нему – важный во все времена, не только в годы войны, но и в наши дни тоже. Каждому надо помнить о его настоящей цене. Теперь вы понимаете, какое значение имели хлебные карточки для бабы Дуни, ведь ей нужно было кормить троих детей.

Группы представляют продолжение истории, свои варианты помощи.
Учитель раскрывает истинное продолжение рассказа, обсуждение

Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слёз, что они столь же реальны для бабы Дуни, сколь и окружающая действительность. Прошлое бабушки, воспринимаемое вначале Гришей несколько отстраненно, стремительно приближается к мальчику, становится его собственной болью.

В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Слёзы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жаля бабу Дуню и кого-то ещё». Он не спал, он находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать».
 
Итоговые задания

  1. Рассказ называется «Ночь исцеления». Подберите к слову «исцеление» синонимы (Выздоровление, излечение, перестать болеть, стать здоровым, поправиться, оправиться (разг.), преодолеть болезни лечением, вернуть здоровье больному, излечить).
  2. Как вы понимаете заглавие рассказа? О каком и чьём исцелении идет речь в произведении?

Главный герой произведения – Гриша. Именно этот образ дан в развитии. Он духовно, нравственно взрослеет.

— Какой же главный вывод, мы можем сделать из сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)
Мирные люди, уязвимые и беззащитные, могут страдать от последствий войны (как физических, так и психологических) на протяжении многих лет после ее окончания. И сегодня мы с вами, молодые и сильные, должны не забывать о тех, кто прошел войну, вернулся живым, строил новую жизнь, поднял города и села из руин, вырастил наших отцов и матерей. Ребята, не забывайте своих бабушек и дедушек.
В память о тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину… О тех, кто умер в фашистских лагерях… Кто совершал подвиг и своим телом защищал от обстрела детей и стариков… В память о них мы сегодня зажжем Свечи Памяти.

В наших душах человечьих
Есть один простой секрет:
В нас горят святые свечи,
Излучая тонкий свет.
Три свечи: свеча Надежды,
Веры, и свеча Любви
Три огня святых и грешных
Освещают изнутри.
И пока огонь не гаснет –
Память наша будет жить,
Будет мир и будет счастье –
Все, чем нужно дорожить!
(Стихи Юрия Гарина, муз. и исп. А.Желтов)

В заключение я попрошу вас написать сочинение «Не бывает совсем не пострадавших от войны» на материале этого рассказа и на основе рассказов ваших близких, знакомых, перенёсших тяготы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
 

Список литературы:

  1. Австрийсков Е.В. (Волгоград). Продовольственное снабжение сталинградцев в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс] /– Режим доступа: http://izvestia.vspu.ru/files/publics/78/73-75.pdf, свободный.
  2. Алмазов Б. А. «Наш хлеб». Ленинград, Детская литература, 1985 г.
  3. Бабакин С.Д. На южной окраине. [Электронный ресурс] /– Режим доступа: http://www.molodguard.ru/heroes3751.htm, свободный.
  4. Воробьева О.В. Блокадный хлеб. «Химия и жизнь» №5, 2015. [Электронный ресурс] /– Режим доступа: http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432691, свободный.
  5. Жизнь в СССР: что ели во время войны? [Электронный ресурс] /– Режим доступа: http://ussrlife.blogspot.ru/2016/04/blog-post_28.html?m=1, свободный.
  6. Рыблова М.А. Дети Сталинграда: пищевые практики военного времени // Вестник ВолГУ. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. №4. С. 168-179.
  7. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н.Ушакова. Т.1.: А — К: М.: Русские словари, 1995 — 844 с.
  8. Форум военно-исторических реконструкторов. [Электронный ресурс] /– Режим доступа: http://livinghistory.ru/topic/53951-kulinarnye-retcepty-dlia-rekonstruktcii-i-polevy/page-2, свободный.
  9. Хлеб во время войны. [Электронный ресурс] /– Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/hleb-vo-vremja-vojni.html, свободный.
  10. Хлеб фронтовой. 1944 год. [Электронный ресурс] /– Режим доступа: http://registrr.livejournal.com/92834.html, свободный.

  • Рассказ назад в будущее
  • Рассказ наемник андрей негривода
  • Рассказ наедине с дочерью
  • Рассказ на тему фразеологизмы источники фразеологизмов
  • Рассказ надоедливая золовка продолжение