Рассказ неизвестного автора о неудачном походе новгород северского князя против половцев

Знаменитый плач

В начале XIX века настоящим бестселлером в Российской империи стала книга, написанная лет за шестьсот до момента первой своей публикации. «Слово о полку Игореве» ворвалось в русскую культуру, будто летний ураган. Неизвестный нам древнерусский автор рассказывал историю неудачного похода группы русских князей против половцев. Дело было в 1185 году, рейд на южных соседей закончился плохо: князья потерпели поражение, а их лидер Игорь попал в плен. Половцы, правда, оказались довольно миролюбивы, так что и сам Игорь, и его сын вышли из воды сухими. Игорь обрёл союзников, а Владимир Игоревич — жену, каковой стала дочь половецкого хана Кончака.

В это время жена Игоря, та самая Ярославна, лирично рыдала на берегу Днепра, оплакивая мужа и сына, которых, видимо, считала погибшими. Эта сцена считается вершиной поэтического творчества неизвестного нам автора «Слова». В России XIX века она стала отдельным культурным феноменом, существовавшим независимо от произведения. Ярославна обрела статус великой лирической героини.

плач 1 и анонс.jpg

Плач Ярославны. Василий Перов, 1881 год. («Дилетант»)

Сейчас Ярославна — неотъемлемая часть российской культуры. Она изображена на сотнях картин, к её образу взывают поэты, её окончательно обессмертила опера Бородина «Князь Игорь». Добавим, что есть ещё и посвящённый исключительно княгине балет «Ярославна» Бориса Тищенко.

Реальная Ярославна

Литературная Ярославна значительно перевешивает Ярославну историческую. В реальности это была самая обыкновенная княжеская жена, которая делала всё то, что и положено делать княжеской жене. Жизнь женщины в Средневековье — штука вообще очень скучная, и завязана она на домоседстве. Знатных женщин принято было держать взаперти. Сначала за это отвечали отцы, позже — мужья. Ярославна не водила в бой армии, не принимала важных политических решений, не выносила израненного мужа из осаждённой крепости, не ходила в походы, не выкупала родственников из плена, не науськивала сыновей на их папу, не вела переписки с великими современниками, и не факт, что вообще умела писать.

плач 2.jpg

Опера «Князь Игорь». Москва, Большой театр, 1981 год. («Дилетант»)

Короче говоря, наша героиня сидела дома и рожала детей. В браке с Игорем у неё было пятеро сыновей и одна дочь. История эта тоже довольно грустная. Четверо сыновей ввязались в крайне запутанный конфликт в Галицкой земле, учинили там кровавые репрессии и в конце концов заплатили за свои зверства сполна: в 1211 году галицкие бояре подняли бунт, захватили Игоревичей и всех их разом повесили.

Дожила ли до этого момента Ярославна? Мы не знаем даже этого. Нет точных данных о дате её смерти, да и о дате рождения сведения весьма противоречивые. Княгиня новгород-северская не совершила ничего такого, что запомнилось бы летописцам.

Ефросинья?

Важная деталь: в «Слове» княгиня новгород-северская названа исключительно по отчеству. Её имя было установлено только в XVIII веке, когда историки составляли для Екатерины II полный список древнерусских князей, которые когдалибо владели хоть чем-нибудь крупнее мельницы. В этом списке жена Игоря Святославича фигурирует как Ефросинья Ярославна. Вовсе не факт, что имя настоящее. Источник не очень надёжный. Он списан с «Истории» Татищева и повторяет все сделанные автором ошибки. Авторитетный филолог-медиевист Олег Творогов настаивал, что утверждать что-либо относительно имени Ярославны нельзя. И всё же имя Ефросинья закрепилось за княгиней и теперь уже принято называть её именно так.

Упоминание по отчеству достаточно важно. Это не просто дань практике того времени (жена Всеволода, брата Игоря, известна нам просто как Глебовна). Это ещё и важная отсылка.

Утверждать что-либо относительно имени Ярославны нельзя

Она указывает на то, что героиня «Слова» не просто какая-то женщина без роду и племени, а дочь великого отца. И в этом смысле отчество, конечно, куда важнее имени собственного.

Папой был Ярослав Осмомысл — выдающийся для своего времени князь-дипломат. Владел он галицкими землями, что автоматически делало его участником сложнейшей политической игры, в которой также были задействованы соседние княжества, половцы, венгерское королевство и немного поляки и Священная Римская империя. От местных князей, если князья эти хотели жить, требовалось не только умение поддерживать обороноспособность региона, но и высокие навыки в заключении и перезаключении союзов. Ярославу в этом смысле равных не было, и прозвище своё Осмомысл он заслужил за невероятный ум, ибо слово это означает «тот, у кого восемь умов». К концу жизни Ярослав Галицкий стал среди князей непререкаемым авторитетом и третейским судьёй. Современники, включая автора «Слова», им восторгались. «Высоко сидишь на своём златокованом престоле», — рассыпается в комплиментах безымянный поэт.

плач 3.jpg

Плач Ярославны, иллюстрация к «Слову о полку Игореве», 1954 год. («Дилетант»)

Что же касается Ярославны, литература умеет делать значимых героев даже из людей неприметных.

Автор “Слова” превратил этот частный, хотя и трагический по своим последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба; не случайно он призывает прийти на помощью Игорю не только тех князей, которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли стать объектом половецкого набега, но и владимиро-суздальского князя Всеволода Большое Гнездо. Автор “Слова” настойчиво подчеркивает основную идею произведения: необходимо единство князей в борьбе со степняками, необходимо прекращение войн между отдельными феодалами, в которые враждующие стороны втягивали и половцев.

Автор “Слова” не возражает против феодальных взаимоотношений своего времени, утверждавших удельную систему (со всеми пагубными последствиями раздробленности Руси), он возражает лишь против междоусобиц, посягательств на чужие земли (“се мое, а то мое же”), убеждает князей в необходимости жить в мире и безусловно подчиняться старшему по положению – великому князю киевскому. Поэтому так прославляются в “Слове” победы Святослава Киевского. Именно он обращается с укором к Игорю и Всеволоду, отправившимся “себе славы искати”, именно он с горечью порицает “княжеское непособие”.

Автор “Слова” стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава даже тем, что, вопреки действительным родственным связям, киевский князь в “Слове” именует своих двоюродных братьев – Игоря и Всеволода – “сыновцами” (племянниками), а его самого автор называет их “отцом” (Игорь и Всеволод пробудили зло, которое “бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь грозный великий киевскый”1), так как он их сюзерен, феодальный глава.

Этой же идее-необходимости единства князей подчинены и исторические экскурсы “Слова”: автор осуждает Олега Гориславича (изменяя на этот укоряющий эпитет действительное отчество князя – Святославич), “ковавшего крамолы”, в которых сокращаются “въци человъкомь”, он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича – времени единения Руси, тогда, как сейчас, порознь развеваются “стязи Рюриковы, а друзии Давидовы”. Это настойчивая и отчетливо выраженная патриотическая идея “Слова” была сформулирована К. Марксом: “суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ”2.

Художественная природа “Слова” своеобразна. Это не воинская повесть в собственном смысле этого термина. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 г., он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории.

Именно этими жанровыми особенностями “Слова” определяется и своеобразие его композиции и система его образов.

Композиция “Слова”. “Слово” начинается обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца “слав” Бояна, мудрого и искусного, но тем не менее, заявляет, что он не будет в своем произведении следовать этой традиции, он поведет свою “песнь” “по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню”.

Определив хронологический диапазон своего повествования (“от стараго Владимира до нынъшняго Игоря”), автор рассказывает о дерзком замысле Игоря “навести” свои полки на Половецкую землю, “испити шеломомь Дону”. Он как бы “примеряет” к своей теме поэтическую манеру Бояна (“Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бъжать къ Дону Великому” или: “Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ КыевЬ”)3.

В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода, восторженно характеризует удалых “кметей” (воинов) курян. Тем резче контраст с последующим рассказом о грозных знамениях, которыми отмечено начало Игорева похода и которые предвещают его трагический исход: это и солнечное затмение, и необычные зловещие звуки в ночной тишине (“нощь стонущи ему грозою птичь убуди”), и тревожное поведение зверей, и “клик” Дива.

Рассказ о второй, роковой для Игоря битве прерывается авторским отступлением о временах Олега Святославича. Этот исторический экскурс поднимает тему, к которой потом еще не раз вернется автор “Слова”, – тему губительных междоусобиц, из-за которых гибнет благоденствие всех русичей (“Даждьбожа внука”). Но те кровавые битвы прошлых времен не могут сравниться с битвой Игоря против окружавших его половецких полков: “Съ зараниа до вечера, съ вечера до свЪта летятъ стрВлы каленыя, гримлютъ сабли о шеломы…”. И хотя битва происходит в далекой половецкой степи – “в поле незнаемом”, но последствия поражения Игоря скажутся на Руси – “тугою (горем) взыдоша по Руской земли”.

Сама природа скорбит о поражении Игоря: “ничить трава жалощами, а древо с тугою къ земли преклонилось”.

И снова, оставив на время рассказ об Игоре, автор “Слова” повествует о бедах всей Русской земли, говорит о том, что в них повинны сами русские князья, которые начали на себя “крамолу ковати”. Только в объединении всех русских сил против кочевников – залог победы, и пример тому – поражение, которое нанес половцам Святослав Киевский, когда половецкий хан Кобяк был взят в плен и “пал” “въ гридницъ Святъславли”.

Далее в “Слове” повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем ему горе и смерть. Бояре истолковывают сон: недобрые предзнаменования уже сбылись, “два солнца померкоста” – Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену. Святослав обращается к своим “сыновцам” с “золотым словом, со слезами смешанным”; он упрекает их за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход, сетует на княжеское “непособие”.

Автор “Слова”, как бы продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей, прославляет их доблесть и могущество, призывает вступиться “за обиду сего времени”, “за раны Игоревы”. Но время славных побед для многих из них уже в прошлом, и причина тому – междоусобные войны, “крамолы”. “Склоните свои знамена (или – иначе: не вздымайте стягов, готовясь в поход), спрячьте свой, ^притупленные мечи, так как вы уже лишились славы своих дедов”, – этим призывом завершаются обращения к русским князьям. И как раньше автор вспоминал о временах Олега Святославича, теперь он обращается к времени другого столь же воинственного князя. – Всеслава Полоцкого.

Он также не добился победы несмотря на временные успехи (“дотчеся” злата стола киевского, “отвори врата Новуграду”, “расшибе славу Ярославу”) и даже на какие-то сверхъестественные качества (он способен к быстрому передвижению, у него “веща душа”).

Затем “Слово” вновь обращается к судьбе Игоря. В Путивле Ярославна молит силы природы помочь ее мужу, вызволить его из плена. Характерно, что и в этом лирическом плаче, построенном по образцу народного причитания, звучат свойственные всему памятнику общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его “воях”, она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка. Плач Ярославны тесно связан с последующим рассказом о побеге Игоря из плена.

Природа помогает Игорю: дружески беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать преследователям местонахождения беглецов, указывают им путь дятлы, радуют песнями соловьи.

Эпилог “Слова” праздничен и торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев, к великому Святославу; “страны ради, гради весели”. Здравицей в честь князя и заканчивается “Слово”.

Loading…

«Слово о полку Игореве» неизвестный автор написал в конце XII или в начале XIII века. В нём повествуется о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев, который он совершил весной 1185 года. Ниже представлены характеристики главных героев и других персонажей этого произведения.

В статье использованы цитаты из «Слова о полку Игореве» в переводе Д. С. Лихачёва.

Главные герои

Русская земля

Русская земля — истинный герой «Слова о полку Игореве». В образе Русской земли для автора «Слова…» объединились русский народ и русская природа. В произведении действие разворачивается на огромном пространстве Руси — от Новгорода до Чёрного моря, от Галича и Полоцка до Волги. Символом величия и обширности Русской земли выступает природа. Автор «оживляет» природу, наделяет её разумом и делает участником исторических событий. В «Слове…» природа разделяет и беды, и радости русских людей.

В начале похода Игоря природа предупреждала его об опасности: «Солнце ему тьмою путь заграждало, ночь… птиц пробудила, свист звериный поднялся…» Хищники предвкушают богатую поживу от поражения русского войска: «…волки грозу накликают… орлы клёкотом зверей на кости зовут…»

После поражения русского войска природа сочувствует такому горю: «Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле преклонилось».

К природе взывает в тоске по пленённому мужу Ярославна: «О, ветер, ветрило!» «О Днепр Словутич!» «Светлое и тресветлое солнце!»

Природа помогла князю Игорю сбежать из плена, и он обращается к реке Донец с благодарностью, говорит с ней, как с живым существом.

В образе Русской земли объединено прошлое и настоящее её народа, труженика, воина, готового во имя любви к Родине и ближним отдать свои силы, пожертвовать жизнью. Именно к Русской земле обращены лучшие чувства автора.

Князь Игорь

Князь Игорь — молодой правитель Новгород-Северского княжества, предпринявший весной 1185 года сепаратный поход на половцев, взяв в союзники только трёх князей: брата, сына и племянника. Автор воспевает мужество и храбрость Игоря Святославича, заставляет читателя проникнуться к нему состраданием. В «Слове…» показаны не только положительные качества этого героя, но и отрицательные: недальновидность и самолюбие. Отправившись в поход на половцев «себе славы искать», Игорь принёс только горе земле Русской, так как после его поражения на Русь обрушилось опустошительное нашествие врагов.

Другие персонажи

Князь Олег Святославич

Князь Олег Святославич — дед князя Игоря. Его образ появляется в воспоминаниях автора о горе народа, вызванном усобицами Олега. Напоминая об этом горе, автор называет князя Олега «Гориславичем». Олег был внуком Ярослава Мудрого. Жил он во второй половине XI — начале XII века и был одним из зачинателей междоусобной борьбы, постоянно борясь за власть и влияние с Владимиром Мономахом. Автор пишет о нём: «…Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял».

Князь Всеволод

Князь Всеволод — брат князя Игоря Святославича, его союзник в походе на половцев. В нём воплощён образ идеального воина. Восхищаясь его отвагой и мужеством, автор называет Всеволода Буй Туром, Яр Туром. В изображении этого героя проступают черты былинного богатыря: «Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, — там лежат проклятые головы половецкие».

Дружина князя Игоря и его союзников

Образ дружины является собирательным образом русского воина, защитника Родины. За свою родную землю русские воины идут на половцев, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Автор называет воинов «храбрыми русичами», повествуя о том, как они «полегли за землю Русскую» на берегу реки Каялы.

Ярославна

Ярославна — жена князя Игоря, правителя Новгород-северского княжества. Образ Ярославны представлен автором «Слова…» как образ идеальной русской женщины. Плач Ярославны после поражения русского войска половцами символически обобщает всенародное горе. В плаче княгиня оплакивает не только своего раненого мужа, но и его воинов. Ярославна обращается к силам природы: упрекает ветер в том, что он «на своих лёгких крыльях» мечет половецкие стрелы в воинов Игоря, а солнце упрекает в том, что оно простёрло свои горячие лучи на русских воинов. Княгиня просит Днепр: «Возлелей, господин, моего ладу ко мне…»

Князь Святослав Всеволодович

Князь Святослав Всеволодович — правитель Киева, считавшийся патриархом среди русских князей. Князь Святослав приходится Игорю и Всеволоду двоюродным братом, хотя в «Слове о полку Игореве» он назван отцом — по старшинству и по иерархии между князьями. Образ Святослава воплощает идеал сильного и мудрого правителя, главы русских князей. «Золотое слово» Святослава в «Слове о полку Игореве» обращено к русским князьям, которых он упрекал в преследовании эгоистических интересов и призывал к объединению усилий в борьбе с внешним врагом.

Автор «Слова о полку Игореве»

Автор «Слова о полку Игореве» — один из образов и героев этого произведения. О нём нет никаких сведений, его личность неизвестна, неизвестно и где он жил. Но читатель понимает, что автор «Слова…» — широко образованный человек. Он великолепно знает родную историю, умеет делать глубокие обобщения на основе исторического опыта и является истинным патриотом Руси. В своём произведении, посвящённом не воинской победе, а поражению от половцев князя Игоря, автор высказывает идею необходимости единения русских князей для борьбы с врагами Родины.

Боян

Боян — певец-поэт. Автор «Слова о полку Игореве» начинает своё вступление с воспоминания об этом легендарном древнерусском сказителе, сопровождавшим свои сказания игрой на гуслях. Автор «Слова…» неоднократно упоминает «вещего Бояна», называет его «соловьём старого времени», прославлявшим своими песнями князей прежних времён. Автор считает Бояна своим предшественником. Отдавая дань уважения легендарному певцу и сказителю, он заявляет, что, повествуя о походе Игоря Святославича, не будет придерживаться манеры изложения Бояна, а будет писать «по былям нашего времени», то есть следуя фактам, а не вымыслам.

Овлур

Овлур — половец, который помог князю Игорю совершить побег из плена и добраться до Русской земли. Он последовал за князем, на Руси Игорь Святославич выдал Овлуру щедрую награду и женил на дочери своего тысяцкого. Овлур при крещении получил имя Лавр. Всё это известно из исторических документов, а в самом «Слове…» Овлур упоминается без какой-либо характеристики.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

  • Рассказ нежный возраст андрея геласимова
  • Рассказ нежность анри барбюс читать
  • Рассказ недоросль читать полностью книгу бесплатно
  • Рассказ недоросль читать краткое содержание
  • Рассказ недоросль характеристика митрофана