Рассказ некрасова мужичонка с ноготком

…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья? —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Анализ стихотворения «Мужичок с ноготок» Некрасова

Величайший поэт Николай Алексеевич Некрасов представляет золотой век литературы России. Он был дворянином, поэтому смог прочувствовать тяжёлую долю крестьянского народа. В то время крестьяне не вылазили из нищеты и много работали, чтобы прокормить семью. Все это он показал в своём стихотворении «Мужичок с ноготок», которое стало частью поэмы «Крестьянские дети». Он пишет о сложной судьбе семьи, в которой много детей и всего два представителя мужского пола. Это отец и сын шести лет.

Для большего впечатления о труде маленького мальчика, писатель представил морозную зиму. Был дикий холод. Так он использует метод усиления, чтобы произвести впечатление на читателей. Как бы не было холодно, герой стихотворения работал, непокладая рук. С помощью разговора мы понимаем, что мальчик должен быть очень ответственным за семью. Хоть было ужасно холодно, ребёнок отлично выполнял свою работу.

Описание мальчика, Власа, показывает, что он одет, как взрослый человек, в больших рукавицах и сапогах. Он уже много раз был в лесу, чтобы помочь отцу, поэтому очень уважительно относится к труду, принимает с достоинством все заботы. Он рано стал взрослым и гордится, что он тоже часть главного в семье. Он умеет ездить на лошади и ловко ей управляет, знает все команды, которые она должна выполнять.

Описание мальчика выглядит очень трепетным, с большой нежностью. Автор, словно, любуется своим героем. Все слова, чтобы его описать, подобраны с особой теплотой, прочувствованы добром и нежностью. Но также использует иронию, называя его «мужичок». Это отражает истинный характер мальчика. Влас по своим действиям и рассуждениям представляется всем настоящим мужчиной. Он знает, что нужно делать, обладает всеми необходимыми умениями. Все действия выполняются с большой уверенностью, без какой-либо лишней спешки.

Николай Алексеевич Некрасов всегда очень мягко, нежно, с особым трепетом пишет об образе детей. Маленькие дети занимают важное место в его произведениях.

Все о чем пишет поэт, можно легко вообразить и понять. Жизнь в деревне, голод, нищая семья. Это то описание, которое раскрывает жизнь в крестьянской семье.

У Николая Некрасова большое количество стихов, где рассказывается о трудной жизни детей. Порой на них сваливается столько проблем, что даже взрослые люди не справляются с ними так, как это делают дети. Это заслуживает большого уважения в нашем мире.

  • Следующий стих → Николай Некрасов — Мороз-воевода
  • Предыдущий стих → Николай Некрасов — Дядюшка Яков

Читать стих поэта Николай Некрасов — Мужичок с ноготок на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

  • Стихи
  • /

  • Стихи Некрасова
  • /

  • Мужичок с ноготок

Николай Некрасов — Мужичок с ноготок

…Однажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья? —
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя? —
«Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.
Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

Анализ стихотворения Николая Некрасова — Мужичок с ноготок

Николай Алексеевич Некрасов – это один из самых известных российских поэтов, который в отличие от многих своих современников, писал истории о нелегкой крестьянской жизни. Он раскрывал иной мир села, где трудятся все без исключения: и взрослые, и пожилые, и маленькие дети. Все крестьяне долго и усердно трудятся, чтобы выжить в этом суровом мире и прокормить всю свою семью.

Некрасов показывает окружающий мир не при помощи человеческих эмоций и крестьянского быта, а по средству описания природы и внешнего вида сельских жителей. Это придает картине потрясающий колорит, яркость и эмоциональность. Читатель сам создает для себя образ окружающего мира при помощи автора.

В стихотворении «Мужичек с ноготок» показана обычная сельская жизнь многодетной семьи, которая состоит из мужа, жены и нескольких несовершеннолетних детей. Среди них всех работать может только один человек, которому приходится отдавать все свои силы на поиск пропитания и тепла для своих любимых. В картине Некрасова показан маленький мальчик, который занимается непосильным для себя трудом: он управляется повозкой наполненной срубленными отцом дровами. Мальчик совсем маленький, но он уже старается помочь своей семье и согреть своих близких.

Шестилетний ребенок не боится трудной работы и сам, с большим желанием, старается со всех сил помочь своему отцу позаботиться и обогреть свою мать и других детей. Он сильный и смелый, не паникует, когда управляет лошадьми, показывая, что он делает это уже не первый раз и, возможно, на протяжении нескольких лет. И родители точно гордятся таким маленьким богатырем.

Некрасов описывает окружающий мир, как холодный и пасмурный, с сильным морозом. Везде лежит снег, который мешает быстрому перемещению повозки. А нужно спешить, ведь без дров семья просто замерзнет насмерть. Кроме этого автор описывает и одежду мальчика: он одет тепло и заботливо, правда, видно, что одежда на нем слишком велика. Скорей всего она когда-то принадлежала отцу мальчика.

В стихотворении «Мужичек с ноготок» показывается суровая жизнь сельских детей, которые в отличие от современных не могут провести свое детство весело и беззаботно, они должны работать и трудиться. Мальчики и девочки рано взрослеют и начинают уже с шести лет помогать своим родителям.

Некрасов любит в своих произведениях описывать мир глазами детей. По его мнению, именно они могут раскрыть жизнь разных слоев общества более обширно и ярко. Причем всегда описывая детей, поэт делает это с трепетом и нежными чувствами в груди. Для Некрасова они будущее страны и настоящие герои, которых нужно любить и лелеять, помогать им развиваться и расти вверх.

Вариант №2

Н. А. Некрасов в стихотворении  « Мужичок с ноготок» показывает нам тяжелую сельскую жизнь. В многодетных семьях где всего лишь один кормилец, должен тянуть всё на себе, так как выбор был не велик. В те тяжёлые годы  семьи умирали от голода и от холода. Для этого нужно было очень много работать, что бы обеспечить свою семью  самым необходимым. В данном стихотворении идет описание про шестилетнего мальчишку Власа, который с малу показывает то, что в дальнейшем он вырастет настоящим мужчиной.  В свои шесть лет о он уже управляет повозкой, перевозит дрова, нарубленные его отцом, так как понимает, что нужно создавать тепло в доме,  что бы не замерзла его семья. Он показывает себя как настоящий мужчина , который умеет делать свою роботу и выполняет без лишних слов. Именно в тот момент Влас встречается с автором. Где нам в ярких красках расписано, какие были нелёгкие годы,  и проявленная жалость к этим детям.

Автор описывает, как тепло был укутан Влас, в маленькой шубке и с очень большими сапогами, с его  слов можно понять что зимы в те годы были  очень холодны и суровы и, что бы протопить  дом, понадобилось бы много хвороста. Они просто на просто могли бы околеть от такого мороза. Жизнь заставляла очень рано взрослеть, им бы ещё в игрушки играть, да  с ребятами на улице бегать, но они уже занимаются такими  бытовыми обязанностями .  Их с малку учат ,про ответственность и обучают мужественности.

Писатель ставится к герою с нежностью и трепетностью, по его творчеству можно увидеть, что  у Некрасова к детям особое отношение. Он испытывает жалость к этим детишкам, которые родились с нелёгкой судьбой. Это не те дети, которые выросли на всём готовым и впринципи не знают, что из себя представляет ходить по холоду и засыпать голодным. Но с другой стороны  он  показывают как дети рано взрослеют, они не избалованные, а наоборот знают ценность жизни. Как правило таким детям будет легче во взрослой жизни, они ступают туда уже с опытом и с четким пониманием того,  что из себя представляет взрослая жизнь и какие могут быть трудности у них на пути. К таким детям идет большое уважение, у которых даже права выбора не было, они лишь делали то , что должны были, чему обучали и заставляли их родители.

Мужичок с ноготок

Мужичок с ноготок
Сейчас читают:

  • Сочинение Мой любимый город Дербент

    Я родился в республике Дагестан. Это великая и поистине могучая страна. Страна славится своими невероятными пейзажами, а если быть точнее, то это горы. Как говорят у нас, Дагестан – это страна гор.

  • Сочинение на тему Люби и Охраняй природу 7 класс

    Человечество глубоко вступило в индустриальный век, век технологий и производств. Мы берём у природы всё ,что только можем. Лес, полезные ископаемые, истребляем многие виды растений и птиц. Нельзя с уверенностью сказать, что люди делают это нарочно,

  • Образ и характеристика Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Три столетия назад гений сатиры создал свою знаменитую комедию «Недоросль». Этот классицистический текст написан во времена, когда государство Российское жило по законам, введенным Петром 1. Указ царя заключался в том,

  • Сочинение на тему Лесная поляна (описание)

    Конец августа — хорошее время для сбора грибов в средней полосе России. Выбраться на лесную поляну, вдохнуть полной грудью свежий воздух, забыть о времени и вернуться домой с полными корзинами и ведрами. Что может быть лучше?

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Жизнь Чехова не отличалась раковым финалом, он не стрелялся как Пушкин и Лермонтов не был в ссылке, как Чернышевский, избежал политической иммиграции в отличие от Герцена, избежал гражданской казни как Достоевский. Но внутренний мир Чехова

  • Сочинение на тему Левша Народный герой 6 класс

    Обсудим и раскроем образ Левши — как героя русского народа из рассказа Лескова Левша. Произведения Лескова отличаются от других писателей завидной оригинальностью, персонажи его рассказов индивидуальны редко встречаются в жизни,

МУЖИЧОК С НОГОТОК

…Однажды, в студёную зимнюю пору,

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном.

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»

— Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».

(В лесу раздавался топор дровосека.)

— А что, у отца-то большая семья? —

«Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я…»

— Так вон оно что! А как звать тебя? —

«Власом».

— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…

Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом.

Рванул под уздцы и быстрей зашагал…

МОРОЗ-ВОЕВОДА

…Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где треш.ины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины.

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт — по деревьям шагает.

Трещит по замёрзлой воде,

и яркое солнце играет

В косматой его бороде…

Забравшись на сосну большую.

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт:

«…Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные.

Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли —

Сегодня прошли пешеходы.

Обозы с товаром прошли…

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…»

САША

…В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «не убейся, родная!»

Саша, салазки свои погоняя.

Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка

Снег отряхает, смеётся, голубка!

Не до ворчанья и няне седой:

Любит она её смех молодой…

ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ

Идет-гудет Зеленый Шум*,

Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Поднимет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка

Наталья Патрикеевна,

Водой не замутит!

Да с ней беда случилася,

Как лето жил я в Питере…

Сама сказала глупая,

Типун ей на язык!

В избе сам друг с обманщицей

Зима нас заперла,

В мои глаза суровые

Глядит — молчит жена.

Молчу… а дума лютая

Покоя не дает:

Убить… так жаль сердечную!

Стерпеть — так силы нет!

А тут зима косматая

Ревет и день и ночь:

«Убей, убей, изменницу!

Злодея изведи!

Не то весь век промаешься,

Ни днем, ни долгой ноченькой

Покоя не найдешь.

В глаза твои бесстыжие

Сосвди наплюют!..»

Под песню-вьюгу зимнюю

Окрепла дума лютая —

Припас я вострый нож…

Да вдруг весна подкралася..

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса.

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен…

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум.

Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук,

И все мне песня слышится

Одна — и лесу, и лугу:

«Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится

Прощай, пока прощается,

И — бог тебе судья!»

* Так народ называет пробуждение

природы весной. (Прим. Н.А.Некрасова.)

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ

…Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.

Вот из лесу вышли — навстречу как раз

Синеющей лентой, извилистой, длинной.

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пустынной

Что белых грибов на полянке лесной!

Река огласилась и смехом и воем:

Тут драка — не драка, игра — не игра…

А солнце палит их полуденным зноем.

Домой, ребятишки! Обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько рассказов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немножко

И видели волка… у, страшный какой!

Ежу предлагают и мух и козявок.

Корней молочко ему отдал своё —

Не пьёт! Отступились…

Кто ловит пиявок

На лаве, где матка колотит бельё,

Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,

Кто тащит на пожню ведёрко кваску,

А тот, подвязавши под горло рубашку,

Таинственно что-то чертит по песку;

Та в лужу забилась, а эта с обновой:

Сплела себе славный венок.

Всё беленький, жёлтенький, бледно-лиловый

Да изредка красный цветок.

Те спят на припёке, те пляшут вприсядку.

Вот девочка ловит лукошком лошадку:

Поймала, вскочила и едет на ней.

И ей ли, под солнечным зноем рождённой

И в фартуке с поля домой принесённой.

Бояться смиренной лошадки своей?..

Грибная пора отойти не успела,

Гляди — уж чернёхоиьки губы у всех.

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

Испугана пеньем, ауканьем, смехом.

Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,

Зайчонок ли вскочит^содом, суматоха!

Вот старый глухарь с облинялым крылом

В кусту завозился… ну, бедному плохо!

Живого в деревню тащат с торжеством.

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
– Здорово, парнище! – «Ступай себе мимо!»
– Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
– А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
– Так вон оно что! А как звать тебя? – «Власом».
– А кой тебе годик? – «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» – крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти – дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой –
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

1861 г.

Анализ стихотворения Некрасова «Мужичок с ноготок»

Широко известное стихотворение Н. А. Некрасова под условным названием «Мужичок с ноготок» является фрагментом большого стихотворения «Крестьянские дети», написанного в 1861 году. Поэт всегда был тесно связан с национальной жизнью и умел говорить от имени народа. Удивительно, но единственной проблемой детей крестьян, отраженной в стихотворении «Крестьянские дети», певец тяжелой народной доли Некрасов считает укусы мошек и необходимость раннего труда. Несмотря не то, что произведение написано в пору крестьянских бунтов, обострения классовых противоречий, роста напряженности в стране и усиления студенческого движения, оно наполнено идиллическими мотивами – поэта умиляет зрелище якобы счастливого крестьянского детства и светлые стороны крестьянского быта.

Небольшое стихотворение о мужичке с ноготок изображает законченную по характеру бытовую сценку, героем которой является шестилетний мальчик Влас. При минимуме выразительных средств, используя неполные предложения, автор воссоздает полную картину происходящего.

В тексте можно найти эпитеты – «студеная пора», «чинное спокойствие», литоту – «мужичок …с ноготок», гиперболу – «мертвая (при понукании лошади)», оксюморон – «крикнул малюточка басом», метафоры «рванул под уздцы», метонимию – «раздавался топор», «хворосту воз». Автор использует контекстные синонимы – «медленно», «важно», «в спокойствии чинном» – и риторическое восклицание – «…а сам с ноготок!»

Поэт строит диалог, используя живую разговорную речь, тонким знатоком которой он являлся. Оригинальность, новизна слога Некрасова в том, что он использует разговорные слова и обороты – «вестимо», «ступай себе», «парнище», «больно …грозен», «кой … годик».

Очевидно, что незнакомый барин сумел стать своим для крестьянского малыша, вызвать его на откровенность – собеседники говорят на одном языке. Поэт явно сочувствует своему герою, вынужденному заниматься заготовкой дров в сильный мороз. Но надо сказать, что ребенок держится совершенно естественно, хотя и не может себе позволить длительного разговора. Несмотря на несоразмерность малыша выполняемой работе, вся сцена воспринимается читателем без тяжелого чувства. Она отставляет уморительное впечатление и не может оставить равнодушным никого.

Мальчика делает взрослым не надетая на него отцовская одежда. Тяжелый крестьянский труд раньше времени превращает малыша в полноценного работника, вынужденного заботиться о своей многочисленной семье.

«Мужичок с ноготок» – одно из наиболее знаменитых произведений, посвященных детям. Школьники изучают его в 3 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мужичок с ноготок» по плану.

Содержание

  1. Стихотворение «Мужичок с ноготок» – полный текст
  2. Краткий анализ стиха «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасов
  3. Стихотворение «Мужичок с ноготок» – анализ по плану
  4. Анализ стихотворения Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Стихотворение «Мужичок с ноготок» – полный текст

Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах… а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —

«Уж больно ты грозен, как я погляжу!

Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;

Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.

(В лесу раздавался топор дровосека.) —

«А что, у отца-то большая семья?»

— Семья-то большая, да два человека

Всего мужиков-то: отец мой да я… —

«Так вон оно что! А как звать тебя?»

                                            — Власом. —

«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…

Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,

Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

На эту картину так солнце светило,

Ребенок был так уморительно мал,

Как будто всё это картонное было,

Как будто бы в детский театр я попал!

Но мальчик был мальчик живой, настоящий,

И дровни, и хворост, и пегонький конь,

И снег, до окошек деревни лежащий,

И зимнего солнца холодный огонь —

Всё, всё настоящее русское было,

С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.

Что русской душе так мучительно мило,

Что русские мысли вселяет в умы,

Те честные мысли, которым нет воли,

Которым нет смерти — дави не дави,

В которых так много и злобы и боли,

     В которых так много любви!

(из стихотворения “Крестьянские дети”, 1861)

Краткий анализ стиха «Мужичок с ноготок» Н.А. Некрасов

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов – известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков.

В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым – теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

Для еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярке ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Стихотворение «Мужичок с ноготок» – анализ по плану

Вариант 1

Николай Алексеевич Некрасов — известный российский поэт, который в своих произведениях описывал нелегкую крестьянскую жизнь. Много стихов автора повествуют о тяжелом крестьянском труде, непосильном даже для взрослых мужиков. В описании быта и человеческих взаимоотношений, для более яркого выражения и представления описываемой картины, автор часто использует описание природы, пейзажа. Это придает создаваемой картине особенную яркость и своеобразный колорит.

В стихотворении «Мужичек с ноготок» из поэмы «Крестьянские дети», Некрасов описывает сельскую жизнь многодетной бедной семьи, в которой только один кормилец, который много работает, чтобы обеспечить свой дом самым необходимым — теплом. И его тоже нужно добывать. В представленной картине, поэт описывает шестилетнего мальчика, который управляется с повозкой лошадей, на которой везет домой срубленные отцом дрова, чтобы обогреть свою семью в столь холодную студеную зиму.

ля еще большего усиления описанной картины, Некрасов добавляет описание зимней поры. Зиму он называет студеной, значит мороз очень сильный и дети в доме, видимо очень мерзнут. Топить уже совершенно нечем, и тогда даже шестилетний мальчик взялся за выполнение серьезной мужской работы.

Описание его одежды показывает, что он укутан хорошо, заботливо, но одежда-то взрослая и на нем сидит не совсем уютно. Для еще большего усиления описываемой картины жизни шестилетнего мальчика, поэт уже без использования метафор или сравнений, говорит просто напрямую: «был сильный мороз».

Описанием зимнего мороза, Некрасов еще больше и ярче ставит перед взором читателя положение бедных сельских детей. Их жизнь заставляет очень рано взрослеть, иначе нельзя, это уже вопрос жизни-смерти. Мальчик описан автором очень нежно и трепетно.

Он показан настоящим мужчиной, который знает, что делать, и умеет, и свою работу он выполняет неторопливо и уверенно, без лишних движений. В своих произведениях Некрасов, обращаясь к описанию образа детей, всегда преподносит это очень мягко, нежно и трепетно. Детям в его творчестве отведено особое и важное место.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»

Вариант 1

Величайший поэт Николай Алексеевич Некрасов представляет золотой век литературы России. Он был дворянином, поэтому смог прочувствовать тяжёлую долю крестьянского народа. В то время крестьяне не вылазили из нищеты и много работали, чтобы прокормить семью. Все это он показал в своём стихотворении «Мужичок с ноготок», которое стало частью поэмы «Крестьянские дети». Он пишет о сложной судьбе семьи, в которой много детей и всего два представителя мужского пола. Это отец и сын шести лет.

Для большего впечатления о труде маленького мальчика, писатель представил морозную зиму. Был дикий холод. Так он использует метод усиления, чтобы произвести впечатление на читателей. Как бы не было холодно, герой стихотворения работал, не покладая рук. С помощью разговора мы понимаем, что мальчик должен быть очень ответственным за семью. Хоть было ужасно холодно, ребёнок отлично выполнял свою работу.

Описание мальчика, Власа, показывает, что он одет, как взрослый человек, в больших рукавицах и сапогах. Он уже много раз был в лесу, чтобы помочь отцу, поэтому очень уважительно относится к труду, принимает с достоинством все заботы. Он рано стал взрослым и гордится, что он тоже часть главного в семье. Он умеет ездить на лошади и ловко ей управляет, знает все команды, которые она должна выполнять.

Описание мальчика выглядит очень трепетным, с большой нежностью. Автор, словно, любуется своим героем. Все слова, чтобы его описать, подобраны с особой теплотой, прочувствованы добром и нежностью. Но также использует иронию, называя его «мужичок».

Это отражает истинный характер мальчика. Влас по своим действиям и рассуждениям представляется всем настоящим мужчиной. Он знает, что нужно делать, обладает всеми необходимыми умениями. Все действия выполняются с большой уверенностью, без какой-либо лишней спешки.

Николай Алексеевич Некрасов всегда очень мягко, нежно, с особым трепетом пишет об образе детей. Маленькие дети занимают важное место в его произведениях.

Все, о чем пишет поэт, можно легко вообразить и понять. Жизнь в деревне, голод, нищая семья. Это то описание, которое раскрывает жизнь в крестьянской семье.

У Николая Некрасова большое количество стихов, где рассказывается о трудной жизни детей, например “Школьник”. Порой на них сваливается столько проблем, что даже взрослые люди не справляются с ними так, как это делают дети. Это заслуживает большого уважения в нашем мире.

Вариант 2

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и стремлением жить счастливо каждого крепостного.

Эти чувства, пронесенные сквозь сердце поэта, он при помощи пера излил на бумагу, навсегда увековечив их в своих бессмертных произведениях.

Стихотворение “Мужичок с ноготок” является частью большой поэмы автора “Крестьянские дети”. В этом произведении Некрасов описывает скудную и сложную жизнь многодетной бедной крестьянской семьи. В ней всего два мужчины — глава семейства и его маленький шестилетний сын.

Им приходится в “студеную зимнюю пору” заниматься заготовкой дров, чтобы обеспечить свою семью драгоценным теплом. Отец занимается рубкой деревьев и затем придает дровам нужные размеры, чтобы они уместились в печи. Сынишка же грузит их на телегу и отвозит домой. Именно в этот момент автор и встречается с мальчиком на дороге, выйдя прогуляться из дому в лес.

Яркими красками усиливает колоритность стихотворения описание зимней поры. Некрасов применяет к зиме эпитет “студеная”, намекая на суровость описываемых морозов. Читатель должен сам догадаться, что семейство в крестьянской хате, видимо, замерзает, раз в такую погоду мужчины принялись за заготовку дров.

Гиперболизуя опасность мороза перед маленьким мальчиком, автор уже напрямую заявляет о том, что мороз был сильным. Однако, мальчуган важно шефствует над лошадкой, ведя ее под уздцы, у него чинное взрослое спокойствие. Поэт показывает его крохотность, сравнивая маленькое тело ребенка с большими папиными сапогами и еще большего размера полушубком.

Вместе с этим, Николай Алексеевич еще более ярко рисует читателям положение бедных сельских детей. Из-за своей закрепощенной судьбы, они вынуждены рано взрослеть, выполняя работу, с которой не всегда и взрослый человек справился бы.

Мальчик описывается автором с нежностью и трепетом. Он испытывает жалость к такому раннему взрослению сынишки, который уже представляется настоящим мужчиной на фоне исполнения семейных обязанностей без лишних слов.

В своем творчестве Некрасов, обращаясь к образу крестьянских детей, всегда описывает его очень трепетно. Детям он всегда отводил особое место в своих литературных произведениях. Знакомясь с ними, нам открывается настоящая душа русского народа, которую читателям так щедро и безвозмездно раскрыл Николай Алексеевич Некрасов.

На чтение 4 мин Просмотров 5.3к.
Обновлено 25 декабря, 2020

Полный анализ стихотворения «Мужичок с ноготок», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, как и многие другие стихотворения поэта, раскрывает элементы крестьянской жизни.

Содержание

  1. История создания
  2. Темы, проблемы произведения
  3. Средства выразительности
  4. Основная мысль произведения

История создания

Приступая к анализу данного стихотворения, стоит вспомнить о том, что Николай Алексеевич описывал в основном в своих произведениях быт и проблемы крестьянской жизни. Стихотворение «Мужичок с ноготок» не стало исключением.

Написано оно было в 1861 году, и является лишь частью поэмы «Крестьянские дети». В нем идет речь о тяжелой жизни крестьян, а именно крестьянских детей. Ведь в приведенном примере мы видим многодетную семью, которая едва сводит концы с концами. Отец является единственным кормильцем, и поэтому нашему «мужичку» приходится очень быстро повзрослеть, чтобы хоть как-то помочь папе.

Темы, проблемы произведения

Основной проблемой стихотворения «Мужичок с ноготок», которое является лишь частью поэмы «Крестьянские дети», поднимает очень важную проблему того времени. Автор показывает бедную многодетную крестьянскую семью, которая ели выживает в суровое время. Отцу – единственному кормильцу большого семейства, приходится работать не покладая рук. Он рубит дрова, чтобы обеспечить свой дом хотя-бы теплом, поэтому на помощь ему приходит шестилетний сын, которому пришлось очень быстро повзрослеть и заняться «не детскими» занятиями. Малышу приходится умело управлять повозкой лошадей, которая ведет домой древесину для обогрева.

Поэт пытается в своих строках выразить всю ту тяжелую участь обычного крестьянского народа, которая выпала на их долю. Как ни странно, но в данном стихотворении Некрасов показал нам лишь малую часть проблем – это укусы мошек и использование тяжелого детского труда.

В момент написания стихотворения «Мужичок с ноготок» в стране происходили не самые лучшие события: поголовно шли бунты крестьян, которые были не согласны с классовыми противоречиями. Так же очень усилились студенческие движения.

Но, несмотря на все это, автор описывает счастливое детство, и пытается осветить все те счастливые стороны и моменты, которые происходили в их жизни.

Средства выразительности

Поэт с большой любовью описывает зимнюю природу. Используя большое количество эпитетов, он дает понять, что зимы были очень студеными и суровыми.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.

 На улице стоял сильный мороз, который обжигающе действовал на человека. Это дает понять то, что и в избе было холодно, поэтому требовался постоянный обогрев. Поэтому чтобы в доме было теплее, отцу и приходилось заготавливать дрова, которые нужно было так же доставить в дом.

Параллельно он показывает, что мальчуган, не смотря на свой очень юный возраст, очень стойко относится к сильным морозам и с гордостью и отвагой идет в лес на помощь отцу.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!

Благодаря эпитетам поэт так же описывает крохотный размер ребенка, сравнивая его с сапогами и полушубком отца. Насколько они были огромны, по сравнению с отважным малышом.

В стихотворении очень ярко описана судьба детей, которые с юных лет вынуждены были повзрослеть, чтобы оказывать всевозможную помощь родителям. На них порой взваливались те обязанности, которые были не под силу каждому взрослому человеку.

Основная мысль произведения

Николай Алексеевич Некрасов с большим трепетом относился к детям, что видно по его описанию. Ему безумно жалко детей, у которых практически не было детства. Им пришлось очень рано повзрослеть, чтобы помочь родным выжить в таких тяжелых условиях.

На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.

Они выполняют очень тяжелую работу, что так же вызывает жалость у автора. Поэт восторгается силой и отвагой маленького человечка, который совершенно спокойно выполняет свою работу, совершенно не жалуясь. Уже в шесть лет он считает себя мужчиной, который должен содержать свою семью.

Во всех своих произведениях, связанных с детьми, Николай Алексеевич описывает их с большой любовью, которая неподдельна. Благодаря произведениям поэта у нас есть возможность узнать весь потенциал и душу русского народа, который так сильно любил Некрасов.

В данном стихотворении на фоне бедственного положения крестьянских семей, которые вынуждены выживать в суровых условиях, показывается огромная любовь между родственниками. Будучи маленьким ребенком, мужичок осознает всю ответственность, которая была возложена на его плечи. Но это все не вызывает в нем ни жалости, ни разочарования. Он очень горд тем, что помогает своим родным.

Именно благодаря такому воспитанию получались настоящие мужчины, которые не боятся трудностей и готовы на многое ради своей семьи.

  • Рассказ некрасова дед мазай и зайцы
  • Рассказ неинтересный слитно или раздельно
  • Рассказ неинтересный как пишется
  • Рассказ неизвестный цветок платонов
  • Рассказ неизвестного человека чехов читать