Рассказ новый год в калиновке

— Ладный домик у Савося Занозина. Ну и молодец же он, ну и оборотистый!.. Как на картинке кто нарисовал: под черепичной крышей, на каменном фундаменте. И где он столько денег взял?

Другие отвечали:

— Не взял, а нахватал.

Антось не любил отчима.

Савось Занозин был из соседнего села. Недобрая слава ходила о нем. Когда-то он заведовал молочнотоварной фермой, и за один год на ферме пало пять коров. Потом он был агентом по каким-то заготовкам. Но и здесь недолго пришлось ему проработать. У Савося обнаружили крупную недостачу, чуть-чуть не посадили в тюрьму.

Обо всем этом Савось, вздыхая и жалуясь на свою доверчивость и злых людей, которые всегда норовят подвести честного работника, рассказывал Антошкиной маме в поезде, когда ей зачем-то понадобилось съездить в город. А через несколько дней Занозин встретился с молодой женщиной на улице в районном центре.

— Видно, уж судьба такая, — говорила мать, как бы стесняясь сына-подростка, когда Савось со своим сундучком перебрался в их хату.

Мальчик ничего не ответил, но не пошел ужинать.

— Не хочу, — коротко ответил он матери.

Ночевал Антошка на сеновале. А назавтра он столкнулся с отчимом на улице. Савось загородил мальчику дорогу, положил на его плечо жилистую, сильную руку:

— Смотри ты, какой гордый! И познакомиться со мной не хочешь… Видишь, Антось, какая ваша хатенка?

— Ну, вижу, — выдавил из себя мальчик.

— Так вот, верь моему слову: на ее месте скоро будет стоять настоящий дом. А ты будешь, — он ткнул пальцем в залатанную рубашку мальчика, — ходить в новом шевиотовом костюмчике. А может, я тебе и велосипед куплю… Ну, посмотри на меня. Доволен? — И, увидев в Антошкиных глазах упрямство и непокорность, укоризненно покачал головой: — Вот чудак, обиделся… Ну ничего, брат, привыкнешь…

Савось Занозин был невысок ростом, но энергичен и ловок в движениях. И лицо у него приятное: широкий лоб, густая, в колечках шевелюра, черные быстрые глаза. Только вот манера говорить, усмехаться вызывала у каждого, кто беседовал с ним, какое-то раздражение. Он любил подчеркнуть свое превосходство над другими, подтрунить, съязвить, обидеть.

Месяц спустя после прихода Савося, в Антошкином доме начались нелады. На это были причины. Савось стал командовать матерью, раздражаться из-за каждого пустяка. Правда, они быстро мирились, и снова все шло по-прежнему. Но Антошка невзлюбил Савося. Горькая мальчишеская обида надолго поселилась в его сердце.

И ребята заметили перемену в Антошке: он сделался раздражительным, хмурым, обидчивым. Антошка завидовал своим друзьям, тем, у кого были настоящие отцы… Он отца своего помнил плохо. Антосю не было и пяти лет, когда отец бросил семью и переселился с новой женой куда-то на Кавказ.

Савось Занозин не хотел работать в колхозе, пошел искать места, где можно было бы ходить с портфелем, зарабатывать «легкий» хлеб. Неизвестно, как ему это удалось, но вскоре в деревне узнали, что он стал заведующим районной продуктовой базой.

Каждую неделю Савось приезжал домой, гостил день-другой, занимался хозяйством, потом опять уезжал. И удивительно, до чего же «легкий» хлеб у него нашелся. Первый же его приезд в деревню после занятия должности был отмечен необычным » торжеством».

Во дворе, возле их дома, росли две огромные груши. Их ветви вытянулись через забор, повисли над улицей. И вот в воскресенье утром жители Ка-линовки своим глазам не поверили: на ветвях груш качались, привлекая яркой цветной оберткой, конфеты. Они были самых разнообразных сортов и размеров: и плиточками — шоколадные, и длинные, как сигары, — мятные, и какие-то круглые, как орехи.

Улица напротив дома Занозиных ожила, зашумела.

Малыши — кто палками, кто шапками — сбивали лакомые украшения.

Антошкин отчим стоял у окна и довольно улыбался. Мальчик хорошо помнит, как он тогда сказал матери:

— Смотри, Аксинья, какая жизнь настала. А меня не было — над тобой куры смеялись. Разве не так?

— Да что уж тут говорить, — отвечала мать. — Четверо ребятишек на руках. Конечно, тяжело было…

Но развешивать конфеты на старых грушах Антошкин отчим больше не стал. На другой день случился конфуз: когда деревня проснулась и дети вновь сбежались к Антошкиному двору, они увидели, что вперемешку с лакомствами на ветвях покачиваются камешки, дохлые лягушки, рваный галош…

Вся деревня смеялась. Антошку донимали расспросами:

— Скажи, когда новую партию лягушат напоказ вывесите?

Стыдно было мальчику за своего отчима…

Потом все прошло, забылось. Отчим привозил домой новые подарки и, как обещал, купил Антосю шевиотовый костюм. Но все же между ними не было дружбы, мальчик чувствовал, что удачи и везения отчима какие-то нечестные, обманные.

А недавно Занозин сказал при матери, что купи? Антосю велосипед «Орленок». Иметь собственный велосипед было давней мечтой мальчика.

«А может, не так уж и плох Савось, как мне казалось? — подумал тогда впервые мальчик. — Да и людям не всегда надо верить. Мало ли что могут наговорить…»

И вот воспоминания оборвались. Возле своего двора мальчик остановился, взглянул на шершавые ветки груш. Как было бы хорошо, если бы сейчас висела хоть одна конфетка!

Вдруг Антошка услышал шаги. Оглянулся:.по улице шел отчим. «Так он на работу сегодня не поехал», — удивленно подумал мальчик.

Савось Занозин остановился и, может быть, впервые за все время обнял пасынка.

— Эх, Антошка!.. — как-то необычайно ласково сказал он. Антон взглянул в лицо отчима и не узнал его: он побледнел, глаза сузились.

— Дядя, что случилось? Вы заболели?

— Не заболел, а погорел… — У Савося задрожали губы. — Вот как, Антошка. Эх! — Он сорвал с головы кепку и хлопнул ею по коленям. — Каким же дураком я был, каким дураком…

— Как это — погорел? — переспросил мальчик.

— Очень просто, — упавшим голосом ответил отчим. — Жил-был Савось Занозин, считали все его счастливцем, а он хлоп — и с копыт свалился. По шапке дали… Теперь ты понял, голова — два уха?

— Ага, дядя, понял, — вздохнул Антошка.

Он ничего не понял, но почувствовал: на отчима свалилась какая-то беда. И мальчику вдруг стало жалко этого человека, который всегда был таким дерзким, а теперь выглядит так беспомощно.

— Ну, пошли в избу. Мать дома?

— На сенокосе… — опустив голову, ответил Антошка.

— Не горюй, браток. Может, даст бог, гроза нас обминет.

Но Антошка не верил, что бог тут чем-нибудь поможет. Вряд ли верил в это и отчим. Мальчик загрустил. Видимо, не суждено было осуществиться его мечте, не иметь ему стремительного «Орленка».

Глава шестая

После обеда Костя с охапкой гофрированных трубок и тремя противогазами, перекинутыми через плечо, приближался к деревне. У самой околицы к нему подлетел Ленька.

— Стой! — крикнул он и перегородил Косте дорогу. — Ты что за снаряжение тащишь? Пропуск!

Костя утомленно вздохнул и сел у забора на скамеечку. Круглое лицо его блестело от пота, ноздри широко раздвинулись.

— Ой, Ленька, не приставай, — сказал он.

— Что значит — не приставай, когда ты черт знает на кого похож. Смотри, сколько противогазов навешал! И зачем они?

— Нужны, — сухо ответил Костя, потом доверительно добавил: — Я знаю, ты толковый парень. Молчать будешь?

— Тайны не выдаю, — догадавшись, что сейчас, видимо, пойдет интересный разговор, заверил ДРУГ.

— Только чтоб без паники, — перешел мальчик на шепот. — Понял? Я в Зимовищах был…

— Ну?

— Наскочил на медведя…

Ленькины глаза загорелись любопытством, потом мгновенно сузились, насторожились.

— Правда?

— Знаешь партизанскую землянку, что на полянке? Там мы и встретились. — И Костя подробно рассказал всю историю, не утаив даже того, что он задал стрекача.

— Идем скорее к ребятам, — предложил Ленька. — Нужно им рассказать.

Свадьба в Калиновке. Глава 1 или обычное колхозное утро

 Утро началось как всегда, с пронзительного крика петуха.
— Да, замолчи ты!
Следом в пернатого будильника полетел сапог.
— Николай! Пора вставать и нечего мне животину пугать!
— Мама…
— Подъем!!!
Спорить с Ефросиньей Федоровной Коля не решился. Тем более, что матушка взирала на него аки инквизитор на ведьму, да и фронтовое прошлое деда проскальзывало в голосе милой старушки.
Фролов нехотя встал и потянулся. Спать хотелось невыносимо, но маменька не оставит своего непутевого сынка в постели это раз, а два – бригадир злой из-за Николая Михайловича Фролова – это батальон разгневанных матушек.
— Вот и молодец, — расплылась в улыбке мать, — а я тебе оладушек свежих приготовила, да и в поле собрала уже. Иди, яхонтовый мой, иди соколик.
— Чего? – не поверил своим ушам Колька
— Марш умываться! Вот чего, балда!
В зеркале на него взирала невыспавшаяся, помятая и небритая физиономия. Черная жесткая щетина смотрелась привлекательно на его мужественном лице, но вот Тоська дико возмущалась ежели он, Николай, не брился. Ей, видите ли, не приятно к его жесткой, словно щетка, щеке прижиматься своим нежным личиком. Тяжко вздохнув, он намылил помазок и принялся скрести подбородок.
— Чего только не сделаешь ради любимой девушки.
— Николай! Чай уже остыл. Чего ты копаешься?
— Иду мама, иду.

Легкий ветерок шевелил занавески окна.
— Марья Андреевна… Марья Андреевна…
От подушки еле приподнялась голова со светло рыжими длинными волосами.
— Ленька, прибью, мне еще полчаса спать полагается. Чего ты пришел с утра пораньше или три наряда в не очереди захотел?
И голова снова упала на подушку.
— Кхем, Мария Андреевна, мы не в армии, здесь наряды не полагаются.
— Итныы иууу аатмм екууу
— Чего?
В ответ в окно полетела подушка. Через несколько мгновений занавеска вновь колыхнулась.
— Мария Андреевна, я ж не просто так… мне иди больше некуда… я бы не стал вас за зря беспокоить, но дело не терпит отлагательств, а помочь только вы и можете…
Девушка не хотя подняла голову.
— Ну, раз не терпит отлагательств…  подушку верни.
На улице послышался шорох и пушечным ядром влетела подушка, сбив с подоконника цветочный горшок.
— Ну, Деревкин, погоди!
Сон как рукой сняло. Уже через пару минут Леонид горестно вздыхал перед грозными очами бригадира.
— Вот такая история. Что делать, Мария Андреевна?
Девушка глубоко вздохнула и посчитала про себя до десяти.
— Знаешь, Леонид, мне иногда тебя… это как же можно было додуматься до такого?  
Сохранять спокойствие или его видимость удавалось Маше с трудом. И все это накануне свадьбы председателя! На которой свидетелем от жениха будет начальник обкома!
Девушка опять глубоко вздохнула и закрыла глаза.
— Мария Андреевна? Маша? На этот раз до ста считаешь?
— Леня, уйди с глаз долой. Не доводи до греха…  — она приотркыла один глаз. Тракторист никуда не делся. — Беги, деревкин! 

Дважды повторять не пришлось, молодой тракторист сверкая пятками умчался подальше от разгневанного бригадира.
— Маша? — Услышала она голос колхозного врача. — Вы уже встали? Доброе утро.
— Доброе утро Илья Григорьевич, — пришлось деланно улыбаться и играть ямочками на щеках.

Врач недоверчиво глянул на бригадира, но все же спросил:
— Не желаете присоединится к моим утренним пробежкам? Очень полезно, это я вам как врач говорю.
— Спасибо, как-нибудь потом.
Мужчина не стал уговаривать девушку и от греха подальше побежал легкой трусцой.
А в колхозе начался обычный день. 

Перед новым годом открылся новый онлайн-сервис «Моя семья«. Здесь можно узнать о рождении, браке и смерти своих предков с 1772 до 1917 года. Раньше для этого необходимо было приезжать в архив, сейчас найти информацию можно не выходя из дома. Сервис включает в себя сведения из всех метрических книг, которые хранятся в московском архиве. Это метрические книги более 1400 храмов. Именно церкви до 1917 года выполняли функции современных отделов ЗАГС — вели записи актов гражданского состояния. В первую очередь размещены сведения, которые вызывают наибольший интерес у жителей.

Зайти на ресурс можно по ссылке https://cgamos.ru/metric-books/%E2%80%8B
При этом нужна будет аутотентификация через сайт «Госуслуги». Т.е. регистрация на сайте «Госуслуги» позволяет пользоваться ресурсом «Моя семья», с небольшими подтверждениями регистрационных данных вы попадаете  в мир метрических книг.
Пройдя по ссылке попадаете на сайт Мэра Москвы mos.ru. Где в тексте увидите активную ссылку:  онлайн-сервис «Моя семья» жмите на нее. Откроется следующая страница:

Внизу надпись «фонды». Это как раз и есть метрические книги, разбитые по фондам. Конечно оцифровано еще не все, но уже можно найти очень много даже в представленных фондах:

Выбираете определенный фонд, листаете страницы и…успехов вам в поиске.

Трудности в прочтении, при определенном усилии, исчезнут быстро. Записи делались от руки, почерки конечно разные, но привыкнуть легко.

Метрические книги состоят из трех разделов-частей

1 часть: «О родившихся». Запись включает нумерацию отдельно по женскому и мужскому полу. Стоит две даты, это рождение и крещение, далее имя, к примеру:

За номером 207,  11 числа ( месяц указан выше по страницам перед первым числом) 1905 года ( год указан вверху каждой страницы) родился ПАВЕЛ. В следующей графе написано, где и у кого « Села Озеры крестьянина Никиты Григорьевича Киселева и его законной жены Матрены Ивановны, оба православного вероисповедания», далее священник, дьякон, псаломщик. В следующей графе читаем:

Восприемники (крестные): «Коломенского уезда, Горской волости, села Горы крестьянин Василий Александрович Борисов и Рязанской губернии, Синницкой волости, села Сосновки крестьянина Павла Николаевича Соловьева жена Вера Николаевна»

2 часть: «О бракосочетавшихся»  Рассмотрим скрин:


Запись включает в себя номер записи, в данном примере — вторая запись, число 7 (месяц указан выше, а год вверху страницы). Далее: « Села Озеры крестьянин Иван Яковлевич Лобачев православного вероисповедания первым браком» В следующей графе указан возраст – 19 лет!  В следующей графе: «Рязанской губернии, Зарайского уезду, деревни Бутьково дочь крестьянина Якова Тимофеевича Бурыгина Александра Яковлевна, православного вероисповедания первым браком. Протоирей…дьякон…псаломщик
К этой же записи относится и следующий скрин на котором записаны свидетели бракосочетания:

Читаем: «По жениху: Села Озеры крестьянин Андрей Васильевич Лобачев и Тульской губернии Каширского уезда Богатищевской волости деревни Смедовки Иосиф Иванович Коршунов; по невесте коломенский мещанин Иван Иванович Давыдов

И 3 часть «О умерших» Для примера скрин:


Читаем: номер 181, умер 7 го числа, похоронен 9 го (месяц также перед первым числом, а год вверху, в данном примере 1905. Текст: « Села Озеры крестьянин Александр Алексеевич Гуськов, и далее «лета умершего» — 20, и причина смерти «скоропостижно».

Для начинающих поиски предков, можно дополнительно  заметить, что, если к примеру, нет метрики на рождение, то год рождения можно высчитать по дате и возрасту бракосочетания или по дате и возрасту смерти.
В крестные обычно брали родственников, если вдруг крестный имеет ту же фамилию, что и рожденный, а по вашим записям вы не уверены, что он ваш родственник, и нет метрик никаких, то все равно он ваш родственник , а не однофамилец. И возраст его примерно соответствует возрасту родителей рожденного, по крайней мере одного поколения.
Как говорят люди занимающиеся генеалогией: «Чем более дальние года у найденных людей с вашей фамилией, тем больше вероятность, что вы родственники». И еще: «Однофамилец- это родственник, чью родственную связь вы никак не можете доказать»! Конечно это не ко всем фамилиям относится, но если в вашей деревне есть люди с вашей фамилией, то скорее всего это ваши родственники.
В свидетелей бракосочетания приглашали дружков или родственников и возраст, точнее поколение сочетавшихся и свидетелей одно и то же.
По метрике о смерти, можно узнать (примерно) от чего умер человек. Конечно, это мало чего дает. Но вот у меня был случай в поиске, когда в своей родовой деревне в конце 19 века, примерно в 1880 годах, я обнаружил массовую смертность детей. В семьях умирали по 3-5 детей. Записи были разные, от чего умерли, но большинство от оспы. Я занялся историей того времени и дополнительно для себя узнал, что в тот год в деревне умерло около 600 человек детей. Была эпидемия. В селе проживало около 10 000 жителей, был свой врач-оспенник. Село посетил Чехов, привез вакцину и медикаменты. Именно массовость смертей подтолкнула к изучению истории и я узнал интересные факты.
Иногда на полях метрик «О рождении» встречаются  надписи более современные, довоенные или послевоенные, сделанные служителями церкви. Это записи о выдаче копии метрики определенному ЗАГСу, для выписывания Свидетельства о рождении и паспорта человеку. По этим записям можно иногда узнать, какой ЗАГС затребовал копию и из этого вы узнаете, куда переехал ваш родственник и до какого года он точно дожил! А уезжали то семьями, значит в этой местности тоже живут ваши родственники! Лично я узнал о родственниках в Симферополе и нашел в Питере своего пятиюродного брата, с которым мы сейчас много общаемся!

Сразу можно посоветовать, КАК РАБОТАТЬ с метрическими книгами. Советы короткие будут, при возникновении вопросов, можно задавать здесь, в комментариях.

Совет 1. Перед началом работы определитесь, по каким фамилиям вы собираетесь проводить поиск. Сразу замечу, что обойтись только одной фамилией, по отцу-деду не удастся, потому что обязательно вам попадется метрика бабушки, прабабушки. А с другой стороны, иногда нет смысла работать по фамилии двоюродной бабушки, так как ее муж ваш родственник не по крови. Лично я работаю по фамилии отца, мамы, дедов и бабушек прабабушек и прадедушек, то есть по прямому родству. Если вы не знаете фамилий, то вполне вероятно, что узнаете и вам придется снова возвращаться и изучать повторно уже изученное  раз или два.
Как тут не запутаться?
Совет 2. Поскольку вы будете использовать компьютер для изучения метрических книг, то скачайте и установите  себе программу «скриншотер». Например вот такую:

Вот кстати я при ее помощи привел в пример скрины метрик. Эта простая программа и достаточно удобная, в ее работе вы легко разберетесь. Скринить, возможно, придется много. В связи с чем необходимо научится «переименовывать» скрин в формат даты события, которое отскринили. Например: название скриншота имеет вот такой вид «Скриншот  01-09-2020 084623» это дата когда вы его делали и его индивидуальный номер. Вы его переименовываете в дату события с дополнительным указанием, ну например, какая церковь или населенный пункт «1896.09.25 Р. Клишино» Сначала год, потом месяц и потом число, после числа можно ставить сокращение, обозначающее скрин какого события вы сделали, например Р- рождение, Б- брак, У- умер, С- свидетель и К- крестный и населенный пункт. В скриншотере задается папка куда сохраняется скрин. Скрины в папке расставляются по мере увеличения номера, т.е. даты события. Более древние события будут стоять в самом начале. Папки нужно завести заранее по фамилиям искомым.

Нашли интересующее? В скриншотере задали куда сохранить, сделали скрин- он сразу сохранился в нужную папку, и переименовали его  в дату события.

Совет 3.  Параллельно советую записать все в, так сказать, отдельную тетрадь, чтобы иметь бумажный вариант. Он более наглядней, как мне кажется. Его можно изучать, ну например в дороге, если нет с собой компа. Или в случае утери данных в компе, бумажные записи спасут.  Опять – дата, сокращенно, что за событие и далее само событие, в конце  необходимо записать где, в каком фонде, в какой книге на какой странице вы нашли событие- метрику.
Подробности необходимы, чтобы в конце концов вы не запутались в этой куче информации, и когда дойдете до прорисовки своего генеалогического древа, то скрины с датами будут вам огромным подспорьем и доказательством родственных связей!  Если в дальнейшем будете работать по метрикам других церквей, то соответственно обзываете по другому папки, куда будете сохранять скрины.
Я не призываю категорично придерживаться моей системы, с удовольствием послушаю советов более сведущих в этом вопросе читателей, и воспользуюсь ими.
Удачи в исследованиях и поисках!

Совет 4. Для облегчения прочтения записей в метрических книгах, особенно сделанных до отмены крепостного права, предлагаю пользоваться вот таким «алфавитом». Всякого рода загогулинки могут сильно отвлечь в процессе чтения и идентификации текста. Ведь в алфавите было букв больше чем сейчас. Для чтения текстов пришлось учить новую азбуку. Все это есть в интернете! При желании быстро выискивается и при соответствующей практике — запоминается.

Нелишнее пояснение желающим заняться поиском предков.

Эту информацию автор статьи взял из интернета, цитирует по открытым источникам и просто напоминает энтузиастам поиска предков о том, что они могут столкнуться с описанными ниже ситуациями.

В подавляющем большинстве случаев у русских крестьян, проживающих в «центральных» губерниях фамилий не было почти до конца XIX века (иногда и до 1917 года). Первая относительно массовая раздача фамилий произошла в середине XIX века, с отменой крепостного права! Помещики, давая вольную, зачастую придумывали фамилии для своих крестьян. Если помещик был в хорошем расположении духа, то фамилии давал нормальные или необычные.
Если же в плохом, то крестьянин мог оказаться и Козлодоевым и Бздюкиным. Из этого следует, что даже родные братья могли получить разные фамилии.
Следует учесть, что ещё до появления фамилий, многие крестьяне имели уличные прозвища. Например, семья отставного капрала могла называться Капраловыми. А помещик мог дать им фамилию Ручьёвы, поскольку дом их стоял, допустим, у ручья или Пчеловодов, поскольку семья держала пасеку. Получалась ситуация, когда у одного человека была и фамилия, и прозвище. Причём, в разных документах он мог быть записан или под фамилией, или по прозвищу. Вполне возможно, что сын Капралова сам мог получить уличное прозвище в результате какого-нибудь случая, которое через несколько лет становилось его фамилией, хотя ранее у него и была другая.

Обычно, если крестьянин даже и имел фамилию, но жил безотлучно в своей деревне, то в метрических книгах её могли и не писать. И лишь при перемещении в город, или при переселении в другие губернии, фамилия начинает записываться в документах. Могло быть и такое, что всем крестьянам одной деревни давалась фамилия по названию самой деревни. Например, крестьяне деревни Коденцево, что в Воронежской области — могли стать Коденцевыми и не быть родственниками друг-другу. Всё это довольно осложняет генеалогические поиски.
Фамилии до середины 19 века имели однодворцы. Это особое крестьянское сословие, предки которых несколько веков назад имели дворянское достоинство, но впоследствии обеднели и жили лишь возделыванием своего личного земельного участка с привлечением наёмного труда. Уже в XX веке их называли кулаками.
Крестьяне, ходившие на отхожий промысел, занимаясь рыболовством, бортничеством, охотой, например в тайгу, просто в другую местность, за пределами или на окраинах государства российского имели временный паспорт. Интересно, что с получением нового временного паспорта, например на следующий рыболовный сезон, они могли вписать туда новую фамилию.

Торговые крестьяне имели одну полезную для генеалогии особенность — получив раз фамилию, они уже не могли её сменить.
Отставные военные нижних чинов и их потомки также имели фамилии.
В метрической книги Тверской губернии за 1865 г. крестьяне записаны без фамилий, а отставные солдаты — с фамилиями.
В самом конце XIX века многие фамилии образовывались из отчества, из прозвищ! Это очень распространенная практика.
Фамилии могли трансформироваться с добавлением суффиксов и окончаний. Например: Логин -> Логинов.
Отсутствие фамилии в метрических книгах или исповедных росписях не означает отсутствие фамилии, её просто могли не вписать.
Неблагозвучные или странные фамилии могли быть запросто изменены в 1920-х годах. Например, Пётр с фамилией Убий-Собака стал Петром Дорошенко… (с)

Евгений   Ревин                                                                   26 января 2021 г.

Метки: Генеалогия

Представители белорусской интеллигенции попросили перезахоронить останки Кастуся Калиновского в Беларуси. Объясняем, почему он национальный герой нашей страны и чем вызвана эта идея.

1. Кто такой Кастусь Калиновский?

Калиновский родился в 1838 году в семье безземельной шляхты. Его настоящее имя Викентий Константин. Имя Кастусь не упоминается при его жизни ни в одном историческом документе. Только в 1916 году в газете «Гоман» вышла статья Вацлава Ластовского (в будущем — одного из руководителей БНР). В ней он назвал Калиновского Кастюком (якобы именно так звучало его имя в бумагах, которые у него сохранились). Позднее, во время белорусизации 1920-х, Кастюк окончательно трансформировался в Кастуся.

kalinovskij1.jpg

То есть Кастусем Калиновского называть неправильно? Формально — да. Но большой ошибки тут нет. Тем более что имя, которое прижилось в массовом сознании, не сильно отличается от оригинального.

Детство Калиновского прошло около Свислочи. Он окончил Свислочское уездное училище, в 1856—1860 годах учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Именно в эти годы он вместе со старшим братом Виктором участвовал в деятельности студенческих землячеств и революционных кружков. Позднее Кастусь вернулся на родину, создавал кружки там, а в 1862-м возглавил созданную на их основе единую конспиративную организацию.

В 1863-м возглавил восстание на территории бывшего Великого княжества Литовского. Калиновский возглавил Временное провинциальное правительство Литвы и Беларуси, один из региональных органов власти. Его первым документом был пересказ манифеста, изданного в Варшаве 20 января (1 февраля по новому стилю) 1863 года. Калиновский пытался расширить социальную базу восстания, привлекать к участию в нем крестьян. При этом он протестовал против вмешательства Польши и настаивал на самостоятельности. Поэтому уже 27 февраля (11 марта) Варшавское правительство отстранило от власти Временное правительство и передало власть «Отделу руководства провинциями Литвы».

Калиновского назначили комиссаром воеводства на Гродненщину. Там повстанцы стали пользоваться значительной поддержкой. Но в целом восстание терпело поражение.

Летом Кастуся все-таки вернули в «Отдел», а 31 июля 1863 года Калиновский возглавил его. Но к тому времени восстание уже пошло на спад.

В январе 1864-го был арестован, а в марте повешен в Вильно.

2. За что он боролся?

Еще до восстания 1863 года на территории бывшей Речи Посполитой оформились два крыла: «белые» (землевладельцы и буржуазия) и «красные» (мелкая шляхта, интеллигенция, студенчество, городские низы). При этом последние разделялись на умеренных и более радикальных. К последним и принадлежал Калиновский.

В национальном вопросе все выступали за восстановление Речи Посполитой. Но если «белые» и умеренные «красные» скорее выступали за унитарную Польшу, то «красные», в том числе и Кастусь, были за федерацию и признавали права белорусов, литовцев и украинцев на самоопределение. Калиновский настаивал на том, чтобы отношения с Варшавой строились на равноправии и суверенности. Уже во время восстания он требовал, чтобы Литовский провинциальный комитет (руководил выступлениями на территории бывшего ВКЛ) самостоятельно расходовал денежные средства на нужды восстания.

В аграрном вопросе «белых» в целом устраивала сложившаяся ситуация. Умеренные «красные» боялись крестьянского восстания, но были согласны конфисковать часть земель шляхты с денежной компенсацией ей. Более радикальные «красные» были готовы перераспределить между крестьянами земли шляхты (опять-таки Калиновский был среди них).

3. Почему возник вопрос о перезахоронении Калиновского?

В июле 2017-го во время раскопок на горе Гедимина в Вильнюсе были обнаружены останки 20 человек — участников восстания 1863 года.

В марте 2019 года исследователи Вильнюсского университета пришли к окончательному выводу, что среди них есть и останки Кастуся Калиновского.

24 сентября 2019 года представители белорусской интеллигенции обратились к руководству Литвы с открытым письмом. Они попросили перезахоронить останки Кастуся Калиновского.

— Беларускі народ перажывае сёння няпросты час, калі існуе шмат пагроз дзяржаўнай незалежнасці. Пахаванне Канстанціна Каліноўскага ў Беларусі стала б сімвалам і напамінам беларускаму народу, як трэба любіць сваю Бацькаўшчыну, свой народ і як трэба за іх змагацца.

4. Неужели литовцы могут отдать останки повстанца?

Как ни странно, да. Как утверждает литовский философ Гинтовтас Мажейкис, обращение появилось после того, как он попросил об этом философа Владимира Мацкевича.

— Паколькі літоўскі Сейм так і не прымаў рашэнне да канца, то я і пару маіх знаёмых звярнуліся да беларускага боку, каб яны напісалі такі афіцыйны ліст, — заявил Мажейкис. ​

В любом случае такие настроения у литовской стороны возникли не в последний момент. Исследователи Вильнюсского университета еще в марте 2019 года определили, что во время раскопок был найден именно Калиновский. К тому времени были идентифицированы останки 19 человек из 20 (позже стало известно, что останки последнего повстанца так и не были найдены). При этом предполагалось, что останки будут переданы государственной комиссии, а затем захоронены в часовне на вильнюсском кладбище Расу. Но только после того, как в часовне закончится реставрация. То есть уже тогда были названы очень неопределенные сроки захоронения.

Почему? Вместе с другими повстанцами Кастусь Калиновский боролся за свободу народов бывшей Речи Посполитой. Но все же официальная Варшава во многом воспринимала Калиновского как сепаратиста (это была одна из причин, почему его на некоторое время отстранили от руководства восстанием). Поэтому Кастусь в большей степени герой Литвы и Беларуси (тогда четкого разделения между этими странами еще не существовало, это было бывшее Великое княжество Литовское).

Но в Литве и Беларуси его воспринимают несколько по-разному.

— В Литве в целом [хранят] память о всех повстанцах 1863 года, но не исключительно о Калиновском. Калиновский считается одним из величайших национальных героев в Беларуси, — говорит Мажейкис в интервью Delfi.

По словам того же Мажейкиса, Калиновский является символом независимости Беларуси, что особенно важно в контексте белорусско-российской интеграции и слухов об ограничении белорусского суверенитета. По мнению философа, репатриация останков Калиновского в Беларуси может быть признаком пробуждения оппозиции и общества в целом, стремящихся к независимости от России.

Кроме того, раз Калиновский в целом не фигура № 1, им вполне можно «поделиться» с соседями. Тем более, по мнению собеседника «Радио Свобода», «перапахаванне Каліноўскага ў Беларусі можа стаць прычынай таго, што літоўскія ўлады адмовяцца ад беларускай мовы ў некропалі іншых паўстанцаў, целы якіх знайшлі побач з пахаваннем Каліноўскага». То есть, возможно, эта процедура станет дополнительной картой в борьбе за историческую память и наследие восстания в Вильнюсе.

В любом случае, коллективное обращение рассматривалось высшим руководством Литвы.

— Подпісы, якія выклікалі рэзананс у беларускім грамадстве, — гэта толькі постфактум, — заявил литовский активист, который общался со «Свободой». — Неўзабаве з’явіцца таксама зварот ад групы літоўскіх парламентарыяў з аналагічнай просьбай: станоўча адказаць і перадаць Каліноўскага беларускаму боку.

5. Почему Калиновский — национальный герой Беларуси?

На этот вопрос есть объективный и субъективный ответ. Сначала о первом. Калиновский боролся за свободу и независимость своей страны. Он стремился решить аграрный вопрос, а значит, его волновали интересы не только узкой элиты, но и широких слоев населения.

Но главное, что ради достижения этих целей он не побоялся пожертвовать своей жизнью.

Калиновский вновь возглавил восстание 31 июля 1863 года, когда оно уже пошло на спад. Кастусь мог вполне не возвращаться к власти, а с легкостью эмигрировать и долгие годы жить за границей. У него была такая же возможность осенью 1863 года, когда на территории Беларуси завершились активные боевые действия. Но он решил продолжить борьбу и планировал выступления в следующем, 1864 году. Когда Кастусь был казнен, ему было всего 26 лет.

Разумеется, не обойтись и без субъективности. Ведь для того, чтобы какой-либо человек стал легендой, вокруг него должен сложиться определенный миф. Чрезвычайно короткая жизнь Калиновского, история его любви (в «Лістах з-пад шыбеніцы» он писал как народу, так и любимой девушке), романтическая внешность помогли рождению этого мифа.

Калиновский стал необыкновенно популярен в БССР еще в 1920-е годы, во время проведения политики белорусизации. Хотя он скорее воспринимался как символ народного гнева перед поляками-угнетателями, чем как борец с царским режимом. Во время Великой Отечественной войны Калиновский стал символом борьбы с оккупантами. После войны акцент делался на его социальной политике, критике крепостного права и помещиков. Как бы то ни было, образ Кастуся все больше входил в сознание белорусов. Тем более что он — именно как национальный герой, который готовит восстание, — попал на страницы художественной литературы (например, в знаменитый роман Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім»).

Но существует еще одна причина. Беларусь далеко не сразу стала называться Беларусью. Многие наши знаменитые соотечественники (от Костюшко до Мицкевича) называли себя литвинами и принадлежали одновременно нескольким культурам.

Предыдущие восстания, 1794 и 1830−1831 годов, ориентировалась именно на восстановление Речи Посполитой. 1863 год стал рубежным для национально-освободительного движения нашей страны, ведь Калиновский был, пожалуй, первым, кто заговорил именно о самостоятельности Беларуси-Литвы от Польши и России.

6. Что теперь?

В настоящий момент вопрос о перезахоронении остается открытым. Но пока решение неофициально обсуждается на высшем уровне, белорусская элита оказалась расколотой.

В концентрированном виде аргументы против привели политик Зенон Позняк и литературовед Александр Федута.

— Смерць Каліноўскага ў Вільні звязаная з ягонай дзейнасцю. Гэта «Яська, гаспадар з-пад Вільні». Ён у Вільні дзейнічаў, у Вільні былі канспіратыўныя кватэры, ён там быў знішчаны і закапаны на гары Гедыміна. Ягоная смерць у гэтым месцы — сакральная. Туды беларусам трэба хадзіць калі не на каленях, то хаця б пешшу. І гэтая магіла павінна быць там. Я вельмі абураны гэтай ідэяй, яна крайне неразумная, — прокомментировал «Радио Свобода» Позняк.

— Где будут его хоронить? С какими почестями? (…) Исторические кладбища в нашей стране являются собственностью государства. И Восточное кладбище, и Военное — те места, где покоятся классики белорусской литературы, выдающиеся деятели государства и культуры. Вы действительно думаете, друзья мои, что государство позволит вам провести там церемонию? Или вас интересует не результат, а конфликт, на который вы усердно нарываетесь? — спрашивает на «Белсате» Федута.

Пока возможный вариант — земля около одного из костелов (его озвучил ксендз Юрий Санько, настоятель минского костела Святого Роха).

А вот слова философа Валерия Булгакова, который считает, что «тыя, хто супраць [перапахавання ў Беларусі], не маюць палітычнага мыслення: эфект ад такой падзеі быў бы супастаўны з трыма Нобелеўскімі прэміямі». Как добавляет Дынько, «перапахаванне Каліноўскага ў Беларусі наблізіць сцвярджэнне тых ідэалаў, за якія ён аддаў жыццё».

Как бы то ни было, решение будет принято в самое ближайшее время.

  • Рассказ новобранец краткое содержание
  • Рассказ носова заплатка распечатать текст
  • Рассказ новобранец 1812 года
  • Рассказ носова заплатка краткое содержание
  • Рассказ новикова начало только трудно