Рассказ о 2 мировой войне 2 класс

Юрий ЯКОВЛЕВ
Память

После урока в пустом классе сидела черноголовая девочка и рисовала. Она подперла щеку кулачком, от чего один глаз превратился в щелочку, и старательно водила кисточкой по листу бумаги. Время от времени девочка отправляла кисточку в рот, и на губах виднелись следы всех красок ее небогатой палитры. За этим занятием ее и застала завуч Антонина Ивановна.

— Тебя оставили после уроков? — спросила строгая наставница, и в пустом классе ее голос прозвучал гулко и раскатисто.

— Нет, — отозвалась девочка и нехотя встала. — Я рисую.

— Почему не идешь домой?

— У меня скоро кружок. — Девочка по привычке отправила кисточку в рот. — Я хожу в танцевальный.

Антонина Ивановна собралась было уходить, но девочка остановила ее неожиданным вопросом:

— Вы Лиду помните?

— Какую Лиду? — Мало ли на своем веку завуч знавала Лид вроде этой черноголовой. — Какую Лиду?

— Лиду Демеш.

— Из какого класса? — почти механически спросила завуч.

— Она не из класса, — ответила девочка. — Она из Орши.

Слова «из Орши» почему-то заставили Антонину Ивановну задержаться. Учительница опустилась на краешек парты, задумалась.

— Она спала на минах, помните?

— На минах?

— Она спала на минах. Одна в холодной сараюшке. Мины могли взорваться. Вы приходили к Лиде за минами. Помните?

Черноголовая как бы взяла за руку пожилую учительницу и привела ее в покосившийся сарай с крышей из ржавого, отслужившего железа. Дверь открывалась со скрипом. Внутри было темно, пахло дровами и прелью. А в дальнем углу стояла койка на кривых ножках.

— Вспомнила, — с облегчением сказала Антонина Ивановна, и ее голос прозвучал задумчиво, приглушенно, словно донесся из Лидиной сараюшки. Мины лежали под койкой в груде битого кирпича.

— Верно, — подтвердила девочка.

Со стороны разговор завуча и девочки выглядел очень странно.

Девочка вспоминала то, чего она в силу своего возраста не могла помнить, и как бы задавала учительнице наводящие вопросы.

— А помните, как Лида торговала яйцами?

— Какими яйцами?

Антонина Ивановна слегка покраснела — уж слишком много получалось наводящих вопросов.

— Обыкновенными яйцами, — пояснила девочка. — Лида выносила на станцию полную корзину. А вы в это время подкладывали под состав мину.

— Верно! Немцы бежали от вагонов к Лиде, совали ей засаленные марки, а я делала свое дело… Что ты еще помнишь о Лиде?

Антонина Ивановна и не заметила, как вместо «знаешь» сказала «помнишь». На какое-то мгновение ей показалось, что обо всем, что в годы войны происходило в Орше, она впервые узнаёт со слов своей ученицы. И оттого, что маленькая ученица так уверенно ориентируется в ее военном прошлом, пожилая учительница почувствовала себя защищенной от разрушительной силы забвенья. Теперь она настойчиво прокладывала дорогу в свое прошлое, благо в этом трудном занятии у нее оказалась прекрасная помощница.

— Что ты еще помнишь о Лиде?

— Накануне праздников Лида всегда стирала свой пионерский галстук. Она же не носила его?

— Не носила. Но стирка галстука напоминала ей мирное время.

Хотя мыло было на вес золота.

— На вес золота? Мыло? — удивилась черноголовая и тут же продолжала свой рассказ: — Однажды Лиду застал полицай.

— Она мне об этом не рассказывала, — нерешительно сказала завуч.

— Застал, — уверенно повторила девочка. — Но Лида не растерялась выплеснула воду на кирпичи. Красный галстук слился с кирпичами.

В это время дверь отворилась, и в класс, очень невысоко от пола, просунулась стриженая голова. Тонкий голосок, заикаясь, произнес:

— Вв-вас директор зз-зовет!

Голова исчезла. Антонина Ивановна, однако, не спешила уходить.

— Ты откуда знаешь про Лиду? — спросила она.

— Знаю. — Девочка внимательно смотрела на завуча, при этом облизывала кисточку. — Я и про вас знаю… Юная партизанка Тоня Кулакова…

— Тоня Кулакова, — подтвердила Антонина Ивановна и посмотрела на свою маленькую собеседницу как бы издалека. — Я ведь тоже была девчонкой. На два года старше Лиды.

— Лида все время толкалась на станции. Среди фашистов. Считала вагоны. Заглядывала внутрь. И записывала.

— А я доставляла записочки партизанам.

Теперь разговор строгой наставницы и ученицы напоминал встречу двух бывалых людей, когда один помогает вспоминать другому, и две человеческие памяти сливаются в одну.

— Лида не только хранила мины, она собирала их, — говорила девочка. Она была ловкой и осторожной. Ни одна мина не взорвалась в ее руках.

— Мина не взорвалась, — подтвердила Антонина Ивановна и опустила голову, — но Лида погибла…

Две собеседницы замолчали, как бы сделали привал на своем трудном пути. Первой заговорила девочка:

— Дедушка говорит, что все равно от чего погибать — от мины или от пули.

— Это верно, — согласилась Антонина Ивановна, — вопрос — кому погибать.

Теперь девочка опустила голову. Она как бы затерялась на далеких сложных перекрестках прошлого и напряженно искала верную дорогу. На мгновенье она утратила уверенность. Кому погибать? Как ответить на этот бесконечно трудный вопрос? Тем более что погибнуть должна была Тоня, Антонина Ивановна.

Вместо привала наступил самый трудный участок пути. Девочка вдруг подняла глаза на учительницу и, как бы рассуждая сама с собой, заговорила:

— Лида спала на минах и приносила на станцию яйца… в корзине. И передавала вам записочки для партизан. Но на этот раз вы не пришли…

— Я не пришла! В том-то и дело!

— Вы не пришли, и Лида сама понесла записочку к партизанам.

И попала в засаду…

В класс снова заглянула стриженая голова. И тонкий голосок, заикаясь, повторил:

— Вв-вас директор зз-зовет!

Завуч не услышала голоса и не увидела стриженой головы. Она как бы покинула класс и перенеслась в далекое тяжелое время, когда взрывались эшелоны врага, а тринадцатилетние девочки погибали наравне с взрослыми бойцами.

Девочка тоже не заметила посланца директора. Она продолжала отвечать на трудный вопрос:

— Вы не пришли, потому что были ранены. Раненые не могут ходить… Вы были ранены…

Антонина Ивановна молчала. Тогда девочка дотронулась до руки учительницы.

— Вы же были… были!..

Девочке казалось, что завуч никак не может вспомнить, была ли она ранена накануне того дня, когда схватили Лиду. Силится и никак не может вспомнить. И, чтобы помочь ей, девочка спросила:

— У вас болит плечо?

Антонина Ивановна как-то механически погладила левое плечо правой рукой.

— Болит временами, по погоде…

— Вот видите, болит по погоде! — обрадовалась черноголовая:

наконец-то ей удалось убедить Антонину Ивановну, что она была ранена.

— Теперь, когда заболит старая рана, вспоминаешь не о войне, а о поликлинике, — рассеянно сказала учительница.

А девочка уже двигалась дальше:

— Когда Лиду вели на расстрел, она крикнула: «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!»

Эти слова так непривычно прозвучали в пустом классе, что Антонине Ивановне показалось, будто она слышит голос своей маленькой боевой подружки — пионерки Лиды Демеш. И сама Лида стоит рядом: беленькое лицо, ровные низкие брови, внимательные серые глаза, глядящие чуть исподлобья…

Голос, удивительно похожий на Лидии, произнес:

— Мне пора на кружок… Я хожу в танцевальный…

«Лида тоже ходила в танцевальный» — подумала бывшая партизанка Тоня Кулакова.

Дверь тихо затворилась. И девочка, которая когда рисует, облизывает кисточку, ушла, а учительнице показалось, что ушла Лида.

Лида Демеш… И Антонина Ивановна все не решалась поднять глаза, чтобы не обнаружить, что Лиды нет рядом. Антонина Ивановна продолжала оставаться в том трудном и бесконечно дорогом времени, куда ее неожиданно привела черноголовая девочка и откуда, заглушая все звуки жизни, долетели слова: «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!»

От автора В этом рассказе очень мало вымышленного. И все, что связано с маленькой пионеркой — героиней Лидией Демеш, — правда.

Лиде Демеш было всего тринадцать лет, когда она была активным бойцом Оршанского подполья. Пусть этот рассказ напоминает о Лиде тем, кто ее забыл, и познакомит с ней тех, кто ее не знал.

Цветок хлеба

Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот все, что было съедобным, — щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. И хлеб был не из веников — настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики.

Они вошли в хату ночью. Их тяжелые шинели и сбитые сапоги были измазаны чем-то белым и фосфоресцировали в полутьме, словно к ним налипли хлопья снега. А на дворе шел дождь. Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.

От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. Он поманил к себе Колю:

— Эй, хозяин, пойди-ка сюда. Хлебушка хочешь?

Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

— Ты, наверно, плотно поужинал?

Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что все вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он теплым хлебом. Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.

…Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.

— Скоро наш хлеб зацветет, — говорила мать.

И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветет хлеб. Появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.

Потом полоска стала соломенной.

Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.

Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:

— Отведай, внучок, моего коржа.

Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.

Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало…

Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

— Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка.

— Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля.

Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопченную, покосившуюся баньку. Все лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щек торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.

Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.

Сперва он нес свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожженное место. Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверек кусает его живот. Но он терпел. Он прошел мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.

Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем — перед желобком, по которому текла вода. Пчелы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчелы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.

Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам.

— Хороший корж, — сказал дед.

— Хороший, — тут же согласился Коля.

— Без немцев и земля лучше родит! — Дед опустил руку с коржом. — Как там бабка-то? Ползает?

— Ползает, — вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: — Дед, а тебе медаль дадут за немцев?

— Зачем медаль? — сказал он. — Мне бы здоровья.

Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.

Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем — пусть бабка простирнет! — у Коли чтото дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.

Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед — он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запеченную корочку. Старый, наверное, и вкусато не чувствует.

Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:

— Дед велел простирнуть!

— Как он там, не болеет? — насторожилась бабушка.

— Чего ему болеть-то? — сказал Коля. — Пасет себе пчел.

Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.

Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика.

Радостный огонек вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед, а пьет свою подслащенную водичку, которая заглушает голод, и пчелы ползают по его плечам… И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.

Коля сполз со скамейки и пошел прочь… Но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны.

Алена ВАСИЛЕВИЧ
Красный галстук

Насобирали мы с Галинкой кузовки земляники и, сморённые зноем, легли отдохнуть в тени старого орешника. Моя запасливая племянница достала из кармана два ломтя хлеба и важно пояснила:

— Мы всегда, как идём в лес, берём с собой еду. Ходим, ходим, а захотелось есть, сядем где-нибудь в тенёчке и поедим. И до чего вкусная еда в лесу!

И действительно, здесь, под ореховым кустом, душистая земляника с ломтём хорошо испечённого хлеба казались самой вкусной едой на свете.

Лёгкий шум листвы и прохлада настраивали на задушевный разговор. Моя спутница подробно и по-детски доверчиво рассказывала, как она прошлым летом ездила с мамой по железной дороге, и, хотя рельсы всё время, казалось, бежали назад, они всё равно доехали до города.

Бесхитростным её рассказам, казалось, не будет конца.

Заметив или, вернее, почувствовав мою рассеянность, Галинка внезапно умолкла и, придвинувшись поближе, положила свою светловолосую головку на мою руку.

— Ну, что же ты замолчала, почему больше ничего не рассказываешь?

Девочка лукаво прищурила синие, как васильки, глаза и покачала головой.

— А я уже больше ничего не знаю. Вы мне лучше сказку расскажите какую-нибудь.

— Какую же тебе сказку рассказать?

— Всё равно какую, только не из книжки. Из книжек я уже все знаю. Свою расскажите, придумайте сами, — вдруг потребовала она.

Мне трудно было исполнить это требование, и я сказала:

— Хочешь, я тебе стихотворение какое-нибудь расскажу наизусть?

Она заинтересовалась:

— Своё?

— Нет, не своё. Расскажу стихотворение Пушкина или Некрасова.

— Ой, не хочу! Если бы своё рассказали, а Пушкина и Некрасова я сама знаю. Мы в школе учили… И «Мужичок с ноготок», и «У Лукоморья дуб зелёный», и «Генерал Топтыгин»… Это я сама знаю…

Что я могла ей на это сказать? И я не совсем кстати предложила:

— Ну, раз ты всё знаешь, тогда давай поспим полчасика.

Галинка обиделась и ничего мне не ответила. Потом снова прищурила лукавые свои глаза, взглянула на меня и сказала:

— Я вам что-то не скажу. А оно тут близко-близенько… Знаете, где оно? Совсем, совсем недалёчко. Возле одной берёзы. Только я не скажу где…

Я подумала, что Галинка попросту хитрит, и не обратила внимания на её слова.

Дремота, которая овладела мною на свежем лесном воздухе, передалась и девочке, и вскоре мы обе крепко заснули.

За месяц отдыха в деревне я сблизилась с детворой, и все события, происходившие с местными жителями пионерского и даже дошкольного возраста, были мне уже хорошо известны. Конечно, от моей племянницы всем скоро стало известно, что в чемодане у меня есть два десятка интересных книжек, и на следующий день после моего приезда у нас на крыльце появились первые читатели моей дорожной библиотеки.

С того и началась наша дружба.

…Третье июля совпало как раз с воскресеньем — выходным днём в колхозе. Праздник чувствовался во всём: были развешены красные флаги на хатах, чисто подметены дворы и улицы.

В колхозном клубе ждали лектора из районного городка, потом должен был выступить местный драматический кружок.

Молодёжь готовилась к предстоящему праздничному вечеру. Люди постарше сидели на скамейках и на завалинках, говорили о повседневных своих заботах, вспоминали про давно отгремевшие бои.

Не видно было в клубе только детворы. Ученики собрались в школе и тоже готовили что-то своё, никому пока что не известное.

Поближе к вечеру ко мне примчался на велосипеде гонец, Миша Прохорчук, наш сосед.

— Вера Александровна! Пионеры нашего отряда приглашают вас на пионерский костёр, посвященный дню освобождения Белоруссии от фашистов, а также памяти пионера нашей школы Василька… Костёр будет около Васильковой берёзы…

Миша стоял передо мною в такой торжественной позе, в такой чистенькой рубашке и в таком гладко отутюженном пионерском галстуке, что я растрогалась.

Как хорошо, торжественно, без запинки он говорил!

Я поблагодарила и сказала, что обязательно приду. Только вот дороги не знаю.

— Вас проводят, — сказал Миша, ловко вспрыгнул на велосипед и помчался по улице. Вздувалась на ветру его белая рубашка, отлетал назад, обвивая шею, красный галстук.

И тут впервые Миша предстал передо мной совсем не таким, каким я до сих пор видела его каждый день. Я подумала, что из него, неуёмного и напористого заводилы всех шумных и добрых дел, со временем, когда всё случайное отсеется, а хорошее отшлифуется, непременно выйдет замечательный человек…

Моя непоседа племянница долго не показывалась дома. Потом вдруг ворвалась в хату и начала торопить меня:

— Быстрее, быстрее! Скоро все соберутся!

И казалось, всё у неё волнуется: и отглаженный шёлковый галстук, и вышитая белая кофточка, и даже широкие голубые ленты в светлых косах.

Мы пошли.

В тесном строю под барабанный бой, почти по-военному отбивая шаг, шли по лесной дороге пионеры к Васильковой берёзе.

Берёза стояла на небольшой поляне, окружённой тем самым лесом, где совсем недавно мы с Галинкой собирали землянику и где она утаила от меня свою историю.

Ещё издалека я заметила, как трепетал на ветру, в синеве высокого неба, небольшой алый флажок на самой верхушке берёзы.

— Галстук Василька, — кивнув на берёзу, шепнула мне Галинка. — Он хранится в нашем школьном музее.

Пионерские отряды остановились и замерли на поляне. Под звуки горна старший пионервожатый вышел из строя и, вскинув руку в салюте, приказал поднять пионерский флаг.

По его команде строго и торжественно шагнули вперед Миша Прохорчук и моя Галинка. Минута… Вторая… И широкое полотнище взмыло кверху, заплескалось, переливаясь тугими складками, и медленно поплыло к маленькому трепетному флажку — Василькову галстуку.

Когда-то на этой лесной поляне стояла хата старого лесника. Жил старик вдвоём со своей женой, приветливой, доброй женщиной. Дети их давно выучились, вышли, как говорится, в люди и разъехались по белу свету. А старики жили в одиночестве — только и соседства, что лес…

И вот пришло к ним горе: умерла самая младшая дочь, которая жила в городе. Остался сиротой её маленький сын — Василёк. Старики стали писать его отцу, упрашивать: привези да привези внука, и тебе с ним, и ему без матери трудно в городе. А мы, старики, вырастим тебе сына, ни в чём он горя не будет знать. И отец согласился. Привёз к деду с бабкой своего Василька.

Раны в детской душе быстро залечиваются. И уже на второй день после того, как мальчик поселился в лесной хате, по всему двору старого лесника звенели его смех и песни. Улыбались и дед с бабкой, радуясь внуку…

Мальчику всё вокруг было в диковинку. То вдруг найдёт под ёлкой красноголовый подосиновик, то попадётся на тропке колючий ёжик, то увидит промелькнувшую над головой рыжей молнией белку. А каких только птичьих трелей не наслушается в лесу! Сколько гнёздышек с птичьими яйцами показывал Васильку дед!

Каждую весну прилетала в дедушкин сад куковать кукушка.

Спрячется где-нибудь в ветвях старой берёзы и давай считать да пересчитывать годы Васильковой жизни:

— Ку-ку — раз…

— Ку-ку — два…

— Ку-ку — три…

Считает бабушка, а вслед за ней и Василёк. А кукушка добрая, не скупится на годы, сулит их Васильку много-много…

— Считай-ка сам, устала я, — говорит бабушка.

И Василёк вовсю старается:

— Пятьдесят восемь, пятьдесят девять, пятьдесят десять, шестьдесят. Ой, нет, не так, сначала: пятьдесят восемь…

Потом счастливый Василёк бежал к бабушке и кричал:

— Бабушка, мне кукушка сто лет прокуковала.

— Ишь, какой ты охочий, — смеялась бабушка. — Не много ли насчитали вы со своей кукушкой?

— Не много, — уверенно отвечал мальчик и принимался за новые свои дела, которых у него хватило бы, наверно, на все сто лет жизни.

— Ну, и хорошо, живи себе на здоровье. А почему тебе и не жить сто лет! — вдогонку ему говорила бабушка, а сама тяжело вздыхала, вспоминая свою младшую дочку, маму Василька.

Война пришла в здешние места, когда Василёк уже окончил четвёртый класс, перешёл в пятый и с гордостью носил на шее красный пионерский галстук…

Однажды осенним вечером наведались в хату лесника партизаны.

Дед был болен. Бабка боялась даже выходить из дому: так зверствовали в деревне немцы. А у партизан было задание — срочно разузнать, сколько фашистов в деревне и как они вооружены. Сами партизаны в деревню пойти не могли, связи у них там ещё не было.

Высокий молчаливый партизан в чёрном кожухе собрался было всё-таки отправиться туда, но другой, помоложе, светловолосый, с весёлыми глазами, видать, старший среди них, — медлил, обдумывая что-то.

— Я схожу в деревню, — раздался с печи тонкий голосок.

Партизаны удивились. При свете коптилки они не разглядели в хате Василька. Обернулись на голос.

— А ну, покажись, орёл! — вдруг сказал самый молодой.

Василёк слез на пол.

— Лучше тебя нам посланец и не нужен. Только сумеешь ли?..

— Ещё как сумею! Меня все хлопцы знают, я ведь там учился. Пойду вроде про школу разузнать, а сам буду расспрашивать, где немцы стоят и сколько. Хлопцам я про вас ничего не скажу. А они всё знают: и сколько пулемётов, и сколько автоматов…

— Разведчик из тебя получится неплохой, если послушать. А вот как на деле будет — не знаю, — строго глядя в глаза Васильку, сказал партизан.

— Не стоит, Петро, втягивать мальчугана в такое дело. Не справится он, — тихонько заметил его товарищ.

— А если попробовать?

— Попробуйте, дяденька! — горячо попросил Василёк, обращаясь к командиру.

— Гляди, орёл, остерегайся, — ласково погладил его стриженую голову партизан и, как взрослому, подавая руку на прощание, приказал: — Завтра в девять часов вечера… Понимаешь? Провоешь трижды волком и в дупло берёзы положишь записку: сколько солдат, автоматов и пулемётов… Прощай, солдат, нам пора…

И они ушли.

А на следующий день на рассвете дала бабка Васильку хлеба в дорогу и провела его до опушки леса.

…С того времени вой волка слышался неподалёку от хаты лесника всё чаще и чаще. И такую жуть наводил он, что даже вооружённые фашисты не отваживались пробираться ночью к одинокому хутору.

А весной там отсчитывала годы чьей-то жизни кукушка. Даже ночью, бывало, проснётся и вдруг на весь лес бросит сонное:

— Ку-ку! Ку-ку!

И опять замолчит, заснёт.

Все партизаны знали маленького связного. Знали его свои люди и во всех окольных деревнях и, когда видели на улице, звали каждый в свою хату: зайди погрейся, сынок! Ни о чём его не расспрашивали, а, что знали и что нужно было знать партизанскому связному, сами рассказывали.

Так он и воевал, незаметный маленький солдат.

…Попал Василёк в беду случайно, перед самым освобождением. Его поймали пьяные немецкие солдаты и начали издеваться над ним. Приказывали ему пить вино, танцевать и петь. И он всё это делал, потому что возвращался с задания и ночью должен был, прокричав дважды кукушкино «ку-ку», передать партизанам сведения о противнике… Потом фашисты приказали ему раздеться. Этого он сделать не мог. Тогда они Сами стащили с него старенькую одежонку. И тут с груди мальчика упало на пол что-то красное-красное… Фашисты топтали это красное ногами, а оно всё алело и алело живой кровью…

Это был пионерский галстук Василька.

Палачи задушили мальчика этим самым галстуком, а потом им же привязали Василька к старой берёзе, которой доверял он свои партизанские тайны.

В тот же день погибли Васильковы дед и бабушка, была сожжена дотла и их хата.

…А ночью, тихонько сняв немецких часовых, партизаны пробрались в деревню и окружили школу, где фашисты устроили солдатскую казарму.

Раздалась короткая команда: «За смерть пионера-героя… по фашистам… огонь!»

Несколько пулемётных очередей прошили ночную тишину. Брошенные в окна гранаты завершили дело…

Воспоминания о героях Великой Отечественной войны закончил пожилой колхозник, бывший партизан.

— А теперь, товарищи молодая гвардия, — обратился он к пионерам, давайте все вместе споём песню, с которой шли в бой и всегда побеждали наши советские патриоты.

И он запел сильным низким голосом:

Мы молодая гвардия

Рабочих и крестьян!..

Песню подхватили десятки звонких детских голосов.

Сгущались сумерки. На лесной поляне догорал пионерский костёр. Снова под барабанный бой выстроились ровными рядами ребята и промаршировали, салютуя маленькому флажку на большой берёзе.

Мы молодая гвардия

Рабочих и крестьян!..

Далеко по лесу разносило эхо слова этой песни, И вслед за песней рвался ввысь маленький флажок — пионерский галстук Василька.

Цели и задачи

  • Рассказать детям о самой страшной из всех войн в истории человечества, о Великой Победе нашего народа 1941-1945 гг.;
  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за мужество и стойкость нашего народа;
  • Развивать интерес к истории родной страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация: «Рассказ о войне 1941-1945», видеоролик: метроном «Минута молчания», видеоролик: песня «День Победы», в исполнении Юрия Богатикова; музыкальное оформление: минусовка «Священная война», ансамбль имени А.В.Александрова. Минусовка «День Победы», Муслим Магомаев.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о Великой Отечественной войне, рисунки детей на тему: «75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне», сообщения детей о своих родственниках — ветеранах войны, разучивание песни: композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова «День Победы» и песни «Прадедушка!», музыка Александра Ермолова, слова Михаила Загота.

Ход классного часа

1. Что такое война

Учитель. Давайте послушаем рассказ о Великой Отечественной войне.

75 лет назад, уже очень давно, когда не было на свете ни вас, ни ваших родителей, фашистская германия напала на нашу страну, которая тогда называлась Советский Союз. (Слайд 2)

Началась Великая Отечественная война. (Слайд 3)

Звучит музыка: «Священная война»

Учитель. Как вы думаете, что такое война?

Ученик 1.

Война — это боль, это смерть, это слёзы,
На братских могилах тюльпаны и розы.
Над миром какое-то время лихое,
Где правит война, никому нет покоя.

Учитель. Война это самое страшное, что может быть. Это огромные армии, вооружённые смертельным оружием сражаются друг с другом, убивают друг друга. (Слайд 4)

Гибнут люди: не только солдаты, но и женщины, дети. (Слайд 5)

Ученик 2.

Как надоели войны на свете,
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.

2. Начало войны

Учитель. Давайте послушаем, для чего фашистская Германия напала на нашу страну.

Ученик 1. Фашисты или, как их тогда называли по-другому немцы, были очень сильны, потому что были очень хорошо вооружены. У них были самолёты, танки, пушки, миллионы солдат. (Слайд 6)

Ученик 2. Руководитель Германии был тогда Гитлер. (Слайд 7) По его приказу фашистские войска начали наступление. (Слайд 8) Фашистские войска называли гитлеровцами. В то время фашисты, немцы, гитлеровцы – это всё было одно и то же. Это были наши враги.

Ученик 3.Они хотели захватить нашу страну, её богатства, уничтожить наш народ или сделать нас своими рабами. (Слайд 9)

Ученик 4.Советским союзом в те годы руководил Сталин. (Слайд 10) При его командовании наши войска вступили в войну и сражались с врагом до победы.

Наша армия называлась тогда Красной, а её бойцы – красноармейцами.

(Слайд 11)

Учитель. Война началась в 4 часа утра 22 июня 1941 года. Это было воскресение. Фашисты напали на нас неожиданно. Нанесли удар по трём направлениям на границе.

Группа армий Юг нанесла удар по Украине. Армии группы Центр нанесли удар по Белоруссии в направлении: Брест, Минск, Москва, с выходом к Москве. Группа Север атаковала на участке от Мурманска до Ленинграда. (Слайд 12)

Начали бомбить наши города и быстро продвигаться вглубь страны. (Слайд 13)

Это было очень тяжёлое время. Наши войска отступали несколько месяцев. (Слайд 14)

Учитель. Как вы понимаете слово отступать?

3. Работа в парах

Вопрос для обсуждения:

— Почему Красная армия отступала в начале войны?

Заслушиваются выступления пар.

4. Как народ помогал Красной армии

Учитель. Давайте послушаем, как советский народ помогал Красной армии.

Ученик 1. Весь народ нашей страны помогал армии. Все люди работали с утра до вечера без выходных. Делали пушки, снаряды, винтовки, танки. (Слайд 15)

Ученик 2.  Собирали урожай и пекли хлеб. Шили одежду и обувь для солдат. (Слайд 16)

Ученик 3.  Даже дети помогали армии, как могли. Работали наравне с взрослыми. Как тогда говорили: «Всё для фронта, всё для победы!» (Слайд 17)

5. Битва за Москву

Учитель. Давайте вспомним, каким для советского народа был 1941 год.

Ученик 1. 1941 год был очень трудным. Фашисты заняли многие наши города, и дошли до Москвы —  столицы нашей Родины.

Но наш народ не сдался и остановил врага. Не дал фашистам захватить Москву. (Слайд 18)

Ученик 2. Командиры в битве с врагами за Москву, отдавали солдатам приказ: «Ни шагу назад, позади Москва!»

Ученик 3. Благодаря мужеству солдат, их героизму и любви к своей Родине, Москву немцы взять не смогли. (Слайд 19)

Учитель. И после этого Советская Армия начала своё наступление. (Слайд 20)

Учитель. Как вы понимаете слово: наступление? ( Советская Армия погнала врага обратно)

5. Наступление советских войск

Учитель. Давайте вспомним, какой тяжёлой была Великая Отечественная война. (Слайд 21)

Ученик 1. Это была долгая и тяжёлая война. В ней погибли многие миллионы людей из разных стран. Но больше всех пострадала наша страна.

Учитель. Мы потеряли убитыми и пропавшими без вести, умершими от ран и от голода 27.000.000 человек. (Слайд 22)

Это огромная трагедия. Почти в каждой семье нашей большой страны кто-то погиб или пострадал на этой войне.

Ученик. С.Я.Маршак. «Мальчик из села Поповки»

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Учитель. Но мы победили! Прогнали фашистов со своей земли. Полностью их разбили и вошли в столицу фашистской Германии – город Берлин. Гитлер был уничтожен. Фашистская Германия капитулировала. (Слайд 23)

Звучит музыка: «День Победы»

Учитель. Как вы понимаете слово: капитулировала?

6. Рассказы детей о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны

Учитель. Давайте послушаем рассказы детей о своих родственниках – участниках этой самой большой и самой страшной в истории России войны.<Рисунок 1>

Выступления детей. (Борисова Ангелина, Венедиктова Надежда, Каймонова Екатерина, Крестиничева Елизавета, Моисеенко Артём, Телюшенков Руслан, Торохова Анжелика)

Учитель. Давайте исполним песню «Прадедушка!»

Исполняется песня «Прадедушка!» <Приложение 2>

7. Великая Победа советского народа

Учитель. Давайте послушаем о Великой Победе наших солдат, которой исполнилось уже 75 лет!

Ученик 1. Война продолжалась 4 года! Последний день войны – 9 мая 1945 года.

Мы празднуем в этот день Великую Победу Советского союза над фашистской Германией. Это самая героическая страница в истории нашей страны. Нужно всегда помнить об этом подвиге наших предков! (Слайд 24)

Ученик 2. Прошло очень много времени – 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне, но остались живы ветераны. (Слайд 25)

Ученик 3.  Они очень старые, им не меньше 90 лет. Их осталось очень мало. Но вы можете  их увидеть и сказать им спасибо.

Ученик 4.  Благодаря нашим воинам и их подвигу, мы все сейчас живём, мы свободны и можем радоваться жизни. (Слайд 26)

8. Минута молчания

Учитель. Давайте почтим память всех погибших за Родину минутой молчания.

Идет отсчёт минуты (видеоролик: метроном «Минута молчания»).

8. Рефлексия

Учитель. Предлагаю каждому из вас сказать слова благодарности нашим воинам, благодаря которым мы живём и радуемся мирному небу над головой. (Слайд 27)

Дети говорят слова благодарности участникам Великой Отечественной войны.

Щедривый Андрей: «Спасибо воинам-солдатам за наше голубое небо».

Ерофеева Розалия: «Спасибо нашим прапрадедам за мирное небо».

Фофонова Ольга: «Спасибо военным за то, что защищали страну».

Моисенко Артём: «Спасибо вам прадедушки-солдаты, что вы смогли нас защитить». Спасибо всем участником войны. Ура!

Крестиничева Елизавета: «День Победы – Великий праздник для всей страны. Хочу сказать спасибо за жизнь и мирное небо над головой. Всегда буду помнить своих прадедов, которые боролись за это».

Торохова Анжелика: «Спасибо военным за то, что защитили нашу страну».

Каймонова Екатерина: «Спасибо воинам за победу над Германией».

Учитель. Закончить наш классный час мне хотелось бы строками из стихотворения Ольги Масловой «Пусть будет мир».

Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн — НИКОГДА и НИГДЕ не бывает!!! (Слайд 28)

Учитель. Давайте исполним песню «День Победы».

Исполняется песня «День Победы» (видеоролик: песня «День Победы»). <Приложение 1>

Литература

1. Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне / Сергей Алексеев. – М.: Махаон, 2012.

2. Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне / Сергей Алексеев. – М.: Детская литература, 2018.

3. Алексеев С.П. Бессмертный полк. От Москвы до Берлина. Рассказы для детей / Москва, АСТ; Владимир: ВКТ, 2018.

4. Ламонова Т.В. Самые лучшие сценарии для школы. – Мн.: Харвест, 2004

5. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 2 класс. – 2-е изд.доп. – М.: ВАКО,2005

6. http://onesong.ru/1/Aleksandr-Ermolov/tekst-pesni-Pradedushka

7. https://www.chitalnya.ru/work/1044182/

  • Энциклопедия
  • История
  • Великая Отечественная Война

22-го июня 1941 года началась, сама жестокая и великая война. В этой войне на защиту страны встал весь народ. Простые люди, старики, женщины, дети. И не всем им удалось вернуться домой.

С первого дня, показал свой героизм, стойкость и не намеренность отступать. Солдаты красной армии стояли за страну на смерть! Немцы столкнулись с отчаянным сопротивлением, они не верили, что против них сражаются обычные люди, не все они солдаты. Как богатыри из сказки, встали на защиту Родины. Брестскую крепость защищало всего несколько тысяч человек. Около месяца отбивались от врагов, проявили героизм и с гордостью ушли из жизни, ведь не сдались, не сложили оружия.

В эти годы война всех уровняла, сплотила народ, несмотря на национальность. Так же война изменила отношения властей к церкви. Церковь помогала всем чем, могла советской армии. В отличие от Папы Римского который склонился перед Гитлером сразу не сопротивляясь.

Разработанная гитлеровцами молниеносная война, основанная на быстрых атаках, не сработала. Попав в окружение, солдаты с боем прорывались, и не сдавались. Героизм и настойчивость солдат, а так же вера в правое дело, сорвали планы фашистов. Это затормозило продвижение фашистских войск. Планы наступления немецкой армии срывались. Солдаты красной армии мужественно отстаивали города, ценой своей жизни останавливали захватчиков.

Советский союз не был готов к войне. Народ, как и немцы предполагал что война закончиться быстро, но они не предполагали что это будет на Родине. В технике СССР уступало врагу. Поэтому часто совершали атаки кавалерией на танки, использовали старую технику, не отступали без боя.

Даже устраивали парады. Это было в Москве, несмотря на то что враг уже подходит к границам города. Сразу после парада, солдаты шли в бой. Казалось сама природа помогает солдатам. Немцы испугались сильного мороза наступившего тогда и отступили. За родную землю стояли люди, которые в первые держали оружие в руках, все это стояло на пути врага к самому сердцу СССР. Враг был отброшен от Москвы, они потерпели поражение. Фашизм, поглощающий страну за страной, оказался лицом к лицу с людьми, которые не хотели склонять головы.

В конце 41-го западная часть советского союза была в развалинах, оккупанты лютовали, но русский дух не сломить!Конечно предатели тоже были, переходя на сторону врага считали что те победят, но ошиблись. Опозорили себя званием «полицая».

Захватчики встретили очень ожесточенное сопротивление партизан. В тылу всегда велись боевые действия. В партизаны уходили селами. Жили в лесах, от туда же и наносили удары по врагу. Ведь они хорошо знали каждую тропинку, каждое болото. Лучше их ни кто не ориентировался в лесу.

Многие совершали подвиги, и старые и совсем юные, они все хотели жить, но судьба родины превыше всего.
Армия ни в чем не нуждалась. Заводы и фабрики по изготовлению оружия и боеприпасов работали на износ. Для победы все прилагали огромные усилия.

Блокадный Ленинград обрел свою славу благодаря героизму солдат. Врагу не повезло, не удалось сломить народ борющийся за правое дело. Ни кто не трусил и не отказывался везти боеприпасы и продукты тем кто в оккупации. Надежда людей не умирала.
Эти герои, закрывали своим телом амбразуру, кто-то бросался с гранатами под танки, шли на таран на самолетах. Они все были вознаграждены.

Народ других стран, особенно Европы, не знают истиной истории. А ведь благодаря советским людям их города были освобождены. Бухарест, Варшава, Будапешт, София, Прага, Вена, Братислава, все эти столицы были освобождены ценой крови и жизни наших бойцов.

Война закончилась в начале мая, На рейхстаге развивался наш флаг, а германия подписала полную капитуляцию. 9 Мая — это великий день, день победы над фашистской Германией. В той войне где погибли если ни телом, то душой наши соотечественники. Погибли миллионы, многие потеряли родителей, детей… Они помнили и чтили их память. Нельзя забывать тех кто защищал нашу землю, нас самих, ведь возможно и нам придется когда-нибудь воевать и терять на войне близких. Помните наших защитников, они старались для нас с вами.

Мы вас не забудем никогда!

Доклад-собщение Великая Отечественная Война

Время Великой Отечественной войны характеризуется страшным и тяжелым временем. Но в то же время, именно тогда проявился характер русского народа. Люди без всяких раздумий встали на защиту своей земли и своего дома, даже ценою собственной жизни. Люди подвергались насилию со стороны врага, и репрессиям со стороны своих властей, но они стояли до последнего, защищая свою Родину. Когда закончилась Первая Мировая война, Германия подверглась поражению. Ситуация в стране была достаточно тяжелой во всех сферах экономики и политики. Когда к власти пришел Адольф Гитлер, он провел множество реформ и изменений. Страна со временем накопила свои силы, укрепила мощь, появилась сильная армия. Гитлер не хотел признавать поражение Германии в Первой Мировой войне, он все больше стремился к мировому господству. Через несколько лет Германия напала на территорию Польши, чуть позже захватила Чехословакию. Уже в 1939 году Адольф Гитлер начал новую войну, уже за господство над всем миром. 

ВойнаНа этот момент между Гитлером и Сталиным был мирный договор, он и подумать не мог, что Германия нарушит эти договоренности. Но Гитлер бредил захватом русских земель. Он разработал специальный план, который назывался «Барбаросса». Гитлер думал, что через 2 месяца после нападения на Советский Союз, страна упадет под его гнетом. Беда на русские земли пришла неожиданно, это случилось 22 июня 1941 года. Неожиданной она стала для обычных людей, а вот для руководства это было, скорее всего, непонятным, ведь они до последнего в это не верили. Жизнь не только страны, но и всего населения оказалась под угрозой. Но не так просто сломить русского человека. Люди встали на защиту. В армию записывались все добровольцы, даже женщины шли на фронт. Все воевали, как могли, создавались батальоны, партизанские отряды.

Хоть Германия и перевешивала своими силами и техникой русскую армию, все же люди не собирались сдаваться, они не хотели быть пленными у германского врага. Война заняла не 2 месяца, как планировал Гитлер, она затянулась на целых 5 лет. Мужчины ушли на фронт, а женщины и дети остались работать на фабриках и заводах. Все изменилось в 1945 году, когда советские войска добрались до Германии. В это время сюда уже подобрались американские и английские солдаты, это были наши союзники. Германия пала, ночью с 8 на 9 мая был подписан пакт о капитуляции германских войск. Следующий день, 9 мая 1945 года стал официальной датой дня победы русских войск над фашистской Германией.

2, 3, 4 класс, кратко

Великая Отечественная Война

Великая Отечественная Война

Популярные темы сообщений

  • Прыжки

    Все эти виды прыжков, относятся к дисциплине легкой атлетике. Которой начинают обучать еще в обще образовательных учреждениях, и в специальных детских кружках, если упорно заниматься, и тренироваться, можно стать знаменитым олимпийским

  • Медный всадник

    «Медный всадник» написан Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году. В это время автор уехал в Болдино, так как там было расположено имение его жены. Там ему хотелось побыть в одиночестве, подумать в тишине и собраться со своими мыслями.

  • Цунами

    Природа подарила людям много хорошего, но иногда ее явления являются непредсказуемыми и неприятными. Среди природных явлений, которое приносит людям огромные неудобства и ущерб выделяется цунами. Цунами – это волны, достаточно высокие.

  • Инфекционные заболевания

    При проникновении в организм вируса или бактерии, обладающих вирулентностью, начинает усиленно работать иммунная система. Если собственные силы иммунитета не справляются, возникает состояние интоксикации, впоследствии укореняющееся

  • Животные тропического леса

    Каждая часть тропического леса переполнена жизнью. Кого здесь только не найдешь. Просторы тропического леса богаты на самых разнообразных насекомых, птиц и зверей. Люди привыкли называть тропиками те леса, которые растут около экватора.

Великая Отечественная война — это одна из самых важных страниц в истории России. Многие путают ее со Второй Мировой войной, но это не одной и то же.

Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года с нападения Германии на Польшу, а окончилась 2 сентября 1945 поражением Японии. Великая Отечественная война же, в свою очередь, началась 22 июня 1941 года с момента нападения Германии на Советский Союз, а окончилась 9 мая 1945 года с падением Германии. Поэтому Великую Отечественную войну нельзя назвать полноценной войной в полном смысле этого слова. Она — одна из составляющих частей Второй Мировой войны, но без сомнений, одна из самых важных и основополагающих, и каждому нужно знать все основные ее моменты и ключевые события.

Как война началась 

Изначально, Германия не должна была нападать на Советский Союз. В августе 1939 года, незадолго до нападения Гитлера на Польшу, между этими двумя странами был заключен договор о взаимном ненападении, который вошел в историю под названием пакт Молотова — Риббентропа по фамилиям министров иностранных дел Советского Союза и Третьего Рейха соответственно. 

Однако, несмотря на все договоренности, меньше чем через два года после заключения договора, в четыре часа утра 22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Изначально фашистское правительство планировало захватить СССР за шесть недель, быстро, как и другие европейские страны, применяя стратегию молниеносной войны или «блицкриг». Кодовым названием операции по захвату советской России стал план «Барбаросса».

Но планы немцев провалились, несмотря на то, что в первые дни и месяцы войны они несли победы, быстро продвигались вглубь страны, захватывая все новые и новые территории. Основными причинами этому стали общая неподготовленность СССР к войне, отсутствия грамотного командования, а также техническая неоснащенность.

Первый этап войны

Основными значимыми событиями первого периода войны было взятие Ленинграда в блокаду 8 сентября 1941 года, которая продлилась почти 900 дней (872, если говорить точно) до 27 января 1944 года. Ее можно считать одной из самых тяжелых страниц в истории этой войны. Также к первому периоду можно отнести битву за Москву, которая продлилась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года, окончившись победой Советского Союза. Переломный момент произошел зимой, 5 декабря 1941 года, когда русские из отступления перешли в наступление. Это в том числе подняло общий боевой дух: советские войска наконец-то перестали отступать. 

Таким образом, план быстрой, победоносной войны был окончательно и бесповоротно провален. Немецким войскам  оставалось только готовиться к более затяжной кампании. 

Второй этап войны

Следующими самыми значимыми событиями стали битва за Сталинград и на Курской дуге.

Битва за Сталинград (современный Волгоград) длилась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Она закончилась победой СССР и стала началом в коренном переломе войны, который заключался в перехвате стратегической инициативы Советским Союзом. Ее считают одной из самых кровавых битв в истории человечества. 

Германию их поражение поразило. Они наконец-то поняли, что имеют все шансы проиграть эту войну. 

Другая известная битва этого периода носит название Курской битвы или Битва на Курской дуге. Она длилась с 5 июля по 23 августа 1943 года. Это стало величайшим танковым сражением в истории человечества. Победа в ней Советского Союза положило конец переломному моменту войны; теперь инициатива и преимущество полностью находились в руках СССР.

Третий этап войны

Последний, третий период Великой Отечественной Войны начался в январе 1944 с полного снятия блокады Ленинграда (прорыв был совершен 18 января 1943 года). После этого советские войска полностью освободили все оккупированные территории, окончательно изгнав врага из страны. С 1944 года началась кампания по освобождению от фашистских захватчиков других стран Европы. В мае 1945 года войска советские войска и армии стран-союзников СССР вошли в Берлин. Знамя Победы было водружено на крышу здания рейхстага (парламента) 1 мая 1945 года.  

8 мая Германии капитулировала. Он был подписан в одиннадцать вечера по местному времени, на территории СССР был уже следующий день, поэтому в Советском Союзе день Победы отмечают 9 мая. 

Это была кровавая, разрушительная война, потери в которой были колоссальны.  Со стороны СССР погибло почти 42 миллиона человек. Героические поступки этих людей, отдавших жизнь за свободу Родины, чтятся и по сей день.

Большинство военных преступников со стороны Германии и стран-союзников были осуждены в ходе Нюрнбергского процесса проходившего в 1945-1946 года, в котором представители от СССР также принимали непосредственное участие.

Это рассказы о подвигах простых солдат в годы Великой Отечественной войны, о подвигах летчиков. Рассказы для домашнего чтения. Рассказы для чтения в школе.

Горовец.

Автор: Сергей Алексеев

Эскадрилья советских истребителей завершала боевой вылет. Прикрывали лётчики с воздуха южнее Курска наземные наши части. И вот теперь возвращались к себе на базу.

Последним в строю летел лейтенант Александр Горовец. Всё хорошо. Исправно гудит мотор. Стрелки приборов застыли на нужных метках. Летит Горовец. Знает — впереди лишь минутный отдых. Посадка. Заправка. И снова в воздух. Нелегко авиации в эти дни. Битва не только гремит на земле — поднялась этажами в воздух.

Летит Горовец, небо окинет взглядом, взглядом проверит землю. Вдруг видит — летят самолёты: чуть сзади, чуть в стороне. Присмотрелся — фашистские бомбардировщики.

Начал лётчик кричать своим. Не ответил никто из наших. Сплюнул пилот в досаде. Зло посмотрел на рацию. Не работает, смолкла рация.

Идут фашистские бомбардировщики курсом к нашим наземным позициям. Там и обрушат смертельный груз.

Подумал секунду лейтенант Горовец. Затем развернул самолёт и устремился к врагам навстречу.

Врезался лётчик в фашистский строй. Первой атакой пошёл на ведущего. Стремительным был удар. Секунда. Вторая. Ура! Вспыхнул свечой ведущий.

Развернулся лейтенант Горовец, на второго фашиста бросился. Ура! И этот рухнул.

Рванулся к третьему. Падает третий.

Расстроился строй фашистов. Атакует врагов Горовец. Снова заход и снова.

Четвёртый упал фашист.

Вспыхнул пятый.

Шестой!

Седьмой!

Уходят фашисты.

Но и это ещё не всё. Не отпускает врагов Горовец. Бросился вслед. Вот восьмой самолёт в прицеле. Вот и он задымил, как факел. Секунда. Секунда. И сбит самолёт девятый.

Бой лётчика Горовца был уникальным, неповторимым. Много подвигов совершили советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза.

Не вернулся из полёта лейтенант Александр Константинович Горовец. Уже на обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя.

Погиб лейтенант Горовец.

А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка.

<yatag class=»yap-Ya_sync_2-vertical yap-reset» id=»yap-Ya_sync_2-vertical» style=»font-size: 14.3000001907349px; width: 732px; display: block !important; box-sizing: content-box !important; border: none !important; border-spacing: 0px !important; border-collapse: collapse !important; clear: none !important; float: none !important; height: auto !important; line-height: normal !important; margin: 0px !important; max-height: none !important; max-width: none !important; min-height: 0px !important; min-width: 0px !important; outline: none !important; padding: 0px !important; position: relative !important; vertical-align: baseline !important; visibility: visible !important; word-spacing: normal !important; border-radius: 0px !important; overflow: visible !important; font-family: inherit !important; z-index: 1 !important; background: none !important;»><yatag class=»yap-layout yap-main yap-font-size yap-layout_type_wide yap-type-vertical yap-layout_block_vertical» style=»display: block !important; box-sizing: content-box !important; overflow: hidden !important; position: relative !important; z-index: 1 !important;»><yatag class=»yap-layout__logo yap-logo yap-logo-bg-color» style=»display: inline-block !important; box-sizing: border-box !important; padding-left: 0.7em !important; position: static !important; background-image: initial !important; background-attachment: initial !important; background-size: initial !important; background-origin: initial !important; background-clip: initial !important; background-position: initial !important; background-repeat: initial !important;»><yatag class=»yap-logo-block» style=»display: block !important; box-sizing: content-box !important; position: relative !important; z-index: 1 !important;»><yatag class=»yap-logo-block__position yap-logo-position» style=»display: block !important; box-sizing: content-box !important;»></yatag></yatag></yatag></yatag></yatag>

Три подвига.

Автор: Сергей Алексеев

Многие советские лётчики отличились в боях под Курском.

Весной 1942 года в тяжёлых схватках на Северо-Западном фронте в воздушном бою один из советских лётчиков был тяжело ранен, а его самолёт подбит. Лётчик опустился на территорию, занятую врагом. Он оказался один в лесной глуши. Лётчик стал лицом к востоку и начал пробираться к своим. Он шёл сквозь снежные сугробы, один, без людей, без еды.

Солнце садилось и всходило.

А он шёл и шёл.

Болели раны. Но он превозмогал боль.

Он шёл и шёл.

Когда силы его покидали, он продолжал ползти.

Метр за метром. Сантиметр за сантиметром.

Он не сдавался.

Солнце всходило и садилось.

А он шёл и шёл.

Он совершил подвиг и дошёл до своих.

На восемнадцатые сутки, измождённого и обмороженного, его подобрали партизаны. На самолёте он был доставлен в госпиталь. И тут самое страшное — неумолимый приговор врачей: необходима операция. Лётчик обморожен.

Лётчик лишился ног.

Но лётчик хотел летать. Хотел продолжать бить ненавистного врага.

И вот он совершает второй свой подвиг. Лётчику сделали протезы. Он начал тренироваться ходить с костылями, а затем… без костылей.

Теперь он упросил врачей разрешить сесть ему в самолёт. Он был настойчив, и врачи уступили. Лётчик снова на лётном поле. Вот он в кабине. Он снова в воздухе.

И опять тренировки, тренировки, бесчисленные тренировки.

Его проверили самые придирчивые экзаменаторы и разрешили летать.

— Только в тылу, — сказали лётчику.

Лётчик упросил отправить его на фронт.

Лётчик упросил доверить ему истребитель.

Он прибыл под Курск незадолго до начала Курской битвы. По первой же тревоге он поднялся в воздух.

Тут, под Курском, он совершил свой третий подвиг. В первых же боях он сбил три вражеских самолёта.

Этот лётчик известен всей стране. Имя его — Алексей Петрович Маресьев. Он Герой Советского Союза. О нём написана прекрасная книга. Автор её — писатель Борис Полевой. «Повесть о настоящем человеке» — называется эта книга.

Бул-буль.

Автор: Сергей Алексеев

Не стихают бои в Сталинграде. Рвутся фашисты к Волге.

Обозлил сержанта Носкова какой-то фашист. Траншеи наши и гитлеровцев тут проходили рядом. Слышна из окопа к окопу речь.

Сидит фашист в своём укрытии, выкрикивает:

— Рус, завтра буль-буль!

То есть хочет сказать, что завтра прорвутся фашисты к Волге, сбросят в Волгу защитников Сталинграда.

Сидит фашист, не высовывается. Лишь голос из окопа доносится:

— Рус, завтра буль-буль. — И уточняет: — Буль-буль у Вольга.

Действует это «буль-буль» на нервы сержанту Носкову.

Другие спокойны. Кое-кто из солдат даже посмеивается. А Носков:

— Эка ж, проклятый фриц! Да покажись ты. Дай хоть взглянуть на тебя.

Гитлеровец как раз и высунулся. Глянул Носков, глянули другие солдаты. Рыжеват. Осповат. Уши торчком. Пилотка на темени чудом держится.

Высунулся фашист и снова:

— Буль-буль!

Кто-то из наших солдат схватил винтовку. Вскинул, прицелился.

— Не трожь! — строго сказал Носков.

Посмотрел на Носкова солдат удивлённо. Пожал плечами. Отвёл винтовку.

До самого вечера каркал ушастый немец: «Рус, завтра буль-буль. Завтра у Вольга».

К вечеру фашистский солдат умолк.

«Заснул», — поняли в наших окопах. Стали постепенно и наши солдаты дремать. Вдруг видят, кто-то стал вылезать из окопа. Смотрят — сержант Носков. А следом за ним лучший его дружок рядовой Турянчик. Выбрались дружки-приятели из окопа, прижались к земле, поползли к немецкой траншее.

Проснулись солдаты. Недоумевают. С чего это вдруг Носков и Турянчик к фашистам отправились в гости? Смотрят солдаты туда, на запад, глаза в темноте ломают. Беспокоиться стали солдаты.

Но вот кто-то сказал:

— Братцы, ползут назад.

Второй подтвердил:

— Так и есть, возвращаются.

Всмотрелись солдаты — верно. Ползут, прижавшись к земле, друзья. Только не двое их. Трое. Присмотрелись бойцы: третий солдат фашистский, тот самый — «буль-буль». Только не ползёт он. Волокут его Носков и Турянчик. Кляп во рту у солдата.

Притащили друзья крикуна в окоп. Передохнули и дальше в штаб.

Однако дорогой сбежали к Волге. Схватили фашиста за руки, за шею, в Волгу его макнули.

— Буль-буль, буль-буль! — кричит озорно Турянчик.

— Буль-буль, — пускает фашист пузыри. Трясётся как лист осиновый.

— Не бойся, не бойся, — сказал Носков. — Русский не бьёт лежачего.

Сдали солдаты пленного в штаб.

Махнул на прощание фашисту Носков рукой.

— Буль-буль, — прощаясь, сказал Турянчик.

Злая фамилия.

Автор: Сергей Алексеев

Стеснялся солдат своей фамилии. Не повезло ему при рождении. Трусов его фамилия.

Время военное. Фамилия броская.

Уже в военкомате, когда призывали солдата в армию, — первый вопрос:

— Фамилия?

— Трусов.

— Как-как?

— Трусов.

— Д-да… — протянули работники военкомата.

Попал боец в роту.

— Как фамилия?

— Рядовой Трусов.

— Как-как?

— Рядовой Трусов.

— Д-да… — протянул командир.

Много бед от фамилии принял солдат. Кругом шутки да прибаутки:

— Видать, твой предок в героях не был.

— В обоз при такой фамилии!

Привезут полевую почту. Соберутся солдаты в круг. Идёт раздача прибывших писем. Называют фамилии:

— Козлов! Сизов! Смирнов!

Всё нормально. Подходят солдаты, берут свои письма.

Выкрикнут:

— Трусов!

Смеются кругом солдаты.

Не вяжется с военным временем как-то фамилия. Горе солдату с этой фамилией.

В составе своей 149-й отдельной стрелковой бригады рядовой Трусов прибыл под Сталинград. Переправили бойцов через Волгу на правый берег. Вступила бригада в бой.

— Ну, Трусов, посмотрим, какой из тебя солдат, — сказал командир отделения.

Не хочется Трусову оскандалиться. Старается. Идут солдаты в атаку. Вдруг слева застрочил вражеский пулемёт. Развернулся Трусов. Из автомата дал очередь. Замолчал неприятельский пулемёт.

— Молодец! — похвалил бойца командир отделения.

Пробежали солдаты ещё несколько шагов. Снова бьёт пулемёт.

Теперь уже справа. Повернулся Трусов. Подобрался к пулемётчику. Бросил гранату. И этот фашист утих.

— Герой! — сказал командир отделения.

Залегли солдаты. Ведут перестрелку с фашистами. Кончился бой. Подсчитали солдаты убитых врагов. Двадцать человек оказалось у того места, откуда вёл огонь рядовой Трусов.

— О-о! — вырвалось у командира отделения. — Ну, брат, злая твоя фамилия. Злая!

Улыбнулся Трусов.

За смелость и решительность в бою рядовой Трусов был награждён медалью.

Висит на груди у героя медаль «За отвагу». Кто ни встретит — глаза на награду скосит.

Первый к солдату теперь вопрос:

— За что награждён, герой?

Никто не переспросит теперь фамилию. Не хихикнет теперь никто. С ехидством словцо не бросит.

Ясно отныне бойцу: не в фамилии честь солдатская — дела человека красят.

  • Рассказ няне пушкин читать
  • Рассказ нюрка юрий коваль для читательского дневника
  • Рассказ нулевой класс юрий коваль
  • Рассказ нужен дедушка для мальчика
  • Рассказ ночь перед рождеством читать в сокращении