Рассказ о александре ивановиче покрышкине

Александр Покрышкин — биография


Александр Покрышкин – летчик-ас, военачальник, маршал авиации. Первый человек, трижды удостоенный звания Героя Советского Союза. Провел почти 160 воздушных боев с фашистами, самостоятельно сбил 59 самолетов противника и еще 6 в групповом бою. По результативности его опередил только один пилот-истребитель – Иван Кожедуб.

Природа скупа. Она редко рождает одаренных людей, а настоящую гениальность дает и того реже. Неординарным людям всегда нелегко, судьба их складывается труднее, они умеют доставлять неудобства окружающим. Причина, скорее всего, кроется в характере. У выдающихся людей и характер будь здоров, не сахар. Однако на самом характере далеко не уедешь, его еще надо проявить, а на это нужна воля. Если в человеке сочетаются эти два качества, он неизбежно станет выдающейся личностью, такой, как Александр Покрышкин. Его судьба во многом сложилась благодаря времени, в котором он жил – патриотическом, романтическом и одновременно тяжелом. Говорили, что ему везло, но только он сам знал, чего стоит это везение.

Детство

Родился Александр Покрышкин  6 марта 1913 года в городе Новониколаевск (сейчас это Новосибирск) Томской губернии. Отец – Иван Покрышкин был простым рабочим, мама занималась домом и детьми, которых в семье родилось семеро – шесть сыновей и одна дочка. Доходы семьи были более, чем скромными. Так же жили и другие семьи по соседству. Дети были предоставлены сами себе, поэтому иногда воровали, дрались, били стекла в окнах. Совсем недавно отшумела Первая мировая война, нужно было восстанавливать страну, и подрастающим поколением почти никто не занимался.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Покрышкин в детстве

Саша отличался от других детей. Можно сказать, что он сам занимался своим воспитанием и всесторонним развитием. В школе получал хорошие отметки, любил читать. С двенадцатилетнего возраста его заинтересовала авиация. После окончания семилетки парень начал трудовую биографию на стройке. Примерно в те годы пришла настоящая слава к летчику-испытателю Валерию Чкалову. Вдохновленный его примером Покрышкин тоже начал мечтать о небе.

Но пока оно оставалось только в мечтах, а повседневная жизнь протекала достаточно прозаично. В 1930-м Александр поссорился с отцом, ушел из дома, стал студентом местного технического училища, и за полтора года выучился на слесаря-лекальщика. Потом был вечерний институт сельскохозяйственного машиностроения. Парень днем работал в качестве слесаря-инструментальщика завода «Сибкомбинатстрой», а вечерами ходил на занятия. В 1931-м стал членом ВЛКСМ.  В июне 1932 года ушел добровольцем в Красную Армию. И все это время молодой человек не переставал думать о полетах.

Авиация

В том же, 1932-м Покрышкин получил направление, и стал курсантом 3-й Пермской авиационной школы. Он очень радовался такому повороту в биографии, и пока еще не знал, что из этой школы выходят не летчиками, а техниками. Спустя годы Александр вспоминал, как говорил начальник школы, о том, что все хотят повторить судьбу Чкалова и летать, но кому то же надо заниматься и моторами.

Покрышкин с головой ушел в учебу. Гораздо позже он поймет, что именно благодаря этой школе он начал хорошо разбираться в устройстве самолетов, обзавелся техническими навыками, впоследствии не раз спасшими ему жизнь в годы войны.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Покрышкин в молодости

Покрышкина по-прежнему не принимали в летную школу, но он упорно готовился к тому, что однажды все-таки его мечта осуществится. Александр прыгал с парашютом, водил планеры, и только осенью 1938-го ему повезло оказаться за штурвалом У-2. Возможность побывать в небе выпадала очень редко, поэтому вместо практики будущий ас «штурмовал» теорию.

Его старания вскоре оценили. В ноябре 1938-го Покрышкин стал курсантом Качинской летной школы, из стен которой вышел спустя год, имея красный диплом и специальность «летчик-истребитель». Александру предлагали остаться в этой же школе в качестве инструктора, но он категорически отказался. Он не мог отказаться от своей мечты летать, а не учить других.

Война

Александр Покрышкин прошел всю войну, от первого ее дня до победы 9 мая 1945-го. Первый вражеский самолет отважный летчик сбил уже на второй день войны.

Участвуя в воздушных боях, Александр с горечью отмечал, что небо над его родиной очень слабо защищено от врага. Тактика нападения не вырабатывалась, пилоты дрались вслепую, техническое оснащение хромало. Да и что можно было ожидать, если в авиационных мастерских занимались выпуском танков. Защита воздушного пространства СССР держалась только на патриотизме и героизме летчиков-истребителей. Спустя много лет Александр скажет, что тот, кто не был на фронте в 1941-1942-м годах, не знает, что такое настоящая война.

Александр Иванович Покрышкин

Александр Покрышкин во время войны

Первую награду – орден Ленина, Покрышкин получил за то, что добыл ценные данные о противнике. Шел декабрь 1941-го, снег шел постоянно, мешая наземной разведке выполнять поставленную задачу. В итоге они не смогли точно определить, где дислоцируется танковая часть Пауля фон Клейста. Тогда в разведку отправился Покрышкин, несмотря на то, что вьюга мешала рассмотреть хоть что-нибудь на земле, и топливо в баке его самолета уже было почти на нуле. Ему удалось выполнить задачу, и благодаря добытым летчиком сведениям, Красная Армия отвоевала город Ростов.

1943-й год стал переломным не только в судьбе Покрышкина, но и всей авиации. Тщательно проанализировав предыдущие бои, летчик-истребитель разработал уникальные приемы ведения боя и патрулирования воздушного пространства. Его главной целью теперь стал ведущий, именно после выхода из строя главного самолета, вражеская эскадрилья теряла боеспособность.

Покрышкин продолжал нещадно крушить вражескую авиацию. В апреле 1943-го он сбил десять фашистских самолетов, за что ему первый раз присвоили звание Герой Советского Союза. Буквально за месяц он пополнил счет сбитых машин еще на 12 штук.

Август 1943-го, битва за Кубань. Покрышкин сбивает еще 22 немецких самолета. Вместе с ним сражались в воздухе и его ученики. Смелость и героизм Покрышкина отмечена очередной наградой – это вторая Звезда героя. Теперь его имя знал каждый советский человек.

19 августа 1944 года Александра снова награждают золотой Звездой, и он становится первым из всех советских военных, трижды удостоенных звания Герой Советского Союза. В журнале «Смена» появилась статья о прославленном летчике, там же разместили и его фотографию. Александра еще называли Ястребом небес. Такое точное имя дало ему американское издание True Comics, и оно вполне соответствовало действительности.

Великая Отечественная война для Покрышкина окончилась 24 июня 1945 года, когда он возглавил колонну 1-го Украинского фронта и прошел вместе с ней во время парада Победы на Красной площади.

Официальная статистика гласит, что Покрышкин за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 боев с врагом, уничтожил 59 боевых машин врага. Сам летчик-ас говорил, что на его счету 90 уничтоженных самолетов, но, по мнению историков, это слишком преувеличенные данные. Они считают, что Александр сбил чуть более сорока самолетов врага.

Мирное время

После победы Покрышкин продолжил службу. Энтузиазм прославленного летчика разбивался о сопротивление Василия Сталина, который на тот момент занимал должность командующего ВВС в Московском военном округе. Конфликт с сыном Вождя народов привел к тому, что звание генерал-майора авиации Покрышкину присвоили только после того, как умер Иосиф Сталин.

В 50-е годы Покрышкин перешел на службу в ПВО, продолжал подниматься по карьерной лестнице и ушел в отставку, будучи заместителем главнокомандующего войск ПВО СССР.

Личная жизнь

Александр Покрышкин страстно любил не только авиацию. К ней добавилась еще одна большая любовь – медсестра Мария Кузьминична, с которой он познакомился в 1942-м на Каспийском море. Любовь их была настолько сильной, что они писали письма друг другу ежедневно. Некоторые из них так и не дошли, по причине того, что адресат уже выбыл из места дислокации.

Александр Иванович Покрышкин

Мария Кузьминична

Официально свои отношения Александр и Мария оформили 1 апреля 1944-го, в Черниговке, деревне в Приморском крае. На тот момент новоиспеченная супруга летчика уже была беременна дочерью Светланой. К сожалению, она умерла в возрасте 52-х лет, у нее диагностировали рак. В 1947 году у супругов родился сын, которого назвали в честь отца Александром.  Личная жизнь летчика-аса сложилась хорошо, дети радовали, вскоре появились внуки – Александр, Павел и Екатерина.

Смерть

Покрышкин никогда не жаловался на здоровье, он чувствовал себя отменно. Трудился почти до самой смерти, был сотрудником Министерства обороны СССР.

Умер один из самых прославленных летчиков Советского Союза 13 ноября 1985 года от сердечной недостаточности. Ему шел 73-й год.

Памятники Александру Покрышкину

Местом упокоения Александра Покрышкина стало Новодевичье кладбище столицы. На могиле летчика установлен бюст с тремя Звездами Героя.

Интересные факты

  • О таланте Покрышкина, как летчика, можно судить по тому, что он сумел научиться пилотировать самолет за 17 дней, а не за год, как было положено по программе летного училища.
  • В одном их первых боев в воздухе Покрышкин спутал новый советский бомбардировщик СУ-2 с немецким, и сбил его. В результате погиб штурман, а пилоту удалось выжить.
  • В 1985 году творческое объединение «Экран» выпустило биографическую картину о Покрышкине, в котором есть интервью с прославленным летчиком.
  • Память о летчике- истребителе живет в книгах, памятниках. Его имя носят улицы и летные училища.
  • Покрышкин очень любил и дорожил своей женой. Его книга под названием «Небо войны» посвящена именно Марии.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Содержание

  • 1 Краткая биография Александра Ивановича Покрышкина
    • 1.1 Довоенные годы
    • 1.2 Великая Отечественная война
    • 1.3 Подвиги Покрышкина
    • 1.4 Послевоенное время
  • 2 Личная жизнь героя
  • 3 Интересные факты из жизни Покрышкина
  • 4 Фото Александра Покрышкина
  • 5 Видео о летчике — асе
  • 6 Книги Александра Ивановича Покрышкина

Имя Александра Ивановича Покрышкина наводило страх на немецких лётчиков. «Внимание, внимание! В небе Покрышкин!» — так предупреждали друг друга по радиостанции фашисткие лётчики. И боялись не зря — 59 вражеских самолётов лично сбил лётчик герой Покрышкин. Для советских людей он олицетворяет беззаветную любовь к Родине, мужество и бесстрашие. О его подвигах, о непростых взаимоотношениях с начальством и о личной жизни расскажем в данной статье.

Курсы по востребованным профессиям в прибыльных сферах

Освой современную и актуальную профессию. Прибыльные направления с большой зарплатой! Знакомство с курсом за 1 руб.

Выбрать

Краткая биография Александра Ивановича Покрышкина

Довоенные годы

Город Николаевск, ныне Новосибирск. 19 марта 1913 года в семье рабочих рождается второй мальчик — Саша. Всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Саша был смышлёным парнишкой. Мечту о небе у Саши Покрышкина породил агитсамолет Общества друзей воздушного флота. Это был купленный на пожертвования сибиряков «Юнкерс», который приземлялся на пустыре у военного городка. Десятилетним мальчиком будущий ас впервые увидел так близко самолет.

«Буду делать все, но стану только летчиком!»

Закончив семилетнюю школу, Александр начинает работать на стройке, а после поступает в ФЗУ. Родители его не поддержали, и мальчик покинул отчий кров навсегда. Через года заветная путевка в авиацию получена – он едет в Пермь. Но, приехав учиться, Покрышкин узнает, что зачислен на курс авиамехаников, так как авиашкола была перепрофилирована с летного учебного заведения в авиационно-техническое.

Александр Покрышкин

Александр Покрышкин в 1940 году

В 1932 году зачислен в Красную Армию добровольцем. И здесь начинается его путь как лётчика. Александр пишет начальству в общей сложности 44 рапорта о том, чтобы его направили на обучение летной профессии, но ответа так и не было. Тогда он просит разрешения быть лётчиком-наблюдателем в самолете Всеволода Севастьянова «Р-1» (разведчик-1) и ему разрешают. По сути Севастьянов становится учителем у Александра Покрышкина.  Свой первый самостоятельный полет Покрышкин совершил в аэроклубе Краснодара во время своего отпуска. Там за 17 дней он осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен. Начальник клуба сказал:

Покрышкин первый, кто смог получить летное удостоверение всего за три недели

Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

покрышкин глетчик геройПервый вылет произошел в первый день войны 22 июня 1941 года. Тогда Александр Иванович был в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. В начале войны его привлекают для выполнения разведовательных полетов с указанием — «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в них ввязывается, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом. 26 июня 1941 года Александр одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109.

Через некоторое время наш герой понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт. Он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать. (Тетрадь была сохранена будущей женой Покрышкина – Марией Кузьминичной и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил). В результате его кропотливой творческой работы постепенно вырабатывалась та основная формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации. Четыре элемента входили в эту формулу: ВЫСОТА – СКОРОСТЬ – МАНЕВР – ОГОНЬ. Заслугой выдающегося летчика является то, что он одним из первых сумел объединить все необходимые составные элементы наступательного воздушного боя в единое целое. Позже лётчик-ас Иван Кожедуб говорил, что внимательно изучая теорию Покрышкина применил её в жизнь и усовершенствовал.

 «Чтобы соображать в воздухе, надо готовиться к этому на земле» — одно из правил А.И. Покрышкина

Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Вспоминая войну, Александр Иванович говорил:

«Тот, кто не воевал в 1941—1942, не знает настоящей войны»

Подвиги Покрышкина

Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. И единственным — в годы войны. Всего за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны.

За апрель 1943 года А. И. Покрышкин сбил 10 немецких самолётов. Тогда же и получил своё первое звание Героя Советского Союза.

В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу — сбить ведущего. Как он понял из опыта 1941—1942 годов, подбить ведущего значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.

Немецкие летчики, теряя свои самолеты при встрече с нашим асом, вскоре стали предупреждать друг друга о его появлении: «Внимание! В воздухе Покрышкин!»

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения, попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой…

Послевоенное время

маршал покрышкинПосле войны Александр Иванович стал слушателем основного факультета Военной Академии им. М.В. Фрунзе. А в 1948 году он ее окончил с золотой медалью. Прошел Покрышкин и обучение в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которую в 1957 году окончил, защитил кандидатскую диссертацию на степень кандидата военных наук, стал автором многих трудов и книг. Почти четверть века после победы Покрышкин отдал войскам ПВО. С 1948 по 1969 год Александр Иванович служил в войсках противовоздушной обороны. Он прошел путь от полковника до генерал-полковника, занимал должности командира корпуса и армии ПВО, заместителя командующего войсками ПВО. В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.

Личная жизнь героя

покрышкин с женойСвою жену – Мария Кузьминичну Коржук он встретил во время войны, когда навещал в санчасти раненого друга. Как вспоминал потом Покрышкин, это была любовь с первого взгляда. Эту любовь к Марии Кузьминичне он пронес через всю свою жизнь. У  семьи Покрышкиных было два ребёнка: сын и дочь.

После войны Мария Кузьминична сильно заболела и по воспоминаниям сына Александра сказала: «Мужчине труднее быть одному, чем женщине. И мне на том свете покоя не будет, если ты будешь неухоженный. Только не женись на очень молодой. Ей нужен будешь не ты, а твое положение… » «Ну как же я смогу жить без тебя? — обнял отец маму.  — А наши дети? Да мы сделаем все, что угодно, лишь бы ты выздоровела… Даже если бы какой-то волшебник вернул мне молодость и выстроил передо мной сотню самых распрекрасных красавиц, а в самом конце поставил тебя в гимнастерке и кирзовых сапогах, какой ты была, когда мы познакомились, я выбрал бы тебя… «. Мария Покрышкина до конца дней своих считала, что ее исцелила любовь.

В своей жизни Александр Иванович с честью выдержал испытание «медными трубами» и сполна хлебнул горечи их обратной стороны – зависти чиновников к славе народного Героя.

Интересные факты из жизни Покрышкина

  • В  тайне от начальства во время отпуска за 17 дней осваивает двухгодичную программу аэроклуба и экстерном на «отлично» сдает экзамен
  • Первый воздушный бой Полкрышкина закончился бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Хаос того первого дня во многом спас будущего аса, и он отделался лишь очень серьезным нагоняем от начальства.
  • С 1942 года Покрышкин находился в очень сложных отношениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики Покрышкиным устаревшей тактики советской истребительной авиации. Серия их конфликтов привела к тому, что Покрышкин был снят с должности и исключён из партии, а из имевшей место стычки в лётной столовой с офицерами соседнего полка сфабриковали дело против Покрышкина, которое было направлено для рассмотрения в военный трибунал в Баку. Только заступничество комиссара полка и вышестоящих начальников спасли боевого лётчика. Дело было прекращено, а сам он восстановлен в партии и в должности.
  • В феврале 1944 года получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
  • Президент США Франклин Рузвельт восхищенно сказал о нем: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны»
  • Служивший когда-то с Покрышкиным известный летчик Константин Сухов рассказал однажды, как, будучи во время арабо-израильской войны советским военным советником по авиации в Сирии, он предлагал сирийским летчикам провести налет на позиции противника, используя определенную тактику, а они ему: нет, мы так делать не будем, Покрышкин пишет иначе! И показывали ему красиво оформленную книгу на арабском языке. Оказывается, главком сирийских ВВС на собственные деньги перевел и издал тиражом в пять тысяч экземпляров книгу Александра Ивановича «Небо войны»

Фото Александра Покрышкина

Видео о летчике — асе

Документальный фильм «Неизвестный Покрышкин. Уникальные хроники войны

Короткий видеоролик о летчике герое Александре Покрышкине

Книги Александра Ивановича Покрышкина

  • «Познать Себя в бою». А. И. Покрышкин

В книге автор много места уделяет раздумьям о развитии бойцовских качеств у летчика-истребителя – смелости, решительности, мгновенной реакции, высокой боевой выучке, преданности Родине.

  • «Небо войны» А. И. Покрышкин

За время Великой Отечественной войны А.И. Покрышкин провел 156 воздушных боев и сбил 59 самолетов противника. Рассказывая о себе, автор старается раскрыть источники героизма летчиков, прослеживает рост их мастерства.

Покрышкин Александр Иванович

Александр Покрышкин — краткая биография

Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку

Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска, по окончании которого получил специальность слесаря – лекальщика. Далее в образовательной и трудовой биографии будущего летчика значились институт сельскохозяйственного машиностроения и работа слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».

В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.

В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.

Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.

А. Покрышкин в годы Великой Отечественной

Самые первые месяцы войны показали Покрышкину всю отсталость тактики советских ВВС, решив исправить это дело, Александр Иванович начал записывать идеи по ее улучшению в личную записную книжку. Смелый и выносливый летчик часто совершал вылеты в самых тяжелых обстоятельствах. В 1941 г. был награжден орденом Ленина, за бесстрашный полет на МиГ-з в плохие погодные условия, после того, как двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь. Покрышкин не только взлетел, но и успешно определил местонахождение вражеских танков генерала фон Клейста. В дальнейшем он участвовал во многих оборонительных операциях: в Молдавии, Донбассе, Ростове и т.д. В августе 1942 г. был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта. В биографии героя есть и темная жизненная полоса. За критику устаревшей тактики воздушного боя Покрышкина лишили звания коммуниста и всех должностей и отдали под трибунал. Спасли героя заступничество полка и вышестоящих начальников.

В 1943 г. А.И.Покрышкин наконец-то реализовал себя как новатор воздушного боя. В боях на Кубани, выступая против самых сильных и прославленных вражеских авиасоединений, талантливый летчик применил собственные тактические приемы, известные сегодня как «кубанская этажерка» и «скоростные качели». Благодаря ему, советские ВВС стали использовать наземные радары и продвинутую систему контроля. В любых вылетах Покрышкин отводил себе самую трудную задачу – уничтожение ведущего вражеской колонны, так как, по его наблюдениям, это способствовало деморализации немецких летчиков.

А.И. Покрышкин был первым трижды Героем Советского Союза (24 апреля 1943 г; 24 августа 1943 г. и 19 августа 1944 г.)

С 1944 г. был переведен на небоевую работу в Главный штаб РККА для управления подготовкой новых пилотов. С того же года стал живым символом советской героической пропаганды. Его берегли и редко отпускали на вылеты.

Летом того же года Покрышкин Александр Иванович был удостоен звания полковника и принял командованием 9-й гвардейской авиадивизией. Свой последний фронтовой вылет совершил 30 апреля 1945 г. Принимал участие в параде Победы. Согласно официальной биографии, за годы войны он совершил 650 вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, уничтожил 59 гитлеровских самолетов.

После окончания ВОВ военная биография героя СССР не закончилась. В 1957 г. Покрышкин закончил Высшую военную академию им. Ворошилова. В 1972 г. стал председателем Центрального комитета ДОСААФ, в 1981 г. — военным инспектором-советником Группы гениспекторов Минобороны СССР.

Умер Покрышкин Александр Иванович 13 ноября 1985 г. в Москве.


Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин


А.С. Закалюк. «Свободная охота» А.И. Покрышкина над Черным морем 5 ноября 1943 г.

Александр Иванович Покрышкин — выдающий советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза. Его талант непревзойденного мастера воздушного боя наиболее полно раскрылся в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Он родился 6 марта 1913 г. в г. Новониколаевске (ныне — г. Новосибирск) в семье рабочего-каменщика. В 15 лет после окончания 7 классов школы начал свою трудовую деятельность. Получил профессию слесаря-инструментальщика. С июня 1932 г. в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В 1933 г. окончил 3-ю Пермскую школу авиационных техников, в 1934-м — Курсы усовершенствования технического состава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в г. Ленинграде.


Выпускник Пермской школы авиационных техников Александр Покрышкин

Службу начал техником авиационного звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. В это же время постигал азы летного искусства в Краснодарском аэроклубе. В 1939 г. с отличием окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. В качестве младшего летчика его направляют для дальнейшего прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк (иап) ВВС Одесского военного округа. Одним из первых он освоил новый истребитель МиГ-3, поступивший на вооружение полка в апреле-мае 1941 г.

Начало Великой Отечественной войны застало старшего лейтенанта А.И. Покрышкина в должности заместителя командира эскадрильи 55 иап ВВС Южного фронта. Уже 23 июня 1941 г. он открывает счет своим будущим многочисленным победам, уничтожив в воздушном бою в районе р. Прут вражеский истребитель Me-109. В течение последующих месяцев в полосе действия Южного фронта отважный летчик сбивает еще несколько самолетов противника, активно участвует в штурмовках вражеских войск и ведении воздушной разведки.


А.С. Закалюк. Бой А. Покрышкина в районе Запорожья. 1941 г.

В этот период, по воспоминаниям его сослуживцев, началось формирование будущего воздушного мастера. Все свои наблюдения и размышления он заносил в особую тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Позднее ее первичные наброски приобретают аналитическую направленность в оценке успехов и неудач воздушных боев с личным участием А.И. Покрышкина и его боевых товарищей. На основе накопленного опыта Александр Иванович разработал много новых тактических приемов истребителей, получивших широкое распространение в советской авиации в годы войны. Он один из первых в ВВС Красной Армии стал практиковать «свободную охоту» на неприятельские самолеты, умело используя тактику прославленных германских воздушных асов против них же самих. В горниле боев и сражений рождалась знаменитая «покрышкинская» наука побеждать.


Страница тетради «Тактика истребителей в бою»

К концу 1941 г. кавалер высшей государственной награды страны — ордена Ленина старший лейтенант А.И. Покрышкин совершил 190 боевых вылетов и был признан одним из лучших воздушных разведчиков в авиационном полку.

В марте 1942 г. командованием авиаполка капитан А.И. Покрышкин первый раз представляется к званию Героя Советского Союза. В его наградном листе было отмечено, что «за время военных действий имеет 288 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника — 63; на разведку войск противника — 133; на сопровождение своих бомбардировщиков — 19; на прикрытие своих войск — 29; на перехват самолетов противника — 36; на разведку со штурмовкой — 8». К сожалению, обстоятельства сложились так, что высокая награда обошла героя.

Своей первой медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 16-го гвардейского авиаполка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан А.И. Покрышкин удостоился 24 мая 1943 г. за многочисленные победы в небе над Кубанью. Во время ожесточенных воздушных сражений в полной мере проявляется его незаурядный талант летчика-истребителя — новатора тактики воздушного боя.


Командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Покрышкин. Лето 1943 г.

Он первым широко стал использовать боевой порядок под названием «Кубанская этажерка» и способствовал его внедрению во всех подразделениях истребительной авиации ВВС КА. Им также были апробированы новые приемы воздушного боя: «ножницы», «соколиный удар», «клещи», «качели», «бои на вертикалях». Выступая активным сторонником наступательного боя, Александр Иванович постоянно руководствуется краткой формулой боя: «Высота, скорость, маневр, огонь» и всегда выходит победителем.

К маю 1943 г. А.И. Покрышкин выполнил 363 боевых вылета, уничтожив только по официальным данным 30 самолетов противника (реально воздушных побед было значительно больше).

Особое внимание Александр Иванович уделял подготовке летных кадров, их боевой выучке. 30 летчиков, прошедших «школу А.И. Покрышкина», стали Героями Советского Союза, а 3 из них — дважды.

24 августа 1943 г. его грудь украсилась второй медалью «Золотая Звезда». Советское государство высоко оценило умелое руководство подчиненным личным составом, личное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. К этому времени за плечами гвардии майора А.И. Покрышкина было 455 боевых вылетов, многочисленные воздушные бои на юге Украины.

В 1943 г. его признают одним из самых результативных советских летчиков-истребителей. Это о нем президент США Франклин Рузвельт восхищенно скажет: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны».

В феврале следующего года командующий ВВС КА маршал авиации А.А. Новиков предлагает гвардии подполковнику А.И. Покрышкину возглавить структуру боевой подготовки истребительной авиации (ИА) ВВС. Перед ним открывается перспектива быстрого карьерного роста. Однако Александр Иванович отказывается от заманчивого предложения с просьбой продолжить службу в родном гвардейском полку.

В марте 1944 г. его назначают командиром 16-го гвардейского авиаполка 4-го Украинского фронта, в составе которого он воевал с первых дней войны. Уже в июле того же года дважды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин вступает в должность командира 9-й гвардейской Мариупольской авиационной дивизии с присвоением очередного воинского звания. В составе 2-го, а затем 1-го Украинских фронтов дивизия под его командованием участвует в воздушном сражении по уничтожению Бродской группировки противника на Ясском направлении. Несмотря на все запреты и массу неотложных дел, прославленный комдив не раз находил время на боевые схватки с врагом в воздухе. В течение года он записывает на свой счет еще 7 уничтоженных вражеских самолетов.

19 августа 1944 г. за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 г. в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолета противника, гвардии полковник А.И. Покрышкин первым в СССР удостоен третьей медали «Золотая Звезда» Героя.


Бюст трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина на родине в Новосибирске. Скульптор — М.Г. Манизер, архитектор — И.Г. Лангбард

В ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции части 9-й авиадивизии прикрывали от ударов вражеской авиации соединения 3-й танковой армии. За образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на львовском направлении дивизия была награждена орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени. В Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской и Верхнесилезской наступательных операциях её части в составе 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии успешно выполняли боевые задания по прикрытию войск 3-й гвардейской танковой армии, 5-й гвардейской и 52-й армий. За образцовое выполнение заданий командования в боях при форсировании р. Одер юго-восточнее Бреслау (Вроцлав) дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

 
На завершающем этапе войны её части успешно действовали в Берлинской и Пражской наступательных операциях. За овладение г. Виттенбергом дивизия была награждена орденом Ленина, а за отличия в боях за Берлин ей было присвоено наименование «Берлинская». Всего летчики 9-й гвардейской истребительной авиадивизии в годы Великой Отечественной войны уничтожили 1147 вражеских самолетов, а полковник А.И. Покрышкин выполнил более 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных боях, официально сбил 53 вражеских самолета лично и 6 – в составе группы.

24 июня 1945 г. полковник А.И. Покрышкин участвует в знаменитом Параде Победы на Красной площади. Ему как прославленному герою доверяют нести штандарт 1-го Украинского фронта.


Б. Мухин. Сталинские соколы. Плакат. 1947 г.

После окончания в 1948 г. Военной академии имени М.В. Фрунзе (с золотой медалью) получает назначение в Войска противовоздушной обороны (ПВО) страны. Он успешно осваивает реактивную технику. Среди первых поднимается в небо на турбореактивном истребителе МиГ-9, поступившем на вооружение ВВС и ИА Войск ПВО страны.


Слушатели Военной академии имени М.В. Фрунзе. Рядом с А.И. Покрышкиным в учебной аудитории дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков

С января 1949-го по июнь 1951 г. он — заместитель командира 33-го (в июне 1949 г. переименован в 88-й) истребительного авиакорпуса ПВО. В 1951–1955 гг. — командир этого же соединения. В августе 1953 г. ему присваивают звание генерал-майора авиации. В феврале 1955 г. возглавляет истребительную авиацию Северо-Кавказской армии ПВО. Потом очередная учеба — слушатель авиационного факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (ныне – Военная академия Генерального штаба ВС РФ). Ее А.И. Покрышкин окончил в 1957 г. с отличием.

В январе следующего года вступает в должность командующего 52-й воздушной армией ПВО Московского военного округа. В феврале ему присваивают очередное воинское звание — генерал-лейтенант авиации. В августе следующего года приказом Министра обороны СССР № 01393 А.И. Покрышкин назначен командующим 8-й армией ПВО — заместителем командующего войсками Киевского военного округа по противовоздушной обороне. Под его руководством объединение достигает высоких результатов в боевой и политической подготовке, с успехом решает сложные учебно-боевые задачи.

Как и в годы Великой Отечественной войны, Александр Иванович в должности командующего армией при решении стоящих задач проявлял завидную настойчивость, творчество и инициативу. В числе первых командармов в Войсках ПВО страны он освоил полеты практически на всех типах советских истребителей 1950-х — начала 1960-х гг.

В июле 1968 г. генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин назначен на должность заместителя главнокомандующего — члена Военного совета Войск ПВО страны. В следующем 1969 г., успешно защитив диссертацию по применению сетевого планирования в Войсках противовоздушной обороны, стал кандидатом военных наук.


Заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин

24 декабря 1971 г. VII Всесоюзный съезд Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОССАФ) единодушно избрает А.И. Покрышкина председателем центрального комитета (ЦК) общества. Приказом Министра обороны СССР № 012 от 8 января 1972 г. он прикомандирован к ДОСААФ с оставлением на действительной военной службе. 16 декабря того же года за выдающиеся заслуги перед Отечеством ему присвоено высокое воинское звание «маршал авиации».


Маршал авиации А.И. Покрышкин

За годы работы Александра Ивановича во всесоюзном обществе сложилось много интересных форм патриотического воспитания советской молодежи, направленных в первую очередь на формирование высоких гражданских позиций подрастающего поколения, подготовки его к военной службе. Творческий подход к ведению оборонно-массовой работы среди молодежи привел к значительному увеличению числа обучающих призывников, повысил уровень их подготовки по 35 военно-учетным специальностям.

Однако в 1981 г. в связи с ухудшением здоровья маршал авиации А.И. Покрышкин был вынужден сложить с себя полномочия председателя ЦК ДОСААФ. 11 ноября 1981 г. приказом Министра обороны № 01067 он включен в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР в качестве военного инспектора-советника.


Учетно-послужная карточка маршала авиации А.И. Покрышкина

Активно участвовал Александр Иванович и в общественно-политической жизни страны, являлся депутатом Верховного Совета СССР 2–10 созывов, членом Президиума Верховного Совета СССР 9-го созыва.

Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й ст., орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Творческое наследие прославленного аса представлено рядом трудов, в которых нашли отражение славный боевой путь советского маршала и его боевых товарищей, взгляды и размышления на применение истребительной авиации в войне. В золотой фонд отечественной военной литературы вошли книги А.И. Покрышкина: «На истребителе» (Новосибирск, 1944), «Крылья истребителя» (Москва, 1948), «Небо войны» (Москва, 1956–1975), выдержавшая пять изданий, «Твоя почетная обязанность» (Москва, 1976), «Познать себя в бою», изданная посмертно (а впоследствии и переизданная) в 1986 г.

В 1999 г. свет увидел еще один уникальный труд — «Тактика истребительной авиации», работу над которым Александр Иванович начал в годы войны, но не успел завершить. Рукопись книги была любезно предоставлена его супругой — Марией Кузьминичной Покрышкиной и подготовлена к изданию представителями Новосибирского фонда А.И. Покрышкина.


Варианты атак немецких самолетов разных типов. Покрышкин А.И. Тактика истребительной авиации. — Новосибирск, Издательский дом «Сибирская горница», 1999

Скончался прославленный маршал 13 ноября 1985 г., похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. Отечество свято чтит светлую память о нем. Имя маршала авиации А.И. Покрышкина увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Ржева, Калининграда, Краснодара, Новосибирска, Новокузнецка и других городов России и ближнего зарубежья. Его именем названа малая планета № 3348, открытая советским астрономом Н.И. Черных, остров на Дальнем Востоке, новая станция Новосибирского метрополитена.


Памятник маршалу авиации А.И. Покрышкину в г. Новосибирске. Скульптор — народный художник России М. Переяславец, архитектор – Ю. Бурика

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Наверх

Главное

Александр Иванович Покрышкин – легендарный советский военачальник, выдающийся летчик-ас, первый трижды Герой Советского Союза, он был вторым по результативности пилотом-истребителем среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. С 1972 года А.И. Покрышкин занимал пост председателя Центрального комитета ДОСААФ СССР. Возглавив общество, почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ.

История

Саша Покрышкин родился в рабочей семье в городе Николаевске (сейчас Новосибирск). Смышленый парнишка в 10-летнем возрасте увидел агитсамолет Общества друзей воздушного флота и с этого момента стал мечтать о небе. После окончания школы-семилетки Саша идет работать на завод, а позже, в 1923 году становится курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. В 1932 году Александр Покрышкин зачисляется добровольцем в Красную Армию и пишет множество рапортов с просьбой отпустить его в летное училище, но постоянно получает отказы. Несмотря на это в 1938 году, во время отпуска, за 17 дней он осваивает двухлетнюю программу Краснодарского аэроклуба и сдал экзамен на «отлично». Благодаря этому он становится слушателем Качинской военной авиационной школы, а через год получает должность младшего летчика и назначение в 55-й истребительный авиаполк Одесского военного округа.

Первый вылет Покрышкина произошел 22 июня 1941 года, а уже 26 июня 1941 года он одержал свою первую боевую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт . Через какое-то время Покрышкин понял, что та тактика боя, которой его обучали, устарела и начал писать свои заметки на этот счет. В результате он выработал ту основную формула воздушного боя, которая стала известна всей нашей истребительной авиации : высота-скорость- маневр-огонь. Всего за время Великой Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин сделал 650 боевых вылетов, провел 156 боев в которых сбил 65 немецких самолетов. Он стал единственным человеком, удостоенным звания трижды Героя Советского Союза во время войны и первым, кто получил все три высокие награды.

После окончания войны Александр Иванович поступил в Военную Академии им. М.В. Фрунзе и окончил ее с золотой медалью. Дальнейшее обучение он продолжил в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил. Почти 25 лет Покрышкин прослужил в войсках ПВО, занимая ответственные должности и дойдя до заместителя главнокомандующего Войск ПВО СССР. В 1953 году Александр Покрышкин получил звание генерала, а через девятнадцать лет стал маршалом авиации.

Состояние

Известный факт, что работая главою ЦЛ ДОСААФ, Покрышкин помог Леониду Быкову в организации съемок любимого многими кинофильма “В бой идут одни старики”. Кстати, фрагмент из фильма, в котором герой Быкова был подбит и пешком добирался до своего расположения, тоже взят из жизни маршала, как и угона вражеского Мессершмитта.

Александр Иванович Покрышкин — автор книг «Крылья истребителя», «Твоя почетная обязанность», «Небо войны», «Познать себя в бою».

Впечатления

Покрышкин является Почётным гражданином городов: Мариуполь, Новосибирск, Бельцы, Ржев, Владикавказ. Его именем названы улицы в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Новокузнецке, Севастополе, Алма-Ате В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя «Покрышкин». В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина.

Медаль Покрышкина — региональная награда, учреждённая в 2013 году постановлением Губернатора Новосибирской области Медалью награждаются граждане за активное участие в военно-патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов-сибиряков, развитие авиации и космонавтики.

31 мая 2019 года, его именем назван международный аэропорт «Толмачево».

 

{{objectCandidate.short_description}}

Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

Размер шрифта:

Цвет фона:

Изображения:

  • Памяти Героев

Покрышкин Александр Иванович

Трижды Герой Советского Союза

Дата рождения
19.03.1913

Место рождения
г.Новониколаевск (ныне – Новосибирск)

Должность и звание
летчик истребитель, первый трижды Герой Советского Союза, маршал авиации (1972).

Награды
медаль «Золотая звезда» (24.05.1943; 24.08.1943; 19.08.1944), 6 Орденов Ленина (22.12.1941; 24.05.1943; 06.03.1963; 21.10.1967; 21.02.1978; 05.03.1983), Орден Октябрьской Революции (5.03.1973), 4 Ордена Красного Знамени (22.04.1943; 18.07.1943; 24.12.1943; 20.04.1953), 2 ордена Суворова II степени (06.04.1945; 29.05.1945), Орден Отечественной войны I степени (11.03.1985), 2 ордена Красной Звезды (06.11.1947; 04.06.1955), Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), различные медали (всего 19).

Краткая биография

В 1932-1933 г. А.И. Покрышкин учился в 3-й Пермской авиационной школе авиатехников. В ноябре 1938 года был направлен на учёбу в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова. Окончил с отличием в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР). Войну старший лейтенант А.И. Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте, его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Воевал на Южном фронте, на Северо-Кавказском фронте. Участвовал в Донбасской оборонительной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. В 1943 году в воздушных боях на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений А. И. Покрышкин проявил себя во всём блеске таланта умелого воздушного бойца и мастера тактики.

 В 1943 году участвовал в Миусской наступательной операции, Донбасской наступательной операции, Мелитопольской наступательной операции и в блокировании немецких войск в Крыму. С начала мая 1944 года в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. Участвовал в воздушном сражении в районе Ясс, в Львовско-Сандомирской операции, прикрывая с воздуха наземные части на Сандомирском плацдарме. В 1945 году полковник А. И. Покрышкин командовал дивизией в ходе Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.
После войны продолжил службу в Вооруженных Силах. В 1948 году окончил Военную академию им. М.В.Фрунзе. Стал генерал-майором авиации в августе 1953 года. Далее служил в Войсках ПВО. С августа 1971 года занял должность председателя Центрального Комитета Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ). Через десять лет стал военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Умер 13 ноября 1985 года.

Информация о подвиге в ходе ВОВ

12 апреля 1943 года в районе станицы Крымской А.И. Покрышкин проводит выдающийся по результативности воздушный бой. В тот день Покрышкин сбил четыре Ме-109, а вечером уничтожил еще 3 фашистских самолета, доведя счет сбитых за день до семи. 29 апреля 1943 года восьмерка ведомых Покрышкиным “аэрокобр” рассеяла и повернула назад 27 бомбардировщиков Ю-87, которых прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала боем истребители противника, а остальные “соколиным ударом” (пикирование с высоты) расстреляли 12 “юнкерсов”, четверых из них сбил Покрышкин. Возвращаясь на аэродром, он сжег пятый бомбардировщик. К августу 1943 года, гвардии – майор А.И. Покрышкин совершил 455 боевых вылетов, сбил лично 30 самолетов противника. К маю 1944 года А.И. покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолета противника. Всего за годы войны А.И. Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 — в группе. Из 65 его официальных побед только 6 были одержаны в последние два года войны. А.И. Покрышкин являлся автором многих новых тактических приемов истребителей. Всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боев. Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». А.И. Покрышкин создал собственную систему подготовки асов.

Почтовая рассылка

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о мероприятиях первыми

Неверный E-mail

Произошла ошибка. Попробуйте снова через некоторое время

Спасибо за подписку. Вы раньше всех будете узнавать все наши новости

Программа мероприятий

Полная программа событий, посвящённых Году памяти и славы в Пермском крае.

Скачать

  • Рассказ о азербайджанском народном костюме
  • Рассказ о адаме и еве
  • Рассказ о автомобиле на английском
  • Рассказ о абель тасман
  • Рассказ о а никитине 5 класс кратко