Рассказ о александре невском 3 класс по музыке

Задание найти информацию об Александре Невском есть и в учебниках к урокам Окружающий мир, и в учебниках по литературе за 3-4 класс. И туда и туда это сообщение подойдет. Если добавить побольше картинок, получится презентация.

Александр Невский

Александр Ярославович родился в Переславле-Залесском в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии. Уже с четырех лет ребёнка отлучили от матери и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша начали учить военному делу и грамоте. Он вырос, превратился в ловкого, сильного юношу, который любил читать и прекрасно писал.

Уже с 1228 года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр, а в 1236 году Александр княжил уже самостоятельно. Народ восхищался своим князем — умным, красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.

В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу. Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю и внезапно напало на врагов, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. Князь Александр догнал Биргера и копьём ударил его по лицу, оставив шрамы.

Русское войско вернулось в Новгород с победой, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвище — Невский.

Прошло время, и на Новгород снова двинулись враги с запада. В 1242 году Александр выступил навстречу врагу. Знаменитое сражение, известное в истории под названием Ледового побоища, произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень. Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.

Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера. И снова победа над врагом. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.

В те времена Русь находилась под властью Золотой Орды. Русские князья должны были подтверждать в Орде право на княжение. Хан Батый дал Александру Киев, разоренный монголо-татарами. Мудрое правление великого князя Александра продолжалось, Русь сохраняла свою веру, свои традиции, хотя и стонала под татарским игом.

В 1263 году Александру вновь пришлось посетить Орду. Всю зиму и лето он прожил в Орде. При этом Александр тяжело заболел. Он возвращался на Русь смертельно больным. Князь во что бы то ни стало, хотел вернуться домой, но доехал только до Городца. Там он окончательно слёг и почувствовал приближение смерти. Перед смертью он принял монашеский постриг.

Князь Александр скончался 14 ноября 1263 года. Скорбью переполнилась Русь.

Князя Александра с почестями похоронили во владимирском Успенском соборе. Князь возведен в лик святых. в 1724 году мощи святого князя Александра Невского, которого русские люди любили и почитали, были перенесены из Владимира в Санкт- Петербург. Мощи были положены в новопостроенном монастыре, посвящённом святому князю Александру. Здесь, в Александро-Невской лавре, в Троицком соборе, у раки со святыми мощами и сегодня можно преклонить колени и помолиться благоверному князю Александру-нашему верному, надежному защитнику и покровителю Русской земли. И попросить у него мужества, ясного разума, сил и смирения, чтобы и мы смогли сохранить и приукрасить Россию.

Александр Невский биография кратко и интересно о князе для детей

Александр Ярославич Невский (1221 – 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат.

Ранние годы

Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины.

В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев.

Личная жизнь

В 1239 году Александр женился на дочке Брячислава Полоцкого, Александре. У них было пятеро детей – сыновья: Василий (1245 – 1271, новгородский князь), Дмитрий (1250 – 1294, новгородский, переяславский, владимирский князь), Андрей (1255 – 1304, костромской, владимирский, новгородский, городецкий князь), Даниил (1261 – 1303, московский князь), а также дочь Евдокия.

Военная деятельность

Биография Александра Невского знаменательна большим количеством много побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».

Когда же ливонцы взяли Псков, Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал победу (знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере).

После смерти отца в 1247 году Александру в правление достался Киев и «Вся земля Русская». Киев на то время был разорен татарами, и Невский решил остаться жить в Новгороде.

Князь на протяжении 6 лет отражал нападения врагов. Затем он уехал из Новгорода во Владимир и стал княжить там. В то же время войны с западными соседями продолжились. В военных походах князю помогали его сыновья – Василий и Дмитрий.

Смерть и наследие

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт-Петербург).

Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата, полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.

В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.

Интересные факты

  • Будущий великий князь родился 13 мая 1221 году. Это знаменательное событие произошло в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича и его жены – торопецкой княжны Ростиславы Мстиславовны. Александр появился на свет вторым из десяти детей.

Предыдущая

БиографииГалилео Галилей биография кратко

Следующая

БиографииЖанна Фриске краткая биография певицы

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Сообщение/доклад на тему: «Александр Невский» для 3-4 класса как написать?

2 ответа:



7



0

Будущий полководец и правитель древнерусских земель родился в 1221 в семье князя Ярослава Всеволодовича. С ранних лет обучался военному делу, знал грамоту, а в 7 лет правил Новгородом вместе с братом Федором. Пятнадцатилетним юношей княжил в Киеве и Владимире. Подданные восхищались смелым и красивым Александром Ярославичем, ловким в бою, обладавшим громовым голосом.

Летом 1240 на Новгород пошли шведы, посчитавшие, что ослабла от набегов хана Батыя. Пришли шведы по морю к Неве и хотели идти к Ладоге. Здесь решили обосноваться и начать обращать русичей в католическую веру.

Александр, собрав дружину, направился к Неве. Он разработал коварный план. Быстро и неожиданно было окружено войско предводителя шведов Биргера. В бою князь поранил его в лицо. Неприятель бежал, русские преследовали их. Эта битва получила название Невской, а Александру дали прозвище Невский. Оно сохранилось за ним до конца жизни.

Следующая битва произошла на Чудском озере. Теперь уже немецкие тевтонские рыцари захотели помериться силами с великим Александром Невским.

Впереди своего войска он выставил стрелков с луками. Они остановили немцев, а с боков воины Александра окружили конницу и гнали их по тонкому льду несколько километров. Лед гнулся и ломался под тяжестью стальных доспехов. Многие всадники нашли смерть на дне озера.

Победа в этом сражении показала европейцам и Батыю, что Русь сильна. Тевтонцы вернули захваченные земли, а Батый отдал Александру управление Киевом и все земли русские. Но власть Золотый Орды продолжалась.

После одной из поездок в Орду полководец тяжело заболел. Чувствуя скорую смерть, принял постриг. Торопился домой, но не доехал, умер 14 ноября 1263 года.

Князь Александр Невский возведен в лик святых. Мощи его покоятся в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.



1



0

Доклад об Александре Невском

<hr />

Невского Александра Ярославовича (годы жизни 1221 — 1263), запомнили как великого князя всея Руси. Он был отличным дипломатом и военным стратегом. Во времена его правления русской православной церкви удалось сохранить независимость от католической. Был причислен к святым.

В свои 15 лет Александр становиться самостоятельным правителем. Он стал править в Новгородском княжестве после смерти своего брата. Уже с раннего возраста он стал участвовать в военных походах. Его отец, киевский князь Ярослав Всеволодович брал сына в поход на крепость Дерпт, которую русские войска смогли отбить у литовских. Уже в юности Александр Невский наблюдал за тактикой боя и учился различным военным стратегиям у полководцев. Чуть позже он самостоятельно одержал победу над литовцами за Смоленск.

Как военного стратега, Александра Невского прославила одноименная Невская битва. Князю, оставшись без поддержки, с небольшим количеством дружинников удалось сразить шведские войска на реке Ижоре. Сначала новгородские бояре вместо признания отнеслись к князю с недоброжелательством­<wbr />, побоялись, что его влияние станет слишком сильным, поэтому попросили оставить Новгород. Но вскоре после того, как немецкие захватчики вторглись на территорию Руси и успешно завоевывали земли, бояре попросили Александра Невского вернутся. Ему удалось спасти Новгород от немецких войск и вернуть захваченные земли.

В 1242 году произошло сражение на Чудском озере в ходе которого князь применил хитрую военную стратегию. Он смог заманить рыцарей на лед озера, который сломался под давлением их тяжелых доспехов и они утонули. После этого захватчики отказались от своих завоеваний. Успехи князя в видении боя не знали границ. За все врем своего правления ему удалось освободить завоеванные русские земли и вернуть свободу русским княжествам.

<hr />

Читайте также

Доклад (сообщение) о ежах:

Ёж — это млекопитающее животное, которое имеет очень большой ореол обитания. Ежа можно встретить в Малой Азии, Европе, Западной Сибири, Казахстане, Китае и так далее. Палеонтологи доказали, что ежи существуют в большой природе порядка 15 миллионов лет.

Это животное отличается небольшими размерами, длина тела от 20 до 30 сантиметров, хвостик всего около 3-ех сантиметров. Ушки могут быть как маленькие, так и очень большие, всё зависит от вида. 700 — 800 грамм составляет его вес. Носик вытянут и постоянно влажный. Зубы у ежа очень острые. По бокам на спине и на голове у этого животного множество колючек-иголок (5-6 тысяч) длиной около 2 сантиметров.

Ёж — это ночное животное, днём в основном он проводит время в своём гнезде, которое чаще устраивает в норах, под корнями деревьев, кустах, пещерах и ямах.

Зрение у ежа плохое, но зато обоняние и слух отличные. Это помогает ему успешно охотиться на рептилий, мышей и земноводных. А вообще ёж всеяден.

С наступлением холодов, где-то в октябре, ежи впадают в спячку, и продолжается она до апреля.

Польза ежа для человека заключается в том, что он может уничтожать насекомых (гусеницы, волосатые жужелицы, слизни, майские жуки и так далее) и мышей, которые вредят человеку.

Интересные факт:

  • У ежей очень хорошо сформирована мускулатура. Сильные мышцы тела способствуют тому, что во время опасности ёж может свернуться в клубок. Не каждому хищнику хочется связываться с шаром, состоящим из очень острых иголок.
  • Иногда эти животные накалывают на иглы вату с остатками парфюма или окурки сигарет. Такое поведение до сих пор неразгаданно, но предположительно ёж это делает, спасаясь от паразитов. А вот грибы и яблоки на спине он не носит — это всего лишь красивый вымысел.

В России произрастает 11 видов ясеня. В европейской части растет ясень обыкновенный. По-другому его называют европейским.

Ясень — это стройное красивое дерево. Высоты оно достигает 35 метров. Крона у дерева — шаровидная или шаровидно-яйцевидная­<wbr />. Кора на стволах и старых ветках имеет серый цвет. На ней имеются продольные или поперечные трещины. Молодые же ветки — светло-зеленые. Листья у ясеня очень интересные: на стебле находится находится их много и они расположены друг против друга. Листики продолговатые и на верхушке заостренные. Весной дерево распускает листья поздно, после дуба. Цветки у ясеня — мелкие, находятся в многоцветковых, свисающихся кистях. Соцветия собраны пучками. Ясень цветет за несколько дней раньше появления листьев. Плод ясеня имеет крылышки. Его так и называют — крылатка. Сам же плод имеет вид небольшого орешка.

Плоды созревают в осеннюю пору и висят всю зиму. Если их не съедят птицы, то плоды опадают весной. Ведь их очень любят снегири. Семена ясеня можно заготовить впрок и засыпать их зимой на свою кормушку, смотри мой ответ: Как правильно подкармливать птиц зимой?

У дерева ясень очень ценная древесина. Ее используют для производства мебели и музыкальных инструментов. Широко применяется она в авиа- и судо- и вагоностроении.

Я хочу рассказать о таком культурном растении, как картофель. Оно попало к нам из Южной Америки, когда мореплаватели открыли эту страну. Относится оно к семейству пасленовых, является теплолюбивым растением, растет только в теплое время года.

Картофель у нас называют «вторым хлебом», потому что он очень питательный, содержит много крахмала и клетчатки. Едят у картофеля клубни, которые сначала чистят, потом режут на кусочки, а дальше жарят, отваривают, запекают. Из картофеля можно приготовить десятки вкусных и полезных блюд, но чаще всего его используют как гарнир.

Выращивают картофель на полях и огородах. Весной вспахивают землю, делают высокие грядки-гребни, в которые высаживают по одному клубню картофеля с росточками на небольшом расстоянии. Когда появляются всходы, их окучивают. Часто на картофель нападает колорадский жук, тоже заморский гость, с ним тяжело бороться, но это нужно делать обязательно. В конце лета или в начале осени картофель выкапывают из земли и отправляют на в овощехранилище.

Значение картофеля очень велико. Его не только едят люди, но им кормят животных, также из него получают крахмал и спирт, а еще из него получаются отличные чипсы!

Рыба-молот — это молотоголовая акула. Она имеет очень широкий ареал обитания. Её можно встретить практически везде кроме Северного Ледовитого океана и вод тропического пояса. Иногда она достигает 6 метров в длину. Окрас её темноте три соевый, брюхо белое. Огромные зубы. 32 зубных ряда в верхней челюсти и до 30 в нижней. Это активный хищник. Её рацион — рыбы, иногда даже акулы, скаты, моллюски, крабы, креветки. Нападает она и на человека. Живёт акула около 20 лет.

Мало кому известно, что это растение родом из Южной Америки, хотя наверняка каждый из нас любит блюда с картофелем. Эти клубни были завезены в Европу в середине XVI века. Вначале не понимали люди, что картофель можно употреблять в пищу и высаживали его в качестве заморской диковинки. Лишь спустя 200 лет он попал в руки крестьян.

Пётр I совершил путешествие за границу в 1669 году, где на это растение обратил своё внимание и в Россию отправил клубни. В самом начале растение отвергали, потому что духовники прозвали клубни картофеля «Чёртовыми яблоками», утверждая, будто те, кто в пищу будет их употреблять, тот не получит спокойствия в загробном мире. Крестьяне отказались сажать картофель, поверив в эти россказни. «Картофельное восстание» государь приказал подавить, а крестьяне из-за бедности и голода получше пригляделись к этому растению, потому что оно к тому же давало неплохие урожаи. Картофель в настоящее время — самая известная культура. В картофеле содержится много витамина С и микроэлементов, он насыщен лейцином, лизином, калием, крахмалом и сахарами. Клубни картофеля обладают противовоспалительны­<wbr />м и противоязвенным свойством. Индейцы, например, прикладывали к больным суставам целые клубни. В промышленности картофель также используется, в частности для создания крахмала, необходимого при изготовлении спирта, глюкозы и пластмасс.

На кусте картофеле бывает до 12 стеблей, в подземно части которого из почек происходит развитие побегов. Первые клубни как раз и появляются на концах этих побегов. Если на глубине их залегания температура будет выше 7 градусов, то они будут хорошо расти.

<hr />

Тема урока: кантата «Александр Невский»

Цель урока – формирование у учащихся патриотические чувства, чувства гордости за свою Родину и историю России  на примере кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский».

Художественно-педагогическая идея: 

Любовь к отечеству рождает героев (Петр Чаадаев)

Задачи урока                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Образовательные.

  • На примере хора «Вставайте, люди русские!» способствовать формированию навыков вдумчивого, осмысленного слушания музыки.
  • На примере музыкальных тем их хора «Вставайте, люди русские!»  формировать у учащихся вокально-хоровые навыки: вместе начинать и заканчивать песню, слушать паузы, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.
  • На примере хора «Вставайте, люди русские!» учить обращать внимание детей на  изменение характера музыки в зависимости от жизненных обстоятельств, и отражение этого изменения в музыке.

Развивающие.

  • На примере картины П. Корина  и музыки С. Прокофьева создать условия для развития умения раскрывать замысел автора, эмоционально выражать свое отношение к произведениям искусства

Воспитательные 

  • Через знакомство с кантатой “Александр Невский” С. С. Прокофьева  воспитывать любовь к своей земле, своему народу, воспитывать патриотов своей страны. 

Методы, применяемые на уроке:

  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод создания художественного контекста;
  • метод пластического интонирования как своеобразный бессловесный анализ «проживания» музыкального образа.

Технологии:

  • развивающего обучения;
  • педагогики сотрудничества;
  • здоровьесберегающие.

Музыкальный материал

Оборудование

Хор «Вставайте люди русские» из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»

—  Триптих П. Корина «Александр Невский»;

—  видеофрагмент из х/ф С. Эйзенштейна

 «Александр Невский».

—  Партитура  первой и второй тем хора «Вставайте, люди русские»;  

—  нотная хрестоматия 3 класс;  

 фонохрестоматия;

 портрет С. Прокофьева;

—  таблички «Павел Корин»,

«Сергей Сергеевич Прокофьев»,

«Сергей Эйзенштейн»,

«кантата»,

«набат».

Ход урока

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Давайте посмотрим внимательно на картину Павла Корина.

В. – Что вы видите на этой картине?

В. – Как вы думаете, ребята, кто изображен на картине?

О. – Воин, рыцарь, богатырь.

В. – Почему вы так решили?

О. – Он одет в доспехи, у него в руках меч.

О. – Видно, что он сильный, храбрый.

В. – Как вы думаете, ребята, этот человек защищается или нападает?

О. – Защищается.

В. – Почему вы так решили?

О. – Меч опущен, он как бы выжидает что-то.

В. – Это русский воин или нет? Почему вы так решили?

О. – Русский. На заднем фоне православные храмы. Рядом с ним флаг, а на нем русская икона.

Совершенно верно. Православные храмы и стяг с изображением Спасителя. В давние времен воины, прежде чем идти на войну, молились, спрашивали благословение (разрешение) у святых старцев. А в битву брали с собой хоругви с изображением Христа, Божьей матери, Святых.

В. – Как вы думаете зачем? Для чего?

О. – Чтобы они оберегали воинов. Помогали им во время битвы с врагами одержать победу.

Если посмотреть внимательно, то в нижнем правом углу картины мы увидим целое войско. Но ни у кого из воинов нет такого красивого красного плаща.

В. – Как вы думаете, почему?

О. – Наверное, это необычный человек, возможно, это царь.

Красный плащ означал принадлежность воина к знатному роду. Перед нами князь. Зовут его Александр Невский.

В. – посмотрите внимательно на картину, как вы думаете, когда, в каком веке жил Александр Невский?

О. – в 15-16 веках

О. – Давно, 200-300 лет назад. Сейчас так не одеваются.  Не сражаются мечом.

В. – А кто знает, почему его так прозвали, «Невский»?

Когда ему было всего 20 лет, он одержал блестящую победу над шведами. Битва произошла на реке Неве. После этого сражения князь получил прозвище Невский.

А через два года опять беда случилась на Руси.  Напали на русскую землю немецкие рыцари-крестоносцы. Сила их была велика, поражений они не знали.

Тогда князь, поняв, что с одной своей дружиной ему врага не одолеть, бросил клич по всей земле русской, чтобы всем как один встать на защиту своей Родины. И народ встал на защиту своей родной земли.

Решающая битва произошла на Чудском озере, в апреле 1242 года. Немецкое войско было разгромлено. Русские одержали победу! Князю было 22 года.

В. – Скажите, ребята, а почему художник Павел Корин изобразил князя Александра Невского уже не молодым человеком?

О. – Потому что подвиги, которые он совершил, характерны для людей умудренных опытом, мудростью, которые много знают, для людей более взрослых.

А спустя почти 700 лет после этих событий русский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм об Александре Невском. Музыку же к этому фильму написал известный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.

Художественный фильм вышел на экраны в 1938 году и сразу завоевал колоссальный успех.

 Этот успех натолкнул композитора Сергея Сергеевича Прокофьева на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату.

Ребята, вашим домашним заданием было узнать значение слова «Кантата».

В. – Что же такое кантата?

О. –  Это вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Кантата  состоит  из нескольких частей, которые связаны между собой одним сюжетом. В кантате «Александр Невский» 7 частей.

Давайте послушаем вступление к одной из частей кантаты.

Обратите внимание, какое настроение в музыке.

(звучит вступление к хору «Вставайте люди русские»)

В. – Какое настроение в музыке вы услышали?

О. –  Тревожное, беспокойное. Ощущение беды, опасности.

В. – Почему у вас возникли такие ощущения? Как звучал оркестр? Что необычного вы услышали в звучании оркестра?

О. –  Звучат колокола, трубы.

В. – Много колоколов звучит?

О. –  Нет, один колокол.

Мы с вами уже говорили о том, что в старые времена колокола на Руси были вместо телефона. Если происходило какое либо важное событие, звонили в колокола. Звонили особым звоном. И каждый звон имел свое название: набат, трезвон, благовест.

В. – А как называется такой звон?

О. –  Набат.

В. – Когда же звонили в набат?

О. –  В случае тревоги, пожара или другого бедствия. Когда враги нападали.

В. – А зачем, для чего звонили в набат?

О. –  Чтобы предупредить людей, чтобы собрать на войну.

В. – Далее будет звучать хор.  Если бы вы были композиторами, с каких слов вы бы начали звучание хора после звучания набата во вступлении? Например, если это нападение врагов?

О. –  Поднимайтесь, собирайтесь, вставайте!

В. – Кто должен подняться, встать? К кому это обращение?

О. –  Народ, люди.

Давайте послушаем, а как это будет звучать у Прокофьева.

(звучит вступление и первая часть хора «Вставайте, люди русские»).

В. – С помощью чего еще создается тревожное, беспокойное настроение, кроме звучания колокола и труб в оркестре?

О. –  Музыка звучит громко. Четко.  Хор как будто не поет, а кричит.

О. –  Постоянное повторение слов «вставайте люди русские».

О. –  Ощущение, как будто они маршируют.

В. – Как вы думаете, почему так часто повторяются слова «Вставайте, люди русские!»?

О. –  Это призыв. К разным людям обращаются.

О. –  вы же говорили, что князь бросил клич по все концы, по всей земле русской.

Давайте разучим эту тему.

(Учитель разучивает с ребятами тему первой части хора, используя прием пластического интонирования,  добиваясь более точного характера звучания темы. В процессе исполнения ребята акцентируют сильную долю,  помогая при этом себе движением руки, как будто бьют в колокол).

Молодцы ребята. А теперь давайте послушаем хор целиком.

Обратите внимание, ребята, сохранится ли тревожное настроение до конца звучания хора.

 (слушание хора целиком).

В. – Итак, ребята, менялось настроение на протяжении звучания?

О. –  Да, менялось. В средней части  музыка звучала совсем по-другому. Нежно, напевно, спокойно.

В. – А почему она так звучала? Почему поменялось настроение? Что изменилось?

О. –  Изменился темп. Она звучала не так быстро. Не громко.

О. –  Мелодия более напевная, плавная, нежная.  Исполняет женский хор.

О. –   В оркестре нет звучания колоколов.  Нет повтора слова «вставайте».

Давайте разучим тему этой части.

(Учитель разучивает с детьми тему средней части хора. Вначале  учитель предлагает детям пропеть «про себя», с закрытым ртом, показывая рукой движение мелодической линии. Потом со словами.

Далее учитель предлагает детям спеть тему вначале как нежную лирическую песню, а потом в противоположном характере и поразмышлять, как изменится музыкальный образ и что больше отвечает замыслу композитора).

В. – С кем здесь сравнивается Русь?

О. –  С матерью. Мать – родная Русь.

В. – А как мы относимся к маме?

О. –   Мы ее любим.

В. – Можно сказать, что в этой теме выражается любовь к своей земле?

О. –   Да.

Когда темы разучены, учитель предлагает послушать хор еще раз).

Давайте посмотрим фрагмент художественного фильма Сергея Эйзенштейна послушаем еще раз весь хор целиком

Обратите, пожалуйста, внимание как будет звучать хор вначале и в средней части.

(слушание хора целиком)

В. – Итак, ребята, какой хор звучал, смешанный или однородный, мужские и женские голоса вместе или по отдельности?

О. –   Вначале смешанный хор.

О. –   В середине по очереди: женский хор, затем мужской хор.

В. – а как вы думаете, почему?

Вначале – призыв. В средней части нет призыва. Отражается настроение людей, отношение их отношение к данной ситуации.

В. – А как вы думаете, ребята, о чем хотел нам рассказать Сергей Сергеевич Прокофьев этой музыкой?

О. –   Может быть рассказать о силе русского народа, о его любви к Родине, о том, что все как один готовы встать на защиту своей любимой родной земли.

Художник Павел Корин написал картину «Александр Невский». Режиссер Сергей Эйзенштейн снял фильм об Александре Невском. А композитор Сергей Сергеевич Прокофьев из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, написал кантату, которую назвал «Александр Невский».

В. – Как вы думаете, почему они обратились к этой теме, к этому сюжету? Зачем? Что они хотели нам рассказать? Показать?

О. –   Потому, что Александр Невский герой.

О. –   Хотели познакомить нас с историей. Чтобы мы не забыли об этом человеке, защитнике земли Русской.

О. –  Хотели показать, как русские люди любят свою землю. Что они  жизнь свою готовы отдать за нее.

О. –  что, когда люди вместе – они сила!

В. – Ребята, а в какой момент вашей жизни могла бы звучать эта музыка? В каких случаях она могла бы вам помочь?

Ответы детей.

Домашнее задание.

  1. посмотреть значение имени Александр (защитник)
  2. посмотреть х/ф посмотреть х/ф Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».

Александр Невский – великий князь Киевский, князь Владимирский и Новгородский, а также великий русский полководец.

Говорить о личности Александра Невского можно долго, но мы рассмотрим его краткую биографию.

Ранние годы.

Родился будущий князь в мае 1221 года. Через четыре года он уже был посвященным в воины. Самостоятельная жизнь Александра началась, когда ему исполнилось пятнадцать лет.


Александр – великий полководец.

Первый военный опыт пришел к нему в войне за Смоленск против литовской армии (1239) , где он вышел победителем. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя Александре, а уже спустя год у него появился сын.

В 1240 году к Неве пришел большой шведский флот, который угрожал его государству. Александр решил действовать решительно и молниеносно (Невская битва 15 июля 1240). Он даже не подождал подкрепления, ополчения – только с помощью своей дружины он атаковал шведов и смог одержать решительную победу. Именно эта победа дала ему прозвище – Невский.

В конце 1239 года свой поход на русские земли начал Тевтонский орден. Им удалось захватить ряд городов, но Александр Невский встретил их у Чудского озера. Битва произошла 5 апреля 1242 года и вошла в историю как Ледовое побоище. Александру удалось переломить ход боя, когда был разбит его центр, благодаря фланговым атакам он отбросил армию тевтонцев. Русская армия преследовала бегущих по льду рыцарей, и при этом многие тевтонцы навсегда ушли под лед. После этого между Орденом и Новгородом был заключен мир.

В 1245 году Александр разбил литовскую армию.

Александр – великий князь.

В 1252 году великим князем становиться Александр Невский за чем сразу последовала война с литовцами и тевтонцами, где они вновь были разбиты и были вынуждены подписать мирный договор.

За время своего недолгого правление ему удалось завоевать уважение Золотой Орды, отразить множество атак со стороны Литвы и Ливонского ордена.

В 1262 году он отправился с Золотую Орду для того, чтобы успокоить монгольского хана, обозленного антимонгольским восстанием – ему удалось это сделать, но в Орде Александр серьезно заболел и вернулся на Русь.

В 1263 году князь умер. Его запомнили как рыцаря, который не проиграл ни одного сражения, монгольские женщины пугали его именем своих детей, а его подвигами восхищались западные рыцари. Кроме этого, он был святым Православной церкви.

Большинство оценивает Александра как великого князя и воина – так говорят отечественные историки, многие восточные, а также ряд западных историков. Но многие западные историки также оценивают его правление отрицательно, а его роль в войне против Тевтонского ордена малозначимой, так как они не представляли большой угрозы и битвы были небольшими.

  • Рассказ о азербайджанском народном костюме
  • Рассказ о адаме и еве
  • Рассказ о автомобиле на английском
  • Рассказ о абель тасман
  • Рассказ о а никитине 5 класс кратко