Рассказ о алексее маресьеве с ограниченными возможностями кратко

Алексей Маресьев

Биография Маресьева

7 Мая 1916 – 18 Мая 2001 гг. (85 лет)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 242.

Алексей Петрович Маресьев (1916-2001) – советский военный летчик-истребитель, Герой Советского Союза, вошедший в историю как человек удивительной силы духа. Краткая биография и подвиг Маресьева Алексея Петровича являются яркими примерами стойкости, мужества и безграничной веры в себя и свои силы.

Детские и юношеские годы

Алексей Петрович родился 7 (20) мая 1916 года в небольшом городке Камышин Саратовской губернии. После смерти отца в 1919 году семье пришлось совсем туго – мать работала уборщицей и самостоятельно поднимала троих сыновей.

После окончания школы Алексей окончил фабрично-заводское училище, и устроился токарем на Камышинский лесозавод. Юноша страстно мечтал о карьере летчика, но по состоянию здоровья не мог пройти строгую медкомиссию в летное училище.

На пути к мечте

В 1934 году Алексей Маресьев был отправлен на строительство авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре. Здесь юноша умудрялся совмещать тяжелую работу с занятиями в аэроклубе. В 1937 году был призван на срочную службу, а спустя два года сбылась заветная мечта Алексея – его направили на учебу в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, а после перевели в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова. Окончив училище в звании младшего лейтенанта, Маресьев остался в нем работать инструктором. Здесь же он встретил Великую Отечественную войну.

Испытание на прочность

Первый боевой вылет Маресьева состоялся в августе 1941 года, и уже спустя полгода на счету отважного летчика было четыре сбитых вражеских самолета. Вскоре произошло событие, навсегда изменившее жизнь Алексея Петровича.

4 апреля 1942 года во время очередного боевого вылета самолет Маресьева был подбит немецким летчиком. Тяжело раненый советский офицер был вынужден совершить посадку на вражеской территории. В течение трех недель он ползком пробирался к своим, питаясь лишь ягодами, шишками и корой деревьев.

Обессиленного летчика обнаружили деревенские жители, но доставить его в госпиталь смогли лишь спустя десять дней. К тому времени он был практически обречен на смерть – у молодого лейтенанта было заражение крови и ужасная гангрена обеих ног. Спас Алексея Петровича профессор Теребинский. Он ампутировал пострадавшему летчику ноги, но самое главное – подарил ему жизнь.

И снова в бой!

Маресьеву выдали протезы – грубые и тяжелые, которые доставляли сильную боль при ходьбе. Он стал активно тренироваться, и вскоре добился отправки на фронт.

В июле 1943 года Алексей Петрович совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя. Маресьеву присудили звание Героя Советского Союза, и слава о нем распространилась по всей стране.

К концу войны на счету летчика-героя было 86 боевых вылетов и 11 сбитых немецких самолетов. При этом семь из них были уничтожены, когда Маресьев совершал вылеты на протезах.

Личная жизнь

Накануне окончания войны в Главном штабе ВВС Алексей Петрович увидел красивую девушку, и уже спустя месяц сделал ей предложение. Семейная жизнь Маресьева сложилась счастливо. Он стал отцом двух сыновей, Виктора и Алексея, которые не пошли по стопам отца. До глубокой старости летчик поддерживал себя в прекрасной физической форме: катался на коньках, велосипеде, ходил на лыжах, плавал в бассейне, и даже переплывал Волгу на время.

В послевоенное время биография Маресьева служила примером для воспитания молодого поколения. Его приглашали на различные торжества, в честь летчика-героя установлено множество монументов и названы улицы во многих городах, а также снят фильм «Повесть о настоящем человеке».

Сообщение о смерти Алексея Петровича было получено буквально за час до начала концерта в Театре Российской Армии в честь его 85-летия. Скончался летчик-герой от инфаркта 18 мая 2001 года.

Тест по биографии

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Максим Томашевич

    10/10

  • Анжелика Сенаторова

    10/10

  • Анастасия Борецких

    8/10

  • Владислав Дмитриев

    10/10

Оценка по биографии

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 242.


А какая ваша оценка за эту биографию?

Содержание

  • 1 На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева
  • 2 Алексей Маресьев после госпиталя
  • 3 Правила жизни от героя Маресьева
  • 4 Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй
  • 5 Видео о подвиге Алексея Маресьева
  • 6 Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
  • 7 Интересные факты о лётчике Маресьеве

4 апреля 1942 года в воздушном бою был подбит самолёт Алексея Маресьева. Восемнадцать суток лётчик боролся за свою жизнь: через леса и болота он ползком пробирался к советским войскам и несмотря на все трудности — добрался до своих. После тяжелого ранения Алексей Петрович лишился обеих ног, но продолжил боевые полеты и бил вражеские самолёты. Об этом удивительном человеке и пойдёт речь.

Курсы по востребованным профессиям в прибыльных сферах

Освой современную и актуальную профессию. Прибыльные направления с большой зарплатой! Знакомство с курсом за 1 руб.

Выбрать

На краю гибели. Подвиг лётчика Маресьева

лётчик алексей маресьевС самого детства Алексей мечтал стать лётчиком, но по состоянию здоровья его не приняли в лётное училище.  В 21 год был призван в армию и в 1938 году сбылась мечта — Маресьева направляют в 30-ю Читинскую школу военных пилотов. Позже началась война.

Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе города Кривой Рог. А 5 апреля произошёл роковой случай — во время боевой операции его самолёт подбили. Маресьев сумел дотянуть самолет до своей территории через линию фронта, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров.  Когда Алексей попытался встать — то почувствовал дикую боль, понял, что обе ноги сломаны. Тогда собрав силы и волю он пополз в сторону своих.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода… Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

«Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем» А.П. Маресьев

Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его обнаружили жители деревни Плав в Валдайском районе. Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвез Алексея на подводе в свой дом. Там он провел еще неделю, потом летчика отправили в московский госпиталь.
Перелом конечностей, обморожение. Гипс нельзя наложить, потому что гангрена началась, и обморожение нельзя лечить, потому что кость раздроблена. Пришлось ампутировать. Он вернулся в «строй» уже через год – в июле 1943-го.

Алексей Маресьев после госпиталя

алексей маресьев после госпиталяЕщё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года за спасение жизни двух лётчиков и сбитие двух немецких истребителей старший лейтенант А. П. Маресьев, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 15-й Воздушной армии, удостоен звания Герой Советского Союза.

В 1944 году А. Маресьев согласился стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолётов врага: три (по другим данным — четыре) до ранения и семь после.

«Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благородных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья» А.П. Маресьев

После войны летать Маресьеву не дали. И он занялся своим образованием. Окончил ВПШ, Академию общественных наук. Защитил диссертацию по истории. С войны демобилизовался капитаном, в мирное время дошел до полковника

Правила жизни от героя Маресьева

«Пять качеств, необходимых человеку для того, чтобы вырасти настоящим: сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать» А.П. Маресьев

Фото Алексея Петровича Маресьева: военное и послевоенное фото, фото с семьёй

Видео о подвиге Алексея Маресьева

Документальный фильм ГТРК «Волгоград-ТРВ» «Алексей Маресьев: Я – не легенда. Я – просто человек!»

Советский военный фильм, сюжет которого основан на реальных фактах биографии Алексея Маресьева «Повесть о настоящем человеке», 1948 год, Мосфильм.

Книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Книгу Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела. Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.
Сам Алексей Петрович о появлении книги узнал, услышав отрывки по радио. Он позвонил в «Правду», попросил номер телефона Полевого и наконец смог встретиться с автором.
— Полевой действительно не показывал мне книгу до того, как она появилась в магазинах. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то… В принципе Полевой все написал правильно. Придумал, правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.

Интересные факты о лётчике Маресьеве

  • После крушения самолёта, к обессиленному лётчику подошёл медведь. Любопытствуя над лесным гостем, зверь ударил лапой Маресьева, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, патрон хватило: медведь заревел и рухнул замертво.Чтобы убить косолапого, летчику пришлось израсходовать все патроны, стрелял он практически в упор.
  • В госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

Читайте также статью «Их называли «ночные ведьмы». Великая Отечественная война и женщины герои» 

20 мая (н. ст.) 1916 года родился Алексей Петрович Маресьев, легендарный советский военный летчик, Герой Советского Союза, прототип героя знаменитой «Повести о настоящем человеке».

Сила и упрямство

Алексей Петрович родился в Саратовской губернии, в городе Камышине (ныне – Волгоградская область). Однако из документов, выставленных в 2016 году в Жирновском районном краеведческом музее в рамках выставки, посвященной 100-летию легендарного летчика-истребителя А. П. Маресьева, следует, что он родился на хуторе Веревкин, Добринской волости, Камышинского уезда. Алексей лишился отца в 3-летнем возрасте – сказались последствия многочисленных ранений, полученных в Первую мировую. В результате воспитанием троих сыновей занималась мама. Алексей Маресьев в детстве часто болел, крайне тяжело перенес малярию, выжил, но заработал ревматизм. Лишь огромная сила воли и упрямый характер, доставшиеся от отца, позволили выдерживать мучительные боли в суставах. Маресьев окончил восемь классов в камышинской школе, в местном училище освоил специальность токаря и приступил к трудовой деятельности.

Краткий курс истории. Алексей Маресьев

Мечта о небе

Однако Алексея Петровича не покидала мечта о небе. Два раза будущий герой подавал документы в летное училище, два раза ему отказывали в приеме – здоровье неподходящее. В 1934 году Маресьева направили строить Комсомольск-на-Амуре. Там ему посчастливилось осуществить мечту детства – начал заниматься в аэроклубе. В 1937 году Алексей Петрович был призван в армию, в 1940-м окончил Батайское авиационное училище в звании младшего лейтенанта. В начале Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт, в 296-й истребительный авиаполк. В 1941 году советской авиации приходилось крайне трудно. Маресьев, в отличие от многих советских летчиков, был уже опытным пилотом – возможно, потому и остался жив. Весной того же года Алексея Петровича направили на Северо-Западный фронт.

Краткий курс истории. Алексей Маресьев

Герой

4 апреля 1942 года, в ходе вылета по прикрытию бомбардировщиков в районе так называемого Демянского котла, где Красная Армия окружила почти 100-тысячную группировку немецких войск, самолет Маресьева был подбит. В результате вынужденной посадки на вражеской территории летчик получил серьезные травмы. Несмотря на это, на сильно поврежденных ногах, затем ползком, затем перекатываясь, он 18 суток по глубокому снегу пробирался к своим. В подробностях порталу «История.РФ» об этом рассказал Александр Морзунов, постоянный участник поисковых экспедиций Российского военно-исторического общества, руководитель НООО «Поисковый отряд “Находка”». Сам Маресьев не любил вспоминать эту историю. Известно лишь, что питался тем, что можно было съесть, вышел живым из схватки с медведем и все-таки добрался до русской деревни, почти без сознания. В начале мая Маресьева самолетом доставили в московский госпиталь. Находясь в критическом состоянии, он перенес ампутацию стоп обеих ног: из-за обморожения началась гангрена. Казалось, о небе можно забыть навсегда. Но Маресьев был все таким же волевым и упрямым, как в детстве, и через шесть месяцев после того, как встал на протезы, уже почти невозможно было по его походке определить отсутствие стоп – невероятный по тем временам случай! Маресьев преодолел все административные и медицинские барьеры и вернулся в строй летчиков-истребителей в июне 1943 года, как раз к Курской битве. За годы Великой Отечественной войны на счету Героя Советского Союза Алексея Маресьева – 86 боевых вылетов, 11 сбитых немецких самолетов, 7 из которых после ранения. После войны Маресьев вел активный образ жизни, в отставку вышел в 1946 году в звании полковника, с 1956 года и до конца дней занимал руководящие должности в Советском (затем Российском) комитете ветеранов войны и военной службы. Умер герой 18 мая 2001 года.

Краткий курс истории. Алексей Маресьев

Содержание

  1. Лётчик по призванию
  2. Роковой вылет
  3. Госпиталь и возвращение

События Великой Отечественной войны стали основой для многих художественных произведений, получивших всесоюзную известность. Но, пожалуй, одним из самых знаменитых творений стала “Повесть о настоящем человеке” Бориса Полевого. Её сюжет не был придуман автором — его подсказала сама жизнь. Прототипом главного героя стал Алексей Маресьев, советский лётчик, самолёт которого был подбит в 1942 году немцами. Тяжело раненый, он сумел пробраться до линии фронта, но даже лишившись ног, Алексей Петрович продолжал воевать. Каким же был “настоящий человек” Маресьев?

Лётчик по призванию

Алексей Маресьев родился в 1916 году в Саратовской губернии. В раннем возрасте мальчик потерял отца — тот умер от ранений, полученных на войне. А вскоре семью ожидало новое потрясение. Маленький Алёша заболел малярией. Спасти жизнь ребёнку врачи сумели, однако его здоровье было подорвано, что привело к заболеванию ревматизмом.

Едва ли не с первых лет жизни Алексей был влюблён в небо и мечтал стать лётчиком. Закончив школу, он несколько раз пытался поступить в лётное училище, однако получал отказ по причине слабого здоровья. Однако отступаться от своей мечты Маресьев не собирался. Работая токарем, он поступил на заочное отделение рабочего факультета Московского авиационного института.

Алексей Маресьев, верхний ряд 4 справа

Алексей Маресьев, верхний ряд 4 справа

Роковой вылет

Когда Алексею исполнился 21 год, он был призван на срочную службу. Именно в армии он наконец достиг своей цели — его направили в школу военных пилотов в Чите. Когда началась Великая Отечественная война, Маресьев был уже опытным авиатехником и лётчиком.

Его первый боевой вылет состоялся в августе 1941 года. Через 8 месяцев, в апреле 1942 года, произошёл тот самый роковой случай, который прославил Алексея Петровича. Во время воздушного боя самолёт Маресьева был подбит. Сумев дотянуть авиаборт до линии фронта, лётчик не смог предотвратить его падения. Самолёт упал с 30-метровой высоты в лесу неподалёку от деревни Рабежа.

Летчик 63-го Гвардейского истребительного авиаполка Алексей Маресьев у своего истребителя Ла-5Ф, 1943 год

Летчик 63-го Гвардейского истребительного авиаполка Алексей Маресьев у своего истребителя Ла-5Ф, 1943 год

Придя в себя, Маресьев попытался встать, однако почувствовал адскую боль — обе ступни были сломаны. Однако отважный лётчик не собирался сдаваться. Он собрал все силы и двинулся вперёд. Уже на следующий день Алексей понял, что придётся ползти — ноги сильно распухли, и даже переваливаться на них было невозможно. Маресьев питался кореньями, шишками и мхом, пил талый снег.

Через заснеженный лес лётчик пробирался 18 суток. Согласитесь, страшно даже представить, какие испытания пришлось вынести человеку. Кроме того, Маресьев был ранен, а значит, не знал, сумеет ли вообще продержаться, выжить до того, как выйдет к своим. Как признавался лётчик, однажды он даже поймал ящерицу, но съесть её не смог — всё-таки отвращение было сильнее голода. Алексей Петрович рассказывал:

“Смочу ладонь, приложу к кучке муравейника, насекомые на нее налипнут, я их слизываю и ем”.

Госпиталь и возвращение

Ориентируясь по солнцу, лётчик сумел выбраться к ближайшему поселению. Там его нашли люди, которые и помогли доставить раненого в московский госпиталь. Вывод врачей был неутешительным. У Алексея были выявлены множественные переломы ног, обморожение, начавшаяся гангрена. Никаких вариантов, кроме ампутации, уже не оставалось. Потеряв ноги, Маресьев не был сломлен. Уже в июле 1943 года он вернулся на фронт.

Ещё в госпитале Маресьев тренировался управлять установленными протезами. В дальнейшем он уже в лётной школе совершал пробные вылеты. Вот только на фронте к Алексею Петровичу относились снисходительно, считая, что инвалида не стоит отправлять на боевые задания. Заметив, как огорчён этим лётчик, его взял с собой командир эскадрильи Александр Михайлович Числов. Уже после первых боевых вылетов Маресьев сумел восстановить репутацию умелого пилота.

Алексей Маресьев в госпитале

Алексей Маресьев в госпитале

В августе 1943 года Маресьев спас жизни двум советским лётчикам и сбил два вражеских самолёта. За этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. Как признавался сам Алексей Петрович:

“Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком… У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали: «Годен во все рода авиации», я чувствовал себя на вершине счастья”.

Алексей Петрович Маресьев в кабине самолёта, 1947 год

Алексей Петрович Маресьев в кабине самолёта, 1947 год

Алексей Маресьев совершил 86 боевых вылетов, уничтожив десяток вражеских самолётов. Он стал примером стойкости и силы духа советского воина. Уже в последние годы войны герой стал инструктором-лётчиком в управлении вузов ВВС. В послевоенное время он продолжил службу, дойдя до звания полковника. Как говорил Алексей Петрович, у “настоящего человека” должно быть пять качеств:

“Сила воли, смелость, упорство, мужество, умение преодолевать трудности. Все они между собой связаны, но ни одно нельзя выделить, ни одно убрать”.

Этот “рецепт” от Маресьева никогда не потеряет актуальности.

Алексей Маресьев — биография


Алексей Маресьев – советский летчик, имеет звание Героя Советского Союза, воинское звание полковник. За его плечами 86 боев, 10 сбитых самолетов, причем до ампутации ног он сбил три машины, после возвращение в строй – семь.

Алексей Маресьев – это мужество, воля, жизнелюбие. Историю его жизни и героического подвига все знают со школьной скамьи, после того, как была прочитана книга «Повесть о настоящем человеке». Он не отказался от мечты даже после ампутации обеих ног, он стремился в небо, потому что любил его безумно. Он никогда не выпячивал свои победы, потому что подвигами их не считал. Он просто жил, так, как ему казалось единственно правильным и верным.

Некоторые считают, что в повести о нем много придуманного, но когда ему задали вопрос, насколько события, описанные в книге, соответствуют действительности, он ответил: «Процентов на 99».

Детство

Родился Алексей Маресьев 20 мая 1916 года на небольшом хуторе Веревкин Камышинского уезда Саратовской губернии. Отца звали Петр Маресьев, он воевал в Первую мировую войну. После возвращения прожил совсем недолго, умер в 1919-м, от ран. Алеше к тому времени исполнилось всего три года. Маму звали Екатерина Маресьева, она трудилась в качестве уборщицы деревообделочного завода. Алексей был самым младшим из троих сыновей, на момент его рождения в семье подрастали Петр и Николай. После смерти отца, мама сама растила своих мальчиков.

Алексей Маресьев в детстве

Алексей Маресьев в детстве

После окончания восьми классов, Маресьев поступил в ФЗУ в Камышине, из которого вышел дипломированным токарем в 1932 году. Трудовая биография Алексея началась с лесозаготовительного завода, куда он устроился на работу. Но его мечтой всегда было небо, и парень решился на поступление в летное училище. Он два раза сдавал документы, но оба раза его не пропускала медицинская комиссия. Дело в том, что в детстве он переболел тяжелой формой малярии, которая осложнилась ревматизмом. Он мучился от страшных болей, и соседи часто перешептывались между собой, что он долго не протянет. Однако он унаследовал от отца упрямство и огромную силу воли, которые не давали ему сдаться.

В 1934-м Маресьев был направлен на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он с новой силой пытается осуществить свою мечту и начал посещать занятия в местном аэроклубе.

Алексей Маресьев в молодости

Алексей Маресьев в молодости

Потом была служба в армии на Сахалине. Ему удалось попасть в Читу, он оказался в школе военных пилотов, а потом стал курсантом Батайского авиационного училища. Получив звание младшего лейтенанта, Маресьев остался служить в Батайске на должности инструктора, в обязанности которого входило обучение молодых летчиков обращению с самолетами.

Война

В самом начале войны Маресьев оказывается в действующей армии. Первый бой он совершил в небе Украины, близ Кривого Рога. Весной 1942-го он уже имел на своем счету три сбитых немецких самолета. В апреле того же года случилось то, что круто изменило его судьбу, одновременно стало испытанием его силы воли и жажды жизни.

Во время воздушного боя близ Новгорода 4 апреля 1942 года, его самолет был сбит. Маресьев тяжело ранен и был вынужден посадить машину. Он думал, что дотянул до линии фронта, но очень быстро понял, что находится в тылу врага. Идти он не мог, раненые ноги не слушались. Тогда он начал ползти, и целых восемнадцать суток пробирался к своим. Едой ему служили кора деревьев, ягоды и шишки, которые он подбирал.

Алексей Маресьев на войне

Алексей Маресьев на войне

Обессиленный летчик дополз до деревни Плав под Валдаем. Тут его и заметили местные жители, но не подобрали, потому что приняли за фашиста. Потом на чуть живого летчика наткнулись мальчишки этой же деревеньки. Благодаря Сереже Малину и Саше Вихрову он был доставлен в деревню. Они пытались его выхаживать, но доктора в селе не было, поэтому летчику становилось все хуже. В госпитале он оказался через десять дней, где ему диагностировали гангрену и заражение крови. Он лежал в коридоре, на каталке, которая должна была отвезти его в морг. И если бы не участие профессора Теребинского, который проходил мимо и обратил внимание на молодого еле живого военного, неизвестно, чем бы закончилась история жизни летчика Маресьева. Профессор приказал немедленно отвезти его в операционную и ампутировал обе ноги по голень. Но самое главное, что жизнь его была спасена.

Когда Маресьев осознал, что вернулся буквально с того света, он захотел жить с удвоенной силой. Он начинает тренироваться, учится ходить и даже танцевать на протезах и всеми силами добивается возвращения в действующую армию. В феврале 1943-го он снова летает, на этот раз его зачислили в Гвардейский истребительный авиаполк. В июле того же года Алексей сумел прикрыть двух советских летчиков и сбить одновременно два истребителя фашистов. Он получил звание Герой Советского Союза, и его имя узнала вся страна.

В полк стали постоянно наведываться корреспонденты, всем хотелось написать о летчике, воюющем без ног. Был среди них и Борис Полевой, который описал историю жизни Маресьева в книге «Повесть о настоящем человеке».

В марте 1945 года вышестоящее командование настойчиво рекомендовало Маресьеву оставить свою часть и занять должность инспектора в Главном управлении обучения летчиков. Командование боялось, что он может погибнуть, а так как его имя уже гремело по всей стране, то допустить этого нельзя было ни при каких обстоятельствах. Этого требовали пропагандистские цели.

Личная жизнь

Маресьев никогда не кичился своими подвигами, он держался скромно и не использовал в личных целях ни свое служебное положение, ни геройское звание. Только один раз он воспользовался своими привилегиями, и это касалось его личной жизни. Перед самым окончанием войны Алексей увидел девушку, которая ему очень понравилась. Единственное, что он знал о ней, это место службы – Главный штаб ВВС. Он не подошел к ней, потому что стеснялся своей инвалидности, к тому же не знал, замужем она или нет.

Тогда он и использовал свое служебное положение. Пошел в отдел кадров, где ему сказали, что Ольга Викторовна не замужем. Спустя месяц влюбленный герой уже предложил девушке руку и сердце.

Алексей Маресьев с женой и сыном

Алексей Маресьев с женой и сыном

Это был единственный брак Маресьева. Со своей супругой он прожил всю жизнь, которая была долгой и счастливой. В 1946 году у них родился сын Виктор, спустя 12 лет, в 1958-м еще один сын Алексей. Сыновья не стали продолжать отцовское дело. Виктор очень любил автомобили, поэтому получил профессию инженера. Алексей был инвалидом детства, и небо было для него закрыто.

Маресьев старался держать себя в форме. Для этой цели он посещал бассейн, летом катался на велосипеде, зимой предпочитал лыжи и коньки. Он отлично плавал, мог запросто переплыть Волгу, причем за рекордное время.

Смерть

После войны имя Алексея Маресьева по-прежнему оставалось на слуху в СССР. Тем более, что вышла книга Бориса Полевого, который был лично знаком с героическим летчиком. Однако сам Маресьев с присущей ему скромностью говорил, что войну прошли все, и что на свете много других героев, которым на жизненном пути не встретился Полевой.

18 мая 2001 года в честь Алексея Маресьева Театр Российской армии подготовил праздничный концерт. Мероприятие было посвящено 85-й годовщине со дня его рождения. Однако за час до его начала Маресьев свалился с инфарктом, который оказался роковым. Концерт не отменили, только начали его минутой молчания.

Могила и памятник Алексею Маресьеву

Могила и памятник Алексею Маресьеву

В память о героическом летчике в разных городах страны установлены памятники, его именем названы улицы и проспекты. «Повесть о настоящем человеке» была экранизирована еще во времена Союза. Роль главного героя досталась Павлу Кадочникову, хотя по задумке режиссера ее должен был исполнить сам Маресьев. В 2005-м вышел документальный проект, получивший название «Судьба настоящего человека».

Ссылка

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Маресьев Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в городе
Камышине Волгоградской области в семье рабочего. Русский. В три года он остался
без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. После
окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил
специальность слесаря. Стать летчиком Маресьев мечтал с детства. «Трое
братьев у меня старших, — рассказывает он. — Так вот они умные.
А я, младший, в летчики пошел». Причем случилось это
не благодаря, а вопреки. «В детстве я был похож на китайца,
потому что годами болел малярией». А еще маленький Алеша страдал
от диких болей в суставах. Случалось, домой из школы,
расположенной за 4 км, его на руках приносили старшие товарищи и буквально
отдирали ботинки, намертво примерзшие к пяткам.

Естественно, с таким здоровьем ни о каком летном
училище не могло быть и речи. Маресьев подал заявление в Московский
авиационный институт, но вместо института как активного комсомольца его послали
строить Комсомольск-на-Амуре. Он попытался отказаться:

— Разгорячился я тогда, крепко разозлился. А у них
разговор короткий: «Не поедешь? Клади на стол комсомольский билет».
Ну я и выложил. Мать у меня идейная была — плакала, когда
узнала, причитала. Но все, к счастью, обошлось. И неизвестно,
как бы сложилась моя жизнь, не отправься я все-таки
на Дальний Восток. Там, кстати, сегодня расположен один из лучших
авиационных заводов.

— Вы верите в судьбу, Алексей Петрович?

— Я верю в климат. Что имею в виду? Когда
перед отъездом на Дальний Восток я проходил медкомиссию, ко мне
подошла незнакомая женщина-врач и так по-матерински сказала: «Алеша, ты,
конечно, можешь не ехать. Но знай: если ты одной ногой ступишь
на ту землю, все твои болезни пройдут». Я и подумал, что раз смогу
выздороветь, то и летчиком стану. Так оно и получилось. С тех
пор и верю в климат. Пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и
первые жилые кварталы. Одновременно учился в аэроклубе.

В Красную Армию призван в 1937 году. Служил в 12-й авиационном погранотряде.
Но, по словам самого Маресьева, он не летал, а «заносил хвосты» у
самолётов. По-настоящему он поднялся в воздух уже в Батайской военной
авиационной школе пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней
инструктором-лётчиком.

Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого
Рога. Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка
Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А.П. открыл в начале 1942 года —
сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до
четырех.

ТОТ САМЫЙ подвиг Алексей Маресьев совершил в марте
1942-го. Его самолет сбили фашисты. Маресьев попытался совершить посадку на лёд
замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и
упал на лес. В течение восемнадцати суток раненый летчик полз к своим. Он
обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не
сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился
разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной
бригаде в городе Иваново.
Раньше историю о «настоящем человеке» знал каждый школьник. Естественно,
благодаря книге Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»,
прославившей героя на весь мир. Но мало кто знает, что звание Героя
Советского Союза Маресьев получил за несколько лет до выхода книги.
Саму «Повесть…» разрешили опубликовать только после войны. Говорят, наши
пропагандисты боялись, что немцы подумают, будто в Советской Армии плохи дела.
Вот, мол, уже и инвалидов воевать посылают.
В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в
составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем
командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя
сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.
24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему
лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением
ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1102).
Позже отважный лётчик воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году
вступил в ВКП(б). Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов
противника: 4 — до ранения и семь — с ампутированными ногами. В июне 1944 года
гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших
учебных заведений ВВС.
…18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по
случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился
сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где
он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но
начался он с минуты молчания… Похоронен Маресьев в городе-герое Москве на
Новодевичьем кладбище, где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке
открыт памятник на могиле Героя.

Источник: http://believe.net.ua/

  • Доклады
  • Люди
  • Маресьев Алексей

Доклад-сообщение Маресьев Алексей

Алексей Петрович Маресьев (1916-2001 гг.) относится к знаменитым героям Великой Отечественной войны, прославившимся своим самоотверженным подвигом в боях с фашистскими захватчиками.

Маресьев является уроженцем города Камышина и появляется на свет в простой рабочей семье, главой которой становится мать будущего летчика, поскольку отец уходит из жизни, когда Алексею Петровичу исполняется три года.

После окончания средней школы Маресьев работает токарем на лесозаготовительном заводе, но мечтой молодого человека с детства остается учеба в летном училище. Однако осуществить мечту Алексею Петровичу не удается по причине нескольких отказов в приеме из-за хронического ревматизма.

Участвуя в строительстве Комсомольска-на-Амуре, Маресьев становится членом аэроклуба, а затем, будучи призванным в Красную Армию, поступает в Сахалинское авиационное училище, по окончании которого проходит дальнейшее обучение в Чите и Батайске, закончив школу военных пилотов в звании младшего лейтенанта.

В этот период Маресьев создает собственную семью, в которой у него рождается двое сыновей.

С началом войны Маресьев переводится в действующие войска, осуществляя многочисленные боевые вылеты.

Весной 1942 года самолет Маресьева оказывается сбитым на территории противника. Летчик, получив тяжелое ранение, около трех недель вынужден пробираться сквозь лесную чащу, питаясь найденными в лесу кореньями и растениями. Маресьева находят местные жители возле одной из деревень на Валдае, после чего его помещают в госпиталь с развивающейся на ногах гангреной и проводят ампутацию обеих конечностей.

Несмотря на потерю ног, Алексей Петрович не падает духом и создает схему тренировок, которая позволяет ему через некоторое время вернуться в строй и осуществлять вылеты с помощью изготовленных протезов. Окончание войны Маресьев встречает в звании Героя Советского Союза, присвоенного ему за многочисленные подвиги на фронте.

В мирное время Алексей Петрович является преподавателем во многих авиационных вузах страны, а его мужественный поступок в период военных действий становится основой для создания писателем Борисом Полевым литературного произведения под названием «Повесть о настоящем человеке», которое в дальнейшем экранизируется.

Жизнь Маресьева прерывается в возрасте восьмидесяти пяти лет по причине инфаркта, а местом захоронения героя становится Новодевичье кладбище в Москве.

Картинка к сообщению Маресьев Алексей

Маресьев Алексей

Популярные сегодня темы

  • Культура эпохи Возрождения

    Возрождение или Ренессанс (от латинского «рождаться снова, возрождаться») – это историческая эпоха, которая сменила собой Средние века и стала предшествующей эпохе Просвещения

  • Манул

    Этот дикий кот обитает в степях Азии. Свой внешний вид он не изменил спустя 20 тысяч лет, со времени своего образования.

  • Белоруссия (Беларусь)

    Белоруссия – государство в Восточной Европе. Расположено на границе с Россией, Украиной, Польшей и странами Балтики.

  • Старинные меры длины

    Изначально люди пользовались системой измерения, которая была, скажем так, всегда под рукой. Если быть точнее, то они измеряли длину сообразно размерам самого тела. К примеру, многие знают та

  • Река Лена

    Большая часть планеты Земля покрыта водой, но несмотря на такое количество воды, пресных водоемов очень мало. К таким относятся: реки, озера, карьеры и прочее. Реки – это самые протяженные ис

  • Вороний глаз

    В тенистых и влажных лесах, на склонах гор и оврагов можно встретить загадочный цветок — Вороний глаз. Этот вид многолетних растений относится к семейству Мелантиевых. Всего начитывают около

Доклад-сообщение Маресьев Алексей

Маресьев Алексей Петрович, биография которого предложена в данной статье, — человек с железной волей, советский военный лётчик-истребитель. Этот легендарный человек является прототипом героя романа Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». 

Годы жизни и смерти 1916 — 2001. Рассмотрим кратко биографию Героя Советского Союза.

Детство и юность

По официальным данным родился Алексей Петрович в городе Камышове Саратовской области (в то время губернии). Однако позже в найденных документах было обнаружено, что место рождения является хутор Веревкин Верхне-Добринской волости, что находился в Камышинском уезде.

Родители Маресьева

Отец — Пётр Авдеевич Маресьев, участник Первой мировой войны, умер от ран, когда сыну было 3 года. По национальности русский. Мать — Екатерина Никитична. В то время она работала на деревообделочном заводе в должности уборщицы. 

После смерти мужа осталась вдова с тремя сыновьями — Петром, Николаем и Алексеем, которых нужно было кормить, растить, воспитывать и обучать.

После завершения 8-ми классов школы Алексей поступил в фабрично-производственное училище, произошло это 1932 году. В то же время начал работать токарем на лесозаводе г. Камышина.

Мечта о небе

С раннего детства Алексей мечтал летать на самолётах. Он дважды пытался поступить в лётное училище, но его документы возвращали. Главной причиной была перенесённая в детстве болезнь, давшая осложнение в виде ревматизма. 

Маресьев в юности

Однако юноша не сдавался и ему всё же удалось поступить заочно на рабфак Московского авиационного института. Занятия молодой человек совмещал с трудовой деятельностью в другом месте.

В 1934 г. отправлен райкомом комсомола на строительство авиастроительного завода в строящийся Комсомольск-на-Амуре. Поспособствовали этому данные парню лестные характеристики. В этом месте он частично осуществил свою мечту о полётах, занимаясь в аэроклубе и совмещая своё «хобби» с работой.

На военную службу призвали в 1937 г. Прикомандирован был в качестве техника, обслуживающего самолёты, к Тихоокеанскому пограничному округу, находившемуся в городе Александровск-Сахалинский на острове Сахалин. Именно в это время Маресьев в первые реально соприкоснулся с боевыми самолётами.

Спустя 2 года его направили в лётную школу г. Читы, готовившую военных пилотов. Через несколько месяцев после начала обучения, учебное заведение Алексея перевели в г. Батайск и совместили с Батайским авиационным училищем им. А. К. Серова.

Маресьев окончил обучение в 1941 г., по окончании получил звание младшего лейтенанта. Замеченная страсть к самолётам была оценена преподавателями, и молодому человеку предложили остаться при учебном заведении в качестве инструктора.

Легендарный подвиг героя

Характерной чертой Алексея Петровича являлась целеустремлённость и настойчивость. Эти особенности проявились во время Великой Отечественной войны, вначале которой он попал на юго-западный фронт. 

Маресьев на войне

В военных действиях начал участвовать с 23.08.1941 года — именно тогда состоялся первый полёт Маресьева в не мирное небо. В 1942 г. прикомандировали к 580-ому истребительному авиационному полку Северо-Западного фронта. Назначен командиром звена.

Первый самолёт сбил в первый день апреля 1942 г., это был немецкий бомбардировщик. Спустя 3 дня его коллекция пополнилась ещё двумя подобными машинами.

5 апреля, проводя спецоперацию по прикрытию советского бомбардировщика, самолёт Алексея Маресьева был подбит врагами. Чудом дотянув до своих, умудрился сделать вынужденную посадку в лесу. Случилось это в 4-х километрах от деревни под названием Рабежа.

Алексей Маресьев

Иллюстрация из книги «Повесть о настоящем человеке»

18 суток пробирался к своим, у лётчика были ранены ноги, поэтому почти весь путь преодолевал ползком. Был обнаружен жителями населённого пункта Плав. На вопрос о его принадлежности к какой-либо армии, лётчик ответить не смог, поэтому жители, побоявшись, что встретили немца, оставили раненого и вернулись к себе в деревню.

Спустя некоторое время он был найден мальчишками той же деревни. Ими были Сергей Малинин и Александр Вихров. Вернувшись домой Саша поведал своим родным о находке, и его дедушка на телеге перевёз раненого к себе домой.

Сельские жители всем селом старались спасти лётчика, но началась гангрена. В начале мая около деревни приземлился советский самолёт, управляемый А. Н. Дехтяренко. Это был судьбоносный поворот его жизни. С помощью приземлившегося советского лётчика раненого удалось отправить в Москву и определить в госпиталь.

Состояние Маресьева было неутешительным, медработники прочили ему скорую смерть. Однако проходивший мимо профессор, посмотрев внимательно на раненого, приказал персоналу перевести больного в операционную. 

Это был профессор Теребинский. Он буквально вернул молодому человеку жизнь, но спасти ноги не смог. Нижние конечности, поражённые гангреной, пришлось ампутировать.

Воспоминания сына Маресьева

После операции молодой человек ушёл в себя, но профессор поделился с ним информацией о русском лётчике, который превозмог себя, вернулся в строй после ампутации одной ноги и научился летать с протезом. Этот факт вселил в раненого надежду.

Немного поправившись, Маресьев начал тяжёлые тренировки, несмотря на свои ограниченные возможности. За сбитые самолёты его наградили орденом Красного Знамени.

После поправки лётчика отправили на реабилитацию в город Куйбышев. Там, в специальном госпитале для больных с ампутированными конечностями, ему подобрали протезы. Эти изделия были громоздкими и грубыми, но молодой человек не отчаивался, целенаправленно продолжая тренировки.

Маресьев в больнице

Кадры из фильма «Повесть о настоящем человеке»

Окончательная реабилитация общего здоровья продолжилась в специальном санатории, носившем название «Дом отдыха специального назначения No 1». Современникам это заведение известно под именем санатория им. Чкалова.

В первой половине 1942 г., пройдя медицинскую комиссию, направлен в Чувашию, в Ибрисинскую школу для лётчиков. Ему казалось важным вернуться в строй. В этом же году Маресьев сделал первый после ранения вылет. Молодой человек был крайне настойчив и добился того, чтобы его отправили на фронт.

Прикомандировали Маресьева в 63-й авиационный истребительный полк. Случилось это незадолго до Курской битвы. Командир опасался выпускать настойчивого лётчика в небо. По его мнению с калекой, потерявшим обе ноги, могло случиться несчастье.

Однако нехватка лётчиков внесла свои коррективы. Симпатизировавший молодому пилоту командир эскадрильи А. М. Числов решил взять Алексея Петровича с собой на боевой вылет. Маресьев проявил себя как профессионал своего дела. После нескольких вылетов его уже не оставляли в задних рядах, относились как к полноценному члену команды.

Алексей Петрович Маресьев

Первая победа над врагом после возвращения в ряды сотоварищей случилась в 1943 г. 19 июля Маресьев уничтожил бомбардировщик. Через несколько дней лётчик, борясь с превосходящей по силе немецкой авиацией, спас двух сослуживцев от верной гибели. Алексей Петрович сбил два вражеских самолёта-истребителя.

Слава асса быстро разнеслась по всему фронту, он сразу стал знаменит. К моменту своего боя он имел должность помощника командира 63-й эскадрильи и звание старшего лейтенанта. За свои спасательные действия лётчик получил звание Героя Советского Союза. В это время в полк зачастили корреспонденты. Среди работников пера оказался начинающий писатель Борис Полевой, которого заинтересовала судьба этого неординарного человека.

На протяжении четырёх лет Великой Отечественной войны Маресьевым Алексеем Петровичем было сбил десять самолётов врага. Им совершено 86 боевых вылетов.

701

После войны

Когда война была окончена, в 1946 г. выдающийся лётчик уволился в запас. По настойчивым просьбам людей, представляющих власть, перешёл работать инструктором в лётное специальное учебное заведение. К этому времени его знала вся страна.

Маресьев в летном училище

До конца жизни этот человек старался поддерживать хорошую физическую форму. Ему удалось поставить рекорд, переплывая реку Волгу в районе г. Куйбышева. Размер преодолеваемого участка составил 2 километра. Алексей Петрович на преодоление этой дистанции затратил 55 минут, доказав, что при наличии желания возможности есть у любого человека.

Семья героя Советского Союза

Свою жену, Галину Викторовну, отважный лётчик встретил в 1946 г. Они поженились и прожили в счастливом браке вместе 55 лет. 

Маресьев с женой и сыном

Алексей Маресьев с женой Галиной и сыном Виктором

У Галины и Алексея родилось двое сыновей. Младший — Алексей был инвалидом с врождёнными отклонениями. Старший – Виктор став взрослым, трудился инженером-автомобилистом.

А. П. Маресьев — прототип героя «Повести о настоящем человеке».

Летчик Маресьев

Литературное произведение автора Полевого внесло большую лепту в общенародное признание этого стойкого человека. Герой Советского Союза Алексей Маресьев стал прототипом главного героя повести Мересьева. 

Отпечатанное издание вышла 1960 г., история сразу стала бестселлером среди населения страны. Описанные в ней события поражали. Информация, поданная литературным языком, проникала в каждую душу.

Смерть Маресьева

До конца жизни этот человек старался быть в водовороте событий. Он очень любил детей и от предложений пообщаться с ними не отказывался. 

Алексей Петрович Маресьев

Благодаря своей популярности его часто просили посещать различные мероприятия, связанные с памятью о Великой Отечественной Войне и действиями, пропагандирующими ВВС.

18 мая 2001 г., перед празднованием 85-ти летнего юбилея, уже находясь в зале Театра российской Армии, где должен был состояться концерт в его честь, Алексею Петровичу сделалось плохо. Его отправили в больницу с инфарктом, где совсем скоро он скончался. Концерт состоялся, но начался он с минуты молчания в память о погибшем лётчике.

Могила А. П. Маресьева

В этом же году умер младший сын, инвалид с детства. Жена Маресьева Галина умерла год спустя. Похоронен этот мужественный человек в Москве. Последнее пристанище находится на Новодевичьем кладбище.

  • Рассказ о вакуле и оксане
  • Рассказ о в скотте
  • Рассказ о в гаврилине
  • Рассказ о быте предков
  • Рассказ о быстротечности времени