Рассказ о азербайджанском народном костюме

Национальные костюмы

Азербайджанский национальный костюм

Азербайджанский национальный костюм

Содержание

  1. Особенности
  2. Разновидности женского костюма
  3. Отличия в костюмах в зависимости от региона
  4. Аксессуары
  5. Особенности мужского костюма
  6. Азербайджанский костюм в современной моде

Каждый народ имеет свою историю, которая состоит из многих моментов: культура, кухня, язык, костюмы. История Азербайджана интересная, увлекательная, местами грустная и трагичная. Важное место в истории этого народа отведено одежде. Азербайджанский национальный костюм выделяется необыкновенной красотой, которая умело сочетается с национальными особенностями жителей солнечного Азербайджана. На протяжении всего периода существования костюма он подвергался многочисленным изменениям.

Особенности

Костюмы любого народа обладают уникальными особенностями, которые являются отличительными чертами. Азербайджанские костюмы не являются исключением.

Оттенки красного обязательно присутствуют в национальной одежде азербайджанцев. Этот цвет символизирует благополучие, счастье, страсть и благодать. Даже сейчас в свадебных нарядах обязательно должен присутствовать этот цвет. Одежда молодых девушек была яркой, пестрой, с узорами в золотом цвете.

Материалы выбирались различные: привозные и местные. Чаще всего использовался шелк. При создании повседневной одежды преимущество отдавалось льну, шерсти и ситцу. Наряды богатых людей состояли из бархата, сукна, тирмэ, тонкого шелка.

Отделка всегда была искусной и выразительной. Даже простой костюм в умелых руках мастерицы принимал дорогой вид. Для декорирования использовались золотые, серебряные нитки, бисер, кружева, тесьма, дорогие монеты.

Разновидности женского костюма

Женский костюм состоял из двух частей и большой количества элементов со сложными и странными названиями. Попытаемся разобраться в них и представить образ азербайджанки, которая жила несколько веков назад.

  • Чадра – это мешкообразное покрывало, которое надевалось при выходе из дома.
  • Рубенд – элемент, который закрывал лицо женщины. Дома этот элемент не надевался, но выйти без него из дома запрещалось.

  • Уст гейими – так называлась верхняя одежда, в состав которой входила рубаха с широкими рукавами, широкие шаровары, заканчивающиеся на уровне щиколотки, расклешённая юбка.
  • Чепкен надевался сверху на рубашку, которая, в свою очередь, застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку в чепкене имелись рукава с нарукавниками. Для создания этой одежды использовался велюр, тирме и прочие материалы с блестящей фактурой.

  • Архалыг – это короткая кофта, которая облегала спину и грудь. Рукава в такой одежде были длинными. В области талии эта кофта стягивалась, а дальше была пышной и расходилась пышными оборками. Этот элемент национального костюма считался самым распространённым на территории всей страны.
  • В качестве нижней части костюма использовался подол, который мог иметь различную ширину. Для создания подола использовались плиссированные и гофрированные материалы.
  • Помимо таких стандартных элементов в составе национального азербайджанского костюма могла присутствовать и другая одежда. Например, стёганый халат с подкладкой (леббаде), верхняя одежда из стеганого материала (эшмек или кьюрду), верхняя одежда до пояса с подолом из гофрированного материала.

Отличия в костюмах в зависимости от региона

На протяжении всего срока существования, у национального азербайджанского костюма присутствовали отличия в нарядах по региональному показателю. Женщины, которые проживали на территории Газахи, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. У жительниц Карабаха в гардеробе присутствовали чепкены с длинными рукавами, которые плотно облегали талию.

Юбки не ниже колен и широкие шаровары надевали женщины с Нахчывана. А вот жительницы Шуше и Шамахы носили длинные юбки. На зажиточных женщинах из Нахчывана и Гянджи часто можно было увидеть длинные кюледже с богатой вышивкой и разными узорами.

Аксессуары

Характер любого наряда заключается в аксессуарах. Именно они способны расставить необходимые акценты, задать общий стиль и выделить достоинства женщины. Женщины Азербайджана с особым трепетом относились к аксессуарам.

  • Серебряный с позолотой или золотой пояс надевался поверх верхней одежды (архалыга, чепкена). Также нередко встречался кожаный пояс, расшитый монетами или украшенный бляхой. Носить пояс разрешалось только замужним женщинам. Девушка на свадьбе получала в подарок свой первый пояс.

  • Головной убор имел особую важность. Шапочки создавались в различных формах. Сверху могли надеваться платки. Волосы прятались в особый льняной мешочек, который назывался «чутгу». На голову надевалась шапочка в форме цилиндра, чаще всего она была бархатной. Поверх шапочки повязывалась чалма и платки. Особой популярностью пользовался келагаи – платок из шелка. Существовало несколько способ для его завязывания. В холодное время года добавлялась кашмирская шаль, для создания которой использовалась исключительно натуральная шерсть.

  • На ногах присутствовали чулки джорабы и туфли с острым носком, без задника, с небольшим каблуком. Такая обувь входила в состав летнего гардероба, а зимой использовались чарыги. Чулки создавались собственноручно из шерсти или х/б ниток. По всей длине располагалось большое количество узоров и рисунков, которые были похож на те, что присутствовали на коврах.

  • Украшения девочки начинали носить с 3 лет, воспринимались они по большей части, как оберег от плохого слова и взгляда. До того момента, когда девушка соберётся стать замужней женщиной, успевала собраться целая коллекция украшений. Не все их можно было носить. Например, во время проведения религиозного обряда, на протяжении 40 дней после смерти или рождения ребенка. Богатые и бедные женщины носили примерно одинаковые украшения, разница заключалась только в наличии драгоценных камней.

Особенности мужского костюма

Мужской азербайджанский костюм состоял из рубахи, штанов, бешмета, зауженного в районе талии, и шубы из овчины, которая использовалась в холодную погоду. Черкеске отводилось особое внимание, она надевала сверху на рубашку, которая, в свою очередь, заправлялась в штаны. На ногах присутствовали сапоги, а на голове располагалась папаха, для которой выбирался каракуль или овчина.

Черкеска застегивалась на все пуговицы, а рукава были отогнутыми. В области груди располагались особые карманы для трубок-газырниц или пуль. Назывались эти карманы – газырницами. За счет больших размеров карманов снижалась вероятность получения серьезных повреждений во время нанесения рубящих ударов. Сейчас такие карманы больше носят декоративный характер, чем практичный.

В костюме азербайджанца обязательно должен был присутствовать пояс. На нем закреплялось холодное оружие.

Азербайджанский костюм в современной моде

Современные молодые люди уже не носят национальные костюмы. Из моды они вышли еще до наступления ХХ века. Сейчас национальные костюмы используются в театральных постановках и в музейных экспозициях.

​​Национальный азербайджанский костюм представляет большой интерес для европейских дизайнеров. В современных коллекциях, которые появляются на европейских подиумах, все чаще встречаются элементы из национального наряда азербайджанского народа. Шаровары, длинные юбки и верхняя одежда стали основой для многих коллекций. Эту тенденцию только начинают подхватывать дизайнеры Азербайджана.

Азербайджанский национальный костюм отражает историю народа, и служит его символом. Народный костюм красив своими оттенками и узорами, которые вышивались бронзовыми иглами и спицами. Все элементы одежды являются символами страны и народа.

Нет, но очень интересно

18.01%

Проголосовало: 161

Содержание

  1. Женский народный костюм
  2.  Головные уборы
  3.  Обувь
  4.  Мужской народный костюм
  5.  Головные уборы
  6. Обувь
  7.  Аксессуары и украшения

Женский народный костюм

По костюму возможно определить семейное положение владелицы. Стиль одежды девушки сильно отличался от костюма женщины. В одежде девочек и девушек присутствовали яркие цвета и украшения.

Костюмы имеют замысловатые узоры и вышивки, обрамленные тесьмой. Одежду богатых людей шили из бархата, шелка или сукна. А повседневная одежда выполнялась из шерсти или льна.

В Азербайджане широко использовались такие материалы, как: камка, атлас, бархат, тафта, фай, тирме и другие.

В VI веке в Азербайджане появился такой вид ремесла, как шелководство. Шелководство активно развивалось, и ткани, производимые в стране считались самыми лучшими в мире.

В национальной одежде азербайджанских девушек присутствуют оттенки красного цвета. Красный цвет символизирует богатство, благополучие, счастье.

ФАКТ: Азербайджанские невесты на свадьбу облачались в красное свадебное платье, что символизирует счастливую жизнь.

национальный костюм

Яндекс картинки

Детали женской одежды:

  • Чадра — часть одежды, похожая на длинное покрывало, с просветом для глаз. Чадру надевали при выходе на улицу, закрывая тело с головы до ног.
  • Леббаде — плечевая одежда, сшитая на подкладке из шелка.
  • Рубенд — ткань, богато расшитая шелками, прикрывающая лицо.
  • Архалыг — разновидность женского плечевого костюма. Костюм изготавливался из бархата. С боковых сторон архалыга имелись разрезы.
  • Чепкен — плечевой костюм на подкладке. Выполняли из разнообразных блестящих тканей. Молодые девушки носили ярко желтый, зеленый и красный чепкен, а женщины носили чепкен приглушенных цветов.
  • Эшмек — верхняя шерстяная одежда. Внутреннюю часть эшмека обшивали мехом хорька. Украшали костюм золотыми узорами и разнообразными тесемками.
  • Туманы — юбки, длинной до самого пола. Шились либо из шелковой, либо из шерстяной ткани. Туманы декорировали различными узорами и орнаментами, выкроенными золотыми нитями.

ФАКТ: Женщина не могла выходить без чадры на улицу, которая полностью закрывала ее тело, и без рубенды, которая скрывала лицо.

национальный костюм

Яндекс картинки

 Головные уборы

На протяжении истории головным уборам приходилось выполнять и практическую функцию, и символическую, и политическую. Головной убор – это своего рода визитная карточка его владельца.

  1. Кялагаи — традиционный шелковый платок. Платок используется для того, чтобы прикрыть голову и плечи девушки. Кялагаи — очень тонкий и нежный, так как при изготовлении платка используется только натуральный шелк и красители, но при этом он очень прочный. Традиционный платок гармонично сочетается с современной одеждой в наше время.
  2. Чалма — ткань прямоугольной формы, обмотанная вокруг головы. Для изготовления используется бархат или парча, а для украшения — жемчужные, золотые броши. Чалма подходит как женщинам, так и девушкам.
  3. Арахчын — один из видов шапки. Арахчын — круглый головной убор. Носили его только в помещении, а выходя, носили под основной шапкой.
  4. Тюрбан — длинный тканевый платок, который оборачивается вокруг головы женщины. Летом тюрбан делают из шифона и хлопка, а зимой из шерсти и трикотажа.

ФАКТ: Платок кялагаи появился около 300 лет назад, что делает его уникальным.

головной убор

Яндекс картинки

 Обувь

Чарых — самая популяная азербайджанская национальная обувь. По краю чарыхи были обвязаны шерстяной ниткой. Их носили бедные люди и представители сельской местности. Такая обувь защищала от холода.

Башмаки — невысокая обувь без задников. Имели изящную форму, шились из кожи ярких цветов. Украшались бусинами, бисером, вышитыми узорами.

чарых

Яндекс картинки

 Мужской народный костюм

В мужском костюме присутствуют детали, которые применяются для ношения оружия. Данные элементы были актуальны в военное время, но сейчас утратили свою функцию и применяются исключительно в декоративных целях.

Детали мужского национального костюма:

  1. Нижняя рубашка. Выполнялась из легкой ткани.
  2. Кальсоны — нижнее белье, теплые лосины для повседневного использования. Кальсоны защищают от холода и ветра.
  3. Верхняя рубашка — была синего или белого цвета. Для материала использовали атлас и сатин.
  4. Шаровары — широкие в бедрах и сужающиеся к голени штаны, удобны для езды верхом.
  5. Архалук — узкий кафтан. Изготавливался из тирьмы и бархата.
  6. Черкеска — узкий, длинный кафтан с широкими рукавами, распашной и затянутый в талии ремнем.

Важной деталью мужского национального костюма являлся пояс. Он мог быть кожаным, шелковым, серебряным. Использовался для ношения оружия и мелких вещей.

национальный костюм

Яндекс картинки

 Головные уборы

ФАКТ: Шапка была символом чести и достоинства мужчины. Ее снимали только во время мусульманского праздника Намаз. Ходить без шапки было неприличным. Являться на знаменательное событие без головного убора считалось проявлением неуважения.

Основным головным убором была папаха. Папаха — шапка цилиндрической формы.

Папахи можно поделить на три группы:

  1. Полностью меховые. Шиш папаг — конусообразная, сплюснутая наверху шапка. Их носили только богатые люди. Изготавливалась из дорогих каракулевых шкурок, подкладка была ситцевой. Чобан папагы — изготавливалась из овечьей шкуры. Такие папахи носили пастухи.
  2. Папахи с матерчатым дном. Яппа папаг — круглая, форменная папаха из овечьей шкуры. Шапки отличались по цвету и могли быть серебряными черными, золотыми.
  3. Целиком матерчатые. Арахчын — разновидность тюбетейки. Мужчины носили арахчын под папахой. Башлыг — остроконечный капюшон с длинными концами. Тесек — круглая хлопчатобумажная шапка. Мужчины надевали тесек на ночь. Десмал — платок, который надевали для защиты от солнца в жаркую погоду.

папаха

Яндекс картинки

Обувь

Из обуви мужчины Азербайджана использовали обычные кожаные сапоги. Они были черного цвета без орнаментов, узоров или различных украшений. Кожаные сапоги были распространены среди аристократов.

Среди сельских жителей были широко популярны чарыхи — башмаки из сыромятной кожи.

В доме азербайджанские мужчины носили чувяки — кожаные башмаки без каблуков с мягкой подошвой. Они представляют собой обувь, с закрытой пяточной частью.

Позже популярность обрели резиновые калоши. Они выручают во время непогоды, не промокают и сохраняют тепло.

чарыхи

Яндекс картинки

 Аксессуары и украшения

ФАКТ: Азербайджанские женщины не носили украшения в первые сорок дней после родов, так как считалось, что украшения повредят матери и ребенку.

Женщины украшали одежду, обувь и головные уборы. Одежда украшалась различными орнаментами, булавками, пуговицами. На ткани могли вышиваться геометрические узоры, предметы быта, цветы, растения, животные, изображения религии. Иногда, к нижней части рубашек пришивали монеты. Обувь украшалась драгоценными камнями, жемчугом. Головные уборы декорировались золотыми, жемчужными, серебряными, бронзовыми заколками и брошками, пришивались золотые украшения различных форм. К богатому наряду подбирали более дорогой набор украшений.

Нагрудные украшения изготавливались из золота с драгоценными камнями, были очень качественными и дорогими аксессуарами. Самое известное и самое дорогое нагрудное ожерелье — это Ай-улдуз, что в переводе означает — Звезда и полумесяц. Состоит из двух, присоединенных друг к другу частей полумесяца и звезды.

Существовали украшения, которые носили маленькие девочки 3-4 лет — Гез мынчыгы. Это бусины, которые пришивались к плечам одежды или к тюбетейке, а иногда девочке прокалывали уши и продевали бусины сквозь отверстие. Они, по традиции, выполняли функцию защиты от сглаза.

Девушки в возрасте 15-16 лет, которые уже могли выйти замуж, носили украшения к свадьбе. Это комплект украшений из колец, нагрудных украшений, браслетов и бус.

Украшения аристократок отличались сложным изготовлением, наличием драгоценных камней и жемчуга.

Комплекты ювелирных украшений передавались по наследству. У каждой азербайджанской женщины должны иметься браслеты, бусы, ожерелья и кольца, которые она носила постоянно.

Очень популярным аксессуаром являлся пояс, который надевали поверх архакулов. Пояса были золотыми, серебряными или кожаными, декорировались монетами, брошками, цепочками, пуговицами. Молодые и незамужние девушки не носили пояса. Мужские пояса украшались бляшками различной формы. Это могли быть круглые, прямоугольные, шестигранные, в форме растений, рыб или цветов.

Tatar (later known as Azerbaijani) bey from Karabakh. Photographer G.Gagarin

Azerbaijani traditional clothing (Azerbaijani: Azərbaycan milli geyimi) is the traditional attire of the Azerbaijani people. It is closely connected to its history, religious culture and national identity.[1]

Costumes and dresses are of great importance in Azerbaijani culture. Azerbaijani style is visible in ornaments of costumes with artistic embroideries in weaving and knitting. In the 17th century, the territory of modern Azerbaijan was of great importance to the silk industry. Silks were produced in the cities Shamakhi, Basqal, Ganja, Shaki, Shusha, and others.

The style of clothes and their colours reflects their wearers’ marital status, wealth, and other information.

Men’s wear[edit]

Male folkwear is very similar from region to region but always reflects social class.[citation needed]

Outerwear[edit]

National outerwear for men consists of a ust koyney (shirt) or Chepken, Arkhalig, Gaba, Chukha and Kurk.

  • Arkhalig – a long, tight, waist-jacket made of fabrics including silk, satin, cloth, cashmere and velvet, depending on the social status of its owner.
  • Gaba – male humeral outerwear, which is made from tirma, an expensive shawl fabric with a woven pattern of wool or silk.
  • Chukha – male humeral outerwear with layers and gathers that is detachable at the waist. It is made of cloth, tirma, and homespun textiles.
  • Kurk – a collared lamb-fur coat without fastener and decorated with embroidery.

A Russian ethnographer[who?] writes about Azerbaijani male costume:[2][further explanation needed]

{{blockquote|Underwear consists of straight and short shirts of coarse calico, white and mostly dark blue colours with underpants of this very material, which are fastened with tapes on the waist; in winter they are worn over woolen large pants, which are also fastened with tapes. Over a shirt is worn arkhalig made of cotton. Arkhalig is such as a Russian man’s long tight-fitting coat with a short waist and short skirt with gathers on the belt; it is always fastened tightly or in the midst or aside of the chest. Chukha is worn over arkhalig with a short waist and with a skirt with a length of below knees, but the head is covered with a small conic shaped hat made of lamb fur, throughout the year. Short woollen socks are worn to feet.

Headdresses[edit]

Tatar (later known as Azerbaijani) man in typical clothing. The second half of the 19th century.

«Young noble Tatar», drawing by Vasily Vereshchagin, Shusha, 1865

The Papaq was considered a symbol of fortitude, honour and dignity of Azerbaijani men and losing it was considered as a disgrace. To steal a Papaq was considered as a hostile action against its owner and knocking down a papaq was considered a grave insult. The social dignity of the Papaq’s owner could be determined by its shape. Men never took off their papaqs, even during dinner) except before salat. Appearing in public without a headdress was deemed inappropriate.[3]

  • Papaqs made of lamb-fur or karakul, this was the main headwear for men. They had different forms and local names. According to E.Torchinskaya, there are four types of Azerbaijani papaqs in the State Hermitage Museum of Saint Petersburg:
  • Yappa papaq (or qara papaq – black papaq) was widespread in Karabakh and was covered with textile. They differed by colour; gizil papaq (golden) and gumush papaq (silver).
  • Motal papaq (or choban papagi – shepherd’s papaq), which was made of long-haired lamb-fur and was conical, was generally worn by the underclass.
  • Shish papaq (or bey papagi – bey’s papaq) was conical or sharp-ended. According to the name of the material from which it was made, they had a general name – Bukhara papaq, a fur that was brought from Bukhara. It was worn only by representatives of the beys’ estate and the wealthy. Such papaqs were common for the elite.
  • Dagga (tagga) papaq was commonly worn in Nukhinsky Uyezd. Its top was made of velvet.
  • Bashlyk, which is worn around the neck, consists of a hood and long, round ends. In winter, men wear a bashlyk made of cloth and wool. Bashlyks made of camel wool are valuable in Shirvan. The lining of a Bashylk is made of colourful silk because the lining is visible when the head is turned. Generally, the bashlyk is accompanied by a yapinji.
  • Arakhchin is worn under other headdresses (papaq; chalma for women). It is traditional headwear in Azerbaijan and is widespread even in the Middle Ages.
  • Emmame, a type of chalma, is worn by religious leaders such as mullahs, sayyids, sheikhs and others.

Shoes[edit]

  • Jorabs are woollen socks that are popular in Azerbaijan. City residents wear leather shoes with slip-ons. Boots are widespread among aristocrats.
  • Charigs are everyday shoes made of leather or rawhide that are worn by villagers.

Women’s wear[edit]

Azerbaijani woman in national costume

The national female costume of Azerbaijan consists of outerwear and underwear. It includes chadra – a suck-formed swawl – and rubend, a veil that was worn by women when outdoors. Women’s outerwear was made of bright and colourful textiles, the quality of which depended on the wealth of the individual or her family. The clothing also included jewellery such as golden and silver beads, buttons stylised as hordeum seeds, coins, delicate pendants and necklaces. Young women wore bright clothes with bright flowers, unlike their elders.[4]

Outerwear[edit]

Women’s outerwear consists of a shirt with wide sleeves, wide trousers to the ankle and bell-shaped shirts of the same length. Women also wore a knitted shirt with long sleeves (arkhalig, kulaja) that fitted tightly across the back and chest, and had a wide slit at the front. A tight belt was worn around the waist. A quilted, sleeveless jacket was worn in cold weather. Outerwear was often a cloak that was longer than the shirt. Women’s shirts in Gazakh uyezd were long and had slits on each side.[5]

Women of Karabakh wore a tight-fitting chepken (chafken) to the waist and with long, hidden sleeves.[citation needed] Women wore tight pants with wide skirts. Long shirts that reached to the knees were worn in Nakhchivan,. Long shirts were also worn in Shusha, Shamakhi and other districts.[citation needed] Long kulajs were worn only by rich women in Nakhchivan and Ganja.[citation needed]

Headdresses[edit]

Headdresses mostly consisted of leather in the form of a suck or caps of different forms. Over them, several headscarves were worn. Women hid their hair in a special bag called a chutga. Heads were covered with a cylindrical pillbox cap made mostly of velvet. A chalma was tied over it, along with several headscarves, named kelaghayi.

Shoes[edit]

Jorabs were common among women.[citation needed]

Gallery[edit]

  • Azerbaijani girl from Shusha. Photographer Konstantin Zanis. 1898.

    Azerbaijani girl from Shusha. Photographer Konstantin Zanis. 1898.

  • Young Azerbaijani from Shamakhi. 1883.

    Young Azerbaijani from Shamakhi. 1883.

  • Azerbaijani from Baku. 1883.

    Azerbaijani from Baku. 1883.

  • Baku Azerbaijanis in neat costumes. Photographer Luarsabov. 1881.

    Baku Azerbaijanis in neat costumes. Photographer Luarsabov. 1881.

  • Khurshidbanu Natavan with her son Mehdigulu Khan Vafa and daughter Khanbike.

  • Yusif Naghiyev's son and daughter (son-in chukha, daughter-in Chepken).

    Yusif Naghiyev’s son and daughter (son-in chukha, daughter-in Chepken).

  • Sara Ashurbeyli with sisters.

  • Yusif Vazir Chamanzaminli with his family.

In philately[edit]

  • USSR stamp, 1963

    USSR stamp, 1963

  • Azerbaijani stamp, 1996

    Azerbaijani stamp, 1996

  • Azerbaijani stamp, 1997

    Azerbaijani stamp, 1997

  • Azerbaijani stamp, 1997

    Azerbaijani stamp, 1997

Azerbaijan stamps from 2004 depicting 19th century attire. Regional clothes from left to right: Baku, Shusha, Nakhchivan, Shamakhi

References[edit]

  1. ^ «История азербайджанского национального костюма». azeri.ru. 2010-02-19. Archived from the original on 2015-06-18.
  2. ^ «Азербайджанский национальный костюм». azeri.ru. Archived from the original on 2012-04-26.
  3. ^ «Азербайджанский национальный костюм». azeri.ru. Archived from the original on 2012-04-26.
  4. ^ «AZERBAIJAN NATIONAL COSTUMES».[permanent dead link]
  5. ^ «MİLLİ GEYİMLƏR».

Tatar (later known as Azerbaijani) bey from Karabakh. Photographer G.Gagarin

Azerbaijani traditional clothing (Azerbaijani: Azərbaycan milli geyimi) is the traditional attire of the Azerbaijani people. It is closely connected to its history, religious culture and national identity.[1]

Costumes and dresses are of great importance in Azerbaijani culture. Azerbaijani style is visible in ornaments of costumes with artistic embroideries in weaving and knitting. In the 17th century, the territory of modern Azerbaijan was of great importance to the silk industry. Silks were produced in the cities Shamakhi, Basqal, Ganja, Shaki, Shusha, and others.

The style of clothes and their colours reflects their wearers’ marital status, wealth, and other information.

Men’s wear[edit]

Male folkwear is very similar from region to region but always reflects social class.[citation needed]

Outerwear[edit]

National outerwear for men consists of a ust koyney (shirt) or Chepken, Arkhalig, Gaba, Chukha and Kurk.

  • Arkhalig – a long, tight, waist-jacket made of fabrics including silk, satin, cloth, cashmere and velvet, depending on the social status of its owner.
  • Gaba – male humeral outerwear, which is made from tirma, an expensive shawl fabric with a woven pattern of wool or silk.
  • Chukha – male humeral outerwear with layers and gathers that is detachable at the waist. It is made of cloth, tirma, and homespun textiles.
  • Kurk – a collared lamb-fur coat without fastener and decorated with embroidery.

A Russian ethnographer[who?] writes about Azerbaijani male costume:[2][further explanation needed]

{{blockquote|Underwear consists of straight and short shirts of coarse calico, white and mostly dark blue colours with underpants of this very material, which are fastened with tapes on the waist; in winter they are worn over woolen large pants, which are also fastened with tapes. Over a shirt is worn arkhalig made of cotton. Arkhalig is such as a Russian man’s long tight-fitting coat with a short waist and short skirt with gathers on the belt; it is always fastened tightly or in the midst or aside of the chest. Chukha is worn over arkhalig with a short waist and with a skirt with a length of below knees, but the head is covered with a small conic shaped hat made of lamb fur, throughout the year. Short woollen socks are worn to feet.

Headdresses[edit]

Tatar (later known as Azerbaijani) man in typical clothing. The second half of the 19th century.

«Young noble Tatar», drawing by Vasily Vereshchagin, Shusha, 1865

The Papaq was considered a symbol of fortitude, honour and dignity of Azerbaijani men and losing it was considered as a disgrace. To steal a Papaq was considered as a hostile action against its owner and knocking down a papaq was considered a grave insult. The social dignity of the Papaq’s owner could be determined by its shape. Men never took off their papaqs, even during dinner) except before salat. Appearing in public without a headdress was deemed inappropriate.[3]

  • Papaqs made of lamb-fur or karakul, this was the main headwear for men. They had different forms and local names. According to E.Torchinskaya, there are four types of Azerbaijani papaqs in the State Hermitage Museum of Saint Petersburg:
  • Yappa papaq (or qara papaq – black papaq) was widespread in Karabakh and was covered with textile. They differed by colour; gizil papaq (golden) and gumush papaq (silver).
  • Motal papaq (or choban papagi – shepherd’s papaq), which was made of long-haired lamb-fur and was conical, was generally worn by the underclass.
  • Shish papaq (or bey papagi – bey’s papaq) was conical or sharp-ended. According to the name of the material from which it was made, they had a general name – Bukhara papaq, a fur that was brought from Bukhara. It was worn only by representatives of the beys’ estate and the wealthy. Such papaqs were common for the elite.
  • Dagga (tagga) papaq was commonly worn in Nukhinsky Uyezd. Its top was made of velvet.
  • Bashlyk, which is worn around the neck, consists of a hood and long, round ends. In winter, men wear a bashlyk made of cloth and wool. Bashlyks made of camel wool are valuable in Shirvan. The lining of a Bashylk is made of colourful silk because the lining is visible when the head is turned. Generally, the bashlyk is accompanied by a yapinji.
  • Arakhchin is worn under other headdresses (papaq; chalma for women). It is traditional headwear in Azerbaijan and is widespread even in the Middle Ages.
  • Emmame, a type of chalma, is worn by religious leaders such as mullahs, sayyids, sheikhs and others.

Shoes[edit]

  • Jorabs are woollen socks that are popular in Azerbaijan. City residents wear leather shoes with slip-ons. Boots are widespread among aristocrats.
  • Charigs are everyday shoes made of leather or rawhide that are worn by villagers.

Women’s wear[edit]

Azerbaijani woman in national costume

The national female costume of Azerbaijan consists of outerwear and underwear. It includes chadra – a suck-formed swawl – and rubend, a veil that was worn by women when outdoors. Women’s outerwear was made of bright and colourful textiles, the quality of which depended on the wealth of the individual or her family. The clothing also included jewellery such as golden and silver beads, buttons stylised as hordeum seeds, coins, delicate pendants and necklaces. Young women wore bright clothes with bright flowers, unlike their elders.[4]

Outerwear[edit]

Women’s outerwear consists of a shirt with wide sleeves, wide trousers to the ankle and bell-shaped shirts of the same length. Women also wore a knitted shirt with long sleeves (arkhalig, kulaja) that fitted tightly across the back and chest, and had a wide slit at the front. A tight belt was worn around the waist. A quilted, sleeveless jacket was worn in cold weather. Outerwear was often a cloak that was longer than the shirt. Women’s shirts in Gazakh uyezd were long and had slits on each side.[5]

Women of Karabakh wore a tight-fitting chepken (chafken) to the waist and with long, hidden sleeves.[citation needed] Women wore tight pants with wide skirts. Long shirts that reached to the knees were worn in Nakhchivan,. Long shirts were also worn in Shusha, Shamakhi and other districts.[citation needed] Long kulajs were worn only by rich women in Nakhchivan and Ganja.[citation needed]

Headdresses[edit]

Headdresses mostly consisted of leather in the form of a suck or caps of different forms. Over them, several headscarves were worn. Women hid their hair in a special bag called a chutga. Heads were covered with a cylindrical pillbox cap made mostly of velvet. A chalma was tied over it, along with several headscarves, named kelaghayi.

Shoes[edit]

Jorabs were common among women.[citation needed]

Gallery[edit]

  • Azerbaijani girl from Shusha. Photographer Konstantin Zanis. 1898.

    Azerbaijani girl from Shusha. Photographer Konstantin Zanis. 1898.

  • Young Azerbaijani from Shamakhi. 1883.

    Young Azerbaijani from Shamakhi. 1883.

  • Azerbaijani from Baku. 1883.

    Azerbaijani from Baku. 1883.

  • Baku Azerbaijanis in neat costumes. Photographer Luarsabov. 1881.

    Baku Azerbaijanis in neat costumes. Photographer Luarsabov. 1881.

  • Khurshidbanu Natavan with her son Mehdigulu Khan Vafa and daughter Khanbike.

  • Yusif Naghiyev's son and daughter (son-in chukha, daughter-in Chepken).

    Yusif Naghiyev’s son and daughter (son-in chukha, daughter-in Chepken).

  • Sara Ashurbeyli with sisters.

  • Yusif Vazir Chamanzaminli with his family.

In philately[edit]

  • USSR stamp, 1963

    USSR stamp, 1963

  • Azerbaijani stamp, 1996

    Azerbaijani stamp, 1996

  • Azerbaijani stamp, 1997

    Azerbaijani stamp, 1997

  • Azerbaijani stamp, 1997

    Azerbaijani stamp, 1997

Azerbaijan stamps from 2004 depicting 19th century attire. Regional clothes from left to right: Baku, Shusha, Nakhchivan, Shamakhi

References[edit]

  1. ^ «История азербайджанского национального костюма». azeri.ru. 2010-02-19. Archived from the original on 2015-06-18.
  2. ^ «Азербайджанский национальный костюм». azeri.ru. Archived from the original on 2012-04-26.
  3. ^ «Азербайджанский национальный костюм». azeri.ru. Archived from the original on 2012-04-26.
  4. ^ «AZERBAIJAN NATIONAL COSTUMES».[permanent dead link]
  5. ^ «MİLLİ GEYİMLƏR».

Из истории азербайджанского костюма

Сначала поговорим о тканях, которыми испокон веков славился Прикаспийский регион, сегодня представляющий собой Азербайджан!

Национальный азербайджанский костюм, фото № 1

Завозить роскошные ткани в этот регион нужды не было, ведь его население самостоятельно производило шелк, хлопок и шерсть, из которых шили повседневную одежду.

Однако в 19 веке сюда стали завозить кумач, ситец и плюш из России, а в 1901 г. здесь появилась Тагиевская мануфактура. Ситец и тонкий местный шелк шли на пошив нижних рубашек для женщин, а состоятельные семьи могли себе позволить шить нижнюю одежду из баснословно дорогой английской белой ткани — мадаполама, производимой из египетского хлопка. Однако независимо от того, из какой ткани шили нижнее платье, фасон егг оставался одним и тем же: короткая рубаха с длинным рукавом на манжете, застегивающаяся на пуговицу на шее.

Помимо рубахи обязательным элементом женского костюма были шаровары (шальвары), которые подпоясывались цветным поясом с кистями на завязках. На щиколотках шаровары собирались на манжет, к которому пришивались носочки из той же ткани.

На следующей фотографии видны шаровары, выглядывающие из-под юбки:

Национальный азербайджанский костюм, фото № 2

Далее начинались юбки, ведь их было несколько :)

Поверх шароваров женщины надевали нижнюю юбку, поверх нее — среднюю (ара туманы), сверху одну или несколько верхних.

Благодаря такому подходу и тому, что каждая из юбок шилась из ткани разных видов (сатина, парчи, шерсти, шелка) юбки были очень пышными, и верхняя из них была самой длинной, закрывающей все остальные юбки и шаровары. Так из-под богато украшенной вышивкой, монетами и кружевом юбки выглядывали только носки туфель.

Национальный азербайджанский костюм, фото № 3

Туфли зачастую были остроносыми и вычурными, но бывали и другие виды обуви, более простой и сдержанной. На первом фото представлена марка, на которой можно разглядеть туфли с задранными носиками, а на второй, скорее всего, представлен костюм более небогатой женщины:

Национальный азербайджанский костюм, фото № 4

Национальный азербайджанский костюм, фото № 5

Поверх же нижней рубахи женщины надевали туникообразную верхнюю рубаху простого кроя, по низу, как и юбка, богато украшенная монетами, рукава ее украшались плетеными шнурками и шелковой тесьмой. Молодые женщины, как правило, при пошиве верхней рубахи отдавали предпочтение светлым цветам — розовому, желтому, красному, фиолетовому, а женщины старшего возраста тяготели к выбору более темных оттенков.

Вот один из примеров верхней рубахи:

Национальный азербайджанский костюм, фото № 6

Приведу цитату посетившего в 19 веке Баку путешественника: «Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой материи, красного или синего цвета, шелковую весьма короткую рубаху такого же цвета, а сверху надевают коротенький архалыг, также шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою. На этот архалыг надевается другой: у богатых — из парчовой материи, такого же покроя, но с разрезными длинными рукавами. Наконец, шаль красного или темно-синего цвета, в виде чалмы, обертывает голову».

И здесь оставлю две исторические фотографии:

Национальный азербайджанский костюм, фото № 7

Национальный азербайджанский костюм, фото № 8

Азербайджанский национальный костюм

Азербайджанский национальный костюм

  1. Немного истории
  2. Особенности

    • Цвета и оттенки
    • Ткани и крой
  3. Разновидности
  4. Аксессуары и обувь
  5. Современные модели

Азербайджанский национальный костюм представляет собой очень красивый наряд, который отражает в себе всю национальную специфику народа. В процессе создания костюм претерпевал изменения, так же как его страна. Национальный костюм самобытен и красив. Каждая деталь в нем – это определенный символ.

Немного истории

Люди научились изготавливать себе одежду еще в очень далекие времена. Найденные археологические раскопки на территории Азербайджана говорят о наличии этого умения еще три тысячи лет назад до н. э. Тогда были найдены бронзовые иглы и спицы, золотые украшения, глиняные сосуды в форме туфель. Все это говорит о мастерстве людей и развитии культуры уже в те далекие времена .

В 17 веке нашей эры Азербайджан считался одной из главных областей по производству шелка. Ткани славились своей красотой, узорами. Производились удивительной красоты платки и другие вещи.

Особенности

Как и в любом национальном костюме, в костюме азербайджанцев есть ряд особенностей, присущих только ему.

Цвета и оттенки

В цветах преобладают яркие красные сочные оттенки. Причем даже свадебное платье невеста шьет именно из красного цвета. Для азербайджанцев красный цвет является символом благополучия и счастья. Само слово «азер» переводится с арабского как огонь.

Молодые девушки предпочитали надевать наряды из ярких и пестрых тканей, украшенных различными золотистыми узорами. Этим они так отличались от грузинок и горянок, которые предпочитали носить одежду темных цветов. Поэтому яркая цветовая гамма является отличительной особенностью национального костюма азербайджанок.

Ткани и крой

Материал для изготовления костюмов был разнообразным, как своего производства, так и привозной. К местному принадлежал шелк, который научились делать очень давно. Для одежды на каждый день использовали лен, шерсть или ситец. Зажиточные люди могли носить одежду из более дорогой ткани — бархата, шелка, тонкого сукна и «тирмэ».

Отделка одежды могла сделать из самого простого наряда дорогой и богатый на вид костюм. Мастерицы с помощью вышивки бисером, золотыми и серебряными нитками, тесьмы, тонких кружев создавали настоящее произведение искусства. Обычно украшались края одежды, рукавов, полочек кафтанов. Повседневную одежду украшали яркими выделяющимися строчками.

Использовали монеты из драгоценных металлов в качестве украшений, которые могли собирать целыми поколениями.

Разновидности

Мужчины азербайджанцы надевали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время сверху надевалась шуба из овчины. Среди вещей мужского костюма особо выделялась черкеска. Черкеска поверх рубахи, заправленной в штаны, сапоги и папаха на голове – вот как выглядел настоящий мужчина в Азербайджане. Такой образ мужчин Северного Кавказа переняли со временем терские и кубанские казаки.

В обтягивающей тело черкеске воин-кавказец очень красиво смотрелся верхом на коне – широкие плечи, тонкая талия, стройная мускулистая фигура. Носится черкеска застегнутой, с отогнутыми рукавами. На груди располагаются специальные карманы – газырницы. В них вставлялись трубочки-газырки, в которых было пороха ровно на один выстрел, или складывались пули. Большие размеры карманов помогали избежать ран от рубящих ударов при нападении соперника. Со временем газырницы утратили свое прямое назначение и стали элементом отделки.

Обязательным атрибутом костюма был пояс, на который подвешивалось холодное оружие. Головным убором являлась папаха из овец или каракуля.

Женский костюм состоял из рубахи, рукава которой расширялись к низу, короткого кафтанчика и длинной пышной юбки. Все эти вещи были расшиты и украшены различным декором – золотыми нитками, различными узорами, драгоценными монетами. Наряд шился из яркой ткани, обычно красного цвета.

Шапочки всевозможных форм, чепцы, платки различных цветов и размеров надевали на голову женщины. Незамужние девушки покрывали голову шапочкой наподобие тюбетейки, которая украшалась бисером или шелком. Замужние женщины завязывали несколько платков на голову, такой убор назывался дингя.

На ногах носили носки или чулки, которые были с различными рисунками. Их вязали сами женщины из шерсти или хлопчатобумажных ниток. Узоры на чулках напоминали собой узоры на коврах.

Аксессуары и обувь

Обувью у женщин были туфли без задней части, с острым носом и небольшим каблуком. Они носились в теплое время. А зимой на ноги одевалась сыромятная обувь – чарыг.

Мужчины носили чарыг в сельской местности, а в городе башмаки, туфли без задников или сапоги.

Аксессуарами служили различные украшения. Их начинали носить еще девочками в 3-4 года, скорее, как оберег от сглаза. А к замужеству у девушки набиралась уже целая коллекция украшений. Носить их разрешалось не всегда. Запрещено было надевать украшения в дни религиозного обряда, в течение 40 дней после смерти или родов. Пожилым женщинам можно было надевать только скромные серьги и пару колец. Разница между украшениями богатыми и бедными была не слишком заметна, по типу они были похожи. У богатых в украшениях были драгоценные камни, они могли быть более сложно выполнены.

До замужества девушки не носили пояса совсем. На свадьбе родители невесты дарили ей первый пояс – кемер. После этого женщина начинала носить пояса, они уже показывали ее замужний статус в обществе. Пояс украшался монетами и застегивался большой пряжкой на крючках.

Современные модели

Сейчас на улицах Азербайджана уже не встретить людей одетых в национальные костюмы. Их носили примерно до 20 века, а в сельской местности чуть дольше. Но увидеть их можно увидеть в театрализованных представлениях, музеях.

Но в настоящий момент идею шаровар, длинной юбки, верхней одежды, похожей на вещи из азербайджанского национального костюма взяли себе за основу многие европейские модельеры. Поэтому, увидев подобные вещи в итальянской одежде, не удивляйтесь. Местные дизайнеры в Азербайджане тоже начинают возвращение к своей культуре в моде.

Слайд 1

Азербайджанский национальный костюм Работу выполнила ученица 8 «А» класса МОУ СОШ №53 Шагинян Кристина

Слайд 2

Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику. В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании. В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале , Гяндже , Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др. Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно. С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах. Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

Слайд 3

Верхняя одежда Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи » (рубахи) или чепкена , архалыга , габы , чухи (плечевой одежды). Архалыг был однобортный или двухбортный . Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей. Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы . Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани. Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками. Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме: «Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т. н. архалыг , всегда на вате. Архалыг — это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку ее. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки».

Слайд 5

Головные уборы Азербайджанец в народном одежде. Фотография Д. А. Никитина. Вторая половина XIX века. У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения ( дестемаза ) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора. Папахи из бараньего меха или из каракуля ( гарапол ) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской , хранятся 4 типа азербайджанских папах: Яппа папаг (или « гара папаг » — «чёрная папаха») — была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — « гызыл папах» (золотая) и « гюмюш папаг » (серебристая). Мотал папах (или « чобан папахы » — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения. Азербайджанец в народном одежде. Фотография Д. А. Никитина. Вторая половина XIX века.

Слайд 7

Шиш папахы (или «бей папахы » — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати. Дагга ( тагга ) папах — была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата . Башлык — состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы . Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века. Эммаме — (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.). «Бек-татарин из Карабаха». Рисунок Г.Гагарина.

Слайд 8

Обувь В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — « джораб ». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — « чарых ».

Слайд 9

Женская одежда Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «чадру» и лицевую занавеску — « рубенд » , которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами. В XIX веке статский советник Иван Иванович Шопен описывал наряд азербайджанок Армянской области (называя из «татарками») следующим образом Пляска Татарок несравненно прятнее и самый наряд особенно способствует их оригинальности: наряд этот состоит из парчевой кофты, которая застегивается на талии, и красной шелковой рубашки с большим разрезом впереди, которая застегивается на шее, обнаруживает при каждом движении тело бронзового цвета, татуированное в разные узоры; шаравары заменяют юбку и ширина их может спорить с объемом платья самой модной из европейских пуристок. Вместо чулок татарки носят узорчатые шерстяные носки ярких цветов; густые черные волосы, разбросанные кудрями по плечам, довершают наряд и с выгодою для красоты их заменяют всякую другую, более вычурную, головную уборку. Азербайджанка из Баку. Фотограф Ф. Орден. 1897 год

Слайд 10

Верхняя одежда Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Одевали женщины также облегающюю спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами ( « архалыг » , « кюляджа ») , имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам. Женщины Карабаха носили прилегающий к талии « чепкен » (« чафкен ») с длинными ложными рукавами. Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные. Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи . Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов . 1881 год

Слайд 11

Головные уборы Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В « чутгу » — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков.

Слайд 13

Обувь На ногах носились чулки — « джораб ». Туфли были такие же как и мужчин — без задников.

  • Рассказ о адаме и еве
  • Рассказ о автомобиле на английском
  • Рассказ о абель тасман
  • Рассказ о а никитине 5 класс кратко
  • Рассказ о bts на английском языке