Рассказ о балете ярославна

Б.И. Тищенко балет «Ярославна»

Тищенко балет «Ярославна»

«Слово о полку Игореве». Эта бесценная патриотическая поэма Древней Руси всегда вдохновляла учёных, литераторов, художников и композиторов. Безусловно, самым известным творением, созданным по мотивам старинной рукописи, является «Князь Игорь» — выдающаяся опера гениального русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Минуло почти сто лет и отечественные меломаны вновь увидели, как княжеская дружина Игоря воюет с врагами на сцене музыкального театра, однако уже в другом жанре – хореографическом. Речь идёт о балете талантливого советского композитора Бориса Тищенко «Ярославна», в котором образы древнерусской истории представлены зрителю совершенно в ином, новом прочтении.

Краткое содержание балета Бориса Тищенко «Ярославна» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Игорь Святославич князь Новгород-Северский
Ефросиния Ярославна жена князя Игоря
Святослав Всеволодович князь Киевский
Кончак половецкий хан
Див злой демон
Русские воины, половецкие воины

Краткое содержание балета «Ярославна»

Краткое содержание балета «Ярославна»

Русь, 1185 год.

Тревожна и опасна жизнь русичей на родной земле. Междоусобные войны князей ослабляли разрозненное государство. Нещадные кочевые племена постоянно совершали жестокие набеги, убивая и угоняя в плен мирных жителей. Скорбь и страдания постоянные спутники русского народа. Женщины не перестают оплакивать своих убитых мужей и сыновей.

Киевский правитель Святослав Всеволодович призывает удельных князей прекратить воевать друг с другом и совместно направить все усилия для борьбы с внешним врагом – половцами. Однако не внемлет Новгород-Северский князь Игорь Святославич дальновидному призыву Святослава. Жаждущий власти и искушаемый Дивом, Игорь тайно ото всех, сговорившись со своим младшим братом Всеволодом, собирается в военный поход. Наспех простившись с женой Ярославной, которая отговаривала мужа от этой опасной затеи и, несмотря на плохое предзнаменование, указанное солнечным затмением, князь от своих намерений не отказался.

В походе дружину настигает ночь, а на следующий день произошла первая битва с половцами, в которой русичи одержали лёгкую победу. Вдоволь повеселившись с половчанками, уставшие воины заснули, а проснувшись, увидели полчища кочевников, которые за ночь собрали силы, и окружили лагерь русских. Началась вторая битва, длившаяся три дня. На третий день полки Игоря были повержены. Степь была услана мертвыми телами храбрых воинов, а сам князь пленён половцами.

Горькая весть быстро прилетела в Путивль. Русский город утонул в слезах. Ярославна, чувствуя, что её любимый муж жив и находится в плену, с мольбами обращается к духам природы, чтобы они помогли Игорю вернуться домой. Вышние силы благодетельствовали князю, он сумел сбежать из плена и возвратиться в родной край.

 Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт
40 мин. 25 мин.  30 мин.

Фото:

Тищенко «Ярославна» балет «Ярославна» краткое содержание

 

Интересные факты

  • Согласно исследованиям историков «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича, совершённом в 1185 году, было написано неизвестным автором через два года после описываемых событий. Летопись обнаружили в одном из монастырей в самом конце восемнадцатого века, переписали и направили в издательство. К большому сожалению, уникальная рукопись была утрачена во время знаменитого московского пожара 1812 года, однако благодаря сохранившейся переписанной копии и печатным экземплярам мы сегодня имеем возможность знакомиться с этим замечательным древним литературным шедевром.
  • Борис Тищенко родился в Ленинграде в 1939 году. Школу закончил с золотой медалью, после поступил в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, в которой по композиции занимался у Дмитрия Шостаковича.

Дмитрий Шостакович

  • Борис Тищенко – выдающийся советский и русский композитор, Народный артист РСФСР оставил богатое творческое наследие, включающее оперу, оперетту, 3 балета, 8 симфоний с номерами и 8 симфоний с названиями, 2 реквиема, многочисленные оркестровые пьесы и сюиты, вокально-симфонические произведения, произведения для хора а капелла, инструментальные ансамбли, произведения для фортепиано, а также музыку к 9 кинофильмам и 9 театральным постановкам.
  • Изначально авторы балета «Ярославна» композитор Борис Тищенко и хореограф Олег Виноградов предполагали дать своему новому детищу символическое название «Затмение». Этим они хотели указать не только на астрономическое явление, предзнаменовавшее гибель русского войска, но и затмение в душе князя Игоря, который, несмотря на предостережения, повёл своих воинов в бессмысленный трагически закончившийся военный поход.
  • Дмитрий Шостакович настолько был поражён музыкой «Ярославны», насквозь пропитанной русским духом, что с большим удовольствием просматривал спектакль трижды. Восхитившись творением своего ученика, он на одной из репетиций, взволновавшись, назвал Бориса Тищенко гением.
  • Через два года после премьерного показа «Ярославну» разрешили к вывозу за границу. В 1976 году, балет успешно был показан на фестивале во французском Авиньоне. После просмотра спектакля лидер одной молодёжной организации заявил, что теперь он понял почему «Советский Союз одержал победу во Второй мировой войне.
  • Борис Тищенко никогда не увлекался новомодными техниками композиции, однако ради воплощения своей идеи в балете «Ярославна» он взялся за тщательное изучение сонорики и алеаторики.
  • После долгого перерыва балет Бориса Тищенко «Ярославна» был поставлен вновь. Премьерный показ состоялся в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» 30 июня 2017 года. Балетмейстер Владимир Варнава, дирижёр Валерий Гергиев.
  • В 1974 году в советском Ленинграде балет Бориса Тищенко «Ярославна» считался полудиссидентским.
  • Билеты на балеты

История создания балета «Ярославна»

Можно с уверенностью сказать, что история балета «Ярославна» началась с того момента, когда талантливому балетмейстеру театра оперы и балета им. С.М. Кирова Олегу Виноградову, возможно в процессе работы над хореографическими сценами оперы «Князь Игорь», пришла в голову идея вновь обратиться к древнему сюжету, но воплотить его в хореографии. Шесть лет он собирал и изучал материалы, составлял многочисленные варианты либретто. В результате напрашивался вывод, что для этого балета нужны совсем другие средства, нежели привычный классический танец, то есть иные хореографические построения и пластика, а также своеобразная режиссура и художественное оформление спектакля. Тщательно обдумав все нюансы будущего балета, Виноградов обратился к композитору Борису Тищенко, который к тому времени был автором многожанровых музыкальных произведений и к тому же слыл преданным последователем школы Дмитрия Шостаковича. Заинтересовавшись поступившим предложением и тщательно подготавливаясь к повторной встрече с хореографом, Тищенко, внимательно перечитав «Слово о полку Игореве», в итоге пришёл к такому мнению, что описанные события не героическая эпопея, как её обычно представляют, а трагедия целого народа.  Композитор для себя определил, что образ князя Игоря должен существенно отличаться от того каким его представил в своей опере Александр Порфирьевич Бородин. Помимо этого, в творческом тандеме авторов было сразу решено, что спектакль будет новаторским с введением в него женского и мужского хоров, которые в ключевых моментах будут исполнять подлинный текст «Слова о полку Игореве».

Борис Иванович Тищенко

Музыка была написана за несколько месяцев. Спектакль готовился к постановке в Малом театре оперы и балета, так как Олег Виноградов с 1973 года служил там главным балетмейстером. Для сценографической работы был привлечён режиссёр московского «Театра драмы и комедии на Таганке» Юрий Любимов, чей творческий стиль в театральном искусстве в то время слыл весьма революционным. Оформление «Ярославны» было решено сделать лаконичным и аскетичным, но обязательно пронизанным символикой. Сцену декорировали увеличенными страницами древних летописей, кроме того на ней воздвигли курган как-будто сложенный из человеческих тел и увенчали фигурой похожей на могильный крест.

Премьера балета состоялась в 1974 году 30 июня. Дирижировал спектаклем Александр Сергеевич Дмитриев, который впоследствии вспоминал, что «Ярославна» явилась одной из самых запоминающихся его работ.

Не только первый, но и последующие сто двадцать постановок «Ярославны» проходили с большим успехом, однако через несколько лет балет был снят с репертуара, так как ему были предъявлены несправедливые обвинения в недопонимании патриотического смысла «Слова о полку Игореве».

Музыка балета «Ярославна»

«Ярославна» уже изначально задумывалась авторами как новаторский спектакль с расширенными границами классического балета. Во-первых, в драматургию произведения был введен мужской и женский хор, которые, исполняя подлинные тексты «Слова о полку Игореве», не только бы поясняли события, происходящие на сцене, но, кроме того, передавали эмоциональный настрой главных героев. Во-вторых, чтобы усилить колорит, музыкальный язык спектакля был фантазийно раскрашен тоскливыми наигрышами деревянных духовых инструментов, скорбными «завываниями» оркестра, а также энергичными ритмами, рисующими военные действия.

ноты балета «Ярославна»

Балет, разделённый по сюжету на три действия, состоит из сцен, имеющих соответствующие происходящему действию названия.

  • «Вступление к первому действию». Уже сразу архаический настрой в музыку балета вносит открывающий спектакль одинокий и поначалу несмелый голос флейты-пикколо. Её протяжная мелодия, напоминающая народный напев, в процессе развития становится более раскованной. Впоследствии звук пикколо оплетается подголосками сначала одной флейты, потом второй, а затем и кларнета. Образуя своеобразные не особо привычные для слуха гармонии, эта музыка тосклива и печальна. 
  • «Стон русской земли». Молитвенный хорал струнных, по характеру отличается особой строгостью и суровостью, ведь звучащий на его фоне мужской хор горько сетует на междоусобицы чванливых князей.
  • «Усобица». Этот номер продолжает повествование о раздорах себялюбивых местных правителей и ярко иллюстрирует княжеские распри. В этой сцене впервые вступает женский хор, который стонет и жалуется, ведь всё происходящее приносит горе и ослабевает силу земли русской.
  • «Убитый» и «Плач по убитому» — в соответствии с названием музыка данных разделов наполнена угрюмыми интонациями плача, так как отображает страдания людей, потерявших своих близких.
  • «Ярославна». В этом разделе перед зрителями впервые появляется главная героиня. Её чувственная и проникновенная тема, олицетворяющая нежную женственность, чистоту и верность, окрашена тембрами гобоя и кларнета.
  • «Святослав». В данном номере в исполнении валторны призывно врывается пронзительная музыкальная тема. Чередующаяся с хором, она отображает призыв дальновидного киевского князя прекратить распри и объединиться для борьбы с внешними врагами.
  • «Игорева дружина», «Сборы в поход», «Слава Игорю». Эпизоды характеризуют заносчивого князя Игоря и его сильную на зависть дружину. Молодые люди идут в ополчение и хвалятся своей храбростью.
  • «Ярославна с Игорем». Нежная и светлая музыка этой сцены является лирическим центром произведения.
  • «Начало похода». Ритмичная музыка эпизода иллюстрирует военные сборы, приказ князя о начале похода, а также радость Дива от предвкушения кровавых жертв.
  • «Затмение». Кульминация первого действия. На фоне высокого свистящего звука органа малый кларнет исполняет, передающий сильный испуг, короткий мотив. К нему с той же музыкальной фразой, как звуковой ком, сразу начинают прибавляться другие инструменты. Звуковая масса внезапно обрывается – наступает шокирующая пауза.
  • «Степь». На фоне таинственного волнообразного глиссандо скрипок, как блуждающие призраки возникают многозначительные реплики флейты, гобоя и кларнета.
  • «Первая битва с половцами». Это динамичная музыка с острыми ритмами, колоритно рисует батальную сцену, в которой преимущество в звучании отдаётся духовым инструментам. Например, кочевников автор изображает звучанием низких деревянных духовых, а русских воинов – звонким звучанием медных.
  • «Ночь перед второй битвой». Скользящие глиссандо возникают вновь, но уже у альтов. Музыка передаёт беспокойный сон русских воинов.
  • «Ночные предчувствия». Солирующая скрипка, на фоне гоготания мужского хора, невнятных хрипов медных инструментов, поддерживаемых ударами барабана и там-тама, рисует картину, которая будоражит воображение.
  • «Вторая битва». Здесь устрашающий характер музыке раздела придаёт своеобразный судорожный ритм, подчиняющий себе все оркестровые голоса.
  • «Плач Ярославны». Номер наполнен особым драматизмом и напряжённостью. Главная героиня печалится по томящемуся в плену своему любимому мужу и русским воинам, которые погибли в битве с врагом. В музыке нет отчётливой мелодической линии, она состоит из заунывных нисходящих интонаций.
  • «Игорь у половцев». В этой развёрнутой сцене довольно интересно показаны образы половецкого мира, которые одновременно притягательны, но в то же время и отталкивают своей, дикой необузданной силой.
  • «Молитва». Суровый и мрачный колорит сдержанного мотива, в котором повторяются одни и те же слова «Господи Боже, помилуй мя», повелительно призывает к единению и тем самым подводит итог всего произведения.

«Ярославна». Такое название авторы балета дали своему произведению неспроста. Это имя на Руси во все времена символизировало Родину, святую веру, самоотверженность, верность и мудрость. Билеты на балеты

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Борис Тищенко «Ярославна»

Композитор

Дата премьеры

30.04.1974

Жанр

Страна

СССР

Сцена из балета «Ярославна». Фото из архива Ю. Василькова

Хореографические размышления в 3 актах по мотивам «Слова о полку Игореве» на музыку Бориса Ивановича Тищенко.

Сценарист, балетмейстер и художник О. Виноградов, режиссер Ю. Любимов, дирижер А. Дмитриев.

Первое представление: Ленинград, Малый оперный театр, 30 июня 1974 г.

Действующие лица:

Игорь, князь Новгород-Северский. Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская. Владимир, сын Игоря. Святослав Великий, князь Киевский. Князья. Плакальщицы. Кончак, хан Половецкий.

Действие первое

1. Усобицы

О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей!.. Ибо сказал брат брату: «Этомое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Тоска раз лилась по Русской земле; печаль обильная потекла посреди земли Русской.

2. Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины

Тогда великий Святослав изронил «золотое слово», со слезами смешанное: «Уже пал позор на славу. Склоните стяги свои, вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов. Вы ведь своими крамолами начали наводить поганых на землю Русскую». Зло сказали Игорь и Всеволод: «Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а будущую сами поделим!»

3. Начало похода

Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Жены русские восплакались, приговаривая: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать».

4. Затмение

…Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы… Солнце ему тьмою путь заступало; ночь стонами грозы птиц пробудила.

Действие второе

5. Поход

Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел воинов своих,тьмою прикрытых. И сказал Игорь-Князь дружине: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование. Игорь к Дону воинов ведет.

6. Первая битва

Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец!

О Русская земля! Ты уже за холмом!.. Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие и, рассыпавшись стрелами по полю, помчали красных девушек половецких. Червлен стяг, белая хоругвь, червлена челка, серебряно древко — храброму Святославичу!

7. Окружение

Долго ночь меркнет. Заря свет уронила, мгла поля покрыла. Щекот соловьиный уснул… А половцы непроторенными дорогами помчались к Дону великому: кричат телеги в полуночи, словно лебеди встревоженные. Гзак бежит серым волком, а Кончак ему след указывает к Дону великому. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. …Половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили.

Действие третье

8. Вторая битва

На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают… Быть грому великому! О Русская земля! Ты уже за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Билися день, билися другой; на третий день к полудню пали стяги Игоревы. Тут братья раз лучились на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недостало; тут пир закончили храбрые русичи: сватов на поили, а сами полегли за землю Русскую. Тут Игорь-князь пересел из седла золотого в седло рабское.

9. Плач Ярославны

На Дунае Ярославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу,—говорит,— кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».

10. Побег

Погасли вечером зори. Игорь спит, Игорь бдит, Игорь мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца. Коня в полночь Овлур свистнул за рекою. А Игорь-Князь поскакал горностаем к тростнику, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками.

11. Возвращение

Игорь-князь в Русской земле. При уныли у городов забралы, и веселье поникло. А Игорева храброго войска не воскресить!

12. Призыв

Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую!


«Балет „Ярославна» ленинградского композитора Бориса Тищенко мне довелось посмотреть трижды, и всякий раз я был захвачен силой и выразительностью этой русской по духу музыки. Спектакль суров и трагичен, он не повторяет привычные представления о походе князя Игоря, величавость, характерную для эпической оперы Бородина. В балете главенствуют свои тона и краски. Спектакль, сочиненный и поставленный балетмейстером Олегом Виноградовым, интересен, в чем-то полемичен, и я допускаю, что части зрителей он может показаться спорным по своей концепции. Но я лично причисляю себя к тем, кого авторы убедили в выбранном ими решении» (Дмитрий Шостакович).

Древняя Русь подарила человечеству замечательный литературный памятник — поэму «Слово о полку Игореве», созданный неизвестным автором в конце XII века. Каждый школьник знает сюжет «Слова», и, в то же время, его идеи и образы, даже его ритмика до сих пор являются предметом глубоких исследований ученых. Хореограф вспоминал: «Я работал над этим балетом шесть лет, собирая и изучая материалы. Было написано несколько вариантов либретто, пока не понял, что этот спектакль привычными средствами с классической лексикой не может быть решен. Здесь нужны приемы драматического театра, другая, более современная пластика, метафоричность режиссуры и хореографических построений, суровость и жесткость повествования. Музыка дала возможность сделать главное — обрести независимость от первоисточника и вместе с тем — верность каждой строке. Музыка Бориса Тищенко к „Ярославне» — это одно из самых интересных балетных произведений, которые я когда-либо встречал в жизни».

Многие из качеств, необходимых для сочиняемого балета, хореограф нашел в спектаклях московского театра на Таганке, и потому привлечение к постановке Юрия Любимова было естественным. Хотя, занятый до предела своим театром, режиссер не смог уделить много времени новому для него жанру балета, но его творческий стиль в «Ярославне» явно ощутим. Его влияние чувствовалось и в лапидарном оформлении спектакля, пронизанном интонациями и символикой, свойственные древнерусскому искусству. Вспоминались знакомые с детства графика летописных шрифтов и заставок, неповторимость старинной иконописи. На фоне желтого задника с черными строками «Слова» то и дело возникали странные, но впечатляющие композиции. Безмолвный, словно сложенный из людских тел, курган, вершину которого венчала женская фигура, напоминающая намогильный крест. Или плакальщица с тряпицей, из которой в натуральное ведро выжимается не вода, а «алая кровушка».

Свежесть и новизна музыки Бориса Тищенко — одного из талантливейших ленинградских композиторов — была на удивление созвучна великому памятнику прошлого. С первых тактов захватывало ее динамическое разнообразие: от жалобно-печальных звуков флейты, служивших «заставкой» спектакля, до экспрессивнейших средств современной музыкальной выразительности. Роль хора, введенного композитором в хореографическое произведение, важна не только тем, что мы слышим текст «Слова». Важно и другое — балетмейстер и режиссер, вслед за композитором, строят спектакль как коллективное, хоровое действо, в котором голоса Игоря и Ярославны лишь более различимы. Первоначально балет именовался авторами «Затмением». Символика такого названия раскрывалась не только в реальном затмении солнца, как бы преграждающем путь дружине Игоревой (этот исторический факт весьма эмоционально описан в «Слове»). Затмение Игоря заключается в том, что его личное бесстрашие, героизм трагически бессмысленного похода лишь усугублял беды земли Русской. Неудача похода приблизила самое страшное из затмений — многовековой татарский полон. Создатели «Ярославны» прочли старинный текст глазами современных художников, создали спектакль-предостережение. Его жанровое обозначение — хореографические размышления — призывало зрителя, потрясенного увиденным, задуматься об уроках истории.

Тищенко отмечал: «В характеристике русского стана — Игоря и дружины — я стремился воссоздать национальный колорит через активные ритмоформулы, словно опертые на полную ступню. В иной, острой ритмике предстало в моем сознании половецкое начало, вызывая ассоциации со степными кочевьями, со зловещим цокотом копыт маленьких лошадей». В спектакле свободной пластике босоногих русских воинов противостоял почти неперсонофицированный образ половецкой конницы, изображаемой женским кордебалетом на пуантах. Зритель ощущал как этими «копытцами» безжалостно топталась русская земля, видел, как эти человекоподобные муравьи облепляли свою добычу — незадачливых дружинников князя Игоря. В финале после, казалось бы, почти счастливого конца — возвращения Игоря и его прощения народом — внезапно поднимался задник, и перед зрителем возникал бесчисленный фронт чужеземной конницы. Татаро-монгольское иго зримо нависало над страной, раздираемой княжескими раздорами. Последний эпизод партитуры назывался «Молитва»…

В спектакле поражала редкая эмоциональная наполненность всех исполнителей, превосходно освоивших непростую хореографию. Недаром вскоре именно всему коллективу балета Малого театра была присуждена почетная премия Ленинского комсомола. К премьере роль Игоря, князя Новгород-Северского — по существу антигероя балета, у которого молодецкая удаль не корректировалась разумом, — подготовили Василий Островский и Никита Долгушин. В рамках концепции всего спектакля первый был убедительнее, в то а время как Долгушин не смог полностью отказаться от бородинских традиций. Образ княгини Ефросиньи Ярославны — а беспредельно любящей жены, истинно русской женщины, «берегини» дома и по существу всей родной страны — был более традиционен. С теплотой и мастерством рисовали его Татьяна Фесенко и Тамара Статкун. Нельзя забыть плач Ярославны — птицы, бьющейся в тоске и тревоге об невидимую клетку, не дающую ей улететь к томящемуся в неволе супругу.

Надо признать, что этот балет — суровый по духу и во многом новаторский по выразительным средствам — вызвал различные отклики. С одной стороны, большинство официальной критики обвиняло спектакль в отсутствии патриотизма, в непонимании исторического значения «Слова», в использовании будто бы чуждого отечественному хореографическому театру стиля «модерн балета». Но были и защитники: помимо Шостаковича талантливый спектакль поддержал крупнейший специалист по древнерусской литературе академик Дмитрий Лихачев. Чтобы напомнить хулителям резкий и суровый тон «Слова о полку Игореве», в программу либретто к спектаклю были введены после названия эпизодов фрагменты древнего текста. Так, например, для «Усобиц» были выбраны такие слова: «О, стонать Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Ибо сказал брат брату: „Это мое и то мое же». И стали князья про малое „это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. Тоска разлилась по Русской земле; печаль жирна течет средь земли Русской». А после возвращения Игоря: «Игорь-князь в Русской земле. Приуныли у городов забралы и веселье поникло. А Игорева храброго войска не вернуть!».

С другой, более многочисленной стороны на «Ярославну» устремились зрители, обычно не посещающие балетные спектакли: гуманитарная и техническая интеллигенция, студенческая молодежь. Многие, кого привлек этот спектакль, приходили в театр снова и снова. И каждый раз эмоциональное потрясение рождало у них новые чувства, новые мысли, порой весьма далекие от двенадцатого века. Спектакль выдержал более 120 представлений. Мало того, в 1976 году он был отправлен на знаменитый Авиньонский фестиваль. Подобно тому, как в 1909 году в парижском «Русском сезоне» сенсационный успех имели фокинские «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», так и новое поколение мастеров русской хореографии, создавшее «Ярославну», сумело произвести необычайный фурор в обширной молодежной аудитории. Как ответ на упреки в отсутствии в спектакле патриотизма прозвучало публичное заявление одного из лидеров французской левой молодежи: «Теперь я понял, почему Советский Союз победил в минувшей войне». Балетмейстер и театр гордились такой реакцией.

Давно идут разговоры о восстановлении спектакля Тищенко—Виноградова—Любимова в каком-либо театре. Но будет ли уже ставший легендой некогда новаторский спектакль, будивший мысль в душной атмосфере застоя, столь привлекателен сегодня?

А. Деген, И. Ступников


Сцена из балета «Ярославна». Фото из архива Ю. Василькова

Одно из наиболее значительных сочинений Тищенко — балет «Ярославна», написанный по мотивам великого литературного памятника России XII века «Слова о полку Игореве». С момента своего возрождения в начале XIX века это произведение неизменно привлекает внимание художников, работающих в самых разных видах искусства. Нельзя не упомянуть в этой связи, несмотря на общеизвестность этого факта, что «Слово» легло в основу одной из величайших русских опер — «Князя Игоря» Александра Порфирьевича Бородина.

Премьера балета на сцене Ленинградского Академического Малого театра оперы и балета (некогда именовавшегося МАЛЕГОТом, ныне — Театром имени М.П.Мусоргского) состоялась 30 июня 1974 года. Катализатором явления этого необычного, смелого спектакля явился сам театр, на протяжении многих десятилетий своего существования тяготеюший к экспериментаторству. Автором либретто был главный балетмейстер театра Олег Виноградов, осуществивший постановку не только как хореограф, но и как художник. Режиссерское решение спектакля принадлежало одному из крупнейших мастеров советского театра шестидесятых — восьмидесятых Юрию Любимову, основателю и руководителю легендарного Театра на Таганке. Дирижером — постановщиком спектакля был Александр Дмитриев, для которого «Ярославна» стала одной из самых ярких работ в театре.

В музыке «Ярославны» переплелись магистральные линии, пронизывающие все творчество композитора. Сопричастность прошлому и талант погружения в его тайны. Глубокий интерес к подлинному фольклору, прежде всего фольклору русскому, как неиссякаемому источнику музыкальных идей. Не могло не сказаться на стилистике балета и многолетнее увлечение Тищенко музыкой Востока, прежде всего традицией японской средневековой музыки гагаку. Наконец, здесь, как и в лучших симфониях Тищенко, явственно и органично проявилось его обостренное, драматическое переживание мира.

Глубоко изучив открытые представителями послевоенного европейского музыкального авангарда технические возможности, Тищенко использует широчайший арсенал новаторских для своего времени выразительных средств, вплоть до сонористики и алеаторики. Однако ему несвойственна самоценная увлеченность музыкальными технологиями — все технические аспекты композиции лишь способ достижения нужного эмоционального состояния.

Вступление открывает одинокий голос — посвист флейты-пикколо. Здесь, как и во всей протяженности балета, звучность деревянных духовых нередко ассоциируется с архаикой, вызывая в памяти и «Весну священную» Стравинского, и тембры древних японских флейт. Всматриваясь в бездонную глубь веков, одинокий человек погружается в темень истории. Кларнет, словно кукушка, дарует годы путнику.

Ключевые фрагменты текста «Слова о полку Игореве» (в спектакле МАЛЕГОТа тексты летописи были элементами сценографии) звучат в исполнении хора, то рассказывающего о давних событиях, то комментирующего происходящее, то перерождающегося в действующих людей и голоса природы.

В «Стоне Русской земли» мужской хор повествует о распрях русских князей: «Сказал брат брату: „Это мое, и то мое же“». Композитор разворачивает перед слушателями картину тревожной жизни Руси. Раздираемая междоусобицами земля становится жертвой набегов кочевых племен. В «Усобице» мы слышим крики угоняемых в половецкое рабство женщин, хрипит перед смертью пахарь («Убитый»). Возвращаются интонации русского плача.

Одна из сквозных тем «Ярославны» — музыкальное олицетворение женщины и отчизны, музыка, воплощающая бесконечную чистоту и светлый покой. Другая ключевая тема появляется в эпизоде «Святослав». Сурово скандирует хор, поддерживаемый кличами медных, его «золотое слово, со слезами смешанное»: «Вложите в ножны свои мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов». Но Игорь и Всеволод, а за ними игорева дружина храбрятся и хвалятся: «Помужествуем сами: переднюю славу сами похитим, а заднюю сами поделим». Эта интонация «сами» вернется в конце «Сборов в поход» в явственно ироническом контексте. «В этом угрюмо—хвастливом „сами“, — пишет Борис Кац, — в этом безответственном отделении своей судьбы от судьбы страны, народа — корень того рокового заблуждения, которое и привело поход к катастрофе, обернулось первым в истории пленением кочевниками русского князя, гибелью его дружины и в результате — неисчислимыми бедствиями земли Русской».

После лиричнейшего прощания Ярославны с Игорем, отдаленно ассоциирующегося с проникновенными балетными адажио Прокофьева, войско князя выступает в поход. Кульминационный фрагмент сочинения — финал I акта — «Затмение». На фоне звенящего в верхнем регистре органного кластера кларнет—пикколо высвистывает маленький тревожный мотив, на полтона ниже тот же мотив звучит у первого кларнета, подобным образом вступают все инструменты оркестра, и, наконец, слушателя окружает безжалостно плотное, густое, как тьма, давление немыслимой оркестровой массы, которое внезапно обрывается генеральной паузой.

«Великолепно написана сцена затмения, — писал об этом эпизоде Шостакович, — нам, слушателям, невольно передается ужас людей того давнего времени, людей храбрых и умных, столкнувшихся с непонятным и грозным явлением природы». Несмотря на дурное предзнаменование, Игорь продолжает поход, ведя своих воинов к Дону. «О, Русская земля! Ты уже за холмом!»

Перед войском возникает бесконечный степной горизонт. В усыпляющие глиссандо скрипок лишь изредка вторгаются неотчетливые степные шорохи. В первой из ночных сцен балета — «Степь» — звучность женского хора безмятежно прозрачна.

Светает. Начинается первая битва с половцами, развернутая динамичная батальная сцена. Игорь и его дружина побеждают еще немногочисленные половецкие отряды. Вечером начинаются непритязательные игры с половецкими девушками—полонянками. Блистательного вдохновения полны заключительные сцены второго действия — кульминация балета. «Ночь перед второй битвой»: вновь возникают, уже у альтов, скользящие глиссандо. Но этот мотив степи передает и непокойный сон дружины. Неисчислимое половецкое войско окружает ее: Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает. Половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон…» Все это ощущают спящие русские воины. В «Ночных предчувствиях» половцы чудовищным наваждением являются им во сне. Гортанное гоготание мужского хора, подобное интонированию тибетских монахов, языческое волхвование том—тома, глухой голос барабана, хрипы меди сплетаются в будоражащую воображение картину, над которой парит солирующая скрипка, исступленную страстность которой подчеркивает подзвученность микрофоном.

Образ половецкого мира в балете вообще невероятно интересен: здесь действует одновременно притягательная и отталкивающая, инфернальная сила. «В атмосфере пьянящей, ядовитой истомы, — писал Михаил Бялик, — таится погибельная опасность, которая, как взгляд удава, околдовывает и гипнотизирует жертву». В спектакле Малого оперного театра половецкое войско воплощалось женским кордебалетом, танцующим на полупальцах. Невероятные по размаху «Вежи половецкие», где радикальнейшим образом использованы алеаторические приемы, предваряет громовые кличи «Идола».

Интонации кличей возвращаются в начале третьего действия. Огромная его часть — картина второй битвы, которая заканчивается поражением русского войска: «С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные… Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы». На фоне «степного» глиссандо (теперь у виолончелей и контрабасов) под ночным небом юга слышны стоны умирающих («Степь смерти»). Ярославна скорбит о поражении Игоря и его дружины. «Кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу, — говорит, кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле—реке, утру князю кровавые его раны…»

Игорь томится в плену у половцев, «мыслию поля мерит от великого Дона до малого Донца» и решает совершить побег. Торжественные юбиляции «Возвращения» композитор предваряет эпизодом «Мальчик — пахарь». В нем возвращается тематический материал вступления к первому действию — прежде, нежели прибыть в стольный град, князь ступает на родную землю, и она принимает его отнюдь — у Тищенко — не победителя. Мощно, повелительно звучат слова, призывающие к единению, но не они одни подводят итог сочинения. В финале впервые соединяются в тихом хорале мужской и женский хор, и «Ярославна» завершается словами молитвы.

Композитор вынужден был отказаться от первоначального названия сочинения — «Затмение»: оно казалось слишком тяжелым, беспросветным. Но взгляд автора на историческую ситуацию трагичен, полон печали. В отличие от безвестного летописца, он видит коллизию с невероятной, почти публицистической остротой.

Нельзя не привести оценку, принадлежащую Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу: «Балет мне удалось посмотреть трижды, и всякий раз я был захвачен выразительностью этой русской по духу музыки».

Наряду с лучшими сочинениями Бориса Чайковского, Родиона Щедрина, Моисея Вайнберга, Альфреда Шнитке, Андрея Петрова балет Бориса Тищенко отражает искания художников ХХ века и является высоким образцом отечественной музыки 1960–1980 годов. Вместе с тем «Ярославна» — одна из тех вершин развития европейского искусства, что по-прежнему захватывают и убеждают слушателя.

К. Учитель

реклама

вам может быть интересно

Публикации

  • Энциклопедия
  • Разное
  • Балет Ярославна

Впервые драматическая танцующая труппа «Ярославна», в исполнении хореографии и симфонии, произошла в 1974 г. Спектакль прошел в Ленинградском академическом малом театре. Представление было задумано, как смешение балета с хоровым исполнением и пантомимы. Образность «Ярославна» представила себя в новом обличии в искусстве современного балета.

Исторический момент спектакля

Это произведение задумал поставить ленинградский специалист по танцам в балете О.М.Виноградов. Это был не просто отечественное преставление, а была изображена подлинность и его дух. Схема танца и его графика должны были изменить всю структуру простого балета. Для этого Виноградов привел композитора Б. Тищенко, который ранее был последователем Д. Шостаковича. Тищенко заинтересовало такое предложение и вскоре он стал автором этого музыкального произведения. Его путь к славе не был простым и его музыка шла к слушателям годами. Самым известным его произведение стала «Ярославна». Сам Борис же представил свою партию и ввел еще хоровое исполнение, при этом изложил ход своих мыслей в письменном виде. Обыкновенное театральное представление должно проходить с точным вхождением в эпизод харизматичном виде. Ярославна сюда так не подходила. Тищенко сразу был против, он самостоятельно разобрался в определении каждого эпизода. Виноградов беспрекословно подчинился работе Борису. Работа заключалась в том, чтобы исключить вариации таких, как па-де-де и тому подобных движений по сцене.

На сценографию был приглашен Ю.Любимов, это руководитель художественной самодеятельности театра на Таганке.

Хоровое выступление в мужском обличии передает уникальную энергичность военного похождения, а какое прекрасное звучание издают оркестровые наигрыши. В первом акте звучит свирель, ее звук напоминает народное исполнение песен.Во втором действии слышны усыпляющие стоны скрипки. Затем издаются некоторые шорохи, передавая моменты наступления битвы. В третьем акте передаются многие моменты плача княжны, стоны пахаря, читаные молитвы.

В качестве консультанта выступал академик Д.С.Лихачев.

Получившийся спектакль «Ярославна» был просто оригинальным и вскоре разрешили выступать на гастролях за рубежом.

Доклад №2

Впервые балет был поставлен в Ленинградском академическом оперном театре в 1974 году. Балетмейстером выступил хореограф О. М. Виноградов, он же составил либретто ко всему балету и продумал костюмы. По его задумке спектакль должен был быть пронизан русским духом от начала и до конца, воплощать в себе традиции русского народа, отражать истинно русские ценности. Постановка состояла из трех актов и кардинально отличалась от традиционного академического русского балета. Спектакль сочетал в себе хореографию, пантомиму и хоровое пение, что в то время было воспринято как новаторство в этом виде искусства.

Композитором выступил Борис Тищенко — ученик известного Дмитрия Шостаковича. Он самостоятельно установил длительность каждого музыкального отрывка и не стал следовать традиционным балетным установкам.

В основу спектакля легло знаменитое произведение “Слово о полку Игореве”. Сценография была возложена на знаменитого режиссера и художественного руководителя Юрия Любимова, особую роль которого отметил Б. Тищенко. Стоит отметить, что в написании сценария участвовал лучший специалист по данной летописи — Д.С. Лихачев.

Вопреки опасениям создателей, спектакль был хорошо встречен зрителями и даже разрешен к вывозу на гастроли, где был успешно показан на Авиньонском фестивале во Франции. Критики обратили особое внимание не только на русскую атмосферу, которую так стремились создать авторы, но и на историческую достоверность спектакля.

Действующие лица:

  • Княгиня Новгород-Северская (Ефросиния Ярославна);
  • Князь Новгород-Северский (Игорь);
  • Половецкий хан Кончак;
  • Сын князя Игоря Владимир;
  • Князь Киевский Святослав Великий;
  • Другие действующие лица — Плакальщицы, Князья, Русские и Половецкие воины.

Сюжет:

  • 1 действие: экспозиция, завязка сюжетных линий. Междоусобицы. На Руси, угроза извне, намерение князей совершить поход, интриги в их рядах. Хор в песне «Стоне Русской земли» повествует о разногласиях князей: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё же». Терзаемая междоусобицами провоцирует своей слабостью набеги половцев. «Усобица» показывает зрителю ужас этих нападений, смерть и пленение мирного населения. Мощная сцена «Затмение» в конце первого акта давит на зрителей, показывает безысходность сложившегося положения. Звук всех инструментов оркестра резко обрывается, наступает генеральная пауза.
  • 2 действие: первое сражение войска Игоря с половцами, где последние терпят поражение. Вечером победители пируют и развлекаются, не зная, что в это время их окружают вновь прибывшие силы половцев.
  • 3 действие: поражение и пленение князя Игоря. Его жена Ярославна скорбит о поражении его войска. Князь совершает побег, действие завершается его призывом к мести половцам.

Балет «Ярославна» по-прежнему является образцом русского искусства и находит отклик в сердцах зрителей и критиков.

7 класс краткое содержание

Балет Ярославна

Балет Ярославна

Популярные темы сообщений

  • Способы добывания пищи животными

    Что такое питание для любого живого организма, в том числе, для животных? Это процесс поглощения пищи для поддержания их жизнедеятельности.

  • Плещеев Алексей Николаевич

    Плещеев Алексей Николаевич – русский писатель и поэт, родился в 1825г. в Костроме, но прожил свои детские годы в Нижнем Новгороде и был единственным ребенком. Несмотря на свое дворянское происхождение, его семья была бедной.

  • Жуки

    Жуки — это насекомые, которых относят к типу членистоногих и царству животных. Слово жук посвилось в следствии совмещения двух латинских слов – ножны и крылья. На Руси слово появилось благодаря подражанию звука, во время полета жук.

  • Подготовка к ВПР

    Всероссийская проверочная работа, это, конечно, не экзамен и бояться этого не стоит. ВПР проводятся исключительно для отслеживания уровня знаний в школах.

  • Город Иваново

    Первое документальное упоминание о месте, где сейчас стоит город Иваново, приходится на 1609 год. На этом месте беглые крестьяне основали острог. В Смутное время этот острог был опорным пунктом для сторонников Лжедмитрия II.

В основе сюжета балета «Ярославна», с кратким содержанием которого не помешает ознакомиться перед просмотром самой постановки, лежит «Слово о полку Игореве», вполне справедливо считающееся памятником русской литературы в ее истоках. Музыкальное оформление действий и техника танца позволили посмотреть на это направление театрального искусства с совершенно другой стороны, отойдя от привычного его понимания.

"Ярославна" - краткое содержание балета Б.И. Тищенко

Содержание

  • История постановки балета
  • Основная сюжетная линия
    • Ключевые персонажи
    • Краткое содержание
  • Отзывы о спектакле

История постановки балета

История создания балета «Ярославна» берет свое начало с 70-х лет XX века, когда знаменитый советский хореограф Олег Михайлович Виноградов, живший и работавший в Ленинграде, задумал постановку по-настоящему русского танца, буквально пропитанного славянским духом. Долго размышляя над тем, какая сюжетная линия может стать основой спектакля, балетмейстер пришел к выводу, что лучшим вариантом является великое древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», предположительно написанное в конце XII столетия и освещающее военные события тех лет.

"Ярославна" - краткое содержание балета Б.И. Тищенко

Основной сюжет писания разворачивался вокруг неудачного похода, который русские князья попытались совершить против половцев, будучи разгромленными в итоге. Однако постановка на тему в исполнении Виноградова в значительной мере отличалась от знаменитой оперы «Князь Игорь» Александра Бородина, так как автор рассматривал события и персонажи тех лет с совершенно другой позиции, попытавшись продемонстрировать эти образы зрителю с непривычной стороны.

Также сегодня известны следующие интересные факты о балете «Ярославна»:

"Ярославна" - краткое содержание балета Б.И. Тищенко

"Ярославна" - краткое содержание балета Б.И. Тищенко

  • Главной героиней спектакля автор решил сделать Ефросинью Ярославну, известную как жена новгород-северского князя Игоря, а также как дочь галицкого князя Ярослава, и в дальнейшем все события и действия представлены, как отражение ее чувств и переживаний. Собирательница земель, женщина, жена, мать — именно так, по мнению Виноградова, нужно формировать образ того самого русского духа со всем его величием, трагизмом, жертвенностью и подлинностью.
  • Автором музыки к спектаклю стал Борис Иванович Тищенко, известный советский, а позже и российский композитор и народный артист, который обучался искусству у легендарного Дмитрия Шостаковича. Именно он предложил сопровождать музыкальный ряд оригинальным текстом из древнего сказания, не представляя композиции без него. Кроме того, автор добавил хоровое исполнение и сложные вокальные сцены, максимально отойдя от балетных постановок в их классическом понимании и сразу же отказавшись от сохранения точного хронометража по известному принципу Петипа-Чайковского. Позже Виноградов вспоминал, что полностью подчинился воле Тищенко и ни разу не пожалел об этом, искренне восхищаясь каждой его идеей, используемой для написания гениальных мелодий.
  • Сценографом балета стал Юрий Любимов, легендарный режиссёр «Театра на Таганке», оперный постановщик, актер и педагог, которому балет обязан своей неформальностью и новизной, став своеобразным перформансом того времени. Сам Виноградов считал, что благодаря талантливому художественному руководителю, спектакль буквально ожил с момента его первого появления в зале.
  • Для того чтобы отображать события великого наступления с максимальной исторической точностью, Виноградов обратился за помощью к академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, вполне справедливо считавшемуся одним из лучших специалистов, исследовавших «Слово о полку Игореве» в СССР.
  • Спектакль заслужил всеобщее признание, получив многочисленные положительные отзывы как со стороны театральных критиков, так и от зрителей. Свою лепту в составление положительных рецензий внес и Дмитрий Шостакович, учеником которого был Борис Тищенко. Позже он признавался, что смотрел балет трижды, каждый раз вдохновляясь не только хореографией, но и ее талантливым музыкальным сопровождением, считая его очень русским по духу.

Безусловно, балет «Ярославна» Тищенко и Виноградова, последний из которых стал автором либретто и костюмов для постановки, внес неоценимый вклад в развитие современного классического танца, фактически став олицетворением грандиозной хореосимфонии, подробно освещающей исторические факты из жизни Древней Руси.

Громкий успех постановки послужил поводом для того, что ее разрешили к вывозу в гастрольные туры за рубеж, где в 1976 году состоялась громкая премьера во французском Авиньоне.

Основная сюжетная линия

Ознакомившись с особенностями драматургии постановки, следует рассмотреть главные события, которые легли в основу литературного произведения и, как следствие, самой постановки. Краткое описание сюжета «Слово о полку Игореве» поможет составить конспект или сообщение на тему о балете «Ярославна», параллельно максимально раскрывая и детали постановки.

Ключевые персонажи

А для того чтобы не возникало путаницы, которая имеет место при изучении новой информации, рекомендуется в первую очередь ознакомиться с главными героями балета «Ярославна», а также их характерными особенностями. Так, ключевыми персонажами повести и ее театральной постановки под руководством Виноградова, являются:

"Ярославна" - краткое содержание балета Б.И. Тищенко

"Ярославна" - краткое содержание балета Б.И. Тищенко

  • Ярославна, княгиня Новгород-Северская, олицетворяющая собой образ верной супруги, тоскующей за своим мужем и молящей за него. Именно ее молитва, именуемая плачем, в начале третьей части «Слова», считается одним из самых высоких поэтических фрагментов этого повествования, оказавшим огромное влияние на русскую культуру в целом. В произведении показано, что любовь и вера тужащей за мужем жены способны сохранить его в целостности и сохранности даже в самом тяжелом сражении. Имя княгини нередко упоминалось в стихотворениях и прозе, ее лик отображали знаменитые живописцы, а стан увековечивали в камне лучшие монументалисты. Сегодня же ювелирные дома даже выпускают украшения в старорусском стиле, называя коллекцию «Ярославна».
  • Князь Новгород-Северский Игорь, персонаж не нуждающийся в представлении, так как он известен даже учащимся средних классов. Отважный правитель и полководец, совершивший несколько походов, включая половецкий. Потерпел поражение в 1185 году, он отвоевал свои позиции спустя несколько лет, забрав награбленное и освободив пленных.
  • Половецкий хан Кончак. Именно против этого Донского хана, организовывавшего набеги на Киев и Переяславль и крутившего интриги в княжеских распрях, выступая то на одной, то на другой стороне, собрал поход князь Игорь.
  • Сын князя Игоря Владимир, который после неудачной битвы попал в плен к Кончаку, но сумел вернуться домой, женившись на дочери хана.
  • Князь Киевский Святослав, отец Игоря. Стоит напомнить, что правитель земли Русской был женат дважды и его второй брак стал причиной серьезного конфликта с архиепископом по неясным причинам. Так, согласно одной версии, ссора и отказ в венчании княжеской пары произошли на почве того, что невеста не выдержала траур по первому мужу. Вторая версия гласит, что виновником конфликта стал сам Святослав, первая супруга которого была жива на момент его второй женитьбы.

В балетной постановке задействовано множество второстепенных персонажей, которые также способны отражать героический поступок русских воинов и силу их духа.

Другие русские князья, с которыми был, так или иначе, связан Игорь, плакальщицы, тужащие за погибшими и попавшими в плен, сами воины, их враги половцы — все эти герои дополняют общую картину, делая ее максимально наполненной и соответствующей духу того времени. Что касается танца, то он также играет большую роль, наглядно передавая физическую и душевную боль героев, причем в непривычной подаче.

Краткое содержание

Общая продолжительность спектакля составила 2 часа 10 минут с одним только антрактом, несмотря на то, что всего было предусмотрено три части. Так, первая часть, названная «Раздраем», включила в себя четыре действия: «Усобицы», «Призыв Святослава и сговор Игоревой дружины», «Начало похода» и «Затмение». Вторая часть, именуемая «Черным актом», была представлена в трех действиях, среди которых «Поход», «Первая битва» и «Окружение», тогда как третья («Спасение») состояла из таких пяти последовательных актов, как «Вторая битва», «Плач Ярославны», «Побег», «Возвращение» и «Призыв».

Весь сюжет произведения также можно разбить на три основных части, в которых события развивались в таком порядке:

"Ярославна" - краткое содержание балета Б.И. Тищенко

"Ярославна" - краткое содержание балета Б.И. Тищенко

  • «Раздрай». Во вступлении можно видеть, как искушенный князь Игорь мечтает о возрождении былой славы. Параллельно раздается как глухой протяжный стон голос земли Русской, скорбящей о погибших в бесконечных усобицах. Ярославне предстает страшное предсказание, но не слышит ее молодой князь с кипучей кровью, жаждущий новых подвигов. В итоге собирает полководец войско, призывая истребить половецкого врага. Не удается княгине отговорить своего любимого супруга от похода, который в предчувствии свежей крови не хочет ничего слышать. Солнце скрывается за затмением и отправляется войско на верную погибель, прославляя своего государя.
  • «Черный акт». Приходит полк Игорев на половецкую землю, где степи дурманят своим буйством цветения, заставляя всплывать в голове былые поражения и картинки грядущей катастрофы. И вот бой, который заканчивается легкой победой для русских воинов, получивших трофеи в виде богатств и местных девушек. Но когда заснули воины богатырским своим сном, одна из дев устраивает кровавое жертвоприношение, дабы известить родное племя половецкое о надвигающейся на него погибели. Доходит до него дурная весточка и начинаются шаманские танцы и вымаливание у богов пощады.
  • «Спасение». После пробуждения Игорь вновь отправляется в путь вместе со своими верными воинами. И вдруг ему встречается оазис со всякими яствами, женщинами и вином. На самом деле это засада и войско Игорево терпит бесславное поражение, пав прямо в этом поле. Чувствует беду, Ярославна молит все силы, чтобы смог вернуться ее муж домой, но не слышит ее Игорь, заточенный в темницу, мимо которой вереницей пролетают загубленные души погибших воинов. Со временем князю удается освободиться от плена и вернуться домой, пусть и без своего полка, павшего в половецких степях. Но вместо того, чтобы успокоиться и примириться с судьбою, велит он ковать новые мечи и собирать войско еще больше прежнего, мечтая, наконец-то, разбить врага.

Сказка ложь, да в ней намек, и поставленный по повествованию балетный спектакль наглядно отображает весь абсурд происходящего в этой кровавой каше, а также обреченность народов, вынужденных служить своим воинственным повелителям.

"Ярославна" - краткое содержание балета Б.И. Тищенко

«Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал» — по этой цитате можно понять, какие силы управляют великими завоевателями, отправляя их на подобные подвиги, что всячески подчеркивал в своей постановке Виноградов, приводя сравнение действий противоборствующих сторон.

Отзывы о спектакле

Балет «Ярославна» произвел яркое впечатление не только на критиков, но и на зрителей, притом что речь идет о представителях разных поколений, которым довелось смотреть постановку вживую или в записи. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы и рецензии, которые можно найти в сети.

В школе задали написать сообщение по теме «Балет «Ярославна», и я, как мне кажется, успешно справился с этим заданием, поэтому спешу поделиться своим опытом. Сначала я написал вступление, состоящее из нескольких предложений, в котором обозначил главную тему постановки и ее авторов. Основную часть я разбил на несколько, упомянув интересные факты о балете, его главных героях и кратко описав сюжет. Вывод сделал таким же небольшим, как и вступление, подведя общие итоги. Для полноты картины прикрепил репродукцию моего любимого русского художника Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Максим, Тольятти

К сожалению, посмотреть оригинальную постановку Виноградова мне не позволил тогда еще детский возраст и место жительства, но это не мешает мне изучать вопрос. Я сама по образованию историк, поэтому тема знакомая и для меня животрепещущая. Несколько раз перечитывала либретто и пересматривала телевизионную запись балета, которую удалось отыскать в сети, и все время полный восторг! Собираюсь углублять свои знания в этой области, так как она действительно заслуживает особого внимания.

Светлана, Новосибирск

Одно время увлекался историей Киевской Руси в период после ее крещения и знаменитое «Слово» заняло в моем любительском исследовании особую нишу. Посчастливилось увидеть постановку Виноградова 1974 года в МАЛЕГОТе, и сказать, что я тогда был поражен, это значит не сказать ничего. Ярко, смело, экспрессивно, казалось, что на этом этапе вся история классического танца разделилась на «до» и «после». Жаль, что сегодня не ставят ничего подобного, я бы с удовольствием сходил.

Николай Борисович, Санкт-Петербург

Предыдущая

Краткое содержание«Степь» — краткое содержание повести Антона Павловича Чехова

Следующая

Краткое содержание«Чудик» — краткое содержание рассказа В.М. Шукшина

Балет «Ярославна». Вступление «Стон Русской Земли»

Балет «Ярославна» впервые был поставлен 30 июня 1974 года на сцене Ленинградского академического малого оперного театра. Это новаторская работа, которая представляла собой смешение балетного танца, пантомимы и хора. Литературной основой спектакля стал шедевр древней литературы, рассказывающий о неудачном походе князя Игоря на половцев – эпическое произведение «Слово о полку Игореве». Балет был задуман хореографом Олегом Виноградовым. Музыку к нему написал композитор Борис Тищенко, а сценографией, художественным оформлением спектакля, занялся Юрий Любимов.

Творчество Бориса Тищенко – достояние национальной культуры

Российский композитор Борис Иванович Тищенко родился 23 марта 1939 года в Ленинграде за два года до начала войны. Маленького Борю с мамой Зинаидой Абрамовной эвакуировали в поселок Берды Оренбургской области. В доме из радио и патефона постоянно раздавалась музыка, звучали песни военных лет композиторов Соловьева-Седого, Мокроусова, Блантера. Мелодии изумительных песен произвели неизгладимое впечатление на мальчика, и уже в семь лет он решил стать композитором.

Первые уроки музыки Боре давала мама. Она научила сына искренне любить музыку, открыла ему волшебный мир искусства. Впоследствии они вдвоем напевали песни Шуберта и исполняли на фортепиано в четыре руки произведения великих композиторов.

По возвращению в родной Ленинград Борис продолжил обучение в школе. Однажды на уроке музыки, после прослушивания пьесы Шумана «Дед Мороз», учительница попросила детей написать сочинение на тему зимнего персонажа. Однако Борис, неправильно поняв слова преподавателя, написал не литературное, а музыкальное сочинение. Едва научившись нотной грамоте, мальчик кое-как записал ноты и показал рукопись. После проигрывания учительницей первой композиции юного таланта, Борис пришел в восторг от того, как звучит его сочинение. Это был первый композиторский опыт будущего музыканта.

В дальнейшем Борис Иванович получил высококлассное образование. Он окончил семилетнюю музыкальную школу при консерваторском училище, а затем училище при Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Продолжил обучение в консерватории по классу композиции и фортепиано, а затем в аспирантуре у профессора, пианиста и композитора Дмитрия Шостаковича.

Борис Тищенко работал в разных жанрах и направлениях. Он писал музыку к фильмам, серьезные произведения крупной формы. Одной из значительных композиций считается музыка к балету «Ярославна», пронизанная русским фольклором и восточными мотивами.

Балет «Ярославна» и опера «Князь Игорь»

Балетмейстер и либреттист произведения Олег Виноградов не случайно выбрал на роль главной героини Ярославну, а не храброго Игоря – являющегося центральным действующим лицом в опере «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина. По словам Виноградова, Ярославна – это образ русской женщины, символ Родины, святой веры, самоотверженности, на котором основана вся конструкция спектакля. Все дальнейшие образы возникают, словно проходя через ее душу, чувства и мысли.

Женщина в жизни многих народов – это символ мира, родины, дома, ей принадлежит ключевая роль в сохранении национальных традиций, духовных ценностей. В истории русского народа значение женщины неоценимо. Оно коренится в специфике и особенностях исторической судьбы России, в ее военном характере.

Вступление и «Стон Русской земли»

Первое действие открывается небольшим оркестровым вступлением, в котором одиноко звучит мелодия, исполненная на флейте-пикколо. Это один из самых маленьких инструментов, учитывая его габаритные размеры, и самый высокий по звучанию. Кстати, в переводе с итальянского «piccolo» означает «малый, маленький».

Пение флейты-пикколо переносит в атмосферу глубокой старины и напоминает звучание древних русских инструментов – жалейки, свирели или окарины. Музыкальные колористические украшения «глиссандо» – плавное скольжение от одного звука к другому, ассоциируются с человеческим голосом, со стоном, с протяжной жалобной песней русской души.

Как будто издалека, из-за кулис доносится эхо – это второй голос флейты, который звучит заунывно, напоминает вой ветра на пустынной земле.

Постепенно добавляется третий голос: звучание двух флейт и кларнета переплетаются в единое целое. Выбор количества инструментов не случайно – в древнерусской церковной музыке число три связано со Святой Троицей, одним из наиважнейших понятий православия.

Начало «Стона Русской земли» знаменуется вступлением скрипичных инструментов: скрипок, альтов, виолончелей и контрабаса, которые передают мистическое настроение. Они предвещают неизбежную беду, что-то страшное. Волнообразные мелодические линии ассоциируются с подъемами и падениями – это душа страны пытается вознестись ввысь, но опять стремительно падает вниз. Завороженно вторят струнным инструментам фаготы и кларнеты.

Трубы и литавры призывно звучат в кульминации, они создают возвышенно-драматическое настроение. Трагический оттенок,  суровость, строгость и сдержанность подчеркивает мужской хор, который поет: «Тоска разлилась по Русской земле».

Ярославна (балет)

02.12.2020

Ярославна (балет) — балет, поставленный в Ленинградском академическом малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в 1974 году.

Спектакль задумывался как новаторский, значительно расширяющий границы классического русского балета и представлял собой смешение самого балета, пантомимы и хорового пения. По мнению ряда балетных критиков Ярославна явила собой новый шаг в развитии современного балета, представляя «по существу, некую грандиозную эпико-драматическую хореосимфонию».

История постановки

Спектакль был задуман ленинградским хореографом О.М. Виноградовым, как истинно русский спектакль, не просто на русскую тему, а подлинно русский по духу и образности. В итоге, автор пришёл к теме князя Игоря, рассматривая, однако, эту тему с противоположных позиций, чем в опере «Князь Игорь», Александра Бородина. Хореографический язык и сценография также должны были радикально отличаться от принципов классического балета. Сам Виноградов позднее вспоминал:

«Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства.»

Для реализации своего замысла Виноградов привлек композитора, ученика Дмитрия Шостаковича, Бориса Тищенко, который и стал автором музыки к спектаклю.

«Боря Тищенко без подлинных текстов «Слова» музыки не представлял: он ввел в партитуру хор и гениально сочинил все вокальные сцены, органично вошедшие в музыкально-хореографическую ткань спектакля. Обычно создаваемый композиционный план балета по принципу Петипа — Чайковского, с точным хронометражем каждого эпизода, сюда не подходил. Боря сразу категорически от этого отказался, самостоятельно определив длительность каждого музыкального фрагмента. Я безоговорочно подчинился Тищенко в работе,

восторгаясь каждым сочиненным им отрывком. Никаких привычных форм балета — вариаций, па де де и так далее — здесь быть не могло!».

В качестве сценографа был приглашен знаменитый режиссёр, художественный руководитель Театра на Таганке Юрий Любимов. Композитор Борис Тищенко вспоминает о роли Любимова в создании спектакля:

«Юрий Петрович Любимов просто освятил эту постановку…Я помню как он приехал, мизансцены построил и всё зажило!».

Также, в качестве консультанта участвовал крупнейший специалист по «Слову о полку Игореве» академик Д.С. Лихачёв.

Получившейся спектакль, несмотря на опасения создателей, был, в целом, встречен положительно как критикой, так зрителями, чему немало поспособствовала сугубо положительная рецензия Дмитрия Шостаковича.

«Балет «Ярославна» мне довелось посмотреть трижды. И всякий раз я был захвачен его музыкой — очень русской по духу… В ключевых моментах действия звучит хор. Поются подлинные тексты «Слова о полку Игореве». Это придаёт всей постановке не просто оригинальность, а историческую достоверность, художническую подлинность

«.

Спектакль был разрешен к вывозу на гастроли на Запад. В частности, он с успехом прошёл на Авиньонском фестивале в 1976 г. (Франция).

Действующие лица балета и исполнители партий

  • Ефросиния Ярославна, княгиня Новгород-Северская — Татьяна Фесенко,Тамара Статкун,Светлана Широких
  • Игорь, князь Новгород-Северский — Никита Долгушин, Василий Островский, Константин Новосёлов
  • Кончак, хан Половецкий — Александра Мальгина
  • Владимир, сын Игоря
  • Святослав Великий, князь Киевский — Олег Ужинский
  • Князья, Плакальщицы, Русские воины, Половецкие воины — Артисты кордебалета Малого оперного театра

Библиография

  • Борис Тищенко. Ярославна, балет в 3-х действиях, либретто О.Виноградова, партитура. — Ленинград: Музыка, 1977.
  • Молева, Светлана Васильевна
  • Рихман, Георг Вильгельм
  • Хамитов, Александр Радикович
  • Авангард-Агро
  • Альборето, Микеле
  • Биография

  • Проекты

  • Публикации

  • Афиша

  • Отзывы

  • Друзья

  • Контакты

  • info@varnava.net
    +7 (964) 387 1819
  • Russian

  • English

Балет «ЯРОСЛАВНА. ЗАТМЕНИЕ». Мариинский театр.

Премьера 30 июня 2017 года, Мариинский театр

Балет «Ярославна (Затмение)» Борис Тищенко написал в 1974 году для ленинградского Малого оперного театра. Спектакль в постановке хореографа Олега Виноградова и режиссера Юрия Любимова стал одним из самых громких балетных событий 1970-х, новаторским шедевром, признанным не только советской публикой и критикой, но и гостями престижного Авиньонского фестиваля. В корне отличный от знакомого по опере «Князь Игорь» взгляд на описанные в «Слове о полку Игореве» события, зрелищные режиссерские находки и пронзительная музыка Тищенко гипнотизировали зрителей на протяжении четырнадцати лет жизни того спектакля. Автор нового сценического решения сочинения Тищенко – хореограф Владимир Варнава. «Читая текст «Слова о полку Игореве», я стараюсь проводить параллели с собой и в своем спектакле по этому произведению ищу эмоции, образы, близкие сегодняшнему зрителю, – говорит постановщик. – Моя история про человека, я размышляю о том, что происходит в душе того, кто совершает поступок лишь в угоду своим амбициям, желая удовлетворить свое эго, накормить своего демона. Это может быть про каждого из нас, и мне хочется, чтобы каждый зритель подумал о своих делах. «Ярославна» не про геройский подвиг, не про освободителя, это трагедия. Это как «Макбет» наоборот – такой хэштег я бы дал нашему спектаклю. В «Макбете» мы наблюдаем почернение души человека, а здесь из затмения через испытания и самую главную вину – смерть большого количества людей, герой приходит к ясности. Тема прозрения одного ценой жизни многих есть в «Слове о полку Игореве», и моя задача как постановщика – этот замысел проявить».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I. Раздрай 
Искушаемый Дивом, князь Игорь мечтает «прошлую славу похитить, а будущую разделить». 
Слышен стон земли русской. Здесь усобицы – дело привычное. Убийство не удивляет. Дива опьяняет запах свежей крови. Опускается небо. Плачут по убитому святые, но не слышат их люди. 
А княгиня Ярославна в мёртвых глазах страшное будущее прочла. 
Всякий князь власти хочет, да не каждый получит. А Игорева дружина сильна на зависть. Молодой князь вдохновляет. Кровь кипит. Записываются парни в ополчение, встают под знамена Игоря, чтобы добыть себе почестей, а князю – славы. Начинаются сборы в поход. Призывает Игорь истребить врага – «Слава Игорю!». 
Слишком мало времени у Ярославны с Игорем. Не удаётся ей отговорить мужа, убежденного в своей правде. Даёт князь команду к началу похода. Кличет Див, предвкушая кровавую жатву. 
Солнце скрывается. Затмение.

II. Чёрный акт 
Поход продолжается. Ступает войско на чёрную половецкую землю. Cтепь дурманит. Тут мерцают и былые бедствия, и призраки грядущих катастроф. Страшно. Но первая битва с половцами приносит лёгкую победу. Каждому своя награда: Игорю – трофей, а разгоряченной дружине – игры с половецкими девушками. 
А когда засыпают воины, приносит дева кровавую жертву, чтобы известить своё племя. Не обманут ночные предчувствия половцев. Сливаются они в шаманской пляске, молят идола. Див доволен.

III. Спасение 
Пробуждение не приносит князю покоя. Игорь уговаривает уставших воинов двигаться дальше. 
Вдруг… оазис! Как дорогих гостей встречают дружину! Всё, о чём мечтает в дороге воин, – вот оно! Еда, питье, женщины… И главный подарок – князю! 
Но это засада. Проиграна бесславно вторая битва. Полегли воины в степи смерти. 
А княгиня чувствует: смерть вокруг, но жив ещё Игорь. Несёт ветер плач Ярославны: хоть богов она готова просить, хоть воду, хоть землю – только бы вернули ей мужа. 
Игорь в темнице. Текут мимо потоком души погибших воинов. 
Див торжествует. Он готов побег устроить, чтобы Игорь новое войско собрал. 
Ярославна в отчаянии. Закончилась Ярославна. Нет сил, нет надежды. Мальчик ей обещает: вернётся. Но возвращение Игоря горем омрачено. 
Новый призыв возникает. Меч выкован, враг намечен. Пойдём? 
О чём молитва будет: о победах будущих или о мире?

Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут 
Спектакль идет с одним антрактом

Возрастная категория 12+

фото: Виктория Назарова

  • Рассказ о ведьме король и шут текст
  • Рассказ о балерине для детей
  • Рассказ о вдове из сарепты сидонской
  • Рассказ о балерине анне павловой
  • Рассказ о васнецове для 3 класса литературное чтение кратко