Рассказ о бересте для детей

Конспект непрерывной непосредственно — образовательной деятельности

по познавательному развитию

 в старшей группе

Тема: «Волшебство бересты»

Воспитатель I квалификационной категории

Плотникова Анастасия Юрьевна

Санкт-Петербург

2019 г.

  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ: «Познавательно-исследовательская деятельность»

 ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель: — расширить и уточнить представления детей о русской берёзе и бересты , о её удивительных особенностях, полезных свойствах.

-познакомить детей с полезными свойствами, и особенностями бересты.

— обогащать представления детей о мире предметов сделанных из бересты;

— расширить природоведческий словарь детей (чечевички)

— развивать творческие способности детей.

— воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Задачи:

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать эстетический вкус.

Познакомит со свойствами берёзы и её коры – бересты, в ходе экспериментальной  деятельности (прочность, гибкость, многослойность).

 Воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности природы и произведений народного творчества  России.

Воспитывать интерес к народному искусству.

Обучающие:

Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари.

Познакомить обучающихся со свойствами берёзы и её коры – бересты ,строе-нием и использования её в быту. Дать представление о художественной ценности материала.

Обогащать словарь детей словами-прилагательными.

Материал:

Береста снятая с дерева, пенёк берёзовый, берестяные шкатулки , кузовок, лапоть, украшение , картина из бересты, стальная заострённая палочка, фотографии с письменностью на бересте.

Подготовительная работа:

Дети знакомятся с  лиственными деревьями и песнями про берёзу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

 Здравствуйте, ребята! Меня зовут Настасьей .На улице зима и я пришла к вам помочь натопить вашу печку.

Ребята как вы думаете с чем я к вам пришла?

Я принесла замечательных берёзовых дров. А где у вас печь?

Дети: Нет печки !У нас работают батареи.

Воспитатель:

А у нас в деревне дома отапливают дровами и самые лучшие из них это берёзовые, а растапливаем дрова берестой с поленца. Береста очень быстро разгорается и горит как спичка.

Вам знакомо слово «Береста»? (Ответы детей).

Как вы думаете зачем береста берёзе?( Ответы детей)

(Показ материала-бересты)

Береста-это верхний ,защитный слой  у коры .Один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных предметов. Береста — это удивительно пластичный и теплый материал. Белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали много полезностей .Но об этом я расскажу позже. Сейчас расскажу о самой бересте.

Давайте разглядим саму бересту. Потрогайте её.

Кора берёзы состоит из нескольких слоёв. Наружный слой – это береста, чистый и белый по всей площади которого имеются чёрточки.

Как вы думаете зачем береста берёзе?( Ответы детей)

Это защитный слой!

Как вы думаете зачем он –этот защитный слой? ( Ответы детей)

Эти чёрные чёрточки так называются чечевичками, через них берёза дышит, осуществляет газообмен. На зиму чечевички закрываются, заполняясь особым веществом.  Береста состоит из тончайших слоёв, которые образуются в процессе роста дерева. Наружный слой шершавый и слоистый, а внутренний слой приятный как будто бархатный.

Таким образом, мы можем сказать, что береста – это чудо – материал: красивый, пластичный, прочный, лёгкий, а главное, обладает необыкновенной энергетикой. Об этом знали ещё наши прадеды.

В Новгороде была найдена берестяная книжка из 12 страниц, написанная в12 веке, молитва. Эти письма пролежали в земле более 800 лет и сохранились до наших дней.

— Вот мы с вами и выяснили, что это за материал такой – береста.

— А теперь поговорим о заготовке и хранении бересты.

Береста не продаётся в магазинах. Поэтому «заготовка бересты» — это то, без чего  не обходятся.

Разглядываем  пенёк берёзовый .Где ствол, кора, береста на нём.

Есть несколько правил заготовки бересты, которые нужно знать, чтобы не навредить природе:

1. Не нужно брать сырья больше, чем вы можно использовать .

2. Ствол должен быть ровным и гладким.

3. Бересту лучше собирать в конце весны, в начале лета. Когда соко-движение.

4. Выбираем дерево для снятия бересты которое пойдет на дальнейшую обработку. Например мебель ( табурет , стол) деревянные полы.

Снимать бересту можно несколькими способами:

1 способ — спиралью . По кругу отдирают бересту от ствола.

2 способ — пластование: делаем два надреза вокруг и надрез вдоль и лопаткой отделяем бересту от ствола.

3 способ – ско́лотень (цилиндр): спиливаем дерево чурбаки  и длинным , тонким ножом отделяем бересту от ствола и выбивают осторожно.  

— Вот мы и разобрали с вами способы заготовки бересты.

Давайте ребята с вами поиграем  в старинную игру « Ручейок» , под песню «Во поле берёзка стояла».

А сейчас я вас приглашаю в небольшой музей берестяных изделий.

И поговорим о изделиях из бересты. Без бересты нашим предкам пришлось бы туго. Из неё делали предметы первой необходимости. Например: крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, шляпы и лапти т.к. береста не промокает. Предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу — это ковшики, ложки. Ковшики и посуду делали так искусно что хорошо воду держали и не пропускали не капельки.

Давайте опробуем налить воду в стаканчик из бересты. И мы увидим что вода не капает.

Хочу отдельно вас познакомить с таким не заменимым предметом как ТУЕС . В современном мире у нас есть термос , а раньше это был туесок. С ним ходили в поля работать и еда оставалась горячей или если надо  холодной. Еда в нём могла долго храниться свежей благодаря свойствам коры. В нем солили грибы, квасят капусту, держат мед, сметану, ягоды, и ничего в туесе не портится. 

Может быть, кто-то из вас знает предметы из бересты? (Ответы детей).

Воспитатель:

— Ребята, давайте с вами повторим кто что запомнил про бересту. Скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня беседовали, с каким материалом познакомились?

Всё верно, мы познакомились с таким материалом, как береста.

— Что вы мне кратко можете рассказать о бересте?

— Кто может кратко сказать, как заготавливают бересту?

Молодцы, всё усвоили, занятие с вами было очень интересным.

— До свидания, до новых встреч. Мне было с вами очень приятно общаться.

  • 8 июля 2016

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели и задачи НОД: 

  • расширить представления детей об образе берёзы;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • знакомить детей с разновидностью коры – берестой;
  • учить простейшим приемам работы с бумагой – обрезанию по выкройке;
  • формировать умение строить схему поэтапного изготовления туеска;
  • укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей во время совместных действий;
  • расширять и пополнять словарный запас (береста, короб, туесок, чечевички).

Планируемые результаты: дошкольник интересуется берестяными изделиями (изготавливает туесок из бересты), поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).

Материалы и оборудование: картины с изображением берез, изделия из бересты; бумага белая раскрашена под бересту, сектор круга из тонкого картона; ножницы, клей, каран­даш.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята сегодня мы будем говорить о красоте русской природы. А сейчас отгадайте загадку.

Стоит Аленка. Платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.

О каком дереве говорится? Это дерево ещё является символом России.

Дети: Береза.

2. Работа по теме.

Воспитатель: Я предлагаю послушать рассказ о березе детей луговского детского сада.

– Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора.

Чем необычна кора березы? (Ответы детей). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

Воспитатель: Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из березы. (Дети рассматривают берестяные изделия).

Воспитатель: Из природного материала березы изготавливают самые разнообразные предметы – это шкатулки, замечательные сувениры: роза, свистульки, женские украшения. Деревянную посуду: ложки, тарелки, корзины, туески.

Туесок – это короб с крышкой, который применяется для хранения продуктов. Благодаря особым свойствам бересты, продукты в туеске долго сохраняются свежие. Их использовали для хранения грибов, ягод, яиц и т.д.

Береза нам дает в баню березовый веник и полезный для нашего организма сок.

Посмотрите, ребята, это та самая береста. Рассмотрите ее белую кору и черные черточки – чечевички. Береста, как нечто среднее между бумагой и деревом, благополучно сочетает в себе отдельные свойства этих материалов. Она гибка и податлива как бумага, но в то же время отличается высокой прочностью и водонепроницаемостью. Береста может использоваться вместо бумаги, но и на ней можно вырезать разные узоры.

Какая береста на ощупь? (Ответы детей: Мягкая, бархатистая поверхность бересты очень приятна на ощупь, а её цвет от темно-шоколадного до золотистого и кремового белого).

3. Динамическая пауза «Березовый лес»

Воспитатель: Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии, набрать грибов на зиму. Давайте с вами вместе отправимся в осенний лес. Посмотрите сколько здесь грибов.

  1. Какие грибы полезные вы знаете?
  2. А не полезные?

Тогда мы с вами должны собрать только съедобные грибы.

Игра «Собери съедобные грибы» (Под музыку дети собирают грибы).

Воспитатель: Давайте в туесок соберем грибы. Ребята, всем хочется набрать грибов, но туесок наш очень маленький и весь урожай в нем не поместится. Я предлагаю вам отправится в нашу творческую мастерскую и каждый для себя сделает туесок.

4. Изготовление туеска.

Воспитатель: Нам надо будет работать с выкройкой.

Педагог показывает туесокДети рассматривают его, ощупывают поверхность материала, отмечают характерные особенности размера, формы, рассказывают, как им можно пользоваться в быту. Затем педагог объясняет, как мастерят туесок, а дети по ходу объяснения строят схему его поэтапного изготовления.

Воспитатель: Для поделки я выбираю бумагу, раскрашенную под бересту. По заранее приготовленному шаблону (выкройке) из бумаги вырезаю сектор круга и полоску. Затем сектору круга придаю форму воронки. При этом один край накладываю на другой, после чего эти края склеиваем. Теперь остается только прикрепить ручку из полоски бересты к краям туеска. Ее приклеиваем клеем ПВА.

После разрешения неясных вопросов приступают к изготовлению поделки. В ходе работы воспитатель помогает детям, учит их проявлять доброжелательность к товарищам, готовность оказывать помощь.

5. Рефлексия.

  • О каком дереве мы говорили?
  • Какие изделия люди научились делать из бересты?
  • Какой материал использовали для изготовления этих изделий?

Воспитатель: Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.

Список литературы.

1. http://rusbirchbark.ru/rus/birch_bark/o_bereste

2. http://podelki-sr.ru/podgotovitelnaya-k-shkole-gruppa.html?start=16

Автор: Лаушкина В.А., воспитатель МБДОУ детский сад №9 «Улыбка», п. Луговое, Калининградская область.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Конспект НОД по теме: «Берестяное искусство. Музей Бересты в городе Мариинске»Конспект НОД по теме: «Берестяное искусство. Музей Бересты в городе Мариинске»

Цель: расширение представлений детей о народном декоративно-прикладном искусстве, знакомство с предметами быта, изготовленными из бересты мастерами Кемеровской области.

Задачи.

  1. Познакомить детей с берестой, как природным материалом, используемым для изготовления предметов разного назначения, с технологией её обработки и видами декоративных изделий из неё.
  2. Пробуждать любознательность в области народного декоративно-прикладного искусства.
  3. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству Кемеровской области.

Обогащение словаря: кора, береста, кружево, теснение, орнамент, резьба, пахучая, ломкая, шило, циркуль, резец.

Предварительная работа: рассматривание альбома И.А. Лыковой «Чудеса из дерева», беседа о русской красавице — березке.

Оборудование: изделия из бересты, фоторепродукции, инструменты -линейка, циркуль, нож, резец, шило; альбом «Народные промыслы России и Кемеровской области» (разделы «Береста», «Музей «Береста Сибири», стр. 34 — 37), дидактическое пособие «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 31), презентация «Береста Сибири».

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас на необычную экскурсию в наш мини- музей народного декоративно- прикладного искусства. А вот о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из стихотворения.

Все предметы не просты,
Необычной красоты!
Украшения и посуда-
Это все из бересты!

Воспитатель. Так о чем мы с вами будем говорить? (Ответ детей)

Как вы думаете, изделия, которые находятся в нашем музее, из чего сделаны? (Ответ детей).

Рассказ воспитателя с демонстрацией иллюстраций из альбома «Народные промыслы России и Кемеровской области» (разделы «Береста», «Музей «Береста Сибири», стр. 34 — 37).

Воспитатель. Белая береза, пожалуй, самое любимое дерево в России. В березовой роще всегда, даже в самую пасмурную погоду, светло и радостно. О белостволой красавице сложено много песен и легенд, чудесных сказок. С ней связаны старинные обряды. Люди по-разному использовали ценные свойства прекрасного белостволого дерева. Из березовой коры, так называемой бересты, делали самые разнообразные легкие, прочные и очень красивые вещи: посуду, короба, лукошки, кружки, туеса, шкатулки и многое другое.

Кто из вас знает, что такое береста? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей. Береста или берёста — верхний слой коры молодой березы, прочный и достаточно эластичный. Приятно кремового цвета.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как ее заготавливают? (Ответы детей)

Заготавливают бересту ранней весной, слой аккуратно снимают с дерева и обрабатывают. Чтобы она стала пригодной для изготовления всех этих полезных предметов, ее делают плоской (кладут кусок коры под пресс), затем шкурят и шлифуют (при помощи наждачной бумаги счищают с коры грубые высохшие частицы, делают поверхность бересты гладкой). После этого мастера вырезают заготовку нужной формы, при необходимости скрепляют их между собой и украшают узорами). Вспомните, какими инструментами пользуются мастера, вырезая узоры.

(Дети перечисляют инструменты и находят их на демонстрационном столе — линейка, циркуль, нож, резец, шило).

Берестяное кружево вырезают и наклеивают на заготовку будущего изделия.

Посмотрите на эти затейливые узоры. (Показывает изделия с разными видами узоров.) Если мастер вырезал листья и цветы – получался растительный орнамент. Геометрический узор состоял из кругов, треугольников, квадратов и т. п. Самым сложным считался жанровый узор – изображения птиц, животных и человека.

Физминутка «Весёлая берёза»

Берёзка в белом сарафане (Шаги на месте
Весною водит хоровод. руки на поясе,
Звенит серёжками тихонько повороты в правую и левую сторону,
И птичек в гости всё зовёт ритмичные взмахи руками к себе).

Раскроет свои руки-ветки, (Руки в стороны,
Опустит ветки-пальцы вниз, сводят руки к центру вниз).
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис. (Ритмичное покачивание рук над головой).

Воспитатель. Каждый мастер и народный умелец старался придать своему изделию какую-то особенность, и поэтому изделия часто украшали различной резьбой, теснением или росписью.

Есть такой мастер берестяных дел и у нас в Кемеровской области — это Юрий Михайлов.

Юрий Михайлов — народный мастер из Мариинска. В старину таких называли берестяных дел мастера. Сегодня его туеса украшают музеи, частные художественные собрания в стране и за рубежом. С ними он поведал мир, был участником международных ярмарок, выставок, фестивалей.

Берестяное творчество принесло мастеру широкую известность и признание. Оно стало делом его жизни. Он один из основателей берестяного промысла — уникального явления местной художественной жизни, ярко обозначившего Кузбасс на культурной карте страны. С его легкой руки, обучившей навыкам ремесла многих желающих, возникли коллективы мастеров в Мариинске, Кемерово, Прокопьевске. Юрий Михайлов стал организатором музея «Береста Сибири», закрепившим значение промысла.

(Презентация «Береста Сибири»)

Воспитатель. Его имя прославило маленький провинциальный городок и, как дань — присвоение Михайлову звания «Почетный гражданин города Мариинска»

Город деревянный и простой
С древней самобытной красотой,
Люди в нем живут красивые
И в делах счастливые.

Именно береста помогла Михайлову осознать самого себя, свое место в жизни; она пробудила силы и раскрыла возможности. Через бересту открылся ему неизбывный в своей красоте и величии мир народного искусства (Рассказ воспитателя сопровождается демонстрацией фотографий и изделий из бересты Ю. Михайлова).

Воспитатель. Сейчас ребята, я предлагаю вам поработать с дидактическим пособием «Приключения Даши и Маши в Городе Мастеров» (стр. 31).

(Закрепление материала)

— Почему березку в России называют любимым деревом?

— Что такое береста?

— Как правильно заготавливать бересту?

— Какие изделия изготавливают из бересты?

— Как украшают изделия из бересты?

— Что такое «Берестяное кружево»?

— Какие инструменты понадобятся мастеру для работы с берестой?

— Мастер берестяных дел в Кемеровской области?

— Что организовал Ю. Михайлов и какие изделия находятся в музее «Береста Сибири».

— Понравилась ли вам экскурсия в мини-музей? Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает).

< Предыдущая   Следующая >

Конспект урока по народному творчеству « Берестяной промысел»

Фрадкина Ирина Дмитриевна

МОУ « СОШ №16» г. Магнитогорск

учитель ИЗО

Цель:

— Рассказать о берестяном народном промысле.

— Развить творческие способности.

.- Прививать любовь к природе и бережному отношению к ней.

— Сделать подделку подвеску-украшение.

Задачи:

— личностные

— Понимание особой роли берестяного промысла в жизни общества и каждого отдельного человека;

— Нравственно-эстетическая ориентация

Умение провести самооценку на основании выработанных критериев

-познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы. Выработка алгоритма действий.

— Анализ образца и моделирование объекта изображения.

— коммуникативные

— Умение вести учебное сотрудничество на занятии с учителем, одноклассниками в коллективе

— Умение выражать свои мысли, отвечать на вопросы.

— регулятивные

— Планирование собственной деятельности.

— Прогнозирование результата

— Контроль и саморегуляция

Методическое оснащение урока: 

Наглядные пособия: берестяная посуда – туески, кусочки коры берёзы, образец подвески , фото с изделиями из бересты, видео фильм о берестяном промысле, карта-схема изготовления подвески.

Оборудование и инструменты: белая плотная бумага, ножницы, клей-карандаш, фломастер чёрного или коричневого цвета.

Структура занятия:

— Организационный момент 1 мин.

— Вводная беседа, организация учащихся для изучения новой темы 5 мин.

— Изложение нового материала: 8 мин

Экскурс в историю берестяных промыслов (просмотр видеофильма) 10 мин.

— вводный инструктаж 1 мин

— Практическая работа 12 мин

— Подведение итогов 5 мин

— Задание на дом 1 мин

— Уборка рабочих мест 1 мин

Ход занятия:

Организационный момент. -1 мин

— приветствие

— посадка

— проверка готовности к занятию

Вводная часть. -5 мин

Сегодня мы с вами будем осваивать древнее народное ремесло.

Послушайте и посмотрите одну из старинных загадок-поговорок. О каком дереве идет речь? «Стоит дерево цветом зелено.

В этом дереве четыре дела:

Первое дело – мир освещает,

Второе дело – крик утешает,

Третье дело – больных исцеляет.

Четвертое дело – чистоту соблюдает.»

— Это красавица наших лесов – береза. 

Издавна полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней! Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол ее даже в жаркие дни остается холодным. Почему? Как вы думаете? белый цвет предохраняет тонкую кору от ожогов солнца

Белолицая, белоствольная,

Как невеста горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.

Вопрос к учащимся: « Где — бы Вы предпочли отдыхать: на природе в березовой роще или в сквере, роще города? Почему?» Вопрос связан с экологией, здоровьем и охраной окружающей среды. Говорю о лечебных свойствах берёзы, что славяне в старину не только лечились, но и использовали кору в хозяйстве. Берестяной промысел известен на Руси издревле. Именно о нем сегодня пойдет речь у нас на занятии.

Изложение основного материала. -8 мин

— Наружную часть коры березы называют берестой или бересто.

Размоченная береста легко расслаивается на множество полупрозрачных пленок, становится гибкой .

Бересту заготавливают весной, после сокодвижения. Для сбора бересты портить живые деревья ни в коем случае нельзя. Подходящие свежеспиленные деревья можно найти в местах заготовки дров.

Со спиленного дерева бересту снимают, пока бревно еще не высохло и кора эластичная. Снятую бересту обрабатывают и кладут под пресс.

Изделия из бересты

Береста занимала большое место в жизни русского народа.

1. Невозможно было обойтись без берестяной посуды, берестяных коробов для сбора ягод и грибов. показ фото и туеска

2. Береста – прочный эластичный материал. Небогатые люди обувались в лапти. Удобно было ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь- вода набирается, а когда ногу поднимаешь – вода уходит.

3. В Древней Руси бересту использовали для письма – берестяные грамоты. Буквы на бересте процарапывались острой палочкой (писало).

4. Делали из бересты обереги, которые снимали головную боль и охраняли от плохого глаза.(показ оберега).

5. Детские игрушки из бересты – погремушка – шаркун.

6. А ещё люди научились изготавливать из бересты различные картины.

А как вы думаете для чего?

7. А также украшения из бересты. Вот, например, эта подвеска.

Что ими украшали в старину? Как вы думаете?

Экскурс в историю берестяных промыслов просмотр видеофильма – 10 мин

Предлагаю совершить небольшую экскурсию по местам берестяного народного творчества (демонстрируется фрагмент видеофильма «Берестяные промыслы»).

Вводный инструктаж по технике безопасности. 1 мин

— Работа с острыми предметами ножницы

Практическая работа. Изготовление подвески-украшения. -12 ми

Сегодня наша задача изготовить подвеску-украшение из белого листа . аналог бересты

Показываю образец – подвеску.

Этапы работы. карта –схема на доске

Дополнительно показываю этапы работы изготовления подвески.

— размётка 3 полос по длинной стороне белого листа .

— уменьшение по длине второй и третьей полосы. вторая на 4-5 см, третья на половину

— склеивание полос в кольца .

— затем кольца вставлять по величине друг в друга.

— колечко-крепёж приклеивается к большому кольцу.

— вдевается в колечко тонкая полоска, склеивающаяся с двух сторон, как верёвка.

— рисуем чёрточки чёрным или коричневым фломастером по наружной стороне большого кольца. как у бересты

Во время практической работы звучит спокойная народная музыка.. балалайка

Подведение итогов. рефлексия – оценка своих знаний — 5 мин

С заданием справились все дети. Хвалю наиболее аккуратные работы. Дети также высказывают своё мнение . Делаю общее фото учеников с их сделанными украшениями.

Домашнее задание -1 мин

Формулирую и комментирую задание, какие материалы нужно приносить на следующее занятие.

Уборка рабочих мест-1 мин

Федеральный государственный образовательный
стандарт (ФГОС) ориентирует образовательные
учреждения на создание условий для воспитания и
формирования личности обучающегося, способной
успешно жить в информационном, быстро меняющемся
мире, ориентирует на развитие у детей
способностей и универсальных учебных умений,
которые помогут в дальнейшем им
самоопределиться в той или иной социокультурной
ситуации. Достичь такой результативности за счёт
освоения только предметных программ, то есть
базового (основного) образования, практически
невозможно. Основная образовательная программа
(ООП) школы реализуется образовательным
учреждением через учебный план и внеурочную
деятельность.

Задача школы – с помощью организации
внеурочной деятельности создать
образовательную среду для учащихся начальных
классов, которая способствовала бы достижению
учащимися: личностных, метапредметных и
предметных результатов.

Многоплановая внеурочная деятельность может
обеспечить развитие общекультурных интересов
школьников, способствовать решению задач
духовно-нравственного воспитания, дать ребёнку
реальную возможность выбора своего
индивидуального пути, создать условия для
достижений, успехов в соответствии с
собственными способностями и безотносительно к
уровню успеваемости по обязательным учебным
дисциплинам.

Внеурочная деятельность является не
механическим дополнением к основному общему
образованию, призванным компенсировать
недостатки работы с отстающими или одарёнными
детьми, а неотъемлемой частью, пронизывающей все
компоненты образовательной программы школы.

В своей работе для внеурочной деятельности я
выбрала работу с берёстой, так как берёста — это
оригинальный природный материал для творчества
детей.

В ходе обучения дети усваивают следующие
технологии:

— аппликация из берёсты;

— рисунок на берёсте;

— выжигание на берёсте;

— проектная деятельность детей.

Работа с берёстой поможет ребёнку развить
воображение, чувство формы и цвета, аккуратность,
трудолюбие. Изделия из берёсты могут быть
прекрасным подарком своим родным или близким,
друзьям или знакомым.

Берёста – это материал, которого если с ним
разумно обращаться, очень много. Работа с
берёстой вызывает у детей огромный интерес, так
как это экологически чистый, удивительно нежный,
красивый, мягкий и бархатистый, легко
поддающийся обработке в детских руках, материал.
В работе с берёстой не применяются вредные
вещества (растворители, лаки).

Берёста – прабабушка бумаги и по своим
качествам во многом напоминает бумагу. Она
хорошо режется, склеивается, плетётся и на ней
можно рисовать, выжигать, выполнять
аппликационные работы. При изготовлении панно
или картин используются те же приёмы вырезания и
наклеивания, как и с бумагой.

А что же такое берёста? Береста — наружная часть
коры березы, состоящая из отделяемых друг от
друга тонких прозрачных слоев. Внешние слои
обычно окрашены в белый цвет, а внутренний
(лицевой) может быть желтым, охристым, коричневым
или желто-зеленым.

Благодаря замечательным свойствам прочности,
гибкости, устойчивости к гниению, пластичности,
малой плотности, гидро- и термоизоляционности, а
главное – доступности и простоте обработки
береста еще издавна считалась прекрасным и
универсальным материалом для изготовления
различных изделий. Он чисто экологический,
влагостойкий красивый материал.

Изделия из бересты, ее художественная
обработка существовали в России с незапамятных
времен. Старые мастера знали все особенности
бересты и ее достоинства. Ее мягкая бархатистая
поверхность, шелковый блеск заставляли работать
с берестой как с одушевленным материалом,
вкладывая в него и любовь и умение. Важно
различать лицевую сторону бересты и ее долевое
направление. Лицевой считается внутренняя
сторона, а долевое направление совпадает с
продольным направлением характерных черточек
(чечевичек) на бересте, через которые она
“дышит”.

Для изготовления деталей аппликации идёт
тонкая берёста. Используют бересту разного цвета
и оттенков, а для этого ее заготавливают в разных
местах. Работа проводится с местным материалом,
который может быть заготовлен учителем и детьми
в разное время года. Аппликация из бересты
создается с учетом направления ее штрихов, цвета,
толщины ее пластин.

Цвет бересты может играть в зависимости от
вашего художественного вкуса, замысла работы,
даже настроения автора. Однако есть неизменное:
для дальнего плана работы (чаще всего пейзажа)
применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний
план предполагает использование насыщенных,
интенсивных красок. Конечный переход от первых
ко вторым должен быть плавным, постепенным.

В непосредственной зависимости находятся,
естественно, цвет и толщина пластин бересты.
Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает у
тонких полупрозрачных пластин. Именно их удобнее
всего применять в тех фрагментах картины,
которые изображают глубину, перспективу пейзажа.

Работы в стиле аппликации из бересты выиграют,
если вы будете избегать применения толстых
пластин (за исключением переднего плана пейзажа)
и подкрашивания материала. Если на пластину
бересты нанести краску, свечение пропадает.
Работы становятся яркими, выразительными, но, как
нам кажется, в них пропадает главное — их теплота,
мягкость, дыхание.

На первых порах работы с берёстой мы
изготавливаем более простые аппликации.
Вырезаем детали изделия и наклеиваем на картон. В
работе используем только клей ПВА.

Материалы и инструменты: эскиз для
работы; берёста; клей ПВА; большие и маникюрные
ножницы; кисточка для клея; картон; карандаш;
рамка для оформления работы.

Последовательность выполнения аппликации:

  1. Выбрать рисунок для работы.
  2. Подобрать по цвету рисунка текстуру берёсты.
  3. Перерисовать рисунок на берёсту.
  4. Вырезать детали.
  5. Разложить детали на основу.
  6. Проверить правильность вырезания и как будет
    выглядеть рисунок в целом.
  7. Наклеивание рисунка с помощью клея ПВА.
  8. Готовое изготовление положить под пресс.
  9. Оформление изделия в рамку.

Требование к работам.

  1. Композиция рисунка.
  2. Оправданное заполнение места на фоне.
  3. Владение материалом.
  4. Аккуратность.
  5. Завершённость.
  6. Дать название своей работе.

Вот такие работы получаются у моих учеников.(Приложение 1)

Когда дети научатся изготавливать более
простые работы, научатся работать с берёстой, мы
изготавливаем работы, на которых всё
пространство заполняется берёстой разного цвета
и оттенков. Используем в аппликациях и другие
материалы. Вот что у нас получается. (Приложение
2)

А ещё мы выполняем работы в смешанной технике —
рисование и аппликация. В данных работах мы
акварельными красками рисуем небо, реку, море,
разлив реки весной и т.д. А всё остальное в нашем
пейзаже мы выполняем из берёсты. Иногда
добавляем сухие растения и мох. Работы
получаются своеобразные, оригинальные. Вот
такие, например. (Приложение 3).

Выжигание на берёсте, это тоже
нетрадиционный, новый вид работы. Картинки
получаются настолько привлекательными, что
надолго запоминаются своей необычностью,
оригинальностью. В процессе выжигания очень
тонко, удивительно мастерски используются
природные особенности, фактура берёсты. Все
трещинки, бугорочки, наплывы, наросты, чёрные
пятнышки и чёрточки — всё, чем так богата кора
берёсты, так органично вписываются в рисунки,
что, кажется, сама природа специально
позаботилась о том, чтобы художник мог создать
такие удивительные произведения искусства.
Рисунок делают с учётом конкретной заготовки,
скопировать здесь ничего нельзя, кроме самой
идеи, подумайте, что на ней можно нарисовать –
одинокое дерево на горе или избушку, что
спряталась за деревьями. Всё зависит от вашей
фантазии, только вы и никто другой не сможет
воспроизвести на конкретной заготовке,
придуманный вами рисунок. Выжигание на берёсте,
как и по дереву, выполняется с помощью
электрического прибора.

Мы только начинаем работу по выжиганию на
берёсте, но работы, по-моему, привлекают внимание
окружающих. (Приложение 4).

Живопись на берёсте – тоже новая
разновидность живописи, появившаяся в последнее
время. Для выполнения рисунка на берёсте сначала
берёсту очищают от лишних слоев с двух сторон,
стараясь с лицевой стороны сберечь все трещины,
бугорки, наросты. Грунтовка не применяется,
рисуют непосредственно на материале, отсюда и
выбор красок — гуашевые с применением клея ПВА.
Клей ПВА защищает от внешних повреждений работу.

Рисунки могут быть самыми разнообразными —
деревья, цветы, пейзажи, архитектурные
сооружения, животные, жанровые сценки и т.п.

Очень хорошо смотрятся на берёсте различные
архитектурные сооружения, они прекрасно
вписываются в особенности фактуры берёзовой
коры, т.к. трещины, наплывы, чёрные пятна могут
напоминать определённый ландшафт. В каждом
конкретном случае рисунок следует подбирать с
учётом имеющегося материала, поэтому характер
выполнения одной работы всегда будет отличаться
от других. Готовую работу нужно оформить в рамку.

Вот такие рабы выполнили мои ученики. (Приложение 5).

Работая с берёстой, я узнала, что данная работа
вызывает у детей огромный интерес, так как это
легко поддающийся обработке в детских руках,
материал. Работая с ним, дети очень быстро видят
результат своего труда. Каждая вещь, сделанная из
берёсты, индивидуальна, так как здесь невозможно
скопировать чью-то работу, даже соседа по парте,
так как каждый ребёнок индивидуален по-своему.

Берёста воспитывает любовь к природе своего
края, стремление к экологической чистоте,
уважение и любовь к народному творчеству.
Развивает наблюдательность и зоркость,
аккуратность в работе, усидчивость. Работа с
берёстой развивает художественные навыки
(приёмы работы с художественным материалом),
творческие способности, даёт возможность
реализовать себя, как творца через работу с
природным материалом. Работа захватывает и
формирует навыки самоконтроля.

Презентация.

Список литературы

1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из
природных материалов. М. 1991.

2. Гусакова М. А. Аппликация . М.: Просвещение, 1987.
С.128.

3. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и
игры. Ярославль. “Академия развития” 1997.с.85 -89.

4. Нагибина М. И. 100 поделок из природных
материалов. Ярославль. “Академия развития” 1997.

5. Финягин В.В. Изделия из берёсты. – М.: АСТ
“Астрель”, 2001.

6. Черныш И. В. Поделки из природных материалов.
– М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.

  • Рассказ о бережном отношении к воде
  • Рассказ о белых медведях для дошкольников
  • Рассказ о белорусской кухни
  • Рассказ о белоруссии для 4 класса
  • Рассказ о белоруссии 4 класс