Раскудрявая красавица-берёза, символ России, единственное дерево с белым станом… Дерево, воспетое Есениным и Бальмонтом, Фетом и Рубцовым… Как передать словами твою нежную красоту?
«…Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…»
С.Есенин
Берёза может прожить до 150 лет. Сам термин «берёза» появился очень давно. Ещё в VIII веке н. э. можно было услышать слово «bersa», прообраз слова «берёза».
Недалеко от дома или на просёлочной дороге, одиноко в поле, или среди сестёр в берёзовой роще можно увидеть это дерево с белым цветом коры. Ни у одного дерева в мире нет такого цвета коры. Но разве это не чудо?
«Загадочная, словно чудо,
Поднявшись на уступы скал,
Берёзы белые, откуда
Занесены вы Урал?..»
Автор: Наджми Назар
Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы.
«…Берёзы, белые берёзы,
И вы живёте по-людски.
Мне ваши вздохи, ваши слёзы
И ваши радости близки».
Автор: Наджми Назар
На территории России берёза — это часто встречающееся дерево. Одинокая берёза, берёзовая аллея, берёзовая роща, смешанный лес — везде, где бы ни присутствовала белоствольная красавица, она всегда радует наш взор.
«…В одном краю я с вами вырос,
Пил ту же воду, что и вы.
И мил всегда узорный вырез
Мне вашей женственной листвы…»
Автор: Наджми Назар
Почему кора берёзы белая? В ней присутствует особое, окрашивающее ее вещество «бетулин». Бетулин — кристаллическое органическое вещество, открытое Т.Е.Ловицем. Именно это вещество придаёт берёзе белую окраску.
Береста – верхний слой коры берёзы. Нам знакомы выражения: «содрать бересту», «туес из бересты», «берестяная грамота».
Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления шпона, фанеры, паркета.
Берёза — самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица — символ добра и красоты, символ родной земли.
«…Я связан с вами долей кровной,
На вас задумчиво гляжу
И нашей общей родословной
Всё ощутимей дорожу…»
Автор: Наджми Назар
«Рассказ о берёзе»
Автор: Геннадий Снегирёв
«Берёзка, точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.
Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, — и станет тебе легко и радостно.
Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.
Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.
Лиса подкрадывается к тетеревам по чистому полю. Тетерева видят её издалека. Дождутся, когда лиса убежит ни с чем, и падают с берёзы на снег, проламывают ледяную корочку и сытые греются в снегу.
И зимой, и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен, и называют её ласково: берёзка».
Геннадий Снегирёв. Рассказы для детей. Произведения и биография
Рссказы Геннадия Снегирева для детей.Список произведений.Краткая биография Г.Снегирева
Чудесная лодка
Верблюжья варежка
Скворец
Морская свинка
Пеликан
Куколка
Лось
Ослик
Проша
Ука
Жук
Слон
Жулька
Дикий зверь
Кабаны
Кто сажает лес
Медведь
Беспокойный хвостик
Кедр
Бурундук
Хитрый бурундук
Ворон
Бабочка на снегу
Ночные колокольчики
Бобровый сторож
Бобровая хатка
Бобрёнок
В заповеднике
Черничное варенье
Озеро Азас
Топ
В Саянах
Танец верблюдов
Весной
Лесник Тилан
Морской сазан
В Ленкорани
Арал
Умный дикобраз
В Хиве
Маленькое чудовище
Белёк
Как воробей на Камчатке побывал
Мишка-китобой
Лампанидус
Обитаемый остров
Осьминожек
Осьминог
Колюшка-храбрюшка
Михаил
Рачок-мореход
Медвежата с Камчатки
В первый раз
Шуктуган
Читать все рассказы Снегирева.Список произведений
Читать рассказы других авторов
Краткая биография Снегирёва Геннадия Яковлевича
Годы жизни:(20 марта 1933, Москва — 14 января 2004)
Геннадий Яковлевич Снегирев — москвич, родился 20 марта 1933 г. Отец его погиб в сталинских лагерях, мама работала библиотекарем при паровозном депо Октябрьской железной дороги. Мальчик с детства узнал, что такое нужда и голод. После начальной школы учился в ремесленном училище (были тогда такие учебные заведения, где подростков обучали рабочим профессиям). Но и ремесленное училище закончить не пришлось: надо было зарабатывать на жизнь.
В тринадцать лет будущий писатель Геннадий Снегирев начинает работать учеником препаратора на кафедре ихтиологии Московского университета. И здесь ему встретился человек, заменивший отца, — ученый Лебедев Владимир Дмитриевич.
Вместе — учитель и ученик — лечили рыб, делали раскопки на Чудском озере, на месте проживания племен-рыбоедов четвертичного периода, изучали рыбьи кости и чешую (оказывается, по чешуе, как по срезу дерева, можно определить, сколько лет рыбе). Однажды в отсутствие учителя ученик впервые вывел в аквариуме дальневосточную креветку и амурскую рыбку бычка. Здесь же, в университете, Г.Снегирев начал заниматься боксом (мальчишкам надо уметь постоять за себя), и хотя был худым, если не сказать тощим, небольшого роста, стал чемпионом Москвы среди юношей наилегчайшего веса. Но, видимо, сказались недоедание и большие физические нагрузки — в шестнадцать лет у Снегирева обнаружился порок сердца. Врачи сказали: лежать.Снегирев лежал год, потом решил: лучше пойти в ледовое плаванье, куда мало кто шел, и направился с ихтиологическим отрядом на экспедиционном судне «Витязь» зимой 1951/52 г. из Владивостока через незамерзающий Сонгарский пролив в Тихом океане к берегам Чукотки.
Экспедиция изучала глубоководных рыб Охотского и Берингова морей. Из экспедиции юный исследователь вернулся здоровым. Теперь его заинтересовали бобры. Целый год Геннадий Снегирев ловил этих удивительных зверьков в глухих болотах Белоруссии и в товарных вагонах перевозил их для акклиматизации на приток Иртыша, реку Назым. Геннадий Снегирев наблюдал, как они расселяются, живут, и позже описал в цикле рассказов «Бобровая хатка», «Бобровый сторож», «Бобренок». А когда увидел результаты своего труда, отправился с геологической экспедицией в Центральные Саяны, в Туву.
В 1964 г. вместе со своим учителем, теперь уже профессором Лебедевым, Геннадий Снегирев отбыл в необыкновенную экспедицию — на спасательной шлюпке, без мотора, под парусом, без запаса продуктов, имея при себе лишь соль, сахар, спиннинг для ловли рыбы и карабин для охоты. Путешественники за два лета проделали экспериментальный рейс на выживание по сибирской реке Лене, начиная с верховьев и кончая дельтой на севере Заполярья. Экспериментаторы не только выживали, но и изучали экологические изменения Якутской тайги и реки Лены. Об этом путешествии была позже написана книга «На холодной реке».
Потом было еще много путешествий: на Курильские острова, Камчатку, Белое море, Телецкое озеро Горного Алтая, в Бурятию, Ленкоранский и Воронежский заповедники, и было немало профессий: с оленеводами Чукотки Снегирев гонял оленей, работал егерем в Копетдагском заповеднике Южной Туркмении, — но ни одна из них не стала делом жизни, как к наблюдения над животным миром не вылились в научные труды, что предрекали коллеги из университета.
Делом жизни Геннадия Снегирева стали произведения, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам по спортивной секции. Знакомая — поэтесса Вероника Тушнова — отнесла рассказы на радио. Там их сразу же взяли и пустили в эфир. А в это же время редакторы из Детгиза искали новых интересных писателей, им на радио и посоветовали обратить внимание на Г.Снегирева.
Первая его книга Геннадия Снегирева — «Обитаемый остров» — о животном мире Тихого океана вышла в 1954 г. С тех пор было немало книг в разных жанрах — рассказов, повестей, очерков, которые пользовались неизменным успехом и много раз переиздавались, потому что книги эти поразительны, исполнены удивления и восхищения увиденным в многочисленных путешествиях…
Читать все рассказы Снегирева.Список произведений
Читать рассказы других авторов
МКОУ « Школа – интернат №3 VIII вида»
Конспект урока чтения и развития речи
Тема: Г. Снегирёв. «Берёза».
3 класс
Составила: Языкова Тамара Степановна
учитель начальных классов
высшая категория
Прокопьевск 2013
Чтение и развитие речи
3 класс
Тема: «Береза» Г.Снегирев.Выразительное чтение.
Цель:
Ознакомить с рассказом, развивать навыки выразительного чтения.
Коррекция внимания, памяти.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
I.Организационный момент.
— Сядут те дети, чьи имена не упоминались в домашнем рассказе.
— Какой у нас урок?
— Чему учат на уроке чтения?
Сообщение цели.
— На уроке будем продолжать учиться правильно читать, красиво говорить, отвечать на вопросы, быть внимательными. Учиться бережному отношению к природе.
План:Проверим домашнее задание
Познакомимся с новым рассказом
Запишем домашнее задание.
III.Проверим домашнее задание
«Котенок»
«Птичка»
«Лебеди»
«Ребята и утята»
На доске написаны названия рассказов, которые читали прежде. Быстро прочитайте и скажите, какой рассказ читали дома.
-Правильно. Об этих птицах читали дома (Показ картинки лебеди).
Беседа по содержанию.
— Где зимуют лебеди? Какие птицы зимуют тоже там?
— Какая беда случилась однажды в Крыму?
— Кто пришел на помощь птицам?
— Что произошло со стаей лебедей?
— Как спасали птиц? Куда взяли лебедей?
— Что произошло весной?
Выберете слова, которыми можно было сказать о поступке людей.
Заботливые, внимательные, добрые, злые. недоброжелательные.
Чтение рассказа «Лебеди».
а) цепочкой – оценки комментировать.
б) выборочное – найти и прочитать текст, относящийся к картинке.
в) чтение уч-ся «бормоча вслух» 1 мин. С подсчетом количества прочитанных слов.
Итог: оценки.
IV. Ознакомление с новым материалом.
а) Сегодня мы познакомимся с новым произведением. А вот как оно будет называться, вы узнаете, отгадав загадку. Но помогут вам в этом рисунки.
клен
дуб
береза
Чтение загадки и показ рисунка березы.
Ее узнаешь по простой примете. Нет деревца белей ее на свете.
Уж давно забылись лютые морозы,
Распускают почки белые …(березы).
б) Первичное чтение рассказа учителем.
— О каком дереве говориться в рассказе?
Физминутка.
Давайте тоже споем о нашей березке песню.
в) Повторное чтение учителем.
В какие времена года описана береза? (зимой, весной).
г) Словарная работа.
Березовая роща. Показ картинок.
Тре-пе-щет лис-точ-ка-ми — как сказать по-другому?
Клейкие – значит какие?
Загорится серебром – что это за серебро? (иней)
Тетерева – показ картинки.
Сложили песни – сочинили, написали.
д) Чтение шепотом.
е) Беседа по содержанию.
— Кто поет весной в березовой роще?
-Какая береза весной?
-Какое настроение у человека весной после прогулки по березовой роще?
— Какая береза зимой?
— Кто прилетает на березу зимой? Зачем?
-Кто охотится за ними?
— Почему о березе сложено много песен?
-Какую пользу приносит береза?
— Как нужно относиться к березе и другим деревьям?
ё) Чтение рассказа учениками вместе с учителем.
ж) Выборочное чтение по картинкам .
( береза весной, береза зимой)
V Творческая работа.
— Вы тоже писатели.
— Расскажите о осенней березке.
— Летняя береза.
Итог: старались правильно читать, отвечать на вопросы, были внимательными, будете заботливо относиться к природе. Не ломать деревья, не убивать птиц. Запись домашнего задания.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/19213-konspekt-uroka-po-chteniju-po-teme-g-snegirjo