Рассказ о блокаде ленинграда для детей 2 класса

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Великодворская средняя общеобразовательная школа.

Конспект классного часа

«Блокада Ленинграда»

с использованием ИКТ

для учащихся 2 класса.

          Подготовила: учитель начальных  классов

Чигорина С. С.

2013 год.

Классный час «Блокада Ленинграда».

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

       22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков. ( 1 слайд)

Ученик:

Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.

Ученик:

Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.

      Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли.( 2 слайд) (3 слайд)

 Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы — более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов. ( 4 слайд)

Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.(5 слайд)

    Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

    Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его.

    Началась блокада. ( 6 слайд)

     Начались страшные дни Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. (7 слайд) Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла — уничтожению города и его населения. (8 слайд)

     Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: «Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!». (9 слайд)

    В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он работает (звучит стук метронома).

    Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города — звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город — крепость.(10 слайд)

   Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.(11 слайд)

Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

Начался голод. Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

      20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. (12 слайд)

     Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.

     Представьте хлебную карточку — бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250 граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась. (13 слайд)

     В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. (14 слайд)

     Голодная смерть косила людей.(15 слайд). Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева (16 слайд).

  • «Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года»
  • «Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»
  • «Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года»
  • «Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года»
  • «Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»
  • «Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года»
  • «Савичевы умерли»
  • «Умерли все»
  • «Осталась одна Таня»(17 слайд)

     При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

(18 слайд)

     В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

    Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ». (19 слайд) 

   « Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов. (20 слайд)

«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги».

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут — пустяк,
Поломка эта — не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
16 тысяч матерей
Пайки получат на заре —
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.

     Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

     Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки —
После похорон.

     Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

     Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. 21 октября 1941 года молодежная газета: «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестер и братьев, ушедших на фронт».(21 слайд)

    Ленинградские мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода. (22 слайд)

     27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. (23 слайд)

 Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.(24 слайд)

     За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

     Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» (25 слайд)

     Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.(26 слайд)

      В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби. (27 слайд)

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.(28 слайд)

ТОГБОУ
«Инжавинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Беседа:

 «Блокада Ленинграда»

                                                                                                            
Коптева Л.А.

Беседа  «Блокада Ленинграда»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости
за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.     Познакомить
ребят с понятием блокада;

2.     Познакомить
со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

3.     Пробудить
в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период
блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью
музыкальных произведений и поэтической литературы.

       22
июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без
предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная
война советского народа против фашистских  захватчиков.

Вы когда нибудь слышали об этой войне?

Какую годовщину Победы мы будем отмечать в
этом году?

      Фашисты
говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не
может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится
Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с
целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители
мужественно обороняли свой город.

    Ленинград! Для всех людей на
планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к
Родине, удивительной силы духа русского народа.

     Начало войны было
для нас неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года
город Ленинград оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.

     Посмотрите на карту!
Земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле
нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы
красные звёзды.

           В
1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к
городу, отрезали Ленинград от всей страны.  

   Этому городу и его отважным
жителям  посвящаем мы сегодня наш классный час.

. Началась блокада. Начались страшные дни
Ленинграда.

      Фашисты не прекращали
бомбить и обстреливать Ленинград. Не только ленинградским домам наносили они
урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили
из строя водопровод, разрушали насосные станции.

Вышел из строя водопровод.

      Ударили сильные
морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда
нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала
река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда
ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками.
Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети.
Нескончаем людской поток.

Не было топлива. Не было электричества.

      Рабочие-мостовики
начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на
линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы,
быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно
обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и 
всё снова выходило из строя.

Начался голод.

     Голод косит
ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  

 По Ленинграду ходила смерть.

    Смерть входила во все дома.
Свыше 650 тысяч ленинградцев погибли от голода.

Хлеб блокадного Ленинграда.

      20 ноября 1941 года
норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось
250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это
кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь
день. Это было трудно назвать хлебом.

     Это была
тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла
из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из
древесины.

       Представьте хлебную
карточку — бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких
квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. 250
граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась.

     В Музее истории
Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а
тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не
назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет.

     Голодная смерть косила
людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Это
была обычная большая ленинградская семья. Во время блокады все члены этой семьи
умерли от голода. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня
Савичева. На последней странице своего дневника Таня написала: « Савичевы
умерли все. Осталась одна Таня».

Но не сдавался город.

     Правительство делало
всё, чтобы помочь Ленинграду. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского
озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни
».  

« Дорога Жизни» спасла от голодной смерти
многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями.
Фашисты бомбили

« Дорогу Жизни», и машины проваливались
под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался
от опасных рейсов.

     Фашисты постоянно
атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город
даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся
между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и,
в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие
блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.

Рушились дома от обстрелов.

     Осаждённый город
продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и
музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и
некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла
и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно
болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в
школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

     Люди умирали у
станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

     Ленинградские
школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым

— Ленинградские мальчишки и девчонки
создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов.

— Они дежурили на крышах и тушили
зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых,
давали им лекарства.

— Они обходили квартиры, помогали
ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили
им воду с Невы и дрова.

— В двенадцать-пятнадцать лет они
становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

— Они рыли окопы и работали на первых
ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

     Выстоял Ленинград. Не
взяли его фашисты.  Сотни юных ленинградцев были награждены орденами,
тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного
Ленинграда.

     27 января 1944 года
блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.

     Памятник-ансамбль
«Разорванное кольцо».

Здесь начиналась «Дорога жизни».  

     За своё освобождение
Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в
прорыве блокады.

     Пискарёвское кладбище
в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко
поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва,
как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто»

     Безгранична наша
скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу
восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во
имя нашей.

      В городе
Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во
время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Война для взрослого поколения – это очень личное, это касается близких членов семьи – отцов, матерей, бабушек, дедушек. Для детей, которым сейчас 5-7- лет, это уже далекое прошлое. Естественно, что изучение истории недавней войны приобретает все больший формализм. У современных детей избыток получаемой отовсюду информации приводит к тому, что не хватает времени и потребности эту информацию переосмыслить, пропустить через себя и получить эмоциональный отклик. Отсюда очень часто, как показывают различные опросы, в головах нынешних школьников полная каша из исторических имен, фактов и событий. Порядка в умы не добавляют и попытки некоторых «умников» переписать современную историю. От того, как об этом будет рассказано, насколько наглядно, понятно и доходчиво, зависит формирование мировоззрения ребенка, его взгляд на исторические события, его оценки современного мира.

Блокада Ленинграда: почему это важно рассказать детям

Блокада Ленинграда – это крупнейшая гуманитарная катастрофа прошлого века. Это не природные катаклизмы. Это деятельность одних людей, повлекшая массовую гибель других. Кто виноват в том, что такое стало возможным в развитом человеческом обществе. Это не могло быть решением одного человека. Это результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и раздувания ненависти у других. Учат ли чему — то уроки истории? Не является ли жутким продолжением сегодняшние войны, теракты, насилие?Что такое блокада Ленинграда для детей.jpg

Вызывая у детей сопереживания далеким историческим событиям, можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными пользователями попавшейся по случаю информацией.

Как и что рассказать детям о блокаде Ленинграда

Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни.

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить. А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда. Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

«Дорога Жизни»

Каждый из 20 000 водителей, кто возил в осажденный город продовольствие по льду глубокого Ладожского озера под бомбежками немецких самолетов, герой .Только благодаря им, остались живы люди в осажденном Ленинграде. К новогоднему празднику 1942 года они везли подарки ленинградским детям, прикрепив к бортам машин яркие плакаты, чтоб создать хоть какое-то ощущение праздника. А дети, умирающие от голода, зажав в замерзших ручках бумажные кулечки с несколькими печенюшками и конфетками, которые привезли для них с большой земли, несли их из школ домой младшим сестрам и братьям.Блокадный Леннград выдача хлеба.jpg

125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых. В первый год блокады на Новый год в школе Красногвардейского района была устроена елка для детей. Мороз — 32 градуса. Транспорт не ходил. По просьбе директора школы, из близлежащего совхоза прислали три подводы, на которых укутанных детей доставили на праздник. Играла музыка, но никто не пел и не танцевал. Дети, скорее похожие на скелеты, стояли у стенок в ожидании угощения, с баночками в руках, в которые потом укладывали еду – немного каши и крохотную котлетку из крупы, стараясь не уронить ни крошки, чтобы потом разделить на всех домашних.Что такое блокада Ленинграда.jpg

У каждого блокадника своя трагическая история. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В сентябре 1941 года она пошла в 4 класс. Девочка писала в дневнике о смерти членов ее семьи. Последняя запись была «Савичевы все умерли. Осталась одна Таня». Таня умерла тоже. Ее дневник нашла сестра Нина, которую ранило при бомбежке, когда она возвращалась с работы, ее спасли и эвакуировали. В 1945 году она вернулась в Ленинград.

Умирали родные и близкие, ребятишки оставались одни в холодных темных квартирах. Отряды ПВО ходили по домам, оставшихся детей больных и изможденных, собирали вместе, чтоб помогать им выживать. 40 000 детей жили в организованных приютах.Что такое блокада Ленинграда детям.jpg

Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до станков.

Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Медленный и размеренный, он ускорялся, когда начинались бомбардировки. Когда прекратилось радиовещание, оставался в эфире метроном, как свидетельство того, что город еще жив.

Когда освободили город, в нем оставалось 800 тысяч жителей.

Для того, чтобы правильно говорить с детьми на тему блокады, нужно очень серьезно и вдумчиво отнестись к использованию наглядного материала : фотографий, фильмов, картин, художественной литературы.

Существуют несколько проектов, в том числе и международных, в которых обобщен опыт различных педагогов, сотрудников музеев, писателей и историков. Все разработки основаны на том, что такие важные и эмоциональные темы, как блокада Ленинграда, должны преподноситься для каждого возраста по-разному.

Дошкольникам о блокаде Ленинграда

Прежде всего, этот разговор с детьми должен быть построен так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях. Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения.

Младшим школьникам о блокаде Ленинграда

Важным условием проведения таких бесед также остается психологическая безопасность детей. Знакомство детей с повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии лежащих на улицах трупов. Цель этих бесед – вызвать сострадание к людям исторического прошлого. По возможности следует найти привязки с современностью. Воспоминания ветеранов, письма, дневники и т.д.Блокадный Ленинград.jpg

Школьникам среднего звена о блокаде Ленинграда

Учащиеся среднего возраста имеют уже небольшой социальный опыт и определенный багаж накопленных знаний. Они уже готовы к многостороннему разговору о блокаде Ленинграда. Рекомендации к построению беседы в том, чтобы большее внимание уделить литературным произведениям, документальным свидетельствам. Обсуждение стратегий выживания людей. Темы сопереживания, сочувствия, милосердия являются приоритетными. Вызвать интерес к дальнейшему изучению.

Старшеклассникам о блокаде Ленинграда

Разговор со старшеклассниками рекомендуют вести в форме дискуссий, в которых предлагается обсудить такие вопросы, как:

  • Как вообще стало возможным допустить блокаду такого города, как Ленинград.
  • Каковы были варианты развития событий.

Не нужно ограничивать круг вопросов детей. Наоборот. С помощью различных источников, фотоматериалов, воспоминаний и документов нужно стараться сформировать исторически достоверное мнение об этой трагедии, желание думать и высказываться.

Нельзя только оперировать статистическими данными о количестве сброшенных на город бомб и разрушенных домах. Абстрактные цифры не вызовут такого эмоционального отклика, как фотографии разрушений или сохранившиеся кадры хроники. Опираться нужно только на факты, избегая обобщений. Участники блокады были живыми людьми, перед которыми стоял и моральный выбор, и каждый делал его сам. Не нужно навязывать детям своих эмоций, они должны испытывать свои собственные.

Какие книги почитать детям о блокаде Ленинграда

Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Не знать о ней нельзя, но как рассказать о ней детям, как найти правильные слова? О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить.

А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре 1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Или за это время они прошли свои Детство, Отрочество, Юность по году на каждый период, полный горя, лишений и смертей. А сколько их так и не успевших вырасти? Погиб каждый седьмой житель Ленинграда.

Из всех погибших только 3% погибли от бомбежек, а 97% — от голода. Для наглядности можно предложить старшеклассникам двух классов посчитать, сколько человек из них пережило бы блокаду. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы.

Дошкольникам и младшим школьникам

  • «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова. Как многие дети она оставалась дома одна, пока мама работала. Девочке было 4 года.
  • «Вот как это было». Автор Юрий Герман.
  • «Кукла». Автор Г.Черкашин.«Кукла». Автор Г.Черкашин.jpg

Средним школьникам

  • «900 дней мужества». В.Воскобойников.
  • «Оружие для победы». В.Воскобойников.«Оружие для победы». В.Воскобойников.jpg
  • «Василий Васильевич». В.Воскобойников.

Старшеклассникам

  • «Седьмая симфония». Автор Т.Цинберг.«Седьмая симфония». Автор Т.Цинберг.jpg
  • «Мальчишки в сорок первом». Автор В. Дубровин.

Вместо заключения

Что такое наша память? Это часть нашего культурного наследия. То, как мы относимся к прошлому, что мы о нем знаем и помним, определяет нас в настоящем. Какие мы, что для нас важно, чем дорожим. Совершенно очевидно, что народ жив, если знает и помнит о своем прошлом. Проще сохранить воспоминания, переданные непосредственно участниками тех или иных событий. Сложнее обстоит дело с событиями очевидцев которых с каждым днем все меньше. Пройдет еще десяток лет и уйдет последний блокадник. Останутся только документальные свидетельства.

За последние десятилетия в нашей стране произошли глобальные изменения. Новое поколение граждан растет и воспитывается в новых реалиях. В том числе сталкиваясь с попытками переписать историю «под себя». Как разобраться молодому человеку в этих политических хитросплетениях, как отличить историческую правду от вымысла. Для этого и необходимы такие уроки памяти. Не искажающие факты, не распределяющие роли нанятым актерам, а рассказывающие о реальных событиях реальными людьми. Не нужно давать свою эмоциональную оценку всем тем ужасам ленинградской блокады. Нужно правдиво, доходчиво рассказывать об этом детям. Пусть они сами делают выводы и дают оценки.

Рассказывая детям о страшных событиях Великой Отечественной войны, нужно, прежде всего, четко для себя понимать, зачем это нужно. Зачем детям знать подробности о немыслимых страданиях, выпавших на долю таких же, как они детей. Вариантов ответов может быть много, но, может быть, один из главных это то, что пока мы можем плакать и сопереживать чужому горю, мы остаемся нормальными людьми. Невозможно без содрогания вспоминать о ленинградской блокаде, как невозможно забыть о современных трагедиях в Беслане, в Москве в Норд Осте, в аэропорту Домодедово в Москве, в США 11 сентября, на лондонском мосту. Уроки истории нельзя «проходить», их нужно учить.

22 июня в России – день памяти и скорби. Мы вспоминаем о том, как началась самая страшная война в истории – и нашей страны, и всего человечества. Великая Отечественная война затронула каждую семью, и наш долг – помнить не только о Великой Победе, но и о том, какой ценой она далась нашим предкам.

Великой Отечественной войне посвящено немало хороших книг, в том числе написанных для детей. В основном это талантливые и честные произведения, ведь созданы они ветеранами, свидетелями той поры. Особенной болью среди них отзываются те, герой которых – ребёнок, попавший в жернова этой беды.

Я хочу рассказать о трёх книгах для детей, посвящённых блокаде Ленинграда. Всех их роднит одно: каждая написана от лица ребёнка, пережившего эту беду. В каждой есть невесёлая такая трансформация: живые и непосредственные, верящие в сказки мальчишки и девчонки становятся маленькими, не по годам практичными взрослыми, видевшими и чувствовавшими смерть.

Но в каждой из этих книг есть другое: преодоление, особый внутренний стержень, благодаря которому человек оставался собой в нечеловеческих условиях. Помогал другим, отрывая от себя последнее. И что это, если не Божественный свет души-христианки – даже если об этом нет ни слова в книге?

Юрий Герман. «Вот как это было»

Юрий Герман. «Вот как это было» Юрий Герман. «Вот как это было» Юрий Герман – отец и дед знаменитых кинорежиссёров – был замечательным писателем. Однако повесть «Вот как это было» при его жизни не публиковалась, а была найдена уже после смерти, в личных архивах. Неизвестно точное время её написания, неизвестно, хотел ли автор доработать её, или по какой-то другой причине она не вышла. В любом случае, сейчас мы и наши дети имеем возможность прочитать её.

Книга эта, на первый взгляд, – безыскусный рассказ семилетнего мальчика о своей жизни. Однако это обманчивая простота: за ней стоит и большая литературная работа, и глубокое знание детской психологии, внимательные наблюдения. Для нас она ценна ещё и тем, что может помочь современному родителю рассказать чаду о Великой Отечественной войне. А это становится непростым делом: нынешние дети практически не застали ветеранов, живых свидетелей тех событий. В их сознании военные годы становятся «преданьями старины глубокой». И поэтому нужна не просто правда – нужны свидетельства, понятные и близкие. В первую очередь впечатления сверстника.

Маленький Мишка живёт в Ленинграде. Предельно просто, по-детски непосредственно он описывает свою жизнь. Вот папа, он пожарный. Почему-то он не носит форму дома, и друзья во дворе не верят мальчику, когда тот рассказывает об отце. Вот мама, она учится на курсах противовоздушной обороны, и в тетрадке у неё нарисованы бомбы, и Мишка однажды пририсовал к ним огонь. Вот перекрёсток, где стоит Мишкин дом, через дорогу – школа, а на перекрёстке – милиционер, Иван Фёдорович, который козыряет мальчику каждый раз, когда тот отправляется учиться.

Всё привычно, всё просто, незыблемо и хорошо, как и должно быть в мире ребёнка. Есть те, кто его любит, есть привычные вещи, есть порядок, который нужно соблюдать. И в этот тёплый и спокойный мир врывается война.

А Мишка лежит в больнице, лечится от скарлатины. А потом его ранит осколком, и, очнувшись, он обнаруживает себя в другой палате, а рядом – военного лётчика, который, по иронии судьбы, тоже лечился от этой детской болезни.

Герман сумел найти слова, чтобы описать самое страшное – детскую смерть. Нет, не так. Он не описал её – он промолчал о ней. И от этого молчания сжимается сердце.

«Фашисты в нашу детскую больницу бомбу с самолёта сбросили. Пробила она потолок, пол и угодила в бомбоубежище.

Поранило, говорит, кое-кого.

Рассказал и отвернулся.

Я стал спрашивать, кого поранило; он молчал, молчал, потом ответил:

– Нас с тобой.

– А ещё?

Молчит.

– Где же все остальные? – спрашиваю.

Молчит.

Потом поднялся и стал ходить. Никогда я не думал, что может человек столько по комнате ходить из угла в угол…»

«Вот и кончилось твоё детство, Мишка», – грустно резюмирует мама, когда он выходит с костылём из госпиталя. Но Мишка – ребёнок, мыслит и чувствует он как ребёнок. Смотрит из окна на знакомый перекрёсток – и думает о том, как он изменился. В школе теперь госпиталь, на крыше дома стоят зенитки, не ходят троллейбусы. А мама и папа становятся такими повседневными героями.

Мама обезвреживает бомбы, ежедневно рискуя собой, обессилевший от голода папа тушит пожары. А исхудавшие и ослабевшие ребята – Мишка, его друг Геня с сестрой Леночкой – отправляются в госпиталь, чтобы устроить концерт раненым бойцам.

Голодные дети думают не о себе, осознают, что кому-то ещё хуже, и помогают, и преодолевают себя

Это кажется удивительным сегодня: голодные дети, которые думают не о себе, которые осознают, что кому-то ещё хуже, и помогают, и преодолевают себя. Но это так – через все книги, посвящённые Ленинградской блокаде, переходит эта мысль: я должен терпеть ради общего дела, я должен помочь, потому что тому, кто рядом, хуже. Мишка рассказывает о школе, о том, как трудно было учиться, как постоянно хотелось есть, какое стихотворение написал один из учеников:

Над Ленинградом нависла блокада.
Мороз крепчает. На улице ни души.
В это время в школах Ленинграда
Сидят ученики, стиснув карандаши.
Лица опухшие, руки иззябшие –
Плохо слушать урок.
Уши отмёрзли. Но не сдаются ребята,
А с ними и их педагог.

А финал у книги самый что ни на есть счастливый. Освобождённый Ленинград, марширующие по проспектам полки, ликующие горожане. Только вот пережитое никуда не делось – затаилось навсегда в этом рано повзрослевшем мальчишке.

«Вот как это было» – тот редкий случай, когда произведение о войне вполне понятно и не страшно читать даже шестилетке.

Ребёнок и блокада в повести Виктора Дубровина «Мальчишки в сорок первом»

Виктор Дубровин «Мальчишки в сорок первом» Виктор Дубровин «Мальчишки в сорок первом» Есть книги, которые мы любим за блистательную литературную игру, за слог, за то, что Мандельштам называл «брюссельскими кружевами» (это говорил он о Зощенко, виртуозно выплетавшем узор своих рассказов, где не только каждое слово было к месту, но и каждая пауза, умолчание). Хорошо, когда дети растут на такой литературе.

А есть книги безыскусные, написанные просто. Но за этой простотой – глубина. Поэтому такие книги – ничуть не меньшие литературные шедевры. Сама история в них бесценна. Особенно если она не выдумана, правдива.

«Мальчишки в сорок первом» – повесть журналиста Виктора Дубровина. В тринадцатилетнем возрасте он пережил блокаду, заработав болезнь сердца, которая и свела его в могилу в расцвете лет.

Первый раз книга была издана в 1968-м году. Ценна она особенно тем, что написана от лица ребёнка. И это не педагогические измышления, а чистая правда.

Война застаёт героя повести Вовку и его семью на даче. Он возвращается в Ленинград в приподнятом настроении: вокруг столько интересного! Солдаты маршируют, техника едет на фронт, а друг Женька, сын лётчика, собирается ловить шпионов. И Вовка с досадой думает о том, почему взрослых так волнует введение продовольственных карточек: до еды ли в такую пору!

А потом мальчик видит зарево над Бадаевскими складами, которые разбомбили фашисты. Это – первая точка отсчёта в череде страшных голодных месяцев.

Знаете, сейчас много говорят о том, что современная молодёжь не знает, что такое голод. Это правда. Но, мне кажется, великое счастье – не испытать этого по-настоящему. А вот знать действительно надо. И эта книга – «Мальчишки в сорок первом» доходчиво и последовательно описывает погружение человека в это состояние. Совсем ещё не взрослого человека, мальчишки.

Сначала они с другом собирают на поле кочерыжки и капустные листья. Потом мальчик обстоятельно рассказывает об очередях в булочных, об уменьшении хлебной нормы.

«Стеклянные витрины наполовину разбиты и пусты. Окна забиты досками. Полки, на которых лежит хлеб, завешены простынями. Хоть бы их открыли! Хоть бы посмотреть на целые хлебные буханки! Тогда бы, наверное, стало легче. До войны в этой булочной чего только не было!.. А покупатели – чудаки – да и я, когда мамка за хлебом посылала, спрашивали: ‟А товар у вас свежий?”… Теперь всё иначе. Чем черствее, тем лучше. Потому что чёрствый хлеб легче – из него пар вышел.

Правда, теперешний хлеб всегда очень тяжёлый. Он, как тесто, плотный и вязкий. Пятьдесят граммов хлеба – меньше спичечного коробка…»

Здесь все просто, выпукло, наглядно. Здесь нет метафор, литературной игры. Хлеб – это хлеб, голод – это голод. И ещё страшнее становится от этой простоты.

Вовка худеет и слабеет. Они с мамой в основном лежат под одеялами – нет сил ходить, да и калории зря тратить нельзя. Только иногда, когда особенно донимает голод, они пьют экстракт – воду, настоянную на хвое. Впрочем, зубы всё равно шатаются.

В повести подробно описана и Ёлка – знаменитая блокадная Ёлка, где едва живым от голода ребятам давали по паре мандаринов и конфет, а самое главное – горячий суп и кашу. И здесь особенно ясно видно, как озорной и легкомысленный, как любой ребёнок, мальчишка превращается в рассудительного не по годам взрослого. Как было бы здорово, если бы он чувствовал себя по-прежнему пацаном, мечтал, бегал, играл. А он рассуждает о том, какой питательный пар идёт от супа и как можно растянуть хлебную норму на сутки, чтобы не умереть…

Вовка не съел мандарины. Он принёс их, а ещё конфеты и бережно завёрнутую котлету, домой, матери и отцу. Самый трогательный, самый сильный момент книги – как отец долго смотрит в глаза сыну, а потом отламывает маленький кусочек мандариновой корки, нюхает её, кладёт в карман и уходит. Когда он умер на оборонном заводе, где работал, в его кармане нашли эту самую маленькую засохшую корочку.

Удивительно, но голод – не главное в книге. Главное – это то, как люди остаются людьми в цепких лапах голода. Вовка с другом спасают женщину, замерзающую на льду Невы. Они несут последнее родным, еле живые от голода. Они, совсем ещё не взрослые, никогда не крадут и не отнимают еду. Едва оправившись и отставив в сторону тросточки, с которыми ходили, они начинают помогать тем, кому тяжелее.

Голод – не главное в книге. Главное – это то, как люди остаются людьми в цепких лапах голода

Всё это описано просто, без пафоса. Это такая жизнь – повседневная, трудная, военная, блокадная. И, читая, понимаешь: вот она – причина Победы. Подвиг духа человеческого.

Скажу с ответственностью: книга не страшная, хотя в ней есть и боль, и смерть. Она грустная, но светлая. Даже в самые тёмные и безнадёжные, на первый взгляд, моменты в ней остаётся место свету.

Читать будет интересно и здорово вместе с детьми. Думаю, с 11-12 лет она будет вполне понятна.

Элла Фонякова. «Хлеб той зимы»: блокада глазами семилетней девочки

Элла Фонякова. «Хлеб той зимы» Элла Фонякова. «Хлеб той зимы» Героиня этой книги – девочка Лена из семьи ленинградских интеллигентов. В 1941-м году ей исполнилось семь лет.

Война начинается для Лены с маминых объятий. Строгая и принципиальная мама, «чернорабочий от науки», всегда следившая за тем, чтобы в семье всё шло своим чередом и всё делалось правильно, прижимает к себе дочку и плачет. А потом – первый обстрел.

Постепенно из капризной «малоежки» Лена превращается в человека, который радуется любой еде – даже студню из столярного клея. Она приобретает блокадный опыт – как сберечь силы, как собрать волю в кулак и не съесть свой кусочек хлеба уже утром, как научиться терпеть постоянное чувство голода.

Но это трудно, очень трудно, и не всегда это получается. И Лена вспоминает самый горький свой хлеб – съеденную тайком родительскую пайку. Нет, её никто не ругал, мама даже сунула в руку девочке оставшийся кусок. Но этот стыд, эта боль запомнились навсегда. И читать об этом больно, потому что написано просто и честно. И возникает в голове зудящая такая мысль: «А ты как? Ты бы сдержалась?» И мысль эта – неприятная, страшная, скорбная – она правильная, мне кажется. Иногда нужно задавать себе такие сложные вопросы. Даже если ты ещё не взрослый.

А потом – картинки блокадной жизни. Новый год – тесным и дружным кругом, ради которого все откладывали по крошечке, отрывали от своей скудной дневной нормы. Или глава «Казнь для Гитлера» – тоже страшная и честная – о том, какую ненависть испытывали к врагам голодные ленинградские дети. Или удивительный рассказ о картошине, которую по счастливой случайности нашла мама Лены и принесла дочке, и как все отщипывали себе по микроскопическому кусочку – для вида, оставляя драгоценное лакомство истощённой девочке.

А есть в книге и вовсе удивительное. То, что не нуждается в комментариях. Речь хмурого управдома, который руководит своими обессиленными голодом жильцами, вышедшими на субботник весной 1942 года.

«Он проводит рукой по лбу, по глазам – и словно снимает с лица своё хмурое, ‟руководящее” выражение. Теперь он смотрит на нас устало и доверчиво:

– Ленинградцы, милые жильцы мои, – тихо говорит он. – Мы с вами такую зиму пережили, расскажем детям потом – не поверят… Сами страшно выглядим, а город наш – ещё страшнее. Он вместе с нами страдал, все выстрадал, все видел, все перенёс. Нужно помочь ему сейчас – подлечить, чтобы весну он по-человечески встретил… Я знаю, слабые вы все, недоедаете, тяжела для вас эта работа – вон, какие завалы во дворах, – но что же делать, что же делать, дорогие мои? Кроме нас, жильцов, никто этого не сделает. Уж соберитесь с духом, держитесь как-нибудь, все нам потом воздастся…

В строю всхлипывают. Управдом – снова хмур и строг.

– Мою команду слу-шай! Па-а рабочим местам шагом арш!»

Я бы рекомендовала читать «Хлеб той зимы» детям от 9 лет, хотя героине семь: некоторые особенно тяжёлые моменты и глубокие эмоциональные нюансы для ровесников героини «слишком». Однако, при всей тяжести темы и честности автора, книга эта – светлая. В ней нет беспросветности. Есть щемящая жалость, есть то, что вызывает слёзы. Ну, а как без них?

Я думаю, призвание этих произведений – не запугать. Наоборот. Показать, какими удивительными, стойкими, великодушными и милосердными могут быть люди, что они могут преодолеть, вытерпеть. И всё это – самый верный ориентир на пути к пониманию Великой Отечественной войны и Победы.

Подписи к слайдам:

  • Б л о к а д ный
  • Л е н и н г р а д
  • Блокада Ленинграда.
  • Против нас полки сосредоточив,
  • Враг напал на мирную страну.
  • Белой ночью, самой белой ночью
  • Начал эту страшную войну.
  • Против нас полки сосредоточив, Враг напал на мирную страну. Белой ночью, самой белой ночью Начал эту страшную войну.
  • 22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей
  • страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки.
  • Захвату города Ленинграда отводилось особое место.
  • Противник хотел захватить побережье Балтийского моря
  • и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно
  • прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали
  • вывозить жителей и расположенные в городе заводы
  • и фабрики.
  • 22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики.
  • На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч
  • ленинградцев строили оборонительные сооружения,
  • 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение,
  • на фронт и в партизанские отряды.
  • Женский стрелковый батальон.
  • На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. Женский стрелковый батальон.
  • Проводы на фронт.
  • Проводы на фронт.
  • Танки идут на фронт.
  • Танки идут на фронт.
  • Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым,
  • значит её, захватили фашисты. На коричневой земле
  • нарисована фашистская свастика. А там где, стоит
  • Красная Армия, нарисованы красные звёзды.
  • Посмотри на карту! Если земля нарисована коричневым, значит её, захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды.
  • Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном
  • кольце.
  • Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце.
  • Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли
  • обстреливать из пушек все ленинградские улицы.
  • Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.
  • Рабочие патрули охраняют город.
  • Рабочие патрули охраняют город.
  • Эвакуация госпиталя.
  • Эвакуация госпиталя.
  • На берегу Невы.
  • На берегу Невы.
  • Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали
  • Ленинград.
  • Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград.
  • Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие
  • ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети.
  • Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети.
  • Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети.
  • На заводе.
  • На заводе.
  • Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе
  • около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом
  • блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как
  • их доставить? Только одна дорога связывала блокадный
  • город с Большой землёй.
  • Эта дорога шла по воде.
  • Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде.
  • В город везли продо –
  • вольствие, а обратно
  • стариков и голодных
  • детей.
  • В город везли продо – вольствие, а обратно стариков и голодных детей.
  • На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных
  • и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили
  • 150 тысяч снарядов.
  • Враги хотели обречь
  • на мучительную
  • смерть как можно
  • больше людей,
  • оставшихся в живых, взять
  • город голыми руками.
  • На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, остав- шихся в живых, взять город голыми руками.
  • После бомбёжки.
  • После бомбёжки.
  • Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только
  • военно- автомобильная дорога, проложенная по льду
  • Ладожского озера помогла выжить людям.
  • Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно- автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям.
  • Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На
  • таких машинах перевозили хлеб по льду озера.
  • Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера.
  • Дорога на Ладогу.
  • Дорога на Ладогу.
  • Эвакуация детей и стариков.
  • Эвакуация детей и стариков.
  • 30 км нужно проехать от Кобоны, чтобы оказаться на
  • западном берегу. Недалеко от трассы замаскированы
  • зенитные установки, проволочные и минные загражде-
  • ния, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат.
  • Не все машины доезжали до берега, многие провали-
  • вались под лёд вместе с продуктами.
  • 30 км нужно проехать от Кобоны, чтобы оказаться на западном берегу. Недалеко от трассы замаскированы зенитные установки, проволочные и минные загражде- ния, чтобы защищать дорогу от фашистских солдат. Не все машины доезжали до берега, многие провали- вались под лёд вместе с продуктами.
  • Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой
  • шли машины с хлебом.
  • Расчищали дорогу с помощью лошадей, по которой шли машины с хлебом.
  • Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.
  • Хлеб – в Ленинград, а детей – в тыл.
  • Блокада…. Далеко как это слово
  • От наших мирных светлых дней.
  • Произношу его и вижу снова –
  • Голодных умирающих детей.
  • Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей.
  • Как опустели целые кварталы,
  • И как трамваи мёрзли на путях,
  • И матерей, которые не в силах
  • Своих детей на кладбище нести.
  • Как опустели целые кварталы, И как трамваи мёрзли на путях, И матерей, которые не в силах Своих детей на кладбище нести.
  • На улице блокадного Ленинграда.
  • На улице блокадного Ленинграда.
  • Без воды, без тепла, без света
  • День похож на чёрную ночь.
  • Может, в мире силы нету,
  • Чтобы всё это превозмочь.
  • Без воды, без тепла, без света День похож на чёрную ночь. Может, в мире силы нету, Чтобы всё это превозмочь.
  • Умирали – и говорили,
  • — Наши дети увидят свет!
  • Но ворота они не открыли,
  • На колени не встали, нет!
  • Умирали – и говорили, — Наши дети увидят свет! Но ворота они не открыли, На колени не встали, нет!
  • И листовки летели с неба
  • На пороги замёрзших квартир:
  • «Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..»
  • «Будет мир! Вам не снится мир!»
  • И листовки летели с неба На пороги замёрзших квартир: «Будет хлеб! Вы хотите хлеба?..» «Будет мир! Вам не снится мир!».
  • Дети, плача хлеба просили,
  • Нет страшнее пытки такой.
  • Ленинграда ворот не открыли
  • И не вышли к стене городской.
  • Дети, плача хлеба просили, Нет страшнее пытки такой. Ленинграда ворот не открыли И не вышли к стене городской.
  • В осаждённом Ленинграде
  • Эта девочка жила.
  • В ученической тетради
  • Свой дневник она вела.
  • В дни войны погибла Таня,
  • Таня в памяти жива:
  • Затаив на миг дыханье,
  • Слышит мир её слова:
  • «Женя умерла 28 декабря в
  • 12 часов 30 минут утра 1941
  • года. Бабушка умерла
  • 25 января в 3 часа дня
  • 1942 года..»
  • В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела. В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 ян- варя в 3 часа дня 1942 года..».
  • А в ночи пронзает небо
  • Острый свет прожекторов.
  • Дома нет ни крошки хлеба,
  • Не найдёшь полена дров.
  • От коптилки не согреться
  • Карандаш дрожит в руке,
  • Но выводит кровью сердце
  • В сокровенном дневнике:
  • «Лека умер 12 марта в 8 часов утра
  • 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля
  • в 2 часа дня 1942 года».
  • А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: «Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».
  • Отшумела, отгремела
  • Орудийная гроза,
  • Только память то и дело
  • Смотрит пристально в глаза.
  • К солнцу тянутся берёзки,
  • Пробивается трава,
  • А на скорбном Пискарёвском
  • Остановят вдруг слова:
  • «Дядя Лёша умер 10 мая
  • в 4 часа дня 1942 года.
  • Мама – 13 мая в 7 часов
  • 30 минут утра 1942 года».
  • Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
  • У планеты нашей сердце
  • Бьётся гулко, как набат.
  • Не забыть земле Освенцим,
  • Бухенвальд и Ленинград.
  • Светлый день встречайте, люди,
  • Люди, вслушайтесь в дневник:
  • Он звучит сильней орудий,
  • Тот безмолвный детский крик:
  • «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
  • У планеты нашей сердце Бьётся гулко, как набат. Не забыть земле Освенцим, Бухенвальд и Ленинград. Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!».
  • Могила Тани Савичевой.
  • Могила Тани Савичевой.
  • Вглядись в эти фотографии
  • и ты поймёшь, как жили
  • ленинградцы первой
  • блокадной зимой.
  • 125 граммов хлеба на целый
  • день.
  • Вглядись в эти фотографии и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блока- дной зимой. 125 граммов хлеба на целый день.
  • Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.
  • Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.
  • Люди умирали прямо на улицах.
  • Люди умирали прямо на улицах.
  • Так хоронили ленинградцев,
  • погибших от голода,
  • убитых при бомбёжке.
  • Некому было делать гробы,
  • и не было машин, чтобы
  • отвозить их на кладбище.
  • Трупы складывали в
  • определённых местах и
  • увозили на кладбище.
  • Так хоронили ленинград — цев, погибших от голода, убитых при бомбёжке. Некому было делать гробы, и не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы складывали в опреде- лённых местах и увозили на кладбище.
  • Зимой 1941-1942 г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось — кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продоволь-ствия, они были и потенциальными разносчиками чумы.
  • памятник блокадным
  • кошкам.
  • «3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно», — записал в своем дневнике 10-летний мальчик. Тем не менее некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев.
  • Зимой 1941-1942 г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось — кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продоволь-ствия, они были и потенциальными разносчиками чумы. Памятник блокадным кошкам. «3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно», — записал в своем дневнике 10-летний мальчик. Тем не менее некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев.
  • «Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила».
  • «В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька».
  • «В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили».
  • «Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила». «В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька». «В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили».
  • В школе .
  • В школе .
  • Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуй-ки». Все сидели в шу-бах, шапках и рукави-цах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе.
  • А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили
  • зажигательные бомбы или работали в госпи-тале.
  • Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуй-ки». Все сидели в шу-бах, шапках и рукави-цах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпи-тале.
  • На парте осталась открытой
  • тетрадь,
  • Не выпало им дописать, дочитать.
  • Когда навалились на город
  • Фугасные бомбы и голод.
  • И мы никогда не забудем с тобой,
  • Как наши ровесники приняли бой.
  • Им было всего лишь 12,
  • Но были они – ленинградцы.
  • На парте осталась открытой тетрадь, Не выпало им дописать, дочитать. Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод. И мы никогда не забудем с тобой, Как наши ровесники проняли бой. Им было всего лишь 12, Но были они – ленинградцы.
  • В блокадном городе.
  • В блокадном городе.
  • Водопровод не работал. Люди ходили за водой на Неву.
  • Водопровод не работал. Люди ходили за водой на Неву.
  • Близко весна.
  • Близко весна.
  • Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан
  • приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу
  • друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.
  • Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться.
  • Наступление.
  • Наступление.
  • Ночной бой.
  • Ночной бой.
  • Войска соединились.
  • Войска соединились.
  • После 7- дневных боёв
  • войска Волховского и
  • Ленинградского фронтов
  • соединились и тем самым
  • прорвали блокаду Ленин-
  • града.
  • 18 января 1943 год
  • После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленин- града. 18 января 1943 год.
  • 900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои.
  • 900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои.
  • Блокада снята!!!
  • За залпом залп, гремит салют.
  • Ракеты в воздухе горячем
  • Цветами пёстрыми цветут.
  • А ленинградцы тихо плачут.
  • Ни успокаивать пока,
  • Не утешать людей не надо.
  • Их радость слишком велика –
  • Гремит салют над Ленинградом.
  • За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Не утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом.
  • Эти мальчики-ленинградцы. Они встретились на Двор-
  • цовой площади. Два из них были на фронте и защища-
  • ли там свой город .
  • За мужество и храбрость их
  • наградили медалями. У
  • мальчика в кепке тоже ме-
  • дали. Он голодал и мёрз
  • в блокадном Ленинграде,
  • тушил вместе с бойцами
  • зажигательные бомбы, ра-
  • ботал на заводе – делал
  • снаряды. За это его награ-
  • дили медалью «За оборону
  • Ленинграда» и медалью за
  • « Доблестный труд в Вели-
  • кой Отечественной войне
  • 1941-1945гг..».
  • Эти мальчики-ленинградцы. Они встретились на Двор- цовой площади. Два из них были на фронте и защища- ли там свой город . За мужество и храбрость их наградили медалями. У мальчика в кепке тоже ме- дали. Он голодал и мёрз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, ра- ботал на заводе – делал снаряды. За это его награ- дили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью за « Доблестный труд в Вели- кой Отечественной войне 1941-1945гг..».
  • Свой город отстояв ценою бед,
  • Не сдали Ленинграда ленинградцы –
  • Да, в нём ключи чужих столиц хранятся,-
  • Ключей к нему в чужих столицах нет!
  • Свой город отстояв ценою бед, Не сдали Ленинграда ленинградцы – Да, в нём ключи чужих столиц хранятся,- Ключей к нему в чужих столицах нет!
  • За годы войны и блокады
  • заводы и фабрики нашего
  • города отремонтировали
  • 2000 танков, 1500 самолётов,
  • изготовили 12000 миномётов,
  • 225000 автоматов, 10 млн.
  • снарядов и мин, множество боевых судов и автомашин.
  • За годы войны и блокады заводы и фабрики нашего города отремонтировали 2000 танков, 1500 самолётов, изготовили 12000 миномётов, 225000 автоматов, 10 млн. снарядов и мин, множество боевых судов и автомашин.
  • Он встал, как страж на сумрачном заливе,
  • Вонзая шпили в огненный рассвет.
  • Есть города богаче и счастливей,
  • Есть и спокойней, но прекрасней – нет!
  • Он встал, как страж на сумрачном заливе, Вонзая шпили в огненный рассвет. Есть города богаче и счастливей, Есть и спокойней, но прекрасней – нет!
  • Под этой плитой похоронены ленинградцы погибшие в 1942 году.
  • 900 дней блокады – 900 берёз.
  • 900 дней блокады – 900 берёз.
  • Санкт Петербург. Памятник Защитникам Ленинграда.
  • Площадь Победы на Московском проспекте.
  • Санкт Петербург. Памятник Защитникам Ленинграда. Площадь Победы на Московском проспекте.
  • Санкт-Петербург.
  • Пискарёвское кладбище.
  • Здесь похоронены воины,
  • защищавшие город и жители,
  • погибшие в блокаду.
  • Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду.
  • Под этой плитой похоронены ленинградцы
  • погибшие в 1942 году.
  • Под этой плитой похоронены ленинградцы погибшие в 1942 году.
  • Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины, защищавшие город и жители, погибшие в блокаду.

  • Рассказ о велоспорте для детей подготовительной
  • Рассказ о блинах для детей
  • Рассказ о велосипеде на английском
  • Рассказ о близком человеке 2 класс икн
  • Рассказ о великом человеке с ограниченными возможностями здоровья