Рассказ о блокадном хлебе для дошкольников

Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста

«Блокадный хлеб»

Подготовила:

воспитатель Чернышова Т.В.

Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда.

Задачи:

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Предварительная работа:

  • Рассматривание с детьми фотографий, иллюстраций блокадного Ленинграда.
  • Слушание военных песен. 
  • Чтение «Детская книга войны» (воспоминания маленьких жителей страны о страшных годах войны).
  • Чтение стихов поэтов — ленинградцев военных лет (В. Инбер, О. Берггольц, М. Дудин, Елена Вечтомова, В. Лифшиц и другие).

Оборудование и материалы:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация «Блокадный хлеб Ленинграда»;
  • Демонстрационные образцы «блокадного» хлеба;
  • Образцы хлебных карточек;
  • Аудиозапись «Сирена воздушной тревоги», «Звук метронома».

Ход занятия:

Ребята, сегодня 27 января особенный день. День снятия блокады города Ленинграда.

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил.

 А как вы думаете, что обозначает слово блокада? (ответы детей)

В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Немецкая армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены. Фашисты говорили, что Москва — это сердце России, а Ленинград (сейчас этот город называется Санкт -Петербург) — ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому фашисты направили на город один из основных ударов. Они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди.  Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но жители мужественно обороняли свой город.

Как вы думаете, ребята, почему ленинградцы не сдали свой город немцам? (Ответы детей, предположения)

Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Именно это окружение и называется блокадой. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город. (Слайд 2)

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила холодная зима. Наступили страшные блокадные дни… Их было 900… это почти 2,5года. (Слайд 3)

Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Люди в комнатах ставили буржуйки — маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. (Слайд 4)

Фашистские летчики бомбили город и днем и по ночам. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги — чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить и вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. (Слайд 5)

Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался. (Слайд 6)

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам. Карточки — бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой  кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день. Потеря карточки означала верную смерть.

Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба — это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький  кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. (Слайд 7)8

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. В хлеб добавляли все, что было в наличии: солод, бобы, отруби, древесные опилки, дикорастущие семена, жмых, добавляли даже бумагу.

Чтобы не умереть с голоду, люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из — под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью. (Слайд 8)

В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, к специально прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно упорно шли дальше. Часто к полынье спускались дети, набирали чайник мутной грязной воды и  спешили к ждущим их матерям. (Слайд 9)

А далеко, за кольцом блокады было продовольствие, масло, мука, мясо. Но достать это было очень трудно. Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, боеприпасы, теплую одежду, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни». Как вы думаете, ребята, почему её так назвали? (ответы детей). Она спасла тысячи ленинградцев.

Дорога жизни  узким коридором

Протянута по Ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город,

В том страшном и чудовищном аду. (Слайд 10)

Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учиться. 

Выпускали для фронта танки, пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения. Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.

Гитлеровская армия не смогла сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада.

27 января 1944 наши Ленинград был полностью освобожден от  блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

В честь этой победы был дан артиллерийский салют.

Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди. (Слайд 11-12)

В честь этой знаменательной даты и о памяти этой войны, в городе Ленинграде был установлен Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. (Слайд 13)

«Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске. (Слайд 14)

«Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. (Слайд 15)

На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери — родины. (Слайд 16)

На том месте, где было прорвано кольцо блокады сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание города — героя.

Сегодня, 27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков. Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. (Слайд 17)

Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт.

Валерий Куроленко

(Слайд 18)

Используемая литература

1. Воскобойников, В.М. Девятьсот дней мужества / В.М.Воскобойников. — Москва: Малыш, 1987.

2. Дмитриев В. К. Была война, была блокада… Рассказы о блокаде Ленинграда. — СПб: Корона принт,2013

Интернет-ресурсы

Видеоролик  «Блокада Ленинграда глазами детей» https://vk.com/video-81675082_456239576

Символы блокады https://www.spb.kp.ru/daily/26934.7/3984064/

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский
сад №17 «Детство»

Городского
округа города Зарайск

Всероссийский
урок памяти «Блокадный хлеб»

Конспект

НОД
для детей разновозрастной группы

(5-7
лет) с использованием ЭОР

Образовательная область: «Познавательное
развитие»

Тема:
«Блокада Ленинграда»

27
января 2020 г

Цель:
обогатить
знания детей о героическом прошлом нашего города — блокаде;

дать
представления о тяжелых и героических днях в истории родного города;
воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны.

Интеграция
образовательных областей
: «Речевое развитие», «Познавательное
развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды
детской деятельности
: общение с взрослым, совместные игры со
сверстниками, восприятие музыки, стихов, рассматривание картинок

Интегрированные
задачи:

Образовательные:
Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять
знания детей об истории родного города, о героизме людей, переживших блокаду, используя
ИКТ. Познакомить с творчеством ленинградских поэтов – блокадников

Развивающие:
Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности
на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем.
Развивать
устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы,
монумент, мемориал

Воспитательные:
Воспитывать любовь и гордость к городу, чувство благодарности и
уважения к его защитникам. Учить видеть состояние города, воспитывать умение
сочувствовать, сопереживать. Прививать уважительное отношение к пожилым жителям
города.

Предварительная
работа:

1.                
Рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники
защитникам города

2.                
Чтение художественных произведений по теме

3.                
Прослушивание песен и музыки военных лет

4.                
Чтение с детьми стихов о блокадном городе

5.                
Просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих
возрасту;

6.                
Рассказ о блокаде, стихи о блокаде…

7.                
Презентация-фильм на тему « К 76-летию снятия блокады…».

Материалы
и оборудование
: презентации «Блокадный Ленинград», ноутбук, книги и
иллюстрации по теме;
запись песни «Священная
война», муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача

Ход
занятия:

Воспитатель:
Здравствуйте, ребята, сегодня я хочу вам рассказать о подвиге города Ленинград во 
время войны. Будем благодарны ветеранам за их подвиг.

 Воспитатель:
Скажите, ребята, какое сегодня число? (27 января)

Воспитатель: Ребята, а какой праздник отмечают в этом городе 27 января? (День полного снятия Блокады Ленинграда)


как сейчас называется этот город на реке Неве? (Санкт-Петербург)

Слайд 2

Ответы
детей
. Сейчас  город называется Санкт – Петербург, он красив и горд.

Воспитатель
читает стихи о Санкт – Петербурге.

Санкт-Петербург – гранитный
город,
Взнесенный Словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!

Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!

Слайд 3

Воспитатель:
Много испытаний
было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но Великая Отечественная
война стала самым страшным испытанием для нашего города.

Слайд 4

Воспитатель:
Ребята,
давайте посмотрим, как выглядит  город на карте. Рассматривание карты города
на слайде.

Воспитатель: До войны
люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По
вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи.

Слайд 5

В
1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Началась война…..
Страшная, беспощадная. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город,
полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он
решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и
входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали
продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали
город.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце
России, а Ленинград
ее душа
. Как человек не может жить без души, так и страна
потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть
его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.

Слайд 6

Рассматривание
карты Блокады Ленинграда

Воспитатель:
Посмотрите (карту-картинку), на что это похоже? (круг, кольцо)

Так и говорили: «Кольцо
вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги,
ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна — по Ладожскому озеру. Она
соединила Ленинград с большой землёй.

Воспитатель:
Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города
(Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. Лебедева – Кумача).  В
начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу. Вот и
тогда все встали на защиту города.

Слайд 7-8

Воспитатель:Наступила
холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…

Их было 900… это
почти 2, 5года.

Какое – то время ещё работали школы. Сидели дети  в пальто и
шапках в не топленом классе, голодные. Электричества уже не было, в квартирах
горели коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький
фитилёк.

Норма хлеба снизилась в 5раз, вот
такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать
детям кусок хлеба). И всё, только вода.

Слайд 9

Воспитатель: Дома не
отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки,
а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные
морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В
домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.

Слайд 10

Воспитатель:
Окна
в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли
поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького
огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.

Слайд 11

Воспитатель:
До
наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки – Тани Савичевой.

В обычной
тоненькой школьной тетрадке она писала:

«Сегодня умер
дедушка». На следующей странице – «Сегодня умерла мама».

День за днем
умирали от голода и холода Танины родные. На последней странице дневника
детской рукой выведено – «Умерли все»… Осталась одна Таня.

Слайды
Дневника.

Воспитатель
читает стихи

В войну солдаты
город защищали,

Чтоб жить в родной
Отчизне мы могли.

За нас с тобою
жизнь отдали,

Чтоб в мире больше
не было войны.

Кружился снег, а
город наш бомбили

Была тогда
жестокая война.

Защитники фашистов
победили,

Чтоб мирной стала
каждая зима!

Воспитатель:
Город
регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди
слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А после отбоя
воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он
напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В
тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и
ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.

Слайд 12

Воспитатель: Жизнь в
городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для
выживания стало Ладожское озеро (показ картин).
Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21
ноября 1941 года, шли днём и ночью по льду озера машины и доставляли в город
тонны продовольствия, вооружения, боеприпасов.
По этой дороге
под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и
стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду
были опасны, машины проваливались под лед.

Слайд 13,
14, 15

Слайд 16

Воспитатель:
Спустя 900 дней, 27 января 1944 наши войска прорвали кольцо
блокады. Это был великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых
ленинградцев, но всех солдат, защищающих страну от врага.

В
честь этой победы был дан артиллерийский салют.

Юрий Воронов, поэт-блокадник написал замечательное
стихотворении о праздничном салюте в честь снятия блокады.

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Слайд
17

В
честь прорыва блокадного кольца был установлен памятник на Ладожском озере
«Разорванное кольцо».  Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен
помнить подвиг защитников.

Слайд 18-19

Воспитатель:
На
Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы
блокады,у братской могилы горит Вечный огонь. Посередине возвышается скорбная
фигура Матери-родины. За ней – гранитная стена со словами ленинградской
поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат
ленинградцы.

Здесь горожане –
мужчины, женщины, дети…..

Их имён
благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под
вечной охраной гранита.

Но знай внимающий
этим камням,

Никто не забыт и
ничто не забыто.

Люди приносят сюда
цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Воспитатель
читает стихи

На Невском
проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас
нам поверить,

Что именно эта
была сторона

Опасной при
артобстреле.

Зачем эту надпись
наш город хранит?

Чтоб взрослые
знали и дети:

«Ничто не забыто.
Никто не забыт! »

Чтоб помнили все
строчки эти.

Чтение
стихотворения ’’Блокадные дни’’.

В
блокадные дни.

Под
обстрелом, в снегу

Не
сдался, не сдался,

Наш
город врагу.

Здесь
гордые, смелые люди живут.

И
славиться всюду их доблестный труд!

Рефлексия

Просмотр
фильма «Блокадный Ленинград
»

Детям
задаются вопросы:

1.
О чем мы сегодня говорили?

2.
Где проходила «Дорога жизни»?

3.
Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

4.
О каких мемориалах вы узнали?

5.
Что вам запомнилось из моего рассказа?

Цель: Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувств.

Задачи:

Обучающие:

— познакомить с историей нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда, блокадный хлеб ;

— формировать умение внимательно слушать и анализировать услышанное;

— способствовать развитию интереса к истории нашей Родины.

Развивающие:

— пополнять знания о Великой Отечественной войне, Блокаде Ленинграда;

— развивать речь, пополнять словарный запас;

— уметь правильно формулировать свои мысли;

— развивать интерес к музыкальным произведениям.

Воспитывающие:

— развивать умение сопереживать, сочувствовать;

— испытывать гордость за свой народ, свою Родину;

— воспитывать уважение к военным и людям старшего поколения;

— воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам питания.

Предварительная работа:

— беседы о войне;

— чтение художественной литературы о войне и военных;

— рассматривание иллюстраций с изображением военной техники;

— прослушивание песен о войне;

— экскурсия в музей « Боевой славы» детского сада

Методы и приемы:

Наглядные:

— рассматривание фотографий военных лет, карточек с изображением военной техники, фотографий города Ленинграда (Санкт – Петербурга).

Практические

— беседа,

— использование художественной литературы,

— прослушивание музыкальной композиции.

Игровые

– использование тематической физкультминутки.

Материалы и оборудование:

настенная доска, фотографии военных лет, карточки с изображением военной техники, фотографии города Ленинграда (Санкт – Петербурга, отрывок из книги В. Семенцевой «Лист фикуса», небольшой кусок серого хлеба, запись песни «Вставай страна огромная», запись воздушной тревоги.

Ход занятия

Воспитатель: Хлеб…Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!

Воспитатель: Как можно сказать про хлеб, какой он?

(Ответы детей)

Воспитатель: действительно хлеб бывает: ржаной, пшеничный, белый, черный, мягкий, воздушный, пышный, свежий, ароматный, запашистый, румяный, золотой, аппетитный, вкусный.

Воспитатель: но сегодня я хочу рассказать вам о другом хлебе — военном или Блокадном хлебе. Это тот хлеб, о котором мы должны знать и помнить, всегда!

Ребята, 80 лет назад, ночью 22 июня фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война. В начале войны родилась замечательная песня .Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная!» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!

Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная»

Враг подошёл к Ленинграду так ранее назывался город «Санкт-Петербург», и город оказался в блокаде.

Блокада это круг или кольцо из немецких войск вокруг города, которое сомкнулось. Еще это кольцо называют блокадой. Город и все жители оказались замкнуты в этой блокаде. Никто не мог выехать от туда.

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога

Запись воздушной тревоги

Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

-А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки) ( Слайд)

Жизнь в городе становилась всё труднее

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде (кольце, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград, приходили люди с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным карточкам.

Карточки — бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день( Слайд).

А кроме хлеба, еды у людей не было. Как вы думаете, можно наесться, этим кусочком хлеба на весь день. Как вы думаете, это сколько? Покажите руками… (Ответы детей).

Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба — это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы детей).

У нас в группе есть математические весы, я предлагаю вам взвесить хлеб. (Деятельность с весами) Как вы считаете, этого хлеба было достаточно, что бы наесться? (ответы детей). А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали.

Чтобы хлеба было, больше в него добавляли: примеси ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу и клей. Резали хлеб только на газете или бумаге, для того, чтобы собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.

Чтение рассказа Валентины Семенцевой «Лист фикуса»

Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название рассказа?

В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу. У меня было много игрушек, я целый день играла с ними. Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось.

Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зелёный. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула её, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…

Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики. Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась. Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его. Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут.

Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла ещё два листа, потом ещё… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.

Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их.

Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что всё обошлось для меня благополучно.

Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод.

Воспитатель:

— Вот такой грустный рассказ о маленькой девочке Вале. Почему нам ее жалко?

— Ответы детей (она была голодная, она была одна дома, без мамы и папы, она от голода ела горький лист)

— А почему нельзя есть листья фикуса?

— Ответы детей (Листья горькие, ядовитые)

— Почему Валина мама повела Валю к врачу?

— Ответы детей (Она боялась, что Валя отравиться, что у нее заболит живот, что она может даже умереть)

Но Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.

В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. С этого времени в город стали поступать товары первой необходимой помощи. Но война продолжалась еще полтора года…

Воспитатель: с тех пор прошло много времени, но подвиг совершенный Ленинградцами во время блокады, на всегда останется в нашей памяти. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Города — героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.

Ребята, как вы думаете, какой подвиг совершили Ленинградцы? (ответы детей).

Воспитатель: каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Я хочу предложить вам, сегодня, когда вы придёте домой, рассказать родителям о блокадном хлебе, предложите родителям испечь такой хлеб всем вместе, в память о том тяжелом времени.

Конспект занятия «Кусочек блокадного хлеба»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить ребят с понятием блокада.

Рассказать о героической обороне Ленинграда 1941-1944 годы;

Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов советских людей.

Оборудование и материалы:

Видеоматериалы на компьютере, мультимедийная установка.

Ход занятия

Просмотр видео «Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде»

Воспитатель: Поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной…О хлебе блокадного Ленинграда…

У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.

Жил и сражался в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался 900 страшных голодных блокадных дней и ночей.

Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей

Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.

Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% — мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Это много или мало?

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: «Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

 Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит…
Как из недр его вопли: «Хлеба!» —
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

Эта цифра — «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» — навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Рассказ «Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова «900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб — на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как память. Она поняла, что сила духа её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.

Правительство Советского Союза предпринимало все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, которую прозвали «Дорогой жизни», потому что по ней везли в Ленинград продукты и хлеб.

Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба: рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям — на 75 граммов в сутки.

Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ — в январе 1943 года прорвать блокаду!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало, 
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей.

Ребенок:

Казалось, что конец земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще! Он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба.

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

«Ну, так и есть — мотор заело».

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта — не угроза.

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

 Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Воспитатель: Какова цена блокадного хлеба? Сколько стоят те 125 граммов черного святого хлеба? Можно ли оценить то, что куплено тысячами человеческих жизней?

Воспитатель : Ребята! Если жизнь предоставит Вам возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите Пискаревское кладбище. Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто». … Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

Зайдите в маленький музей возле входа на мемориальное кладбище, там вы увидите блокадную осьмушку хлеба и листочки из дневника Тани Савичевой.

Спуститесь к могилам тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов. Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважением к погибшим и символом памяти о том, о чем нельзя забывать никогда.

Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Ребенок: Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Просмотр видео «Блокада Лениинграда».

Ребята, почтим память умерших в годы блокада Ленинграда Минутой Молчания.



Конспект НОД в подготовительной группе «Хлеб блокадного города»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в

подготовительной группе.

«Хлеб блокадного города»

Цель:

Расширение представлений у детей о героическом подвиге жителей блокадного

Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;

Формирование основ патриотизма. Знать цену хлеба.

Задачи:

сформировать у детей представления о блокаде Ленинграда и героизме его

жителей;

познакомить детей с музыкальным произведением Д. Д. Шостакович «Седьмая

симфония», посвященная блокадному городу;

воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких

впечатлений и исторических фактов.

Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой

народ, любовь к Родине.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям.

Материалы и оборудование: Аудио и видеозаписи, карточки на хлеб, хлеб 125гр.

Ход занятия.

Звучит музыка: « Симфония войны».

Воспитатель: Стоит над Невой город большой и красивый Городгерой, городсолдат,

городтруженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Много раз

за свою историю город СанктПетербург менял свое название. СанктПетербург,

Петроград, Ленинград и снова СанктПетербург. Но сегодня мы будем говорить о

Ленинграде. И не просто о Ленинграде, а о блокаде города Ленинград.

Блокадаэто значить окружение, когда перекрыты все входы и выходы из города.

27 января наша страна вместе с жителями Ленинграда будет отмечать это замечательное

событие, день полного снятия блокады Ленинграда, то есть день освобождения города

от немецкофашистских захватчиков.

Я сейчас расскажу вам о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить городу

Ленинград и его жителям, ленинградцам, во время той страшной и беспощадной войны.

Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они

хотели уничтожить его, стереть с лица земли. В городе оставалось более трёх

миллионов жителей, среди которых были и дети, кругом был слышен вой сирены,

постоянные обстрелы, летящие с неба бомбы. Люди жили в разрушенных от бомбежек

домах, без света, тепла, воды и еды. К людям все ближе подкрадывался голод, они

болели, замерзали, страдали, погибали, но верили, что про них не забыли, о них помнят.

Больше двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом. Были разбиты и разграблены

пригороды Ленинграда, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город.

Вражеские немецкие войска захватили, взяли в кольцо славный непокорный город

Ленинград, блокировали его, никто не мог проникнуть в город и выйти из него. Именно

это и называется блокадой.

Началась суровая блокада, которая продолжалась долгих 900 дней, почти два с

половиной года.

Это случилось в начале осени, 8 сентября 1941 года. В первый же день блокады, после

одной из бомбёжек, случилась непоправимая беда: на Бадаевских складах, где хранились

запасы продовольствия для города, произошел пожар. Почти все продукты сгорели.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с ленинградцами, когда в магазинах не

стало продуктов, а привезти их было нельзя, ведь все дороги перегородили фашисты?

Воспитатель: В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. Для жителей

самым вкусным и сладким была не конфета, а единственный продукт питания был вот

такой крошечный ломтик черного хлеба, который выдавали по специальным

карточкам. Карточки бумажные талоны на которых указывалось положенное

количество продуктов, каждому человеку.

Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день

(показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Кусочек хлеба

был немного больше чем, кусочек хлеба, который вы кушаете за обедом.Кусочек хлеба

был так мал, что человек не ощущал его на руке, а это было всё, что можно было

съесть. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека.

Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали.

И все же блокадная пайка хлеба та единственная ниточка, которая соединяла

ленинградцев с жизнью! Блокадная карточка с суровой надписью: «При утере, не

возобновляется!» Она была дороже денег.

В булочные, где выдавали хлеб, были огромные очереди, потому что, хлеба иногда на

всех не хватало, люди выстраивались с раннего утра в очереди..

Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы,

травылебеды, древесных опилок, он был некачественный, пополам с целлюлозой и

прочими примесями.

Воспитатель: Помимо голода в блокадный Ленинград пришла другая беда: холодная

зима. Мороз опускался до — 40 градусов. Было так холодно, что замерзали

водопроводные трубы, по которым в дома поступала вода. Люди остались без воды, без

света, и без тепла, внутренние стены квартир покрылись тоненькой корочкой льда. На

улице становится темно, и дома тоже темно, потому что нет света. Люди зажигали

керосиновые лампы или просто коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые

вставляли маленький фитилек. Еле живые люди ходили за водой к Неве и другим рекам

города. На саночки ставили вёдра, бидоны, чайники и набирали воду из проруби. А

потом долго, долго везли воду домой.

Воспитатель: Чтобы согреться, в комнатах ставили маленькие печки — буржуйки,

выводя трубы в окна. В них жгли книги, мебель, доски, которые подбирали возле

разрушенных бомбежкой зданий. Но такого топлива хватало не надолго и целые семьи

гибли от холода и голода.

Воспитатель: Но, не смотря на страшные испытания, ленинградцы всеми силами

старались выжить и не дать умереть родному городу. Во время блокады в городе

работали заводы, фабрики.Ленинградцы слушали по радио не только новости с фронта,

но и стихи о войне, о подвиге жителей города и от этого у них появлялись силы, чтобы

жить и бороться дальше.

Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович во время блокады написал Седьмую

симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о

нашествии врага, о борьбе и победе.

(Дети слушают фрагмент симфонии Д. Шостаковича.)

Воспитатель: Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а

вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы

делали танки и оружие для защитников города.

О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев

оповещал звук воздушной сирены. Услышав вой сирены, жители города, если у них

были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги

люди вновь слышали звук метронома.

Медленный ритм метронома ещё ассоциировался с дыханием людей.

Ленинградцы считали, если слышен звук метронома, значить не всё потеряно, про них

не забыли, всё еще есть надежда выжить.

(Дети слушают ритм метронома)

Воспитатель: Далеко за кольцом блокады было продовольствие мука, мясо, масло.

Как же его достать? Ведь враг беспощадно бомбил город и днём и ночью. Лишь только

одна дорога связывала блокадный осаждённый город с большой землёй. Шла она по

воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера. Как только лед

окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней

отправился спешно собранныйконнотранспортный батальон. Лошади не кормлены,

многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые

десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под

постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали

«Дорогой смерти».

Не жалея себя шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались,

ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от холода и голода жителям

Ленинграда. Эта дорога спасла от смерти многих Ленинградцев, по ней

смогли эвакуировать, вывозить часть населения (обессиленных от голода и холода

людей — женщин, детей, стариков) и доставляли самые необходимые продукты,

медикаменты, боеприпасы для войск, поэтому её назвали «Дорогой жизни»

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико

было значение этого пути, что назвали ленинградцы его «Дорогойжизни».

Немецкие самолеты постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие

снаряды достигали цели, и грузовики с грузом тонули…

Но только через два с половиной года, 18 января 1943 года, блокадное кольцо было

прорвано.

А 27 января в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой вспыхнул

праздничный салют. Все люди со слезами на глазах смотрели на салют.

Город был разрушен, вокруг не осталось ничего живого. Но осталось главноесвобода.

Ленинград выстоял свои самые длинные и страшные 900 дней и ночей.

Воспитатель: С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в

годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в

величественных памятниках. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас

установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и

героизмгород Ленинград получил звание «Городагероя». Подвиг ленинградцев мы

никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев,

погибших в годы блокады возвышаетсяскорбная фигура Матери — родины, цветок

жизни – памятник детям, погибшим во время блока

В память о Блокаде Ленинграда было написано большое количество стихов, картин,

музыкальных произведений. В музее истории Ленинграда хранится кусочек

заплесневелого хлеба.

Конспект занятия с использованием презентации «Хлеб блокадного города»

Воспитатели:

Пустовалова Н.В.

Тема: Хлеб блокадного города

Методический материал к презентациидля детей дошкольного возраста.

Образовательная область ФГОС ДО«Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах и бедах, которые она принесла.

Формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города.

Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям

Блокадный хлеб

2 слайд

В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война.

3 слайд

Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде,(карта, на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой.

4 слайд

Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.Поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград приходили беженцы с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Были введены карточки.

Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом

А я для вас прочту стихотворение:

Фанерой забито наше окно

В городе тихо, очень темно

Звук самолетов слышен,

Низко летят над крышей.

Тихо одними губами,

Шепчу понятное маме:

«Мама мне страшно,

Мама 125 и больше не грамма».

Свой хлеб разрезает мама

И делит его пополам.

5 слайд

Карточки — бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.

Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.

6 слайд

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из — под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.

7-8-9 слайд

Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранныйконно- транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти».

10-11-12-13 слайд

Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.

Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра «Разрезные картинки».

14-15-16-17-18 слайдГосударственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.

19 слайд «Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске.

20 слайд «Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.

19 слайд «Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.

20 слайд

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт. (Валерий Куроленко)

Воспитатель:

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизмгород Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери — родины.

Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.

Дети садятся рисовать под музыку «Алые закаты» Дмитриев В. К …Была война, была блокада…Издательство Корона принт, 2013

Используемая литература

1. Валерий Воскобойников «Девятьсот дней мужества» Издательство «Малыш» 1984 год.

2. ДмХод непосредствен

Муниципальное  бюджетное учреждение

дополнительного образования

центр детского творчества ст-цы Темиргоевской

Тематическое занятие 
для дошкольников
«Блокадный хлеб Ленинграда»

                                  Педагог

                                   дополнительного

                                  образования

                              
Федорцова Е.П.

ст-ца Темиргоевская, 2021 год

Цель: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного
населения блокадного Ленинграда.

Задачи:

Расширение представлений детей о героическом подвиге жителей
блокадного Ленинграда.

Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества,
гордость за свой народ, любовь к Родине.

Оборудование и материалы:

·          
Мультимедийное
оборудование;

·          
Презентация
«Блокадный хлеб Ленинграда»;

·          
Демонстрационные
образцы «блокадного» хлеба;

·          
Образцы
хлебных карточек;

·          
Аудиозапись
«Сирена воздушной тревоги», «Звук метронома».

Ход
занятия:

Ребята, 27 января особенный день. День снятия
блокады города Ленинграда.

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил.

 А
как вы думаете, что обозначает слово блокада? (ответы детей)

В 1941 году на нашу Родину
напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная. Немецкая
армия, как саранча, уничтожала все на своем пути. Города были разграблены.
Фашисты
говорили, что Москва — это сердце России, а Ленинград (сейчас этот город
называется Санкт -Петербург) — ее душа. Как человек не может жить без души, так
и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому фашисты направили
на город один из основных ударов.
Они хотели не просто захватить Ленинград,
они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Днем
и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди.
 Больше
двух месяцев шли кровавые бои под Ленинградом, но жители мужественно обороняли
свой город.

Как вы думаете, ребята,
почему ленинградцы не сдали свой город немцам? (Ответы детей, предположения)

Гитлер не сумел захватить
город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и
входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Именно
это окружение и называется блокадой. Но жители проявляли стойкость, мужество,
всеми силами защищали город. (Слайд 2)

Днем
и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В
город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду. Наступила
холодная зима. Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900… это
почти 2,5года.
(Слайд 3)

Наверное, никогда еще не было так холодно.
Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Люди в комнатах ставили
буржуйки — маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться.
(Слайд 4)

Фашистские
летчики бомбили город и днем и по ночам. Окна в домах заклеивали узкими
полосами бумаги — чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить и вешали темные
шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. (Слайд 5)

Город
регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали
такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).

А
после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома).
Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В
тяжелые блокадные дни
звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том,
что город живет, дышит, что Ленинград не сдался. (Слайд 6)

Летом, в начале войны никто
не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было.
В Ленинграде
начался страшный, мучительный голод. Самым вкусным и сладким продуктом была не
конфета, а крошечный ломтик чёрного хлеба, который выдавали по специальным
карточкам.
Карточки — бумажные талоны, на которых указывалось положенное
количество продуктов каждому человеку.
По ним можно было получить свою норму
хлеба — небольшой  кусочек в день.
Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и
дети 125 грамм на весь день
. Потеря карточки означала верную смерть.

Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба —
это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (ответы
детей).
А для того времени это было много, так как маленький  кусочек хлеба
спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Но даже
и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где
выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали. Одни
умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны
дойти до дому.
(Слайд 7)8

Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его
стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. В хлеб добавляли все,
что было в наличии: солод, бобы, отруби, древесные опилки, дикорастущие семена,
жмых, добавляли даже бумагу.

Чтобы не умереть с голоду, люди ели овощные очистки, которые
обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей,
котлеты из хрена. Выгребали из — под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки
от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.
(Слайд
8)

В
домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева, к специально
прорубленным полыньям. Люди поскальзывались на льду, падали, но все равно
упорно шли дальше. Часто к полынье спускались дети, набирали чайник мутной
грязной воды и  спешили к ждущим их матерям.

(Слайд 9)

А
далеко, за кольцом блокады было продовольствие, масло, мука, мясо. Но достать
это было очень трудно. Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и
помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город
везли хлеб, боеприпасы, теплую одежду, а обратно из города вывозили
(эвакуировали) детей, стариков, раненых. Эту дорогу через Ладогу стали называть
«дорогой жизни». Как вы думаете, ребята, почему её так назвали? (ответы
детей)
. Она спасла тысячи ленинградцев.

Дорога жизни  узким коридором

Протянута по Ладожскому льду.

Она спасала наш любимый город,

В том страшном и чудовищном аду.
(Слайд 10)

Ленинградцы не сдавались. В
окруженном городе,
под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учиться.

Выпускали для фронта танки,
пулеметы, мины, гранаты и другое вооружение, строили заградительные сооружения.
Трудились все, кто еще мог передвигаться и держать инструмент в обессилевших
руках. Старшеклассники бросали школы, чтобы ухаживать за ранеными бойцами и
ослабевшими жителями города и помогать оборонять Ленинград.

Гитлеровская армия не смогла
сломить сопротивление ленинградцев. 900 длинных дней и ночей длилась блокада.

27
января 1944 наши Ленинград был полностью освобожден от  блокады. Это был
великий день! Радость наполняла сердца не только освобождённых ленинградцев, но
всех солдат, защищающих страну от врага.

В честь этой победы был дан артиллерийский салют.

Такого дня не видел Ленинград,

Нет, радости подобной не бывало.

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди. (Слайд
11-12)

      
В
честь этой знаменательной даты и о памяти этой войны, в городе Ленинграде был
установлен Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.
(Слайд
13)

«Памятник,
установленный полуторке» во Всеволожске.
(Слайд 14)

«Цветок жизни»
Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
(Слайд
15)

На
Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы
блокады, возвышается скорбная фигура Матери — родины.
(Слайд
16)

На том
месте, где было прорвано кольцо блокады сейчас установлен памятник, который
называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил
звание города — героя.

Сегодня,
27 января, мы празднуем освобождение Ленинграда от фашистских захватчиков.
Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.
(Сл. 17)

      Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым
словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим
богатством вы владеете и как его надо беречь.

Хлеб, не объёмное слово

Но по смыслу важнее нет.

Во главе он стоит живого

Без него не проходит обед.

Хлеб миллионы жизней

От смерти спасал ни раз.

Кровью крестьянской, потом

Он доставался для нас.

Чёрствая корочка хлеба

Символ блокады, войны.

Голод для человека

Видимый край беды.

Тянет ручонки ребёнок

Голод стоит в глазах.

Корочку хлеба дайте

Жалостно просит в слезах.

Сердце от боли сжалось

Детские слыша слова.

Возьми малыш, что осталось

Крошки со стола.

Жадным движением ручек

Крошки отправлены в рот.

Словно лесную малину

Он с наслаждением жуёт.

Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре — сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам. …О, мы познали в декабре – не зря «священным даром» назван обычный хлеб. И тяжкий грех – хотя бы крошку бросить наземь: таким людским страданьем он, такой большой любовью братской для нас отныне освящен, наш хлеб насущный, ленинградский.

О. Ф. Берггольц

Стремительное продвижение германского вермахта летом-осенью 1941 года создало угрозу и для Ленинграда, второго по величине города СССР. Однако сил на то, чтобы захватить город, у гитлеровцев уже не осталось. Тогда, как известно, по личному распоряжению фюрера и началась блокада Ленинграда, которая продлилась 872 дня.

В наши дни мы чтим память защитников города, рабочих и мирных жителей которые единым фронтом сплотились против захватчиков и не пропустили их в родной город. В тяжелейших условиях людям приходилось работать, сражаться и вести повседневную жизнь, не теряя человеческого лица от голода. И самым важным для защитников города ресурсом стал знаменитый блокадный хлеб, на котором во многом и держалась оборона города. И именно кусочек хлеба во многом стал символом блокады.

Суровая необходимость

Перед началом блокады произошло ужасное: немецкая авиация совершила налет на ленинградские Бадаевские склады. 23 немецких бомбардировщика положили бомбы так точно, что в одночасье выгорело свыше 3 тысяч тонн муки. Скорее всего, их на склады навели. Город был окружен, продовольствие брать было неоткуда. Еще с 18 июля в Ленинграде введены карточки. А с 8 сентября – фактического начала блокады – хлебная порция стала систематически снижаться.

Блокадная лепешка

Всего снижений было пять, и с 800 июльских граммов порция упала до 200 граммов хлеба для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Сейчас нам сложно это понять, но вы можете вспомнить одну из разрезанных краюшек черного хлеба, которые вам давали в школе к обеду, это даже чуть больше, чем 125 граммов. Но похож ли он был на наш современный хлеб?

Блокадный хлеб

Сам хлеб изначально делался, как и сейчас, но со временем, когда муки становилось все меньше, хлеб приобретал блокадные черты: особый вкус и консистенцию, которая так запала в память всем ленинградцам, пережившим те суровые годы.

Карточка и хлеб

«Стандартный», если можно так выразиться, состав блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя.

Но это лишь один из вариантов. По старой русской традиции в ход могла пойти и лебеда, и древесная кора, и сосновый луб. Добавляли также лузгу, рисовую мучку, соевый шрот или отруби. Мука тоже часто менялась, использовалась любая – от ячменной до кукурузной. В целом рецепт хлеба мог меняться ежедневно. Специалисты Центральной лаборатории Ленинградского треста хлебопечения придумывали самые немыслимые варианты, лишь бы накормить хоть чем-то горожан.

И ещё карточка и хлеб

Хлеб даже доставали со дна Ладожского озера – из кузовов утонувших машин и подвод. Мука в центре такого мешка была еще сухая, а мокрую сушили и эту корку перемалывали для производства хлеба. Первые рейсы по Дороге жизни везли муку – такую нужную для блокадного хлеба. Везли из-за тонкого льда сначала на подводах и только позже – на грузовиках. Несмотря на круглосуточную работу Дороги жизни, первая зима в Ленинграде стала самой суровой, в ее ходе блокадный хлеб сохранил жизнь сотням тысяч наших соотечественников, а ведь это были крохи по современным меркам.

Первая партия муки пришедшая по «Дороге жизни»

С хлебом связаны и подвиги, и потери. Например, известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942 года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д. Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.

Блокадный хлеб

Говорят, что у блокадного хлеба не было ни вкуса, ни запаха. Вокруг пекарен не распространялся такой хорошо знакомый нам аромат от теплой свежеиспеченной буханки хлеба. Но у блокадников другое мнение:

«До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см, черный, липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах».

Зинаида Павловна Овчаренко, жительница Ленинграда, пережившая блокаду.

Обложка: pinterest.ru

Смотрите также:

Кошки блокадного Ленинграда

Правда о прорыве блокады Ленинграда. Операция «Искра» и как работала «Дорога Победы»

Город-крепость на Неве

Краткий курс истории. Таня Савичева

Я не сдамся: истории из дневника непокоренного Ленинграда

  В наши дни мы часто слышим «Не хлебом единым»… Это конечно так, если не
задуматься об истиной цене хлеба. В старину говорили: «Хлеб- всему голова».
Хлеб считался священным символом еды. Народ веками складывал о нем поговорки,
поэты воспевали в своих лирических стихах, а художники изображали его на своих
полотнах. Особенно трогателен до слез в живописи и в стихах образ блокадного
хлеба. Страшно даже подумать о том, какова же на самом деле была настоящая цена
этого кусочка черного хлеба. Иногда цена этого маленького кусочка хлеба
равнялась цене даже не одной человеческой жизни.

     Блокадный хлеб… Муки в нем было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы,
соды, отрубей. Форму для выпечки которого смазывали за неимением другого
соляровым маслом. Есть который можно было, как говорили сами блокадники,
«только запивая водой и с молитвой».. Но и сейчас нет для них ничего дороже
него.

Блокада Ленинграда длилась с
8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.

     В Музее блокады
Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у
посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с
отрезанными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно
слово: «хлеб». Это блокадная хлебная карточка. 
Ленинградцы начали получать
такие карточки с 18 июля 1941 года. Июльскую норму можно назвать щадящей.
Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к началу сентября
ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было пять. Последнее случилось
в декабре 1941 года, когда максимальная норма составила 200 граммов для рабочих
и 125 граммов для всех остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически
подошли к концу. Три дня в декабре в городе вообще не было ни воды, ни хлеба.
Замерз основной водопровод, хлебозаводы встали. Ведрами таскали воду из
прорубленных в Неве лунок. Но много ли ведрами натаскаешь?

    Очереди за хлебом
растянулись на несколько суток, хлеб начали выдавать мукой. «Получает человек
муку, садится, потому что от усталости идти …не может, и хватает из мешка эту
муку и прямо её ест…» — вспоминает ленинградец Александр Тихонов. 
Только с наступлением
морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена
автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», — стало чуть легче, и с
конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.

     Хлебные карточки были
именными. Получали их раз в месяц по предъявлении паспорта. При утере обычно не
возобновлялись. В том числе из-за того, что в первые месяцы блокады было
огромное количество краж этих карточек. 
Было несколько категорий
блокадных карточек: рабочая, с самой высокой пайкой, а также детская (до 12
лет), иждивенческая, отдельно для служащих, для беременных женщин…

    Состав блокадного хлеба:
пищевая целлюлоза – 10%, жмых – 10%, обойная пыль – 2%, выбойки из мешков — 2%,
хвоя – 1%, ржаная обойная мука – 75%. Использовалась также коревая мука (от
слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город,
специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках
поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки
оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в
твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали.
Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных
добавок в хлебе.

  Эксперты Федерального
исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи рассказали
о рецептах, по которым в блокадном Ленинграде выпекался хлеб. Над разработкой
рецептуры в осажденном городе трудился коллектив Центральной лаборатории
Ленинградского треста хлебопечения. Сотрудников его с началом блокады перевели
на казарменное положение, и работу они вели непрерывно, несмотря на бомбежки,
обстрелы, нехватку воды и электричества. Рецептура хлеба в первую блокадную
зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё
зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной
муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль,
лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли
применяться одновременно – по пять – шесть добавок.

 В конце 1941 года, когда
поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали
искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять
гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку
химическим путем.

      Необходимость в таких
заменителях отпала лишь после открытия « Дороги жизни» по льду Ладожского
озера, которая позволила наладить хотя бы минимальное снабжение жителей
осажденного Ленинграда.

      Говорят, что блокадный хлеб
был без запаха и вкуса? Но вот что говорит об этом жительница Ленинграда,
пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор помню этот
маленький, толщиной не более 3 см., черный липкий кусочек. С удивительным
запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было
мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах»…

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,Хочу такой сайт

Который  нам давали.

Не из муки он был — из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький — с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко — чистый просто.










Рейтинг:
.


Оценили:
.


  • Рассказ о блокадном хлебе 2 класс
  • Рассказ о венеции кратко
  • Рассказ о блокаде ленинграда для детей 2 класса
  • Рассказ о венерином башмачке из красной книги
  • Рассказ о блинах как о русском блюде