Рассказ о боге египта себек

27 апреля 2016 • 17 437 смотр.

Себек — бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила. Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила. Известны также обратные варианты его изображения – крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.
Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.

5837180_812b75ff
Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра, как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра, и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра, но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.

bog-sebek1
Если в Древнем Египте и было животное, достойное войти в пантеон, то это, несомненно, крокодил. Под именем Себек, он быстро стал весьма почитаемым, грозным и внушающим доверие божеством. Египтяне верили, что это пресмыкающееся было сотворено одним из первых. До недавних пор оно в изобилии встречалось в болотах Дельты и на берегах Нила.
Лучшие из известных изображений Себека были найдены в Ком-Омбо. Эти выразительные портреты изображают яростного бога, порой становящегося жертвой собственной ненасытности. Однако Себек был не только грозным, но и весьма уважаемым богом египетского пантеона. Себек может принимать обличье крокодила или же человека с головой крокодила. Разумеется, его изображению приписывались магические свойства.

blogger-image--1184885803

Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Жизнь древних египтян была неразрывно связана с природными процессами, главное место среди которых занимали разливы Нила. Было бы странно, если бы народ с подобной культурой не создал покровителя этого явления, каким и является бог Себек. 

Его облик может показаться пугающим, ведь у Себека немало общего с его священным животным – крокодилом. Тем не менее, в Древнем Египте чтили этих созданий, ведь их бог дарил людям нильский ил, без которого заниматься земледелием было бы невозможно. Какие мифы рассказывают нам о Себеке? Что за ритуалы посвящались крокодилам? И почему эти животные занимали особое место в верованиях египтян?

Древнее изображение Себека

Древнее изображение Себека

Зубастый покровитель Нила

Для древних египтян крокодилы были не просто зубастыми хищниками Нила, а их бога Себека, что оказался в мире людей. В честь него вылавливали самого крупного и сильного крокодила, которого украшали серьгами, амулетами, кольцами из золота и серебра. 

Животное, отмеченное такими украшениями, считалось самим Себеком, который возродился на земле. Когда крокодил умирал, его тело мумифицировали, после чего ожидали появления нового “бога” – после смерти божественного аватара Себек вновь возвращался на землю.

Неподалёку от Киман-Фариса, который археологи часто называют Крокодилополем, было обнаружено несколько тысяч мумий крокодилов. Процесс их бальзамирования был настолько тщательным, что едва ли уступал процессу работы над телами знатных людей или даже фараона.

Себек – и страшный, и добрый бог

Изображения Себека встречаются самые разные. Чаще всего он напоминает человека с крокодильей головой, однако встречаются и обратные варианты, а порой бог показан обыкновенным крокодилом, что не умаляло его могущества. Нередко Себек восседает на троне, что создаёт некоторое сходство с Анубисом, который в собачьем обличье занимает царское место.

На первый взгляд, облик Себека может показаться угрожающим и страшным. Но, как я уже сказала, египтяне не видели ничего злого в крокодильем обличье бога. Себек творил лишь добро, помогая священной реке совершать ежегодные разливы. Этого события жители долины Нила жали как великого праздника. 

Оставленный водой ил помогал вырастить злаки, что в Египте ценились не меньше золота. Себек, как и Нил, был кормильцем людей, их добрым покровителем. Из-за этой связи с рекой бог-крокодил считался властителем над стихией воды, плодородия, он мог одарить щедрым урожаем, давал жизнь всем речным существам.

Себек - покровитель Нила

Себек – покровитель Нила

Бог Себек и люди

Рыбаки и охотники, что жили за счёт своего занятия, обращались к Себеку за помощью. Вспоминали о боге люди не только при жизни, н и перед смертью. Себек считался царём реки, по которой душа отправится в мир, где правит Осирис. По пути её будут ожидать страшные испытания, а потому Себека просили поддержать душу умершего, защитить её от нападения злых существ и демонических животных.

Знакомясь с культом Себека, я поневоле задалась вопросом: но как же в Египте относились к кровожадным пристрастиям крокодилом? Несомненно, немало рыбаков гибло в пасти этих хищников. Как выясняется, египтяне верили, что жизнь, отнятая крокодилом, становилась своего рода благословением для человека. 

В таких случаях жертву редко находили, но рыбак мог не бояться, что в потустороннем мире его тело останется неузнанным. Сам бог Себек с помощью священного животного переправлял его в иное царство, где гарантировал все почести и вечную жизнь.

Великий изобретатель и крокодил

Многие мифы о Себеке открывают этого бога как великого изобретателя, что поделился своими знаниями с людьми. Одно из преданий гласит, что однажды Ра хотел отыскать своих праправнуков Амсета и Хапи. Вероятно, юные божества решили подшутить над могущественным богом, поскольку спрятались в нильские воды. 

Даже всевидящий Ра не мог отыскать их там. Тогда он обратился к Себеку. Властитель реки стал просеивать через свои пальцы всё, что находилось в Ниле. В результате боги были найдены, а сам Себек изобрёл сеть для ловли рыбы. Это искусство он передал людям, научив их тратить меньше сил, но получать больше улова.

Подобная легенда рассказывает и о поисках рук бога Гора, которые были отрублены во время сражения. Выброшенные в Нил, они долго оставались ненайденными, и лишь Себеку удалось вернуть их Гору. К тому моменту Ра сотворил дополнительную пару рук, которая долгое время хранилась в храме Гора.

Ещё один миф открывает нам крокодилью натуру божества. Во время расправы коварного Сета с Осирисом несколько частей тела бога упали в воду. Себек, находившийся в Ниле, не сразу понял, что это – не добыча или дары, а плоть и кровь светлого правителя мира. 

Забыв обо всём, крокодилий бог бросился вперёд, чтобы проглотить части тела. Другие боги, заметив это, пришли в ярость и наказали Себеке. С тех пор крокодилы лишены языка, что является свидетельством роковой ошибки их главного покровителя.

Одно из самых знаменитых святилищ, посвящённых Себеку – храм Ком-Омбо, что расположен в Асуане. Он имеет любопытную конструкцию, ведь восхваляет сразу двух богов, причём совершенно не похожих друг на друга – Себека и Гора. 

И если в ранних мифах ничего не говорится о семье бога-крокодила, то на стенах храма мы можем увидеть Себека рядом со своей супругой, богиней красоты Хатхор (иногда её называют женой Гора), а также сыном Хонсу, что был известен как юный бог луны.

Несмотря на жуткий вид, Себек считался добрым божеством

Несмотря на жуткий вид, Себек считался добрым божеством

Да, облик Себека может вызвать страх, но здесь мы сталкиваемся с примером обманчивой внешности. Бог священного Нила и его разливов нёс людям благо и процветание. Возможно, величие Древнего Египта его народ приписывал деяниям своих богов, в том числе и Себека.

Sobek (also called Sebek or Sobki, Coptic: Ⲥⲟⲩⲕ, romanized: Souk) was an ancient Egyptian deity with a complex and elastic history and nature.[3] He is associated with the Nile crocodile or the West African crocodile and is represented either in its form or as a human with a crocodile head. Sobek was also associated with pharaonic power, fertility, and military prowess, but served additionally as a protective deity with apotropaic qualities, invoked especially for protection against the dangers presented by the Nile. Sobek has been famed for having been revered by the first female Pharaoh by the Nebty name Sat-Sekhem-Nebet-Tawy Sobekneferu, present both in the female Pharaoh’s nomen, Sobekneferu (sbk-nfrw — Beauty of Sobek), and her praenomen Kasobekre (The Ka of Sobek-Ra).

History[edit]

Sobek enjoyed a longstanding presence in the ancient Egyptian pantheon, from the Old Kingdom of Egypt (c. 2686–2181 BCE) through the Roman period (c.  30 BCE–350 CE ). He is first known from several different Pyramid Texts of the Old Kingdom, particularly from spell PT 317.[4][5] The spell, which praises the pharaoh as the living incarnation of the crocodile god, reads:

Unis is Sobek, green of plumage, with alert face and raised fore, the splashing one who came from the thigh and tail of the great goddess in the sunlight … Unis has appeared as Sobek, Neith’s son. Unis will eat with his mouth, Unis will urinate and Unis will copulate with his penis. Unis is lord of semen, who takes women from their husbands to the place Unis likes according to his heart’s fancy.[6]

The origin of his name, Sbk[7] in Egyptian, is debated among scholars, but many believe that it is derived from a causative of the verb «to impregnate».[8]

Though Sobek was worshipped in the Old Kingdom, he truly gained prominence in the Middle Kingdom (c.  2055–1650 BCE ), most notably under the Twelfth Dynasty pharaoh, Amenemhat III. Amenemhat III had taken a particular interest in the Faiyum of Egypt, a region heavily associated with Sobek. Amenemhat and many of his dynastic contemporaries engaged in building projects to promote Sobek – projects that were often executed in the Faiyum. In this period, Sobek also underwent an important change: he was often fused with the falcon-headed god of divine kingship, Horus. This brought Sobek even closer with the kings of Egypt, thereby giving him a place of greater prominence in the Egyptian pantheon.[9] The fusion added a finer level of complexity to the god’s nature, as he was adopted into the divine triad of Horus and his two parents: Osiris and Isis.[10]

This relief from the Temple of Kom Ombo shows Sobek with typical attributes of kingship, including a was-sceptre and royal kilt. The ankh in his hand represents his role as an Osirian healer and his crown is a solar crown associated with one of the many forms of Ra.

Sobek first acquired a role as a solar deity through his connection to Horus, but this was further strengthened in later periods with the emergence of Sobek-Ra, a fusion of Sobek and Egypt’s primary sun god, Ra. Sobek-Horus persisted as a figure in the New Kingdom (1550–1069 BCE), but it was not until the last dynasties of Egypt that Sobek-Ra gained prominence. This understanding of the god was maintained after the fall of Egypt’s last native dynasty in Ptolemaic and Roman Egypt (c.  332 BCE – 390 CE ). The prestige of both Sobek and Sobek-Ra endured in this time period and tributes to him attained greater prominence – both through the expansion of his dedicated cultic sites and a concerted scholarly effort to make him the subject of religious doctrine.[11][12]

Cult centers[edit]

The entire Faiyum region – the «Land of the Lake» in Egyptian (specifically referring to Lake Moeris) – served as a cult center of Sobek.[11] Most Faiyum towns developed their own localized versions of the god, such as Soknebtunis at Tebtunis, Sokonnokonni at Bacchias, and Souxei at an unknown site in the area. At Karanis, two forms of the god were worshipped: Pnepheros and Petsuchos. There, mummified crocodiles were employed as cult images of Petsuchos.[13][14][15][16]

Sobek Shedety, the patron of the Faiyum’s centrally located capital, Crocodilopolis (or Egyptian «Shedet»), was the most prominent form of the god. Extensive building programs honoring Sobek were realized in Shedet, as it was the capital of the entire Arsinoite nome and consequently the most important city in the region. It is thought that the effort to expand Sobek’s main temple was initially driven by Ptolemy II.[11] Specialized priests in the main temple at Shedet functioned solely to serve Sobek, boasting titles like «prophet of the crocodile-gods» and «one who buries of the bodies of the crocodile-gods of the Land of the Lake».[17] For the Greco-Roman period, the settlements Bakchias, Narmouthis, Soknopaiou Nesos, Tebtunis and Theadelphia at the edges of the Faiyum provide numerous papyri, ostraca and inscriptions that relate to temples and priests of Sobek and his local incarnations: The sources from these five settlements are central to study cult practice, temple economy and social networks of priestly families under Roman rule.[18]

This Roman period box shows a king making an offering to a solar form of Sobek. It is thought that this box could have been used in such offering rituals. Walters Art Museum, Baltimore.

Outside the Faiyum, Kom Ombo, in southern Egypt, was the biggest cultic center of Sobek, particularly during the Ptolemaic and Roman periods. Kom Ombo is located about 30 miles (48 km) north of Aswan and was built during the Graeco-Roman period (332 BCE – 395 CE).[19] The temple at this site was called the «Per-Sobek», meaning the «house of Sobek».[17]

Character and surrounding mythologies[edit]

Sobek is, above all else, an aggressive and animalistic deity who lives up to the vicious reputation of his patron animal, the large and violent Nile crocodile / West African crocodile. Some of his common epithets portray this nature succinctly, the most notable of which being: «he who loves robbery», «he who eats while he also mates», and «pointed of teeth».[4] However, he also displays grand benevolence in more than one celebrated myth. After his association with Horus and consequent adoption into the Osirian triad of Osiris, Isis, and Horus in the Middle Kingdom, Sobek became associated with Isis as a healer of the deceased Osiris (following his violent murder by Set in the central Osiris myth).[10] In fact, though many scholars believe that the name of Sobek, Sbk, is derived from s-bAk, «to impregnate», others postulate that it is a participial form of the verb sbq,[7] an alternative writing of sAq, «to unite», thereby meaning Sbk could roughly translate to «he who unites (the dismembered limbs of Osiris)».[5]

It is from this association with healing that Sobek was considered a protective deity. His fierceness was able to ward off evil while simultaneously defending the innocent. He was thus made a subject of personal piety and a common recipient of votive offerings, particularly in the later periods of ancient Egyptian history. It was not uncommon, particularly in Ptolemaic and Roman Egypt, for crocodiles to be preserved as mummies to present at Sobek’s cultic centers.[20] Sobek was also offered mummified crocodile eggs, meant to emphasize the cyclical nature of his solar attributes as Sobek-Ra.[21] Likewise, crocodiles were raised for religious reasons as living incarnations of Sobek.

Upon their deaths, they were mummified in a grand ritual display as sacred, but earthly, manifestations of their patron god. This practice was executed specifically at the main temple of Crocodilopolis.[22][17] These mummified crocodiles have been found with baby crocodiles in their mouths and on their backs.

The crocodile is one of the few reptiles seen to diligently care for their young, and often transports its offspring in this manner. The practice of preserving this aspect of the animal’s behavior via mummification is likely intended to emphasize the protective and nurturing aspects of the fierce Sobek, as he protects the Egyptian people in the same manner that the crocodile protects its young.[20]

In Ptolemaic and Roman Egypt, a local monograph called the Book of the Faiyum centered on Sobek with a considerable portion devoted to the journey made by Sobek-Ra each day with the movement of the sun through the sky. The text also focuses heavily on Sobek’s central role in creation as a manifestation of Ra, as he is said to have risen from the primal waters of Lake Moeris, not unlike the Ogdoad in the traditional creation myth of Hermopolis.[23]

Many varied copies of the book exist and many scholars feel that it was produced in large quantities as a «best-seller» in antiquity. The integral relationship between the Faiyum and Sobek is highlighted via this text, and his far reaching influence is seen in localities that are outside the Faiyum as well; a portion of the book is copied on the Upper Egyptian (meaning southern Egyptian) Temple of Kom Ombo.[24]

Gallery[edit]

  • Mummified crocodiles, in the Crocodile Museum

    Mummified crocodiles, in the Crocodile Museum

  • A wall relief from Kom Ombo showing Sobek with solar attributes

    A wall relief from Kom Ombo showing Sobek with solar attributes

  • Plaque with head and shoulders of a priestly figure and Sobek; 400-30 BCE; limestone; height: 27.5 cm, width: 25.5 cm; Metropolitan Museum of Art (New York City)

    Plaque with head and shoulders of a priestly figure and Sobek; 400-30 BCE; limestone; height: 27.5 cm, width: 25.5 cm; Metropolitan Museum of Art (New York City)

  • Fragment of a relief of Sobek; 400-30 BCE; limestone; height: 6 cm, width: 8.7 cm; Metropolitan Museum of Art

    Fragment of a relief of Sobek; 400-30 BCE; limestone; height: 6 cm, width: 8.7 cm; Metropolitan Museum of Art

See also[edit]

  • Ammit, a female crocodile-headed deity in Egyptian mythology
  • Ancient Egyptian deities in popular culture § Sobek

References[edit]

  1. ^ «Gods of Ancient Egypt: Sobek». www.ancientegyptonline.co.uk.
  2. ^ Francoise Dunand and Christiane Zivie-Coche (trans. David Lorton). (2004). Gods and Men in Egypt: 3000 BCE to 395 CE. Ithaca: Cornell University Press. [hereafter: Gods and Men].
  3. ^ Zecchi 2010, pp. 3–4.
  4. ^ a b Bresciani 2005, p. 199.
  5. ^ a b Bresciani 2005, p. 200.
  6. ^ Allen & Manuelian 2005, p. 60, The Pyramid Texts of Unis.
  7. ^ a b WB IV, 95.
  8. ^ Murray 2004, p. 107, Religion.
  9. ^ Zecchi 2010, pp. 37–52.
  10. ^ a b Zecchi 2010, p. 3.
  11. ^ a b c Zecchi 2010, p. 153.
  12. ^ Zecchi 2010, p. 154.
  13. ^ Frankfurter 1998, p. 99, The Local Scope of Religious Belief.
  14. ^ Frankfurter 1998, p. 151, Mutations of the Egyptian Oracle.
  15. ^ Frankfurter 1998, p. 159, Mutations of the Egyptian Oracle.
  16. ^ Frankfurter 1998, p. 160, Mutations of the Egyptian Oracle.
  17. ^ a b c Bresciani 2005, p. 203.
  18. ^ Sippel, Benjamin (2020). Gottesdiener und Kamelzüchter: Das Alltags- und Sozialleben der Sobek-Priester im kaiserzeitlichen Fayum. Wiesbaden: Harrassowitz. ISBN 978-3-447-11485-1.
  19. ^ «Kom Ombo Temple – Discovering Ancient Egypt». discoveringegypt.com.
  20. ^ a b Ikram 2005, p. 219.
  21. ^ Ikram 2005, p. 225.
  22. ^ Bresciani 2005, p. 202.
  23. ^ O’Connor
  24. ^ Tait, 183–184.

Bibliography[edit]

  • Allen, James P.; Manuelian, Peter Der (2005). The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta: Society of Biblical Literature. p. 471. ISBN 9781589831827.
  • Bresciani, Edda (2005). «Sobek, Lord of the Land of the Lake». Divine Creatures: Animal Mummies in Ancient Egypt. Cairo: The American University in Cairo Press. pp. 199–206. ISBN 9789774248580.
  • Frankfurter, David (1998). Religion in Roman Egypt: Assimilation and Resistance. Princeton: Princeton University Press. p. 314. ISBN 978-0-691-07054-4.
  • Ikram, Salima (2005). «Protecting Pets and Cleaning Crocodiles: The Animal Mummy Project». Divine Creatures: Animal Mummies in Ancient Egypt. Cairo: The American University in Cairo Press. pp. 207–227. ISBN 9789774248580.
  • Murray, Mary Alice (2004). The Splendor that was Egypt. London: Courier Corporation. p. 256. ISBN 9780486431000.
  • O’Connor, David. «From Topography to Cosmos: Ancient Egypt’s Multiple Maps». In Ancient Perspectives: Maps and Their Place in Mesopotamia, Egypt, Greece, and Rome, edited by Richard J.A. Talbert, 47–79. Chicago: University of Chicago Press, 2012.
  • Tait, John. «The ‘Book of the Fayum’: Mystery in a Known Landscape». In Mysterious Lands, edited by David O’Connor and Stephen Quirke, 183–202. Portland: Cavendish Publishing, 2003.
  • Zecchi, Marco (2010). Sobek of Shedet : The Crocodile God in the Fayyum in the Dynastic Period. Umbria: Tau Editrice. p. 206. ISBN 9788862441155.

Further reading[edit]

  • Beinlich, Horst. Das Buch vom Fayum: zum religiösen Eigenverständnis einer ägyptischen Landschaft. Wiesbaden: Harrassowitz, 1991.
  • Dolzani, Claudia. Il Dio Sobk. Roma: Accademia nazionale dei Lincei, 1961.
  • Kockelmann, Holger. Der Herr der Seen, Sümpfe und Flussläufe: Untersuchungen zum Gott Sobek und den ägyptischen Krokodilgötter-Kulten von den Anfängen bis zur Römerzeit. Wiesbaden: Harrassowitz, 2018.
  • Barney, Quinten. ‘Sobek: The Idolatrous God of Pharaoh Amenemhet III.’ Journal of the Book of Mormon and Other Restoration Scripture. Vol. 22, No. 2 (2013), pp. 22–27.
  • Benjamin Sippel: Gottesdiener und Kamelzüchter: Das Alltags- und Sozialleben der Sobek-Priester im kaiserzeitlichen Fayum. Wiesbaden: Harrassowitz, 2020, ISBN 978-3-447-11485-1.

External links[edit]

  • Media related to Sobek at Wikimedia Commons

Sobek (also called Sebek or Sobki, Coptic: Ⲥⲟⲩⲕ, romanized: Souk) was an ancient Egyptian deity with a complex and elastic history and nature.[3] He is associated with the Nile crocodile or the West African crocodile and is represented either in its form or as a human with a crocodile head. Sobek was also associated with pharaonic power, fertility, and military prowess, but served additionally as a protective deity with apotropaic qualities, invoked especially for protection against the dangers presented by the Nile. Sobek has been famed for having been revered by the first female Pharaoh by the Nebty name Sat-Sekhem-Nebet-Tawy Sobekneferu, present both in the female Pharaoh’s nomen, Sobekneferu (sbk-nfrw — Beauty of Sobek), and her praenomen Kasobekre (The Ka of Sobek-Ra).

History[edit]

Sobek enjoyed a longstanding presence in the ancient Egyptian pantheon, from the Old Kingdom of Egypt (c. 2686–2181 BCE) through the Roman period (c.  30 BCE–350 CE ). He is first known from several different Pyramid Texts of the Old Kingdom, particularly from spell PT 317.[4][5] The spell, which praises the pharaoh as the living incarnation of the crocodile god, reads:

Unis is Sobek, green of plumage, with alert face and raised fore, the splashing one who came from the thigh and tail of the great goddess in the sunlight … Unis has appeared as Sobek, Neith’s son. Unis will eat with his mouth, Unis will urinate and Unis will copulate with his penis. Unis is lord of semen, who takes women from their husbands to the place Unis likes according to his heart’s fancy.[6]

The origin of his name, Sbk[7] in Egyptian, is debated among scholars, but many believe that it is derived from a causative of the verb «to impregnate».[8]

Though Sobek was worshipped in the Old Kingdom, he truly gained prominence in the Middle Kingdom (c.  2055–1650 BCE ), most notably under the Twelfth Dynasty pharaoh, Amenemhat III. Amenemhat III had taken a particular interest in the Faiyum of Egypt, a region heavily associated with Sobek. Amenemhat and many of his dynastic contemporaries engaged in building projects to promote Sobek – projects that were often executed in the Faiyum. In this period, Sobek also underwent an important change: he was often fused with the falcon-headed god of divine kingship, Horus. This brought Sobek even closer with the kings of Egypt, thereby giving him a place of greater prominence in the Egyptian pantheon.[9] The fusion added a finer level of complexity to the god’s nature, as he was adopted into the divine triad of Horus and his two parents: Osiris and Isis.[10]

This relief from the Temple of Kom Ombo shows Sobek with typical attributes of kingship, including a was-sceptre and royal kilt. The ankh in his hand represents his role as an Osirian healer and his crown is a solar crown associated with one of the many forms of Ra.

Sobek first acquired a role as a solar deity through his connection to Horus, but this was further strengthened in later periods with the emergence of Sobek-Ra, a fusion of Sobek and Egypt’s primary sun god, Ra. Sobek-Horus persisted as a figure in the New Kingdom (1550–1069 BCE), but it was not until the last dynasties of Egypt that Sobek-Ra gained prominence. This understanding of the god was maintained after the fall of Egypt’s last native dynasty in Ptolemaic and Roman Egypt (c.  332 BCE – 390 CE ). The prestige of both Sobek and Sobek-Ra endured in this time period and tributes to him attained greater prominence – both through the expansion of his dedicated cultic sites and a concerted scholarly effort to make him the subject of religious doctrine.[11][12]

Cult centers[edit]

The entire Faiyum region – the «Land of the Lake» in Egyptian (specifically referring to Lake Moeris) – served as a cult center of Sobek.[11] Most Faiyum towns developed their own localized versions of the god, such as Soknebtunis at Tebtunis, Sokonnokonni at Bacchias, and Souxei at an unknown site in the area. At Karanis, two forms of the god were worshipped: Pnepheros and Petsuchos. There, mummified crocodiles were employed as cult images of Petsuchos.[13][14][15][16]

Sobek Shedety, the patron of the Faiyum’s centrally located capital, Crocodilopolis (or Egyptian «Shedet»), was the most prominent form of the god. Extensive building programs honoring Sobek were realized in Shedet, as it was the capital of the entire Arsinoite nome and consequently the most important city in the region. It is thought that the effort to expand Sobek’s main temple was initially driven by Ptolemy II.[11] Specialized priests in the main temple at Shedet functioned solely to serve Sobek, boasting titles like «prophet of the crocodile-gods» and «one who buries of the bodies of the crocodile-gods of the Land of the Lake».[17] For the Greco-Roman period, the settlements Bakchias, Narmouthis, Soknopaiou Nesos, Tebtunis and Theadelphia at the edges of the Faiyum provide numerous papyri, ostraca and inscriptions that relate to temples and priests of Sobek and his local incarnations: The sources from these five settlements are central to study cult practice, temple economy and social networks of priestly families under Roman rule.[18]

This Roman period box shows a king making an offering to a solar form of Sobek. It is thought that this box could have been used in such offering rituals. Walters Art Museum, Baltimore.

Outside the Faiyum, Kom Ombo, in southern Egypt, was the biggest cultic center of Sobek, particularly during the Ptolemaic and Roman periods. Kom Ombo is located about 30 miles (48 km) north of Aswan and was built during the Graeco-Roman period (332 BCE – 395 CE).[19] The temple at this site was called the «Per-Sobek», meaning the «house of Sobek».[17]

Character and surrounding mythologies[edit]

Sobek is, above all else, an aggressive and animalistic deity who lives up to the vicious reputation of his patron animal, the large and violent Nile crocodile / West African crocodile. Some of his common epithets portray this nature succinctly, the most notable of which being: «he who loves robbery», «he who eats while he also mates», and «pointed of teeth».[4] However, he also displays grand benevolence in more than one celebrated myth. After his association with Horus and consequent adoption into the Osirian triad of Osiris, Isis, and Horus in the Middle Kingdom, Sobek became associated with Isis as a healer of the deceased Osiris (following his violent murder by Set in the central Osiris myth).[10] In fact, though many scholars believe that the name of Sobek, Sbk, is derived from s-bAk, «to impregnate», others postulate that it is a participial form of the verb sbq,[7] an alternative writing of sAq, «to unite», thereby meaning Sbk could roughly translate to «he who unites (the dismembered limbs of Osiris)».[5]

It is from this association with healing that Sobek was considered a protective deity. His fierceness was able to ward off evil while simultaneously defending the innocent. He was thus made a subject of personal piety and a common recipient of votive offerings, particularly in the later periods of ancient Egyptian history. It was not uncommon, particularly in Ptolemaic and Roman Egypt, for crocodiles to be preserved as mummies to present at Sobek’s cultic centers.[20] Sobek was also offered mummified crocodile eggs, meant to emphasize the cyclical nature of his solar attributes as Sobek-Ra.[21] Likewise, crocodiles were raised for religious reasons as living incarnations of Sobek.

Upon their deaths, they were mummified in a grand ritual display as sacred, but earthly, manifestations of their patron god. This practice was executed specifically at the main temple of Crocodilopolis.[22][17] These mummified crocodiles have been found with baby crocodiles in their mouths and on their backs.

The crocodile is one of the few reptiles seen to diligently care for their young, and often transports its offspring in this manner. The practice of preserving this aspect of the animal’s behavior via mummification is likely intended to emphasize the protective and nurturing aspects of the fierce Sobek, as he protects the Egyptian people in the same manner that the crocodile protects its young.[20]

In Ptolemaic and Roman Egypt, a local monograph called the Book of the Faiyum centered on Sobek with a considerable portion devoted to the journey made by Sobek-Ra each day with the movement of the sun through the sky. The text also focuses heavily on Sobek’s central role in creation as a manifestation of Ra, as he is said to have risen from the primal waters of Lake Moeris, not unlike the Ogdoad in the traditional creation myth of Hermopolis.[23]

Many varied copies of the book exist and many scholars feel that it was produced in large quantities as a «best-seller» in antiquity. The integral relationship between the Faiyum and Sobek is highlighted via this text, and his far reaching influence is seen in localities that are outside the Faiyum as well; a portion of the book is copied on the Upper Egyptian (meaning southern Egyptian) Temple of Kom Ombo.[24]

Gallery[edit]

  • Mummified crocodiles, in the Crocodile Museum

    Mummified crocodiles, in the Crocodile Museum

  • A wall relief from Kom Ombo showing Sobek with solar attributes

    A wall relief from Kom Ombo showing Sobek with solar attributes

  • Plaque with head and shoulders of a priestly figure and Sobek; 400-30 BCE; limestone; height: 27.5 cm, width: 25.5 cm; Metropolitan Museum of Art (New York City)

    Plaque with head and shoulders of a priestly figure and Sobek; 400-30 BCE; limestone; height: 27.5 cm, width: 25.5 cm; Metropolitan Museum of Art (New York City)

  • Fragment of a relief of Sobek; 400-30 BCE; limestone; height: 6 cm, width: 8.7 cm; Metropolitan Museum of Art

    Fragment of a relief of Sobek; 400-30 BCE; limestone; height: 6 cm, width: 8.7 cm; Metropolitan Museum of Art

See also[edit]

  • Ammit, a female crocodile-headed deity in Egyptian mythology
  • Ancient Egyptian deities in popular culture § Sobek

References[edit]

  1. ^ «Gods of Ancient Egypt: Sobek». www.ancientegyptonline.co.uk.
  2. ^ Francoise Dunand and Christiane Zivie-Coche (trans. David Lorton). (2004). Gods and Men in Egypt: 3000 BCE to 395 CE. Ithaca: Cornell University Press. [hereafter: Gods and Men].
  3. ^ Zecchi 2010, pp. 3–4.
  4. ^ a b Bresciani 2005, p. 199.
  5. ^ a b Bresciani 2005, p. 200.
  6. ^ Allen & Manuelian 2005, p. 60, The Pyramid Texts of Unis.
  7. ^ a b WB IV, 95.
  8. ^ Murray 2004, p. 107, Religion.
  9. ^ Zecchi 2010, pp. 37–52.
  10. ^ a b Zecchi 2010, p. 3.
  11. ^ a b c Zecchi 2010, p. 153.
  12. ^ Zecchi 2010, p. 154.
  13. ^ Frankfurter 1998, p. 99, The Local Scope of Religious Belief.
  14. ^ Frankfurter 1998, p. 151, Mutations of the Egyptian Oracle.
  15. ^ Frankfurter 1998, p. 159, Mutations of the Egyptian Oracle.
  16. ^ Frankfurter 1998, p. 160, Mutations of the Egyptian Oracle.
  17. ^ a b c Bresciani 2005, p. 203.
  18. ^ Sippel, Benjamin (2020). Gottesdiener und Kamelzüchter: Das Alltags- und Sozialleben der Sobek-Priester im kaiserzeitlichen Fayum. Wiesbaden: Harrassowitz. ISBN 978-3-447-11485-1.
  19. ^ «Kom Ombo Temple – Discovering Ancient Egypt». discoveringegypt.com.
  20. ^ a b Ikram 2005, p. 219.
  21. ^ Ikram 2005, p. 225.
  22. ^ Bresciani 2005, p. 202.
  23. ^ O’Connor
  24. ^ Tait, 183–184.

Bibliography[edit]

  • Allen, James P.; Manuelian, Peter Der (2005). The Ancient Egyptian Pyramid Texts. Atlanta: Society of Biblical Literature. p. 471. ISBN 9781589831827.
  • Bresciani, Edda (2005). «Sobek, Lord of the Land of the Lake». Divine Creatures: Animal Mummies in Ancient Egypt. Cairo: The American University in Cairo Press. pp. 199–206. ISBN 9789774248580.
  • Frankfurter, David (1998). Religion in Roman Egypt: Assimilation and Resistance. Princeton: Princeton University Press. p. 314. ISBN 978-0-691-07054-4.
  • Ikram, Salima (2005). «Protecting Pets and Cleaning Crocodiles: The Animal Mummy Project». Divine Creatures: Animal Mummies in Ancient Egypt. Cairo: The American University in Cairo Press. pp. 207–227. ISBN 9789774248580.
  • Murray, Mary Alice (2004). The Splendor that was Egypt. London: Courier Corporation. p. 256. ISBN 9780486431000.
  • O’Connor, David. «From Topography to Cosmos: Ancient Egypt’s Multiple Maps». In Ancient Perspectives: Maps and Their Place in Mesopotamia, Egypt, Greece, and Rome, edited by Richard J.A. Talbert, 47–79. Chicago: University of Chicago Press, 2012.
  • Tait, John. «The ‘Book of the Fayum’: Mystery in a Known Landscape». In Mysterious Lands, edited by David O’Connor and Stephen Quirke, 183–202. Portland: Cavendish Publishing, 2003.
  • Zecchi, Marco (2010). Sobek of Shedet : The Crocodile God in the Fayyum in the Dynastic Period. Umbria: Tau Editrice. p. 206. ISBN 9788862441155.

Further reading[edit]

  • Beinlich, Horst. Das Buch vom Fayum: zum religiösen Eigenverständnis einer ägyptischen Landschaft. Wiesbaden: Harrassowitz, 1991.
  • Dolzani, Claudia. Il Dio Sobk. Roma: Accademia nazionale dei Lincei, 1961.
  • Kockelmann, Holger. Der Herr der Seen, Sümpfe und Flussläufe: Untersuchungen zum Gott Sobek und den ägyptischen Krokodilgötter-Kulten von den Anfängen bis zur Römerzeit. Wiesbaden: Harrassowitz, 2018.
  • Barney, Quinten. ‘Sobek: The Idolatrous God of Pharaoh Amenemhet III.’ Journal of the Book of Mormon and Other Restoration Scripture. Vol. 22, No. 2 (2013), pp. 22–27.
  • Benjamin Sippel: Gottesdiener und Kamelzüchter: Das Alltags- und Sozialleben der Sobek-Priester im kaiserzeitlichen Fayum. Wiesbaden: Harrassowitz, 2020, ISBN 978-3-447-11485-1.

External links[edit]

  • Media related to Sobek at Wikimedia Commons

Бог Египта Себек

Себек — бог воды

Себек — бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила.

Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила.

Известны также обратные варианты его изображения – крокодил с человеческой головой. В иероглифической записи изображение Себека представлено в виде крокодила, лежащего на почетном пьедестале, наподобие того, как Анубис изображался собакой на постаменте. Единого варианта правильного произношения нет, наибольшее распространение получили два его имени: Себек и Собек.

Себек – бог Нила и полодородия

Себек – бог Нила и полодородия

Историки считают, что культ этого бога зародился в низовьях Нила, где многочисленные рукава дельты давали приют огромному количеству крокодилов. Хронисты всех времен и наций изображали этих рептилий, как неотъемлемый признак Египта, наравне с ибисами и змеями.

СебекОднако исходить из того, что лишь количество этих рептилий послужило причиной их обожествления, сразу не стоит. Количество крыс и воробьев, во все времена обитавших рядом с человеком просто не поддается исчислению, но ведь никто не делал из этих представителей животного мира божеств. Хотя, надо сказать, что те же крысы причинили человечеству гораздо больше неприятностей, чем крокодилы.

Конечно, крокодил может напасть на неосторожного человека и убить его, в воде он очень быстр, может подкараулить жертву и на берегу. Однако те же древние египтяне постоянно занимались ловлей крокодилов, в том числе и для того, чтоб выбрать одного из них Себеком и поклоняться ему. Сохранившиеся изображения свидетельствуют о том, что избранный аватарой бога крокодил украшался серьгами в ушах и браслетами на лапах. Вряд ли процедуру украшения рептилия переносила стоически-невозмутимо.

Тем не менее, все такие «Себеки» щеголяли в золоте и серебре. Впрочем, тут можно было обойтись и без кавычек: Себеков вполне могло быть и несколько, древнеегипетская религия это позволяла. Каждое из священных животных считалось вместилищем духа божества и когда очередной Себек заканчивал срок своего пребывания на Земле вследствие естественной старости, его с почетом мумифицировали и хоронили, а взамен находили нового. Признаки, по которым отдельного крокодила вычисляли среди прочих, остаются неизвестными, но только около Киман-Фариса (бывший Шедит, Крокодилополь — по древнегречески) археологами было найдено более 2000 мумий крокодилов. Срок жизни среднего крокодила сравним с человеческим, причем «сравним» в том смысле, что немного превышает.

Если принять во внимание тот факт, что далеко не все мумии сохранились до наших дней и предположить, что египтяне не стали бы забивать Себека каждый год, а дожидались если и не естественной смерти, то, хотя бы, пока он не постареет, получается цепочка Себеков длиной более 20 тысяч лет. Но, может быть, египтяне мумифицировали всех подвернувшихся под руку крокодилов, кто знает?

Все указанное выше свидетельствует о почете, окружавшем Себека. Несмотря на такую, прямо сказать, неприятную аватару, он отнюдь не являлся божеством злым. Он даже не был жесток. Себек считался «подателем жизни, из ног которого течет Нил» (цитата из книги мертвых). Он являлся богом плодородия наряду с Осирисом, хозяином пресной воды и Нила, в частности, а также всех существ, в реках проживающих.

Ему молились и рыбаки, и охотники, ведущие свой промысел в камышовых зарослях. Его просили посодействовать душам мертвых на их пути к чертогам Осириса. Сохранились записи, в которых к Себеку, как к оракулу, обращается некий мужчина и просит сообщить, будет ли принадлежать ему какая-то женщина. Очевидно, Себек, по мнению древних египтян, имел влияние на очень многие стороны человеческой жизни. Причем в одном из восхваляющих гимнов он удостаивается титула «прислушивающегося к молитвам», чего не замечено ни за одним из прочих богов Древнего Египта.

Себек – изобретатель

В одной из легенд приводится любопытная история о том, как была изобретена сеть для ловли рыбы. Двое из сынов Гора – Хапи и Амсет – по какой-то причине прятались от Ра в Ниле, и тот почему-то не мог их найти сам. Или посчитал ниже своего достоинства. Ра дал поручение Себеку отыскать своих пра-пра-правнуков (именно в таком родстве состояли с Ра эти непослушные отпрыски). Себек начал просеивать воды Нила и придонный ил через пальцы рук и нашел, кого искал. «Вот так появилась сеть» — завершается легенда. Повествование не отличается ни плавностью, ни стройностью, но общий смысл, вроде бы, ясен.

Родословная

Происхождение Себека туманно. Существует две основных версии (по количеству известных источников). Первая: Себека создал или родил Ра, как и прочих богов первого поколения. Вторая: Себека, как и Ра, и всех остальных, породил первичный океан Нун. Существуют также исторические свидетельства, называющие его сыном Нейт, но таких источников очень мало. И совсем ничего не известно о том, была ли у него жена. Вот такой вот загадочный бог, напоминающий своими повадками хитрого контрразведчика на службе у Ра, но пользующийся симпатиями со стороны смертных, о чем говорит и повсеместное распространение миниатюрных амулетов.

Себек и люди

СебекФараон 12-й династии Аменемхет III возвел в Файюме величественный храм в честь Себека и рядом соорудил лабиринт. Как считают историки, в этом лабиринте проводились религиозные обряды, посвященные крокодилоголовому богу. Система напоминает храм Осириса в Абидосе – там тоже храм с расположенным рядом поземным лабиринтом. В Файюмском лабиринте как раз и обнаружили многочисленные мумии крокодилов.

О том, что Себек был весьма популярным божеством, говорит и тот факт, что его именем весьма часто пользовались при личной переписке: например, в конце письма писали «Да хранит тебя Себек». Замените «Себек» на «Господь» — и эту фразу вполне можно будет вставить в любое письмо 18-го века.

Храмы Себека существовали не только в районе дельты Нила, известен довольно хорошо сохранившийся храм в Ком-Омбо (Омбосе), расположенный ближе к верховьям реки.

Любителям технологических теорий в сфере древней мифологии будет интересно узнать, что археологами был найден папирус аж с 12 гимнами, посвященными всего одному предмету – короне Себека. Главным ее достоинством было то, что она «сверкая как солнце, уничтожает всех его врагов». Чем-то напоминает легенду об Эхнатоне, в одиночку разогнавшему сорокатысячное войско своих неприятелей лучами, испускаемыми его короной.

Любопытен также тот факт, что при окончательном воскрешении Осириса куда-то пропал его детородный орган, который был съеден неким крокодилом. Не принимал ли участие Себек и в этой истории? Тем более, что известны статуи, изображающие Себека, везущего на своей спине мумию Осириса. 

Если в Древнем Египте и было животное, достойное войти в пантеон, то это, несомненно, крокодил. Под именем Себек (или Собек), он быстро стал весьма почитаемым, грозным и внушающим доверие божеством.

Египтяне верили, что это пресмыкающееся было сотворено одним из первых. До недавних пор оно в изобилии встречалось в болотах Дельты и на берегах Нила. Сегодня же нильский крокодил (Crocodilus niloticus), ИЛИ, месех, находится под угрозой исчезновения. Можно сказать, что он вдвойне заслуживает защиты: будучи вымирающим видом и, в то же время, живым богом, видевшим, как Ра сотворил землю. Лучшие из известных нам изображений Себека были найдены в Ком-Омбо. Эти выразительные портреты изображают яростного бога, порой становящегося жертвой собственной ненасытности. Однако Себек был не только грозным, но и весьма уважаемым богом египетского пантеона.

Его изображения

Себек может принимать обличье крокодила или же человека с головой крокодила. Иногда изображалась одна только его голова — этого было достаточно, чтобы дать понять, о ком идет речь. Разумеется, его изображению приписывались магические свойства. Из-за многочисленных отождествлений Себек стал изображаться в более сложных обличьях, которые сближают его с другими богами: он может быть крокодилом с головой сокола (связь с Гором), барана (Хнума) или даже льва. Неудивительно, что образ столь странного создания производил сильное впечатление на видевших его.

Себек увенчан короной, что говорит о его высоком положении в иерархии богов. Чаще всего египетские художники изображали его в солнечном венце, состоящем из двух перьев, солнечного диска, покоящегося на двух горизонтальных рогах, и двух стражей-уреев. Эту необычную корону носили два бога: Себек и Татенен. Также Себек мог изображаться в короне атеф; этот атрибут считался почетным, ведь он принадлежал самому Осирису.

Мифы о Себеке

Несмотря на устрашающее обличье, Себек предпочитал держаться в стороне от событий. О нем редко упоминали, он являлся лишь в исключительных случаях. Однако Себек с честью выходил из самых сложных ситуаций, если, конечно, ненасытный аппетит не заставлял его забыть обо всем на свете!

Разумеется, пресмыкающиеся отличаются выдающимся аппетитом, даже божественные, но Себек был не просто богом-крокодилом, в некоторых случаях он становился одним из воплощений солнечного бога Ра. Вам это кажется удивительным? Напрасно!

Семья Себека

Если верить мифам, которые дошли до нас благодаря древним письменным источникам, Себек родился от союза Нейт, саисской богини, и Сенуи, малоизвестного бога египетского пантеона. Однако в Древнем Египте все непостоянно! Так, в Поздний период матерью бога-крокодила считалась уже не Нейт, а божественная корова Мехетурет.

В официальной мифологии у Себека не было ни супруги, ни детей. Однако в Поздний период, опять же, египтяне дали этому богу семью, без которой его оставили великие династии фараонов. Она получила название триады Ком-Омбо, в честь знаменитого храма в Верхнем Египте, где были найдены ее изображения. Как можно догадаться, в эту триаду, помимо самого Себека, входили его супруга и сын: богиня Хатор и Хонсу (лунный бог, позднее отождествленный с Тотом). Тем не менее Себека никак нельзя назвать примерным семьянином: у него было немало божественных подруг, в частности, Рененутет, «змея-кормилица», которую связывали с богом-крокодилом в области Файюм, а также Нехбет в Эль-Кабе и Раттауи в Гебель-Силсиле.

Мы помним и о другой тенденции в древнеегипетской религии: отождествлении и синкретизме образа богов. Образ Себека не избежал этой традиции и весьма выиграл от нее.

Ему была дана неслыханная привилегия: бог-крокодил сблизился с самим Ра в образе двуединого божества, особенно почитавшегося в эпоху Нового царства: Себека-Ра! По-видимому, это отождествление произошло в самые давние времена и было обусловлено древним, «первородным», как говорят тексты, происхождением крокодила. Кстати, любовь Себека к водной стихии объясняется тем, что он был первым существом, вышедшим из Нун, первичного океана, из которого родился весь мир. Именно из этих животворных вод возник Себек-Ра, который вскоре в глазах египтян стал своего рода демиургом! Вот откуда взялись многочисленные эпитеты Себека: «царь богов», «старший из богов» и даже «владыка вечности». Отождествление с богом солнца объясняет и происхождение удивительного солнечного венца, которым коронован Себек. Уважение к крокодилу со временем лишь усиливалось, так что в конце концов жрецы даже провозгласили его «богом вселенной».

Аппетит богов

Подобно людям, боги нуждаются в пище. И притом в больших количествах! Они очень любят хлеб (базовый продукт питания в Древнем Египте) и не гнушаются пивом (которое в то время было настоящим национальным напитком), так что иногда даже напиваются допьяна! Главными поклонниками этого хмельного напитка считались Сет и Хатор. Мясо же, напротив, большинство богов не слишком ценили, вот почему Себек так ужасал своих собратьев по пантеону. Тем не менее он был не единственным мясоедом. Для бога-воителя Монту «хлеб — это сердца, а вода — это кровь», как сообщают нам тексты. А богини- львицы (и среди них Сехмет) «ели и сырое, и приготовленное»!

Бог-рыболов

Несмотря на то, что в древнеегипетском пантеоне Себек был далеко не из последних, в делах других богов бог-крокодил почти не принимал участия. Тем не менее, Себека регулярно посылали на землю, поручая ему отыскать в водах Нила то, что туда бросили другие боги. Лучше всего известны два эпизода.

Первый связан с историей вражды Сета и Гора. Сет попытался изнасиловать собственного племянника. Во время их борьбы руки Гора были осквернены семенем дяди. Исида, будучи не в силах побороть отвращение, отрубила руки сыну и бросила их в Нил! Узнавший о происшествии Ра немедленно послал Себека на их поиски. Однако руки бога — не то же самое, что руки смертного! Они продолжали жить независимо от тела, так что поймать их было очень непросто… Тем не менее, Себек, хорошо знавший воды реки и в совершенстве владевший всеми способами рыбной ловли, после долгого преследования сумел их выудить. Он вернул руки Ра, и тот приставил их Гору, однако перед этим сделал вторую пару, которая в качестве реликвии хранилась в священном городе Нехене.

Рыболов, но ненасытный!

Встретив как-то раз вражескую орду, Себек напал на нее и сожрал всех живьем! Гордый подвигом, он показал головы врагов другим богам. Те пришли в ужас… Но еще больший ужас их обуял, когда Себек собрался сожрать и головы: «Не дайте ему их съесть, принесите ему хлеба!» — воскликнули они. Можно себе представить огорчение бедного Себека, лишившегося такого пиршества. Ведь его постоянно мучил голод! Об этом свидетельствует другой эпизод, рассказывающий, как Ра искал Себека в водах Нила. Он, как и предыдущая история, связан со злоключениями Сета, который, завидуя Осирису, убил его, расчленил и бросил в Нил. Себек нырнул за телом, соблазнившись лакомым кусочком! Крайне возмущенные таким поведением боги наказали его, отрубив ему язык. Вот почему, говорили египтяне, у крокодилов нет языка! 

Культ Себека

Жители Древнего Египта испытывали противоречивые чувства по отношению к Себеку: с одной стороны, его облик внушал им страх, но с другой — его способности не вызывали ничего, кроме восхищения. Все поклонялись богу-крокодилу, как на севере, в краю озер и болот, где крокодилы обитали во множестве, так и на юге, где Себеку был посвящен один из красивейших храмов в стране.

Через весь Египет с юга на север несет свои животворные воды великий Нил. Народное поверье, согласно которому Себек был богом плодородия, гласило, что чем больше на берегах крокодилов, тем сильнее будет разлив реки, и тем обильнее урожай. Вот почему места культа, посвященные Себеку, чаще всего располагались там, где было много воды: в первую очередь, вдоль Нила, а также в заболоченной дельте реки (на севере) и в области оазиса Файюм, который питали воды Меридова озера (на северо-западе Египта).

Себек и вода

В Саисе, родном городе богини Нейт, считавшейся матерью Себека, его называли тем, кто «заставляет расти зелень на берегах». Эту роль нельзя недооценивать, ведь мы помним, что основная часть сельскохозяйственных ресурсов Древнего Египта была сосредоточена именно на берегах Нила.

Себеку поклонялись, прежде всего, как владыке вод, что, в общем-то, неудивительно, ведь этот впечатляющий ящер — великолепный пловец и в воде чувствует себя куда увереннее, чем на суше. В Файюмском оазисе египтяне посвятили ему многочисленные святилища. Один из городов даже был назван в его честь: древние греки перевели это название, как Крокодилополь (город крокодила)! В каждом из поселений на берегах Меридова озера Себеку давались новые эпитеты. К примеру, в одном из них его называли Пнеферос (прекрасноликий), тогда как в других его именовали Сокнебтунисом (Себеком, владыкой Тебтуниса); в третьих же он был Сокнопайосом, то есть «владыкой острова». Крокодил, гроза египетских рыболовов, почитался как воплощение бога Себека.

Стоит отметить, что этот бог плодородия участвовал во многих религиозных обрядах. Так, например, незадолго до разлива Нила, в самом начале месяца ахет (июль), жрецы бросали в воды реки вылепленные из воска фигурки крокодилов. Благодаря магическим ритуалам, производившим сильнейшее впечатление на простой народ, они оживали и выползали на берег, предвещая животворное наводнение.

Примечательно, что Себек почитался также и из-за отождествления с богом Ра в образе Себека-Ра.

Поклонение Себеку-Ра

Мы уже говорили о том, что из-за необычной внешности крокодила Себек очень рано стал считаться первородным существом, которое было свидетелем, а то и участником акта творения. Стихия крокодила — вода, однако он может передвигаться и по суше, поэтому его сравнивали с созданиями, вышедшими из Нун, первичного океана, чтобы завоевать земную твердь. И поскольку египтяне верили, что все сущее создавалось по велению Ра, то они вполне закономерно отождествили его с богом-крокодилом Себеком в образе двуединого Себека-Ра.

Жрецы в святилищах Файюмского оазиса часто приветствовали Себека такими словами: «Привет тебе, о Себек, владыка Крокодилополя, Ра и Гор, всемогущий бог! Приветствуем тебя, поднявшийся из изначальных вод, о Гор, владыка Египта, бык быков, воплощение мужественности, владыка плавучих островов!»

Кроме того, культ приписывал Себеку некоторые черты солнечного божества. Самой значимой и самой примечательной из них, несомненно, можно назвать его удивительный венец. Символом связи Себека с Ра был солнечный диск, украшающий самый центр этого венца и покоящийся на бараньих рогах, которые охраняют две кобры. Над всей конструкцией склоняются два длинных страусовых пера. Бесспорно, это одна из красивейших корон, которые только носили древнеегипетские боги.

Как ловили священных крокодилов

Как же египтяне отлавливали священных крокодилов, живших в неволе за стенами храмов Себека? Греческий историк Геродот рассказывает нам о весьма необычном способе: к концу длинной веревки привязывался большой крючок, на который охотник цеплял кусок свиной туши. Затем эту веревку бросали в воду. На берегу его помощник подманивал крокодила, заставляя визжать маленького поросенка. И крокодил заглатывал крючок, думая, что кусает поросенка. Всеобщими усилиями его вытаскивали на берег, где, чтобы обезвредить хищника, бросали в него грязь, стараясь попасть в глаза. Затем ослепленного крокодила крепко связывали и быстро перевозили на новое место.

Священные крокодилы

Греческий историк Геродот, рассказывая о своем путешествии в Египет, упоминает о разведении священных крокодилов, которым занимались жрецы в храмах Себека. Так, например, святилище Фив славилось своими животными, выращенными в неволе. Пока крокодил был жив, его кормили вдоволь и всячески заботились о нем, но и после смерти он получал все привилегии, полагавшиеся священным животным. Его труп старательно бальзамировали и хоронили в настоящей маленькой гробнице, которой вполне могли позавидовать не слишком богатые египтяне. Этот обычай получил особенное распространение в Поздний период, в частности, в Крокодилополе Файюма, в Техне и Ком-Омбо, где были найдены целые некрополи крокодилов. Также нам известно, что египтяне изготавливали головы крокодилов, чаще всего, вырезая их из известняка и расписывая черной краской; вероятно, они использовались в магических ритуалах. Эти головы тоже датируются Поздним периодом.

Храм Ком-Омбо

Вероятно, вы заметили в процитированном выше обращении жрецов Крокодилополя упоминание Гора. Связь между Себеком и великим богом-соколом нашла воплощение в одном из красивейших храмов древнеегипетской цивилизации: святилище Ком-Омбо, расположенном неподалеку от современного Асуана, в Верхнем Египте, и построенном при Птолемеях. Великолепный ансамбль, посвященный одновременно двум богам, очень оригинален с точки зрения не только религии, но и архитектуры. Это, без преувеличений, — уникальнейшее сооружение Древнего Египта! Архитекторы, трудившиеся над ним, должны были угодить обоим божествам, и при этом сделать храм похожим на другие египетские святилища. Поэтому традиционные элементы здания были сохранены (пилон, двор, гипостильный зал, зал подношений, святилище), однако все помещения систематически удваивались, начиная с пилона с двойными воротами на входе в храм. Тем не менее единственная наружная стена, ограждавшая территорию храма, создавала впечатление единства. Два параллельных входа вели в два святилища: святилище Гора (в ипостаси Хароериса) располагалось на севере, а святилище Себека — на юге. Интересно отметить, что для египтян юг был важнее, чем север.

Себек жил здесь со своей божественной супругой Хатор и сыном Хонсу: их называли триадой Ком-Омбо. Эта триада была одной из самых знаменитых в стране. На великолепных барельефах Себек изображен в окружении близких. Но в других святилищах, в отличие от Ком-Омбо, где бог-крокодил мирно сосуществовал с Гором, все было иначе…

Нежеланный гость

В противоположность Ком-Омбо, в некоторые места крокодил, будь он Себеком или простым пресмыкающимся, не был допущен. В качестве примера можно взять Дендеру, храм, где чествовали богиню Хатор, спутницу Гора из Эдфу, которого она каждый год неизменно навещала. Для Себека ворота Дендеры были закрыты. Считалось даже, что жители этого города могут не бояться, что на них нападет этот грозный хищник!

На одном из барельефов храма Хатор сокол Гор изображен рядом с Исидой (его матерью) и Нефтидой (его теткой), а у их ног лежат крокодилы, пронзенные стрелами. И наконец, археологи нашли многочисленные стелы, получившие название «Надгробий Гора», или «Гор на крокодилах». На этих базальтовых или диоритовых скульптурах изображен юный бог Гор, побеждающий змей и скорпионов и попирающий ногами крокодилов. Подобным памятникам приписывались целительные свойства.

В Эдфу во время знаменитых праздников, устраивавшихся в честь Гора и Хатор, жрецы изготавливали фигурки крокодилов, которые публично уничтожались.

В области Элефантины крокодил отнюдь не считался священным животным, мало того, на него охотились и его ели! Очевидно, люди верили, что с мясом крокодила им передадутся его силы и плодовитость.

Крокодил и подвиги во имя любви

Победа над крокодилом, опасным животным, для мужчины считалась подвигом, который мог совершаться, в том числе и во имя любви. Вот как об этом рассказывает древняя поэма: «Любовь моей возлюбленной, живущей на другом берегу, я храню в себе […], но крокодил там (на середине реки), на песчаной отмели. Войдя в воду, я борюсь с течением […] И наконец, нахожу крокодила, и он для меня как мышь, потому что моя любовь укрепила меня…»

Не путайте Себека с Сетом!

Не стоит платить черной неблагодарностью тому, кто не раз помогал Гору! Ведь мы помним, что именно Себек выудил руки бога-сокола из Нила. Однако, несмотря на свои благодеяния, крокодилу постоянно приходилось бороться с дурной репутацией. Разумеется, это плотоядное животное, потенциально опасное для человека, вполне справедливо внушало страх. Тем не менее, больше всего бедный Себек страдал не из-за своей прожорливости, а из-за отождествления крокодила с Сетом, причем в его самой неприглядной ипостаси. Крокодил, как одно из воплощений Сета, становился песчаной отмелью в Дуате, на которую в любой момент могла сесть ладья бога Ра, путешествовавшего ночью по Подземному царству. Однако Себек вовсе не был противником порядка, совсем наоборот!

         
Целительные статуи «гора на крокодилах»

Чаще всего на этих памятниках юный бог Гор изображался стоящим на крокодиле и сжимающим в руках змей. Египтяне верили, что заклинания, высеченные в камне, обладают целительной силой, спасая людей от укусов скорпионов и змей. Говорят, что некоторые из них исцелили дитя Гора, которого чуть было, не убил яд. Для простых смертных, ищущих исцеления, считалось достаточным полить статую водой, а затем собрать ее и выпить. Целительная сила текстов передавалась воде, которая, в свою очередь, возвращала человеку здоровье. Подобные изделия встречались самых разных размеров; некоторое из них были такими миниатюрными, что их носили на шее, как охранные амулеты!

Еще материал по данной теме

Гадальные карты Таро

К набору прилагается инструкция, благодаря которой даже начинающий таролог без проблем разберётся в хитросплетениях судьбы.

← все статьи

Себек — древнеегипетский бог, изображавшийся с головой крокодила. Он являлся покровителем воды и рек, заведовал разливом Нила

                              Добрый египетский крокодил 

Несмотря на свой страшный облик, Себек был вполне «светлым» богом. Он защищал людей и других богов от сил тьмы, которые и должны были бояться его внешнего вида. Правда, иногда Себек всё-таки противостоял Ра и Осирису. 

В более позднюю эпоху Себек отождествлялся с Амоном-Ра и, таким образом, приобретал четы верховного бога всего Египта. Это имело смысл, поскольку от разлива Нила зависела вся жизнь древних египтян. Разливающаяся река «отпугивала» засуху — главного врага страны. Появилась и «женская половина» Себека — богиня Себектет.

Почитался этот бог главным образом в Файюмском оазисе. Центр этой местности — город Шедит — носил также греческое название Крокодилополь. Правившие с XIX века до нашей эры фараоны прибавляли к своим именам эпитеты, указывающие на связь с богом-крокодилом, например «любимый Себеком». У Себека были разные ипостаси, которые почитались в разных местах Файюмского оазиса. 

Отцом Себека называли то самого Ра, то Геба и Нут, писали также, что он был сыном Нейт — богини охоты и войны. У крокодильего бога был и брат — ужасный змей Апоп, который олицетворял абсолютное зло и хаос. 

Супругой Себека была Рененунет — богиня плодородия и уборки урожая. Она изображалась в виде змееголовой женщины или же змеи, лежащей на груде собранного зерна, которую она охраняла. 

Великий Ра много раз обращался к Себеку за помощью. К примеру, однажды он попросил найти сыновей Гора, которые спрятались где-то в Ниле. Себек стал просеивать нильскую воду через свои пальцы. Так, по преданию, у людей появились рыболовные сети. В другой раз Себек отыскал отрубленные руки Гора, которые тоже были выброшены в Нил и жили там своей жизнью. 

Убитого Осириса Сет разрубил на мелкие куски и разбросал их на берегу. Себек решил съесть один кусочек. За это боги разгневались и лишили его языка. В другой раз Себек напал на большую толпу врагов и всех их съел. Иногда, чтобы накормить ненасытного Себека, боги приносили ему большое количество хлеба. 

В конце 1880-х гг. итальянские археологи обнаружили сотни древних папирусов, содержавших обращения к одному из наиболее почитаемых египтянами богов – Себеку. Это существо являлось богом-крокодилом, который, по всей видимости, воспринимался в Древней Египте неким существом, которое могло на своем божественном уровне решить практически все житейские вопросы.

  • Где и как изображали Себека.

Имя Себек (Собек) изображалось в иероглифической форме в виде крокодила, взобравшегося на некой усеченной пирамиде. А само божество египтяне представляли на картинках как человека с головой крокодила.

Себек бог-крокодил

Графический рисунок бога-крокодила. /ru.m.wikipedia.org/

  • Связь с богами.

По своей природе, Собека связывали с различными богами в миофлогии Древнего Египта:

  1. Гор принял форму крокодила, чтобы отыскать части тела Осириса.
  2. Собек помогал Изиде, когда та родила Гора.
  3. Несмотря на то, что бог часто изображался в головном уборе Амона, он имел тесную связь с Амон-Ра и Сетом, главным противником Осириса.

Жители Древнего Египта верили, что задолго до появления главных богов Ра и Амона жила богиня Нейт –  прародительница богов, людей и крокодилов. У нее был сын, бог воды, Себек, который на человеческом торсе носил крокодилью голову. Впрочем, иногда его изображали с длинным приземистым телом рептилии и с человеческой головой. И был его хвост – тьмой, а глаза – светом. Именно жестокий и неподкупный Себек, подобно древнегреческому Аиду, охранял врата в подземный мир, откуда не было выхода умершим душам.

Себек египетский жрец кормит священного крокодила

Египетский жрец кормит священного крокодила /kulturologia.ru/

Себек почитался в Египте как бог разлива Нила, а Нил давал Египту не просто воду, но и ключ к самой жизни. Разливы Нила помогали египтянам собирать большие урожаи, и в то же время могли смывать целые города.

Древние египтяне причислили Себека к богам не случайно. Они наделяли крокодила волшебными способностями: самки крокодилов как будто бы заранее знают, насколько Нил выйдет из берегов. Перед разливом они откладывают яйца, но их гнезда всегда оказываются выше уровня воды и их никогда не затапливает. Поэтому крестьяне считали крокодила ясновидящим властелином Нила.

  • Город крокодилов.

Себек Крокодилополь

Крокодилополь на карте Египта /ru.wikipedia.org/

У бога-крокодила в Древнем Египте был даже свой, как бы сегодня сказали, культурный центр. Он находился в городе Шедит, который позднее греки назвали Крокодилополем. Здесь археологи нашли более двух тысяч мумифицированных крокодилов, которые погребались с особыми почестями.

  • Храм Шетета-Крокодилополя.

В главном храме Шетета-Крокодилополя содержались огромные и малоподвижные нильские крокодилы. На их шеях и лапах красовались многочисленные украшения из золота и алмазов. Специальные слуги ежедневно буквально насильно кормили рептилий отборным мясом, хлебом, свежей рыбой и даже поили изысканным вином.

Себек храм крокодилов

Себек в своём храме крокодилов. /zen.yandex.ru/

Наиболее крупные особи, считавшиеся непосредственно земными воплощениями божества, обитали в специальном бассейне на территории главного храма. Об этом, в частности, пишет «отец географии» Страбон: «…в Крокодилополе у жрецов есть священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Кормят животное хлебом, мясом и вином.

Наш хозяин пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег».

Естественно, что при таком образе жизни крокодилы жирели и жили недолго. Их трупы бальзамировали и торжественно хоронили в специальных храмах, подобно жрецам и фараонам. Так, сто с лишним лет назад рабочий, копая гробницу Хатор, наткнулся на мумию крокодила и вспорол ее. Из брюха зверя вывалились свитки папируса с сочинениями Гомера, Софокла и Еврипида.

  • Связь Себека с древней цивилизацией.

Античный историк Диодор приписывал учреждение культа Себека в Шетете царю Менесу. Согласно приведенной им легенде однажды во время охоты на царя напали его же собаки. Он помчался к Нилу, на берегу которого грелся в солнечных лучах крокодил.

Битва с участием бога Себека.

Битва с участием бога Себека. /zen.yandex.ru/

Крокодил сразу же все понял и спас незадачливого царя, переправив его через реку. Менее вскоре вернулся и основал город Крокодилополь. «Столица крокодилов» просуществовала очень долго и только в птолемеевскую эпоху была переименована в честь греческой царицы в Арсиною.

В найденных папирусах археологи обнаружили вопросы к Себеку по поводу того, когда начнется следующий разлив Нила, когда в семье появится ребенок, стоит ли в определенное время приступать к работе, кто украл меч и т.п. По сути, это был самый настоящий «народный бог», который помогал египтянам получать самые различные ответы на интересующие их вопросы. Себек передавал свое мнение через жрецов храма.

Статуэтка бога Себека.

Статуэтка бога Себека. /ru.m.wikipedia.org/

Местные жители нередко держали в своих домах ручных крокодилов, которых кормили особо назначенной священной пищей и заботливо ухаживали за ними. В Фаюме и в окрестностях Фив крокодилов запрещалось убивать даже при непосредственной угрозе жизни.

  • Это интересно.

Наиболее хорошо сохранившийся в наши дни храм Себека был посвящен ему вместе с Хором в Ком Омбо, где все святилище пересекают две параллельные оси, посвященные божествам. Поблизости от храма был найден некрополь священных животных с огромным числом мумий крокодилов самых разных времен.

При написании статьи использованы материалы:

Николай Непомнящий. 100 великих мифических существ. Вече, 2015 г.

Динна Конвэй. Полная энциклопедия мифологических существ.

См. еще:

Элен. Ганеша – бог мудрости и достатка. Сакральный смысл божества

    Статуэтка Себека

    Перед вами бронзовая статуэтка Себека — древнеегипетского бога воды и разлива Нила, ассоциировавшегося с крокодилом. Себек изображался целиком в виде крокодила, или в виде крокодила с человеческой головой, или с телом человека и головой крокодила. Статуэтка была изготовлена около 2600 лет назад, во времена XXVI династии (см. Поздний период). Мастер тщательно вырезал чешую и складки на теле животного, а также инкрустировал глаза золотыми камнями. На голове Себека вы видите атеф — вытянутую корону, по бокам украшенную страусиными перьями и фигурами кобр.


    Рельеф на храме

    Расцвет культа Себека пришелся на период XII династии фараонов, правивших в Древнем Египте в 1991–1802 гг. до н. э., во времена Среднего Царства. Ему посвящали храмы, статуэтки, амулеты и… мумии крокодилов. Особенно Себека почитали в Файюмском оазисе в городе Крокодилополе (так по-гречески назывался древнеегипетский город Шедит). В большом храме жрецы держали земное воплощение Себека — священного крокодила, убранного золотом и алмазами. После смерти священных крокодилов мумифицировали, подобно жрецам и фараонам.


    Мумия крокодила в Египетском музее

    Мумификация животных была огромной частью древнеегипетской культуры. Египтяне мумифицировали кошек, змей, птиц и даже жуков. По мнению египтологов, некоторые мумии были обычными домашними животными, похороненными вместе со своими хозяевами, других мумифицировали в качестве продовольственных запасов, чтобы у фараонов была пища в загробном мире. Но были и мумии священных животных, которым поклонялись при жизни.

    В Египте найдено несколько сот мумий крокодилов. Самые большие кладбища с бальзамированными крокодилами найдены там, где, по свидетельству древних текстов, Себека особенно почитали. Рядом с храмом в Ком-Омбо на берегу мухафазы Асуан есть музей, посвященный исключительно крокодилам. В музее выставлены 22 мумифицированных крокодила, а всего в этой местности найдено около 300 крокодиловых мумий.


    Мумии крокодилов в Ком-Омбо

    Интерес к мумиям возрос после появления современных технологий трехмерной реконструкции. Например, рентгеновская компьютерная микротомография позволяет воссоздать внутреннее устройство мумии, не разрушая ее целостность. Так, в 2016 году голландские ученые из Лейденского музея провели 3D-сканирование мумии, в которой должны были находиться два крокодила, мумифицированные более 2500 лет назад. Рентгеновская томография показала, что вместе со взрослыми особями там покоятся еще 47 детенышей! По одной из версий, захороненные вместе крокодилы разных возрастов могли символизировать то, как свирепый на первый взгляд Себек по-отцовски защищает свой народ. Крокодилы — одни из немногих рептилий, которые заботятся о своем потомстве: перевозят детенышей на спинах и тщательно охраняют яйца и молодых особей от хищников.


    Рентгеновский снимок мумии крокодила

    Исследования мумий нередко преподносят сюрпризы ученым. Во время раскопок в египетской деревне Телль-Умм-эль-Барагат, проводившихся еще в XIX веке, археологи обнаружили мумии крокодилов, набитые папирусами. Некоторые из этих папирусов — литературные произведения, но есть и обычные документы, письма и завещания, которые помогут ученым лучше понять жизнь древних египтян.

    Археологи считают, что для создания мумий, посвященных Себеку, египтяне специально охотились на диких крокодилов. Исследование международной группы ученых из США и Франции, в рамках которого был изучен мумифицированный крокодил возрастом около 2000 лет, показало, что животное погибло от рук человека. Метровый самец, которому было 3–4 года, умер от удара по голове тяжелым предметом. Компьютерная томография показала, что перелом черепа затем тщательно замаскировали смолами и маслами во время мумификации животного. Похожие травмы ученые ранее замечали как минимум еще у двух мумий крокодилов.

    Древние египтяне посвящали Себеку и храмы. Самый известный — храм в Ком-Омбо, расположенный на побережье Нила. Это единственный храм в Древнем Египте, который имеет два входа и два центральных святилища, расположенных на двух параллельных осях. Дело в том, что храм посвящен одновременно двум богам — Себеку и Гору — богу-соколу, покровителю неба и солнца. Богу с головой крокодила отведена южная часть святилищ храма. Такая двойственность храма не говорит о вражде богов, а, скорее, показывает их мирное сосуществование: изображение Себека есть в части здания, посвященной Гору, и наоборот.


    Храм в Ком-Омбо

    На территории храма в Ком-Омбо археологи обнаружили несколько колодцев и бассейнов, в которых, вероятно, выращивали и содержали крокодилов. К северо-западу от главного храма расположена часовня, посвященная Себеку. Возможно, там могла находиться священная камера с живым крокодилом — олицетворением Себека. Считалось, что Себек оберегал других богов, в своем хищном обличии крокодила отпугивая силы зла, также он был добрым и благодетельным по отношению к людям. Себек был настолько популярен, что многие правители носили похожие имена: например, Сехемра-Хуитауи Себекхотеп или Нефрусебек.

    Фото с сайта Британского музея britishmuseum.org.

    Эрика Ефремова

  • Рассказ о викторе цое на английском
  • Рассказ о вечном огне
  • Рассказ о боге древней греции 3 класс
  • Рассказ о викторе васнецове 3 класс литературное чтение
  • Рассказ о вечернем небе 2 класс