Рассказ о боге ярило

Ярило (Яровит, Ярый Вихрь, Ярый Бог, Волчий пастырь) – славянский Бог Весеннего Солнца, почитаемый славянами как Бог Плодородия и страсти, умелый воин и первый земледелец. Ярило почитают как Волчьего пастыря. Пастухи обращаются к Богу Ярило с просьбами защитить домашний скот от диких зверей. Земледельцы обращаются к Ярило во время праздника первой борозды. Чтят его и воины. Можно сказать, что славянский Бог Весеннего Солнца почитаем всеми.

Вместе с Ярило приходит возрождение земной жизни, пробуждение чувств, приток сил. Именно Ярило приводит к людям Лёлю, Богиню Весны в день весеннего равноденствия.

ярило, бог ярило, ярила, бог ярила

Ярило в пантеоне славянских Богов

Ярило — Бог Весеннего солнца, сын Велеса Бога Трех Миров, и Дивы-Додолы, Богини Небесной Влаги. Славянские мифы рассказывают, что Бог молодой страсти и рожден был именно от неожиданных сильных чувств. Когда-то Велесу понравилась красавица Дива Додола, но своенравная Богиня предпочла ему Перуна-Громовника. Тогда Велес превратился в волшебный ландыш, который Богиня Дива Додола увидела и не удержалась, понюхала волшебный цветок. Так и появился юный Бог Весеннего Солнца.

От своего отца Велеса Ярило перенял мужскую силу и способности к оборотничеству. Поэтому Ярило стал покровителем волков, Волчьим пастырем. От матери Дивы Додолы он перенял привлекательность и живой характер, потому Ярило почитают Богом Страсти.

Легенды и мифы о славянском Боге Ярило

О славянском Боге Весеннего Солнца, Ярило, сохранилось много мифов и легенд. Во многих быличках Ярило описывается как помощник влюбленных или как покровитель Волков и других диких животных. Самый известный миф о Ярило связан с ним, как с Богом Плодородия.

Согласно этому мифу, славяне не всегда возделывали землю и выращивали хлеб. Долгое время умение растить рожь, делать муку и выпекать из неё хлеб. Впервые Бог Ярило попробовал чудесные лепешки в заморской стране, а позже и сам научился делать их. Народ, у которого гостил Ярило, научил его делать хлеб, и Бог Весеннего Солнца принес эти знания славянам. Сперва Ярило дал попробовать хлеб Богам, а после уж все вместе решали, как научить людей сеять зерно. Славяне считали тело Матери Сырой Земли неприкосновенным и не согласились бы причинять ей боль. Но Богиня Земли сама согласилась на то, чтобы её сын Микула Селянович сделал первую борозду, а Ярило посеял первые зерна. С тех пор Ярило почитают Богом Плодородия.

«Приехал к нам Зелен Ярило —
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
И от Солнца добрую весть!»

Оберег – символ Бога Ярило

оберег солнечного бога ярило, символ ярило, Бог Ярило, Знак Ярило

Оберег славянского Бога Ярило называется Яровик. Это свастический, солнечный, символ с четырьмя лучами. Знак похож на косой крест, оканчивающийся четырьмя серповидными лучами. Символ Яровик раньше не только носили как личный оберег, но чертили его на амбарах с зерном и на воротах двора, где есть домашний скот. 

Так Ярило просили защитить зерно и домашний скот от диких животных, которые подчиняются этому славянскому Богу.

Как личный оберег символ Бога Ярило носят для уверенности, смелости, получения жизненных сил, бодрости, для радости и счастья, для зарождения новой любви.

Атрибуты Бога Ярило

Атрибуты Ярило, Ярило Волчий пастырь, Волк Ярило

Животное – волк, заяц.

Геральдика, предметы – колос, венок, ветка с молодыми листьями.

Треба (подношение) – блины, зерно, каша, пироги, яйца, мёд.

Ярило – Бог-покровитель

Ярило может быть покровителем по дате рождения или сходству характера с человеком. Ярило – покровитель рожденных под весенним солнцем, читайте об этом больше в статье Славянский гороскоп.

Ярило может стать Богом-покровителем и для тех, кто схож с ним характером. Это люди общительные, эмоциональные, обаятельные. Они любят говорить окружающим добрые, приятные вещи, умеют поднять настроение, приободрить. Те, кому близок Бог Ярило, всегда готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду: могут дать добрый совет или найти выход из сложной ситуации. Люди, схожие характером с Ярило, яркие, творческие, но быстро остывают, начинают скучать и ищут новое дело или новую возлюбленную.

В характере тех, кому Ярило может стать покровителем, есть такие качества:

  • оптимизм;
  • доброжелательность;
  • общительность;
  • эмоциональность;
  • зависимость от настроения;
  • нелюбовь к порядку и расписанию.

Подробнее в статье Ярило — Бог-Покровитель

Ярило в северной традиции гадания и магии

реза Ярило, Реза Рода Ярило, Бог Ярило

На славянской Резе Бога Ярило изображен знак Яровик.

Номер Резы – 25.

Реза Ярило выпадает, когда в жизни человека наступает «весна» – время ярких чувств, эмоций, наслаждения жизнью в её земном, явном проявлении. Это время, когда стоит отложить расчеты и доверять чувствам, не бояться жить смело и открыться людям. Однако, вместе с этим иногда открываются неприятные вещи, которые человек раньше не замечал и не находил в себе сил встретиться с ними.

Подробнее о значении Резы Бога Ярило в гадании в статье Реза Рода Ярило

Обряды, обращенные к Богу Ярило

Появление Ярило, Весеннего Солнца, заставляет мужчин приосаниваться, а женщин улыбаться. Обряды, обращенные к Ярило – дают очищение от старого, расцвет жизненных сил и привлекают удачу для начала любых дел.

Готовые обряды из лавки «Северная Сказка»

  • Защитный обряд на Ярило. Магия Кологода
  • Исполнение желаний. Магия Кологода

Науз, обращенный к Богу Ярило

Когда человек тоскует, унывает, перестает радоваться жизни, новая любовь не находит пути в его сердце. Тогда завязывают науз на любовь на руку, обращаясь к Ярило, Богу Страсти

Как завязать науз Ярило «Яркая страсть»

Праздники, где чествуют Ярило, Бога славян

Славянскому Богу Ярило посвящено несколько праздников:

20-21 марта (дата меняется в разные годы) – Весеннее Солнцестояние, Ярило приводит в мир Яви Лёлю-Весну.

23 апреля – Ярилин день, мужской праздник, день первой борозды.

18 августа – Хорояр, день Хорса и Ярило, праздник лошадей.

Посмотрите видео про День Весеннего Равноденствия:

Подробнее:

Народный календарь

Славянские праздники и обряды

Yarilo by Andrey Shishkin

Jarylo (Cyrillic: Ярило, Ярила; Serbo-Croatian: Jarilo, Јарило; Belarusian: Ярыла), alternatively Yaryla, Iarilo, Juraj, Jurij, or Gerovit, is a East and South Slavic god of vegetation, fertility and springtime.[1][2]

Etymology[edit]

The Proto-Slavic root *jarъ (jar), from Proto-Indo-European *yōr-, *yeh₁ro-, from *yeh₁r-, means «spring» or «summer», «strong», «furious», «imbued with youthful life-force». This youthful life-force was considered sacred in the Slavic pre-Christian religion and the god personifying this sacred force was thus called Jarovit, or hypocoristically Jarilo.

Sources[edit]

The only historic source that mentions this deity is a 12th-century biography of the proselytizing German bishop Otto of Bamberg, who, during his expeditions to convert the pagan tribes of Wendish and Polabian Slavs, encountered festivals in honor of the war-god Gerovit in the cities of Wolgast and Havelberg. Gerovit is most likely a German derivation of the Slavic name Jarovit.

Up until the 19th century in Russia, Belarus and Serbia, folk festivals called Jarilo were celebrated in late spring or early summer. Early researchers of Slavic mythology recognised in them relics of pagan ceremonies in honor of an eponymous spring deity.
In northern Croatia and southern Slovenia, especially White Carniola, similar spring festivals were called Jurjevo or Zeleni Juraj or Zeleni Jurij (Green George), nominally dedicated to St. George, and fairly similar to the Jarilo festivals of other Slavic nations.

All of these spring festivals were basically alike: processions of villagers would go around for a walk in the country or through villages on this day. Something or someone was identified to be Jarilo or Juraj: a doll made of straw, a man or a child adorned with green branches, or a girl dressed like a man, riding on a horse. Certain songs were sung which alluded to Juraj/Jarilo’s return from a distant land across the sea, the return of spring into the world, blessings, fertility and abundance to come.

Myth[edit]

Donetsk statue of Jarilo, by Andrew Butko

Radoslav Katičić and Vitomir Belaj attempted to reconstruct the mythology surrounding Jarilo.
According to these authors, he was a fairly typical life-death-rebirth deity, believed to be (re)born and killed every year. His mythical life cycle mirrored that of the wheat crop, from its birth when sown through its flourishing youth to its sacrificial death at harvest time.

Jarilo was a son of the supreme Slavic god of thunder, Perun, his lost, missing, tenth son, born on the last night of February, the festival of Velja Noć (Great Night), the pagan Slavic celebration of the New Year. On the same night, however, Jarilo was stolen from his father and taken to the world of the dead, where he was adopted and raised by Veles, Perun’s enemy, Slavic god of the underworld and cattle. The Slavs believed the underworld to be an ever-green world of eternal spring and wet, grassy plains, where Jarilo grew up guarding the cattle of his adoptive father. In the mythical geography of ancient Slavs, the land of the dead was assumed to lie across the sea, where migrating birds would fly every winter.

With the advent of spring, Jarilo returned from the underworld, that is, bringing spring and fertility to the land. Spring festivals of Jurjevo/Jarilo that survived in later folklore celebrated his return. Katičić identified a key phrase of ancient mythical texts which described this sacred return of vegetation and fertility as a rhyme hoditi/roditi [3] (to walk/to give birth to), which survived in folk songs:

…Gdje Jura/Jare/Jarilo hodit, tam vam polje rodit…
«…Where Jura/Jare/Jarilo walks, there your field gives birth…»

The first of the gods to notice Jarilo’s return to the living world was Morana, a goddess of death and nature, and also a daughter of Perun and Jarilo’s twin-sister. The two of them would fall in love and court each other through a series of traditional, established rituals, imitated in various Slavic courting or wedding customs. The divine wedding between brother and sister, two children of the supreme god, was celebrated in a festival of summer solstice, today variously known as Ivanje or Ivan Kupala in the various Slavic countries. This sacred union of Jarilo and Morana, deities of vegetation and of nature, assured abundance, fertility and blessing to the earth, and also brought temporary peace between two major Slavic gods, Perun and Veles, signifying heaven and underworld. Thus, all mythical prerequisites were met for a bountiful and blessed harvest that would come in late summer.

However, since Jarilo’s life was ultimately tied to the vegetative cycle of the cereals, after the harvest (which was ritually seen as a murder of crops), Jarilo also met his death. The myth explained this by the fact that he was unfaithful to his wife, and so she (or their father Perun, or their brothers) kills him in retribution. This rather gruesome death is in fact a ritual sacrifice, and Morana uses parts of Jarilo’s body to build herself a new house. This is a mythical metaphor which alludes to rejuvenation of the entire cosmos, a concept fairly similar to that of Scandinavian myth of Ymir, a giant from whose body the gods created the world.

Without her husband, however, Morana turns into a frustrated old hag, a terrible and dangerous goddess of death, frost and upcoming winter (like the Celtic Cailleach), and eventually dies by the end of the year. At the beginning of the next year, both she and Jarilo are born again, and the entire myth starts anew.

Description[edit]

As befitting an agricultural deity, Yarilo was associated with agricultural imagery, with grains and cereals: he wore a white cloak and a wheat wreath[citation needed] or a crown of flowers[4] (wildflowers) on his head[5] and carried a wheat sheaf in his right hand. He was also portrayed holding a human skull (or severed head) in his other hand.[6] He is also said to be revered as «god of erotic sexuality».[7][8]

Scholars Katičić and Belaj also suggested that the god had some equine characteristics, or, alternatively, was conceived of as a horse.

  • Folk accounts strongly emphasize the presence of a horse (in Belarusian festivals, for instance, Jarilo was symbolized by a girl dressed as a man and mounted on a horse), and also the fact Jarilo walked a long way and his feet are sore. Thus, he is a rider on a horse who also «walks».
  • In historic descriptions of West Slavic paganism, one often finds references to sacred horses held in temples, which were used for divination, and predictions were made on the basis of how the horse walked through rows of spears sticking from the ground.
  • In certain customs of some Baltic and Slavic wedding celebrations, a horse symbolizes a young husband.
  • In some Slavic folk songs, an angry young wife, apparently cheated upon by her husband, kills a horse or orders her brothers to kill it for her.
  • Jarilo’s identification as a mischievous god may involve the ability of shapeshifting. This is seen in other mischievous pagan deities, such as Proteus and Loki, who himself once took the form of a horse.

Comparison with other deities[edit]

From comparison to Baltic mythology and from Slavic folklore accounts, one can deduce that Jarilo was associated with the Moon. His somewhat mischievous nature, which ultimately results in his betrayal of his wife, was likened to the Moon’s changing phases.

He has also been compared to other death and rebirth gods associated with agricultural fertility, like Greek Adonis and Olympian god Dionysus.[9]

Identification with St. George[edit]

With the advent of Christianity, Jarilo became identified with St. George and St. John, because the festivals of these two saints fell within the period between first growth and harvest time in the great annual cycle of vegetation and fertility. This made them especially suited to assuming the functions of this god under the new, Christian dispensation.[10]

See also[edit]

  • Tetri Giorgi
  • 2273 Yarilo
  • Yaroslav (disambiguation)
  • Yarovit

References[edit]

  1. ^ Johnson, Kenneth (1998). Slavic Sorcery : shamanic journey of initiation. St. Paul, MN: Llewellyn Publications. p. 89. ISBN 1-56718-374-3. OCLC 37725456.
  2. ^ Leeming, David.From Olympus to Camelot: The World of European Mythology. New York, NY: Oxford University Press. 2003. p. 129.
  3. ^ Katičić, Radoslav (2010). Zeleni Lug: Tragovima svetih pjesama naše pretkršćanske starine. Zagreb: IBIS GRAFIKA / Matica Hrvatska. pp. 9–45. ISBN 978-953-6927-49-4.
  4. ^ Leeming, David. From Olympus to Camelot: The World of European Mythology. New York, NY: Oxford University Press. 2003. p. 129.
  5. ^ Dixon-Kennedy, Mike (1998). Encyclopedia of Russian and Slavic Myth and Legend. Santa Barbara, California: ABC-CLIO. p. 317. ISBN 9781576070635.
  6. ^ Sherman, Josepha (2008). Storytelling: An Encyclopedia of Mythology and Folklore. Sharpe Reference. p. 420. ISBN 978-0-7656-8047-1
  7. ^ Jones, Prudence; Pennick, Nigel (1995). A History of Pagan Europe. Routledge. p. 187. ISBN 978-1-136-14172-0.
  8. ^ Dixon-Kennedy, Mike (1998). Encyclopedia of Russian and Slavic Myth and Legend. Santa Barbara, California: ABC-CLIO. p. 317. ISBN 9781576070635.
  9. ^ Leeming, David. From Olympus to Camelot: The World of European Mythology. New York, NY: Oxford University Press. 2003. pp. 129-130.
  10. ^ Katičić, Radoslav (2017). Naša stara vjera: Tragovima svetih pjesama naše pretkršćanske starine. Zagreb: IBIS GRAFIKA/Matica Hrvatska. p. 18 ff. ISBN 978-953-6927-98-2.

Wikimedia Commons has media related to Yarilo.

Bibliography[edit]

  • V. Belaj. «Hod kroz godinu: mitska pozadina hrvatskih narodnih običaja i vjerovanja» [Walk through year, mythical background of Croatian folk beliefs and customs], Golden Marketing, Zagreb 1998.

Yarilo by Andrey Shishkin

Jarylo (Cyrillic: Ярило, Ярила; Serbo-Croatian: Jarilo, Јарило; Belarusian: Ярыла), alternatively Yaryla, Iarilo, Juraj, Jurij, or Gerovit, is a East and South Slavic god of vegetation, fertility and springtime.[1][2]

Etymology[edit]

The Proto-Slavic root *jarъ (jar), from Proto-Indo-European *yōr-, *yeh₁ro-, from *yeh₁r-, means «spring» or «summer», «strong», «furious», «imbued with youthful life-force». This youthful life-force was considered sacred in the Slavic pre-Christian religion and the god personifying this sacred force was thus called Jarovit, or hypocoristically Jarilo.

Sources[edit]

The only historic source that mentions this deity is a 12th-century biography of the proselytizing German bishop Otto of Bamberg, who, during his expeditions to convert the pagan tribes of Wendish and Polabian Slavs, encountered festivals in honor of the war-god Gerovit in the cities of Wolgast and Havelberg. Gerovit is most likely a German derivation of the Slavic name Jarovit.

Up until the 19th century in Russia, Belarus and Serbia, folk festivals called Jarilo were celebrated in late spring or early summer. Early researchers of Slavic mythology recognised in them relics of pagan ceremonies in honor of an eponymous spring deity.
In northern Croatia and southern Slovenia, especially White Carniola, similar spring festivals were called Jurjevo or Zeleni Juraj or Zeleni Jurij (Green George), nominally dedicated to St. George, and fairly similar to the Jarilo festivals of other Slavic nations.

All of these spring festivals were basically alike: processions of villagers would go around for a walk in the country or through villages on this day. Something or someone was identified to be Jarilo or Juraj: a doll made of straw, a man or a child adorned with green branches, or a girl dressed like a man, riding on a horse. Certain songs were sung which alluded to Juraj/Jarilo’s return from a distant land across the sea, the return of spring into the world, blessings, fertility and abundance to come.

Myth[edit]

Donetsk statue of Jarilo, by Andrew Butko

Radoslav Katičić and Vitomir Belaj attempted to reconstruct the mythology surrounding Jarilo.
According to these authors, he was a fairly typical life-death-rebirth deity, believed to be (re)born and killed every year. His mythical life cycle mirrored that of the wheat crop, from its birth when sown through its flourishing youth to its sacrificial death at harvest time.

Jarilo was a son of the supreme Slavic god of thunder, Perun, his lost, missing, tenth son, born on the last night of February, the festival of Velja Noć (Great Night), the pagan Slavic celebration of the New Year. On the same night, however, Jarilo was stolen from his father and taken to the world of the dead, where he was adopted and raised by Veles, Perun’s enemy, Slavic god of the underworld and cattle. The Slavs believed the underworld to be an ever-green world of eternal spring and wet, grassy plains, where Jarilo grew up guarding the cattle of his adoptive father. In the mythical geography of ancient Slavs, the land of the dead was assumed to lie across the sea, where migrating birds would fly every winter.

With the advent of spring, Jarilo returned from the underworld, that is, bringing spring and fertility to the land. Spring festivals of Jurjevo/Jarilo that survived in later folklore celebrated his return. Katičić identified a key phrase of ancient mythical texts which described this sacred return of vegetation and fertility as a rhyme hoditi/roditi [3] (to walk/to give birth to), which survived in folk songs:

…Gdje Jura/Jare/Jarilo hodit, tam vam polje rodit…
«…Where Jura/Jare/Jarilo walks, there your field gives birth…»

The first of the gods to notice Jarilo’s return to the living world was Morana, a goddess of death and nature, and also a daughter of Perun and Jarilo’s twin-sister. The two of them would fall in love and court each other through a series of traditional, established rituals, imitated in various Slavic courting or wedding customs. The divine wedding between brother and sister, two children of the supreme god, was celebrated in a festival of summer solstice, today variously known as Ivanje or Ivan Kupala in the various Slavic countries. This sacred union of Jarilo and Morana, deities of vegetation and of nature, assured abundance, fertility and blessing to the earth, and also brought temporary peace between two major Slavic gods, Perun and Veles, signifying heaven and underworld. Thus, all mythical prerequisites were met for a bountiful and blessed harvest that would come in late summer.

However, since Jarilo’s life was ultimately tied to the vegetative cycle of the cereals, after the harvest (which was ritually seen as a murder of crops), Jarilo also met his death. The myth explained this by the fact that he was unfaithful to his wife, and so she (or their father Perun, or their brothers) kills him in retribution. This rather gruesome death is in fact a ritual sacrifice, and Morana uses parts of Jarilo’s body to build herself a new house. This is a mythical metaphor which alludes to rejuvenation of the entire cosmos, a concept fairly similar to that of Scandinavian myth of Ymir, a giant from whose body the gods created the world.

Without her husband, however, Morana turns into a frustrated old hag, a terrible and dangerous goddess of death, frost and upcoming winter (like the Celtic Cailleach), and eventually dies by the end of the year. At the beginning of the next year, both she and Jarilo are born again, and the entire myth starts anew.

Description[edit]

As befitting an agricultural deity, Yarilo was associated with agricultural imagery, with grains and cereals: he wore a white cloak and a wheat wreath[citation needed] or a crown of flowers[4] (wildflowers) on his head[5] and carried a wheat sheaf in his right hand. He was also portrayed holding a human skull (or severed head) in his other hand.[6] He is also said to be revered as «god of erotic sexuality».[7][8]

Scholars Katičić and Belaj also suggested that the god had some equine characteristics, or, alternatively, was conceived of as a horse.

  • Folk accounts strongly emphasize the presence of a horse (in Belarusian festivals, for instance, Jarilo was symbolized by a girl dressed as a man and mounted on a horse), and also the fact Jarilo walked a long way and his feet are sore. Thus, he is a rider on a horse who also «walks».
  • In historic descriptions of West Slavic paganism, one often finds references to sacred horses held in temples, which were used for divination, and predictions were made on the basis of how the horse walked through rows of spears sticking from the ground.
  • In certain customs of some Baltic and Slavic wedding celebrations, a horse symbolizes a young husband.
  • In some Slavic folk songs, an angry young wife, apparently cheated upon by her husband, kills a horse or orders her brothers to kill it for her.
  • Jarilo’s identification as a mischievous god may involve the ability of shapeshifting. This is seen in other mischievous pagan deities, such as Proteus and Loki, who himself once took the form of a horse.

Comparison with other deities[edit]

From comparison to Baltic mythology and from Slavic folklore accounts, one can deduce that Jarilo was associated with the Moon. His somewhat mischievous nature, which ultimately results in his betrayal of his wife, was likened to the Moon’s changing phases.

He has also been compared to other death and rebirth gods associated with agricultural fertility, like Greek Adonis and Olympian god Dionysus.[9]

Identification with St. George[edit]

With the advent of Christianity, Jarilo became identified with St. George and St. John, because the festivals of these two saints fell within the period between first growth and harvest time in the great annual cycle of vegetation and fertility. This made them especially suited to assuming the functions of this god under the new, Christian dispensation.[10]

See also[edit]

  • Tetri Giorgi
  • 2273 Yarilo
  • Yaroslav (disambiguation)
  • Yarovit

References[edit]

  1. ^ Johnson, Kenneth (1998). Slavic Sorcery : shamanic journey of initiation. St. Paul, MN: Llewellyn Publications. p. 89. ISBN 1-56718-374-3. OCLC 37725456.
  2. ^ Leeming, David.From Olympus to Camelot: The World of European Mythology. New York, NY: Oxford University Press. 2003. p. 129.
  3. ^ Katičić, Radoslav (2010). Zeleni Lug: Tragovima svetih pjesama naše pretkršćanske starine. Zagreb: IBIS GRAFIKA / Matica Hrvatska. pp. 9–45. ISBN 978-953-6927-49-4.
  4. ^ Leeming, David. From Olympus to Camelot: The World of European Mythology. New York, NY: Oxford University Press. 2003. p. 129.
  5. ^ Dixon-Kennedy, Mike (1998). Encyclopedia of Russian and Slavic Myth and Legend. Santa Barbara, California: ABC-CLIO. p. 317. ISBN 9781576070635.
  6. ^ Sherman, Josepha (2008). Storytelling: An Encyclopedia of Mythology and Folklore. Sharpe Reference. p. 420. ISBN 978-0-7656-8047-1
  7. ^ Jones, Prudence; Pennick, Nigel (1995). A History of Pagan Europe. Routledge. p. 187. ISBN 978-1-136-14172-0.
  8. ^ Dixon-Kennedy, Mike (1998). Encyclopedia of Russian and Slavic Myth and Legend. Santa Barbara, California: ABC-CLIO. p. 317. ISBN 9781576070635.
  9. ^ Leeming, David. From Olympus to Camelot: The World of European Mythology. New York, NY: Oxford University Press. 2003. pp. 129-130.
  10. ^ Katičić, Radoslav (2017). Naša stara vjera: Tragovima svetih pjesama naše pretkršćanske starine. Zagreb: IBIS GRAFIKA/Matica Hrvatska. p. 18 ff. ISBN 978-953-6927-98-2.

Wikimedia Commons has media related to Yarilo.

Bibliography[edit]

  • V. Belaj. «Hod kroz godinu: mitska pozadina hrvatskih narodnih običaja i vjerovanja» [Walk through year, mythical background of Croatian folk beliefs and customs], Golden Marketing, Zagreb 1998.

Солнце — источник света, освещающий жизненный путь миллиардам жителей планеты. Это явление всегда вызывало восхищение и было в почете у народа, тем более во время язычества. Славяне почитали солнце превыше других природных явлений, поэтому солнечным богам было выделено отдельное место в пантеоне.

Содержание

  • Происхождение имени и присущие ему качества
  • Образ
  • Атрибуты бога Ярила
  • Символы
  • Божества, связанные с Ярилой
  • Легенды и мифы о Боге Ярило
  • Кому покровительствует
  • Праздники в честь божества
  • Образ Ярила в культуре и творчестве

Происхождение имени и присущие ему качества

Во времена Древней Руси богами огня считали Ярила, Хорса, Семаргла и Перуна. Но только один из них имел способность отвечать за стихию весеннего солнца — это и был бог Ярило. Его имя с древнеарийского делится на две части: «яр» — сила, «ило» — энергетический источник для любой силы.

Именно Ярило действительно мог управлять стихией огня. Имя этого божественного существа имеет несколько значений, каждое из которых характеризует его жизнеутверждающие черты. Основные характеристики имени:

  • вечно сохраняющий свою молодость, мощный поток силы;
  • мощный свет, способный проникнуть в любую точку;
  • обновляющее начало;
  • юная, пылкая страсть, мощное плодородие;
  • неистовость и неукротимость.

Основной период основного могущества начинается со дня весеннего равноденствия и заканчивается днем летнего солнцестояния. В это время начинается полноценное природное пробуждение, в особенности после зимней спячки.

Ярило — это не только бог Огня, но и бог Солнца. Его также признают богом тепла, весны и любви, который способен соединить живые существа во имя продолжения существования на Земле.

Образ

В мифах бог Ярило представлялся древним Русичам молодым привлекательным мужчиной на мощном коне. Волосы светлого оттенка (иногда с рыжинкой), глаза светло-голубого цветка, очень ясные. А за могучими широкими плечами божественного существа скрывается плащ красного цвета.

Образ Бога Ярило

На картинах Ярило изображен на коне в виде солнца. Очень много девушек были влюблены в образ славянского юноши. При этом бог был готов ответить взаимностью каждой. Бог Ярило отвечает за деторождение и плодородие, кроме того ответственный он и за телесную любовь. По этой причине это божественное существо зачастую изображают с большим фаллосом, что символизирует плодородие и деторождение.

В древности Ярило ассоциировался у людей с неудержимой яростью, юношеской страстью, плотской любовью, а также пробуждением сил природы после зимней спячки.

Атрибуты бога Ярила

Люди считали Ярило источником человеческой радости и счастья. Этим и объясняется атрибутика божественного существа:

  • золотой щит (олицетворяет солнечную энергию);
  • стрелы (символ неистовой, страстной любви и солнечного света);
  • копье защитника (олицетворяет полное поражение мрака);
  • железо и золото (из этих материалов изготавливались в древности солярные обереги);
  • день седьмицы (им считается воскресенье);
  • тотемное животное — волк;
  • предметными атрибутами являются колос, венок, ветка с молоденькими побегами.

СПРАВКА! Кроме всех названных атрибутов, символами бога Ярила считались все солнечные явления и предметы такого оттенка.

Символы

Каждое славянское божество имеет несколько символов, они применяются во время изготовления талисманов и оберегов. С их помощью древние славяне надеялись получить благоволение и божественное дарование.

Коловрат

При правильном общении с этим символом человек обретает защиту от напасти и беды. Символику часто путают с фашисткой свастикой, однако на самом деле они ничего общего не имеют. Коловрат напоминает огненное колесо со спицами, которые вращаются по этому колесу. Образ ассоциируется с вечным жизненным вращением.

Символ коловрат
Солнечный символ коловрат

Символ отличается следующими понятиями:

  • необъятности Вселенной, постоянное вращение;
  • олицетворение победы добра над злом;
  • смена эпох в космосе.

Посолонь и Протитолосонь

Лучи символа Посолоня вращаются по направлению Солнца., символизирует жизненное возрождение. Символика обозначает также изобилие, защиту, чистоту мыслей, благие намерения и действия.

Противолосонь вращается в свою очередь в противоположную сторону. Символы обозначают следующее:

  • потусторонний мир, жизнь после смерти;
  • сверхъестественные навыки;
  • развитая интуиция.

Колард

Символ считается священным, который олицетворяет единую энергию огня. Благодаря этой энергии происходят цикличные обновления (как великие, так и малые). Олицетворяет очищение после объединения двух родов любящих сердец.

Символ Колард

Символ наносили на одежду молодоженам, чтобы их образы, мысли и дух объединились. Считалось, что нанесенный на одежду колард помогает влиять на генетику малыша, благодаря чему ребенок возьмет самое лучшее от мамы и папы.

Инглия и Звезда Инглии

Меч в звезде инглии

Олицетворяет образ божественного творчества. Изначально символ обозначал чистоту божественного существа, который сохраняет мир от полнейшего мрака о хаоса.

Символ направлен также на усиление мощи любого другого вещества.

Сваор-солнцеврат

Символ описывает движение человеческой души. Человек подобно божественному существу на коне поднимается в своем духовном сознании. Оберег нужен человеку для принятия важных решений и для устранения сложных проблем. Так же его называют Яровик.

Божества, связанные с Ярилой

Между Ярилом и Яровитом можно проследить мощную связь. Яровит у западных славян ассоциировался с мощным плодородием. Также Яровит связан с весенними грозами и вихрями. Имя Яровита переводится как «яростный вихрь».

Легенда гласит, что Яровит когда-то был отважным воином на земле, которые совершал ратные благородные подвиги. За них Яровит был вознесен на небо еще при жизни богом Сварогом.

Весенние действия Ярила схожи с действиями Яровита.

Похожие названия у древних славян имели имена Ярила и Руевита (в переводе обозначает «тот, который рвет льды»). У славян Руевит был богом победы, который ведет активную борьбу с мраком в конкретных точках Космоса.

Легенды и мифы о Боге Ярило

В славянской мифологии закрепились следующие мифы и легенды, связанные с богом Ярилом:

  • Появилось божественное существо от соединения Додолы и Велеса. Произошло это следующим образом. В далекие времена бог Велес возлюбил жену своего родного брата Перуна, звали ее Додоле (была они богиней грозы). Бог Велес не мог смириться с тем, что его возлюбленная предпочла его брата, поэтому превратился в ландыш. Именно этот цветок однажды и сорвала Додола. Богиня понюхала необычный цветок и резко уснула. После ее пробуждения как раз и появился на свет Ярило. Молодое божество стало олицетворением страсти и любви Велеса и необузданного характера Додолы.
  • Еще один миф связанный с зарождением жизни на планете. Когда-то давно Матушка Сыра Земля спала глубоким сном, была холодной и неподвижной. Ярило озарил ее солнечным светом, пожалел богиню и одарил ее любовью, а затем осыпал поцелуями. После такого Земля пробудилась от глубокого сна, а на местах поцелуев появились реки, моря и леса. Священный союз Ярила и Земли привел к рождению всех земных существ.
  • Другое поверье гласит, что Ярило одарил славянский народ хлебом. До этого никто еще не возделывал земные угодья и тем более не занимался выращиванием пшеницы. Происходило это по той причине, что простые люди боялись навредить матушке-земле. В один из прекрасных дней Ярило продемонстрировал людям хлебные лепешки, которые готовились только в божественном царстве. Ярило показал людям, как правильно возделывать почву и выращивать пшеницу. Земля очень любила Ярило, поэтому дала возможность людям получать свои дары.

Кому покровительствует

Считается, что Ярило покровительствует земным стадам и пастухам. Поэтому во время выпаски животных люди обращались к божественному существу за помощью и защитой.

В христианской вере Ярило превратился в Егора и Юрия. На праздник теплого Егора (отмечают его 6 мая) появляется уже мелкая зеленая трава. В этот период люди выгоняли свои стада на пастбища для обращения к божеству за помощью и покровительством.

Бог весеннего света также покровительствует домашним животным, воинам и земледельцам. раньше даже существовал праздник первой борозды. Славяне считали, что бог управляет бороздой пахаря, поэтому процесс сеяния превращался в целый масштабный праздник, который посвящали матушке-земле. Все действие происходило в красивых рубахах белого цвета в сопровождении молитв.

Также были домыслы, что Ярило покровительствует всем зверям, но в особенности — волку. Все, что есть в зубах у волка, было дарована богом весны.

Праздники в честь божества

Первый праздник в честь весеннего бога начинался как раз в день весеннего равноденствия. До 20 июня было много дней, в которые люди чествовали Ярила, проводили множество обрядов для получения благословения божества и его защиты. Взамен Ярило дарил людям богатый урожай и радостную жизнь.

В дни Ярила славяне устраивали масштабные пирования (с пирогами, яичнице и разнообразными сладостями), богатые ярмарки. Традиционно проводились кулачные бои. Их проведение объяснялось таким же непокладистым характером бога, его твердостью и необузданностью.

Начало посевной всегда отмечалось песнями, играми и хороводами. Изготавливались чучела, которые после всех обрядов сжигались, закапывались в землю либо пускались по воде.

Был еще один особенный праздник — Ярилин день (по-другому его называли Ярилками, Яриловыми гуляниями или Ярилиным загновеньем). Стоит отметить, что чествование этого божества не прекратилось даже после принятия христианства и продолжалось вплоть до 20 века. Сразу после празднования славяне приступали к работам в поле. Главной задачей любого праздника в честь Ярила было добиться плодородия земли.

В большинстве случаев во время празднования наряжали красивого юношу и проводили все обряды с ним. Но бывало, что наряд надевали на девушку. Объяснялось это тем, что народ желал подчеркнуть внешнюю красоту бога.

Образ Ярила в культуре и творчестве

Культура древнеславянского народа тесно связана с земледелием и другими сельскими работами. Все обряды проводились в строго цикличной последовательности. Весной и летом большинство народных гуляний были связаны с богом Ярилом. Народ верил, что богатый урожай зависит от правильного обращения с землей и божествами, покровительствующими ей. Чествование бога Ярило занимало одно из первых мест, начиная с праздников весны и заканчивая летними обрядами.

На каждом празднике, посвященный Ярилу, присутствовало много обращений и закликов, главная цель которых — заполучить поддержку божественного существа.

Существует много пословиц и поговорок, связанный с образом Ярилы. Стоит сказать, что образ божества отразился не только в фольклоре, но и в поэтическом творчестве. Также образ можно встретить всреди работ чеканщиков, архитекторов, граверов, скульптуров и резчиков. Причем такая популярность остается актуальной и среди современных творцов.

Предыдущая

БогиСварог славянский бог огня и справедливости: Мифология, символы, легенды о боге кузнеце

Следующая

БогиЧернобог: Славянский темный Бог, мифология, легенды, день божества

Ярило - бог солнца  Славянские боги-покровители

До принятия христианства славяне были язычниками. Это значит, что в их представлении человек и природа были тесно связаны между собой. Мир ими воспринимался как живое и мудрое существо, имеющее свою душу и живущее по определенным законам. Такое ощущение окружающего мира и способствовало возникновению мифов о богах и духах, управляющих жизнью человека.

Содержание

  • 1 Боги-покровители древних славян
  • 2 Боги солнца славян
  • 3 Ярило — бог солнца
  • 4 Как выглядит Ярило?
  • 5 Атрибуты бога
  • 6 Праздники Ярилы
  • 7 Мифы о Яриле

Боги-покровители древних славян

Все славянские языческие боги так или иначе выступали покровителями или какого-либо рода деятельности, или определенной социальной группы. Так, Велес считается покровителем животных и торговли, Перун — князей и воинов, Сварог — плодородия, богиня Лада — покровительница покоя и согласия, Жива — юности и любви, Макошь — судьбы и женского рукоделия и т. д. Связано это с тем, что каждое божество отвечало за определенное природное явление и сферу деятельности человека, а следовательно могло способствовать успеху или неудаче в нем.

Чтобы усилить связь со своим покровителем славяне изготавливали обереги с символикой божества и вырезали кумиров. А также посылали молитвы славянским богам.

Боги солнца славян

Ярило - бог солнца  Славянские боги-покровители

Славянский бог солнца имел четыре ипостаси сообразно с четырьмя временами года, а также циклами жизни человека:

  • зимнее солнце — Коляда, новорожденный ребенок;
  • весеннее солнце — Ярило, крепкий, полный жизни юноша;
  • летнее солнце — Купайла, зрелый крепкий мужчина;
  • осеннее солнце — Свентовит, мудрый увядающий старик.

В таком понимании устройства годичного цикла воплощается языческая идея о бесконечности цикла рождения и смерти. Так, умирает старик — Свентовит — перед Зимним солнцестоянием, а на следующее утро появляется новорожденный Коляда.

Ярило — бог солнца

Ярило - бог солнца  Славянские боги-покровители

Ярило — это славянский бог весеннего солнца, юношеской силы, страсти, необузданной жажды жизни. Отличается этот бог чистотой, искренностью и неистовостью. Ярило пускал на землю солнечные лучи, которые в некоторых случаях трактуются как любовные стрелы. Славяне представляли бога как живительную силу весеннего солнца, которое наполняет землю жизнью и радостью после долгой зимы, пробуждает от зимней спячки.

Славянский бог Ярило считается покровителем людей с добрыми, чистыми, светлыми и сердечными мыслями. К нему обращались за помощью в зачатии детей. Отвечал он также за плодородие и считался воплощением ярости в самом возвышенном понимании.

Ярило могли называть Ярила, Яровит и Руевит.

Как выглядит Ярило?

Ярило, бог солнца, представлялся молодым привлекательным юношей. Волосы его были светлые или рыжеватые, глаза — светло-голубые, ясные, за широкими могучими плечами развевался красный плащ. Восседал Ярило на огненном коне-солнце. Многих девушек влюбил в себя прекрасный юноша. И каждой готов бог ответить взаимностью. Являясь богом плодородия и деторождения, Ярило выступает и как божество телесной любви мужчины и женщины. Этим объясняется то, что куклу Ярилы часто мастерили с большим фаллосом, являющимся древнейшим символом плодородия.

Атрибуты бога

Ярило — бог солнца — был наделен такими атрибутами, как стрела, копье, золотой щит или круг, олицетворяющий солнце. Камнем бога считается янтарь, металлом — золото и железо, а днем — воскресенье. Также все солярные символы могут быть отождествлены с Ярилой.

Праздники Ярилы

Ярило - бог солнца  Славянские боги-покровители

Почитался Ярило, бог солнца, начиная с 21 марта, дня весеннего равноденствия, который также совпадал с языческим праздником Масленицей. С этого дня начиналось время весеннего бога солнца. И продолжалось оно до 21-22 июня, когда наступал момент самого длинного дня и самой короткой ночи в году.

Еще один день Ярилы — 15 апреля. Для бога на празднике выбирали невесту — самую прекрасную девушку в поселении. Называли ее Ярилихой или Ярилой. Избранницу Ярилы наряжали, сажали на коня белой масти, на голову надевали венок из весенних цветов, в левую руку девушка брала колосья, а в правую — изображение отрубленной человеческой головы — символ смерти. Коня с невестой водили по полям — считалось, что этот обряд способствует плодородию. У этого обряда есть еще один вариант, когда девушку, изображающую Ярилу, привязывают к дереву, а затем водят вокруг нее хороводы с ритуальными песнями.

Ближе к середине лета Ярилу вновь чествовали. В это время юноши и девушки собирались на «ярилиной плешке» — определенном месте за пределами селения. Весь день народ гулял, пел, угощался, танцевал. На этом празднике чествовали юношу (Ярилу) и девушку (Ярилиху), наряженных в белые одежды и украшенных лентами и бубенцами.

Как только наступала ночь, зажигались костры, именуемые «ярилиными огнями». Часто праздник заканчивался символическими похоронами жениха и невесты — чучела из соломы в глиняных масках бросали в воду или оставляли на полях. Таким образом люди словно говорили, что пора бы и заканчивать веселиться, настало время работать.

Мифы о Яриле

Ярило — это воплощение молодости и жизни, поэтому нередко в мифах он выступает в роли влюбленного. Более того, по некоторым признакам становится ясно, что бог влюблен одновременно во всех женщин на земле и даже саму Землю.

Ярило - бог солнца  Славянские боги-покровители

Основным мифом о Яриле является повествование о сотворении жизни. Существует такой его вариант. Долгое время Матушка-Земля спала беспробудным сном, но вот как-то появился Ярило и стал ее будить своими ласками и страстными поцелуями. Поцелуи были горячи как солнечный свет, и Земля, согретая ими, пробудилась. А на месте поцелуев появились поля, леса, луга. Солнечный бог продолжал целовать Землю. И на ней появились озера, реки, моря, океаны. Земля разгорячилась от ласк Ярилы и породила насекомых, рыб, птиц и животных. Последним появился на свет человек.

Так звучит один из вариантов языческого мифа о сотворении мира и появлении жизни.

Ярило – Бог весеннего солнца у славян, символ плодородия. Светлый воин и умелый земледелец пробуждает природу от зимней спячки, благословляет землю на богатый урожай, оберегает домашний скот от напасти.

Содержание

  • Как выглядит Ярило?
  • Бог Ярило: атрибуты
  • Кто такой Ярило в славянской мифологии
  • Бог Солнца Ярило – кому покровительствует?
  • День Ярилы – праздничные дни по славянскому календарю
  • Интересные факты о Славянском Боге Яриле
  • Видео: Славянский Бог Солнца — Ярило

Яркий образ божества зарождает новую жизнь, дает силу и живительную энергию. Где Ярило пройдет — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь”Имя Ярило выбрано неслучайно. Слог «яр» означает весну, плодородие, силу. Прилагательное «ярый» — означает светлый, страстный, жаркий, что идеально подходит под описание солнца. Другое значение «ярый» звучит как грозный, возбужденный, могучий. Ярило выступает защитником славянской земли.

Как выглядит Ярило?

  • Описание внешности Ярилы встречается как в мужской, так и в женской ипостаси. Он молод и красив, полон сил и огня. В образе Ярилы, сидящем на белом коне, переплетаются сила, молодость, горячий нрав и страсть.
  • Белый цвет одежд подчеркивает чистоту и совершенство Ярила, босые ноги указывают на особое отношение к земле. Ландыши и подснежники, собранные в венок, олицетворяют пробуждение весенней природы, разбавляют мужскую силу нежностью.

Описание и характеристика

Описание и характеристика
  • Как выглядит Бог Ярило воплощенный женским весенним образом? Персонаж представлен в белых одеждах с цветочной композицией в волосах. Для этого образа используют полевые цветы, подчеркивая свободолюбие юноши и необъятные просторы земли.
  • Ярило зарождает новую жизнь, выступая покровителем любви и плодородия. В его левой руке букет из ржаных колосьев. В правой руке изображено чучело головы человека, подчеркивающего тесную связь между Богом и людьми.
  • Его ноги ничем не укрыты и каждый шаг по земле дает начало новому цветку или колоску. Солнечное божество сулит богатый урожай.

Бог Ярило: атрибуты

Ярило Славянский изображается с различными атрибутами. Одни предметы подчеркивают его богатырскую силу, другие олицетворяют солнечный свет и плодородную землю.

  • Золотой щит и копья символизируют солнце и солнечные лучи.
  • Стрелы Ярила можно расценить как стрелы чувственной любви.
  • Шлем из червонного золота подчеркивает жаркое солнце и смену холодного периода на теплый.
  • Животные вокруг Ярилы и духи природы показывают, что все вокруг подчиняются и поклоняются Богу Солнца.
  • Для Ярилы символичны железо, янтарь, цифра 5, правильная пятиконечная звезда.
  • Мужская сила Бога Солнца подкреплена рунной Уд.

Атрибуты

Атрибуты

Оберег Ярилы представляет собой своеобразный символ Яровик. Принято считать, что он обладает целительной силой, помогает сохранить здоровье, восстановить энергию и силу.

Кто такой Ярило в славянской мифологии

  • Славянский миф о Яриле Солнце рассказывает, как Сырая Земля ожила под его жарким взглядом. Ярило пронзил холод и мрак солнечными стрелами и засветило красное солнышко. Земля прогрелась и стала просыпаться от спячки, заиграла зелеными красками. Ярило влюбился в прекрасную Землю и попросил взаимности. В знак благодарности Бог Солнца зародил новые жизни – злаки и цветы, поляны и леса, реки и моря. С появлением человека Ярило направил к нему солнечную стрелу и зародил в нем мудрость и славу.
  • Миф о Боге плодородия. Согласно мифу, славянский народ ранее не умел выращивать хлеб и заниматься земледелием. Земля для народа считалась неприкосновенной. Ярило отведал в другой стране хлебные лепешки и научился сам их печь. Полученные знания Бог Солнца поведал славянам. Научил бороздить землю, сеять зерна и собирать урожай. Благодаря этому Ярило стал Богом плодородия.
  • Миф о Боге Страсти. Ярило стал Богом страсти благодаря сильным чувствам своего отца. Велес полюбил Диву Додолу, но она вступила в союз с Перуном Громовиком. Тогда Велес пошел на хитрость – превратился в ароматный ландыш и Додола не удержалась перед цветком. Вдохнув аромат, она уснула, а после ее пробуждения появился Бог славян Ярило.
  • Легенда о любвеобильности Ярилы. Богиня утренней зари Леля полюбила Бога Солнца и первой рассказала о своих чувствах. Ярило смог ответить ей взаимностью, но не смог утаить, что одновременно любит всех женщин на свете.

Солярные символы

Солярные символы

Бог Солнца Ярило – кому покровительствует?

  • Бог Ярило считается покровителем пылающих страстных отношений, взаимной чувственной любви, символом неудержимой силы.
  • Ярило появился на свет в результате союза Бога трех миров Велеса и Богини грозы Додолы. Считалось что самые сильные качества достались Богу солнца от родителей.
  • Бог Солнца Ярило выступает покровителем первых чувств к противоположному полу. Он стал плодом запретной страсти своего отца. Именно поэтому он помогал распалить костер в сердце и наполнить отношения страстью. Девушки и юноши свято верили в силу Ярилы и обращали к нему молитвы с просьбами обрести свою вторую половину и счастье.
  • Другая важная миссия Ярилы – покровительство нам домашними животными. У него просили защиты от болезней и хищных животных. В мифологии упоминается что Бог Солнца имел власть над волками и любым страшным зверем. Мог усмирить любого своим ярым взглядом.

Покровитель влюбленных и домашних животных

Покровитель влюбленных и домашних животных

День Ярилы – праздничные дни по славянскому календарю

  • Праздник Ярила всегда ждали с нетерпением. Традиционно проводились массовые гуляния. С мартовского празднования начинался новый сезон полевых работ. Ярило выступал символом нового плодородного года.
  • Неделя Ярилы обладала особой силой для любовных приворотов. В Ярилов день считалось символичным нарядить юношу, посадить его на белого коня и провести через цветущее поле вокруг владений поселения. Вслед за ним следовали славянские девушки с венками в волосах.
  • Сопровождение Ярилы считали проводами весны.  По другой версии на коня садили возлюбленную юноши и объезжали поля, принадлежавшие общине.

В день ярила

В день Ярила
  • Молодые люди считали Ярилу символом любви и рождения. Празднование сопровождалось распущенным поведением, шутками и играми эротического характера. В качестве подношений в день Ярилы готовили блины, пироги, зерно, яйца, пиво и др. Круглая форма блюд считалась символичной.
  • Славянские ритуалы всячески подчеркивали почитание Ярилы. Иногда его образ изображали в обнаженном виде с плешивыми волосами. Ярилов день — праздник был поводом для игрищ, при этом большое значение отводилось морали и душевной чистоте.
  • Ярило Бог солнца прославлялся 21-22 марта. В день весеннего равноденствия провожают зиму и встречают весну. В Ярилин день впервые выгоняли скот на пастбище. На 23 апреля приходится второй праздник Ярило Вешний. В этот день Ярило Славянский оплодотворяет землю.
  • Третий праздник, посвященный Яриле, отмечается в середине лета перед Петровым постом. 3 июня прощаются с весной и встречают лето. В этот день народные гуляния принято проводить вокруг костров – Ярилиных. Маленьких детей усаживали вокруг огнища и рассказывали о силе языческих Богов.

Интересные факты о Славянском Боге Яриле

  • Славяне носили нательные обереги в форме солнечного креста. Знак считался символом Ярилы и был источником дополнительной силы.

Символ ярило

Символ Ярило
  • Бог Ярило стал частью названий славянских поселений. В России и Белоруссии есть места с его именем – Ярилова долина, Ярилина гора, Ярилово поле, Ярилова роща и т. д.
  • В конце 20 века астрономами открыт новый астероид и названо небесное тело Ярило.
  • В русских сказках Ярилу называют Царь-огонь. В летописи встречаются имена Ярила, Яромир.

Бог Ярило указывает людям путь к внутренней свободе. Согласно мифологии, задача Бога Солнца научить людей жить в радости и счастье, быть одним целым с внешним миром. Ярило излучает для нас солнечный свет, а мы способны излучать свою энергетику и освещать все вокруг.

Советуем вам прочесть интересные статьи:

  • Славянские обереги для детей
  • Славянские руны
  • Наузы — славянская магия
  • Знания славян и тайный смысл обрядов

Видео: Славянский Бог Солнца — Ярило

Ярило — это славянский бог весеннего солнца, юношеской силы, страсти, необузданной жажды жизни. Отличается этот бог чистотой, искренностью и неистовостью. Ярило пускал на землю солнечные лучи, которые в некоторых случаях трактуются как любовные стрелы. Славяне представляли бога как живительную силу весеннего солнца, которое наполняет землю жизнью и радостью после долгой зимы, пробуждает от зимней спячки.

бог Ярило

Славянский бог Ярило считается покровителем людей с добрыми, чистыми, светлыми и сердечными мыслями. К нему обращались за помощью в зачатии детей. Отвечал он также за плодородие и считался воплощением ярости в самом возвышенном понимании. Ярило могли называть Ярила, Яровит и Руевит.

Ярило, бог солнца, представлялся молодым привлекательным юношей. Волосы его были светлые или рыжеватые, глаза – светло-голубые, ясные, за широкими могучими плечами развевался красный плащ. Восседал Ярило на огненном коне-солнце. Многих девушек влюбил в себя прекрасный юноша. И каждой готов бог ответить взаимностью. Являясь богом плодородия и деторождения, Ярило выступает и как божество телесной любви мужчины и женщины. Этим объясняется то, что куклу Ярилы часто мастерили с большим фаллосом, являющимся древнейшим символом плодородия.

Ярило — бог солнца — был наделен такими атрибутами, как стрела, копье, золотой щит или круг, олицетворяющий солнце. Камнем бога считается янтарь, металлом – золото и железо, а днем — воскресенье. Также все солярные символы могут быть отождествлены с Ярилой.

Почитался Ярило, бог солнца, начиная с 21 марта, дня весеннего равноденствия, который также совпадал с языческим праздником Масленицей. С этого дня начиналось время весеннего бога солнца. И продолжалось оно до 21-22 июня, когда наступал момент самого длинного дня и самой короткой ночи в году. Еще один день Ярилы – 15 апреля. Для бога на празднике выбирали невесту – самую прекрасную девушку в поселении. Называли ее Ярилихой или Ярилой. Избранницу Ярилы наряжали, сажали на коня белой масти, на голову надевали венок из весенних цветов, в левую руку девушка брала колосья, а в правую — изображение отрубленной человеческой головы – символ смерти.

Коня с невестой водили по полям – считалось, что этот обряд способствует плодородию. У этого обряда есть еще один вариант, когда девушку, изображающую Ярилу, привязывают к дереву, а затем водят вокруг нее хороводы с ритуальными песнями. Ближе к середине лета Ярилу вновь чествовали. В это время юноши и девушки собирались на «ярилиной плешке» — определенном месте за пределами селения. Весь день народ гулял, пел, угощался, танцевал.

На этом празднике чествовали юношу (Ярилу) и девушку (Ярилиху), наряженных в белые одежды и украшенных лентами и бубенцами. Как только наступала ночь, зажигались костры, именуемые «ярилиными огнями». Часто праздник заканчивался символическими похоронами жениха и невесты – чучела из соломы в глиняных масках бросали в воду или оставляли на полях. Таким образом люди словно говорили, что пора бы и заканчивать веселиться, настало время работать.

источник

2150

Славяне почитали солнце превыше других природных явлений, поэтому солнечным богам было выделено отдельное место в пантеоне. Ярило – покровитель весеннего солнца, наши предки верили, что он выходит на небо после того, как отступает зима, со дня Весеннего Солнцестояния.

Содержание:

  • 1 Славянское языческое божество Яромир
  • 2 Как выглядит: описание и картинки и чему покровительствует?
  • 3 Легенды и мифы
  • 4 Символы
  • 5 Атрибуты
  • 6 Праздники древних славян в честь божества
  • 7 Образ в культуре и творчестве
  • 8 Видео по теме

Славянское языческое божество Яромир

Ярило (другие имена Ярила, Яромир) вступал в свои права после того, как зимняя богиня Мара отпускала солнце из своей власти. Его основными чертами считались буйная страсть, чистота и невинность.

Солнечного бога Ярило славяне почитали в первую очередь как вестника весеннего возрождения, когда он занимал свое место на небосклоне, солнце с каждым днем становилось все теплее, дни длиннее, появлялась зелень и первые побеги – природа просыпалась от долгого зимнего сна.

Википедия указывает, что о происхождении имени бога Ярило существует несколько версий.

  • Согласно одной из них, имя солнечного божества происходит из арийских источников, от корня ar и переводится с санскрита как «движение вверх». При этом некоторые ученые, придерживающиеся санскритской версии происхождения этого имени, считают, что оно произошло от другого слова – arvan, что значит «конь».
  • По другой гипотезе, это имя относили к славянскому корню «яр», в котором заключалось значение «стремительность», «сила», «восходящее солнце». Также корни имени Ярилы связывают с другим славянским словом «яра» — весна. Это понятие стало родственным для таких слов, как «яровой», «ярый», «ярица», которые также ассоциируются с весенними явлениями.

Важно: образ Ярилы в первую очередь восходит к символическому восприятию возрождения – как божество, ежегодно воскресающее после длительного зимнего застоя, что является неотъемлемой частью почитания Круга Года и цикличности природных явлений у языческих народов.

Как выглядит: описание и картинки и чему покровительствует?

Ярило часто изображали на чеканках и лубочных картинках, где он предстает как молодой юноша, восседающий на белом коне, одетый в одежды белого цвета. На его голове красовался венок из весенних цветов, в руках солнечный бог держал пшеничные колоски. Волосы Ярилы были длинными и золотистыми.

Бог Ярило считается покровителем буйной страсти, любви и сильных чувств. Это качество досталось ему от матери Додолы, богини грозы. Ярилу почитали юные парни и девушки, ему молились для того, чтобы обрести любовь и счастье, он считался покровителем первой чистой влюбленности и юношеской страсти. Также бог солнца отвечал за плодородие и деторождение.

Еще одна ипостась Ярилы – пастух, поэтому славяне верили, что он помогает оберегать домашний скот от болезней и нападения хищников. От своего отца Велеса бог солнца получил власть над волками и, по поверью, мог усмирить страшного лесного зверя.

Ниже представлены изображения божества:

Легенды и мифы

  1. По легенде, бог Ярило родился от Велеса и Додолы. Произошло это так. В незапамятные времена бог Велес воспылал запретной страстью к жене своего брата Перуна – богине грозы Додоле. Он не мог смириться, что прекрасная богиня предпочла ему громовержца и превратился в прекрасный ландыш, который и заметила однажды Додола.

    Она понюхала цветок и уснула, а когда проснулась, то на свет появился Ярило, ставший воплощением яркой и сильной любви своего отца Велеса и страстного, необузданного характера матери Додолы.

  2. Еще один миф рассказывает о том, как зародилась жизнь на земле. Давным-давно Мать Сыра Земля спала беспробудным сном, была недвижима и холодна. Ярило озарил ее своим светом, пожалел и воспылал любовью, после чего начал осыпать поцелуями. Земля пробудилась ото сна, а на местах, где ее коснулись губы страстного бога, появились моря, леса и реки.

    От священного союза Земли и Солнечного Бога родились все живые существа, растения, звери, птицы, а затем и все люди на свете.

  3. По одному из поверий древних славян, именно Ярило подарил людям хлеб. Раньше никто не возделывал землю и не выращивал пшеницу, поскольку крестьяне очень боялись навредить Матери Сырой Земле и причинить ей боль, от этого никогда не вскапывали почву. И однажды Ярило показал людям прекрасные лепешки из муки, которые раньше пробовали боги в своем небесном царстве и показал, как возделывать поля и выращивать пшеницу.

    А сама Земля, которая беззаветно любила юного солнечного бога, питавшего ее теплом и силой, благосклонно позволила людям добывать хлеб – ценнейший плодородный дар. С тех самых времен Ярилу считают богом-покровителем плодородия и молят о богатом урожае.

Символы

К символам Ярилы относится большинство солярных (солнечных) знаков, используемых в обережных орнаментах древних славян. Их традиционно изображали на амулетах, вплетали в вышитые орнаменты и чеканили на посуде и украшениях. К ним относятся:

  • Яровик;
  • Коловрат;
  • Руна Уд.

Рассмотрим детально:

  1. Яровик – знак, представляющий собой четырехсторонний диагональный крест с симметрично загнутыми по концам линиями, что роднит его с другими символами солнца. Чаще всего Яровик можно было увидеть в хлевах, на притолоках и косяках, на дверях, крышах, в амбарах и на ставнях.

    Его старались нанести в первую очередь в тех местах, куда не попадал солнечный свет, чтобы принести в эти места силу и защиту бога Ярило.

    При себе носят этот талисман те, кто желает наполнить свою жизнь чем-то новым или восстановиться после сложного жизненного периода. Помогает такой знак и в развитии творческого потенциала. У наших предков Яровик считался амулетом, защищающим от воров и недоброжелателей, он сохранял дом и хозяйство в целости и сохранности.

  2. Коловрат – универсальный символ солнца, он ассоциировался не только с Ярилой, но и с другими солярными богами славянского пантеона. Этот символ можно считать визуальным воплощением самого солнечного диска. Это восьмиконечный символ, имеющий очень древние корни. Он символизирует движение солнца по небу в течение года и ассоциируется со круговоротом всего живого.

    Исконный смысл использования такого оберега – получение божественной защиты и напоминание о том, что боги присматривают за людьми.

  3. Третий символ, который принадлежит богу Ярило – это руна Уд, одиннадцатая по счету руна славянского ряда. Она символизирует собой мужское начало, творческую энергию. Эта руна считалась символом плотской любви, которой также покровительствовал бог молодого весеннего солнца. Ее использовали в магических обрядах те, кто мечтал обрести любовь, страсть и найти вторую половинку.

    В качестве личного оберега такая руна могла использоваться как мужчинами, так и женщинами для раскрытия творческого потенциала, созидательной силы и поиска смысла в жизни.

Атрибуты

На некоторых изображениях можно увидеть бога Ярило держащим в руках копья, стрелы (символы солнечных лучей) и щит золотого цвета. Также ему сопутствуют следующие атрибуты:

  1. В качестве священного камня Ярилы считался янтарь, а также другие минералы красных и оранжевых оттенков.
  2. Из металлов бог солнца любил железо и золото.
  3. Яриле посвящали седьмой день недели, воскресенье.
  4. Число, посвященное солнечному богу – 5 (отсюда, кстати, происходит еще один символ, который, предположительно может относиться к Яриле – пятиконечная звезда).
  5. Из животных Ярило покровительствовал зайцу и волку.

В качестве подношения (требы) богу весеннего солнца жертвовали:

  • мед;
  • хлеб;
  • блины;
  • кашу;
  • яйца.

Интересно: на некоторых празднествах Яриле сопутствовал достаточно необычный символ – череп или отрубленная голова. Ее давали в руки девушкам, чествовавшим солнечного бога. Этот знак символизировал победу над зимним холодом и смертью.

Праздники древних славян в честь божества

Бога солнца Ярило чествовали трижды в год.

  1. Одно из главных празднеств выпадало на день Весеннего Равноденствия. В этот день Ярилу почитали наравне с другими богами, отвечающими за тепло, плодородие и возрождение. Традиционно сжигали чучело, изображавшее Морену-Зиму.

    В некоторых областях существовал необычный обряд, когда во время праздников куклу, изображавшую Ярило, укладывали в гроб, проносили по деревне и устраивали ей символические «похороны». В этом ритуале заключался символизм умирающего и возрождающегося заново божества.

  2. Главный праздник бога Ярило приходился на середину весны – 15 апреля. В этот день выбирали самую красивую девушку в деревне, наряжали в белые одежды, а на голову надевали венок из полевых цветов. Эту девушку (прозванную Ярилихой) сажали на белого коня и проводили по полям, чтобы земля была плодородной.
  3. Отдельно праздновали еще один день, посвященный богу Ярило, в середине лета. Парни и девушки уходили за окраину деревни, жгли костры, водили хороводы и веселились. В этот день прощались с беззаботной весной и отмечали начало полевых работ.

Образ в культуре и творчестве

За последние несколько столетий можно наблюдать живой интерес к образу языческого солнечного бога – можно отметить, что он стал достаточно сильно романтизироваться и слегка видоизменился. Так, есть упоминания Ярило в творчестве поэтов XIX века, к примеру, стихи о нем есть у Петра Бутурлина. Солнечный бог упоминается в советском фильме 1971 года «Весенняя сказка».

Бога Ярило можно считать одной из центральных фигур славянского пантеона. Память о нем жива до сих пор, он является одним из наиболее известных богов, которым молились наши предки. В образе этого божества сосредоточилось страстное желание распрощаться с зимним холодом и проникнуться духом возрождения природы от долгого сна.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть полезное видео, рассказывающее о боге Ярило:

  • Рассказ о боге тоте по истории
  • Рассказ о вкусе 4 класс
  • Рассказ о боге солнца амон ра в небесной ладье
  • Рассказ о витусе беринге
  • Рассказ о боге осирисе