Рассказ о братьях кирсановых

В 1861 году Иван Сергеевич Тургенев написал роман «Отцы и дети», в котором людям либеральных взглядов противопоставил главного героя романа — нигилиста Евгения Базарова. Главными представителями дворян-либералов в романе являются братья Кирсановы: Павел Петрович и Николай Петрович.

Происхождение, воспитание, образование

Дворяне Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы были сыновьями боевого генерала 1812 года, службу он постоянно нёс в провинции, и сыновья его родились на юге России. Мать их «принадлежала к числу „матушек-командирш“ <…> допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла». До 14-летнего возраста братьев воспитывали дешёвые гувернёры, адъютанты и прочие штабные и полковые личности.

Затем старшего сына, Павла, генерал отдал в пажеский корпус, и, когда пришло время, юноша был произведён в офицеры и стал служить в гвардии.

Николай, как и его брат, должен был стать военным, но он сломал ногу и на всю жизнь остался хромым. Когда ему исполнилось 18 лет, отец отвёз его в Петербург и определил в университет. Закончив учиться, Николай «вышел из университета кандидатом».

Портрет: внешность, манера поведения, характеристика речи

Павлу Петровичу на вид лет 45. С детства он отличался замечательной красотой, и сейчас правильные черты его лица являли следы этой красоты. Особенно красивы были «светлые, чёрные, продолговатые глаза». Павел Петрович среднего роста, его седые коротко остриженные волосы отливали тёмным блеском. Весь облик этого человека был породистый, изящный и сохранил юношескую стройность и стремление вверх. У него безукоризненные аристократические манеры, одевался он прекрасно, в английском вкусе. Голос Павла Петровича приятный, с братом и племянником старший Кирсанов говорит мягко, а с Базаровым ведёт споры с подчёркнутой вежливостью и непримиримостью.

Его младший брат, Николай Петрович, не похож на него внешне. Несмотря на то, что ему 44 года, он уже немного сгорблен. Николай Петрович — пухленький, прихрамывающий барин с мелкими, приятными, несколько грустными чертами лица, с небольшими чёрными глазами и мягкими жидкими седыми волосами. Он обращается с людьми вежливо, деликатно, не любит конфликтовать. Николай Петрович немногословен, внимательно и с интересом слушает собеседников.

Семейное положение, отношение к семье

Николай Петрович был женат на дочери чиновника Преполовенского Марии, у них родился сын Аркадий. В браке Николай Петрович был счастлив, но через 10 лет его жена скончалась. Он долго был вдовцом, затем влюбился в молоденькую девушку Фенечку, у них родился сын Митя. В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке, несмотря на социальное неравенство. Своих сыновей он очень любит.

Павел Петрович, в отличие от брата, никогда не был женат. После пережитой любовной трагедии он утратил всякую надежду на личное счастье и поселился в имении брата. К Николаю Петровичу и Аркадию Павел Петрович испытывает самые тёплые чувства. Хорошо он относится и к Фенечке и её сыну Мите. Павел Петрович высоко ценит семейную честь и готов её защищать.

Между братьями царит взаимопонимание и уважение друг к другу.

Характер

По качествам характера братья Кирсановы отличаются друг от друга. Павел Петрович — гордый, самолюбивый человек. Он силён духом, но опустошён, ничем не увлекается. Несмотря на то, что Павел Петрович очень любил княгиню Р., он не был романтиком, «не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа» (глава XI).

Николай Петрович, в отличие от брата, любил мечтать, был в душе романтиком. По натуре это спокойный, уравновешенный человек. Брат даже упрекал Николая Петровича в том, что он «чересчур благодушен и скромен» по отношению к дерзкому и самонадеянному Базарову.

Общие черты характера братьев — это доброта и честность.

Род занятий, образ жизни

Своё имение помещик Николай Петрович Кирсанов преобразовал в ферму после того, как размежевался с крестьянами. Он старательно, но не очень успешно постигает сельскохозяйственную науку. В свободное время читает и играет на виолончели.

Павел Петрович в имении ничем не занимается, но, когда дела по хозяйству идут плохо, помогает брату деньгами. Он выезжает из имения только на местные выборы. Павел Петрович — англоман, книги читает, в основном, на английском языке.

Отношение к нигилистическим взглядам Базарова и Аркадия

Когда Аркадий приехал после окончания университета домой, его дядя заметил, что он стал развязнее, а отец почувствовал «своё разъединение с сыном».

Павел Петрович и Николай Петрович поняли, что Аркадий попал под влияние Базарова и стал разделять его нигилистические взгляды. Николай Петрович не мог согласиться с отношением сына и его друга к поэзии, искусству, природе, но чувствовал, что преимущество молодого поколения в том, что в них меньше следов барства, чем у него с братом.

Павел Петрович спорил с Базаровым по очень многим вопросам, особенно его задело пренебрежительное отношение этого молодого человека к аристократизму. У некоторых литературных критиков есть мнение, что Павел Петрович бросается защищать «принципы», которые отрицает Базаров, не потому, что они ему так дороги, а потому, что Базаров относится к нему без уважения и презирает за безделье и аристократические манеры.

Сравнительная характеристика братьев Кирсановых (таблица)

Параметры сравнения Николай Петрович Кирсанов Павел Петрович Кирсанов
Происхождение, воспитание Родились в семье дворянина, боевого генерала 1812 года. До 14 лет их воспитанием занимались гувернёры и адъютанты отца.
Образование Окончил Петербургский университет. Получил военное образование в пажеском корпусе.
Возраст, внешность Ему 44 года. Он немного сгорблен. Черты лица мелкие и приятные, немного грустные. Выглядит лет на 45, строен, красив, ухожен, прекрасно одевается.
Речь Немногословен, говорит деликатно, вежливо. Говорит с родными мягко, а с Базаровым спорит с непримиримостью, но подчёркнуто вежливо.
Семейное положение Был счастлив в браке. После смерти жены был вдовцом более 10 лет. В конце романа женится на Фенечке, которая родила ему сына Митю вне брака. Старший сын Аркадий после учёбы стал жить в имении отца. Холостяк. Пережив трагическую любовь к княгине Р., он утратил надежду на счастье и стал жить в семье брата. После женитьбы брата на Фенечке уехал в Дрезден.
Отношение к семье Очень любил первую жену, Марию, в честь неё дал имению название Марьино. Любит и Фенечку, несмотря на социальное неравенство женится на ней в конце романа. Очень любит своих сыновей. С братом у него тёплые, уважительные отношения, они понимают друг друга. К Аркадию, Фенечке и Мите он тоже испытывает симпатию. Высоко ценит семейную честь, готов её защищать.
Общие качества характера Оба брата — честные, благородные и добрые люди.
Черты характера Мечтательность, романтичность, уравновешенность, скромность. Гордость, самолюбие, верность своим принципам.
Образ жизни, род занятий Поселившись в деревне, со временем он своё имение преобразовал в ферму, стал агрономом, старательным, но не очень умелым. На досуге читает, в основном, поэтические произведения, любит играть на виолончели. В имении ведёт праздную жизнь, но, когда у брата плохо идут дела, выручает его деньгами. Свою жизнь в деревне устроил «на английский вкус», с соседями почти не общался, ездил только на местные выборы.
Отношение к нигилизму Не приемлет утверждения Базарова о бессмысленности и ненужности поэзии, искусства, романтических чувств. Очень отрицательно относится к нигилизму, считает, что принципы очень важны.
Вывод Между братьями Кирсановыми царит взаимопонимание, уважение, любовь. Несмотря на различие их натур, у них есть важные общие качества — доброта и честность. Оба они не приемлют нигилистических взглядов Базарова.

Вывод

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы олицетворяют собой отживающее поколение либералов. Эти «люди 40-х годов» не приемлют новых радикальных нигилистических взглядов, которые распространялись среди молодёжи в конце 50-х – начале 60-х годов 19 века. Сравнительная характеристика братьев Кирсановых показывает два типа либералов. Если Павел Петрович испытывает бессильную злобу против нигилиста Базарова, то Николай Петрович смиряется со своей участью «отставного человека».

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Братья Кирсановы, Павел Петрович и Николай Петрович, в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1861 г.) противопоставлены главному герою Евгению Базарову, нигилисту по своим взглядам. Рассматривая взаимоотношения Базарова и братьев Кирсановых, можно лучше представить накал той борьбы между демократами и либералами, которая происходила в русском обществе во 2-й половине 19 века. В сравнительной характеристике братьев Кирсановых представлены два типа либералов того времени.

Происхождение, воспитание, образование

Эти герои принадлежат к дворянскому сословию. Павел Петрович — старший брат Николая Петровича. Отец Кирсановых был генерал, воевавший в Отечественную войну 1812 года против французов. Мать братьев Кирсановых звали в девичестве Agathe, а когда она стала генеральшей — Агафоклея Кузьминишна.

Воспитывались сыновья генерала Петра Кирсанова до 14-летнего возраста дешёвыми гувернёрами. Отец отдал старшего сына в пажеский корпус, а затем Павел стал гвардейским офицером.

Младшего сына, Николая, генерал определил в Петербургский университет, так как он, сломав ногу, остался хромым и не мог служить военным. Закончив учёбу, младший генеральский сын стал кандидатом.

Описание внешности, манеры поведения, речи

Портретная характеристика братьев Кирсановых многое говорит об их характере.

У Павла Петровича черты лица правильные, видно было, что в молодости он был очень красив. Сейчас, в пожилом возрасте, этот герой сохранил в своей фигуре «юношескую стройность» и «стремление вверх». Манеры у него были изящные, аристократические. Со своими родными он говорит очень мягко, а с ненавистным ему Базаровым спорит непримиримо, но с подчёркнутой вежливостью.

У его младшего брата черты лица мелкие, приятные и немного грустные. Он уже немного горбится. В общении Николай Петрович деликатен, вежлив, не любит спорить. Он немногословен, любит больше слушать, чем говорить.

История жизни братьев Кирсановых

Любовь в жизни этих героев сыграла значительную роль. Павел Петрович ради любимой женщины, княгини Р., бросил службу, несмотря на то что его ожидала блестящая военная карьера. Он отправился вслед за ней за границу и провёл там 4 года, то гоняясь за охладевшей к нему княгиней, «то с намерением теряя её из виду». Образ этой странной женщины «слишком глубоко внедрился в его душу», но так как она избегала Павла Петровича, ему пришлось вернуться в Россию. Через 10 лет он узнал о смерти княгини Р. Вскоре Павел Петрович поселился в деревне Марьино, где жил его брат. Отношения братьев Кирсановых друг к другу всегда были хорошими, жили они дружно, но после женитьбы Николая Петровича на Фенечке Павел Петрович уехал за границу и поселился в Дрездене.

Биография младшего брата была тоже трагической, так как после 10 лет счастливой семейной жизни его любимая жена Мария умерла. Николай Петрович стал один воспитывать своего сына Аркадия. Когда сын стал студентом, отец вместе с ним прожил в Петербурге три зимы. Затем в его жизни появилась девушка-сирота Фенечка, которая стала его возлюбленной и родила ему сына Митю. Николай Петрович сразу не женился на ней, так как считал брата противником неравных браков (Фенечка не была дворянкой). Когда Павел Петрович посоветовал брату жениться на Фенечке, тот понял, что напрасно считал, что брат против неравного брака. Николай Петрович женился на Фенечке и счастливо жил в кругу своей семьи. Он передал заботы об имении Аркадию, который стал «рьяным хозяином», а сам стал мировым посредником и постоянно разъезжал по своему участку.

Черты характера: сходство и различие

Братья Кирсановы по характеру сильно отличаются друг от друга. Павел Петрович — человек очень самолюбивый и гордый. Ведёт он себя сдержанно, но в споре с Базаровым проявил вспыльчивость. В отличие от брата, ему чужд романтизм. Хотя этот герой когда-то очень любил княгиню Р., ему чужда мечтательность. «…Не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа…»

Братья Кирсановы — добрые люди. Старший брат иногда отдавал младшему все свои деньги, когда у того плохо шли дела по управлению имением. Он по-доброму относится к племяннику Аркадию, всегда вступается за крестьян.

В отличие от старшего брата, Николай Петрович — романтик, любит мечтать, обожает музыку, поэзию. Особенно он любит стихи Пушкина. Павел Петрович тоже читает книги, но, так как он англоман, предпочитает читать на английском языке.

Отношения Базарова с братьями Кирсановыми

Евгений Базаров, приехавший с Аркадием в Марьино, отнёсся к хозяевам критически и сразу своё отношение к братьям Кирсановым высказал Аркадию. О Павле Петровиче он сказал: «Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» И вдобавок назвал его архаическим явлением. О Николае Петровиче у Базарова такое мнение: «Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк».

С Павлом Петровичем, сразу возненавидевшим его, Евгению пришлось поспорить по многим вопросам. Старший Кирсанов яро защищал аристократизм как принцип, которого нужно придерживаться, а Базаров отрицал не только принципы, но и искусство, возвышенные чувства и т. п. Евгений не уважал Павла Петровича за то, что он «всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен».

Николай Петрович, как и его брат, отрицательно относится к нигилизму Базарова, он не понимает, как можно отвергать поэзию, искусство, любовь, но чувствует, что молодое поколение имеет некое преимущество над такими «отставными людьми», как он с братом. Он предполагает, что это преимущество состоит в том, что в молодом поколении меньше следов барства, чем у него с братом.

Сравнительная характеристика братьев Кирсановых (таблица)

Сравнительные параметры Павел Петрович Кирсанов Николай Петрович Кирсанов
Общее между братьями
Происхождение Принадлежат к дворянскому сословию. Их отец — боевой генерал 1812 года.
Воспитание Воспитывались до 14 лет дома гувернёрами.
Качества характера Благородство, честность, доброта.
Отношение к нигилизму Отрицательное
Отношение друг к другу Любят, уважают друг друга.
Различие между братьями
Образование Павел Петрович учился военному делу в пажеском корпусе. Николай Петрович окончил университет в Петербурге.
Возраст, внешний вид Выглядит лет на 45. У него прямая осанка, на лице видны следы былой красоты. Ему 44 года, но он уже немного сгорблен. Черты лица мелкие, приятные.
Семейное положение Никогда женат не был. Из-за трагической любви к княгине Р. утратил надежду на личное счастье и стал жить вместе с братом в деревне Марьино. Через 10 лет после смерти любимой жены полюбил Фенечку и в конце романа женился на ней. У него сын Аркадий от первого брака, а Фенечка родила ему тоже сына, Митю.
Характер Самолюбивый, гордый. Мечтательный, скромный, уравновешенный, мягкосердечный.
Образ жизни Ведёт праздную жизнь, читает книги на английском языке. Выезжает из имения лишь на местные выборы. Своё имение преобразовал в ферму и старается достичь успехов в хозяйстве, но это у него не очень получается. В свободное время читает стихи (особенно любит Пушкина) и играет на виолончели.

Вывод

Братья Кирсановы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» являются представителями поколения либералов 40-х годов 19 века. Они не согласны с нигилистическими убеждениями, распространившимися среди молодого поколения. Сравнительная характеристика братьев Кирсановых показывает, что они принадлежат к разным типам либералов: Николай Петрович смирился с тем, что он «человек отставной» и что «его песенка спета», а Павел Петрович, испытывая злобу к нигилисту Базарову, говорит: «Ну, я так скоро не сдамся».

Сравнительная характеристика братьев Кирсановых может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

Семья Кирсановых

Тургенев
говорил, что в семье Кирсановых показал
лучших из дворян. Не случайно в романе
подробно описана история рода Кирсановых;
мы видим, что значимые даты в истории
этого рода совпадают с этапами истории
России, что личная судьба Кирсановых
переплетена с судьбой страны. Кирсановы
— это представители русской дворянской
интеллигенции, для которой правила
чести и порядочности всегда были превыше
всего, которые не отделяли судьбу своих
«дворянских гнёзд» от судьбы России.

Николай
Петрович
.
Несмотря на то что жизнь не баловала
Николая Петровича (он не поступил на
военную службу, рано потерял любимую
жену), он всё же не отвернулся от людей,
не замкнулся в одиночестве. Более того
– он сумел стать счастливым и дать
счастье другим. Натура Николая Петровича
мягкая, деликатная, любая грубость,
бестактность причиняют ему боль. Николай
Петрович увидел, как изменился Аркадий,
как в нем появилась несвойственная ему
ранее развязность, и «что-то кольнуло»
Николая Петровича в сердце, но он тут
же «обвинил себя» в излишней
требовательности. Именно благодаря
таланту доброты и деликатности, которым
был наделен Николай Петрович, трещина
непонимания между отцом и сыном не
превратилась в пропасть.

Не
замахиваясь на обустройство всей России,
Николай Петрович пытался «возделывать
свой сад»: «размежевался с крестьянами,
построил дом, службы и ферму, выкопал
пруд и два колодца». Целью этих
преобразований было ввести новые, более
прогрессивные и в то же время более
справедливые отношения с крестьянами.
Однако «заведенное на новый лад хозяйство
скрипело, как немазаное колесо», «бедному
Николаю Петровичу приходилось плохо.
Хлопоты по ферме росли с каждым днем –
хлопоты безотрадные, бестолковые. Возня
с наемными работниками становилась
невыносимою. Посаженные на оброк мужики
не взносили денег в срок, крали лес». В
том, что преобразования не принимаются
крестьянами, что они с нелюбовью прозвали
Марьино «бобылий хутор», не столько
вина Николая Петровича, сколько его
беда, да и не только его: слишком глубокой
к шестидесятым годам стала пропасть
недоверия и непонимания между дворянами
и крестьянами. Николай Петрович чувствует,
что жизнь идет мимо, что он уже многое
в ней не понимает, но у него нет обиды
на жизнь, он пытается мудро принять
неизбежное.

Павел
Петрович.
Павлу
Петровичу было многое дано: ум, красота,
удачливость. Однако он не смог реализовать
в жизни то, что получил от природы и по
воспитанию. Жизнь оказалась растраченной
на бесцельную погоню за навсегда ушедшим
счастьем, проведена в бездействии либо
в Марьино, либо за границей. Павла
Петровича можно уважать за умение
страстно любить, жертвуя во имя любви
всем, но уважение рассеивается, когда
он пытается вымолить любовь у княгини
Р., не находит в себе сил отступить в
сторону, когда его любовь уже не нужна.
Судьба Павла Петровича столь же трагична,
как и судьба Базарова: он тоже умирает,
но умирает духовно: «Его красивая,
исхудалая голова лежала на белой подушке,
как голова мертвеца… Да он и был мертвец».

Последний
всплеск жизненной энергии Павла Петровича
связан, как это ни парадоксально, с
появлением Базарова, который заинтересовал
Павла Петровича, иначе он вряд ли спорил
бы с этим «лекаришкой» так страстно и
горячо. Возможно, в Базарове Павел
Петрович увидел то, чего не имел или
утратил сам: силу воли и характера,
уверенность в своих возможностях и ту
гордость, без которой не добьёшься
высоких жизненных целей.

Именно
в споре с Базаровым Павел Петрович
получил возможность высказать свои
взгляды, со многими из которых трудно
не согласиться: «человеческая личность
должна быть крепка, как скала, ибо на
ней всё строится», «послушать вас, так
мы находимся вне человечества, вне его
законов», «как же это ломать, не зная
даже почему». С уважением относясь к
авторитетам и традициям, русские дворяне
видели свое назначение в сохранении и
приумножении, а не разрушении.

Последние
дни Павла Петровича – это тяжесть
существования, не освещенного целью,
любовью, ему уже нечем и незачем жить.
Он навсегда уезжает из России, единственное,
что напоминает ему о родине, — пепельница
в виде мужицкого лаптя. «Но жить ему
тяжело, тяжелее, чем он сам подозревает.
Стоит взглянуть на него в русской церкви,
когда, прислоняясь в сторонке к стене,
он задумывается и долго не шевелится,
горько стиснув губы».

Аркадий.
Нигилизм
Аркадия был неглубоким, внешним: его
привлекали сила характера Базарова,
стремление ниспровергать авторитеты,
желание самоутвердиться. Аркадий –
натура художественная, он тонко чувствует
природу, искусство, он не бунтарь, он
просто другой, не похожий на Базарова.
Аркадий старался подавить в себе
чуткость, восприимчивость, но это
постоянно прорывалось помимо его воли.
Именно эти качества позволили Аркадию
понять состояние Базарова после отказа
Одинцовой: «Садясь в тарантас к Базарову,
Аркадий крепко стиснул ему руку и долго
ничего не говорил. Казалось, Базаров
понял и оценил и это пожатие, и это
молчание». Со свойственной ему
деликатностью Аркадий понял, что Базарову
нужны были в эту минуту не слова, а именно
молчание, участливое и понимающее. О
том, что
значил
Аркадий для Базарова, говорят последние
слова, сказанные им Аркадию: «Есть у
меня другие слова для тебя, но только я
их не скажу, потому что это значит
рассиропиться».

Любовь,
доверие друг к другу – вот те основы,
на которых держится Дом Кирсановых. В
конце романа мы узнаем, что «Николай
Петрович успел уже полюбить Катю без
памяти», что всем, «в сущности, очень
хорошо», что дела отца и сына Кирсановых
«начинают поправляться, ферма уже
приносит доход».

Ситников и Кукшина
как мнимые последователи Базарова

Подчеркивая
колоссальность натуры Базарова, его
непохожесть на всех, истинность его
взглядов, Тургенев по принципу антитезы
выводит образы Ситникова и Кукшиной,
нигилизм которых внешний, напускной,
пародийный. Подобные отношения «героя
и пародии» отражены в пьесе Грибоедова
«Горе от ума» в противостоянии Чацкого
и Репетилова: Репетилов считает себя
принадлежащим к прогрессивной дворянской
молодежи, не понимая сути прогрессивных
идей.

Ситников
видит в нигилизме лишь возможность
отрицать авторитеты («Когда при мне
Евгений Васильевич в первый раз сказал,
что не должно признавать авторитетов,
я почувствовал такой восторг, словно
прозрел!»). Личностная малость Ситникова
подчеркивается уже в его первом появлении:
«Выскочил человек небольшого
роста», в деталях его портрета:
«Тревожное и тупое выражение сказывалось
в маленьких, впрочем приятных чертах
его прилизанного лица; небольшие, словно
вдавленные глаза глядели пристально и
беспокойной, и смеялся он беспокойно:
каким-то коротким, деревянным смехом».
Ситников, стыдясь своего недворянского
происхождения (его отец — купец — держит
кабаки), ощущая личностную незначительность,
пытается приукрасить себя прогрессивными
взглядами, однако его суетливость и
тревожность обнаруживают, что он
чувствует себя чужим среди таких, как
Базаров.

Такая же
тревожность, ощущение неустойчивости
чувствуются и в Кукшиной — «передовой
женщине», как ее называет Ситников.
Нигилизм в ее понимании – забыв о
традиционных приличиях, возможность
развязно общаться, появляться в неопрятной
одежде, подчеркивая своё «прогрессивное»
пренебрежение красотой. «В маленькой
и невзрачной фигурке эмансипированной
женщины не было ничего безобразного;
но выражение ее лица неприятно действовало
на зрителя. Невольно хотелось спросить
у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь?
Или робеешь? Чего ты пружишься?» И у ней,
как у Ситникова, вечно скребло на душе.
Всё у ней выходило не просто, не
естественно». Нигилизмом Кукшина
прикрывает свою женскую неустроенность
и несчастливость: она разъехалась с
мужем, у нее нет детей и семьи («Слава
богу, я свободна, у меня нет детей… Что
это я сказала: слава богу! Впрочем,
это всё равно»).

Отношение Тургенева
к Базарову

«Я
не знаю, люблю я его или ненавижу
»,
— сказал Тургенев о Базарове – герое,
абсолютно чуждом ему и социально, и
духовно. Писатель обладал чуткостью к
тому, что еще только появлялось в жизни,
еще не сформировалось (Добролюбов
называл это «чутьём настоящей минуты»),
а потому, как ни парадоксально, либерал
по своим убеждениям, аристократ по типу
личности и положению в обществе,
утонченный эстет, Тургенев первым в
русской литературе изобразил
революционера-демократа. Базаров был
настолько интересен своему создателю,
что Тургенев вел дневник от его имени,
где записывал возможные суждения героя
о происходящих событиях.

Отношение
к людям базаровского типа у Тургенева
было сложное. Писатель не мог принять
радикализм взглядов этих людей,
категоричность суждений и оценок,
признание не столько эволюционного,
сколько революционного, а значит, по
мнению Тургенева, разрушительного пути
развития России. Именно это неприятие
стало причиной выхода писателя из
редакции журнала «Современник», хотя
Тургенева связывали с этим изданием и
его редактором Некрасовым многолетние
творческие и дружеские отношения
(появление в редакции Чернышевского и
Добролюбова, статья Добролюбова «Когда
же придет настоящий день?», написанная
по поводу романа Тургенева «Накануне»
и с явной очевидностью показавшая
различные представления либералов и
революционеров-демократов о преобразовании
России, стали причиной разрыва Тургенева
с журналом и очередного отъезда писателя
за границу. Роман «Отцы и дети» печатался
уже не в «Современнике», а в журнале
«Русское слово»).

«Сделать
Базарова волком и всё же оправдать его
– вот это было трудно»,

признается
Тургенев. Базаров начала романа – именно
«волк»: в нем чувствуется внутренняя
сила, убежденность в своих материалистических
взглядах, снисходительное презрение к
тем, кто мыслит иначе.

Постепенно
отношения «автор-герой» в романе
становятся иными, особенно когда Тургенев
показывает Базарова в любви. Автор
искренне сопереживает своему герою,
способному не только сильно любить, но
и сохранить в горечи неразделенного
чувства достоинство и благородство.
Жизнь оказалась гораздо богаче, сложнее,
противоречивее, чем предполагал Базаров,
не все подчиняется в жизни разуму и
воле, не все можно объяснить
материалистическими идеями. Жизнь не
умещается в готовые схемы и теории –
это всегда знал Тургенев, к этому автор
подводит и своего героя. Тургеневу
удалось создать не карикатуру на
революционера-демократа, а живую
личность, сильную и страстную, столкнувшуюся
с великими тайнами человеческой жизни
и души. «Если
читатель не полюбит Базарова, значит,
я не добился своей цели»,

сказал
Тургенев, которому действительно важно
было, чтобы читатель полюбил его дерзкого,
«неудобного» героя.

Вторая
часть романа открывает еще одну авторскую
задачу, которую Тургенев сформулировал
так: «Я
хотел сделать из Базарова лицо
трагическое». «Мне виделась фигура
сильная, мрачная, наполовину выросшая
из народной почвы и всё же – преждевременная»,

говорил
Тургенев.

Отношение
автора к Базарову можно ощутить и в
финале романа. Примечательно, что роман
не заканчивается описанием смерти
главного героя: есть еще эпилог, в котором
говорится о братьях Кирсановых, об
Аркадии и его счастливой жизни с Катей,
об Одинцовой, родителях Базарова,
горестно и трогательно-печально
приходящих на могилу сына.

Финальный
абзац уподобляется стихотворению в
прозе – и по своему мелодизму, и по
ритмической организации строки, и по
авторскому чувству светлой печали,
отраженному в нем. «Неужели их молитвы,
их слезы бесплодны? Неужели любовь,
святая, преданная любовь не всесильна?
О нет! Какое бы страстное, грешное,
бунтующее сердце ни скрылось в могиле,
цветы, растущие на ней, безмятежно глядят
на нас своими невинными глазами: не об
одном вечном спокойствии говорят нам
они. Они говорят также о вечном примирении
и о жизни бесконечной». «Молитвы»,
«слезы», «любовь», «примирение», «жизнь
бесконечная» — такими становятся ключевые
слова финальных строк романа Тургенева.
В них – глубокое и мудрое авторское
приятие жизни во всех ее трагических и
светлых проявлениях, признание вечных
истин любви, добра и согласия. Базаров
ушел, но остались в мире вечная природа,
вечная любовь, вечное обновление самой
жизни. Все непонимания временны, тогда
как любовь вечна. Таким образом, героем
«несоглашающимся» Тургенев утверждает
согласие.

7

Соседние файлы в папке 4

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Тургенев

Сочинение Николай и Павел Кирсановы (сравнительная характеристика)

Николай Петрович Кирсанов и его брат Павел – важные участники конфликта поколений в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева. Несмотря на родство, представители одного рода сильно отличались.

Воспитанные в семье военных, братья должны были пойти по стопам отца, однако военную карьеру сделал только Павел Петрович: его брат не отличался особой храбростью, а в день поступления умудрился сломать ногу. С этого момента судьба развела героев.

Различия между братьями наблюдается не только в портрете, но и характере. Тихий и скромный Николай Петрович, ставший «хроменьким» после травмы в юности, не мог сравниться по силе обаяния и чувству самоуверенности с Павлом Кирсановым. Привлекательный молодой человек, дослужившийся до капитана, не мог не нравиться барышням. Аристократизм Павла Петровича проявляется в каждой детали, начиная от элементов одежды и заканчивая пафосными речами. Он умеет произвести впечатление на окружающих эффектной внешностью и безупречными манерами.

нейросеть

Николай Петрович не мог похвастаться подобными талантами. Завершив обучение в университете, он связал себя семейными узами и перебрался в деревню. Этот герой сентиментален и безропотен, ему не хватает твёрдости в характере, чтобы навести порядок в собственном хозяйстве. Однако внутренняя гармония, поэтичность, согласие с собой и миром помогают Николаю Петровичу видеть красоту природы, не впадать в уныние после смерти первой супруги. Это несвойственно Павлу Петровичу, который, обладая романтическим мировосприятием, преследовал свою возлюбленную за границей, а затем в полном разочаровании поселился в усадьбе родственника.

В отличие от своего брата, пытающегося выглядеть интеллектуалом в глазах младшего поколения, Николай Петрович действительно подкован в вопросах искусства и науки, однако предпочитает оставить своё мнение при себе. Он не одобряет нигилизм и считает важным жить по нравственным законам. При этом мужчина с уважением относится к молодёжи, прислушивается к суждениям сына и его приятеля, понимая, что за ними будущее. Павел Петрович не считает нужным искать компромисс с «детьми», по его мнению, неопытными и неспособными изменить мир к лучшему.

Таким образом, Кирсановы, несмотря на братские узы, отличаются характером и жизненными принципами. Каждый из них имел свой взгляд на тот или иной вопрос, но, несмотря на различия, оба убеждаются, что красота, любовь, семья, поэзия останутся для представителей любого поколения вечными ценностями.

Сравнение Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых

Николай Петрович  и Павел Петрович Кирсановы второстепенные герои произведения Тургенева «Отцы и дети».  Николай Петрович отец Аркадия – близкого друга Базарова, а Павел Петрович его дядюшка и старший брат Николая. Несмотря на то, что братья выросли вместе и последние несколько лет живут под одной крышей они совершенно разные. Как на внешность, так и на характер. Об этом мы и поговорим в этом сочинении.

Павлу Петровичу около сорока пят лет, он с детства очень красив и статен : « ….Он с детства отличался замечательную красотой…».  Его лицо было чистым без морщин, с тонкими аристократичными чертами, словно выведенное тонким резцом.

Николаю Петровичу – младшему брату было сорок четыре года. Он прихрамывал на одну ногу, имел приятные, теплые, душевные, маленькие, но грустные черты лица. И гладкие седые волосы.

Старший брат прекрасно одевался, даже живя в глухом поместье, был изысканным франтом, несмотря на свой возраст. Павел Петрович любил одежду в английском стиле, она прекрасно смотрелась на его легкой фигуре, было видно. Что он не брезгует физическими нагрузками.

В отличие от Павла, Николай одевался скромно, даже чересчур для своего положения и со спины его легко было перепутать с одним из крестьян. Его любимое пальто было ужасно пыльным, а клетчатые панталоны и старые пуговицы не добавляли стиля образу.

Николай Петрович вдовец уже более десяти лет, очень любил внезапно ушедшую из жизни жену. Есть новая дама сердца, на которой он в последствии женится и два сына —  старший Аркадий и младший Дмитрий.

Павел  холостяк, никогда не был женат. В молодости пользовался огромной популярностью у женского пола, но после неудачной , долгой и жестокой любви разочаровался как в отношениях, так и в прекрасном поле в целом. Детей завести ему так и не удалось.

Павел Петрович получил военное образование, был работал на благо армии, а сейчас предпочитает жить как английский джентльмен, редко покидающий имения, но постоянно сверкающий в местном элитном обществе.

Его брат, получил университетское образование, учился спокойно с удовольствием. Ответственный и любящий свою работу человек, всецело отдаётся хозяйству, мечтатель, любит музицировать.

Николай Петрович помещик, пытается вывести своё хозяйство на новый уровень, но всё безуспешно. Ферме, в которую он превратил поместье, не хватает умелого хозяина, Николай пытается постичь науку о земледелии и пока безуспешно.

Павел Петрович, слывет либералом. Часто участвует в местных выборах, ничем не помогает Николаю в имении, но нередко выручает деньгами.

Совершенно ничего не понимает в искусстве и не хочет его принимать. Говорит о нём только если ссылается на известные авторитеты или для того что бы поругать молодое поколение.

Сочинение 3

Братья, Николай и Павел Кирсановы, главные герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Оба воспитывались в семье военного, тем не менее, это два абсолютно разных человека как по образу жизни, так и по убеждениям.

Разница в возрасте братьев незначительная. Они внимательны и заботливы друг к другу, умные, добрые. Вот собственно и все, что есть общего у Кирсановых.

Старший Павел продолжил династию военного и стал офицером. Человек с сильным характером, целеустремленный, отказался от карьеры из-за несчастной любви и вернулся в глухое родовое селение, где проводил время в унынии и праздности.

Павел Петрович истинный аристократ, в свои 45 лет сохранил следы былой привлекательности, одевается с лоском, всегда выглажен, надушен, аккуратен. В его манерах, стиле в одежде, угадывается долгое пребывание за границей.

Он восхищается простым народом, его культурой, самобытностью, при этом не может скрыть брезгливости при встречи с крестьянами.

Николай какое-то время служил в министерстве, но оставил службу и занимался хозяйством. По характеру он был мягким, очень впечатлительным и робким, соответственно дела шли не очень успешно. Николай много читает, любит музыку поэзию, совсем не тяготиться своим скучным, однообразным образом жизни в глубинке. Прожив счастливо в браке и потеряв жену, он безутешен в своем горе, но прошло десять лет и крестьянка Фенечка смогла подарить ему счастье поздней любви и маленького сына. Он проявляет себя как человек порядочный и благородный, несмотря на низкое происхождение матери своего младшего сына, он женится на ней, вновь приобретает семью. Старшему сыну тоже хватает его любви и внимания.

А вот Павел так и не нашел покоя в родительском гнезде, вновь уехал путешествовать.

Братья очень отличаются и внешне, не только образом жизни старший Павел всегда был красавцем, бурная светская жизнь и многочисленные поклонницы лишь подтверждение этому.

Николай же напротив, невысок ростом, невзрачный, к тому же еще и хромой. Деревенская жизнь и сельский труд выработали в нем привычку одеваться удобно и просто, порой его сапоги не чищены, а пальто в пыли.

Братья частенько спорят поскольку их отношение к жизни, к ведению дел, к политике кардинально отличаются.

Удивительно, как воспитываясь в одинаковых условиях, люди герои оказались настолько не похожими.

`

Николай и Павел Кирсановы

Николай и Павел Кирсановы

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Земская школа в Московской Руси Кустодиева 6 класс

    Борис Кустодиев отображал на своих полотнах простую жизнь и бытовые моменты. В этом он видел особенный смысл. Его картина «Земская школа в Московской Руси» очень нравится зрителям

  • Сочинение Аудиокниги — это хорошо или плохо?

    Ни для кого не секрет, что в 21 веке, в связи с техническим прогрессом, все чаще происходят ожесточенные споры по поводу того, чему лучше отдать предпочтение: классической книге или ее аудиоверсии.

  • Сочинение Образ и характеристика мещанина во дворянстве

    Основным персонажем комедии Мольера является господин Журден, представленный в образе мелкого буржуа, стремящегося к получению статуса полноправного члена высшего света.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых

Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых сочинение

В романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» раскрыта проблема отношений между поколениями. Разные взгляды на жизнь, разные принципы и жизненная позиция. У них у всех разные интересы и между главными героями завязывается спор на почве разного восприятия мира. Братья Николай Петрович Кирсанов и Павел Петрович Кирсанов очень интеллигентные и образованные люди.

Николай Петрович мужчина, которому за сорок с приятными чертами лица. Николай Кирсанов был не грубым, мягким человеком и даже в момент, когда его сын приехал он как-то неловко себя почувствовал рядом с сыном Аркадием и своей любовницей Фенечкой. Много лет назад Николай потерял жену, с которой он был счастлив в браке. Фенечка ему родила сына, хотя в какие-то моменты он стеснялся ее и даже переселил во флигель. Он очень любит поэзию и музыку, ему нравится мечтать. Николай Петрович, окончил институт, где ему очень нравилось учиться. Ему хочется познакомиться со всеми друзьями своего сына Аркадия, Николай тянется к молодому поколению.

Николай Петрович ответственный и работящий человек. Натура он ранимая и романтичная, очень любит свою семью и относится ко всему с пониманием. Несмотря на социальное неравенство в обществе Николай все же женится на Фенечке, которая подарила ему сына Митю. С уважением относится ко всем в своей семье и поддержал брата, когда тот переживал из-за любовной драмы.

Павел Петрович Кирсанов ухоженный и красивый мужчина, одевается со вкусом и богато. Получив военное образование, оставил службу и ездил за своей любимой везде. Их любовь не увенчалась успехом, и он очень страдал из-за этого, для себя он решил, что он больше никогда не полюбит. Очень начитанный человек и образованный. Павел Петрович любит честность и отличается силой духа. Павел пользуется успехом среди своего общества и прослыл джентльменом. Он редко выходит с имения и ничем не занимается, но неоднократно помогают брату материально. В искусстве ничего не понимает, но с удовольствием вступает в дискуссии с младшим поколением чтобы доказать их неправоту.

Семья для Павла Петровича самое ценное, он очень тепло относится к младшему брату Николаю Петровичу и его сыновьям. Он искренне рад их счастью и никогда ему не завидует. Для него нет ничего важнее, чем его семья и близкие, он всегда за них горой, и яростно защищает своих брата, и племянников. Павел очень умно рассуждает и ведет себя всегда уверенно, но в споре нередко теряет над собой контроль. Любит разбавлять русский язык английскими и французскими словами, очень умен.

Павел Петрович Кирсанов тяжело пережил гибель своей любимой женщины и сильно в себе замкнулся. Он очень одинокий человек, и уехав в Германию, стал еще более замкнутым. В кругах высшего общества по-прежнему пользуется уважением и популярностью.

В своем романе Тургенев так же пишет о ценностях семьи и ставит в пример братьев Кирсановых. Они никогда не ругались за имущество и всегда во всем друг друга поддерживают. Между ними нет борьбы за лидерство и чувства зависти.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых

Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Моя любимая певица

    Безусловно, у каждого из нас есть любимая певица, которая вдохновляет и заставляет становиться лучше с каждым днем. У меня тоже есть такая исполнительница.

  • Конфликты в пьесе Горе от ума Грибоедова сочинение

    Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную. Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке

  • План рассказа Будем знакомы Остера 2 класс

    С первых строк автор проявляет истинное почтение к своему читателю, искренне используя обращение «уважаемый Ребёнок!». Он показывает такую важную черту человеческого характера, как терпимость

  • Сочинение Дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова анализ эпизода

    Эпизод дуэли между двумя главными героям Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым является ключевым моментом в романе «Отцы и дети»

  • Лирика петербургского периода Пушкина 9 класс сочинение

    Так называемый «Петербургский период» длился три года. Юный Александр как раз закончил обучение и мечтал о службе в армии, но ему пришлось взять на себя другую службу


Сравнительная характеристика
Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых


Возраст – около 45 лет:

«…На вид ему было лет сорок пять…»

Возраст – 44 года:

«…в сорок четыре года…»

Внешность Павла Петровича:

«…Он с детства отличался замечательною красотой…» 
«…лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной…»

Внешность Николая Петровича:

«…Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы

«…его седые волосы…»

Павел Петрович одевается изящно и изысканно:

«…еще красивого, изящно одетого…»

«…На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм…»

Николай Петрович одевается скромно:

«…в запыленном пальто и клетчатых панталонах…»
«…большие пуговицы его деревенского пальто…»

Павел Петрович – отставной офицер:

«…вышел офицером в гвардейский полк…»

Николай Петрович служил чиновником:

«…покинув министерство уделов, куда по протекции отец его записал…»

Павел Петрович – одинокий холостяк:

«…Павел, напротив, одинокий холостяк, вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений…»

Николай Петрович – вдовец. Он один воспитывает сына:

 «…Представилась ему опять покойница…»

«…у Николая оставалось чувство правильно проведенной жизни, сын вырастал на его глазах…»

Павел Петрович провел бурную молодость в высшем свете Петербурга:

«…он сохранил все привычки светского человека…»

Николай Петрович считает себя деревенским жителем:

«…Я <…> век свой провел в глуши…»

Павел Петрович – умный мужчина:

«…ты самый добрый и умный человек в мире…»

Николай Петрович – умный мужчина:

«…ты самый добрый и умный человек в мире…»

Павел Петрович — добрый человек:

«…только у него сердце предоброе…»

Николай Петрович – добрый человек:

«…Добрый папаша!..»

«…да и отец добрый малый…»

Павел Петрович в молодости считался смелым человеком:

«…славился смелостию и ловкостию…»

Николай Петрович — трусливый человек:

«… не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки…»

Павел Петрович не романтик и не мечтатель:

«…Он не был рожден романтиком…» 

«…не умела мечтать его <…> душа…»

Николай Петрович — романтик, мечтатель:

«…эти старенькие романтики!..»

«…Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность…»

Павел Петрович – практичный человек:

«…Николай Петрович, напротив, был высокого мнения о практичности Павла Петровича…»

Николай Петрович – непрактичный человек:

«…Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают…»

Павел Петрович – гордый человек:

«…И те и другие считали его гордецом…»«

Николай Петрович – негордый, самокритичный человек:

«…Либо я глуп, либо это все – вздор. Должно быть, я глуп…» (о себе)

Павел Петрович – холодный, сдержанный человек:

«…остановился, промолвив с холодною вежливостью…»

Николай Петрович – мягкий, ласковый человек:

«…Я человек мягкий, слабый…»

«…отвечая на отцовские ласки…»

«…и ласково крикнул ей…»

Павел Петрович был несчастлив в любви с княгиней Р.:

«…влюбился в нее страстно…»

«…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви…»

Николай Петрович был счастлив в любви и браке:

«…Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались…»

Павел Петрович ничем не занимается:

«…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки…»

Николай Петрович – трудолюбивый человек, но иногда он ленится:

«…Николай Петрович, несмотря на все свое рвение и трудолюбие…»

«…он охотно ленился…»

Павел Петрович ненавидит нигилиста Базарова и открыто спорит с ним:

«…Как же! Очень нужны нигилисты! <…> Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным…»

Николай Петрович боится нигилиста Базарова:

«…Николай Петрович побаивался молодого «нигилиста»…»


Вместо того, чтобы посечь сына,
Он выпорол отцов…
А. И. Герцен

И. С. Тургенев начал работу над романом «Отцы и дети» в августе 1860 года. В июле 1861 года роман был закончен. Он создавался в годы исторического подъема, в годы подготовки и проведения реформы крепостного права. К началу 60 х годов XIX века в России сложилась революционная ситуация, разрешившаяся отменой крепостного права. Значительную роль в общественном движении этого периода начинают играть революционеры демократы, пришедшие на смену дворянским революционерам. Именно этот исторический процесс наиболее полно отразился в романе.

По своим политическим взглядам в период работы над романом Тургенев примыкал к либеральному направлению. Автор «Записок охотника» сочувствовал освободительному движению, но до определенных границ: его пугала возможность кровавого крестьянского восстания. Поэтому писатель не смог принять революционных взглядов Чернышевского и Добролюбова. Но Тургенев не мог и не отразить в своем творчестве важнейших общественных явлений.

Название романа «Отцы и дети» символично. Деление на «отцов» и «детей» в романе проведено не по возрастному, а по идейному признаку. «Отцы» – это люди со взглядами и принципами поколения либерального дворянства 40 х годов XIX века. «Дети» – это передовые люди, революционеры демократы из лагеря Белинского, Чернышевского, Добролюбова. В романе показан процесс смены «отцов» «детьми». Но автор подчеркивает, что борьба ведется вовсе не с плохими людьми, а с отжившими общественными явлениями. Тургенев показывает читателю лучших представителей русского дворянства. Говоря словами автора, «если сливки таковы, то каково же молоко?»

Наиболее яркими представителями лагеря «отцов» являются братья Кирсановы. Павел Петрович Кирсанов, старший брат, выведен в романе как представитель «белой кости», благородной крови, как представитель лучшей части русского дворянства. Об этом говорит история его жизни. Он воспитывался в пажеском корпусе, довольно быстро продвигался по службе, делал военную карьеру, но, говоря словами Базарова, «он всю свою жизнь поставил на карту женской любви, а когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен». Большую часть своей жизни он прожил за границей. Своей родины он почти не знал и плохо говорил по русски.

Его портрет свидетельствует о том, что Павел Петрович аристократ. Запонки, воротнички, манжеты – во всем этом чувствовался английский вкус и порода. И в отношении его к крестьянству проявляется барская спесь и пренебрежительность. По языку и манерам он настолько далек от народа, что «русский мужик не считает его за соотечественника» и половину из его речи, пересыпанной иностранными словами, не понимает. В свою очередь, Павел Петрович нюхал одеколон, когда разговаривал с мужиками.

 




Наиболее полно раскрывается ненужность и несовременность взглядов Павла Петровича в его спорах с Базаровым. Этот герой в первого взгляда не понравился Кирсанову. В его присутствии Кирсанов старший чувствует тайное раздражение, потерю хладнокровия, выдержки, вежливости. Павел Петрович одобряет существующий строй, он в ужасе от того, что Базаров замахивается на самодержавие. Кирсанов не понимает обстановки, сложившейся в России, пытается защитить перед Базаровым общину и другие патриархальные явления русской действительности, не зная, что община теперь даже не приносит оброка. Он придерживается славянофильских взглядов, но ничего русского не читает. Павел Петрович противопоставлен Базарову во всем. Тургенев подчеркивает это тем, что они даже одни и те же слова произносят по разному (принсипы – принцыпы).

Павел Петрович никому не нужен в жизни и ни на что не способен. В семье брата его стесняются, молодежь его не понимает, новых взглядов на жизнь он не признает и не усваивает. Тургенев, говоря о нем в конце романа «… да он и был мертвец», рассказывает читателю, что Павел Петрович доживает свой век один, в Дрездене, а «на письменном столе у него находится пепельница в форме мужицкого лаптя» как единственнный символ связи с родиной. Образом Павла Петровича завершается галерея «лишних людей». Их время прошло, на смену им идут революционеры демократы.

Младший брат, Николай Петрович, очерчен в романе несколько иначе. Тургенев явно в большей степени сочувствует этому герою, так как он отражает взгляды и настроения либеральной части дворянства, к которой примыкал и сам писатель.

Николай Петрович – человек, склонный к мечтательности и грусти. Это немного удивительно, так как по роду своих занятий, да и по возрасту, он должен был бы быть далек от мечтаний. Николай Петрович любит стихи, играет на виолончели, любуется природой, увлекается изучением трудов немецких философов.

Но в то же время Николай Петрович стремится идти в ногу со временем. Он выписывает книги из Петербурга, основал ферму на «вольном труде». Он, в отличие от старшего брата, принимает новое и уступает ему. Николай Петрович прислушивается к Базарову, следит за его опытами, рассуждает о его спорах с Павлом Петровичем. Он огорчается словам Базарова о некоторых книгах, которые он считал современными. В его разговорах с Базаровым читатель находит названия некоторых современных философских трудов.

К крестьянам Николай Петрович относится хорошо. Он несколько более демократичен, чем Павел Петрович. Это чувствуют все, даже Фенечка. Но именно в отношении с крестьянами раскрывается его важная черта – бесхарактерность и мягкость. Когда надо кого то наказать, он этого сделать не умеет, так как нерешителен и добр. Даже делая большое и нужное дело (он мировой посредник), он своими речами «доводит мужиков до истомы». Свое посредничество он превращает в пустую и ненужную говорильню. Поэтому нам становятся понятны слова Базарова о том, что Николай Петрович – человек отставной и его «песенка спета». Хотя симпатии автора находятся на стороне этого героя, и в конце романа «ферма уже приносит значительный доход», мы понимаем, что этот человек живет все же устаревшими представлениями и ценностями.

Такими увидел и изобразил дворян либералов Иван Сергеевич Тургенев. И хоть он и писал, что «Николай Петрович – это я», но пальму первенства он явно отдал Евгению Васильевичу Базарову – первому в русской литературе образу революционера разночинца.










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Братья Кирсановы в романе И С Тугенева «Отцы и дети». Поищите еще с сайта похожие.

Главный конфликт романа «Отцы и дети» – это столкновение двух лагерей, двух совершенно разных философий жизни. Лагерь детей представлен образом Базарова. Его явным противником автор делает Павла Кирсанова, а вот образ Николая Петровича Кирсанова, хотя и относится к старому поколению, противопоставлен обоим вышеназванным героям. Очень деликатный и тонкий по натуре, Николай Кирсанов с любовью относится ко всему прекрасному, что видит в жизни. Его привычки, чувства, мысли, все это направлено против высокомерия брата и грубой идеологии Базарова.

Отцы и дети, семья Кирсановых, Базаровых (характеристика)

1 ответ

Особую роль в произведении Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” занимает тема семьи. Перед нами разворачиваются два семейных очага – семья Кирсановых и семья Базаровых, каждая из которых служит ключевым элементом для понимания идейной целостности произведения. Постараемся рассмотреть две эти семь более подробно.
В своих заметках Тургенев писал, что образ семьи Кирсановых включает в себя не лучших дворян старого поколения, хоть сам к таковым себя и относил. Автор показывает Кирсановых, как людей неспособных к принятию той реальности, что их окружает сейчас, чьи взгляды зиждутся на прошлом. Не зря Тургенев рассказывает крайне печальную судьбу Павла Петровича, которая, в свою очередь, переплетена и событиями, происходившими в России. Конечно, автор не отрицает, что поколение “отцов” добилось многого в своё время, но ему неприятен тот факт, что поколение это отныне бездействует, сидит сложа руки, тщетно упиваясь заслугами прошлых лет. Тем не менее, в ходе повествования можно увидеть особую сплочённость Кирсановых – будучи людьми интеллигенции, они ставят правила порядочности и общности превыше всего.

Семейство Базаровых же в этом плане является полной противоположностью семьи Кирсановых. Несомненно, идеи Евгения Базарова передовые, наполненные многообещающим масштабом в своей сути – молодой нигилист планирует со своими единомышленниками перестроить всю Россию, – однако юноше не хватает искренность и особой семейной чувственности. Заглянув глубже, в отношения Базарова со своими родителями, мы можем увидеть печальную картину: отец и мать – люди старого поколения, поколения “отцов” и закостенелого консерватизма – хотят своему сыну лишь лучшего, Евгений Базаров же хоть и признаёт свою любовь к родителям, однако проявляет её крайне сухо и еле заметно – если проявляет вообще.

Источник

Взгляд на жизненные принципы

Базаров и Кирсанов, споры которых касались наиболее важных сторон человеческого существования, в первый же вечер знакомства испытали живейшую неприязнь друг к другу.

Во время общего разговора оба обнаружили совершенно разные взгляды на принципы человеческого существования. Кирсанов утверждал, что человек должен руководствоваться по жизни четко выработанными принципами. Базаров же, напротив, полагал, что нужно принимать только практически полезное. Павел Петрович отстаивал исключительное право аристократии на ведущее положение в обществе: по его мнению, дворяне заслужили себе право находиться на вершине общества не благородным происхождением, а делами. Евгений Васильевич не принимает никаких авторитетов.

Отношение Аркадия и родителей. («Отцы и дети»)

Аркадий принадлежит к поколению шес­тидесятых. Его отношения с отцом – образец идеальных взаимоотношений двух поколений, старшего и младшего, в одной семье. Его отец, Николай Петрович Кирсанов, принадлежит к числу тех «хороших представителей дворянства, кото­рые по своей психологии и складу характера ближе к народу. Добрый, просто­душный, он свободен от всякого высокомерия или чувства дворянской спеси. В юности он женился на дочери мелкого городского чиновника и от души восхи­щался тем, что она в журналах читала серьезные статьи в отделе «Наук» . Сам он окончил университет и питал к наукам большое почтение. Потом поселился с же­ной и сыном в деревне, ездил на охоту, занимался хозяйством, любил и поэзию, и музыку. После смерти жены Николай Петрович полюбил Фенечку и она была с ним счастлива. Уже одно это говорит о простоте и непосредственности его на­туры. Но он дворянин, помещик, и в этом качестве он старается быть прогрессив­ным и полезным. Николай Петрович окрылен приближением реформы, не дожи­даясь ее осуществления, он отпустил на волю дворовых, размежевался с крестья­нами и завел «ферму» . Он пытается ввести у себя передовые методы земледелия, покупает кое-какие машины, обдумывает возможности рационального содержа­ния скота и т. д. Но у него мало что получается. «Сил моих нет! – не раз с отчаянием восклицал Николай Петрович, – самому драться невозможно, посылать за стано­вым не позволяют принципы, а без страха наказания ничего не поделаешь» . В ус­ловиях существования поместного землевладения невозможна идиллия, о которой мечтает добрый Николай Петрович.

Аркадий понимает своего отца, он благодарен ему за то, что он тепло и при­ветливо встречает Базарова и хочет сблизиться с ним, как с другом своего сына, разделяет с ним его тревоги и боль по поводу безуспешных преобразований в хо­зяйстве, подробно расспрашивает о делах в имении и в усадьбе. Он тянется к сво­ему отцу, старается быть с ним честным и искренним, не способен с ним разгова­ривать резко и грубо, хотя постоянно чувствует какую-то неловкость из-за таких теплых отношений с отцом перед своим другом Базаровым. В начале романа Ар­кадий находится под влиянием Базарова. Увлеченный его идеями, Аркадий был горд считать себя его учеником и единомышленником, во всем подражал ему. Он стеснялся показаться перед ним чувствительным и нежным, зная, что Базаров осудит его за это. В связи с этим с первого дня приезда домой сына отец мог за­метить скованность Аркадия, его напряженность и неуверенность. Обнаружива­ется некоторая натянутость в отношениях отца и сына, отдельные поступки и слова Аркадия вызывают у отца и дяди непонимание, недоумение, но терпимость и мудрость отца, разумный совет и снисхождение способны сдерживать порывы неопытной юности. Несмотря на молодость, на стремление к свободе и независимости, Аркадий Кирсанов умеет вести себя с отцом как достойный сын с достойным отцом.

Источник

О культуре

Спор Базарова и Павла Кирсанова, пожалуй, наиболее интересная для школьников часть их разговора. Отношение главного героя к культуре также отрицательное. Он полагает, что произведения живописи, литературы, музыки не имеют никакой практической пользы для человека и поэтому бесполезны. Эти слова шокируют не только Кирсанова, но и его брата, который, будучи по натуре эстетом, любил музицировать. Павел Петрович отказывается понимать своего собеседника, и в этом, пожалуй, заключается его слабое место. Он только возмущается и раздражается, но не находит и не приводит никаких объяснений в пользу своей точки зрения о нужности и полезности искусства.

Глубокий раскол в обществе вообще и в интеллигенции в частности середины девятнадцатого столетия доказывает спор Базарова и Кирсанова. Цитаты их разговора позволяют лучше понять позицию героев. Каждый из них совершенно по-разному смотрел на одни и те же вещи. Первый, например, утверждал, что «природа – мастерская, и человек в ней — работник». Также он считал, что для совершенствования общества нужно сперва избавиться от всех старых идей. Кирсанов возражает, что нельзя только разрушать, что «ведь надобно и строить». Однако Евгений Васильевич как максималист полагает, что сперва нужно полностью избавиться от всего того, что связано с идеализмом.

Отцы и дети, семья Кирсановых, Базаровых (характеристика)

Отцы и дети, семья Кирсановых, Базаровых (характеристика)

Особую роль в произведении Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” занимает тема семьи. Перед нами разворачиваются два семейных очага – семья Кирсановых и семья Базаровых, каждая из которых служит ключевым элементом для понимания идейной целостности произведения. Постараемся рассмотреть две эти семь более подробно.

В своих заметках Тургенев писал, что образ семьи Кирсановых включает в себя не лучших дворян старого поколения, хоть сам к таковым себя и относил. Автор показывает Кирсановых, как людей неспособных к принятию той реальности, что их окружает сейчас, чьи взгляды зиждутся на прошлом. Не зря Тургенев рассказывает крайне печальную судьбу Павла Петровича, которая, в свою очередь, переплетена и событиями, происходившими в России. Конечно, автор не отрицает, что поколение “отцов” добилось многого в своё время, но ему неприятен тот факт, что поколение это отныне бездействует, сидит сложа руки, тщетно упиваясь заслугами прошлых лет. Тем не менее, в ходе повествования можно увидеть особую сплочённость Кирсановых – будучи людьми интеллигенции, они ставят правила порядочности и общности превыше всего.

Семейство Базаровых же в этом плане является полной противоположностью семьи Кирсановых. Несомненно, идеи Евгения Базарова передовые, наполненные многообещающим масштабом в своей сути – молодой нигилист планирует со своими единомышленниками перестроить всю Россию, – однако юноше не хватает искренность и особой семейной чувственности. Заглянув глубже, в отношения Базарова со своими родителями, мы можем увидеть печальную картину: отец и мать – люди старого поколения, поколения “отцов” и закостенелого консерватизма – хотят своему сыну лишь лучшего, Евгений Базаров же хоть и признаёт свою любовь к родителям, однако проявляет её крайне сухо и еле заметно – если проявляет вообще.

Источник

Семья Кирсановых

Тургенев особенно полно и ярко раскрыл образ Базарова в столкновении с Кирсановыми. Кирсановы — хорошие дворяне, их отец — боевой генерал, участник Отечественной войны 1812 года. Полуграмотный сам, он дал лучшее по тому времени воспитание детям. И, тем не менее, писатель вывел в романе Кирсановых не для того, чтобы показать их как носителей добродетели, а как представителей уходящего сословия, не имеющего своего исторического будущего. Дворянство, как аристократическое в образе Павла Петровича Кирсанова, так и поместно-провинциальное в лице его брата Николая Петровича Кирсанова, а также и дворянская молодежь критичеки обрисованы в романе. Тургенев отмечает оскудение, хозяйственную беспомощность дворянства, показывая почти разорившееся поместье Кирсанова. В противоположность «детям» Тургенев изобразил две группы «отцов» — Кирсановых и Базаровых. Эти лица принадлежат к самым лучшим представителям своего поколения. Различаясь между собой во многом, все «отцы» имеют общий недостаток — барство, благодаря которому они стоят ниже детей. Николай Петрович Кирсанов отлично сознавал это. «Мне кажется, — думал он, — что они (дети) дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами … Молодость? Нет, не одна только молодость. Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?» И, действительно, он не ошибался: барство было причиной того, что братья Кирсановы были неспособны ни к какой работе. Николай Петрович был привлекательнее Павла Петровича своей добротой и стремлением к делу. Он старался не отставать от века и, когда бывал в Петрограде, то целые дни просиживал над чтением новейших сочинений. Он первый допустил у себя вольнонаемный труд, хотя и не отменил оброка. Но все его рвение и трудолюбие не приносили пользы потому, что он не знал, как нужно обращаться с мужиками. Скоту него был плохой, лошади — разбитые, работники-лентяи, и хозяйство поэтому не приносило никакого дохода.

Источник

Популярные сегодня темы

Говорят, что любовь является естественным чувством, но, по моему мнению, оно доступно далеко не всем, а если и доступно, то может быть разная степень любви. Конечно, в идеале любовь действительно присуща человеку

Большинство картин В.М. Васнецова пронизаны чувством патриотизма, величия русской земли и её защитников. Так и на картине «Богатырский скок» мы можем увидеть статного, сильного, мужественного и серьёзного богатыря

На картине И. С. Остроухова «Золотая осень» изображено прекрасное время года. Деревья уже переоделись в золотой наряд, но нет еще осенних дождей и промозглой погоды.

Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.

Конечно! Всё может причинить вред, особенно доброта. И она может сделать это по-разному… То есть может причинить вред и самому добряку, и людям, которым он старается помочь.

Базаров и семья Кирсановых

1 ответ

Евгений Базаров – друг Аркадия Кирсанова. Аркадий склонен подражать другу, по своей природе и взглядам они очень отличаются. Аркадий считает Базарова умным, не спорит с ним, уважает его взгляды. Они едут из Петербурга навестить своих родителей. Базаров останавливается в имении отца Аркадия погостить.

Отношения с членами семьи Кирсановых у него складываются по-разному. Отец Аркадия, Николай Петрович, расположен к Базарову, хотя не все в нем понятно ему. Базарову Николай Петрович понравился, хотя он осуждал его увлечение стихами и игру на виолончели. Дядя, Павел Петрович, сразу невзлюбил этого «волосатого». Базаров назвал его чудаком. Павел Петрович провоцирует его на дискуссии по разным вопросам. Из разногласия приводят к дуэли, во время которой Павел Петрович получает ранение. Базаров симпатичен гражданской жене Николая Петровича Фенечке. Базаров считает ее хорошенькой, однажды попробовал ее поцеловать, но она укорила его за это.

Оценка: 3.8 ( 15 голосов)

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а «дети» при этом будут проявлять большее уважение.

Источники:

https://info-shkola.ru/kirsanov-i-ego-roditeli-v-romane-otcy-i-deti/ https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/vzaimootnosheniya-otcov-i-detej-v-romane-otcy-i-deti https://fb.ru/article/170585/konflikt-pokoleniy-v-romane-ottsyi-i-deti-i-ego-razreshenie

  • Рассказ о братьях гримм для 3 класса
  • Рассказ о бранденбургских воротах на немецком языке
  • Рассказ о босяках горький
  • Рассказ о борщевике для 3 класса окружающий мир
  • Рассказ о борщевике 3 класс