Рассказ о былинном герое святогоре

История персонажа

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет Илья Муромец.

Мифология

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.

Богатырь Святогор

Богатырь Святогор

Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.

В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.

Святогор и Илья Муромец

Святогор и Илья Муромец

Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.

Русский богатырь Святогор тянет суму переметную

Русский богатырь Святогор тянет суму переметную

Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь Микула Селянинович, выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.

Святогор и Микула Селянинович

Святогор и Микула Селянинович

Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.

Святогор и его жена

Святогор и его жена

Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

В культуре

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений Александра Пушкина, главенствующий богатырь получает в дар меч великана.

Святогор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Святогор в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его Иван Краско.

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.

Картина «Святогор». Худложник Николай Рерих

Картина «Святогор». Худложник Николай Рерих

В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.

Когда речь заходит о богатырях, то мы часто вспоминаем легендарную троицу, что когда-то была увековечена на полотне Васнецова. Однако есть не менее выдающийся богатырь, что считался сильнее самого Ильи Муромца. Имя его – Святогор. Познакомившись с преданиями о нём, меня немало поразил один факт: нигде нет описание битвы великого богатыря с врагами.

Святогор уже сам по себе представляет неодолимое могущество, а вот в былинах появляется как поучительный персонаж. Несмотря на то, что Святогор имел родство с богами, а никто из людей не мог сравниться с ним, о его гибели сложено немало легенд, в каждой из которой скрыт глубокий смысл. Как сложилась жизнь богатыря, и что смогло погубить этого великана?

Святогор - богатырь-великан

Святогор – богатырь-великан

Святогор – хранитель порядка

Одни предания говорят, что отцом Святогора является сам Род, другие указывают на то, что богатырь приходится сыном Сварогу. Впрочем, даже внешность Святогора указывает на особенное происхождение. Как говорится в былинах, он «выше леса стоячего», то есть исполинского роста. Восседая на своём могучем коне, Святогор поддерживает собою небо, а потому чаще всего находится в горах (я уверена, вы уже обратили на «горную» деталь его имени).

Интересно, что отношение к Святогору несколько отличалось в разных регионах Руси. Если восточные и западные славяне считали его богатырём, однако не поклонялись Святогору как богу, то северные их соседи причисляли богатыря к священному пантеону.

В святых горах, где несёт свою службу Святогор, располагалось Мировое Древо. Наши предки верили, что именно оно является связующим ходом между двумя совершенно разными мирами – Явью и Навью. Задачей богатыря было поддержание порядка на данной территории – ни одно из тёмных существ Нави не должно было покинуть своей обители и перейти в Явь. Случись такое, мир превратился бы в хаотическое противоборство светлых и тёмных сил, но Святогор знал своё дело.

Невеста-чудовище для богатыря

Интригующее предание рассказывает о невесте Святогора. Когда богатырь был назначен правителем Царьграда, пророк рассказал ему о будущем. Согласно его словам, будущей супругой богатыря станет чудовище змеиного облика, что обитало в морской бездне. Как думаете, сильно обрадовался Святогор такому предсказанию?

Тем не менее, богатырь с тоской вздохнул и отправился искать свою кошмарную невесту. На одном из безлюдных островов увидел Святогор огромную змею. Ожидая нападения, ударил он чудовище мечом, а после бросил горсть золотых монет у разрубленного тела и ушёл восвояси.

Оказалось, что в облике змеи была заколдованная морская царевна Пленка, что вернула себе прежний прекрасный облик после гибели змеиной оболочки. На оставленные богатырём деньги она отстроила свой заброшенный остров, превратив его в процветающий край. Во время одного из походов купцы предложили царевне посетить Царьград.

Именно там Пленка и встретила своего избавителя, за которого и вышла замуж. Славяне считали, что каждый из многочисленных детей этой пары дал начало новому народу, живущему на земле.Спящий Святогор

Что сильнее силы?

Довелось Святогору и побывать в мире богов. Былины говорят, что однажды открылся вход на небо, и богатырь поставил несколько гор одну на другую, после чего, будто по ступеням, взошёл по ним.

Встретился он с самим Вышенем, могущественным божеством и покровителем людей. Мне кажется, Святогор попросил о том, что было мечтой любого богатыря. Он мечтал получить силу, которую не одолеет ни один неприятель. Вышень исполнил пожелание богатыря, однако отметил, что даже самая великая сила не может устоять перед хитростью и могуществом камня.

К сожалению, опасения Вышеня не оказались напрасными. Богатыря коварно обманул смертный Ван, который получил в жёны дочь Святогора. Причиной гибели богатыря стал камень Велеса, подобранный на дороге. Чёрный минерал обратил Святогора в одну из самых высоких гор – Арарат.

Однако есть и иное предание о гибели богатыря. Согласно ему, выехал однажды в поле Илья Муромец и заметил вдалеке могучего, словно скала, богатыря Он спросил дважды его имя, однако тот не ответил ему – крепко спал Святогор. Когда же великан открыл глаза, то схватил Илью в правую руку и бросил в свой карман вместе с конём богатырским. Так и ехали они к Араратским горам.

После первого привала примирились Илья и Святогор, а потом вдруг заметили красивый резной гроб, который решили примерить. Для Ильи оказался он слишком велик, а вот Святогору пришёлся в самую пору. Потребовал великан, чтобы Илья закрыл его каменной крышкой, да только снова раскрыть гроб оказалось невозможно. Отчаянно пытался Илья спасти своего товарища, но в тех местах, где разбивал он гроб, появлялись стальные обручи, что охватывали Святогора.

Понял богатырь, что недолго ему осталось жить, а потому попросил Илью склониться к нему. С выдохом передал Святогор богатырю часть своей силы немыслимой, однако отшатнулся Илья, сказав, что ему хватит своих умений, не хочет он, чтобы от каждого его шага содрогалась земля и шумели леса. Не принял в дар богатырь и коня Святогора, так свой собственный был для него и другом, и соратником.

К.Челушкин. Святогор

К.Челушкин. Святогор

Эти истории – только часть преданий о легендарном Святогоре. И пусть в былинах о нём нет привычного нам призыва к борьбе за родную землю, они не менее ценны, чем героический эпос. Святогор стал символом величайшей силы, что оказалась погублена чарами и человеческой хитростью. Сказания об этом богатыре призывают нас быть осмотрительнее и честнее, ведь далеко не всегда сила решает всё.

Святогор

Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.

Какова судьба героя

Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми. Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными. Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.

Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму. Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила. Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.

Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.

Что означает символ Святогора

Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние. Это великан, наследник древности, обречен на вечное одиночество. Даже любимая по одним преданиями становится падшей женщиной, пытающейся соблазнить Илью Муромца, по другим – умирает от язв и струпней, поэтому Святогор вынужден ее убить и в первом, и во втором случае. Всю жизнь великан носит тело любимой в хрустальном гробу на спине у коня.

Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто — Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.

См. пред. статью: Русские богатыри: Алеша Попович.

Святогор – исполин Земли Русской.

Святогор

Святогор – исполин-богатырь /yandex.ru/

У каждого народа существуют былины, сказания, мифы и легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой.

У русского народа это Святогор – богатырь исполинских размеров. Появление богатыря Святогора в древнеславянском фольклоре относится еще к дохристианской эпохе. День памяти Святогора-богатыря отмечается каждый год 3 декабря.

Святогор – один из самых загадочных и до конца не изученных образов русских былин, он представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом облике. Образ Святогора вряд ли имел одного прототипа и, скорее всего, является сборным, а возможно и заимствованным явлением.

Святогор

Святогор /yandex.ru/

История создания первых богатырей восходит ещё к славянской мифологии середины I тыс. н.э. Таких персонажей сегодня именуют «старшими богатырями». К ним причисляют Святогора, Волха Всеславьевича, Микулу Селяниновича и некоторых других героев.

Святогор – один из старейших славянских богатырей, что хорошо заметно по былинам о нём. Его матерью была сама Сыра Земля. Насчёт того, кем же был его отец, так и не сформировалось единого мнения. В одних сказаниях это был бог-творец всего сущего Род, брат Сварога, небесного отца, а его сыновья сварожичи приходятся Святогору племянниками.

В других сказаниях отцом Святогора выступает просто некий «Тёмный», то бишь слепой Великан – персонаж, связанный с потусторонней реальностью.

Святогор

Сказания о Святогоре /yandex.ru/

Святогор относится к наиболее древним героям русского былинного эпоса, находящегося вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающегося с первым в былинах о встрече Святогора с Ильёй Муромцем. Святогор выступает в пяти былинах, иногда в сопровождении Ильи Муромца, каждая из которых имеет различный исход.

О Святогоре-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила.

Святогор

Святогор, охраняющий мир /yandex.ru/

Каждый момент жизни Святогора, древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. Даже не совпадают сведения о высокой Святой Горе, на которой живет Святогор! Называются Карпаты, Урал, Алтай и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений.

Несомненно, это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей (примерно 215 м.), в ширину – 6 саженей. У него был огромный сказочный меч. Былины рисуют нам Святогора огромным великаном, способным спрятать в своем кармане даже Илью Муромца с конем. «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего» – так описывают Святогора предания.

Святогор

«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…». /yandex.ru/

О.Миллер считает имя богатыря-великана чисто киевским, происшедшим из «святой» и «гора», обозначающих богатыря величиною с гору. По его мнению, первоначально Святогор служил олицетворением громадных, залёгших всё небо, неподвижных туч. В этом лице, по мнению О.Миллера, умеющем «смешать земных с небесными», является что-то стихийное, титаническое, враждебное земле.

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо.

Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать.

Сильное имя, произошедшее от святых гор, принадлежит сильному герою. Имя «Святогор» богатырь обрел благодаря местонахождению Мирового древа. Оно держит все мироздание, его корни уходят в преисподнюю, а у подножия находится проход в верхний мир, охраняемый с другой стороны тремя гигантами. С ними должен противоборствовать Святогор.

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Великан-богатырь фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.

По мнению советского филолога-фольклориста В.Я.Проппа, Святогор представляет собой воплощение первобытной силы, неприменимой и поэтому обречённой на гибель.

Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние.

Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто – Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать ее другим богатырям.

Святогор

Н.К.Рерих. Святогор. 1938г. /yandex.ru/

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Н.К.Рерихом в 1938г. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа.

Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.

В «Святогоре» Н.К.Рериха объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

Былины о Святогоре неожиданно пространны. Если в сказаниях об иных героях практически всегда богатыри куда-то и зачем-то отправляются, Святогор просто разъезжает по Святым горам. Скорее всего, так он выполняет свой долг дозорного.

Святогор

Великан-богатырь Святогор. /yandex.ru/

Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, земля трясется, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы.

В отличие от других героев былин, Святогор не стоит на страже земли русской, не обороняет ее от набегов вражеских полчищ. Его образ и поступки наполнены моралью, а удивительная великая сила – проявление силы духовной.

Былинная судьба не сулила богатырю Святогору добра. Ему суждено было жениться на страшилище морском – так звучало предсказание. Как не хотел Святогор такой жизни, а пришлось повиноваться.

Святогор

Святогор /yandex.ru/

Собрался Святогор в путь, оставил Царьград, где правил тогда, много земель преодолел, когда оказался на пустынном острове. Никого там не было, лишь змея одна. Замахнулся богатырь на гадину ползучую, стукнул ее, да и дальше отправился.

А это и не гадина была вовсе, а опутанная чарами девица, правительница острова Пленка. Святогор избавил ее от заклятия, а царица взялась за восстановление былого величия на своих землях.

Остров ожил, сюда потянулись люди, возродились дома и церкви. Тогда поехала Пленка в сам Царьград, поторговать и богатство свое увеличить. Так и сбылась судьба Святогора, на родной земле встретил он царицу, да и женился на ней. От их потомков и пошли по земле разные народы.

Таким образом, Святогор женат на царице Плёнке Поморской, дочери морского царя. У них родилось много дочерей Пленкинь. Известны такие имена дочерей Святогора: Лина, Меря, Майя, Аля, Тайя, Эля, Ася.

Одно сказание гласит, что Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним.

Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История Святогора перекликается с героями древнегреческих, древнееврейских и древнефинских сказаний.

Святогор

Святогор /yandex.ru/

А в одной сказании Святогор фигурирует как «славный богатырь» черниговского князя Олега Святославича. По мнению Б.А.Рыбакова, эта былина сложилась в черниговском окружении Олега Святославича, но могла отражать и более ранние эпические сказания начала X в.

Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X в.

Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, при раскопках были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см. при норме в 15 см. По всему видно, что был «силен и могуч богатырь Святогор».

Продолжение темы см. в статье: Русские богатыри: Микула Селянинович.

    Святогор

    Илья Муромец и Святогор. И. Я. Билибин. 1900 г.

    Илья Муромец и Святогор. И. Я. Билибин. 1900 г.

    Святогор — богатырь-великан, один из основных персонажей русского былинного эпоса. Упоминается в некоторых произведениях отдельно от новгородского и киевского циклов. Отдаленную взаимосвязь с последним можно уловить во встрече могучего воина с Ильёй Муромцем.

    Былины рисуют нам Святогора огромным великаном, способным спрятать в своем кармане даже Илью Муромца с конем. «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего» — так описывают этого богатыря предания. Когда едет он, сотрясается Мать Сыра Земля, выливаются реки из берегов, колышутся кроны деревьев. Живет Святогор на Святых горах, отсюда походит и имя его. На Русь святую не ездит, потому что тяжести его Земля не выносит.

    По одной из версий, Святогор — сын самого общеславянского бога Рода, вездесущего и изначального. Сотворен богатырь для того, чтобы охранять границу между Светом и Тьмой. Возможно, поэтому и рост Святогора огромен. Былины о нем неожиданно пространны. Если в сказаниях об иных героях практически всегда богатыри куда-то и зачем-то отправляются, Святогор просто разъезжает по Святым горам. Скорее всего, так он выполняет свой долг дозорного.

    Прототип былинного Святогора достоверно неизвестен. И. Н. Жданов считает, что им мог быть библейский Самсон.

    СМЕРТЬ ГЕРОЯ

    Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.

    Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.

    Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.

    В эпосе других народов есть похожие сюжеты. Мотив подымания сумы имеет параллели с северным сказанием о споре бога Тора с великаном. Кстати, у фильма «Тор», вышедшего в 2011 г., можно обнаружить мифологические корни.

    БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

    Святогор и «тягость земная». Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает. По другой — узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы. Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.

    Святогор и каменный гроб. Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико. Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе. Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.

    Святогор и его жена. По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую — а вдруг она не так уж и страшна?

    Скульптура Святогора. Парк каменных фигур, Дружковка (Украина)

    Скульптура Святогора. Парк каменных фигур, Дружковка (Украина)

    Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла — сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.

    Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.

    Поделиться ссылкой

    Кто такой богатырь Святогор, былина о богатыре Святогоре, его описания

    Кто такой богатырь Святогор? Святогор – это один из героев былин у древних восточных славян. Он является великаном, сильным и смелым. История про него не входит ни в киевский, ни в новгородский циклы былин.

    Былина о Святогоре-богатыре гласит: он настолько тяжел, что даже Земля не выдерживает его. Он проваливается с ногами в глубь Земли.

    В мифах и былинах о русских богатырях, Святогор предстает перед нами человеком, рост которого превышает деревья (десять саженей – примерно 216 метров). Живет он на высокой Святой Горе (отсюда и его имя). Стоит ему покинуть ее пределы и поехать куда-нибудь, Земля начинает трястись, леса колыхаться, а реки выходить из берегов. Русский богатырь Святогор обладал такой огромной силой, которая прибывала с каждым днем. Как ни странно, но она была проклятьем для Святогора. Он очень мало передвигался, потому что приносил неудобства своей небывалой массой.

    Есть еще одна причина «неподвижности» Святогора. Якобы он находился на границе подземного мира и земного. Но решил Святогор покинуть свой пост. Проложил он лестницу к небу, к Богу. Последний разрешил Святогору придумать желание, которое будет исполнено. И задумал богатырь силы да мудрости, чем и бы награжден сполна.

    Кто такой богатырь Святогор, былина о богатыре Святогоре, его описания

    Появление богатыря Святогора в древнеславянском фольклоре относится еще к дохристианской эпохе.

    Про Святогора сложено несколько былин, каждая из которых имеет различный исход:

    • Похвалился однажды Святогор, что смог бы перевернуть небо и землю, если бы было за что взяться. Тогда Микула Селянович бросает суму на землю, содержащую «всю земную тяжесть». Все попытки Святогора хоть немного сдвинуть ее оказываются тщетны. Но вот взял богатырь ее двумя руками и погряз в землю русскую. Так Святогор и умирает.
    • Согласно другой былине, Илья Муромец как-то нашел постель в поле, под большим дубом. Решил он прилечь-отдохнуть. Спал он три дня. Разбудил богатыря его конь, который подсказал, что нужно спрятаться. В это время пришел Святогор, в руках у него был ларец из хрусталя. В нем лежала его жена. Она соблазнила Илью, пока муж спал, и посадила его в карман к Святогору. Последний с женой после сна двинулся в путь. И жалуется его конь, мол тяжело двух богатырей везти. Тогда Святогор обнаружил в кармане своем Илью, убил жену. Решили богатыри ехать вместе. Ехали-ехали, пока не нашли на пути своем гроб. Они решаются «примерить» его. И, когда Святогор ложится в него, то уже не может открыть крышку изнутри. Он передает свою силу Илье перед смертью. Пытался Илья мечом разрубить крышку, но гроб от этого лишь покрывался железом.
    • Кто такой богатырь Святогор, былина о богатыре Святогоре, его описания

    • Как Святогор женился? Пришел он однажды к Микуле спросить о судьбе своей. Тот пророчил Святогору свадьбу с женщиной, которая тридцать лет живет на гноище. Нашел богатырь вместо невесты там ужасную, изуродованную девку. И ранил ее в грудь Святогор да уехал прочь. И после этого превратилась та девка в красавицу. Через какое-то время молва о красоте ее пронеслась по всей Земле русской. И Святогор услышал да решил посмотреть на нее. Приехав, он увидел у нее шрам на груди и все понял. Так Святогор и обрел свою жену.

    Каждый год, 3 декабря отмечается День памяти Святогора-богатыря. В этот день вспоминают былины о нем, прославляют его силу.

    Святогор богатырь.

    Былина СвятогорЧетыре истории о былинном русском герое Святогоре.

    Что такое былины? Былины — это жанр народного творчества, который передавался устно из поколения в поколение. Благодаря такой традиции, мы можем узнать многое о том времени, когда не было телевизоров, газет и даже книг.

    Былины отличаются от сказок тем, что такие события и герои были на самом деле в реальной истории. Возможно, кое-что было преувеличено, приукрашено или подзабыто, однако сама суть и нить сюжета повествования практически не изменялись со временем. Они дошли до наших дней как повествования о некогда происходивших событиях в красивой и даже певучей сказочной форме.

    Ещё несколько десятилетий назад к былинам относились с предубеждением, почти как к сказкам на ночь какого-нибудь Ганса Христиана Андерсена, однако сейчас былины рассматриваются даже с исторической, исследовательской точки зрения. В них находят множество подтверждений реально происходившим историческим фактам и существовавшим героям, которых теперь называют былинными. Былины, Быль — сказ о жизни какого-либо исторического героя, богатыря, или о происшествии, событии, истории, которые имели место быть в историческом прошлом.

    Сам герой этого материала Святогор является былинным богатырём, великаном, рост которого был выше леса, до самых облаков. Некоторые исследователи загадок истории, которые занимаются якобы некогда существовавшими на земле великанами, потомками лемурийцев, относят былины о Святогоре к фактам, подтверждающим существование на земле в давнем прошлом гигантских людей. При его ходьбе и езде сотрясается Мать Сыра Земля и колышутся деревья. Удивительно, но Святогор, будучи героем и богатырём с нечеловеческой силой, практически не участвует ни в каких войнах и живёт где-то обособленно, не общаясь с людским родом. Он не ездит на Русь, а постоянно живёт в Святых Горах.

    Славянские сказки о Святогоре (ИЗДАНИЕ: «Былины». Ленинград, 1957):

    Былина: СВЯТОГОР И ТЯГА ЗЕМНАЯ

    Снарядился Святогор во в чисто поле гуляти,

    Заседлает своего добра коня

    И едет по чисту полю.

    Не с кем Святогору силой помериться,

    А сила-то по жилочкам

    Так живчиком и переливается.

    Грузно от силушки, как от тяжелого беремени.

    Вот и говорит Святогор:

    «Как бы я тяги нашел,

    Так я бы всю землю поднял».

    Наезжает Святогор в степи

    На маленькую сумочку переметную;

    Берет погонялку, пощупает сумочку — она не скрянется,

    Двинет перстом ее — не сворбхнется,

    Хватит с коня рукою — не подымется.

    «Много годов я по свету езживал,

    А эдакого чуда не наезживал,

    Такого дива не видывал:

    Маленькая сумочка переметная

    Не скрянется, не сворохнется, не подымется».

    Слезает Святогор с добра коня,

    Ухватил он сумочку обема рукама,

    Поднял сумочку повыше колен —

    И по колена Святогор в землю угряз,

    А по белу лицу не слезы, а кровь течет.

    Где Святогор увяз, тут и встать не мог,

    Тут ему было и кончение.

    Былина: СВЯТОГОР И ГРОБ

    Как выехал Илья на добром кони,

    Как сам-то еще пораздумался:

    «Какой я есть богатырь-носитель?

    На бое мни смерть да не писана,

    Как на бое да не сказана.

    Поеду я еще во святы и горы,

    Проведаю ведь я про богатырей,

    Про того ли я Егора-Святогора ведь, —

    Есть матерой богатырь да великиих,

    Есть он, да был горныих,

    Его-то я ведь силушки не попробовал».

    Заехал-то Ильюшенька Муромец

    На ты ль тут горы на высокие,

    Под ущелья были да плотные.

    Как едет чудовище, чудо ведь,

    Сидит-то он еще на добром кони,

    Такого чуда он да ведь не видал,

    Такого ведь чуда он не слыхал.

    Как ту разъехался на добром кони,

    Ударил своей палицей богатырской

    Прямо тут ему буйну голову.

    А как то ведь чудовище да идет-то,

    На кони сидит да подремливат,

    Назад-то ведь чудо не оглянется,

    Вперед-то ведь он колыбается.

    Илья-то тут-ка был Муромец,

    Сам-то он еще пораздумался:

    «Как раньше ездил я да наезживал,

    Как сразу я головушек поимывал,

    С добрых-то я коней попихивал.

    Теперь-то у мня сила не по-старому,

    Могута стала да не прежняя».

    А ударил палицей да во сырой дуб —

    Разлетелся дуб да ведь сырыих.

    Как другой раз наехал на чудовище,

    Бил-то ведь его буйну голову —

    Как на кони сидит да подремливат,

    Вперед-то чудо ведь да не оглянется,

    А на добром кони ни пошатнется

    От того удара богатырского.

    Как наехал тут Илья третий раз,

    Ударил тут его плотно-наплотно,

    Ударил тут его крепко-накрепко.

    Чудовище назад увыркнулося,

    Схватило Илью за желты кудри,

    Спускал он его во карман да глубокиих,

    Повез-то он вперед да поехал ведь.

    Стал-то конь у того у Святогора,

    Ноги-то стали ведь подгибатися,

    За кажное ведь стал спотыкатися.

    А ни про то Егор воспроговорил:

    «А и что же ты, конь ведь богатырский,

    Стали ноженьки подгибатися,

    За кажинно место спотыкатися?»

    А конь про то ему проязычился:

    «А тяжело возить двух богатырей, —

    Стали ноженьки подгибатися,

    За кажинное место спотыкатися,

    Как едут тут два богатыря

    А на мни, на добром кони».

    Как он спустил-то руку в карман-то ведь,

    Как вынул из кармана Ильюшеньку,

    Стал-то у него да ведь спрашивать:

    «Какой ты есть, удалый добрый молодец?

    Смел ты ведь наехать на меня теперь,

    Ударить меня ведь три-то раз».

    А говорит Илья таковы слова:

    «Да нужно мне с тобой познакомиться,

    Твоей-то силушки да попробовать.

    Как про тебя слава широко-то шла

    По всим землям-то, еще по всим ордам,

    Как очень ты был да ведь сильный, —

    Потому наехал я теперь

    На тебя, на доброго молодца». —

    «Спасибо ти, Ильюшенька Муромец,

    Как ты наехал, ударил меня-то ведь

    Три раза тут, три великиих, —

    Будто три раза как комар кусил, —

    А вот тебе спасибо за это ведь,

    Ты со мной ведь познакомился.

    Будь-ко ты мне нунь меньшим братом,

    Я буду еще да большим братом.

    Если бы я тебе да ударил-то,

    Как от тебя один да ведь прах-то стал,

    Разлетелись бы твои косточки».

    Поехали по сельгам, по плотам

    Рассказывать, показывать жительство.

    Приехали оны да в одно место,

    Лежит-то гроб да ведь каменный,

    Лежит-то ведь гроб да устроен-то.

    «Ай же ты, Илюша, ложись во гроб».

    Илья свалился да во этот гроб, —

    Как гроб Ильи не пристанет-то,

    Очень широкий, очень длинныих.

    «А нет, так нунь не устроен гроб,

    Мне теперь этот да неладен есть».

    Говорит Святогор таковы слова:

    «Выходи, Илья, поскурехоньку,

    А не тля тебя ведь гроб устроен-то,

    А мни-то, я думаю, подойдет теперь».

    Илья-то вышел с гроба, воспроговорит:

    «Не лажно те ложиться во этот гроб, —

    Тебе ведь с гроба нунь не повыйти ведь».

    Да как только лег-то ведь Святогор-то ведь,

    Да гроб-то по его будто есть.

    «Прикрой-ко ты еще да ведь крышку-то, —

    Крышка тут рядом да лежит-то ведь».

    Как клал Илья да ведь крышку ведь

    На того ли на Святогора на его-то.

    «Как сымь-то ты крышку ведь».

    Илья принялся он да за крышку ведь, —

    Как крышка тут будто приросла

    Никак не мог, не может да ведь крышки взять,

    Не может он никак да ведь крышки взять.

    Как тот и Илюша Муромец

    Палицей своей богатырскоей

    Расколачивает эту крышку ведь.

    «Как, как же мни со гроба повыступить?»

    Ударил тут Илья да ведь палицей —

    Скочил тут обруч да зелезныи;

    Ударил он да раз ведь обруч зелезныи —

    Другой-то тут обруч стал;

    Ударил он третий раз обруч зелезныи —

    Третий раз да стал обруч зелезныий.

    А нынь-то ведь Егору да славы поют,

    Как стали по гробу обручи.

    «Бери-ко меч да сильныих,

    Секи ведь, секи да эти да обручи,

    Да надь со гробу повыйти мне!»

    Дак тут берет его да ведь меч, —

    Да его меча не может да ведь поднять.

    «А нет, ты, богатырь, Святогор-то ведь,

    Твоего меча не могу от земли вложить,

    От земли поднять не могу теперь».

    «Илья, попади, припади-тко

    Ко гробу ведь, да ко щелочке,

    Я вздохну, тебе да прибавлю

    Силушки в тебе да вдвое теперь,

    Как станешь ты владеть да моим мечем».

    Припал-то он ведь, Илюша, ко щелочке,

    Вздохнул-то, встал да с своим мечем,

    Как тюкнул он да мечем-то ведь —

    Наскочили да вдоль обручи зелезные,

    Другой раз тюкнул — обручи зелезные.

    Тут Святогору славы поют.

    «Как припади, Илюша, ко щелочке,

    Я вздохну — будет вся ведь сила моя у тебя». —

    «Не надо мни твоей боле силушки». —

    «Каб ты припал да ведь другой-то раз,

    Вздохнул бы вздохом да мертвые,

    Уснул бы ты да у гроба ведь,

    Как тут твоя бы жизнь да кончалася.

    Как же ты, Ильюшенька Муромец,

    Как привяжи ко дубу ко моему ведь,

    К моему ко гробу великому,

    Как привяжи добра коня-то ведь,

    Привяжи его плотно-наплотно,

    Чтоб тут подохнул ведь и добрый конь, —

    Никому не владеть да добрым конем,

    Добрым конем еще богатырскиим».

    Как привязал Илья на поводу шелковые

    Его-то ведь еще да добра коня —

    Тут Святогор, тут и конь добрый.

    Тут Святогору славу поют,

    Славу поют век и по веку,

    А и слава ему не минуется.

    Былина: Святогор и Илья Муромец

    В славном городе во Муромле,

    Во селе было Карачарове,

    Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,

    Сиднем сидел цело тридцать лет.

    Уходил государь его батюшка со родителем

    Со матушкою на работушку на крестьянскую.

    Как приходили две калики перехожия

    Под тое окошечко косявчето,

    Говорят калики таковы слова:

    «Ай же ты, Илья Муромец, крестьянский сын!

    Отворяй каликам ворота широкия,

    Пусти-ка калик к себе в дом».

    Ответ держит Илья Муромец:

    «Ай же вы, калики перехожия!

    Не могу отворить ворот широкиих,

    Сиднем сижу цело тридцать лет.

    Не владаю рукамы, ни ногамы».

    Опять говорят калики перехожия;

    «Выставай-ка, Илья, на резвы ноги,

    Отворяй-ка ворота широкия,

    Пускай-ка калик к себе в дом».

    Выставал Илья на резвы ноги,

    Отворял ворота широкия

    И пускал калик к себе в дом.

    Приходили калики перехожия,

    Они крест кладут по писаному,

    Поклон ведут по-ученому,

    Наливают чарочку питьица медвянаго,

    Подносят-то Илье Муромцу.

    Как выпил-то чару питьица медвяпаго,

    Богатырско его сердце разгорелося,

    Его белое тело распотелося.

    Воспроговорят калики таковы слова:

    «Что чувствуешь в собе, Илья?»

    Бил челом Илья, калик поздравствовал:

    «Слышу в собе силушку великую».

    Говорят калики перехожия:

    «Будешь ты, Илья, великий богатырь,

    И смерть тобе на бою не писана:

    Бейся-ратися со всяким богатырем

    И со всею паляницею удалою;

    А столько не выходи драться с Святогором-богатырем:

    Его и земля на себе через силу носит;

    Не ходи драться с Самсоном-богатырем:

    У него на голове семь власов ангельских;

    Не бейся и с родом Микуловым:

    Его любит матушка сыра-земля;

    Не ходи още на Вольгу Сеславьича:

    Он не силою возьмет, так хитростью-мудростью.

    Доставай, Илья, коня собе богатырскаго,

    Выходи в раздольице чисто поле,

    Покупай перваго жеребчика,

    Станови его в срубу на три месяца,

    Корми его пшеном белояровым,

    А пройдет поры-времени три месяца,

    Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай

    И в три росы жеребчика выкатывай,

    Подводи его к тыну ко высокому:

    Как станет жеребчик через тын перескакивать,

    И в ту сторону, и в другую сторону,

    Поезжай на нем, куда хочешь,

    Будет носить тебя».

    Тут калики потерялися.

    Пошел Илья ко родителю ко батюшку

    На тую работу на крестьянскую,

    Очистить надо пал от дубья-колодья:

    Он дубье-колодье все повырубил,

    В глубоку реку повыгрузил,

    А сам и сшел домой.

    Выстали отец с матерью от крепкаго сна

    -Испужалися: «Что это за чудо подеялось?

    Кто бы нам это сработал работушку?»

    Работа-то была поделана, и пошли они домой.

    Как пришли домой, видят:

    Илья Муромец ходит по избы.

    Стали его спрашивать, как он выздоровел.

    Илья и рассказал им,

    Как приходили калики перехожия,

    Поили его питьицем медвяныим:

    И с того он стал владать рукамы и ногамы,

    И силушку получил великую.

    Пошел Илья в раздольице чисто поле,

    Видит: мужик ведет жеребчика немудраго,

    Бураго жеребчика косматенькаго.

    Покупал Илья того жеребчика,

    Что запросил мужик, то и дал;

    Становил жеребчика в сруб на три месяца,

    Кормил его пшеном белояровым,

    Поил свежей ключевой водой;

    И прошло поры-времени три месяца,

    Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать;

    В три росы его выкатывать,

    Подводил ко тыну ко высокому,

    И стал бурушко через тын перескакивать,

    И в ту сторону, и в другую сторону.

    Тут Илья Муромец седлал добра коня, зауздывал,

    Брал у батюшка, у матушки прощеньице-благословеньице

    И поехал в раздольице чисто поле.

    Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный,

    Стоит шатер под великим сырым дубом,

    И в том шатре кровать богатырская немалая:

    Долиной кровать десять сажень,

    Шириной кровать шести сажень.

    Привязал Илья добра коня к сыру дубу,

    Лег на тую кровать богатырскую и спать заснул.

    А сон богатырский крепок:

    На три дня и на три ночи.

    На третий день услыхал его добрый конь

    Великий шум с-под сиверныя сторонушки:

    Мать сыра-земля колыбается,

    Темны лесушки шатаются,

    Реки из крутых берегов выливаются.

    Бьет добрый конь копытом о сыру землю,

    Не может разбудить Илью Муромца.

    Проязычил конь языком человеческим:

    «Ай ясе ты, Илья Муромец!

    Спишь себе, проклаждаешься,

    Над собой незгодушки не ведаешь:

    Едет к шатру Святогор-богатырь.

    Ты спущай меня во чисто поле,

    А сам полезай на сурой дуб».

    Выставал Илья на резвы ноги,

    Спущал коня во чисто поле,

    А сам выстал во сырой дуб.

    Видит: едет богатырь выше лесу стоячаго,

    Головой упирает под облаку ходячую,

    На плечах везет хрустальный ларец.

    Приехал богатырь к сыру дубу,

    Снял с плеч хрустальный ларец,

    Отмыкал ларец золотым ключом:

    Выходит оттоль жена богатырская.

    Такой красавицы на белом свете

    не видано и не слыхано:

    Ростом она высокая, походка у ней щепливая

    Очи яснаго сокола, бровушки чернаго соболя,

    С платьица тело белое.

    Как вышла из того ларца,

    Собрала на стол, полагала скатерти браныя,

    Ставила на стол ествушки сахарныя,

    Вынимала из ларца питьица медвяныя.

    Пообедал Святогор-богатырь

    И пошел с женою в шатёр проклаждатися,

    В разныя забавы заниматися.

    Тут богатырь и спать заснул.

    А красавица жена его богатырская

    Пошла гулять по чисту полю

    И высмотрела Илью в сыром дубу.

    Говорит она таковы слова:

    «Ай же ты, дородний добрый молодец!

    Сойди-ка со сыра дуба,

    Сойди, любовь со мной сотвори,

    Буде не послушаешься,

    Разбужу Святогора-богатыря и скажу ему,

    Что ты насильно меня в грех ввел».

    Нечего делать Илье:

    С бабой не сговорить, а с Святогором не сладить;

    Слез он с того сыра дуба

    И сделал дело повеленое.

    Взяла его красавица, богатырская жена,

    Посадила к мужу в глубок карман

    И разбудила мужа от крепкаго сна.

    Проснулся Святогор-богатырь,

    Посадил жену в хрустальный ларец,

    Запер золотым ключем,

    Сел на добра коня и поехал ко Святым горам.

    Стал его добрый конь спотыкаться,

    И бил его богатырь плеткою шелковою

    По тучным бедрам,

    И проговорит конь языком человеческим:

    «Опережь я возил богатыря да жену богатырскую,

    А нонь везу жену богатырскую и двух богатырей:

    Дивья мне потыкатися!»

    И вытащил Святогор-богатырь Илью Муромца

    Из кармана, и стал его выспрашивать,

    Кто он есть и как попал к нему во глубок карман.

    Илья ему сказал все по правды по истине.

    Тогда Святогор жену свою богатырскую убил,

    А с Ильей поменялся крестом

    И называл меньшим братом.

    Выучил Святогор Илью всем похваткам,

    Поездкам богатырским,

    И поехали они к Сиверным горам,

    И наехали путем-дорогою на великий гроб,

    На том гробу подпись подписана:

    «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет».

    Лег Илья Муромец:

    Для него домовище и велико, и широко.

    Ложился Святогор-богатырь:

    Гроб пришелся по нем.

    Говорит богатырь таковы слова:

    «Гроб точно про меня делан.

    Возьми-тко крышку, Илья, закрой меня».

    Отвечает Илья Муромец:

    «Не возьму я крышки, больший брат,

    И не закрою тебя:

    Шутишь ты шуточку немалую,

    Сам себя хоронить собрался».

    Взял богатырь крышку и сам закрыл ею гроб;

    Да как захотел поднять ю,

    Никак не может;

    Бился он и силился поднять и проговорил

    Илье Муромцу:

    «Ай меньший брат!

    Видно, судьбина поискала меня,

    Не могу поднять крышки,

    Попробуй-ка приподнять ю».

    Попробовал Илья Муромец

    Поднять крышку, да где ему!

    Говорит Святогор-богатырь:

    «Возьми мой меч-кладенец и ударь поперек крышки».

    Илье Муромцу не под силу и поднять Святогорова

    меча-кладенца.

    Зовет его Святогор-богатырь:

    «Наклонись ко гробу, ко маленькой щелочке,

    Я дохну на тебя духом богатырскиим».

    Как наклонился Илья

    И дохнул на него Святогор-богатырь

    Своим духом богатырскиим:

    Почуял Илья, что силы в нем

    Против прежняго прибавилось втрое,

    Поднял он меч-кладенец и ударил поперек крышки.

    От того удара великаго

    Посыпались искры,

    А где ударил меч-кладенец,

    На том месте выросла полоса железная.

    Зовет его Святогор-богатырь:

    «Душно мне, меньший брат,

    Попробуй още ударить мечом вдоль крышки».

    Ударил Илья Муромец вдоль крышки,

    И тут выросла железная полоса.

    Опять проговорит Святогор-богатырь:

    «Задыхаюсь я, меньший братец:

    Наклонись-ка ко щелочке, я дохну още на тебя

    И передам тебе силушку великую».

    Отвечает Илья Муромец:

    «Будет с меня силы, больший братец;

    Не то земля на собе носить не станет».

    Промолвил тут Святогор-богатырь:

    «Хорошо ты сделал, меньший брат,

    Что не послушал моего последняго наказа:

    Я дохнул бы на тебя мертвым духом,

    И ты бы лег мертв подле меня.

    А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,

    А добра коня моего богатырскаго

    Привяжи к моему гробу.

    Никто, кроме меня, не совладает с этим конем».

    Тут пошел из щелочки мертвый дух,

    Простился Илья с Святогором,

    Привязал его добра коня ко тому гробу,

    Опоясал Святогоров меч-кладенец

    И поехал в раздольице чисто поле.

    Былина: ПОГРЕБЕНИЕ СВЯТОГОРА

    Ехали они тут, Святогор и Илья, куда ли, бог знат. Едут, едут, глядят — на гроб наехали. Стоит гроб большой, никому не впору. Пустой стоит. Святогор говорит Илье:

    — Ну, попробуй, ложись, не на тебя ли рублен?

    Илья послушался, лег — ровно малой ребенок в гробу. Не по нем гроб-то строен. А Святогор лег — в самой раз ему.

    Ну, попробовал, вставать хочет. А не выйти ему из гроба-то: крышка нахлошгулась. Говорит он Илье:

    — Руби, говорит, брат, со всей силы.

    Илья палицу свою поднял, стал по гробу бить: Раз ударит — железной обруч наскочит. Другой раз ударит — другой обруч наскочит. Святогор говорит:

    — Нет, видать — не выйти мне отсюдова. И зачем лез!

    Так там и помер. Святогор-то. А Илья дальше поехал.

    Хотите почувствовать себя настоящим богатырём, проводить свободное время весело и на свежем воздухе? Конные прогулки и верховая езда в Харькове — это именно то, что вам необходимо. Конные прогулки для детей и взрослых по самым привлекательным расценкам.

  • Рассказ о былинном герое илье муромце
  • Рассказ о былинном герое 5 класс однкнр
  • Рассказ о былинах и былинных героях 4 класс
  • Рассказ о быке с ослом рисунок
  • Рассказ о быке с ослом краткое содержание