Рассказ о царе колоколе

Содержание

  • Общая информация
  • История создания
  • Особенности внешнего убранства
  • Легенда о Царь-колоколе
  • Интересные факты
  • Посещение Царь-колокола
  • Как добраться

Общая информация

Царь-колокол никогда не звонил, зато он стал, пожалуй, самым известным колоколом в мире. Причем не только благодаря своим внушительным габаритам, а и весу, который составляет около 202 тонн. Но и это еще не все его достоинства: наш исполин впечатляет своим внешним декором, не говоря уже об истории создания – интересной, удивительной, неповторимой и где-то еще не до конца исследованной. Прикоснуться к Царь-колоколу – значит, прикоснуться к самой Истории, а сфотографироваться с ним на память равноценно путешествию во времени: ощущение такое, будто оказываешься в далеком прошлом…

Царь-колокол и Архангельский собор на Соборной площади в Кремле

История создания

Царь-колокол

Царь-колокол в том виде, каким мы его видим сегодня, существует полтора столетия. Однако, если быть объективными, летопись этой уникальной достопримечательности начинается с эпохи царя Ивана III Васильевича, правившего на Руси с 1462 по 1505 год. В его бытность появился самый большой по тем временам колокол, весивший 8 тонн. Когда на престол взошел его сын Василий III, он приказал отлить «свой» колокол, который бы превосходил отцовский – весом в 16 тонн. Все это напоминало некое соревнование: чей колокол окажется больше.

Когда к власти пришел Иван IV, он же Грозный, то решил не отставать от своего отца и деда и пошел еще дальше, повелев отлить колокол в 35 тонн. Но и эта величина оказалась не предельной. Свою лепту в «колокольное производство» решил внести и царь Алексей Михайлович по прозвищу Тишайший, повелевший в 1654 году отлить нового исполина, весившего целых 128 тонн и украсившего собой храм Ивана Великого в Кремле. Увы, через некоторое время этот колокол упал и разбился, не выдержав, по всей видимости, собственной тяжести.

Царь-колокол или великий колокол, 1890 год

Императрица Анна Иоанновна решила превзойти всех предшественников и в память о своем правлении повелела отлить из обломков прежнего новый колокол, увеличив при этом количество металла до 160 тонн (10 тысяч пудов). В 1730 году замысел государыни начал воплощаться в жизнь. Правда, в реальность проекта поначалу многие не верили, особенно если принять во внимание, что далеко не все мастера были готовы взяться за такую работу. Одним из тех, кто отказался, был известный французский механик Жермень. Получив такое предложение, он даже подумал, что над ним решили подшутить. Француз не представлял себе, как можно изготовить столь внушительный колокол.

Царь-колокол в XIX веке. Фото Шерер, Рабгольц & Ко. Между 1901 и 1917 годами

А вот русского мастера Ивана Моторина никакие сомнения не одолевали — он был уверен в своих силах и согласился сразу. Работу над колоколом императрицы он начал с того, что изготовил пробную 12-пудовую модель. Одновременно он отправил в Санкт-Петербург все свои чертежи и наброски, не забыв описать схему подъема будущего великана. После того, как проект был утвержден на высочайшем уровне, мастер приступил к изготовлению Царь-колокола.

Работы по его изготовлению растянулись по времени больше, чем на полтора года, и вот 25 ноября 1735 г. грандиозное изделие было отлито. Формирование Царь-колокола осуществлялось на Ивановской площади, в специально вырытой для этого яме в 10 метров глубиной. Правда, был риск, что кожух мог не выдержать массу расплавленного металла, поэтому литейщики решили подстраховаться: пространство между литейной ямой и формой колокола засыпали тщательно утрамбованной землей.

К сожалению, И. Моторин до завершения работ не дожил, и дело всей его жизни было продолжено сыном Михаилом. Финальная плавка металла осуществлялась в четырех плавильных печах и продолжалась в общей сложности почти двое суток. Собственно отливка заняла чуть больше часа. Многие туристы, кстати, интересуются: каков состав этого сплава? Согласно проведенному лабораторному анализу, Царь-колокол в основном состоит из меди (84,51%). Анализ также показал наличие олова (13,21%), серы (1,25%). Нашли свое место в сплаве и благородные металлы: золота и серебра там 72 и 525 кг соответственно, в процентном отношении – 0,036% и 0,25%.

Когда чудо-колокол остыл, стартовали работы по чеканке. Для этого исполина поместили в яму, водрузив на металлическую решетку, которая в свою очередь держалась на двенадцати вбитых в землю дубовых сваях. Сверху яму «венчало» деревянное перекрытие. Стоит отметить, что в общей сложности над созданием этого монументального изделия трудилось около двух сотен человек – кузнецы и скульпторы, резчики и слесари, столяры и многие другие.

Царь-колокол в начале XX века, ранее 1917 года

Когда все работы были завершены, надо было уже поднимать Царь-колокол на поверхность, но сделать этого попросту не смогли, и махина так и осталась лежать в яме. А через два года, как на беду, случился сильный пожар, который мог расплавить это чудо литейного искусства до основания. Чтобы этого не случилось, Царь-колокол поливали водой. Однако сохранить его в целости и сохранности, к сожалению, не получилось. Хотя он и не расплавился, но во многих местах – их насчитали одиннадцать – дал трещину. А еще от него отвалился внушительный фрагмент, весивший свыше 11 тонн.

Не поверите, но Царь-колокол, который должен был прославить правление Анны Иоанновны, четвертой дочери царя Ивана V – он к слову, приходился царю Петру I братом и даже был его соправителем – находился в яме… целый век. Почему так долго? Просто не могли найти способ вытащить его на поверхность. И неизвестно, сколько еще времени изделие пролежало бы в этом месте, если бы не Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Он разработал сложные приспособления, благодаря которым уникальный памятник отечественного литейного искусства все же был вытянут на поверхность и установлен на белый каменный постамент.

Особенности внешнего убранства

Постамент под изделием был создан по проекту того же Монферрана. Вершину Царь-колокола венчает медная держава с позолоченным крестом, что тоже является разработкой французского архитектора, которого, к слову, на русский манер называли Августом Августовичем, иногда – Августом Антоновичем.

Изображение царя Алексея Михайловича Романова на Царь-колоколе

Царь-колокол примечателен не только своими огромными размерами, но также красотой формы и тонко прорисованными барельефами с изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны. Кроме того, здесь мы можем видеть барочный растительный орнамент на поясках и картушах, на котором изображены христианские святые: Иисус Христос с Девой Марией, апостол Петр и Иоанн Предтеча.

Также обращают на себя внимание ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками и другие растительные мотивы. Красивый, мастерски исполненный декор, буквально завораживает. Также на Царь-колокол нанесены надписи, из которых можно узнать некоторые значимые факты из истории его создания. Так, в нижней части, под изображением императрицы, в круглом медальоне можно прочесть надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».

Надпись на Царь-колоколе

Туристы во время экскурсий часто интересуются: почему на колоколе, который был отлит по велению Анны Иоанновны, запечатлена не только она, но и Алексей Михайлович? Какое отношение второй царь из династии Романовых, правивший во второй половине XVII века, имеет к «детищу» императрицы, эпоха которой пришлась на первую половину следующего столетия? Напомним, что Царь-колокол был изготовлен из старого колокола, отлитого в правление Алексея Михайловича. Изображенный в рост царь в парадном одеянии, со скипетром и державой в руках служит напоминанием об этом историческом факте.

А вот имя скульптора, создавшего удивительное орнаментальное убранство Царь-колокола, со временем было забыто. Упоминались лишь имена Петра Галкина, Василия Кобелева, Петра Серебрякова и Петра Кохтева, известных в то время мастеров пьедестального дела. Однако они были всего лишь помощниками неизвестного мастера. И если бы не архивные материалы, обнаруженные хранителем, старшим научным сотрудником музеев Московского Кремля Инной Костиной, узнать, кто был этот скульптор, возможно, не удалось бы до сих пор. Но зато теперь мы его знаем и можем назвать – это Федор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Это невероятная легенда переносит нас… куда бы вы думали? В конец XVII — начало XVIII веков, то есть в петровские времена. Именно тогда, согласно преданию, и была отлита эта достопримечательность с мировой известностью.

Отломившийся кусок от Царь-колокола стоит рядом с ним

Сюжет легенды таков. Победив в Полтавской битве, царь с войском вернулся в Москву, и в честь исторического триумфа над шведами в столице звонили во все колокола. Лишь один колокол «отказывался» подавать голос, и, думается, вы уже догадались, какой из них. Звонари изо всех сил старались раскачать его язык, но тщетно. Петр I разгневался не на шутку и направил им на помощь роту военных. Только из этого тоже ничего не вышло – их старания привели к тому, что у Царь-колокола оторвался язык, он так и не зазвонил. В народе, узнав об этом, метко подметили, что колокол упрямее самого государя.

Известный своим крутым нравом Петр рассвирепел еще больше, и, взяв в руку дубинку, которую он якобы отобрал у шведского короля Карла XII, изо всех сил ударил ею по колоколу. Удар оказался настолько сильным, что от изделия отломился целый кусок, а сам он, страшно загудев и начав вибрировать, провалился сквозь землю – причем, в буквальном смысле. Старообрядцы и сектанты увидели в этом некий знак и решили, что Царь-колокол если когда-то еще окажется на поверхности и зазвонит, то это будет в день Страшного суда.

Интересные факты

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, и враг наступал на Москву, внутри Царь-колокола размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы затемнить блеск великана и отвести внимание немецких бомбардировщиков, его покрыли специальной краской.

В течение многих лет не раз звучали предложения использовать Царь-колокол по его прямому предназначению, и для этого его всего лишь нужно спаять. Специалисты же уверяют, что все труды будут напрасными, так как, по их мнению, чистое звучание получить от этого исполина не удастся.

Кстати, собственного языка у Царь-колокола никогда и не было. Язык, который можно видеть рядом с ним, взяли от другого колокола.

Царь-колокол внутриЦарь-колокол в Московском Кремле

Посещение Царь-колокола

Табличка на постаменте Царь-колокола

Допуск на территорию Московского Кремля осуществляется с 10 до 17 часов ежедневно, кроме четверга.

Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади стоит 500 руб., для студентов и пенсионеров действует скидка 50%, лица до 16 лет и льготные категории граждан посещают Кремль бесплатно. Помимо осмотра Царь-колокола и Царь-пушки, единый билет дает возможность увидеть Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, а также несколько постоянных экспозиций и текущих выставок

Как добраться

Добираетесь на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля, и выходите. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль.

Купив билет, поднимаетесь в Кутафью башню, затем проходите по мосту и, миновав Троицкую башню, оказываетесь на территории Кремля. Теперь вам нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого. Пройдя мимо Царь-пушки, с другой стороны вы увидите этот уникальный шедевр русского художественного литья — Царь-колокол.

Царь-колокол стоит в Московском Кремле у подножия высочайшей (когда-то) российской колокольни.  Это крупнейший колокол в мире. Из-за российской любви ко всему большому и величественному народная молва решила, что нарекли его Царь-колоколом за колоссальные размеры.
Действительно:  масса колокола составляет около 202 тонн(!), язык колокола весит 5 тонн. Высота — 6 м 60 см, а диаметр «юбки», т.е. нижней, широкой части колокола — 6 м 14 см.  В конце ХХ века в провинции еще бытовала легенда о том, что внутри Царь-колокола по кругу может ездить повозка, запряжённая тройкой лошадей. На самом деле имя колокола никак не связано с его величиною.  Появилось оно лишь 100 лет спустя после отливки. Однако, давайте обо всём по порядку.

Русские государи всегда стремились, чтобы в их царствование был отлит самый большой и тяжёлый колокол. Причина тому вовсе не государево тщеславие или желание прославиться, а наоборот, вера Христова и богобоязненность. Ведь чем ниже звук, издаваемый колоколом, тем скорее молитвы, возносимые под ним, достигнут Господа. А тональность колокольного звона напрямую зависит от массы колокола. Государь Алексей Михайлович Романов, получивший в русской истории прозвание «Тишайший», был весьма богомольным правителем.
Царь-колокол
Именно в его царствование в 1654 году был отлит крупнейший на тот момент колокол весом 127 тонн. Однако лишь 20 лет спустя его удалось поднять и установить на особой пристройке к Успенской звоннице.

В 1701 году во время пожара колокол сорвался со звонницы и разбился. Как известно, сын Алексея Михайловича царь Пётр Алексеевич более интересовался пушками, нежели колоколами. Мы ещё вспомним легенды, рассказывающие о Петре и его отношении к колоколам, а сейчас вернёмся к историческим фактам. Спустя 8 лет после смерти Петра Великого, его племянница Анна Иоанновна повелела перелить разбитый колокол времён Алексея Михайловича с добавлением веса до 160 тонн.

По указу государыни для этой работы были приглашены иноземные мастера, но превзойти этот вес вызвался русский мастер Иван Моторин с сыном Михаилом.

Работы по отливке велись около 3 лет с 1733 по 1735 год. Место для отливки нашли во внутреннем дворе Кремля, между Чудовым монастырём и колокольней Ивана Великого, примерно на том месте, где сейчас пешеходный переход от Царь-колокола в кремлёвский сад. К работе привлекли более 100 мастеров: печников, каменщиков, плотников, кузнецов и их помощников. Вокруг котлована для установки формы (глубиной 10 метров) построили целый металлургический завод с четырьмя плавильными печами. Первая попытка оказалась неудачной. Работы возобновили через год, Иван Моторин  к тому времени уже умер, работы завершал его сын, Михаил. Вторая плавка проходила при большом стечении народа, это была удивительная школа мастерства. Рядом постоянно находились около 400 пожарных, готовых небедленно вступить в борьбу с огнём. Отливка шла три дня и три ночи и завершилась полным успехом.

После окончания работ колокол не смогли поднять из литейной ямы, а в мае 1737 года в Кремле случился разрушительный пожар, известный под названием Троицкого. «Московская жёнка» Мария Михайлова в день Святой Пятидесятницы зажгла свечу перед образом и ушла. От этой то свечи сгорели почти все деревянные постройки Кремля. Во время пожара чтобы колокол не расплавился, его поливали водой. Из-за разности температур при нагреве от пламени и охлаждении от воды в теле колокола образовались 11 трещин.

Кроме того от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн.

Повреждённый колокол остался в яме на целых 100 лет.  За это время успела появиться легенда, связавшая расколотый Царь-колокол с тяжёлой рукой и крутым нравом Государя Петра Алексеевича.

Царь-колоколСогласно легенде, Пётр, возвращаясь в Москву после Полтавской виктории, приказал звонить во все колокола. Царь-колокол единственный из всех не зазвонил , как ни старались звонари раскачать его язык. Разгневанный царь послал им на подмогу целую роту гвардейцев, но язык колокола оборвался, так и не зазвонив. «Упрямее царя был» — говорили в народе. В руках у царя была дубинка, которую он отобрал у шведского короля Карла XII под Полтавой. Пётр в гневе ударил дубинкой по Царь-колоколу: «Вот тебе за то, что не хотел ты народ о моей победе оповестить!» От удара откололся у колокола кусок, а сам он загудел и ушёл в землю.
Царь-колокол
Говорят, что молчал Царь-колокол в отместку за своих собратьев, перелитых на пушки по приказу царя.

Существует ещё одна не очень цензурная легенда о петровском приказе, согласно которому колокола обдирали и переливали на пушки. По окончании Северной войны духовенство во главе с митрополитами обратилось к Петру с просьбой вернуть им колокольную медь, изъятую на военные нужды.  Пётр в гневе наложил на их челобитную следующую резолюцию:» Получите х…!»  После смерти Петра в 1725 году духовенство вновь подало челобитную его супруге императрице Екатерине I. Государыня потребовала из архива бумагу с решением её августейшего супруга. Прочтя челобитную и наложенную на неё резолюцию, государыня с милой улыбкой ответствовала иерархам: «Увы, а я и этого дать не могу!»

Вернёмся, однако, к истории Царь-колокола. Расколотый колокол пролежал в литейной яме у подножия Ивана Великого целых 100 лет (ну, может быть, 99) Лишь в 1836 году французский инженер и архитектор Огюст Монферран, автор знаменитых Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге, разработал и реализовал проект подъема колокола. По чертежам Монферрана несколько сотен солдат (700?) при помощи 16 воротов начали подъем колокола. Первая попытка оказалась неудачной — Царь-колокол потащил за собой железную решётку, на которой он покоился в литейной яме. Несколько канатов оборвалось, подъем пришлось прекратить. 23 июля 1836 года была сделана вторая попытка поднять колокол. Канаты заменили, число воротов увеличили до 20. На сей раз операция прошла успешно. Подъем колокола занял всего лишь 42 минуты. По проекту Монферрана колокол установили на отделанный белым камнем постамент. На нём укрепили памятную доску со следующим текстом: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день».

Монферран же увенчал колокол державой — символом царской власти. Благодаря этой державе (а вовсе не из-за своих размеров) он и получил своё прозвание «Царь-колокол».

Безусловно, Царь-колокол, как и Царь-пушка, служат символами Государства Российского. Не случайно большевистские провокаторы всячески старались принизить их значение. После установки в 1909 году в Санкт-Петербурге скандального памятника императору Александру III работы Паоло Трубецкого появилась следующая уничижительная частушка:
Третья дикая игрушка
Для российского холопа
Был Царь-колокол, Царь-пушка
А теперь ещё Царь-ж…па!
«Колокол отлит из колокольной бронзы — сложного сплава, включающего 80% меди, 19% олова, 1% серебра (около 2 тонн!) и 72 килограммов (!) золота.  Благородные металлы добавили в сплав, чтобы голос колокола был чистым и ясным. Так об этом говорят в Кремле.

Но специалисты колокольных дел утверждают, что никаких примесей даже драгоценных металлов в сплаве быть не должно. Любая примесь влияет на звук, «голос» колокола, и значительно ухудшает его. Поэтому древние мастера при отливке следили, чтобы в сплаве не было никаких посторонних металлов и составов, только медь — 80% и олово — 20%.  Правда,  голос «Царь-колокола» так никому и не удалось услышать. Кроме…

Здесь начинается ещё одна, наверное, самая молодая легенда о Царь-колоколе. В 1979 году в Кремль заехали военная танковая платформа и сверхмощный кран. Царь-колокол сняли с постамента, погрузили на платформу и отвезли в Военно-Инженерную Академию им. Дзержинского. ( Не знаю, существует ли Академия до сих пор, но если и существует, то она уже точно не Дзержинского ). Её специалисты и провели первую с момента отливки реставрацию знаменитого Царь-колокола.  Эта информация полностью реальна, а вот дальше начинается разнузданный вымысел.

Согласно этой новейшей легенде военным инженерам удалось… синтезировать звук Царь-колокола с помощью компьютера ЭВМ. Результат получился ошеломляющим. Во-первых звон колокола был бы слышен в радиусе 40 км. То есть его могли бы слышать во всей нынешней Москве и на доброй четверти территории Московской области. Если учесть, что во времена Анны Иоанновны Москва лишь немного выходила за пределы нынешнего Садового кольца, то колокол бы слышала половина московской губернии. Однако сами старинные москвичи ничего бы не услышали, а лишь испытали очень неприятные ощущения: в радиусе примерно 4 км распространялись бы лишь инфразвуковые волны, переходящие за Садовым кольцом в очень низкий, на грани инфразвука гул.

Царь-колоколИтак, в Кремле стоит крупнейший в мире колокол, который никогда не звонил. Тем не менее это выдающийся памятник литейного искусства, отличающийся прекрасной отделкой. Тело колокола украшено барельефными изображениями Алексея Михайловича и Анны Иоанновны, литым картушем с надписью, повествующей об истории создания колокола. Наконец, Царь-колокол — это подписное изделие. В нижней части юбки колокола видно клеймо. оставленное его создателями:
Царь-колокол

Лил сей колокол российский мастер
Иван Федоров сын Моторин с сыном своим
Михаилом Моториным.

Другие надписи на колоколе гласят: «Блаженныя и вечнодостойныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя, и Белыя России самодержца повелением, к первособорной церкви Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Успения, слит был великий колокол осмь тысящ пуд меди в себе содержащий, в лето от создания мира 7162, от Рождества же плоти Бога Слова 1654 года, а из меди сей благовестить начал в лето мироздания 7176, Христова же Рождества 1668 и благовестил до лета мироздания 7208, РОждества ж Господня 1701, в которое месяца июня 19 дня, от великаго в Кремле бывшаго пожара поврежден, до 7239 лет от начала мира, а от Христова в мире Рождества 1731 пребыл безгласен.»

На другой стороне надпись: «Благочастивейшия и самодержавнейшия великия государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славимого Ея Успения, отлит сей колокол из меди прежняго, осьмии тысящ пуд колокола, пожаром поврежденнаго, с прибавлением материи двух тысящ пуд, от создания мира в 7241, от Рождества же во плоти Бога Слова 1734«.
12
Царь-колокол
При подготовке статьи использовалась книга В.А.Горохова «Колокола земли русской. Из глубины веков до наших дней». М, «Вече», 2009
Про Царь-пушку мы рассказали отдельно. Есть рекомендации о том, как попасть в Кремль. Можем и экскурсию по Москве провести. Вот некоторые из наших пешеходных экскурсий по городу.

Царь-колокол в Московском Кремле — гигант, который никогда не звонил

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата создания: 1735 год
Поставлен на постамент: 1836 год
Координаты: 55°45’02.9″N 37°37’07.1″E

Содержание:
 

История создания Царь-колокола

Легенда о Царь-колоколе

Интересные факты о Царь-колоколе

Царь-колокол на карте

 

Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей — Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом.

Царь-пушка в Москве

Безусловно, Царь-колокол — лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы — колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения — это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше — весом уже 160 тонн.

Царь-пушка в Москве

Однако и ему не суждено было долго звонить — григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.

Царь-пушка в Москве

И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер…

Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут — это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания — 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало — почти 100 лет.

Царь-пушка в Москве

И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.

С историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек — Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора. К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана. Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.

Царь-пушка в Москве

Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.

Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола — отце и сыне Моториных. Также не забыли и про христианских святых — на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки. Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя — Фёдор Медведев.

Царь-пушка в Москве

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.

В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

Царь-пушка в Москве

Интересные факты о Царь-колоколе:

  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы великан не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили;
  • Несколько раз начинались разговоры о том, чтобы спаять колокол для использования его по прямому предназначению. Но специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получится;
  • В плавку было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра. Это должно было улучшить звучание;
  • У царь-колокола никогда не было языка. Тот язык, что находится рядом, был взят от другого колокола.

Рейтинг достопримечательности

Царь-колокол в Московском кремле на карте

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Царь – колокол самый большой и роскошный колокол в мире. Он был отлит в семнадцатом веке, по приказу императрицы Анны Иоанновны. На все подготовительные работы ушло почти четыре года. Созданием колокола и последующим его литьем занимались русские мастера литейщики Моторины: сын Михаил и отец Иван. В наши дни колокол находится на Ивановской площади. Где его можно увидеть и потрогать. С 17 века колокол не претерпел изменений и сейчас он находится в первозданном виде.

Сколько весит Царь-колокол

Царь-колокол считается одним из самых крупных экземпляров из колоколов в мире.

Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

Царь-колокол — превосходное произведение колокольного творчества, не имеющее аналогов в мире.

Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

Размеры колокола:

  • высота — 6,24 метра;
  • диаметр — 6,6 метра;
  • вес — 202 тонны.

На своём месте

Наконец, в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану, который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.

17 августа 1836 года сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола была завершена. Гигант был установлен на постамент, спроектированный Монферраном.

С того самого момента колокол, так и никогда не звонивший, вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир.

Идея сооружения памятника

История создания монумента неоднозначна, как может показаться:

  • Экземпляр, который находится сейчас в Москве, не первый и не единственный в своем роде. Был еще его предшественник, сделанный в 1600 г. Вес изделия доходил до 40 т. Так началась история возникновения архитектурного памятника.
  • В середине XVII века данный экземпляр разбился, и сразу было принято решение выплавить новую модель, которая отличалась большими размерами. Вес данной модели составлял 130 тонн, но и она продержалась недолго (до Рождества 1654 г.).
  • На этом решили не останавливаться, а создать экземпляр еще мощнее на 30 т. Заказ был выполнен профессионалом А. Григорьевым, но в 1701 г. этот колокол был разрушен при сильном пожаре.

    Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

  • На очередное выполнение проекта осмелились через 30 лет. На работу ушло около 4-х лет, но по назначению его никогда не использовали.
  • Царь-колокол (история кратко описывает о том, что колокол был создан по приказу российской императрицы в память о её царствовании) решила возродить Анна Иоанновна. Указ был подписан в 1730 г.

Особенности посещения и стоимость

Для того, чтобы увидеть достопримечательность, нужно приобрести билет на посещение территории Московского Кремля. Его можно купить в кассах музеев Кремля, расположенных в Александровском саду, в терминале кассового павильона, на официальном сайте музеев Кремля.

Стоимость билетов, позволяющих ознакомиться с архитектурным ансамблем Соборной площади кремля:

  • полный — 700 руб.
  • льготный (для студентов дневной формы обучения и пенсионеров) — 350 руб.

За дополнительную плату в размере 300 руб. можно взять в аренду аудиогид.

Дети до 16 лет посещают территорию бесплатно.

Перед посещением рекомендуем ознакомиться с актуальными ценами на официальном сайте музеев Московского Кремля.

Режим работы архитектурного ансамбля:

  • в период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 17:00
  • в период с 1 октября по 14 мая с 9:30 до 16:30.

Изображения и надписи на колоколе, © Мария Пенина

Кто отлил памятник

Изначально литье колокола хотели доверить мастеру из Парижа, но он отказался, приняв это предложение за шутку. На эту должность взяли соотечественника Ивана Моторина, который в 1730 г. приступил к делу. Ему дали в помощь еще одного мастера, 10 учеников и 2 офицеров.

Также работу помогали выполнять люди разных строительных специальностей: плотники, каменщики, столяры, слесари, кузнецы. Подсобные рабочие носили воду, кирпичи, известь и смешивали глину. Всего насчитывалось около 190 человек, втянутых в создание монумента. Скульптуры и резчики занимались отливкой деталей и памятника.

Для возобновления плавильных печей, разрушенных во время первой плавки, Моторин заказал к уже имеющимся расходникам новые материалы. К ним относилось огромное количество красного кирпича. Его использовали при отделке печи, на облицовку, укрепление и основание. В этот раз приняли меры предостережения от возникновения пожара.

Подготовительный этап

Моторин в начале работы создал небольшой образец (весом 12 пудов) для примера, по которому были сделаны чертежи. Созданный проект с чертежами направили в Петербург для утверждения. Процесс подготовки и ожидание утверждения занял 2 года.

Для отливки исторического достояния использовали несколько видов металлов: смесь новых металлов и сплав металла от Большого Успенского колокола, который раскололся во время пожара в Кремле в 1701 г. Такая работа с металлами называется литейной. Раскаленный металл заливают в определенную форму, ждут его охлаждения и получается какое-то изделие. По этой технологии изготавливался колокол.

Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

Использование металлов требовало точных расчетов. Необходимо было погрузить в печи определенное количество металла во время второй отливки. В лаборатории по завершению анализа определили, какой металл и в каком количестве использовался при создании литейного памятника.

В состав изделия входят следующие металлы:

Металл Процент содержания
Медь 84,51%
Олово 13,21%
Сера 1,25%
Золото 0,036%
Серебро 0,25%

Популярные темы сообщений

  • Астероиды
    Астероиды это космические тела, каменистой породы, вращающие по своим орбитам вокруг солнца, другое название астероидов метеориты, различия между этими определениями заключаются только в размерах самих тел. По сути это блуждающие куски камня
  • Планета Венера
    На втором месте по отдаленности от Солнца, в Солнечной системе расположилась планета Венера. Несмотря на то, что планета долгие годы не была досконально изучена, она всегда манила любопытных. Ее легко было обнаружить на ночном небосклоне.
  • Дерево Абрикос
    Все хотя бы раз в жизни ели спелые и медовые абрикосы, курагу или абрикосовое варенье. В российских широтах это очень популярный фрукт летнего сезона. Эти вкуснейшие плоды растут на дереве, которое носит одноименное название,

Процесс создания

Для создания гиганта понадобилось изготовить 2 шаблона по сделанным чертежам великих мастеров. Для отделки внутри сооружения использовался один шаблон, а для дизайна снаружи – другой. На Ивановской площади было подготовлено место под форму колокола. Это было вырытое углубление в земле около 10 м.

Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

Боковые стороны укрепили деревянными брусками, которые связывались металлическими ободками. Для прочности яму обложили кирпичом и на дно установили решетку из железа.

Затем приступили к изготовке болванки и установили другой шаблон, напоминающий внешний вид сооружения. По завершению данных работ форму подняли с помощью специальных грузовых установок. После отделки болванки была изготовлена железная петля для языка гиганта. Все технические работы завершились 25.11.1735 г.

Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

Закончить литье колокола Ивану не удалось по причине смерти, но его дело продолжил сын Михаил. Свою руку в создании окончательного Царь-колокола приложил еще один человек — российский архитектор Август Монферран. Он был француз по происхождению, получивший приглашение работать в России. Поднятием Царь-колокола на фундамент занимался именно он.

Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

Царь-колокол (история кратко рассказывает о его поднятии) установили на каменное основание в Кремле летом 1836 г. На гиганте изготовили 4 подпоры, которые держали шар. Сверху шара был установлен крест из бронзы.

Август Монферран также прославился как декоратор и человек, умеющий замечательно рисовать.Он является создателем державы с позолоченным крестом. На росписях, изображенных на Царь-колоколе, можно увидеть русского Романова Алексея Михайловича, при котором был выполнен предшествующий образец, и императрицу Анну Иоанновну, вдохновившую на создание подобного образца.

Ниже изображения с императрицей расположена пометка о людях, создавших эту скульптуру – Иван и Федор Моторины. На колоколе также изображены христианские святые – Христос и Мария, Иоанн Предтеча и апостол Петр. Росписи выполнялись лучшими художниками того времени.

Как создавался Царь Колокол:

Версии повреждения

По завершению работ мастера сделали неутешительный вывод – гигантский колокол было невозможно поднять на поверхность. Он так и остался лежать в литейной яме. В 1737 году в Москве произошел печально знаменитый Троицкий пожар. Согласно главной версии вследствие пожара загорелась деревянная постройка над ямой, что привело к падению колокола и отколу большого фрагмента в 11 тонн.

Есть и другие версии повреждения колокола. Некоторые исследователи считают, что пожар просто послужил оправданием технологической ошибке, произошедшей в результате нарушений правил отливки. Другие полагают, что колокол треснул из-за того, что его поливали ледяной водой во время пожара. Нельзя исключить вариант падения колокола при попытке поднять его.

Отколовшийся кусок

В истории колокола случался не один пожар. Весной 1737 г. на конечном этапе чеканных работ, а именно создания декоративных украшений и надписей, начался пожар, известный всем как Троицкий. Отлитый колокол находился в яме, в которой выполнялись все технические работы, а яма сверху была перекрыта дубовыми брусьями.

Во время этого пожара были уничтожены деревянные установки с шатром, установленным над литейной ямой. Загоревшиеся брусья начали падать вниз на памятник. Люди в панике не знали, как правильно потушить огонь и решили, что вода лучший вариант.

В процессе тушения пожара на раскаленный колокол попала холодная вода, и нагретый металл не выдержал теплоперепада. По нему образовались расколы и рубцы. Колокол с треском потерял отделившуюся часть весом в 11,5 т. Сломанным и вышедшим из строя он был никому не нужен и его оставили на том же месте.

Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

История кратко рассказывается, что Царь-колокол находился в яме почти 100 лет. Яму решили почистить, оборудовать досками и соорудить к нему лестницу с перилами. Желающие могли спуститься по ней и полюбоваться величием шедевра.

Особенным этапом с момента создания памятника считается его поднятие со дна углубления. Длительный промежуток времени предполагали, что поднять его не получится.

Подготовительные работы по поднятию колокола проходили скрупулезно и детально. Важна была каждая мелочь. Для начала убрали всю землю из углубления вокруг колокола и установили сруб, чтобы предотвратить обрушение. Затем извлекли воду. Подготовка велась около 2-х месяцев.

Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

В день поднятия монумента собралось огромное количество людей. Вес был настолько велик, что 2 каната не выдержали напряжения и треснули. Колокол замер в неправильном положении. Один рабочий опустился вниз под колокол и соорудил под него подставку с помощью бревен. После этого колокол был установлен на бревна.

Инженер объяснил неудачную попытку поднятия литейного изделия из-за непрочных канатов, которые пришли в негодность спустя полгода после их приобретения. Были заказаны новые канаты в большем количестве. Теперь их было не 4, а 20. На этот раз подъем удалось выполнить в течение часа.

Царь Колокол. История кратко для детей 2-4 класса. Где находится, описание

Была проведена реконструкция установки, а также извлечен отломившийся когда-то осколок, который находился под землей. Колокол поместили на восьмигранную установку вблизи с колокольней Ивана Великого, где он и находится с лета 1836 г.

Легенда о Царь-колоколе

Царь-колокол (история кратко основывается на фактах) воспроизвели во время правления Петра I. Существует предание, что, когда царь возвратился домой, победив в Полтавском сражении, звонили все колокола, кроме одного. Никто из звонарей не смог с ним справиться. Петр I разозлился и направил к колоколу военных, но им лишь удалось оторвать колокольный язык.

После этого народ сказал, что колокол упрямей самого царя. Охваченный яростью, Петр I ударил дубинкой по колоколу. В результате, сам колокол опустился в землю, и часть изделия отломилась. Некоторые верят, что в День Суда Царь-колокол не только зазвенит, но и поднимется с земли.

Памятник литейного творчества Царь-колокол является великим достоянием родного государства для детей и для взрослого поколения.

История кратко описывает уникальнейшее произведение искусства того времени. Приезжие и жители города могут застать данное изделие архитектуры в том же виде, каким его доставали из литейной ямы. Планировались реставрационные работы, но они были отложены из-за высокой стоимости материала и отсутствия гарантии, что колокол когда-либо зазвенит.

Автор статьи: Alliya

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

История создания Царь-колокола

Царь-колокол в знакомом нам виде имеет относительно небольшой возраст — всего полтора столетия. Но начало его уникальной летописи датируется эпохой царя Ивана Васильевича III, который правил Русью в конце XV — начале XVI веков. В период его правления был отлит прототип современного царского колокола — это был самый большой по тем временам 8-тонный гигант, положивший начало «эпохе больших колоколов».

На смену прежнему царю на престол взошёл Василий III, являющийся сыном Ивана Васильевича III. Он решил создать ещё более масштабный колокол с целью превзойти отцовское творение. Изделие Василия III весило больше предыдущего ровно в 2 раза — 16 тонн. Сейчас происходящее в те времена ассоциируется с соревнованием — все цари старались опередить предшественника в создании гиганта среди колоколов.

После прихода к власти Ивана IV был отлит огромный колокол весом в 35 тонн. Царь решил не отставать от деда и отца, поддержав уже сложившуюся традицию отличия гигантов. Как оказалось, этот вес не был предельным — потомки Ивана Грозного продолжили эксперименты с отливом огромных колоколов, которые в результате стали непригодны для использования в колокольнях из-за слишком большой массы.

Очередная лепта в колокольное производство была внесена царём Алексеем Михайловичем, которого называли Тишайшим. В 1654 году он повелел создать непревзойдённого литого исполина весом в 128 тонн. Огромный колокол разместили в кремлёвском храме Ивана Великого, но для длительного использования он не подошёл. Ожидаемо, колокол не смог выдержать собственную тяжесть, упал и вдребезги разбился.

Обломки разбившегося 128-тонного гиганта пригодились императрице Анне Иоанновне, которая захотела обойти своих предшественников. По её задумке увековечить свой период правления нужно было с помощью отлива нового колокола с увеличенным использованием металла и веса. Ещё один гигант должен был весить около 160 тонн. В 1730-х годах её желание начало воплощаться в жизнь.

Стоит отметить, что поначалу её задумка казалась фантастической для большинства инженеров того времени. Проект казался нереальным, и мастера отказывались выполнять подобную работу — в успех практически никто не верил. Среди отказавшихся был известный французский специалист по механике Жермень — получив предложение, он подумал, что над ним кто-то шутит, настолько фантастическим казалось желание царицы.

После того, как императрица утвердила проект Моторина по всем предложенным позициям, он начал изготавливать будущий Царь-колокол. Рабочий процесс затянулся более чем на полтора года из-за сложности работы, мастер старался создать уникальное прочное изделие. В результате 25 ноября 1735 года грандиозный царский колокол был отлит. Изделие формировали в специальной 10-метровой яме на Ивановской площади.

Моторин учитывал все тонкости — например, вес расплавленного металла мог сильно повредить кожух, из-за чего литейные мастера решили подстраховаться. Они предусмотрели утрамбовку грунта в пространстве между формой изделия и литейной ямой. Иван Моторин умер до окончания работ, но отливку массивного царского колокола продолжил его сын Михаил.

Для финального плавления металла использовали четыре плавильные печи, процесс переплавки металла и литья происходил в течение двух суток. Большинство туристов интересуются составом сплава, из которого изготовили Царь-колокол. Не так давно был проведён современный лабораторный анализ, выявивший большое количество меди с примесями олова, серы, небольшим количеством серебра и золота.

После отставания отлитого гиганта начался процесс чеканки. Колокол разместили в специальной глубокой яме на металлической решётке. Решётчатое днище было закреплено на 12 сваях из сухого дуба. Крышкой для ямы являлось перекрытие из дерева. В общей сложности Царь-колокол был создан трудами нескольких сотен человек, среди которых находились скульпторы, резчики, столяры, кузнецы и представители других профессий.

После завершения всех работ по отливке гиганта встал вопрос о поднятии его на поверхность. В результате колокол так и не подняли — он остался лежать в глубокой яме. В 1737 году вблизи импровизированного хранилища для отлитого гиганта произошёл мощный пожар, который мог расплавить изделие. Во избежание порчи металлического сплава, колокол внутри ямы поливали водой. Но спасти его не получилось.

Изделие не расплавилось — эту проблему смогли решить с помощью воды. Но колокол начал трескаться — было насчитано 11 внушительных повреждений поверхности. Кроме этого, от нижней части гиганта отвалился 11-тонный кусок. Стоит заметить, что Царь-колокол, предназначением которого было прославление императрицы Анны Иоанновны, пролежал в яме около 100 лет. Причина банальна — из-за большого веса его не могли извлечь на поверхность.

Спасением для исполина стал известный архитектор Огюст Монферран, являющийся создателем Александровской колонны и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Благодаря сложным инженерным приспособлениям Монферрана, которые были разработаны для извлечения колокола, массивное литейное творение русских мастеров было поднято из ямы. Колокол закрепили на белом каменном постаменте без попыток использовать его на колокольнях.

В самом начале Великой Отечественной войны, при наступлении вражеских войск на Москву, внутри Царь-колокола находились узлы связи для Кремлёвского полка. Для отвлечения немецкой авиации и во избежание бомбардировок, изделие покрыли специальной тёмной краской, которая придавала колоколу матовость и убирала привлекающий внимание блеск. Гигант полностью справился с поставленной задачей, уцелел и принёс пользу во время войны.

Довольно часто и на протяжении долгого времени появляются идеи использования Царь-колокола по его прямому назначению. Предложения выглядят достаточно просто — колокол просто нужно спаять. Но специалисты по литью и акустике утверждают, что идея напрасна — колокол не сможет нормально звучать. Кроме того, собственного языка у него не было никогда.

Царь-колокол

Архитектурные особенности Царь-колокола

Для постамента под изделием был использован инженерный проект того же Огюста Монферрана. Верхняя часть Царь-колокола увенчана медной державой. К ней прикреплён витиеватый позолоченный крест, что также является результатом работы французского архитектора. Монферран выполнил декорирование колокола в стиле ампир — практически все его работы отличаются приверженностью данному направлению.

Царь-колокол впечатляет не только массой и огромными габаритами. Не менее интересна красота формы и утончённо прорисованные барельефы, на которых изображены царь Алексей Михайлович и императрица Анна Иоанновна. Кроме того, здесь посетители могут наблюдать растительный барочный орнамент на картушах и поясках. Есть изображения христианских святых — Иисуса Христа, Девы Марии, апостола Петра и Иоанна Предтечи.

Визуально выделяется ромбовидная форма сетки-трельяжа, которая украшена четырехлепестковыми цветочными розетками, а также другие цветочные и растительные росписи. Уникальный, мастерски исполненный декор, завораживает с первого взгляда — барельефы можно рассматривать долго и неоднократно. Есть и надписи, гласящие о деталях создания легендарного колокола.

Например, под изображением императрицы в нижней части изделия находится надпись, сообщающая об авторах колокола — отце и сыне Моториных. Туристы часто интересуются почему на стенках литого гиганта изображена не только императрица, но и её предки — многим непонятна их связь с колоколом. Это неудивительно, поскольку отец и дед Анны Иоанновны отливали свои уникальные изделия и правили до создания Царя-колокола.

В данном случае всех связывают обломки старого колокола. Например, Царь-колокол изготавливали из остатков старого разбившегося предшественника, который отлили при Алексее Михайловиче. Об этом историческом событии напоминает изображение царя во весь рост со скипетром, державой и в парадных одеждах. Большая часть колокола, который сохранился до наших дней, была изготовлена из остатков всех предшествующих изделий.

Над созданием шедевра трудилось большое количество специалистов. В сохранившихся документах упоминаются Пётр Галкин, Василий Кобелев, Пётр Серебряков и Пётр Кохтев, которые известны мастерством в пьедестальном деле. Большая часть архивов не сохранилась, и имена мастеров канули в Лету. Но некоторые специалисты известны — например, одним из архитекторов, принимавших участие в проектировании, является Фёдор Медведев.

Царь-колокол

Легенда о Царь-колоколе

Интересная и загадочная легенда датируется XVII — началом XVIII веков, то есть, петровскими временами. Согласно преданию, именно тогда мастера отлили данную достопримечательность. В тот же период царь вышел победителем в Полтавской битве и вернулся в Москву. Победа над шведами была триумфальной, в честь праздника в столице звонили все колокола.

Но только один из колоколов «отказался» звучать во славу царю, якобы это был тот самый царский гигант. Множество звонарей изо всех сил пытались оживить его язык, но бесполезно. Пётр I сильно разозлился и отправил войско на помощь звонарям. В результате Царь-колокол потерял язык, но так и не зазвонил. Люди заметили, что этот гигант превзошёл в упрямстве самого государя, нрав которого был известен окружающим.

До конца не веря в произошедшее, Пётр I рассвирепел не на шутку, взял в руки дубинку, ранее отобранную у шведского короля Карла XII, и с силой ударил по Царь-колоколу. Именно тогда по преданию от юбки колокола отвалился большой кусок. А гигант начал низко вибрировать, гудеть и внезапно полностью ушёл под землю. Представители старообрядческих считали, что если колокол выйдет на поверхность — скоро наступит апокалипсис.

Царь-колокол

Условия посещения

На территорию Московского Кремля посетители допускаются ежедневно с 10 до 17 часов, кроме четверга — это выходной день. Можно купить единый билет на посещение архитектурной композиции для себя и членов семьи, при этом предусмотрены льготные категории, скидки и бесплатное посещение — подробности указаны на официальном сайте. Царь-колокол находится в столице России на территории Московского Кремля.

Другие нюансы — действующие акции, возможность делать фото и другая информация доступны на сайте Кремля. Кроме желаемого осмотра Царь-колокола, единые билеты дают возможность полюбоваться Успенским, Архангельским, Благовещенским соборами, церковью Ризоположения, Патриаршими палатами с храмом Двенадцати апостолов, а также познакомиться с постоянными экспозициями и текущими выставками.

Царь-колокол

Как добраться

Необходимо добраться на метро до Александровского сада, который расположен у стен Московского Кремля. Здесь же, у станции метро, располагаются билетные кассы в Кремль. Купив билет, вы должны подняться в Кутафью башню, затем пройти по мосту — миновав Троицкую башню, вы окажетесь на территории Кремля. Теперь нужно дойти до Сенатской площади, повернуть направо и направиться к колокольне Ивана Великого.

Царь-колокол

История царь колокола (кратко)

Содержание

  • 1 Как отливали Царь-колокол
  • 2 Поднятие Царь-колокола и его реставрация
  • 3 Другие большие колокола

Царь-колокол — известный всему миру исторический памятник. Гигантский монумент занимает почетное место в Кремле. В 2020 году исполнится 285 лет колоколу, который за все время существования не издал ни одного звука.

Как отливали Царь-колокол

Государыня Анна Иоанновна хотела, чтобы в честь ее царствования был отлит колокол-исполин. Ответственное дело возглавил литейщик Моторин Иван вместе со своим сыном Михаилом. В 1730 г. вышел указ императрицы и стартовали подготовительные работы. В 1734-м торжественно начали плавить металл. В работе было задействовано более двухсот человек.

Во время плавления меди вышла из строя одна плавильная печь, из-за чего разлилось много раскаленной меди. Случился большой пожар, последствия которого пришлось устранять в течение года. Вскоре Иван Моторин скончался, так и не успев закончить начатое дело. Его сын Михаил возглавил литейные работы.

Было запущено 4 печи, в которых полтора суток плавилась медь. На отливание ушло более часа. 25 ноября 1735 г. стал днем окончания отлива самого большого в мире колокола. Масса царь-колокола составила 200 тонн, длина 6,24 м. и 6,6 м. диаметр. Предстояло еще выполнить работы по чеканке для нанесения рисунков. На это ушло еще полтора года, но в мае 1737 года произошло возгорание, в результате которого было обнаружено, что от колокола откололся большой обломок. Его вес составил 11 тонн.

Интересные факты:

  • Царь-колокол – безмолвный гигант, который не смог издать ни одного звука за более чем три века. Для него даже не отливали язык. А если бы начал звенеть, то издаваемые звуки могли вызвать страх и панику у людей и животных.
  • По мнению современных специалистов литейного дела, скол произошел из-за несоблюдения технологий при отливе. Случилось это перед пожаром, когда колокол находился в яме. Предполагается, что мастер Моторин знал, что колокол треснул еще до пожара.
  • До 1608 года самым большим был Великий колокол Дхаммазеди весом 297 тонн. Возможно, он так бы и остался лидером по размеру, если бы в 1608 г. не был похищен португальцем Феллипе Де Брито, который ненароком утопил колокол в реке.

Поднятие Царь-колокола и его реставрация

Царь-колокол оставался в яме для отлива в течение века. В 1836 г. великана подняли из ямы и установили рядом с памятником Ивану Великому. Только  в 1979 году начались реставрационные работы. В результате химического анализа было установлено, что в колоколе содержится не только мель и олово, но золото (примерно 72 кг) и серебро (полтонны).

На колоколе изображена  Анна Иоанновна в платье для коронации. Также запечатлен царь Алексей Михайлович во весь рост. В руке у него скипетр и держава. Это напоминание о том, что был предшественник колокола, вылитый при царе в 1652 году. Весил гигант 130 тонн и был самым большим, пока толпа не разбила его на Рождество 1654 года.

Другие большие колокола

До Анны Иоанновны были другие попытки запечатлеть правителей на огромном колоколе.

  • Начало положил Борис Годунов в 1600 году. По его указанию отлили 40-тонный исполин. Дело взял в свои руки мастер Иван Чоховой. Два года бурло украшало деревянную колокольню. Пожар уничтожил деревянные сваи, колокол упал и разбился. Это произошло в середине 17 века.
  • В 1652 году по велению Алексея Михайловича был установлен великан весом 130 тонн. Он был разбит в 1654 году.
  • В 1655 году колокол восстановили, его вес достиг 160 тонн. Прослужив 50 лет, он разбился при пожаре 1701 года.

Были предложения о перезаливки Царь-колокола в 1747 году, но эта затея оказалась дорогостоящей и трудоемкой. Царь-колокол остается самым большим, не имеющим аналогов в мире, историческим памятником.

История колоколов-гигантов заканчивается отливкой в Московском Кремле знаменитого Царь-колокола, который и сегодня можно увидеть на белокаменном постаменте у колокольни Ивана Великого. Для его создания был использован металл разбитого колокола А. Григорьева с добавлением большого количества меди. Более 250 лет назад императрицей Анной Ивановной был подписан указ о его отливке. В этом указе от 26 июня 1730 года говорилось: «Мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было весу 10 тысяч пуд».

Царь колокол

Графу Миниху было поручено «отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колокола купно со всеми размерениями». Миних обратился к «королевскому дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который по сей части «преискуснейшим почитается механиком». Этот заказ вызвал у почтенного академика явное удивление, еще более увеличивающееся после того, как он узнал определенный заранее вес колокола — 10 тысяч пудов. Однако предложение было принято, и Жермень составил необходимые проектные документы.

Как отливался Царь-колокол

Отливка колокола-гиганта была произведена, однако, совсем не по французскому плану. Работы по проектированию и отливке этого колокола были в конце концов поручены «колокольных дел мастеру Ивану Федорову сыну Моторину», числившемуся на службе в Московской канцелярии артиллерии и фортификации, потомственному московскому литейщику.

Царь колокол

Иван Федорович Моторин родился в 60-х годах XVII века в семье литейного мастера Федора Моторина, владевшего небольшим литейным предприятием. С детских лет усвоив все премудрости бронзолитейного дела, Иван Федорович в 90-х годах XVII века был уже известным мастером-литейщиком и имел в Земляном городе, в Пушкинской слободе, населенной пушкарями, собственный, крупный по тем временам, литейный завод. На этом заводе производились отливки колоколов разной величины и веса для многих московских церквей.

В 1701 году, после тяжелых потерь в артиллерии, понесенных молодой русской армией в сражении со шведами под городом Нарвой, Петр I сделал заказ на срочную отливку 115 бронзовых орудийных стволов. Для выполнения этой работы из казны были выданы все необходимые материалы. В короткий срок, начинавшийся с апреля 1701 года по февраль 1702 года, на заводе Моторина было отлито 111 трехфунтовых и четыре шестифунтовых орудия.

Именно ему, артиллерийскому и колокольному мастеру Моторину, и было указано 26 ноября 1702 года приступить к отливке колокола весом в 3300 пудов для колокольни Ивана Великого. Отлитый колокол получил название «Воскресенский».

Спустя два года в 1704 году, им же был отлит колокол «Великопостный» весом 923 пуда. В 1712 году с завода Моторина был привезен в Кремль и поднят на Царскую башню кремлевской стены известный «Набатный» колокол, весивший около 2 тонн.

Царь колокол

С этим колоколом связана одна из трагических страниц истории Москвы. Во время известного восстания в Москве в 1771 году, носящего название Чумного бунта, восставший народ собрался в Кремле под удары этого колокола. Разгневанная императрица Екатерина II, не найдя организаторов восстания, тех, кто «ударил в набат», приказала наказать сам колокол — отнять у него язык. Так, без языка, и висел этот колокол на Царской башне до 1803 года, когда при ремонте кремлевских стен и башен он был снят и отправлен в кремлевский Арсенал. Оттуда, в 1821 году, колокол был перенесен в старое здание Оружейной палаты и установлен в ее вестибюле. Этот колокол находится в Оружейной палате и поныне.

Царь колокол

Принятое в 1730 году решение об отливке Царь-колокола начало осуществляться лишь год спустя. Московская контора артиллерии и фортификации, уполномоченная руководить этими работами, тем не менее, была лишена возможности принимать самостоятельные решения. По всякому, даже не очень существенному поводу представители конторы капитаны Глебов и Рух должны были через графа С.А.Салтыкова, управляющего Московской сенатной конторой, обращаться в Петербург, в правительствующий сенат. Такой порядок решения организационных и чисто технических вопросов приводил к задержке подготовительных работ.

Только в 1731 году состоялось, наконец, решение сената, которым разрешено было «оной колокол переливать и к тому материалы и припасы покупать и подряжать из Артиллерии. Медь и олово отпускать по требованию Артиллерийской канцелярии».

Место для отливки колокола Московская канцелярия артиллерии и фортификации определила и согласовала с графом Салтыковым. Оно найдено было в Кремле во внутреннем дворе между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого.

Царь колокол

К этому времени Иван Федорович Моторин закончил составление колокола, над которым он работал вместе со своим сыном Михаилом. Решение всевозможных вопросов в утверждение проекта затянулось до мая 1734 года, когда, наконец, было получено разрешение сената на начало отливки колокола.

На месте отливки колокола для установки формы была вырыта яма глубиной 10 метров, имевшая внизу диаметр больший, чем наверху, на поверхности, где ее ширина определена была также 10 метров. Стены ямы были укреплены дубовым срубом и выложены кирпичом. Сруб был дополнительно укреплен железными связями. Дно ямы укрепили двенадцатью дубовыми сваями. На последние была положена железная решетка, которая являлась основанием самой формы. На решетке установлен был глиняный «болван», который определял внутренний объем тела колокола. После просушки и соответствующей подготовки на нем была выполнена из глины форма будущего колокола. В распоряжении Московской конторы артиллерии и фортификации не оказалось специалистов-мастеров, которые могли бы выполнить замысел Ивана Федоровича Моторина, т.е. украсить тело колокола необходимыми изображениями и надписями. В связи с этим, канцелярия была вынуждена обратиться в сенат с просьбой командировать в Москву специалистов «для сделания из дерева форм для святых и для персон ее императорского величества… и прочих украшений и надписи…». Специалистов прислали, ими оказались посланные еще Петром I для обучения «пьедестальному и формовальному делу» мастера Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Кохтев и Петр Серебряков.

Царь колокол

После окончания работ над формой приступили к изготовлению кожуха, на котором с внутренней стороны должны были отпечататься все скульптурные изображения фигур, просушки сначала формы, а затем и кожуха. Однако эти работы были задержаны, так как для их производства требовались соответствующие распоряжения из Петербурга.

В первой половине ноября начались приготовления к отливке, печи были зажжены, вокруг печей и рабочих построек все время находилось четыреста человек с пожарными трубами. В печи загрузили 14 212 пудов 27 фунтов металла. Плавка продолжалась 36 часов, и в 1 час 13 минут 25 ноября начался выпуск металла в форму из первой печи. Металл вылился из нее за 17 минут, а уже в 2 часа 25 минут весь металл из четырех печей вышел в форму. Таким образом, на весь процесс отливки Царь-колокола потребовалось 1 час 12 минут.

Через несколько дней после окончания отливки была разобрана забутовка вокруг формы, и окружающие увидели перед собой глиняную кору кожуха, закрывавшую собой сам колокол. Затем был разобран и кожух, после чего стало видно еще прикрытую кое-где пригорелой глиной поверхность колокола.

На литейной яме были восстановлены деревянные конструкции с множеством блоков и канатов, необходимые для того, чтобы приподнять колокол с решеткой, на которой он находился, и вынуть глиняный болван из него, создавший внутреннюю форму колокола. Итак, создание гигантского колокола, которое прошло с немалыми трудностями, было завершено 25 ноября 1735 года. Царь-колокол представляет собой выдающееся произведение русского литейного искусства. Он уникален как по своему весу, так и по размерам. Вес Царь-колокола составляет 12 327 пудов 19 фунтов, то есть 201 тонну 924 килограмма. Высота его равна 6 метрам 14 сантиметрам.

После освобождения колокола от формы под деревянным шатром, сооруженном над ямой, в которой он находился, застучали молотки чеканщиков, прорабатывавших своими чеканами все скульптурные, орнаментальные и текстовые украшения колокола. Художественная обработка поверхности Царь-колокола продолжалась в 1736 году и в первой половине 1737 года.

Как или кто разбил Царь-колокол?

В мае 1737 года в Кремле возник пожар огромной силы. Возле Царь-колокола вспыхнули деревянные постройки. Сбежавшийся народ пытался потушить упавшие на колокол деревянные конструкции подъемного устройства и остатки сооружений, прикрывавших яму. Опасаясь, что величественный колокол расплавится, они лили на него воду. Но это, кроме вреда, ничего не дало. Вода, попавшая на раскаленный металл, вызвала его резкое охлаждение. В теле колокола возникли трещины, и от него откололся кусок металла весом 11.5 тонны.

Надо сказать, что еще до завершения работ по отливке гиганта, Михаил Моторин предложил два проекта, рассчитанные на то, чтобы успешно поднять Царь-колокол из ямы.

Катастрофические последствия пожара 1737 года привлекли внимание к Царь-колоколу многих москвичей, которым хотелось сохранить замечательное произведение. В 1747 году литейный дел мастер Константин Слизов предложил проект воссоздания растрескавшегося колокола. В 1759 году за работу по переливке Царь-колокола готовы были взяться участники первоначальной отливки — мастера Маляров, Кохтев, Степанов. В 1797 году известный русский зодчий Матвей Федорович Казаков, по проекту которого предполагалось произвести в Кремле большие строительные работы, спустился в строительную яму, осмотрел колокол и насчитал на его теле десять больших трещин, не считая отколовшегося куска.

Однако ни одному из предполагаемых проектов не суждено было осуществиться.

Царь-колокол — уникальный объект литейного искусства

После окончания Отечественной войны 1812 года, в Кремле начали приводить в порядок территорию, восстанавливать пострадавшие сооружения. Вспомнили и о Царь-колоколе. Руководитель работ генерал Бетанкур в 1819 году поручил Монферрану осмотреть колокол и сделать с него рисунки. В 1820 году, яму, в которой по-прежнему находился колокол, расчистили, застлали досками, обнесли перилами и сделали даже лестницу, по которой можно было спускаться вниз.

Уже тогда было ясно, что Царь-колокол — уникальное произведение литейного искусства. Он был украшен рельефными изображениями и надписями. Парадный портрет императрицы Анны Ивановны подчеркивал тот факт, что колокол отлит по ее повелению. Изображения царя Алексея Михайловича напоминало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного еще в XVII веке во время его правления. Алексей Михайлович, также как и императрица, изображен в полный рост в парадном облачении с державой и скипетром.

Очень красивы два больших фигурных картуша, расположенные между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича. Их рисунок образуют крупные барочные завитки, растительные мотивы и ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками. Дополняют декор фигуры ангелов. Внутри картушей помещены пространные надписи об истории создания колокола.

Под изображением императрицы Анны Ивановны , на нижнем краю колокола, вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным».

Удивительно и орнаментальное убранство колокола. Это и легкий, изящный орнамент в верхней части, и два строгих пояса между изображениями святых с четким ритмом вертикально расположенных растительных гирлянд. В нижней части колокола — пояс из листьев аканта и пояс сложного по рисунку орнамента с крупными цветочными розетками.

Все орнаментальные мотивы исполнены свободно и уверенно, здесь, как и в портретах, в изображениях святых, чувствуется рука хорошего мастера.

Однако не все намеченное удалось осуществить, так как после пожара в Кремле в 1737 году работы по чеканке изображений и орнаментов были прекращены и часть украшений остались необработанными.

К сожалению, имя скульптора, создавшего прекрасный декор Царь-колокола, было со временем забыто. В XIX веке упоминались лишь имена его помощников — мастеров пьедестального дела Василия Кобелева, Петра Кохтева, Петра Галкина и Петра Серебрякова. Восстановить имя скульптора помогли архивные материалы — им оказался Федор Медведев.

Установка колокола на постамент 

Еще раз к вопросу о подъеме Царь-колокола вернулись в 1836 году. Августу Августовичу Монферрану поручили поднять колокол из ямы и поставить его на пьедестал. По своему прямому назначению использовать колокол было уже невозможно из-за многочисленных повреждений, полученных почти сто лет назад во время пожара.

Для подъема Царь-колокола по приказу Монферрана вновь были установлены над литейной ямой деревянные леса с системой блоков, канатов и воротов. На возведение лесов и других сооружений ушло почти полтора месяца. Наконец настал день подъема. В Кремле собралась огромная толпа. Вот последовала команда, и заработали вороты, натянулись канаты. Вскоре огромный колокол показался из ямы. Но тут стало ясно, что он тащит за собой часть железной решетки, на которой так долго стоял. Несколько канатов не выдержали тяжести и лопнули. Монферрану ничего не оставалось, как прекратить дальнейший подъем колокола.

Большое мужество проявил один из мастеров, участвовавших в подъеме этого гиганта. Он спустился в яму, над которой висел на столь ненадежных канатах Царь-колокол, и соорудил для него бревенчатый помост. На этот помост осторожно опустили колокол.

Монферрану и его помощникам пришлось позаботиться о новых канатах и об увеличении количества воротов. Ввиду большой тяжести колокола число воротов достигло двадцати.

Новый подъем колокола назначили на 23 июля 1836 года на 5 часов утра. На последние приготовления ушел примерно час, и в 6 часов 5 минут солдаты, занявшие свои места возле воротов, привели их в движение. На этот раз подъем Царь-колокола прошел успешно. Он занял всего 42 минуты 33 секунды.

Как только колокол был поднят над землей, яму, в которой он до того находился, накрыли бревенчатым помостом, который продолжили до самого постамента. На помосте, на деревянные полозья поставили деревянные тележки с катками и на них опустили колокол. С помощью большого числа солдат, вращавших вороты, колокол на катках передвинули к постаменту. 26 июля его установили на специально подготовленный восьмигранный постамент, где он стоит и поныне.

Восьмигранный постамент, выполненный по проекту А.А. Монферрана, сделан из блоков белого известняка и внутри сложен из красного кирпича. Все блоки связаны между собой железными скобами по горизонтальным рядам и кованными штырями по вертикали. Дополнительно постамент скреплен коваными железными полосами, верхние концы которых уходят в плоскость блоков.

На лицевой стороне постамента по распоряжению Монферрана была укреплена доска с надписью: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением г-ни имп. Анны Иоановны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего г-ря имп-ра Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день».

Монферран, взявший на себя труд поднять из литейной ямы и установить на постамент Царь-колокол, увенчал его специальным навершием. Навершие, покоящееся на «ушах» колокола, представляет собой шар, увенчанный золоченым крестом. Навершие было установлено уже после того, как колокол подняли на пьедестал.

Важным событием в истории этого выдающегося памятника русского литейного искусства стала его реставрация, впервые проведенная советскими специалистами в 1979-1980 годах.

Все работы по реставрации Царь-колокола выполняли специалисты Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. Постоянную консультацию оказывали им сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации. Немалую помощь оказали также научные сотрудники и реставраторы Кремля.

Летом 1980 года, когда в Москве проводились XXII Олимпийские игры, москвичи впервые увидели обновленный колокол. После реставрации он стал серебристо-белым, еще большую четкость и выразительность приобрел богатый орнамент памятника.

И сегодня правительство Москвы не забывает великого прошлого столицы, реставрируя главный колокол России.

Тысячи людей ежедневно приходят в Московский Кремль. Знакомясь с его достопримечательностями, они неизменно останавливаются возле Царь-пушки и Царь-колокола. Они — частица истории Кремля, Москвы, всего нашего государства. Они ярко и выразительно дополняют архитектурный облик Кремля, прославившегося во всем мире красотой и законченностью своего ансамбля.

  • Рассказ о царе берендее читать
  • Рассказ о хэллоуине на русском
  • Рассказ о швабрине внешность образование отношение к семье мироновых отношение к гриневу
  • Рассказ о хэллоуине на английском языке
  • Рассказ о шахматной ладье