- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин
- Образ и характеристика Цыфиркина в комедии Недоросль
Образ и характеристика Цыфиркина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Комедия великого русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина рисует нам картины быта и нравов дворянской семьи 18 века. В произведении представлены образы невежественных учителей, тянущих общество далеко назад. Одним из таких учителей является Цыфиркин. Фамилию такую Фонвизин подобрал неслучайно. Она показывает, что герой преподает математику и в ней содержится ироническое отношение автора к своему герою. Отставной солдат, он преподает уроки математики главному герою комедии Митрофану.
Цыфиркин невежественный учитель, он не дает никаких знаний герою и не требует от него никаких знаний. Он немного имеет знания в арифметике, но как преподаватель находится на низком уровне. Нельзя сказать, что он был плохим человеком. Он добрый и трудолюбивый герой, им не двигает корысть и расчетливость. Простаковы рады были взять именно его на работу, потому что платили ему маленькое жалование, да и то в течение года ничего не платили.
Кроме обучения Митрофана он немного подрабатывает в городе, где помогает необразованным чиновникам выполнять их работу. Сам Цыфиркин не любит Митрофана, за то, что он ленивый и необразованный. Он сам прекрасно понимает, что обучая Митрофана, он не сможет его ничему научить. Понимая это, он даже отказывается брать деньги за свою работу, видя, что эта работа не приводит ни к какому результату. Думаю, что редко встречаются такие порядочные и благородные люди. Он был рад даже тому, что ему оплатили питание и проживание. Поэтому мы можем сказать, что Цыфиркин честный и добросовестный работник.
Цыфиркин – очень терпеливый человек. Прежде всего, он помнит, что он обычный преподаватель и ему приходиться терпеть оскорбления Митрофана. Конечно, тем самым Фонвизин еще раз подчеркивает недостатки нравов и порядков в дворянской среде. Описывая в комедии образы учителей, подобных Цыфиркину, Фонвизин пытался показать своим читателям убогую систему образования России того времени. На примере он наглядно показал, что детей должны обучать профессиональные преподаватели, но ни в коем случае служащие или учителя с улицы. Печально, конечно, и жалко, что такая система существовала долгое время. Но Фонвизин сумел высмеять эти пороки общества, указывая на их недостатки.
Думаю, что комедия «Недоросль» актуальна и сегодня. Но мы не должны допустить, чтобы она полностью перенеслась в нашу жизнь.
Сочинение про Цыфиркина
Юмористический сюжет произведения повествует нам о множестве интересных персонажей со своими характерами, взглядами на ту или иную ситуацию и со своими проблемами, которые они также решают по-разному. Однако выделить стоит одного персонажа, которому Фонвизин придумал замечательный образ.
Цыфиркин – отставной военный, который начал преподавать детям, дабы просвещать их, и учить чему-то новому. Этот человек поистине заслуживает уважения за свои убеждения, которые основываются на том, что превыше всего стоит культ науки и развития личности, науки и движения прогресса. Несмотря на низкую оплату, он всё также продолжает быть верным своим принципам, уделяя обучению других всё своё время и силы, даже если его ученик не собирается учиться, он всё равно сделает всё, что в его силах, чтобы заставить его.
Фонвизин сделал из Цыфиркина своеобразный идеал учителя, который отвергает всё кроме обучения и процесса познавания нового. Он даёт своим ученикам возможность учиться, даёт им знания, которые помогут им в их жизни, практически не прося ничего взамен, за что он и заслуживает безмерного уважения. Его образ у Фонвизина выражает всё то стремление человечества к прогрессу, всю ту искру, которая бурлит в человеке, заставляя идти его в неизвестность, и двигать прогресс вперёд.
Также в его характере проглядывается неприязнь к людям, которые имея возможность помогать остальным, необязательно в обучении, не помогают, таких людей Цыфиркин ненавидит всем сердцем, так как, по его мнению, они только проживают свою единственную жизнь зря, не давая возможности себе и другим учиться и познавать что-то новое. В общем и целом, автор создал его как идеал, на который необходимо равняться, так как даже человек далёкий от науки, старается приобщиться к ней сам, и с огромной охотой приобщает к ней других.
Я считаю, что его образ, это то, к чему каждый должен идти и пытаться добиться. Цыфиркин – человек поистине уникальный, бескорыстный, и старающийся идти вперёд, несмотря на упрёки окружающих, и, несмотря на отсутствие поддержки от всё тех же окружающих.
Вариант 3
Фонвизин Денис Иванович – это русский писатель, который получил образование в Москве. Благодаря своей смышлёности, мог быстро переводить с иностранных языков много произведений. И вот в этом течении, появляется первый набросок «Недоросль». Позже по данной работе, заинтересовались великие писатели, которые и дали толчок историю данному произведению. Посещая театры, Денис Иванович предложил по своим наброскам, сыграть пьесу, что и закрепило устойчивое положение в обществе автора.
Пьеса Фонвизина «Недоросль», это пример тяжёлого времени России. Именно в этот период очень тяжело развивалось образование. В картине чётко выражаться человеческая сущность, каково быть честным, какие трудности могут быть на трудном честном пути. Именно такие люди, служившие в Российской армии по два десятка лет, оказывались без будущего. Армия делал из обычного человека, твёрдого и уверенного в себе солдата. Именно такое воспитание и дисциплина не позволяла лгать людям. Пьеса явно выражала именно чистые и открытые образы героев. Благодаря такому раскрытию темы, можно увидеть, как люди делятся на плохих людей и хороших, честных и лживых, корыстных и бескорыстных.
Образ человека, который не имел полного образования учителя, но уверенный в себе и в своих поступках бывший солдат, знающий структуру всех расчётов арифметики. Это и был Цыфиркин. В силу своего воспитания, учитель который мог преподавать за гроши, понимал, что много не заработает, и устроился преподавателем арифметики в дом Простаковых. Ребёнок в этой семье был очень ленив и разбалован, и в обычной школе он не способен был просидеть даже дня. Преподаватель – солдат, как его рисует автор, имел строгие взгляды на жизнь, и был очень терпелив и вынослив. Благодаря этим качествам, он мог работать учителем арифметики для этого ленивого парнишки, почти год без жалования. Занятия длились почти два года, но к его сожалению, ученик так ни чего и не добился в арифметике. В глубине души, Цыфиркин, верил, что парнишка хоть что – то усвоит и поймёт, но всё безрезультатно. В итоге своего бесполезного преподавания, бывший солдат, который всегда был честен со всеми, понимает, что он, ни заработал, ни гроша, и в какой — то степени винил в этом себя. Именно этот поступок и радует хозяев, и родителей ленивого мальчика, это им очень оказалось в руку. Семья была воспитана на фоне жадности к деньгам, и этот порок уже не куда ни денешь.
Старик Стародум, видит это действие со стороны, и понимает, что с солдатом поступили не честно. Видя его бескорыстное и честное сердце, старик выделяет ему приличное вознаграждение, что практически компенсирует его переживания.
8 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Цыфиркина в комедии Недоросль
Популярные сегодня темы
- Положительные и отрицательные герои комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Каждый герой комедии Д. И. Фонвизина Недоросль сыграл определенную роль в обнажении, высмеивании общественных недостатков, связанных с воспитанием, образованием людей.
- Пластов
Творческая деятельность Аркадия Пластова выражена в ярком воссоздании картин, отображающих красоты русских деревень и сел. Его работы отражают величие природы и труд крестьян.
- Анализ произведения Джейн Эйр Шарлотты Бронте
Роман «Джейн Эйр» — один из лучших мировых произведений, написанный в форме биографического любовного романа.
- Сочинение Праздник День пожилого человека 1 октября
Очень правильно, я считаю, что появился день и пожилого человека. Есть женский день, мужской… День детский тоже есть – летом. А вот про день стариков я слышу впервые. Да, и название правильное – лучше, чем старик, звучит.
- Сочинение Репортаж (в жанре репортаж)
Репортаж прямиком из школьной столовой. Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!
Характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль»
В пьесе Фонвизина «Недоросль» Цыфиркин является одним из учителей Митрофана. Даже по фамилии персонажа становится ясно, что мужчина обучал юношу арифметике. Однако уменьшительно-ласкательная форма иронично указывает, что он не был настоящим учителем. Подтверждение этому мы находим и в самой пьесе: Цыфиркин – отставной солдат, отслуживший двадцать лет в армии, он немного знает математику и разбирается в расчетах. На жизнь мужчина зарабатывает тем, что помогает приказным служителям проверять счета, а в свободное время учит детей. Одним из его учеников становится и сын Простаковых – Митрофан, которого он за гроши обучает арифметике. В Финале пьесы Цыфиркин отказывается брать деньги за обучение, досадуя, что за два года ему так и не удалось ничему научить ленивого и глупого юношу.
Характеристику Цыфиркину в пьесе дает Стародум, называя его добрым человеком. Отставной солдат вызывает симпатию как у героев пьесы, так и у читателей и зрителей – он честный, простой и трудолюбивый. Однако вводя Цыфиркина в систему образов комедии, Фонвизин, хотел не сколько показать образ доброго, располагающего учителя, сколько подчеркнуть кризис в российской системе образования той эпохи – когда учить молодых дворян нанимали не профессиональных учителей, а отставных малообразованных солдат, которые не могли воспитать сильную свободную личность.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Роман Павлушкин
14/18
-
Раяна Муслимова
18/18
-
Елена Шультайс
18/18
-
Гоша Кишенёв
18/18
-
Chika Az
14/18
-
Соня Лойко
18/18
-
Яромир Корнишков
12/18
-
Зоя Васильевна
18/18
-
Даниэль Жестков
16/18
-
Вадим Беккер
17/18
- Сочинения
- По литературе
- Фонвизин Д.И.
- Характеристика и образ Цыфиркина
Характеристика и образ Цыфиркина в комедии Недоросль
Цыфиркин является одним из трёх учителей Митрофанушки — сынка помещиков Простаковых в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Его фамилия намекает нам на то, что он – учитель арифметики. А её уменьшительная форма с иронией говорит о том, что он не настоящий учитель, хоть и хорошо знает арифметику.
Цыфиркин – отставной солдат, прослуживший в армии около двадцати семи лет. Он неплохо разбирается в расчётах, и в свое свободное время он подрабатывает, обучая детей арифметике. Одним из его учеников как раз и является Митрофан.
Помещики Простаковы наняли Цыфиркина за гроши и даже задолжали за год ему жалование, но несмотря на это, он порядочно выполняет дело, давая уроки непутёвому и ленивому Митрофану. К сожалению, ему так и не удалось ничему обучить этого невежду за два года. Хотя виноват во всём только Митрофан – он ленился на уроках и постоянно отказывался их учить. Но так как Цыфиркин – человек честный и порядочный, он не взял своё жалование, считая, что не заслужил его, что было на руку Простаковым.
Его мудрое решение высоко оценивает Стародум, который понял, что старому солдату совесть не позволила взять деньги за его работу. Он, называя учителя Митрофана добрым человеком, приятно удивлён тем, что тот сделал и поэтому за такой честный и искренний ответ наградил его высокой платой. А солдат, в свою очередь, с благодарностью принял от него награду.
Автор на примере Цыфиркина показывает, что очень важно быть умным и образованным человеком и немаловажно быть мудрым, справедливым и честным даже в наше время. Как я уже упомянула, Цыфиркин не был настоящим учителем, но Фонвизин поставил его другим персонажам в пример как достойную личность. Даже сам Стародум описал его как хорошего, порядочного человека, из чего мы можем сделать вывод, что Цыфиркин обладал важными качествами для учителя – он был предан своему делу и объективно оценивал свой труд.
Кроме того, что Цыфиркин честный и мудрый, он ещё и отзывчивый. Он сочувствует бедной Еремеевне, которую Простаковы всячески обзывают, а в особенности их сынок Митрофанушка. Но, к сожалению, он ничем не может ей помочь.
Цыфиркин является немаловажной фигурой в комедии. Несмотря на то, что он – второстепенный герой и появляется не во всех сценах, автор с помощью него выражает свою мысль о том, что учителя должны быть такими же, как и Цыфиркин – преданными своему делу.
Вариант 2
Одним из второстепенных персонажей произведения является учитель Пафнутьич Цыфиркин, преподающий сыну Простаковых Митрофанушке арифметику.
Писатель представляет героя в образе сильного, крепкого мужчины, отставного сержанта, прослужившего на военной службе более двух десятков лет в подчинении офицера Милона. Будучи небогатым человеком и неплохо освоившим математическую науку, Цыфиркин вынужден заниматься репетиторством, обучая детей арифметическим знаниям и оказывая помощь неграмотным помещикам в ведении бухгалтерских расчетов, хотя и не является профессиональным преподавателем.
Цыфиркин занимается с Митрофанушкой более двух лет, стараясь дать необходимые арифметические основы невежде, однако никаких результатов в достижении поставленной цели не добивается, поскольку Митрофанушка оказывается непутевым и ленивым учеником, отказывающимся постигать непростую математическую науку. Привыкший к постоянному труду и не любящий праздный образ жизни, Цыфиркин старательно пытается донести до ученика основы арифметики, но понимает, что все его труды окажутся бесполезными, поэтому не симпатизирует ленивому и глупому Митрофанушке.
Характерными чертами Цыфиркина писатель называет его порядочность и честность, выражающихся в получении им жалования за проделанную работу, от которого учитель отказывается, считая, что не заслуживает вознаграждения, поскольку не смог обучить сына Простаковых никаким математическим знаниям. Этот честный и порядочный поступок Цыфиркина радует жадных, корыстных родителей Митрофанушки, использующих любую возможность сэкономить свои сбережения.
Однако, с точки зрения Стародума, Цыфиркин проявляет себя в качестве нерасчетливого и трудолюбивого человека, у которого полностью отсутствует корысть, но присутствуют честь, искренность, совесть. Мудрый старик решает самостоятельно отблагодарить добросовестного и честного учителя, вручая ему достойную награду, которую тот благодарно принимает.
Используя образ одного из учителей главного героя комедии, писатель раскрывает с помощью него проблематику системы образования в России того периода времени, связанную с отсутствием в стране необходимых высококвалифицированных учителей, но при этом демонстрирует положительные качества малопрофессионального учителя в лице Цыфиркина, обладающего преданностью выбранной науки, трудолюбием, справедливостью и объективностью по отношению к собственной работе.
Сочинение про Цыфиркина
Среди второстепенных персонажей пьесы Фонвизина «Недоросль» особое внимание уделяется учителям Митрофана. Госпожа Простакова хоть и заверяла окружающих, что ее заботит образование сына, но никогда глубоко этим не интересовалась, и потому наняла ему первых попавшихся учителей, которые по сути даже не были учителями. Среди них наиболее достойным был Цыфиркин, который владел основами арифметики и в отличие от других учителей действительно пытался хоть чему-нибудь обучить своего ученика.
Цыфиркин действительно разбирался в арифметике, хоть и не обладал ученой степенью. Он был отставным солдатом и теперь зарабатывал на жизнь помогая помещикам вести бухгалтерию и за небольшую плату обучая непутевого Митрофана. Однако к его великой досаде он так и не смог ничему обучить этого тунеядца и, будучи человек честным, решил отказаться от платы. Это решение очень понравилось Стародуму, который оценив честность Цыфиркина по достоинству, решил наградить его высокой платой за работу.
На примере Цыфиркина автор показывает, что важно быть образованным человеком, но не менее важно обладать высокой нравственностью, честностью и чувством справедливости. Несмотря на то, что Цыфиркин не был настоящим ученым, он ставится в пример другим персонажам, как достойная личность. Сам Стародум охарактеризовал его как хорошего человека, из чего мы делаем вывод, что он импонирует честному учителю.
Конечно одной из основных идей пьеса является необходимость реформы образования. Автор не раз намекает на то, что в России нужны высококвалифицированные учителя, которые будут добросовестно исполнять свою работу. Ведь судьба страны зависит от взглядов ее интеллигенции. В случае же Цыфиркина, автор показывает, что хоть он и не является настоящим математиком, он обладает намного более важными для учителя качествами — преданностью своему делу и объективной оценкой своего труда.
Цыфиркин является значимой фигурой в действии комедии. Несмотря на то, что он появляется лишь в нескольких сценах, он выражает собой представления автора о качествах, которыми должны обладать учителя.
Образец 4
Во многих произведениях отечественных писателей, так или иначе, затрагивается тема человеческой безграмотности, человеческой невежественности, и, конечно же, нежелания к обучению. Все эти пороки в большинстве случаев очень сильно высмеиваются, дабы отбить у читателя всякое желание вести такой, казалось бы, привлекательный образ жизни, что без сомнения отлично влияет на мировоззрение читателей. Одним из таких авторов был Фонвизин. Он написал немалое количество действительно достойных своей известности произведений, в которых через призму юмора и сатиры показывал все человеческие низменности, и просил читателя отказаться от них, и жить по совести, наряду с разумом. Одно из таких произведений это “Недоросль”.
В произведении нас знакомят с множеством если не комичных, то уж точно забавных персонажей, которые тем или иным образом олицетворяют человеческие черты личности, явно гиперболизируя эти самые черты, таким образом, заостряя на них внимание. Создавая эти образы, автор тем или иным образом указывает на их составляющую характера, что, конечно же, создаёт особый образ, который в свою очередь создаёт отражение своего собственного места в произведении, другими словами как бы создаёт некий оплот именно своей черты. Одним из таких персонажей является учитель Цыфиркин.
Цыфиркин – бывший солдат, который вызвался преподавать в барском доме арифметику их сыну. Однако, так как учитель из него не лучший в мире, у него мало что получается, в особенности в обучении их сына арифметике. Но, понимая это, и признавая свою вину, Цыфиркин не берёт платы за своё преподавание, так как осознаёт, что хоть ученик ленив и не очень умён, он всё-таки несёт ответственность за то, что тот до сих пор ничему так и не научился. Потому можно сделать вывод, что Цыфиркин, это не тот персонаж, которого интересуют деньги или материальные блага, он, скорее человек чести, человек которому необходимо одобрение со стороны, дабы он мог спокойно жить. Это характеризует его как человека доброй натуры, как человека, который всегда готов помочь нуждающемуся, готов помочь тому, кто этого заслуживает, и именно поэтому он и заслуживает уважения.
В произведении гиперболизированная черта Цыфиркина является альтруизм, ведь он просто обожает людей, и готов прийти на помощь всему и вся вокруг.
Характеристика и образ Цыфиркина
Несколько интересных сочинений
- Анализ сказки Ворон-челобитчик Салтыкова-Щедрина сочинение
Основным персонажем произведения является ворон, представленный писателем в образе старой птицы, переживающей о судьбе своей стаи и пытающийся отыскать защиту у более весомых представителей птичьего братства.
- Характеристика и образ Назанского в произведении Поединок
У офицерского состава полка, про который рассказывал автор в данном произведении, присутствуют обобщенные черты, которые сформировались у данных людей потому, что они вели весьма похожий образ жизни
- Анализ поэмы Ворон Эдгара По
Поэма для автора является одной из самых ярких произведений его творчества. Поскольку за основу взята жизненная ситуация самого автора. А именно трагическая судьба его жены Виргинии. И он посвящает ей несколько своих произведений.
- Сочинение по роману Отцы и дети Ивана Тургенева 10 класс
Произведение посвящено новым идеям, проникших в Россию девятнадцатого века. В образах его героев автор показывает разные стороны противоположных убеждений, господствовавших тогда в обществе.
- Сочинение на тему Летний отдых на каникулах
Это лето было просто замечательным. Почти все время я провел на даче у своей бабушки. У нее во дворе живет немецкая овчарка по кличке Барс. Даже не смотря на то, что собака сторожевая, по отношению ко мне она оказалась очень доброй.
Цыфиркин и Кутейкин. Художник Н. Муратов |
Учитель Цыфиркин является одним из второстепенных персонажей знаменитой комедии «Недоросль» Д. Фонвизина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль»: описание героя в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Недоросль»
Образ и характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль» Фонвизина: описание в цитатах
Имя персонажа в пьесе не указано, его отчество и фамилия — Пафнутьич Цыфиркин:
«…И Пафнутьич Цыфиркин…»
Цыфиркин является учителем математики Митрофана. Занятия продолжаются уже 2 года, но не дают результатов:
«…Вот и у их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну, и то правда, человек на человека не приходит…»
«…Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет…»
Учитель Цыфиркин — это отставной сержант, прослуживший в армии более 20 лет:
«…Я государю служил с лишком двадцать лет…»
«…Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин…» (Простакова о нем)
Цыфиркин служил когда-то в подчинении у офицера Милона, еще одного героя пьесы:
«…Ба! Это наш брат служивый! Откуда взялся, друг мой?..»
Как настоящий солдат, Цыфиркин является сильным, крепким мужчиной с «железными лапами»:
«…Один десятерых уберу!..» (Цыфиркин о своей силе)
«…Ой! ой! шелесны лапы!..» (у него «железные лапы»)
Судя по всему, Цыфиркин — бедный человек:
Милон: Чем же ты питаешься?
Цыфиркин: Да кое-как, ваше благородие!..»
Учитель Цыфиркин является добрым человеком:
«…Вот прямо добрый человек!..»
«…Вот тебе, друг мой, за добрую душу…»
Цыфиркин — неглупый человек. Он понимает, что его подопечный Митрофан должен не только повторять старый материал (то есть повторять «зады»), но и учить что-то новое:
«…Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся…»
Цыфиркин — честный, скромный, человек. Он никогда не берет того, чего не заслужил:
«…Сам, не заслужа, век не потребую…»
«…За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму…»
Будучи добрым человеком, Цыфиркин при этом является невежественным, плохим учителем. Он не способен преподавать математику ни Митрофану, ни кому-либо еще:
«…Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина…»
«…невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?..»
Цыфиркин немного разбирается в арифметике, но этого недостаточно, чтобы быть настоящим учителем:
«…Малу толику арихметике маракую*…» (*мараковать — разбираться, соображать)
Чтобы прокормить себя, Цыфиркин также работает в городе, где помогает неграмотным чиновникам вести их счета:
«… так питаюсь в городе около приказных служителей у счетных дел. Не всякому открыл Господь науку: так кто сам не смыслит, меня нанимает то счетец поверить, то итоги подвести. Тем и питаюсь…»
Учитель Цыфиркин — трудолюбивый человек. Он не любит праздно жить:
«…праздно жить не люблю…»
Цыфиркин — нерасчетливый, некорыстный человек. В этом он не похож на Кутейкина, другого учителя Митрофана:
«…ты не походишь на Кутейкина…»
Цыфиркин не любит своего ученика Митрофана за его лень и глупость:
«…Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски…»
При этом Цыфиркин терпит унижения и оскорбления от Митрофана:
«…Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать…»
В конце концов Цыфиркин отказывается брать деньги за уроки с Митрофаном, потому что понимает, что его занятия были бесполезны:
«…Не возьму ничего. Он ничего не перенял…»
«…кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…»
Критика о об образе Цыфиркина в комедии «Недоросль»
«Состав учителей … таков, что не мог внушить ему уважения ни к науке, ни к ее представителям. Глубоко невежественный и недобросовестный Вральман, добросовестный, но малосведущий Цыфиркин, малодобросовестный и невежественный Кутейкин: вот печальные жрецы науки, призванные победить традиционное невежество и природную лень Митрофанушки. <…> было бы необычайным чудом, если бы, при подобных условиях, он хотя чему-нибудь научился.»
(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин», под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Цыфиркина в комедии «Недоросль» Фонвизина, описание характера и биографии героя в цитатах.
Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»
- Сочинения
- Литература
- Фонвизин
/
/
Сочинение Цыфиркин в произведении Недоросль Фонвизина (Образ и характеристика)
Фонвизин в своем произведении показал образ Цыфиркина очень ярко и интересно. Он представлен в образе учителя Митрофанушки. Автор использовал прием «говорящей фамилии», так что с самого первого знакомства с этим персонажем, можно понять, что он преподавал арифметику. И все же, также хочется отметить, что персонаж не являлся мастером своего дела. Профессию преподавателя он выбрал не потому что она ему нравилась, или он хотел «проливать свет» новым ученикам. Немного разбираясь в арифметике и цифрах, герой решает преподавать уроки. Ранее он был на службе, и проработал там двадцать лет в качестве военного человека, который проверял расчетные счета своим сослуживцам, и в качестве дополнительного заработка, обучал детей.
Когда он приходит в дом к Простаковым, то они просят его обучить Митрофана математике. Платят они ему очень мало, и в финале произведения становится понятным то, что он так и не смог ничему обучить данного юношу. Несмотря на то, что учитель потратил целых два года, прилагая немало усилий для того чтобы донести до юноши глубокий смысл в своей науке, он не смог ничего добиться от него. Так как для Митрофана арифметика казалась чем-то ненужным, и он не мог понять, что простые расчеты, которые делают люди, также требуют обучения этому. Ведь, например, в ситуациях, с которыми юноша столкнется далее, покажут, что знания арифметики помогли бы ему во многом. Однако, он ленится постигать азы данной науки, и все свободное время старается бездельничать.
Очень неплохую характеристику Цыфиркин получает от Стародума, который называет его добрым и трудолюбивым человеком. Являясь довольно простым и миролюбивым человеком, который большую часть своей жизни отдал службе Родине, герой вызывает чувства уважения и сопереживания. Из-за того, что он не смог добиться результата, обучая Митрофана, становится понятным то, что это сделать не смог бы практически никто. Писатель хотел также затронуть такую тему, как образование. Он хотел подчеркнуть не только то, что Цыфиркин был добрым человеком, но также и то, что существует серьезная проблема с образованием. Ведь для многих оно являлось лишь дополнительным средством заработка, и учителями были весьма неопытные и молодые люди, которые не могли настаивать в тех ситуациях, когда это требовалось. В произведении данный герой показан трудолюбивым, искренним, жизнерадостным и миролюбивым. Он хотел, чтобы в стране было больше грамотных и образованных людей.
Сочинение 2
Учителя Митрофана в пьесе «Недоросль» не являются главными героями, но они, несомненно, играют важную роль в смысле всего произведения. Их наняли родители для своего сына, чтобы тот учился грамоте. В обществе того времени только появился закон об образовании для дворянских детей, но не все понимали значение обучения. Такой и была мать Митрофана Простакова, нанявшая учителей только потому, что так было нужно.
Одним из них был Пафнутьич Цыфиркин. Это был крепкий и сильный мужчина, но он не являлся настоящим учителем. В должности офицера он около тридцати лет отслужил в армии, и теперь вышел в отставку. Цыфиркин хорошо знал математику, и, чтобы подзаработать на жизнь, помогал необразованным помещикам в ведении бухгалтерских дел и занимался репетиторством с дворянскими детьми, обучая их арифметике.
Мужчина занимался с Митрофаном около двух лет. Цыфиркина наняли за ничтожную плату, но уже год ему не платили жалование. Отставной офицер всеми силами старался обучить невежду Митрована, но тот отказывался воспринимать хоть какие-то знания, проявляя свою ленивость и непутевость. И даже мать, воспитавшая сына таким, потакала ему в его лени и нежелании учиться.
Когда Простаковы решили расплатиться с Цыфиркиным, то он не принял от их денег. Учитель считал, что не заслуживает оплаты, потому что не смог дать парню никаких знаний. Порядочность и честность преподавателя сыграли только на руку жадным Простаковым, не желающим расставаться со своими накоплениями.
По мнению Стародума, Цыфиркин поступает опрометчиво, когда берет на себя вину за неспособности Митрофана к обучению. Но в то же время подмечает его трудолюбие, наличие совести и чести, а также полное отсутствие корыстных побуждений. Мудрый Стародум хочет сам наградить Цыфиркина за его добросовестные и честные старания, и учитель с благодарностью принимает награду.
На примере учителя Фонвизин доносит до читателя, как важно иметь образование, но и не забывать про нравственность, справедливость и честь. Автор ставит Цыфиркина в пример, как достойную личность и хорошего человека, несмотря на то, что он был не настоящим учителем.
Проблема, поднятая в пьесе, указывает на важность образования в стране и необходимость обучения квалифицированных учителей. Но хоть Цыфиркин и не был настоящим учителем, он обладал важными качествами, выражая преданность своему делу. Таким как он должен быть каждый преподаватель.
Характеристика Цыфиркина
Стоит сказать, что в данной замечательной пьесе, написанной великолепным писателем Фонвизиным, образ Цыфиркина представлен учителем Митрофанушки. Фамилия героя является «говорящей», и через нее становится понятным тот факт, что он приходился для юноши учителем арифметики. Благодаря тому, что автор использовал уменьшительно-ласкательную форму при обращении к данному персонажу, стоит сказать, что таким образом он хотел донести до читателя ту информацию, что настоящим педагогом его все же назвать было нельзя. Прослужив более двадцати лет в армейской службе, данный герой знает основы математических наук достаточно поверхностно, и стоит отметить, что практику он получил, помогая сослуживцам производить проверку их счетов.
Когда он становится учителем для сына Простаковых – Митрофана, то в конце произведения не берет деньги с родителей, потому что понимает, что за целых два года непрерывного обучения, не смог обучить молодого человека практически ничему. И здесь не показано то, что он не смог сделать этого из-за того, что был плохим педагогом. Скорее, автор хотел отобразить невероятно ленивого Митрофана, который привык ничего не делать и ни о чем не думать. Стоит сказать, что арифметика и математика не являются легкими для изучения предметами, и, следовательно, нужно прилагать немало усилий для того, чтобы изучить их. Это не входило в планы Митрофана, поэтому уроки Цыфиркина он слушал крайне невнимательно, и отказывался выполнять его задания, которые давал учитель для того, чтобы закрепить тему.
Из характеристики Стародума становится понятным тот факт, что он считает Цыфиркина достаточно добрым и приятным человеком, который вызывал положительные чувства как у самого автора, так и у читателей. Будучи весьма простым, спокойным и трудолюбивым персонажем, он не вписывался в привычную жизнь людей того времени, так как его система ценностей заключалась в том, что он считал свою деятельность полезной, и старался направлять все силы для того, чтобы реализовывать свое мастерство. Тот факт, что герой не взял денег с Простаковых, говорит о большой порядочности и честности данного персонажа. Помимо этого, в произведении показана такая мысль, что большинство учителей и педагогов того времени не являлись настоящими профессионалами своего дела. Например, тот же Цыфиркин, изначально был военным человеком, и его наняли для того, чтобы он обучал юношу.
`
Цыфиркин в произведении Недоросль
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Человек и природа в рассказе Бежин луг
В каждом из рассказов сборника «Записки охотника» Тургенев не только описывает жизнь крепостных крестьян, но и дает красочное описание природы. Удивительно
- Сочинение Вина и совесть
Один известный человек по имени С. Цвейг однажды сказал: «Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть». С этими словами невозможно не согласиться, ведь виновного всегда мучают навязчивые мысли о своём поступке.
- Женские образы в произведении Герой нашего времени
Произведение насыщено огромным количеством женских образов, которые нацелены на развитие образа главного героя. Именно женские образы всегда играют одну из ключевых ролей
В пьесе Д. И. Фонвизина особое внимание уделяется учителям Митрофанушки. Госпожа Простакова интересовалась образованием сына только на словах, поэтому наняла для обучения подростка грамоте и письму первых попавшихся людей. Насколько правильным было ее решение относительно точных наук, позволит понять характеристика Цыфиркина из «Недоросля». Она необходима школьникам во время изучения произведения и оценки поступков персонажей.
Оглавление:
- Значение в комедии
- Поступок Цыфиркина
- Общая характеристика по плану
- Тематический доклад
Значение в комедии
Обучение сына четы Простаковых соответствует моде своего времени и уровню родителей. Будучи неграмотными, они не стремятся к тому, чтобы ребенок получил знания. Однако по указу Петра I дети дворян не имели права жениться и поступать на службу без предварительного обучения слову божьему, арифметике, грамоте. Недорослей, которые не получили элементарного образования по указанным предметам, отдавали в матросы или солдаты без выслуги. Это и привело к тому, что у Митрофана появились учителя. Фонвизин рисует их образы по-разному, наделяя «говорящими фамилиями»:
- точные науки преподает Цыфиркин (ударение на букву «и» на втором слоге Цы-фИр-кин);
- грамоте учит Кутейкин;
- выразительности манер и французскому языку обучает Вральман.
Пафнутьич Цыфиркин (имя не указано) — второстепенный персонаж в комедии, иллюстрации к сюжетам которой оформляли многие художники. В прошлом он служил сержантом в подчинении у другого героя пьесы — Милона. Речевой стиль героя напоминает о военном прошлом. Лексикон богат военными терминами и своеобразными оборотами.
Прослужив 20 лет «у царя», мужчина теперь в отставке. Он помогает городским приказным и неграмотным чиновникам проверять счета, подводить итоги. Параллельно около двух лет обучает точным наукам Митрофана Простакова.
Учеба не продвигается, поскольку недоросль не хочет и не любит учиться. Он легко может оскорбить преподавателя, назвать «гарнизонной крысой» и постоянно грозит пожаловаться на него матушке.
Поступок Цыфиркина
Цыфиркин — хороший и честный человек. Однако он взялся не за свое дело, поскольку является невежественным, плохим педагогом. Научить Митрофана ему не удалось, поэтому в финале произведения он отказался от денег. Пафнутьич разбирается в арифметике неглубоко, но при желании самого подростка мог бы дать ему начальные знания.
Однако семья категорически против того, чтобы Митрофан умнел, и Цыфиркин это быстро понял. Он согласен взять деньги только за честную службу, но «по-пустому не брал и брать не собирается». Подобные речи вызывают уважение у Стародума, и он награждает учителя сверх меры. Он же дает главную оценку учителю из рассказа, называя его «добрым человеком».
Фонвизин ввел персонаж Цыфиркина с целью указать на кризис системы образования. В преподаватели молодым дворянам нанимали не профессионалов, а отставных малообразованных солдат.
Педагог по арифметике не любил ученика за лень и глупость и не раз кратко подчеркивал, что отдал бы ухо, лишь бы недоросля наказать по-солдатски. Однако он был некомпетентен в профессии учителя и не смог победить природную лень и невежественность подростка.
Общая характеристика по плану
При перечислении учителей Митрофана Фонвизин характеризовал Цыфиркина из комедии «Недоросль» выражением «добросовестный, но малосведующий». Он подчеркнул, что хоть персонаж и не является хорошим математиком, но обладает более важными качествами — преданностью делу и способностью объективно оценивать труд. Несмотря на то что учителя можно увидеть только в нескольких сценах, он играет важную роль в произведении, выражает качества, какими, по мнению Дениса Ивановича, должны обладать преподаватели. Для описания персонажа школьники могут использовать следующий план:
- Описание героя. Персонаж комедии «Недоросль» Цыфиркин — отставной сержант. Покинув службу, он живет за счет некоторых познаний в математике. Поскольку многие ответственные лица в городе не умеют считать, он с трудом зарабатывает на жизнь, оказывая услуги счетовода и обучая детей за гроши. Привычки, полученные за годы службы, до сих пор дают о себе знать. Цыфиркин часто использует характерные фразы. Например, цитаты: «провианту не стало», «нам куда поход».
- «Дал мне Бог ученичка». Услуги преподавателя арифметики потребовались госпоже Простаковой для обучения Митрофанушки. Для бывшего военного это сущее наказание. Во-первых, ему приходится идти в имение господ пешком, проходя три версты (около 3,2 км). Во-вторых, спустя два полных года обучения подросток так ничему и не потрудился научиться, даже до трех не может сосчитать. Наглядный пример — урок арифметики, который демонстрирует невежество юнца, пользующегося поддержкой такой же необразованной матушки.
- Благородство бывшего военного. Кутейкин и Цыфиркин осознают, что их усилия никогда не принесут плодов. Митрофан уже взрослый, не хочет учиться, а хочет жениться. Учителей объединили ненависть к Вральману и презрение к подопечному. Однако в финале выясняется разница между преподавателями. Кутейкин не отказывается от денег за службу. Цыфиркину брать гонорар стыдно, поскольку он ничему не научил недоросля. Деньги мужчине нужны, но он их не берет, так как считает, что не заработал. Достаточно 10 рублей, полученных за первый год обучения. Милона, Стародума и Правдина изумляет такой благородный жест. Предоставленное ими вознаграждение — лучшее признание для отставного военного. Оно позволяет говорить о Цыфиркине как о положительном персонаже.
Тематический доклад
Пафнутьич (Цыфиркин) — персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Отставной сержант зарабатывает на жизнь благодаря скудным познаниям в арифметике. Он обучает счету детей и помогает вести дела неграмотным приказчикам в городе. Фамилия персонажа указывает на род его деятельности и напоминает от открытых по указу Петра Первого «цыфирных школах» (с 1714 г). Образ героя эпизодический, однако он важен для изучения вопроса воспитания недоросля Митрофана Простакова.
Так же как и другие преподаватели подростка, Цыфиркин плохо образован и не справляется с поставленной задачей по обучению арифметике. Однако он отличается от Кутейкина и Вральмана благородством. На примере биографии Цыфиркина автор показывает, как ценит государство бывших солдат. Выйдя в отставку, они вынуждены работать за гроши, влачить жалкое существование, терпеть оскорбления обеспеченных недорослей-учеников.
Митрофан — тяжелый ученик для Пафнутьича. Несмотря на старания, он не может научить подростка и поэтому не берет деньги за работу, в отличие от Кутейкина. Поэтому при всей скудости знаний и некомпетентности в области преподавания Цыфиркин более близок Стародуму, чем дворяне — чета Простаковых и Скотинин.
Цитатные характеристики Цыфиркина из комедии «Недоросль» (необходимо выписать для сообщения):
- «…Праздно жить не люблю…». Подтверждение того, что Цыфиркин трудолюбив.
- «…Малу толику арихметике маракую». Немного разбирается в арифметике.
- «…кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял…». Обращение к Митрофану, который не хочет учиться счету.
- » Ваше благородие всегда без дела лаяться изволите… «. Краткий ответ эмоциональному ученику на его грубость.
- «…Не возьму ничего. Он ничего не перенял…». Отказ от предложенного денежного вознаграждения.
- «…Сам, не заслужа, век не потребую…». Фраза подтверждает то, что Цыфиркин благороден и честен.
Образ Цыфиркина в комедии правдив и убедителен. С помощью простого и честного персонажа Фонвизин акцентирует внимание на кризисе системы образования.
Автор наглядно показывает, что детей должны учить не служащие, бывшие военные или люди с улицы. Описанная в комедии система существовала долгое время, и в сюжете указаны ее недостатки.
На чтение 5 мин. Опубликовано 25.05.2020
Фонвизин даёт краткую характеристику Цыфиркина в комедии «Недоросль», ведь персонаж второстепенный. Понять и воссоздать образ нерадивого учителя арифметики можно, исходя из его собственной речи и из разговоров других действующих лиц. Автор вводит в рассказ этого участника, чтобы показать всё несовершенство образования Старой Руси.
Содержание
- Безграмотный учитель
- Цитаты из комедии
- Сравнение учителей
- Школьные задания
Безграмотный учитель
В произведении Фонвизина характеристика персонажей начинается с фамилий. Правдин и впрямь был человек честный, Скотинин же отличался безмерной любовью к животным, повторяя их манеры и в общении с людьми, а Цыфиркин — учитель математики, отставной служивый, который немного умел считать и вести дела.
В комедии имя героя не упоминается, только его отчество и фамилия. Человек он был добрый, честный, даром денег не брал. Так, в конце рассказа персонаж отказывается от зарплаты, ведь он не смог научить арифметике своего ученика Митрофанушку.
На протяжении двух лет пытается Цыфиркин дать образование парню, но без толку. Учитель очень не любит Митрофана за его лень, так как именно она мешает ученику понять предмет. Но разговаривает с господским сынком всегда учтиво, что характеризует его как мужчину со сдержанными манерами.
Это не удивительно, ведь в биографии Цыфиркина есть такой факт — он бывший военный, отставной сержант. В его речи то и дело проскальзывают выражения служивого и постоянные подсчёты также присущи в разговорах. Он силён, по высказыванию одного из действующих лиц, имеет крепкие кулаки.
Учитель арифметики небогат, он подрабатывает тем, что ведёт счета в городе у нескольких людей, а также преподаёт детям математику. Эти гонорары и составляют его доход. Автор в моменте описания подработок персонажа делает ударение на том, какие в то время были учителя, что они не имели достаточного образования, лишь поверхностное понятие о предмете. Вряд ли Цыфиркин мог чему-либо научить детей.
Своим характером и бескорыстностью учитель заслуживает уважение господ и бывшего сослуживца, которые его щедро одаривают за труды, хотя и бесплодные.
Цитаты из комедии
У Цыфиркина постоянно все слова и шутки сводились к различным подсчётам. Например, при разговоре со служанкой Простаковых, которая жаловалась на нелёгкую службу у хозяев за маленькие деньги, он произносит:
«Смекнём же за столом, что тебе доходу в круглый год».
А после предложения Кутейкина бедной служанке выпить с ними рюмочку Цыфиркин говорит женщине, пытаясь её успокоить и развеселить:
«А там другую, вот тебе и умноженье». Его речевой текст полон подсчётов, но он их произносит с юмором, не нудно.
Не любит учитель праздного господского сынка, порицает его за лень:
«…Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трёх перечесть не умеет».
Видит и осуждает хозяев за плохое отношение к челяди:
«Здешние господа добры командёры.» Цыфиркин имеет ввиду, что плохо кормят, кричат и бьют слуг, только и могут, как командовать. Жизнь крестьян невыносима, учитель им сочувствует, но и сам не противится господам.
Математик был мужчина с сильными кулаками, так когда он ударил по плечу Вральмана, тот воскликнул:
» Ой! Ой! шелесны лапы!»
Также он мог быть угрожающим по отношению к нечестным людям. Вральману он говорит:
«А мы те и честь отдадим. Я доскою…»
Учитель был человек искренний и правдивый, когда пришло время получить зарплату за работу, он говорит:
«Не возьму ничего. Он ничего не перенял».
Но всё же с ним рассчитались, он был награждён за труды. Так, по их цитатной характеристике Цыфиркина в «Недоросле» видно, что мужчина был трудолюбивый, он два года пытался образовывать Митрофана, несмотря на нежелание последнего чему-нибудь учиться.
Также ему претило издевательство над слабыми и неимущими. Цыфиркин был мягким человеком с твёрдыми кулаками.
Сравнение учителей
У Митрофана были помимо Цыфиркина ещё два учителя. Они преподавали:
- немецкий язык (Вральман);
- грамоту (Кутейкин).
По сравнению со всеми, Цыфиркин был самый бескорыстный и честный. Так, Вральман вообще выдумал, что он учитель, а на самом деле раньше работал лакеем и не говорил на немецком языке. Он человек:
- лживый;
- ленивый;
- бессовестный;
- трусливый.
Стоило Цыфиркину и Кутейкину припугнуть горе-немца, как он тут же сбежал, а из-за двери начал выкрикивать бахвальные фразы.
Учитель грамоты тоже не был открытым и честным человеком. Он требовал жалование за свою работу, хотя она не была выполнена как полагается, ученик так и остался глупым и необразованным.
Школьные задания
При прочтении комедии «Недоросль» ребята должны выполнить некоторые задания для закрепления материала. Например, такие:
- выписать цитаты из произведения, которые характеризуют конкретного персонажа;
- описать образ героя;
- кратко составить сообщение о действующих лицах.
При прочтении рассказа ребята должны знать, кто такой Цыфиркин, несмотря на то, что он второстепенный персонаж. Ведь благодаря этому герою можно увидеть всю трагедию существовавшего образования в старые времена. Именно поэтому персонаж имеет большое значение для комедии, а школьная программа изучает его отдельно.
Еще материалы по теме:
Жанр литературного произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Анализ пьесы Фонвизина «Недоросль»: жанр и композиция произведения
Сатира Д. И. Фонвизина против пороков общества в комедии «Недоросль»
Читательский дневник по комедии «Недоросль» Фонвизина
Краткая характеристика главных героев пьесы Фонвизина «Недоросль»
Произведение Фонвизина «Недоросль» как комедия классицизма
Краткое содержание действий комедии Фонвизина «Недоросль»
Характеристика героя Кутейкина из комедии «Недоросль»
Сочинение для 7 класса на тему «Недоросль»
Краткая характеристика Вральмана из комедии Фонвизина «Недоросль»
Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»