Рассказ о действительно происходивших событиях термин

Что такое сторителлинг, чем он отличается от привычных историй, и какие примеры сторителлинга можно найти среди известных литературных произведений? Читайте ответы в нашей статье!

Сторителлинг (от англ. storytelling) – это мастерство рассказывать увлекательные, запоминающиеся истории.

Литература создает порядок из хаоса реальности. Нагляднее всего это проявляется в ее способности рождать из слов связные истории.

Можно подумать, что истории, словно фрукты, свисают с ветки, и писателю нужно только сорвать их. Но реальность гораздо сложнее. Поэтому сторителлинг – это не просто рассказ о событии, а создание полноценной истории, которая:

  • захватит внимание,
  • затронет чувства и эмоции читателей, и
  • останется в памяти надолго (или навсегда).

Nota bene. Поскольку эффективный сторителлинг отталкивается от тех же принципов, что и лучшая художественная литература, рекоммендуем ознакомиться со статьей «Как написать книгу», где дана подробная инструкция к созданию бестселлера для начинающего автора.

Сторителлинг: разница между историей и сюжетом

Э. М. Форстер определил «историю» как последовательность событий, связанных хронологией, а «сюжет» как события, связанные причиной и следствием.

Чтобы лучше понять, что такое сторителлинг, представьте истории и сюжеты как концы одного отрезка.

Истории в чистом виде, самые простые и часто самые захватывающие, отвечают на вопрос «А что дальше?» Это те истории, которые нам больше всего нравятся в детстве.

В середине отрезка находятся книги, где история – по-прежнему главный элемент, но хронология уже не так очевидна. В качестве примера можно привести романы о Гарри Поттере или фэнтезийный цикл «Песнь льда и пламени».

Большую часть повествования в «Гарри Поттере» Гарри выясняет, что произошло между его родителями и злодеем Волдемортом до его рождения. Эта информация дается в воспоминаниях, рассказах других персонажей, таинственных документах и магических видениях, которые Дж. К. Роулинг использует, чтобы запутать хронологию.

Построение «Песни льда и пламени» еще сложнее. Вымышленный мир Вестероса имеет долгую, запутанную историю, которая началась до событий первой книги. История рассказывается с точки зрения многих персонажей, иногда возвращаясь к более ранним событиям. Сюжет книг невероятно захватывающ, но значительная часть удовольствия от чтения связана с элементами, не относящимися к сюжету.

Наконец, сюжет в чистом виде представлен, например, романом Джозефа Конрада «Лорд Джим». Этот сюжет настолько сложен, что подходит для сторителлинга лишь в исполнении гениального мастера, хотя основные события истории довольно просты.

Это история о молодом человеке, совершившем ужасную ошибку, который теперь пытается искупить свою вину. Рассказанный в хронологическом порядке, «Лорд Джим» звучит как остросюжетная приключенческая история о кораблекрушении и его последствиях. Но сложность сюжета превращает ее в нечто более богатое.

Конрад запутывает хронологию, рассказывает историю с нескольких точек зрения. В результате читатель вынужден собирать историю жизни Джима по крупицам, что приводит к большему пониманию и сопереживанию.

Это не значит, что простое повествование хуже, а сложное – лучше подходит для сторителлинга. Оба подхода затрагивают разные стороны читательского восприятия и выполняют разные функции. Поэтому выбирать необходимо исходя из конкретной творческой задачи, стоящей перед вами как сторителлером (от англ. storyteller – тот, кто рассказывает увлекательные истории).

Структура сюжета и пирамида Фрейтага

Сторителлинг и Пирамида Фрейтага

Пирамида Фрейтага (структура пяти актов)

Аристотель утверждал, что история должна иметь начало, середину и конец. Сегодня чаще упоминается пирамида Фрейтага, основанная на теории Аристотеля. Рассмотрим ее на примере «Волшебника Страны Оз».

В этой книге экспозиция – все, что происходит от начала повествования до торнадо.

Мы встречаем всех главных героев. Дороти убегает с Тотошкой и встречает профессора Марвела. На обратном пути на ферму Дороти настигает буря.

Далее следует завязка, то есть событие, которое вносит конфликт в историю.

Одно из таких событий – конфликт между Дороти и Мисс Галч. Именно это заставляет Дороти бежать из дома. Но этот конфликт становится еще более сложным, когда торнадо переносит Дороти в Страну Оз. Там злая ведьма Запада угрожает убить Дороти. Еще один конфликт: Дороти хочет вернуться домой, но никто не знает, как отправить ее обратно.

Нарастание действия – это та часть, где сюжет становится более сложным и захватывающим.

В «Волшебнике страны Оз» нарастание действия включает в себя события до пленения Дороти в замке злой ведьмы.

Кульминация – самое драматическое и захватывающее событие в истории, и это настоящий ключ в сторителлинге.

Кульминация наступает, когда Дороти и ее друзья оказываются в ловушке, и Дороти убивает ведьму, облив ее ведром воды. По крайней мере, один из конфликтов, между Дороти и ведьмой, заканчивается, и сюжет начинает свой спуск вниз по другой стороне пирамиды.

Далее следует ослабление действия. Оно складывается из событий, происходящих непосредственно после момента кульминации.

Следующая точка сюжета называется решением, где разрешается конфликт персонажа.

После того как Дороти убила ведьму, волшебник решает проблемы Страшилы, Железного Дровосека и Трусливого Льва. Остается второй конфликт – тот факт, что Дороти хочет вернуться домой в Канзас. Решение приходит, когда Дороти узнает, что могла бы вернуться в Канзас в любое время, используя серебряные башмачки.

Завершение (развязка) – это конец истории (и сторителлинга), когда порядок восстановлен.

В «Волшебнике страны Оз» это последняя сцена в спальне Дороти, где она воссоединяется с тетей и дядей. Понимание Дороти самой себя и своего места в мире сильно изменилось.

Начало повествования (зачин)

Начало истории во многом определяет ее успех. Сторителлинг допускает разные способы начать повествование. Рассмотрим их.

Начать по порядку

Самый простой способ – это начать рассказывать историю с самого начала, как это делает Толкин в «Хоббите»:

«Жил-был в норе под землей хоббит».

Это простое предложение сразу сообщает, что мы находимся в фантастическом мире, населенном существами, называемыми хоббитами, и что они живут под землей.

Другой способ – просто изложить предпосылку истории, как это делает Франц Кафка в «Превращении»:

«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».

В конце этого (одного и единственного!) предложения мы уже знаем:

  • имя главного героя,
  • что он человек, охваченный тревогами, и
  • что он претерпел ужасную трансформацию.

Чрезвычайная эффективность такого начала делает его идеальным кандидатом для сторителлинга.

Начать с середины

Второй подход – начать сюжет в точке, где события уже идут полным ходом.

«Илиада» не рассказывает о Троянской войне во всей ее полноте. К началу повествования война длится уже 10 лет. Несмотря на то, что в «Илиаде» упоминается о том, как началась война и как она закончилась, в ней не описывается похищение Елены или падение Трои.

Сторителлинг с середины – это вопрос выбора наиболее драматически важного момента. Шекспир мог бы начать «Гамлета» с похорон отца Гамлета или с последующей женитьбы матери Гамлета на его дяде Полонии, но он предпочел начать с появления призрака отца, требующего отмщения. Это сразу захватывает наше внимание, так что неудивительно, что «Гамлет» остается одной из самых известных историй в мире.

Начать с конца

Другой подход к завязке сюжета – начать рассказ с конца и подвести остальную часть к заданной кульминации. Данный метод требует не только четкого понимания того, как заканчивается история, но и незаурядного художественного мастерства, поэтому обычно применяется лишь асами сторителлинга. Отличный пример начала с конца – фильм «Подозрительные лица» (1995):

В этом случае определиться с началом легко: если есть преступление, которое нужно раскрыть, начинают с преступления или его прямых последствий; если двое влюбленных в конце должны быть вместе, нужно начать с их воссоединения, и т.п.

Бинарность сюжета в сторителлинге

Пирамида Фрейтага в простейшей форме – основа бинарного сюжета. В бинарном сюжете главный вопрос ставится в начале повествования, а ответ на него дается в кульминации или развезяке. Вот примеры таких вопросов:

  • Кто убийца? (стандартный ход для детективных романах)
  • Будут ли двое влюбленных вместе?
  • Вернется ли Дороти в Канзас?

Такая структура устойчива, но временами может ограничивать гибкость сюжета. У многих романов с традиционным сюжетом концовка угадывается после первых нескольких страниц или даже по обложке, а предсказуемость может разочаровывать.

Однако бинарный сюжет в сторителлинге не обязательно должен быть простым или бесхитростным. Существуют способы его усложнить.

Способы усложнения сюжета в сторителлинге

Сторителлинг не подразумевает усложнения ради усложнения, однако в ряде случае подобный ход позволяет добиться ощутимых дивидендов. Разберем их подробнее.

Масштабирование истории

Масштабирование (или скейлинг, от англ. scaling) помогает охватить более широкие временные рамки и задействовать дополнительных персонажей. В сторителлинге такого типа несколько бинарных сюжетов сплетаются в одно большое повествование.

Например, в романе Джордж Элиот «Мидлмарч» в центре истории – любовный треугольник. Но в книге есть и другие истории, каждая из которых следует своей собственной пирамиде Фрейтага: судьба Доротеи Брук, профессиональное становление Тертия Лидгейта, сближение Мэри Гарт и Фреда Винси, разорение мистера Булстрода.

Фрактальный сюжет

Пример фрактала

Пример фрактала

По-другому фрактал можно назвать разветвлением историй, по аналогии с ветвями дерева: более мелкие элементы повторяют структуру более крупных.

Цикл Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь льда и пламени» ставит бинарный вопрос: кто сядет на Железный Трон? Однако, в произведении этот главный бинарный сюжет состоит из огромного количества меньших, но не менее убедительных сюжетов на нескольких уровнях.

Скачкообразное или параллельное повествование

В первом случае сторителлинг осуществляется от лица нескольких персонажей.

Одним из известных примеров является роман Уильяма Фолкнера «Когда я умирала». История рассказана с точки зрения 15 различных персонажей, каждый из которых говорит от первого лица.

Другая разновидность – несколько историй, не связанных на протяжении большей части книги, объединяются в конце.

Например, эпопея «Властелин колец» – всеобъемлющая история о стремлении уничтожить Кольцо Всевластия. Она распадается на три одинаково важные сюжетные нити, которые ведут к кульминации – возвращению короля.

Параллельное повествование широко используется в сторителлинге. В частности, когда сюжетные линии из прошлого и настоящего сплетены вместе.

Прекрасным примером может служить роман А. Байетт «Обладать», в котором исход исторического сюжета (романтическая связь двух викторианских поэтов) определяет исход современного (поиски их переписки группой литературоведов).

Сокрытие информации и неизвестность

Утаивание – это механизм, с помощью которого автор и сторителлер решает, какую информацию скрывать на ранней стадии истории, а какую показывать и в каком порядке.

Например, в рассказе Ширли Джексон «Лотерея» речь идет о маленькой деревне, где раз в год проводится лотерея среди жителей. Человек, «выигравший» лотерею, забивается камнями до смерти. Основная причина, по которой эта история работает, – автор вводит понятие лотереи в первом абзаце, но до конца скрывает от читателя ее цель.

Интересный пример двойного утаивания информации (одним персонажем от другого и другим от всех, включая зрителей) – клип «До скорой встречи» группы «Звери»:

Другой вид утаивания основан на перестановке элементов традиционного сюжета. Этот метод не столько скрывает информацию, сколько предлагает ее читателю в необычном порядке.

Разгадка может происходить в любой точке повествования, но чаще она остается на финал. Во многих случаях информация дается читателю одновременно с тем, как ее узнают персонажи.

Флэшбэки и забегания вперед

И флэшбэки, и забегания вперед – это сцены, происходящие вне основной хронологии.

В повествовании от первого лица рассказчик часто сообщает читателю об исходе истории, а затем уже возвращается к началу. Забегание вперед может использоваться и в конце повествования, чтобы показать персонажей через несколько лет после основных событий. Примером такого подхода является рассказ Элис Манро «Дева-нищенка».

Флэшбэки более распространены. Их очень любят авторы детективных историй, но и в других жанрах они с успехом используются. Флэшбэки часто встречаются в экспозиции, например, когда читателю дается важная информация о предыстории персонажа. Тони Моррисон использует эту технику, чтобы показать момент рождения героини в романе «Возлюбленная».

Предзнаменование

Во многих случаях успех развязки зависит от того, насколько тщательно писатель подготовил для нее путь.

Антон Чехов сказал, что если в первом акте на стене висит ружье, в последнем оно обязательно должно выстрелить. Это фундаментальное понимание принципов сторителлинга. Каждая деталь имеет смысл и включена с определенной целью. Читатель будет одинаково разочарован как внезапным появлением «ружья», на которое изначально не было даже намека, так и «ружьем», показанным в начале, но не использованным в конце.

Один из примеров предзнаменования можно найти в рассказе Фланнери О’Коннор «Хорошего человека трудно найти». В начале рассказа бабушка пытается отговорить героя от поездки, ссылаясь на историю о сбежавшем преступнике, направляющемся во Флориду.

При первом прочтении этот эпизод кажется не более чем семейной комедией о беспочвенной паранойе старой женщины. Только на последних нескольких страницах, когда семья сталкивается с преступником, становится ясно, что без этого предзнаменования в первом абзаце история просто не имела бы того же эффекта.

Темп повествования и сторителлинг

Каждое повествование имеет свой темп. Это довольно скользкое и субъективное понятие. Одни читатели жаждут постоянного действия и замысловатых поворотов сюжета, другие хотят подольше задержаться на переживаниях и чувствах персонажей. Учитывая, что нет книги идеальной для всех, задача автора и сторителлера – найти правильный темп.

Длинная книга, которая изображает короткий период времени, вероятно, будет казаться медленнее, чем короткая книга о длительном периоде. Но длина сама по себе не является надежным мерилом темпа. Существует баланс между длиной истории и количеством событий и персонажей. Это – плотность повествования.

Темп всей истории

Вот как использует темп и плотность повествования Толстой в «Смерти Ивана Ильича».

Повесть открывается короткой главой, в которой рассказывается о недавней смерти Ивана Ильича. После этого на 11 страницах суммируются события первых 44 лет жизни героя. Последние три месяца его жизни растягиваются на 35 страниц. Темп замедляется, появляется больше деталей, больше внимания уделяется будничным моментам. На последнем дне рассказ замедляется еще больше. Последние полторы страницы посвящены последнему часу жизни Ивана Ильича.

Сравним эту историю с «Девой-нищенкой» Элис Манро.

Эта история занимает 33 страницы, первые 30 из которых изображают первый год отношений между двумя ее главными героями, Патриком и Розой. Затем, на последних трех страницах рассказа, Мунро суммирует несчастливый 10-летний брак Роуз и Патрика в пяти абзацах, прежде чем дать нам финальную сцену через 9 лет после их развода.

Темп в каждой из этих историй отражает различные намерения авторов.

Толстой показывает, что большая часть жизни Ивана Ильича была мелочной и эгоистичной. Он пробегает первые 44 года, чтобы задержаться на последних трех месяцах, когда страдания героя позволяют ему пересмотреть отношение к жене и сыну. Поэтому повесть замедляется по ходу, отражая нравственный и духовный путь Ивана Ильича.

В рассказе Эллис Манро все повествование направлено на то, чтобы подготовить читателя к финальному моменту. Автор изображает в деталях, почему Патрик и Роза никогда не должны были жениться и почему они все равно поженились.

Темп отдельных сцен

Темп эпизода зависит от его функции в повествовании, а отчасти от авторского замысла: важен он или нет?

Сцены, которые вводят новых персонажей в повествование, как правило, разыгрываются в медленном темпе. Напротив, интенсивно драматические или жестокие сцены могут разворачиваться либо быстро, либо медленно, в зависимости от намерений автора.

В конце «Моби Дика» капитан Ахав и команда «Пекода» преследуют большого белого кита в течение трех дней, ожидание растягивается на 40 страниц. Но затем смерть Ахава происходит в мгновение ока. Эффект шокирующий и безжалостный.

Окончание сторителлинга

Если начинать повествование непросто, то довести его до конца может быть еще сложнее. Удачная, яркая концовка может заставить повествование казаться лучше, чем оно есть на самом деле. И наоборот, слабая концовка может убить весь сторителлинг.

Два фундаментальных качества концовки: правдоподобие и удовлетворение.

Правдоподобие во многом зависит от нашего индивидуального понимания того, как устроен реальный мир, и как действуют реальные люди.

Например, в романе «Джейн Эйр» мистер Рочестер убеждает Джейн выйти за него замуж, не утруждая себя объяснениями, что он уже женат и держит свою первую жену взаперти на чердаке. В конце романа, после ряда поворотов сюжета, Джейн счастливо выходит замуж за мистера Рочестера.

Большинство читателей принимают эту концовку, учитывая условности того времени и потому, что желают Джейн счастья.

Удовлетворение финалом еще больше зависит от вкуса и личного опыта читателя. Нельзя убедить скептика удовлетвориться счастливой концовкой, описанной выше, как нельзя заставить людей изменить свое мнение о еде, которая им не нравится.

Окончание повествования – это то место, где ее смысл истории наиболее четко определен. Именно здесь раскрываются скрытые закономерности предшествующего сторителлинга. Секрет удовлетворительного финала не в том, что он завершен или открыт, счастлив или несчастлив, а в том, что больше нечего сказать: например, как в концовке «Титаника»:

Существует много видов концовок художественных произведений и сторителлинга. Рассмотрим два из них.

Разрешение конфликта

Этот вариант можно назвать бинарным окончанием. Оно разрешает ситуацию или отвечает на простой вопрос, поставленный в начале повествования.

Сюжеты с бинарными окончаниями часто критикуют как механические и надуманные. Но также верно и то, что бинарные концовки бывают высшей точкой истории.

Так, роман Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон» – это история шпиона Джорджа Смайли, которого британская разведка просит найти советского «крота» в ее рядах. Ле Карре усложняет финал романа, делая «крота» англичанином высшего класса и бывшим любовником жены Смайли.

Это бинарное окончание многослойно, потому что предательство «крота» является одновременно политическим, социальным и личным, а это настоящая находка для сторителлинга.

Осознание

Осознание – это точка, в которой повествование достигает глубочайшего понимания характера или ситуации. Одной из разновидностей такой концовки является прозрение.

Например, в рассказе Кэтрин Мэнсфилд «Мисс Брилл» автор описывает женщину среднего возраста, которая живет одна. Мэнсфилд показывает парк, где мисс Брилл бывает каждое воскресенье. Там она на какое-то время перестает быть одинокой, предаваясь фантазии о том, как все люди поют вместе. Но затем ее иллюзии разбиваются вдребезги, и в конце концов она видит себя такой, какой видит ее мир – старой, немодной и одинокой.

Здесь нет бинарного сюжета, нет ситуации, которую нужно разрешить, но история движется к неизбежному финалу.

  • Другие примеры сторителлинга

Заключение

Приемов и методов сторителлинга в литературе – множество. Все они направлены на создание захватывающей и незабываемой истории, которая понравится читателям. Конечно, великие истории – это не только набор технических приемов, но и частичка души автора, и знание читательской психологии, и умение работать со словом. Сторителлинг же помогает выстроить каркас, на который будут накладываться все остальные элементы. И помните: достичь вершин мастерства возможно лишь через упорный и регулярный труд, поэтому обязательно применяйте теоретические советы на практике, если хотите стать успешным сторителлером.

повествование

существительное

Значение слова повествование

Словарь Ушакова

повествование

повествование, повествования, ср. (книж.).

1. только ед. Действие по гл. повествовать.

2. Повесть, рассказ о каком-нибудь событии.

3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от описания и рассуждения (лит.).

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

повествование

функционально-смысловой тип речи, в котором говорится о развивающихся действиях, состояниях, процессах, событиях. П. располагает для реализации этого содержания специфическими языковыми средствами.

По своему значению, структуре и модальности П. с его динамичностью противопоставлено описание. Для выражения динамики действия П. обладает многообразной системой лексических и грамматических средств: семантические ряды глаголов со значением последовательности действий; смена временного плана в формах глагола; видовые формы глаголов со значением возникновения и мгновенности действия; вспомогательные глаголы, обозначающие возникновение действия или признака; обстоятельственные слова со значением временной последовательности; союзы со значением чередования, сопоставления или возникновения действия; порядок слов в предложении и микротеме.

П. художественного стиля богато и экспрессивно-эмоциональными, и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика, где используются различные стилистические пласты лексики, эмоциональные частицы, экспрессивные грамматические формы. Например: «— Так-то оно было,— продолжал рассказывать Пров, прижимая черным пальцем золу к трубочке, — нельзя счесть, сколько он погубил нашего народу… Вышлет генерал Барятинский войск, и все это войско Шамиль погубит… Сколько наших косточек на этом Кавказе легло, и-их, братцы мои…» (АТолстой. Петушок).

Лит.: См. лит. к статье Описание.

Л.Е. Тумина

Риторика: Словарь-справочник

повествование

в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке; П. предполагает рассказчика; П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории; П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог; в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.

Словарь лингвистических терминов

повествование

1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической – на передачу фактов, в разговорной речи оно тесно связано с эмоционально-оценочной информативностью высказывания. Инвариантная схема П. как типа текста включает ряд компонентов. Во-первых, это характеристика ситуации общения, в которой определяется отношение автора к получателю информации, формулируются задачи общения при помощи создаваемого текста, называются функции общения. Во-вторых, дается перечень структурно-композиционных частей, в который, как правило, входят: начало события (или завязка), развитие события (по-другому: развитие действия, кульминация), конец события (или развязка). В-третьих, характеризуется набор языковых средств, свойственных повествовательному типу письма: это ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий, формы слов или словосочетания, выражающие обстоятельственные значения времени, места и др. языковые средства. В повествовательный текст могут вводится элементы описания или рассуждения.

2. в риторике: рассказ о событиях в последовательном порядке;

П. предполагает рассказчика;

П. субъективно, т.к. включает разделенные образы рассказчика и аудитории;

П. основано на широком применении глагола, что активизирует такие категории, как время, наклонение, вид, залог;

в П. дейксис и модальность лежат в основе выделения аудитории словом и одновременно служат инструментом смысловой организации всего высказывания, границы которого определяются выраженным в слове единством действия.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

повествование

формально-семантический пласт литературного произведения, не связанный с речью того или иного персонажа.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Корр: авторская речь (не путать!)

Вид: «Поток сознания»

Асс: образ повествователя

* «Решающую роль в эпическом роде литературы играет повествование, то есть рассказ о происшедших событиях, который ведется «со стороны». Между временем действия и временем повествования о нем существует определенное расстояние. В отношении к повествованию изображаемое выступает как прошедшее» (Г.Н. Поспелов).

«Значительно чаще встречается тип повествования, в котором ряд речевых особенностей вообще не связан с особенностями речи персонажей, а представляет собой так называемую авторскую речь» (Л.И. Тимофеев). *

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

повествование

, -я, ср., книжн.

Изложение, рассказ о каких-н. событиях, фактах, людях.

* Неторопливое повествование. *

|| прил. повествовательный, -ая, -ое.

* Повествовательное предложение. *

Толковый переводоведческий словарь

повествование

в противополо женность описанию — изображение событий или явлений, шающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга; это главная часть авторской монологической речи.

Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

повествование

  Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение.

Тезаурус русской деловой лексики

повествование

Syn: рассказ

Энциклопедический словарь

повествование

в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей.

Словарь Ожегова

повествование

ПОВЕСТВОВАНИЕ, я, ср. (книжн.). Связный рассказ о какихн. событиях, о чёмн. совершившемся. Авторское п.

Словарь Ефремовой

повествование

  1. ср.
    1. Процесс действия по знач. глаг.: повествовать.
    2. Рассказ о ком-л., о каком-л. событии.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

повествование

— термин школьной теории словесности: один из четырех видов прозаического сочинения (описание, рассуждение, речь ораторская, П.). Определяется П. как изображение предмета (действия, события, происшествия) во времени (Стоюнин), в последовательном развитии, «в переходах от одного состояния к другому» (Филонов) в противоположность описанию — изображению предмета в пространстве «в известный, определенный момент времени» (Зеленогорский). Стоюнин полагал, что П. «представляет жизнь в связи с законами духа», а описание — «в связи с законами природы, которая дает предмету известный вид». Помимо таких метафизических основ, противоположение П. и описания имеет значение, поскольку основывается на различении статической и динамической точек зрения на явления. Эта внутренняя противоположность имеет и внешнее выражение: «описание излагается по логическому плану, П. — по историческому плану, в хронологической последовательности событий». П. распадается, однако, на те же три части, обязательные для «прозаического сочинения»: вступление, изложение и заключение. Деление его на виды неопределенно. Учебные планы, определяющие содержание наших учебников теории словесности, различают следующие виды П.: летопись, записки (мемуары), биографию, характеристику, историю. Деление это, координирующее понятия, подчиненные друг другу, лишенное единого основания (terlium divisionis) и подводящее характеристику и даже историю — науку, в современном ее виде являющуюся по преимуществу исследованием, рассуждением, — под понятие П., очевидно лишено научного значения.

Ар. Г.

Добавить свое значение

Предложите свой вариант значения к слову повествование

Цитаты со словом повествование

  • Что такое история человечества, как не предлинное повествование о невоплотившихся замыслах и несбывшихся надеждах?.
    Сэмюэл Джонсон

Синонимы к слову повествование

  • альманах
  • бытописание
  • диалог
  • история
  • легенда
  • новелла
  • одиссея
  • описание
  • очерк
  • повевший
  • поведенный
  • повести
  • повесть
  • рассказ
  • рассказывание

Однокоренные слова к слову повествование

  • авиаразведка
  • ведать
  • ведение
  • ведомо
  • ведомость
  • ведомство
  • ведомый
  • ведунья
  • ведьма
  • вестник
  • весть
  • возвестить
  • заведовать
  • заведующий
  • невежда

Определение

Предание – прозаическое произведение, в котором повествуется об исторических лицах и событиях прошлого. Такие тексты передаются из поколения в поколение. Предания возникают из рассказов очевидцев, но при передаче от одного человека к другому подвергаются изменениям. Источником преданий являются рассказы очевидцев.

Характерные особенности предания

От других жанров предания отличаются следующими особенностями:

  1. описываются исторические события;
  2. действующими лицами выступают исторические лица, мифо-эпические персонажи;
  3. повествование от третьего лица;
  4. восприятие событий как действительно происходивших;
  5. реалистический характер;
  6. наличие фантастических элементов;
  7. реальные факты смешиваются с вымыслом;
  8. свободная форма повествования;
  9. повествователь не выступает участником или свидетелем событий.

Особенности построения сюжета и композиции в преданиях

Степан Разин, иллюстрация

Степан Разин, иллюстрация

Предания имеют свободную форму повествования. В произведениях этого жанра нет устойчивых зачинов и концовок, определённых ходов развития сюжета. Нередко повествование скрепляется одним основным героем или ярким и необычным эпизодом.

Герои преданий могут быть неуязвимыми (Ермак), колдунами, разбойниками (Степан Разин, Емельян Пугачёв). В центре событий – яркая историческая личность (атаман, князь, генерал, царь и т.д.).

Деление внутри жанра: виды преданий

Выделяют два вида преданий:

  • Исторические предания, в которых повествуется о происхождении того или иного народа, объясняются памятные события и действия исторических лиц. Например: предания об Иване Грозном, о Рюрике, о Словене и Русе, Жанне д’Арк, Петре I,
  • Топонимические предания, в которых рассказывается об основании различных городов, о происхождении природных объектов (гор, озёр, рек и т.д.), памятников старины, объясняются названия населённых пунктов (сёл, городов, стран и др.).

Список литературы
  1. Предания / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь – М, 2009.
  2. Соколова В. К. Русские исторические предания – М., Издательство: Наука, 1970 г. – С. 50.
  3. Старостина М.Е. Использование литературно-краеведческих материалов при изучении жанровых преданий в 7 классе, 2008, – с. 82.

Ирина Мещерякова | Просмотров: 1.3k

Что такое нарратив

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В последнее время слово «нарратив» всё чаще встречается на просторах интернета.

Вот, например, комментарий к озвучке ролика за кадром: «Картинка потрясная, а с нарративом беда: пополняй свой словарный запас!»

Даже в новом романе Виктора Пелевина «Лампа Муфусаила» упоминается это загадочное слово: «Но здесь возникает серьезная проблема достоверности нарратива».

Нарратив

Что же оно означает? Каково его происхождение? Давайте разберёмся, что это такое – «нарратив», и в каких областях применяется этот термин.

Нарратив — что это и откуда появилось

Понятие «нарратив» появилось в философии в эпоху постмодерна и, с научной точки зрения, означает исторически и культурно обоснованную интерпретацию некоторого аспекта мира.

Впервые этот термин был употреблён в 1968 году в книге болгарского философа Цветана Тодорова «Грамматика Декамерона». В ней теоретик ввёл понятие нарратологии как «науки о рассказе» (от англ. и фр. narrare – рассказывать).

Ролан Барт (ещё один основоположник нарративной философии) в своём эссе (что это?), написанном в 1969 году, считает, что нарратив – это способ бытия «сообщающего» текста.

Его особенность в том, что «повествование разворачивается не ради прямого воздействия на действительность, а ради самого рассказа». Основное внимание рассказчика и слушателя уделяется не исходному смыслу какого-либо события, а способу его трактовки.

Если отбросить сложную философскую терминологию, то можно сказать так:

Нарратив — это произвольное изложение нескольких взаимосвязанных между собою событий на основе представлений о мире конкретного человека (повествование). Это повествование может фиксироваться в устной или письменной форме.

Одна и та же история с людьми с разными взглядами рассказывается по-разному. Это – главная отличительная особенность нарратива.

Отличия нарратива от рассказа

Рассказ и нарратив близкие по значению слова (так же, как и популярная на западе новелла), но не тождественные. Между двумя этими понятиями есть несколько различий:

  1. рассказ – это способ передачи точной (объективной) информации, нарратив же, словами американского философа Артура Данто, это «объясняющий рассказ» – субъективное повествование о событии с включением эмоций и оценок рассказчика;
  2. цель рассказа – донести до слушателя информацию, цель нарратива – произвести впечатление, заставить услышать, понять и задуматься о чём-либо или о ком-либо, поэтому некоторые моменты в тексте или речи могут быть приукрашены;
  3. в нарративном повествовании могут заведомо утаиваться или искажаться какие-либо факты, а также скрываться истинные намерения рассказчика.

Цитата Божедая

Нарратор излагает события повествования не как сухие факты (как это обычно делают журналисты, рассказывая о произошедшем событии в том, что называют очерком), а как наблюдатель, который приходит к собственным выводам, исходя из жизненного опыта и мировосприятия.

Нарративы в истории

Нарративная история использует для исследований происходивших событий не беспристрастный подход, а оценивает их значимость на основе субъективных убеждений, жизненных правил и ценностей отдельных личностей.

К историческим нарративным источникам относят:

  1. летописи;
  2. трактаты;
  3. хроники;
  4. фольклор (что это такое?);
  5. литургические тексты.

То есть источники, в которых повествование ведётся через призму личных взглядов на происходящие события.

Литургические тексты

Исторические события становятся неразрывно связаны с их интерпретацией. Например, крещение Руси и реформы Петра I – хорошо, монголо-татарское иго и революция – плохо. Историческая верность события здесь второстепенна.

В создании исторического нарратива авторский замысел преобладает над фактическим материалом, в котором фрагменты исторических знаний складываются в единое сюжетное повествование.

Нарративы в психологии и психотерапии

Один из основополагающих тезисов нарративной психологии – «жизни самой по себе не существует». Она состоит из череды повествований и субъективных восприятий событий. Люди познают мир лишь понаслышке, составляя представление о нём на основе интерпретаций других личностей.

Автор нарративного направления в психологии – американский психолог Джером Брунер. Он считал, что главным условием развития личности являются истории-нарративы, окружающие любого человека с раннего детства и в течение всей жизни, а не образ мышления.

«Для сознания человека не бывает незначительных историй: беседа с коллегами, семейная ссора, внутренний спор с собой или предвыборное выступление… То, как мы трактуем для себя или для других какое-либо событие, определяет нашу жизнь, даже если мы и не фиксируем этот момент в памяти».

Сознание человека

Нарративная психотерапия использует рассказы пациентов, чтобы помочь им справиться с трудностями. Применяя этот подход в лечении, врач-психотерапевт помогает по-новому взглянуть людям на прошлое и настоящее, чтобы изменить свою жизнь в будущем.

Нарративы позволяют заново переписать историю своей жизни, иначе расставив акценты, подкорректировав нужные моменты, рассказать её «без ошибок».

Нарративная психология – это скорее теоретическая отрасль. А вот нарративный подход в психотерапии нашёл практическое применение.

Нарратив в литературе

В литературе нарратив – это последовательное изложение фактов в произведении. Это структура, на которой основан сюжет с разными моделями и шаблонами.

Яркий пример нарратива в литературе – история о Золушке. В книгах Братьев Гримм и Шарля Перро обе сказки имеют одинаковый сюжет, но написаны в разных интерпретациях. Перро создал образ милой романтичной героини, которая живёт со злыми, но вполне адекватными сёстрами и мачехой.

Братья же Гримм погружают нас в жестокую и страшную атмосферу страстного желания мачехи и сестёр выбраться любой ценой из нищеты. Мать советует отрубить дочерям пальцы, чтобы их ноги влезли в туфельку. Вместе они стремятся избавиться от Золушки, а в конце сказки сёстры оказываются жестоко наказанными – птицы выклёвывают им глаза.

Сюжет в сказке один, но его интерпретации у сказочников весьма разнятся.

Примеры нарративных литературных произведений:

  1. кентерберийские рассказы Джеффри Чосера;
  2. философские анекдоты Конфуция;
  3. сборник сказок на арабском языке «Тысяча и одна ночь»;
  4. притчи персидского поэта Саиди;
  5. легенды и сказания.

Легенды и сказания

На использовании нарративных техник строятся детективы, триллеры и ужасы. Все детективные истории основаны на особом сюжете: читатель не знает, как произошло преступление и постепенно приближается к его разгадке вслед за сыщиком. Исходное событие и его причины раскрываются только в финале.

В жанре ужасов другие традиции – создать тревожную, пугающую атмосферу. Эдгар По, Дин Кунц и Стивен Кинг овладели этим искусством в совершенстве.

Нарративы в Яндекс Дзен

Пользователей интернета уже не просто чем-либо удивить, поэтому для привлечения внимания часть контента в сети с 18 ноября 2017 года подаётся в особом формате, в виде нарративов.

Этот формат публикаций Яндекс Дзен специально разработан для чтения на смартфонах и планшетах. Ярко и необычно рассказанная история с завлекающим названием, дополненная изображением, преподносится пользователю в виде последовательности экранов.

Нарратив в Дзене
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

Нарратив в Дзене напоминает комикс – картинки и текст сочетаются так, чтобы на коротком отрезке можно было рассказать цельную и интересную историю.

Краткое резюме

Подводя итог, можно сказать, что нарратив – это структурированное логичное повествование, в котором отражается индивидуальное восприятие реальности рассказчика.

Нарративные техники применяются во всех областях, связанных с изучением личности и среды обитания человека.

  • Рассказ о девушке работающей
  • Рассказ о двух помещиках из дубровского
  • Рассказ о двух городах
  • Рассказ о двух ворах лука
  • Рассказ о дворцовой площади