Рассказ о детстве петра первого


Детство Петра 1

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 636.

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 636.

У первого российского императора, Петра I, было трудное детство. Он остался без отца, царя Алексея Михайловича, в 4 года. Этим он отличался от предыдущих трех правителей из династии Романовых, которые получили семейное воспитание. Однако именно в детские годы, до своего 17-летия, юный Петр заинтересовался флотом и военным делом. Кратко и интересно расскажем о молодости Петра I. На эту тему можно даже сделать доклад и рассказать в нём, чем занимался молодой наследник престолы в годы регентства царевны Софьи.

Период жизни до 1682 года

Петр I родился 30 мая 1672 года в семье царя Алексея Михайловича. Его матерью стала вторая жена монарха — Наталья Кирилловна Нарышкина.

Петр 1 в детстве

Рис. 1. Петр 1 в детстве.

Нет сведений о месте, где родился Петр Алексеевич. Это мог быть Теремной дворец в Кремле, а также царская резиденция в Измайлово или в Коломенском. В 1676 году умер его отец, и у Петра I остались два старших сводных брата, Федор и Иоанн, а также их старшие сестры — Софья и Марфа. Их матерью была первая жена Алексея Михайловича — Мария Милославская. От второго брака была еще младшая сестра Петра — Наталья Алексеевна. Она скончалась в 1716 году.

С 1676 по 1682 год опекуном наследника был его старший брат и царь — Федор Алексеевич. В детстве Петру 1 не повезло с домашним образованием. Это заметно по его бедному словарному запасу и ошибкам в письмах во взрослые годы. Дело в том, что патриарх Иоаким удалил от царского дворца образованного писателя и переводчика Симеона Полоцкого. Это было связано с тем, что последний приехал из Речи Посполитой.

Обучением малолетнего Петра I занимались дьяки Афанасий Нестеров и Никита Зотов. Первый с 1683 по 1692 год был думным дьяком, а в 1710 году получил от Петра I наследственный титул графа.

Царевна Софья

Рис. 2. Царевна Софья.

Период регентства

Весной 1682 года умер царь Федор, в Москве произошел стрелецкий бунт, и из-за конфликта между родами Милославских и Нарышкиных на престол венчали сразу двух царей: 10-летнего Петра и его 16-летнего брата Иоанна, а регентом стала 25-летняя царевна Софья.

Юность, с 1682 по 1689 год, Петр I провел в подмосковном селе Преображенском. Из своих ровесников он сформировал «потешное войско», где сам служил барабанщиком. В 1685 году оно совершило переход из села Преображенское в село Воробьево. С 1686 году у «потешного» полка появилась артиллерия и два небольших корабля, шняка и струг, на реке Яузе. В 1688 году по просьбе Петра I был отремонтирован английский бот, но река Яуза ему оказалась мелковата. Наследник престола направился на Плещеево озеро у города Переяславля-Залесского, где построил верфь и начал строительство для сообщения по пресноводным путям.

В начале 1689 года он вступил в брак с Евдокией Лопухиной. В августе-сентябре 1689 года он смог отстранить Софью от власти. Формально до 1696 года он царствовал вместе с братом Иоанном.

Интересный факт: для братьев был изготовлен двухместный трон, он сохранился в Оружейной палате Московского Кремля. На золотых монетах 1689 года изображали сразу двух царевичей с гербом в виде орла и царевну Софью на аверсе.

Рис. 3. Потешные войска.

Заключение

Что мы узнали?

В детстве будущий царь не получил хорошего образования. После смерти опекуна и царя Федора Алексеевича Петр I был венчан на престол в возрасте 10 лет вместе с 16-летним братом Иоанном. После этого провел 7 лет провел в селе Преображенском, создав и развивая там «потешное войско», а царством правила в это время регент Софья. В 17 лет, в 1689 г., вместе с Иоанном полноправно занял престол, отстранив Софью от власти.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Коробова

    5/5

  • Библиотека Села-Старокальмиярово

    5/5

  • Елена Хребтищева

    5/5

Оценка доклада

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 636.


А какая ваша оценка?

С момента вступления на трон Петра Первого для России началась совершенно новая эпоха. О том, что успел сделать в сознательном возрасте этот выдающийся государственный деятель, полководец, новатор и дипломат, знают многие. А вот то, как проходило детство будущего великого императора, обычно остается за «скобками». SPB.AIF.RU решил восполнить этот пробел.

Богатырское телосложение

Петр Алексеевич родился в Москве, бывшей тогда столицей Российской империи, и потерявшей этот статус в будущем благодаря только что появившемуся на свет мальчугану. Его отец, Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, возлагал именно на этого своего сына большие надежды. Дело в том, что Петр был плодом второго брака царя. Первая его супруга Мария Ильинична, урожденная Милославская, хорошим здоровьем не отличалась, как и ее многочисленные дети. А Алексей Михайлович жил в постоянной тревоге за судьбу трона, который мог остаться без наследников.

Среди 70 невест царь выбрал Наталью Кирилловну.

Умерла Мария Ильинична в 44 года, от родильной горячки, а через несколько дней скончалась и новорожденная Евдокия.

Овдовевший царь женился во второй раз. Теперь он выбрал крепкую, молодую, пышущую здоровьем Наталью Кирилловну Нарышкину. По свидетельствам летописцев, род Нарышкиных отличался едва ли не богатырским телосложением и выносливостью. Поэтому Алексей Михайлович, вероятно, собирался укрепить вырождавшуюся династию, породнившись с этим семейством.
И не прогадал. Появившийся на свет первый сын Натальи Кирилловны был развит физически, активен и абсолютно здоров – «возрастен и красен и крепок телом».

Крестили маленького Петю в Чудовом монастыре, а крестным отцом ему стал его сводный брат — царевич Федор Алексеевич.

С первого же дня жизни к будущему императору был приставлен целый «батальон» из мамок и нянек. О полноценном питании венценосного младенца заботилась кормилица.

«Войска» из сверстников

Рождение Петра Великого. Гравюра Б. Чорикова.

Рождение Петра Великого. Гравюра Б. Чорикова. Public Domain

С раннего детства мальчик интересовался военным делом – из расходных дворцовых книг известно, что Петру постоянно покупали на рынках игрушечные ружья и луки, барабаны и знамена. Игра в «войнушку» была любимым занятием царевича, который командовал целыми «войсками» из своих сверстников, детей придворной знати.

Кроме того, при участии дворцовых мастеров Петр Алексеевич быстро осваивал оружейное, столярное, кузнечное, часовое, типографское ремесла – все то, что станет потом страстными увлечениями будущего царя.

В четырехлетнем возрасте Петр лишился отца, поэтому до десяти лет он воспитывался под присмотром царя Федора Алексеевича, очень любившего своего крестника и брата. Он-то и выбрал для Петра в учителя подьячего Никиту Зотова, который должен был обучить мальчика грамоте. Прежде чем его приставили к царевичу, Зотов прошел экзамен: читал и писал в присутствии царя и наставника царских детей богослова Симеона Полоцкого.

Интересно, что Зотов обучал Петю только азбуке. Откуда царь, довольно сносно знающий математику, получил азы арифметики, не известно.

А вот писать красивым почерком Петр так и не научился даже во взрослом возрасте.

Десятилетний царь

Евдокия была пострижена в монахини насильно.

Петру Алексеевичу пришлось повзрослеть слишком рано. В 1682 году, когда мальчику исполнилось 10 лет, умер опекающий его брат Федор. Вокруг трона шла бесконечная борьба двух кланов – Нарышкиных и Милославских. После Федора престол должен был наследовать его брат, сын первой жены Алексея Михайловича — Иван Алексеевич. Однако Нарышкины не желали уступать власть. Объяснив свой поступок слабым здоровьем наследника, они провозгласили царем десятилетнего Петра. Результатом стал спровоцированный Милославскими стрелецкий бунт, во время которого Петр стал свидетелем кровавой расправы над близкими ему людьми. Его матери, да и ему самому грозила опасность ежеминутной смерти.

Эти события нанесли серьезную психологическую травму мальчику – до конца жизни, вспоминали современники, Петр страдал конвульсивными движениями головы и лица.

Стрелецкий бунт оставил тяжелый след в душе мальчика на всю оставшуюся жизнь.

Стрелецкий бунт оставил тяжелый след в душе мальчика на всю оставшуюся жизнь. Public Domain

Результатом мятежа стал политический компромисс: трон разделили Иван и Петр при регентстве их старшей сестры царевны Софьи Алексеевны. В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для юных царей с маленьким окошечком в спинке, через которое царевна Софья и приближённые подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.

Так, рано и жестоко, закончилось детство царевича Пети. В 10 лет он ступил на новый путь – путь, который менее чем через десятилетие сделал его величайшим из русских императоров.

Петр I Великий

Перипетии судьбы Петра I (1672–1725), последнего русского царя и первого императора Всероссийского, вот уже три столетия занимают исследователей, политиков и литераторов. Великий реформатор перекроил российское общество, разделив историю страны на «петровскую» и «допетровскую» эпохи, а некоторые его нововведения живы и по сей день. Все действия Петра I во внутренней и внешней политике так или иначе сводились к одному: император стремился увеличить военную и техническую мощь страны, прорубить «окно в Европу» и заимствовать лучшие достижения европейской цивилизации.

Портрет Петра I. Художник Жан-Марк Натье, 1717 год.

Детство и юность Петра I

Дата рождения Петра I – 30 мая (9 июня) 1672 года. Петр был старшим сыном царя Алексея Михайловича от второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Воспитывали наследника престола няньки, а грамоте обучал не слишком образованный дьяк Никита Зотов. Петр I не получил систематического европейского образования, поздно освоил грамоту и писал с ошибками. Впрочем, юный царевич всегда отличался тягой к знаниям и всю жизнь учился новому. Он с удовольствием осваивал ремесла и говорил на нескольких иностранных языках.

Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте. Художник К.В. Лебедев, 1903 год.

Уже в раннем детстве проявилась у царевича и тяга к военной науке. Для игр Петра был сформирован «потешный» полк из сверстников будущего императора. Петр со своими соратниками устраивал показательные сражения, штурмовал крепости и даже завел при своих потешных артиллерию. Постепенно «игра в солдатики» перешла в настоящее военно-практическое обучение, а в число потешных стали записываться и взрослые люди. Из детских игр царевича выросла впоследствии знаменитая петровская армия нового строя, а сами потешные стали ее элитными гвардейскими частями – Преображенским и Семеновским полками.

Правление Петра I

Путь будущего императора к власти оказался непростым. Козни враждующих боярских родов, кровавые стрелецкие бунты и борьба со старшей сестрой царевной Софьей омрачили первые годы правления Петра I. Последовавшие за этим радикальные реформы император проводил на фоне изнурительной Северной войны. Победа не заставила монарха долго почивать на лаврах – неутомимый самодержец, «вечный работник» на троне до конца дней трудился ради величия и славы империи.

Портрет цесаревича Петра Алексеевича. Неизвестный художник, конец XVII – начало XVIII вв.

Воцарение Петра I. Ранние годы

Царь Федор Алексеевич, старший брат Петра, правил недолго. Он скончался в 1682 году, оставив открытым вопрос о престолонаследии. Разгорелась ожесточенная борьба двух боярских родов – Нарышкиных и Милославских. Из Милославских происходил брат Петра Иван, которому по старшинству и полагалось занять трон. Однако Боярская дума постановила венчать на царство здорового и смышленого царевича Петра, а не Ивана – человека хилого и мало способного к управлению государством.

Стрелецкий мятеж 1682 года. Художник А.И. Корзухин, 1882 год.

В попытке сохранить власть Милославские пустили слух, что царевич Иван убит Нарышкиными. Вспыхнул кровавый стрелецкий бунт. 15 (25) мая 1682 года разъяренная толпа вооруженных людей ворвалась в Кремль. Хоть Иван и предстал перед стрельцами живым и невредимым, мятеж продолжался, пока не были убиты многие бояре. В итоге трон разделили оба претендента на престол. Иван V был назначен «первым» царем, а Петр I – «вторым». Регентшей при них, а фактически – правительницей государства, стала царевна Софья Алексеевна.

Правление царевны Софьи продлилось до 1689 года. Петр возмужал, вступил в брак, что позволило ему официально избавиться от опеки сестры, и начал демонстрировать собственную власть. Стояла за ним и военная сила – те самые преданные царю потешные полки, давно уже переставшие быть «игрушечными». Царь Иван не принимал в государственных делах никакого участия. После его смерти 29 января (8 февраля) 1696 года власть официально перешла в руки Петра.

Утро стрелецкой казни. Художник В.И. Суриков, 1881 год.

Последняя попытка Софьи и ее приближенных вернуться к управлению государством произошла в 1698 году, когда во время отъезда царя Петра за границу в Москве вспыхнул новый стрелецкий бунт. Восстание было жестоко подавлено. Массовые казни стрельцов вошли в историю как одна из самых кровавых страниц петровского царствования.

Начало экспансии России, 1690–1699 гг.

В 90-е годы XVII столетия внешняя политика Петра I была обращена на юг. При царевне Софье Россия вступила в войну с Османской империей, и задачей молодого царя было эту войну не проиграть. Петр I Великий справился с этой задачей блестяще: Константинопольский мирный договор 1700 года укрепил позиции России на юге, и правитель перенес внимание на северо-западные границы государства.

Портрет Петра I Великого. Художник Готфрид Кнеллер, 1698 год.

Весной 1697 года в страны Западной Европы отправилось знаменитое Великое Посольство. Оно должно было решить множество задач: заручиться поддержкой европейских правителей в борьбе против Турции и Швеции, изучить состояние военного и инженерного дела, политический строй европейских держав, пригласить на русскую службу иностранцев, закупить оружие и иные товары, не производившиеся на родине.

Посольство посетило Австрию, Голландию и Англию. Планировался визит в Венецию и даже к папе римскому, но стрелецкий бунт прервал путешествие царя. Сам Петр I был участником посольства инкогнито, под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова, однако примечательная внешность и личное вмешательство в переговоры выдавали государя с головой.

Великое посольство Петра I в Европу. Портрет Петра. Гравюра.

Во время путешествия Петр I активно изучал западные технологии. В голландском городке Саардаме, а позднее и в английском Дептфорде царь осваивал науку кораблестроения и трудился на верфях. Он посещал госпитали, фабрики, музеи, университеты, интересовался самыми разными ремеслами – от техники гравировки до способов бальзамирования трупов. Считается, что именно Великое Посольство стало катализатором европеизации России при Петре I.

Создание Российской империи, 1700–1724 гг.

Процесс модернизации и европеизации России проходил на фоне тяжелых и продолжительных войн. В поиске денег, солдат и рабочей силы Петру пришлось мобилизовать все ресурсы государства, прибегая к беспощадным репрессиям. Но к концу петровского царствования Россия вышла на европейскую арену как мощная военная и промышленная держава, а Петр 22 октября (2 ноября) 1721 года принял титул Императора Всероссийского и Отца Отечества.

Пётр I Алексеевич. Художник Поль Деларош, 1838 год.

Внешняя политика

Длительное противостояние с Османской империей на юге, изнурительная Северная война со Швецией, продвижение на восток – вот основные направления внешней политики великого государя-реформатора. Но не оружием единым осуществлялась эта внешняя политика. Успехи петровской дипломатии связаны с установлением тесных связей с иностранными правительствами, чему способствовали визиты в Европу и личное знакомство Петра с монархами крупнейших держав.

Военные кампании

Биография Петра Первого – это во многом летопись войн, которые вела Россия в его царствование. Храбрый царь никогда не прятался в тылу. В самых жарких сражениях, в гуще событий, под пулями рисковал он жизнью и вдохновлял своим героизмом солдат и офицеров.

Азовские походы

Как только Петр получил реальную, а не номинальную власть в Российском государстве, война с Османской империей потребовала всех его сил.

Медаль на взятие Петром I Азова.

Основной целью русской армии стала крепость Азов, захват которой давал России выход к морю. Первый Азовский поход 1695 года окончился неудачей. Молодой царь понял, что взять крепость без поддержки военных кораблей не удастся, и на верфях Воронежа закипела работа. Деньги на флот собирали «всем миром»: государь повелел организовать «кумпанства», в которые объединялись владельцы крестьян, и каждое такое кумпанство должно было выстроить и оснастить корабль.

Год спустя во второй поход Россия выступила не только с сухопутными войсками, но и с Морским полком – прообразом современной морской пехоты. Азов был взят.

Великая Северная война

К началу XVIII столетия внешняя политика Петра обращается к Европе – царь решает вернуть земли на Балтике. Воевать в одиночку и на два фронта Россия не могла, поэтому Северная война началась лишь после того, как было заключено перемирие с Османской империей и сформирован «Северный союз» – антишведская коалиция России, Дании, Саксонии и Речи Посполитой. Начало Северной войны оказалось для нашей страны тяжелым. После разгрома русских войск при Нарве 19 (30) ноября 1700 года стало очевидно, насколько катастрофическим было отставание России в военной, промышленной и экономической сфере.

Штурм шведской крепости Нотебург русскими войсками под предводительством Петра I в октябре 1702 года. Художник А.Е. Коцебу, 1846 год.

Пётр I полностью реорганизовал управление армией, изменил систему снабжения, поставил на службу армии промышленность, построил верфи и флот. Результат не заставил себя ждать: уже спустя два-три года русские вышли на побережье Балтийского моря в устье Невы, захватив крепости Нотебург и Ниеншанц и начав строительство Санкт-Петербурга. К 1704 году Петр овладел Нарвой и Дерптом, а 27 июня (8 июля) 1709 года наголову разгромил шведского короля Карла XII в Полтавской баталии. Среди крупнейших побед молодого российского флота – битвы при Гангуте 1714 года и при Гренгаме 1720 года.

Мир со Швецией был подписан 30 августа (10 сентября) 1721 года в Ништадте. Россия закрепила за собой обширные прибалтийские территории (Ингрию, Карелию, Эстляндию и Лифляндию) и овладела выходом к морю.

Полтавская битва 1709 года. Художник Луи Каравак, 1718 год.

Русско-турецкая война 1710–1713 гг.

В 1710 году султан объявил войну России, и Петру пришлось воевать на два фронта. Государь лично повел войска в сторону Дуная, где надеялся получить поддержку подвластных Турции христиан. Этот поход 1711 года окончился для России плачевно. Армия была окружена при реке Прут. Солдаты жестоко страдали от жажды и голода, самому царю и его окружению грозил плен – пришлось просить у турок мира.

Прутский мирный договор с Османской империей, а затем и Адрианопольский мир 1713 года позволили Петру продолжить борьбу со Швецией, но отняли у него все прежние южные завоевания. Азов вернули Турции, Таганрог разрушили, Россия потеряла Азовский флот и выход к морю. Впрочем, эти условия были гораздо мягче тех, на которые был изначально согласен Петр, отчаянно метавшийся в прутской западне.

Лагерь русских войск на Пруте. Художник М.М. Иванов, 1804 год.

Продвижение на восток

Несмотря на непрекращающиеся войны в европейской части России, Петр Великий продолжал освоение и восточных земель – Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. Сподвижник государя И.Д. Бухгольц отправился в экспедицию в Сибирь в 1714 году и основал к югу от Иртыша Омскую крепость. В 1716–1717 гг. в Хивинское ханство был послан с крупным отрядом князь А. Бекович-Черкасский. Он должен был склонить к подданству хивинского хана, разведать, нельзя ли добывать в Амударье золото, и даже проложить путь в Индию. Поход Бековича окончился неудачей: все его солдаты погибли или попали в плен, был убит и сам предводитель.

При Петре продолжалось активное освоение Дальнего Востока, в том числе Камчатки. С 1708 года полуостров вошел в состав Якутского уезда Сибирской губернии. Именно с подачи императора уже после его смерти были организованы экспедиции Витуса Беринга в Америку через Тихий океан.

Каспийский (Персидский) поход

В 1722–1723 гг. Россия под властью императора Петра вступила в новую войну – с Персией. Целью Персидского (Каспийского) похода было овладение территориями юго-восточного Закавказья и Дагестана. В 1722 году русской армии и флоту сдался Дербент, а в 1723 году подчинился западный берег Каспийского моря, в том числе крепость Баку. Вмешательство Османской империи остановило дальнейшие завоевания, а спустя несколько лет после кончины Петра прикаспийские земли были возвращены Персии.

Вступление Петра Алексеевича в Тарки. Художник Ф.А. Рубо, 1893 год.

Реформы Петра I

Радикальные преобразования петровского времени коснулись всех сфер русской действительности. Среди основных можно назвать военную, административную, финансовую и церковную реформы.

Военные реформы

Роспуск стрелецкого войска и создание армии «нового строя», то есть регулярной армии, организованной по европейскому образцу, стали первым этапом масштабных военных реформ. За пару десятилетий Петр «с нуля», а иногда и собственноручно (вспомним его учебу на верфях Саардама и Дептфорда) построил флот со всей его инфраструктурой – верфями, адмиралтействами, лесозаготовительными предприятиями.

Царь Петр I за работой. Художник В.П. Худояров, 1892 год.

Постепенно большую часть иностранцев на воинской службе заменили хорошо обученные русские офицеры. Изменился и способ комплектования армии. В 1705 году Петром I была введена рекрутская повинность, которой подлежали все сословия. Для дворян это была повинность личная, для податных сословий – общинная. Рекрут уходил из родного дома навсегда: срок его службы при Петре был пожизненным.

Реформы государственного управления

Четкого плана реформ государственного управления у Петра Великого не было. Монарх стремился к уменьшению влияния Боярской думы и к созданию эффективной административной вертикали. В 1711 году Петр создал Правительствующий Сенат – высший орган коллегиального управления страной «вместо его царского величества собственной персоны» на то время, пока неугомонный русский царь находился в отлучке. Постепенно Сенат приобрел законосовещательные, административные и судебные функции.

Здания Сената и Синода. Художник К.П. Беггров, 1838 год.

Запутанная система приказов к началу XVIII века полностью изжила себя, и Петр постепенно избавлялся от нее. Новые органы управления – коллегии – должны были четко распределить между собой функции прежних ведомств, сделать административную систему прозрачной и ускорить ее работу. Число коллегий менялось, главными считались Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Для контроля над деятельностью разросшегося бюрократического аппарата при Петре создаются прокуратура и институт фискалов.

Церковная реформа

Петр с его стремлением подчинить все сферы жизни нуждам государства, не мог смириться с независимостью церкви. Он упразднил патриаршество и соборность церкви, а орган управления ею превратил, по сути, в одну из коллегий – Святейший правительствующий Синод (1721). Таким образом, церковь полностью встраивалась во властную иерархию с самодержавным царем во главе.

Денежная реформа

Поиск средств на ведение войны постоянно занимал Петра. В первые годы его царствования казна была практически опустошена, и царь выдумывал новые и новые способы ее наполнить: вводились прямые и косвенные налоги, требовалось обязательное использование гербовой бумаги, уменьшался вес монет. Основной денежной единицей при Петре стала не прежняя деньга, а копейка.

Серебряный рубль Петра I, 1721 год.

Серьезную перестройку финансовой системы страны вызвал переход к новому способу налогообложения – подушной (а не подворной, как раньше) подати. Это потребовало проведения регулярных переписей населения, поскольку необходимая для содержания армии, флота и администрации сумма делилась теперь не по числу хозяйств (крестьянских дворов), а по числу душ мужского пола. Несмотря на недоборы и неточность переписей, эта реформа увеличила размер казны как минимум вдвое.

Преобразования в промышленности и торговле

Развитие промышленности и разработка сырьевых ресурсов страны были одной из важных задач царя-преобразователя. По указам Петра по всей России была предпринята геологоразведка рудных богатств и учреждение заводов. Создавалась мощная металлургическая база на Урале. Желающим заняться разработкой полезных ископаемых давались различные привилегии, наряду с казенными заводами появились и частные.

Война с Швецией заставила Петра отказаться от закупки металла за границей. В начале войны на пушки переплавляли церковные колокола, а к концу царствования Петра I Россия не только перестала зависеть от импорта металла, но и начала экспортировать его в Европу. Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы поставляли ружья, пушки и холодное оружие на всю армию и освободили казну от расходов на закупки за границей. Развивалась и легкая промышленность, прежде всего кожевенная и текстильная. Петр поддерживал отечественных торговцев и промышленников, устанавливая различный размер пошлин для российских и иностранных купцов, но не ограничивал ввоз тех товаров, которых в России не было.

Сословная политика

Стремление Петра Алексеевича к регламентации государственной жизни коснулось и структуры общества: при нем оформились права и обязанности различных сословий, усилилось закрепощение крестьянства, появилась новая форма крестьянской зависимости – прикрепление к мануфактурам.

В то же время, границы сословий при Петре стали подвижными. Введение Табели о рангах сделало возможным «социальный лифт»: отныне высокий статус в обществе можно было получить не по рождению, а трудом и заслугами. Табель о рангах делила все чины военной, гражданской и придворной службы на 14 классов, и при достижении 8-го класса любой служащий или офицер получал личное дворянство. Привилегии старого родового боярства были, таким образом, практически уничтожены.

Реформа образования

Царь-реформатор был, несомненно, и царем-просветителем. Он отправлял молодежь учиться за границу, приглашал в Россию европейских профессоров и технических специалистов, открывал учебные заведения для подготовки военных и морских кадров, инженеров, врачей. С 1701 по 1721 годы в России начали работу школа математических и навигацких наук, артиллерийская, медицинская, инженерная школы и морская академия.

Сухарева башня. Вид от улицы Сретенки. Художник Фридрих Гильфердинг, 1780 год.

В башне, построенной в Москве в 1692–1695 гг., располагалась школа математических и навигацких наук.

Не забывал Петр и о массовом образовании, своими указами поощряя открытие «цифирных школ» для обучения детей грамоте и счету. Для дворянства и духовного сословия получение образования стало при Петре обязательным. Царь развивал книгоиздание, провел реформу типографского шрифта, начал выпуск первой в России газеты. Не ограничиваясь школами, готовившими специалистов-практиков, Петр задался целью создать такой научный центр, который бы ничем не уступал знаменитым европейским академиям. Так родился проект создания Академии наук, при которой находились бы университет и гимназия. Открытие Академии состоялось спустя год после смерти Петра I.

Реформа календаря и времени

В XVII веке наступление нового года в России праздновали 1 сентября, летоисчисление же велось от Сотворения мира. 20 декабря 1699 года царь повелел праздновать Новый год 1 января, а летоисчисление вести от Рождества Христова, как в Европе. Правда, Петр жил по юлианскому календарю, так что Россия отпраздновала наступление 1700 года на 10 дней позже, чем абсолютное большинство европейских государств. Праздничными традициями мы тоже обязаны Петру: в особом указе царь строго регламентировал весь порядок народных гуляний, требовал зажигать фейерверки, устраивать маскарады и даже объяснял, как наряжать елку.

Упорядочил Петр и счет времени. Если прежде дневные и ночные часы отсчитывались по солнцу, изменяясь в зависимости от времени года, то теперь точки отсчета были привязаны к полудню и полуночи, по европейскому образцу.

Личность Петра I

Яркая и неординарная личность царя служит предметом вечных споров в среде историков и общественных деятелей. Гениальный полководец, умнейший администратор и законодатель мод – или кровавый самодержец, уничтоживший исконную самобытность русского общества? Дать биографии императора Петра I однозначную оценку невозможно.

Внешность и характер Петра I

Петр I обладал незаурядной внешностью и столь же незаурядным характером. Он был высок (203 см) и очень худ, с красивыми чертами лица, которые, впрочем, часто искажались нервными тиками – ими император страдал с юности. Современники отмечали острый ум Петра, его находчивость, справедливость, простоту и искренность обращения как с высшей знатью, так и с обыкновенными солдатами. Характер Петра I не терпел полумер ни в гневе, ни в ласке, ни в работе, ни в отдыхе. Случались с правителем и припадки бешенства, во время которых царь был страшно жесток. Он не прочь был кутить ночи напролет, а приближенных своих любил наказывать знаменитой царской дубинкой.

Брак и дети

Личную жизнь Петра Первого трудно назвать счастливой. Его первый брак, заключенный в 17 лет с Евдокией Лопухиной по настоянию матери, не был удачным. От этого брака у Петра был сын Алексей, наследник престола, который, впрочем, нисколько не разделял реформаторских стремлений своего родителя. После череды конфликтов с отцом цесаревич бежал за границу, был возвращен оттуда, обвинен в измене и умер при неясных обстоятельствах в заключении уже после вынесения смертного приговора.

 Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. Художник Н.Н. Ге, 1871 год.

Второй женой самодержца стала захваченная в Прибалтике служанка Марта Скавронская, впоследствии – государыня Екатерина I. Ее Петр любил и оберегал до конца своей жизни, и лишь она могла укротить буйный нрав монарха. Екатерина Алексеевна стала матерью 11 детей, но почти все дети Петра Первого скончались в младенчестве, что приносило царю немало горя.

Смерть и завещание

В последние годы жизни монарх сильно недомогал. На его здоровье сказались и лишения военного времени, и тяжелая работа, и бурная молодость. Скончался император в нечеловеческих муках 28 января (8 февраля) 1725 года. Причиной смерти Петра I стали воспаление и гангрена мочевого пузыря.

Портрет Петра I на смертном одре. Художник И.Н. Никитин, 1725 год.

Петровский закон о престолонаследии предоставлял выбор преемника исключительно воле монарха. По иронии судьбы, сам император, умирая, не успел назвать имя нового государя. Решением Сената на трон взошла Екатерина I.

Итоги правления

Реформы и завоевания Петра Великого сделали Россию одной из ведущих военных и промышленных держав Европы. Петр создал в России новую культурную среду, изменил экономику, государственное устройство, бытовой уклад, питание, моду и даже досуг. Символом петровских преобразований стала новая роскошная столица империи – Санкт-Петербург.

Внутренняя политика Петра I нравилась, впрочем, не всем: за жестокость насильственных преобразований и резкий разрыв со всеми национальными традициями (вплоть до запрета носить русскую одежду и отпускать бороды) императора прозвали в народе «царем-антихристом».

Не все преобразования Петра были продолжены его преемниками, однако деятельность императора задала вектор развития России до самого конца XVIII столетия.

Автор: Демьянчук Елизавета Сергеевна

Место работы/учебы (аффилиация): ГБОУ СОШ №6, г. Севастополь, 8 класс

«… Первые детские годы царевича Петра протекали беззаботно и весело. У новорождённого было много нянек и кормилица. Пётр с детства был очень крепок физически, «возрастен и красен и крепок телом». Зимой Петруша с удовольствием обкатывал ледяные горы. А летом объезжал столицу в забавной маленькой карете, которая была запряжена четвёркой тёмно-рыжих лошадок и сопровождалась пятью потешными карликами.

С раннего детства Пётр любил военные игры. В придворных мастерских ему делали луки, деревянные ружья и пистолеты, барабаны, игрушечные знамёна. Этим оружием царевич и сам тешился, и вооружал «потешных ребяток», то есть своих сверстников из семей придворной знати, всегда окружавших малолетнего царевича.

Отец мальчика умер, когда Петру было всего 4 года. Если бы царь Алексей жил дольше, можно было бы ручаться, что Пётр получил бы такое же прекрасное, по тому времени, образование, как и его старший брат Фёдор… Но в детстве Петру не повезло с домашним образованием. Это заметно по его бедному словарному запасу и ошибкам в письмах во взрослые годы.

Дело в том, что патриарх Иоаким удалил от царского дворца образованного писателя и переводчика Симеона Полоцкого. Это было связано с тем, что последний приехал из Речи Посполитой. Обучением малолетнего Петра I занимались дьяки Афанасий Нестеров и Никита Зотов.

С возраста 5-ти лет маленького Петра начали обучать азбуке. Царевич учился охотно и бойко. Он прошёл со своим учителем, полагавшийся тогда курс наук, – азбуку, то есть чтение и письмо, выучил назубок Часослов и Псалтырь, Евангелие и Апостол. И впоследствии он хорошо помнил и цитировал тексты из Священного писания, мог заткнуть за пояс многих священнослужителей. Любил читать и петь в церкви на клиросе…

На досуге мальчик любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с рисунками и картинками. Заметив это, царица-мать велела выдать Зотову «исторические книги», рукописи с рисунками из дворцовой библиотеки. И заказала живописного дела мастерам в Оружейной палате несколько новых иллюстраций. Заметив, когда Пётр начинал утомляться книжным чтением, Зотов брал у него из рук книгу и показывал ему эти картинки, сопровождая обзор их пояснениями. Иногда, слушая описание какого-нибудь города или крепости, Пётр просил, чтобы ему показали планы их, и, к удивлению всех окружавших, рассматривал их с внимательностью и любопытством взрослого человека. Нередко случалось, что быстрый ум ученика проникал далее познаний учителя, и добрый Зотов, несмотря на всё своё усердие, не в состоянии был отвечать на беспрестанные вопросы его и принуждён был прибегать в таких случаях к учёным иностранцам, находившимся на царской службе, а иногда и к самому царю, который с особенным удовольствием любил разговаривать с умным малюткой и удивлялся его необыкновенным способностям. Таков был ум Петра в самом нежнейшем детстве…»

9 июня отмечается 350-летие первого императора Российского Петра, за заслуги перед Отечеством прозванного Великим. Президентская библиотека рассказывает о детстве и юности Петра Великого.


Фонд Президентской библиотеки к юбилею Петра Первого пополнился ценными раритетными изданиями, содержащими интересные факты о жизни и делах монарха, его победах, в том числе над собой.

Пётр родился от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. К тому времени у царя были дети, в том числе два сына, считавшихся наследниками престола. Но они были слабы здоровьем, и государь без радости видел в них преемников трона. То ли дело родившийся младенец Петр. Как пишет Сергей Рождественский, директор народных училищ Санкт-Петербургской губернии в книге «О Петре Великом» (1872), «весело встретил жизнь царевич Петр… Он был крепкого здоровья, красив собою… В мальчике с ранних пор начала обнаруживаться необыкновенная живость и острота ума». Родители не могли нарадоваться на своего сына.

Как писала Елизавета Разина в историческом очерке «Первый труженик земли русской» (1913), Петр рос на приволье и свободе, забавляясь в кругу «робяток» – сверстников, из которых образовал особый Петров полк. Царь Алексей Михайлович сам принимал участие в детских забавах, назначил сына полковником и повелел изготовить для него особые латы, маленькую саблю и каску. Саблю свою Петр так полюбил, что даже спать без нее не ложился.

Но счастье было недолгим. Когда царевичу было четыре года, отец умер, и на престол взошел сводный брат Петра Федор Алексеевич. Положение Натальи Кирилловны ухудшилось. Рассказывают, что царевич не раз видел свою мать в слезах, слышал ее жалобы на врагов. Когда родственники Федора Алексеевича чуть не выжили Наталью Кирилловну из дворца, семилетний Петр не побоялся и пошел к государю просить защиты и помощи. Тот, удивленный решимостью младшего сводного брата, расцеловал его и поспешил утешить царицу-мачеху.

Как рассказывается в статье Якова Грота «Петр Великий как просветитель России» (1872), при своей ненасытной любознательности Петр Алексеевич часто чувствовал скудость своих познаний и жаловался на недостаточность своего школьного образования. Однажды, войдя в учебную комнату своих дочерей и застав их за уроками, он со вздохом сказал:

«О, если бы я в моей молодости был выучен как должно!».

Обучал Петра в раннем детстве дьяк Никита Зотов. Читали азбуку или букварь, потом часослов, псалтырь, учили наизусть Евангелие. Когда царевичу исполнилось восемь, его начали учить писать. Пётр учился также церковному пению и часто, уже будучи царем, басом пел на клиросе. Из переписки Петра с его приближенными видно, что Петр знал греческую и римскую мифологию. Однако многие исследователи отмечают, что Петр до конца жизни писал с ошибками. Подробно узнать о годах обучения Петра Великого, о его жизни в загородных резиденциях в Преображенском и Измайлово, в московской немецкой слободе можно благодаря видеофильму Президентской библиотеки «Учителя Петра I», который целиком опирается на материалы электронного фонда библиотеки.

По распоряжению Натальи Кирилловны было нарисовано множество картинок на разные темы и развешено по комнатам. По ним учитель Зотов знакомил мальчика с великими подвигами русских полководцев, рассказывал о кораблях, городах. В своих детских играх «с робятками» в селе Преображенском царевич повторял и в лицах изображал всё виденное на картинках: и крепости строил, и полки водил. Историк Иван Голиков в книге «Анекдоты, касающиеся до государя императора Петра Великаго» (1807), приводит рассказ Петра Крёкшина, собирателя рукописных документов по русской истории, одного из первых биографов Петра I, объясняющего, почему Петр долгие годы боялся воды.

Когда царевичу Петру было только пять лет, он ехал в карете на руках у матери. От долгой дороги (они направлялись в монастырь, «на богомолье») оба задремали. Переезжая ручеек, от весеннего наводнения сделавшийся рекою, карета сильно накренилась и наполнилась водой. От шума воды, криков людей, маленький Петр в ужасе проснулся.

«…Увидя бледность испуганной матери, воду в карете и шумное стремление воды, столько поражен был страхом, что тогда же получил лихорадку».

Это сильное впечатление сказывалось много лет, и Петр, как утверждает автор, «имел отвращение от воды» до четырнадцатилетнего возраста. Помог избавиться от страха Петру, если верить автору, его воспитатель князь Борис Голицын. На охоте он подстроил маршрут так, чтобы пришлось искупать «уставших и запыленных» коней в реке Истре, как, мол, часто делал и царь Алексей Михайлович. В тот же миг по предварительному указанию охотники, бывшие при Петре, бросились купаться, а сам Голицын на коне пошел через реку. Царевич «постыдился показать себя страшащимся воды» и сделав над собой усилие, въехал в воду. Похожая история, по рассказу автора, повторилась вскоре и в селе Измайлово, в «котором было несколько прудов, способных к купанию». Наблюдая, как люди резвятся в воде, Петр окончательно справился со своим страхом и присоединился к ним. Правда это или предание, наверное, сейчас уже не установить. Но факт остается фактом: именно здесь, в этом селе юный Петр нашел тот самый английский ботик, с которого начинается его увлечение кораблестроением и который позже назовут «дедушкой русского флота».

В десятилетнем возрасте царевича Петра ждали сильнейшие потрясения. Старший брат Федор умер, Петр был вырван из своего уединения в Преображенском и посажен на престол. А вскоре на его глазах разыгралось стрелецкое восстание, организованное его сводной сестрой Софьей. Он стал свидетелем кровавых сцен, убийства дяди, унижения матери, испытал страх за свою жизнь. После этого Петр должен был разделить царствование со сводным братом Иоаном, но по сути, управление государством перешло в руки царевны Софьи. Для малолетних государей даже был изготовлен специальный двойной трон, с окошечком и местом для подсказчицы-царевны позади.

Пётр продолжал жить в Преображенском, учителя Зотова от него удалили, нового не дали. И тут много зависело уже от самого Петра. Так, например, узнав в четырнадцать лет о существовании прибора, позволяющего измерять расстояния «не доходя до того места», он велел выписать себе его из Франции. Но как работать с астролябией, никто из его окружения не знал. Через знакомого медика отыскали голландца Франса Тиммермана, который по просьбе Петра и стал в дальнейшем обучать царя арифметике, геометрии и фортификации.

В то же время потешные битвы Петра Алексеевича с ровесниками становились все серьезнее. К 1687 году он составил два полка, названных по имени двух царских сел – Преображенским и Семеновским. Они сооружали крепости, проводили почти настоящие бои. Историки рассказывают, что в одном из таких боев лопнувшая ручная граната даже обожгла лицо царю и ранила многих офицеров. Именно здесь зарождались будущие великие победы будущего Великого Петра, такие как захват Азова, разгром шведов под Полтавой, многие другие. «Потешные войска» в скором времени стали лучшими российскими полками нового образца, а многие из тех, с кем разделял в юности царь Пётр свои забавы, стали в дальнейшем знаменитыми полководцами.


Материалы подготовлены Президентской библиотекой имени Б. Н. Ельцина

  • Рассказ о детстве петра гринева в повести капитанская дочка
  • Рассказ о детстве обломова
  • Рассказ о детстве ломоносова 5 класс по литературе кратко
  • Рассказ о детстве лермонтова 6 класс краткое содержание
  • Рассказ о детстве крылова