Рассказ о детстве штольца

Описание и характеристика Андрея Штольца

Семья и происхождение

В произведении Андрей Иванович является другом Обломова еще со школьной скамьи. Несмотря на разницу в мировоззрении и темпераменте, молодые люди дружили довольно близко. Воспитывался Штольц в полной семье. Его матерью была русская дворянка, а отцом — немец. Он руководил пансионом в поселке Верхлево, где Андрюша и познакомился с Ильей. От отца мальчик перенял ловкость, трудолюбие, живой ум.

Детство Штольца не было таким безоблачным, как у Обломова:

  • родители были строгими, и мальчик получал мало тепла и ласки;
  • обеспечивая его всем необходимым, близкие старались, чтобы ребенок сам прокладывал себе дорогу и добивался поставленных целей.

Жизнь персонажа — череда сменяющих друг друга событий. Вернувшись домой после обучения, он был отправлен отцом в Петербург для самостоятельного построения карьеры. Он сумел оправдать надежды близких, достигнуть в итоге влияния и успеха.

Обучение и воспитание

Детские годы Штольца

Образование Штольца проходило на русском языке. На нем же мальчик читал книги, общался с деревенскими мальчиками, перенимая их говор и стиль общения. Родители рано начали приучать его к наукам. С 8 лет он изучал географию, учил басни и библейские стихи. Однако при первой же возможности бежал во двор к ребятам, с которыми играл до сумерек. Не бывало и дня, чтобы он возвращался домой без синяка, ссадин и царапин, о чем мать докладывала отцу.

Воспитание Штольца отличалось от традиционно принятой в обществе системы. В дворянском сословии было положено опекать и баловать детей. Однако немецкие корни родителя не давали ему права придерживаться подобной системы воспитания. Сын Ивана Богдановича Штольца был приучен к работе. Он часто ходил с отцом на фабрику, трудился на пашне.

Маленький Андрюша работал у своего отца в качестве мастерового, получая каждый месяц за это 10 рублей. Отрабатывая деньги, он расписывался в их получении так же, как и все работники отца. Мать мальчика была этим весьма огорчена, желая воспитать сына в классических дворянских традициях. Благодаря подобному воспитанию, мальчик стал самостоятельным, и вскоре смог ездить в город по отцовским поручениям.

Азы образования Штольц получил дома, а затем в пансионе, после чего закончил университет. Как все ребята из дворянских семей, он знал французский и музицировал. Кроме того, был обучен отцом немецкому языку.

Внешность героя книги

Описания внешности Андрея в детстве и юности автор не предоставляет. Читатели знакомятся с портретом Штольца в годы его зрелости. Будучи ровесником Обломова, молодой мужчина выглядит гораздо моложе. Причиной этого является активный образ жизни и отсутствие склонности к чревоугодию. По описанию легко представить его внешность:

  • мускулистый и поджарый, без капли лишнего веса;
  • обладатель выразительных зеленоватых глаз, которые иногда поражали наивным выражением;
  • смуглокожий, с ровным цветом лица без признаков румянца.

Штольц обладает твердой уверенной походкой и не делает лишних движений. Сидит он спокойно, а если и действует, то использует столько мимики, сколько нужно, чтобы выразить отношение к происходящему.

Характеристика личности

Один из главных персонажей романа Ивана Александровича Гончарова Обломов

На момент описываемых в романе событий герою уже более 30 лет. В образе Штольца сложно не заметить страсть к обучению и трудолюбие. С детства он активно познает мир, пытается перенять отцовский опыт и знания. Став взрослым, много путешествует по службе, рассматривая поездки не только как развлечение, но и как знакомство с культурой других стран. Он не пренебрегает светским обществом, открыт к общению и доброжелательно настроен к оппонентам. Постоянно развивается, читает книги, узнает новости из газет.

При всех положительных качествах, искренности и честности Андрей лишен романтизма. Сохранив детскую подвижность, он является приземленным и не умеет мечтать, строить воздушные замки. Зная цену времени, молодой мужчина не проводит его в праздности. Он всегда занят полезным делом, умеет организовать распорядок действий и везде успевает. Не лишен Андрей и сострадания, однако скрывает эту черту характера и умело управляет чувствами.

На первый взгляд, жизнь Штольца беззаботна. Однако в ней достаточно проблем, в которых молодой мужчина винит лишь себя. Он не перекладывает причину жизненных трудностей на других людей, старается преодолевать их, невзирая на препятствия. Его поступками руководит здравый смысл и твердая позиция, и выбить из колеи Андрея практически невозможно.

Материальное положение

Личные и нравственные качества Штольца

В отличие от Ильи Обломова, Штольц умеет жить по бюджету. На момент описываемых в романе событий он отставной чиновник (ранее ему принадлежал чин надворного советника). Проявив себя в работе с лучших сторон, он всегда добивался того, что за границу посылали именно его. В отставке, повидав мир и набравшись опыта, Андрей занялся торговлей, быстро нажил денег и дом, сделав из отцовских сорока тысяч рублей все триста тысяч.

Будучи трудолюбивым человеком, он постоянно спорит с Обломовым, который утверждает, что «нельзя всю жизнь посвящать труду». Отвечает на все доводы ленивого друга цитатой «Трудиться никогда не перестану. Труд — цель, стихия и образ жизни». Имея достаточно средств, Штольц может позволить себе многое — дорогую одежду, путешествия, модные развлечения. Однако он не склонен к роскоши, хоть семья его ни в чем не нуждается.

Отношение с Ильей Обломовым

Материальное положение Штольца

Андрей и Илья — друзья с детства. Когда же отец Штольца открыл пансион, они стали неразлучны, несмотря на разницу в происхождении и характере. Штольцу приходилось часто помогать ленивому Обломову, выполняя за него домашние задания, решая задачи с таблицами и делая упражнения по грамматике. При этом им руководила не корысть, а искреннее желание помочь товарищу.

После окончания пансиона пути молодых людей разошлись, но пересеклись в Петербурге. С момента встречи в городе Андрей стал часто навещать друга на квартире, подбадривать, стимулировать к активной светской жизни. Жалобы ленивца на усталость только подзадоривали Андрея. Он старался почаще выводить друга на приемы, что требовало от последнего значительных усилий. Ведь нужно было встать с дивана, поменять домашнее платье на костюм, ехать и с кем-то общаться, к чему Обломов не всегда был расположен.

Однажды Штольцу удалось уговорить Обломова поехать за границу. Уже начались сборы, однако поездка сорвалась в последний момент. Влюбленный Обломов принял решения остаться с Ольгой, объектом своего обожания, и не пожелал присоединиться к товарищу. Какое-то время обиженный апатией Обломова Андрей не посещал его дом. Однако не выдержал и вновь приехал с визитом, кратко отметив, что друга накрыло волной обломовщины. В этот раз его стремление вытащить Илью из апатичного и ленивого восприятия мира было не столь сильным.

Несмотря на разницу в характере, идейной позиции и образе жизни, Штольц стремится сохранить приятельские отношения с Обломовым по двум причинам:

  • дружба между мужчинами зародилась в далеком детстве;
  • Андрей знает о добром нраве Обломова и стремится ему помочь.

Роль Штольца в произведении

Периодически Штольцу приходилось заниматься делами друга, который не хотел самостоятельно решать важные дела в своем поместье. Это привело к тому, что управляющий Обломовки пользовался своим положением в корыстных целях и вел дела, руководствуясь собственными интересами.

Несмотря на горячее желание, Андрей не смог вытащить друга из плена обломовщины. После его смерти он взял на воспитание сына Обломова и занимался делами поместья до совершеннолетия маленького Андрея Ильича.

Андрей и Ольга Ильинская

Сюжет из произведения Обломов

Штольц и Ольга в романе — давние знакомые. Однако разница в возрасте не позволила им изначально построить любовные отношения. Тем не менее молодые люди общались и симпатизировали друг другу. Однажды Андрей непреднамеренно стал причиной трагедии в жизни двадцатилетней девушки. В один из вечеров он познакомил ее с другом Ильей Обломовым, и между молодыми людьми возникла любовь. Несмотря на искренность чувств, дальше помолвки дело не дошло — апатичный Обломов и Ильинская расстались.

Покинув Россию, Ольга Сергеевна встретила Андрея, который не подозревал о том, что с нею произошло. С тех пор молодые люди начали видеться чаще. Штольц приносил девушке книги, цветы, и незаметно оказался в плену ее чар. Влюбившись впервые в своей жизни, он сделал Ольге предложение руки и сердца. Это поставило девушку в затруднительное положение, ведь неудачные отношения с Обломовым убили в ней желание создавать семью с кем-либо.

Далее последовало душевное объяснение, во время которого Ольга рассказала Андрею о своих неудачных отношениях с Обломовым. Она хотела видеть в Илье мужчину, который сильнее ее, а не увальня, предпочитающего постоянно отдыхать на диване. Теперь Андрей понял причину, по которой его друг так и не поехал за границу, и убедился, что обломовщина окончательно поглотила Илью Ильича. Тем не менее он не отказался от намерений жениться, и вскоре молодые люди отпраздновали свадьбу.

Брак оказался счастливым и гармоничным, вскоре у пары появились дети. Андрей помог Ольге стереть из памяти отрицательные отношения с Обломовым, а схожесть их характеров позволила наладить семейный уклад. Молодые люди привыкли к активной деятельности, общению, самообразованию, и супружество не тяготило их. Ольге пришлось стать матерью не только своим детям, но и сыночку Ильи. К нему она отнеслась с такой же нежностью и теплотой, как и к своим детям.

Анализ персонажа

Характеристика главных героев произведения Обломов

Многие литературоведы полагают, что образ Андрея в романе изображен набросками. По сравнению с Обломовым, его можно назвать идеалом автора, и персоной, которая может стать образцом для грядущих поколений. Для счастливой и гармоничной жизни у мужчины было все — образование, воспитание, состояние. Однако он не умел наслаждаться сиюминутными радостями и жил будущим. Стремясь вперед, не осознавал истинных целей своего движения — тихой пристани, где бы его никто не трогал.

Семейная жизнь Андрея с Ольгой была лишена романтики и страсти. В начале отношений он был на голову образованнее супруги, однако вскоре Ольга переросла его и в духовном развитии, и в силе чувств, размышлений. По сути, Андрей, как и Обломов, не смог взять на себя решение коренных вопросов национальной жизни. Его образ не вызывает симпатии, в отличие от Ольги, которая является прототипом русской просвещенной женщины XIX века.

Статьи по теме:

  • Волков — характеристика героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»
  • Халат Обломова — описание домашней одежды в романе И.А. Гончарова «Обломов»
  • Образ Ольги Ильинской в романе И.А. Гончарова «Обломов»
  • “Обломов” (И. А. Гончаров) – содержание романа в сокращении
  • Детство Ильи Обломова — образ жизни и влияние окружения на формирование личности
  • Тарантьев — характеристика героя в романе И.А. Гончарова «Обломов»
  • Агафья Пшеницына — характеристика героини в романе И.А. Гончарова «Обломов»
  • «Сон Обломова» — анализ эпизода
  • Характеристика Обломова

Образование и воспитание Андрея Штольца в романе «Обломов» Гончарова

Андрей Штольц является одним из центральных персонажей романа «Обломов» и лучшим другом главного героя произведения, ленивого помещика Ильи Обломова.

Штольц получает правильное воспитание и образование благодаря своим родителями. Это позволяет герою построить успешную карьеру и вести активную, интересную жизнь. 

В этой статье представлены материалы об образовании и воспитании Андрея Штольца в романе «Обломов»: цитаты из текста.

Воспитание Андрея Штольца в романе «Обломов»

В детстве Андрей Штольц был бойким и шаловливым мальчиком:

«…Помилуй, Иван Богданыч, – жаловалась она, – не проходит дня, чтоб он без синего пятна воротился, а намедни нос до крови разбил…» 

«…шаловливый мальчик…» 

Отец не баловал маленького Андрюшу. Старик Штольц любил сына, но был с ним строг и холоден: 

«…Немец был человек дельный и строгий, как почти все немцы…» 

«…Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел ему на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног…» 

detstvo-shtolca-vospitanie-obrazovanie-semja
Андрей Штольц и его отец.
«Проводы Андрея Штольца».
Художник П. Н. Пинкесевич

Отец давал Андрею свободу и позволял шалить:

«…Мать всегда с беспокойством смотрела, как Андрюша исчезал из дома на полсутки, и если б только не положительное запрещение отца мешать ему, она бы держала его возле себя..» 

«…Однажды он пропал уже на неделю: мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит…»

Мать Штольца, наоборот, старалась воспитать его как истинно русского дворянина. Она баловала сына и, как могла, смягчала строгость отца:

«…Она его обмоет, переменит белье, платье, и Андрюша полсутки ходит таким чистеньким, благовоспитанным мальчиком…» 

«…Она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки; заказывала в городе курточки; учила его прислушиваться к задумчивым звукам Герца, пела ему о цветах, о поэзии жизни, шептала о блестящем призвании то воина, то писателя, мечтала с ним о высокой роли, какая выпадает иным на долю…»

Андрей Штольц получил трудовое, практическое воспитание:

«…Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание. Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец…»

Штольц был с детства приучен к труду:

«…Когда он подрос, отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь глину…»

Еще в детстве Андрей начал получать свои первые деньги:

«…он положил ему жалованье, как мастеровому, совершенно по немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял его расписываться в книге…» (отец платил Штольцу за работу)

В результате Штольц вырос самостоятельным мальчиком. Уже в 14-15 лет он сам ездил по поручениям отца в город:

«…Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах…»

Образование Андрея Штольца в романе «Обломов» Гончарова

Андрей Штольц получил хорошее образование. Несмотря на то что Штольц был хулиганом и шалуном, это не мешало ему отлично учиться:

«…Андрюша отлично учился, и отец сделал его репетитором в своем маленьком пансионе…» 

Штольц с детства много читал и занимался разными науками:

«…С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же «Телемака»…»

Мать-дворянка научила Штольца играть на фортепиано:

«…Скоро он стал […] играть с ней в четыре руки…» 

Начальное образование Андрея Штольц получил в пансионе своего отца. Здесь вместе со Штольцем учился и Илья Обломов:

«…немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян…»

После этого Штольц окончил русский университет:

«…нужды нет, что университет русский…» 

За годы учебы Андрей Штольц освоил французский и немецкий язык:

«…Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг…» 

Благодаря такому воспитанию и образованию Андрей Штольц становится разносторонней, целеустремленной личностью и добивается многого в жизни.

Это были материалы об образовании и воспитании Андрея Штольца в романе «Обломов» Гончарова.

Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»

Андрей Иванович Штольц — один из героев романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Это друг детства главного героя, который по характеру и убеждениям является его антиподом. Характеристика образа Штольца выявляет новые веяния в жизни России середины девятнадцатого века. Тогда появлялись такие деятельные люди, как этот герой, для которых целью жизни был труд, а не беззаботное существование.

Детские годы, образование, карьера

Отец Андрея Штольца был немцем, занимающим должность управляющего имением в селе Верхлёве, кроме того, он руководил частным пансионом, где и произошло знакомство его сына с Ильей Обломовым. Мать Андрея являлась русской дворянкой, она привила ему любовь к искусству и литературе.

Андрей Штольц с детства был подвижным: целыми днями после уроков бегал с крестьянскими мальчишками, часто ввязывался в драки, чем очень огорчал мать. Такой нрав не мешал ему увлекаться музыкой, юный Андрей даже играл на фортепиано вместе с матерью. Отец привил сыну интерес к наукам, приучил к труду. С четырнадцати лет отец отправлял своего сына в город, давая ему различные поручения. Матери не нравились подобные выезды Андрея из родного села, но, возможно, именно благодаря им, мальчик вырос самостоятельным и ответственным человеком.

Когда Штольц закончил учиться в пансионе отца и поступил в университет, он старался расширять свой кругозор, поэтому читал не только учебники, но и другие книги. Окончив университет, Андрей вернулся домой, и уже через три месяца отец отправил его в Петербург для того, чтобы сын самостоятельно выбрал себе занятие. Штольц некоторое время служил, а затем, выйдя в отставку, стал участником компании, которая отправляла за границу товары. Дел у него было очень много (писал проекты, ездил за границу), но он успевал посещать театры, светские вечера, много читал.

Внешность

Андрей Штольц был ровесником своего друга Ильи Обломова, с которым они вместе обучались в пансионе. Они отличались не только по характеру, но и по внешности. В отличие от полноватого, с белой нежной кожей, Ильи Ильича Штольц был смугловат, худощав и «весь состоял из костей, мускулов и нервов». Если взгляд Обломова часто был отсутствующим, то взгляд зеленоватых глаз Штольца был выразительным и заинтересованным.

Психологический портрет героя

Андрей Штольц получил прекрасное образование в детстве, кроме того, он сам был весьма любознателен и отличался хорошими интеллектуальными способностями, которые постоянно развивал. Немудрено, что этот герой часто был в центре внимания у светского общества: с ним легко и приятно разговаривать, он отличный собеседник, который может поддержать любой разговор. Кроме того, Андрей прекрасно чувствует людей, умеет различать их истинные намерения.

Штольц сделал смыслом своей жизни труд. Даже став обеспеченным человеком, он не переставал трудиться, был упорен в достижении поставленных перед собой целей. Ум и хладнокровие помогали ему выходить из сложных ситуаций. Этот рациональный человек никогда «не болел душой». Если же он был встревожен, то ехал к другу, и общаясь с добрым и доверчивым Обломовым, успокаивался. В Обломове Штольца привлекала искренность и сердечная простота. Этих качеств не хватало самому Штольцу, привыкшему действовать прагматично.

Андрей, в отличие от Обломова, шёл по жизни бодро, не предавался мечтам и твёрдо был уверен, что главное в жизни — это дело, труд. Несмотря на рационализм, Штольц понимал и ценил искусство, любил музыку.

К женщинам Штольц относился без восторженности, не унижался перед красавицами. К Ольге Ильинской он относился покровительственно, как к ребёнку, но встретив в Париже, был поражён тем, как развился её ум, и увлёкся ею. Они полюбили друг друга и были счастливы в семейной жизни. Их объединяла не только любовь, но и стремление к знаниям, понимание прекрасного.

Значение образа Штольца в романе

Это персонаж является полной противоположностью главному герою повествования. Причём, разнится не только их внешний вид, но и мировоззрение, характер, образ жизни.

Гончаров не случайно вводит такого героя как Штольц в своё произведение: он хочет показать читателям, какую значимую роль в жизни человека играет образование и семейное воспитание. Образу жизни родителей героев уделяется значительное место в романе. Илья Ильич Обломов — выходец из семьи людей ленивых и лишённых воли, став взрослым человеком, полностью перенял родительские привычки и взгляды на жизнь, а Андрей Штольц, проведший детство в различных занятиях, стал целеустремленным, активным человеком.

Заключение

По сути, образ Штольца — своего рода, символ нового пути развития России, тогда как Илья Ильич Обломов со всей своей неспешностью и отставанием от жизни характеризует собой уходящую в прошлое Россию. Тем самым, через образы данных персонажей, роман Гончарова раскрывается перед читателями в новом свете, теперь он уже обретает политический контекст. Автор словно предлагает людям на живом и понятном примере выбрать достойное будущее родной страны.

Вам также будет интересно почитать:

История персонажа

Центральный персонаж романа Ивана Гончарова «Обломов». Друг и одновременно антипод главного героя, Ильи Обломова.

Андрей Иванович Штольц общается с Обломовым с детства и стал тому близким другом. По характеру это человек действия, практик, а по происхождению — наполовину немец. Мать Штольца — русская дворянка. При всем своем рационализме, Штольц обладает добрым нравом. Герой честен, разбирается в людях, при этом склонен просчитывать каждое действие и ко всему в жизни подходить со стороны практической пользы. Штольц был выписан как антипод Обломову и должен, по замыслу автора, восприниматься как образец для подражания.

Иван Гончаров

Иван Гончаров

Штольц женат на Ольге Ильинской, дворянке, женщине, в которую влюблен Обломов. Ольга любила Обломова поначалу, но рассталась с тем. Обломов вял и мечтателен, прежде чем сделать Ольге предложение, много раздумывал, отступал.

Штольц временами выводит Обломова из апатии и заставляет вспомнить о жизни, призывает того заняться делом, вложиться в учреждение школ, строительство дорог, однако Обломов отмахивается от подобных идей.

Илью Обломова берут в оборот мошенники, дела и хозяйство героя переходят в их руки, а сам он погружается в еще большую бездеятельность, чем обыкновенно. Когда до Обломова доходят слухи о его собственной близящейся свадьбе, герой приходит в ужас, потому что для него еще ничего не решено. В этот период героя посещает Ольга и, видя того в таком безвольном и жалком состоянии, прерывает эти отношения. На этом история любви Ольги и Обломова себя исчерпывает.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

Героиня не собирается ввязываться в новые отношения, но Штольц убеждает Ольгу, что первые отношения оказались ошибкой и только заложили основу для новой любви — к нему, Штольцу. Ольга ценит в Штольце трудолюбие и решительность — то, чего не видела в Обломове. И безгранично, «как матери», доверяет мужу.

Штольц держится прогрессивных (для того времени) взглядов на роль женщины в обществе. По мысли героя, женщина призвана делать вклад в общественную жизнь, занимаясь воспитанием достойных граждан, а для этого сама должна быть хорошо образована. Штольц занимается с женой, обучает ту наукам, и эти занятия еще больше сближают супругов. Штольц жарко спорит с женой и удивляется уму Ольги.

Андрей Штольц и Илья Обломов

Андрей Штольц и Илья Обломов

Штольц спасает Обломова из лап мошенников, которые в противном случае обобрали бы того до нитки. Позже Обломов называет в честь Штольца сына, который рождается у него от Агафьи Пшеницыной, женщины из чиновничьей среды, квартирной хозяйки, к которой Обломов переезжает жить. Из-за малоподвижного образа жизни у Обломова случается ранний инсульт, и Штольц посещает больного друга. Во время этого посещения Обломов просит Штольца во имя дружбы приглядеть за его маленьким сыном Андреем. Когда через два года Обломов умирает, Штольцы забирают его сына на воспитание.

Образ

Штольцу слегка за тридцать. Внешность героя подчеркивает нрав — он крепок, худ, мускулист, скуласт, на теле нет лишнего жира. Гончаров сравнивает героя с «кровной английской лошадью». У Штольца зеленоватые глаза, герой смугловат, спокоен в движениях так же, как и по характеру. Герою не свойственны ни избыточная мимика, ни резкие жесты и суетливость.

Андрей Штольц и его отец

Андрей Штольц и его отец

Отец Штольца, немец, вышел из бюргеров и не был дворянином. Мальчика воспитывал в традициях бюргерства — приучал к труду и практической деятельности, что не нравилось матери Андрея, русской дворянке. Отец занимался с Андреем географией. Герой учился чтению по текстам немецких писателей и библейским стихам, с юного возраста помогал отцу в делах, подводя итоги счетам. Позже стал подрабатывать репетитором в маленьком пансионе, устроенном отцом, и получал за это жалованье, как обыкновенный мастеровой.

К четырнадцати годам герой уже один ездил в город с поручениями отца и выполнял порученное в точности, без промашек, ошибок или приступов забывчивости. Отец Андрея запрещал матери препятствовать активности мальчика и держать того при себе, Штольц рос деятельным и часто надолго отлучался из дома. Юноша получил хорошее университетское образование, одинаково хорошо говорит по-русски и по-немецки. При этом герой продолжает учиться всю жизнь и постоянно стремится узнавать новое.

Андрей Штольц

Портрет Андрея Штольца

Штольц не получил дворянства при рождении, но скоро дослужился до чина надворного советника, который дал герою право на личное дворянство. Дальше по карьерной лестнице он не продвигается, а уходит со службы, чтобы заняться торговлей. Компания, в которую вложился Штольц, занимается экспортом товаров. Андрей смог во много раз увеличить состояние отца, превратив сорок тысяч капитала в триста, и прикупил дом.

Штольц много разъезжает и редко надолго остается дома. Герой вдоль и поперек изъездил Россию, бывал за границей, учился в заграничных университетах и изучил Европу «как свое имение». При этом Штольц не чужд светского общения, бывает на вечерах, умеет играть на фортепиано; интересуется наукой, новостями и «всей жизнью».

Характеристика Штольца

Герой неусидчив, бодр, тверд и даже упрям. Всегда занимает активную позицию: «понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его». Время Штольца четко распланировано, тот ни минуты не тратит понапрасну.

При этом герой умеет сдерживать нежелательные порывы и оставаться в границах естественного, рационального поведения, хорошо контролирует собственные чувства и не кидается в крайности. Штольц не склонен винить других в собственных неудачах и легко берет на себя ответственность за приключившиеся страдания и неприятности.

Андрей Штольц и Илья Обломов

Олег Табаков и Юрий Богатырев в образе Ильи Обломова и Андрея Штольца

В противоположность Обломову, герой не любит мечтать, избегает фантазий и всего того, что не может быть подвергнуто анализу или применено на практике. Штольц умеет жить по средствам, расчетлив, не склонен к неоправданному риску и при этом легко ориентируется в сложных или незнакомых обстоятельствах. Эти качества вкупе с целеустремленностью делают героя хорошим дельцом. Штольц любит порядок в делах и вещах, и ориентируется в делах Обломова лучше, чем тот сам.

Актеры

Роман «Обломов» экранизировали в 1979 году. Режиссером фильма под названием «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» стал Никита Михалков, а роль Андрея Штольца исполнил актер Юрий Богатырев. Штольц в фильме изображен жизнерадостным и активным человеком, каким и представлен в романе Гончарова.

Юрий Богатырев в роли Андрея Штольца

Юрий Богатырев в роли Андрея Штольца

При этом актер признавался, что скорее видел себя в образе Обломова, а Штольц, роль которого Богатыреву пришлось играть, по характеру полная противоположность самому актеру.

Интересные факты

Слово «обломовщина», которое после выхода романа стало нарицательным, впервые прозвучало из уст Штольца как характеристика образа жизни Обломова. Этим словом обозначалась склонность к лени, апатии, застою в делах. Словом, то, что мы бы сейчас назвали «прокрастинация».

Цитаты

«Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей».

«Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина».

«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу».


высокая должность

единственный ребенок

есть дети

женат/замужем

жизнь в достатке

из обеспеченной семьи

поездки за границу

Андрей Штольц. Актер Ю. Богатырев. Х/ф “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Андрей Иванович Штольц – центральный персонаж романа «Обломов», друг и антипод главного героя произведения. Штольц – успешный коммерсант, объездивший пол-Европы, деловой человек нового времени с активной жизненной позицией, что в корне отличает его от консервативного Обломова. Его роль в романе сводится к тому, что на протяжении всего повествования он пытается вырвать Илью Ильича из цепких объятий «обломовщины» и вернуть к нормальной жизни. Также он решает все его запущенные дела и спасает друга от полного разорения.

Описание героя

Биография

Андрей – сын Ивана Богдановича Штольца, когда-то перебравшегося из Германии в Россию. Здесь он нашел работу управляющего имением и выполнял ее с немецким старанием и педантичностью, скрупулезно записывая все расходы и доходы вверенного ему хозяйства. Женился он на русской обедневшей дворянке, в молодости служившей гувернанткой у богатых господ. Она стала матерью его единственного сына Андрея. Умерла супруга Ивана Богдановича, когда младший Штольц окончил университет.

Андрея отец воспитывал по-спартански, с самого детства приучая его к труду и прививая навыки самостоятельности. Так, мальчик всегда сопровождал его на поля, на фабрику, на встречи с купцами. Причем, уже с юного возраста отец разрешал ему править тележкой и выполнять мелкие поручения. Затем старший Штольц стал доверять сыну решать дела в городе, «и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Мать привила ему любовь к литературе и все силы вложила в его духовное воспитание. Родным языком он считал русский, хотя знал и немецкий. Немец по отцу и русский по матери, он, в качестве своей веры избрал православие. Так, под влиянием русской культуры и немецкого прагматизма произошло формирование личности Андрея Штольца.

В деревне Верхлево старший Штольц организовал пансион, чтобы дети окрестных помещиков могли получить достойное начальное образование. В этом заведении обучался и его сын Андрей. Сюда же родители устроили и Илюшу Обломова, который, в отличие от Андрея, часто пропускал занятия ввиду чрезмерной «усталости». Андрей же, напротив, не только хорошо учился, но и начал зарабатывать свои первые небольшие деньги, занимаясь репетиторством. Когда учеба в пансионе подошла к концу, отец отправил его в столицу, предоставив возможность самому определяться в дальнейшей судьбе. Несмотря на трудности, с которыми ему приходилось сталкиваться, Андрей упорно двигался вперед. В итоге он стал не только успешным предпринимателем, но и личностью, известной в высоких кругах.

Внешность, характер

Наиболее полное представление о внешности героя можно составить из описания самого автора: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Андрей Штольц. Актер Ю. Богатырев. Х/ф “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Андрей прекрасный собеседник, несколько насмешливый и остроумный. Наряду с незаурядным умом в нем сочетаются душевность, и сочувствие. Верность давней дружбе с Обломовым проявляется в его регулярных визитах, для которых он, несмотря на занятость, изыскивает время. Порой он жертвует посещением светских мероприятий, чтобы часок-другой посидеть у Обломова. Только там он находит успокоение для своей утомленной души, только в сонной обстановке обломовской квартиры отступают все его тревоги и переживания. Он считает своей обязанностью заботиться о друге и взваливает на свои плечи большую часть его проблем, среди которых самой сложной является ситуация с имением.

В характере Штольца присутствует одна особенность. Он, в отличие от многих, разумно расходует свой эмоциональный потенциал. Это касается как духовной, возвышенной сферы, так и сугубо материальной, хозяйственной. Взять, хотя бы, его отношения с Ольгой Ильинской. Девушка очень нравится Штольцу, однако он, в отличие от Обломова не попадается в сети мечтательного романтизма. До женитьбы он относится к ней, как к прелестному ребенку или младшей сестре, после – как к равному партнеру. Супруги ведут активную жизнь, полную порой жарких споров, но лишенную любовных страстей.

То же самое можно сказать и в отношении рационализма, присущего Штольцу. Плачевное состояние дел в Обломовке доводит Илью Ильича до паники. Андрей же, благодаря трезвой оценке и деловому подходу, быстро разбирается, что к чему и начинает действовать, чтобы спасти ситуацию.

Карьера

После пансиона Штольц поступает в институт, с отличием оканчивает его и начинает строить карьеру. У него нет потомственного дворянского титула, но, благодаря упорству, он получает должность надворного советника и право на личное дворянство. Через некоторое время он оставляет службу и открывает свой бизнес по экспорту товаров. Его новая работа связана с постоянными разъездами, поэтому он редко бывает в Петербурге. Исколесив всю Россию и пол-Европы, Штольц получает зарубежное университетское образование, которое приносит ему еще больший успех в коммерческом деле. При этом, он успевает появляться в свете, посещает вечера, всегда в курсе всех последних новостей. За несколько лет состояние Штольца увеличивается от сорока тысяч до трехсот, что дает ему возможность приобрести собственный дом и строить дальнейшие планы по наращиванию дохода до миллиона рублей.

Всего этого Андрей добивается, благодаря упорному, неустанному труду, ставшему его образом жизни. Впереди у него всегда определенная цель, по достижении которой, он тут же намечает новую. Штольц много путешествует и в процессе этих поездок приобретает новые знания. Он умеет ценить время, поэтому не разменивается по мелочам.   Ему присуща осторожность, без которой в сфере его бизнеса рискованно вести дела. Поэтому перед началом любой новой сделки он просчитывает все, вплоть до мелочей. Если же он чувствует, что риск перевешивает возможную выгоду, то без раздумий отказывается от мероприятия. Его целеустремленность сочетается со здоровыми амбициями и чувством самоуважения и гордости.

Дружба с Обломовым

Две противоположности – Илья Обломов и Андрей Штольц – лучшие друзья. Познакомившись в далеком детстве, мужчины до сих пор остаются друг другу близкими людьми, несмотря на то, что являются полными антиподами. Различия бросаются в глаза уже при оценке внешнего вида. Обрюзглость сонного Обломова ярко контрастирует с подтянутостью и мускулистостью энергичного Штольца. О различиях в характере можно судить по образу жизни, который ведут оба героя.

Штольц и Обломов. Х/ф “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Что же связывает двух таких, во всем непохожих людей? Отсылая читателя на много лет назад, Гончаров пишет: «…их связывало детство и школа – две сильные пружины». Общение мальчиков проявлялось в совместных играх, в бесконечном исследовании окружающего мира. По мнению автора, разными они выросли только из-за определенного воспитания в семье. Когда началась учеба в пансионе, родители Илюши, ссылаясь на его усталость и множество других надуманных причин, часто оставляли его дома. Таким образом, уже в детстве у него атрофировалось чувство ответственности, которое формируется у ребенка, когда он становится школьником. В воспитании Штольца, напротив, преобладали жесткие методы. Строгий отец с ранних лет приучал сына к труду и самостоятельности, он был нацелен на то, чтобы Андрей вырос целеустремленным и способным справляться с трудностями.

В настоящее время отношения двух друзей можно назвать теплыми и доверительными. Разные характеры не помешали им рассмотреть друг в друге самые лучшие качества. Несмотря на бездействие и пассивность Обломова, Штольц видит его «чистую», «хрустальную» душу. Обломова восхищают в друге энергичность, деловая хватка, порядочность и ум.  Также основой многолетней дружбы можно назвать готовность поддерживать и помогать друг другу. Особенно это касается Штольца. Благодаря ему, состоялось знакомство героя с Ольгой Ильинской, которая, хоть и ненадолго, внесла свежую струю в жизнь Обломова. Проявляет Штольц заботу о друге и в ситуации с аферами Тарантьева и Мухоярова, целью которых – банкротство Ильи Ильича. Мошенники никак не предполагают, что вместо наивного Обломова им придется иметь дело с железным и проницательным Штольцем. Для самого Андрея посещение друга – это повод погрузиться в духовный релакс, только в доме Обломова он находит спокойствие и возможность отдохнуть от дел насущных.

Штольц и Ольга Ильинская

Отношения Штольца и Ольги Ильинской – важная часть сюжета произведения. Начинаются они с простой дружбы и взаимной заинтересованности. Юной Ольге льстит внимание такой состоявшейся личности, как Штольц. Ей интересно общение с этим взрослым мужчиной, во многом под влиянием которого происходит её интеллектуальное развитие.  Штольцу, в свою очередь, лестно то восхищение, которое, не скрывая, демонстрирует ему Ольга. Через некоторое время Штольц знакомит с Ольгой Обломова, в надежде, что друг увлечется девушкой, и это поспособствует переменам в его жизни. Когда же отношения Ильи Ильича и Ольги терпят крах, он искренне переживает, что не смог помочь приятелю.

Поездка Ольги в Европу после разрыва с Обломовым совпадает с пребыванием там Штольца. Молодые люди много времени посвящают друг другу, и Ольга открывается Штольцу с новой стороны. До этого она была для него кем-то вроде ученицы, теперь же он увидел в ней интересную молодую женщину. После периода ухаживаний и объяснения она с радостью принимает предложение Андрея стать его женой.

Кадр из х/ф “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

На первый взгляд, брак Ольги и Штольца кажется идеальным. Оба умны, образованны, интеллигентны. Оба являются поборниками равных и гармоничных отношений между мужчиной и женщиной. Их можно назвать не только супругами, но друзьями и соратниками, ведущими интересную, активную жизнь. Для Ольги Штольц остается все тем же учителем, а она для него – умной девушкой с передовыми взглядами, которой уготовано поприще общественного деятеля. В то же время, у Штольца есть идеал жены, созданный на основе образа его матери. По его мнению, женщина призвана обеспечивать в доме комфорт и уют, что не совсем совпадает с позицией Ольги. Поэтому Гончаров, описывая моменты, когда Ольга рассуждает о своей жизни со Штольцем, употребляет глагол «твердила», как бы показывая этим, что Ильинская пытается убедить саму себя в том, что она счастлива: «Как я счастлива! – твердила Ольга тихо, любуясь своей жизнью…»

Ольга все чаще «впадает в задумчивость», ее все больше угнетает затишье, которое усиливается с каждым годом ее жизни со Штольцем. Ей даже начинает казаться, что ее ожидает та же апатия, с которой она пыталась бороться в отношениях с Обломовым. Ольга с тоской осознает, что ей больше нечего ожидать от жизни, потому что брак со Штольцем поставил последнюю точку в ее судьбе.

Роль героя в произведении

Создавая образ Штольца, И.А. Гончаров преследовал цель противопоставить двух главных героев и показать, как праздность, апатия и бездействие разрушают личность человека, уничтожая в нем все положительные качества. Труд же, напротив, способствует развитию, движению вперед и наполняет жизнь смыслом. Штольц обладает понимаем того, что грядущие перемены неизбежны, так как только благодаря им, совершается прогресс. В некоторой степени понимает это и Обломов, но страх изменить свою жизнь оказывается сильнее разума. Автор подводит к мысли о том, что стране, обуреваемой проблемами, решение которых стоит во главе угла, необходимы новые герои, такие, как Штольц. Только их креативный ум и созидательная энергия, подкрепленная знаниями, могут помочь в решении самых трудных задач.

В финале произведения Андрей берет опеку над сыном своего умершего друга и воспитывает его, как родного ребенка. Этот благородный поступок еще раз подчеркивает те достоинства, которыми обладает герой. Это доброта, ум, смелость и решительность. Тем не менее, критики, включая современников Гончарова, так и не пришли к единому мнению относительно образа Штольца. Удалось ли писателю реализовать персонаж так, как это было задумано, до сих пор обсуждается в жарких спорах и ставить точку в этих дебатах пока еще рано.

Развитие героя по мере сюжета

Андрей Штольц. Актер Ю. Богатырев. Х/ф “Несколько дней из жизни И.И. Обломова”. 1979

Впервые читатель знакомится со Штольцем в третьей главе второй части романа. После долгого отсутствия он приезжает к Обломову и застает все ту же картину – его друг, как и прежде, лежит на диване. Андрей всеми силами пытается повлиять на приятеля и помочь ему одолеть лень и хандру. На первый взгляд, кажется, что ему это удается, но, на самом деле, это лишь внешний эффект. Внутреннее состояние Обломова остается неизменным. Неравнодушие Андрея к товарищу проявляется на протяжении всего повествования. Но горячее желание Штольца помочь Обломову так и остается нереализованным. После смерти друга Андрей берет на себя обязательство по воспитанию его сына, пока тот не достигнет совершеннолетия.

В описании Гончаровым Штольца прослеживается интересная особенность. Этот герой нигде не проявляется как отдельно действующее лицо. Его появление в любом эпизоде романа всегда сопровождается присутствием Обломова или Ольги, или же Обломова и Ольги вместе. Только рядом с ними он начинает проявлять свою активность. Даже душевные эмоции, будь то переживания или покой, также возникают у него только при взаимоотношениях с ними. Другая же часть жизни Штольца, включая его работу и деловые отношения, как бы остается прикрытой от читателя, и создается впечатление, что Гончаров не собирается ее приоткрывать. Не делает этого и сам герой.

Не показывает Гончаров Штольца и как идейного борца с крепостничеством, либо за всеобщую свободу. Вся его деятельность заключена в предпринимательстве и приумножении капитала. Автор завершает развитие героя на этапе поисков идеала личного счастья. Поэтому Добролюбов, оценивая этот образ, произносит такие слова: «Штольц не дорос ещё до идеала общественного русского деятеля, не он тот человек, который сумеет, на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперёд!»

Отношение автора к герою

Штольц в системе образов произведения занимает особое место. Он одновременно является и другом, и антиподом Обломова. Задумывая его образ, И.А. Гончаров хотел вывести на страницы романа человека активного, умного и деятельного, некий новый русский типаж. Однако автору не до конца удалось воплотить свой замысел. Одной из причин является то, что в самой русской действительности отсутствовал подобный тип личности. Не отыскав такого человека в среде российских деловых людей, автор «сотворил» Штольца в виде симбиоза немецкой предприимчивости и русской духовности. Для героя смыслом существования является труд, что явно импонирует автору. Он с симпатией описывает его безграничную энергию и кипучую деятельность, его участие в деловых поездках по России и за рубеж.

Отмечает писатель и настойчивость, с которой Штольц движется к достижению цели: «А сам всё шёл упрямо по избранной дороге… не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах». По замыслу Гончарова, в образе Штольца должны были воплотиться качества новой прогрессивной личности, сочетающей в себе лучшие черты западного мировоззрения и русской духовности. Люди, подобные Штольцу, должны были указать России путь к западной цивилизации и обеспечить ей достойное место среди европейских держав.

Но, несмотря на такой замысел, Штольц у Гончарова получился несколько утопическим, что вызывало неудовлетворенность самого автора. Он писал что его герой  «слаб, бледен», «из него слишком голо выглядывает идея». Резкую оценку персонажу дал А.П. Чехов: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен». Возможно, причина неудачного образа Штольца заключается в том, что герой практически не показан средствами художественного произведения в той деятельности, в которой он достиг больших успехов.

Прототипы

При описании Штольца И.А. Гончаров использовал историю семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца своей родственницы по линии жены. Его сыновья были предпринимателями и сделали успешную карьеру в России. Доказательством этого служит тот факт, что в черновиках романа Штольц представлен именами и Андрей, и Карл. Даже в первых прижизненных изданиях, в сцене, где впервые появляется герой, автор называет его Андреем Карловичем. Также существует версия, что Штольц – это отражение юношеских стремлений самого Гончарова.

Экранизации героя

В 1965 году режиссер и сценарист, народный артист РФ Александр Белинский поставил телевизионный спектакль «Обломов», который стал первой экранизацией знаменитого романа И.А. Гончарова. Для воплощения образа Штольца он пригласил в свою работу популярного актера Михаила Волкова. В апреле 1980 года состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Работа режиссера Никиты Михалкова до сих пор признается лучшей экранной версией романа.

Роль Штольца досталась известному актеру Юрию Богатыреву, который уже снялся в таких фильмах, как «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Два капитана», «Свой среди чужих, чужой среди своих». Штольц в фильме представлен жизнерадостным и активным человеком, каким и описан в романе. Богатыреву удалось невероятно тонко передать контраст Штольца с Обломовым. Он изобразил своего персонажа во всем великолепии – от безупречного туалета до идеального поведения. Штольц Богатырева – это деятельный, трудолюбивый, жаждущий перемен, герой. К этому же он призывает и своего друга Обломова, но терпит поражение. Несмотря на это, он до конца остается ему близким человеком. Благодаря Юрию Богатыреву, зритель увидел в Андрее Штольце не просто прагматичного немца, но и русского человека с бесконечно доброй душой.

Литература

  1. Холкин В. И. Андрей Штольц: поиск понимания // Гончаров И. А.: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова и др. – Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003.
  2. Мусатов Е.И. Из творческой истории романа И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 24. Вып. 4. – 1965.
  3. Горелов А.Е. Обломовщина: И.А. Гончаров // Горелов А.Е. Очерки о русских писателях. – Л., 1968. – С. 253-314.
  4. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А. Гончарова. – М.: Худож. лит., 1970.
  5. Таборисская Е.М. Автор и герой в романе И.А. Гончарова «Обломов» // Изв. Воронеж. пед. ин-та. – Воронеж, 1972.
  6. Одинцов В.В. Художественный образ и стиль: О романе И.А. Гончарова «Обломов» // Рус. речь. – 1973.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 6.3k

Штольц Андрей Ивановичцентральный персонаж романа И.А. Гончарова «Обломов», друг детства Обломова. Его отец, Иван Богданович Штольц, еще в юности приехал в Россию из Саксонии. Он успешно служил управляющим имением в Верхлеве, селе, когда-то принадлежавшем Обломовым. Иван Богданович много знал и умел. Практической агрономии он учился у своего отца-фермера, на родине предков, «в ближайшем университете» получил «призвание к преподаванию того, что кое-как успели ему растолковать сорок мудрецов». Получив образование, он решил «делать дело». Отец «дал ему сто талеров, новую котомку и отпустил на все четыре стороны». С тех пор он не был на родине и никогда не видел отца. Шесть лет странствовал Штольц-старший по Европе, посетил Швейцарию, Австрию; потом приехал в Россию, где жил долгие годы, благословляя судьбу. Жена его происходила из бедных русских дворян. До замужества она служила гувернанткой в богатом доме, поэтому «имела случай быть за границей, проехала всю Германию». 

Андрей Штольц родился и вырос в Верхлеве. Вместе с деревенскими мальчишками он бегал и играл, разорял птичьи гнезда, дрался. Домой его часто приводили в разорванном платье, без сапог или с разбитым носом. Как всякий мальчишка, он стремился вырваться из-под родительского присмотра и часто убегал из дому, пропадая надолго. Мать бы «держала его возле себя», но отец запретил мешать сыну познавать жизнь

Воспитанием и образованием Штольца занимались оба родителя. От матери он наследует язык и веру. Его природная речь — русская, исповедуемая вера — православие. Русскую речь Штольц познавал «у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах». 

С восьми лет мальчик начал учиться дома. С отцом он сидел «за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам «Телемака». 

В воспитании сына Иван Богданович ориентировался на фамильные традиции: «…взял колею от своего деда и продолжил ее, как по линейке, до будущего своего внука». Педантично давал он сыну «трудовое, практическое воспитание». Когда Андрей подрос, отец посадил его на рессорную тележку, и мальчик возил отца на фабрику, в поля, к купцам, в присутственные места. Как в свое время Ивана Богдановича учил агрономии его отец-фермер, так и он учил практическому делу Андрея. Он объяснял сыну, какая глина на что годится, «как добывают поташ или деготь, топят сало». 

В 14–15 лет, выполняя поручения отца, Штольц один отправлялся в город, «в тележке или верхом, с сумкой у седла». Поручения он всегда выполнял точно, правильно; «отец, выслушав отчет и трепля его широкой ладонью по плечу, давал два, три рубля, смотря по важности поручения». Отец назначил Андрея репетитором в пансионе и положил жалованье, как мастеровому, «совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц и заставлял его расписываться в книге». Матери не нравилось трудовое практическое воспитание, которое давал подростку отец. Она ненавидела «все грубые атрибуты трудовой жизни» и не хотела, чтобы ее сын был похож на «всех этих бюргеров, с угловатыми манерами, с большими, грубыми руками, с мещанской свежестью в лице и с грубой речью». Мать не видела в немецком характере «никакой мягкости, деликатности, снисхождения, ничего того, что делает жизнь так приятною в хорошем свете, с чем можно обойти какое-нибудь правило, нарушить общий обычай, не подчиниться уставу». Ей не нравилась и педантичность немцев, их «скучная правильность жизни». Она стремилась дать сыну истинное дворянское воспитание, подготовить к светской жизни: «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца-бюргера, но все-таки сына русской дворянки». Однако страх и опасения матери, что ее сын вырастет злым, грубым, педантичным, трудолюбивым, как отец, оказались напрасными. 

Определенный отпечаток на характер Штольца оказало то обстоятельство, что вблизи Верхлева находилась Обломовка, где царит вечный праздник, и обломовцы «сбывают с плеч работу, как иго; там барин не встает с зарей и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колес и пружин». А в самом Верхлеве «стоит, хотя большую часть года пустой, запертой дом», в котором «шаловливый мальчик» видит темные портреты на стенах длинных зал и галерей. С портретов на него смотрят люди с томными голубыми глазами, волосами под пудрой, белыми изнеженными лицами, полными грудями, нежными с синими жилками руками в трепещущих манжетах. Мальчик видел «ряд благородно-бесполезно в неге протекших поколений, в парче, бархате и кружевах». Эта «повесть» о старине так не похожа на ту, о которой ему рассказывал отец: «о жизни в Саксонии, между брюквой и картофелем, между рынком и огородом». 

«Утешься, добрая мать, – восклицает автор, – твой сын вырос на русской почве — не в будничной толпе, с бюргеровскими коровьими рогами, с руками, ворочающими жернова». Так в душе Штольца соединились с немецкими элементами Обломовка и княжеский замок — «с широким раздольем барской жизни». И из него не вышло «ни доброго бурша, ни филистера». Хорошо усвоив уроки отца, быт обломовского дома и княжеского замка, Штольц научился удобно и практично устраиваться в жизни

Иван Богданович отправил сына в университет, считая: если сам учился в университете, то и «сын его должен быть также там — нужды нет, что это будет не немецкий университет, нужды нет, что университет русский должен будет произвести переворот в жизни его сына и далеко отвести от той колеи, которую мысленно проложил отец в жизни сына». 

После университета Штольц месяца три прожил дома, и отец отправил его в Петербург. Иван Богданович сказал, что Андрею в Верхлеве делать «больше нечего, что вон уж даже Обломова отправили в Петербург, что, следовательно, и ему пора». Он помнил, что когда «сам кончил курс ученья, то отец отослал его от себя». Поэтому отослал от себя и «сына — таков обычай в Германии». Штольц-старший точно так же, как и его отец, дал своему сыну в день отъезда сто рублей ассигнациями, пожаловал лошадь, чтобы за нее выручить деньги, и наказал не рассчитывать на капитал отца прежде смерти. Иван Богданович считал, что выполнил свой долг, дав сыну образование. «Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, — не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты». Сын отвечает отцу: «Да я посмотрю, нельзя ли вдруг по всем». 

В сцене прощания отца с сыном Штольц представлен выходящим на широкую дорогу, «какая не снилась ни деду его, ни отцу, ни ему самому». Он не соглашается использовать протекцию, которую ему предлагает отец. «Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него». 

При прощании отец не проронил ни слезинки, и, казалось, сын тоже спокоен и тверд. Еще чуть-чуть, и он умчится, навсегда покидая родительский дом. Какая-то женщина громко заплакала: «Батюшка ты, светик! Сиротка бедный! Нет у тебя родимой матушки, некому благословить-то тебя… Дай хоть я перекрещу тебя, красавец мой!» И, плача, Штольц принимает благословение незнакомой женщины, в ее горячих словах ему слышится голос матери, на минуту возникает ее нежный образ. 

Он уезжает из родительского дома с двумя сумками у седла. В одной лежат «вещи, купленные и взятые по настоянию отца»: клеенчатый плащ, толстые, подбитые гвоздями сапоги, рубашки из верхлевского полотна; в другой — «заказанные в Москве, в память наставлений матери» «изящный фрак тонкого сукна, мохнатое пальто, дюжина тонких рубашек и ботинки». 

Уехав из родительского дома, Штольц добивается всего, о чем мечтал. Он побывал за границей, «смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене», узнал Европу, «как свое имение», «видел Россию вдоль и поперек». Он сделал карьеру, «служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги». Штольц не занят созидательной деятельностью, как его дед и отец. Он «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Штольц «беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его». Штольц успевает везде: и справляться с множеством дел, и ездить в свет, и читать — «когда он успевает — Бог весть». 

Труд становится целью и смыслом жизни Штольца. Об этом он так говорит Обломову: «Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Уверенно утверждает он, что никогда не перестанет трудиться. В споре с другом Штольц отвергает «деревенскую обломовщину» — «обеспечить себя навсегда и удалиться потом на покой». Но, преуспевая в столичном свете, Штольц не избирает и путь «петербургской обломовщины» — «достигнугь службой значения и положения в обществе и потом в почетном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом». 

Портрет Штольца подчеркивает его динамичность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». У него нет лишних движений: «Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно». Стремление к равновесию является главным во внешности героя, его характере и судьбе. Он «жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца». 

И в нравственной жизни Штольц также «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Он умел владеть своим сердцем, «и среди увлечения чувствовал землю под ногой и довольно силы в себе, чтоб в случае крайности рвануться и быть свободным». Он управлял своими печалями и радостями, стремился воспринимать жизнь простым, то есть прямым, настоящим взглядом. Штольц понимает трудности именно такого восприятия жизни и поэтому «был внутренне горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг». Штольц никогда не жил в мире воображения и мечты, в его душе не было места загадочному, таинственному, он все стремился подвергнуть анализу опыта и практической истины. Во всем, даже у порога тайны, он «ожидал появления закона, а с ним и ключа к ней». 

Штольц выделяется в светском обществе, не поклоняясь никому и ничему. Он сохранил в себе такие редкие и дорогие качества, как силу души, крепость тела, гордость («он был целомудренно-горд»), свежесть и силу. Штольц «знал цену этим редким и дорогим свойствам и так скупо тратил их, что его звали эгоистом, бесчувственным». 

Он сформировал свой идеал бытия и стремлений человека и упрямо отстаивал его. Штольц не устает повторять, что «нормальное назначение человека — прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них». Именно так осознав назначение человека, он стремится сам исполнить его, хотя и не надеется достичь полного успеха, «потому что это очень трудно». 

И все же он «шел да шел упрямо по избранной дороге», «шел к своей цели, отважно шагая через все преграды». Однако, будучи уравновешенным и расчетливым человеком, Штольц «отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна». Измерив их и не найдя средств преодоления, он отходил, «что бы там про него ни говорили». 

Выше всего в людях Штольц ценил настойчивость в достижении целей, которая в его глазах была признаком характера. Сам обладая настойчивостью в высшей степени и уважая настойчивых людей, «как бы ни были неважны их цели», он любит и ценит Обломова, не умеющего добиваться исполнения задуманного. 

Штольц и Обломов — герои-антиподы. Каждая черта, каждый шаг — все существование Обломова противоположно Штольцу. Они различны во всем: в происхождении, воспитании, внешности, поведении, судьбе. Между тем, по всей вероятности, по закону сходства противоположностей, их связывала долгая и верная дружба. В ней проявлялись лучшие качества каждого. Уравновешенность, целеустремленность, расчетливость Штольца растворялись в преданном и нежном отношении к Обломову. Помимо этого их связывали две сильные нити — детство и школа. Штольц помнил и ценил «русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика». 

Штольц хотя и лидировал в дружбе, играя роль сильного «и в физическом и в нравственном отношении», но между ними не возникало конфликтов, поскольку «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца». В общении с Обломовым Штольц «всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров или возвратясь от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком». 

Штольц, энергичный и бодрый, появляется у Обломова и наполняет его квартиру жизнью, радостью, шумом и суетой. Встретившись с другом, Штольц бурно выражает свои эмоции: звонко хохочет, покатывается со смеху. Он, пожалуй, единственный, кто интересуется здоровьем и делами друга, стремится помочь ему. Именно Штольц пытается спасти друга из плена обломовщины. Он действует отважно и настойчиво. Штольц обещает, что через неделю Обломов не узнает себя, и действительно, тот «из совершенного уединения вдруг очутился в толпе людей». Илья Ильич «протестовал, жаловался, спорил, но был увлекаем и сопутствовал другу своему всюду». 

Характер Штольца, одушевленный пафосом искренней и верной дружбы, окрашен в романтический тон. В дружбе Штольц нежен, предан, самоотвержен. Он всю жизнь верен идеалам юности, хранит юношеский перевод Ильи с посвящением ему в именины. Он помнит восклицания и клятвы молодого Обломова («И сколько великолепных фейерверков выпускал ты из головы!»). Штольц сохраняет преданность другу на долгие годы, не только обещает, но и помогает Обломову изменить его жизнь. Именно Штольц совершает невероятное: заставляет Обломова подняться с дивана и появиться в свете после многолетнего отсутствия. Штольц пишет Обломову письма из-за границы, полные упреков в апатии и неподвижности, приглашает его приехать «непременно в Швейцарию», куда собирается сам, «и, наконец, в Италию». Он хорошо знает Обломова и понимает, что за границу ему собраться невероятно трудно, поэтому предлагает другу, если тот не поедет за границу, ехать в деревню («поверить свои дела, встряхнуть запущенную жизнь мужиков, поверить и определить свой доход и при себе распорядиться постройкой нового дома»). 

Встретившись с Обломовым через два года, когда он уже и не будет помышлять о переменах в собственной судьбе, Штольц вынужден признаться в своем бессилии: «Уж с надеждами на будущность — кончено: если Ольга, этот ангел, не унес тебя на своих крыльях из твоего болота, так я ничего не сделаю». И все же он предлагает Илье Ильичу «избрать себе маленький круг деятельности, устроить деревушку, возиться с мужиками, входить в их дела, строить, садить». Штольц старается внушить Обломову уверенность в своих силах: «Все это ты должен и можешь делать». 

Верность Штольца идеалам юности проявляется в том, что он спасает друга от нищеты: разоблачает мошенничество Тарантьева и Мухоярова, оформляет доверенность на свое имя и берет Обломовку в аренду до тех пор, «пока Обломов приедет в деревню и привыкнет к хозяйству». Энергичный и деятельный Штольц привел в порядок имение друга, много изменил в Обломовке: построил мост, возвел дом под крышу, назначил нового управляющего. 

В романе Обломова и Ольги Штольц играет несвойственную его характеру роль посредника. Он знакомит Обломова с Ильинской, к которой, как сам признается, питает слабость, надеясь, что «присутствие молодой, симпатичной, умной, живой и отчасти насмешливой женщины» отвлечет Обломова от сонной жизни. Накануне своего отъезда за границу Штольц наказывает Ольге, чтобы «она не давала дремать Обломову», «запрещала спать, мучила бы его, тиранила, давала ему разные поручения». 

В то же время Штольц невольно чувствует в Обломове соперника. Этим оправдывается та бестактность, которую Штольц допускает, желая не только высмеять, но, быть может, встряхнуть и оживить Обломова. Необычность любовного конфликта в романе состоит в том, что Штольц всегда стоит между Ольгой и Обломовым, но не как соперник, а как искренний и мудрый друг обоих. Ольга и Обломов часто говорят о Штольце, ссылаются на его авторитет, признаются в своих симпатиях к нему. 

Штольц смотрит на любовь и женитьбу нетрадиционно, «может быть, оригинально, преувеличенно». Изучив сердце, его мудреные законы — «отражение красоты на воображение, потом переход впечатления в чувство, его симптомы, игру, исход» — и «глядя вокруг себя, подвигаясь в жизнь, он выработал в себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром»; в любви «столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении». 

Штольц в любви и женитьбе «пошел свободным и, как казалось ему, простым путем». Он отошел от прямой колеи, начертанной отцом. Свои невидимые узоры рисовала в его судьбе русская жизнь («мать, своими песнями и нежным шепотом, потом княжеский разнохарактерный дом, далее университет, книги и свет»). Против его воли в памяти Штольца жил образ любви — «образ такой простой, но светлый, чистый». В Ольге увидел он задатки своей мечты: «не только роскошь расцветшей красоты, но и силу, готовую на жизнь и жаждущую разумения и борьбы с жизнью». 

В любви и женитьбе Штольц прошел «трудную школу наблюдения, терпения, труда». В петербургский период знакомства Штольц любовался Ольгой «бескорыстно, как чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств». Она в его глазах была прелестным, подающим большие надежды ребенком. Штольца привлекали ее естественность и простота. 

Увидев в Париже Ольгу переменившейся, он изумился: «Как она созрела, Боже мой! как развилась эта девочка!» Штольц стремится разгадать Ольгу, пускаясь в лабиринты ее ума и характера. Он становится «ежедневным и единственным… собеседником и путеводителем» Ильинских в Париже. Жизнь Штольца, его деятельность наполнились жизнью и деятельностью Ольги. «Мало-помалу, незаметно, он привык при ней вслух думать, чувствовать и вдруг однажды, строго поверив себя, узнал, что он начал жить не один, а вдвоем и что живет этой жизнью со дня приезда Ольги». 

Полюбив Ольгу, Штольц решил, что отныне без нее «ему жить нельзя». И «он начал решать вопрос о том, может ли жить без него Ольга». Пытаясь понять, любит ли она его, Штольц проявляет несдержанность, нетерпеливость («…не раз с досадой бросал книгу или прерывал какое-нибудь объяснение, вскакивал и уходил, потом, усовестившись, возвращался и что-нибудь выдумывал в свое оправдание»). 

Как и Обломов, Штольц не желал порывистой страсти. Ему хотелось, чтобы «чувство потекло по ровной колее, вскипев сначала горячо у источника, чтоб черпнуть и упиться в нем и потом всю жизнь знать, откуда бьет этот ключ счастья». Штольц терзался в муках и пытках любви, терял уверенность в своих силах, чувствуя, что «и его здоровый организм не устоит, если продлятся еще месяцы этого напряжения ума, воли, нерв». После объяснения с Ольгой Штольц торжествует — его усилия не пропали даром: «Столько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души!» Семейное счастье заслонило всю деловую жизнь Штольца. Забылись «контора, тележка отца, замшевые перчатки, замасленные счеты», помнились «только благоухающая комната его матери, варьяции Герца, княжеская галерея, голубые глаза, каштановые волосы под пудрой». Ольга и Штольц поселяются на южном берегу Крыма и обитают в скромном, небольшом доме, в котором все отмечено счастливым часом для обоих, памятной минутой мелочей, «в океане книг и нот веяло теплой жизнью». В доме «присутствовала или недремлющая мысль, или сияла красота человеческого дела, как кругом сияла вечная красота природы». 

Ольга и Штольц счастливы в семейной жизни («все была у них гармония и тишина»). Они жили «как все, как мечтал и Обломов», но это не было растительным существованием, «без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок». Они глядели на мир одними глазами и ощущали его одной душой, без слов понимали друг друга, «думали, чувствовали, говорили вдвоем». В их семейной жизни «цвела неувядаемая весна».

Автор анализа: Е.Ю. Фаркова

Полезные материалы по теме:

  • Илья Обломов
  • Ольга Ильинская
  • Краткое содержание романа И.А. Гончарова «Обломов»
  • Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов

  • Рассказ о детстве пушкина для 3 класса
  • Рассказ о детстве пушкина 6 класс кратко и понятно самое важное
  • Рассказ о детстве петруши гринева
  • Рассказ о детстве петра первого
  • Рассказ о детстве петра гринева в повести капитанская дочка