Рассказ о девичьих косах

Шухов, Иван Петрович (1906–1977) – советский писатель, главный редактор журналов «Новый мир» и «Простор», автор таких известных произведений советского периода, как романы «Ненависть», «Горькая линия», «Колокол».

В 30-е годы задумал написать цикл новел, идейное содержание которых было бы наполнено героикой и романтикой Гражданской войны. «Последняя песня» и «Рассказ о девичьих косах» – произведения из этого цикла.

В новелле «Последняя песня» противопоставлены два персонажа из противоборствующих лагерей: казачий атаман, пресытившийся властью и видом крови, и старый акын Котур-Таг, проживший долгую жизнь и прославившийся с своими песнями.

Атаман заставил акына петь, цинично заявив, что он может «выпеть себе жизнь». Котур-Таг исполняет неведомо откуда ему известный, где-то когда-то услышанный «Интернационал», стоивший ему жизни.

«Рассказ о девичьих косах» тоже построен на антитезе и описывает один из эпизодов Гражданской войны. На один из аулов в отсутствие мужчин обрушилась «стая казачьих пик». Есаул заявил, что ему надоело «тлить и вешать» и распорядился отрезать у девушек косы. «И косы звенели тускнеющей чешуёй монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впиваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги…»

Повествование заканчивается тем, что вернувшиеся в аул мужчины принимают решение повесить инициатора расправы над девушками на аркане, сплетённом из девичьих кос.

  1. Аркан в «Рассказе о девичьих косах» И. Шухова был сплетен из девичьих кос. Этих кос было

  2. «Квадратная голова», «сухие, обтянутые диагоналем ноги», «пустоцветные глаза» – это в рассказе И.П. Шухова «Последняя песня» детали портретной характеристики

  3. Автором новеллы «Рассказ о девичьих косах» является

  4. «Гибкое тело», «открытые глаза», «обнаженная грудь, пепельная от загара», – это в рассказе И.П. Шухова «Последняя песня» детали портретной характеристики

  5. Последнюю песню в одноименном рассказе И.П. Шухова поет

  6. «Прославленным сочинителем», «победителем двенадцати степных певцов» является персонаж новеллы И. Шухова «Последняя песня»

  7. Автором «Рассказа о девичьих косах» является

  8. Рассказ И.П. Шухова, входящий в задуманную им «книжку новелл об атамане Анненкове», – это

  9. Произведение И.П. Шухова, входящее в задуманную им «книжку новелл об атамане Анненкове», – это

  10. В рассказе И. Шухова «Последняя песня» противопоставлены друг другу

  11. Укажите, о ком из героев новеллы И. Шухова «Последняя песня» сказано: «…прославленный сочинитель…, победитель двенадцати степных певцов».

  12. Последнюю песню в одоименном рассказе И.П. Шухова поет

  13. «Гибкое тело», «открытые глаза», «обнаженная грудь, пепельная от загара» – это в рассказе И.П. Шухова «Последняя песня» детали портретной характеристики

  14. Рассказ И.П. Шухова, входящий в задуманную им «книжку новелл об атамане Анненкове»

  15. Автор новеллы «Рассказ о девичьих косах»

  16. Укажите, из скольких кос девушки был сплетен аркан (И. Шухов, «Рассказ о девичьих косах»).

Художественно- стилистический анализ текста новеллы И. П. Шухова «Рассказ о девичьих косах».

Написанное в жанре новеллы произведение «Рассказ о девичьих косах» звучит как песня. Героика гражданской войны, романтика и пафос составили идейное содержание цикла новелл. Слова из «Последней песни» «Он может выпеть себе жизнь» стали эпилогом к «Рассказу о девичьих косах».

Новелла построена по принципу антитезы и описывает один из эпизодов гражданской войны. Несмотря на простоту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтическими зарисовками и романтическими отступлениями: « На моей родине удушливые косы девушек тяжелы. Как дым кизячных костров, и притворно недоступны как счастье. Они струятся из накипи черных волос, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые. Я не раз слушал их неуловимое дыхание и не раз, зачарованный звериной прелестью их, путал степные дороги, ронял из рук повода, улыбался во сне и слагал расточительные песни…»

В степи было неспокойно. Шла борьба. Однажды в один из аулов, когда не было мужчин, обрушилась «стая казачьих пик». И есаул сказал: «Мне надоело их тлить и вешать», приказав отрезать косы у девушек. «И косы звенели тускнеющей чешуей монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впиваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги…» Повествование завершается тем, что мужчины аула возвращаются и вешают инициатора расправы на аркане из девичьих кос.

Новелла написана в форме ритмической прозы, в которой ощутимы определенные стопные закономерности, присущие только стиху. Однако в построении новеллы нет строгого ритмического единства, какое имеется в метрическом стихе. В ритмической прозе наблюдается переходная форма, еще далекая от симметричности стиха, но в то же время позволяющая ощутить повышенную ритмичность прозаического текста. Изучение ритма художественной прозы еще не очень изучено, но уже можно сделать вывод, что вносит в произведение это понятие. Вывод: благодаря тому, что новелла написана в форме ритмической прозы, она читается как стихи, написанные светло, броско и ярко. В широком смысле —это поэтическая проза.

«Рассказ о девичьих косах» — это небольшое по объему прозаическое произведение, четко обозначенным острым сюжетом, динамизмом развития действия с выраженной кульминацией и развязкой.

Из названия рассказа возникает  образ девичьей косы. При описании девичьих кос автор следующие художественно-изобразительные средства:

  1. Олицетворения: притворно недоступны, вкрадчивы;

  2. Эпитеты: удушливые косы, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые, степные дороги;

  3. Сравнения: тяжелы, как дым кизячьих костров; недоступны, как счастье.

Произведение Шухова насыщено этнокультуроведческим материалом на уровне слова, словосочетания, словесно- образного комплекса, например, в изображении противоборствующих сторон:

  1. Слова, словосочетания, которые рисуют родину и ее коренных жителей: Моя родина, аул моей возлюбленной, мудрые советы старейшин. Степные люди, скуластые лица, отцы поруганных дочерей, непобедимая плоть;

  2. Слова, словосочетания, которые описывают врагов: колонизаторские крепости, воинские сотни атаманов, адмирал Колчак, английские краги, английские песенки, дикая стая казачьих пик, Карательный эскадрон анненковских сабель, Губа, эскадрон смерти, есаульские погоны.

  3. Использованы слова из казахского и украинского языков: шолпы- золотое или серебряное украшение в косах молодых женщин и девушек. 
    краги – плотные, кожаные накладки, охватывающие икры ног и голени. 

В тексте автор называет девичьи косы: шальной подарок атаману, тяжелая коса, тускнеющая чешуя монет, аркан из кос, крепкий аркан.  

Девичьи косы – аркан. Уже встречалось в тексте это слово.  «Беда, которая падала, как аркан на непокорную голову ревнивой Кобылицы». 
Еще один яркий образ-символ, звук-образ. Когда девушки плели аркан, звучала песня.
«Убийственно», — прошептал есаул и умолк, пораженный песней. 
Образ-символ песни. При изображении этого образа писатель использовал
такие художественно-изобразительные средства: 
1. Сравнения: неукротимая, как смерть; торжествующая, как рождение. 
2. Эпитеты: гортанные вопли. 
3. Метафоры: смерч тоски, отчаяния, ненависти и мести. 

Песня девушек хоть и очень грустная, но это не плач, а торжествующий плач, песня гордых и сильных людей, стремящихся к свободе.

В новеллах русского писателя и поэта Ивана Петровича Шухова очень узнаваемо звучат степные мотивы, оживают родные пейзажные зарисовки, что, помимо собственной художественной значимости литературных произведений, мы ощущаем необъяснимую духовную близость, общность судеб и характеров.

Стихотворение « Пророк» одно из многих произведений, которое написано в Михайловском в 1826 году. Автор затронул в нем тему философии. Каждый человек не раз задумывался, зачем и для чего он живёт, вот и у А.С Пушкина возник такой вопрос, ответом на который было его произведение «Пророк».

А. С. Пушкин написал стихотворение в жанре оды. Это ещё больше показывает, что произведение немаловажно для нас. Пушкин говорит этим произведением всему миру, что он достоин быть поэтом. Он указал, что стихотворение должно иметь определенную цель. Основное назначение — излагать правильные мысли.

И опять же, стихотворение «Пророк» относится к теме декабристов. Если сравнить его с другими произведениями, то тут Пушкин призывает помогать, а не оставаться в тени.

Многие поэты, которые жили в одно время с А.С Пушкиным, критикуют и стихотворение, и автора, они считают, что поэт много о себе возомнил в этом произведении.

Но поэт не хочет произвести никакого внимания на себя, и тем более, ему не нужно показываться высокомерным. Этим произведением А.С Пушкин доказывает, что он изменился, и как будто заново родился. Автор хочет, чтобы каждое его стихотворение было похоже на это, потому что в нём таится скрытый смысл и величайшая слава.

Анализ стихотворения «Пророк»
Картинка Анализ стихотворения Пушкина Пророк № 1

Это стихотворение считается одним из самых важных в творчестве русского поэта, и в этой статье мы постараемся подробно проанализировать его.

Смысловой уровень стихотворения
Известное стихотворение «Пророк» было написано Пушкиным в 1826 году после того, как многие из друзей поэта, участвовавшие в восстании декабристов, были сосланы в ссылку и расстреляны. За два года до этого Пушкин, будучи православным человеком, увлекся чтением Корана в переводе М.И. Веревкина, как и многие его приятели-декабристы. Ко времени написания стихотворения Пушкин уже больше года находился в Михайловской ссылке за вольнодумство, поэтому вопрос о свободе и роли поэта в обществе давно назрел в душе гения. Заразившись образом свободного человека-пророка, несущего истину простым людям, поэт решил воплотить этот мотив в своем собственном произведении.

Делая анализ стихотворения «Пророк» Пушкина, обязательно нужно учитывать то, что традиционно оно считается одним из тех произведений поэта, которые раскрывают тему роли поэта в обществе. Образ поэта символически представлен религиозным пророком, но наполнен он совершенно иным содержанием. Так, люди, по мнению поэта, не могут видеть то, что видит только поэт, слышать то, что слышит только поэт, говорить и любить так, как это умеет лишь поэт.

Процесс превращения человека в пророка сопровождается мучениями, но поэт видит в этом свое главное предназначение. Это ясно видно из концовки стихотворения, где поэт лежит «как труп в пустыне» до тех пор, пока к нему не является «глас Бога», повелевающего встать и идти. Таким образом, тема пророчества тесно переплетается с темой мученичества в этом стихотворении. Пушкин описывает поэта, как сосланного правительством человека, который должен отстаивать правду даже тогда, когда все друзья его уничтожены, когда сам он поставлен на колени.

  • Рассказ о жизни гринева до начала осады крепости пугачевым 8 класс кратко
  • Рассказ о двух художниках построен по принципу антитезы гиперболы типизации
  • Рассказ о жизни вельможи 5 класс по истории от первого лица
  • Рассказ о гостиной на английском языке 6 класс
  • Рассказ о железном человеке на английском языке с переводом 5 класс