Рассказ о деятельности жрецов

В Древнем Египте, как и в других древних цивилизациях, служители богов – жрецы – занимали очень высокое положение в социальной иерархии. Древнеегипетская религия представляла собой сложную, разветвленную систему божеств, духов, мифов.
Кто такие жрецы в Древнем Египте?
Огромное значение уделялось жизни после смерти, отношениям живущих и покойных. Закономерно, что жрецы играли такую значимую роль и обладали большой властью, сопоставимой с властью самих фараонов.

О том, как функционировало жречество в Древнем Египте, мы знаем по сохранившимся архитектурным памятникам и свидетельствам античных авторов. Жрецы отличались следующими признаками:

— служение богам было их основным занятием, «профессией». Чтобы стать жрецом, молодой человек должен был долго учиться. Эта учеба начиналась в раннем детстве и заканчивалась не раньше 20-ти лет;

— жречество не было отдельной социальной прослойкой, как духовенство в Средневековье. Жрецы состояли на государственной службе, выполняли и религиозные, и общественные, и культурные обязанности;

— за свою работу жрецы получали деньги. Это было почетно и выгодно, поэтому жреческий титул передавался по наследству;

— жрецы имели большое влияние, пользовались почетом и уважением. Их связь с божествами воспринималась простыми людьми как мистическая.

Чем занимались жрецы Древнего Египта?

Основной заботой жрецов была служба в храмах. Они проводили обряды и церемонии, молились, читали священные тексты. Но, помимо собственно культовых, у жрецов были и другие обязанности. В частности – ведение храмового хозяйства, охрана храма, содержание библиотеки, врачевание, подготовка умерших к погребению и т.д.
Кто такие жрецы в Древнем Египте?
Все египетские жрецы имели свою «специализацию». Жрец, отвечающий за богослужение, пел молитвы и проповедовал верующим. Жрец, ответственный за священные папирусы, переписывал их и следил за состоянием библиотеки. Были жрецы, наводившие чистоту в храме, жрецы-архитекторы (строители пирамид) и другие жреческие квалификации.

В древнеегипетском пантеоне было много богов, и жрецы делились на группы (клиры), посвященные тому или иному божеству. Положение этих сообществ зависело от того, какое место занимает их небесный покровитель в божественной иерархии. Чем значимее бог, тем больше авторитет жрецов, входящих в клир.

Египтяне верили, что в жрецах живет «Божественная сила», и что она может оказывать воздействие на людей, их дела, здоровье, потомство. В системе древнеегипетского мировоззрения большое место уделялось связи мертвых и живых. А проводниками из одного мира в другой становились жрецы. Именно жрецы занимались мумифицированием покойных и их погребением. Правильная подготовка обеспечивала достойное продолжение жизни после смерти, поэтому этим могли заниматься только просвещенные.

Жрецы – администраторы, ученые, врачи

Жрецы активно участвовали в различных областях жизни общества. Их функции не ограничивались религиозным культом. При храмах решались важные правовые и житейские проблемы. Помощники жрецов вершили суд, разрешали споры, давали советы.

Жрецы были хорошо образованы и наблюдательны. Это позволяло им постигать природу, делать выводы, изобретать. Мумификация тел способствовала тому, что жрецы изучали строение человеческого организма, хорошо знали анатомию. Они же лечили людей, пользуясь знаниями о теле человека, болезнях, свойствах веществ. Это не мешало им использовать в лечении свои «мистические способности», призывать на помощь богов, изгонять злобных духов.
Кто такие жрецы в Древнем Египте?
В поздние периоды развития Древнего Египта жрецы стали заниматься астрологией. Наблюдая за небесными телами, они приписывали им сверхъестественные свойства. Но попутно получали астрономические знания, сохраняли их в своих текстах и передавали последующим поколениям. Таким образом, собиралась ценнейшая информация, используя которую, жрецы могли рассчитать время разлива Нила и распланировать сельскохозяйственные работы.

Современные историки сходятся на том, что жрецы оказали влияние не только на религиозную жизнь, но и на социальные институты, культуру, политику и науку Древнего Египта.

( 18 оценок, среднее 4.67 из 5 )

Жрецы в Древнем Египте имели важное значение в повседневной жизни общества, на них была возложена задача общения с богами и служения им. В обязанности жрецов входили совершение ритуалов, повседневная культовая практика и посредничество между людьми и высшим миром. Как и чиновники, языческие священнослужители составляли часть государственного аппарата. Их деятельность не включала непосредственное общение с посетителями храмов, главной целью было отправление магических ритуалов. Вершиной культовой иерархии считался фараон, потому что только он имел право доступа в целлу, где находилась статуя божества. Однако царь не мог присутствовать во всех храмах, поэтому его функции исполнял верховный жрец.

Содержание

  1. Титулы жрецов
  2. Обязанности жрецов
  3. Влияние жрецов

В Древнем Египте жрецы были обязаны брить голову и тело и носить белые льняные одежды. «Чтобы служить богу, надо быть чистым», — считали египтяне. Поэтому священнослужители четыре раза в день совершали ритуальные омовения.

Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э.

Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Титулы жрецов

Жрецы высших санов носили титул «Ур» — «высокий, возвышенный». Например, главный жрец — врач в Саисе назывался Ур-Сену, а главный жрец в Иуну — Ур-Маа. Отдельную категорию составляли Пер-Нетер — «служители храма».

Жрец Мер вел учет храмового имущества, контролировал возделывание храмовых полей, доставку продуктов, а также подготовку всего необходимого для службы.

Жрецы Кхер-Хеб выполняли обязанности храмовых писцов, несли ответственность за сохранность библиотеки.

Жрец Уаб следил за чистотой помещений, одежды, своевременной доставкой воды.

Жрец Хер-Нетер отправлял храмовые службы и читал проповеди.

Были в Египте и женщины-жрицы, носившие титул «Хемер-Нечер». Как правило, они находились в храмах богинь, но встречались и исключения. Так, царица Мересанх III, супруга фараона Хафра, была жрицей бога Тота.

Стела жреца Аменемопета. Около 1479— 1391 гг. до н. э.

Хафра и Мересанх III. 2350 г. до н. э. Лувр, Париж (Франция)

Во главе коллегии жрецов каждого отдельного нома стоял верховный жрец. В Мемфисе его называли Главой ремесленников, в Мендесе — Духовным отцом воинов, в Гелиополе — Великим провидцем, в Фивах в древние времена — Первым пророком Амона, затем — Открывающим небесные врата. В более поздний период верховная жрица обычно занимала место рядом с главным жрецом. Его окружал штат постоянных храмовых служащих, число которых менялось в зависимости от величины и богатства храма.

Позже появился титул «Супруга бога Амона» как высочайший ранг жрицы в культе бога Амона. Основанием для возникновения такого ранга был миф о божественном рождении царя, мать которого оплодотворил бог Амон. Этим титулом, как правило, обладали царицы. Первой, кто его получил, была царица Яхмос-Нефертари. Позже этот титул стал основой сакрального положения египетских цариц.

Книга мертвых жреца Гора, Имхотепа. Папирус, чернила. 350—250 гг. до н. э.

Вопреки образу, сложившемуся под влиянием популярного искусства, «Книга мертвых» — это не один памятник египетской литературы, а свод заклинаний и гимнов, во множестве копировавшийся на папирусе и непременно помещавшийся в гробницы умерших. Книга мертвых жреца Гора, Имхотепа. Папирус, чернила. 350—250 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк (США)

Жрецы в Древнем Египте: титулы, влияние и обязанности

Обязанности жрецов

Жрецы были учителями и наставниками в школах при храмах. Они обучали мальчиков в возрасте от 5 до 12 лет письму, чтению, арифметике и землеустройству. Многие из них были врачами.

Существовал ежедневный ритуал, который был очень похожим в разных храмах. На восходе солнца жрец входил в святилище, открывал двери и падал ниц перед скульптурой бога, читая гимны. Затем он очищал святилище водой и окуривал ладаном. После этого скульптуру переодевали и подносили ей угощения из мяса и фруктов. Считалось, что бог потребляет непосредственно духовную сущность даров.

Жрец и жрица. Вотивная стела

Были и некоторые особенности. Например, службы в храме бога солнца Ра проходили каждый час, отмечая его движение по небесному своду днем и подземному царству ночью.

В особые дни в храмах проводили фестивали. Большая часть действия была скрыта от глаз непосвященных, но некоторые театрализованные мероприятия предназначались для публики. Суть фестивальных церемоний заключалась в воссоздании мифологических событий. Так, наиболее массовыми и почитаемыми были мистерии Осириса.

Во время некоторых церемоний скульптуру бога отправляли в путешествие с целью посетить храмы других богов. Путешествие в сопровождении процессии могло проходить как по суше, так и по воде.

Изображение процессии, которая несет фестивальную ладью

Изображение процессии, которая несет фестивальную ладью. Храм Рамзеса II. Абу-Симбел, Египет

Влияние жрецов

Жреческие полномочия не ограничивались отправлением служб. Их целью были также экономическая независимость и политическое влияние.

Первоначально жрецы получали земельный участок для отправления заупокойного культа фараона. Такие наделы освобождались от иных обязательств: жрецы не должны были привлекаться к принудительному труду в пользу фараона и содержать царских посланцев. Кроме того, земельные участки исключались из обязательной переписи. Постепенно эти привилегии стали распространяться и на другие храмовые земли, включая и те, что принадлежали храмам богов.

Благодаря доходам, получаемым с храмовых полей, жрецы имели и политическое влияние, нередко совмещая статус священнослужителя с административной должностью при дворе фараона. Однако существовал и обратный процесс, когда в роли жреца либо жрицы выступали люди знатного происхождения.

ГОЛОС ИСТОРИИ

«Гор Усеркау. Царский указ начальнику жрецов, Хемуру. Сим указом я запрещаю любому человеку посылать ремесленников или кого бы то ни было на принудительные работы, кроме труда во благо бога в его храме и содержания храма.

Я запрещаю возлагать бремя принудительного труда на любое поле Бога, находящееся в попечении жрецов. Равно запрещаю возлагать бремя принудительного труда на крестьян, работающих на полях Бога, которые находятся в попечении жрецов.

Ибо они освобождены на вечные времена согласно указу царя Юга и Севера, Нефериркары, и никакого иного указа не существует. Любой житель нома, который осмелится взять жрецов, что трудятся на полях Бога (ahet neter) в этом номе, или послать на принудительный труд крестьян, работающих на полях Бога, или же ремесленников, — того человека следует самого приставить к земледельческим работам на благо храма.

Правитель Верхнего Египта или начальник стражи, замеченные в нарушении этого указа, должны быть приведены во дворец, а все принадлежащее им имущество и слуги переданы полям Богов…

Скреплено печатью в моем, царя, присутствии во второй месяц сезона Шему, в 10-й день». (Египетские папирусы)

A zhrets[a] is a priest in the Slavic religion whose name literally means «one who makes sacrifices». The name appears mainly in the East and South Slavic vocabulary, while in the West Slavs it is attested only in Polish. Most information about the Slavic priesthood comes from Latin texts about the paganism of the Polabian Slavs. The descriptions show that they were engaged in offering sacrifices to the gods, divination and determining the dates of festivals. They possessed cosmological knowledge and were a major source of resistance against Christianity.

Etymology[edit]

The earliest attestation of the word is Old Church Slavonic жьрьць žĭrĭcĭ «priest».[1][2] In other Slavic languages it occurs as Russian жрец zhrets,[1] Belarusian жрэц zhrets,[2] and Ukrainian жрець zhrets,[3] all derived from Old East Slavic жрецъ žrecŭ,[2] and Bulgarian and Macedonian жрец zhrets and Slovene žréc and all meaning «pagan priest».[2] Czech žrec was borrowed from Old East Slavic,[b] as was Croatian žrec zhrets.[2] The exception here is the Polish attestation żerca, which historically means «matchmaker». The Proto-Slavic form is reconstructed as *žьrьcь, which is an agent noun from the verb *žьrti «to consecrate, sacrifice», which is continued by OCS жрьти, жрѣти žrěti and Old East Slavic жерети žereti and it literally means «one who makes sacrifices». This verb is derived from the Proto-Indo-European root *gʷerH- «to praise» and is cognate to Lithuanian gìrt, Latvian dzir̃t, Old Prussian girtwei, Sanskrit गृणाति gṛṇā́ti «to praise»,[4] or Latin grātēs «gratitude».[1] From this verb is also derived *žьrtva «sacrifice» continued by OCS жрьтва, ⰶⱃⱐⱅⰲⰰ žrĭtva,[4][c] and other related words.

In Old Polish, zhrets appears in the forms żyrzec, żerzec, żyrca, żerca since the early 15th century to the 16th century in Polish translations of the New Testament[d] as the equivalent of the Latin word architriclinus and means «matchmaker»; later it appears only in dictionaries, where it appears as a synonym of the Latin words pronubus and paranymphus, and the Polish swat, dziewosłąb, hochmistrz, marszałek weselny. In only one attestation word żyrcowie (plural from żyrca) was used to call all wedding guests.[e] In addition to these words, Samuel Linde’s Dictionary also mentions the words żerecki from Budny, żertownik «sacrificial table» in tserkov from Pimina and Sakowicz, żertwa or żertwa and żertować, however, these words are considered to be loanwords from the Old Church Slavonic. For this reason, however, the word żyrzec should not be considered a borrowing from OCS, since in OCS texts the Latin word architriclinus was Slavicized as architriklinĭ or replaced by another word. In contrast to words in East Slavic languages, Polish words never meant «priest» but «matchmaker», which is explained by the fact that pagan priests, in addition to offering sacrifices to the gods, were also engaged in matchmaking. Marriage was out of the control of the Christian Churches for a long time and they used severe punishments before they were able to force church weddings on people. Research into the history of Polish marriages also suggests that the matchmaker had priestly qualities.[5]

The basic form of the Polish word is considered to be żyrzec, because it is the oldest and most frequent, although on the basis of the Old Church Slavonic form žĭrĭcĭ one should expect the form żrzec, żerca. For this reason, Jan Łoś included this word in the group of words łyżka, dźwirze, chrzybiet, where ь was lengthened to i. The disruption of the word development may also have been caused by the words i.e. żyr, pożyrać «to devour»: żerca turned into żyrca, and then when in all Polish words -ir- and -yr- turned into -er-, żerzec and żerca were formed.[5]

Description and functions[edit]

Genesis[edit]

The main informations on the Slavic priesthood concerns the priesthood of the Polabian Slavs. The genesis of the developed Polabian priesthood is unclear: Kazimierz Wachowski attributed to the rulers of the Veleti (Lutici) tribe the simultaneous position of high priests, and Leszek Paweł Słupecki, who expresses a similar view, adds that originally the prince-priest combined the spheres of sacrum and profanum, which later, among the Veleti, was separated. Many other researchers point to the connections between chieftainship and priesthood. Henryk Łowmiański expressed a different stance – he believed that the development of the West Slavic religion in the main points was modeled on Christianity. Ultimately, however, these views are speculation, because medieval sources do not indicate how the selection of priests proceeded.[6]

Polabian Slavs[edit]

Priests, unlike most Slavic men, had long hair and beards and wore long robes.[7]

According to the descriptions, the Polabian priests were mainly engaged in divination. They divined mainly with the help of horses: Saxo Grammaticus states that among the Rani, a horse was led three times between a series of lances driven into the ground at an angle and connected to each other, and if the horse started walking with its right leg each time, it meant a good omen. According to Thietmar a similar divination, only in two stages, was carried out in Rethra, and Herbord describes that among the Pomeranians a priest led an armed horse three or four times over nine spears, and if the horse did not touch the lance with its foot, it meant a good omen. Henry of Latvia describes how the Slavs wanted to sacrifice a monk to the gods – whether the pagans should do so was to be decided by the behavior of the horse, and the end of the matter was to leave the monk alive, which clearly indicates the unpredictability of the oracle. The ruler of fate here is supposed to be the god, the horse is merely the transmitter, and the priest is the executor of the oracle.[8]

Helmold described in his Chronicle that in the grove of the god Proue every Monday the people, the knyaz and the priest gathered to dispense justice. The main, separate part of the grove was only accessible to the priest, people who wanted to make a sacrifice, or people who were in danger.[9] Saxo also describes that the horn, which was attached to the idol of Svetovit in Arkona, was also used by the priests for divination.[10] Saxo also describes the ritual celebrated after the harvest: at the climax a large sacrificial kalach was brought, the size of which was similar to that of a man, which the priest placed between himself and the people gathered in front of the temple and asked «do you see me?», and when the answer was affirmative he said: «may you not be able to see me next year», which was supposed to be a wish for a more abundant harvest next year. Aleksander Gieysztor connected this Polabian ritual to an identical one performed by an Orthodox priest in Bulgaria.[11]

The priests also knew cosmology (the priests of Szczecin explained the tripartite nature of the cosmos), determined the dates of holidays, and were a major source of resistance to Christianity.[7]

Other Slavic peoples[edit]

Information about the Slavic priesthood concerning West Slavs outside the Polabian group, as well as East Slavs or South Slavs, is more scarce. In Old East Slavic texts, the role of priest-charmers is often played by Volkhvs.

Political power[edit]

Veleti[edit]

The Lutici, the confederation of Redarians, Circipanians, Kessinians, and Tollensians, inhabited a wide area around the river Peene. From Thietmar’s description of the system of this confederation, it can be inferred that the confederation had no centralized authority, no king or knyaz was recognized, and decisions were made collectively in assemblies. The lack of monarchical leadership may have led to the increased influence of the priests. According to Bernhard Guttmann, the political importance of the priesthood was influenced by the principle of unity among the priests of Rethra, which also gave it important political significance. The German historian Wolfgang H. Fritze also notes the significant role of the priests in politics, but points out that power was not constitutionally in the hands of the priests of Rethra. On the other hand, according to the Czech historian Libuša Hrabová, the priests of Rethra gained in importance as a result of Christian pressure, and the town of Rethra itself gained almost princely power, above all in matters of foreign policy. The historian Roderich Schmidt also adds that the uprising of the Polabian Slavs in 983 began with a gathering at Rethra and that the victory celebrations from the 1066 uprising were held there. Another historian, Joachim Herrmann, who also referred to these two events expressed the view that no war would have taken place without the initiative and consent of the priests and sees in the Lutici covenant a secret alliance organized by the priests of Rethra, while Manfred Hellmann took the opposite view and believed that the priesthood gained importance only after the victory of the uprising, as a result of which the Slavic people recognized the superiority of the Slavic gods over the Christian one. According to Anthony D. Smith, who divided societies into lateral (lateral-aristocratic), which are open and dynamic, and vertical (vertical-democratic), which emphasize their ethnic ties and separate themselves from the world, the Lutici should be assigned to the vertical group, and this community was created by experiencing wars together. The verticality of the tribe leads to the rejection of religious syncretism, cultural assimilation and exogamy. Typical of such societies is the existence of a specialized priestly class. This view is supported by Christian Lübke.[12]

Rani[edit]

The main sources of information about the priesthood of the Rani are Saxo Grammaticus’ Gesta Danorum and Helmold’s Chronica Slavorum. In the case of this tribe, scholars point even more strongly than in the case of the Veleti to the dominant role of priests in society and politics. They generally point to Helmold’s information that the Rani were the only Slavic tribe to have a king, but his authority was weak compared to that of the priest, or Saxo’s information that the priests of Svetovit had 300 horses and as many horsemen. According to Sven Wichert, such a categorical interpretation is biased because most scholars in general overlook Helmold’s first information about the priesthood, where, according to him, the king and the priest had an equal position. It also points to the fact that Saxo does not mention the role of priests during the negotiations after the surrender of Arkona to the Danes. More moderate views were propounded, for example, by Manfred Hellmann, who recognized the coexistence of princely and priestly power. Joachim Herrmann and Evamaria Engel, on the other hand, recognized that priests influenced political decisions with the help of oracles and their authority. They also point to a situation where a Rani priest, having seen that a Christian priest who had come with Saxon merchants to a market on Rügen was holding a Christian devotion there, summoned the king and the people and demanded the extradition of the Christian priest whom he wanted to sacrifice to the gods as reparation for promoting Christianity. This situation according to them proves that the priest had no executive power.[13]

Gallery[edit]

  • Modern Rodnovery zhrets

  • Giving a name, Andrey Shishkin, 2012

    Giving a name, Andrey Shishkin, 2012

Notes[edit]

Citations[edit]

  1. ^ a b c Vasmer 1986, p. 63.
  2. ^ a b c d e Martynau 1985, p. 239.
  3. ^ Biloshtan et al. 1971, p. 545.
  4. ^ a b Derksen 2008, pp. 566–567.
  5. ^ a b Urbańczyk 1948.
  6. ^ Wichert 2010, pp. 33–34.
  7. ^ a b Szyjewski 2003, p. 153.
  8. ^ Wichert 2010, pp. 39–41.
  9. ^ Gieysztor 2006, pp. 222–223.
  10. ^ Gieysztor 2006, pp. 118–121.
  11. ^ Gieysztor 2006, p. 10.
  12. ^ Wichert 2010, pp. 34–37.
  13. ^ Wichert 2010, pp. 37–39.

Bibliography[edit]

  • Álvarez-Pedrosa, Juan Antonio (2021). Sources of Slavic Pre-Christian Religion. Leiden: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5.
  • Biloshtan, A. P.; Boyko, M. F.; Hradova, V. P.; Kolesnyk, H. M.; Petrovsʹka, O. P.; Yurchuk, L. A. (1971). «ЖРЕЦЬ» [Priest]. In Kostyantynovych, Bilodid Ivan; Dotsenko, P. P.; Yurchuk, L. A. (eds.). Словник української мови в 11 томах [Dictionary of Ukrainian Movies in 11 volumes]. Vol. 2. Наукова думка. p. 545.
  • Derksen, Rick (2008). Etymological dictionary of the Slavic inherited lexicon. Leiden Indo-European Etymological Dictionary Series. Leiden: Brill. ISBN 978-900415504-6.
  • Gieysztor, Aleksander (2006). Mitologia Słowian (in Polish). Warsaw: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego. ISBN 978-83-235-0234-0.
  • Martynau, Wiktar Uładzimierawicz (1985). «Жрэц». Этымалагічны слоўнік беларускай мовы (in Belarusian). Vol. 3. Minsk: Навука і тэхніка.
  • Snoj, Marko (2016). «žrẹ̑c». Slovenski etimološki slovar (in Slovenian) (3rd ed.). Ljubljana: Založba ZRC. ISBN 978-961254886-5.
  • Szyjewski, Andrzej (2003). Religia Słowian. Kraków: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5.
  • Urbańczyk, Stanisław (1948). «Przeżytek pogaństwa: stpol. żyrzec». Język Polski. 1948, (Maj/Czerwiec) (in Polish). Polska Akademia Umiejętności (1919-1952). Komisja Języka Polskiego, Towarzystwo Miłośników Języka Polskiego (3): 68–72. ISSN 0021-6941.
  • Vasmer, Max (1986). «жрец». Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 2. Translated by Trubachyov, Oleg (2nd ed.). Moscow: Progress.
  • Wichert, Sven (2010). «Die politische Rolle der heidnischen Priester bei den Westslaven». Studia Mythologica Slavica (in German). 13: 33–42. doi:10.3986/sms.v13i0.1638. ISSN 1581-128X.

A zhrets[a] is a priest in the Slavic religion whose name literally means «one who makes sacrifices». The name appears mainly in the East and South Slavic vocabulary, while in the West Slavs it is attested only in Polish. Most information about the Slavic priesthood comes from Latin texts about the paganism of the Polabian Slavs. The descriptions show that they were engaged in offering sacrifices to the gods, divination and determining the dates of festivals. They possessed cosmological knowledge and were a major source of resistance against Christianity.

Etymology[edit]

The earliest attestation of the word is Old Church Slavonic жьрьць žĭrĭcĭ «priest».[1][2] In other Slavic languages it occurs as Russian жрец zhrets,[1] Belarusian жрэц zhrets,[2] and Ukrainian жрець zhrets,[3] all derived from Old East Slavic жрецъ žrecŭ,[2] and Bulgarian and Macedonian жрец zhrets and Slovene žréc and all meaning «pagan priest».[2] Czech žrec was borrowed from Old East Slavic,[b] as was Croatian žrec zhrets.[2] The exception here is the Polish attestation żerca, which historically means «matchmaker». The Proto-Slavic form is reconstructed as *žьrьcь, which is an agent noun from the verb *žьrti «to consecrate, sacrifice», which is continued by OCS жрьти, жрѣти žrěti and Old East Slavic жерети žereti and it literally means «one who makes sacrifices». This verb is derived from the Proto-Indo-European root *gʷerH- «to praise» and is cognate to Lithuanian gìrt, Latvian dzir̃t, Old Prussian girtwei, Sanskrit गृणाति gṛṇā́ti «to praise»,[4] or Latin grātēs «gratitude».[1] From this verb is also derived *žьrtva «sacrifice» continued by OCS жрьтва, ⰶⱃⱐⱅⰲⰰ žrĭtva,[4][c] and other related words.

In Old Polish, zhrets appears in the forms żyrzec, żerzec, żyrca, żerca since the early 15th century to the 16th century in Polish translations of the New Testament[d] as the equivalent of the Latin word architriclinus and means «matchmaker»; later it appears only in dictionaries, where it appears as a synonym of the Latin words pronubus and paranymphus, and the Polish swat, dziewosłąb, hochmistrz, marszałek weselny. In only one attestation word żyrcowie (plural from żyrca) was used to call all wedding guests.[e] In addition to these words, Samuel Linde’s Dictionary also mentions the words żerecki from Budny, żertownik «sacrificial table» in tserkov from Pimina and Sakowicz, żertwa or żertwa and żertować, however, these words are considered to be loanwords from the Old Church Slavonic. For this reason, however, the word żyrzec should not be considered a borrowing from OCS, since in OCS texts the Latin word architriclinus was Slavicized as architriklinĭ or replaced by another word. In contrast to words in East Slavic languages, Polish words never meant «priest» but «matchmaker», which is explained by the fact that pagan priests, in addition to offering sacrifices to the gods, were also engaged in matchmaking. Marriage was out of the control of the Christian Churches for a long time and they used severe punishments before they were able to force church weddings on people. Research into the history of Polish marriages also suggests that the matchmaker had priestly qualities.[5]

The basic form of the Polish word is considered to be żyrzec, because it is the oldest and most frequent, although on the basis of the Old Church Slavonic form žĭrĭcĭ one should expect the form żrzec, żerca. For this reason, Jan Łoś included this word in the group of words łyżka, dźwirze, chrzybiet, where ь was lengthened to i. The disruption of the word development may also have been caused by the words i.e. żyr, pożyrać «to devour»: żerca turned into żyrca, and then when in all Polish words -ir- and -yr- turned into -er-, żerzec and żerca were formed.[5]

Description and functions[edit]

Genesis[edit]

The main informations on the Slavic priesthood concerns the priesthood of the Polabian Slavs. The genesis of the developed Polabian priesthood is unclear: Kazimierz Wachowski attributed to the rulers of the Veleti (Lutici) tribe the simultaneous position of high priests, and Leszek Paweł Słupecki, who expresses a similar view, adds that originally the prince-priest combined the spheres of sacrum and profanum, which later, among the Veleti, was separated. Many other researchers point to the connections between chieftainship and priesthood. Henryk Łowmiański expressed a different stance – he believed that the development of the West Slavic religion in the main points was modeled on Christianity. Ultimately, however, these views are speculation, because medieval sources do not indicate how the selection of priests proceeded.[6]

Polabian Slavs[edit]

Priests, unlike most Slavic men, had long hair and beards and wore long robes.[7]

According to the descriptions, the Polabian priests were mainly engaged in divination. They divined mainly with the help of horses: Saxo Grammaticus states that among the Rani, a horse was led three times between a series of lances driven into the ground at an angle and connected to each other, and if the horse started walking with its right leg each time, it meant a good omen. According to Thietmar a similar divination, only in two stages, was carried out in Rethra, and Herbord describes that among the Pomeranians a priest led an armed horse three or four times over nine spears, and if the horse did not touch the lance with its foot, it meant a good omen. Henry of Latvia describes how the Slavs wanted to sacrifice a monk to the gods – whether the pagans should do so was to be decided by the behavior of the horse, and the end of the matter was to leave the monk alive, which clearly indicates the unpredictability of the oracle. The ruler of fate here is supposed to be the god, the horse is merely the transmitter, and the priest is the executor of the oracle.[8]

Helmold described in his Chronicle that in the grove of the god Proue every Monday the people, the knyaz and the priest gathered to dispense justice. The main, separate part of the grove was only accessible to the priest, people who wanted to make a sacrifice, or people who were in danger.[9] Saxo also describes that the horn, which was attached to the idol of Svetovit in Arkona, was also used by the priests for divination.[10] Saxo also describes the ritual celebrated after the harvest: at the climax a large sacrificial kalach was brought, the size of which was similar to that of a man, which the priest placed between himself and the people gathered in front of the temple and asked «do you see me?», and when the answer was affirmative he said: «may you not be able to see me next year», which was supposed to be a wish for a more abundant harvest next year. Aleksander Gieysztor connected this Polabian ritual to an identical one performed by an Orthodox priest in Bulgaria.[11]

The priests also knew cosmology (the priests of Szczecin explained the tripartite nature of the cosmos), determined the dates of holidays, and were a major source of resistance to Christianity.[7]

Other Slavic peoples[edit]

Information about the Slavic priesthood concerning West Slavs outside the Polabian group, as well as East Slavs or South Slavs, is more scarce. In Old East Slavic texts, the role of priest-charmers is often played by Volkhvs.

Political power[edit]

Veleti[edit]

The Lutici, the confederation of Redarians, Circipanians, Kessinians, and Tollensians, inhabited a wide area around the river Peene. From Thietmar’s description of the system of this confederation, it can be inferred that the confederation had no centralized authority, no king or knyaz was recognized, and decisions were made collectively in assemblies. The lack of monarchical leadership may have led to the increased influence of the priests. According to Bernhard Guttmann, the political importance of the priesthood was influenced by the principle of unity among the priests of Rethra, which also gave it important political significance. The German historian Wolfgang H. Fritze also notes the significant role of the priests in politics, but points out that power was not constitutionally in the hands of the priests of Rethra. On the other hand, according to the Czech historian Libuša Hrabová, the priests of Rethra gained in importance as a result of Christian pressure, and the town of Rethra itself gained almost princely power, above all in matters of foreign policy. The historian Roderich Schmidt also adds that the uprising of the Polabian Slavs in 983 began with a gathering at Rethra and that the victory celebrations from the 1066 uprising were held there. Another historian, Joachim Herrmann, who also referred to these two events expressed the view that no war would have taken place without the initiative and consent of the priests and sees in the Lutici covenant a secret alliance organized by the priests of Rethra, while Manfred Hellmann took the opposite view and believed that the priesthood gained importance only after the victory of the uprising, as a result of which the Slavic people recognized the superiority of the Slavic gods over the Christian one. According to Anthony D. Smith, who divided societies into lateral (lateral-aristocratic), which are open and dynamic, and vertical (vertical-democratic), which emphasize their ethnic ties and separate themselves from the world, the Lutici should be assigned to the vertical group, and this community was created by experiencing wars together. The verticality of the tribe leads to the rejection of religious syncretism, cultural assimilation and exogamy. Typical of such societies is the existence of a specialized priestly class. This view is supported by Christian Lübke.[12]

Rani[edit]

The main sources of information about the priesthood of the Rani are Saxo Grammaticus’ Gesta Danorum and Helmold’s Chronica Slavorum. In the case of this tribe, scholars point even more strongly than in the case of the Veleti to the dominant role of priests in society and politics. They generally point to Helmold’s information that the Rani were the only Slavic tribe to have a king, but his authority was weak compared to that of the priest, or Saxo’s information that the priests of Svetovit had 300 horses and as many horsemen. According to Sven Wichert, such a categorical interpretation is biased because most scholars in general overlook Helmold’s first information about the priesthood, where, according to him, the king and the priest had an equal position. It also points to the fact that Saxo does not mention the role of priests during the negotiations after the surrender of Arkona to the Danes. More moderate views were propounded, for example, by Manfred Hellmann, who recognized the coexistence of princely and priestly power. Joachim Herrmann and Evamaria Engel, on the other hand, recognized that priests influenced political decisions with the help of oracles and their authority. They also point to a situation where a Rani priest, having seen that a Christian priest who had come with Saxon merchants to a market on Rügen was holding a Christian devotion there, summoned the king and the people and demanded the extradition of the Christian priest whom he wanted to sacrifice to the gods as reparation for promoting Christianity. This situation according to them proves that the priest had no executive power.[13]

Gallery[edit]

  • Modern Rodnovery zhrets

  • Giving a name, Andrey Shishkin, 2012

    Giving a name, Andrey Shishkin, 2012

Notes[edit]

Citations[edit]

  1. ^ a b c Vasmer 1986, p. 63.
  2. ^ a b c d e Martynau 1985, p. 239.
  3. ^ Biloshtan et al. 1971, p. 545.
  4. ^ a b Derksen 2008, pp. 566–567.
  5. ^ a b Urbańczyk 1948.
  6. ^ Wichert 2010, pp. 33–34.
  7. ^ a b Szyjewski 2003, p. 153.
  8. ^ Wichert 2010, pp. 39–41.
  9. ^ Gieysztor 2006, pp. 222–223.
  10. ^ Gieysztor 2006, pp. 118–121.
  11. ^ Gieysztor 2006, p. 10.
  12. ^ Wichert 2010, pp. 34–37.
  13. ^ Wichert 2010, pp. 37–39.

Bibliography[edit]

  • Álvarez-Pedrosa, Juan Antonio (2021). Sources of Slavic Pre-Christian Religion. Leiden: Koninklijke Brill. ISBN 978-90-04-44138-5.
  • Biloshtan, A. P.; Boyko, M. F.; Hradova, V. P.; Kolesnyk, H. M.; Petrovsʹka, O. P.; Yurchuk, L. A. (1971). «ЖРЕЦЬ» [Priest]. In Kostyantynovych, Bilodid Ivan; Dotsenko, P. P.; Yurchuk, L. A. (eds.). Словник української мови в 11 томах [Dictionary of Ukrainian Movies in 11 volumes]. Vol. 2. Наукова думка. p. 545.
  • Derksen, Rick (2008). Etymological dictionary of the Slavic inherited lexicon. Leiden Indo-European Etymological Dictionary Series. Leiden: Brill. ISBN 978-900415504-6.
  • Gieysztor, Aleksander (2006). Mitologia Słowian (in Polish). Warsaw: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego. ISBN 978-83-235-0234-0.
  • Martynau, Wiktar Uładzimierawicz (1985). «Жрэц». Этымалагічны слоўнік беларускай мовы (in Belarusian). Vol. 3. Minsk: Навука і тэхніка.
  • Snoj, Marko (2016). «žrẹ̑c». Slovenski etimološki slovar (in Slovenian) (3rd ed.). Ljubljana: Založba ZRC. ISBN 978-961254886-5.
  • Szyjewski, Andrzej (2003). Religia Słowian. Kraków: Wydawnictwo WAM. ISBN 83-7318-205-5.
  • Urbańczyk, Stanisław (1948). «Przeżytek pogaństwa: stpol. żyrzec». Język Polski. 1948, (Maj/Czerwiec) (in Polish). Polska Akademia Umiejętności (1919-1952). Komisja Języka Polskiego, Towarzystwo Miłośników Języka Polskiego (3): 68–72. ISSN 0021-6941.
  • Vasmer, Max (1986). «жрец». Этимологический словарь русского языка (in Russian). Vol. 2. Translated by Trubachyov, Oleg (2nd ed.). Moscow: Progress.
  • Wichert, Sven (2010). «Die politische Rolle der heidnischen Priester bei den Westslaven». Studia Mythologica Slavica (in German). 13: 33–42. doi:10.3986/sms.v13i0.1638. ISSN 1581-128X.

Запрос «Жрец» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Традиционные религии

Aum

Ключевые понятия

Бог · Богиня-мать · Божество · Гадания · Жертвоприношение · Загробный мир · Золотой век · Инициация · Мировая ось · Мировое древо · Миф · Монотеизм · Политеизм · Сакральное · Священные камни · Синкретизм · Тайные общества

Древнейшие формы религиозности

Анимизм · Зоолатрия · Культ предков · Культ коня · Магия · Полидоксия · Тотемизм · Фетишизм · Шаманизм

Исторические ареалы

Азия (Бон · Буддизм · Ведизм · Гиндукушская религия · Даосизм · Джайнизм · Индуизм · Мусок · Синтоизм · Тенгрианство)
Африка (Древний Египет · Центральная и Южная Африка)
Ближний Восток и Средиземноморье (Зороастризм · Ислам · Иудаизм · Христианство)
Доколумбова Америка
Дохристианская Европа (Германцы · Древняя Армения · Древняя Греция · Кельты · Славяне)

Служители культа

Коэны · Брахман · Волхв · Друид · Жрец · Имам · Лама · Маг · Мобед · Монах · Оракул · Священник · Шаман

Сверхъестественные сущности

Албаста · Ангел · Асура · Демон · Джинн · Дух · Дьявол · Дэв · Оборотень · Призрак · Чёрт · Эльф

Жре́чество (служитель — жрец) — группа людей, занимавшаяся изучением природных явлений и отправлением культов в архаичных цивилизациях. Жрецы почитались как посредники в общении людей с миром богов и духов. По своему значению жрецы были предшественниками учёных, юристов, врачей, философов и т. д. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство. Жречество сохранилось у некоторых первобытных народов Африки, Южной Америки и Океании.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Возникновение
  • 3 Жречество в древнем мире
  • 4 Жрецы Древнего Египта как хранители традиций
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Этимология

Родственно др.-прусск. girtwei «хвалить», pogirrien вин. «хвала», лит. giriù, gýriau, gìrti «хвалить, прославлять», лтш. dzir̃t «славить», dzir̃tiês «хвалиться, напоминать о себе», др.-инд. gr̥ṇā́ti «взывает, превозносит», gīr- ж. «хвала, награда», лат. grātēs мн. «благодарность»

— М. Фасмер,Этимологический словарь русского языка

Возникновение

Возникновение жречества связано с развитием религии. У первобытных племён и некоторых современных народов (австралийцев-аборигенов, папуасов, ведда, огнеземельцев и других) не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.).

С развитием социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами. Закрепляется преемственность жречества, иногда путём прямой наследственности жреческого звания. Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению, и по положению близки к вождям, которые и сами зачастую выполняют жреческие функции (священные вожди, «цари-жрецы»), либо составляют отдельное сословие.

Жречество в древнем мире

Влияние жречества на общества древних цивилизаций было огромно. Жрецы традиционно соперничали с официальными властями в своём влиянии на людей.
В Древнем Египте, Вавилонии, Иране храмовое жречество владело огромными богатствами, землёй, рабами, располагало большой политической властью. Жрецы были хранителями научных знаний. В древней и средневековой Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли более высокую касту. Аналогичное положение занимали жрецы и в древних государствах Америки (особенно в Мексике и Перу). В Иудее VI—I вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей), всё экономическое, политическое и идеологическое могущество сосредоточилось в руках иерусалимского жречества: это была «иерократическая» форма государства. Лишь в античной Греции и Риме жречество не играло самостоятельной роли — должности жрецов были выборными и замещались обычно гражданскими лицами, но и в этих государствах жрецы пользовались значительными преимуществами и оказывали влияние на политическую жизнь. В Китае даосскую религию возглавляли многочисленные жрецы (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц — от императора до главы рода.

Жрецы Древнего Египта как хранители традиций

Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. В историографии советского периода было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом же деле жрецы сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта как хранители священных традиций. Об этом свидетельствует неоспоримый факт — ни одна цивилизация Ближнего Востока не просуществовала столь длительный отрезок исторического времени, как древнеегипетская.

Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей. В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли конкретные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учёба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Судя по карьере верховного жреца Бакенхонса (эпохи Рамсеса Великого), обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось не ранее чем к двадцати годам. Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота — не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» — говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.

В древнем Египте была особенно популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но «астрология» того времени была не «прорицательская», а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и Природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I в. до н. э.. В составлении прогнозов использовались данные из храмовых библиотек, в которых сохранялись подробные наблюдения за астрономическими явлениями за многие предшествующие годы. Геродот, в частности, отмечал наблюдательность египтян, которые смогли установить закономерности природных явлений и научились на основе этого предугадывать события, в этом не было никакой магии, но логические выводы на основе эмпирических данных.

В сознании древних египтян божественный мистицизм играл определяющую роль, а жрецы были хранителями «Божественной Силы» и могли, по их представлениям, передать её предметам — «освящать» их, а также помогали больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась «Хека». Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, но может стать и разрушительной, если люди прогневают Бога своим к нему невниманием или непослушанием. В Древнем Египте колдовство было запрещено, жрецы чётко разграничивали божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, — и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны. Обязанности «нейтрализовывать» действия чёрных магов брал на себя один из верховных жрецов, он изгонял колдовские силы из домов и местностей и восстанавливал душевные силы человека. Древние египтяне, как отмечал Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира.

См. также

  • Жречество Древнего Египта
  • Священный царь
  • Волхвы
  • Клир
  • Коэны
  • Ординация женщин

Ссылки

  • Мифологическая энциклопедия — «Жрецы»
  • Статья «Жрецы» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
  • Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г. А. Стратановского. М.: ООО «Издательство АСТ», «Ладомир», 2001
  • Перо Маат — Проект для египтоманов. Коллекция информации для тех, кто любит Древний Египет
  • Кристиан Дерош-Ноблькур «Жизнь на земле фараонов» КУРЬЕР ЮНЕСКО № 10, Окт., 1988
  • В. А. Кузьмищев. «Тайна жрецов майя»

Жрецы Древнего Египта

Какую же роль играли жрецы в общественной жизни египтян? Это самые настоящие хранители священных традиций. И именно они играли в то время основную роль в формировании и процветании государства, духовном развитии нации, а также сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы

Жрецы играли очень большую роль в жизни Древнего Египта

В Древнем Египте на определенную группу жрецов были возложены определенные обязанности, включающие не только охранение священных тайн, но и светское администрирование.

Жреческий сан получить было не так-то и легко, для этого необходимо было долго и серьезно учиться. Причем обучение могло начаться с 4-хлетнего возраста и закончиться лишь к 20-ти годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур, что значит «высокий, возвышенный». Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер, что значит «служители храма».

Имущество храма находилось под контролем жреца Мера. Учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами и подготовка всего необходимого для храмовой службы — все это ложилось на его плечи.

Священные обряды

Жрец, совершающий религиозный обряд, облачен в леопардовую шкуру. Он несет сосуд, наполненный священной водой из святого храмового озера. Во время ритуалов этой водой окроплялись столы для подношений, чтобы гарантировать чистоту приносимых богам даров. Для очищения воздуха в храме также возжигали курения.

Жрецы Кхер Хеб были храмовыми писцами и хранителями священных книг. Они несли ответственность за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки.

Египтяне почитали Кхер Хеб как хранителей слов силы и их правильного произношения.

Согласно Геродоту, египтяне очень чтили чистоту, причем для них большое значение имела не только чистота души, но и тела. Вероятно, поэтому все служители храма должны были мыться четыре раза в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь.

За очищение храма ответственность нес жрец Уаб, что значит «чистоплотный». Любопытно то, что Уаб в период своей работы в храме не мог жениться. Чистота помещений, одежды и своевременная подача в храм воды, а также окропление входящих в храм водой — вот такими были его ежедневные обязанности.

Священником и проповедником был Хем Нетер, что означает «слуга Бога» или «пророк Бога». Проведение храмовых служб и чтение проповедей полностью ложилось на его плечи.

Песнопение сопровождало любую храмовую молитву. Называлось оно Каи. А молитва называлась Кекх, в то время как размышления о духовном — Уаа.

Жрецы очень ценили работу мирских граждан. Так, Хем Анкхиу решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы гражданам. Храмовые службы своим присутствием разбавляли Тхаи Шебет — «носители жезлов» и Ахаи-т — «носительницы систров». Охраняли храмы Сау, читая при этом священные тексты.

Знамения и сновидения были очень значимы для египетского общества. А жрец Маа был толкователем оных. Вероятно, поэтому он носил шкуру леопарда, на которой черные пятна служили символами звезд. Наряду с этим были развиты и астрономия с астрологией. Жрецы Мер Уннут были астрономами-наблюдателями. А толковали движения небесных сил жрецы Амии Уннут. Все это необходимо было, прежде всего, для того, чтобы определить наиболее благоприятное время для посева и сбора урожая.

Бальзамировщик анубис

Жрец в маске Анубиса бальзамирует тело. По преданию, этот бог с головой шакала готовил к погребению тело бога Осириса. Он и его жрецы были тесно связаны с мумиями и практикой бальзамирования.

Жрецы Ур Хеку играли особую роль в Древнем Египте, ведь именно они были хранителями Божественной Силы, которую могли передать предметам. А изгнание колдовских сил из домов, местности и восстановление душевных сил человека брал на себя жрец Уаб Сехмет.

Даже лечение египтян не обходилось без жреца. Так, Сену — жрец-врач, прежде чем начать лечение больного, должен был прочитать молитву. Так как от воли Бога зависит исцеление больного, как считали древние египтяне, то выздоровевший обязательно должен был воздать хвалу Богу и принести в храм подношения.

Поделиться ссылкой

Жрецы Египта были главными хранителями священных тайн, традиций и культуры Древнего Египта, они владели древними, тайными, могущественными знаниями в области астрономии, физики, химии, математики, медицины.

Жрецы возглавляли принадлежавшие им школы в Мемфисе, Саисе, Фивах и Гелиополисе. Владея тайными знаниями, они посвящали в них только своих учеников. Простому народу эти знания были недоступны. Учеба для получения жреческого сана была трудной, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур – «высокий, возвышенный». Самый известный жрец Маа — Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

Особую роль играли жрецы Ур Хеку – «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам – «освятить», а также помочь больным в исцелении.

Жрецы Кхер Хеб выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки и почитались как хранители «слов силы» — священных слов, обладающих особыми возможностями.

Жрецы выбирали благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила. В составлении прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, где хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями.

Древние египтяне, как отметил Геродот, «были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты».

Жрецы владели ритуальной заупокойной магией и обслуживали некрополи и гробницы. Древние египтяне верили, что после смерти физического тела человека – Кат, остается жить его имя — Рен, душа – Ба (вечная жизнь) и энергетический двойник человека – Ка(астральный план). Ка — уходит, как и Солнце, в страну мрака на запад – Дуат (загробный мир), где и пребывают души всех умерших.

Считалось, что жрецы могли влиять на посмертное существование Ка тайными мистическими заклинаниями и ритуальной магией. Жрецы умели мумифицировать тела умерших, клали возле них специальные фигурки — «ушебти», изображающие человека, которые оберегали Ка в загробном мире.

Жрецами использовались тайные мистические психотехники заклинаний и колдовство. Существовала культура амулетов, снадобий, магических изображений и заговоров, предохраняющих от различных заболеваний. Лечение выполнялось с учетом астрономических факторов — расположение звезд, созвездий, Солнца, Луны и планет. Древнеегипетские жрецы владели искусством предсказания, магического управления погодой и астрономическими явлениями.

Как пишут Эльвира и Александр Светловы в книге «Что говорят Махатмы», первыми Жрецами Египта были Атланты, они могли общаться с Духовным Космическим Разумом — Богом и именно они по Космическим законам построили Пирамиды Хефрена, Хеопса и Миккерина, в которые заложили знания древних Атлантов. Жрецы использовали пирамиды для тайных мистерий, которые тайно проводятся и сейчас. Жрецы Атлантиды жили до 500 лет, они знали, что Бог един и передали египтянам знания о путешествиях души в потустороннем мире, изложив их в египетской «Книге мертвых».

Пирамиды Гизы, построенные Жрецами-Атлантами, выполняют роль стражей Земли, они как антенны, принимают и передают энергии Космоса.

Пирамиды выполняют замысел Бога. Они дают возможность человеку задуматься о смысле жизни, почувствовав величие и загадочность необыкновенных сооружений. Они содержат в себе зашифрованные знания, которые будут открываться людям по мере их духовного роста. Внутри пирамиды Хеопса, находится капсула, в которой содержатся документы, подтверждающие, что Пирамиды строились по чертежам Жрецов – Атлантов, и когда эти знания откроются людям, начнётся новый этап развития цивилизации на Земле».

Египетские пирамиды хранят в себе множество тайн и загадок, они служат важнейшим источником информации о событиях, происходивших в далеком прошлом. Большая пирамида — Хеопса ориентирована так, чтобы в дни весеннего (20 — 21 марта) и осеннего (22 – 23 сентября) равноденствий солнце точно в полдень показывалось на вершине пирамиды, как бы венчая собой огромный Храм. В Великой пирамиде египетскими жрецами проводились мистерии Осириса и Исиды.

Посвящение учеников происходило в подземных помещениях, которые располагались под Пирамидой. После того как адепт усваивал определенный объем знаний, его подвергали испытаниям в подземных лабиринтах. Затем избранный жрецами ученик попадал в тайное святилище, где он под страхом смерти клялся никогда не делить свои знания с непосвящёнными. Только после этого жрецы открывали ему главные тайны, первой из которых был догмат о едином Боге. Кроме того, жрецы учили вновь посвящённого предсказывать по звездам будущее и вступать в контакт с космическими силами.

Друнвало Мельхиседек, учёный, эколог, эзотерик, в книге «Тайная Египетская мистерия» пишет:

«древние Египетские мистерии учат, что божественные энергии исходят на вершину Великой пирамиды, которая уподобляется перевёрнутому дереву с кроной внизу и корнями наверху. Из этого перевёрнутого дерева божественная мудрость распространяется вниз по наклонным сторонам и растекается по миру. Треугольная форма пирамиды подобна позе человеческого тела, которую оно принимает во время традиционных медитаций. Большая Пирамида по замыслу жрецов уподоблялась Вселенной, её верхушка – человеку, тянущемуся к Богу. Через мистические коридоры и камеры Великой пирамиды проходили инициированные, они входили как люди, а выходили как Боги».

Некоторые исследователи египетских пирамид полагают, что жрецы использовали свое умение предсказывать будущее ради блага не только своих современников, но и будущих потомков. И для того чтобы донести до нас важную информацию, они использовали именно пирамиды. В качестве доказательства подобной теории ученые приводят результаты сопоставления размеров, пропорций и расположения секретных внутренних комнат в пирамидах, факт ориентировки пирамид относительно сторон света, закономерность в совпадении их численных обозначений с известными датами в истории развития человечества.

Исходя из этого исследователи сделали вывод об истинном назначении пирамид, которое, по их мнению, заключается в стремлении предупредить человечество о грядущих катаклизмах и связано с пророческими предсказаниями египетских жрецов, а также с посланиями, зашифрованными не только в письменах, но и в самих пропорциях пирамид и их ориентировке по сторонам света. Поддерживая связь с Космосом, египетские жрецы сумели вычислить грядущие события за многие тысячелетия до их свершения.

Что же оставили нам в наследство Египетские Жрецы — Атланты?

Египтологу Бэзилу Девидсону удалось расшифровать текст коптской рукописи, в которой древние строители Большой пирамиды передавали полученную от жрецов информацию о достижениях наук, положении звезд и событиях, произошедших в Египте. Сведения, содержащиеся в рукописи, совпадают с информацией, полученной в результате сопоставления пропорций пирамид.

Джон Тейлор, основоположник науки — пирамидологии, в 1859 году «осознал, что архитектором Великой пирамиды был не египтянин, а израильтянин, действовавший согласно Божественному велению. Возможно, это был сам Ной. Тот, кто построил Ковчег, был самым компетентным из людей для руководства постройкой Великой пирамиды».

В 1864 году известный астроном Чарльз Пиацци Смит выдвинул идею, согласно которой Великая пирамида хранит секреты понимания библейских пророчеств от начала времен и до второго пришествия Христа.

В 1993 году бельгийский ученый Роберт Бьювел сделал ошеломляющее открытие. Он заметил, что расположение трех пирамид Гизы соответствует положению трех основных звезд в поясе Ориона, которые находятся над линией горизонта только тогда, когда они пересекают меридиан Гизы. Компъютерный анализ, проведенный Бьювелом, показал, что размещение монументов Гизы соответствует карте неба, как она выглядела около 10450 года до н. э. Это позволило ученым сделать вывод о том, что именно тогда и были возведены пирамиды.

Знаменитый прорицатель Эдгар Кэйси утверждал, что Сфинкс был сооружён приблизительно в то же время, что и пирамида Хеопса. «Сфинкс обращен лицом точно на ту точку в небе, говорил он, где около 10450 года до нашей эры сияли на строго определенном месте над линией горизонта три звезды из пояса Ориона. Сфинкс — ярко выраженный «дополнительный маркер», указывающий на данную точку».

Эдгар Кейси писал: «Важнейшая для современного человечества информация должна быть найдена в основании левой передней лапы Сфинкса, но не в подземных тоннелях под ним. Информация заложена в краеугольном камне основания этой лапы. Тоннели под Сфинксом, пока не известные вам, тоже несут в своих конфигурациях информационную нагрузку. Однако капсула с посланием потомкам находится под левой передней лапой…».

Тоннели под Сфинксом действительно были найдены. Используя сейсмическое оборудование, исследователи обнаружили под передними лапами Сфинкса камеру, из которой выходил тоннель, в одном из колодцев на глубине 32 метров был найден вход в тоннель. Там стоял саркофаг из черного гранита. Однако о «капсуле с посланием потомкам» так ничего пока и неизвестно.

Множество неразгаданных тайн и загадок оставили человечеству Жрецы-Атланты, зашифровав их в древнейших сооружениях – Пирамидах.

Человечество повторяет путь адепта, ищущего посвящения в тайны египетских мистерий. При этом путь для адепта и человечества один и тот же, он зашифрован в архитектуре Великой пирамиды. Различие лишь в одном, путь, который адепт проходит в пространстве Пирамиды, человечество проходит во Времени.источник

www.reliablecounter.com

  • Рассказ о деятеле культуры 5 класс однкнр
  • Рассказ о дефорже из романа дубровский
  • Рассказ о дефорже из произведения дубровский 6 класс по литературе
  • Рассказ о детях героях великой отечественной войны
  • Рассказ о детях вундеркиндах 6 класс