Рассказ о диких и домашних животных для дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№57  «Одуванчик»

Рассказы о животных для детей младшей группы

Читаем, обсуждаем

                                        Составила: воспитатель

                                             Рябова Елена Васильевна

п.Останкино

2018

Рассказы о животных для детей младшей группы 

 Читаем, обсуждаем

Рассказы про домашних животных для детей 3-4 лет

В. Бианки «Кошкин питомец»

У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы поймали в лесу маленького зайчонка.

Мы взяли и подложили его кошке. У кошки было очень много молока, и она охотно стала кормить зайчонка.

Так зайчонок и вырос на кошкином молоке. Они очень подружились и даже спят всегда вместе.

Смешней всего, что кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам на двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её питомца-зайца.

Вопросы для обсуждения

• Кто тебе понравился больше в рассказе В. Бианки: кошка или её питомец? Почему? Расскажи, как кошка выкормила зайчонка. Как стали жить кошка с зайчонком? Чему научила кошка своего питомца-зайца? Расскажи, как заяц защищался от собак. Как автор называет зайца в рассказе «Кошкин питомец»? (Приёмыш, питомец). Почему он так называется?

Н. Сладков «Мурлыка»

Жил-был у бабушки кот. Звали кота Мурлыкой. Больше всего на свете любил Мурлыка молоко.

Летом кот уважал молоко холодное. Такое, чтоб из запотевшей крынки. Только достанет бабушка крынку из колодца — Мурлыка тут как тут! Хвост торчком и мурлычет так, что усы дребезжат.

Налакается холодного молока — и на завалинку. Лапки вверх, глаза заведёт — холодный живот на солнце греет.

Зато зимой подавай Мурлыке молоко топлёное. Сперва пенку съест, потом до капельки вылакает.

Распарится, разомлеет — и заскребётся в дверь. Горячим животом сразу на снег — остужает.

День и ночь — сутки прочь. Мурлыка то греет живот, то студит. А в свободное время лакает молоко. Ловить мышей ему некогда.

Долго ли, коротко ли — умерла бабушка. Стал Мурлыка жить у бабушкиной внучки.

Хотите знать, что он сейчас делает?

Тогда посмотрите в окно. Если за окном лето — значит, кот Мурлыка живот греет, а если зима — остужает.

Живёт не тужит. Мышей не ловит. А мурлычет так, что усы дребезжат. И хвост трубой.

К. Д. Ушинский «Бишка»

«А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!»

Понюхала собачка книжку да и прочь пошла. «Не моё, — говорит, — дело книги читать; я дом стерегу, по ночам не сплю, лаю, воров да волков пугаю, на охоту хожу, зайку слежу, уточек ищу, поноску тащу — будет с меня и этого».

Вопросы для обсуждения

• Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Бишка». О ком в нём говорится? Как рассказывает собака о том, что она делает для человека?

К. Д. Ушинский «Коровка»

Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у неё широк, уши в сторону; во рту зубов недочёт, зато рожища большие; хребет — остриём, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт: «Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек».

Л. Воронкова «Петушиное слово»

Стадо отдыхало у самой речки, под вербами. Коровы стояли в холодке, дремали.

Но скоро пришли доярки, разбудили коров. Доярки увидели Ваню и начали спрашивать у бабушки:

— Это что ж, Захаровна, новый дояр у нас?

— Или в пастухи пришёл наниматься?

— Что вы, что вы, — отвечала бабушка, — это же мой внучек Ваня.

Доярки шутили, смеялись, будто и не знали, что Ваня бабушкин внучек.

Потом бабушка сказала:

— Я доить стану. А ты, Ваня, иди к речке, искупайся. Да сорви лопушок на голову, а то солнышком напечёт.

Ваня спустился к речке. Искупался. Поиграл с рыбками. На мелком месте, где солнце до дна прогревает воду, всегда толпятся маленькие рыбки. Вспугнёшь их — они сразу рассыплются, разлетятся, как серебряные стрелки. А стоишь тихо в воде — снова соберутся вокруг ног. Играют.

В речке Ваня нарвал зелёной осоки. Нашёл в кустах лопушок, положил себе на голову вместо шляпы. И уселся под вербами. Сидит и плетёт из осоки плётку.

А пастух дядя Андрей тут же в холодке лежит, накрыл лицо кепкой и спит.

Вдруг что-то случилось. Загремел подойник, доярка Матрёна закричала, начала браниться:

— Ах противная! Ах негодная, чтоб тебя волки съели.

И ударила свою корову. Корова побежала от неё. Бежит, фыркает, хвост трубой…

Бабушка как раз кончила доить Бурёнку.

— Матрёша, разве можно корову бить?

— А как же её не бить? — с досадой ответила Матрёша. — Ногой по ведру ударила, молоко пролила! А теперь вот бегает — поймай её! Не поймаешь. И молока не даст, ни за что не даст. Такая противная!

— Нехорошо так-то, нехорошо, — сказала бабушка, — тут разобраться надо! Её слепень укусил, хотела слепня согнать да нечаянно по ведру ударила. За что же её бранить? Не нарочно ведь. Понять нужно.

Матрёша хотела подойти к сердитой корове.

— Стой, Пеструшка, стой!

Но Пеструшка покосилась на неё, засопела и опять убежала.

— Не верит она тебе, — сказала бабушка, — один раз ударила, можешь и в другой раз ударить. Дай-ка я с ней поговорю.

Бабушка подошла к Пеструшке, приласкала её, почесала за рогами — это коровы очень любят. Потом достала из кармана чистую тряпочку и вытерла ей слёзы на глазах, потому что Пеструшка от обиды плакала.

— Ну, вот и всё, коровушка моя, вот и конец раз

дору. Не сердись, не обижайся. Доиться надо. Ну-ка иди, Матрёша. Пеструшка на тебя больше не сердится. И ты с ней будь поласковей.

Матрёша подошла, погладила Пеструшку и села доить. Доярки окружили бабушку.

— Захаровна, скажи нам, почему это тебя коровы слушаются?

Тут пастух дядя Андрей сдвинул кепку с лица и сказал сонным голосом:

— Она петушиное слово знает.

— Ох, Захаровна! — закричали доярки. — Скажи и нам это слово. Волшебное оно, что ли?

— А слово это очень простое, — ответила им бабушка. — Коровушек понимать надо, уважать их надо. А главное, надо их любить. Вот и все моё волшебство.

Вопросы для обсуждения с детьми

• Что ты узнал о корове из рассказа К. Д. Ушинского? Какую полезную еду даёт людям корова? Как выглядит корова? Что она ест летом, а что ест зимой? Как называется домик для коровы? Как корова зовёт хозяйку? Нарисуй корову, которая пасётся на лугу,

• Расскажи, где летом пасётся корова. Кто пасёт коров? Что делает пастух, чтобы коровы вышли к нему?

К. Д. Ушинский «Козёл»

Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.

Вопросы для обсуждения

Погодите, ужо придёт бородатый хозяин — всем вам порядок даст!

• Что ты узнал о козах из рассказа К. Д. Ушинского? Как выглядит козёл? Как он зовёт коз с козлятками? Что делают в саду козы с козлятами? Как играют в саду маленькие козлятки? Кого в рассказе называют бородатым хозяином: человека или козла?

Рассказы про диких животных для детей 3-4 лет

Г. Снегирёв «Хитрый бурундук»

Построил я себе в тайге чум. Это не домик и не лесной шалашик, а просто длинные палки вместе сложены. На палках лежит кора, а на коре — брёвнышки, чтобы куски коры не сдуло ветром.

Стал я замечать, что кто-то в чуме оставляет кедровые орешки.

Я никак не мог догадаться, кто же без меня в моём чуме орешки ест. Даже страшно стало.

Но вот раз подул холодный ветер, нагнал тучи, и днём стало совсем темно.

Залез я поскорее в чум, а место моё уже занято.

В самом темном углу сидит бурундук. У бурундука за каждой щекой по мешочку с орехами.

Щеки толстые, глаза щёлочками. Смотрит он на меня, боится орешки на землю выплюнуть: думает, я их украду.

Терпел бурундук, терпел, да и выплюнул все орешки. И сразу щеки у него похудели.

Насчитал я на земле семнадцать орешков.

Бурундук сначала боялся, а потом увидел, что я спокойно сижу, и стал рассовывать орешки до щелям и под брёвнышки.

Когда бурундук убежал, посмотрел я — всюду орешки напиханы, крупные, жёлтые. Видно, бурундук в моём чуме устроил кладовую.

Какой хитрый этот бурундук! В лесу белки да сойки все орешки у него растащат. А бурундук знает, что в мой чум ни одна сойка-воровка не полезет, вот и притащил ко мне свои запасы. И я уже не удивлялся, если находил в чуме орешки. Я знал, что со мной живёт хитрый бурундук.

Вопросы для обсуждения

• Тебе понравился рассказ Г. Снегирёва «Хитрый бурундук»? С чего начался рассказ? Расскажи, как герой рассказа познакомился с непрошеным гостем? Где прятал бурундук орехи?

В. Бианки «Купание медвежат»

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.

Медведица села.

Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.

Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.

Вопросы для обсуждения

• Как ты считаешь, рассказ В. Бианки смешной или грустный? О ком говорится в этом рассказе? Сколько было медведей? Зачем медведи пришли к реке? Кто купал медвежат? Расскажи, как медведь-пестун купал медвежат. Что случилось, когда пестун уронил медвежонка в реку? Чем закончилась история про купание медвежат? Кто понравился тебе в рассказе больше всего? Какая часть рассказа тебе показалась самой интересной?

К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна»

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет; на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много входов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.

Всем бы лисанька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса, постница: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Вопросы для обсуждения

• О ком рассказ К. Д. Ушинского? Как он называется? Как выглядит лиса? Как она ходит по земле? Что она умеет делать? Какие слова находит автор для лисы? (Кумушка лиса, лиса, умница, кума, Лиса Патрикеевна, лисонька, разбойница-лиса.) Автору нравится лиса, или он считает, что она плохая? Какое слово помогло тебе это понять?

Н. Сладков «Бюро лесных услуг»

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.

Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить?

Хорёк говорит:

— Спасайтесь кто как может!

А Сорока стрекочет:

— Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно…

Тут Заяц ввязался:

— Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют — мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

— Есть-таки умная голова и в нашем лесу! — обрадовалась Сорока. — Кто следующий?

— Мы следующие! — закричали клесты. — Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!

«Заяц — копатель, клесты — бросатели», — записала Сорока.

— Кто следующий?

— Нас запиши, — проворчали бобры из своей хатки. — Мы осенью столько осин навалили — на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!

И пошло, и пошло!

Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:

— Запиши и меня в Бюро!

Сорока чуть с дерева не упала:

— Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?

— Сторожем буду служить, — отвечает Волк.

— Кого же ты сторожить можешь?

— Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике…

— Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! — закричала Сорока. — Проходи, проходимец, мимо! Знаем мы тебя. Это я, Сорока, буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму! Не тебя, а себя сторожем в Бюро запишу: «Сорока — сторожиха». Что я, хуже других, что ли?

Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга.

Всякое в лесу бывает.

Вопросы для обсуждения

• О ком рассказ Н. Сладкова «Бюро лесных услуг»?

• Кто предложил организовать в лесу «Бюро добрых услуг»?

• Почему Сорока не записала Волка в «Бюро добрых услуг»?

Н. Сладков «Заячий хоровод»

Мороз на дворе. Особый мороз, весенний. Ухо, которое в тени, мёрзнет, а которое на солнце — горит. С зелёных осин капель, но капельки не долетают до земли, замерзают на лету в ледышки. На солнечной стороне деревьев вода блестит, теневая затянута матовой коркой льда.

Порыжели ивняки, а ольховые заросли стали лиловыми.

Днём плавятся и горят снега, ночью пощёлкивает мороз.

Пришла пора заячьих песен. Самое время ночных заячьих хороводов.

Как зайцы поют — по ночам слышно. А как хоровод водят — в темноте не видать.

Но по следам всё понять можно: шла прямая заячья тропа, от пенька до пенька, через кочки, через валежины, под белыми заячьими воротцами и вдруг закружила немыслимыми петлями! Восьмёрками среди берёзок, кругами-хороводами вокруг ёлочек, каруселью между кустов.

Будто закружились у зайцев головы, и пошли они петлять да путать. Пляшут и поют: «гу-гу-гу-гуу! Гу-гу- гу-гуу!»

Как в берестяные дудки дуют. Даже губы подскакивают!

Нипочём им сейчас лисицы и филины. Всю зиму жили в страхе, всю зиму прятались и молчали. Довольно! Март на дворе. Солнце одолевает мороз. Самая пора заячьих песен. Время заячьих хороводов.

Вопросы для обсуждения

• Что ты узнал о зайце из рассказа Н. Сладкова? Какого цвета бывает у зайчика шубка? Чем она хороша зимой? Что ест зайка зимой? А что ест зайчик летом? Нарисуй зайчика в зимней шубке. Какого цвета краску ты возьмёшь? А летом у зайчика шуба тоже белая?

И. С. Соколов-Микитов «Ёж»

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб.

Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу. Никто не найдёт его логова, никто не разбудит.

До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

Вопросы для обсуждения

• Послушай рассказ И. С. Соколова-Микитова «Ёж». Расскажи, о каком времени года говорится в этом рассказе. Чем питается осенью ёжик? Что он себе готовит на зиму? Где будет спать ёжик всю зиму? С чем сравнивается в рассказе снежный сугроб, которым будет накрыто логово ежа?

В. Бианки «Белкина сушильня»

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки.

Кроме того, белка собрала грибы — маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.

Рассказ о медведе Для отработки навыка чтения начинающим читать детям требуются простые в понимании и по словарному составу тексты. Тут подойдут короткие рассказы о животных.

Рассказы, сказочные и не очень, о животных полезны не только для школьников, но и для начинающих читать дошкольников, потому что кроме навыков чтения расширяют кругозор ребят. С примерами текстов можно познакомиться здесь.

Полезно прочитать текст и нарисовать его содержание. Такая практика развивает образность: ребёнок читает и сразу на «внутреннем мониторе» представляет картинку.

Понимание и запоминание значительно облегчаются. Не все дети (по разным причинам) любят рисовать. Поэтому мы придумали рассказы к раскраскам: читаем текст и раскрашиваем животное. Сайт «Нестандартные дети» желает успехов.

Короткие рассказы о животных

Автор рассказов педагог-психолог Галина Обнорская.

  1. Рассказ о белочке
  2. Жадная белка
  3. Рассказ о сове
  4. Рассказ о лосе
  5. Рассказ об олене
  6. Рассказ о лисе
  7. Рассказ о медведе
  8. О кукушке
  9. Рассказ о ёжике

Рассказ о белочке.

Жила в старом лесу белка. У белки весной появилась дочка белочка.

Один раз белка с белочкой собирали грибы на зиму. Вдруг на соседней ёлке появилась куница. Она приготовилась схватить белочку. Мама – белка прыгнула навстречу кунице и крикнула дочке: «Беги!»

Белочка бросилась наутёк. Наконец она остановилась. Посмотрела по сторонам, а места незнакомые! Мамы – белки нет. Что делать?

Увидела белочка дупло на сосне, спряталась и заснула. А утром мама дочку нашла.

Жадная белка

Около новой школы строители оставили десятка два берёз и сосен. Получился небольшой сквер.

Несмотря на школьный шум и гам в нём поселились две белки. Зверьки были молоденькие и ловкие. Если внизу кто-то появлялся, они сразу взмывали на верхушку дерева.

Школьники приносили белкам орешки. Они оставляли угощение на большом валуне посреди сквера. Когда дети уходили, зверьки спускались и кормились.

Иногда приходили хулиганы. Они бросали в белок камни. Но зверьки убегали на верхушки деревьев. Камни туда не долетали.

Однажды в сквере появилась чужая старая белка. Сначала она съела все орехи на камне. Маленькие белочки попытались тоже спуститься за кормом. Но чужая белка прогнала их.

Так было несколько раз. Молодые белочки голодали. Они съели свои запасы и ушли из сквера из-за жадной старой белки.

Рассказ о сове

В северных лесах живёт сова. Но не простая сова, а полярная. Эта сова белая. Лапы мохнатые, покрыты перьями. Густые перья берегут ноги птицы от мороза.

Белую сову не видно на снегу. Летает сова тихо. Спрячется в снегу и подкараулит мышку. Глупая мышка не заметит.

О кукушке

— Кукушка, кукушка, сколько лет проживу? — спрашивают и взрослые, и дети, заслышав кукушкину песню.

Прислушаемся и мы к её кукованию. Кукушка — птица осторожная. Чтобы её увидеть, надо быть наблюдательным.

Кукушку частенько бранят за то, что она подкладывает яйца в гнёзда других птиц. Приёмные родители кукушонка выкармливают, воспитывают, например, учат летать.

Почему кукушка так делает? Другие птицы несут все яйца почти одновременно, а потом высиживают птенцов. Птенчики дружно вылупляются, вместе растут.

Кукушка несёт много мелких яиц не сразу, а постепенно, почти всё лето. Поэтому она не может высиживать птенцов сама.

Снеся яйцо, кукушка берёт его в клюв и подкладывает в чужое гнездо. Обман никогда не обнаруживается.

Но зато кукушка очень полезна. Она ест таких мохнатых гусениц, которых никто из птиц больше не клюёт. Не обижайте кукушек!

Рассказ о лосе

 Старый лось долго ходил по лесу. Он очень устал. Остановился лось и задремал.

Приснилось лосю, что он ещё маленький лосёнок. Он идёт с мамой по лесу. Мама ест ветки и листья. А лосёнок весело прыгает по тропинке рядом.

Вдруг кто-то страшно загудел около уха. Лосёнок испугался и побежал к маме. Мама сказала: «Не бойся. Это шмель. Он лосят не кусает».

На лесной поляне лосёнку понравились бабочки. Сначала лосёнок их не заметил. Бабочки смирно сидели на цветах. Лосёнок поскакал по полянке. Тут бабочки взлетели в воздух. Их было очень много, целый рой. А одна, самая красивая, села лосёнку на нос.

Далеко за лесом загудел поезд. Старый лось проснулся. Он отдохнул. Можно идти дальше по своим делам.

Рассказ об олене

Олени живут на Севере. Родина оленей называется тундра. В тундре растёт трава, кустарники и седой олений мох. Олений мох – пища для оленей.

Олени ходят стадами. В стаде олени разного возраста. Есть старые олени и малыши – оленята. Взрослые олени защищают малышей от волков.

Бывает, волки нападают на стадо. Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога. Рога у них острые. Волки опасаются оленьих рогов.

В стаде есть вожак. Это самый сильный олень. Все олени ему подчиняются. Вожак охраняет стадо. Когда стадо отдыхает, вожак находит высокий камень. Он стоит на камне и смотрит во все стороны. Увидит опасность и затрубит. Олени встанут и уйдут подальше от беды.

Рассказ о лисе

У подножия горы было круглое озеро. Место было безлюдное, тихое. В озере плавало много рыбы. Это озерцо понравилось стае уток. Утки свили гнёзда и вывели утят. Так жили они на озере всё лето.

Однажды на берегу появилась лиса. Лиса охотилась и набрела на озеро с утками. Утята уже подросли, но летать ещё не научились. Лиса думала легко поймать себе добычу. Но не тут-то было.

Хитрые утки уплыли далеко на другой берег. Лиса разорила утиные гнёзда и убежала.

Рассказ о медведе

В горах Хибинах на Севере можно повстречать медведя. Весной медведь злой, потому что голодный. Всю зиму он спал в берлоге. А зима на Севере длинная. Медведь проголодался. Оттого зол.

Вот пришёл он к озеру. Поймает рыбку, съест. Воды напьётся. Озёра в горах чистые. Вода свежая и прозрачная.

К середине лета медведь наестся, растолстеет. Добродушнее станет. Но всё равно не стоит с ним встречаться. Медведь – дикий зверь, опасный.

К осени медведь ест всё подряд: рыбу, ягоды, грибы. Жир под шкурой копит к зимней спячке. Жир в берлоге зимой его и кормит, и греет.

Рассказ о ёжике

Ёжик — обычное животное наших лесов. Может быть поэтому мы думаем, что знаем о нём всё. И ошибаемся.

Что ест ёжик? В детских книжках его часто рисуют с грибами на иголках. А ведь ёжик грибов не ест. Он питается улитками, гусеницами, ест жуков, слизняков, дождевых червей — жирок нагуливает. Не откажется от спелого яблока или ягоды. Живущего в неволе, то есть дома, кормят молочком.

Ёжик — ночное животное, днём встречается редко. У него плохое зрение, но отличные слух и обоняние.

Как только начинаются ночные осенние заморозки, он залегает в спячку. В норку натащит сухих листьев и травы. Как только наступают морозы, ёжик затыкает своё гнёздышко травой изнутри. Так и спит до весны.

Тема: «В мире животных».

(подготовительная к школе группа)

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию, активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и животным.

Развивающие задачи: развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать. Формировать умение использовать вербальные и невербальные средства общения. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

Образовательные задачи: учить детей составлять описательные рассказы. Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Их классификации, строение, питание, о месте обитания. Показать их приспособленность к жизни в лесу. Показать многоцветие и разнообразие мира животных. Учить детей посеву семян.

Основная образовательная область«Коммуникация».

Интегрированные образовательные области: познание, социализация, художественное слово, физическая культур, безопасность, труд.

Методы: игровые, практические, наглядные, словесные, поисково – исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: картинки домашних и диких животных. Картинки и маски с изображением животных, макеты «Ферма» и «Лес». Картинка дома и человека. План – схема для рассказывания. Детская энциклопедия. Картинки для игр «Чей дом», «Чей хвост», «Цепочка питания». Картинки леса, фигурки животных. Семена, ящик с землей, лейка, палочки, салфетки.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова по теме: «дикие и домашние животные». Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.

Предварительная работа: изучение методической литературы.Рассматривание картин с животными. Чтение рассказов и беседы о животных, чтение энциклопедий. Рисование животных в свободной деятельности. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала, художественного слова.

Структура:

  1. Психологический настрой, вводный организационный момент.

  2. Игра «Загадки – отгадки».

  3. Беседа о диких и домашних животных.

IV. Игры: «Чей дом? », «Цепочка питания», «Чей хвост? ».

V. Физкульт.минутка

VI. Составление описательных рассказов о животных.

VII.Физ.минутка.

VIII. Экспериментальная деятельность.

IX. Посадка травы для кошки.

X. Итог: высказывание детей, самооценка, сюрприз

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята! Вы любите играть?

Я предлагаю поиграть в игру «Загадки – отгадки». Вы, умеете разгадывать загадки?Сейчас я это проверю. Слушайте внимательно.

Загадки:

Груз – везет,

Сено жует.

Хвостом помахивает,

Гривой потряхивает(Лошадь).

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный(Волк).

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу –

Гав, гав, гав(Собака).

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Голодна – мычит.

Сыта – жует,

Малым ребяткам молока дает (Корова).

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живет, в деревне кур крадет (Лиса)

Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. На какие две группы можно поделить этих животных? Правильно. Молодцы. Это «домашние животные». Вторая группа «дикие животные».

— Ребята, а почему мы их так называем?

(Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает).— — А где живут дикие животные, и кто ухаживает за ними?(Воспитатель выставляет макеты фермы и леса).

— Назовите каких «домашних животных» и «диких животных» вы знаете.

— Где живут домашние животные?(На ферме, в деревне, дома).

— А где в лесу живут дикие животные?

Давайте поиграем в игру «Чей дом?».

Воспитатель:Ребята, на картинках изображены «дома» в которых живут животные. (Нора, берлога, сарай, гнездо, дупло и т.д.) На других картинках изображены животные. Нужно найти парные картинки, например: Это лиса, она живет в норе.

Воспитатель: Молодцы!

— А чем питаются домашние животные?

— Чем питаются дикие животные?

— На какие две группы можно поделить диких животных?

— Правильно на «травоядных» и «хищников». Давайте попробуем составить цепочку питания «травоядных» и «хищников».

(Дети делятся на две группы и из картинок составляют цепочку питания «хищников» и «травоядных» животных.Вместе рассматривают и обсуждают).

Воспитатель:Ребята, посмотрите на картинки животных. Как они выглядят. Что есть у всех животных?(Лапы, хвост, копыта, рога, шкура, морда и т.д.)

У «диких» и «домашних» животных много общего во внешнем виде. Но всё-таки они все разные. Давайте попробуем по хвостам определить, что это за животное? Например: Хвост лисы – лисий, хвост волка – волчий и т.д.

(Детям демонстрируют картинки хвостов животных. Они угадывают и называют, чей это хвост.После игры воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).

Физминутка

Раз — присядка,
Два — прыжок.
Этозаячьязарядка.
Алисятакакпроснуться
(кулачкамипотеретьглаза),
Любятдолгопотянуться
(потянуться),
Обязательнозевнуть
(зевнуть, прикрываяротладошкой)  
Нуихвостикомвильнуть
(движениебедрамивстороны).
Аволчатаспинкувыгнуть
(прогнутьсявспиневперед).

И легонечкоподпрыгнуть
(легкийпрыжоквверх).
Ну, амишкакосолапый
(рукиполусогнутывлоктях,
ладошкисоединенынижепояса),
Широкорасставивлапы
(ногинаширинеплеч),
Тоодну, тообевместе
(переступаниеаногинаногу)
Долготопчетсянаместе
(раскачиваниетуловищавстороны).
Акомузарядкимало —
Начинаетвсесначала!
(развестирукивстороны
науровнепоясаладонямивверх)

Воспитатель:Я вижу, вы много знаете о животных. Давайте с вами сядем на стульчики. У меня есть волшебные маски. Если их одеть, то можно превратиться в животное, которое изображено на маске.

Послушайте сказку.

«Однажды, давным-давно жил человек. Пришли к нему в гости животные и стали рассказывать о себе. Послушайте, что ему рассказала кошка.

«Я – кошка.Я домашнее животное. У меня есть туловище, голова, четыре лапы и пушистый хвост. Мордочка у меня вытянутая, на ней чуткий нос, раскосые глаза, красивые усы. На голове остренькие ушки. Вся я покрыта шерстью, а на лапах у меня цепкие когти. Я живу в доме. Питаюсь молоком, рыбой, мясом. Моих детенышей зовут котята. Я «хищник» и могу ловить мышей».

Воспитатель: Что рассказала кошка человеку?

Давайте посмотрим на нашу схему подсказку. Что мы будем рассказывать о животных?

— Название. «Домашнее» или «дикое» животное.

— Внешний вид животного. Части тела.

— Где живет?

— Чем питается? «Хищник» или «травоядное животное»?

— Название детенышей.

— Какую пользу приносит человеку?

Ребята, сейчас, вы будете рассказывать про животных.

(Рассказы детей.Дети выбирают маску понравившегося животного и составляют описательный рассказ).

Воспитатель: Молодцы! У вас получились очень интересные рассказы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я надену «волшебную» маску и скажу волшебные слова.Крибли, крабли – бум! И вы все превратились в козлят.

«Я козочка Ме – ке – ке, (идут по кругу).

Я гуляю на лужке.

Острые рожки (Показывают «рожки»).
Тоненькие ножки (Прыгают на носочках).

На самой макушке –

Бархатные ушки (Ладошками показывают «ушки»).

Язык полотняный, (Показывают язык «лопатой»).

Хвостик конопляный… (Рукой показывают «хвостик»).

Как прыгну – сразу забодаю (Прыгают, бодаются)».

Крибли, крабли – бум! И вы все превратились опять в ребят.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня свами много говорили о домашних и диких животных. Давайте подумаем и назовём, чем они отличаются друг от друга?

Правильно. Домашние животные живут рядом с человеком, приносят ему пользу и он заботиться о них. Дикие животные живут в природе. А как вы думаете, смогла бы свинья жить в лесу, а корова? С какими дикими животными их можно сравнить? Кабан и лось.

Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая (не сможет быстро бегать). Она погибнет от холода и голода, та как не сможет круглый год добывать себе корм и построить убежище. Она привыкла к заботе человека о ней. Свинья – домашнее животное, а не дикое.

(Аналогично сравнивают лося и корову).

Воспитатель:Ребята, перед вами лежат картинки, на которых изображен лес. Возьмите фигурки свиньи коровы, положите их на картинку леса. Потом положите фигурки кабана и лося. Что вы видите? Кабан и лось сливаются с лесом, а корова и свинья нет. Кабан и лось приспособились жить в лесу, они имеют защитную окраску. Для чего им это нужно? А корову и свинью хорошо видно в лесу и на них могут напасть хищники.

Ребята, мы свами говорили, что человек заботится о домашних животных. Что он делает? Человек строит им жилье, кормит, поит, чистит их жилище, купает, лечит, моет. Мы сегодня тоже поухаживаем за домашними животными.

Воспитатель:Ребята, у многих дома живут домашние животные. Сейчас зима и им, как и людям не хватает витаминов. Кошки очень любят, есть свежую пророщенную травку. Они лечатся и пополняют запас витаминов. Посмотрите перед вами специальный ящик с землей и семена. Мы будем сеять травку для кошки. Что мы будем делать? Палочкой сделаем бороздки. Потом посеем семена в них. Присыплем землей и польем водой.

(Дети вместе с воспитателем сеют траву).

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие вы у меня умные, наблюдательные, трудолюбивые.

  • Рассказ о диких животных для детского сада
  • Рассказ о дизентерийной амебе
  • Рассказ о дизайнере одежды
  • Рассказ о диалектном слове устаревшем по родному языку
  • Рассказ о дзюбе кратко