Добродетели и пороки
Добродетели и пороки
В. Осеева «Плохо» Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы
В. Осеева «Плохо»
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
Работа по тексту 1) Как вы поняли название рассказа? 2)
Работа по тексту
1) Как вы поняли название рассказа?
2) Почему мальчики считали, что не делают ничего плохого? А как считала женщина? В чём она упрекнула мальчиков?
3) Согласны ли вы, что не делать зла – ещё не значит быть добрым?
Ларчик мудрости «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»
Ларчик мудрости
«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».
«Первый шаг к добру – не делать зла».
Выводы: Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла
Выводы:
Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла. Но они всё равно верят, что добро побеждает зло.
Зло ведёт к разрушению и уничтожению, а добро помогает людям жить, творить, украшать наш мир.
ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:
ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – это зависть, ревность, уныние, эгоизм, амбиции, лживость. Другой волк – доброжелательность, любовь, надежда, правдивость, доброта и верность.
Внук задумался над словами деда.
А какой волк побеждает? – спросил он.
Старик улыбнулся и ответил:
Побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Обсудим 1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами? 2)
Обсудим
1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами?
2) Перечислите те качества человека, в которых проявляется добро? зло?
3) Согласны ли вы с тем, что эта притча о борьбе доброго и злого в душе человека?
4) Как вы поняли смысл притчи?
Подумайте! От какого слова происходит слово «добродетель»?
Подумайте!
От какого слова происходит слово «добродетель»?
Как называют качество, противоположное добродетели?
Смысл слова «добродетель» Человек не просто должен обладать каким-то положительным качеством, но и обязательно проявлять его в делах, в жизни, в отношениях с другими людьми
Смысл слова «добродетель»
Человек не просто должен обладать каким-то положительным качеством, но и обязательно проявлять его в делах, в жизни, в отношениях с другими людьми.
Учение о добродетелях Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ
Учение о добродетелях
Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ)
Добродетели ума
Добродетели ума
Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций
Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций.
Они развиваются в человеке благодаря обучению, умственному труду.
Нравственные добродетели
Нравственные добродетели
Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки
Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки.
Человек может стать справедливым, только тогда, когда он поступает по справедливости.
Человек может стать милосердным, только проявляя милосердие.
Цели:
- Познакомить учащихся с понятиями
«добродетель», «пороки», а также учением
Аристотеля. - Развивать речь, умение общаться.
- Воспитывать духовно-нравственные качества.
Оборудование: учебник «Основы
светской этики» под редакцией Т. Д .Шапошниковой,
портрет Аристотеля, таблички с названиями
добродетелей, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Давайте наш урок начнём с пожелания друг
другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне
добра, мы желаем друг другу добра. Если будет
трудно – я тебе помогу.
– Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь,
что урок пройдёт увлекательно.
II. Актуализация знаний
– Ребята, что такое философия? (Это научное
знание, произошло от двух греческих слов «фило»–
любовь и «софия» – мудрость, что значит «любовь к
мудрости».)
– А кто такие философы? (Это люди, которые очень
мудры и любят рассуждать обо всём на свете.)
– Как по-другому называют философов? (Мыслители.)
– Какие философские вопросы вы придумали дома,
над чем вы задумались?
(Дети приводят примеры своих философских
вопросов.)
– Ребята, а кто дал название этике? (Аристотель)
– Что вы узнали об Аристотеле на прошлом уроке?
– Кто образовал понятие «мораль»? (Цицерон)
III.Сообщение темы урока
Однажды китайский мудрец сказал: «Я не знаю, что
такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои
достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди
не любят во мне, – вот это и есть мои пороки».
– Как вы понимаете эти слова?
– О чём пойдёт речь на уроке?
IV. Работа над темой урока
1. Прочитайте высказывания философов, с
которыми познакомились на прошлом уроке и
определите кому они принадлежат.
«Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со
знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при
исполнении». (Цицерон)
«Добродетель – это внутренний порядок или склад
души; порядок обретается человеком в
сознательном и целенаправленном усилии». (Аристотель)
2. Откройте учебник на стр.30. Прочитаем рассказ
В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца
изба. В ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут
люди – заворачивают к колодцу, пьют воду,
благодарят старика.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий
колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды
достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе
мужик в телеге. Под соломой у него ведро.
Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с
внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой
человек. Он достал из машины ведро, привязал к
верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться
деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал
ведро и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил деда внук.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий
проезжий. Он достал ведро, привязал к верёвке,
набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а
ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный, – ответил дед.
– Про кого из проезжающих дед сказал, что
«это не человек»? Почему?
– Почему третьего проезжающего он назвал
«обыкновенным человеком»?
– Как можно назвать такого человека? (Добрым,
неравнодушным, бескорыстным.)
– Можно ли его назвать добродетельным? Кого так
называют?
– А как называется противоположность
добродетели? (Пороки.)
– Прочитайте, что такое пороки. (Стр.32)
3. Физминутка
– Давайте поиграем в игру «Добродетели и
пороки». Если я назову добродетель, то вы
прыгаете и хлопаете, если вы слышите порок –
приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость,
скромность, милосердие, трусость, честность,
зависть, жадность, тактичность, болтливость,
правдивость, хитрость, лживость, справедливость,
эгоизм, выдержка.
4. – Говоря о добродетели, древние философы
имели в виду прежде всего лучшие качества
характера человека, те, к достижению которых
человеку следует стремиться.
Аристотель среди всех добродетелей выделил
добродетели ума и добродетели характера. Давайте
о них прочитаем в учебнике на стр. 33-34.
(Чтение текста в учебнике.)
– Ребята, а с чем у вас ассоциируется добро,
тепло, которое оно даёт? (Солнышко.)
– Давайте нарисуем солнышко с одиннадцатью
лучиками, на которых напишем одиннадцать
добродетелей характера, которые выделил
Аристотель. (Великодушие, правдивость,
мужество, умеренность, щедрость, великолепие,
честолюбие, ровность, любезность, дружелюбие,
справедливость.)
– А лучи нашего солнышка будут давать тепло
цветочку, в лепестках которого мы перечислим
добродетели ума. (Мудрость, сообразительность,
рассудительность.)
(В результате у детей в тетрадях появляется
красочная картинка: солнышко своими лучиками
согревает цветочек. А на доске: схема с
использованием табличек.)
V. Итоги урока
– Что такое добродетели?
– Что такое пороки?
– Кто такой добродетельный человек?
– Какие добродетели выделил Аристотель?
– Согласны ли вы с утверждением Марка Туллия
Цицерона: «Все, обладающие добродетелью,
счастливы»? Объясните почему.
VI. Домашнее задание
– Подобрать и записать в тетрадь три пословицы
о добродетелях. Подумайте как можно развить и
воспитать добродетели в себе.
1
Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Сочинение небольшое в несколько предложений.
1 ответ:
3
0
Начнем с того, что добродетелью принято называть все положительные качества человека, а пороком — его отрицательные качества. Не бывает такого, чтобы в одном человеке было одно только хорошее, или одно только плохое. Всегда в любом человеке есть и то и это, и чего в человеке больше, что перевешивает — добродетель или порок, то и позволяет нам судить о самом человеке. Является ли он плохим или хорошим, добродетельным или порочным.
Пороки — это то, чего нормальный человек должен стыдиться, это жадность, злость, эгоизм, трусость, многие другие черты характера, про которые нельзя сказать ничего хорошего. Любой человек должен стараться избегать проявления этих чувств, должен стремиться к внутренней красоте, воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. А что же тогда добродетель? Это такие чувства как благожелательность, альтруизм, стремление помочь другому человеку, доброта, отзывчивость, верность, скромность, честность. Любое из этих чувств сделает честь человеку, все они воспеваются писателями и поэтами и к обладанию ими следует стремиться каждому человеку.
Читайте также
Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».
Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:
Только пустите меня туда!
Это также говорит об учтивости мальчика.
Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.
Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.
Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.
При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.
Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.
Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.
В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.
Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.
Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.
Вот например что сказано про пружинку:
Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:
- Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
- Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
- Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
- Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
- Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
- Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
- Миша просыпается. Это часть под названием Финал.
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи<wbr />ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
а потом пружинка лопнула и я проснулся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Диалог о философии и этике», ОРКСЭ, урок №3, учебник Шемшуриной (Дрофа)
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд для изучения нового материала. Раскрывает особенности научного взгляда на мир, дает толкования понятиям «философия» и «этика», рас…
Презентация «Мораль и нравственность»,ОРКСЭ, урок № 4, учебник Шемшуриной (Дрофа)
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд к новому материалу. Рассказывает о происхождении понятий «этика», «мораль», «нравственность». Раскрывает суть понятий «добродетели…
Презентация «Учение Аристотеля о добродетелях», урок № 6, ОРКСЭ, учебник Шемшуриной (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит разнообразные вопросы дл проверки домашнего задания, видеоряд по новой теме. Рассказывает о греческом философе Аристотеле, о видах добродетелй, которые он вычленял, Раскрывает сут…
Презентация «Нравственные качества», ОРКСЭ, урок №7, учебник Шемшуриной (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания и видеоряд по новому материалу. Ракрывает содержание таких добродетелей как отзывчивость и честность, содержит задания для работы с текстом …
Презентация «Терпение и терпимость», ОРКСЭ, урок № 8, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Раскрывает смысл понятий «терпение», «терпимость», «тактичность», «бестактность», содержит задания для работы…
Презентация «Суд над Сократом», ОРКСЭ, урок № 9, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Рассказывает о родине философии — Древней Греции, о выдающемся философе Сократе. Раскрывает смысл понятия «уб…
Презентация «Убеждения», ОРКСЭ, урок № 10, к учебнику Шемшуриной(Дрофа), 4 класс
Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Раскрывает суть понятия «убеждения», содержит вопросы для обсуждения проблемы «Как зависит жизнь человека от …
Методическая разработка урока по теме: «Что такое добродетель»
4 класс, предмет ОРКСЭ
Учитель: Лукашина Маргарита Геннадьевна, МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск
Ход урока:
Классу предлагается объяснить значение пословиц (они закреплены перед каждым
рядом парт) и ответить на вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?
(ответы ребят).
1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Добрыми делами славен человек.
3.Добрые дела — добру учат.
Учитель: Конечно— добро, добрые дела и помыслы.
Тема нашего урока: Что такое добродетель.
Эпиграф к уроку: Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого—то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится Земля быстрей,
Если будем мыс тобой добрей.
Вопросы, которые ребята сами ставят и находят ответ на протяжении всего урока.
—Какие дела мы называем добрыми?
— Часто ли мы их совершаем? Привычны ли они для нас?
—Что означает «добродетель».
(Ответы ребят)
Учитель: Значит добро вошедшее в привычку можно назвать— добродетелью.
Заглянем в главную книгу христиан— Библию (наглядный материал, книга— Библия).
Работа учащихся с информационным материалом . Поиск значений определений добра ,
добродетели в тексте учебника (работа в парах).
— В Библии Феофан Затворник описывает добродетель, как определенный святым и
благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.
Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель— определенный святым и
благим Богом, образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.
В светском понимании — это внутренний порядок или склад души; порядок обретается
человеком в сознательном и целенаправленном усилии (на память в приложении).
Учитель: Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе
расположения его души, из которого происходят сами дела. Дела – это единичные, в этот
час и в этом месте действия, а расположения означают постоянные настроения сердца,
коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания
и направления его дел.
Запись в тетрадь: Добрые из всех дел— называются добродетелями (на память в
приложении).
Тему доброты затрагивают известные во всем мире люди. Автора вы еще можете не знать,
но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте.
Высказывания о добре в приложении «Копилка мудрых мыслей»:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»
Л.Н..Толстой.
«Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.»
Марк Твен.
«Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.»
Виктор Мари Гюго.
Вопрос:Как вы думаете, что может стать символом доброты и добрых дел:’
(Ответ: улыбающееся солнце).
Не случайно народная мудрость гласит: «Доброта что солнце».
Вопрос: Как вы это понимаете?
—Солнышко согревает всех своими лучами.
Вопрос: А от добрых людей мы можем ощущать теплоту? В чём она выражается?
(ответы ребят).
—Правильно эти люди согревают нас своим вниманием, теплотой, заботливостью,
отзывчивость, добротой, взаимовыручкой, состраданием.
Учитель: Непросто быть хорошим человеком, этому необходимо учиться всю жизнь, а
помогают нам в этом не только родители, учителя, но и старые, добрые сказки, ведь
именно в сказках добро побеждает зло.
— Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили
радость людям, вам нужно догадаться, о ком или о чем идет речь (заглянем в мир
сказочных героев и их человеческих поступков в приложении))
1.Он спас кукол от Карабаса—Барабаса и открыл дверь в замечательный театр.
( Буратино)
2.Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3.Эта девочка, оказалась сильнее Снежной королевы, и спасла своего друга из
ледяного плена. (Герда)
4.Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на
принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах).
Вопрос: Чем же отличаются эти сказочные герои от тех героев, которых вы видите на
экране? Баба—Яга, Карабас — Барабас? (Ответ: Тем, что они творят добро, помогают
доброму человеку).
Учитель: Наверное Вы со мной согласитесь, что первый шаг к доброте — это доброе
слово.
Вспомним сказку «Цветик — семицветик », в которой с девочкой Женей происходили
различные чудеса, когда она получила от волшебницы чудо—цветок.
Вопрос: Вспомните, все ли ее желания были направлены для других?
Задание: Перед Вами ребята чистые листочки— лепесточки цветка.
— Ваша задача написать доброе пожелание тому, кому оно адресовано и прикрепить к
общему цветку .
Учитель: Посмотрите как расцвёл наш цветок от добрых пожеланий и слов.
Коллективное чтение небольшой сказки А.Неелова ( Сказка— помощница в приложении):
«Даром ни одно доброе дело не пропадает».
Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в
поле, чтобы было чем прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал
колос желтеть. «Ну,— думает крестьянин — пропал мой урожай». И что ни день, все в поле
ходит на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как—то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие
дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
—Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы
помочь ему.
—Так—то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая
ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
—Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу
беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: — Не хочу от неё отстать,
пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
—Слава тебе, Господи, дождь собирается,— обрадовался крестьянин;— не останусь я теперь
без хлеба. Тем временем собралось много— много дождевых капелек и принялись
толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
—Пойду и я порадую мужичка,— надумала, наконец, одна из капелек.
—И я! И я! И я!— послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски
богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и
семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль? (ответы
детей)
Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в
реку, река — в море добра.
Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас
тоже сделаем одно общее доброе дело. Сделаем работу сообща, все вместе.
Работа в группе: (чистый лист ватмана делится на 6 частей). У каждой группы свое
задание. 1—рисует дом, 2—деревья, 3—детей, 4—облако, солнце, 5—траву, цветы, 6—птиц,
зверей.
Как пазлы соединяются воедино разрозненные части ватмана. Получилась общая
красивая картина.
— Как назовем эту картину. (Ответы детей).
Рефлексия:
— Что нового узнали на уроке…
— С какими определениями встретились…
Если понравился урок прошу Вас хлопнуть в ладоши.
Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, посадил
дерево и воспитал ребенка» (народная мудрость в приложении).
— Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!
Дополнительный материал к уроку
Пословицы
1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Добрыми делами славен человек.
3.Добрые дела — добру учат.
Вопрос: Какая тема объединяет все эти пословицы?
Тема урока: Добродетель.
Эпиграф :
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого—то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится Земля быстрей,
Если будем м ы с тобой добрей.
На память
Запись в тетрадь: В христианском понимании, добродетель— определенный
святым и благим Богом, образ внутреннего расположения человека,
влекущий его к деланию добра.
В светском понимании — это внутренний порядок или склад души; порядок
обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.
Запись в тетрадь: Добрые из всех дел— называются добродетелями.
Копилка мудрых мыслей
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.»
Л.Н..Толстой.
«Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть
слепой.»
Марк Твен.
«Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.»
Виктор Мари Гюго.
Мир сказочных героев
Он спас кукол от Карабаса—Барабаса
И открыл дверь в замечательный театр.
Этот герой лечил зверей и птиц,
Спас больных зверей Африки .
Эта девочка, оказалась
сильнее Снежной королевы,
И спасла своего друга из
ледяного плена.
Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на
принцессе и стать владельцем огромного замка.
Народная мудрость
Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил
дом, посадил дерево и воспитал ребенка».
Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!
Спасибо ребята за вашу активную работу!
Автор: А.Неелова
Сказка: «Даром ни одно доброе дело не пропадает».
Вспахал крестьянин свою полоску, и посеял хлеб. С утра до вечера работал крестьянин в
поле, чтобы было чем прокормиться. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал
колос желтеть. «Ну,— думает крестьянин — пропал мой урожай». И что ни день, все в поле
ходит на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как—то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие
дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
—Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы
помочь ему.
—Так—то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая
ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
—Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу
беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: — Не хочу от неё отстать,
пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
—Слава тебе, Господи, дождь собирается,— обрадовался крестьянин;— не останусь я теперь
без хлеба. Тем временем собралось много— много дождевых капелек и принялись
толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
—Пойду и я порадую мужичка,— надумала, наконец, одна из капелек.
—И я! И я! И я!— послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски
богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и
семян со своей полоски. Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Вопрос: Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова ее основная мысль?
Вывод:Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек,
ручеек в реку, река — в море добра.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил
дом, посадил дерево и воспитал ребенка».
Расстаемся мы сейчас. Добрый путь вам! В добрый час!