Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс


1

Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Сочинение небольшое в несколько предложений.

1 ответ:



3



0

Начнем с того, что добродетелью принято называть все положительные качества человека, а пороком — его отрицательные качества. Не бывает такого, чтобы в одном человеке было одно только хорошее, или одно только плохое. Всегда в любом человеке есть и то и это, и чего в человеке больше, что перевешивает — добродетель или порок, то и позволяет нам судить о самом человеке. Является ли он плохим или хорошим, добродетельным или порочным.

Пороки — это то, чего нормальный человек должен стыдиться, это жадность, злость, эгоизм, трусость, многие другие черты характера, про которые нельзя сказать ничего хорошего. Любой человек должен стараться избегать проявления этих чувств, должен стремиться к внутренней красоте, воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. А что же тогда добродетель? Это такие чувства как благожелательность, альтруизм, стремление помочь другому человеку, доброта, отзывчивость, верность, скромность, честность. Любое из этих чувств сделает честь человеку, все они воспеваются писателями и поэтами и к обладанию ими следует стремиться каждому человеку.

Читайте также

Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».

Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:

Только пустите меня туда!

Это также говорит об учтивости мальчика.

Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.

Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.

Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.

При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.

Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.

Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.

Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.

Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик­<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.

Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.

А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.

Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи­<wbr />ком.

Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.

Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.

Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.

Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.

Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.

Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.

а потом пружинка лопнула и я проснулся.

Добродетели и пороки

Добродетели и пороки

Добродетели и пороки

В. Осеева «Плохо» Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы

В. Осеева «Плохо» Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы

В. Осеева «Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Работа по тексту 1) Как вы поняли название рассказа? 2)

Работа по тексту 1) Как вы поняли название рассказа? 2)

Работа по тексту

1) Как вы поняли название рассказа?
2) Почему мальчики считали, что не делают ничего плохого? А как считала женщина? В чём она упрекнула мальчиков?
3) Согласны ли вы, что не делать зла – ещё не значит быть добрым?

Ларчик мудрости «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

Ларчик мудрости «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

Ларчик мудрости

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

«Первый шаг к добру – не делать зла».

Выводы: Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла

Выводы: Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла

Выводы:

Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла. Но они всё равно верят, что добро побеждает зло.
Зло ведёт к разрушению и уничтожению, а добро помогает людям жить, творить, украшать наш мир.

ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:

ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:

ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – это зависть, ревность, уныние, эгоизм, амбиции, лживость. Другой волк – доброжелательность, любовь, надежда, правдивость, доброта и верность.
Внук задумался над словами деда.
А какой волк побеждает? – спросил он.
Старик улыбнулся и ответил:
Побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Обсудим 1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами? 2)

Обсудим 1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами? 2)

Обсудим

1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами?
2) Перечислите те качества человека, в которых проявляется добро? зло?
3) Согласны ли вы с тем, что эта притча о борьбе доброго и злого в душе человека?
4) Как вы поняли смысл притчи?

Подумайте! От какого слова происходит слово «добродетель»?

Подумайте! От какого слова происходит слово «добродетель»?

Подумайте!

От какого слова происходит слово «добродетель»?
Как называют качество, противоположное добродетели?

Смысл слова «добродетель» Человек не просто должен обладать каким-то положительным качеством, но и обязательно проявлять его в делах, в жизни, в отношениях с другими людьми

Смысл слова «добродетель» Человек не просто должен обладать каким-то положительным качеством, но и обязательно проявлять его в делах, в жизни, в отношениях с другими людьми

Смысл слова «добродетель»

Человек не просто должен обладать каким-то положительным качеством, но и обязательно проявлять его в делах, в жизни, в отношениях с другими людьми.

Учение о добродетелях Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ

Учение о добродетелях Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ

Учение о добродетелях

Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ)

Добродетели ума

Добродетели ума

Добродетели ума

Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций

Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций

Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций.
Они развиваются в человеке благодаря обучению, умственному труду.

Нравственные добродетели

Нравственные добродетели

Нравственные добродетели

Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки

Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки

Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки.
Человек может стать справедливым, только тогда, когда он поступает по справедливости.
Человек может стать милосердным, только проявляя милосердие.

2

Повторение

ранее изученного, актуализация знаний

Вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились.

Перед вами термины и их определения, такие же записи есть на карточке 1. Соедините стрелками  термины и определения.

Карточка 1.

Философия

Любовь к мудрости

 Этика

философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество

 Мораль

общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения….

Добро

положительное нравственное качество человека 

Зло

недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.

Культура

Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

Сверим свою работу с работой группы у доски.

Сверяют, комментируют, исправляют ошибки

3.

Проверка домашнего задания

Какие понятия рассматривали на последних уроках?

Как менялись представления человечества о добре и зле с течением времени?

Расскажите в группах о найденных фактах, выберите лучший рассказ, представьте классу.

Оцените работу товарищей в группе по 1 критерию (баллы от 1 до 3)

Мы рассматривали понятия «добро» и «зло».

Прослушивание рассказов в группе, выбор лучшего, представление рассказа перед классом

4.

5.

6.

Мотивирующий этап

Проблема

Тема урока

Открытие новых знаний

Рефлексия

Физминутка

Работа с притчами

Рефлексия

игра «Магазин добрых дел»

Как называются хорошие и плохие поступки,  об этом вы узнаете сегодня на уроке.

На доске записаны слова.

Драчливый, заботливый, грубый, справедливый, обаятельный,

щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый, внимательный

Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?

(разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества)

-Подумайте для чего выделены в словах буквы? Какое слово зашифровано?

Дети по буквам отгадывают слово ДОБРОДЕТЕЛЬ.

-А можете ли вы объяснить значение этого слова?

-Сегодня на уроке наша задача разобраться и понять, что такое добродетель.

Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске.

  1. Что такое добродетель?

Работа по учебнику с. 30.

Найдите в параграфе объяснение слова добродетель. А теперь в словарике (с 145).Понравившееся запишите в свой словарик.

О добродетели наши мудрецы приготовили сообщения.

Платон определил 4 основных добродетели для человека, а философы средневековья добавили ещё 3. Итого, по мнению философов существует 7 основных добродетелей. Попробуйте их определить. Что для вас является самым главным

-Откуда мы с вами можем получить информацию об интересующем нас вопросе? Давайте спросим у наших родителей. (Древнеримский мыслитель Цицерон говорил так: « Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь»). «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон

— «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон

Чтение текста «Обыкновенный человек» (с.30)

Как вы считаете, почему старик не признал первых двух путников настоящими людьми?

— Можно ли третьего проезжего считать добродетельным человеком? Аргументируйте свой ответ.

— Почему старик не назвал последнего человека добродетельным, а сказал про него- обыкновенный?

Учитель вывешивает карточку — вопрос на доске.3. Что такое добродетельный человек? 

— Подведем небольшой итог наших размышлений и сделаем  вывод: Добродетель – это …..       ( доброе дело, положительное качество человека)

Добродетельный человек – это …….. (…..)

-Что авторы учебника нам хотят разъяснить (с. 32)? Какое ещё понятие вам встретилось?

 ( ПОРОК)

Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске

  1. Что такое порок?

–А у вас, ребята, есть добродетели и пороки? 

-Как вы понимаете? 

-Согласны с утверждением, что добродетель и порок – это антонимы?

РОДИТЕЛИ: «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер

– Давайте поиграем в игру «Добродетели и пороки». Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите порок – приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка.

— «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

Можем ли мы бороться с пороками?

Как это сделать? Дополните строчки.

Побеждай  гнев  – мягкостью,

Зло – ____________________,

Жадность – _______________,

Ложь – ___________________.

Что получилось? Нравится ли вам этот совет? Почему?

Притча о комаре, пчеле и мухе

Спросил как-то комар муху: – Скажи, есть ли в окрестностях цветы? – Насчет цветов ничего не знаю, – ответила муха. – А вот консервных банок, навоза, всякой грязи в канавах полным-полно. И муха начала перечислять комару все окрестные свалки и сараи, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. – Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь мусорные свалки? – спросил он у неѐ. – Свалки? Грязь? Нет, нигде не замечала, – удивилась пчела. – Зато здесь так много благоуханных цветов! И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились пахучие гиацинты.  

Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Пчела – добрый, чистый, трудолюбивый человек.

Муха – человек, склонный к дурным поступкам…

Мусорные кучи – пороки, человеческие грехи.

Цветы – добрые дела, красота человека, чистота, любовь, добродетели.

2. Ценности: свобода выбора (поступка, жизненного пути, друзей).

3. Основная мысль: человека окружает много хорошего и плохого, доброго и злого, прекрасного и безобразного. Важно уметь увидеть хорошее и не ошибиться в выборе друзей.

4. Вопросы и задания учащимся:

Чтение притчи учителем (до слова «Зато…»).

– Как вы думаете, о чем рассказала пчела комару дальше?

Примерные вопросы дальнейшего обсуждения:

– Вспомните, о чем спросил комар муху?

– Значит ли это, что комар прилетел в это место, чтобы найти что-то хорошее и красивое? (Да, мысли его были, наверное, об этом).

– Куда его направила муха? (На грязную мусорную свалку, сказав, что ничего о цветах не знает).

– Послушался ли комар совета мухи? (К сожалению, да) Мог ли он не лететь в ту сторону? (Конечно, ведь он искал цветы, но почему-то послушался совета мухи).

– Кто помог комару найти цветы?

– Вспомните, комар спросил о грязной свалке. Почему же пчела заговорила о цветах? (Пчела всегда летит на душистые запахи цветов, замечая только их благоухание…)

– Задумался ли комар? Перед каким выбором он оказался? (Продолжать ли искать грязную свалку или вместе с пчелой лететь к цветам, которые он искал с самого начала).

– Как вы думаете, куда направился наш комар?

Как замечательно, что на пути комара оказалась пчела и не дала ему долететь до мусорной свалки.

 Обобщение

– Какова основная мысль притчи? Что она помогла вам понять?

– Важно ли для человека – сделать правильный выбор, правильно выбрать друга? (Подводим учащихся к мысли, что с одним человеком можно попасть в неприятный круг знакомств, в беду, а с другим – в замечательный круг новых знакомых с интересными и умными увлечениями, добрыми делами.)

Человек свободен в выборе друзей, и не зря в народе говорится «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», поэтому надо к этому выбору относиться очень серьезно и внимательно.

Известный греческий старец отец Паисий часто вспоминал эту притчу в беседах с людьми и говорил: «Одни люди похожи на пчелу, другие – на муху. Те, кто похожи на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем не видят ни капли доброго. Те, кто похожи на пчелу находят доброе везде и во всем. Всегда думайте, с кем бы вы хотели быть?»…

В своей жизни человек не раз сталкивается с различными испытаниями, трудностями, которые ему приходиться преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, с поступками. Совершая тот или иной поступок, человек делает нравственный выбор. Этот выбор зависит от его убеждений и иногда может противоречить предписанным правилам. Нравственный выбор сделать непросто, и он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека.

 Русские народные пословицы и поговорки

Всех слушай, а свой ум имей.

С добрым дружись, а лихих берегись.

С кем поведешься, того и наберешься.

Дерево крепко корнями, а человек – друзьями.

– Что для вас ценного, полезного в этой притче?

У групп на столах – картинки из сказок с плохими качествами. Объясняют и идут в магазин менять на хорошие добродетельные качества.

Определите пороки на рисунках, что они обозначают?

— От чего зависит, чего будет больше в человеке: добродетелей или пороков?

 — У кого можем научиться добродетелям? С кого взять пример?

Чем знамениты эти люди? Чему у них можно научиться?

Подберите однокоренные слова к слову добро.

Заслушиваются ответы групп.

Непонятно слово добродетель.

Злодеяние, порок.

Добродетель и порок.

Запись в словарик из учебника с. 145

Дети читают тему, сообщения вслух.( из словарей, афоризмы философов)

Высказывания ребят, родителей.

Справочники, энциклопедии, словари, интернет, родители, учителя.

Вывод: Добродетель – доброе дело, качество человека

«Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их  имеет поменьше» (Древнеримский поэт – Гораций)

У каждого есть и добродетели и пороки, у каждого по — своему.   

Высказывания родителей

Высказывания ребят.

Заслушивание представителей групп.

Заслушивание групп.

Родителей, знакомых, друзей, учителей,

актёров, спортсменов, великих людей

Игра: «Какой я?»

Самооценка

                                                            Но доске:

На доске вы видите две серединки цветков, одна желтого цвета, а другая черного  цвета. Какая из них будет на ваш взгляд добродетель, а какая порок? Почему?

Дети закрашивают человечков и  прикрепляют к нужному кружку.

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.

normal_%EC%E0%EB%FB%F8-1

Итоговая рефлексия

-Давайте вспомним все этапы нашего урока и подведем итог. Я предлагаю ответить на вопросы

Какие чувства вызвали у вас сегодняшние истории?

Что больше понравилось: притча или рассказ? Почему?

С каким настроением ты уходишь с занятия?

Домашнее задание

Просмотр видеопритчи НЕОБЫКНОВЕННАЯ ПУГОВИЦА не до конца.

        Какой бы конец этой притче вы придумали?

Цель урока:

  • Создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок.
  • Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи урока:

  • познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;
  • способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
  • создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
  • развивать умение высказывать свою точку зрения, уважая мнение других;
  • совершенствовать умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности.

Оборудование:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
  2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
  3. Диск по курсу ОРКСЭ
  4. Проектор, презентация проекта.
  5. Раздаточный материал (карточки с понятиями), дидактический материал «Ромашка».

«Водопад и камень»
Калмыцкая легенда

Хан Усень Дебескертэ впал некогда в уныние по причине того, что порок торжествует над добродетелью. Он был удручен тем, что в мире все подчинено могуществу зла и что оно есть всему начало. Прекрасная супруга его Джаджа была не в силах умерить печаль Усеня.

Не могли доставить ему утешение и изобретательные придворные.

Вот однажды из дальней степи явился к нему отшельник, чтобы исцелить хана от снедающей его тоски.

— Хан, — сказал он, — поедем тут недалеко со мной. Я излечу тебя от уныния и докажу, что добро рано или поздно восторжествует над злом!

Усень Дебескертэ согласился.

Пустынник привез его к водопаду. Это был нестремительно падающий с высоты поток воды, а слабая, но не иссякающая струя, лившаяся сверху на дикую скалу.

Отшельник спросил у хана, что он думает об этом водопаде и скале. Усень Дебескертэ молчал, по-прежнему погруженный в глубокую задумчивость.

Тогда пустынник взял его за руку и повел Усеня Дебескертэ вокруг скалы, показывая ее расщелины и обломки. Особое внимание хана отшельник обратил на щель посередине скалы, пробитую водопадом.

— Этому гранитному камню больше тысячи лет, — сказал пустынник. — Он был вдвое огромнее, чем теперь, но постоянно стекающая сюда вода сделала свое дело – раздробила и сгладила его до половины. Знай, Усень Дебескертэ, — продолжал отшельник, — что этот водопад и дикий камень олицетворяют собой добро и зло. Добродетель рано или поздно измоет, сотрет и истребит порок, как вода эту скалу. Для этого каждый человек, кто бы он ни был, по мере своих сил и возможности должен содействовать истреблению зла, то есть служить хотя бы каплей водопаду добродетели. Порок, благодаря слабости людей, живуч, но непременно настанет вечный день добродетели, и тогда тьма неправды исчезнет под лучами немеркнущего света истины! Возвращайся, хан, и будь спокоен.

С этими словами мудрец удалился.

Усень Дебескертэ, убежденный в истинности его наставления, воспрял духом и обрел душевное спокойствие. Исцелившись от печали, хан приказал выбить на камне надпись об этом событии в утешение людям добродетельным, но впадающим в уныние.

Добродетель — это способность во всём поступать наилучшим образом. (Древнегреческий философ Аристотель)

Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

Порок — действия, результатом
которых оказывается
причинение зла себе или
другим людям.

Работа по карточкам

  • Расточительность-щедрость-скупость.
  • Вредность-дружелюбие-угодничество.
  • Безрассудная отвага-мужество-трусость.

Какая добродетель находится между двумя пороками?

Щедрость — середина между расточительностью и скупостью. Щедрость как добродетель выражает отношение человека к материальным вещам. В этом случае расточительность – избыток, а скупость недостаток.

Дружелюбие — середина между угодничеством и вредностью, вздорностью. Дружелюбие как добродетель выражает степень искренности в отношениях между людьми.

Недостаток — вздорность,
угодничество (угождает).

Вредность — избыток.

Мужество — середина
между трусостью и
бездумной отвагой.

Мужественный человек
правильно оценивает
опасность, помогая
другим и себе.

Избытком является
безрассудная отвага, а
недостатком – трусость.

Добродетель и порок — это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.

Рассказ

Миша не выполнил домашние задание и пошёл в школу. Там он спрашивал у одноклассников:

— Петь, дай списать домашку.

— Ну давай — и Петя дал списать домашнюю работу.

А в другом классе Ира не сделала домашнюю работу и попросила Таню помочь:

— Тань, объясни мне, пожалуйста, домашнее задание. Я не поняла.

— Хорошо! — ответила Таня.

Домашнее задание

Расспросите родителей, как они понимают, что такое добродетель и порок?

Прочитайте «Сказку про жадность». Заполните таблицу в тетрадях «Добродетель и порок».

Слайд 1

Урок по ОРКСЭ
(модуль « основы светской этики») УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема:

«Добродетели благородства и справедливости»

Разработала:
Алина Яковлевна Корогод
МБОУ СОШ № 28
2017

Урок по ОРКСЭ (модуль « основы светской этики») УМК: «Перспективная начальная школа» Тема:


Слайд 2Класс: 4 А
УМК: «Перспективная начальная школа»

Учебный предмет: основы религиозной культуры и

светской этики
Модуль: Основы светской этики
Авторы учебника: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева
Авторы программы: Т.Д.Васильева, К.В.Савченко, Т.И.Тюляева

Класс: 4 А УМК: «Перспективная начальная школа»Учебный предмет: основы религиозной культуры и светской этикиМодуль: Основы светской этикиАвторы


Слайд 3
Раздел 2
Человек и мир
Урок 8
Добродетели благородства и справедливости
Тип урока:
Первичное представление

новых знаний
(по Розе Гельфановне Чураковой )

Раздел 2 Человек и мир Урок 8 Добродетели благородства и справедливостиТип урока: Первичное представление новых знаний(по


Слайд 4
Предметные результаты базовый уровень

Ученики узнают,
Почему

так важны добродетели благородства и справедливости;
Почему китайский мудрец Конфуций считал их наиважнейшими среди других добродетелей;
В каких качествах человека проявляются эти важнейшие добродетели

Предметные результаты     базовый уровень Ученики узнают,  Почему так важны добродетели благородства


Слайд 5Предметные результаты

повышенный уровень

Ученики получат возможность составить частное представление о главных понятиях урока

Предметные результаты


Слайд 6

ТДЦ: формировать у младших школьников представление о добродетели благородства и

справедливости ;познакомить с высказываниями китайского мудреца Конфуция; воспитывать умение слушать и слышать друг друга.

Задачи урока:
формирование УУД:
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов и видеофильма;
проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
создавать по изображениям словесный портрет героя;
описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, фильма;
высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
оценивать поступки реальных лиц, героев произведений.

ТДЦ: формировать у младших школьников представление о добродетели благородства  и справедливости ;познакомить с


Слайд 7Организационный процесс
 

Упражнение на создание благоприятной атмосферы урока: «Улыбка»
Дети, у вас улучшилось

настроение?
Почему оно стало лучше?
Что дарит улыбка?
Почему надо чаще улыбаться?
Может злой человек совершать добрые поступки?

Организационный процесс   Упражнение на создание благоприятной атмосферы урока: «Улыбка»Дети, у вас улучшилось настроение? Почему оно стало


Слайд 8Актуализация знаний в начале урока
Опрос по прошлому уроку по теме «Добродетели

и пороки»

Приведи примеры, когда добродетель может перерасти в порок.

Актуализация знаний в начале урока Опрос по прошлому уроку по теме «Добродетели и пороки»Приведи примеры, когда добродетель


Слайд 9ВЫСКАЗЫВАНИЯ КИТАЙСКОГО МУДРЕЦА КОНФУЦИЯ
1.«Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить

их».
2.«Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков».
3. «Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие».
Прием «Карта группового сознания»

ВЫСКАЗЫВАНИЯ КИТАЙСКОГО МУДРЕЦА КОНФУЦИЯ1.«Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их».2.«Если у тебя не будет дурных


Слайд 10Обсудим

Как вы поняли смысл этих высказываний?
Подумайте, на какие «вечные вопросы»

отвечал Конфуций своим учением.

Обсудим Как вы поняли смысл этих высказываний?Подумайте, на какие «вечные вопросы» отвечал Конфуций своим учением.


Слайд 11Основные понятия учения

Гуманность (из словаря) – любовь к людям, уважение к

человеческой личности, признание за каждым без исключения человеком общечеловеческих прав.
Благопристойность (из словаря) – соответствие поведения человека принятым в обществе правилам, морали, нормам приличия.

Основные понятия учения Гуманность (из словаря) – любовь к людям, уважение к человеческой личности, признание за каждым


Слайд 12

Объясните, как вы понимаете значение слова «благородный».
Какого человека можно назвать благородным?
Согласны

вы с тем, что благородный человек – это человек гуманный и благопристойный?

Объясните, как вы понимаете значение слова «благородный».Какого человека можно назвать благородным?Согласны вы с тем, что благородный человек


Слайд 13Обсудим текст
Опишите, каким представлял Конфуций благородного мужа.
Кого он ему противопоставлял?
Подумайте,

с каким из этих двух типов людей приятнее общаться, дружить, жить в одном доме, городе. Почему?

Обсудим текстОпишите, каким представлял Конфуций благородного мужа. Кого он ему противопоставлял?Подумайте, с каким из этих двух типов


Слайд 14Притча «Благородная мышка»
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги:

Маленькие притчи для детей и взрослых.

Повадилась мышка сыр из мышеловки таскать.
Да так ловко, что ни разу не попалась!
Но еще более удивительным было то, что сыр, который лежал на столе, она никогда не трогала и питалась только тем, что в мышеловке.
— Почему? — спросила, поймав ее, кошка.

— Да не хочу хозяевам досаждать! — ответила та. — Мне ведь и моего хватает…
«Надо же, какая благородная мышка!»- подумала кошка и, отпустив ее, обо всем рассказала хозяйке.

Притча «Благородная мышка»  Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и


Слайд 15Чем закончится притча?
С тех пор вместо мышеловки на полу стояла маленькая

мисочка, в которой лежал кусочек сыра для мышки.
Все дело в том, что хозяева — тоже были благородными!

Чем закончится притча?С тех пор вместо мышеловки на полу стояла маленькая мисочка, в которой лежал кусочек сыра


Слайд 16Обсудим

Можно мышку назвать благородной?
Почему?
Почему хозяева были благородными?

Обсудим Можно мышку назвать благородной? Почему?Почему хозяева были благородными?


Слайд 17Просмотр мультфильма
Притча о добром самарянине.Притча о добром самарянине.mp4
Как бы поступили вы

на месте в такой ситуации?
Были у вас похожие случаи, когда вам приходилось стоять перед выбором «нельзя и надо»?

Просмотр мультфильма Притча о добром самарянине.Притча о добром самарянине.mp4 Как бы поступили вы на месте в такой


Слайд 18Подведение итогов занятия

Какую тему проходили сегодня на уроке?
(«Добродетели благородства

Подведение итогов занятия Какую тему проходили сегодня на уроке?  («Добродетели благородства и справедливости»)


Слайд 19Информация о домашнем задании

Поиграем в сказочников. Написать сказку о справедливости, оформить

ее в виде книжки-малышки с иллюстрациями.(по желанию).

Информация о домашнем задании Поиграем в сказочников. Написать сказку о справедливости, оформить ее в виде книжки-малышки с


Слайд 20Рефлексия

Вам понравился урок?

Прием «Мое желание»
Цель : определить ожидания и опасения учащихся

при работе над темой.
Благодаря общению в парах ученики чувствуют себя уверенно и комфортно.
Напишите на стикере один благородный поступок, который вы хотели бы когда-нибудь совершить. Соберем все записки в волшебную коробочку и в конце 11 класса откроем и узнаем удалось ли вам совершить свой поступок.

Рефлексия Вам понравился урок?Прием «Мое желание»Цель : определить ожидания и опасения учащихся при работе над темой. Благодаря


Слайд 21Контроль за процессом и
результатом деятельности

Что нового узнали на уроке?
Какой

опыт приобрели в учебной деятельности?
Что было самым трудным на уроке?
Что считаете самым важным, главным, интересным?
Что вы поняли?
Какие мысли, идеи появились?
— Вы сами решали задания?
— Вы справились с этими заданиями?
— Мы достигли цели?!
Какое у вас настроение?

Контроль за процессом и  результатом деятельности Что нового узнали на уроке? Какой опыт приобрели в учебной


  • Рассказ о дружбе животных
  • Рассказ о добродетели 4 класс орксэ
  • Рассказ о дружбе детей разных национальностей
  • Рассказ о добре и зле для 4 класса по орксэ кратко
  • Рассказ о дружбе 5 класс по однкнр