Рассказ о добродетелях для 4 класса

Добродетели и пороки

Добродетели и пороки

Добродетели и пороки

В. Осеева «Плохо» Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы

В. Осеева «Плохо» Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы

В. Осеева «Плохо»

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Работа по тексту 1) Как вы поняли название рассказа? 2)

Работа по тексту 1) Как вы поняли название рассказа? 2)

Работа по тексту

1) Как вы поняли название рассказа?
2) Почему мальчики считали, что не делают ничего плохого? А как считала женщина? В чём она упрекнула мальчиков?
3) Согласны ли вы, что не делать зла – ещё не значит быть добрым?

Ларчик мудрости «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

Ларчик мудрости «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

Ларчик мудрости

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

«Первый шаг к добру – не делать зла».

Выводы: Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла

Выводы: Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла

Выводы:

Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла. Но они всё равно верят, что добро побеждает зло.
Зло ведёт к разрушению и уничтожению, а добро помогает людям жить, творить, украшать наш мир.

ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:

ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:

ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – это зависть, ревность, уныние, эгоизм, амбиции, лживость. Другой волк – доброжелательность, любовь, надежда, правдивость, доброта и верность.
Внук задумался над словами деда.
А какой волк побеждает? – спросил он.
Старик улыбнулся и ответил:
Побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Обсудим 1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами? 2)

Обсудим 1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами? 2)

Обсудим

1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами?
2) Перечислите те качества человека, в которых проявляется добро? зло?
3) Согласны ли вы с тем, что эта притча о борьбе доброго и злого в душе человека?
4) Как вы поняли смысл притчи?

Подумайте! От какого слова происходит слово «добродетель»?

Подумайте! От какого слова происходит слово «добродетель»?

Подумайте!

От какого слова происходит слово «добродетель»?
Как называют качество, противоположное добродетели?

Смысл слова «добродетель» Человек не просто должен обладать каким-то положительным качеством, но и обязательно проявлять его в делах, в жизни, в отношениях с другими людьми

Смысл слова «добродетель» Человек не просто должен обладать каким-то положительным качеством, но и обязательно проявлять его в делах, в жизни, в отношениях с другими людьми

Смысл слова «добродетель»

Человек не просто должен обладать каким-то положительным качеством, но и обязательно проявлять его в делах, в жизни, в отношениях с другими людьми.

Учение о добродетелях Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ

Учение о добродетелях Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ

Учение о добродетелях

Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ)

Добродетели ума

Добродетели ума

Добродетели ума

Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций

Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций

Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций.
Они развиваются в человеке благодаря обучению, умственному труду.

Нравственные добродетели

Нравственные добродетели

Нравственные добродетели

Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки

Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки

Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки.
Человек может стать справедливым, только тогда, когда он поступает по справедливости.
Человек может стать милосердным, только проявляя милосердие.


1

Школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Сочинение небольшое в несколько предложений.

1 ответ:



3



0

Начнем с того, что добродетелью принято называть все положительные качества человека, а пороком — его отрицательные качества. Не бывает такого, чтобы в одном человеке было одно только хорошее, или одно только плохое. Всегда в любом человеке есть и то и это, и чего в человеке больше, что перевешивает — добродетель или порок, то и позволяет нам судить о самом человеке. Является ли он плохим или хорошим, добродетельным или порочным.

Пороки — это то, чего нормальный человек должен стыдиться, это жадность, злость, эгоизм, трусость, многие другие черты характера, про которые нельзя сказать ничего хорошего. Любой человек должен стараться избегать проявления этих чувств, должен стремиться к внутренней красоте, воспитывать в себе добродетели и искоренять пороки. А что же тогда добродетель? Это такие чувства как благожелательность, альтруизм, стремление помочь другому человеку, доброта, отзывчивость, верность, скромность, честность. Любое из этих чувств сделает честь человеку, все они воспеваются писателями и поэтами и к обладанию ими следует стремиться каждому человеку.

Читайте также

Рассказ о мальчик Мише, герое сказки «Городок в табакерке».

Миша предстает перед нами хорошим и воспитанным мальчиком. Посмотрите как он обращается к родителям: Папенька и на Вы:

Только пустите меня туда!

Это также говорит об учтивости мальчика.

Но при этом Мише свойственно обычное детское любопытство, он горит желанием узнать как устроена табакерка, как она издает свои волшебные звуки, он просится войти в нее и внимательно ее разглядывает.

Это говорит о том,что Миша любознательный, любопытный, пытливый и наблюдательный мальчик.

Этот вывод подтверждают и приключения мальчика в табакерке, он не остановился на полпути, он узнал все и познакомился со всеми ее обитателями.

При этом он проявил внимательность но неосторожность. Он все подмечал в городке, но случайно сломал пружинку. И хорошо, что это было во сне, потому что наяву Миша наверняка проявит после этого большую осторожность.

Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.

Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.

Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.

Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик­<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.

Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.

А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.

Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи­<wbr />ком.

Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.

Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.

Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.

Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.

Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.

Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.

а потом пружинка лопнула и я проснулся.

«Человеческие добродетели» (4 класс)

Учитель: Чусовская Светлана Николаевна

Цель: Содействие духовно — нравственному воспитанию учащихся

Задачи:

  • формировать у учащихся активное нравственное сознание;
  • расширить знания учащихся о добродетелях;
  • развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.
  • развивать творческие способности и логическое мышление;

Оборудование: компьютер, тема урока плакат, лучики, сочинения ребят, книги, презентации, названия групп.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов действий

Ход урока:

1 слайд

На доске эпиграф:“Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький)

1. Организационный момент

Приветствие.

Организационное слово учителя. Проверка готовности детей к уроку

2. Беседа по актуализации знаний. Подведение к теме урока

— Этот урок православной культуры последний в четверти, обобщающий.И сегодня мы сделаем еще один шаг вверх по лестнице знаний.

2 слайд

«Нравственная пятиминутка». «Распределительный диктант»

Учитель диктует слова, учащиеся должны распределить их на 2 группы, записать, объяснить такое распределение:

скромный                                                                                                 раздражённый

щедрый                                                                                                    непослушный

заботливый                                                                                             жадный

дружелюбный                                                                                         злой

милосердный                                                                                           вспыльчивый

Ученик: распределили на 2 группы, в 1 группе слова о добром человеке, его хорошие качества.

Учитель: Правильно. Так вот эти качества и называются ДОБРОДЕТЕЛЯМИ (обращение к теме урока).

3 слайд.

Добродетель – это внутренняя установка человека творить добро. Это готовность и способность личности сознательно и твёрдо следовать добру

Добродетель- это внутренняя потребность самого человека его нравственная сущность.

4 слайд.

Добрые дела и любовь, уважение друг к другу объединяет все религиозные культуры.

Ислам — «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого»

Иудаизм — «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе»

Христианство – «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

5 слайд.

Чтение притчи о двух волках.

-О каких волках идёт речь? Как их можно кормить?

Неслучайно сегодня на уроке мы разделились на три группы.

5 слайд.

Выступление 1группы. “Взрослые и дети”. 

Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как описано в произведении Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.

1. Анализ рассказа Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.

Только поступок мальчика, заставил родителей изменить свое отношение к дедушке, которого не приглашали за общий стол, потому, что у него не было зубов, и он не мог аккуратно есть. Родителей напугало то, что когда они станут пожилыми, сын тоже будет кормить их из лохани за печкой.

2. Анализ рассказа Иосифа Дика “Красные яблоки”.

– Ребята, как вы думаете, почему Валерка, когда пришла мама, “стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал”?

3. Чтение стихотворения А. Барто “Разговор с дочкой”.

Героиня стихотворения А.Л.Барто “Разговор с дочкой” сетует на то, что ей “не хватает теплоты”, а дочка принесла маме одеяло.

Нельзя не согласиться со словами В.Сухомлинского: “Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой”.

– Как вы думаете, что нужно сделать вам для того, чтобы ваши родители были счастливы?

– Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Всем вам необходимо воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение.

6  слайд.

Выступление 2 группа. “Дети среди детей”.

1. Мы расскажем вам о том, как можно и как нельзя относиться к своим сверстникам. Иногда ребята дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.

2. Анализ стихотворения С.Маршака “Четыре глаза”.

3. Чтение и анализ стихотворения А. Барто “Я был когда– то болен”.

– Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними, и не позволят другим унижать и оскорблять больного человека.

4. Чтение и анализ стихотворения С Михалкова “Хорошие товарищи”.

– Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? А вы как думаете?

– Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью сверстников, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих одноклассников. И детям и взрослым людям хочется, чтобы к ним относились внимательно и по-доброму.

– В нашем внимании и заботе нуждаются и животные.

7 слайд.

Выступление 3 группы. “Наши четвероногие друзья”.

В нашем внимании и заботе нуждаются и животные. Люди, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несут большую ответственность за ее жизнь. Сначала приручают, заботятся, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывают его на улицу, как надоевшую игрушку. Выгнав на улицу, они обрекают его на голод и мучения.

1 Краткий пересказ с анализом. К. Ушинский “Слепая лошадь”.

 Неблагодарный хозяин перестал кормить, а потом еще и выгнал старую слепую лошадь, которая спасла его когда-то от не минуемой гибели. На защиту лошади встал весь город.

2. Никого не оставит равнодушным стихотворение Агнии Барто “Уехали”. Находясь в детском лагере, ребята все лето заботились о щенке, учили его выполнять команды, учили ходить на поводке, отличать “своих” от “ чужих”. Они следили за его здоровьем, чтобы он не скучал. И вот перед самым отъездом по домам, ребята забыли о щенке. А он ждал, он надеялся, что о нем вспомнят, что его еще любят, он лег и не хотел даже вставать. Он просто ждал! Он не хотел думать, что его бросили! И как же обрадовалось маленькое сердечко, когда ребята вернулись за ним. Он не мог сказать им о своем страхе, своих надеждах, о своей любви.

Он им навстречу, на крыльцо
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

3. Иногда животные и хозяева случайно теряют друг друга и очень переживают. Вспомните девочку из стихотворения С.Михалкова “У меня пропал щенок”, как она была расстроена пропажей щенка, и какова же была радость, когда испуганный, израненный щенок прибежал домой. Девочка сама взялась его лечить и воспитывать, и хочется верить в то, что этот маленький неслух вырос в преданного и умного пса. Ведь доброта сердца творит чудеса.

4. Не меньше людей страдают животные.

“Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, …бегала взад и вперед по тротуару и беспойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?” (А.П.Чехов. Каштанка.)

– Многие животные, к сожалению, становятся бездомными. У нас в Якутске  нет приюта для животных, поэтому эту проблему ребята и их родители пытаются решать самостоятельно, об этом говорят их сочинения. Добродушные люди не могут пройти мимо несчастного брошенного животного, поэтому стараются найти ему хорошего хозяина или оставляют у себя. Людям никогда не надо забывать слова писателя Антуана Сент– Экзюпери: “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.

                                        – Легко ли быть добрым?

IV. Чтение лучших творческих работ учащихся. (Сочинения на тему “Легко ли быть добрым»)

– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, дающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: “Доброе дело два века живет”.

– Как вы ее понимаете? (Доброе дело люди помнят долго.)

IV. Работа по ситуациям.

8 слайд.

 Ситуация 1.

 Во двор вышел мальчик. На нем смешная, огромная, лохматая шапка, из-под которой его почти не было видно. Один из ваших друзей схватил шапку, подбросил ее вверх и крикнул: “ Смотрите, что под шапкой!” Ваши действия:

          А) весело смеясь, поймаю шапку и брошу другу,

          Б) уйду домой,

          В) поймаю шапку и отдам мальчику.

У вас есть свои предложения?

9 слайд.

 Ситуация 2.        

 Вы спешите из столовой, уже звенит звонок, а перед вами первоклассница наклонилась, чтобы завязать шнурок.

          А) оттолкну и побегу дальше,

          Б) обойду и поспешу дальше,

          В) остановлюсь, отведу в сторону, чтобы ее кто-нибудь не толкнул, завяжу шнурок, а в классе извинюсь перед учителем.      

Предложите свой вариант.

10 слайд.

 Ситуация 3.

 Вы с друзьями, весело обсуждая просмотренный фильм, идете по дороге, перед вами  смешно ковыляет старушка с сумками.

          А) стану передразнивать, чтобы вызвать смех у товарищей,

          Б) возьму сумку, помогу донести,

          В) сделаю вид, что я ничего не вижу.

Предложите свой вариант.

11 слайд.

5. Рефлексия

– Подумайте, верны ли данные высказывания? Почему?

  • Поступок определяет становление героя на сторону добра или зла.
  • Человек сам делает выбор своих поступков.

       — Добро и зло не имеет границ национальной принадлежности и рода.

Какие чувства у вас вызывает добродетель? ( Тёплые, светлые, чистые)

С каким цветом ассоциируется? (Ярким, светлым)

Добродетель как солнышко дарит своё тепло и заботу.

—У каждого есть лучик солнышка напишите на нём как стать добрее.( сравните с моей памяткой)

12 слайд.

6. Знакомство с памяткой “Как стать добрым человеком.

– Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?

  • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добр к людям!
  • Учись добру у добрых!
  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не причиняя зла, добрей становишься.

7. Чтение стихотворения. “Не стой в сторонке равнодушно…”

8. Итог урока. Песня

9.Домашнее задание

Молодцы.

–А какая буква славянской азбуки учит нас быть добрыми, наставляет нас на путь

Добра? (Буква «Добро»).

А вспомните, что обозначает эта буква? (Это имя Божие, Сам Бог).

А кто и что для вас ещё есть Добро? (Мама, папа, весь прекрасный Божий мир,

когда мы друг другу помогаем, делаем добрые дела и т.д.).

Молодцы. От слова Добро произошло очень важное, красивое слово. Кто сможет

прочитать его поцерковнославянски? Давайте запишем это красивое слово в тетради

по правилам церковной графики и орфографии.

Основная часть

Работа со словом. Беседа

Посмотрите на слово «добродетель», как вы понимаете это слово? (От глагола

«деяти добро», т.е. «делать добро», доброе свойство человеческой души).

Нарядные, узорные буквицы помогут нам написать это красивое слово. (Выходят

дети с буквицами).

А у кого мы учимся добродетелям? Бога, у Богородицы, у всех святых и у всех

добрых людей, которые живут на земле).

Посмотрите на икону. Кому она посвящена? Вспомните, как называется церковный

праздник 4 декабря и он продолжается несколько дней?

Правильно. Эта икона изображает Вход или Введение Пресвятой Девы Марии в

храм Божий.

А как входила Божия Матерь в храм? (Она поднималась по ступеням).

А что символизируют эти ступенечки для нас?

Так и мы должны всю жизнь подниматься по ступеням к Богу, а ступени это и

есть добродетели, без которых нет смысла нашей жизни, без которых жизнь будет

пустой.

А что мешает человеку совершать всегда и во всем только добродетели, делать

добрые дела? (Наши грехи, пороки, страсти).

А как можно побороть в себе грехи человеческие? олько добродетели могут

очистить нашу душу от грехов).

Какие добродетели вы уже знаете и с каким праздником они связаны? (30 сентября

св. муч. Вера, Надежда, Любовь, СофияМудрость).

Чему нас учат эти христианские добродетели? ера учит нас быть стойкими,

сильными, крепкими в своей вере, Надежда учит уповать (надеяться) на Бога,

Любовь учит жить в любви к Богу и ко всем людям, София учит нас собиранию,

стяжанию премудрости Божией).

А кто для нас есть Любовь? Кто являет собой пример, образец истинной Любви?

Бога и Пресвятой Богородицы, у святых мы учимся любить друг друга, прощать,

заботиться, терпеть).

Творческая работа

А сейчас мы будем строить Лествицу Добродетелей и вместе с Девой Марией

восходить по ступеням к Богу. Я приготовила для вас шкатулку, в которой лежат

загадки о добродетелях. Вы зачитываете, а мы отгадываем имена добродетелей.

Впишите церковным уставом эти важные слова на ступени вашей Лествицы. А я

прикрепляю словодобродетель на свою Лествицу:

Цель урока:

  • Создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок.
  • Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи урока:

  • познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;
  • способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
  • создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
  • развивать умение высказывать свою точку зрения, уважая мнение других;
  • совершенствовать умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности.

Оборудование:

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
  2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
  3. Диск по курсу ОРКСЭ
  4. Проектор, презентация проекта.
  5. Раздаточный материал (карточки с понятиями), дидактический материал «Ромашка».

«Водопад и камень»
Калмыцкая легенда

Хан Усень Дебескертэ впал некогда в уныние по причине того, что порок торжествует над добродетелью. Он был удручен тем, что в мире все подчинено могуществу зла и что оно есть всему начало. Прекрасная супруга его Джаджа была не в силах умерить печаль Усеня.

Не могли доставить ему утешение и изобретательные придворные.

Вот однажды из дальней степи явился к нему отшельник, чтобы исцелить хана от снедающей его тоски.

— Хан, — сказал он, — поедем тут недалеко со мной. Я излечу тебя от уныния и докажу, что добро рано или поздно восторжествует над злом!

Усень Дебескертэ согласился.

Пустынник привез его к водопаду. Это был нестремительно падающий с высоты поток воды, а слабая, но не иссякающая струя, лившаяся сверху на дикую скалу.

Отшельник спросил у хана, что он думает об этом водопаде и скале. Усень Дебескертэ молчал, по-прежнему погруженный в глубокую задумчивость.

Тогда пустынник взял его за руку и повел Усеня Дебескертэ вокруг скалы, показывая ее расщелины и обломки. Особое внимание хана отшельник обратил на щель посередине скалы, пробитую водопадом.

— Этому гранитному камню больше тысячи лет, — сказал пустынник. — Он был вдвое огромнее, чем теперь, но постоянно стекающая сюда вода сделала свое дело – раздробила и сгладила его до половины. Знай, Усень Дебескертэ, — продолжал отшельник, — что этот водопад и дикий камень олицетворяют собой добро и зло. Добродетель рано или поздно измоет, сотрет и истребит порок, как вода эту скалу. Для этого каждый человек, кто бы он ни был, по мере своих сил и возможности должен содействовать истреблению зла, то есть служить хотя бы каплей водопаду добродетели. Порок, благодаря слабости людей, живуч, но непременно настанет вечный день добродетели, и тогда тьма неправды исчезнет под лучами немеркнущего света истины! Возвращайся, хан, и будь спокоен.

С этими словами мудрец удалился.

Усень Дебескертэ, убежденный в истинности его наставления, воспрял духом и обрел душевное спокойствие. Исцелившись от печали, хан приказал выбить на камне надпись об этом событии в утешение людям добродетельным, но впадающим в уныние.

Добродетель — это способность во всём поступать наилучшим образом. (Древнегреческий философ Аристотель)

Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

Порок — действия, результатом
которых оказывается
причинение зла себе или
другим людям.

Работа по карточкам

  • Расточительность-щедрость-скупость.
  • Вредность-дружелюбие-угодничество.
  • Безрассудная отвага-мужество-трусость.

Какая добродетель находится между двумя пороками?

Щедрость — середина между расточительностью и скупостью. Щедрость как добродетель выражает отношение человека к материальным вещам. В этом случае расточительность – избыток, а скупость недостаток.

Дружелюбие — середина между угодничеством и вредностью, вздорностью. Дружелюбие как добродетель выражает степень искренности в отношениях между людьми.

Недостаток — вздорность,
угодничество (угождает).

Вредность — избыток.

Мужество — середина
между трусостью и
бездумной отвагой.

Мужественный человек
правильно оценивает
опасность, помогая
другим и себе.

Избытком является
безрассудная отвага, а
недостатком – трусость.

Добродетель и порок — это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.

Рассказ

Миша не выполнил домашние задание и пошёл в школу. Там он спрашивал у одноклассников:

— Петь, дай списать домашку.

— Ну давай — и Петя дал списать домашнюю работу.

А в другом классе Ира не сделала домашнюю работу и попросила Таню помочь:

— Тань, объясни мне, пожалуйста, домашнее задание. Я не поняла.

— Хорошо! — ответила Таня.

Домашнее задание

Расспросите родителей, как они понимают, что такое добродетель и порок?

Прочитайте «Сказку про жадность». Заполните таблицу в тетрадях «Добродетель и порок».

  • Рассказ о добродетельном человеке 4 класс
  • Рассказ о дружбе и доброте
  • Рассказ о добродетели для светской этики 4 класс
  • Рассказ о дружбе животных
  • Рассказ о добродетели 4 класс орксэ