Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
муниципального образования город Ноябрьск
Классный час
письмо «О памяти» из книги Д. С. Лихачёва
«Письма о добром и прекрасном»
4 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
Фролова Галина Николаевна
Уходит жизнь – приходит память,
И память возрождает жизнь.
Цель:
1. Продолжить знакомить обучающихся с личностью Дмитрия
Сергеевича Лихачева, подробнее остановившись на биографическом
материале.
2. Помочь понять, почему мы должны помнить трудные времена из
жизни нашего народа, наших близких.
3. Подвести к мысли о необходимости развивать в себе «зоркое
сердце», не оставаться равнодушным к чужой беде.
4. Приобщать к духовно – нравственному наследию Д. С. Лихачёва.
Оборудование:
1. Портрет, фотографии, презентация Д.С.Лихачева.
2. Фрагменты писем.
3. Выставка книг.
4. Выставка детских рисунков.
5. «Волшебное» дерево добрых дел.
6. Семейные фотоальбомы учеников.
Ход классного часа
Сегодня мы с вами поговорим о человеке, личность которого
приобрела символическое значение. Как сказал выдающийся ученый Сергей
Аверинцев: «Вместе с ним уходит эпоха, невосстановимый культурный тип.
Увы, таких людей мы больше не увидим». Наш сегодняшний классный час
посвящен знаменитому ученому Дмитрию Сергеевичу Лихачеву и его
«Письмам о добром».
Жизнь Дмитрия Сергеевича – это история России. Это человек,
которым может гордиться вся страна. Дмитрий Сергеевич – человек высокой
нравственной культуры. Личность академика Лихачева является примером
служения Родине. Приказом президента Российской Федерации В.В.Путина
2006 год был объявлен «Годом гуманитарных наук, культуры и образования,
годом академика Дмитрия Сергеевича Лихачева». Быть всегда необходимым
людям, чувствовать веление времени – большое счастье для писателя. Оно в
полной мере выпало на долю российского ученого и гражданина Дмитрия
Сергеевича Лихачева. Деятельность его была многообразной: он –
общественный деятель и литературовед, автор многочисленных
исследований по древнерусской литературе, статей и бесед о духовности.
Д.С. Лихачев создал такие произведения, которые стали символом русской
духовной жизни.
Его книги – искренние и мудрые – учат нас любить природу,
Родину, искусство, человека, родной край и родной язык. Писатель
открывает читателю глаза на многое, предостерегает от ошибок, помогает
найти ответы на «вечные» вопросы о добре и зле, о счастье, о смысле жизни,
о своем месте на Земле.
Читатель не может не ощущать обаяния личности писателя, его
честности, принципиальности. Это не случайно: Д.С. Лихачев – человек,
«создавший» себя, его жизнь может служить примером редкой
целеустремленности, благородства и верности своему делу.
Говорят, жизнь прожить – не поле перейти. Это так. Но и поле
перейти не просто, если не быть случайным пешеходом, равнодушным
созерцателем. Лихачев самозабвенно любил жизнь. Всеми помыслами и
делами заслужил высокого звания – УЧИТЕЛЯ.
Начиная с 1985 года и вплоть до смерти в 1995 году, не было,
пожалуй, в России человека более авторитетного в вопросах морали и
нравственности, чем Д.С. Лихачев, со дня рождения которого в этом году
исполняется 103 года.
Сейчас мы подробнее остановимся на биографии Дмитрия Сергеевича.
(Одновременно с рассказом учеников идет показ слайдов под музыку).
Ученик 1: Детство
Дмитрий Сергеевич Лихачёв родился 28 ноября 1906 года в Санкт –
Петербурге. Детство его пришлось на ту короткую, но блестящую пору в
истории русской культуры, которую принято называть Серебряным веком.
Родители Д.С. Лихачева не принадлежали к литературной или артистической
среде (его отец был инженером), тем не менее, эта эпоха затронула и их
семейство. Большим увлечением родителей Лихачева был балет. Ежегодно,
несмотря на недостаток в средствах, они старались снять квартиру как можно
ближе к Мариинскому театру, покупали два балетных абонемента в ложу
третьего яруса и не пропускали почти ни одного представления. Вместе с
родителями с четырехлетнего возраста театр посещал и маленький Дмитрий.
Летом семья отправлялась на дачу в Куоккалу. Здесь отдыхали многие
представители артистического и литературного мира Петербурга. На
дорожках местного парка можно было встретить И.Е. Репина, К.И.
Чуковского, Ф.И. Шаляпина, М. Горького, и других писателей, художников,
артистов, музыкантов. Некоторые из них выступали в любительском дачном
театре с чтением стихов, воспоминаний. «Люди искусства стали для нас всех
если не знакомыми, то легко узнаваемыми, близкими, встречаемыми», —
рассказывает Д.С. Лихачев.
Ученик 2: Осенью 1914 года Дима Лихачев поступил в школу – в
гимназию Человеколюбивого общества. Родители выбирали не школу, а
классного наставника. Это был Капитон Владимирович. Он был строг,
представителен, умен и отечески добр, когда это было можно. Отношения у
мальчика с одноклассниками не сложились.
Ученик 3: Дима не хотел ходить в школу и даже заболел. Мальчику
наняли репетитора. Через год Дима Лихачев поступил в гимназию и реальное
училище Карла Мая. Эта школа сыграла большую роль в жизни Лихачева.
Класс был разношерстный. Учились вместе сын банкира и сын швейцара.
Преподаватели тоже были разные: учитель географии рассказывал о своих
путешествиях по России; библиотекарь умела порекомендовать каждому
свое. На переменах учителя разрешали играть в шумные игры. На каникулах
всей школой выезжали куда—нибудь. Диму Лихачева перевели в школу
Лентовской. Эта школа была бедна оборудованием и помещениями, но в ней
были замечательные учителя. В этой школе поощрялось собственное мнение
учеников.
Ученик 4: С 1923 года по 1928 год Дмитрий Сергеевич Лихачев –
студент факультета общественных наук Ленинградского государственного
университета. Учеба в университете для Лихачева – это бесконечные и очень
свободные разговоры. Лихачев заканчивает университет и пишет две
дипломные работы. В этом году жизнь Лихачева резко меняется. Кружки
закрываются, а их участников обвиняют в контрреволюционной
деятельности. Лихачева арестовывают и осуждают на пять лет. Дмитрий
Сергеевич попадает в тюрьму, затем в лагерь на Соловецких островах, а
потом на строительство Беломоро—Балтийского канала.
Ученик 5: Время в тюрьме Лихачев характеризует как самое тяжелое в
жизни. Тем не менее Дмитрия Сергеевича не оставляют духовные интересы.
На Соловках впервые обнаружилась способность Лихачева находить в себе
силы для активной духовной, интеллектуальной жизни. Позже, в своих
рассказах о Соловках, Дмитрий Сергеевич описывает интересных людей, с
которыми сидел, рассказывает, чем занимался. Грубость и грязь жизни не
ожесточили его и, похоже, делали мягче и отзывчивее. Дмитрий Сергеевич
понимает, как дорога ему природа и все живое.
Чтец:
Благодарю, Земля, благодарю
За то, что видел озеро, зарю,
За все вокруг, что знаю, слышу, вижу,
И эти дали светлые твои,
Пока мне хватит крови и любви,
Ни словом, ни поступком не обижу…
Простите нас, деревья и трава!
Мы забываем, повзрослев едва,
Что общим корнем связаны слова:
Народ, и благородство, и природа.
Ученик 6: С осени 1941 году по весну 1942 года Лихачев с семьей
находится в блокадном Ленинграде. От гибели в блокаду семья Лихачева во
многом спаслась благодаря жене Зине, выстаивавшей страшные очереди за
продуктами. И все же в блокаду умирает его отец. О его смерти Лихачев
оставил проникновенные, полные печали строки: «Я не плакал об отце. Люди
тогда вообще не плакали. Но пока был жив отец, как бы он слаб ни был, я
всегда чувствовал в нем какую—то защиту. Он мне всегда был отец, даже
тогда, когда ссорился с ним, я всегда чувствовал в нем человека более
сильного. Со смертью отца я почувствовал страх перед жизнью. Что будет с
нами? Комната отца стояла пустая, пуст был его маленький красный диван,
на котором он спал. Осиротела мебель, которую он заботливо покупал когда—
то для семьи».
Жизнь после войны
Ученик 7: Дмитрий Сергеевич Лихачев придавал огромное значение
гуманитарным наукам, их общественному значению, их огромной роли в
воспитании патриотизма. О необходимости знать и любить историю своей
страны, ее культуру говорится во многих статьях Лихачева, обращенных к
молодежи. Этой теме в значительной части посвящены «Письма о добром и
прекрасном», специально адресованные молодому поколению.
Ученик 8: Дмитрий Сергеевич Лихачев скончался 30 сентября 1999
года. И только после его смерти пришло небывалое общественное признание.
В годы своей научной зрелости Д.С.Лихачев был гонимым и мало кому
известным ученым—древником (так называли с пренебрежением ученых,
занимающихся древнерусской литературой). И только в 80 лет, на закате
жизни, многие узнали о его научной и гражданской деятельности. Уйдя из
жизни 30 сентября 1999 года, Дмитрий Сергеевич Лихачев остался и в
памяти тех, кто его знал лично, и его многочисленных читателей и зрителей
«великим островом русской культуры».
Научная общественная деятельность Д.С. Лихачева отмечена целым
рядом общественных и государственных организаций. Он обладатель
российских и зарубежных орденов, премий. Его имя присвоено в 1984 году
малой планете №2877. Он, учитель и наставник молодежи, остался в памяти
многочисленных читателей.
Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил большую, красивую и достойную
жизнь. Он сделал очень много доброго для России, для сохранения и
развития культуры нашей страны. В памяти людей Дмитрий Сергеевич
навсегда останется умнейшим человеком, настоящим гражданином своей
страны.
Жизнь Дмитрия Сергеевича была сложной, порой очень тяжелой. Но из
всех жизненных ситуаций он выходил с гордо поднятой головой. Не терял
веры в жизнь. Непростая судьба не сделала его черствым, а, наоборот,
научила делать хорошее, доброе. Сегодня мы прочитаем фрагменты из книги,
которую он написал специально для вас, юных читателей. Она называется
«Письма о добром».
В 40 письме Д. С. ЛИХАЧЁВ говорит о памяти.
— Как вы понимаете слово «память»? (Ответы учеников)
В “Толковом словаре русского языка” лексическое значение этих слов
обозначено так:
Память:
1.Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние
впечатления;
2.Воспоминания о ком—либо или о чем—либо;
3.Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет
в своих поступках, чувствах;
4.Сознание — совесть:
1.Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и
поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом
2.Нравственные принципы, взгляды, убеждения.
(Зачитывается отрывок из письма № 40 «О памяти»)
«Память – одно из важнейших свойств бытия: материального,
духовного, человеческого…
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и
если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам:
бумага обладает «памятью»…
По обнаруженной древесине ученые достаточно точно определяют
возраст породы. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы,
позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном
направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно
изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются
птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья –
всегда одни и те же.
А что же говорить о генетической памяти – памяти, заложенной в
веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к
следующим.
— Можно ли нам с вами жить и думать только о настоящем, игнорируя
прошлое, быть устремлёнными в будущее, забыв о прошлом?
Культура человека – это активная память человека. По словам Д.
Лихачёва каждое обращение к прошлому должно быть «революционным» т.
е. должно обогащать современность и брало из прошлого нужное для
движения вперед.
— Что мы можем рассказать о традициях русского народа? (Масленица,
Рождество, ВОВ, 1812год и т. д.)
«Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут.
Останетесь только вы, теперешние дети. Может случится, что новые малыши
забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы. Не давайте им забыть».
Память – это преодоление времени, преодоление смерти».
У Р.Рождественского есть слова:
“Это нужно не мертвым,
Это надо живым!”
— Как вы понимаете эти слова?
— Ребята, а как можно сохранить память о тех людях, которых уже нет с
нами? (Ответы учеников).
— А что значит память в поэзии А. С. Пушкина? Она воспитывает
эстетически и нравственно.
— Можем ли мы назвать себя культурными людьми, нравственно и
эстетически воспитанными?
— Что значит хранить память, беречь память?
Это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками.
Память возрождает жизнь. Значит мы возрождаем жизнь. А значит наш
народ, наша нация, наша Родина будут жить вечно.
(Зачитывается отрывок из письма № 40 «О памяти»)
««Беспамятный» — это, прежде всего, человек неблагодарный,
безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные
поступки.
Безответственность рождается отсутствием осознания того, что ничто
не происходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок,
думает, что поступок этот не сохранится в его личной памяти и в памяти
окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом,
испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и
поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная
оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не
может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти:
памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные
фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального
воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их
трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и
развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам
предков».
— Наверное, у каждого из нас дома есть семейные фотоальбомы. В них
отражается память нашего рода, уважение к нашим предкам. Чтить их и
помнить – это наш долг. Несколько ребят сегодня подготовили рассказ о
своей семье. (Рассказ о жизни по семейным фотографиям двух учеников)
— Хорошо. С семейными фотоальбомами все понятно. Сохранить их мы
можем, что и делаем. А как же быть с тем, что часто разрушается,
забывается? Вот, например, памятники. Какие памятники есть в нашем
районе? (Ответы детей)
Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей страны,
а начинать нужно с Малой Родины. В «Письмах о добром» у Дмитрия
Сергеевича Лихачева есть такая мысль: «Небольшой шаг для человека,
большой шаг для человечества. Накормить ребенка, перевести через дорогу
старика, хорошо работать, быть вежливым – все это просто для человека, но
трудно для всех сразу. Поэтому нужно начинать с себя». Давайте прямо
сейчас попробуем «сделать» доброе дело – написать на листочках и повесить
на наше «волшебное» дерево доброе дело. Это дело должно быть таким,
которое мы прямо сейчас можем сделать. (На столах у каждого ученика
лежит кленовый лист, на котором нужно записать доброе дело и повесить на
«волшебное» дерево).
Посмотрите, как много добрых дел оказалось на нашем «волшебном»
дереве.
(Ведущий говорит слова на фоне музыки)
Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил долгую и одновременно короткую
жизнь. Творческое долголетие Дмитрия Лихачева – явление уникальное и в
то же время поучительное. Наша культурная среда порождает немало
талантливых ученых. Они авторы новаторских идей, глубоких исследований.
Наша наука богата талантами, но в ней не хватает тех, кого можно назвать
духовными учителями. Кому можно полностью доверять как нравственному
примеру. Авторитет духовного учителя приобрел Дмитрий Сергеевич
Лихачев.
Писатель Даниил Гранин так сказал о Дмитрии Сергеевиче: «Он пишет
легко, изящно, доступно. В его книгах счастливая гармония внешнего и
внутреннего. И в облике его то же самое. К старости четко обозначилось в
нем благородство, с каким прожита была его жизнь. Он не похож на
богатыря, но почему—то напрашивается именно это определение. Богатырь
духа, прекрасный пример человека, который сумел осуществить себя. Жизнь
его расположилась по всей длине 20 века. От начала до завершения. Придут
ли еще такие люди, не знаю, боюсь, что не скоро. Печально оттого, что
долгие богатырские его усилия не смогли остановить растущей кругом
злобы, хамства, безнравственности.
У него много учеников, его любят сотрудники, к нему тянутся люди.
Казалось бы, жизнь удалась. Есть признание, слава, удовлетворение.
Печально оттого, что жизнь наша перестает рождать таких людей. Они
становятся исключением, чем—то странным, из ряда вон выходящим. Они
уйдут в прошлое, никого не оставив вместо себя».
Ребята, в заключение нашего разговора хочется вернуться к нашему
эпиграфу: «Доброта – это человеческое качество, ценнейшее для всех.
Добрый человек уже самой своей добротой превозмогает все человеческие
недостатки». Я думаю, что нам с вами сегодня удалось выяснить и понять,
что, действительно, добрым человеком быть хорошо, доброму человеку жить
проще и легче, доброта превозмогает все человеческие недостатки.
Примером абсолютно доброго, честного человека служит Дмитрий
Сергеевич Лихачев. Всей своей жизнью, поведением, трудами, действиями
он показал, что нельзя ожесточаться, нужно оставаться добрым в любой
ситуации.
Ребята, дома вы подготовили рисунки на тему «Добрые дела». Давайте
обратимся к ним. (Путешествие по выставке рисунков. Защита—объяснение
рисунков учащимися.)
Можно рисовать огромное количество добрых дел, а можно начинать
их делать, не откладывая. Постарайтесь уже сегодня сделать доброе дело.
Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед
самим собой и перед потомками. Память возрождает жизнь. Значит мы
возрождаем жизнь. А значит наш народ, наша нация, наша Родина будут
жить вечно.
Василий Сухомлинский
Красивые слова и красивые дела
Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
Василий Сухомлинский
Неблагодарность
Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.
Валентина Осеева
Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
– Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щеку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка, горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой:
– Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и подбежала к окну.
– Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши.
Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у нее такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
Василий Сухомлинский
Скажи человеку «здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
– Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.
– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.
– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
Вот и бабушка.
– Здравствуйте, – сказал сын.
– Здравствуйте, – сказал отец.
– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
– Почему это так? – спросил сын.
– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыбнулся.
Василий Сухомлинский
Для чего говорят «спасибо»?
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…
Благодарные статуи
Японская сказка
Жили в горной деревушке старик со старухой, жили бедно. Сплетут несколько соломенных шляп, старик несет их в город, продаст – купит чего-нибудь поесть, не продаст – голодными старики спать ложатся. Так кое-как и перебивались.
Раз перед Новым годом старик и говорит:
– Страсть как хочется отведать на Новый год рисовых лепешек. Да вот беда, в доме ни одного рисового зернышка!
– Да,– вздохнула старуха, – сходил бы ты, старый, в город, продал бы шляпы да купил риса.
– И то правда,– обрадовался старик.
Встал пораньше, перекинул шляпы через плечо и зашагал в город. Целый день бродил по городу, а ни одной шляпы так и не продал. Уж смеркаться стало. Побрел старик домой, думы невеселые его одолевают. Вдруг видит, у моста стоят в ряд шесть статуй Дзидзо. Всякий знает, что добрый дух Дзидзо покровительствует путникам и детям.
Удивился старик:
– Откуда в такой глуши статуи Дзидзо?
Подошел он ближе, смотрит, статуи все снегом запорошило. И показалось вдруг старику, что каменные статуи съежились от холода.
«Совсем, бедняжки, замерзли», – подумал старик. Взял он непроданные шляпы и надел их статуям на головы. Только вот незадача: шляп-то пять, а статуй – шесть. Не долго думал старик. Снял с головы старенькую шляпу и шестую статую одел.
– Хоть моя шляпа и дырява, но и это все же лучше, чем ничего,– пробормотал он.
Повалил снег еще сильнее, еле добрался старик до дому. Старуха уж и не чаяла живым его увидеть. Малость отогрелся старик и поведал ей о том, как у моста попались ему неизвестно откуда взявшиеся статуи Дзидзо и как он их шляпами одарил.
– Ты у меня добрый! – вздохнула старуха.– Не печалься! Нет у нас шляп, нет рисовых лепешек. Ну да ничего! Все на свете рисовые лепешки не стоят одного доброго дела.
Вздохнули старики да спать пошли. Только легли, слышат, вроде поет кто-то:
В снежную ночь, новогоднюю ночь
Сжалился старец, решил нам помочь:
Каждому шляпу он подарил, Славное дело он совершил.
Доброму старцу за то воздадим.
Благодарим тебя, благодарим!
Песня все ближе, ближе. Вот и шаги у дверей. Теперь затихло все, и вдруг раздался страшный грохот.
Вскочили старики, бросились к двери, распахнули… и остановились как вкопанные: на самом пороге лежал огромный сверток! А на свежем снегу – следы необычные: и не человеческие, и не звериные. Глянули старики в сторону леса и видят: шесть статуй мерно шагают, а на голове у каждой широкополая шляпа покачивается.
Подняли старики сверток, внесли в дом, развернули – там целая гора рисовых лепешек! Никогда еще в жизни старик со старухой не праздновали так весело Новый год!
Василий Сухомлинский
Скажи человеку «здравствуйте»
Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеёк журчит в лесной глуши.
Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.
– Отец, куда идёт бабушка? – спросил сын.
– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.
– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.
– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
Вот и бабушка.
– Здравствуйте, – сказал сын.
– Здравствуйте, – сказал отец.
– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.
И сын с удивлением увидел: всё вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.
На душе у мальчика стало радостно.
– Почему это так? – спросил сын.
– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте», и он улыбнулся.
Василий Сухомлинский
Как Андрейка перевёз Нину
Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.
Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.
Андрейка быстро перешёл через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт?
«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»
Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез её.
Василий Сухомлинский
Не поте́рял, а нашёл
Когда сыну исполнилось десять лет, отец дал ему новую лопату и сказал:
– Иди , сынок, в поле, отмерь участок сто шагов вдоль и сто поперёк и вскопай его.
Пошёл сын в поле, отмерил участок и стал копать. Только делать это он совсем не уме́л. Трудно было вначале, пока научился копать и к лопате приспособился.
К концу́ работа пошла лучше, веселее. Вот почти и делу конец. Воткнул сын лопату в землю, а лопата и сломалась.
Вернулся сын домой, а на душе грустно: что скажет отец за сломанную лопату?
– Простите меня, отец, – сказал сын. – Я вскопал почти весь участок, но сломал лопату.
– А копать ты научился?
– Научился.
– А трудно ли было тебе копать в конце или легко?
– В конце мне было легче, чем в начале.
– Значит, ты не потерял, а нашёл.
– Что же я нашёл, отец?
– Умение трудиться. Это самая дорогая находка.
Василий Сухомлинский
Петрик, собака и котёнок
Маленький Петрик шёл по тропинке через сад. Видит — бежит навстречу чёрная лохматая собака. Петрик испугался, хотел убежать. Но вдруг к его ногам прижался маленький котёнок. Он убежал от собаки и просил Петрика: защити меня, мальчик, от этого страшного зверя.
Стоит Петрик, смотрит на котёнка, а тот поднял к мальчику голову и жалобно мяукает. Петрику стало стыдно перед котёнком. Он взял его на руки и пошёл навстречу собаке. Собака остановилась, испуганно посмотрела на мальчика и спряталась в кустах.
Василий Сухомлинский
Трудно быть человеком
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Ее глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…
– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…
– Потому что мы люди…Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.– Трудно быть человеком… – подумал он.
В. Осеева
Рассказы
Что легче?
ошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой — боятся:
— Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — говорит первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут — в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Плохо
обака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
В одном доме
или-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.
Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.
Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный.
Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя.
Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.
Вот и спрашивает её Барбос:
— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.
— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.
— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.
— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.
Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.
Кто хозяин?
ольшую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!
— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.
— Моя! Моя! — кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля. Ваня молчал.
Хорошее
роснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
“Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!”
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:
“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
“Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!”
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
“Дай мне попить, Юра!”
— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
На катке
ень был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась:
— Коленку… Сзади раздался смех.
“Надо мной смеются!” — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Три товарища
итя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Сыновья
ве женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
Синие листья
Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ ДОБРОТЕ И ВЕЖЛИВОСТИ
Слайд 1В ноябре 2014 года исполняется 108 лет со дня рождения известного
ученого, автора фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Слайд 3Первое лето в Куоккале. 1906 г. В центре:
Митя Лихачев на руках у матери. Внизу: Миша Лихачев.
Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Санкт-Петербурге
28(15) ноября года 1906.
Слайд 4В.С. Лихачева (Коняева) и С.М. Лихачев. 1900 г.
Отец —
Сергей Михайлович Лихачев, инженер-электрик,
мать — Вера Семеновна Лихачева, урожденная Коняева.
Слайд 5Сергей Михайлович Лихачев, отец
Д.С. Лихачева. 1911 г.
В.С. Лихачева с сыновьями. 1911 г.
Слайд 6Д.С. Лихачев. 1926 г.
1923 — 1927
Студент романо-германской и славяно-русской
секции отделения языкознания и литературы факультета общественных наук Ленинградского государственного университета.
Слайд 7Дом на улице Блохина, 12 (бывшая Церковная), где в квартире №
22 в мансардном этаже проходили заседания Хельфернака и Братства
8 февраля 1928 г. — арестован за участие в студенческом кружке «Космическая академия наук», где незадолго до того сделал доклад о старой русской орфографии, «попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского»; осужден на 5 лет за контрреволюционную деятельность.
Слайд 81932 — 1933
Литературный редактор Соцэкгиза (Ленинград).
1933 — 1934
Корректор
по иностранным языкам в типографии «Коминтерн» (Ленинград) .
1934 — 1938
Ученый корректор, литературный редактор, редактор Отдела общественных наук Ленинградского отделения Издательства Академии наук СССР.
1935
Публикация статьи «Черты первобытного примитивизма воровской речи» в сборнике Института языка и мышления им. Н. Я. Марра «Язык и мышление».
Слайд 9Д.С. Лихачев со студентами исторического факультета Ленинградского государственного университета. 1953 г.
1954
Присуждена премия Президиума АН СССР за работу «Возникновение русской литературы».
Награжден медалью «За трудовую доблесть».
Слайд 101967
Избран почетным доктором Оксфордского университета (Великобритания).
Поездка в Великобританию для чтения
лекций.
Д.С. Лихачев в мантии почетного доктора Оксфордского Университета. 1967 г.
Слайд 11Д.С. Лихачев в мантии почетного доктора Оксфордского Университета. 1967 г.
Участвовал
в Генеральной ассамблее и научном симпозиуме Совета по истории и философии ЮНЕСКО (Румыния).
Издание книги «Поэтика древнерусской литературы», удостоенной Государственной премии СССР.
Слайд 121973
Награжден дипломом I степени Всесоюзного общества «Знание» за участие в
коллективном научном труде «Краткая история СССР. Ч. 1».
Избран почетным членом историко-литературного школьного общества «Боян» (Ростовская область).
Избран иностранным членом Венгерской Академии наук.
Участвовал в VII Международном съезде славистов (Варшава). Прочитан доклад «Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы».
Издание книги «Развитие русской литературы Х — XVII вв.: Эпохи и стили».
Слайд 13Звезда Ордена (I степень)
Знак Ордена
(I степень с мечами)
Орден «За заслуги перед Отечеством«. Награда за особо выдающиеся заслуги перед государством.
4 степени (награждение последовательное), 1 и 2 степени — со звездой.
Слайд 14Д. С. Лихачев в «шапке Мономаха».
Награжден Орденом «Стара Планина» первой
степени за огромный вклад в развитие славистики, болгаристики и за большие заслуги в укреплении двусторонних научных и культурных связей между Республикой Болгария и Российской Федерацией.
Слайд 15Международная научная конференция Восток и Запад. ИРЛИ. Май 1998 г.
1998
Награжден премией
имени Небольсина Международного благотворительного фонда и профессионального образования им. А. Г. Небольсина.
Награжден Международным серебряным памятным знаком «Ласточка мира» (Италия) за большой вклад в пропаганду идей мира и взаимодействия национальных культур.
Слайд 16Награжден Золотой медалью первой степени от Межрегионального некоммерческого благотворительного фонда памяти
А. Д. Меншикова (Санкт-Петербург).
Издание книги «Слово о полку Игореве и культура его времени. Работы последних лет».
Слайд 17Награжден орденом апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» за
вклад в развитие отечественной культуры (первый кавалер).
Звезда ордена
Знак ордена
Слайд 18P. S.
В 2000 Д. С. Лихачеву посмертно была присуждена Государственная
премия России за развитие художественного направления отечественного телевидения и создание общероссийского государственного телеканала «Культура».
Изданы книги «Русская культура»; «Небесная линия города на Неве. Воспоминания, статьи».
Слайд 19Эта книга — посмертное издание очерков Д.С.Лихачева, написанных им в разное
время и по разным поводам, но неизменно содержащих независимый личный взгляд автора на проблемы русской культуры на протяжении ее тысячелетнего существования. Принцип рассмотрения культуры как целостной среды сочетается с утверждением принадлежности русской культуры — универсальной европейской культуре, полемизируя с представлениями о «евразийстве» Руси. Выделены два основных русла русской культуры: одно — идущее от Византии — духовно-церковное; второе — от Скандинавии — государственное. Отмечая в европейской культуре ее универсализм, личностность и свободу, автор отмечает, что на Руси они дополнялись соборностью, склонностью к духовному совершенству и терпимостью в национальных отношениях. Рассуждая о роли монастырей в истории культуры, Д.С.Лихачев отметил особую важность «делания», «трудов многих» как основы монастырской жизни (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский) и практически полный отказ от жизни насельников милостыней (как это бывало в европейской традиции — Франциск Ассизский, например).
Слайд 20Книга Д.С. Лихачева «о добром и
прекрасном», составленная в условной форме — 46 писем, обращена и адресована молодому поколению, она рассказывает о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте поведения и окружающего мира.
Слайд 21В основе книги «Русские летописи и их культурно-историческое значение» лежит докторская
диссертация Д.С. Лихачева, защищенная им в 1947 году.
«Цель книги, — писал Д.С. Лихачев, — дополнить генеалогию летописания общей историей самой работы летописцев, дать историю способов ведения летописания, приемов летописания — всегда различных в зависимости от условий, в которых велось летописание, дать историю летописания, как историю русской исторической и политической мысли».
Слайд 22В книге в увлекательной форме рассказывается о великих памятниках древне-русской литературы,
охватвающей семивекавой период. Начиная с разговора о первом произведении древнерусской литературы «Речи философа, авторвступает в острую полемику с некоторыми зарубежными учеными, которые пытаются принизить значение старорусской словестности, подвергают сомнению подлинность таких произведений, как «Слово о полку Игореве», сочинения Грозного, Курбского, Пересветова.
Слайд 23Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы / Отв. ред.
С.О. Шмидт; сост. А.В. Топычканов. – М.: Русский путь, 2004. – 304 с.
Слайд 24Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, — это рулевой его свободы,
она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной.