Рассказ о добром сердце

СC:UsersTATIANADesktop91161_enl.jpg

Рассказ «Доброе сердце»

 Мела метель, зима бушевала, разбрасывая повсюду хлопья снега. На веточках дерева у дома сидели синички, дрожащие от пронизывающей стужи, прижимаясь, друг к другу в поисках тепла.

Через несколько минут во двор сумасшедшим ураганом влетела толпа мальчишек. Их крики пронзили тишину двора. Маленькая девочка, игравшая  неподалеку, испугалась и заторопилась домой. А хулиганы стали лепить снежки и бросать их в птичек. Увидев это, преодолевая свой страх и тревогу, малышка выбежала на середину двора и встала в растерянности перед ними. Понимая свою слабость и беспомощность перед ватагой пацанов,  она громко заплакала. Мальчишки ничего не поняли, но опешили. Один из них неуверенно бросил в малышку снежок. Девочка  закричала: «Не трогайте птичек! Я плакать буду! Уходите!» — и разрыдалась еще сильнее. Хулиганы переглянулись и шумной ватагой вылетели из двора, напоследок швырнув снежок в пролетающую синичку. Их хохот и обсуждение странной девочки разносился по всей округе. А птичка, не долетев до веточки, упала в сугроб. Малышка склонилась над ней, роняя хрустальные  детские слезинки. Бережно взяла она  желтогрудую красавицу в свои нежные розовенькие  ладошки  и,  рыдая, понесла ее домой.

Мама Маришки, так звали девочку, обратив внимание на крики и хохот, выглянула в окошко и, увидев птичку в руках дочки, все поняла. Открыв дверь, мама взяла синичку  и отнесла её в комнату. В ней уже находились  котенок и щенок.  У каждого  из них была  своя история спасения. Мама  с дочерью познакомили обитателей дома с птичкой и позаботились о клетке для нового обитателя. Маленького друга назвали «Клювик». Девочка восторженно наблюдала за тем, как птичка приходит в себя, как старательно она чистит перышки, нежась в непривычном для нее тепле. Так прошло несколько часов,  и девочка уснула прямо на кресле, откуда наблюдала за  спасенной ею пернатой гостьей.

Мариша  проснулась очень рано.  «Надо покормить птичку тортиком!», — подумала она. «Ведь я так люблю сладкое!». Мариша предложила птичке тортик.   Клюнув два раза  неизвестное птичьему клюву угощенье из бисквита и взбитых сливок, синичка отошла от невиданного чуда, и, в ожидании семечек, уставилась на девочку. Маришка была в недоумении:  «Почему  птичка не ест, а ее старые питомцы Пушок и Тузик уже выпрашивали лакомый кусочек?» Мама, обняв дочку, объяснила, что птички торт и шоколадки не едят, и, насыпав горсть семечек, ушла.  Маришка, Пушок и Тузик с нескрываемым интересом наблюдали, как синичка клевала семечки и щебетала, наполняя комнату весельем и задором.

Время шло. Некогда подбитое крыло синицы зажило, и  птичка свободно  стала  летать по комнате. Но, чем чаще солнышко заглядывало  в оконце, тем тоскливее становились глазки у Клювика. Маришка уже знала, что синички —  птички вольные, прилетающие на зиму ближе к жилью людей, чтобы им было чем прокормиться. А теперь, весной, ей пора на свободу. Пришло время  прощаться с Клювиком. В ясный, солнечный день все вышли   в парк, открыли клетку. Синичка легко вспорхнула в синее небо, сделала круг над своими друзьями, как бы, прощаясь с ними, и улетела вглубь парка. Птички, парившие в небе, долго щебетали,  приветствуя вернувшуюся синичку.http://www.playing-field.ru/img/2015/051906/3546735

Много прошло времени с тех пор. Но,  каждую зиму Маришка встречает у своего окна  благодарную пернатую подружку, которая своим прилётом, как бы, благодарит девочку за своё спасение.

В глухом лесу жили деревянные человечки – нет, не люди, а человечки. Их было так много, что они занимали весь тот огромный лес. И так они все переплелись друг с другом, что между ними трудно было пробираться настоящему человеку, и особенно в ночное время.

Жили эти деревянные человечки с глухим, совсем деревянным голосом, а самое страшное – у них было деревянное сердце. Они, бедные, совсем не знали, что такое любовь, жалость, сострадание, плач, слезы и прочее. Что попадалось им под руки живое – птицы, зверьки, они рвали все на куски и бросали по ветру. Словом, это были не настоящие люди, а человечки, да еще деревянные…

Раз зашла девочка в лес и заблудилась. Она села под деревом и заплакала. Подошел к ней один из деревянных и спросил сухим голосом, как стук палки о палку:
— Что ты здесь делаешь?
— Я заблудилась, — ответила, утирая слезы, девочка.
— А чего у тебя на щеках?
— Слезы.
— А что такое слезы?
— Слезы от плача.
— А что такое плач?
— Когда на душе горько.

Деревянный человечек не знал, что такое плач, что такое слезы. Он сам никогда не плакал, потому что сердце-то у него тоже было деревянное. А разве деревянное сердце может плакать? Когда деревянный человечек повел девочку из лесу, то она сказала ему:
— Тише иди, а то у меня сердце болит.
— А что такое сердце? – спросил деревянный человечек.
Девочка задумалась, но потом сказала:
— Это то, без чего человек не может жить.
— А ты покажи мне твое сердце.
— Оно в груди, далеко.
— А мне можно иметь такое сердце, как у тебя?
— Нет! – ответила девочка, но потом, подумав, сказала:
— Здесь есть врач хороший. Он собирает сердца у только что умерших людей, я тебя сведу к нему.

Когда девочка привела деревянного человечка врачу, тот спросил его:
-Что вам угодно?
-Хочу иметь доброе человеческое сердце.
— А злое – не хотите?
— Нет! Только доброе, ибо страшно жить во зле.

Доктор пошел к полке, достал стеклянную банку и подал ее деревянному человечку.
— Вот самое доброе сердце. При малейшем стуке или крике оно отзывается и дрожит, потому что за всех болеет и всех ему жалко.
— Вот такое сердце мне и надо, — обрадовался человечек.
— А жалеть не будете?
— Нет-нет, жалеть не буду, лучше быть добрым, чем злым.
— Но ведь вам придется много страдать с этим добрым сердцем.
— Хорошо, хорошо, — отозвался человечек.
— Даже может быть и умереть за других…
— Хорошо, хорошо, — согласился человечек.

И вот доктор разрезал деревянную грудь человечка и вложил в нее доброе человеческое сердце.
Деревянный человечек пришел к своим в лес и стал с ними жить. Но как ему было страшно мучиться сердцем своим, видя жестокие дела своих братьев. Они жили точно дикари: ни жалости, ни сострадания, ни совести у них не было. Они рвали друг друга, ломали, жгли на костре, били слабых. Творили насилие над беззащитными, с дикой жестокостью относились к птицам, зверькам – ко всему живому. Человечек с добрым человеческим сердцем все страдал, страдал, мучился в душе и много плакал о своих собратьях. Он часто говорил им:
— Что вы делаете? Почему вы такие жестокие? Почему в вашем сердце нет ни капли жалости?

И вот один старик говорит ему:
— Что ты нас все попрекаешь и обличаешь и говоришь: «Жалеть надо да болеть за других». За всех не переболеешь, всем не поможешь, сильно будешь жалеть – сам недолго проживешь…

Человечек с добрым сердцем отошел в сторону, стал за большое дерево и горько заплакал. Вдруг он видит мальчика, замерзавшего в лесу. Склонившись к кустику мальчик был уже без чувств. Человечек с добрым сердцем бросился к несчастному. Он стал его трепать за рукав и кричать ему:
— Мальчик, мальчик, скорее встань, ты замерзнешь!

Но мальчик не шевелился. Человечек оглянулся на своих собратьев. Те смотрели и насмехались над ним. И так стало человечку больно за жестокость их! А посмотрев на мальчика, ему стало жалко-жалко его, и так доброе сердце распалилось, что стало пылать, загорелись деревянные руки его, и этим горящими руками человечек отогревал замерзающего мальчика… Он все больше и больше горел, а ребенок все больше отогревался. Совсем отогревшись, мальчик встал и пошел из лесу, а деревянный человечек все горел и горел, пока осталась одна голова…

Подошли другие человечки, оттащили в сторону своего собрата и говорят ему:
— Вот ты почти весь сгорел, какая же в этом польза?
— Мне хорошо умереть, оживляя теплом других, — ответил догоравший человечек.
— А почему ты плачешь? – спросили его.
— Потому плачу, — ответил умирающий, — что вас очень жалко.
Так и сгорел весь этот человечек, отогрев своим теплом замерзающего, а на лицах собратьев оставив печать скорбного раздумья…

Архимандрит Тихон (Агриков)

Из книги «Монастырский благовестник. Том 2»

(126)

Для 1-6 классов общеобразовательной школы

УРОК-БЕСЕДА №5

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 

                        О ДОБРОМ СЕРДЦЕ.  

ЦЕЛИ УРОКА-БЕСЕДЫ:

— Уяснить с детьми назначение сердца, как вместилища доброго и злого, важность работы над собой, чтобы обрести способность очищать свое сердце для воспитания своей души.

 ЗАДАЧИ УРОКА-БЕСЕДЫ:     

          Образовательные:

         — рассмотрение христианского учения о добродетелях и грехах.

          Развивающие:

          — раскрыть  значение понятия сердечности, милосердия на литературных  или

          иных примерах;

         — развить  навыки  рассуждения  в  исследовании  пороков  и  добродетелей.

            Нравственные задачи:

          — показать  путь   воспитания  в  себе  нравственных  ценностей,  именуемых  в

           российской религиозной традиции как добродетели.

 Методическое содержание урока-беседы:

          Общая продолжительность урока — 45 минут. Содержание:

          —  Рассказ-рассуждение с учениками о том, как воспитать свое доброе сердце, в

            ходе которого выходим на решение ключевой проблемы о потребности

            трудиться над собой,  об отношении к чужому страданию – 8 минут;

          —  в 3 – 5 классах просим двух ребят на доске записывать то, что подскажут

            дети (в 1-2 классах раздаем ребятам карточки с названиями добрых и

            недобрых качеств человека и просим разложить их отдельно) — 10 мин;

          —  Рассказываем о том, какие условия воспитывают добродетели, а какие

            лишают их — 10 минут;

          —  Раскрываем тему о добродетелях и доброделании – 5 минут;

          —  Просим детей назвать известные им добродетели – 2 минуты;

          — Называем и раскрываем главные добродетели: целомудрие, любовь,

            терпение, послушание, труд,  смирение – 10 минут.         

План и содержание урока-беседы:

1.    Как воспитать в себе доброе сердце?

2.    Добрые и недобрые качества человека.

3.    Понятие добродетели, доброделания.

4.    Главные добродетели.

5.    Как хранить чистое сердце.

1.    Как воспитать в себе доброе сердце?

     Дорогие ребята, попробуйте ответить, а как воспитать в себе доброе сердце? Разбираем варианты ответов.

     Иногда мы совершаем плохой поступок, а потом, вспоминая о нем, думаем, что поступили бы совершенно иначе, потому что не понимали самого простого: мы можем  сделать больно многим окружающим людям.

     На прошлых занятиях мы с вами подробно говорили о великой пользе послушания, потому что часто только родительское послушание в силу нашей неопытности уберегает нас от плохих поступков. Мы также говорили о том, как совесть вместе со стыдом не дает нашей душе покоя после совершенных плохих поступков, требуя их исправления. И когда мы вспоминаем свои плохие дела, обиженных нами людей, мы должны помнить, что самый верный и проверенный нашими предками способ загладить свою вину, успокоить совесть, очистить свое сердце: раскаяться и исповедаться в храме у батюшки. 

     Множество людей сегодня, приходя на исповедь,  не видят и не слышат Бога, хотя пришли в место, где Господь незримо всегда присутствует.  Нам надо учиться с малых лет, каждый раз, готовясь к исповеди, заново проживать нашу жизнь, спрашивать себя: кто я такой или такая?  Ведь я сын и внук, я дочь и внучка, я брат или сестра, я чей-то друг и или подруга. Могу ли я так называться после моих поступков? А вспоминая нехорошие поступки и дела, спрашивать себя, как же это стало возможным?

     Чтобы мы не помнили о злых своих поступках,  приходит нечисть, стирает из нашей памяти плохие дела, записывая, однако их для себя в большие списки, чтобы предъявить их нам потом в доказательство нашего недоброго сердца. Митрополит Антоний Сурожский называет один верный способ вспомнить все: перед тем как лечь спать, сделай пять земных поклонов перед иконками, встань перед Богом и от всего сердца попроси: «Господи, по молитвам тех, кто меня любит, — спаси и защити меня!»  Вы заснете в обществе святых, а в вашем сердце будет происходить очень важная работа, пока вы спите.

     Все люди со временем стареют. Есть только две вещи в человеке, которые в отличие от тела, не стареют никогда: это воля и сердце. Причем именно сердце наставляет волю, в потребности желать и делать.  Серафим Саровский говорил, что именно решимость на добрые дела отличает святого от плохого человека. А решимость рождается из сильного порыва сердца. Значит главная задача человека – правильно воспитать свое сердце, настроить его как сложный музыкальный инструмент.

      Но это очень сложно сделать, потому что сердце все время меняется. Еще час Оно назад обещало родителям вести себя хорошо, а потом вдруг обиделось на брата, он не так посмотрел, или увидело заманчивый фильм, или попросило вкусное мороженое, которое запретила мама из-за простуды.

      Есть только одна сила, способная защитить сердце от плохих поступков и слов, помочь ему разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Она сильнее волшебного «меча-кладенца», «супероружия» и даже золотой рыбки. Эта сила —  разговор с Богом, молитва, после которой Он может сделать все, что полезно нашей душе.

      Но главное препятствие для воспитания сердца – это страх перед трудностями, перед тем, что надо терпеть и трудиться, а еще страх перед полезным для здоровья нашей души  страданием. Это когда рядом другому человеку плохо, а тебе надо не закрыться, не делать вид, что это не твоя проблема, а впустить чужую болезнь, чужое горе в свое сердце, чтобы оно ожило.

     Вот главный вопрос для всех нас, ребята, готовы ли мы впустить в свое сердце любое (а не только свое) страдание?

    Потому что гораздо легче оправдать себя (нет времени, если бы, да кабы), или просто поругать тех, кто по-нашему мнению, должен был бы помочь этому человеку. Но это нашему сердцу совсем не поможет, скорее, даже наоборот. Вспомните сказку про Снежную Королеву?

    Почему сердце Кая стало ледяным и злым? Правильно, потому что осколки от разбитого зеркала злого Тролля попали в него.

    А куда попали осколки? Правильно, один осколок в глаз, другой в сердце. Смотрите, какая точность. Сердце – главный орган в человеке, где живет душа, а глаза – зеркало души. Когда сердце Кая, замороженное злой волшебницей в ледышку, перестало слышать чужую боль и страдание, стало делать злое вместо доброго.

    А почему стало возможным, что Кай хотел освободиться и не ехать за Снежной Королевой? Правильно, он не смог вспомнить такую простую молитву «Отче наш». Может быть, потому, что не имел привычки молиться, и в самую трудную минуту опасности самонадеянность, привычка непослушания его подвели.

    А вы знаете эту молитву? Вы имеете привычку к молитвенному правилу? Готовы ли вы к таким трудностям?

И только подвиг ради своего брата сестры Герды смог растопить это лед и отогреть сердце Кая. Также и мы с вами с закрытым, замороженным сердцем не сумеем сделать самое простое: отличить добро от зла.

2.    Добрые и недобрые качества человека.

            Кроха сын к отцу пришел,

            И спросила кроха,

            Что такое хорошо,

            И что такое плохо?

     Сейчас я раздам карточки со словами, обозначающими добрые и недобрые качества человека. Ваша задача – определить: доброе или недоброе оказалось у вас в руках, и коротко пояснить свою точку зрения.

или Прошу двух добровольцев к доске. Они будут на доске писать, выбранное вами. Один пишет добрые качества, другой плохие качества человека.

     Трудолюбие. Гордость. Кротость. Леность. Смирение. Уныние. Великодушие. Ненависть. Прилежание. Печаль. Милосердие. Гнев. Целомудрие. Зависть. Воздержание. Ложь. Доброта. Досада. Любовь. Злость. Кротость. Упрямство. Скупость. Щедрость. Честность. Нестяжание. Благодарность. Скука. Радость. Правдолюбие. Лукавство. Клевета.

     С помощью ребят сортируем добрые и недобрые качества человека. Выслушиваем ответы-обоснования.

     Что же у нас получилось? И почему над добрыми качествами человека нам хочется поставить слово «трудолюбие», а над нехорошими качествами мы вынуждены написать слово «удовольствие»?

Трудолюбие

Удовольствие

Любовь

Доброта

Смирение

Послушание

Сострадание

Соучастие

Сопереживание

Честность

Покладистость

Милосердие

Радость

Ненависть

Злость

Гордость

Прекословие

Бесчувственность

Безучастность

Равнодушие

Лживость

Упрямство

Бессердечность

Уныние

Душа человека призвана всегда трудиться, поэтому надо так много работать над важнейшими качествами души – волей и чувствами (или сердцем). Поэтому для воспитания добрых качеств трудолюбие является одним из главных условий. Я выучил урок и получил хорошую отметку, по этому поводу я испытываю счастье. Но счастье от слова сей час, оно не может быть долгим. Мне снова надо трудиться. Но если я вырастаю в своей семье одним или от силы вдвоем с братом или сестрой, то,  скорее всего я стану эгоистом. Потому что меня будут баловать, и я быстро пойму, что в моей семье главный – я. Меня будут уберегать от забот, мне не привьют привычки к труду, я быстро привыкну получать радости и удовольствия от игрушек, подарков, телевизора и компьютера. А потом удовольствие станет для меня такой необходимостью, что я не остановлюсь ни перед чем, чтобы получить его. Вот тогда удовольствие станет пороком. Говорят, что удовольствие – мать греха.

     Как же получается в нашей жизни, что очень часто мы делаем злые дела, которые делать не хотим, а  добрые, которые хотим делать, не делаем. Вот как об этом говорит святой Ефрем Сирин, живший в четвертом веке по Рождеству Христову: «Ибо сам в себе ощущаю, как ежечасно меня обкрадывают, и, нехотя, делаю дела, которые ненавижу. Порабощен я слабостями и воле моего врага, усердно исполняя все им любимое».  Ефрем Сирин говорит также, что у нас есть два рода чувств:

— пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), которые служат телу;

— сердце как главный орган чувств души.

      Если служащим телу чувствам дать полную свободу, не подчиняя их душе, то желанием удовольствий для глаз – телевизор или компьютер, для слуха – постоянные песни,  для вкуса – разнообразная еда, обонянием и осязанием может повредиться и само сердце. И тогда непрошенные гости: зависть, лень, гордыня и другие, поселятся в сердце, превратят его в кусок льда, как у сказочного Кая. А затем и вся душа берется в плен страстями и пороками, выбраться из этого плена душе будет очень трудно. Потребуется особая баня для души, исповедь и причастие в храме.

     Для того, чтобы этого не происходило, надо растить и развивать в своем сердце, в своей душе добродетели. Нам с вами надо выяснить – что же это такое?

3.    Понятие добродетели, доброделания.

     Попробуйте ответить: что же оно в себе содержит?  Обсуждаем предполагаемые ответы.

        Это понятие несет в себе какие-то добрые качества, обладая которыми, человек является добродетельным.

      На доске пишем слово:  Добродетели.

      В итоге получаем понятие —  доброе делание. Это значит, что добро не может просто лежать на полке: его надо активно делать, доброделание должно быть деятельным, сильным, созидающим. Но самое главное оно должно войти в привычку, стать частью характера доброго человека. К сожалению, сегодня очень многие взрослые путают добро со злом, потому что недостаточно быть добрым по естеству, важно быть добрым по Евангелию.

      Кто и для кого эти добрые дела должен делать? В греческом языке слово добродетель заимствует корень у слова избирать. Вот так: добрые дела мы должны выбрать сами, свободно и добровольно. Ефрем Сирин: «Упражняйся в добродетели, не приходя в уныние от трудов; потому что без трудов не познается добродетель».

      Но для того, чтобы их выбирать, надо: научиться отличать добрые дела от злых (и мы сегодня с вами смогли это сделать), а уже потом научиться главному – как собирать в своем сердце добродетели, и защищаться от того, чтобы страсти или пороки не смогли уживаться в нашем сердце.  

4.    Главные добродетели.

К наиболее важным добродетелям можно отнести любовь и доброту.

Доброта и любовь.

    Постарайтесь ответить на вопрос: почему  человеку лучше быть добрым?

Что это дает самому человеку? Так,  уважение и благодарность окружающих, такой человек не будет жадным, он не будет страдать от жадности, такой человек любит окружающих.

А что дает доброта человека тем, кто его окружает? Они знают, что с ними могут поделиться, они могут надеяться на этого человека, люди знают, что кто-то заботится о них, уважает и даже любит их.  Доброта очень близка по смыслу с любовью к другим людям. Только любящий человек может быть добрым, щедрым, приветливым, открытым.

Приведем как пример рассказ «Играющие собаки» из хрестоматии К.Д. Ушинского:

       «Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелись на солнышке большая дворовая собака Полкан. К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке. «Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя, — Проучит она тебя». Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него благосклонно.

      — Видишь ли, сказал Володе отец, — Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сестры, то непременно закончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых».

    Попробуйте ответить, что мы можем понять из рассказа? То, что мы часто не замечаем в себе наших недостатков. Недостатков чего? Недостатков добродетелей, в данном случае отец объяснил Володе, что ему не хватает доброты, бережного отношения к младшим братьям и сестрам, и даже любви к ним. Оказывается,  что у большой, угрюмой собаки Полкана доброты больше, чем у воспитанного Володи. А у нас  самих, ребята, достаточно доброты и любви в сердце, соучастия и заботливости, чтобы не обидеть маленьких и слабых, чтобы словом или поступком не обидеть родителей или друзей?  Всегда ли мы понимаем, что наши внимание и забота для дедушки и бабушки, и даже постороннего человека в трудных обстоятельствах дороже денег. Так как тепло нашего сердца не могут заменить никакие богатства. Вот почему Господь простит от нас не забыть навестить больного, утешить и накормить голодного и нуждающегося. В противном случае может оказаться, что когда мы окажемся в трудных обстоятельствах, нам никто не протянет руки: со злыми и бессердечными людьми такое бывает.

         Святой Симеон Новый Богослов говорит, что  доброта и любовь голова всем добродетелям. Они рождают столько добрых качеств: сострадание, соучастие, милосердие, сопереживание, сочувствие, великодушие, щедрость, нестяжание, благодарность,.

А что говорят об этом русские пословицы:

«Ум истиною просветляется, а сердце любовью согревается».

«Лихо помнится, а добро ввек не забудется».

«Добро и во сне хорошо».

«Торопись на доброе дело, а худое и само приспеет».

Смирение.  

Но если уж Симеон Новый Богослов сказал о том, что доброта и любовь всем добродетелям голова, то ноги добрым делам – это смирение. А сколько сокровищ дает нам смирение, даже трудно представить: терпение, трудолюбие, простота, прилежание, кротость, долготерпение, послушание,  покаяние, верность, чистота.

        Давайте послушаем еще один рассказ из хрестоматии К.Д. Ушинского: Лошадь и осёл.

    Прекрасная, сильная лошадь без всякой поклажи и тяжело нагруженный осёл шли по дороге за своим хозяином. «Любезная лошадь, — сказал осёл, — возьми на себя хоть маленькую часть своей ноши: я задыхаюсь под тяжестью!» Лошадь гордо отказалась. Вздохнул бедный осел и, опустив уши, побрел далее, но протащившись еще кое-как с версту, пошатнулся, упал и издох. Теперь только увидел хозяин, как он был несправедлив к бедному животному и что напрасно баловал он сильную, молодую  лошадь. Погоревал хозяин, попенял на себя, но делать было нечего, надобно было ехать далее. И вот он навьючил всю ослиную ношу на гордую лошадь, да прибавил к ноше еще ослиную кожу, которую не захотел даром бросать на дороге.

   — Поделом мне! – подумала лошадь. – Если бы я сжалилась над моим бедным спутником, то и он был бы жив, да и мне не пришлось бы теперь так тяжело.

      Ребята, каким  пороком страдала молодая и сильная лошадь? Правильно, гордостью. Она любила только себя, и поэтому ей не было дела до тяжести груза и страданий какого-то там замухрышки-ослика. Ни сострадания, ни соучастия, ни милосердия не было в ней. Только когда всю ношу с бедного погибшего ослик погрузили на ее гордую спину, она все поняла, да и то, из жалости к себе, ругая в конце рассказа свою глупость и недальновидность.

      А теперь ответьте, какое доброе качество противоположно гордости? Конечно, смирение.      

     Это редкое и необычное слово смирение. Без него невозможно понять, как добром можно победить зло, как слабому возможно победить сильного. И тот, кто обладает смирением, тот обладает одним из самых дорогих сокровищ на свете. Святитель Феофан Затворник говорит: «Смирение – основа всего! Как отойдет смирение, сердце замкнется и все доброе в нем задохнется. Да будет всегда сердце сокрушенно и смиренно». И еще он говорит: «Смирение – корень всякого добра, ибо все доброе от Бога; он гордым противится, смиренным дает благодать». Вот так, дорогие мои, смиряться, когда тебя ругают, а особенно, когда ругают несправедливо, очень тяжело, но необходимо. Смирение – это доспехи, бронежилет для сердца, который защищает от плохих мыслей-помыслов и от страстей. Но это не только щит, но и оружие против всякого зла. Ученики Христа, апостолы, числом меньше ста человек, вооружившись любовью и смирением, шли через множество стран, голодали, были ругаемы, избивались, но добром побеждали зло, исцеляли, проповедовали, обращали в Христову веру десятки тысяч людей.

    Как об этом говорит Ефрем Сирин: «Прекрасное оружие – смирение. И кто с ним выходит на брань, тот не бывает побежден. Смирение – высокая ограда; блажен, кто находит в нем убежище. Оно покоряет высокомерие гордых, оно посевает мир внутри тебя, славу окрест тебя, чистые помыслы в сердце твоем и делает чистым твое лицо. Смирение не дает места раздражительности, гонит прочь ненависть, зависть и злобу».

«Смирение – Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословенье и людям утешение».

«Не ищи мудрости, ищи кротости!».

«Не хвались горох, не лучше бобов: размокнешь и сам лопнешь».

       Терпение.

       Но для того, чтобы заслужить и получить такое оружие и великую ценность как смирение, каждому из вас необходимы и другие качества, из множества которых выделим три: терпение, трудолюбие и послушание.

      Евангельские слова: «претерпевший до конца спасется» продолжает Ефрем Сирин: «терпеливый легче достигает всякой добродетели.  В скорбях он радуется, к постам готов, в молитвах терпелив, в делах безукоризнен, в жизни рачителен, в обращении привлекателен, в хождении за немощными предупредителен, первый помощник в затруднительном положении, в мыслях трезвен, во всяком деле добр».

      Скажите,  ребята, а можно ли прожить жизнь так, чтобы в ней с нами ничего не происходило, чтобы мы или наши родственники не болели? Ну, конечно же, нет. Все трудности и  лишения, потери и невзгоды, и даже болезни даются нам не просто так. Это испытание Господь попускает нам только для того, чтобы мы научились терпеть, а через терпение смиряться. Для постижения этой науки так полезно сегодня заниматься в спортивной секции, в музыкальной или художественной школе, много трудиться, помогать родителям и старшим. С точки зрения православных христиан, каждый человек ради спасения своей души и обретения Царствия Небесного должен нести свой крест с величайшим терпением и мужеством. Помните старую поговорку: «Бог трепел, да и нам велел».

«Терпи горе неделю, а царствуй год. Терпение дает умение».

«Терпи казак, атаманом будешь».

«На хотенье есть терпение».

«За терпение бает Бог спасение».

«Терпение и труд все перетрут».

«Не гневи Бога ропотом, молись ем шепотом».

   Трудолюбие.

     Привычка к труду должна вырабатываться в каждом человеке с малых лет. Эта привычка укрепляет очень важную составляющую нашей души, ее мотор – волю. Именно волю поражают страсти и пороки. Именно воля поражается вредными привычками, а безвольный человек теряет самое дорогое – свободу, он становиться рабом, которому ничего не хочется. Когда почти четыре тысячи лет тому назад пророк Моисей выводил еврейский народ из египетского рабства, его собственный народ при первых же трудностях начинал роптать на своего вождя, мечтать о том, как хорошо им жилось в рабстве. Святой Никодим Святогорец говорит: «Для стяжания добродетелей требуется душа мужественная и великая, и воля не какая-нибудь слабая и вялая, но решительная и сильная, с верным презрением многих препятствий и тяжелых трудов и с готовностью все их поднять и перенести».

     Без трудолюбия нельзя воспитать свою душу. Феофан Затворник говорит: «Труд с терпением без сожаления все преодолевает. А самодовольство всякую энергию подсекает».

      И еще читаем у него: «…Терпите и не бегайте от дела, Богом вам порученного. Если бросите, будете как солдат, бежавший с поля брани. Стыд и срам. И еще достанется за это на Суде (Божием)».

      И еще:

«Деревня и труд – какие золотые руководители».

«Это закон; руками дело делать, а умом и сердцем с Богом быть».

«Труд терпеливый сам себе приносит награду».

«Труд все преодолевает с Божией помощью». Это когда у страха глаза велики.

«Черные работы стоят в числе средств к смирению».

«Трудно бывает иногда, но самый труд имеет в себе источник утешений».

 А еще вспомним русскую поговорку: «терпение и труд все перетрут». То, что они перетрут и выбросят на свалку многие наши страсти и грехи, так это точно.

 Послушание. 

Скажите, а какое доброе качество, которое мы проходили на прошлых уроках, помогает труду и терпению, замечательно воспитывает в детях смирение?

      Правильно, послушание, родительское послушание. Феофан Затворник говорит: труд телесный – хорошее дело; труд же сей по послушанию – святое дело». Почему же святое? Да потому что пятая Заповедь: «чти отца и мать своих да благо тебе будет, и долголетен будеши на земли» об этом говорит. Это значит, кто слушается папу и маму, исполняет Нравственный Закон, и обязательно будет под крепкой защитой.

     Симеон Новый Богослов говорит: «Тому, кто прекословит отцу своему, сорадуются демоны; тому же, кто даже до смерти смиряется перед ним, удивляются ангелы».

     Сегодня особенно важно не утратить в себе доброе дело родительского послушания. Когда дети не слушаются родителей, учителей и взрослых, когда подчиненные не слушаются своих начальников, в любой семье, в любом классе или другом коллективе или даже в государстве наступает разруха. Во всем важен порядок, это порядок установил, кто кого должен слушать: при его нарушении наступают беспорядки. Симеон Новый Богослов говорит: «Человек, научившийся противоречить, сам для себя есть обоюдоострый меч: он убивает душу свою, не сознавая того, и делает ее чуждой жизни вечной».

5.    Как хранить в себе чистое сердце. 

      Жизнь каждого человека – есть непрестанная борьба между добром и злом. Самое удивительное, что бесплотные силы ангелы и бесы ведут эту борьбу руками и волей людей. Место этой борьбы, поле этой вечной битвы – человеческое сердце. Преподобный Никодим Святогорец сравнивает сердце человеческое с корабельным рулем: «Сдвинь направо или налево руль, тотчас изменится движение корабля, и он сойдет с того направления, которого держался прежде. Когда сердце приходит в смятение, все внутреннее наше приходит в движение», нарушается правильный ход нашей мысли и самой жизни.

      Вот почему важно хранить свое сердце в чистоте, вот почему важно постом, молитвой и таинствами в Церкви лечить застарелые болячки сердца, наши страсти и пороки. У святых это называется подвигом сохранения внутреннего мира своего. «Мир сердца возмущают страсти, не допускай страстей до сердца, и оно всегда будет мирно».

      Послушайте короткую притчу Георгия Юдина «Сердце».

       «У одной доброй мудрой старушки спросили:

— Бабушка! Как ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

— есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я сделала наоборот. Сердце мое сейчас было бы в страшных рубцах, а так оно – рай благоуханный.

      Бог дал нам две равно драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его , а когда делают зло, любовь побуждает забыть его».

      Поэтому очень важно, в каком состоянии находится наше сердце, прибрано ли в нем, не переполняют ли его недобрые чувства.

Вопросы для размышления по теме:

1.    Что вы понимаете под добродетелью?

2.    Перечислите известные вам добродетели?

3.    Какие противоположные качества им соответствуют?

4.    На ваш взгляд, может ли человек изменить себя в лучшую сторону?

Домашнее задание по теме «О добром сердце»:

1.    Вместе с родителями вспомнить, перечислить и записать добродетели и пороки.

2.    Найти и прочитать сказку или рассказ о добром сердце.

3.    Для 4-6 классов дополнительно: найти и прочитать в Евангелие притчу с примером о смирении.

Литература:

1.    Преподобный Ефрем Сирин. «Беседы». М. Св.-Троицк. Серг. Лавра, 2003.

2.    Митр. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. М. Паломник. 2001.стр. 157.

3.    Шиманский Г.И. Нравственное богословие. Изд-во им. Св-ля. Льва пап римск. Киев. 2005.

4.    Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М. 1997.

5.    «Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника». М. 2008. Издание Введенской Оптиной пустыни. Стр. 421.

6.    «Простые беседы о нравственности». Коломна. 2004. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

7.    Добротолюбие. М. «Артос-Медиа». 2008. Стр. 19, 21.

8.    Преподобный Никодим Святогорец. М. Лепта Книга. 2008. Стр. 253, 423.

9.    С.Ф. Иванова. Как вести ребенка по пути к храму слова. М. 2006. «Отчий дом».

10.Святой Василий Великий. «Духовные наставления». М. «Сретенский монастырь. 1998.

  • 23 ноября 2013

Конкурс «Волшебное перышко – 2013»

Номинация «Проза» – 6-11 лет

Колосовская Мария

Об авторе

Марии 9 лет, она учится в 3 «А» классе МБОУ «Гимназия №1» города Курчатова Курской области.

Маша – активная, веселая, жизнерадостная и творческая девочка. Увлекается музыкой (играет на фортепиано), танцует, поет. Посещает ансамбль «Гармония». Любимые предметы – русский язык и литературное чтение.

Машенька – творческая личность, любит сочинять стихи, выразительно их декламирует, пишет очень красивые сочинения. Активно участвует во всех внеклассных мероприятиях гимназии и города.

В этом году приняла участие в 1 этапе Всероссийского конкурса литературного творчества «Искусство слова», посвященного 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне и 70 – летию отечественного профессионального образования, и стала победителем этого конкурса. 

Доброе сердце

Давным-давно в одном древнем городе жила-была девочка по имении Розочка. И была эта девочка очень одинокая. Родители ее умерли, когда она была совсем маленькой.

После смерти родных стала Розочка жить со своей теткой в старинном замке.

Авторские рисунки к сказке «Доброе сердце»

Тетка была на редкость злющей и вредной. Не было у нее ни мужа, ни детей. Целыми днями она наряжалась, на себя любовалась и отдавала девочке приказы. Руки у Розы были золотые: за что ни возьмется, все получится! И вышивать, и шить умела, вкусные блюда готовила.

Авторские рисунки к сказке «Доброе сердце»

Но нелегка сиротская доля! Сколько ни делала, доброго слова не слыхала, а только одни упреки. Никто ее не пожалел, не приласкал.

Было у Розочки одно утешение – котик, которого она нашла на дороге. Она его вылечила, отогрела, кусочком еды с ним делилась и стала о нем заботиться. А тот в свою очередь был ласков, предан своей хозяйке, нежно мурлыкал ей свои песенки.

Целыми днями, не покладая рук, трудилась Розочка то на огороде, то в замке, а длинными вечерами она любила читать книги. Однажды, убирая в комнате хозяйки, она обнаружила библиотеку и нашла сказку «Золушка». Прочитав ее, сиротка подумала: может быть, и мне когда-нибудь повезет!

Время шло, из худышки-подростка Розочка превратилась в красивую девушку. Только жизнь не изменилась, становилась все невыносимее. Тетка завидовала ее красоте, новую одежду не покупала, работать заставляла больше, дальше усадьбы никуда не выпускала. Но Розочка расцветала и расцветала, как настоящий цветочек.

У тетки Лукерьи душа от зависти разрывалась! Ей тоже хотелось быть такой красивой и молодой. И вот она придумала для девушки невыполнимое задание: приготовить крем молодости и красоты! Не знала Розочка его приготовления, но перечить не посмела. Горько плача, насобирала в огороде разных трав и корешков, все перетерла, смешала и стала выкладывать в баночку.

В это время подошел к ней ее котик, потерся об ногу, лизнул ее в щечку, и покатились у него из глаз слезы. Одна из этих капелек попала в баночку со снадобьем.

Розочка была очень доброй, поэтому, подавая крем тетке, пожелала ей действительно стать молодой, красивой и обязательно доброй! Лукерья с радостью схватила крем и стала у зеркала мазаться. И… О! Чудо! Ее морщины стали разглаживаться, цвет кожи светлеть, только душа – еще сильнее черстветь.

Но Розочка об этом не узнала. Она была настолько удивлена превращениям, что могла только радоваться с теткой, которая в благодарность ее толкнула, накричала, что баночка оказалось маленькой и нужно все заново повторить. Розочка заплакала, кот фыркнул, и вместе они удалились в свою маленькую комнатушку, которая находилась на первом этаже под лестницей.

Работа продолжалась, дни быстро пролетали. Вот и наступила осень. Стали лить проливные дожди. Они не прекращались уже несколько дней! Вода стала заливать крыльцо, затем подниматься все выше и выше. Котик, почуяв неладное, побежал в подвал, который находился здесь же, под лестницей, Розочка бросилась его спасать, ведь вода в первую очередь затопит это помещение. Но крышка подвала за Розочкой плотно захлопнулась, вода ни капельки не просочилась. Девушка побежала за любимцем. Долго она шла по подвальным лабиринтам, пока не попала в цветущий сад, посреди которого стоял прекрасный дворец. Авторские рисунки к сказке «Доброе сердце»

Девушка робко стала подниматься по порожкам, а ей уже навстречу шел красивый юноша. Он знал ее имя! Да кто же он такой?! Юноша завел ее в зал и показал кошачью шкуру… Да это же шкура ее любимого котенка!

Оказывается, давным-давно злая колдунья превратила принца в маленького котенка и выбросила его на улицу с заклинаньем: если найдется добрая душа, спасет его, полюбит, тогда он вновь станет человеком. Розочка сразу вспомнила свою любимую сказку «Золушку»… Вот оно! Все случилось почти так же!

В это время на улице что-то загрохотало, закричало… Они выбежали и увидели, что замок тетки Лукерьи рухнул, а сама она опять превратилась в старую и страшную женщину. Волшебные силы добрых Розочкиных рук пропали. Тетка рухнула в ноги племяннице и стала просить прощения за грубость и нанесенные обиды. Простила девушка ее, потому что она была очень добрая.

Вскоре принц женился на Розочке. И тетку Лукерью у себе поселили. Жили они долго и счастливо, потому что у них было доброе сердце, чистые помыслы и желания.Авторские рисунки к сказке «Доброе сердце»

Рисунки автора.

Автор: Колосовская Мария, 9 лет, обучающаяся 3 «А» класса МБОУ «Гимназия №1», г. Курчатов Курской области. Руководитель: Фомина Тамара Викторовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, стаж работы 37 лет, МБОУ «Гимназия №1» города Курчатова Курской области.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

  • Рассказ о добром поступке 4 класс этика
  • Рассказ о добром поступке 4 класс орксэ
  • Рассказ о дружбе на английском языке 10 класс
  • Рассказ о добром молодце в русском фольклоре
  • Рассказ о дружбе ивана и конька горбунка для 4 класса краткое содержание