Сельский Дом культуры – это сердце и душа села
Как живёшь, глубинка? Сельский Дом культуры – это сердце и душа села Бузатовский СДК был открыт летом 1989 года в очень живописном месте. Несмотря на все трудности, он остаётся центром культурной жизни и общения, как для взрослых, так и для детей. Здесь организовывают досуг для сельчан, развивают творческие способности и открывают новые таланты.
От некогда большого села Бузат сегодня, к сожалению, осталась её половина. С каждым годом сокращается количество зрителей, приходящих смотреть на новые постановки театрального кружка «Сердяш». Это связано с тем, что население стареет, а молодёжь не остаётся на селе, да и после получения профессии не хочет сюда возвращаться. Но энтузиасты-культработники не унывают и продолжают творить. Разговор состоялся с двумя работницами этого учреждения. Гульнара Бухараева – художественный руководитель, Фаягуль Ягафарова – культорганизатор СДК. Они, несмотря на все сложности, умудряются, как говорится, «держаться на плаву». Придумывают праздничные сценарии, развлекательные программы, находят сценические костюмы. Сами шьют, клеят, рисуют. По-свойски, с теплотой и душевной простотой выступают самодеятельные артисты. Народный вокальный ансамбль «Сюмбеля» постоянно радует зрителей своим репертуаром. У клубных формирований «Бузат энжеляре» и «Умырзая» есть своя постоянная аудитория. Зрители – разные, но в основном, местные, обыкновенные люди, дети, пенсионеры. Они, придя в родной Дом культуры, испытывают радостные эмоции, с удовольствием посещают праздничные мероприятия. Летом в село съезжаются гости, и культработники стараются разнообразить их пребывание. Большую радость испытывают дети, они с нетерпением ждут того часа, когда для них устраивают тематические игровые площадки. Гульнара Бухараева и Фаягуль Ягафарова — настоящие волшебницы в этом деле. Их фантазия не знает границ, талант перевоплощения в сказочных героев не оставляет равнодушным ни одного ребёнка. Во время летних каникул детские мероприятия проходят на свежем воздухе.
С работниками СДК мы осмотрели здание. Они как раз проводили ремонт собственными руками, в тоже время шла подготовка к вечернему мероприятию. Много комнат. Каждая со своим назначением. Среди них большой интерес вызывает краеведческий музей. Его фонду может позавидовать любое городское хранилище старинных вещей. Сразу видно, что основатель вложил душу в своё дело. Идея собрать у населения оставшиеся утвари прошлых лет появилась в 1990 году у Карлугас Гиниятуллиной, она обошла, все дворы села. На тот момент здесь ещё проживали люди советского и более раннего периодов. Многие откликнулись и помогли сохранить память о прошлом. Сельчане подарили люльки для младенцев, домотканые полотенца и половички, лоскутные одеяла, вышитые занавески, старинные книги, много деревенской утвари. Есть здесь и один старинный уникальный экспонант – молитвенный коврик для совершения намаза (намазлык). На нём вышиты арабские буквы, именно по ним священнослужители смогли определить предназначение этой вещи.
Большая часть экспонатов принадлежала когда-то жителям села Бузат, поэтому они отражают глубинные корни народной жизни. Например, то, как проводили зимние вечера, нам могут рассказать самодельные предметы для прядения пряжи, веретено и прялки. Ещё один интересный раздел музея рассказывает об истории этого села. Сохранились свидетельства исторических событий, документы, фотографии, фамилии людей, оставивших добрый след на этой земле, материалы культурной жизни, воспоминания жителей села, архивные данные. Сегодня хранить и приумножать фонд краеведческого музея доверили методисту по музейно-образовательной работе Ралифу Гарифовичу Габбасову. Вот уже три года он открывает молодому поколению тайны, и интересные факты из прошлой жизни села, района, республики. Посмотреть на старинные вещи приходят гости села и из соседних деревень.
Что такое сельский Дом культуры? Это сердце и душа села, отражение всей их жизни. СДК сегодня – один из немногих доступных источников приятных эмоций. Сюда люди могут прийти отдохнуть, отвлечься от повседневных дел. Для сельчан это особенно важно.
Райля ТАЙГУНОВА.
Фото автора
Сердце нашего села
Знаю по себе: если, приезжая в какое-либо село, не знаешь, как найти какого-то человека или какие-то место, всегда стоит обратиться в Дом культуры. Там непременно помогут – перед культработниками за долгие годы их работы проходит целая жизнь, так что они в своих селах знают не только, кто где живет, но и кто чем дышит. Культура, пусть она у нас обычно и не на первом плане – это реальная связь с народом: живая, дышащая, эмоциональная.
И приятно, когда не только культработники открыты для селян, организовывая им различные мероприятия. Но и когда селяне, например, звонят в редакцию нашей газеты и просят: «Расскажите о нашем Анастасиевском Доме культуры – очень хочется, чтоб вы поблагодарили от всего села наших культработников – какие они молодцы! Пусть даже работать было нельзя и массовые мероприятия проводить было запрещено – сколько сделали для нас, анастасиевцев, за эти месяцы самоизоляции! Низкий им поклон!» После такого звонка мы, конечно, не могли не связаться с одним из прославленных художественных руководителей Анастасиевского СДК – Людмилой Васильевной Гавриковой, отдавшей более тридцати восьми лет культуре и жителям родного села, и не попросить ее рассказать о работе ее коллектива.
– Людмила Васильевна, что вообще такое для села – Дом культуры?
– Сельские дома культуры – это на селе всегда центр общественной и культурной жизни людей, место их общения, развития творческих способностей земляков. Наш Анастасиевский СДК вот уже несколько десятилетий является центром культурной жизни и общения, как для взрослых, так и для детей. Здесь организовывают досуг для сельчан, развивают творческие способности и открывают новые таланты. Потому на вопрос «Что такое сельский Дом культуры?» можно ответить так: «Это сердце и душа села».
– Сколько лет уже культработники вашего ДК живут одной жизнью с Анастасиевкой?
– Судьба нашего Анастасиевского Дома культуры, распахнувшего впервые свои двери в 1964 году, неразрывно переплетена с судьбами тех, кто стоял у истоков его строительства, кто здесь творил, кто дарил свой талант, кто любил и всегда ждал зрителей, кому лучшей наградой были полные залы и громкие овации. Личность каждого из них нашла отражение и в судьбе Дома культуры.
За эти годы многое менялось в нашей жизни. Росли коллективы, их профессиональное мастерство. Потому практически каждый житель села всегда мог найти здесь себе увлечение по душе. Здесь всегда проводилось много мероприятий для работников ферм, для механизаторов. При СДК были организованы и кружки художественной самодеятельности: хоровой, вокально-инструментальный кружок, танцевальный, театральный, духовой, художественного чтения. В нашем Доме культуры всегда работали творческие люди. Семьи Скакуновых и Кутняковых. Владимир Александрович Груша, Василий Акимович Дядиченко, Юрий Васильевич Колесниченко. Неизменные наши киномеханики – Виктор Алексеевич Сопельняк и Виктор Андреевич Городилов. Заведующая парткабинетом Надежда Ивановна Гордиенко и работники парткабинета – Леонид Федорович Ковалев и Татьяна Ивановна Царегородская. Заведующая библиотекой Гордиенко Татьяна Ивановна.
Оставили заметный след в истории ДК и возглавлявшие его в разные годы директора: Николай Федорович Овчаров, Николай Иванович Добрыненко, Анатолий Владимирович Дядиченко, Зинаида Павловна Шевченко, Ирина Петровна Варнавская, Любовь Ивановна Орлова, Сергей Васильевич Берко. Много лет возглавляла наш ДК и Нина Ивановна Илышева – известная на все село певунья, организатор и просто талант! Сейчас нашим директором стала Елена Михайловна Позднякова – настоящий специалист своего дела и очень неравнодушный человек! Не могу не вспомнить и наших музработников – Николая Васильевича Холостова, Геннадия Викторовича Степаненко, Тамару Петровну Воропаеву и Ольгу Михайловну Ищенко. А Людмила Васильевна Гаврикова, которая более 38 лет является нашим художественным руководителем!
– Что сегодня приоритетно для сельского Дома культуры?
– Приоритетными направлениями сферы творческой деятельности Анастасиевского СДК являются реализация творческого самовыражения и творческой самодеятельности людей, организация культурного досуга и развлечений населения, основанная как на культурных традициях, так и на инновационных технологиях.
Наш уютный зрительный зал всегда с радостью принимает зрителей, приходящих на организуемые в селе концерты, фестивали, театральные представления. Современная звуковая аппаратура, профессиональный театральный свет позволяют проводить все мероприятия на высоком профессиональном уровне – нам не стыдно перед приезжающими в гости к родственникам в Анастасиевку горожанами!
– Для очень многих селян главное в Доме культуры, как я слышала, не столько культурные мероприятия, сколько возможность отдать детей заниматься в различные кружки. Ну, или самим иметь возможность чем-то интересным заниматься. Как с кружковой работой обстоят дела у вас?
– Кружковая работа развивается по многим направлениям. Всю творческую работу выполняет коллектив, который опираясь на фантазию, талант, выдумку и изобретательность, стремится организовать работу так, чтобы Дом культуры стал для всех селян – и маленьких, и больших, – любимым местом отдыха, встреч с друзьями, местом культурно-образовательного и активного проведения своего досуга.
В настоящее время в нашем Анастасиевском СДК семь танцевальных коллективов, которыми более десяти лет руководит Олеся Анатольевна Журавлева. Это танцевальные группы «Непоседы», «Топотушки», «Конфетти», «Фианиты», «Вита-Денс», Шалунишки», и образцовый самодеятельный танцевальный коллектив «Элегия», которые являются победителями многочисленных конкурсов и фестивалей. Вот наши награды: «Карнавал звезд» – Лауреат I степени, «Арт-Галактика» – Лауреат III степени , «Мир в наших руках – Дипломант I степени, «Когда мы едины – мы непобедимы» – Лауреат I степени, «Птица счастья», «Вершины успеха» – Лауреаты I степени. И самой значительной победой было участие в Международном конкурсе хореографического искусства «В ритме танца 2020» – получили Гран-при.
Наряду с танцевальными коллективами в Доме культуры работает и несколько вокальных творческих коллективов: ансамбль «Рябинушка» и ансамбль Селяночка», созданный в 1995 году – его руководителем и создателем которого является Людмила Васильевна Гаврикова. О высоком мастерстве коллектива свидетельствуют многочисленные дипломы различных фестивалей и конкурсов: Всероссийский конкурс художественной самодеятельности «Сударушка», Международный фестиваль-конкурс национальных культур и современного творчества «Фаворит успеха», Международный фестиваль-конкурс национальных культур и современного творчества «Арт-Галактика», фестиваль-конкурс «Старшее поколение» и многих других.
Большой популярностью у наших зрителей пользуются солисты П.И. Карпенко, О.М. Ищенко – победители и призеры Международного фестиваля-конкурса национальных культур и современного творчества «Арт-Галактика», Международного музыкального конкурса «Звездная дорожка», Международного конкурса национальных культур « Когда мы едины – мы непобедимы». Песенным творчеством занимаются в нашем ДК и дети. Вокальная группа «Звездочки», наши юные солисты – К. Клинтс, К. Колесникова и Н. Комарова – победители и призеры Всероссийского конкурса художественной самодеятельности «Сударушка», областного фестиваля «Южный ветер», международного фестиваля-конкурса национальных культур и современного творчества «Арт-Галактика» и нескольких других.
– Но вечера-то или какие-то праздники, пусть и пока отмененные в связи с ограничениями, в ДК тоже проводятся?
– Да. Наряду с кружковой работой для сельчан, нами организовываются и проводятся тематические вечера, детские праздники и театрализованные представления, праздничные огоньки, вечера отдыха, конкурсы, выступление коллективов художественной самодеятельности, выставки мастеров декоративно-прикладного искусства и народные гуляния.
– Увы, нынешний год очень серьезно сказался на массовых мероприятиях. Очень жаль – столько из них пришлось отменить…
– Даже в период самоизоляции населения культурно-досуговое учреждение Анастасиевского СДК продолжало свою активную работу! Изменился только ее формат. Нашими работниками культуры за это время были наработаны наиболее яркие примеры удачного решения организационных вопросов в дистанционном формате. Главной задачей в период самоизоляции для них стала онлайн-организация досуга людей. В целях мотивации населения к соблюдению режима самоизоляции были запущены многие проекты, в том числе и связанные с празднованием Юбилея Победы и рассказывающие об истории Великой Отечественной войны в нашем селе. Это «Ветераны минувшей войны», «Блокада Ленинграда», «Баллада о солдате. Самбекские высоты», «Солдатки», «Героям Анастасиевской земли» и многие другие. Холл нашего ДК благодаря проекту «Рисуем Победу» украсился целой выставкой рисунков маленьких анастасиевцев, посвященных этому празднику, как и окна всех общественных зданий села в этом году приобрели праздничный вид благодаря нашему участию в акции «Окна Победы».
Весь район, а не только наша Анастасиевка смог увидеть, благодаря акции «Счастливое детство», семейные фотографии наших односельчан, которыми те пожелали поделиться, и услышать песни, которые исполняли наши дети. «Дадим шар земной детям», «Мой дом Россия», «Златая Русь», «Дорогая сердцу земля». Окна России» — все эти проводимые онлайн среди сельчан мероприятия нашли огромный отклик в сердцах анастасиевцев. Люди чувствовали, что, несмотря на все ограничения, связанные с пандемией, мы все равно – вместе. И когда украшаем окна флагами ко Дню России, и когда выкладываем в интернет видеоролики с пейзажами нашего поселения, и когда вместе поем песни о нашей Родине и родном крае, и когда зажигаем свечи в память о не вернувшихся с войны 22 июня. Мы едины, когда рисуем и выкладываем в интернет «Голубей Победы» и когда читаем о Победе стихи. Мы едины, когда даем возможность нашим детям опубликовать на своих страницах, что они сделали бы для других людей, если бы вдруг стали Президентом Земли. Мы едины, когда все вместе придумываем «Наш веселый тарантас» и когда устраиваем минутки отдыха для наших хлеборобов. И мне кажется, это единство – дорого стоит!
– Значит, жива отечественная культура, Людмила Васильевна, несмотря на все пандемии?
– Мы стараемся привлекать в наш Дом культуры и детей, и молодежь, и взрослое население, находя талант в каждом человеке. Работаем в одной связке с руководителями всех общественных учреждений. Это – неотъемлемая часть нашей деятельности. Мы работали и работаем для людей, какие бы трудности нас не ждали. И всегда рады нести свое тепло нашим дорогим односельчанам. Потому нам очень хочется сказать слова благодарности всем нашим зрителям и почитателям самобытных талантов, за вашу душевную поддержку и верность. За спиной – взлеты, победы и творческие достижения, впереди – новые горизонты и покорение новых вершин творчества, сохранение и укрепление традиций, заложенных предыдущими поколениями:
Пусть не иссякнет зрителей поток,
И не смолкают здесь аплодисменты,
Чтобы гордиться каждый житель мог,
Что храм искусства посетил он этот!
Елена Мотыжева
Все статьи
Комментарии пользователей
— —
Муниципальное казенное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа села Петровского Уржумского района Кировской области
Конкурс «Воспитываем таланты»
Исследовательская работа
«Родной Дом культуры»
Автор: Заболотский
Александр Николаевич,
МКОУ ООШ с. Петровского, 4 класс
Руководитель:
Копанева Галина Алексеевна,
МКОУ ООШ с. Петровского
с. Петровское, 2013.
Введение
Тема: «Родной дом культуры».
Обоснование выбора темы: Есть здесь место, куда меня тянет. Это сельский Дом культуры. Я участвую в самодеятельности, выступаю на концертах. Мне стало интересно, а как раньше жил дом культуры. Я решил рассказать о его успехах и трудностях.
Проблема исследования состояла в том, где найти материал об истории и работе сельского Дома культуры.
Объектом исследования является развитие художественной самодеятельности в селе.
Предмет исследования: сельский Дом культуры, его успехи и проблемы.
Цель: собрать материал о работе СДК со дня открытия по сегодняшний день.
Задачи исследования:
1) встретиться с бывшими директорами СДК и ветеранами сцены;
2) выяснить мнение жителей о работе СДК;
3) выявить проблемы в работе СДК.
4) привлечение внимания к работе СДК общественности.
Основная часть
Свою историю сельский Дом культуры ведет с 1961г. Он располагался в приспособленном помещении, ранее служившем складами, кузницей, конюшней колхоза «Россия».
Первым директором сельского Дома культуры была Чайникова Елизавета Андреевна. Бывшая участница художественной самодеятельности Чувашова Тамара Александровна вспоминает: «Очень насыщенным и плодотворным был творческий путь Чайниковой. В Доме культуры проводились занятия художественной самодеятельностью. Местные жители активно участвовали в работе агитбригад. Сельский клуб и школа были тесно связаны. Каждый класс готовил выступление. Учителя и учащиеся участвовали в художественной самодеятельности. В программу выступлений входили интересные сценки, звучали любимые в селе песни».
Более 40 лет существовал в селе народный хор, который насчитывал 50 человек. Петь в хоре ходили всей семьей. С выступлениями участники хора объехали всю область. В 1968 году хор получил звание народный. Одним из руководителей хора долгое время была Соколова Луиза Дмитриевна.
Сильны были творческие традиции в Петровском. Участницы самодеятельности становились лауреатами районных, областных конкурсов. Принимали участие в областном конкурсе «Вятские зори».
Всю жизнь посвятил работе сельского Дома культуры замечательный музыкант – самоучка Николай Николаевич Коростелев. Я помню его с детского сада. На каждый праздник мы разучивали новую песню. Выступали на концертах.
В советское время сельскому Дому культуры помогал колхоз «Россия», под руководством Ислентьева Виктора Ивановича. Тогда были приобретены и сшиты на заказ народные костюмы для хора, которые востребованы и сейчас. Колхоз занимался ремонтом Дома культуры, спонсировал праздники и различные мероприятия, такие как «Проводы зимы», установка и украшение новогодней елки на пруду, заливка катка.
Под руководством Мальцевой Любови Ивановны был организован фольклорный коллектив «Сударушка», который с выступлениями объехал всю область.
С 1995 года сельский Дом культуры возглавляла Чупракова Надежда Викторовна. Она возродила драматические традиции Дома культуры.12 лет работала детская драматическая студия «Четыре пижона». В этой группе участвовал мой брат Егор. Навыки, полученные в студии, ребята реализуют и дальше, занимаясь в театральных коллективах области.
В настоящее время уже более пяти лет работает драматический коллектив «Женский батальон», который объединил женщин разных возрастов и профессий. В этом коллективе участвует моя мама Заболотская Светлана Егоровна.
Чтобы узнать мнение жителей о работе Дома культуры я провел анкетирование. Вот результаты.
- Как часто посещаете СДК?
А) По праздникам — 50%
Б) Один раз в год — 6%
В) Регулярно — 44%
- Устраивают ли мероприятия проводимые СДК?
А) Да — 90%
Б) Нет — 0%
В) Частично — 10%
- Что не устраивает в работе СДК?
А) Мало выступлений — 41%
Б) Выступают одни и те же — 6%
В) Неинтересные мероприятия — 0%
Г) На селе нужен активно действующий центр досуга – 22%
Д) В настоящее время в Доме культуры мало кружков — 31%
- Что необходимо для активизации работы СДК?
А) Заинтересовать и привлекать людей разного возраста — 31%
Б) Нужны специалисты — 34%
В) Улучшить материальную базу — 35%
Заключение.
Анализируя проведенную работу, можно сделать следующий вывод.
На селе нужен активно действующий центр досуга.
В настоящее время в работе СДК существует ряд проблем:
1. Население пассивно принимает участие в работе СДК
2. Не хватает специалистов
3. Слабая материальная база
Точного решения проблем дать не могу, но задуматься надо.
История
История Серединского Дома культуры
У всякого учреждения культуры, будь то театр, музей, концертный зал, есть своя своеобразная история. Десятки книг и статей издано о деятельности Большого театра, МХАТ, Большого зала филармонии и т.д.
Есть своя история и у Серединского Дома культуры. Начнем с того, что художественная самодеятельность в Середе достаточно активно существовала еще задолго до открытия нынешнего здания ДК.
Ещё до революции в селе Середа существовал Народный дом. При нём в 1910 г. были созданы «Клуб подростков» и драматический кружок, на базе которого интеллигенция во главе с крестьянским писателем Сергеем Терентьевичем Семеновым проводила вечера и ставила спектакли. Для этих целей С.Т.Семёнов написал сборник пьес для крестьянского театра.
После революции в 1917 году под влиянием Народного дома (г. Волоколамск), где был самодеятельный театр, в поселке Шаховская организовался самодеятельный коллектив из числа местной интеллигенции, советских и кооперативных работников, а также прогрессивной молодёжи. Он положил начало большой культурно-просветительной работе среди населения. Самодеятельный коллектив часто выступал с постановками и концертами в здании начальной школы и выезжал в Раменье, Середу, Белую Колпь. Особенно пользовались популярностью «синеблузники».
Подобные драматические кружки были созданы в 1918 г. учителями А. Л. Зарубиной и И.А.Никольским в селе Волочаново и деревне Ядрово. Ставились революционные пьесы, волочановцы выезжали с концертами в Волоколамский район.
В конце 1920 г. по настоянию активистов культпросветработы учителей Никольского, Иванова, Козлова и секретаря партячейки Бодровой-Ёлкиной Волисполком передал под Шаховской Народный дом конфискованное у купца Смирнова двухэтажное кирпичное здание (ныне – магазин Л. Кашковского). Молодёжь ликовала и тут же завладела «монопольным» правом на пользование Домом для самодеятельности и кружковой работы.
В 1923 г. в одной только Серединской волости действовало 13 культурно-просветительных кружков, в то время как в 1914 г. их насчитывалось 8.
К сожалению, в это время Народный дом в Середе с театральным складом, великолепной библиотекой, детским клубом был уничтожен пожаром. В результате кружковая работа временно замерла.
Но, как известно во все времена, люди всегда тянулись к искусству и народному творчеству. В 30-40-ые годы вся бюджетная сеть учреждений входила в состав РОНО, где функционировал сектор культурно-просветительной работы.
Во время оккупации села фашистами в годы Великой Отечественной войны культурная жизнь замерла . А в послевоенные годы, во времена послевоенного восстановления, энтузиасты самодеятельного искусства собирались для репетиций во временно выделенных администрацией села незанятых квартирах, пустующих домах, а то и просто друг у друга, готовясь к выступлениям на праздничных концертах, днях урожая, праздниках начала посевной, праздниках Победы, на выборных кампаниях.
Неформальными лидерами самодеятельности того времени были В.Д. Кузьмина, А.В. Меньшова, а позже ярко проявился талантливый исполнитель эстрадных песен В.В. Кузьмин, сын В.Д. Кузьминой, который организовал первый в Середе ВИА, куда входили местные сельские ребята. Уже через несколько месяцев они подготовили танцевально-песенную программу и стали выступать на концертах и проводить танцевальные вечера в фойе местного кинотеатра, который был расположен в нынешнем здании Серединского территориального отдела администрации городского округа Шаховская. Кстати, именно тогда сельсоветом Середы были изысканы средства для содержания специалиста-культработника. Первым платным руководителем серединской самодеятельности стал талантливый музыкант и театрал Н.Н. Курочкин. Именно ему принадлежит создание первой агитбригады, в состав которой входили учителя, медики, сельхозработники. Агитбригада Середы успешно выступала на областном конкурсе и удостоилась чести выступить со своей программой в Москве на ВДНХ. К сожалению, Н.Н. Курочкин по личным причинам был вынужден покинуть Середу.
А в село приехали новые культорганизаторы – супруги Куракины. Татьяна стала директором Серединского ДК, а ее муж Виктор, баянист, – аккомпаниатором. Они организовали вокальную группу и детский хор, с которыми часто выступали на сельских и районных мероприятиях. В это время началось строительство двухэтажного здания для Серединского Дома культуры. Только вот опять повторилась прежняя история. Супруги Куракины, не дождавшись открытия, уехали работать в другой, близкий в Москве, район. Это было уже в восьмидесятых годах прошлого столетия.
А в качестве директора уже наполовину построенного здания Дома культуры был приглашен новый специалист – Н.Н. Савостьянов, житель Подмосковья, уроженец г. Павловский Посад. Надо сознаться, что жители Середы не особенно верили в то, что он останется здесь надолго, а последует примеру своих предшественников. Поэтому отношение к нему было сначала, мягко говоря, настороженное. Время шло, репетиции коллективов по-прежнему — где придется.
А здание постепенно достраивалось. Шёл 1986 год. 1 сентября 1986 года здание было полностью построено. Теперь необходимо было оснастить и оборудовать его всем необходимым для культурно-просветительской работы – найти и закупить одежду сцены, музыкальные инструменты, костюмы для художественной самодеятельности, оборудовать сцену и зрительный зал осветительными приборами, сценическими механизмами и так далее. Удалось даже совершить невероятное по тем временам чудо – купить в столице и доставить в новенький сельский Дом культуры знаменитый красный рояль с запоминающимся и многозначительным названием «Москва». Продолжились эти работы до начала 1987 года. И вот, наконец, в марте 1987 года состоялось торжественное открытие нового здания Серединского ЦСДК.
Это событие запомнилось всем. И хоть помощников у директора почти не было (на полставки работал В.В. Кузьмин, да помогали участники самодеятельности), праздник прошел на «ура». Зал буквально ломился от зрителей. С этого момента и началось становление серединской художественной самодеятельности. Появился хор русской песни, в состав которого входили представители различных возрастных групп,
хор детской песни «Колокольчик»,
продолжил свою деятельность ВИА,
вновь заработал театральный кружок. Последовали приглашения на концерты и праздники в другие районы Подмосковья и на праздники города в Москву. А в 1988 году хор русской песни из Середы был приглашен для выступления на праздничный концерт в честь Дня 8 марта в Колонный зал Дома союзов. Это выступление стало, пожалуй, самым престижным в истории художественной самодеятельности Серединского ЦСДК.
Время шло. В Доме культуры открылся филиал Шаховской школы искусств, где стало преподаваться обучение игры на баяне, аккордеоне и фортепиано.
Дом культуры неизменно продолжал свою деятельность, участвуя в десятках районных и межрайонных мероприятий, в сельских праздниках, самым ярким из которых можно назвать «500-летие Середы». Пожалуй, никогда до этого не проводилось в селе такого масштабного события. Директор ДК Н.Н. Савостьянов и председатель сельсовета А.А. Прохоров с особой ответственностью и серьёзностью, буквально с утра до ночи, готовились к этому событию, понимая, что плохо его сделать нельзя. Были приглашены коллективы из других районов Подмосковья. Найдены спонсорские средства, привлечены народные умельцы Середы и Шаховского района. На сцене, построенной на площади у Дома культуры, разворачивались события, связанные с историей села. Вот на битву с польскими интервентами проходят ополченцы в боевых шлемах и кольчугах. А затем отряд вооруженных крестьян ведет пленных французов, захваченных в бою. И, наконец, события, памятные многим жителям-ветеранам. Партизаны готовятся к рейду по фашистским тылам. И тут же на сцену приглашаются участники Великой Отечественной войны для поздравления и награждения. Но это еще не все. Раздаются могучие аккорды симфонии Бородина и на площадь верхом на конях въезжают былинные богатыри. Разворачивается эпическая театральная картина битвы с нечистой силой. Мастерски сделанный местными художниками Змей Горыныч о трех головах, извергающий дым. Баба Яга, Леший, Кикимора в исполнении местных артистов. Действие постепенно приходит к торжественному финалу. Звучат поздравления от представителей районной администрации. А в воздух взлетают ракеты праздничного салюта. Всю ночь гуляла Середа, празднуя свое 500-летие. В областной газете появилась статья «500-летие Середы можно назвать событием не только районного, но и областного уровня».
Сразу после этого отмечалось 10–летие Серединского ЦСДК – не менее торжественное и интересное мероприятие.
Время шло своим чередом, принося свои изменения и новшества. На смену ушедшему на пенсию Н.Н. Савостьянову, но продолжающему работать и по сей день в родном ДК, пришел новый руководитель – Ю.С. Жаркова, которая привнесла новые формы и методы работы. Особенно интересными были новогодние театральные постановки, автором и режиссером которых была сама Юлия Сергеевна. Пожалуй, ничего подобного, равного по искрометному юмору, костюмному и декоративному оформлению еще никогда не было. Под её руководством в Серединском ДК проходили ответственейшие встречи ветеранов войны из стран СНГ и Подмосковья, юбилейные праздники межрайонного уровня, а также многочисленные особо значимые мероприятия на других площадках Шаховского района . Это и Последние звонки на главной площади п. Шаховская у красивого современного фонтана, и Праздники труда, и педагогические ассамблеи, фестивали, патриотические конференции поисковиков Шаховского района Московской и других областей, районные Вахты памяти и много других. Ею были разработаны и подготовлены замечательные сценарии с художественным содержанием, включая в них воинские ритуалы и традиции, гражданские обряды, и проведены памятные торжественные перезахоронения воинов, погибших в годы ВОВ 1941-45 г.г., на Кургане Славы близ деревни Спас-Вилки на 289-ой высоте.
Новый, очень значительный этап деятельности Серединского ЦСДК, связан с приходом на работу в качестве балетмейстера талантливого специалиста Л.А. Хомич. Благодаря ее деятельности и неуемной энергии и инициативе директора Серединского ЦСДК Ю.С. Жарковой , был организован многочисленный хореографический коллектив, который вскоре получил звание «Образцовый».
Всё в Доме культуры и поёт, и пляшет, для того он и Дом культуры на селе. Здесь царит атмосфера творчества, доброжелательности и порядка. И создаёт её с любовью и профессиональным подходом идейный вдохновитель Ю.С. Жаркова вместе с коллективом единомышленников.
Большой вклад в работу Серединского ЦСДК внес и продолжает вносить замечательный специалист, мастер на все руки А.А. Старшинов. Весь технический арсенал звукового и светового оборудования ДК находится под его неусыпным наблюдением и контролем.
Много полезного вносят в работу ДК вновь пришедшие специалисты. Их участие в художественной деятельности ЦСДК неизменно и результативно.
И пусть проходят года, но корабль Серединского ЦСДК по-прежнему идет правильным курсом к светлым берегам добра и красоты.
За прошлое десятилетие (с 2012 по 2022 год) Серединский Дом культуры значительно преобразился. Постоянно что-то ремонтируется и обновляется. Укрепляется материально-техническая база. Постоянно пополняется костюмный фонд, фонд современного технического оборудования.
В декабре 2017 года завершился первый этап капитального ремонта нашего Дома культуры. Заменена кровля, отремонтирована отмостка по периметру всего здания, произведено укрепление фундамента, проложена дренажная система с последующим бетонированием, что позволило осушить подвальные помещения. В целях повышения безопасности восстановлены два запасных выхода из здания.
Современно и стильно выглядят после ремонта помещения первого этажа. Обновленный холл кажется намного просторнее и светлее. Стены, потолки с энергосберегающими светильниками, керамогранитная плитка на полу и светлые двери входной группы с первых шагов создают впечатление праздника.
Преобразился зрительный зал: заново отделаны стены, потолок, полностью заменено освещение, установлены красивые и удобные кресла.
Новая сцена, ступени, ведущие из зрительного зала, арка придают пространству торжественность. Качество нового пола уже смогли оценить дети из танцевальных коллективов «Задоринка» и «Серединочка»; палубная доска из лиственницы с микровельветовой выделкой для создания противоскользящего эффекта, идеальна для выступлений. Таких отделочных материалов на объектах в нашем округе еще не применялось.
Очень важен и тот факт, что в результате правильно подобранных отделочных материалов строители добились отличной акустики в зрительном зале. Это отметили и звезды российского кино, которые выступали с концертом в нашем Доме культуры.
У нас много детей занимаются хореографией. Действуют четыре танцевальных коллектива. Поэтому в ходе ремонта старый дискозал был переоборудован в базовую репетиционную площадку. Пол здесь выложен специальной паркетной доской, на двух стенах установлены зеркала, в скором времени, надеемся, появятся и балетные станки для проведения репетиций.
Проведена перепланировка туалетных комнат, установлено новое сантехническое оборудование, фурнитура, появились бойлеры для нагрева воды. Не забыли мы и о людях с ограниченными возможностями, для них оборудованы специальные кабины.
Как стал выглядеть наш Дом культуры после ремонта, можно назвать одним словом — сказочно.
Очень хочется, чтобы в скором будущем перемены произошли и на втором этаже, а также на фасаде здания. Будем ждать добрых перемен, а пока постараемся по-прежнему радовать земляков результатами своего труда.
Советский ДК – это культурный феномен, который и сегодня формирует нашу повседневность.
И у каждого из сохранившихся Домов и Дворцов культуры — своя богатая история
Дома культуры и клубы появились в СССР в 20-х годах XX века, когда был образован Главполитпросвет. Под них отдавали дореволюционные здания и строили новые. Под первый Дом культуры приспособили Народный дом, построенный в августе 1912 года в стиле ампир, переименовали в Клуб железнодорожников имени Андреева и снесли в 1968 году. Ныне на этом месте стоит современная коробка Концертного зала областной филармонии.
Всего в Калуге в 60-80-х годах прошлого столетия работало 9 крупных учреждений культурного досуга.
Каждый из домов культуры в советское время был центром притяжения городского населения, у каждого ДК или клуба была своя изюминка. Увы, до наших дней дожили далеко не все, ещё меньше сохранили свои изначальные функции.
Живая музыка, живая память
19 января на сцене бывшего ДК КЭМЗ (ныне Областной молодежный центр) прошел концерт народного оркестра под управлением легендарного Владимира Бынкина. Практически вся жизнь коллектива была связана с Калужским электромеханическим заводом, которому более 100 лет. Днём рождения принято считать 17 декабря 1927, с того исторического дня оркестр стал неотъемлемой частью КЭМЗ и его заводского клуба. Первыми руководителями были Михаил Губин и Василий Какулин. С 1937-го по 1941 год оркестр возглавлял Николай Хахалев. Долгое время у руля стоял Олег Войде. И вот уже много лет дирижёрская палочка находится в руках заслуженного работника культуры России Владимира Бынкина. Сменил хозяина и статус клуб КЭМЗ, а старейший музыкальный коллектив теперь стал называться оркестром Дома народного творчества «Центральный». Концерт под названием «Живая музыка, живая память» и стал поводом вспомнить о клубах, Домах и Дворцах культуры советской эпохи.
Хлопотное наследство
Калужские клубы, Дома и ворцы культуры, за редким исключением, делятся на два типа: одни ипостроены в духе сталинского классицизма (клуб КЭМЗ), другие — в духе советского модернизма (клубы машзавода). Однако в этом материале хотелось бы поговорить не о внешнем облике, а о внутреннем содержании тех советских ДК, дух которых уже не вернуть. Нынешние ДК, те, что дожили до наших дней, по-прежнему играют важную социокультурную роль. Как и прежде дети и подростки посещают кружки и секции, а старшее поколение — мероприятия и клубы по интересам. Однако люди, причастные к культуре, в один голос утверждают, что нет уже той доброй атмосферы, которая царила в этих центрах в былые годы.
ДК машзавода и КЭМЗ, брошенные богатыми некогда владельцами и перешедшие под крыло городской и областной властей, именуются теперь ГДК (Городской досуговый центр) и ОМЦ (Областной молодежный центр). Величие изначального архитектурного и дизайнерского замысла здесь соседствует с китчем, утилитарностью, заброшенностью и позднесоветским пафосом. Да это и понятно, где взять средства на капитальную перезагрузку? Дом культуры — формат, который явно выбивается из коммерческого контекста сегодняшнего дня. ДК Турбинного завода стоит особняком, жизнь там кипит, как и прежде. Однако бывшим клубам машзавода и КЭМЗ тоже повезло – они выполняют практически те же функции, что и в советское время. Как и 30 лет назад там работают кружки, обучающие детей разным искусствам. ДК железнодорожников превратился в концертный зал музыкального колледжа им. Танеева. В клубе работников торговли теперь расположился Театр кукол. И это неплохо! А вот судьба ДК»Строитель» печальна: его приспособили под офисы, магазины и рестораны.
Приказал долго жить
Несмотря на то, что городские клубы, Дома и Дворцы культуры были в основном ведомственными (строились, финансировались и подчинялись крупным градообразующим предприятиям и заводам), практически все они были доступными для людей любого возраста и профессии. Каждый ДК являлся культурным центром своего микрорайона, у каждого была своя визитная карточка. В районе площади Победы таким был ДК «Строитель». Появился он в конце 1960-х и принадлежал богатейшему «Калугастрою», подчинявшему большинство строительных организаций Калуги и области. В лучшие годы в «Строителе» занимались около 30 творческих коллективов. В его стенах зародился устный журнал «Молодость», и калужане в разное время общались там с режиссером Леонидом Гайдаем, актерами Евгением Матвеевым, Леонидом Каневским и Борисом Хмельницким. На его сцене выступали ВИА «Голубые гитары», «Алиса», «Ария», «Король и Шут» и Лариса Долина. Вместе с «Калугостроем» почил в бозе и ДК «Строитель»: Дворца культуры не стало в 2007-м. Несколько лет площади ДК сдавались разным арендаторам, была идея полностью снести здание. Как-то губернатор Анатолий Артамонов предложил его выкупить за бюджетные деньги у хозев-приватизаторов и вернуть детям, однако собственника это не устроило. И после перепланировки и ремонта ДК «Строитель»: превратился в супермаркет.
В оркестре играли врачи
Безусловно, клубы и ДК, как бы они сегодня ни назывались, всегда были и остаются тем местом, где дети получают первоначальные навыки пения и хореографии, а взрослые разных профессий в свободное от работы время имеют возможность самовыражаться в художественной самодеятельности. А вот что ушло из клубов безвозвратно, так это «танцы по выходным».
Танцплощадки, как место проведения досуга, существовали практически с первых лет СССР. В 50-60 годах на танцах играли «акустические бэнды», а сама атмосфера немного напоминала дореволюционные балы — мужчины и женщины собирались отдельно, танцы имели названия и часто шли в определенном порядке, у вечера нередко был конферансье.
— В 1962-м, поступив в МВТУ им. Баумана на вечернее отделение, я устроился слесарем на «Калугаприбор», — вспоминает Юрий ЛОГВИНОВ (в конце 70-х – 1-й секретарь Калужского горкома комсомола, с 1981-го по 1986-й — директор Калужского драмтеатра, ныне директор областного учебно-методического центра образования в сфере культуры и искусства). – Маленький клуб, в простонародье красный уголок, располагался на территории завода. Заведовала им Нина Петровна Мониковская. Каких только коллективов там не было! Духовой и эстрадный оркестры, несколько танцевальных ансамблей, инструментальные и вокальные квартеты, солисты. В каждом цехе и отделе был свой самодеятельный коллектив. Когда проводили смотры цеховых артистов ажиотаж был немыслимый! Зрителей в 100-местный зал набивалось под самый потолок! Победителей награждали грамотами, денежными премиями и поездками по стране. Таким образом я побывал в Ленинграде, Киеве, на Домбае, в Сухуми. Помимо того, что я играл в разных оркестрах на фортепиано, часто выступал как конферансье. В клубе железнодорожников каждый год проходил городской конкурс чтецов, в котором моими конкурентами были Валерия Визгова – ныне директор ТЮЗа, Николай Троицкий — будущий директор «Кремлёвского балета», Николай Скорик – ныне режиссер МХАТа.
Цех, в котором я работал, шефствовал над колхозом им. Суворова. Клуб располагался в селе Кольцове. Летом мы часто выступали там с концертами, играли на танцах. На художественную самодеятельность заводское руководство не скупилось. У нашего оркестра было три комплекта инструментов: один для репетиций, другой, парадный – для концертов и еще запасной. Так вот один мы подарили сельскому клубу.
Каждый ДК отличался своей неповторимой изюминкой. В ДК КЭМЗ помимо знаменитого духового оркестра, был ещё и очень солидный эстрадный оркестр лундстремовского размаха с четырьмя саксофонами! Это заслуга незабвенного Олега Войде. Театральным кружком там руководил Евгений Сумин. Известный в городе эстрадный оркестр «Пульс» репетировал в красном уголке областной больницы. На саксофоне играл отоларинголог Герман Склабинский, на контрабасе – главный врач детской больницы Юрий Куликов, на аккордеоне – Лев Мамчин – главный рентгенолог области, пел знаменитый отоларинголог Отто Гейне, а руководил ими хирург Юрий Фирстов, виртуозно владевший саксофоном. Дворец культуры «Строитель» — это прежде всего хореографические коллективы Людмилы Важесовой. В клубе работников торговли в 80-х годах гремел своими яркими постановками театр «Диалог» молодого режиссера Александра Баранникова. Клубы машзавода и железнодорожников славились сильной школой бальных танцев. В заводском клубе Калугаприбора была очень сильная агитбригада. Там же зародился «Литературный театр Людмилы Кудрявской», впоследствии перебравшийся под крышу клуба машзавода.
Сегодня в клубе будут танцы
Ближе к семидесятым годам на танцах в клубах стали выступать различные ВИА. На танцплощадках царила особая атмосфера. Большинство из нас до сих пор помнят те, ни с чем несравнимые вечера пролетевшей молодости.
— На Маяковке, где я жил в 70-х, пронесся слух, что в клубе работников торговли набирают музыкантов в ВИА, — вспоминает Валерий ВОЛХОНСКИЙ, музыкант, руководитель кавер-группы MORE. – Я тогда учился в машиностроительном техникуме и играл в студенческом ансамбле. Вместе с барабанщиком мы отправились попытать счастья. Пришли, когда на сцене прослушивали солистов – какая-то очаровашка пела пугачёвскую «… И понапрасну не надо…». И тут появляется чувак такой модный, а в руках у него чешская Тornadо! Я сразу понял – мне тут ничего не светит. Настоящие фирменные гитары, вроде Fender или Gibson, в СССР были доступны только небожителям из филармоний. Мы, 16-летние пацаны, в лучшем случае играли на болгарских Orpheus, а чаще всего, обходились советскими «Уралами», именуемыми в музыкальной среде «лопатами», «веслами» и «дровами». В клубах и ресторанах играли на чехословацких Iolana, Тornadо, или восточногерманских Musima.
В конце 70-х мы ходили на танцы в ДК «Строитель», но не танцевать, а слушать шикарный ансамбль, в котором на гитаре играл лощёный красавец, любимец женщин, всегда слегка «под градусом» Сергей Фадеев, совершенно непьющий барабанщик Александр Малышев, Сергей Панов и потрясающий вокалист Женя Петрушин. Играли они убойно! Популярными тогда были песни групп Smokie, Teaсh-In, песняровская «Олеся», «Там, где клён шумит» «Синей птицы»… Делали свои аранжировки известных песен. Например, «самоцветовскую» «рельсы упрямо режут тайгу…» начинали вступлением из хита Deep Purple! А я хвастался девчонкам, что они исполняют одну мою песню. Как она попала к ним, это отдельная история. Я тогда был на седьмом небе от счастья!
В 80-х уже сам играл на вечерах «Для тех, кому за 30» в клубе КЭМЗ. Наш ансамбль назывался «Колесо фортуны». Сначала танцы проходили в фойе. Начинали программу с танго и вальса, потом переходили к заводным быстрым танцам. В перерыве публика шла в зал — смотрели мультики для сближения. Возвращались на танц-пол и мы давили «медляки». Практически обязательным был белый танец, во время которого девушки приглашали парней. Люди действительно приходили знакомиться, некоторые женились. Такие вечера «кому за 30» проводились в клубе КЭМЗ вплоть до конца XX века. Популярностью они пользовались бешеной: только количество проданных билетов доходило до 800! А были ведь и те, кто просачивался «по дружбе» с музыкантами и персоналом. Мы были, наверное, «последними из могикан». ВИА и группы давно уже вытеснили дискотеки.
Поодиночке на танцы не ходили
То, что можно назвать «дискотекой», стало появляться где-то в конце 70-х — начале 80-х годов. Главное отличие «дискотеки» от «танцев» было в том, что вместо живого ансамбля ставили записи. За очередность отвечал диск-жокей (позже – ди-джей), а помогали ему звуко- и светорежиссеры. Записи включались с пластинок либо с бобин, а позже — с аудиокассет. Как правило, у диск-жокея были два магнитофона или две «вертушки» (проигрыватели пластинок). Пока с первого магнитофона играла музыка, диск-жокей готовил на втором апарате новую композицию.
Особо продвинутые диск-жокеи пользовались звукорежиссерскими пультами (вроде «Электроники» серии ПМ) — технику, подключенную через пульт, можно было выводить как на общие колонки для зала, так и себе отдельно на наушники. С помощью пульта записи можно было пускать композиции одну за другой практически без паузы, пользуясь фейдерами регулировки громкости — это было очень удобно.
ДК «Строитель» я руководил дискотекой «Импульс» в середине 80-х, — вспоминает журналист и писатель Сергей ФАДЕЕВ. – Директором Дворца был тогда Николай Иванович Куценко — человек старой формации, рок-музыку не приветствовал. Однако дискотека приносила реальный доход, собирая до 600 человек. Вход стоил 1 рубль. Проводили мы ее два-три раза в неделю и получали за это по 30 рублей. Всегда старались радовать публику музыкальными новинками. Первыми в Калуге крутили «Мираж», «Сталкер» Андрея Державина. Записи доставал через друзей МГУшников. Сама музыкальная программа строилась обычно так: 4-5 быстрых танцевальных треков, потом один «медляк», во время которого можно было пригласить понравившуюся во время быстрых танцев девушку, затем опять быстрые композиции. Светом и звуком заведовали парни из Бауманского» — будущие инженеры, большие изобретатели. У нас было всё на высшем уровне – страбоскопы новейшие, мы экспериментировали с плавающим дымом. Мужская часть публики состояла приоритетно из молодёжных группировок: «Кошки», «Апачи», «Ягодка», «Нация». А территориально к нам ближе всех были «Центр» и «Периметр». Массовые драки были частью, атрибутом дискотечных вечеров. Частенько милиция увозила драчунов на нескольких машинах. Несколько раз страдала и наша дорогая аппаратура. Однако к нам хулиганы относились с почтением.
С началом перестройки цензура ослабла, и пошли «ритмы зарубежной эстрады». Популярными были такие исполнители, как ABBA, Modern Talking, CC-Catch, Boney M. В самые последние годы существования СССР были также популярны синтпоп-команды вроде Depeche Mode, Pet Shop Boys, Erasure.
Я считал, что наша дискотека была самой посещаемой в области — 600-700 человек – обычное дело, пока не попал в Обнинск. Их местный диско-клуб «Всплеск» под руководством Андрея Первова проводил вечера в танцевальном павильоне «Ритм», рассчитанном на 1200 танцующих! Нашу программу, составленную из евро-диско, в Обнинске не восприняли. Наукоградцы тогда уже танцевали под новую волну и регги.
P.S. В настоящее время массовые танцы как отдельный вид отдыха из клубов и ДК практически исчезли, танцевальные вечерники теперь проводятся в ночных клубах, с соответствующим оборудованием и программой.
Если вы стали свидетелем происшествия или необычного события, пишите нам.
Предложить свою новость
Петряксинский Дом культуры, несмотря на все трудности, остается центром культурной жизни и общения. Это основная площадка для проведения организованного досуга, место встреч односельчан, здесь развиваются творческие способности и «зажигаются» новые звездочки. Не случайно на базе этого учреждения проходят и с успехом региональные мероприятия.
Директором этого заведения является Ахмяр Фаттахович Закиров. Есть такое выражение — «отдать работе душу», оно, наверное, про него. Честно признался, что ни сам, ни кто-то из его близких не предполагали такой перемены в его судьбе. Выпускник Горьковского государственного педагогического института имени Максима Горького он в 1989 году вернулся в родное село и стал вести в школе физкультуру и начальную военную подготовку. В этот же год, работавший тогда председателем колхоза имени Жданова, Р.Ж. Измайлов предложил молодому учителю быть по совместительству инструкто-ром по спорту. В подвальном помещении Дома культуры
функционировал тогда культур-но-спортивный комплекс с собственным 25-метровым тиром, где кипела спортивная жизнь. Затем подался со старшим братом в бизнес, но вскоре понял, что это не его сфера деятельности. В 2007 году ему предложили работу в должности заместителя директора ДК по творческой деятельности. Хотя она не была по его специальности, он с воодушевлением приступил к реализации всех творческих планов. На культурном поприще и пригодились знания, полученные в вузе, опыт работы с детьми в школе. Оказывается, человек может найти свое призвание в любом возрасте. Главное, чтобы душа к работе стремилась.
Сегодня на концертах в Петряксинском Доме культуры не бывает свободных мест. И даже более того, желающих очень часто оказывается значительно больше, чем может позволить принять зрительный зал. Люди с удовольствием идут на зрелищные мероприятия, потому что каждый для себя непременно найдет что-то свое. Ярким и запоминающимся событием стало театрализованное представление «Женитьба», поставленное на сельской сцене в Год культуры. Это тоже показатель состоятельности культуры в этом селе.
О своих успехах и достижениях Ахмяр Фаттахович говорить не любит. Во время нашей с ним беседы всегда умело старался перевести вектор ее направленности на результаты совместной деятельности. Народ в селе ему доверяет, поэтому третий созыв избиратели отдают за него свои голоса — он депутат сельского Совета по шестому избирательному округу. Свои предвыборные обещания всегда выполняет, чем завоевал уважение односельчан.
— Я рад, — говорит он, — что у нас в поселении такая администрация, СПК и депутатский корпус. Потому что любой вопрос, будь то финансовый или организационный, глава администрации сельсовета А.Х. Садретдинов и председатель СПК «Петряксинский» Р.Г. Хасянов не оставляют без ответа, всегда помогут. А депутаты сельского Совета порой из своего семейного бюджета жертвуют деньги на проведение мероприятий. Есть в селе предприниматели, среди населения желающие внести средства на возрождение культурной и спортивной жизни. Не обязательно при этом быть самому спортсменом, просто нужно любить спорт.
Мы стараемся привлекать в Дом культуры и детей, и молодежь, и взрослое население, находим в каждом человеке талант. Ребят «присматриваем» с младших классов или даже с детского сада, убеждаем их самих и родителей, что они способны, что им надо выходить на сцену. И жители уже поверили, что сами могут участвовать в преображении села. Работаем в одной связке с руководителями всех учреждений. Это неотъемлемая часть нашей деятельности. Если людей не заинтересовать, культура на селе постепенно угаснет.
И долго Ахмяр Фаттахович рассказывал о том, что всегда находятся помощники, активисты, энтузиасты, которые, имея организаторские способности, ведут за собой других. Так, по инициативе заведующей Петряксинской участковой больницей А.Ж. Измайловой в прошлом году в селе был организован хоровой коллектив, который с первого выступления на праздновании Дня Победы завоевал симпатии зрителей. Администрация сельсовета, предприниматель К.Х. Иксанов и житель Москвы С. Фейзрахманов помогли с приобретением сценических костюмов, в Доме культуры им созданы все условия для проведения репетиций. Своей группой поддержки называет педагогов Р.А. Гильманову, Г.А. Аляутдинову, Х.Х. Сулиманову, работника торговли Ф.А. Измайлову и Х.З. Абульхайрову. Без постоянного взаимодействия с активом любые начинания были бы неосуществимы. Скромно умолчал, что вовлекает в деятельность учреждения культуры не только юных односельчан, но и собственных детей сына Ильхама и дочь Джамилю, жену Рамилю Хайдяровну. Каждый их успех – гордость для родителей. Радуются петряксинцы, когда на сцену выходят их дети и внуки. Посмотреть на их выступления сельчане приходят семьями, поэтому наполняемость зрительного зала выросла, а к культуре приобщается все больше людей.
Сам он во время проведения мероприятий в основном находится за пультом музыкального оборудования, хорошо разбирается в акустической аппаратуре. Ему приходится совмещать одновременно и должность художественного руководителя. Подарить хорошее настроение, организовать праздничные концерты для жителей села – прямая обязанность работника культуры. И пусть задача непростая, зато для человека, занятого любимым делом, она, несомненно, по плечу.
Страница 1 из 5
История районного Дома культуры с. Усть-Чарышская Пристань
История культуры Усть-Пристанского района воссоздана по историческим документам, рассказам очевидцев. Приведены воспоминания Г. Д. Волкова, активного участника художественной самодеятельности, ветерана советской работы, а так же материалы об истории культпросветработы, председателя комитета по культуре 60-х годов И.В.Кардаша.
Сведения о работе самодеятельного театра доходят к нам из 1907 года.
После февральской революции в с. Усть-Пристань был открыт любительский театр , где играли приказчики, служащие. Организовал его бывший член Государственной Думы Шидловский. Особенно интересной работой того времени явилась постановка в 1922 году Гоголевского «Ревизора», ставшая последней работой Шидловского – актера.
Здание театра размещалось в парке (в районе пересечения улиц Ленина и Советской, сгорело около 1920 года). В 1920 году в помещении бывшего шестаковского магазина (ныне здание Центральной районной библиотеки) открывается Народный Дом. В помещении оборудовали зрительный зал на 300 посадочных мест, с печным отоплением и освещением сцены керосиновыми лампами. После рабочего дня до поздней ночи под гармони и балалайки молодежь танцевала, пела песни, веселилась. По выходным и на праздники в Доме собиралось до 500 человек на концерты и спектакли. Работали на полном хозрасчете. Плату за представления брали дровами, деньгами, керосином, материалами для декораций.
Единственное в районе учреждение культуры сразу же привлекло к себе большое количество участников художественной самодеятельности. Около 60 человек любителей хорового пения собрал в Народном доме бондарь Асеев Александр Степанович. Разучивали нотную грамоту, непременно звучало многоголосие. Для репертуара того времени были характерны патриотические песни. Очевидцы вспоминают такие песни: «Кобза», «Степан Разин», «Вальс Березка», «Бандура» и т.д. Репетировали 4-5 дней в неделю по 3-4 часа. Соблюдалась высокая дисциплина. Пропустивших занятие и опоздавших наказывали вплоть до исключения из коллектива. Вспоминают наиболее одаренных исполнителей того времени: Григорий Щекотов, в дальнейшем композитор (погиб в годы Великой Отечественной войны), Тимофей Поленичкин (солист Алма-атинского оперного театра), сестры Цивцин Ольга, Татьяна, Йиза.
Пели акапельные песни, но чаще всего в сопровождении струнного оркестра, который организовал работник торговли, всесторонне одарённый человек Алексей Пинигин. 30 человек, большинство со своими инструментами, 3 раза в неделю спешили в Народный дом на репетицию, а в воскресенье на концерт. В последствии А.Пинигин организовал духовой оркестр, который выступал на концертах, но особой популярностью пользовался в парке, на танцевальной площадке.
В 1924 году в Народном доме работник торговли, инвалид гражданской войны Рудольфский организовывает драматический кружок. В коллектив пришли играть многие: актёры любительского театра, молодёжь, всего более 50 человек. Первой премьерой стал спектакль по пьесе А.Толстого «Заговор императрицы». Все спектакли этого времени отличались большим числом участников, порой не умещающихся на сцене. Кроме того, Рудольфский тяготел к массовому действию и тогда спектакль выносится на улицу. Примером такого массового действа служит спектакль «Стенька Разин», поставленный в 1925-1926 гг. Стеньку играл А.Пинигин, княгиню учительница Валентина Горохова. Для спектакля было заимствовано 30 лодок у населения села, использовались факелы, артисты играли, пели в лодках на Оби, в протоках, а основное действие происходило на острове Шипуновском. Активными театралами того времени были Асташов Иван, Смирнов Алексей, Хазова Мария, Дьяков Василий, Недоростков Иван, Перуссина Таисья, Меликова (Волкова) Наталья, Волков Георгий.
В 1926 году драмкружок на свои средства купил первый радиоприёмник и установил в зрительном зале. Послушать радио без проводов по вечерам сходилось много народу.
Руководил становлением культпросветработы работник районной партийной организации Анатолий Прошняков. Осенью 1921 году в помещение нынешней поликлиники открывается изба-читальня, литература закупается, конфисковывается у богатеев, приходят периодические издания. Любимым местом общения устьпристанцев стала организованная здесь Ленинская комната, где регулярно читались доклады, проводились беседы о Ленине, о партии, велись дискуссии на общественно-политические и хозяйственные темы. Усилиями А.Прошнякова при поддержке советских работников и активистов на местах были открыты в этот период Народные дома в сёлах Коробейниково, Нижне-озерное, Троицкое. Народные дома исполняли также функцию изб-читален.
В 1929-1930 годах при райисполкоме создаётся РОНО и вводится единица заместителя зав. РОНО по вопросам культпросветработы. В это время быстро развивается сеть изб-читален. В 1934 году открывается лучшая того времени изба-читальня в с.Елбанке. С первого дня возглавил её Георгий Алексеевич Петров (до перевода на советскую работу в марте 1965 года). За большой вклад в развитие культуры района тов. Петров Г.А. в 1940 году был занесён в республиканскую Книгу Почёта и выдвинут кандидатов на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Работа и творчество — «два в одном»? Не об этом ли стоит мечтать? Сегодня мы беседуем с директором районного дома культуры Милей Султановой. По словам Мили, увлечение творчеством началось ещё со школьных концертов, где она пела на концертах и смотрах самодеятельности. Миля Кашафовна Султанова работает в Аргаяшском Доме культуры давно, а недавно стала директором этого учреждения.
Но Миля Кашафовна не мечтательный созерцатель, она упорно трудится, чтобы изменить мир к лучшему во вверенном ему учреждении. Культработники Дома культуры не обходят своим вниманием ни одну значимую дату.
— Миля Кашафовна, с чего начинается утро директора Аргаяшского Районного Дома культуры?
— Со звонков, общения с коллегами, участниками самодеятельности, планирования работы, репетиций.
— Чем вас привлекает эта работа?
— Эта работа интересна, прежде всего, тем, что она разнообразна. В ней представлен полный спектр задач: от замысла до проведения различных мероприятий, от решения технических, организационных, кадровых вопросов до взаимодействия с администрацией Аргаяшского района и Управлением культуры района, а также это прямое общение с детьми и взрослыми, решение технических, хозяйственных вопросов и многое-многое другое. Самое главное, сколько бы ни было мероприятий, каждое из них неповторимо. Мы всегда стремимся по-хорошему удивить зрителей, внести новшество в программу.
— Миля Кашафовна, а какие мероприятия за последние годы были самыми яркими на Ваш взгляд?
— Мероприятия, посвящённые Дню Победы. Таких масштабных мероприятий не было давно. Особенно волнующим было шествие Бессмертного полка. Буквально все, от мала до велика, встали в строй. И мероприятие, посвящённое юбилею Аргяшского района. Башкирский праздник Сабантуй. Очень запоминающими стали мужские концерты, посвященные 8 марта и отчетные новогодние концерты коллективов Дома культуры.
-Чем гордится Аргаяшский РДК ?
— В первую очередь нашим заслуженным коллективом Южного Урала Аргаяшским Башкирским народным театром под руководством Анисы Халиковой. Ещё участниками башкирского народного хореографического коллектива «Йэшлек» («Юность»). Руководит коллективом талантливый хореограф Лэйсан Нигматуллина, которая приехала из Башкортостана, а создавался коллектив Васией Хадеевой, тоже хореографом от Бога. Немало добрых слов заслуживает мужской вокальный ансамбль под руководством Рамиля Сайфутдинова, который исполняет ретро песни советских, башкирских композиторов.
Если честно, для меня важны и очень дороги все 31 клубных формирования и около 400 участников, которые их посещают. Каждый житель села может найти занятие по душе. И молодёжь, и старшее поколение активно посещают Дом культуры. Из спортивных секций могу выделить клуб шахматистов. Приходите к нам в наш Дом культуры, будем рады!
-Миля, прежде чем возглавить РДК, вы на протяжении многих лет работали зав. отделом по национальному творчеству управления культуры Аргаяшского района. Что подвигло Вас на смену рода деятельности?
— Наверно, тяга к творчеству. Я среди своих коллег всегда сама писала сценарии мероприятий и готовила ребят к разного рода конкурсам. А ещё потому, что хотела оправдать доверие тех, кто поверил в меня.
— Какую главную задачу Вы ставите перед собой, как директор Дома культуры?
— Моя задача сохранить добрые традиции, сложившиеся за долгие годы в Доме культуры. И не только сохранить их, но и приумножить. Хочется идти в ногу со временем и внедрять новые проекты. По опыту могу сказать, что самые лучшие проекты получаются у неравнодушных и увлеченных людей. А таких в с. Аргаяш немало. Дом культуры – это не стены, а люди, и они должны объединять селян вокруг себя.
— Уже не первый год Вы проявляете себя и как режиссёр-постановщик концертов и праздников. Современные режиссёры выбирают ультро-модные темы, а Вы ставите, концерты по сюжетам фольклора или связываете постановки с историей села. Это принципиальная позиция?
— Фольклор и история-это наши истоки. Быть патриотом, не зная, почему улица носит имя земляка, невозможно. Фольклор-основа развития творческих способностей, поэтому легенды народа становятся сюжетной линий праздников и обрядов.
Ещё одной отличительной чертой концертной программы было наличие молодёжных коллективов и солистов. Как Вы привлекаете молодёжь в коллективы?
-Мы стремимся, чтобы Дом культуры был центром притяжения для всех возрастных категорий. Чтобы молодые люди стремились в ДК, мы должны быть с ними на одной волне. Нам нужно привлечь их сегодня, чтобы они сами пришли завтра. Создаем формирования близкие интересам юношей и девушек. Создаем электронную музыку, делаем театральные постановки современных авторов, танцуем брейк, вовлекаем ребят во всевозможные акции.
— Миля Кашафовна проводятся ли в РДК национальные башкирские вечера отдыха «Кому за 30», которые были всегда популярны у населения?
— Наши вечера отдыха «Башкирская гостиная», очень популярны у населения. Район у нас национальный, в основном проживает башкирское население. По статистике, очень много одиноких людей, которые хотят общения, и найти себе вторую половинку для жизни. Эти вечера веду я, пишу для этого, специально эксклюзивный сценарий и исполняю популярные песни наших башкирских композиторов.
— Не могли бы вы рассказать о ближайших гастролях творческих коллективов из Республики Башкортостан ?
— В ближайшее время запланированы концерты популярной эстрадно-фольклорной группы «Далан» Башкирской государственной филармонии им. Х.Ахметова РБ, а в феврале пройдет концерт популярной певицы башкирской эстрады Бибисары Азаматовой. В марте к нам в Аргаяш приедет певец Идель Нургатин.
— Работаете ли Вы с Постоянным Представительством Республики Башкортостан в Челябинской области?
— Конечно, мы давно плодотворно сотрудничаем с Постпредом РБ в Челябинской области Амуром Хабибуллиным, особенно в области проведения гастролей творческих коллективов из РБ. А также в проведении различных семинаров для работников культуры, фестиваля башкирского кино, народных праздников Сабантуй, Курбан байрам, Ураза байрам и др.
-2017 год объявлен в России Годом экологии. Как Вы собираетесь его отмечать?
— Мы хотим, чтобы 2016 год стал для каждого жителя села Аргаяш Годом экологии. В настоящее время работаем над составлением плана мероприятий. Коллегам желаю, чтобы любимая работа доставляла радость! Односельчан хочу поблагодарить за то, что наш зрительный зал всегда полон !
Спасибо, Вам за интересную беседу!