Рассказ о дополнении по русскому языку 5 класс

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что?  кем? чем? о ком? о чём?

Второстепенный член предложения — дополнение

Дополнение, как определение и обстоятельство, является одним из второстепенных членов предложения.

Дополнение, в отличие от определения, поясняет в предложении сказуемое и вместе с обстоятельством составляет группу сказуемого.

Солнце золотило темный загар увядших листьев (Ч. Айтматов).

Солнце золотило (что?) загар — дополнение.

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся (чем?) рукой (И. С. Тургенев).

Дополнение

Значение дополнения

В предложении дополнение может обозначать:

1. объект, на который направлено действие:

  • приступить к задаче;
  • защищать Отчизну;
  •  испечь ватрушки;

2. объект восприятия:

  • слушаю музыку;
  • видишь детей;
  •  ощущаем тепло;

3. орудие действия:

  • рубил топором;
  • строгает фуганком;
  • расписал гуашью;

4. объект сравнения:

  • быстрее футболиста;
  • лучше синтетики;

5. отношение к руководителю, владельцу, производителю чего-либо:

  • ректор (чего?) вуза;
  • заведующий (чем?) аптекой;
  • владелец (чего?) земли.

Как найти дополнение

Способы выражения дополнения

Дополнение может выражаться словами разных частей речи:

  1. именем существительным в косвенном падеже;
  2. местоимением;
  3. именем числительным;
  4. наречием в значении существительного;
  5. неопределенной формой глагола (инфинитивом);
  6. именем прилагательным в роли существительного.

Герасим снова взялся (за что?) за ложку и продолжал хлебать (что?) щи (И. С. Тургенев).

Нам дали это задание (дали задание кому? нам).

Двадцать делится (на что?) на пять.

Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня.

Председательствующий просит (о чём?) говорить по существу обсуждаемого вопроса.

Все бывшие одноклассники вспоминали с теплотой о школьном прошлом (вспоминали о чём? о прошлом).

Способы выражения дополнений

В предложении дополнение бывает прямым и косвенным.

Прямое дополнение

Прямое дополнение обозначает предмет, на который непосредственно направлено действие, обозначенное переходным глаголом или словом категории состояния (предикативным наречием):

  • вижу (кого?) малыша;
  • жаль (кого?) сироту.

Прямое дополнение

Способы выражения прямого дополнения

Обычно прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения.

Я нарвал большой (что?) букет этих цветов (К. Паустовский).

Я нагнал (кого?) его, но мне непременно хотелось увидеть его (что?) лицо (И. С. Тургенев).

Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа существительного, если оно обозначает

1. часть от целого

  • купила (чего?) яблок;
  • принес (чего?) воды;
  • выпью (чего?) кефира;
  • налей (чего?) сока.

2. Прямое дополнение управляется глаголом с отрицанием

  • не любила молока;
  • не ожидала встречи;
  •  не ждали милостей.

Прямое дополнение в форме родительного падежа

Примеры предложений с прямым дополнением

Белое одеяло скрыло (что?) все следы (В. Песков).

Я снял (что?) газету и увидел (что?) простоквашу, ярко освещенную голубым лунным светом (В. Катаев).

Я мальчишкой ловил (кого?) снегирей и держал (кого?) их в клетке (В. Песков).

Никогда и никому не доверял своей (чего?) тайны (А.П. Чехов).

Косвенное дополнение

Все остальные дополнения являются косвенными. Они выражаются словами разных частей речи и словосочетаниями.

Косвенное дополнение

Способы выражения косвенного дополнения

Формы косвенных падежей существительных и местоимений как с предлогами, так и без них

Я послал (за кем?) за доктором (И. С. Тургенев)

Я вспоминал (о чём?) об этом в самые страшные минуты боя (К. Паустовский).

Прилагательное или причастие в роли существительного.

Настя спросила (кого?) прохожего, как пройти к вокзалу.

На берегу мы увидели (кого?) загорающих.

Инфинитив

Все просили её (о чём?) спеть что-нибудь (М. Ю. Лермонтов).

Она заставила Ивана Ильича (что?) выпить несколько чашек кофе (А. Толстой).

Наречие в роли существительного

Я крайне устала от вашего бесконечного  (чего?) «быстрей».

Междометие

Дети услышали (что?) «гав» из-за изгороди сада.

Неделимые словосочетания

Собака возилась в углу (с кем?) с четырьмя щенками.

Количественное числительное с зависимым существительным «с четырьмя щенками» является одним членом предложения — дополнением.

С собой в поход мы взяли (что?) несколько палаток.

Местоимение «несколько» составляет синтаксически неделимое сочетание с существительным «палаток» в форме родительного падежа множественного числа.

Видеоурок «Дополнение как второстепенный член предложения»

Тест

Пройдите тест и определите, есть ли дополнение и какого вида, прямое или косвенное, в следующих предложениях.

Летом день длиннее ночи.

Победителю легкоатлетического забега вручены медаль и памятный вымпел.

Еще в школе я выбрал себе профессию программиста.

Мой брат младше сестры.

Не нужно бояться темноты.

Во время летних каникул я поеду к дедушке с бабушкой.

Ранним утром мы насобирали много грибов в подлеске из молодых елочек и берез.

Она не помнила моего рассказа о путешествии на Кавказ прошлой осенью.

Отец прибил молотком расшатанную досочку на крыльце.

Та девушка, кажется, старше меня.

Пойди выпей сока, прежде чем пойдем на прогулку.

На этот раз Николай оказался быстрее лидера прошлых соревнований.

ОТВЕТЫ

Тест

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 48

Цель:

  • cформировать умения находить дополнение в
    предложении, определять синтаксическую функцию
    дополнения;
  • научить различать омонимичные формы Им. И Вин.
    падежей в предложении; употреблять дополнения в
    речи для ее полноты;
  • развивать логическое мышление; воспитывать
    интерес к русскому языку.

Оборудование: мультимедийный
проектор

Ход урока

1. Орг. момент.

— Здравствуйте, ребята, сегодня у нас гости,
поздоровайтесь с ними.

Сегодня ждет тебя успех!
Но чтоб к нему прийти,
Ты помни, что он любит всех
Внимательных в пути.
Серьезным на уроке будь,
В учебник посмотри,
А если нет ответа в нем
Смекалку прояви!

— Итак, урок русского языка. Ребята, как вы
думаете, что поможет Вам сегодня достичь успеха
на уроке?

2. Актуализация знаний. Повторение.

— Открыли тетради, записали число, классная
работа. Пропустив 2 чистых строчки, выполняем
первое задание по повторению.

1) Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих
уроках в форме цифрового диктанта: да – 1, нет – 0.
(на доске) 1001010101

А) Подлежащее и сказуемое – составляют
грамматическую основу предложения.

Б) Подлежащее – это главный член предложения,
который называет действие или состояние.

В) Сказуемое – это часть слова без окончания.

Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов,
хотя бы один второстепенный, называются
распространёнными.

Д) По цели высказывания предложения делятся на
восклицательные и невосклицательные.

Е) Предложения по цели высказывания бывают
побудительные, вопросительные,
повествовательные.

Ё) Предложения с одном главным членом
называются двусоставными.

Ж) По интонации предложения бывают
восклицательные и невосклицательные.

З) Подлежащее и сказуемое – это второстепенные
члены предложения.

И) Синтаксис изучает словосочетание и
предложение

— Проверим работу.

2). Осложненное списывание (на доске)

— Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте
грамматическую основу предложения.

1. Ле…кий ветер (на)ра..свете между лист…ев проб…га…т.

2. Каждый слышал песню дуба.

3. Серый дым струит…ся из избы.

4. Песни всегда посв…щал я Отчизн….

5. Мальчик пиш…т.

— Проверим выполненное задание по цепочке.
Молодцы, ребята, кто выполнил задание без ошибок,
поставьте себе 5, у кого одна ошибка – 4, у кого 2-3
ошибки -3.

— Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А
кто допустил ошибки, в следующий раз
постарайтесь.

3. Мотивация. Определение темы урока.

— Посмотрите внимательно на 5-е предложение. Чем
оно отличается от остальных?
(нераспространенное)

— А что можно добавить в предложение?
(второстепенные члены предложения) Ну, добавьте
какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось
распространенным? А как называется такой член
предложения? (дополнение)

— Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем
говорить на уроке? (о дополнении)

— А какой член предложения – дополнение?
(второстепенный)

— Сформулируйте тему урока. Второстепенные
члены предложения. Дополнение. Запишите тему на
пропущенной строчке (слайд)

4. Целеполагание.

— Исходя из темы урока, давайте все вместе
определим цели нашего урока. Прочитайте цели
нашего урока (слайд)

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее.

4. Первичное закрепление.

— Ребята, с дополнением вы уже знакомились в
начальных классах. Что вы помните о нем.

(отвечает на падежные вопросы, подчеркивается
черточками, выражено может быть
существительным..)

— А какие это вопросы косвенных падежей?

— Давайте сверим наши формулировки с учебником
(стр.27)

— Итак, ваша версия подтвердилась. Была ли в
тексте новая для вас информация? (Была. Кроме
существительного дополнение может выражаться
местоимением. Относится к глаголу –сказуемому,
управляется сказуемым, обозначает предмет).

5. Применение нового знания.

— Мало знать определение дополнения, важно
уметь находить его в предложении.

— Что может помочь это умение сформировать?
(памятка, алгоритм)

— Поработаем над алгоритмом нахождения
дополнения в предложении.

— Работаем в парах. Используя рабочие материалы
(разрезанные листы с описанием действия),
составьте алгоритм нахождения дополнения в
предложении. Определите последовательность
действий при решении этой грамматической
задачи. (слайд )

  1. Найди грамматическую основу.
  2. Найди слово, от которого зависит ВЧП
  3. Выясни, что он обозначает?
  4. На какой вопрос отвечает?
  5. Какой частью речи выражен?

— Используя составленный алгоритм, найдите в
предложении дополнение. Докажите свое мнение.
Произведите синтаксический разбор предложения.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (у
доски)

6. Закрепление изученного материала.

1) Работа в парах. Запишите предложения, вставив
пропущенные буквы, выделив грамматическую
основу и второстепенные члены предложения.
(слайд)

1. Вечером развели мы костер.

2. Яркий огонь костра осветил поляну.

3. Ураган приближался к городу.

4. От цветка исходил нежный аромат.

5. Филька протянул хлеб лошади.

— Проверяем: 1 ученик читает предложение,
объясняет орфограммы. Второй находит дополнения.

— Кто справился с заданием без ошибок. Молодцы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Проблемное задание.

Послушайте текст.

Встретилась как-то на уроке ребятам такая
пословица: Умение родит хотение. (слайд)

— Где же здесь подлежащее, а где дополнение?-
спрашивает Люда.

— Обычно в таких случаях, когда Им. п. и В. падежи
по форме совпадают, подлежащее стоит на первом
месте, — говорит Эдик.

— Но тогда получается неверно: потому что именно
хотение порождает умение!

— Значит, надо произносить с особой интонацией.
А еще лучше – перестроить предложение…

— Как лучше перестроить это предложение?

— Ребята, а как бы вы справились с этой задачей?
Что мы знаем о подлежащем? (Подлежащее
согласуется в лице, числе со сказуемым и
обозначает лицо или предмет, которое сам
действует)

— Так, а дополнение? От какого члена предложения
зависит дополнение? (всегда УПРАВЛЯЕТСЯ
СКАЗУЕМЫМ).

— Давайте разберемся с таким предложением.

Солнце заслоняет облако. (у доски с
комментированием)

— Вдумайтесь в смысл предложения. Может ли
солнце заслонить облако? (нет)

8. Самостоятельная работа. Готовимся к ЕГЭ.
Умение отличать подлежащее и дополнение
понадобится вам на ЕГЭ.(слайд)

1. Какие слова являются грамматической основой
в одном из предложений? (слайд)

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял мальчик.

3) Алёшино лицо покрывали веснушки.

4) Кирпичи носили каменщики.

2. Укажите предложение, в котором неверно
выделен второстепенный член предложения.

1. Мы принесли цветы в корзине.

2. Орел громко закричал и расправил крылья.

3. Турция — южная страна.

3. Укажите строку, в которой перечислены только
второстепенные члены предложения.

Дополнение, сказуемое, определение.

2. Определение, обстоятельство, подлежащее.

3. Определение, дополнение, обстоятельство.

9. Взаимопроверка (слайд). Оцени своего друга
(слайд)

10. Составь предложения, используя
глагол-сказуемое и картинку, отвечая на вопрос?

— Какой член предложения вы добавили в
предложение, отвечая на вопрос? (дополнение)

10. Рефлексия.

Продолжите фразу:

  • В предложении есть главные и …..члены
    предложения
  • Второстепенные члены предложения – это …., …..,
    …… .
  • Дополнение – это …… член предложения, который
    отвечает на …… и обозначает ….
  • Дополнение обычно выражается …….

— Молодцы, ребята. Сегодня вы на уроке работали
очень хорошо.

11. Домашнее задание: параграф 57, упр. 440(п) по
заданию

Спасибо за урок!

Приложение 1

Приложение 2

Русский язык

5 класс

Урок № 22

Дополнение

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Дополнение как второстепенный член предложения.
  2. Способы выражения дополнения.

Тезаурус

Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия.

Прямое дополнение – это дополнение, выраженное именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Косвенное дополнение – это дополнение, выраженное существительным или местоимением в косвенных падежах без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2016. – с. 83-85

Дополнительная литература:

1. Львова С. И. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1 // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012, с. 117

2. Бунеев Р. Н. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015, с. 161

3. Панов М. В. Русский язык. 5 класс. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: Русское слово, 2008, с. 321-324

4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: Просвещение, 2007, с. 259

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Предложение – это основная единица синтаксиса.

Мы уже изучили грамматическую основу предложения – подлежащее, сказуемое.

В предложениях, кроме подлежащего и сказуемого, бывают ещё второстепенные члены предложения.

Благодаря наличию второстепенных членов предложения более точно передают информацию. Выделяют следующие второстепенные члены: дополнение, определение и обстоятельство.

Условные обозначения второстепенных членов:

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнение выражается именем существительным и местоимением. Присоединяется дополнение к членам предложения, выраженным глаголом, так как именно действие чаще всего требует пояснения.

Рассмотрим предложения.

Мой брат радуется подарку.

В этом предложении подлежащее – «брат», сказуемое – «радуется». Задаём вопрос: радуется чему? Подарку. «Подарку» – дополнение, выраженное именем существительным, подчёркиваем пунктирной линией.

Автобус привёз нас.

В этом предложении подлежащее – «автобус», сказуемое – «привёз». Задаём вопрос: привёз кого? Нас. «Нас» – дополнение, выраженное местоимением, подчёркиваем пунктирной линией.

Дополнение бывает прямое и косвенное. Если дополнение относится к переходному глаголу, называя объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога, то такое дополнение называется прямым.

Косвенные дополнения – это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе и винительным падежом с предлогом.

Рассмотрим пример.

Письмо брату мальчик пишет карандашом.

В этом предложении подлежащее мальчик (подчёркиваем одной чертой), сказуемое пишет (подчёркиваем двумя чертами). Задаём вопросы: пишет что? письмо; чем? карандашом; кому? брату. Это дополнения, выраженные именами существительными, подчёркиваем пунктирной линией. Теперь посмотрим, в форме каких падежей употреблены эти существительные. Слово письмо – в винительном падеже без предлога, следовательно, это прямое дополнение. Слово карандашом – в творительном падеже, следовательно, это косвенное дополнение. Слово брату – в дательном падеже, следовательно, это тоже косвенное дополнение.

Очень важно не спутать подлежащее с прямым дополнением. Это может произойти из-за совпадения форм именительного и винительного падежей. Разграничить эти члены предложения поможет смысловой анализ. Подлежащее обозначает действующее лицо (предмет), а дополнение обозначает лицо (предмет), на которое действие переходит. (Можно сказать, что дополнение «страдает» от действия, которое совершает подлежащее.)

Рассмотрим примеры.

Песочный замок разбил прилив.

Мы понимаем, что замок не может разбить прилив, а вот прилив очень просто может повредить замок. Следовательно, в этом предложении подлежащее прилив выражено именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а замок – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Пыль поднимает смерч.

Мы знаем, что пыль – это мелкие твёрдые частицы. Пыль сама по себе не может поднимать что-либо. А вот смерч запросто поднимает пыль. Следовательно, смерч – подлежащее, выраженное именем существительным в именительном падеже, подчёркиваем одной чертой, а пыль – дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже без предлога, подчёркиваем пунктирной линией.

Если случай сложный и подобный анализ применить не получается, помните, что в русском языке на первом месте, как правило, стоит подлежащее.

Рассмотрим следующее предложение.

День сменяет ночь.

По смыслу и день может сменять ночь, и ночь может сменять день. Поэтому на первом месте подлежащее – день, а ночь – дополнение. Если же в предложении поменять местами слова день и ночь (Ночь сменяет день), то подлежащим станет ночь, а день – дополнением.

Итак, подведём итог. Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, на который направлено действие, адресата действия, орудие действия. Чаще всего дополнения выражаются именем существительным и местоимением.

Дополнение бывает прямое и косвенное.

Теоретический материал для углублённого изучения

Способы выражения прямых и косвенных дополнений

Прямое дополнение выражается существительным в форме винительного падежа без предлога: «накормила щенка».Но оно может быть выражено существительным в форме родительного падежа без предлога, если действие направлено на часть или какое-то количество предмета: «выпью молока».Также формой родительного падежа без предлога выражается прямое дополнение при сказуемом с частицей не: «не видел картины». Прямое дополнение может быть выражено словосочетанием: «купила пару носков».

Косвенное дополнение выражается именем существительным или местоимением в форме косвенных падежей: «увлекаемся спортом».Но могут выражаться также словами других частей речи и словосочетаниями. Например, «просили спеть» – инфинитив, «добавили к пяти карандашам» – словосочетание, «пригласили мастера на все руки» – фразеологизм.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Проанализируйте предложение и укажите дополнения.

Письмо мне принесла сестра.

Варианты ответов:

письмо

мне

сестра

Разбор задания. Анализируем предложение. Сказуемое – «принесла». Может ли письмо что-то принести? Нет. Сестра что-то принесла. Принесла «кого?»,«что?». Письмо. «Письмо» – это дополнение. Принесла кому? Мне. Это тоже дополнение.

Правильные ответы:

письмо

мне

Перед вами сказуемое с дополнением. Решите, какой тип дополнения представлен: прямое или косвенное. Выделите цветом свой выбор.

Нарвал букет (прямое, косвенное)

Послал за доктором (прямое, косвенное)

Покормил сестрёнку (прямое, косвенное)

Махал руками (прямое, косвенное)

Налил сока (прямое, косвенное)

Писал ручкой (прямое, косвенное)

Разбор задания. В первом предложении грамматическая основа «нарвал». Задаём вопрос: нарвал (что?) букет. «Букет» – дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога, значит, оно прямое. Во втором предложении грамматическая основа – «послал». Послал за кем? за доктором. Дополнение «за доктором» выражено существительным в форме творительного падежа с предлогом. Следовательно, это косвенное дополнение. В третьем предложении сказуемое выражено глаголом «покормил». Задаём вопрос: покормил кого? сестрёнку. Это дополнение выражено существительным в винительном падеже без предлога, значит, оно прямое. В четвёртом предложении сказуемое – «махал». Махал чем? руками. «Руками» – дополнение в родительном падеже без предлога, значит оно косвенное. Налил сока. Налил чего? сока. «Сока» – это прямое дополнение, так как выражено существительным в родительном падеже без предлога. Последнее предложение: «Писал ручкой». Глагол – «писал». Писал чем? Ручкой. «Ручкой» – дополнение в творительном падеже без предлога. Следовательно, дополнение прямое.

Нарвал букет (прямое)

Послал за доктором (косвенное)

Покормил сестрёнку (прямое)

Махал руками (косвенное)

Налил сока (прямое)

Писал ручкой (косвенное)

Еще во втором классе школьники знакомятся с понятиями «подлежащее» и «сказуемое». Когда начинается изучение второстепенных членов предложений, детям не всегда удается легко усвоить материал урока. 

В данной статье пойдет речь о том, что такое дополнение и какова его роль в русском языке.

Что такое дополнение?

Член предложения, играющий второстепенную роль, также как определение и обстоятельство. 

Дополнение

В большей степени обозначает предмет и относится либо к одному какому-то члену предложения (например, к сказуемому) либо ко всей основе в целом.

Приведем примеры:

  • относится к сказуемому (рублю дрова, иду на кухню);

  • является второстепенным, выражен именем существительным (вера в лучшее, потеря ценностей);

  • относится к другим членам, выраженным прилагательным или отглагольным прилагательным (ноющий от боли, решающий задачи);

  • является второстепенным, выраженным наречием (живо к ним!). 

При синтаксическом разборе подчеркивается прерывающейся пунктирной линией. Выявить дополнение очень легко. Если вы можете задать члену предложения любой вопрос косвенных падежей, вы нашли дополнение!

Значение дополнения в предложении

Дополнение является помощником в предложении. Оно распространяет его и дает непосредственно больше информации, что не в состоянии сделать подлежащее и сказуемое. 

Значение дополнения в предложении

Легкий пример: Таня слушает музыку.

Дополнение («музыку») отвечает на вопросы, которые исходят от других частей речи и направлены к нему. В данном случае вопрос исходит от сказуемого: слушает что? — музыку.

Благодаря дополнению мы получили развернутый ответ. 

В связи с этим этот член предложения может иметь разные значения. Оно может показывать:

  • адресата (вижу его, люблю их);

  • орудие или инструмент (мазал кистью, рисовал красками);

  • объект, на что направлено действие (рисую картину, играю в куклы);

  • наши чувства (слышу запах, трогаю слепок). 

Дополнения могут быть однородными, т. е. когда их в одном предложении несколько. Примеры:

  • Мама мыла пол, плиту, столы и посуду;

  • Папа починил стул, полку и детскую машинку. 

Способы выражения дополнения

Эти сведения легко можно отразить таблице:

Форма

Пример

Имена существительные

работаю во дворе, забрал детей

Местоимения

увидел ее, пришел к ним, застал меня

Причастия

не вернуть утраченного

Инфинитив

написал позвонить, пригласил сделать

Цельные фразеологизмы или сочетания

разбил несколько кружек, сделал годовой отсчет

Дополнение также делится на два вида: прямое и косвенное.

Прямое дополнение

Этот вид дополнения так называется, потому что на него напрямую направлено действие от сказуемого, которое выражено переходным глаголом. Чаще всего можно найти без предлога.

Способы выражения прямого дополнения

Может быть выражено существительными в винительном (напишет сочинение) и родительном (недостаёт внимания) падежах без предлога. Также вклиниваться между прямым дополнением и сказуемым может частица –не.

Прямые и косвенные дополнения

Прямое дополнение всегда стоит без предлога. Этим оно в большей мере и отличается от косвенного.

Примеры прямого дополнения:

  • Он любил (что?) жизнь в любую погоду;

  • В гостиной (кого?) никого не было, и окно было нараспашку;

  • Вчера я пришел на праздник и меня (кого?) сразу облепили дети со всех сторон;

  • Своих (кого?) близких нужно ценить больше всего;

  • Вскоре мы увидели (что?) свет в конце туннеля. 

Косвенное дополнение

Очень легко его найти в речи, если хорошо усвоить, что такое прямое, ведь к первым относится все то, что не вошло во второе. Также маячками косвенных дополнений могут служить предлоги, инфинитивы и сложные словосочетания.

Прямое или косвенное дополнение

Способы выражения косвенного дополнения

Могут выражаться существительными:

  • рисуем (чем?) карандашами;

  • верит (во что?) в удачу;

  • бегите (на чем?) на коньках;

  • жалели (кого?) друга;

  • жать (что?) кнопку. 

Или местоимениями:

  • ждать (кого?) его;

  • звонить (кому?) ему. 

Сложными словосочетаниями (фразеологизмами, инфинитивами, некоторыми числительными).

Косвенное дополнение

Примеры косвенного дополнения

  • Это число не делится (на сколько?) на четыре.

  • Добавим эти подарки (к чему?) к остальным призам.

  • Нужно попросить его (о чем?) об услуге.

  • Ученик вежливо поздоровался (с кем?) с учителем.

  • Дома сломался телевизор, и отец пригласил (кого?) мастера, чтобы тот исправил неполадку.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

ДОПОЛНЕНИЕ

Знать: определение понятия, способы выражения дополнения.

Уметь: находить дополнения в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.

Оборудование: доска, учебник для 5 класса «Русский язык»/[Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др.], экран, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

— Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучать члены предложения. Но для начала давайте повторим те члены предложения, с которыми мы знакомы.

II. Актуализация опорных знаний.

Учащиеся находят грамматические основы предложений (на экране)

  1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.

  2. Каждый слышал песню дуба.

  3. Наш садовод – неугомонный дед.

III. Фронтальный опрос

— Что такое грамматическая основа?

— Расскажите о подлежащем.

— Расскажите о сказуемом.

— Какие предложения называют распространенными? Нераспространенными?

— Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

VI. Новая тема

Сообщение темы, цели и задач урока.

— Итак, давайте запишем тему урока: «Дополнение».

— Сегодня на уроке мы должны научиться находить дополнение в предложении, а также отличать его от подлежащего.

Запись и разбор предложения Письмо брату мальчик пишет карандашом.

М альчик——————————————-пишет

ч то?

чем?

кому?

письмо

брату карандашом

— Где второстепенные члены предложения?

— На вопросы каких падежей они отвечают?

— От какого слова зависят?

— Каким членом предложения являются?

Запись определения в тетради.

Дополнение – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет.

Чтение §37.

V. Применение полученных знаний на практике.

1.Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы и дополнение

1. Вечером развели мы костер.

2. Яркий огонь костра осветил поляну.

3. Ураган приближался к городу.

4. От цветка исходил нежный аромат.

2. Распространите предложения дополнениями (проектор).

1. Свежий ветерок играет (чем?) _ _ _ .

2. Листочек оторвался (от чего?)_ _ _.

3. Орел охотился (за кем?)_ _ _.

4. Дети простились (с кем?)_ _ _.

5. Под кустом дети заметили (кого?)_ _ _.

VI. Творческое задание

Составьте и запишите предложения по данным схемам

1 . .

2 . .

VII. Подведение итогов урока

— Расскажите о дополнении.

VIII. Домашнее задание

§ 37, упр. 180.

В прошлый раз мы с вами начали знакомство с второстепенными членами предложения, которые дополняют, уточняют и поясняют другие члены предложения. Их всего три: дополнение, определение и обстоятельство.

Члены предложения. Схема
Члены предложения

И сегодня мы с вами разберемся с тем, что такое дополнение.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, поясняющий или уточняющий действие. Подчеркивается пунктиром.

Дополнение. Пример предложения:
"Команда играет в футбол".
Пример предложения с дополнением

А теперь давайте пошагово изучим это определение.

Косвенные падежи

Вы наверняка знаете и помните, что косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного.

У всех падежей есть четкое разделение обязанностей в сфере обслуживания членов предложения.

Так, нашим главным членом предложения – подлежащим – занимается только именительный падеж.

Иллюстрация к: "Нашим главным членом предложения – подлежащим – занимается только именительный падеж".

Это «десница» короля Подлежащего – его верный помощник.

Десни́ца (устаревшее) – правая рука, иногда вообще рука («карающая Д. правосудия»).

А вот все остальные падежи и их вопросы обслуживают нашего принца – Дополнение.

Иллюстрация к: "Все остальные падежи обслуживают нашего принца Дополнение".

От чего зависит дополнение?

Как вы, наверное, заметили, дополнение напрямую связано с действием. Это значит, что в предложении оно зависит от сказуемого.

Поэтому, чтобы найти этот член предложения, нужно от сказуемого задать вопросы косвенных падежей.

Например:

Зависимость слов в предложении с дополнением:
Я читаю (что?) письмо.
Художник пишет (что?) картину (чем?) кистью.
Зависимость слов в предложении

Функции дополнения

С помощью дополнения мы можем уточнить большое количество информации и дать собеседнику более точные факты.

Что обозначает дополнение? Схема.
Значения дополнений

Так, если вы получили письмо, то с помощью дополнения в родительном падеже вы можете назвать его адресанта.

Адресант – отправитель, тот, кто адресует. Адресат – получатель, тот, кому адресуют.

Например: Это посылка от (кого?) друга.

А можете, наоборот, с помощью дательного падежа сказать, кто был адресатом действия.

Например: Я отправил (кому?) другу посылку.

А вообще, дополнение часто стоит в винительном падеже. В этом случае мы обычно обозначаем предмет, над которым совершается действие. Например:

Девочка взяла (что?) книгу в библиотеке.

Тем временем творительный падеж помогает нам назвать орудие действия. Например:

Дети рисуют (чем?) красками.

А предложный падеж, в свою очередь, поможет обозначить предмет разговора. Так как он поясняет, о чем или о ком идет речь. Например:

Писатель написал в книге (о чем?) о своем детстве.

Маша рассказала историю (о ком?) о своем друге.

Чем может быть выражено дополнение?

Если вы внимательно посмотрите на наши примеры, то заметите, что чаще всего наш член предложения выражается именем существительным.

Но на самом деле он может быть выражен всем тем, чем мы выражаем подлежащее: именем существительным, местоимением или словосочетанием с числительным.

Например:

Катя купила (что?) книгу в книжном магазине.

Катя купила (что?) её в книжном магазине.

Катя купила (что?) три книги в книжном магазине.

Виды дополнений

В зависимости от того, в каком падеже стоит дополнение и есть ли при нем предлог, различают прямые и косвенные дополнения.

Если вы видите, что дополнение выражено существительным в винительном падеже без предлога, то такое дополнение называют прямым.

Обратите внимание!

В текстах встречаются разговорные формы, в которых вместо каноничного винительного падежа используется родительный. Это случаи, когда мы обозначаем небольшое количество чего-либо.

Например:

Мальчик налил в стакан (чего?) молока.

Мама купила (чего?) хлеба.

В таких случаях дополнение является прямым. Несмотря на родительный падеж.

Если же дополнение стоит в каком-либо другом падеже или вводится в предложение с предлогом, то оно косвенное.

Например:

Я думаю (о ком?) о тебе.

А теперь пришло время закрепить материал. Для этого посмотрите видео.

  • Рассказ о домовом бежин луг
  • Рассказ о друзьях 4 класс на русском языке
  • Рассказ о домике петра 1
  • Рассказ о дружной работе с фразеологизмами
  • Рассказ о доме от имени дома 2 класс окружающий мир