Рассказ о достижениях культуры халифата кратко

Культура стран халифата

Создание союза

Халифат состоял из множества стран, отличающихся высоким развитием культуры: Сирия, Египет, Средняя Азия, Месопотамия. Арабы занимали нижнюю ступень по качеству образования в сравнении с другими народами. Из-за неграмотности они уничтожали памятники культуры на завоеванных территориях. Когда халиф приказал сжечь библиотеку в Александрии, он сказал: «Если в книгах указано не то, что написано в Коране, то их нужно уничтожить. А если сказано то же самое, то они и не нужны».

Постепенно арабы переняли наследие своих соседей, они воспользовались их достижениями в искусстве и науках. Все страны союза заговорили на одном языке, на котором писали новые авторы и переводили старые произведения. Культура создавалась всеми народами мусульманского государства.

Причины подъема

Причина высокого развития культуры в арабском халифате

Еще в восьмом веке арабы из Китая на свои территории завезли бумагу — новый для них материал. Он оказался прочнее и долговечнее папируса, дешевле пергамента, его легко производить. Чернила в бумагу впитывались быстрее, что значительно сократило временные затраты на создание рукописей и книг.

В тот период Халифатом правила династия Аббасидов. Они поддерживали распространение грамотности, ссылаясь на изречения Мухаммеда. Пророк Аллаха говорил, что чернила ученого ценнее и священнее крови мученика.

Основные причины высокого развития культуры в арабском Халифате — это использование достижения ранних цивилизаций и привоз новых материалов для учебы из других государств. Классические литературные произведения были переведены на арабский и иврит, турецкий и персидский. Мудрецы Халифата извлекали знания из разных источников — книг и дневников, таблиц, дощечек, рукописей и коротких сообщений, пергаментов и карт, живописи и даже музыки.

Развитие хозяйства

Сначала страны Халифата раскинулись на бескрайних степях. Позже они занялись разным хозяйством:

  • земледелие;
  • садоводство;
  • виноградарство;
  • животноводство.

Значение культуры халифата

Долины Сирии покрылись виноградниками и плодовыми садами, на берегах рек сеяли пшеницу, ячмень, сахарный тростник и финики. Путешественники привезли из Индии и Китая другие культуры — рис, хлопок, цитрусовые.

С этого начался расцвет ремесел. Мастера научились изготавливать прочные и легкие ткани из хлопка и шерсти, шелковые изделия, ткать ковры. Прославились арабы своими стеклянными изделиями и оружием. Такие изделия из дамасской стали, как защитные панцири, сабли и кинжалы, пользовались популярностью в европейских странах.

Халифат наладил торговые отношения с Китаем и Индией. Товары арабы провозили через пустыни на лошадях и верблюдах, а по морям доставляли их кораблями и лодками. Из Индии поставляли драгоценные камни и дорогие ткани, специи. Эти товары Халифат продавал в Европе. Во время торговли в разных государствах арабы устанавливали с ними деловые отношения.

Философия и наука

Культурные достижения арабского халифата

Культура Халифата состояла из традиций ислама и античных идей. Арабам нравились работы Платона и Аристотеля, но и у самого государства были великие мыслители. Их записи даже переводили на европейские языки.

Больших успехов арабские ученые достигли в математике. Они первыми систематизировали алгебраическую науку. За основу они взяли исследования Архимеда и Евклида. Европа позаимствовала у мусульман десятичные дроби и индийские числа.

В городе Марокко — Фес — в 859 году основали первый университет, позже учебные заведения появились и в Багдаде, Каире. Здесь преподавали сразу несколько дисциплин:

  • исламскую историю;
  • религию (богословие);
  • право.

Благодаря культурным достижениям арабского Халифата новые знания стали доступны разным странам. В университетах появились иностранные преподаватели, среди которых были представители других религий.

Достижения в медицине

Вклад арабского халифата в мировую культуру

В девятом веке началось развитие медицины, основной движущей силой стали наблюдения и анализ. Знания о болезнях и их лечении были изложены в книгах мыслителями Ибн Сина и Ар-Рази. Позже эти собрания попали в Европу, где получили широкую известность. Христиане узнали о медицинских исследованиях Галена и Гиппократа именно благодаря арабам.

Религия мусульман предписывает безвозмездную помощь бедным и нуждающимся. В крупных городах власти построили бесплатные больницы, куда могли обратиться для лечения все слои населения. Здесь же выдавали лекарства на дом и кормили бедняков. Их финансировали специальные благотворительные фонды. А в столицах Халифата появились и первые в мире заведения по уходу за душевнобольными.

Искусства и ремесла

Особенно ярко проявилась арабская культура в живописи, графике и других видах искусства. Мусульманские орнаменты нельзя перепутать с работами других мастеров. В исламе не принято изображать людей, поэтому распространенными были растительные узоры. Подобные орнаменты встречались на коврах, мебели, одежде, посуде. Резной лепниной украшали фасады и своды зданий. Хотя было довольно много текстильных изделий, скульптура практически не развивалась. А в живописи преобладали пейзажи и натюрморты.

Развивались и разные ремесла:

  • стекольная промышленность;
  • изготовление косметики;
  • гончарство и плетение;
  • ювелирное дело;
  • производство кожаных изделий.

Культурные достижения арабского халифата

Сирия и Египет в то время были центрами производства товаров из стекла. Именно у арабов венецианцы позаимствовали технологию изготовления тончайшей посуды и других изделий. Первую подводку для глаз также изобрели арабы. Прославились они и своей глиняной и плетеной посудой — расписными тарелками, кувшинами, корзинами.

Были в Халифате и искусные ювелиры. Они мастерски обрабатывали драгоценные металлы и камни, создавали ожерелья, серьги, браслеты, головные уборы. Бриллиантами, рубинами и изумрудами украшали одежду, обувь и посуду. Известны и кожаные изделия мусульман. Они производили качественную обувь, ножны, плащи.

Литература и каллиграфия

Арабская писменность

Направлением всей культуры мусульман можно назвать стремление к красоте и совершенству. Поступки арабы оценивали по Корану, а характеристику человеку давали по его делам и отношению к окружающим. Их мудрые изречения записаны в книгах, сборниках стихов.

Много внимания на уроках в классах учителя уделяли каллиграфии. Дети и взрослые учились красиво писать, это умение считалось настоящим искусством. Религиозные фразы наносили на разные предметы:

  • монеты;
  • керамические плитки;
  • стены;
  • тарелки;
  • деревянные и металлические пластины.

Литература авторов из Халифата стала известной за пределами государства. Преобладала религиозная тема, а все региональные языки вытеснял арабский. Позже стали популярными и персидские писатели.

Наиболее известной является поэзия мусульман. Почти все книги состоят из стихотворений. Даже научные труды по медицине, экономике, математике и философии содержат рифмованные строки. Популярными стали панегирики и эпическая поэзия. В этом государстве создали знаменитый сборник сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».

Архитектурные сооружения

Архитектура в Халифате

На архитектурную культуру Халифата повлияли доисламские цивилизации и соседние народы государства. Раннее зодчество напоминает сирийский и византийский стиль. Большинство архитекторов были христианами, а знаменитую мечеть в Дамаске построили по примеру базилики Иоанна Крестителя.

Позже развился собственный стиль арабов. В Тунисе возвели мечеть Кейруна. Она стала примером для остальных религиозных построек. У нее квадратная форма, а на территории расположены минарет, молитвенный зал с большими куполами и двор, окруженный портиками. Персидская архитектура немного отличается. Ее арки имели стрельчатую и подковообразную форму. Проекты зданий в османском стиле имели множество куполов. Ни один дворец Магрибской области не обошелся без огромных колонн. Арабский стиль получил распространение по всей территории Халифата.

Мировое значение

Народ Халифата

Переоценить значение культуры Халифата практически невозможно. Если говорить кратко, то большинство научных трудов, известных в мусульманских странах, стали основой образования европейцев. Их переводили на латинский язык, чтобы было проще изучать в христианском мире.

Огромный вклад арабского Халифата в мировую культуру отразился в литературе, искусстве, архитектуре, ремеслах. Европейцы знакомились с арабскими трудами в мусульманской Испании. Ее столица, Кордова, славилась большим количеством школ, где преподавали учителя разного происхождения.

Достижения в сфере медицины и науки в Халифате

В этом городе были огромные библиотеки. Здесь хранились старинные рукописи, исторические документы, каждый год мусульмане переводили тут по 16 000 книг, собранных по всему миру. Затем эти работы распространялись по разным странам.

Ученые, ремесленники и художники Халифата сделали довольно много для улучшения уровня образования по всему миру. Именно мусульмане заложили основы большинства наук, стали основоположниками нового стиля в архитектуре, создали великолепные образцы ювелирных изделий.

Одна из самых великих культур арабского и мусульманского мира занимает важное место в истории. Когда-то она процветала на Ближнем и Среднем Востоке, от Испании до Индии, захватив всю Северную Африку. Арабский халифат имел большое влияние на развитие человечества и послужил «мостом» между культурой средневекового запада и культурой античности.

Эпоха «Золотого века» под властью Арабского халифата длилась с VIII по XIII века нашей эры и была сложена из взаимодействия культуры арабов с завоеванными государствами.

Становление и подъем

Возникновение ислама послужило началом формирования культуры арабов и самого Халифата.

Халифат – уникальная феодальная форма правления государств ислама. Лидером при халифате был халиф.

Законом в халифате стал ислам и его главная книга Коран. Именно он определял моральные правила в обществе и структуру социума. Руководствуясь главными принципами исламской религии, началась великая история этого народа

Слова пророка Мухаммеда сыграли большую роль в становлении великой культуры. «Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика». Изречение положило начало накоплению знаний, привезенных из разных стран. Таких, как изобретение китайцами бумаги. Арабы поддерживали образование, развитие естественных наук, философии, гуманитарных наук, искусства.

В арабско – мусульманской ментальности главенствующее значение отводилось семье и кровным узам. Принадлежность к определенной национальности или государству стояла далеко не на первом месте.

Необходимость достоверно переводить главную книгу Халифата способствовала развитию филологических исследований арабского языка. На протяжении семи веков язык арабов был официальным на всей территории Халифата. В это золотое время культура арабов оставила далеко позади Европу.

Конец империи Халифата

Начиная с первых халифов государства, в империи существовал поражающий простотой патриархат. Лидеры придерживались скромности в своих желаниях, а чрезмерная роскошь подвергалась строгим осуждениям и преследованиям. Халифы не занимались скапливанием личных богатств и увеличением собственного кошелька.

Например, Омар ехал в Иерусалим на простом верблюде. С собой у него было мешок муки, фиников и вода. Осман носил одежду, мало отличающуюся от вещей обывателя империи, хотя вся Азия и Египет были под его контролем.

Ответственность лидеров Халифата перед своим народом вызывает уважение. Но провинции империи, особенно азиатские, вводили в искушение войска завоевателей. Армии стали расслабляться и пользоваться благами власти и богатства. Нагляднее всего это проявлялось в Сирии. Халифу Омару пришлось даже прибегнуть к наказаниям.

Нарушил обет прежних правителей династия халифа Омейяда. Свою резиденцию он обосновал в Дамаске, где сосредоточил всю роскошь востока. Династия Аббасидов продолжала собирать огромные богатства, но уже в Багдаде.

Их наследники быстро растратили сокровища империи. Лишь двое из них – Гарун-аль-Рашид и Мамун – сделали Багдад центром науки. Это придало отпечаток благородства бездумному расточительству.

Халифат начинал утрачивать политический вес и силу в мире. Вместо содержания армии, богатства тратились на украшения и строительства роскошных дворцов и мечетей, на иллюстрирование и переписывание книг, на многие другие предметы роскоши.

Из-за этого великая империя ослабла и стала распадаться на отдельные регионы, заботящиеся только о себе. После падения Халифата осталось огромное культурное наследие. Имеющее огромный вес в обществе, Право мусульман не утратило свое значение во многих странах. Раскол «золотого века» Халифата был лишь вопросом времени.

Достижения Арабского халифата

Многочисленные достижения Арабского халифата в медицине, науке, архитектуре, литературе и других областях широко известны по всему миру. Арабская цивилизация породила уникальную культуру, оказавшую сильное внимание на весь мир. Особенно впечатляющих достижений Арабский халифат добился при Харуне ар-Рашиде, знаменитом правителе, который привёл страну к экономическому и культурному расцвету.

 


Достижения Арабского халифата при Харуне ар-Рашиде

Халиф Харун ар-Рашид правил страной с 786 по 809 год, добившись множества успехов. Многие достижения арабской культуры были сделаны именно в период его правления, несмотря на то, что эти годы ознаменовались серией антиарабских восстаний в Сирии, Иране и других регионах. Они были подавлены, а халиф тем временем приложил немало усилий для развития науки и искусства, в основном поэзии и музыки. Одним из основных достижений Арабского халифата при Харуне ар-Рашиде является то, что он отказался от канонизированных форм доисламской поэзии, что благотворно сказалось на арабском искусстве в целом. Также по приказу халифа в Багдаде были основаны университет и библиотека.

Достижения Арабского халифата при Харуне ар-Рашиде
Харун ар-Рашид

В годы правления Харуна ар-Рашида окрепла экономика Арабского халифата, бурно развивалось сельское хозяйство, культура и различные ремёсла. Халиф покровительствовал поэтам и музыкантам, а также учёным, полагая, что развитие науки имеет важнейшее значение. Правда, ошибки халиф тоже допускал – произошедшие при нём восстания были признаками наметившегося распада халифата.

 

Достижения арабской культуры в медицине и литературе

При вышеупомянутом Харуне ар-Рашиде арабская культура многое впитала из культуры Византии и других европейских стран. Были сделаны переводы множества литературных трудов, расширившие багаж знаний арабских учёных и обогатившие арабскую культуру в целом. Сначала возникла проза – легенды, рассказы, позже – поэзия. Переходом к стихотворению была рифмованная проза «садж». Поэтические состязания помогли выработать разнообразные сложные стихотворные формы.

Достижения Арабского халифата кратко
Отчасти арабская культура обязана арабскому языку своими достижениями

Арабская наука того времени может особенно гордиться успехами своей теоретической и практической медицины. После первого периода переводов, когда основные работы Галена и Гиппократа стали доступны арабам, некоторые мусульмане достигли такого положения в медицинской науке, что оказались много выше своих христианских и греческих предшественников. Здесь достаточно назвать двоих самых знаменитых: Разеса и Авиценну (он же ибн Синна). Третьим был врач, известный в Египте, как Хали Аббас. Отметим также, что за промежуток времени в пять веков (с начала IX до конца XIII) получили известность арабские работы по медицине более чем 70 авторов.

 

Достижения арабской цивилизации в науке и архитектуре

Благодаря тесному знакомству с культурой греков арабы ознакомились со множеством достижений Древней Греции, позаимствовав их и усовершенствовав. Пока в Европе шло Раннее Средневековье, и наука была фактически забыта на долгое время, именно арабская цивилизация пополняла мировую копилку научных знаний. Так, именно арабы изобрели цифры, которыми сейчас пользуется весь мир. Они же превратили алгебру в точную науку и заложили основы аналитической геометрии, хотя геометрия как наука была известна уже давным-давно. Арабские учёные создали плоскостную и сферическую тригонометрию и сделали множество ценных наблюдений за звёздами, поспособствовав развитию астрономии, а также истории – историографии они уделяли самое пристальное внимание.

Достижения культуры Арабского халифата
Основные достижения арабской цивилизации

Весомых культурных достижений Арабский халифат добился и в области архитектуры. Были сформированы уникальные архитектурные направления, широко использовались сводчатые и купольные конструкции. К памятникам архитектуры Арабского халифата можно отнести, например, Большую мечеть в Дамаске и мечеть Амра в Каире. При этом арабская архитектура развивалась поначалу под сильным влиянием эллинистической, римской, византийской и сасанидской (иранской), но лишь на на начальном этапе – позднее она пошла своим путём.

Культура стран халифата

Халифат объединял Месопотамию, Египет, Палестину, Сирию, Иран, Среднюю Азию. Все эти страны имели древнюю, высокоразвитую культуру. На этих территориях процветал ислам, преобладал арабский язык, который многие называли «латынью Востока». Но если латинский язык был мертвым, люди на нем не общались в повседневной жизни, то арабский оставался разговорным языком для восточных народов.

Уровень образования на Востоке

В странах Востока было много грамотных людей. Главное условие при приеме на какую-либо должность – наличие образования. Начальные школы были частными. За большими знаниями люди шли на лекции, проповеди знатоков Сунны, Корана, шариата. В крупных городах при главных мечетях открывали медресе – высшие школы для мусульман.

Почетным считалось иметь в близком круге ученых, поэтов, знатоков Корана. Поэтому знать окружала себя образованными людьми. Ученые и писатели проживали при дворцах эмиров и халифов. Они прославляли своих покровителей, упоминали о них в своих произведениях. За это получали ценные дары. Кордов стал образовательным центром. В нем сконцентрировалось огромное количество высших школ, в которых преподавали известные ученые. В библиотеках хранились древние рукописи.

Развитие науки

Арабские ученые сходились во мнении, что человека ничего так не красит как знание. В VIII-IX веках Восток переживал эпоху Возрождения. На арабский язык переводились многие иранские, древнегреческие, индийские тексты. Особенное внимание этой теме посвящалось во времена правления Харуны ар-Рашида и его сына.

В Багдаде появился «Дом мудрости», в котором хранились ценные рукописи. Также в этом доме ученые занимались переводом и переписыванием книг. Со временем «Дома мудрости» открылись и в других крупных городах.

В VIII-IX веках арабские математики детально изучили тексты, оставленные Евклидом, Пифагором, Архимедом. Большое внимание уделялось трудам индийских математиков и астрономов. Арабы заимствовали индийские цифры, создали алгебру. Об арабских цифрах со временем узнали и в Европе. Они быстро вписались в западный мир, ускорили развитие математики и ближайших к ней наук.

Мощные обсерватории располагались в Дамаске и Багдаде. Астрономы располагали сложными инструментами, позволявшими им вычислить окружность планеты, описать положение звезд на небе. В начале XI века среднеазиатский ученый аль-Бируни предположил, что Солнце является центром Вселенной, а Земля лишь вращается вокруг него.

Параллельно с исламом развивалась арабская письменная история. Авторы писали биографию Мухаммеда, предания о нем. Также появлялись сведения о возникновении ислама. Историки вкратце описывали византийскую, римскую, иранскую историю. Зато свою историю излагали красочно, прославляя завоевания арабских правителей.

Арабы очень ценили географические знания. Благодаря рассказам купцов и путешественников удалось составить описания для стран халифата. Также появились знания об Индии, Китае, странах Восточной Европы и африканского континента. Арабские путешественники составили карты многих стран и морей.

Больших успехов добились арабские лекари. В начале XI века в Средней Азии жил и творил великий ученый Ибн Сина, в Европе более известный как Авиценна. Он был философом, географом, медиком, астрономом, поэтом. Ибн Сина написал около ста научных трудов. В восточных странах его называли «главой ученых». Особенно ценились его медицинские знания. Авиценна первым описал признаки распространенных болезней.

Развитие литературы

Погонщики верблюдов и купцы привозили из других стран не только товары, но и занимательные рассказы о путешествиях, волшебные сказки, смешные истории. Их пересказывали как во дворцах знати, так и в простых домах Багдада, на улицах и базарах. Со временем сказки вошли в сборник «Тысяча и одна ночь», который обрел мировую известность. Это достояние не одной страны, а многих народов, чьи легенды вошли в основу сказок.

Арабы отличались очень богатой поэзией, которая возникла еще до распространения ислама. Она тонко описывала обычаи кочевников, быт простых людей. Каждое племя имело своего поэта. Он обязательно выступал на праздниках. В доисламские времена поэты прославляли смелых воинов, которые верны данному слову.

По мере покорения новых территорий интересы арабов менялись, на них влияла культура покоренных народов. Поэты чаще поднимали вечные темы о добре и зле, жизни и смерти, красоте и уродстве мира, богатстве и бедности и т.п. Особенно красноречивыми были поэты Средней Азии, Ирана. Они писали на фарси – таджикско-персидском языке.

Самым известным восточным поэтом Х века был Фирдоуси. Около трех десятилетий он посвятил работе над «Книгой царей» — поэмой «Шахнаме». В ней описана борьба иранцев против завоевателей. Поэт прославил подвиги национальных героев.

Развитие искусства

В халифате большое внимание уделялось архитектуре. Постройки были произведением искусства. При жизни халифы жили в роскошных дворцах, а после смерти их ожидали величественные гробницы. На весь мир известен дворец эмира Альгамбра, расположенный в испанской Гранаде. Также архитекторы трудились над крепостями, чтобы сделать их красивыми, функциональными и недоступными.

В городах строили мечети, которые использовались не только для ежедневных молитв, но и для проведения судебных заседаний. Также там хранили ценные книги, деньги (пожертвования для бедняков). Мечети использовались как места для собрания единомышленников, в них приходили люди, чтобы обсудить интересующие их вопросы.

Четырехугольный молитвенный зал – главное место мечети. Зал открыт в огромный двор, окруженный галереей с колоннами. Во дворе путники укрывались от солнца, это было популярное место для отдыха. В середине двора устанавливали бассейн с проточной водой, в котором верующие могли совершить омовение.

В некоторых случаях над мечетью устанавливали купол. Но в большинстве построек крыша была плоской. Молитвенный зал украшало много тонких, изящных колонн. Приходя на молитву, верующие становились лицом в сторону Мекки. Перед ними стоял мулла или имам (священнослужитель), за которым люди повторяли все движения.

Внутри мечети были очень просто обставлены. Они не имели роскошной утвари, музыкальных инструментов или мебели. Пол покрывали коврами. Посетители разувались за дверями, во время молитвы садились на ковер. В некоторых мечетях стены расписывали изречениями из Корана. Поскольку арабский алфавит очень красивый, эти изречения напоминают изысканные узоры.

Ислам запрещает изображения всех живых существ, в том числе и Аллаха. Поэтому икон в мечетях нет. Возле мечетей можно увидеть высокие башни – минареты. Из них специальные служители пять раз в день созывали верующих на молитву.

Для всех арабских построек характерно наличие мозаики, изразцов, резьбы по камню. Стены часто покрывали арабесками. Это очень сложные в выполнении геометрические узоры, состоящие из переплетающихся и пересекающихся линий.

Вклад культуры халифата в мировую сокровищницу

Арабы дали миру знания во многих областях науки. Европейцы изучили и перевели труды, касающиеся медицины, математики, астрономии. Арабские трактаты служили главным руководством для европейских ученых времен Средневековья. Арабы дали Европе цифры, новую систему счета. Также они дали названия многим звездам, показали, как более точно чертить карты, пользоваться глобусом и компасом.

Главной находкой для Европы стали сочинения Авиценны, которые перевели на латынь. До XVII века они использовались врачами как настольная книга. Искусство мусульман отразилось на архитектуре, традициях, моде Южной Италии, Испании, африканских стран. Культура халифата в Европу пришла после завоевания арабами Испании. Удивительно, но именно арабы популяризовали в Европе труды древнегреческих ученых и писателей.

Арабы
по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими
народов
. Но постепенно они смогли усвоить достижения
античности и стран Востока.

Совместив
их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и
неповторимую арабскую культуру.

Культура
Халифата

Эпоху
существования Арабского халифата часто называют «Золотым веком» мусульманской
науки и культуры
.

В
захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский
язык
.

Он
стал языком образования, делопроизводства, науки и литературы. Его часто
называли «латынью Востока».

«Латынь
Востока»

Если
мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее
образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила
поведения и законы.

Стремление
к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.

Обладание
знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому
значительная часть населения Халифата была грамотна.

Образование
состояло из нескольких этапов. 

Домашнее
обучение и воспитание
должны были обеспечить передачу знаний из
поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого
исполнялись в повседневной жизни.

Начальная
школа
была частной. Основную часть её учеников составляли
дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних
учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика,
литература, физическое воспитание
.

В
среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные
предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование
Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие
.
Также изучались грамматика, литература, риторика.

Вторую
группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.

Обучение
велось чаще всего при мечетях и было бесплатным
.

Средние
учебные заведения назывались
медресѐ«место,
где изучают»
. Учебные заведения последней ступени – носили названия «вы̀сших
медресѐ»
.

В
странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей:
математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.

Арабские
учёные

Центрами
научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.

В
IX веке в Багдаде был создан «Дом Мудрости». Он представлял собой
соединение библиотеки, академии, обсерватории и коллегии переводчиков
.

Центры
научных знаний

При
«Доме Мудрости» на арабский язык были переведены научные труды многих античных,
индийских, иранских учёных.

По
примеру Багдада свои «Дома Мудрости» были созданы и в других крупных городах В них
учёные получали жильё, денежные средства, доступ к научным трудам.

Арабские
переводы

Огромными
были достижения арабских учёных в области точных наук.

Известный
учёный и математик
Аль-Хорезмѝ (783–850
годы) считается основателем классической алгебры
.

До
XVI века переводы его математических трудов использовались в европейских
университетах как основные учебники. Ему же принадлежит заслуга в
популяризации индийских цифр
.

Сначала
ими стали пользоваться арабские математики. Позже они стали общепринятыми во
всём Западном мире.

В
Багдаде и Дамаске действовали обсерватории
. Арабские
астрономы смогли вычислить примерную окружность Земли, описали положение звёзд.
  

Учёный
и астроном
Аль-Бирунѝ (973–1048 годы) в своих
работах рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца.

Уважением
у арабов пользовалась география.

Арабские
путешественники и купцы описали страны Халифата, Индию, Китай, проникли вглубь
Африки и Восточной Европы. Составили карты известных им стран.

Известным
арабским географом был
Ибн Хордадбѐх (820
г. – ок. 912 года)
.

Его
«Книга путей и стран» содержит многочисленные сведения по географии
Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской науке
упоминания о славянах.

Высокого
уровня у арабов достигла медицина.

Известный
арабский учёный и врач
Ибн Сѝна (980–1037
годы) в своих
«Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки»
обобщил достижения медицины того времени.

Аз-Захравѝ (Альбука̀сис)
создал иллюстрированный трактат по хирургии –
«Ташриф». Изобрёл
около 200 хирургических инструментов, которые использовались как в
мусульманском, так и в христианском мире долгое время.

Ибн
Сина

Время
зарождения письменной истории у арабов совпадает с распространением ислама
.

Появились
предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Сведения о том, как возник ислам.

В
своих трудах историки прославляли арабские завоевания. В кратком виде излагали
историю Рима, Византии, Ирана.

Историк Аль-Масу̀ди
получил прозвище «арабского Геродота». Он объединил разрозненные
исторические и географические знания арабских учёных в одну большую
энциклопедию.

Развитая
поэзия сложилась у арабов ещё в доисламский период.

Она
отражала быт и обычаи населения Аравии. В VIII–IX веках многие произведения
устной поэзии были записаны.

В
IX–XI веках сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь». В
него вошли переработанные и перенесённые в арабскую среду сюжеты персидских,
индийских, греческих и других сказок соседних с арабами народов и стран.

Больших
успехов достигла литература в Иране и Средней Азии. Здесь произведения
обычно писались на персидском языке –
фарсѝ.

Известным
поэтом был
Фирдоусѝ (934–1020 годы).

Его
знаменитая поэма «Шахнамѐ» («Книга царей») рассказывает о борьбе
иранского народа против завоевателей, прославляет подвиги легендарных героев.

На
основе образцов греческих, римских и иранских построек арабы создали свою
оригинальную архитектуру.
Строители возводили великолепные
дворцы, храмы и крепости.

Наиболее
известны культовые здания. Основным культовым зданием ислама, где собирались
для молитвы последователи Пророка, стала мечеть.

Во
время молитвы верующие становились лицом к специальной нише

михра̀бу, направленному в сторону Мекки, и повторяли действия
священнослужителя
муллы̀ или има̀ма.

По
сравнению с христианским храмом убранство мечети было очень простым. Возле
мечети возводили минарѐтывысокие башни, с которых пять раз в
день верующих созывали на молитву
.

Минарет

Мечеть
была не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем ценностей, центром
образования.

Функции
мечети

Наиболее
известные мечети времён Халифата –
А̀мра в
Фуста̀те,
Мечеть Омейя̀дов в
Дамаске,
Заповѐдная мечеть в Мекке.

Заповедная
мечеть

Коран
не одобрял изображение людей и животных, поэтому

стены
зданий арабские мастера покрывали
арабѐсками
геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

Подведём
итоги.

В
IX–XI веках арабская
культура достигла наивысшего расцвета.

Её
достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой
Европы.

Составили
выдающийся вклад в мировую культуру.

Это
относится прежде всего к развитию математики, астрономии, географии, философии,
медицины, истории.

Хозяйство и культура стран халифата

1. Кто был создателем культуры халифата 

В халифат входило множество стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Месопотамия, Средняя Азия. Сначала по развитию культуры арабы стояли намного ниже большинства покорённых народов; грамотных людей среди арабов было мало. Невежественные завоеватели уничтожали памятники культуры. Захватив Александрию с её знаменитой библиотекой, халиф заявил: «Если в книгах сказано не то, что написано в коране, их следует уничтожить, а если сказано то же самое,- то они не нужны». И халиф приказал сжечь древние, рукописи.Арабский халифат 7-9 века

Но постепенно арабы усвоили достижения покорённых народов в науке и искусстве.

В странах халифата широко распространился арабский язык. На нём говорили и вели дела в суде, его изучали в школах. Поэтому сирийские, иранские, среднеазиатские учёные и писатели создавали свои произведения на арабском языке. Арабский язык в странах халифата стал языком науки и литературы.

Культура стран халифата создавалась не только арабами, но и всеми народами, входившими в состав Арабского государства.

2. Развитие  хозяйства арабского халифата

В странах Арабского халифата были развиты земледелие, ремёсла и торговля. Своим трудом крестьяне преобразили бесплодные степи. В.садах и виноградниках утопали долины Сирии. На орошаемых землях сеяли ячмень и пшеницу, разводили финики и сахарный тростник. Из Индии и Китая арабы завезли хлопок и рис, апельсины и лимоны; эти культуры широко распространились в странах халифата.

Искусные ремесленники вырабатывали из хлопка и шерсти лёгкие и прочные ткани. Иран был знаменит своими коврами. В Сирии изготовляли яркие шелка и стеклянную посуду. На весь мир славились сирийские оружейники: мечи, сабли и панцири из дамасской стали высоко ценили феодалы восточных и европейских стран.

Купцы из халифата торговали с Индией и Китаем. На верблюдах и лошадях они везли из Китая через знойные пустыни и высокие горы шёлк и посуду. На кораблях и лодках по волнам Индийского океана доставляли из Индии ткани и драгоценные камни. Арабские купцы часто появлялись в Западной Европе и на берегах Волги. Здесь они продавали ценные восточные товары.

Совершая путешествия э далёкие страны Востока и Запада, арабские купцы устанавливали связи между народами, помогали им обмениваться достижениями своей культуры.

3. Наука арабов

 «Величайшее украшение человека — знание»,-  говорили арабские учёные. В странах халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. В больших городах открывались высшие школы.

Арабские математики создали алгебру. Они стали пользоваться индийскими цифрами, а у арабов эти цифры заимствовали европейцы (до сих пор в Европе эти цифры называют «арабскими»).

Астрономы пользовались сложными инструментами. Они сумели приблизительно вычислить размеры земного шара. Ученый Аль-Бируни из Средней Азии высказал гениальную догадку о том, что Земля движется вокруг Солнца.

В большом почёте у арабов была география. Об этом говорит арабская пословица: «Кто отправляете в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Арабские путешественники описали все страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им земель и морей.

В XI веке в Средней Азии жил великий учёный Ибн-Сина (в Европе его называли Авиценна). Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. Он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. На Востоке Ибн-Сину называли «главой учёных». Но мусульманское духовенство преследовало передового ученого, обвиняя его в безбожии.

4. Литература и искусство

Вместе с дорогими товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из Индии, Ирана, Египта чудесные сказки и рассказы. Их рассказывали в дворцах халифа и знати, на улицах и в домах Багдада. Богачи любили слушать рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. А на площадях и базарах носильщики и рыбаки передавали друг другу смешные истории о хитрецах, которые обманывали судей, купцов и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь».

МечетьАрабская мечеть в Каире в Кордове. Внутренний вид. Строительство мечети было начато в VIII веке. Изящные лёгкие колонны из мрамора и белого камня как бы теряются в полумраке огромного зала, колонн более 600. Над нижним рядом круглых колонн возвышается второй ряд — четырёхугольных. Колонны вязаны между собой полукруглыми арками. Стены богато украшены резьбой.

Блестящего расцвета в халифате достигла архитектура. Для халифов архитекторы возводили великолепные дворцы с множеством фонтанов; сказочные здания утопали в зелени тенистых садов.

Арабские строители сооружали мусульманские храмы — мечети (в переводе с арабского — «места поклонения»). Четырёхугольное здание мечети обычно сверху увенчивал купол. Крыши украшались зубцами и карнизами, стены — узорами из переплетающихся линий.

Мусульманская религия запрещала изображать людей и животных. Поэтому скульптура и живопись в странах халифата почти не развивались.

5. Значение культуры халифата 

Европейцы заимствовали у арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков  и астрономов служили руководством для средневековых учёных Западной Европы. Сочинения Авиценны, переведённые на латинский язык, до XVII века были настольными книгами европейских врачей.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом в арабской Испании. В её столице Кордове проживало полмиллиона населения и было 27 высших школ. В них читали лекции видные учёные, в том числе и немусульмане. Кроме арабов, в Кордове обучалось много студентов из разных стран Европы. В огромных библиотеках здесь хранились ценные старинные рукописи. Каждый год в Кордове переводили и переписывали до 16 тысяч книг.

Многие труды древних учёных и писателей стали известны в Европе благодаря арабским переводам.

Запомните эту дату! 

Около 630 года-образование Арабского государства.

Добавить комментарий

  • Рассказ о дубе 3 класс окружающий мир тема растения
  • Рассказ о достижениях византийской культуры
  • Рассказ о достижениях арабской культуры
  • Рассказ о дубе 2 класс по окружающему миру
  • Рассказ о дорожных знаках 2 класс окружающий мир