Рассказ о достижениях византийской культуры

Основные периоды

История Византии имеет свои периоды упадка и расцвета. Это государство было основано в 395 году нашей эры и просуществовало до 1453 года. На месте небольшого древнегреческого поселения во времена владычества Рима основали Константинополь, который в последующем стал одним из крупнейших городов Европы.

После разделения империи на западную и восточную Византия долгое время была изолированным государством со своей жесткой иерархией. Здесь практически не наблюдалось феодальной раздробленности, что позволило на долгое время сохранить свою независимость. Основные периоды византийской культуры:

культура византии 6 класс

  1. IV—VII вв. — формирование собственной идентичности, борьба христианского богословия с античным наследием.
  2. Начало VII—IX вв. — время культурного и экономического спада, который вызван междоусобными конфликтами.
  3. Конец IX—X вв. — подъём всего царства и становление государственности.
  4. XI—XII вв. — величайший расцвет культуры Византии.
  5. XIV—XV вв. — кризис и завоевание Византии османами.

Ученые для упрощения периодизации и построения таблиц по культуре Византии выделяют два основных этапа: ранний, к которому относятся V—IX вв. , и поздний — IX—XV вв.

Первоначально на традиции существенное влияние оказывали Древний Рим и античность, но затем главенствующая роль перешла к христианству, которое проявлялось в духовной сфере, быту и политике. Византийское государство смогло сформировать самобытную культуру.

Формирование основы культуры

Культура Византии унаследовала многие черты от Рима. Отмечается влияние распавшейся империи на архитектуру, музыку и изобразительное искусство. Из-за своего географического расположения это государство было открыто для миграции народов, поэтому со временем в нем стало усиливаться влияние Востока. Здесь отмечался симбиоз античного исторического прошлого и варварского окружения, что и создало многообразие и оригинальность искусства.

история культуры византии

Византия стала первым образцом христианской классической культуры. Именно в этой стране доктрина и философия зарождающейся молодой религии получили свою законченную форму. В поздний период отмечается существенное влияние церкви и духовенства в политической жизни, происходит обожествление власти, что нашло своё отражение в живописи, архитектуре и элементах зодчества. К особенностям искусства Византии кратко относят:

  • сакральность и культовость;
  • эклектизм направлений и стилей;
  • спиритуализм и зрелищность.

Развитие культуры в стране связано с заимствованиями из Древнего Рима и восточных стран. При этом в политической и общественной жизни Византия представляла собой закрытое государство, что и стало одним из факторов ее экономического благополучия.

В последующем византийское искусство повлияло на развитие Европы и Руси. Последняя переняла от Константинополя православную религию.

Развитие музыки

3.jpg

Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.

При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.

Древняя архитектура

Античное зодчество и строительство оккультных сооружений, которое было популярно в этих местах в прошлом, с развитием христианства постепенно уступило место новому стилю. В Древнем Риме специфика храма заключалась в алтарной части, поэтому церкви строили для почитания конкретного бога, а все церемониальные мероприятия проводились у входа в культовое сооружение. В христианстве возводили массивные и устремленные ввысь храмы, которые подчеркивали величие Господа. Все службы шли внутри церкви, поэтому такие сооружения имеют огромные размеры.

Также развивалась дворцовая архитектура, строились многочисленные особняки и роскошные дворцы как в Константинополе, так и в других крупных городах Византии. Это были массивные сооружения, которые возводились из камня. Из-за частых набегов врагов и опасности длительной осады дворцы окружались прочными неприступными стенами, вокруг которых вырастали сначала поселки, а затем и крупные города.

Особенности живописи

Первоначально живопись в Византии была представлена церковными работами, а написанием икон занимались монахи-отшельники. В поздний период появились художники, которые специализировались на написании картин разных жанров. Византийские иконы — одно из важнейших достижений мировой ортодоксальной восточнохристианской цивилизации. В их написании заметно влияние Венеции и всей Италии.

история 6 класс культура византии

Также развитие получила мозаика, в которой просматривалось заметное влияние религии. Мастера усовершенствовали свои навыки, что позволяло им работать в различных стилях и техниках. Мозаикой расписывали храмы, дворцы и жилища богатых аристократов. В XI—XII вв. появляется смальга — уникальный стиль мозаики Византии. Он представлял собой рисунок на стекле, покрытом сусальным золотом.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Культура государства оказала существенное влияние на Древнюю Русь и другие страны Европы. Ученые до сих пор спорят о том, каков вклад Византии в их развитие. Отношения крупной цивилизации с соседями начинались с военного противостояния и вражды. Однако после крещения Руси появились тесные связи, в том числе в культурной сфере. Под влиянием Византии в Киевском княжестве сформировались церковные традиции, появились мозаика и иконопись, по восточному константинопольскому образцу строились каменные храмы.

влияние культуры византии

Византия оказала определяющее значение на развитие культуры Древней Руси. Отношения между двумя этими государствами прервались в XIII—XIV вв. в связи с монголо-татарским игом. После этого Московия на много столетий погрузилась в темные времена.

Прекрасные примеры живописи и архитектуры по византийскому образцу на Руси сохранились до наших дней в Новгороде, Владимире и Суздале. Сам же Константинополь был захвачен османами и в последующем переименован в Стамбул, потеряв большую часть своих традиций.

В старших классах школ ученики изучают искусство Византии, готовят по этой теме различные эссе, доклады, рефераты, сообщения, проекты, сочинения и рассказы. Это обширный пласт истории, который сказался на развитии России и всей Европы. Если в домашнем задании требуется рассказать о главных достижениях византийской культуры, нужно упомянуть о мозаике, иконописи и архитектуре.

история Византии

фото с сайта cdn.history.com

Будучи названной «Византией» уже после своего распада, империя Ромеев канула в Лету. Но величие этого государства-цивилизации, его историческое и культурное наследие стали базисом для формирования специфики типов многих современных народов.

Основные достижения Византийской культуры

Когда историки говорят о могуществе и влиянии империи, обычно они имеют в виду политическую составляющую. Римляне известны достижениями в области военного искусства, теории государства и права. Системы и нормативы, разработанные ими во время господства, лежат в основе большинства современных развитых государств. Совсем иначе с восточными римлянами – едва ли при упоминании Константинополя кто-то вспоминает византийское право и принципы гражданственности. Влияние этой цивилизации более глубокое – эстетическое и религиозное.

А была ли Византийская империя

В эпоху своего расцвета Восточная Римская империя называлась «Ромейской» (по греч. ромей – римлянин). Византией ее начали именовать гораздо позже, взяв за основу первоначальное название столицы – Константинополя.

Формирование основ

Культура Византии является наследницей культуры Римской империи – ромеи заимствовали оригинальные концепции и достижения античного мира в области права, изобразительного искусства, музыки и архитектуры. Но географическое расположение государства, его торговые связи и особенности миграции народов, открыли национальные границы для влияния Востока. Этот симбиоз исторического прошлого античного периода и варварского окружения послужил основой для формирования совершенно особенного образования.

культура византии

фото с сайта 1.bp.blogspot.com/

Периодизация

История этого государства напоминает маятник. Расцветы сменялись падениями, провоцируемыми внешним воздействием или внутренними междоусобицами. Схематично, можно выделить следующие периоды:

  1. IV — VII вв. — начало формирования собственной идентичности: борьба античного наследия и христианского богословия;
  2. начало VIII — первая половина IX в.
    период экономического и культурного спада, вызванного междоусобными конфликтами;
  3. вторая половина IX —Х вв. — восстановление величия, подъем на территории всего царства;
  4. XI — XIIвв. — два века величайшего расцвета – именно в этот момент мозаика и иконопись приобретают свою наиболее завершенную форму;
  5. XIII в. — разграбление Константинополя крестоносцами, спад влияния с периодическими попытками восстановить могущество;
  6. XIV — начало XV в.— кризис и падение. Завоевание османами.

Если сделать деление более условным, то можно ограничиться всего двумя этапами: ранним (V– начало IXвв.) и поздним (IX-XVвв.).

Ранний период был ознаменован наполнением философии ромеев восточным образом мысли и постепенным переосмыслением наследия Запада. По мере взаимопроникновения культурных ценностей, симбиоз становился все более заметным – сочетание разных кодов проявлялось и в политике, и в духовной сфере. Уже к середине VI в. Византия сформировала собственную идентичность, которую сохраняла даже в периоды завоеваний.

Несмотря на могущество, Византия была повержена и разрушена. Однако ее наследие лежит в основе национальных культур многих ортодоксальных стран. Узнайте больше о влиянии некогда великих империй в статье «Ацтеки и их достижения»

Империя Ромеев стала первым образцом классической христианской культуры. Именно здесь философия и доктрины молодой религии приобрели завершенную форму в Ортодоксальной Церкви. Влияние духовного прослеживалось везде: в политической жизни оно было выражено в обожествлении власти и придании сакральности образу императора; в живописи не было равных византийской иконописи; в архитектуре появлялись новые ориентиры и элементы зодчества.

С другой стороны, роль христианства не всегда была позитивной. Культура средневековой Византии отмечена периодом внутриэлитных распрей. Одним из самых влиятельных было движение иконоборцев. Сформированное под влиянием ветхозаветных текстов, оно было направленно против почитания икон, и на долгое время затормозило развитие иконописи. Только к началу десятого века, иконы заняли прежнее место.

Таблица – основные достижения византийского искусства кратко

Период Сфера Достижения
VIв., XIII-XV вв. Архитектура – большое внимание уделялось декорированию убранства храма (не только снаружи, но и внутри);
– разработан тип купольной базилики (пример – Базиликальный храм св. Софии);
– начинается строительство крестово-купольных храмов (Апостольский Храм);
IV-V вв. Скульптура – наследование традиций Рима;
– распространение скульптурных рельефов, изображающих повседневность, сцены библейских сюжетов.
V-VIII в. живопись и прикладное искусство – расцвет мозаики (смальта);
– высокая одухотворенность образов;
– иконопись как основная форма живописи;
– под влияние иконоборцев замена индивидуальных образов орнаментальными мотивами, изображениями природы, животных
XIII-XV вв. – вырабатывается строгий живописный канон в размещении религиозных изображений;
– реставрация индивидуализации иконописных изображений

Особенности мира византийского искусства

История развития Империи Ромеев представляет собой движение от заимствованных культурных форм Востока и Запада к достижению собственной идентичности.

Доминирующим фактором формирования эстетики государства было христианство. Религия воспринималась как центровая ось развития не только искусства, но и политического устройства.

Если говорить об особенностях кратко, Византийской культуре были свойственны:

  1. зрелищность и спиритуализм;
  2. эклектизм стилей и направлений;
  3. сакральность и культовость.

Узнайте больше об истории империи и мире византийского искусства:

Своеобразие музыкальной культуры Византии

Византийское искусство и византийская культура

фото с сайта sonata-etc.ru

Отсутствие нотных памятников светского музицирования не дает ученым в полной мере оценить культурное наследие византийского периода. Ряд музыковедов придерживаются теории о ритмическом и смысловом влиянии античной музыки на искусство Древней Византии. С другой стороны, учитывая многонациональность государства, более распространенная точка зрения заключается в комбинации стилей и форм персидской, армянской, сирийской, еврейской песенности.

Иначе обстоит дело с церковными произведениями. До нас дошли источники, дающие представление о том, каким было музыкальное искусство Византии того времени. Преимущественно, в нем сохранялось наследие римско-католической церкви – григорианский хорал.

Основные способы исполнения:

  • торжественное чтение евангельских текстов;
  • исполнение псалмов и гимнов;
  • аллилуйное пение.

В эпоху поздней Византии церковные службы стали пышнее. Более мощным стало и музыкальное сопровождение служб – в обиход вошло хоровое исполнение, многоголосные песенные структуры.

Архитектура

imgonline-com-ua-resize4n9AB6CEmerB

Собор Святой Софии фото с сайта world-countries.net

С развитием христианства традиции античного зодчества уступают место новому стилю.

Специфика храмов Древних греков и Древних римлян заключалась в их алтарности – храмы строили как обитель почитаемого бога. Все церемониальные мероприятия проходили на специальных площадках перед строением, поэтому основное внимание уделялось фасаду.

В религиозной традиции христианства храм является местом для вознесения молитв. Меняется его сущность – теперь он становится местом собрания верующих. Поэтому концепция постройки претерпевает изменения: внутренняя отделка становится разнообразнее, все внимание мастеров направлено на создание атмосфера духовности, сакральности места. Фасад здания получал достаточно простую обработку – внешний вид византийских храмов существенно отличался от католических соборов готического стиля. Преимущественно, облицовка здания оформлялась узорной кирпичной кладкой. Важное достижение архитекторов восточных римлян – крестово-купольный храм, пришедший на смену базиликальному типу. Традиция постройки сохраняется и сегодня в странах с православной культурой.

Очевидно, что наибольшее число шедевров зодчества располагалось в столице государства – Константинополе. Но по мере урбанизации развивалась и архитектура других городов – памятники появлялись в Равенне (мавзолей Галлы Плацидди). Однако главными шедеврами Византии считаются Собор Святой Софии и Церковь Святой Ирины в столице империи, Храм Святой Софии в Трапезунде, .

Под влиянием набегов и культурной экспансии западных христиан, архитектура Византии становилась все более сложной. Возрастает роль декорирования наружного убранства (Церковь Христа Спасителя в Полях, в составе ансамбля монастыря в Хоре).

Каковы основные достижения художественной культуры Византии

Культура Византии в средние века – это не только зодчество. Одновременно изменения происходят в остальных жанрах декоративно-прикладного искусства: иконографии, мозаике.

Иконопись

основные достижения виантийской империи

фото с сайта vidania.ru

Византийские иконы была крупнейшим достижением в восточно-христианской ортодоксальной цивилизации. Она не только легла в основу ряда национальных культур, но и оказала влияние на католические страны – Италия, в частности, Венеция, находилась под влиянием ромеев.

Развитие жанра изобразительного творчества можно разделить на несколько периодов:

– доиконоборческая эпоха;
– иконоборство;
– постиконоборческий период.

Первый период расцвета византийской иконописи сохраняет черты античности, которые вытесняются в ходе поиска изобразительного языка, способного перенести суть христианских догматов и религиозного учения в плоскость художественной графики. Исчезает натурализм, иконы теряют индивидуальные черты, становятся более схематичными.

Развитие изобразительного искусства было остановлено под прессингом иконоборчества, утвердившегося в качестве официальной идеологии на целое столетие. В это время иконопочитателей преследовали, многие иконописцы были вынуждены сменить родное государство на соседние страны, где продолжали свою работу.

Ренессанс в создании икон начался в XX веке, а подлинный расцвет наступил ближе к закату Византийской империи. Для этого периода характерно усложнение цветовой гаммы, возвращается натурализм; изображаемые фигуры приобретают индивидуальность, они становятся более воздушными, иконопись в целом приобретает черты маньеризма (Двенадцать апостолов, Сошествие Христа в ад).

Мозаика

византийское искусство

фото с сайта 7iskusstv.com/

Рассказать об искусстве византийской мозаики в рамках общей статьи невозможно. Многообразные техники, стили – мастера совершенствовали свои навыки под влиянием развития церковного зодчества. Уникальные орнаментальные или натуралистические картины украшали фасады светских и религиозных сооружений. Многие из них были уничтожены во время крестовых походов, османского завоевания или войн последнего столетия. К XI в. сложился уникальный стиль византийской мозаики – смальта. Это особый материал для прикладного искусства, представлявший собой стекло, покрытое тонким слоем золота. Когда в вечерних сумерках зажигали свечи, выполненные в такой технологии святые, сияли, создавая смиренную и одухотворенную атмосферу во время проведения служб. К X в. утвердились основные принципы пространственного расположения персонажей сюжетов, иллюстрирующих главные библейские истории. В куполе храма стали размещать фигуру Христа (преимущественно поясное), в алтаре – Богородицу, сложившую руки в молитве. Архангелы и апостолы располагались по сторонам от центральных фигур. Так строилась мозаичная графика XI-XII вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Влияние Византии на культуру Древней Руси

основные достижения византии

Московский собор в Кронштадте – продолжение византийских традиций фото с сайта gov.spb.ru

Византия оказала значительное влияние на развитие культуры многих стран христианского мира. Но ее влияние в Древней Руси было особенно заметным.

Отношения молодого княжества и крупной цивилизации начались с вражды и военного противостояния. Но с момента Крещения Руси по греческому образцу, ориентиры изменились. С развитием христианизации в крупные города устремились иконописцы, зодчие, священники.

Монголо-татарское иго приостановило отношения между Русью и Византией. Оценить влияние захватчиков Вы можете в статье Правда и вымысел о “Монголо-татарском иге”

Под влиянием византийской традиции сформировалась церковная культура Руси. Внешнее убранство, внутреннее оформление задавались достижениями ромейской эпохи. Одним из главных искусств, перенесенных из Византии, стала мозаика.

Иконопись на византийский манер была основным видом искусства России до XVI в., когда ее потеснила светская живопись. Основные произведения создавались художниками Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств. Главные принципы – духовность, выразительность, сакральность.

Экономическое и духовное сообщение с Византией прекратились после завоевания Руси монголо-татарами. Тем не менее, глубокие культурные связи уже были заложены и сегодня мы, потомки русичей, являемся наследниками древней цивилизации.

Византия является одним из древнейших государств с развитым культурным и социальным устройством. Искусство древней Византии переняло и преобразовало основные достижения античной культуры. В силу географического положения, культура этого государства сочетала как европейские, так и восточные новшества. Сформировавшаяся в Византии христианская религия была главенствующим культурным направлением. Наибольших успехов византийские мастера добились в архитектуре. Их достижения переняли и многие другие страны, что прослеживается и в более поздних стилях.

История развития Византии и стиля

Развитие византийского искусства неразрывно связаны с историческим развитием Византийского государства. Византия образовалась на основе Восточной Римской империи. Датой зарождения Византийского государства принято полагать 395 г. Однако эта дата весьма условна. Что касается художественной культуры империи, то её образование началось в 4-5 вв. Конечным рубежом существования Византийского искусства стал 1453 год, когда турки-османы захватили Византийскую империю, и она полностью прекратила своё существование.

На месте античного города Византия был возведён Константинополь – новая столица Римской империи.

Позднее Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Последняя и стала собственно Византией. При чём, подобное название этому образованию дали европейцы, намереваясь оградить её от связи с античной культурой. Сами же византийцы называли себя «ромами», т.е. римлянами, а Константинополь считали вторым Римом.

иконы в византийском стиле

Византия сумела вобрать в себя лучшие достижения ранней и поздней античности. Константинополь в кратчайшие сроки сумел стать одним среди величайших столиц того времени, не уступая в своём величии собственно Риму. Наравне со столицей в Византии имелись и прочие культурные центры, такие как Александрия, Антиохия, Никея, Равенна и Фессалоники.

Византийцы стали одним из первых народов, принявших христианство. Именно Византия является родиной завершённого ортодоксального православного христианства.

Значительных успехов империя достигла и в правовой сфере. Император Юстиниан впервые систематически изложил правовые нормы и законы. Кодекс Юстиниана нашёл применение и во многих других странах того времени.

При этом Византийская культура подверглась значительному влиянию со стороны соседних как европейских, так и азиатских стран.

История Византийской культуры включает ряд взлётов и падений:

  • Первый культурный расцвет Византии пришёлся на 5-7 вв. В этот период в государстве закончился переход от рабовладения к феодализму. Однако в отличие от большинства европейских государств, в Византии была жёсткая централизация власти и налоговой системы. Наблюдается также расцвет христианской веры и сопутствующих видов искусств – архитектуры, книгописи, иконописи.
  • 8-9 вв. стали периодом спада. В государстве начали обостряться социальные противоречия между столичными и местными властями. Начинается свержение культа икон, признанных пережитками идолопоклонничества.
  • 10-12 вв. – восстановление искусства иконописи. На этом этапе Византия налаживает тесные связи с Киевской Русью. Христианская церковь занимает главенствующие позиции как в социальной жизни, так и в искусстве.
  • 13 в. – один из наиболее тяжёлых для Византии периодов. Во время одного из крестовых походов в 1204 году Константинополь был захвачен, разграблен и разрушен. Император Михаил 8-ой сумел возродить страну лишь в 1261 году.
  • Последний культурный взлёт Византии состоялся в 14-15 вв., что особенно ярко отразилось в художественной культуре. Этот период тесно связан с эпохой возрождения.
  • В 1453 году Константинополь был захвачен турками, и Византия прекратила своё существование.

Новые Петровцы. Свято-Покровская церковь. 1902-10гг. Поздний русско-византийский стиль.

Культура Византии краткое сообщение

Культура Византии краткое сообщение расскажет о главных достижениях этого государства, наследницы культуры Римской империи.

Культура Византии кратко

Византийская культура позаимствовала достижения античного мира в сфере изобразительного искусства, права, архитектуры и музыки. Вместе с тем географическое расположение государства, особенности миграции народов и торговые связи открыли границы для влияния Востока. Таким образом, историческое прошлое античности и варварское окружение создали основу для формирования новой, особенной культуры, такой непохожей на другие.

В чем особенность Византийской культуры?

  1. Во-первых, в ее основе конфессиональной фактор, а не этнической или политической общности.
  2. Во-вторых, самообразующим фактором культуры является православие, на основе которого создалась система имперского самосознания. В целом Византийская культура за свое существование пережила 2 взлета: Македонское Возрождение и расцвет при династии Палеологов.

Основные достижения византийской культуры:

  • Сформировался монашеский подвиг аскетизма и идеал святости.
  • Утвердилась крестово-купольная архитектура. Она сочетает в себе несоединимые внешне начала, возвышенную торжественность, утонченный спиритуализм и глубокую духовность, пышность и роскошность, избыточность и зрелищность. Византийский храм отличался от классического античного храма. На первый план вышла организация внутреннего пространства. Самым знаменитым памятником византийской культуры, ее визитной карточкой стал храм св. Софии в Константинополе.
  • Активно развивалось искусство книги и книжной миниатюры.
  • Развилась уникальная техника мозаика. В этом жанре Византия не имеет равных. Мастера владели секретами изготовления смальты и искусными приемами превращения исходного разноцветья в живописное целое. Великолепные мозики украшают усыпальницы Равенны, храм Софии, Церковь Успения в Никее, Церковь Димитрия в Фессалониках.
  • Развитие декоративно-прикладного искусства находилось на высочайшем уровне развития. В частности мастера владели техникой перегородчатой эмали.
  • Зарождался и развивался новый жанр: жанр иконописи.

Какова роль Византийской культуры?

Она оказала огромное влияние на формирование культуры Киевской Руси после ее крещения. Можно сказать, что она стала объектом для наследования. В «Повести временных лет» Нестор Летописец описал визит князя Владимира в Константинополь. Он был поражен величием, красотой и эстетическим наполнением храмов, что, возвратившись домой, приступил к строительству таких в Киевской Руси. Кроме того, византийская культура подарила миру искусство иконописи. Она была историческим продолжением греко-римской античности и синтезом восточной и западной духовной основы, оказав тем самым влияние на формирование культур Европы.

Надеемся, что сообщение о византийской культуре помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации о ней. А краткий рассказ о культуре Византии Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Современные проявления направления

Византийское искусство, даже после падения Константинополя и потери государственности, продолжило своё существование в рамках других государств и стало основой для формирования более поздних направлений.

Влияние византийского стиля ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Русско-византийский художественный стиль: от храмов и церквей до икон

Позднее в конце 19-начале 20 вв. Византийский стиль нашёл применение в Российской храмовой культуре и появилось отдельное направление – русско-византийский стиль. На территории России возводилось множество храмовых сооружений, соответствующих канонам и конструктивным решениям византийского зодчества. Купол подобных храмов зачастую имеет приземистую форму и располагается на широком низком барабане. Центральный купол при этом значительно больше прочих. Остальные же купола традиционно выступают за пределы сооружения лишь частично. Внутреннее помещение лишено каких-либо стен и перегородок и состоит из единого церковного зала.

Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели.

Икона-покровитель и Михаил

Архитектура и строительство

Основным центром архитектурных трудов византийских мастеров традиционно оставался Константинополь. Улицы города имели лучевую планировку, сходившуюся к площади с императорским дворцами, ипподромом и собором. У Константинополя не было постоянного источника воды, для чего в городе строились подземные водохранилища и акведуки.

Сербское подворье в Москве

О жилых и прочих гражданских сооружениях города известно не много. Из сохранившихся литературных источников достоверно известно о существовании дворцов, кварталов торговцев и ремесленников, крупных мастерских и рыночных площадей, театров, цирков и библиотек.

С укреплением религиозных догматов монастыри и церкви стали основными объектами строительства.

В России

Основной особенностью первых византийских церквей стало выделяющееся центральное пространство, укрытое куполом. В христианской архитектуре византийцев купол олицетворял небесный свод, а также возвышал фигуру императора, сидящего в центре зала во время богослужений среди своей свиты.

Керченский историко-археологический музей

Ещё одной отличительной чертой византийских церквей является возведение купольных композиций церквей, что в результате трансформировалось в новые структурные типы – купольные базилики, центрические церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольные системы.

Храм Христа Спасителя в Москве

Кроме городских церквей в Византии возводились и загородные монастыри. Они имели вид укреплённых пунктов, обнесённых стенами. Кроме жилых и хозяйственных помещений внутри них располагалась общая трапезная и молитвенный зал. Подобные здания зачастую возводились на возвышенности.

Архитекторы Византии переняли от римского зодчества систему арочных конструкций. Однако известная в Риме бетонная техника популярности не получила. Стены сооружений зачастую возводились из кирпича или тёсаного камня, камня с кирпичными прокладками или наоборот. Своды строились из камня или кирпича. Перекрытия зачастую сводчатые.

Реконструированная синагога в Германии

Одним из значительных достижений византийских мастеров стало внедрение системы опирания купола на отдельно стоящие четыре опоры посредством парусного свода. Купол возводился непосредственно на парусах, позже между куполом и парусной конструкцией начали устанавливать округлый барабан, в стенках которого делали осветительные проёмы.

Для уменьшения веса в кладке сводов использовали пористые породы камней.

Такая конструкция позволила очистить пространство от стен и увеличить внутреннюю площадь помещений. Главным строительным сырьём византийцев был плоский кирпич, укладываемый на раствор. В состав последнего включали: известь, цемянку и мелко истёртый кирпич. Применение подобного раствора позволяло возводить здания без использования дорогостоящих лесов. Иногда кирпич чередовали с тёсаным камнем. Внешнюю поверхность стен зачастую штукатурили. Позже в Византии стало актуально декоративное украшение фасадов фигурной кирпичной кладкой или чередующимися светлыми и тёмными полосами облицовки.

Воскресенский Новодевичий монастырь

Особенность: мозаичное исполнение

Особое место в Византийской архитектуре занимает мозаика. Расцвет мозаичного византийского искусства приходится на 6 в. Отличительной особенностью данного стиля является то, что мастера не просто применяли цветное стекло в качестве расходного материала, но и умели использовать оптические эффекты. Достигалось это посредством вкрапления светлых или тёмных акцентов в основной тон.

Ещё одной особенностью византийской мозаики стала дальняя перспектива – целостный образ можно было рассмотреть только издалека. Подобными мозаиками традиционно украшались храмовые церковные здания.

Изобразительное искусство и архитектура Византии

Изобразительное искусство — мозаики, фрески, иконопись — это область, в которой византийская культура прославилась прежде и более всего. Самобытность, цельность и гармоничность художественных принципов, глубина образов, смысловая насыщенность, богатейшее разнообразие форм и красок, совершенство техники — соединение этих черт делает византийское искусство одним из высочайших достижений человеческой культуры. Византийские мастера сохранили, с одной стороны, сложнейшую технику изобразительного искусства античности, а с другой — наполнили ее новым символическим содержанием. В Византии была разработана целая эстетическая теория образа и символа, и живопись приобрела неслыханное прежде значение: ведь она помогала человеку постичь самого бога, спастись. Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. В IV—VI вв. в византийской живописи еще преобладают античные традиции, что, в частности, нашло отражение в мозаиках пола Большого императорского дворца в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем формируется строгий иконографический канон. В IX—X вв. складывается целостная система декора храма: порядок расположения библейских сцен на его стенах и сводах. Одна из ее вершин этого времени — мозаики храма св. Софии в Константинополе. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображения делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в конце XIII — середине XIV в. византийская живопись вновь переживает еще один, последний период расцвета — он был связан с распространением гуманистических тенденций в культуре того времени. Живописцы стремятся выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе. Однако попытки освобождения человеческой личности от пут догматического мышления в Византии были сравнительно робкими и непоследовательными. Византийское искусство XIV—XV вв. не могло подняться до реализма итальянского Ренессанса и по-прежнему облекалось в форму строго канонизированной иконографии, чему в немалой степени способствовала победа исихастов.

Значителен вклад Византии в развитие средневековой архитектуры. Византийские зодчие уже в V—VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества. В центре городов нового типа располагается главная площадь с собором, откуда, причудливо переплетаясь, расходятся улицы. С этого же времени появляются и многоэтажные дома с аркадами, а затем строятся и укрепленные резиденции знати и богатых горожан. Высочайшего развития достигает в Византии церковное зодчество. Наиболее выдающийся его образец — храм св. Софии в Константинополе, выстроенный в 532— 537 гг. по приказу Юстиниана. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 м. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками. В VI—X вв. в Византии сложился тип крестово-купольного храма, ставший основой всей последующей византийской архитектуры. После османского завоевания византийское культурное наследие, пусть иногда и в упрощенном виде, сохранялось греческим и другими балканскими народами. Оно было передано и воспринято и соседними, связанными с Византией единством культурной традиции, странами, в том числе Русью.

Интерьер

Отличительными особенностями византийского интерьера выступают исключительная помпезность, элегантность и дороговизна. Яркость дизайна и обтекаемость форм византийцы позаимствовали у своих восточных соседей.

В то же время в византийском интерьере применялась незамысловатая простая мебель – упрощённый вариант римской домашней утвари. Основой искусства Византии является христианство, из-за чего в отделке нередко присутствуют религиозные орнаменты и мотивы: голуби, монограмма Христа, рыбы, барашки. Нередко встречаются и растительные орнаменты, объединяющие как античную, так и восточную символику – лавровый лист, оливковые ветви, ветви вьющихся растений и ленточные сплетения.

Базилика Сан-Витале

Цвета

Византийский интерьер характеризуется стремлением к роскоши и богатству, что прослеживается и в применяемой цветовой гамме. Используемые оттенки зачастую насыщенные и яркие. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. Вне зависимости от цвета любые предметы щедро украшались драгоценными камнями, золотом, серебром или слоновой костью. Позже такая помпезность и вычурность передалась в стиле барокко.

Церковь Сан-Витале

Материалы

В качестве строительных материалов византийцы использовали камень и кирпич, скреплённые специальным цементным раствором. Что касается отделки, то помпезный византийский интерьер требовал использования наиболее дорогих и редких материалов – золота, слоновой кости, редких пород деревьев, самоцветов, мрамора, гранита и прочих природных камней, дорогих восточных тканей с золотой нитью и смальта – разновидность цветного стекла.

современный интерьер в византийском стиле

Полы и стены

Стены в Византии могли обшиваться деревянными панелями, мраморными плитами или отделывались штукатуркой. В качестве украшения применяли декоративную резьбу, рельефные рисунки или росписи. В росписи традиционно применялся растительный орнамент, содержащий трилистник.

Иногда стены декорировали с помощью шёлка и прочих дорогих тканей. Что касается пола, то он выстилался камнем или многоцветной мозаикой из мраморных вставок.

Окна

Окна в интерьере византийцев зачастую были довольно массивными, имели вытянутую стрельчатую форму. Оконные проёмы традиционно драпировали византийским шёлком, который выделялся крайне высоким качеством и яркой орнаментальной вышивкой.

окна в византийском стиле

Декор и аксессуары

Отличительной чертой данного стиля является красочный и яркий декор. Типичным для византийского стиля выступает украшение ниш, оконных и дверных проёмов ажурными орнаментами. Всё пространство в византийском интерьере заполняется всевозможными украшениями – цветущими растениями, вазами из слоновой кости или полудрагоценных камней, серебряной ли медной посудой. Ещё одним обязательны элементом стиля выступают мозаики и эмали из цветного стекла. Первоначально цветное стекло применяли исключительно для изготовления создания витражей, но позднее из него также стали изготавливать яркие вазы, бусины и посуду.

декор и аксессуары в византийском стиле

Византийская культура: синтез времен и влияний

Византия – наиболее «долгоживущая» из средневековых империй. В этом государстве сходились многочисленные торговые пути, оно имело связи со многими странами разных регионов. Внешнее влияние накладывалось на собственные культурные традиции, которые в Византии сохранялись на протяжении многих веков. В результате сложилась самобытная, имеющая существенные отличия от западной, культурная традиция, оказавшая влияние на многие народы, в том числе и на Русь.

Общие особенности византийской культуры

Византия – Восточная Римская империя, осколок крупнейшей и сильнейшей державы древнего мира. В отличие от Западной империи, она не была завоевана варварами в эпоху Великого переселения народов. Поэтому в Византии не наблюдалось периода культурного упадка, какой имел место в Западной Европе. Здесь также успешно сохранилось то, что сейчас принято именовать исторической памятью – осознание своей древней истории и наличия в ней существенных достижений, заслуживающих сохранения.

Вместе с тем, Византия была родиной поголовной христианизации Римской империи (ее столица Константинополь как раз построена Константином Великим, навязавшим новую веру всем своим подданным императорской волей). Соответственно, на ее культуру не могло не оказывать влияние христианство и связанные с ним традиции.

Географическое же положение Византии (а империя эта имела владения на трех континентах) неминуемо делало ее своеобразным перекрестком древних дорог. По территории Византии проходили важнейшие торговые пути, и уже по этой причине в этом государстве постоянно находилось значительное количество иностранцев, знакомивших ее с культурными традициями и достижениями своих народов. Эти же купцы и послы способствовали распространению и византийских достижений.

Византийский храм в Греции

Соответственно для культуры Византии характерна эклектика, смешение влияний. Здесь помнили о своем античном происхождении и гордились им, но жили по христианским нормам и представлениям. Византия была хорошо знакома с культурными традициями других народов, в том числе достаточно отдаленных. Она испытала влияние как Европы (в основном Западной, но не только), так и Азии со свойственными этому региону специфическими эстетическими представлениями. В результате получилась культура, существенно отличающаяся от всех современных аналогов.

Византийская наука и образование

Византийцы помнили о своем происхождении от Римской империи и сами себя именовали ромеями (т.е. римлянами). Однако официальным языком империи был греческий, им пользовались в государственной жизни, а также в науке и образовании. Эта особенность отражена в русском понятии «путь из варяг в греки», где византийцев именовали именно греками, а не ромеями.

Византия не знала периода культурного упадка начала средневековья, и падения образования в ней тоже не было. В отличие от Западной Европы, вся византийская верхушка (чиновники, деятели церкви, крупнейшие военные, богатые купцы) были не просто грамотны, но достаточно хорошо образованны. Средневековых университетов в Византии не было, школы имелись при монастырях, а богатые люди чаще учились дома, нанимая учителей. Знание латинского и еще какого-нибудь языка, знакомство с историей и церковной литературой, правом и географией были для богатого византийца скорее нормой.

Византийские философы (Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Лествичник, Михаил Пселл) были в большинстве своем богословами и рассматривали вопросы бытия с христианской точки зрения. Однако немалое воздействие на них оказали неоплатонизм и стоицизм античного образца. Византийское богословие оказало огромное влияние на русскую средневековую философию.

Математика в Византии находилась в некотором упадке. Но все же состояние этой науки позволяло византийцам проводить сложные вычисления, необходимые при сооружении дворцов и храмов.

Зато византийская медицина достигла в своем развитии немалых высот. Византия была первым средневековым государством, где появились больницы. Трактат Николая Мирепсоса по фармацевтике (XIII век) использовался для обучения этой науке парижских студентов-медиков до середины XVII века. Медицинский сборник в семи книгах, составленный Павлом Эгинским в VII веке, использовался в качестве учебника для врачей около 800 лет. Этот медик был также специалистом в области хирургии. Придворный врач Иоанн Актуарий оставил несколько трактатов по диагностике, а Александр Траллийский (VI век) – по фармакологии, описав около 600 видов применявшихся византийскими врачами лекарств.

Византийский медик (средневековый рисунок)

Немалое развитие получила и история. Конечно, она существовала в виде хроник, однако византийские хронисты оставили как подробное описание истории собственной страны, так и достоверные рассказы о событиях у соседей и их жизни. Византийские источники имеют огромное значение при изучении древнерусской истории. Ценные сведения содержатся в работах Прокопия Кесарийского, Георгия Амартола, Льва Грамматика, Льва Диакона, Никиты Хониата, Михаила Пселла (этот византийский придворный по широте интересов может сравниться с титанами Возрождения).

Значительный вклад в историческую науку внесли даже византийские императоры. Константин Багрянородный сам делал хронические записи и способствовал сбору и сохранению хроник. Дочь императора Алексея Комнина Анна составила хронику царствования своего отца, а император Иоанн Кантакузин описал собственное правление в автобиографических записках.

Достижения византийского искусства

Византийское искусство было достаточно специфичным. Его традиции отличались и от античности, и от западного средневековья. Византия оказала огромное влияние на Русь и южнославянские земли.

Весьма ярко проявились византийские культурные вкусы в архитектуре. Под влиянием Востока местные правители и церковные иерархи тяготели к масштабности и роскоши. Строительство во многих византийских городах шло из камня (ради защиты от врагов и просто по причине доступности материала), поэтому сохранилось довольно много памятников византийской архитектуры.

Самыми известными из них являются церкви Святой Софии и Святой Ирины в Стамбуле (бывший Константинополь). Однако византийские строения сохранились в Сербии, Греции и даже на Сицилии.

Характерной особенностью византийских храмов является большой центральный купол, лежащий на «барабане» (круглом основании) или на основании в форме параллелепипеда, углы которого изнутри сглажены арками. Такая конструкция именуется «парусом» и делает византийские постройки особенно воздушными. Эти приемы были потом переняты русским зодчеством.

Паруса и купол в византийском храме

В Византии строили также богатые, сложной конструкции дворцы для императоров и знати. Они имели большое количество помещений и переходов и щедро украшались резьбой, настенной живописью и мозаикой.

В живописи византийцы разработали особые каноны изображения человека, указывающие, какие пропорции следует соблюдать и какими атрибутами снабжать изображаемого. Прежде всего это проявилось в византийской иконописи (эти традиции тоже перешли на Русь). Однако изображения императоров, придворных и церковных иерархов тоже делались сходим образом.

Кроме живописи по сырой штукатурке (фрески), в Византии была распространена мозаика. Из небольших кусочков смальты выкладывали изображения святых, сцены из Библии и дворцовой жизни, портреты императоров. Византийские мозаики следует разглядывать с достаточного расстояния – тогда игра света делает фигуры объемными.

Императрица Феодора в придворными (мозаика)

О византийской музыке известно относительно мало, ибо систем нотной записи в стране не было. Однако считается, что в Византии зародились традиции хорового многоголосого пения, свойственные ныне православной традиции богослужений.

Богатой была византийская литература. Значительная ее часть относилась к религиозной – жития святых, религиозные гимны, рассуждения по разным богословским вопросам. Но существовали и дидактические произведения (так называемые увещевания), и светская поэзия (включая сатирические эпиграммы). В Византии создавались произведения не только на греческом, но и на еврейском, армянском и некоторых других языках.

Развиты были в Византии и декоративно-прикладные искусства. Одежда и церковное облачение украшались вышивками, мастерство ювелиров славилось во многих странах. Уникальной была византийская техника перегородчатой эмали.

Бытовая культура Византии

В бытовой культуре Византии особенно заметны были античные традиции. В сравнении с западноевропейскими городами, здесь жили комфортней и чище (на это обратили внимание уже первые крестоносцы). Центральные улицы городов были достаточно широкими. Имелась центральная площадь (аналог традиционной агоры), где могли собираться жители для разных мероприятий.

Византийцы оказались менее подвержены идее отвержения телесных радостей и потребностей, распространенной в средневековой Европе и приведшей к отказу от соблюдения элементарной гигиены. Здесь следили за собой, регулярно мылись, пользовались косметикой – сказывалось античное наследие. При этом византийцы никогда не забывали напоказ связать каждое свое действие с религией, ибо христианство также было чрезвычайно важно для их мировоззрения.

Хотя церковь осуждала светские развлечения, в Византии долгое время сохранялись ипподромы, выступавшие в роли аналогов римских амфитеатров. Вместо гладиаторских боев в них проводились соревнования в гонках на колесницах, и даже существовал тотализатор.

В Византии на бытовом уровне была распространена тяга к роскоши; те, кто имел возможность, украшали жилища колоннами и росписью, распространены были яркие одежды. Возможно, это связано с большой пышностью, свойственной византийским богослужениям (отсюда известная историческая легенда о том, как князь Владимир Великий решил сделать византийское христианство общей религией Руси из-за роскоши его обрядов).

Иконы в византийском стиле - такой был принят и на Руси

Значение византийской культуры

В период средневековья Византия продолжила на христианской основе эллинистическую традицию взаимодействия и взаимопроникновения культур. Здесь сумели сохранить немало из научных и философских достижений античности и даже успешно соединить некоторые из них с новыми христианскими традициями.

Благодаря особенностям своего расположения, Византия оказалась в роли «просветителя» своих соседей, чей культурный уровень был заметно ниже. В значительной степени это относится и к средневековой Руси. На Руси четко осознавали свою связь с Византией, что отразилось позже в понятии «третий Рим» (Византия считалась вторым), используемым для своей страны Иваном Грозным.

В Византии были созданы исторические хроники, философские и богословские трактаты, архитектурные сооружения и мозаичные полотна, вошедшие в сокровищницу мировой культуры. «Кодекс Юстиниана» стал не только памятникам развития юридической мысли, но и одной из основ для формирования современных представлений о законодательстве.

Двор императора Юстиниана - крупнейшего средневекового законодателя

Таким образом, византийская культура – важнейшая составляющая в истории развития культуры мировой. Некоторые ее достижения используются до сих пор, особенно в России и странах Южной Европы.

Культура Византии


Культура Византии

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1142.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1142.

Культура Византии охватывает период европейского Средневековья. Она стала фактической наследницей древнегреческих традиций, параллельно впитав в себя культуры восточных народов, во множестве населявших территорию империи.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Византийская культура: исторический период

Строго определенных территориальных или периодических границ у нее нет. Считается, что начальный этап ее развития берет начало от основания Константинополя – то есть, с 330 года, а ее конец определен серединой XV века, когда в 1453 году империя была окончательно уничтожена турками. Однако неоспоримо влияние Византии на культуру Древней Руси и других славянских государств, так что она продолжила свое существование в этих странах. Считается, что XI век стал периодом ее расцвета.

Культура Византии развивалась под влиянием различных исторических событий в рамках борьбы язычества и христианства, а также становления государства от античности до средневекового времени. Результатом этих процессов стало то, что в основу византийской культуры было положено христианство.

Византийская культура: особенности

Она считается очень самобытной, поскольку, в отличие от культуры Европы в Средние века, в нее вкраплены элементы восточных цивилизаций. В то же время невозможно не заметить влияние уже ушедшей античности и нового веяния – мусульманства. Доминантная роль религии определила основную черту это оригинальной культуры – человек в ней ориентировался на мир высшей истины, идеальный и часто иррациональный. Это объясняется тем, что в центре всей парадигмы стояла религия.

Византийская икона

Рис. 1. Византийская икона.

По той же причине византийское искусство представляет собой совершенно особый культурный феномен, который сегодня рассматривается на уроках истории в 6 классе. Дело в том, что художники в этот культурные период считались проводниками духовности, соответственно, на своих полотнах они воплощали божественный мир, а не собственное видение мира реального.

Образование в империи было доступно всем, а школа давала возможность продвинуться по социальной лестнице и занять видный пост. Если в Западной Европе школы были церковными, то в Византии – светскими. Священное писание изучалось в них вместе с античными философией и поэзией.

Книга из Византии

Рис. 2. Книга из Византии.

Роль и дальнейшее влияние византийской культуры

Особое влияние она оказала на культуру Киевской Руси, которая после крещения в 988 году унаследовала ее традиции. Они стали основой для ее собственных культурных традиций, причем заимствовано было почти все. Так, князь Владимир после своего визита в столицу Византии был так впечатлен местной архитектурой, что сразу же повелел строить на Руси храмы по образцу византийских. Кроме того, полностью было перенято и искусство иконописи.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Византийский храм

Рис. 3. Византийский храм.

Роль ее в европейских и мировых масштабах тоже была заметной, в основном потому, что византийская культура синтезировала в себе античные образцы греко-римского периода с восточными элементами. Невозможно также переоценить ее влияние на искусство восточной и южной частей Европы.

Заключение

Что мы узнали?

Из статьи, которую можно использовать для доклада на уроке истории, мы узнали, что Византийская культура складывалась на протяжении более чем 10 веков: с момента основания Константинополя до взятия его турками. Изложенная кратко о культуре Византии информация помогла составить общее представление о том, что лежало в ее основе – это была религиозная составляющая, также искусства и цивилизация развивались благодаря общедоступности образования. Византийская культура оказало значительное влияние не только на Киевскую Русь, которая считается ее наследницей, но также на Южную и Восточную Европу.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Егор Евграфов

    10/10

  • Валерий Бескорсый

    8/10

  • Николай Колеватов

    10/10

  • Татьяна Миногина

    9/10

  • Вера Тарасова-Полонская

    10/10

  • Татьяна Кичигина

    10/10

  • Vasily Vashurkin

    6/10

  • Настя Степанова

    9/10

  • Вася Ерёменко

    10/10

  • Елена Карпова

    8/10

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1142.


А какая ваша оценка?

На чтение 8 мин. Опубликовано 10.03.2020

Не только масштабные военные походы, обширная территория и политическое господство свидетельствуют о могуществе и величии Византийской империи, но и развитая, переплетенная с античностью, многонациональная культура. Если говорить про культуру Византии кратко, то значимую роль в ее становлении и развитии сыграли образование, наука, архитектура и живопись.

Содержание

  1. Система образования
  2. Изучение медицины
  3. Математика, химия, география
  4. Отношение к истории
  5. Базилика как элемент архитектуры
  6. Мозаика и иконы
  7. Оформление книг

Система образования

Со времени основания в 395 году и до 12 века Византийская империя во всем мире считалась самой великой, могущественной, богатейшей и культурно развитой страной. В период расцвета державы императору все больше были нужны грамотные и образованные люди: чиновники и служители порядка. Значимую роль в управлении империей стали играть люди, владеющие навыками ведения деловой переписки, составления договоров, актов, указов и законов. Остро встала потребность создания новых доступных образовательных учреждений для воспитания и обучения граждан науке и письму.

Культура византии кратко

Каждый византиец мог обучиться грамоте в одной из школ: церковной, государственной или частной. Новый подход к образованию сделал доступными для учащихся труды античных и византийских ученых. В Византии оно делилось на четыре ступени:

Культура византии

  1. Начальное образование. Возраст — 6−8 лет, продолжительность обучения — 3 года. На этом этапе проводились изучение счета, обучение письму, пению и чтению.
  2. Школа грамматики. Здесь проводились чтения библии и заучивание молитв, изучение трудов церковных служащих.
  3. Школа риторики. Возраст — 16−17 лет. Тут практиковалось обучение красноречию и ораторскому искусству.
  4. Школа философов или высшая школа. Здесь осуществлялось изучение квадривиума, а также обучение логике, физике и этике.

Благодаря развитой и доступной системе образования Византия по уровню грамотности жителей превосходила европейские средневековые государства. Образованные люди во времена империи встречались среди обычных горожан и простолюдинов. Византийцы своими силами сохранили и приумножили большинство достижений античности. Благодаря стремительному развитию и усовершенствованию образования в империи процветало множество научных направлений.

Если говорить о причинах падения, то влиятельная империя пала под воздействием чужеземных нашествий. Способствовали разрушению государства внутренние проблемы, в частности, экономический упадок. В своих сообщениях ученые также рассказывают о желании господствующего класса обрести еще больше власти над основными сферами общества.

Изучение медицины

Византийские ученые основали свои познания в медицине на исследованиях и достижениях древнегреческого ученого Гиппократа и древнеримского врача Галена. Дополняя и совершенствуя эти навыки своими наблюдениями и выводами, византийцы писали учебники по медицине.

Лечебные заведения были организованы и открыты при монастырях. В 11 веке на базе одной из лечебниц Константинополя открыто первое в Европе медицинское училище. В 370 году Василием Великим построена первая большая больница в Кесарии, напоминающая маленький город.

Византийские медики лечили в больницах многие тяжелые болезни и проводили хирургические операции. Немалое внимание деятели науки уделяли изучению и применению лекарственных растений, многие из которых популярны и используются при лечении заболеваний и в наше время.

Кратко культура византии

Математика, химия, география

Научные знания жители Византии использовали в проведении земельных замеров, в строительстве зданий, при подсчете налогов и астрологических расчетах. Одним из самых значимых и известных научных деятелей и мыслителей того времени стал Лев Математик. Его по праву считают основоположником алгебры.

Жил ученый в 9 веке, он первым начал применять буквы как арифметические символы. Также Лев Математик занимался изобретениями для императорского дворца: разработал систему автоматических устройств для тронного зала, которая запускалась с помощью воды. Ученый изобрел звуковую сигнализацию, передающую сведения на расстоянии.

Культура византии история

Во времена средневековья в империи зарождались и развивались теоретические и практические знания в области химии. Византийские ученые сохранили формулы производства керамики, смальты для стекла и мозаики, различных красителей.

Одним из самых популярных изобретений византийцев стал «греческий огонь». Химики разработали уникальную формулу огня, который не боится воды. В составе рецепта нефть, смола и известь. Именно этот огонь византийские воины использовали в сражениях и благодаря ему одержали множество побед в морских боях.

Научными познаниями в области географии византийцы в первую очередь обязаны купцам. Торговцы описывали свои путешествия в другие страны с целью продажи товаров. Жители империи умели составлять географические карты местности и чертежи поселений.

Отношение к истории

Византийцы очень уважительно и трепетно относились к истории своего народа и государства. Они считали себя потомками римлян и стремились к сохранению работ и произведений древних римских историков.

Мир византийской культуры

Благодаря ценному труду византийских историков, сохранились и дошли до современников этнографические и историко-географические данные того времени, знания о быте и средневековой жизни. Вместе с исторической наукой в Византии было принято составление хронографий — последовательных значимых событий в определенный период времени.

Один из самых известных византийских историков — Прокопий Кесарийский, автор сочинений об императоре Юстиниане. В становлении и развитии живописи и архитектуры Византии значимую роль сыграло христианство. Роскошь и мастерство византийских художников и ремесленников в первую очередь представлены в строительстве и оформлении храмов. Самые яркие и интересные произведения византийских мастеров можно увидеть в основных направлениях искусства. Чтобы более наглядно продемонстрировать достижения научного мира византийской культуры, стоит рассмотреть таблицу.

Научные области, которые расцвели во времена Византийской империи Достижения
Математика Изобретение звуковой сигнализации, использование навыков при замерах, строительстве сооружений, подсчете налогов, а также при определении расстояния до звёзд.
Медицина Изобретены новые методы лечения тяжёлых заболеваний, проводились сложные хирургические операции.
Химия Удалось получить рецепты изготовления различных материалов и так называемого греческого огня.
География Жители империи научились составлять чертежи различных территорий, в том числе городов.
История Появилось много ценных сведений относительно этнографии, историко-географических подробностей периода Средневековья.

Базилика как элемент архитектуры

Если рассказать о достижениях архитектуры, то нельзя не упомянуть тесную связь с религией. Во времена правления императора Константина соборы располагали в базиликах — прямоугольных зданиях, разделенных внутри колоннами. Сначала эти помещения использовали для торговли и проведения судебных слушаний, позже в V веке архитекторы заменили плоскую деревянную крышу базилики каменным куполом — так возникла купольная базилика.

Византийская культура

Софийский собор — самый яркий пример купольной базилики. Он возведен во времена правления императора Юстиниана. Согласно плану, собор Святой Софии должен был затмить все сооружения, построенные ранее, и стать главным собором всего христианского мира. Для строительства заведения были приглашены лучшие мастера современности. Строительство велось на протяжении 5 лет.

Внешне Софийский собор отличается простотой форм и массивностью сооружений. Внутренняя отделка храма поражает своей роскошью и красотой. Для строительства использовали кирпич. Для внутренней отделки были взяты дорогостоящие материалы:

Византии Софийский собор

  • гранит;
  • цветной мрамор разных оттенков;
  • золото;
  • серебро;
  • яшма;
  • слоновая кость.

Самое сильное впечатление производит купол храма размером с 18-этажное здание. Диаметр сооружения — 30 м, высота от пола до центра купола — 55,6 м. В основании сооружения расположены 40 окон, создающих иллюзию парения.

При возведении купола собора мастера создали новое архитектурное решение — парус. Это треугольная поверхность между основанием купола и арками. Парус точно и равномерно распределяет массу купола, зрительно скрывает массивность сооружения и создает впечатление невесомости конструкции.

К концу 11 столетия архитекторы Византии спроектировали новый собор — крестово-купольный. Это сооружение крестовой формы с куполом в середине на возвышении круглой формы. Крестово-купольные храмы зрительно выглядели легче и выше предыдущих строений.

Мозаика и иконы

Внутри стены византийских соборов украшали узорами, выложенными из мелких разноцветных камней и стекла-смальты. Фрагменты приклеивали под разным углом к влажной штукатурке. Узор светился и переливался на солнце. Такая техника декорирования называется мозаикой.

Фреска — другой любопытный элемент архитектуры. Позже византийские художники начали украшать купола и стены храмов росписью водяными красками по сырой штукатурке. Изображения, сделанные таким способом, называют фресками.

Еще одним важным направлением византийского искусства была иконопись. На иконах художники изображали лики святых. Украшались произведения искусства различными узорами и дорогими рамами. В Киевской Руси очень почитали икону Владимирской Богоматери, привезенную из Византии.

Византии Софийский собор внутри

Оформление книг

К 11 веку в Византии сложилась своя особая техника оформления книг. Они декорировались витиеватыми растительными узорами и орнаментами, замысловатыми виньетками. Главной отличительной чертой такой книги стал роскошный переплет.

Во времена раннего Средневековья самой культурно развитой страной Европы считалась Византийская империя. Культура государства оказывала колоссальное влияние на становление и развитие других стран. Правителями многих соседних государств приглашались византийские:

Византии Фреска

  • художники;
  • мастера;
  • зодчие.

Большей популярностью их работы пользовались в Италии. В столицу Византии на обучение математике, медицине, живописи, основ права и греческого языка приезжали студенты из разных государств. Так Константинополь стал своего рода студенческим центром.

В конце 9 века Киевская Русь переняла у Византии христианскую религию. Много священных писаний того времени были переведены с греческого на славянский язык. В строительстве первых христианских храмов в Киевской Руси участвовали зодчие из Византии. Развитие христианских государств Армении и Грузии также тесно связано с культурой империи.

Таковы ключевые особенности развития культурной сферы Византийской империи. Через этот небольшой рассказ можно получить представление о значении и наследии древнего государства, его традициях. В Средние века его влияние было достаточно велико. Этот обзор будет полезен школьникам, которые в 6 классе проходят рассмотренную тематику. Знание всех подробностей поможет к тому же правильно составить эссе или доклад по культурологии.

Византия занимает особое место в истории
европейской культуры. Ее культура
возникла в государстве, существовавшем
с конца iv до середины xv в. Со столицей
константинополем (ныне стамбул) после
раздела римской империи на две части —
восточную и западную. Своё название
государство получило позже; сами
византийцы гордо называли себя ромеями.
Уникальность культуры, сформировавшейся
на востоке римской империи, состоит в
том, что она возникла и существовала в
своего рода пограничной ситуации.
Византия была частью античного мира,
но именно там, в византии, возникла и
достигла наивысшего расцвета православная
ветвь средневековой культуры. Для
культуры византии характерны одновременно
торжественная пышность и духовность,
изящество формы и глубина мысли. К
особенностям византийской культуры
можно отнести:

1) Синтез западных и восточных элементов
при главенстве греко-римских традиций;

2) Сохранение традиций античной
цивилизации, послуживших впоследствии
основой европейской культуры эпохи
ренессанса;

3) Крепкие государственные устои,
способствующие сохранению светского
художественного творчества;

4)формирование православия, повлиявшего
на философско-богословские воззрения,
на систему христианских этических и
эстетических ценностей.

В трудах византийских мыслителей раннего
периода — Василия Кесарийского и Григория
Нисского, в речах иоанна златоуста можно
увидеть сочетание идей раннего
христианства с неоплатонической
философией. Среди философов развернулись
ожесточенные богословские споры.
Ставился вопрос о смысле человеческого
существования, месте человека во
вселенной, о его возможностях.

Мыслители византии энергично выступают
за использование всего лучшего, что
было дано человечеству античной
культурой. Христианские Богословы,
писатели, проповедники заимствуют из
сокровищницы греко-римской культуры
простоту и разнообразие философской
мысли, гераклитову диалектику,
аристотелевскую логику, умело используя
практичность и красноречивость античной
риторики. Во всех сферах знания, в
литературе, искусстве наблюдается
удивительное смешение языческой
мифологии и христианской мистики. В
художественном творчестве
все сильнее
заметно соединение мистицизма с
жизненностью бытового колорита,
набожности.

Опираясь на традиции античной эстетики,
византийцы видели в искусстве в первую
очередь инструмент целенаправленного
позитивного воздействия на духовный
мир человека. Музыка, живопись, архитектура,
словесные искусства выступают в понимании
византийских мыслителей посредниками
постижения истины, являются источниками
нравственного совершенствования
человека, способствуют снятию негативных
эмоций и ведут в конечном счете к
духовному преображению.

Архитектурные формы средневековых
христианских церквей сильно изменились
по сравнению с античными. В античных
храмах классического типа очень большую
роль играло их наружное пластическое
решение и очень малую — внутреннее
пространство. Внутри, в полумраке, стояла
статуя божества, а все обряды и празднества
происходили снаружи, на площади.
Назначение христианской церкви иное:
она мыслится не как обиталище бога, но
как место, где собирается община верующих.
Организация внутреннего пространства
становится главной задачей зодчих, а
внешний вид здания решается, скорее,
как производное, как оболочка. В церковном
зодчестве возобладали две архитектурные
формы: базиликальная и крестово-купольная.

Примером редкого и блестяще решенного
объединения обоих конструктивных
принципов представляет собой
константинопольский собор святой
Софии
. Этот храм снаружи не кажется
слишком большим, но внутри поражает
объёмом, невесомостью гигантского (30
метров в диаметре), как бы парящего,
купола. Беломраморное кружево капителей,
инкрустация из цветного мрамора
изысканных нежных оттенков, мерцание
многоцветных мозаик, превосходная
акустика — всё это свидетельство
удивительного мастерства византийских
зодчих и художников. Собор святой софии
остался высшим достижением византийской
архитектуры.

Главные формы византийской живописи— монументальная храмовая живопись
(мозаика и фреска), иконы; книжные
миниатюры, которые также весьма почитаемы.Мозаика— вид монументальной живописи,
изображение или узор, выполненные из
разноцветных камней, смальты; получила
особую значимость в художественной
культуре византии.. Время почти не
властно над мозаикой старинных мастеров.
Древнейшие византийские мозаики
находятся в храмах и усыпальницах
равенны, города на побережье адриатики,
некогда столицы королевства остготов,
потом крупного культурного центра
византии. Здесь в грубом толстостенном
мавзолее покоится прах теодориха,
первого остготского короля. Здесь
похоронен данте. Равенна хранит
единственный в своем роде комплекс
византийских памятников v-vii вв. Того
переломного времени, когда на перепутье
истории встретились рим и византия,
античность и средневековье. Мавзолей
галлы плацидии, византийской царицы v
столетия, украшен внутри удивительными
мозаиками: из густой мерцающей синевы
выступают задрапированные на античный
лад фигуры христианских мучеников,
расстилаются сказочные ландшафты рая
с золотыми оленями и птицами. Здесь же
в равенне, в церкви сан-витали, находятся
величественные красочные мозаичные
изображения императора юстиниана и
императрицы феодоры со свитами.

В византии формируется иконопись,
христианская станковая культовая
живопись, дававшая церкви возможность
оказывать мощное идеологическое
воздействие на широкие слои населения
страны и приносящая немалые доходы. Но
именно здесь, в византии, происходит и
первое столкновение государства и
церкви, нашедшее отражение в Иконоборчестве.
Иконоборчество— в широком смысле
социально-политическое и культурно-религиозное
движение, направленное против культа
икон. В более узком и жизненном значении
— борьба военной землевладельческой
знати и части торгово-ремесленных кругов
константинополя за ограничение могущества
церкви. В основу иконоборческой эстетики
было положено представление о невозможности
отражения единого верховного божества
реалистическими средствами, характерное
для иудаизма и ислама. Борьба завершилась
победой иконопочитателей, однако
фактически был достигнут компромисс
между государством и церковью: церковные
иерархи были подчинены императорской
власти. Византийский император стал
признанным главой православной церкви.

Иконоборцы причинили заметный вред
культурному развитию византии viii-ix вв.,
уничтожив ряд произведений искусства..

Невиданной изощрённости достигали в
византии и художественные ремесла.
Процветало искусство эмалей, инкрустаций
из драгоценных камней, резьбы по кости.
Для византийской культуры характерен
интерес к обобщению накопленных знаний.
Были созданы энциклопедии по истории,
сельскому хозяйству, медицине, осуществлены
важные реформы в сфере права, общественных
отношений и церковной политики. Трактаты
императора константина багрянородного
(913-959) “об управлении государством”,
“о церемониях византийского двора” —
обширная энциклопедия ценнейших сведений
о политической и административной
структуре византийского государства.
В то же время здесь собран красочный
материал этнографического и
историко-географического характера о
сопредельных с империей странах и
народах, в том числе и о славянах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Рассказ о достижениях арабской культуры
  • Рассказ о дубе 2 класс по окружающему миру
  • Рассказ о дорожных знаках 2 класс окружающий мир
  • Рассказ о дубе 2 класс кубановедение
  • Рассказ о дороге жизни