Рассказ о древнеегипетской школе сравните с современной

Обновлено: 10.01.2023

1-ые школы появились очень издавна, на самой заре происхождения людской цивилизации. Можно даже сказать о том, что школы были обязательным атрибутом цивилизации, как таковой. А поскольку древнейшая цивилизация (из тех, что нам известны) египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно тут, в тени известных пирамид и сфинкса. Школьная традиция старого Египта веско поглубже и богаче любой школьной традиции, так как формировалась и развивалась на протяжении нескольких тыщ лет. Обучаться могли только добропорядочные египетские юноши: малыши фараона и его семьи, малыши жрецов и высокопоставленных чиновников, либо лишь иногда те, кто очень желал учиться. Школьной формы как такой еще не было.

Современная школа это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы раскрывались при храмах, учителями в школах были жрецы.
Как вы думаете, кого готовили в египетских школах?
Там готовили чиновников-писцов. Познание грамоты раскрывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.
В наши деньки в школе обучаются все дети без исключения, безвозмездно. В Старом Египте срок обучения был очень длинноватым и иногда достигал 17-ти лет. Там могли учиться только малыши состоятельных родителей.
В египетской школе было очень сложно обучаться, т. к. много иероглифов, их трудно выучить.
Длинное время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочитать египетские тексты. Почему было так трудно расшифровать египетскую письменность? Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой. Грамотные египтяне, в отличие от людей нашего времени, гордились тем, что могут читать и писать, потому что овладеть египетской письменностью было очень тяжело.
В школах Старого Египта изучали Письменность и давали Математические познания.

Первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации. Можно даже говорить о том, что школы были непременным атрибутом цивилизации, как таковой. А поскольку древнейшая цивилизация (из тех, что нам известны) – египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь, в тени знаменитых пирамид и сфинкса. Школьная традиция древнего Египта значительно глубже и богаче любой школьной традиции, поскольку формировалась и развивалась на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться. Школьной формы как таковой еще не было.

. Дайте ответ на вопрос: чем отличается образование чиновника в Древнем Египте
от образования современного менеджера?

Первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации. Можно даже говорить о том, что школы были непременным атрибутом цивилизации, как таковой. А поскольку древнейшая цивилизация (из тех, что нам известны) – египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь, в тени знаменитых пирамид и сфинкса. Школьная традиция древнего Египта значительно глубже и богаче любой школьной традиции, поскольку формировалась и развивалась на протяжении нескольких тысяч лет. Учиться могли только благородные египетские юноши: дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться. Школьной формы как таковой еще не было.

Современная школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах, учителями в школах были жрецы.
Как вы думаете, кого готовили в египетских школах?
Там готовили чиновников-писцов. Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.
В наши дни в школе учатся все дети без исключения, бесплатно. В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 17-ти лет. Там могли учиться только дети состоятельных родителей.
В египетской школе было очень сложно учиться, т. к. много иероглифов, их сложно выучить.
Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой. Грамотные египтяне, в отличие от людей нашего времени, гордились тем, что умеют читать и писать, потому что овладеть египетской письменностью было очень трудно.
В школах Древнего Египта изучали Письменность и давали Математические знания.

Оборудование: компьютер, проектор, папирус, мячик, звонок.

Межпредметные связи: иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), математика, русский язык, география, астрономия.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2008.

  1. Школа в Древнем Египте.
  2. Письменность:
  • иероглифы,
  • дешифровка иероглифов,
  • папирусы,
  • необходимость овладения письменностью.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! Сегодняшний урок истории буду вести у вас я. Меня зовут Марина Юрьевна, я учитель Междуреченской школы. Надеюсь, наше сотрудничество будет плодотворным. На уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Что вы уже знаете об этой стране?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

– Я уверена, к концу урока наши знания об этой стране расширятся. О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Попытайтесь, пожалуйста, назвать мне тему урока. (Приложение 1. Слайд – слова писца) Запишем тему нашего урока.

Цель нашего урока (запись на доске) – представив себя в роли ученика, узнать, чему и как учили в древнеегипетской школе.

1. Школы в Древнем Египте

В Древнем Египте школы открывались при храмах. Учителями в них были жрецы. Там готовили чиновников-писцов. Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. Срок обучения был длительным: с 5 до 17 лет. Обучение было платным, и позволить себе образование детей могли лишь состоятельные египтяне.

  1. Письмо
  2. Арифметика
  3. Геометрия
  4. Астрономия

2. Письменность

Начнём учебный день с урока письма.

Для того чтобы научиться писать в первом классе, вы выучили алфавит.

– Сколько букв в русском алфавите? (33.)

– А для того чтобы писать в Египте, надо было знать более семисот пятидесяти иероглифов. Что такое иероглиф? Запишем определение в тетрадь (слайд)

Давайте рассмотрим иероглифы. Какую особенность вы заметили? (это целое слово, слог, буква) Правильно, некоторые иероглифы могли обозначать и слова, и отдельные звуки.

Но была ещё одна трудность. В египетском письме не было гласных букв. (слайд)

– Давайте представим, что вам нужно написать слово дом.

– Как бы вы написали? (Слайд)

Гласных не было, поэтому данный иероглиф мог обозначать и слово “дом”, и любое другое слово, где есть только две буквы “д”, “м”. Например, дым, идем и т.д. А значит понять и прочитать этот значок, можно было по-разному. Как же определить, что имеется в виду? Египтяне придумали еще одну хитрость. Они ставили рядом со словом – значок определитель. Как мы напишем слово идем? Ваши предложения. А египтяне записывали так. (Слайд)

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. (слайд) Еще в школе он начал изучать древние языки. Когда ему исполнилось 11 лет, Шампольон впервые увидел иероглифы и загорелся желанием прочесть их. Как же он это сделал? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона (слайд. Рис. 1). Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок.

– Что он означает? (Солнце.)

– Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра.)

– Что получается? Кто “прочитал” имя этого фараона? (Рамсес.)

Затем Шампольон перешел к расшифровке другой надписи (слайд. Рис. 2).

– Кто сможет прочитать?

Два знака нам уже знакомы (“м” и “с”). Первый знак изображал птицу Ибис. Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона представлено на слайде?(Тутмос). (Мы знаем, что гласные на письме не обозначались. Поэтому до сих пор неизвестно, как правильно произносить имя знаменитого фараона – завоевателя: Тутмос, или Тотмес, или Тутмес.

Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков.)

Оказывается, они могут пригодиться и в научных открытиях.

Какой иностранный язык изучаете вы?

Знание языка необходимо. И сегодня на уроке мы в этом убедимся.

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности.) (Слайд.) Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы

Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова.

Откройте учебник, найдите параграф 12 п..2

Работа с учебником (вопросы на слайде).

Записать определения “свиток” и “папирус” (слайд)

Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения красок и пенал с углублениями (для черной и красной краски) Весь текст писали черной краской, но начало новых разделов выделяли красным цветом. Отсюда и выражение “красная строка” – новая строка, с которой начинается текст). Письменность была настолько важна для древних египтян, что там даже существовала своя богиня письменности. (Сешат – богиня письма).

Теперь мы с вами знаем, как изображались иероглифы, попробуете составить своё простое предложение.

Трудно было писать? Но у писцов были свои привилегии. Не случайно в “Поучении писцов ученикам” говорилось: “Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой”.

(Звонок, игра в мяч перемена.)

Египетские дети с удовольствием играли в мяч, сделанный из тряпья, льна тростника. Предлагаю вам сыграть со мной в мяч. Я задаю вопрос и бросаю мячик любому из вас. Кто поймал, тот и отвечает

Как называлась река в Египте?

Кто такой фараон?

Имя богини правды, символом которой было перо?

Что такое саркофаг?

Для какого фараона построена самая высокая пирамида?

Бог войны, бурь и пустынь?

Огромная статуя льва с головой человека?

Отдохнули? Переходим к следующему уроку.

Вспомните, какой по расписанию второй урок.

3. Математические знания

Арифметика (словарь, слайд).

Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие виды чисел и простейшие арифметические действия.

Египтяне знали четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

– Давайте подумаем, кому нужны были эти знания?

Подведем итог: считать приходилось всем. Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.

2000 500 30 2
2532

  1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),
  2. запишите любое трехзначное число (кто сделает первым, пишет это число на доске, а остальные должны его назвать).

Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая.)

Итак, следующий урок – геометрия.

Геометрия

Эта наука тоже зародилась в Древнем Египте, хотя слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники. Но для чего? Чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты?

Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Сейчас мы измеряем с помощью метров, сантиметров, а вот в Египте главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев (царский локоть – 52 см, короткий – 45 см.)

Встаньте. Давайте найдем у себя на руках эту величину.

Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

Задания: – (по группам) Ребята 1 ряда, измерьте длину одной парты; 2 ряда, – длину подоконника; ребята 3 ряда – длину школьной доски.

  1. Основы астрономии. Измерение времени. Начнем следующий урок

Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? (Астрономии) (слайд)

Древние египтяне первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на 12 месяцев, а месяцы – на недели.

Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год (слайд): на парту (в паре) 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, также был выходным.

Задание: сравните древнеегипетский календарь с современным (табличка заполняется в процессе коллективной работы по партам в минигруппе) Проверим на слайде правильно.

Черты сходства Черты отличия
Египетский календарь Наш календарь
1) 12 месяцев в году

1 сезон (время года) = 4 месяца

1 сезон (время года) = 3 месяца

Египтяне высчитали, что в сутках 24 часа, поделили их на день и ночь по 12 часов. И, конечно, им необходимо было измерять время.

Как мы сейчас измеряем время? (При помощи часов.)

У древних египтян тоже были свои часы: одни из них солнечные, а другие водяные в виде сосуда с маленькими отверстиями. Сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Вспомните, в русском языке есть крылатое выражение: “Как быстро течет время”. А когда время течет быстро? (Когда мы занимаемся интересным делом, делаем то, что нам нравится.)

Я думаю, все вы любите играть. Предлагаю вспомнить все то, что мы узнали на уроке. А поможет нам в этом игра “Исторический тир”. (Рефлексия. Приложение 2)

Подведение итогов

Вы активно работали сегодня на всех уроках. Приобрели новые знания. Мне бы хотелось сегодня подарить вам на память иероглиф.

Может быть, кто-то догадался, что он обозначает? Это символ писца.

Египетским словом для обозначения писца было слово “сеш” Как вы думаете почему? (Богиня Сешат – богиня письма.)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы были такими же грамотными и мудрыми, как древнеегипетские писцы.

Вот и закончились наши уроки в египетской школе

Звонок. (Открываю доску) Возвращаемся к цели.

Представив себя в роли древнеегипетского ученика, мы познакомились с египетской письменностью, попытались расшифровать иероглифы, узнали, как вели счет много веков назад.

А какими достижениями древних египтян, на ваш взгляд, мы пользуемся до сих пор? (Календарь, знания из области математики и астрономии, красная строка.). Благодаря изобретению папируса и египетской письменности, знания древних египтян сохранились до наших дней.

Первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации.

Можно даже говорить о том, что школы были непременным атрибутом цивилизации, как таковой.

А поскольку древнейшая цивилизация (из тех, что нам известны) – египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь, в тени знаменитых пирамид и сфинкса.

Школьная традиция древнего Египта значительно глубже и богаче любой школьной традиции, поскольку формировалась и развивалась на протяжении нескольких тысяч лет.

Учиться могли только благородные египетские юноши : дети фараона и его семьи, дети жрецов и высокопоставленных чиновников, или лишь изредка те, кто очень хотел учиться.

Школьной формы как таковой еще не было.

Современная школа – это отдельное, самостоятельное здание.

А в Древнем Египте школы открывались при храмах, учителями в школах были жрецы.

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах?

Там готовили чиновников — писцов.

Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.

В наши дни в школе учатся все дети без исключения, бесплатно.

В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 17 — ти лет.

Там могли учиться только дети состоятельных родителей.

В египетской школе было очень сложно учиться, т.

К. много иероглифов, их сложно выучить.

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты.

Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность?

Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем — подсказкой.

Грамотные египтяне, в отличие от людей нашего времени, гордились тем, что умеют читать и писать, потому что овладеть египетской письменностью было очень трудно.

В школах Древнего Египта изучали Письменность и давали Математические знания.

Почему в древнеегипетском искусстве большое значение придавали портретному сходству?

Почему в древнеегипетском искусстве большое значение придавали портретному сходству.

Рассказ о древнеегипетской школе?

Рассказ о древнеегипетской школе.

Различия и сходства древнего человека и современного?

Различия и сходства древнего человека и современного.

Почему в древнеегипетском искусстве большое значение придавали портному сходству?

Почему в древнеегипетском искусстве большое значение придавали портному сходству?

Какие сходства древнегреческого театра в современном?

Какие сходства древнегреческого театра в современном.

Чем древнеегипетская школа похожа на совревенную, а чем отличается?

Чем древнеегипетская школа похожа на совревенную, а чем отличается?

Сравните древнеегипетский календарь с современным?

Сравните древнеегипетский календарь с современным.

Выписать определение слова «клинопись», определить сходства и отличия с древнеегипетским письмом, записать это в тетрадь?

Выписать определение слова «клинопись», определить сходства и отличия с древнеегипетским письмом, записать это в тетрадь.

Как я провёл 4 урока в древнеегипетской школе сочинение?

Как я провёл 4 урока в древнеегипетской школе сочинение.

В чем разница и сходство между средневековым и современным университетом?

В чем разница и сходство между средневековым и современным университетом.

Потому что они становились писцами! Еще в поучение Хети говорилось Если он знает письмо, то он является тем, [кому говорят] : «Хорошо тебе! » . Не говорят ему : «Работай на этого человека! «.

У древних египтян год состоял из двенадцати тридцатидневных месяцев и пяти прибавочных дней. Но как в каждый год пропадало при этом четверть дня, то египтяне скопляли эти четверти, пока не составится год, что продолжалось 1460. У евреев сначала был..

Конкистодоры прослыли своей жестокостью по отношению к местным племенам. Скажи, что тебя бесили бессмысленные ритуалы краснокожих или про то что тысячи интервентов погибали от жестокого климата и омерзительных тварей (змей, пауков и т. Д. ) Или Ник..

Умения обшатся друг с друго , умения плонировать свой дествия.

Умение изготовлять орудия труда — главное свойство.

Ответ : Древнегреческой философии присущи такие идеи как гармония, мера, число – это исследовали Пифагор, Филолай. Школа элеатов, представителями которой были Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, занимались исследованием бытия. Все 7 мудрецков исказ..

Ра, Птах, анубис, амон, осирис , маат, хатхор, тот.

Ну, раз заговорили про монеты, то я в них спец))Приступим. Как известно, мир существует уже много миллиардов лет. С древних времён люди облегчали свой быт, изготовливая разные интересные и полезные вещи. И эти вещи являются одним из самых дорогих ..

Россия — часть Польши Австрия — Ломбардия и Венеция Пруссия — Саксония, Вестфалия Англия — Мальта, Ионические острова, Цейлон.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также:

      

  • Задачи приводящие к дифференциальным уравнениям кратко
  •   

  • Справка от аллерголога для детского сада образец с аллергией пищевой
  •   

  • Справка по итогам школьного этапа всероссийской олимпиады школьников 2018 2019
  •   

  • Тренинг профессиональная компетентность педагога доу
  •   

  • Управление процессом запоминания в школе

Цели:

Образовательные:

  • создать у учащихся представление о школе в
    Древнем Египте;
  • на примере знаний, которые давались в школе,
    рассказать о развитии науки;
  • раскрыть особенности египетской письменности,
    показать её сложности, познакомить учащихся с
    историей ее дешифровки;
  • познакомить пятиклассников с особенностями
    египетского счета и системы мер.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера
    и решения познавательных задач формировать
    логическое и историческое мышление учащихся;
  • на примере древнеегипетской и современной школ,
    русского и древнеегипетского алфавитов,
    древнеегипетского и современного календарей
    формировать умение сравнивать различные
    явления;
  • научить переносить имеющийся опыт (знания из
    других предметных областей) в новые ситуации;
    показать возможность использовать полученные
    знания для решения практических задач.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость
    изучения различных школьных предметов;
  • проследить непреходящую ценность образования
    как в Древнем Египте, так в наше время;
  • воспитывать уважение к чужой культуре.

Оборудование: компьютер, проектор,
папирус, мячик, звонок.

Межпредметные связи: иностранный язык
(английский, немецкий, французский, испанский),
математика, русский язык, география, астрономия.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И.,
Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.:
Просвещение, 2008.

План изучения нового материала

  1. Школа в Древнем Египте.
  2. Письменность:
  • иероглифы,
  • дешифровка иероглифов,
  • папирусы,
  • необходимость овладения письменностью.
  1. Математические знания:
  • арифметика;
  • геометрия.
  1. Основы астрономии. Измерение времени.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! Сегодняшний
урок истории буду вести у вас я. Меня зовут Марина
Юрьевна, я учитель Междуреченской школы. Надеюсь,
наше сотрудничество будет плодотворным. На уроке
мы продолжим изучение истории Древнего Египта.
Что вы уже знаете об этой стране?

(Выслушиваются ответы учащихся.)

– Я уверена, к концу урока наши знания об этой
стране расширятся. О чем же пойдет речь сегодня
на уроке? Попытайтесь, пожалуйста, назвать мне
тему урока. (Приложение 1. Слайд
– слова писца
) Запишем тему нашего урока.

Цель нашего урока (запись на доске) –
представив себя в роли ученика, узнать, чему и как
учили в древнеегипетской школе.

1. Школы в Древнем Египте

В Древнем Египте школы открывались при храмах.
Учителями в них были жрецы. Там готовили
чиновников-писцов. Знание грамоты открывало
доступ к государственной службе и к обеспеченной
жизни. Срок обучения был длительным: с 5 до 17 лет.
Обучение было платным, и позволить себе
образование детей могли лишь состоятельные
египтяне.

Давайте представим, что ваши родители смогли
себе позволить отправить вас в древнеегипетскую
школу.

Итак, мы в Египте. (Музыка слайд, см. Приложение 3, Приложение
4
)

У нас сегодня 4 урока (слайд на экране, можно в
виде книги
).

  1. Письмо
  2. Арифметика
  3. Геометрия
  4. Астрономия

2. Письменность

Начнём учебный день с урока письма.

Для того чтобы научиться писать в первом
классе, вы выучили алфавит.

– Сколько букв в русском алфавите? (33.)

– А для того чтобы писать в Египте, надо было
знать более семисот пятидесяти иероглифов. Что
такое иероглиф? Запишем определение в тетрадь (слайд)

Давайте рассмотрим иероглифы. Какую
особенность вы заметили? (это целое слово, слог,
буква) Правильно, некоторые иероглифы могли
обозначать и слова, и отдельные звуки.

Но была ещё одна трудность. В египетском письме
не было гласных букв. (слайд)

– Давайте представим, что вам нужно написать
слово дом.

– Как бы вы написали? (Слайд)

Гласных не было, поэтому данный иероглиф мог
обозначать и слово “дом”, и любое другое слово,
где есть только две буквы “д”, “м”. Например,
дым, идем и т.д. А значит понять и прочитать этот
значок, можно было по-разному. Как же определить,
что имеется в виду? Египтяне придумали еще одну
хитрость. Они ставили рядом со словом – значок
определитель. Как мы напишем слово идем? Ваши
предложения. А египтяне записывали так. (Слайд)

Долгое время никто не мог разгадать тайну
иероглифов и прочесть египетские тексты. Лишь в
начале ХIХ века этот секрет был раскрыт
французским ученым Франсуа Шампольоном. (слайд)
Еще в школе он начал изучать древние языки. Когда
ему исполнилось 11 лет, Шампольон впервые увидел
иероглифы и загорелся желанием прочесть их. Как
же он это сделал? Давайте проделаем тот самый
путь, по которому шел великий ученый. Он
предположил, что иероглифы, заключенные в рамку
(так называемый картуш), означают имя
какого-нибудь фараона (слайд. Рис. 1). Знаток
многих древних языков, Шампольон установил, что
два последних знака означают звук “с”.
Предшествующий иероглиф он также знал – это был
звук “м”. Оставалось разгадать самый первый
значок.

– Что он означает? (Солнце.)

– Вспомните, как у древних египтян назывался
бог Солнца (Ра.)

– Что получается? Кто “прочитал” имя этого
фараона? (Рамсес.)

Рис. 1

Затем Шампольон перешел к расшифровке другой
надписи (слайд. Рис. 2).

– Кто сможет прочитать?

Два знака нам уже знакомы (“м” и “с”). Первый
знак изображал птицу Ибис. Вспомните, кто из
египетских богов изображался в виде ибиса (Бог
Тот). Имя какого фараона представлено на
слайде?(Тутмос). (Мы знаем, что гласные на письме
не обозначались. Поэтому до сих пор неизвестно,
как правильно произносить имя знаменитого
фараона – завоевателя: Тутмос, или Тотмес, или
Тутмес.

Какие знания помогли Франсуа Шампольону
расшифровать египетскую письменность? (Знание
иностранных языков.)

Оказывается, они могут пригодиться и в научных
открытиях.

Какой иностранный язык изучаете вы?

Знание языка необходимо. И сегодня на уроке мы в
этом убедимся.

Рис. 2

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то
записывать? (Нужен материал для письма и
письменные принадлежности.)
(Слайд.) Что
это за слово? (Папирус) – учащимся
демонстрируются папирусы

Во многих языках слова, обозначающие бумагу,
звучат сходно. Например, по-немецки бумага –
“папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper),
по-французски – “папьё” (papier), по-испански
– “папель” (papel). По-видимому, такое
сходство не случайно: все эти слова однокоренные
и происходят от одного и того же древнего слова.

Откройте учебник, найдите параграф 12 п..2

Работа с учебником (вопросы на слайде).

Записать определения “свиток” и “папирус” (слайд)

Каждый писец носил с собой в футляре
заостренную тростинку для письма, небольшой
горшочек с водой для разведения красок и пенал с
углублениями (для черной и красной краски) Весь
текст писали черной краской, но начало новых
разделов выделяли красным цветом. Отсюда и
выражение “красная строка” – новая строка, с
которой начинается текст). Письменность была
настолько важна для древних египтян, что там даже
существовала своя богиня письменности. (Сешат –
богиня письма).

Теперь мы с вами знаем, как изображались
иероглифы, попробуете составить своё простое
предложение.

Трудно было писать? Но у писцов были свои
привилегии. Не случайно в “Поучении писцов
ученикам” говорилось: “Будь писцом – он
освобожден от всяких повинностей, от работы
киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не
будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело
твое было гладким и рука твоя мягкой”.

(Звонок, игра в мяч перемена.)

Египетские дети с удовольствием играли в мяч,
сделанный из тряпья, льна тростника. Предлагаю
вам сыграть со мной в мяч. Я задаю вопрос и бросаю
мячик любому из вас. Кто поймал, тот и отвечает

Как называлась река в Египте?

Кто такой фараон?

Имя богини правды, символом которой было перо?

Что такое саркофаг?

Для какого фараона построена самая высокая
пирамида?

Бог войны, бурь и пустынь?

Огромная статуя льва с головой человека?

Служители богов?

Отдохнули? Переходим к следующему уроку.

Вспомните, какой по расписанию второй урок.

3. Математические знания

Арифметика (словарь, слайд).

Арифметика – раздел математики, изучающий
простейшие виды чисел и простейшие
арифметические действия.

Египтяне знали четыре арифметических действия:
сложение, вычитание, умножение и деление.

– Давайте подумаем, кому нужны были эти знания?

Подведем итог: считать приходилось
всем. Все полученные вычисления нужно было
записывать. Египтяне использовали для этого
специальные знаки.

Давайте вместе с вами определим, какое число
здесь записано.

 img4.gif (5749 bytes)

2000 500 30 2
2532

Задания для отработки записи чисел при
помощи египетских цифр
:

  1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148
    (кто сделает первым, пишет его на доске),
  2. запишите любое трехзначное число (кто сделает
    первым, пишет это число на доске, а остальные
    должны его назвать).

Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она
слишком громоздкая.)

Звонок.

Итак, следующий урок – геометрия.

Геометрия

Эта наука тоже зародилась в Древнем Египте,
хотя слово по происхождению греческое, оно
состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос”
– измерять. Как мы переведем слово “геометрия”
на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте
приходилось часто измерять землю (После разлива
Нила египтянам необходимо было восстановить
границы между участками земли, которые размыла
вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти
границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем
же занимались и чиновники. Но для чего? Чтобы
определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты?

Люди какой профессии не могли обойтись без
знания геометрии? Вспомните постройки египтян.
(При строительстве пирамиды нужно было знать ее
высоту, длину основания, уметь строить прямые
углы).

Как египтяне делали измерения? Сейчас мы
измеряем с помощью метров, сантиметров, а вот в
Египте главной единицей измерения был локоть –
величина, равная расстоянию от локтя до кончиков
пальцев (царский локоть – 52 см, короткий – 45 см.)

Встаньте. Давайте найдем у себя на руках эту
величину.

Следующая единица измерения – ладонь, она
состояла из 4 пальцев.

Задания: – (по группам) Ребята 1 ряда,
измерьте длину одной парты; 2 ряда, – длину
подоконника; ребята 3 ряда – длину школьной
доски.

Проверяем. Звонок.

  1. Основы астрономии. Измерение времени. Начнем
    следующий урок

Кроме расстояний, египтяне умели измерять
время. Наблюдая за ночным небом, определяя
движение небесных светил, египтяне составили
точный календарь и могли предсказать, в какой
день произойдет разлив Нила. О развитии какой
науки мы можем говорить на основании этого факта?
(Астрономии) (слайд)

Древние египтяне первыми подсчитали
количество дней в году, разделили их на 12 месяцев,
а месяцы – на недели.

Давайте посмотрим, что представлял собой
египетский год (слайд): на парту (в паре) 10 дней = 1
неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона
= 360 дней + 5 священных дней. Каждый десятый день,
завершавший египетскую неделю, также был
выходным.

Задание: сравните древнеегипетский календарь с
современным (табличка заполняется в процессе
коллективной работы по партам в минигруппе)
Проверим на слайде правильно.

Черты сходства Черты отличия
Египетский календарь Наш календарь
1) 12 месяцев в году

2) 365 дней

3) В нашем календаре также есть месяцы по 30 дней

1 неделя = 10 дней

1 сезон (время года) = 4
месяца

3 сезона (времени года)

1 неделя = 7 дней

1 сезон (время года) = 3
месяца

4 времени года

Есть месяцы по 28 и 31 дню

Египтяне высчитали, что в сутках 24 часа,
поделили их на день и ночь по 12 часов. И, конечно,
им необходимо было измерять время.

Как мы сейчас измеряем время? (При помощи
часов.)

У древних египтян тоже были свои часы: одни из
них солнечные, а другие водяные в виде сосуда с
маленькими отверстиями. Сколько воды вытекло,
столько времени и прошло. Вспомните, в русском
языке есть крылатое выражение: “Как быстро течет
время”. А когда время течет быстро? (Когда мы
занимаемся интересным делом, делаем то, что нам
нравится.)

Я думаю, все вы любите играть. Предлагаю
вспомнить все то, что мы узнали на уроке. А
поможет нам в этом игра “Исторический тир”. (Рефлексия.
Приложение 2)

Подведение итогов

Вы активно работали сегодня на всех уроках.
Приобрели новые знания. Мне бы хотелось сегодня
подарить вам на память иероглиф.

Может быть, кто-то догадался, что он обозначает?
Это символ писца.

Египетским словом для обозначения писца было
слово “сеш” Как вы думаете почему? (Богиня
Сешат – богиня письма.)

Мне бы очень хотелось, чтобы вы были такими же
грамотными и мудрыми, как древнеегипетские
писцы.

Вот и закончились наши уроки в египетской школе

Звонок. (Открываю доску) Возвращаемся к цели.

Представив себя в роли древнеегипетского
ученика, мы познакомились с египетской
письменностью, попытались расшифровать
иероглифы, узнали, как вели счет много веков
назад.

А какими достижениями древних египтян, на ваш
взгляд, мы пользуемся до сих пор? (Календарь,
знания из области математики и астрономии,
красная строка.
). Благодаря изобретению
папируса и египетской письменности, знания
древних египтян сохранились до наших дней.

Домашнее задание

1. Сравните древнеегипетскую школу с
современной: (таблица каждому)

Черты сходства Черты отличия
Древнеегипетская школа Современная школа
     

2. Дополнительно. Напишите мне письмо при помощи
иероглифов.

Использованная литература

  1. Годер Г.И. Методическое пособие по истории
    древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Египет: земля фараонов (Энциклопедия
    “Исчезнувшие цивилизации”), – М.: ТЕРРА, 1997.
  3. Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего
    мира. – М.: МИРОС, 1994.

МАОУ Апрелевская сош №4

Московская область

Наро-Фоминский район

Г.Апрелевка

Методическая разработка

Школы в древнем Египте

Автор :учитель истории и обществознания

Гурбани В.Е.

Цели урока:

Образовательные:

  1. создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
  2. на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
  3. раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
  4. познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Развивающие:

  1. путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
  2. на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
  3. научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Воспитательные:

  1. помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  2. проследить непреходящую ценность образования как в Древнем Египте, так в наше время;
  3. воспитывать уважение к чужой культуре.

Оборудование:

ларец-ключница с изображением Нефертити; папирусы; изображения египетского писца, богини письменности,египетского храма, обелиска с иероглифами;фрагмент керамики с иероглифом; чистые фрагменты керамики для детей; “египетские часы”.

Межпредметные связи:

иностранный язык(английский, немецкий, французский, испанский),математика, русский язык, география, астрономия.

Учебник:

Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.:Просвещение, 1993.

План изучения нового материала

1. Школы в Древнем Египте.

2. Письменность:

  1. иероглифы,
  2. дешифровка иероглифов,
  3. папирусы,
  4. необходимость овладения письменностью.

3. Математические знания:

  1. арифметика;
  2. геометрия.

ХОД УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Когда мы произносим слово“Египет”, какие ассоциации у вас возникают?

(Учитель показывает ключницу с изображением Нефертити. Внутри ключницы находятся три свернутых в трубочку вопроса).

Кто изображен на этом ларце? (Нефертити) Кем она была? Чем она известна? Перед нами – ларец ее тайн. О чем же нам сегодня поведает Нефертити? Мы познакомимся с древнеегипетской школой: узнаем,кто, чему и как там учился. Мы узнаем особенности письменности, попробуем расшифровать, прочитать и написать иероглифы, научимся считать и измерять расстояние и время. И ответим на каверзные вопросы Нефертити.

1. Школы в Древнем Египте

Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте,кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах?

Там готовили чиновников-писцов (см.изображение писца в учебнике на стр. 58). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.

В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? Платят ли за него ваши родители? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 17-ти лет. Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе.(Там могли учиться только дети состоятельных родителей). Но была еще одна очень существенная трудность для обучения.

2. Письменность

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему,каким действиям, вас обучали в первую очередь?

(Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы,что в переводе означает “священное письмо”).Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

  1. Вспомните, сколько букв в русской азбуке?
  2. (33). Иероглифов было больше – 750.
  3. Многие слова изображались рисунками.
  4. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (учащиеся на доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Я тебя уважаю”?
  5. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки.
  6. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”.
  7. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).
  8. Это мог быть значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь.Например, иероглиф, напоминающий яму с водой (иероглиф воспроизводится на доске), обозначал в одном случае слово “колодец”, в другом – сочетание двух согласных “хм”, а в третьем тот же знак не читался, а лишь подсказывал, что речь в тексте идет о воде — прудах, болотах и т.п.

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе?

(Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи,сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах). Иероглифами написана египетская “Книга мертвых” (см. учебник, стр.52-53).

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи?

Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый.

Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона (см. Рисунок 1). Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”.Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните,как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра).Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Затем Шампольон перешел к расшифровке другой надписи (см. Рисунок 2). Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы(“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос). Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков) –важность их изучения!

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать?

(Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

Нефертити предлагает вам вопрос № 1из своего ларца. Во многих языках слова,обозначающие бумагу, звучат сходно. Например,по-немецки бумага — “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier),по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова.Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы. 

Основным материалом для письма служил папирус.Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите,как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки.До наших дней дошло много свитков с записями,один из них достигает длины 40 метров. Длина вашего класса 8 метров, значит, папирус, о котором идет речь, в 5 раз больше длины класса! Сколько кабинетов на этаже? (5) – следовательно, папирус был длиной с коридор! Из-за дороговизны папирусов часто школьники учились писать на обломках керамики (можно продемонстрировать надпись иероглифами на фрагменте керамики).

Письменность была настолько важна для древних египтян, что там даже существовала своя богиня письменности. Писцы занимали высокое положение при дворе фараона (см. изображение писца на стр.58 учебника). Не случайно в “Поучении писцов ученикам” говорилось: “Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой”.

А сейчас Нефертити предлагает нам вопрос№ 2. В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями.Они заказывали для своих гробниц статуи,изображающие их в позе писца. Как вы думаете,зачем они это делали? (Знатные вельможи и даже сыновья фараона гордились своей образованностью.Они хотели, чтобы все знали, что они умеют писать).

Почему грамотные египтяне, в отличие от людей нашего времени, гордились тем, что умеют читать и писать?

(Овладеть египетской письменностью было очень трудно).

3. Математические знания

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма?

(Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем?(Сколько?) Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины,земледельцы, ремесленники, рабы). Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

  1. Представьте хозяйство какого-нибудь храма.Под пальмами в белых одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: “Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам, 20 мешков – на семена для посева. Сколько же мешков останется?”

Давайте поможем жрецу и решим эту задачу

(предлагается 2-3 учащимся на карточках)

  1. Представьте, что идет строительство пирамиды. Какие расчеты были нужны при ее постройке? (Число каменных плит, число рабов, число лет, в течение которых пирамида будет построена). Кто вел эти подсчеты? (Вельможи, которые руководили работами).
  2. Какие подсчеты вели египетские военачальники, когда войско выступало в подход?
  3. (Количество воинов, оружия, количество дней для военных походов, запас еды, воды и т.д.)
  4. Какие расчеты приходилось вести земледельцам?
  5. (Сколько зерна необходимо сдать в виде налога, сколько оставить на семена, на еду, на корм быкам). Давайте проверим решение задачи (останется 240 мешков зерна, их можно продать и выручить деньги).

Подведем итог:

считать приходилось всем.Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика– это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать.Египтяне использовали для этого специальные знаки.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.

2000 500 30 2

2532

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:

  1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148
  1. (кто сделает первым, пишет его на доске),
  2. запишите числа по вариантам:
  3. 1 вариант – 416, 2 вариант – 324 (одновременно 2 ученика работают у доски),
  4. запишите любое трехзначное число (
  5. кто сделает первым, пишет это число на доске, а остальные должны его угадать). 

Чем сложна и неудобна эта система записи?

(Она слишком громоздкая).

Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык?(Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (

После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли,которые размыла вода, очистить дамбы, каналы.Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновникино для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты?Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян.

(При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения?

Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4пальцев. Давайте начертим египетскую линейку. (Делается поэтапный чертеж с использованием наводящих вопросов: Сколько в одном локте ладоней? Сколько пальцев в ладони?Сколько пальцев в локте? и т.д.)

1 локоть

п

п

п

п

Ладонь

Задания: — измерьте длину и ширину своей парты (в локтях

и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).

Домашнее задание:

  1. используя § 12 учебника и рассказ учителя на уроке, составьте рассказ о древнеегипетской школе;
  2. сравните древнеегипетскую школу с современной:

Черты сходства

Черты отличия

Древнеегипетская школа

Современная школа

Задания для желающих:

1. Запишите при помощи египетских цифр год своего рождения.

2. Используя египетские меры длины, измерьте предметы своей мебели (письменный стол, стул,кровать, компьютер).

3. Выпишите, какие слова могут обозначать иероглифы ДМ и СН.

4. Придумайте свой иероглиф, который мог бы обозначать и отдельное слово, и служить знаком-определителем. Запишите этот иероглиф на кусочке керамики.

Подведение итогов урока.

Использованная литература

  1. Годер Г.И. Изучение истории древнего мира в 5 классе. – М.: Просвещение, 1972.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Египет: земля фараонов (Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации”), — М.: ТЕРРА, 1997.
  4. Ранние цивилизации (Иллюстрированная мировая история). – М.: РОСМЭН, 1994.
  5. Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. – М.: МИРОС, 1994.

Пояснения к уроку

В целях повышения мотивации к изучаемому материалу на уроке используется “Ларец Нефертити” – это ключница с изображением Нефертити (такой “ларец” можно сделать из любой коробки, наклеив на нее изображение любого из египетских фараонов). В “ларце” находятся вопросы и мешочек с фрагментами керамики для записи иероглифов. Эти фрагменты можно выдать учащимся для выполнения задания № 4 из раздела“Домашнее задание”.

При изучении вопроса о письменности желательно продемонстрировать египетские папирусы с любыми изображениями. Можно спросить учащихся о том, кто изображен на этих папирусах.

Содержание урока позволяет учителю использовать задания по своему усмотрению.Например, какая-то часть домашнего задания может быть выполнена в классе и наоборот, некоторые задания, предназначенные для выполнения на уроке, учитель может предложить в качестве домашнего задания. Также материал данного урока может быть полезен при проведении факультативных и кружковых занятий по истории древнего мира и по истории математики.

  • Рассказ о дятле для детей дошкольного возраста
  • Рассказ о древнеегипетской школе 5 класс рассказ о древнеегипетской школе история пятый класс
  • Рассказ о дятле 1 класс окружающий мир 5 7 предложений
  • Рассказ о древнеегипетской семье земледельца 5 класс
  • Рассказ о дяде федоре