Древняя Греция в свое время много всего позаимствовала у египтян, в том числе и в определенной степени систему образования. Уже давно прошли времена, когда египетские жрецы со снисходительной улыбкой говорили греку Солону: «Вы греки, словно дети, и всегда останетесь детьми». Его пророчество вовсе не сбылось – греки таки выросли и создали собственную чрезвычайно богатую культуру, славную великими мудрецами и философами, такими как Сократ или Пифагор. Кстати последний был единственным греком, который прошел обучение в египетском храме и был посвящен в священные мистерии Исиды и Осириса. Он же и перенес египетскую обучающую систему в Грецию, создав пифагорейскую школу (имени себя) в Кротоне. Правда и многое он изменил, подстроив систему обучения под греческие реалии и местную психологию, а как там говорят: «что египтянину хорошо, то греку смерть».
Между школами древней Греции и Египта было много общего, но столько же и отличного. Обучение в греческой школе так же было исключительно для мальчиков, (ибо место женщины в древнегреческом обществе было исключительно местом домохозяйки) начиналось в возрасте семи лет и продолжалось в течение следующих девяти. В отличие от Египта обучение у греков было в разы демократичнее, все греки, (только если они не рабы) независимо от материального достатка и социального положения имели право отдать своих чад в школу. Вот, правда, дети бедных родителей, как правило, учились только первые годы, чтобы овладеть лишь грамотой, дальше покидали обучение, чтобы иметь возможность помогать родителям, перенять их ремесло, ребята же из богатых семей учились до 16 лет, полностью завершая учебную программу. Сыновья богатых греков (так сказать тогдашние «мажоры») часто ходили на обучение с личными рабами (это сейчас богатые детки хвастаются перед одноклассниками новыми модными мобильными телефонами и айпадами, а когда-то хвастались персональными рабами).
Что касается самого обучения, разумеется, как и в любой школе дети, прежде всего, овладевали ее величеством грамотой. Овладевали долго, более трех лет. Для облегчения задачи учитель давал юным школьникам глиняные таблички, где были написаны буквы и слоги и ученик учился их складывать в слова, а слова в предложения. Также составлялись специальные театральные пьесы, в которых главными действующими персонажами были буквы. Учили писать, сначала на восковых табличках, позднее на папирусе завезенном из Египта.
Наконец овладев грамотой, ученики приступали к изучению не тленной (уже тогда) классике греческой литературы – произведений Гомера: «Илиады» и «Одиссеи». Удобно расположившись на низких скамейках, ученики восторженно (или кто как) слушали учителя, вдохновенно читающего тот или иной отрывок из бессмертных творений. Прочитав, учитель разбирал его с учениками, попутно рассказывая о великих богах и храбрых героях, сражениях и отважных поступках. Кроме Гомера читали Гесиода и других древнегреческих авторов, позже отрывки из Гомера прилежные ученики заучивали на память и затем тщательно (с выражением и интонацией) декламировали. Вообще в античной Греции считалось правилом хорошего тона, когда образованный человек знал на память множество стихов Гомера и других популярных авторов и мог их в подходящий момент привести то ли в застольной беседе, то ли в речи на народном собрании, то ли выступая в суде.
Кроме грамоты древние греки питали большое уважение и к математике, арифметике, началам геометрии, хотя изучали их не очень тщательно. В те времена математика была сложной наукой, ибо цифр в нашем сегодняшнем их виде еще не было, они изображались буквами, а это делало тяжелым и громоздким задачи со многими цифрами, поэтому греки чтобы не сильно ломать головы ограничивались простыми задачами на сложение, вычитание, умножение и деления. (В конце концов, что еще требовалось в то время? Отнюдь не тройные интегралы с их логарифмами).
Также большое внимание уделялось обучению музыке, этой благороднейшей из наук. В школе ребят учили игре на флейте, лире и кифаре, а также пению. Всякий почтенный афинянин должен был уметь играть и петь. Считалось, занятия музыкой возвышает и облагораживает человека, поэтому с раннего возраста греческие мальчики принимали участие в хорах, в специальных музыкальных соревнованиях во время игр и праздников.
И конечно огромное внимание уделялось физическому воспитанию юных мальчишек, ведь каждый греческий ученик – это потенциальный воин, который в случае государственной опасности должен, не колеблясь встать на защиту родины от врагов. Именно с античной Греции происходит современный термин «гимназия», дело в том, что маленькие греки в возрасте 12-13 лет кроме обычной школы (которую называли музыкальной, из-за большого внимания к музыке) начинали посещать школу гимнастическую. Здесь название говорит само за себя – главное внимание уделялось физическому воспитанию: силе, мужественности, ловкости, выносливости. Ведь кому нужен воин, умеющий разве что на лире играть и Гомера декламировать?
Поэтому юноши активно занимались физическими упражнениями : бегали, прыгали, упражнялись в метании диска и копья, боролись друг с другом. Также ребят строго приучали к выполнению дисциплины. По завершению обучения юные греки еще два года должны были провести на военной службе, и только после этого происходила торжественная церемония, на которой юноши становились полноправными гражданами греческого общества.
P. S. Старинные летописи рассказывают: А все-таки, наверное, в каком-то смысле древнегреческим школьникам было в определенном смысле легче, нежели их современным коллегам, ведь им не приходилось проходить всевозможные курсы подготовки к ЕГЭ, ЗНО и прочим вступительным экзаменам, от результатов которых может даже зависеть дальнейшая судьба человека.
Education for Greek people was vastly «democratized» in the 5th century B.C., influenced by the Sophists, Plato, and Isocrates. Later, in the Hellenistic period of Ancient Greece, education in a gymnasium school was considered essential for participation in Greek culture. The value of physical education to the ancient Greeks and Romans has been historically unique. There were two forms of education in ancient Greece: formal and informal. Formal education was attained through attendance to a public school or was provided by a hired tutor. Informal education was provided by an unpaid teacher and occurred in a non-public setting. Education was an essential component of a person’s identity.
Formal Greek education was primarily for males and non-slaves.[1] In some poleis, laws were passed to prohibit the education of slaves.[2][3] The Spartans also taught music and dance, but with the purpose of enhancing their maneuverability as soldiers.
Athenian systems[edit]
Classical Athens (508–322 BCE)[edit]
Old education[edit]
A view of Athens from the Temple of Olympian Zeus to Mount Lycabettus
Old Education in classical Athens consisted of two major parts – physical and intellectual, or what was known to Athenians as «gymnastike» and «mousike.»[4] Gymnastike was a physical education that mirrored the ideals of the military – strength, stamina, and preparation for war.[5] Having a physically fit body was extremely important to the Athenians. Boys would begin physical education either during or just after beginning their elementary education. Initially, they would learn from a private teacher known as a paidotribes. Eventually, the boys would begin training at the gymnasium.[6] Physical training was seen as necessary for improving one’s appearance, preparation for war, and good health at an old age.[7] On the other hand, mousike—literally ‘the art of the Muses’—was a combination of modern-day music, dance, lyrics, and poetry.[8] Learning how to play the lyre, and sing and dance in a chorus were central components of musical education in Classical Greece.[9] Mousike provided students with examples of beauty and nobility, as well as an appreciation of harmony and rhythm.[10]
Students would write using a stylus, with which they would etch onto a wax tablet. When children were ready to begin reading whole works, they would often be given poetry to memorize and recite. Mythologies such as those of Hesiod and Homer were also highly regarded by Athenians, and their works were often incorporated into lesson plans. Old Education lacked heavy structure and only featured schooling up to the elementary level. Once a child reached adolescence his formal education ended.[11] Therefore, a large part of this education was informal and relied on simple human experience.[12]
Higher education[edit]
Isocrates sculpture located at the Parc de Versailles
It was not until about 420 BC that Higher Education became prominent in Athens.[13] Philosophers such as Socrates (c. 470–399 BCE), as well as the sophistic movement, which led to an influx of foreign teachers, created a shift from Old Education to a new Higher Education.[11] This Higher Education expanded formal education, and Athenian society began to hold intellectual capacity in higher regard than physical.[11] The shift caused controversy between those with traditional as opposed to modern views on education. Traditionalists believed that raising «intellectuals» would destroy Athenian culture, and leave Athens at a disadvantage in war.[13] On the other hand, those in support of the change felt that while physical strength was important, its value in relation to Athenian power would diminish over time.[14] Such people believed that education should be a tool to develop the whole man, including his intellect.[15] But Higher Education prevailed. The introduction of secondary and post-secondary levels of education provided greater structure and depth to the existing Old Education framework.[11] More focused fields of study included mathematics, astronomy, harmonics and dialectic – all with an emphasis on the development of philosophical insight. It was seen as necessary for individuals to use knowledge within a framework of logic and reason.[16]
Wealth played an integral role in classical Athenian Higher Education. In fact, the amount of Higher Education an individual received often depended on the ability and the family’s willingness to pay for such an education.[17] The formal programs within Higher Education were often taught by sophists who charged for their teaching. In fact, sophists extensively used advertisements in order to reach as many customers as possible.[18] In most circumstances, only those who could afford the price could participate[11] and the peasant class who lacked capital were limited in the education they could receive. Women and slaves were also barred from receiving an education. Societal expectations limited women mostly to the home, and the widely-held belief that women have inferior intellectual capacity caused them to have no access to formal education.[19] Slaves were legally disallowed access to education. Women, while expected to stay at home and fulfill the role of a housewife, were still educated in such aspects. At about the age of seven, where boys and girls would exhibit distinct differentiation between sexes, girls were taught by their mothers the specific tasks related to a housewife as well as other moral education.[20]
After Greece became part of the Roman Empire, educated Greeks were used as slaves by affluent Romans – indeed this was the primary way in which affluent Romans were educated. This led to the continuation of Greek culture in the Roman sphere.[21]
Classical Athenian educators[edit]
Isocrates (436–338 BC)[edit]
Isocrates was an influential classical Athenian orator.[22] Growing up in Athens exposed Isocrates to educators such as Socrates and Gorgias at a young age and helped him develop exceptional rhetoric.[23] As he grew older and his understanding of education developed, Isocrates disregarded the importance of the arts and sciences, believing rhetoric was the key to virtue.[24] Education’s purpose was to produce civic efficiency and political leadership and therefore, the ability to speak well and persuade became the cornerstone of his educational theory.[25] However, at the time there was no definite curriculum for Higher Education, with only the existence of the sophists who were constantly traveling.[23] In response, Isocrates founded his school of Rhetoric around 393 BCE. The school was in contrast to Plato’s Academy (c. 387 BCE) which was largely based on science, philosophy, and dialectic.[26]
Plato (428–348 BC)[edit]
Plato bust on exhibition at The Louvre
Plato was a philosopher in classical Athens who studied under Socrates, ultimately becoming one of his most famed students. Following Socrates’ execution, Plato left Athens in anger, rejecting politics as a career and traveling to Italy and Sicily.[27] He returned ten years later to establish his school, the Academy (c. 387 BCE) – named after the Greek hero Akademos.[27] Plato perceived education as a method to produce citizens who could operate as members of the civic community in Athens.[10] In one sense, Plato believed Athenians could obtain education through the experiences of being a community member, but he also understood the importance of deliberate training, or Higher Education, in the development of civic virtue.[28] Thus, his reasoning behind founding the Academy – what is often credited as the first University.[29]
It is at this school where Plato discussed much of his educational program, which he outlined in his best-known work – the Republic. In his writing, Plato describes the rigorous process one must go through in order to attain true virtue and understand reality for what it actually is.[30] The education required of such achievement, according to Plato, included an elementary education in music, poetry, and physical training, two to three years of mandatory military training, ten years of mathematical science, five years of dialectic training, and fifteen years of practical political training.[31] The few individuals equipped to reach such a level would become philosopher-kings, the leaders of Plato’s ideal city.[32]
Aristotle (384–322 BC)[edit]
Aristotle was a classical Greek philosopher. While born in Stagira, Chalkidice, Aristotle joined Plato’s Academy in Athens during his late teenage years and remained there until the age of thirty-seven, withdrawing following Plato’s death.[33] His departure from the Academy also signalled his departure from Athens. Aristotle left to join Hermeias, a former student at the Academy, who had become the ruler of Atarneus and Assos in the north-western coast of Anatolia (present-day Turkey).[33] He remained in Anatolia until, in 342 BCE, he received an invitation from King Philip of Macedon to become the educator of his thirteen-year-old son Alexander. Aristotle accepted the invitation and moved to Pella to begin his work with the boy who would soon become known as Alexander the Great.[34] When Aristotle moved back to Athens in 352 BCE, Alexander helped finance Aristotle’s school – the Lyceum.[35] A significant part of the Lyceum was research. The school had a systematic approach to the collection of information. Aristotle believed dialectical relationships among students performing research could impede the pursuit of truth. Thus, much of the school’s focus was on research done empirically.[36]
Spartan system[edit]
The Spartan society desired that all male citizens become successful soldiers with the stamina and skills to defend their polis as members of a Spartan phalanx. It was a rumored by Plutarch, a Greek historian, that Sparta killed weak children.[37] After examination, the council would either rule that the child was fit to live or would reject the child sentencing him to death by abandonment and exposure.[37]
Agoge[edit]
Military dominance was of extreme importance to the Spartans of Ancient Greece. In response, the Spartans structured their educational system as an extreme form of military boot camp, which they referred to as agoge.[38] The pursuit of intellectual knowledge was seen as trivial, and thus academic learning, such as reading and writing, was kept to a minimum. A Spartan boy’s life was devoted almost entirely to his school, and that school had but one purpose: to produce an almost indestructible Spartan phalanx. Formal education for a Spartan male began at about the age of seven when the state removed the boy from the custody of his parents and sent him to live in a barracks with many other boys his age.[38] For all intents and purposes, the barracks was his new home, and the other males living in the barracks his family. For the next five years, until about the age of twelve, the boys would eat, sleep and train within their barracks unit and receive instruction from an adult male citizen who had completed all of his military training and experienced battle.[38]
The instructor stressed discipline and exercise and saw to it that his students received little food and minimal clothing in an effort to force the boys to learn how to forage, steal and endure extreme hunger, all of which would be necessary skills in the course of a war.[39] Those boys who survived the first stage of training entered into a secondary stage in which punishments became harsher and physical training and participation in sports almost non-stop in order to build up strength and endurance.[40] During this stage, which lasted until the males were about eighteen years old, fighting within the unit was encouraged, mock battles were performed, acts of courage praised, and signs of cowardice and disobedience severely punished.[41]
During the mock battles, the young men were formed into phalanxes to learn to maneuver as if they were one entity and not a group of individuals.[41] To be more efficient and effective during maneuvers, students were also trained in dancing and music, because this would enhance their ability to move gracefully as a unit.[42] Toward the end of this phase of the agoge, the trainees were expected to hunt down and kill a Helot, a Greek slave.[37] If caught, the student would be convicted and disciplined-not for committing murder, but for his inability to complete the murder without being discovered.
Ephebe[edit]
The students would graduate from the agoge at the age of eighteen and receive the title of ephebes.[37] Upon becoming an ephebe, the male would pledge strict and complete allegiance to Sparta and would join a private organization to continue training in which he would compete in gymnastics, hunting and performance with planned battles using real weapons.[37] After two years, at the age of twenty, this training was finished and the now-grown men were officially regarded as Spartan soldiers.[38]
Education of Spartan women[edit]
Spartan women, unlike their Athenian counterparts, received a formal education that was supervised and controlled by the state.[43] Much of the public schooling received by the Spartan women revolved around physical education. Until about the age of eighteen women were taught to run, wrestle, throw a discus, and also to throw javelins.[44] The skills of the young women were tested regularly in competitions such as the annual footrace at the Heraea of Elis,[45] In addition to physical education, the young girls also were taught to sing, dance, and play instruments often by traveling poets such as Alcman or by the elderly women in the polis.[46] The Spartan educational system for females was very strict because its purpose was to train future mothers of soldiers in order to maintain the strength of Sparta’s phalanxes, which were essential to Spartan defense and culture.[47]
Other Greek educators[edit]
Pythagoras (570–490 BCE)[edit]
Pythagoras was one of many Greek philosophers. He lived his life on the island Samos and is known for his contributions to mathematics. Pythagoras taught philosophy of life, religion, and mathematics in his own school in Kroton, which was a Greek colony. Pythagoras’ school is linked to the Pythagorean theorem, which states that the square of the hypotenuse (the side opposite the right angle) is equal to the sum of the squares of the other two sides. The students of Pythagoras were known as Pythagoreans.
Pythagoreans[edit]
Pythagoreans followed a very specific way of life. They were famous for friendship, unselfishness, and honesty. The Pythagoreans also believed in a life after the current which drove them to be people who have no attachment to personal possessions everything was communal; they were also vegetarians. The people in a Pythagorean society were known as mathematikoi (μαθηματικοί, Greek for «learners»).[48]
Teachings[edit]
There are two forms that Pythagoras taught, Exoteric and Esoteric. Exoteric was the teaching of generally accepted ideas. These courses lasted three years for mathematikoi. Esoteric was teachings of deeper meaning. These teachings did not have a time limit. They were subject to when Pythagoras thought the student was ready. In Esoteric, students would learn the philosophy of inner meanings.[48] The focus of Pythagoras in his Exoteric teachings were ethical teachings. Here, he taught the idea of the dependence of opposites in the world; the dynamics behind the balance of opposites.
Along with the more famous achievements, Pythagoreans were taught various mathematical ideas. They were taught the following: Pythagorean theorem, irrational numbers, five specific regular polygons, and that the earth was a sphere in the centre of the universe. Many people believed that the mathematical ideas that Pythagoras brought to the table allowed reality to be understood. Whether reality was seen as ordered or if it just had a geometrical structure. Even though Pythagoras has many contributions to mathematics, his most known theory is that things themselves are numbers.[2] Pythagoras has a unique teaching style. He never appeared face to face to his students in the Exoteric courses. Pythagoras would set a current and face the other direction to address them. The students upon passing their education become initiated to be disciples. Pythagoras was much more intimate with the initiated and would speak to them in person. The specialty taught by Pythagoras was his theoretical teachings. In the society of Crotona, Pythagoras was known as the master of all science and brotherhood.[48]
Rules of the school[edit]
Unlike other education systems of the time, men and women were allowed to be Pythagorean. The Pythagorean students had rules to follow such as: abstaining from beans, not picking up items that have fallen, not touching white chickens, could not stir the fire with iron, and not looking in a mirror that was beside a light.[49]
Mathematics and music[edit]
Some of Pythagoras’s applications of mathematics can be seen in his musical relationship to mathematics. The idea of proportions and ratios. Pythagoreans are known for formulating numerical concords and harmony. They put together sounds by the plucking of a string. The fact that the musician meant to pluck it at a mathematically expressible point. However, if the mathematical proportion between the points on the string were to be broken, the sound would become unsettled.
School’s dictum[edit]
The Pythagorean school had a dictum that said All is number. This means that everything in the world had a number that described them.[4] For instance, number 6 is the number that relates to creation, number 5 is the number that relates to marriage, number 4 is the number that relates to justice, number 3 is the number that relates to harmony, number 2 is the number that relates to opinion, and number 1 is the number that relates to reason.[49]
Pythagorean Society was very secretive, the education society was based around the idea of living in peace and harmony, but secretly. Due to the education and society being so secretive, not much is known about the Pythagorean people.
See also[edit]
- Agoge
- Scholarch
- Gymnasiarch
- Platonic Academy
- Gymnasium (ancient Greece)
Notes[edit]
- ^ Downey, «Ancient Education,» The classical Journal52, no.8 (May 1957): 339.
- ^ a b «Pythagoras». www2.stetson.edu. Retrieved 2017-11-07.
- ^ Ed. Sienkewicz, «Daily Life and Customs,» Ancient Greece (New Jersey: Salem Press, I)
- ^ a b Gower, Timothy (2008). Princeton Companion to Mathematics. Princeton University: Princeton University Press. pp. 200–208. ISBN 978-1-4008-3039-8.
- ^ Lynch. Aristotle’s School. p. 36.
- ^ Sienkewicz, Joseph, ed. (2007). «Education and Training». Ancient Greece. New Jersey: Salem Press, Inc. p. 344.
- ^ Plutarch (1927). «The Training of Children». Moralia. Loeb Classical Library. p. 7.
- ^ Lynch, Tosca A.C.; Rocconi, Eleonora, eds. (2020). A Companion to Ancient Greek and Roman Music. Wiley. p. 1. doi:10.1002/9781119275510. ISBN 9781119275473. S2CID 242192206.
- ^ Lynch, Tosca A.C. (2020-03-13). «‘Tuning the Lyre, Tuning the Soul’: Harmonia, Justice and the Kosmos of the Soul in Plato’s Republic and Timaeus». Greek and Roman Musical Studies. 8 (1): 111–155. doi:10.1163/22129758-12341365. ISSN 2212-974X. S2CID 216176399.
- ^ a b Beck, Frederick A.G. (1964). Greek Education, 450–350 B.C. London: Methuen & CO LTD. pp. 201–202.
- ^ a b c d e Lynch. Aristotle’s School. p. 38.
- ^ Lodge, R.C. (1970). Plato’s Theory of Education. New York: Russell & Russell. p. 11.
- ^ a b Aristophanes, Lysistrata and Other Plays (London: Penguin Classics, 2002), 65.
- ^ Plutarch The Training of Children, c. 110 CE (Ancient History Sourcebook), 5-6.
- ^ Downey, «Ancient Education,» The Classical Journal 52, no.8 (May 1980): 340.
- ^ Lodge (1948). «Plato’s Theory of Education». Nature. 161 (4089): 304. Bibcode:1948Natur.161Q.376.. doi:10.1038/161376a0. S2CID 4048356.
- ^ Lynch. Aristotle’s School. p. 33.
- ^ Lynch. Aristotle’s School. p. 39.
- ^ O’pry, Kay (2012). «Social and Political Roles of Women in Athens and Sparta». Saber and Scroll. 1: 9.
- ^ Bloomer, W. Martin (2016). A Companion to Ancient Education. Malden, MA: Willey-Blackwell. p. 305. ISBN 978-1-118-99741-3.
- ^ Plutarch (1960). The Rise and Fall of Athens: Nine Greek Lives. London: Penguin Classics. pp. 168–9.
- ^ Beck. Greek Education. p. 253.
- ^ a b Matsen, Patricia; Rollinson, Philip; Sousa, Marion (1990). Readings from Classical Rhetoric. Edwardsville: Southern Illinois University Press. p. 43.
- ^ Beck. Greek Education. p. 255.
- ^ Beck. Greek Education. p. 257.
- ^ Beck. Greek Education. p. 293.
- ^ a b Beck. Greek Education. p. 227.
- ^ Beck. Greek Education. p. 200.
- ^ Beck. Greek Education. p. 240.
- ^ Lodge (1948). «Plato’s Theory of Education». Nature. 161 (4089): 303. Bibcode:1948Natur.161Q.376.. doi:10.1038/161376a0. S2CID 4048356.
- ^ Plato (2013). Republic. Cambridge: Harvard University Press. p. 186.
- ^ Plato. Republic. p. 188.
- ^ a b Anagnostopoulos, Georgios, ed. (2013). «First Athenian Period». A Companion to Aristotle. Wiley-Blackwell. p. 5.
- ^ Anagnostopoulos (ed.). Companion to Aristotle. p. 8.
- ^ Anagnostopoulos (ed.). Companion to Aristotle. p. 9.
- ^ Lynch. Aristotle’s School. p. 87.
- ^ a b c d e Ed. Sienkewicz, «Education and Training,» Ancient Greece (New Jersey: Salem Press, Inc. 2007), 344.
- ^ a b c d Adkins and Adkins, Handbook to Life in Ancient Greece (New York: Facts On File, Inc., 2005), 104.
- ^ Adkins and Adkins, Handbook, 104-5
- ^ Adkins and Adkins, Handbook, 104, 275
- ^ a b Adkins and Adkins, Handbook, 105
- ^ Adkins and Adkins, Handbook, 275
- ^ Pomeroy, Sarah B. Spartan Women. (Oxford: Oxford University Press, 2002), 27-29.
- ^ Pomeroy, Spartan Women, 13-14.
- ^ Pomeroy, Spartan Women, 24.
- ^ Pomeroy, Spartan Women, 5-12.
- ^ Pomeroy, Spartan Women, 4.
- ^ a b c «Biography of Pythagoras — math word definition — Math Open Reference». www.mathopenref.com. Retrieved 2017-11-07.
- ^ a b «Pythagoras and the Pythagoreans». www.math.tamu.edu. Retrieved 2017-11-08.
References[edit]
- Lynch, John P. (1972). Aristotle’s School: A Study of a Greek Educational Institution. Los Angeles: University of California Press. p. 33.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 36.
- Sienkewicz, Joseph, ed. (2007). «Education and Training». Ancient Greece. New Jersey: Salem Press, Inc. p. 344.
- Plutarch (1927). «The Training of Children». Moralia. Loeb Classical Library. p. 7.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 37.
- Beck, Frederick A.G. (1964). Greek Education, 450–350 B.C. London: Methuen & CO LTD. pp. 201–202.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 38.
- Lodge, R.C. (1970). Plato’s Theory of Education. New York: Russell & Russell. p. 11.
- Aristophanes, Lysistrata and Other Plays (London: Penguin Classics, 2002), 65.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 38.
- Plutarch The Training of Children, c. 110 CE (Ancient History Sourcebook), 5–6.
- Downey, «Ancient Education,» The Classical Journal 52, no.8 (May 1980): 340.
- Lodge. Plato’s Theory of Education. p. 304.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 33.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 39.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 38.
- O’pry, Kay (2012). «Social and Political Roles of Women in Athens and Sparta». Saber and Scroll. 1: 9.
- Plutarch (1960). The Rise and Fall of Athens: Nine Greek Lives. London: Penguin Classics. pp. 168–9.
- Beck. Greek Education. p. 253.
- Matsen, Patricia; Rollinson, Philip; Sousa, Marion (1990). Readings from Classical Rhetoric. Edwardsville: Southern Illinois University Press. p. 43.
- Beck. Greek Education. p. 255.
- Beck. Greek Education. p. 257.
- Beck. Greek Education. p. 293.
- Beck. Greek Education. p. 227.
- Beck. Greek Education. p. 200.
- Beck. Greek Education. p. 240.
- Lodge. Plato’s Theory of Education. p. 303.
- Plato (2013). Republic. Cambridge: Harvard University Press. p. 186.
- Plato. Republic. p. 188.
- Anagnostopoulos, Georgios, ed. (2013). «First Athenian Period». A Companion to Aristotle. Wiley-Blackwell. p. 5.
- Anagnostopoulos (ed.). Companion to Aristotle. p. 8.
- Anagnostopoulos (ed.). Companion to Aristotle. p. 9.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 87.
Primary sources (ancient Greek)[edit]
- Aristotle. Athenian Constitution – via Wikisource. See original text in Perseus program.
- Lycurgus, Contra Leocratem.
- Aristophanes (2002). Lysistrata and Other Plays. New York: Penguin Classics.
- Plutarch. The Training of Children, c. 110 CE.. See original text in [1].
- Plutarch (1960). The Rise and Fall of Athens: Nine Greek Lives. New York: Penguin Classics.
- Xenophon (28 January 2010). Xenophon on the Spartans. Ancient History Sourcebook.. See original text in [2].
Secondary sources[edit]
- Marrou, Henri-Irénée (1956). A History of Education in Antiquity. University of Wisconsin Press.
- Adkins, Lesley and Roy A. (2005). Handbook to Life in Ancient Greece. New York: Facts On File, Inc.
- Downey, Glanville (May 1957). «Ancient Education». The Classical Journal. 52 (8): 337–345.
- Ed. Sienkewicz, Thomas J (2007). Ancient Greece: Daily Life and Customs. Vol. 1. Hackensack, NJ: Salem Press, Inc.
- Ed. Sienkewicz, Thomas J (2007). Ancient Greece: Education and Training. Vol. 2. Hackensack, NJ: Salem Press, Inc.
- Mavrogenes, Nancy A (May 1980). «Reading in Ancient Greece». Journal of Reading. 23 (8): 691–697.
- Pomeroy, Sarah B. (2002). Spartan Women. Oxford: Oxford University Press.
Education for Greek people was vastly «democratized» in the 5th century B.C., influenced by the Sophists, Plato, and Isocrates. Later, in the Hellenistic period of Ancient Greece, education in a gymnasium school was considered essential for participation in Greek culture. The value of physical education to the ancient Greeks and Romans has been historically unique. There were two forms of education in ancient Greece: formal and informal. Formal education was attained through attendance to a public school or was provided by a hired tutor. Informal education was provided by an unpaid teacher and occurred in a non-public setting. Education was an essential component of a person’s identity.
Formal Greek education was primarily for males and non-slaves.[1] In some poleis, laws were passed to prohibit the education of slaves.[2][3] The Spartans also taught music and dance, but with the purpose of enhancing their maneuverability as soldiers.
Athenian systems[edit]
Classical Athens (508–322 BCE)[edit]
Old education[edit]
A view of Athens from the Temple of Olympian Zeus to Mount Lycabettus
Old Education in classical Athens consisted of two major parts – physical and intellectual, or what was known to Athenians as «gymnastike» and «mousike.»[4] Gymnastike was a physical education that mirrored the ideals of the military – strength, stamina, and preparation for war.[5] Having a physically fit body was extremely important to the Athenians. Boys would begin physical education either during or just after beginning their elementary education. Initially, they would learn from a private teacher known as a paidotribes. Eventually, the boys would begin training at the gymnasium.[6] Physical training was seen as necessary for improving one’s appearance, preparation for war, and good health at an old age.[7] On the other hand, mousike—literally ‘the art of the Muses’—was a combination of modern-day music, dance, lyrics, and poetry.[8] Learning how to play the lyre, and sing and dance in a chorus were central components of musical education in Classical Greece.[9] Mousike provided students with examples of beauty and nobility, as well as an appreciation of harmony and rhythm.[10]
Students would write using a stylus, with which they would etch onto a wax tablet. When children were ready to begin reading whole works, they would often be given poetry to memorize and recite. Mythologies such as those of Hesiod and Homer were also highly regarded by Athenians, and their works were often incorporated into lesson plans. Old Education lacked heavy structure and only featured schooling up to the elementary level. Once a child reached adolescence his formal education ended.[11] Therefore, a large part of this education was informal and relied on simple human experience.[12]
Higher education[edit]
Isocrates sculpture located at the Parc de Versailles
It was not until about 420 BC that Higher Education became prominent in Athens.[13] Philosophers such as Socrates (c. 470–399 BCE), as well as the sophistic movement, which led to an influx of foreign teachers, created a shift from Old Education to a new Higher Education.[11] This Higher Education expanded formal education, and Athenian society began to hold intellectual capacity in higher regard than physical.[11] The shift caused controversy between those with traditional as opposed to modern views on education. Traditionalists believed that raising «intellectuals» would destroy Athenian culture, and leave Athens at a disadvantage in war.[13] On the other hand, those in support of the change felt that while physical strength was important, its value in relation to Athenian power would diminish over time.[14] Such people believed that education should be a tool to develop the whole man, including his intellect.[15] But Higher Education prevailed. The introduction of secondary and post-secondary levels of education provided greater structure and depth to the existing Old Education framework.[11] More focused fields of study included mathematics, astronomy, harmonics and dialectic – all with an emphasis on the development of philosophical insight. It was seen as necessary for individuals to use knowledge within a framework of logic and reason.[16]
Wealth played an integral role in classical Athenian Higher Education. In fact, the amount of Higher Education an individual received often depended on the ability and the family’s willingness to pay for such an education.[17] The formal programs within Higher Education were often taught by sophists who charged for their teaching. In fact, sophists extensively used advertisements in order to reach as many customers as possible.[18] In most circumstances, only those who could afford the price could participate[11] and the peasant class who lacked capital were limited in the education they could receive. Women and slaves were also barred from receiving an education. Societal expectations limited women mostly to the home, and the widely-held belief that women have inferior intellectual capacity caused them to have no access to formal education.[19] Slaves were legally disallowed access to education. Women, while expected to stay at home and fulfill the role of a housewife, were still educated in such aspects. At about the age of seven, where boys and girls would exhibit distinct differentiation between sexes, girls were taught by their mothers the specific tasks related to a housewife as well as other moral education.[20]
After Greece became part of the Roman Empire, educated Greeks were used as slaves by affluent Romans – indeed this was the primary way in which affluent Romans were educated. This led to the continuation of Greek culture in the Roman sphere.[21]
Classical Athenian educators[edit]
Isocrates (436–338 BC)[edit]
Isocrates was an influential classical Athenian orator.[22] Growing up in Athens exposed Isocrates to educators such as Socrates and Gorgias at a young age and helped him develop exceptional rhetoric.[23] As he grew older and his understanding of education developed, Isocrates disregarded the importance of the arts and sciences, believing rhetoric was the key to virtue.[24] Education’s purpose was to produce civic efficiency and political leadership and therefore, the ability to speak well and persuade became the cornerstone of his educational theory.[25] However, at the time there was no definite curriculum for Higher Education, with only the existence of the sophists who were constantly traveling.[23] In response, Isocrates founded his school of Rhetoric around 393 BCE. The school was in contrast to Plato’s Academy (c. 387 BCE) which was largely based on science, philosophy, and dialectic.[26]
Plato (428–348 BC)[edit]
Plato bust on exhibition at The Louvre
Plato was a philosopher in classical Athens who studied under Socrates, ultimately becoming one of his most famed students. Following Socrates’ execution, Plato left Athens in anger, rejecting politics as a career and traveling to Italy and Sicily.[27] He returned ten years later to establish his school, the Academy (c. 387 BCE) – named after the Greek hero Akademos.[27] Plato perceived education as a method to produce citizens who could operate as members of the civic community in Athens.[10] In one sense, Plato believed Athenians could obtain education through the experiences of being a community member, but he also understood the importance of deliberate training, or Higher Education, in the development of civic virtue.[28] Thus, his reasoning behind founding the Academy – what is often credited as the first University.[29]
It is at this school where Plato discussed much of his educational program, which he outlined in his best-known work – the Republic. In his writing, Plato describes the rigorous process one must go through in order to attain true virtue and understand reality for what it actually is.[30] The education required of such achievement, according to Plato, included an elementary education in music, poetry, and physical training, two to three years of mandatory military training, ten years of mathematical science, five years of dialectic training, and fifteen years of practical political training.[31] The few individuals equipped to reach such a level would become philosopher-kings, the leaders of Plato’s ideal city.[32]
Aristotle (384–322 BC)[edit]
Aristotle was a classical Greek philosopher. While born in Stagira, Chalkidice, Aristotle joined Plato’s Academy in Athens during his late teenage years and remained there until the age of thirty-seven, withdrawing following Plato’s death.[33] His departure from the Academy also signalled his departure from Athens. Aristotle left to join Hermeias, a former student at the Academy, who had become the ruler of Atarneus and Assos in the north-western coast of Anatolia (present-day Turkey).[33] He remained in Anatolia until, in 342 BCE, he received an invitation from King Philip of Macedon to become the educator of his thirteen-year-old son Alexander. Aristotle accepted the invitation and moved to Pella to begin his work with the boy who would soon become known as Alexander the Great.[34] When Aristotle moved back to Athens in 352 BCE, Alexander helped finance Aristotle’s school – the Lyceum.[35] A significant part of the Lyceum was research. The school had a systematic approach to the collection of information. Aristotle believed dialectical relationships among students performing research could impede the pursuit of truth. Thus, much of the school’s focus was on research done empirically.[36]
Spartan system[edit]
The Spartan society desired that all male citizens become successful soldiers with the stamina and skills to defend their polis as members of a Spartan phalanx. It was a rumored by Plutarch, a Greek historian, that Sparta killed weak children.[37] After examination, the council would either rule that the child was fit to live or would reject the child sentencing him to death by abandonment and exposure.[37]
Agoge[edit]
Military dominance was of extreme importance to the Spartans of Ancient Greece. In response, the Spartans structured their educational system as an extreme form of military boot camp, which they referred to as agoge.[38] The pursuit of intellectual knowledge was seen as trivial, and thus academic learning, such as reading and writing, was kept to a minimum. A Spartan boy’s life was devoted almost entirely to his school, and that school had but one purpose: to produce an almost indestructible Spartan phalanx. Formal education for a Spartan male began at about the age of seven when the state removed the boy from the custody of his parents and sent him to live in a barracks with many other boys his age.[38] For all intents and purposes, the barracks was his new home, and the other males living in the barracks his family. For the next five years, until about the age of twelve, the boys would eat, sleep and train within their barracks unit and receive instruction from an adult male citizen who had completed all of his military training and experienced battle.[38]
The instructor stressed discipline and exercise and saw to it that his students received little food and minimal clothing in an effort to force the boys to learn how to forage, steal and endure extreme hunger, all of which would be necessary skills in the course of a war.[39] Those boys who survived the first stage of training entered into a secondary stage in which punishments became harsher and physical training and participation in sports almost non-stop in order to build up strength and endurance.[40] During this stage, which lasted until the males were about eighteen years old, fighting within the unit was encouraged, mock battles were performed, acts of courage praised, and signs of cowardice and disobedience severely punished.[41]
During the mock battles, the young men were formed into phalanxes to learn to maneuver as if they were one entity and not a group of individuals.[41] To be more efficient and effective during maneuvers, students were also trained in dancing and music, because this would enhance their ability to move gracefully as a unit.[42] Toward the end of this phase of the agoge, the trainees were expected to hunt down and kill a Helot, a Greek slave.[37] If caught, the student would be convicted and disciplined-not for committing murder, but for his inability to complete the murder without being discovered.
Ephebe[edit]
The students would graduate from the agoge at the age of eighteen and receive the title of ephebes.[37] Upon becoming an ephebe, the male would pledge strict and complete allegiance to Sparta and would join a private organization to continue training in which he would compete in gymnastics, hunting and performance with planned battles using real weapons.[37] After two years, at the age of twenty, this training was finished and the now-grown men were officially regarded as Spartan soldiers.[38]
Education of Spartan women[edit]
Spartan women, unlike their Athenian counterparts, received a formal education that was supervised and controlled by the state.[43] Much of the public schooling received by the Spartan women revolved around physical education. Until about the age of eighteen women were taught to run, wrestle, throw a discus, and also to throw javelins.[44] The skills of the young women were tested regularly in competitions such as the annual footrace at the Heraea of Elis,[45] In addition to physical education, the young girls also were taught to sing, dance, and play instruments often by traveling poets such as Alcman or by the elderly women in the polis.[46] The Spartan educational system for females was very strict because its purpose was to train future mothers of soldiers in order to maintain the strength of Sparta’s phalanxes, which were essential to Spartan defense and culture.[47]
Other Greek educators[edit]
Pythagoras (570–490 BCE)[edit]
Pythagoras was one of many Greek philosophers. He lived his life on the island Samos and is known for his contributions to mathematics. Pythagoras taught philosophy of life, religion, and mathematics in his own school in Kroton, which was a Greek colony. Pythagoras’ school is linked to the Pythagorean theorem, which states that the square of the hypotenuse (the side opposite the right angle) is equal to the sum of the squares of the other two sides. The students of Pythagoras were known as Pythagoreans.
Pythagoreans[edit]
Pythagoreans followed a very specific way of life. They were famous for friendship, unselfishness, and honesty. The Pythagoreans also believed in a life after the current which drove them to be people who have no attachment to personal possessions everything was communal; they were also vegetarians. The people in a Pythagorean society were known as mathematikoi (μαθηματικοί, Greek for «learners»).[48]
Teachings[edit]
There are two forms that Pythagoras taught, Exoteric and Esoteric. Exoteric was the teaching of generally accepted ideas. These courses lasted three years for mathematikoi. Esoteric was teachings of deeper meaning. These teachings did not have a time limit. They were subject to when Pythagoras thought the student was ready. In Esoteric, students would learn the philosophy of inner meanings.[48] The focus of Pythagoras in his Exoteric teachings were ethical teachings. Here, he taught the idea of the dependence of opposites in the world; the dynamics behind the balance of opposites.
Along with the more famous achievements, Pythagoreans were taught various mathematical ideas. They were taught the following: Pythagorean theorem, irrational numbers, five specific regular polygons, and that the earth was a sphere in the centre of the universe. Many people believed that the mathematical ideas that Pythagoras brought to the table allowed reality to be understood. Whether reality was seen as ordered or if it just had a geometrical structure. Even though Pythagoras has many contributions to mathematics, his most known theory is that things themselves are numbers.[2] Pythagoras has a unique teaching style. He never appeared face to face to his students in the Exoteric courses. Pythagoras would set a current and face the other direction to address them. The students upon passing their education become initiated to be disciples. Pythagoras was much more intimate with the initiated and would speak to them in person. The specialty taught by Pythagoras was his theoretical teachings. In the society of Crotona, Pythagoras was known as the master of all science and brotherhood.[48]
Rules of the school[edit]
Unlike other education systems of the time, men and women were allowed to be Pythagorean. The Pythagorean students had rules to follow such as: abstaining from beans, not picking up items that have fallen, not touching white chickens, could not stir the fire with iron, and not looking in a mirror that was beside a light.[49]
Mathematics and music[edit]
Some of Pythagoras’s applications of mathematics can be seen in his musical relationship to mathematics. The idea of proportions and ratios. Pythagoreans are known for formulating numerical concords and harmony. They put together sounds by the plucking of a string. The fact that the musician meant to pluck it at a mathematically expressible point. However, if the mathematical proportion between the points on the string were to be broken, the sound would become unsettled.
School’s dictum[edit]
The Pythagorean school had a dictum that said All is number. This means that everything in the world had a number that described them.[4] For instance, number 6 is the number that relates to creation, number 5 is the number that relates to marriage, number 4 is the number that relates to justice, number 3 is the number that relates to harmony, number 2 is the number that relates to opinion, and number 1 is the number that relates to reason.[49]
Pythagorean Society was very secretive, the education society was based around the idea of living in peace and harmony, but secretly. Due to the education and society being so secretive, not much is known about the Pythagorean people.
See also[edit]
- Agoge
- Scholarch
- Gymnasiarch
- Platonic Academy
- Gymnasium (ancient Greece)
Notes[edit]
- ^ Downey, «Ancient Education,» The classical Journal52, no.8 (May 1957): 339.
- ^ a b «Pythagoras». www2.stetson.edu. Retrieved 2017-11-07.
- ^ Ed. Sienkewicz, «Daily Life and Customs,» Ancient Greece (New Jersey: Salem Press, I)
- ^ a b Gower, Timothy (2008). Princeton Companion to Mathematics. Princeton University: Princeton University Press. pp. 200–208. ISBN 978-1-4008-3039-8.
- ^ Lynch. Aristotle’s School. p. 36.
- ^ Sienkewicz, Joseph, ed. (2007). «Education and Training». Ancient Greece. New Jersey: Salem Press, Inc. p. 344.
- ^ Plutarch (1927). «The Training of Children». Moralia. Loeb Classical Library. p. 7.
- ^ Lynch, Tosca A.C.; Rocconi, Eleonora, eds. (2020). A Companion to Ancient Greek and Roman Music. Wiley. p. 1. doi:10.1002/9781119275510. ISBN 9781119275473. S2CID 242192206.
- ^ Lynch, Tosca A.C. (2020-03-13). «‘Tuning the Lyre, Tuning the Soul’: Harmonia, Justice and the Kosmos of the Soul in Plato’s Republic and Timaeus». Greek and Roman Musical Studies. 8 (1): 111–155. doi:10.1163/22129758-12341365. ISSN 2212-974X. S2CID 216176399.
- ^ a b Beck, Frederick A.G. (1964). Greek Education, 450–350 B.C. London: Methuen & CO LTD. pp. 201–202.
- ^ a b c d e Lynch. Aristotle’s School. p. 38.
- ^ Lodge, R.C. (1970). Plato’s Theory of Education. New York: Russell & Russell. p. 11.
- ^ a b Aristophanes, Lysistrata and Other Plays (London: Penguin Classics, 2002), 65.
- ^ Plutarch The Training of Children, c. 110 CE (Ancient History Sourcebook), 5-6.
- ^ Downey, «Ancient Education,» The Classical Journal 52, no.8 (May 1980): 340.
- ^ Lodge (1948). «Plato’s Theory of Education». Nature. 161 (4089): 304. Bibcode:1948Natur.161Q.376.. doi:10.1038/161376a0. S2CID 4048356.
- ^ Lynch. Aristotle’s School. p. 33.
- ^ Lynch. Aristotle’s School. p. 39.
- ^ O’pry, Kay (2012). «Social and Political Roles of Women in Athens and Sparta». Saber and Scroll. 1: 9.
- ^ Bloomer, W. Martin (2016). A Companion to Ancient Education. Malden, MA: Willey-Blackwell. p. 305. ISBN 978-1-118-99741-3.
- ^ Plutarch (1960). The Rise and Fall of Athens: Nine Greek Lives. London: Penguin Classics. pp. 168–9.
- ^ Beck. Greek Education. p. 253.
- ^ a b Matsen, Patricia; Rollinson, Philip; Sousa, Marion (1990). Readings from Classical Rhetoric. Edwardsville: Southern Illinois University Press. p. 43.
- ^ Beck. Greek Education. p. 255.
- ^ Beck. Greek Education. p. 257.
- ^ Beck. Greek Education. p. 293.
- ^ a b Beck. Greek Education. p. 227.
- ^ Beck. Greek Education. p. 200.
- ^ Beck. Greek Education. p. 240.
- ^ Lodge (1948). «Plato’s Theory of Education». Nature. 161 (4089): 303. Bibcode:1948Natur.161Q.376.. doi:10.1038/161376a0. S2CID 4048356.
- ^ Plato (2013). Republic. Cambridge: Harvard University Press. p. 186.
- ^ Plato. Republic. p. 188.
- ^ a b Anagnostopoulos, Georgios, ed. (2013). «First Athenian Period». A Companion to Aristotle. Wiley-Blackwell. p. 5.
- ^ Anagnostopoulos (ed.). Companion to Aristotle. p. 8.
- ^ Anagnostopoulos (ed.). Companion to Aristotle. p. 9.
- ^ Lynch. Aristotle’s School. p. 87.
- ^ a b c d e Ed. Sienkewicz, «Education and Training,» Ancient Greece (New Jersey: Salem Press, Inc. 2007), 344.
- ^ a b c d Adkins and Adkins, Handbook to Life in Ancient Greece (New York: Facts On File, Inc., 2005), 104.
- ^ Adkins and Adkins, Handbook, 104-5
- ^ Adkins and Adkins, Handbook, 104, 275
- ^ a b Adkins and Adkins, Handbook, 105
- ^ Adkins and Adkins, Handbook, 275
- ^ Pomeroy, Sarah B. Spartan Women. (Oxford: Oxford University Press, 2002), 27-29.
- ^ Pomeroy, Spartan Women, 13-14.
- ^ Pomeroy, Spartan Women, 24.
- ^ Pomeroy, Spartan Women, 5-12.
- ^ Pomeroy, Spartan Women, 4.
- ^ a b c «Biography of Pythagoras — math word definition — Math Open Reference». www.mathopenref.com. Retrieved 2017-11-07.
- ^ a b «Pythagoras and the Pythagoreans». www.math.tamu.edu. Retrieved 2017-11-08.
References[edit]
- Lynch, John P. (1972). Aristotle’s School: A Study of a Greek Educational Institution. Los Angeles: University of California Press. p. 33.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 36.
- Sienkewicz, Joseph, ed. (2007). «Education and Training». Ancient Greece. New Jersey: Salem Press, Inc. p. 344.
- Plutarch (1927). «The Training of Children». Moralia. Loeb Classical Library. p. 7.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 37.
- Beck, Frederick A.G. (1964). Greek Education, 450–350 B.C. London: Methuen & CO LTD. pp. 201–202.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 38.
- Lodge, R.C. (1970). Plato’s Theory of Education. New York: Russell & Russell. p. 11.
- Aristophanes, Lysistrata and Other Plays (London: Penguin Classics, 2002), 65.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 38.
- Plutarch The Training of Children, c. 110 CE (Ancient History Sourcebook), 5–6.
- Downey, «Ancient Education,» The Classical Journal 52, no.8 (May 1980): 340.
- Lodge. Plato’s Theory of Education. p. 304.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 33.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 39.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 38.
- O’pry, Kay (2012). «Social and Political Roles of Women in Athens and Sparta». Saber and Scroll. 1: 9.
- Plutarch (1960). The Rise and Fall of Athens: Nine Greek Lives. London: Penguin Classics. pp. 168–9.
- Beck. Greek Education. p. 253.
- Matsen, Patricia; Rollinson, Philip; Sousa, Marion (1990). Readings from Classical Rhetoric. Edwardsville: Southern Illinois University Press. p. 43.
- Beck. Greek Education. p. 255.
- Beck. Greek Education. p. 257.
- Beck. Greek Education. p. 293.
- Beck. Greek Education. p. 227.
- Beck. Greek Education. p. 200.
- Beck. Greek Education. p. 240.
- Lodge. Plato’s Theory of Education. p. 303.
- Plato (2013). Republic. Cambridge: Harvard University Press. p. 186.
- Plato. Republic. p. 188.
- Anagnostopoulos, Georgios, ed. (2013). «First Athenian Period». A Companion to Aristotle. Wiley-Blackwell. p. 5.
- Anagnostopoulos (ed.). Companion to Aristotle. p. 8.
- Anagnostopoulos (ed.). Companion to Aristotle. p. 9.
- Lynch. Aristotle’s School. p. 87.
Primary sources (ancient Greek)[edit]
- Aristotle. Athenian Constitution – via Wikisource. See original text in Perseus program.
- Lycurgus, Contra Leocratem.
- Aristophanes (2002). Lysistrata and Other Plays. New York: Penguin Classics.
- Plutarch. The Training of Children, c. 110 CE.. See original text in [1].
- Plutarch (1960). The Rise and Fall of Athens: Nine Greek Lives. New York: Penguin Classics.
- Xenophon (28 January 2010). Xenophon on the Spartans. Ancient History Sourcebook.. See original text in [2].
Secondary sources[edit]
- Marrou, Henri-Irénée (1956). A History of Education in Antiquity. University of Wisconsin Press.
- Adkins, Lesley and Roy A. (2005). Handbook to Life in Ancient Greece. New York: Facts On File, Inc.
- Downey, Glanville (May 1957). «Ancient Education». The Classical Journal. 52 (8): 337–345.
- Ed. Sienkewicz, Thomas J (2007). Ancient Greece: Daily Life and Customs. Vol. 1. Hackensack, NJ: Salem Press, Inc.
- Ed. Sienkewicz, Thomas J (2007). Ancient Greece: Education and Training. Vol. 2. Hackensack, NJ: Salem Press, Inc.
- Mavrogenes, Nancy A (May 1980). «Reading in Ancient Greece». Journal of Reading. 23 (8): 691–697.
- Pomeroy, Sarah B. (2002). Spartan Women. Oxford: Oxford University Press.
Древнегреческие школы
Пусть формат Единого госэкзамена древнегреческим педагогам и ученикам знаком не был, зато современники, в отношении сферы обучения разным наукам, пользуются наименованиями привычными грекам. Это из страны олив в русский, да и другие языки пришли понятия «школа», «гимназия», «лицей», «академия», «университет».
Древняя Греция и, в частности, Афины – это не только колыбель архитектуры, но и фундамент европейской цивилизации. Греческие мыслители сконцентрировали на территории своей страны знания, привезенные из разных государств. Это и Малая Азия, Египет, Византия. А в последующем греческие науки, развитые и преумноженные, стали базой знаний все для тех же соседних стран, со своеобразной культурой и традициями.
Греческие мыслители по-особенному собирали и систематизировали знания, проводили разнообразные исследования.
Греческое образование
Уже во времена Античности древние греки задумывались об образовании подрастающего поколения. Да и во все времена греки стремились дать детям не только знания, но и воспитать порядочных, интеллектуальных, здоровых, развитых физически и нравственно представителей общества. Ценились не только красота тела, но больше ум, честь и совесть.
Неграмотных людей в Греции практически не было. Об этом свидетельствуют исторические источники, датированные еще 5 веком до н.э. Впрочем, изначально обучение шло на дому, но позже были созданы школы, гимназии.
Образование греки начинали получать по достижении 7-летнего возраста. До этого времени ребенок находился на попечении мамы, была у него и кормилица. Со школьной скамьи на первый план выходил отец и раб-учитель. Именно рабы были педагогами. Дословно в переводе с греческого слово «педагог» означает «сопровождающий». Раб, приставленный к юному школьнику, не только сопровождал его в школу, но и следил за достойным воспитанием.
В самой же школе у каждого из детей было как минимум 3 педагога:
- Грамматист.
- Учитель-знаток церковных порядков.
- Музыкант.
Главным являлся грамматист. В его ведении было обучение детей не только письму и грамоте, но и счету. Грамматист вместе со своими учениками изучал и скандировал разнообразные поэмы. Особенным почетом пользовались басни Эзопа, произведения Гомера.
Привычными в нашем понимании тетрадями были пара дощечек, скрепленных между собой. Диптихи раскрывали как книгу. Внутри дощечки натирали воском. Писали палочкой, вылитой из металла (стилусом). После написания текст можно было стереть прикрепленной к обратной стороне такой своеобразной тетради лопаткой. В некоторых случаях диптихи использовали в качестве конвертов, скреплялись печатями и отправлялись различным адресатам.
Счету детей учили на камешках. Если расчеты были сложными, применяли абак. Кстати, этот способ используют и поныне, причем в разных странах.
Религиоведение в нашем понимании, а в Греции обучение церковным ремеслам и песнопениям велось не менее интенсивно, чем грамматике. В Греции было много религиозных праздников, на которые всегда собиралось много народу. Повсеместно исполнялись на таких празднествах церковные песни.
Мальчики пели обрядовые песни. Хором или соло. В репертуаре были и гимны для торжественных случаев. Учителей, которые занимались с детьми разучиванием песен, называли «кифаристами». Они же обучали игре на разнообразных инструментах. Чаще это были кифара и лира.
Интенсивное физическое развитие начиналось с 12 лет. Обязательными были занятия гимнастикой. Учителя физкультуры именовали «педотриб», что в переводе с греческого значит «тренер ребенка».
В греческих полисах было очень престижно расти ловким, сильным, гибким, выносливым, физически крепким, умным, начитанным, просвещенным. Мальчиков готовили и к военной службе. Педотрибу по силам было научить подрастающее поколение метанию копья, диска, бегу, плаванию, борьбе, прыжкам в длину и высоту, езде верхом. Дети выступали на различных гимнастических соревнованиях.
Занятия спортом шли в специально предназначенных для этого местах. Помещения, больше похожие на гимнастические залы или манежи, называли «палестры». Уроки сопровождали звуки флейты. В Греции с самых древних времен было принято устраивать музыкальное сопровождение при занятиях любым спортом.
По достижении 16, в некоторых полисах 18 лет, мальчики продолжали свое образование в гимназиях. Это был более высокий уровень, нежели школа. Не менее популярны для детей этого возраста были школы риторов или философов.
Обучение представительниц прекрасной половины
Что же касается девочек, то и их обучали грамоте. Только делалось это под присмотром мам. Юная женская половина не только постигала азы разнообразных наук, но и приобщалась к домашнему труду. С малых лет девочек учили рукоделию, ткацкому делу, они пряли. Обязательными в программе обучения были танцы и пение. Это становилось необходимым при участии в обрядах и ритуальных праздниках.
Не обходили стороной и литературу. По свидетельству разных источников, уже в 7 в. до н.э. практически во всех областях Греции повсеместно строились школы для девочек. Там они занимались поэзией, танцами, пением, обучались игре на разных инструментах. Наиболее известным таким учебным заведением была школа Сапфо. Известная поэтесса руководила ей довольно долгое время. Кстати, в источниках можно найти стихи Сапфо, посвященные ее воспитанницам. По этим строкам легко понять, что образование юные дамы получали в атмосфере непревзойденной красоты и изящества.
Спарта
Обучение детей Спарты проходило совсем по-другому, нежели в других греческих полисах. Тут воспитание сводилось исключительно к целям физического развития и создания воинствующего гражданина. Что касается женщин, в них воспитывали дух матери воина.
С семи до 20 лет мальчиков воспитывали в лагерях. Были эти заведения государственными. Молодые люди постоянно тренировали свою выносливость, наращивали силу. Без физической подготовки не проходило ни дня. Условия в таких заведениях были что называется «спартанскими». Это значит – довольно жесткими. Спали мальчишки чуть ли не на голых досках. Самым сообразительным доводилось собирать солому на подстилку. Одежды, кроме набедренных повязок, у воспитанников лагерей не было. Ею доводилось обзаводиться в возрасте примерно 12 лет. Считалось, если ребенок дожил до таких лет, он будет воином, достойным жителем и защитником Греции.
Девочки Спарты не меньшее внимание уделяли занятиям спортом. Доводилось им даже состязаться с мальчишками на различных соревнованиях. А вот музыкой и различными другими искусствами, спартанцы, даже девочки, занимались в разы меньше.
Кстати, главными методами воспитания в Спарте были жестокость и суровость, практиковались разнообразные наказания. Во всем учителя Спарты проявляли твердость характера, выдержку. При этом имело место чрезмерное увлечение военным делом, что считалось нормой для Спарты, но не для остальной Греции. Конечно, невосполним был урон, который наносился умственному и творческому развитию детей-спартанцев. За это современники спартанцев афиняне и жители других полисов критиковали их воспитание, поскольку во всей остальной Греции больше почиталась так называемая «калокагатия» — идеалы красоты, добра, мудрости, креативности, если говорить современным языком.
Афины
В древней Греции, в отличие от спартанцев, широко была известна и афинская школа. Она ведет свое летоисчисление с 5 в. до н.э. Позже практически все города-полисы придерживались принципов афинского воспитания или приближенных к ним основ.
Огромное внимание уделялось умственному развитию, но и о физических данных юных греков не забывали. Кстати, гражданин этого государства должен был вырасти нравственно и разносторонне развитым.
Афиняне шли в школы в возрасте 7 лет. Обучение могло проходить и индивидуально, если достаток семьи позволял. Но чаще дети занимались в группах. Как только были преодолены первые пороги обучения азбуке, счету, письму, детям давали более сложные задания. Первые из них и, пожалуй, единственные – учение стихов наизусть. Все, больше, школярам ничего не задавали. Дальше – высшая школа.
Давать образование в гимназиях, лицеях и тем более в университетах, по силу было не каждой греческой семье. Слишком дорого стоило обучение. А уж после реформ Солона, и в школы детей отдавали не все родители. Стало принято образовывать чад неформально, а именно, давать им простейшие навыки письма и счета, а также чтения. Грамоте, как могли, обучали родители. Некоторые нанимали учителей, но большинство использовало труд рабов.
Те, кто мог заплатить за обучение, после школы отдавал своих отпрысков в гимназии («гимнасий».) Отроков готовили и к воинской службе. В Афинах действовала учебное заведение, по современным меркам напоминающее военное училище. Мальчики шли в него с 18 лет. В последующем их ждала служба в армии.
Впрочем, гимназии после 5 в. до н.э. модифицировались. В Афинах они стали центрами педагогики и науки. На этих площадках процветали свободные искусства
Культура Древней Греции была настолько развита, что практически каждый ее гражданин получал хотя бы начальное образование. До 7 лет ребенка не трогали. Считалось, что в малом возрасте он вовсе не способен к обучению. В это время за его развитие отвечала мать или кормилица. В основном, оно включало в себя только обучение устному греческому языку. В свободное время дети много играли в подвижные игры. Излюбленной игрушкой был кожаный мяч, набитый соломой. Социальный границ практически не существовало, вместе играли и дети из богатых семей, и их бедные ровесники.
Начальная школа
После 7 лет каждый свободный гражданин Афин начинал свое обучение в государственной школе. Плату вносили родственники. Сыновья воинов, павших в битвах, обучались бесплатно. В школе был всего учитель, которого в зависимости от степени образованности называли грамматист или дидаскал. Интересно, что педагогом называли раба, который водил детей в школу. Зарплата у учителей была маленькой, должность считалась непрестижной. О пропавшем человеке говорили, что он либо умер, либо стал учителем.
В школе обычно выделяли две ступени. Первая продолжалась с 7 до 11 лет. Вторая – до 18 лет. Экзаменов не было, поэтому ученик мог находиться в одном классе столько, сколько ему потребуется.
Предметы в древней Греции
Пристальное внимание уделялось спорту. Он считался одним из самых важных предметов, наряду с музыкой и риторикой. Платон писал в своих книгах, что если человек не умеет петь и танцевать, значит, он не образован. Считалось дурным тоном не уметь играть на музыкальном инструменте. Самым распространенным инструментом была кифара, напоминающая современную арфу. Даже написанные стихи всегда декламировались под музыку.
В младших классах изучали алфавит. Он состоял из 24 букв, и каждый ученик был обязан вызубрить их с начала до конца. Затем механически заучивали слоги и словосочетания. После устного изучения приступали к письму. Дети писали на глиняных дощечках, покрытых воском, с помощью особых палочек. Иногда вместо них использовали черепки от посуды. Папирус школьникам не давали – слишком дорогой материал.
Для чтения использовали произведения греческих классиков – Гомера, Еврипида, Ксенофонта. Каждый ребенок был обязан читать вслух, т.к. чтение «про себя» вообще не практиковалось. По прочитанным книгам писали сочинения и изложения. Как только ученик справлялся с основами чтения и письма, ему давали заучивать множество стихов.
Сама литература была не только способом обучение грамотности. Различные примеры из Гомера использовали, чтобы пояснить ребятам, как правильно вести себя в той или иной ситуации.
Учеба после 18 лет
Взрослых призывников после школы начинали обучать военному искусству, чтобы, попав в армию, юноша мог с легкостью влиться в ряды бойцов. Большое внимание уделялось физическому воспитанию – тренировки могли продолжаться 8-12 часов в день. Будущие солдаты усиленно занимались музыкой, потому что строй спартанских воинов всегда шел в атаку в сопровождении барабанов или других инструментов.
Лишь дети из зажиточных семей могли позволить себе отправиться в крупные города – Эфес, Пергам, Родос, чтобы продолжить обучение. Можно было изучить медицину, философию и риторику. Чем более образованный был человек, тем выше положение он занимал в обществе. К известным философам часто приезжали советоваться правители и их наместники.
Школа в древней Греции стала предшественницей средневековых школ. Даже в наше время можно увидеть определенное сходство в ступенях обучения, а также названиях. Ведь слова «школа», «гимназия» и «лицей» пришли к нам именно из греческого языка.
Как было организовано обучение в древнегреческих школах?
Одна из античных пословиц говорит: «Образованный грек – тот, кто умеет плавать и читать». Действительно, ярчайшим признаком рабского происхождения или дикости когда-то считалось отсутствие этих 2 навыков. Ведь пленники (варвары, которых делали рабами) появлялись в южно-балканских государствах после военных походов в определенную местность. Она не имела выходов к пригодным для плавания водоемам. И читать чужие люди тоже еще не умели (алфавит использовался лишь жителями высокоразвитых прибрежных городов средиземноморского круга). Но со временем система формирования полноценного гражданина (им мог быть любой свободный член общества) стала включать в себя другие умения и знания. Какие?
Навыки письма, счета и чтения в средиземноморских полисах, достигших высокого социально-экономического развития, дополнялись уроками музыки и занятиями гимнастикой. Культ развитого тела привел в 8 веке до нашей эры к практике проведения Олимпийских игр. Они и стали тем стержнем, вокруг которого складывалась единая греческая нация. Население, не представленное участниками этих спортивных состязаний, официально не признавалось греками.
Рабыни-кормилицы передавали господских детей в школы. До вечера. Спортивные учреждения назывались гимнасийонами. Заведения, связанные с грамотой и теорией – «скхолео» («места досуга»).
Лишь у Спарты было большое отличие. Все ее школы являлись, по сути, гимнасийонами или учебными военными полигонами. Культ тела и смелости победил здесь жажду к теоретическим знаниям
Античное образование ориентировалось на достижения восточных цивилизаций. Это логично. Ведь они опередили страны Средиземноморья в развитии «прогресса». В них мужчина по статусу всегда стоял выше женщины, какой бы способной от природы та не была. Благодаря этому обстоятельству воспитание юных девиц стояло на 2-м месте. А каким оно было?
Особенности обучения девочек
Представительницам слабого пола даже не надо было покидать дом. Их предоставляли родным матерям. Хороший уровень знаний и умений – способность читать и считать. Они были необходимы в домашнем хозяйстве. Однако красавиц ждали еще и иные перспективы. Их учили петь и танцевать. Те могли лучшим образом украсить своими выступлениями любой религиозный праздник (античных богов, как правило, радовала девичья красота и умение хорошо двигаться).
Однако на о. Лесбос женщинам открылась возможность становиться поэтессами – их учила Сапфо.
Спартанские школы
Как население Македонии и Коринфского перешейка, племена, основавшие Лаконику, происходят исключительно от дорийцев. Этот народ пришел в область будущей Греции с севера. Не ранее 12 в. до н. э. Он разбил ахейцев. Тогда в разных областях южных Балкан и на ближайших островах уже закрепились определенные традиции, основывающиеся на «достижениях» давно проживающего здесь населения (как индоевропейского, так и местного происхождения).
На этом фоне дорийцы «воинственные и малообразованные». И будто бы стояли на низком уровне культурного развития. Хотя в 8 столетии до н.э. именно благодаря своей простоте им удалось сыграть ведущую роль в становлении единого народа Эллады. Их обычаи (как феномен) сохранились в 2 государствах. В Спарте и в Македонии. Первая известна особым воспитанием.
Во-первых, обучение в этой стране организовывалось государством и было обязательным. Из мальчиков создавали бесстрашных воинов. А из девочек – дам, способных в достаточном количестве рожать таких воинов. Спарте нужны были только здоровые люди. Ущербных младенцев закон предписывал сбрасывать со скалы. По мифам, 300 спартанцев предал именно горбун, которого родители в свое время пожалели и спрятали среди рабов-пастухов. «Урод» и «предатель» были, по сути, синонимами. Считалось, что в больном теле живет еще и подлость. Однако никаких эстетических требований, например, к пропорциям лица тут не существовало.
С 7 до 12 лет будущие воины проводили в военных лагерях. На спортивном поприще мужской и женский пол не только не разделялись, а наоборот… Девчонка всегда могла встать против мальчишки на любом соревновании. В метании копья, в упражнениях на мечах, в стрельбе из лука. И даже в силовых упражнениях. Физически развитая девушка свои силы копила не в поле (на нем работали лишь илоты). Область Лаконика (хозяевами которой стали дорийцы, а рабами более древнее население области) сохранила главные традиции предков. Это паритет мужчины и женщины. При особом желании представительница «слабого» пола всегда могла перейти в пол «сильный». «Слабой» половиной тут было лишь закабаленное население – илоты. И все же в «эйрены» (общества воинов) в большинстве случаев посвящались юноши. Обряду инициации в системе обучения посвящалось довольно много внимания. Подростки старшего возраста подвергались всяческим испытаниям. Порой жестоким. К примеру, спартанец-мужчина обязан был уметь прокормить себя голыми руками. То есть без оружия ограбить двор илота. Самого илота в потасовке тоже нельзя было убить – он собственность государства (производитель продуктов сельского хозяйства). Побежденный в такой вылазке спартанец проваливал «экзамен». А изувеченный до инвалидности или убитый терял и статус спартанца. Людей превращали в военных стратегов.
Наоборот, илотов было нетрудно определить даже переодетыми в спартанскую одежду. Они были пугливы и говорили больше обычного. В то время как урожденный спартанец заменял 1-2 словами иногда несколько предложений. Благодаря имени исторической области Лаконика появилось выражение «говорить лаконично» (кратко и по делу). Откуда взялась лаконичная речь? Дело в том, что спартанскому населению вообще не забивали голову литературой или витиеватой риторикой (с метафорами). Презиралась и склонность к арифметике, так как счет нужен был при торговле. А торговля у поклонников дорийских обычаев ассоциировалась с… продажностью.
Школы Древних Афин
В отличие от Севера и Пелопоннеса, древнегреческое образование Аттики обладало большими требованиями. Не только к грамматике и счету, но и к области познания окружающей природы. Начиная с «классики» (V столетия до н.э.), среди свободных афинян не осталось безграмотных. В городах, подобных Афинам, царил идеал «калогатии» – слитых воедино красоты и добра. Обучение носило частный характер. Наемных учителей нарекли «софистами» (софия – мудрость)
Что касается мальчиков, то они уже в 7 лет (как и сегодня) передавались в руки раба-педагога («сопровождающего дитя»). Этот человек следил за тем, чтобы ребенок каждый день оказывался в «скхолео» (так у греков именовались общие учебные заведения). В них ждали всего 3 учителя.;
Один из них (грамматист) наставлял детей исключительно счету, чтению и письму. В качестве литературного материала знакомил учеников с трудами Гомера (историческими поэмами) и Эзопа (нравоучительными строками или «баснями»). Тетрадями были обычные скрепленные между собой дощечки («диптихи» – прообраз первых книжных обложек). Натертые воском, они позволяли острой палочке («стилосу») оставлять на поверхности четкий след. Счетами были камушки – разноцветная приморская галька. 2-й преподаватель («педотриб» или «тренирующий ребенка») отвечал за спортивные достижения. 3-й был истинным «сеятелем вечного и мудрого», так как обучал юных афинян общаться с богами. А именно петь им гимны. Его звали «кифаристом». Он стал прообразом учителя пения – всегда сопровождал хор игрой на кифаре.
Новая школа
«Свежая» система образования сложилась в северо-восточном Средиземноморье в период окончания греко-персидских войн (V столетие до нашей эры). Стихийно накопился багаж знаний афинских мыслителей и их учеников из других провинций (опусы поэтов-историков, баснописцев и философских трактатов). В виду этого в перспективе развития «риторики» (умения излагать свою мысль) пришлось упорядочить данную науку. Найти в ней определенные закономерности.
К тому времени античные знания уже подразделялись на 7 постоянно усложняющихся свободных искусств (наук). На грамматику, арифметику, геометрию, риторику, диалектику, астрономию и музыку. Изобразительное мастерство пока не входило в программу обучения, оставаясь уделом узких специалистов (то есть признано было «изящным»). А военное в Афинах не было обязательным. Часть перечисленных направлений на базовом уровне преподавалась в школах.
Классический подход
На первых порах метод образования, именующийся «новой школой», в целях приведения картины знания об окружающем мире к единому знаменателю разработал новую науку. Логику (от логос – «слово»). В итоге ее развития знания не служили обществу (как раньше), а наоборот. Вся жизнь уважающего себя образованного грека классической эпохи начала сводиться к поиску все новых и новых объяснений законов окружающего мира. В не так давно появившемся Римском государстве термины «грек» и «учитель» (ученый) вообще отождествлялись.
Новая школа не имела одного типа в аттических или островных полисах. В иных городах программу составлял список из разных «свободных» искусств. Куда проще было Спарте, где «школа» (если это так можно было назвать) являлась делом государственным. Четко регламентированным. В итоге в Афинах богатые могли позволить себе изучать больше наук (искусств). А бедные – только самые основные (грамматику, арифметику и спортивные умения).
Это фактически разделило людей на 2 лагеря. Аристократия пополняла ряды политиков и философов (любителей мудрости). А 95 % населения плодили военных (со статусом не выше гоплита), крестьян и ремесленников. Но духовные скрепы у социума Эллады были едиными.
Эллинистический подход
Под этим временем истории Древней Греции подразумевают эпоху, связанную уже с разделением античного населения на приверженцев разных философий. Стоицизма. Эпикурейства. Скептицизма. Походы Александра расширили влияние античной культуры до самого Инда. Но и традиции Среднего Востока, порой воспитывавшие стремление к роскоши, попали в Средиземноморье. Все школы можно было разделить на сторонников 2 парадигм: платоновской и аристотелевской.
Период ознаменован инновацией обучения. В школе Древней Греции программа окончательно смещается в область гуманитарных знаний. Появляются Ликей Аристотеля. Тут изучали природу поступков человека. Аристотель был уверен, что идея – лишь форма материи. Была и Академия Платона. Там с удивлением постигали, что в мире идеи живут отдельно от явлений.
Пройдя путь от изучения обычного счета, линейного письма и финикийского алфавита (в темные века и в архаике), древнегреческое общество на закате античности добралось до попыток объяснения рождения сил природы. И до интерпретации частиц, из которых состоит Вселенная. Все человеческие поступки крепко привязывались к выводам в этой высокой сфере. Со временем афинская модель обучения распространилась на Спарту и Македонию (в которых культ сильного тела и военной стратегии преобладал над жаждой иных знаний). В эллинистическую эпоху именно Аристотель стал учителем завоевателя из Македонии Александра Великого, пробовавшего распространить основные идеи наставника в завоеванных областях Азии. Показательно, что в Средние века именно отсюда (при арабском владычестве) те знания возвращаются в Европу. Она охвачена упрощенными (христианскими) представлениями о Мире.
Гипермаркет знаний>>История>>История 5 класс>>История: Как учили детей в Древней Греции
42. Как учили детей в Древней Греции
1. Школа.
До семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях у детей было много игрушек: погремушки, куклы, свистульки, волчки. Дети играли с щенками, голубями, черепахами. Затем мальчиков отдавали в школу. К ним часто приставляли раба-педагога. Он присматривал за ребенком, учил его, как надо вести себя, водил в школу. За учебу в школах надо было платить. Хотя в Афинах эта плата была небольшой, сыновья бедняков ходили в школу недолго. Ведь они рано начинали сами работать. Дольше учились дети богатых родителей, поэтому они становились более образованными людьми.
В школе прежде всего обучали чтению, письму и счету. В обучении арифметике помогали наглядные пособия: камешки, особая доска, на которой отмечены единицы, десятки, сотни. Сначала писали на покрытых воском деревянных дощечках стилем — специальной металлической или костяной палочкой. Острым концом стиля писали, тупым — стирали и сглаживали воск. Позже начинали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки.
Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка. Сохранился папирус с надписью: «Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не били». Ниже эта запись повторена четыре раза учеником. Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.
Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте стояли, конечно, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них содержалось много сведений по географии и истории, но самое важное — они прославляли доблесть, героизм, стойкость в борьбе с трудностями. Школьнику следовало знать о героях и подражать им.
Важнейшим предметом в школах являлась музыка. Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре.
Одновременно мальчики усердно занимались гимнастикой. Считалось, что здоровый человек легче справится с трудностями. Гимнастика придаст телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым. Эти качества вместе со скромностью и разумностью должны были помочь сделать из ученика хорошего гражданина.
Занимались спортом в палестре (от древнегреческого слова «пале» — борьба). В палестре занимались бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой.
2. Гимнасии.
К 16 годам юноши заканчивали занятия в школе. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они по-прежнему занимались спортом, но уже в гимнасии. В Афинах было три гимнасии. Самые известные в Афинах — Ликей (отсюда — слово «лицей») и Академия.
В Греции не было ни институтов, ни университетов, но можно было брать уроки у философов. Их уроки стоили дорого.
3. Греческая философия.
Философия зародилась в конце 7 века до н. э. в Ионии. Философами греки называли людей, которые стремились понять и объяснить, как устроен мир — природа, человек, человеческое общество. Они размышляли, задавали себе вопросы, наблюдали. Поэтому первые философы были и первыми учеными — они занимались астрономией, математикой, медициной, географией и другими науками.
Таким ученым-философом был Пифагор, который жил в Великой Греции (в Южной Италии) в 6 веке до н. э.
В центре философских взглядов Пифагора находилась математика, самое большое значение он придавал числам. Он думал, что в основе всего лежит количество, а не качество, изучал свойства чисел. Широко известна так называемая теорема Пифагора. Пифагор пользовался большим уважением и известностью не только в Великой Греции. У него было много учеников.
Большой известностью пользовался Сократ. В центре внимания Сократа находился человек. Он полагал, что философия должна помогать человеку стать лучше. Особенно Сократа интересовало, что такое истина, добро и зло. Все свое время Сократ посвящал размышлениям и беседам. Излюбленный способ Сократа вести беседы — это задавать вопросы. Так он побуждал своих собеседников искать истину. Но одновременно, как говорил Сократ, он учился и сам.
Сократ. IV в. до н.э.
Противники Сократа обвинили его в безбожии, и суд его родных Афин приговорил его к смерти. Сократа заточили в тюрьму. Ученики, подкупив стражу, предлагали ему бежать, но Сократ отказался, сказав, что должен соблюдать законы. Он умер, выпив яд. Уже сами греки считали Сократа мудрецом. И для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Выдающимся греческим мыслителем был Платон — ученик Сократа, с которым он провел 20 лет. Платон много размышлял о том, каким должно быть государство. Он создал проект идеального полиса и подробно описал его устройство. Платон основал свою школу в гимнасии Академии. Это была первая постоянная философская школа в Афинах. Она просуществовала почти тысячу лет.
Платон. IV в. до н.э.
Вторую постоянную философскую школу в Афинах создал ученик Платона Аристотель в гимнасии Ликей. Аристотель — один из величайших философов и ученых всех времен и народов. Трудно, наверно, найти такую область знаний, которой бы он не занимался. Аристотель написал множество трудов о растениях, животных, человеке и др. Его очень интересовал полис. Вместе с многочисленными учениками Аристотель описал устройства более 150 полисов и на их основании написал исследование о государстве и его различных формах.
4. Эфебия.
С 18 лет афинские юноши проходили обязательную военную подготовку. Во время такой подготовки их называли эфебами. Их учили ходить строем, владеть оружием, стрелять из лука, метать дротики и обращаться с катапультой (устройством для метания стрел, копий и камней).
Через год в торжественной обстановке в театре эфебам вручали щит и меч как настоящим воинам. Второй год подготовки они проводили на границах полиса, дежуря на сторожевых постах. По истечении двух лет юноши становились полноправными гражданами.
5. Воспитание девочек. Девочки в школы не ходили и воспитывались дома. Их учили читать и писать, под наблюдением матери они занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15-16 лет. У богатых родителей девочки жили вольготнее и веселее. В бедных домах было не до музыки и танцев. Как и мальчики, девочки рано начинали работать, помогая родителям.
В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Онлайн библиотека, планы конспектов уроков по истории, скачать задания по истории для 5 класса, лекции уроков, бесплатные учебники
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний — Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов —
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других «взрослых» тем.
Разработка — Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
В Древней Греции появление педагогической мысли связывают с 3-2 тыс. до н. э.: именно в это время возникает самобытная культура, которая несет с собой письменность. Греки проходят путь от передачи информации знаками и рисунками до клинописи и слогового письма. Однако овладеть таким способом мог позволить себе не каждый: лишь почетные граждане, к которым относились жрецы, знатные вельможи и т.п. В связи с этим центры обучения возникали при храмах и дворцах.
Так продолжалось до времен Архаичной Греции (IX-VIII вв. до н. э.). Этот период отмечен воспитанием и обучением молодого поколения под присмотром наставников-старцев. В спектр передаваемых умений попадали игра на музыкальных инструментах, физическая подготовка, а также знания о деяниях предков и богов. Прежде всего в юнцах воспитывали трудолюбие, оно считалось важнейшим из качеств.
На момент возникновения в Греции городов-полисов (VI-IV вв. до н. э.) государство становится основным источником образования и воспитания. Для гражданина полиса наличие образования было обязательным свойством, а отсутствие возможности его получить – наихудшим из зол. Важность образования отмечается тем, что многие юные граждане полисов не прекращали обучения даже в дни войны.
Особенности греческих школ
Древняя Греция стала прародительницей школ, которые насчитывали 20-25 учеников. Занятия проводились в доме, где жил педагог, или же на улице. Группа была разновозрастной: пока одни работали устно (пересказывали, отвечали учителю), другие выполняли письменные задания, читали. Столов и парт в школах не было, поэтому приходилось располагаться на коленях. Занятия по длительности составляли целый день, однако прерывались обедом. Юное поколение не знало каникул, только городские и семейные праздники могли препятствовать проведению занятий.
Статус учителя в Древней Греции был достаточно низок, как и его заработная плата. Пособий было малое количество, все воспринимали на слух. Читали по складам, первыми словами у учеников были имена героев и богов, как только они могли связывать их в целые предложения, то им поддавались поучительные стихотворные строчки. К 14 годам ребенок овладевал азами письма, начальными навыками чтения, пения.
Средствами обучения стали вощеная дощечка небольшого размера, их переплетали и составляли подобие тетради; стило – заостренная с одного конца палочка (острым писали, тупым – стирали написанное), абака – доска, где располагались на клетки для единиц, десятков, сотен. Она служила для обучения четырем основным арифметическим действиям.
Пению обучали с голоса, так как нот в то время еще не было. Сопровождение создавали на арфе, которая имела обычно 7 струн.
Древняя Греция во времена городов-полисов известна образованием двух противоположных воспитательных концепций: афинской и спартанской.
Спартанская система воспитания
Спарта изначально ставила перед собой цель вырастить членов общины воинов. Отсюда туманность формулировок о том, как складывалась жизнь болезненных младенцев, тех, которые не прошли проверку у эфор (старейшин). Одни исследователи утверждают, что якобы их лишали жизни, вторые приводят доказательства того, что младенцы жили вне семьи.
Жизнеспособные дети получали семейное воспитание, которое продолжалось до тех пор, пока ребенку не исполнится 7 лет. Затем эту обязанность ложилась на плечи государства. Обучение и воспитание проходило в 3 этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.
Первый этап представлял собой жизнь с воспитателем, которого называли пайдонома. Ими совместно приобретаются авыки чтения и письма, пайдонома вместе с воспитанником проводит усиленные тренировки, потому что без физических нагрузок, закаливания воспитание не обходилось. Мальчиков приучали к тому, что любое красноречие будет пресекаться, иногда даже символическими наказаниями.
В 14 лет юных посвящали в эйрены, они становились членами общины, которые имели определенные гражданские права. Они проходили обряд инициации. Эйрены становились помощниками пайдономов.
Следующий этап предполагал добавление к основным предметам еще совершенствование музыкальных и певческих навыков, их преподавание было более тщательным. Наказания становились суровее. В 20 лет юноши получают вооружение воина, не прекращают военную подготовку и еще за десять лет становятся полноправным членом общины. Таким же насыщенным с точки зрения усиленных тренировок по совершенствованию физической формы тела было воспитание девушек. В основном служили средствами обучения для них диски, копье, дротики и т.д. Однако такая система воспитания дала достаточно скудный результат: огромная физическая подготовка наряду с ярко выраженным отсутствием образованности молодого поколения.
Афинская система воспитания
Данная система воспитания предполагала формирование гармонической личности, которая заботилась о своем образовании, развитии интеллекта и культуры тела. Всю систему пронизывал соревновательный принцип. Свои лучшие качества дети демонстрировались, состязаясь в музыке, красноречии, пении и т.д.
Молодое поколение Афин получало семейное воспитание. Затем юноши 7 лет поступали в распоряжение педагога (дословный перевод: поводырь). Он был рабом, нередко не самых лучших качеств.
После семи лет мальчики свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Начальное образование представляли мусические и гимнастические школы, они были частными, поэтому осуществляли свою деятельность на платной основе. Контингент мусической школы – подростки 7-16 лет, гимнастической, которая также имела наименование палестры – 12-16 лет. Мусическая школа отличалась тем, что в ней преимущественно давалось литературное и музыкальное образование. Также давались азы математики (4 основных арифметических действия).
Палестра своей целью имела развитие культуры тела, поэтому её занятия составляли упражнения с копьем, бег, фехтование, борьба и т.п. Такая подготовка была необходима будущему воину (или как его называли в Афинах, гоплиту).
Для тех, кто завершил образование в обеих школах, была предусмотрена еще одна ступень: гимнасии. Они делали упор на развитие и укрепление тела. В гимнасиях обучались юноши 16-18 лет. Заключительным этапом (18-20 лет) становится пребывание в эфебии. Так именовалось государственное учреждение, где деятели учили военному делу. К нему относилась верховая езда, стрельба из лука и т.п.
Женское образование в Древней Греции представляло собой в основном домашнее. Девушки постигали азы пения, математики, чтения и письма. Они вели жизнь затворниц, общественные мероприятия посещали редко. Исключением становились религиозные церемонии. Домашнее хозяйство становилось уделом гречанки на всю жизнь.