Египет — современное государство, но, многие приезжают туда, чтобы прикоснуться к глубокой древности. Знакомясь с его достопримечательностями, мы можем, словно переместившись на машине времени, совершить экскурсию в Древний Египет. Ведь до нас дошло множество текстов, барельефов, статуй, росписей гробниц, созданных много тысяч лет назад. Рассматривая их, мы получаем представление не только о жизни фараонов, но и о том, как жили обычные люди: во что верили, как работали, отдыхали, что ели. А великие храмы — Луксор, Карнак, построенные во 2 тысячелетии до нашей эры, а также пирамиды в Гизе и Великий Сфинкс заставляют нас восхититься тем, как много умели древние люди, которые едва вышли из эпохи каменного века. Об этом я рассказываю в своем ролике, а также в иллюстрированном тексте ниже.
Столица современного Египта Каир стоит недалеко от того места, где прежде был Мемфис первая столица Египта, впрочем, так его окрестили греки, а египтяне звали Инбу-хедж – «Белые стены». Там жили фараоны, жрецы, множество разных мастеров, не случайно главным богом города был Птах, покровитель ремесел и искусств.
Ремесленники в Египте были весьма искусны. Они обрабатывали металлы: бронзу медь. Дерево в Египте было дефицитом, его ввозили из других стран, поэтому изделия столяров были очень дороги. В египетских гробницах находят многочисленные предметы из золота, украшенные драгоценными камнями. Среди ювелирных камней ценился синий лазурит, ведь он красиво сочетался с золотом.
Чтоб отдать должное ремесленникам, населявшим древний Мемфис, можно отправиться в Каирский музей, самое богатое в мире собрание египетских статуй, росписей, папирусов, там можно увидеть мумии фараонов (за отдельную плату) и священных животных.
Вот несколько золотых предметов из гробницы фараона Тутанхамона, сделанных древними ремесленниками: золотая маска, трон с изображением фараона и его жены, тонкая чаша из алебастра.
А всего в этой гробнице, найденной английским археологом Картером, было около 700 золотых предметов. Все это можно увидеть на 2-м этаже музея. Как был богат Египет, если столько золота нашли в гробнице 19-летнего царя!
Продолжая экскурсию по Древнему Египту прокатимся по Нилу, самой длинной реке в мире, его длина — 6671 километр. Египтяне звали его Большой Хапи, именно вокруг него сложилась египетская цивилизация. Люди не сразу научились жить возле этой реки, которая каждый год в конце июня разливалась и затапливала все вокруг.
Но потом, когда они начали строить дамбы и бассейны, в которых задерживалась вода после наводнения, то стали получать большие урожаи пшеницы, ячменя, овощей. А те частицы плодородного ила, что нес Нил, были для полей хорошим удобрением. Эта речка не изменилась за 5 тысяч лет: такая же зеленая, мутноватая.
Египтяне были трудолюбивы, благодаря их труду и дарам Нила Египет был очень богатой страной, где было вдоволь хлеба, мяса, овощей. Говорят, рыбу ели только бедняки. На стенах гробниц, на папирусах мы видим и как вельможи охотились в зарослях Нила, где каких только птиц и животных ни водилось, и как работали крестьяне Древнего Египта: пахали землю, молотили зерно. В Египте сеяли пшеницу в октябре-ноябре, когда спадала вода в Ниле, а урожай убирали в марте-апреле.
По росписям гробниц, по древним текстам мы можем много узнать о повседневной жизни египтян. Скажем, чем питались. Бедняки употребляли много лука и чеснока, в частности, их давали строителям пирамид. Огурцы, тыквы, арбузы в Египте были известны еще в период Древнего Царства, то есть в III тысячелетии до н.э. Ели они и капусту, с нее как раз начинали обеды. Не отказывались от мяса: при раскопках находят кости коз и других домашних животных, а как они доят коров, можно увидеть на фресках. А еще египтяне ели мясо гиппопотамов. Уже в древности жители Египта приручили пчел и знали, как добывать мед. Посмотрите, это все египетская еда.
А как они отдыхали? Любимое занятие мужчин — охота, тем более, что в зарослях Нила водились и птицы, и дичь. А еще древние египтяне, как и современные, увлекались рыбной ловлей. Это мы тоже видим на их барельефах и фресках. Впрочем, изящные развлечение тоже были им не чужды. Изображения девушек-музыкантш и танцовщиц — шедевры древнеегипетского искусства. Поначалу музыку использовали только для религиозных церемоний, а потом она зазвучала и на праздниках богатых египтян.
Женщины в Древнем Египте имели больше прав, чем, в других странах. Мы знаем даже женщин-фараонов, они могли заниматься ремеслами, были среди женщин люди образованные, как правило, они становились жрицами. Ну и, конечно, как все женщины, египтянки заботились о своей красоте. Египет считается родиной косметологии. Египтяне умели делать и кремы для кожи, и скрабы, для которых использовали морскую соль и кофейные зерна. И красить ресницы начали именно женщины Египта, используя и жженый миндаль, графит и даже крокодилий помет. Румяна тоже придумали они, нанося на скулы сок шелковицы.
А этой ложечкой в виде женщины- пловчихи зачерпывали крем из баночек. Впрочем, как бы ни любили египтяне жизнь, их очень волновало посмертное существование человека. (Об этом подробнее в моем ролике). Они верили, что часть души человека бессмертна и продолжает заботиться о нем и после смерти. Надо было сохранить облик человека, чтобы Ка и Ба могли узнать его. Для этого создавались мумии, статуи. И возведению гробниц придавали большое значение.
Неподалеку от столицы находилась Гиза, некрополь, где хоронили фараонов и знатных придворных. Гробницы тянутся на 12 километров километров вдоль Нила. Но, конечно, все в первую очередь хотят попасть к самым грандиозным гробницам всех времен и народов — Хеопса, Хефрена и Микерина, единственного дошедшего да нас чуда древнего мира.
Когда-то пирамиды были облицованы плитами из известняка, их давно содрали, и открылись громадные кубы, из которых они состоят — чуть не в человеческий рост, весом каждый 2 тонны и больше. Вот самая большая — пирамида Хеопса или Хуфу, как звали фараона египтяне. Она состоит из 2,5 миллионов таких кубов.
Раньше подъем на пирамиду был запрещен, и лишь иногда с помощью гидов арабов смельчакам удавалось на нее взойти. Теперь туда можно подняться, есть специальные ступеньки. Люди сидят на камнях, как на трибунах обычного стадиона: болтают, пьют колу, и не думают ни про какие 40 веков. Хотя где как ни здесь можно ощутить мощь этой страны, просуществовавшей тысячелетия.
В саму пирамиду можно войти, но не только мумии, саркофага, но даже ни одного предмета там не нашли. Чтоб представить себе, как хоронили знатных египтян, можно посетить гробницу главного архитектора пирамиды — Хемиуна. Она рядом. В гробнице не только изображения Хемиуна, но и статуи, изображающие его душу Ка.
Говорят, Хемиун умер раньше, чем была завершена пирамида. Его гробница возле пирамиды Хеопса, а около пирамиды Хефрена находится самый знаменитый египетский Сфинкс. Есть мнение, что он был вырезан из цельной скалы гораздо раньше, чем построили пирамиды. Так что прикоснуться к глубочайшей древности можно как раз здесь. По египетски он назывался: «шепсес анх» — «живой образ». Надо сказать, сфинксов в Египте множество, а в Карнаке есть даже аллея сфинксов. Предполагают, что этот человеко-лев — символ силы и власти. Не зря в образе сфинкса порой изображали фараонов.
А рядом, за бордюром — пустыня Сахара. Говорят, именно оттуда на берега Нила пришли люди, которые потом стали египтянами. Там тоже мало что изменилось: тот же зной и песок.
Каждая пирамида — это только часть комплекса, в котором есть еще несколько храмов: в одних делают мумию, в других — открывают ей рот. Есть храмы, где фараонов кормят. Да-да, считается, что умерший фараон ест и на небе, и на земле, так что специальные жрецы готовят ему пищу. Сохранился заупокойный храм Хефрена. Как умели строить египтяне в III тысячелетии до н.э.! Смотрите, как в храме идеально прилегают плиты друг к другу. И какие они огромные! Все это существовало уже 5 тысяч лет назад.
Если вы приедете в любой город Египта, вас обязательно поведут в мастерскую, где делают папирусы. И это тоже своего рода погружение в жизнь Древнего Египта. Примерно так делали много тысяч лет назад первый материал, на котором египтяне писали о жизни своих фараонов и обычных людей: сначала разрезали стебли на полоски, замачивали, отбивали стебли деревянной колотушкой потом клали под пресс.
А когда папирус был готов, писали на нем о жизни фараонов и простых людей. Люди долго бились над загадкой иероглифов. А когда французский ученый Шампольон в 1822 году смог расшифровать их, мы смогли много узнать о жизни этой великой древней цивилизации. Кстати, бюст этого ученого стоит в ряду других великих египтологов возле Каирского музея.
Более подробно о моем посещении Каира смотрите в фильме. Если вы захотите больше узнать об искусстве Древнего Египта, а также ответить на вопросы викторины о жизни египтян, вы можете пройти по ссылке: Искусство Древнего Египта.
«Египет» — в переводе с греческого означает «тайна, загадка». И действительно, тайной окутано все, что связано с этой древней страной. Совершая на очередном студийном занятии виртуальное «путешествие» в Древний Египет, мы разгадываем загадки, которым несколько тысяч лет.
Рисунок Зайцева Андрея, 8 лет
«Великие пирамиды», пастель
Но для того, чтобы по-настоящему «погрузиться» в мир изучаемой эпохи, недостаточно отстраненного, поверхностного взгляда. Нужно суметь почувствовать себя древним египтянином: ощутить жар раскаленного солнца, священный трепет перед фараоном и зловеще-загадочными великими богами, волнующее ожидание встречи с таинственным миром загробного царства…
Рясная Алина, 8 лет «Долина Нила», акварель
Мы пытаемся. И заглядываем в темные глубины, где солнечный бог Ра в священной ладье плывет с запада на восток по подземному Нилу, где каждого вновь пришедшего ждут 12 магических врат, а затем — суд бессмертных с весами крылатой богини истины Маат, на которые кладут душу умершего, и она не должна перевесить одно перышко Маат. Иначе существо с телом льва и головой гиппопотама растерзает ее…
…И спускаемся в темный узкий коридор великой пирамиды Хеопса, страшась как мифического «проклятия фараона» (древняя легенда гласит, что даже если не превратишься в мумию и благополучно покинешь пирамиду, то тебя ждет страшная болезнь), так и вполне реальных колодцев-ловушек, задуманных гениальным Хемиуном, строителем пирамиды. И опасливо проходим к залу-усыпальнице, изучая настенные росписи и рельефы, а у саркофага с мумией фараона вдруг вырастает перед нами мощная каменная фигура самого Хеопса с жесткими и безупречно-правильными чертами лица.
Кузина Лиза, 7 лет «Большой сфинкс», пастель
…И замираем в трепете перед гигантским 20-метровым сфинксом с лицом фараона Хефрена, сына Хеопса — «отцом ужаса», чья гигантская пасть, открываясь ночами, пожирает грабителей пирамид… Мы — древние египтяне, и нам страшно.
А потом мы рисуем — и зловещие вблизи, пирамиды становятся вполне мирными, если на них смотришь издали. Они расцвечиваются оранжевыми и розовыми цветами, когда на них падают лучи закатного солнца, и ветер слегка колышет листья пальм, и воды Нила кажутся такими спокойными и теплыми. И краски на рисунках — тоже теплые, светлые, прозрачные…
Сорока Гриша, 7 лет «Развалины храма», гуашь
Древнеегипетские храмы совсем не похожи на нынешние церкви. Это огромные анфилады дворов, коридоров и закрытых помещений, прохождение которых напоминает торжественное шествие. И если ты раб — тебя остановят у гигантских обелисков, у входа в храм. Если свободный египтянин — молиться тебе грозному Амону-Ра в гигантском колонном дворе. Если богат и в состоянии заплатить — попадешь в гипостиль, мрачный зал с темно-синим потолком, усыпанным золотыми звездами, где нетрудно заблудиться в дремучем «лесу» толстенных сорокаметровых колонн, напоминающих связки папируса. И лишь фараону и жрецам доступен вход в сумеречные глубины святилища, где в священной ладье стоит сам Амон-Ра — всевидящий, всемогущий, но и требующий неусыпной заботы и бесконечных даров и подношений… Мы проходим путь жреца Амона, и, оказываясь в укромном уголке древнеегипетского святилища, зарисовываем лик бога…
Попов Игорь, 8 лет «Фараон», пастель
Искусство Древнего Египта сохранило немного имен художников. Мы знаем строителей самых великих храмов и пирамид — Имхотепа, Хемиуна, Сенмута, создателя статуй опального фараона Эхнатона и его жены, прекрасной Нефертити — скульптора Тутмеса. Но авторы многочисленных египетских папирусов, порой удивительные, изысканнейшие мастера древней графики так и остались безымянными. Мы, не удержавшись от соблазна сделать самим папирус, все-таки подписываем его.
Герасимова Аня, 7 лет «Баст и Анубис», акварель, тушь
Сначала немного состарим бумагу, чуть помнем, чуть порвем. Настоящая «Книга мертвых», свитки, найденные в древних гробницах — длинные папирусы с рисунками и иероглифами. Не поленившись, нахожу программу расшифровки древнеегипетских текстов, распечатываю для детей затейливые «картинки-буквы» и составляю «иероглифическую азбуку». Конечно, мы не выучим древнеегипетского языка — это слишком сложно, но когда мы придем в очередной раз в египетский зал Пушкинского музея, значения многих иероглифических изображений будут нам понятны.
Горячкина Настя, 8 лет «Фараон и рабы», акварель, тушь
Потому что мы пишем «по-древнеегипетски»! И не только пишем, но и рисуем — поскольку старательно соблюдаем все принятые каноны древнеегипетского изображения человека: лицо — в профиль, глаз — анфас; торс — анфас, ноги — в профиль. Оттого-то фигуры на наших папирусах и похожи на настоящие!
Когда готов карандашный рисунок, мы тонируем бумагу в охристо-желтых, «папирусных» тонах, осторожно раскрашиваем рисунки и, когда они просыхают, черной тушью делаем контуры фигур и иероглифические надписи.
И еще одно удовольствие — подписаться «по-древнеегипетски». В классический «картуш» дети вписывают свои иероглифические инициалы. До сих пор мы ставили на рисунках монограммы только русскими буквами. Сейчас египетская тема давно исчерпана, но кое-кто из учеников до сих пор иногда подписывает рисунки иероглифами…
Кузьмина Даша, 9 лет. «Ра», акварель, тушь
А потом к нам приходит новогодний праздник, посвященный Древнему миру, где дети в игре-угадайке легко узнают произведения египетских мастеров — рельефы, росписи, скульптуры, и разгадывают кроссворды с именами египетских богов, и лепят их из пластилина. Смею надеяться, что пребывание в течение некоторого времени «в образе» древних египтян и творчество на эту тему поможет им в дальнейшем, при изучении географии и истории в школе, и просто запомнится, как небольшое, но увлекательное приключение в их жизни.
А нас уже ждет путешествие в Древнюю Грецию.
Я внимательно проверила по словарю. У слова Aigyptos 2 значения:
1. Эгипт (сын Бела, брат Даная, миф. царь Египта)
2. Египет (страна в долине Нила)
А «загадка» по-гречески будет ainigma (в средневековом произношении enigma). Слова в общем, похожи :)))
2005-03-17, Инес
Спасибо, замечательные работы у ваших детей. :)))
И статья хорошая, только почему Вы думаете, что слово «Египет» в переводе с греческого означает «загадка»?
2005-03-16, Инес
С древнегреческого:) Когда-то давно прочитала об этом в некоей толстой монографии о Египте (Матье, что ли). Если это не так, Вы поправьте, я исправлюсь:)
2005-03-17, Валерия*
Спасибо огромное. У вас всегда такие чудесные статьи. Эх, ну почему мы не в Балашихе?!
2005-03-15, Надежда К
Великолепно!
Обязательно еще раз прочитаю вместе со своим сыном
2005-03-16, Elena Goloborodko
Не за что :)). Если надо, спрашивайте еще!
2005-03-17, Инес
Спасибо, буду знать:)
2005-03-17, Валерия*
Всего 15 отзывов Прочитать все отзывы.
4
1 ответ:
0
0
Привет, я (твое имя). Представляете, я сегодня попала в Древний Египет! Было очень интересно. Например, я попала в обычную египетскую семью. Встают там люди очень рано, ну а я проснулась вместе с ними. Пришлось идти на поле, помогать орошать землю водой, а потом пропалывать. И так до самого вечера. Я уже не могла разогнуть спину, когда наконец принесли воды и лепешек. Затем нас всех созвали, и объявили, что нынешний фараон начал стройку пирамиды для себя. А это значит, что необходимо сдать (твой вариант). Ну наконец мы все разлеглись по циновкам. Проснулась я уже у себя дома. Какой интересный был сон!
Читайте также
Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия) сложился
в 1879 – 1882 годы и положил начало разделу Европы. А также сыграл важную роль
в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918).
<span>В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1894 годах
оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское,
в 1907 году — англо-русское соглашение, образовалась Антанта.</span>
Перец, бобы, какао, томаты, картофель, морковь, стручковый горох,
тыква…Помидор, или томат, — выходец из тропических районов Южной и
Центральной Америки. В Европу попал в 16 веке, его привезли
испанцы. Родина картофеля – Южная и Центральная Америка. В Европу его
также завезли испанцы, потом он распространился в другие страны. В 1765
году в России сенат издал специальный указ о «заведении»
картофелеводства в стране. В некоторых странах, в том числе и в России,
эту культуру приходилось внедрять силой. Широкое распространение
картофель получил в России с середины 19 века.
поэма » Иллиада «
посвещена Ахиллесу
начинается с того чтоб воспевали ахилеса как то так …. мутная она =) а заканчивается пиром на олимпе как то так …
Альберт Фредерик Артур <span>Георг</span>
2-е высказывание принадлежит Персефоне,сказала из-за того что её похитил Аид
1-е принадлежит Дедалу.
Путешествие в страну пирамид.
На дворе унылая осень. В селе жизнь становится более размеренной. Но только не у нас в школе! Перемена, перемена! Заливается звонок. Все дружно выбегают из классов. Мы с друзьями задержались в любимом кабинете истории. Смотрим на ленту времени. Я пальцем веду по древнейшим эпохам. И вдруг что-то закрутилось, завертелось вокруг… Спустя мгновение я понимаю, что с нами произошло самое невероятное! Мы с одноклассниками в Древней Египте! Я всегда мечтал соприкоснуться с живой древнеегипетской историей, но никак не мог предположить, что это возможно!
Солнце в зените. Воздух раскален. Жарко. Кругом пески. Только громадные каменные остроконечные исполины виднеются вдали. Куда идти? И тут меня осенило: «Конечно же, туда, в сторону пирамид. Там обязательно будут люди!» Ребята приняли мое предложение. И вот мы уже стоим перед этой громадой. Зрелище потрясающее! Не случайно пирамиды считаются одним из Семи чудес света.
У основания священной насыпной дороги, соединяющей пирамиду Хефрена с Нилом, расположился Большой Сфинкс – загадочная скульптура (высотой 20 м и длиной 73 м) с головой фараона Хефрена, прикрепленной к львиному туловищу. Точное время его создания неизвестно – на счет этого ведутся споры. Кто-то считает, что его возвел Хефрен, другие говорят, что это был Джефедра – ещё один сын Хеопса. Сфинкс как будто охраняет спокойствие великих пирамид в Гизе. Ну как тут не восхититься смелости инженерной мысли? Как возможно было организовать столь масштабное строительство? Для чего делались эти величественные сооружения? И самое главное, нас волновал вопрос – это какими же знаниями древние египтяне обладали, что сумели создать точнейшие архитектурные гиганты? Ведь известно, что эти три пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина имеют строго геометрическую, пирамидальную форму. Грани их точно ориентированы по сторонам света, а вершины направлены на ярчайшую звезду – Сириус. Известно, что пирамида Хеопса высотой 147 метров была построена из 2,3 миллиона блоков, идеально ровных и подходящих друг к другу. Причем настолько, что иголку невозможно просунуть! Разве не может удивлять тот факт, что отношение длины основания этой пирамиды к её высоте, разделённое пополам, дает знаменитое число «Пи» — (отношение длины окружности к её диаметру) с точностью до шестого знака (3,141592)? Об этом говорится в древнегреческом папирусе Ринда, хранящемся в Британском музее в Лондоне. Пожалуй, согласимся с учеными, которые считают, что вера египтян в вознесение духа к Богам являлась целью строительства пирамид. Эти сооружения – олицетворение мечты человека достичь Высшего Разума и Сознания…
Мои мысли вдруг были прерваны внезапно появившимся перед нами человеком преклонных лет. Одет мужчина был очень просто. Полоска ткани, обмотанная вокруг бёдер и закрепленная на талии поясом (схенти) и сандалии, подошвы с загнутым кверху носком– вот и весь его наряд. Египтянин смотрел на нас с недоумением и подозрением. Он начал что-то бормотать на своём языке. Надо отдать нам должное, и мы не растерялись. От страха мы стали оживленно говорить на родном осетинском языке. Каково же было наше удивление, когда наш незнакомец вдруг замолчал, посмотрел на небо и рухнул на колени, не смея поднять голову! Очевидно, он нас принял за посланников богов! Мы посмотрели друг на друга и негласно решили подыграть ему. Один из моих друзей коснулся тихонько плеча египтянина, давая понять ему, что мы пришли с добрыми намерениями. Мужчина продолжал стоять в каком-то ступоре. И вот тут, на удивление, я стал на песке чертить древнейшие письмена карандашом, который у меня был в кармане. И откуда только появилась способность рисовать эти иероглифы? Быть может тогда, когда я увлеченно читал биографические материалы про французского ученого 19 века Жана Франсуа Шампольона, сумевшего расшифровать древнеегипетские иероглифы? Вот что я написал:
ЕГИПЕТ
Первый иероглиф — щиток шкуры крокодила — читается как кэм; и изображённая следом сова, хоть и читается как буква м, но вовсе не добавляет ещё одну м в слово, она только уточняет значение предыдущего двусогласного знака. Иероглиф «хлеб» на конце слов — обозначал звук т. В итоге получаем: кэмэт — по-древнеегипетски. Это и будет Египет (дословно — Чёрная земля, в противоположность Красной земле — пустыне вокруг). Кстати, все названия стран по-древнеегипетски — женского рода.
Старик с изумлением смотрел на мои письмена. Мой лучший друг, воодушевившись моим примером, подобрав рядом валявшуюся веточку тростника, тоже стал выводить иероглифы. Это было слово «жизнь».
|
|
Сам иероглиф изображает завязку от сандалии, а следующие за ним знаки «вода» и «плацента» лишь уточняют его чтение: анх — «жизнь», «жить».
Глаза египтянина потеплели. Он понял, что мы хотели донести до него. Египет – жизнь! Пройдут века, тысячелетия. Круговорот эпох сильно изменит внешний облик самого человека. Но останется память… Память о Древнем Египте – колыбели всех цивилизаций. Память о самобытной культуре «Страны Большого Хапи». И даже в пору своего угасания египетская культура будет оставаться живительным источником для культур других народов, в глазах которых Египет по-прежнему остаётся страной премудрости, глубокого опыта и бесценных знаний…
… Прозвенел звонок. Он и вернул нас в реальность. Снова мы в классе среди своих сверстников. Переглядываемся друг с другом. Ощущение некоего таинства не покидало нас. Шел урок истории. Урок жизни… Урок понимания Вечного и Незыблемого.