Рассказ о дружбе детей разных национальностей

  • 19 ноября 2014

Конкурс «Волшебное перышко – 2014»

Номинация «Проза» – 6-11 лет

Чертин Кирилл

Об авторе

Кириллу 8 лет, он ученик МБОУ «Гимназия №3» города Астрахань.

Веселый, жизнерадостный мальчик, очень любит читать, пробует сочинять сказки. Занимается прикладным творчеством, его работы занимают первые места на школьных и на городских выставках. Город, где живет Кирилл, многонационален. Люди разных национальностей мирно живут не только в одном городе, но и в одной семье. Семья Кирилла русско – татарская. В своей сказке Кирилл рассказывает, что людям нужно жить в мире и чтить традиции друг друга.

«Сказка о дружбе народов» 

Жил-был на свете русский богатырь Никита. Жил весело, и было у него много друзей.

Полюбил он однажды царевну и захотел на ней жениться. А царевна ему сказала, что выйдет за него замуж, если достанет он ей обручальное кольцо – перстень самоцветный. Перстень тот хранится у Змея Горыныча в башне до самых облаков. Вокруг той башни огненная стена, вокруг той стены кипящая река.

Делать нечего, пошел Никита искать – добывать самоцветное колечко. Долго ли, коротко ли он искал, набрел, наконец-то на кипящую реку. А перебраться через неё не может. Вернулся грустный на отчизну.

Встретил по дороге его давний друг армянин Арам и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через кипящую реку не перебраться. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Арам, – построю тебе я каменный мост через кипящую реку.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо и пошел через мост колечко добывать. Перешел он реку и остановился – перед ним стена огненная. Ходил – ходил богатырь вокруг да около, так ни с чем домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего закадычного – калмыка Басанга, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через огненную стену не перебраться – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, — говорит ему Басанг, – дам тебе коня, перенесет он тебя через огненную стену.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену. Скачет дальше – видит башню до облаков, а под ней Змея Горыныча о трех головах. Да, голыми руками такого не одолеть. Пришлось снова воротиться в родную сторонку.

Встретил по дороге друга своего, казаха Тагира, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, не весел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – Змея Горыныча голыми руками не одолеть. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Тагир, – дам я тебе меч богатырский, вмиг им змея одолеешь.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня, взял меч и поскакал Змею Горынычу головы рубить.

Одолел он Змея, а в башню – то попасть не может: нет в ней двери, только окошечко под самыми облаками. Снова богатырь домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего старинного – татарина Рустама, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – в башне оно, окошечко под самыми облаками.

— Не печалься, друг, — говорит ему Рустам, — дам я тебе веревку сто верст длиной, да лук тугой, привяжи веревку к стреле да пусти её в небо. А как зацепится стрела за башню, влезешь по веревке в окошечко.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.

Очутился он в комнате, а в той комнате мешок золота и перстень самоцветный. Взял он и то, и другое.

Вернулся он на родину, женился на царевне, а золото раздал друзьям.

Автор: Чертин Кирилл, ученик 2 класса МБОУ г. Астрахани «Гимназия №3». Руководитель: Бухвалова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «Гимназия №3».

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей имени Г. Ф. Атякшева»

/дошкольные группы/

ПРОЕКТ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ДРУЖБЕ НЕ ПОМЕХА

Авторы проекта: Ахмедьяров Данил;

Буглак Анна; Коптелов Павел;

Масычева Настя; Фёдорова Настя, Усубян Артур

подготовительная группа

руководители проекта:

 Воспитатель высшей категории

Гладышева Ирина Валериевна

Восптатель I категории

Фёдорова Светлана Николаевна

Югорск 2016 г

Аннотация

Цель проекта: Научиться понимать представление о дружбе и друзьях, и дружеских отношений детей в группе.

Актуальность. Если все будут дружить, ценить человеческую жизнь, то не будет войн на земле.

Практическая значимость. После нашего проекта, останутся материалы для будущих старших дошкольников, с их помощью дети могут изучать культуру народов различных национальностей, научатся уважать её.

Объект исследования: Дружба между национальностями.

Предмет исследования: Дружеские отношения.

Задачи проекта:

  • Получение знаний детей о дружбе;
  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу;
  • Создание родословного древа каждой семьи, мини-музея «Куклы в национальных костюмах», «Дерева дружбы» и рецепта «Пирога дружбы».

Способы, методы и приёмы.

  • Сбор информации;
  • Беседы о национальностях, проживающих в городе Югорск и на территории округа; их традициях, праздниках, и т. д.

Вывод. В ходе исследования, мы узнали много нового и интересного о родном крае, народах его населяющих. Совместно с родителями посетили музеи, реализовали мини-проект «Родословное древо моей семьи», создали «Дерево дружбы разных национальностей». Придумали рецепт «пирога дружбы» и испекли его. А также приняли участие в показе народных костюмов жителей округа. За год работы над проектом мы убедились, что тема дружбы народов разных национальностей очень интересна, поэтому возникла потребность в создании мини-музея «Куклы в национальных костюмах», в котором также будут храниться материалы для будущих старших дошкольников, с их помощью дети могут изучать культуру народов различных национальностей, научатся уважать её. Наша страна- многонациональное государство. А умеем ли мы дружить? Не обижаем ли друг друга обидными прозвищами по национальному признаку? Этому надо учиться, развивать в себе не просто дружеское отношение к представителям других национальностей и народов, а оберегать ценность- дружбу. Как известно, лучше всего на свете умеют дружить дети. Это ведь так здорово и интересно. Если бы взрослые с юных лет учились жить в мире и дружбе, то не было бы войн, террора и насилия.

Оглавление

Введение.        3

Основная часть.        5

Что такое дружба.        5

Интересные факты о дружбе.        6

Притча о дружбе.        8

Кто мы?        9

Как мы научились дружить.        11

Я думаю о мире        12

Заключение.        13

Список использованной литературы.        14

Введение.

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной»

Украинская поэтесса Наталья Львовна Забила.

Актуальность.

Наша Родина – Россия. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широкие и необъятные просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна Россию населяли разные народы. Все живущие зовутся россиянами. Ведь у них одна Родина, одно Отечество – Россия. Русский язык является государственным. На нем говорят, пишут, читают. Но в нашей стране все народы сохраняют и свой родной язык, традиции. У каждого из них есть ценности, которые помогают человеку не только жить, но и стать лучше. А самая главная – это дружба.  Многие в нашей стране живут в мире и согласии, помогают друг другу. Сколько знаменитых людей разных национальностей – ученых, поэтов, писателей, композиторов – стали гордостью государства. Пословица гласит: «Если дружба велика – будет Родина крепка». Благодаря этой дружбе наша страна не раз смогла защитить себя от врага. Тяжёлым испытанием для россиян была Великая Отечественная война. Весь народ поднялся на защиту Отечества. Вместе объединились против общего врага – фашизма. И победили. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идёт война, гибнут люди, страдают дети. Мы, если ещё остаёмся людьми, должны объединиться и проявить милосердие. Ведь все люди, независимо от расы, национальности, культуры, обычаев, положения, — все одинаковы. В нашем округе на протяжении многих десятков лет живут бок о бок люди разных национальностей. Они знают обычаи и традиции друг друга, вместе отмечают праздники, уважительно относятся к чужой вере, поддерживают в трудную минуту. Таким образом, нам кажется, что главным в жизни всего человечества является дружба народов. Если все будут дружить, ценить человеческую жизнь, то не будет войн на земле.

Цель проекта: Научиться понимать представление о дружбе и друзьях, и дружеских отношений детей в группе.

Задачи проекта:

  • Получение знаний детей о дружбе;
  • Формирование у детей умения дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
  • Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу;
  • Создание родословного древа каждой семьи, мини-музея «Куклы в национальных костюмах», «Дерева дружбы» и рецепта «Пирога дружбы».

Объект исследования.

Дружба между национальностями.

Предмет исследования.

Дружеские отношения.

Методы, использованные для достижения цели.

  • Сбор информации – рассматривание семейных альбомов, рассматривание иллюстраций народных костюмов, работа с энциклопедией, посещение местного музея.
  • Беседы о национальностях, проживающих в нашем городе и на территории округа;
  • Проведение праздников, бесед, устных журналов, викторин и конкурсов совместно с родителями.

Основная часть.

Что такое дружба.

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «Дружба» что обозначает?

Может быть, поход в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, и молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы не в школе?» —

Оба дружно начинают врать.

Ну, а может, дружба – это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою, пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит, что оно?

Беседа по тексту стихотворения:

 — Так что же такое дружба?  

Это взаимопомощь, весёлое и интересное общение, желание помочь другу в трудную минуту. Если мы хотим друзей, мы должны чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Есть люди, у которых много друзей, а есть одинокие люди.

Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержаться мудрые наставления о том, как сохранить дружбу.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

•Друг познается в беде.

•Друга на деньги не купишь.

•Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

•Друга иметь – себя не жалеть.

•Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Другом можно назвать того человека, который без слов понимает, что с тобой происходит. Дружеские отношения могут быть очень разными и многосторонними и все её аспекты нам не рассмотреть.

Интересные факты о дружбе.

Детский портал Чудо-Юдо для своих посетителей сделал подборку некоторых интересных фактов о дружбе и о всём, что с ней связано.

1. Международный день Дружбы люди празднуют 30 июля с 2011 года.

2. Памятник «Дружба», который находится в Москве, посвящен одноименному плавленому сырку, который держат в зубах ворона и лиса.

3. Amicitia – это название 367-го астероида. Это название переводится с латинского языка, как «дружба» и именно в честь неё он и был назван.

4. Согласно исследованиям социологов, уже несколько лет подряд австралийский Сидней считается городом с самыми положительными и дружелюбными людьми.

5. Ученые доказали тот факт, что, чем больше у человека хороших друзей, тем больше у него шансов не страдать проблемами бессонницы и чувством хронической усталости.

6. Начиная с подросткового возраста мальчишки, а позже мужчины, меняют друзей намного реже, чем девчонки, женщины. Это происходит из-за того, что женщины менее лояльны к своим подругам, нежели мужчины к друзьям.

7. Легендарную бензопилу «Дружбу» назвали именно так в честь праздника 300-летия воссоединения России и Украины в 1954 году.

О Дружбе, о её красоте и превосходстве этого чувства говорить и писать можно бесконечно. Ясно одно, что без друзей человек не может быть счастливым. Дружбу не смогут заменить ни богатство, ни слава, однако, чтобы её заслужить, нужно быть самому порядочным человеком, быть настоящим, надежным и верным. Настоящие друзья на всю жизнь.

И у нас очень дружная группа! А значит мы счастливыедети. Значит мы не одни. А вместе ‒ море по колено, вместе мы решим любые проблемы, и не будут страшны нам никакие трудности и невзгоды. Ведь мы же друзья!

Притча о дружбе.

 Ходят по земле Жадность, Глупость и Зависть. Стараются людей поссорить. Шепчет правителю Жадность: «Там и травы зелёные, и камни твёрже, и бараны толще». Хочется правителю ту землю завоевать, да народ не идёт на войну: «В соседней стране тоже люди живут. Они нам ничего плохого не сделали». «Какие же они люди?  — встревает Глупость. – У них и волосы не такие, и глаза другие. Что замышляют их головы?» Так и жили рядом, опасаясь и подозревая друг друга. Но с самых древних времён были мудрецы, которые говорили: «Все люди, все народы – братья, все достойны уважения. Все в праве одинаково радоваться солнцу, любить своих детей, иметь хлеб и крышу над головой, не страдать от голода и болезней. Но иногда нет – нет, да и услышишь: «Наш народ не то, что ваш!» Значит, ходит ещё где – то рядом Жадность, Глупость и Зависть. Если встретитесь с ними, вспомните, что говорит народная мудрость: «Дружбой мир обретёшь, враждой беду наживёшь».

Кто мы?

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной»

***

Среди просторов нашей большой страны есть край, где мы живем, где наш дом родной, где земля родная. Югорск – это родной город, по-северному суровый и одновременно красивый.

Раньше здесь были болота,

Раньше здесь была тайга.

А теперь кипит работа,

Люди строят города!

***

За горами, за лесами,

Где качают нефть и газ,

Город возвели мы сами

Для детей, внучат и нас.

Этот город величавый

Мы Югорском нарекли.

Здесь мы трудимся на славу

От больших сует вдали.

 А сделал город таким красивым наш талантливый народ. Со всех уголков России приехали сюда люди: из Татарии и Башкирии, с Украины и Белоруссии и из многих нефтяных регионов, чтобы освоить сибирскую нефть.

Наш край не только богат нефтью и газом, лесами и озёрами. Много народов разных национальностей живут и трудятся в нашем городе.

Ведь наш город как разноцветная радуга, в котором переплетается культура разных наций, выделяясь яркой краской на фоне других.

А чем же отличается один народ от другого?

— У каждого народа свой родной язык.

— У каждого народа свои национальные костюмы.

— Есть у них свои песни и танцы, сказки, свои обычаи и традиции.

— Свои народные игры

Более 35 национальностей проживают и трудятся в нашем городе. Есть что-то загадочное в том, как легко и надолго привлекает к себе Сибирская земля, сплачивает такой сибирской дружбой, что разорвать эти узы никак невозможно. И становится Югорск родным домом, обустроенным, своими руками. В каждой семье есть свои традиции, которые передаются из поколения в поколение, для того чтобы не забывать своих предков. Каждый из нас потрудился над своим родословным деревом, и вот что у нас получилось.

А ещё, мы живем на земле ханты и манси. Ханты занимаются охотой, рыбалкой, разводят оленей. Чудесная природа Сибири, она сказочно богата нефтью и газом.

***

А знаете, как переводится слово ХАНТЫ?

Всех людей мы называем ханты

Ханты – русский, немец и узбек.

Потому что это слово – ханты

В переводе значит – человек.

Ханты — талантливый народ. Они делают очень красивые вещи из меха. Женщины расшивают одежду из оленьего меха: обувь –унты, рукавицы; делают игрушки и украшают их бисером – хантыйским орнаментом.

И в нашем саду воспитываются дети разных национальностей. В нашей группе 7 национальностей: русские, украинцы и белорусы, татары и башкиры, армяне и киргизы, …И все мы между собой дружны.

В нашем районе на протяжении многих десятков лет живут бок о бок люди разных национальностей. Они знают обычаи и традиции друг друга, вместе отмечают праздники, уважительно относятся к чужой вере, поддерживают в трудную минуту.

Таким образом, нам кажется, что главным в жизни всего человечества является дружба народов, сплоченность. Если все будут дружить, находить компромисс, ценить человеческую жизнь, то не будет войн и междоусобиц. Даже наши родители в рамках проекта, поучаствовали в мастер-классе по созданию «Хоровода дружбы».

Как мы научились дружить.

Выяснилось, что у нас в группе не все русские. В нашей группе оказалось несколько национальностей. Есть Татары, один башкир, одна девочка украинка, одна белоруска, один мальчик армянин, большая часть, это русские. Но совсем недавно, к нам пришел еще один мальчик по национальности киргиз. Мы сразу все с ним подружились.

В ходе проектной деятельности, мы с родителями сначала создали в каждой семье родословное дерево, и когда каждый принес в группу свое, получилось очень красиво и интересно. Каждый захотел рассказать о своей семье.

Самый первый рассказ был о России. Павел Коптелов с мамой подготовили презентацию о традициях и обычаях русского народа. О народных играх, о национальной кухне. Было весело и интересно. В конце мероприятия, мы все пили чай из самовара и ели русские блины.

Мы живём в Ханты-мансийском округе, и коренные жители его ханты и манси. Их осталось совсем не много. В нашей группе, к сожалению, нет таких национальностей, но мы решили, что правильно будет познакомиться с историей нашего края, традициями и обычаями коренных народов. Рассказ об этом подготовили Настя Федорова с мамой.

 Следующий рассказ был об Украине. Его подготовили Настя Масычева и ее мама. Мы играли в украинские игры, так похожими на русские. В этот день повара приготовили нам суп с украинскими галушками.

Затем эстафету приняли Аня Буглак с мамой. Они познакомили нас с Белоруссией.

Данил Ахмедьяров с мамой, пришли в татарских национальных костюмах и рассказали нам об традициях и обычаях их народа. В конце мы все пробовали настоящий «Чак-чак» — национальное блюдо татар.

Артур Усубян, должен был познакомить нас со своей страной Арменией. Но к сожалению, он сломал ногу и долго не приходил в детский сад. Мы решили самостоятельно изучить материалы. Каждый из ребят, участвующих в проекте, выбрал для себя наиболее интересную тему.

Вот так мы в своей группе через знакомство с национальностями, узнали много интересного друг о друге. И еще больше подружились.

Я думаю о мире

Если б нам соединиться,

Всем ребятам подружиться,

Если бы объединились

Все деревни, города,

Не лились бы больше слезы

На планете никогда!

В небе, на воде, на суше

Голубь мира бы парил,

Каждый бы на белом свете

Нам о мире говорил.

(М.Игнатьева)

Заключение.

После реализации проекта мы узнали много нового и интересного о родном крае, народах его населяющих, быте, ремеслах жителей Ханты-Мансийского округа. Совместно с родителями посетили музеи, создали мини-проект «Родословное древо моей семьи», приняли участие в показе народных костюмов жителей округа и театрализованном представлении хантыйских народных сказок «Умный Сойтын», «Почему у бурундука хвост полосатый», «Почему у зайца длинные уши», и познакомились с национальными играми разных народов. За год плодотворной работы мы убедились, что тема дружбы народов разных национальностей очень интересна, поэтому возникла потребность в создании музея, в котором,хранились материалы для будущих старших дошкольников, с их помощью дети могут изучать культуру народов различных национальностей, научатся уважать её. Наша страна- многонациональное государство. А умеем ли мы дружить? Не обижаем ли друг друга обидными прозвищами по национальному признаку? Этому надо учиться с детства, развивать в себе не просто толерантное отношение к представителям других национальностей и народов, а оберегать величайшую на свете ценность- дружбу. Как известно, лучше всего на свете умеют дружить дети. Это ведь так здорово и интересно. Если бы взрослые с юных лет учились жить в мире и дружбе, то не было бы войн, террора и насилия.

Список использованной литературы.

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева.
  2. «Красна изба» М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова.
  3. «Занимательная педагогика народов России»  Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина.
  4. Журналы «Куклы народов мира».

Дружба народов нас объединяет

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Кириенко Н.А. 1


1МОУ СОШ №17

Бркова Н.Б. 1


1МОУ СОШ №17


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

С. Михалков

Как мне рассказывали мои мама и папа — когда-то давно был создан Советский Союз. Было создано большое единое государство, объединившие маленькие страны с разными национальностями: русских, украинцев, узбеков, таджиков, киргизов, армян. Возникла дружба между народами, в том числе между Россией и Арменией. В Советском Союзе большое внимание уделялось объединению и развитию дружбы между народами. Со временем Советский Союз распался, страны разделились на отдельные государства. Но сохранились ли дружеские отношения между людьми?

В настоящее время наша страна – Россия — продолжает оставаться страной, в которой проживают много разных национальностей. Кроме того, из бывших стран Советского Союза в Россию приезжает много людей, которые остаются в ней жить. Часто возникает проблема общения между различными народами. Однако важно понимать, что у народов России и стран Советского Союза общая история и общее прошлое. Поэтому необходимо научиться понимать друг друга, несмотря на различия в культурах и языках. Нужно искать то общее и объединяющее, что есть у разных народов, чтобы им вместе строить будущее нашей страны.

В нашей школе я столкнулась с тем, что, как и во всей России, в ней представлены разные национальности. Кроме русских в школе учится много детей, родители которых приехали из других стран, в том числе и из такой страны, как Армения. Наблюдая за учениками школы, я видела как по-разному они относятся друг другу, как общаются дети разных национальностей. Мне стало интересно, возможна ли дружба между детьми разных народов, и я решила изучить эту проблему более подробно.

Это исследование заняло весь первый учебный год в первом классе и сейчас я представляю вам его результаты.

Цель исследования: определить, существует ли дружба между народами в настоящее время.

Объект исследования – мой класс.

Предмет исследования – возникновение дружеских отношений между народами нашего класса.

Задачи исследования:

Изучить культуру и традиции народов, представленных в нашем классе.

Рассмотреть рождение дружбы между одноклассниками разных национальностей.

Провести исследование и наблюдение формирования дружбы между народами нашего класса.

Выдвинутые гипотезы:

Возможна ли дружба у детей разных национальностей, что этому способствует и что мешает?

Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

Глава I – Вступительная часть

1.1 Создание нашего класса

1 сентября 2015 года все первоклассники встретились на линейке. Появился наш класс. Уже в первые дни учебы началось моё наблюдение за моими одноклассниками. В первые несколько дней каждому ученику было очень тяжело независимо от национальности, потому что всё вокруг было новым, незнакомым. Мы до конца не понимали, что ждёт нас впереди и что от нас требуется. Во многом в первое время нам помогала наша новая учительница – Светлана Евгеньевна.

С первых же дней я увидела, что у нас в классе некоторые дети почему-то частенько говорят на непонятном мне языке. Дома от мамы я узнала, что эти дети — другой национальности. Их Родина – страна Армения и говорят они на языке этой страны — армянском языке. С этого момента мне стало очень интересно, какие они, как воспитаны, какие у них свои праздники, обычаи, традиции, как они дружат между собой, сильно ли они отличаются от нас и получится ли у нас всех подружиться, независимо от того, что у нас разные национальности. Как я заметила, в первый месяц, моим одноклассникам из Армении приходилось труднее, чем нам. Кто–то из них ещё плохо разговаривал по-русски или плохо понимал, что ему нужно делать, кому-то трудно давалось русское письмо. Однако на помощь им всегда приходил учитель. Светлана Евгеньевна старалась поддержать всех, не делая ни каких различий. Мы все для неё равны, каждому дарила кусочек своего сердца.

Я провела опрос в классе среди наших учеников и узнала, что в нашем классе из 28 учеников – 20 русские, а 7 детей – армяне.

Вскоре в начале октября прошёл конкурс поделок. Свои работы принесли практически все ученики нашего класса. На выставке поделок я отметила, что поделки армянских детей такие же интересные, как и наши. Было видно, что все дети и их родители очень старались и вложили всю душу в свои работы.

В конце первой четверти состоялось Посвящение нас в первоклассники. На этом празднике произошли первые шаги к возникновению дружбы. Особенно, когда в конкурсах нас делили на группы, и мы соревновались между собой. Каждая группа, чтобы победить, должна была выполнить задание, используя знания, умения, ловкость каждого ученика. И ясно стало то, что успех в выполнении условий конкурса зависел совсем не от национальности, а от ума и скорости каждого ребёнка. Особенная заслуга учителя в том, что с самого начала независимо от победы, было всегда законом то, что победила «Дружба». На Посвящении в первоклассники к тому же поздравляли всех детей, рождённых летом, и еще нам вручили грамоты за наши поделки. Было очень весело и радостно петь песню Крокодила Гены, кричать «С Днём рождения», поздравлять друг друга. К концу первой четверти мы все познакомились, научились общаться и помогать друг другу. Это уже было большим шагом для возникновения дружбы. Но главной общей радостью были предстоящие каникулы.

Во второй четверти мы учили наизусть много стихов. Моим открытием было то, что, проговаривая вместе слова стихотворения, нам легче было запомнить, а одноклассникам-армянам запомнить правильное произношение каждого слова. Что забыл один – вспоминал и рассказывал другой. С каждым днём мы начали всё лучше понимать друг друга и заводить друзей. В учёбе было заметно, сколько усилий прилагали дети – армяне, чтобы не отстать от русских детей из-за плохого знания языка- языкового барьера. Причём сложность изучения была в основном только в этом, и на уроках они давали правильные ответы. А по некоторым предметам, а особенно по окружающему миру при выполнении домашних заданий и проектов, мы постепенно начали знакомиться с национальными костюмами, праздниками и обычаями народов России и Армении.

1.2 Общность народов

Когда я больше узнала о праздниках и обычаях народов России и Армении, то заметила, что у нас много общего.

Свое знакомство с армянской культурой я начала с фольклора, потому что я обучаюсь на фольклорном отделении в Музыкальной школе имени И. П. Чайковского, и эта тема – мое главное увлечение.

В национальных костюмах много вышивки, потому что обе национальности гордятся своими рукодельницами и мастерицами, причем каждый сделанный рисунок имеет своё значение. Национальные костюмы богаты красивыми украшениями, поясами, вышитыми головными платками и даже шубками [Приложение 2.1]. А уж как танцуют девушки в национальных костюмах свои народные танцы — залюбуешься! И каждая красавица хороша по-своему! И стать, и румянец, и походка, и движения – всем на загляденье!!! [Приложение 2.2]

Национальные наряды:

Сарафан – антари

Рубаха — халав

Кокошник, расшитый узорами из бусинок, или лента

Низкий ободок, украшенный лентой-повязкой с расшитым цветочным орнаментом, иногда с монетами. [Приложение 2.3]

Я продолжала учиться и узнавать много нового.

Однажды, когда, нам задали проект «Моя малая родина» все дети рассказывали о своей стране. Половина из наших армян рассказывали то же о России, потому что родились здесь, но вторая половина выступила с рассказом об Армении. В их проектах было много красивых рисунков и фотографий. Русские одноклассники с огромным интересом изучали проекты Гегама, Карине, Кристины. Особенно мне понравились фото горы Арарат. На проекте «Моя семья» каждый познакомил свой класс не только с близкими родственниками и родителями, но и традициями своей семьи.

Я узнала, что армяне – это православный народ. [3] У нас много общих праздников, в том числе и религиозных, хотя часто они носят разные названия. В Вербное воскресение армяне свой дом украшают веточками вербы – это праздник за неделю до Пасхи. День Влюблённых или день Святого Валентина, в Армении – также отмечается 14 февраля. Масленица у нас одна неделя, в Армении – две недели. Празднуется встреча весны очень весело с играми, плясками, застольями. Традиционное угощение в Армении на Масленицу – «Армянская масленица». Это сладкая рисовая каша с изюмом, с большим количеством сливочного масла. К ней подается простокваша. Также на столе много мясных блюд, в том числе баранина.[1] Различие лишь в том, что они не сжигают чучело Зимы, и не пекут в этот праздник блинов. Армяне идут в церковь и благодарят Бога за то, что имеют. После Масленицы перед Пасхой начинается Великий пост или 40 голодных дней – период примирения, молитв о прощении и поминания святых. Все православные люди мало едят, усердно молятся. После этого особенно радостным становится праздник Пасхи. Армянская Пасха — Затик (древ. – избавление от мук.) В каждом доме – светлый праздник, дети, соревнуясь, разбивают крашенные яйца. Вместо Яблочного Спаса, у армян – Благословление винограда. Армяне празднуют и Рождество, и Крещение. Зажигаются свечи, принесенные из церкви, и люди благодарят Бога за главное чудо – рождение сына божьего Христа.

Оказывается, в обеих странах празднуется Новый год! Правда у нас он сопровождается ароматом мандаринов, а в армянском доме по всему дому — аромат свежевыпеченного хлеба и булочек. Даже гадания под новый год есть и у россиян, и у армян. Также 31 декабря устраивается застолье возле наряженной ёлки, звучат поздравления, и, конечно же, собираются вместе самые дорогие и близкие люди. [2]

Первый, после поступления в школу, Новый год прошел в нашем классе просто незабываемо. Традиционно и для России и для Армении мы нарядили ёлку, украсили класс и на праздник пришли наряженными в красивые новогодние костюмы. Кого тут только не было. И Наполеон, и клоун и снеговик…..Сколько много совместных фотографий на память осталось после праздника. Класс наполнился веселым смехом, поздравлениями, ароматом чая, угощений. Вместе водили хоровод возле новогодней ёлки и пели новогодние песни. К Новому году моими друзьями стали Гегам, Вика, Никита и Сюзанна. Трое из них – армяне.

Подводя итог первого полугодия, хочу отметить, что благодаря стараниям армянских детей был разрушен языковой барьер. Мы лучше стали понимать друг друга, подсказывать, помогать друг-другу, что привело к зарождению дружбы. Каждый уже мог похвастаться одним или несколькими друзьями. [Приложение 2.4]

Глава 2 – Основная часть

Вот и закончилась зима — пришел самый вкусный праздник – «Масленица». Мы от всей души угощали наших одноклассников-армян и всех, всех, всех ароматными блинами, поздравляя с этим праздником, а поездка в Коломенское на «Масленицу» всем классом была просто чудесной. Вот, где армянские дети, да весь остальной класс узнал традиции русского народа. Особенно заполнился конкурс подбрасывания блинов в воздухе. И победила в нем – представьте себе – армянка! А Гегам получил «Приз зрительских симпатий» в городском конкурсе за поделку из блинов – «Блин Клином выпекаем». [Приложение 2.9] На Пасху не менее интересно прошло дружное разбивание яиц. На праздник 8 Марта я вместе с моим братом исполнила для всего класса танец «Валенки» в русских народных костюмах, стараясь передать красоту, тепло и веселость русского народа. [Приложение 2.5]

Мое общение с армянами не заканчивалось в школе, и у многих одноклассников тоже. Мы вместе играли во дворе, катались на горках, встречались на общих внеклассных кружках и в библиотеках. На свой день рождения я приглашала в кафе своих друзей — одноклассников, в том числе армян. [Приложение 2.6] А потом, придя в гости к Гегаму, на его день рождения, встретилась практически со всем классом! Там все почувствовали себя как дома благодаря гостеприимству его родителей. Был накрыт праздничный стол с разными угощениями, тортом, испеченным мамой Гегама — тётей Гоар, со свечками. Квартира была украшена шариками, надписями «С днем рождения». Всем было очень весело!!! [Приложение 2.7]

Хочется рассказать о событии, которое еще больше помогло укрепить дружбу между армянами и россиянами нашего класса. Это был настоящий праздник — день посадки бархатцев в честь празднования «Дня Победы» в школе. Торжественно под музыку каждый класс должен был украсить клумбу цветами, напоминающими по цвету георгиевскую ленточку. В посадке нам помогали наши родители. Вместе и русские, и армяне украшали клумбу в память о Победе, так дорого доставшейся нашим народам, которые когда — то плечом к плечу сражались вместе против общего врага, делили последний кусочек хлеба и пули, свистящие над головой и русских, и армян, чтобы наступил этот светлый день – День Победы над фашистами. [4] Одна Победа – одна на всех!!! [Приложение 2.8] Это окончательно открыло сердца друг к другу и у детей и у их родителей. Вот она – Одна дружба – одна на всех!!! Как плечом к плечу сражались наши деды и прадеды – мы вместе плечом к плечу встретим трудности учебы, поможем друг другу, и будем радоваться пусть даже маленькой победе каждого своего одноклассника, чтобы наш класс был примером для остальных! [Приложение 2.10]

Глава 3 – Анкетирование

В течение года я решила провести анкетирование среди учеников своего 2-А класса [Приложение 3] чтобы узнать, кто с кем дружит, много ли друзей — русских у детей-армян, и дружный ли вообще у нас класс.

На вопрос: «Есть ли среди твоих друзей ребята другой национальности?» ответили: 74% – да, есть, 19% – ответили, что нет, 7 % — ответили, что не делают различий. [Приложение 4.1]

Вопрос: «Дружный ли у нас класс?» дал следующие результаты: 96% – да, класс дружный, 1% – нет, класс не дружный. 3 % — затруднились ответить. [Приложение 4.2]

К сожалению 1% из детей ответили, что класс не дружный, но все же по итогам анкетирования большинство детей добрые и общительные, им нет разницы, какой национальности их друг или подруга, главное, что человек был хороший.

Заключение.

Благодаря проведенному исследованию, я очень много узнала о традициях, обычаях, праздниках армянского народа. Дружба возникла между нами потому, что их семьи очень гостеприимны, добры, отзывчивы, они уважают и соблюдают традиции, у нас общие праздники и интересы, вера и т.д.

Я очень хочу съездить на родину моих одноклассников, потому что никогда не была в Армении, увидеть гору Арарат, поесть фруктов, погреться на солнышке и посмотреть конечно же на исполнение их традиционного армянского танца. Надеюсь, что это будет на какой-нибудь праздник. Но знаю точно, что там меня всегда встретят мои друзья — одноклассники-армяне.

Я хочу помимо танца познакомить моих друзей с песнями русского народа своего исполнения. Можно провести конкурс по выпеканию блинов на следующую «Масленицу». Сама же очень хотела бы познакомиться с национальной армянской кухней и приготовить что-нибудь самой. Ясно – что общих идей может быть очень много, и я надеюсь, до окончания школы мы их выполним общими усилиями. Это сделает нашу дружбу еще более крепкой.

Подводя итоги моего исследования делаю вывод, что дружба между народами не зависит от национальности, и другой язык не является для этого преградой. Совместные мероприятия, конкурсы, праздники, общие традиции, помощь друг другу являются главными для возникновения дружбы, но ведь это обязательные условия для любого нового коллектива. Т.е остается только языковой барьер, который можно преодолеть только общением друг с другом. Моя гипотеза полностью подтверждена исследованием целого класса на протяжении практически всего учебного года. Результатом этого исследования является единство всего дружного коллектива нашего класса и как бонус дружба родителей наших учеников, потому что они независимо от национальности прилагают все силы, чтобы помочь нам в нашей школьной жизни.

Библиографический список литературы:

Бахревский В.. «Анвар и большая страна». Детская литература, 1977.

Старикова О.В.. «Географический атлас для детей. Мир и человек» АСТ, 2015

Шемарин А.Г. Детская энциклопедия «Страны мира». Издательский дом «ПИЛИГРИМ», 1998

«Навсегда. Книга о братстве народов Страны Советов. Очерки, документы, страницы хроники». Издательство политической литературы, 1982. С. 345

Приложения

Приложение 1. Схема

Схема формирования дружбы в нашем классе

1 период — Знакомство

 

2 период – Адаптация и преодоление языкового барьера

 

3 период – Формирование предпосылок к возникновению дружбы

 

4период – Дружный сплоченный коллектив

Приложение 2. Фотографии

Приложение 2.1 Приложение 2.2

Приложение 2.3 Приложение 2.4

Приложение 2.5 Приложение 2.6

Приложение 2.7 Приложение 2.8

Приложение 2.9 Приложение 2.10

Авагян Гегам победитель в конкурсе

«Блин клином выпекают»

Приложение 3. Анкета

Анкета:

Нравиться ли тебе наш класс?

Есть ли среди твоих друзей ребята другой национальности?

Как ты относишься к ребятам, приехавшим к нам из другой страны?

Дружный ли у нас класс?

Хотел бы ты подружиться с ребятами другой национальности?

Хотел бы ты узнать новой о других странах?

Как ты думаешь, возможна ли дружба между разными народами?

Приложение 4. Диаграмма

Приложение 4.1

Приложение 4.2

Просмотров работы: 1520

Когда дети разных национальностей рассказывают друг другу о себе, они становятся друзьями. А когда они подходят к этому творчески, получается фестиваль, который дарит не только массу впечатлений, но и незабываемое ощущение единения.

Учитель музыки и МХК челябинской школы № 153, специалист тематической смены «Фестиваль культур России» ВДЦ «Орленок», почетный работник образования Елена Ридель знает, как помочь детям выйти из конфликта, как воспитать чувство общности и взаимоуважения.

Однако наш разговор сегодня не только о дружбе, но и об опасностях. Чем привлекают ребят националистические движения? Что спасет мир от вражды народов? Но для начала несколько слов об «Орленке» — для кого-то давно забытом, а для кого-то и вовсе незнакомом понятии.

 — Вокал и хореография, песни и танцы… — форма не новая для всероссийского лагеря с 55-летней историей, — рассказывает Елена Николаевна. — На фестиваль культур России, конечно, приглашаются детские фольклорные коллективы страны. Однако уникальность его в том, что треть состава участников — лидеры, не умеющие петь и танцевать, но обладающие даром инициативы и активности. И когда эти дети оказываются вместе, получается очень интересный результат.

Всероссийский фестиваль культур России проходит раз в год в сентябре во всероссийском детском центре «Орленок» в лагере «Комсомольский». Автор идеи его проведения и организатор челябинец — директор центра социально-образовательных инициатив «Со-действие», доцент кафедры воспитания и дополнительного образования ЧИППКРО, кандидат педагогических наук Игорь Николаев.

Фестиваль — творческая форма взаимоотношений детей разных национальностей. Иногда приезжают коллективы, в которых ребята не говорят по-русски. Но даже они имеют возможность рассказать о своем регионе — танцуют и поют. А помогают им подготовить выступление хорошо говорящие лидеры из других регионов.

Когда ребята приезжают на фестиваль впервые, они ждут, когда же начнется конкуренция?.. Они привыкли работать в системе жесткого отбора и состязаний. Но дело в том, что соревновательной системы там в принципе нет. Безусловно, есть коллективы сильные и слабые. Но ребята учатся друг у друга, общаются в свободном формате.

Рассказывая друг другу о своем регионе и о своей жизни, дети становятся друзьями. Но если бы речь шла просто о дружбе, это была бы обыкновенная лидерская тематическая смена. Здесь же происходит интеграция. Ребята часто ходят в народных костюмах, говорят на своем языке, непроизвольно пропагандируют свою национальную культуру.

Когда наступает день презентации делегации Татарстана, все уже ждут Сабантуя. Многие не догадываются, что это слово обозначает, но все знают, что будет весело и вкусно.

— Однажды на завтраке юные представители делегации Татарстана всем ребятам на руке написали по-татарски «я тебя люблю», — вспоминает Елена Ридель. — Эта фраза вмиг стала слоганом смены, и когда ребята прощались, говорили друг другу эти слова вне зависимости от национальности. Вот такое взаимопроникновение культур в ненавязчивой форме.

А когда дети поют, воспитательный эффект во много раз сильнее, чем когда им говорят что-то с наставнической интонацией. В конце смены все без исключения ребята участвуют в большом гала-концерте. В зале — только гости, представители других лагерей.

Режиссер учитывает индивидуальность каждого коллектива, национальную составляющую. И вот когда закрывается занавес — такое ликование начинается! Все в народных костюмах, все друг друга обнимают, и абсолютно все равно, кто ты по национальности. Хотя начинается порой все очень непросто…

— Челябинцы — парни суровые, в «Орленке» сразу начинают всех строить, организовывать. В первые дни смены нередко происходят столкновения с ребятами с Кавказа. Дети-то все отборные, хорошие, просто те мальчишки с жестким темпераментом и чувством собственного достоинства и наши лидеры привыкли к четкому соблюдению правил. Идет притирка.

В одной из смен наши достаточно долго конфликтовали с ингушами. А потом был день Большого Урала и южноуральцы решили рассказать ребятам, что такое Аркаим. Для выступления потребовались удары языческих инструментов… Я посоветовала обратиться к ингушам, у которых были национальные кавказские барабаны — доули. При этом мальчики играют профессионально, с трех-четырех лет начинают заниматься. Договорились, и получился… урало-ингушский Аркаим. После этого конфликтов не было. Всех объединила творческая деятельность.

Мы живем в информационном мире, к сожалению, недобром. И конфликтная составляющая слишком часто в наше время подчеркивается. Дети это впитывают. Нам, взрослым проще, у нас уже есть идеалы, сформировавшиеся представления. Если кто-то плохо говорит о Кавказе, не приму это за чистую монету, потому там живет огромное количество моих друзей по тому же «Орленку», и я обожаю этих людей! У детей нет такого социального опыта, поэтому они очень часто информацию понимают дословно. «Плохие? Все понятно».

Я вам скажу, почему хорошие ребята попадают в националистические движения. Потому что они ведомы добрыми намерениями. Я поинтересовалась однажды у такого парня: «Что привело тебя в эти ряды? Ты же здравый человек, живешь на Урале. Здесь нереально говорить о какой-то вражде. Здесь не выжить с такими разговорами!». «Мы против чужих! Я защищаю свою страну», — ответил он. Красиво звучит? Александр Невский буквально! А вот от кого защищает и что вкладывается в понятие «чужие» — вопрос…

Детская безграмотность в плане национальных культур и обрядов, устройства нашей страны и ее истории приводит к тому, что ребята очень легко попадаются на громкие и красивые слоганы. Я убеждена, что мир от национальной розни спасет культура. Не искусство, потому что оно все-таки народу по большей части не принадлежит, и именно культура, откуда искусство, собственно, родом.

— Хорошо бы, чтобы это поняли политики и повернулись, наконец, к культуре лицом.

— Знаете, когда я бываю в «Орленке», мне кажется, есть это понимание. Там много бывает представителей администраций всех уровней и правительства, которые говорят правильные вещи.

А еще дети там отдыхают не только от электронных игр, но и от негативного информационного давления. В первый же день пребывания у них забирают телефоны (не то, чтобы насильно, придумываются различные педагогические ходы). Там нет радио и телевидения. В течение четырех дней идет настоящая ломка, поскольку наши дети уже настолько информационно зависимы! Но потом эти телефоны становятся ненужными.

Иногда только просят у вожатой, чтобы позвонить домой. Слово «толерантность» там вообще не звучит. Никто никогда не говорит, что народы должны дружить. Но всю смену на мачте развеваются флаги городов, в финале их спускают под аплодисменты ребят, которые забирают свой флаг с собой или дарят друзьям. Тех ребят, кто не готов к этой системе, она быстро перестраивает. Я даже вынуждена на обратном пути предупреждать: «Ты поосторожней сейчас! Приедешь, захочешь все перевернуть, сделать мир прекрасным и добрым, как было „там“, а здесь-то ничего не изменилось…» В итоге некоторое время уходит на адаптацию.

Я думаю, модель «Орленка» жизнеспособна и в общемировом плане. Очень важна аура совместной деятельности. Когда люди заняты делом, им некогда думать о вражде. А вот бездельники — хороший материал, просто пластилин, лепи солдат, воинов. Особенно это касается молодых людей 16 — 17 лет. Энергии, силы, агрессии вагон, а дела нет…

Конечно, держать педагогическую линию обороны дружбы и мира в условиях информационного национального раскола достаточно сложно. На своих уроках я много говорю о религиях. Виноваты ли они в расколе?

На самом деле враждебно настроенных религий просто не существует. Это чистой воды прикрытие. Вообще обмануть легко малообразованных людей. Поэтому чем больше наши дети знают, чем больше о национальностях с ними говорят, тем больше они защищены от конфликтов.

— А от несчастной любви есть способ защититься в «Орленке»?..

— 21 день длится смена. Несчастной любви мало, в основном счастливая. …

Когда мальчики из Кабардино-Балкарии заходили в столовую, никогда не снимали головные уборы. Им делали замечания, объясняли, что так не принято. «А у нас не принято, чтобы мужчины снимали головные уборы в общественных местах», — отвечали они. «Но ведь у вас на голове не национальные уборы, а обычные спортивные бейсболки, к тому же с иностранным текстом», — убеждали вожатые. И когда через 21 день пришло время прощаться, мальчики из Нальчика сняли бейсболки и подарили их девочкам из Липецка, представлявшим русский народный фольклор. Любовь?

Еще был случай: кавказец влюбился в славянку. А в ее делегации маленький мальчик сломал ногу. Так вот кабардинцы таскали этого мальчика 20 дней на себе практически (а там территории огромные). Только бы быть рядом. Детскую любовь победили расстояния, а вот дружба между мальчишками сохранилась до сих пор…

У детей нет и не может быть национальной вражды. Суть конфликтов: либо что-то делят, либо межличностные отношения выясняют. Другое дело — легче всего сказать: «Он меня не понимает, потому что нерусский». Но стоит только копнуть — поймешь, насколько интересен человек.

Я ничего о Грузии до определенного момента не знала, но до сих пор помню, как мы с мамой шили из дешевого ситца грузинский костюм для фестиваля 15 республик, который в школе проводился. Мне приятно, что я его когда-то надевала. Теперь при слове «Грузия» это первая ассоциация. Вторая — это уже грузинская кухня. У каждого народа свои вкусности. И в этом плане, к счастью, много хороших телепередач. Кухни-то как раз не воюют, а объединяют. Еще один пример, кстати, когда культура сближает. А в целом ситуация очень непростая сегодня. И она какая-то искусственная, неграмотная…

— Тем не менее, вы с оптимизмом смотрите в будущее «национального вопроса»?

— Я вообще оптимист. Смотреть в будущее с пессимизмом учителю категорически нельзя — надо увольняться тогда. Мы уральцы. У нас настолько перемешаны национальные колориты, что говорить о национальной вражде странно. С кем воевать-то? Стоит поинтересоваться историей своего рода — кого там только нет! Когда кто-то заявляет о негативном отношении к какой-то конкретной национальности, впору самому задуматься, где пройти обследование.

Радикально настроенным ребятам, которые были в моей практике, всегда говорила: «Тогда первой твоей жертвой должна быть я… Потому что фамилия немецкая». Сразу в ступор впадали, не знали, что с этим делать. Обычно у этих мальчишек были сложные отношения с родителями. Вот и уходили туда, где их как будто понимают. Но, слава Богу, ребята успешно выросли из этого состояния, влюбились, женились, создали прекрасные семьи, стали замечательными папами. Жизненный опыт поменял их взгляды. А на Урале такого опыта предостаточно. Ты можешь встретить огромное количество хороших людей других национальностей, с которыми тебя неразрывно свяжет жизнь.

Татьяна Строганова
mediazavod.ru

Комментарии:

  • ВКонтакте

28.05.2020

Сказка о дружбе народов

Петрова Любовь Анатольевна

На нашей красивой планете есть место, где всегда дружно и весело жили русские, казахи, татары: дети и их родители.
Мальчики с папами ходили на охоту, а девочки с мамами выращивали фрукты и овощи, варили вкусное варенье и пекли пироги. В этом чудесном городе была водяная дамба, которая давала городу чистую питьевую воду, поливала все огороды и сады. Каждый год у людей было много урожая. Они заготавливали фрукты и овощи впрок. С наступлением снежной зимы — катались на санках, играли в снежки, лепили снеговиков, а вечером — ходили друг к другу в гости, пили чай с вареньем и пирогами, рассказывали сказки, смеялись.
Год летел за г

Оценить




1309

Содержимое разработки

Сказка о дружбе народов

На нашей красивой планете есть место, где всегда дружно и весело жили русские, казахи, татары: дети и их родители. 

Мальчики с папами ходили на охоту, а девочки с мамами выращивали фрукты и овощи, варили вкусное варенье и пекли пироги. В этом чудесном городе была водяная дамба, которая давала городу чистую питьевую воду, поливала все огороды и сады. Каждый год у людей было много урожая. Они заготавливали фрукты и овощи впрок. С наступлением снежной зимы — катались на санках, играли в снежки, лепили снеговиков, а вечером — ходили друг к другу в гости, пили чай с вареньем и пирогами, рассказывали сказки, смеялись. 

Год летел за годом и, казалось, ничто не может изменить их счастливую жизнь. 

У казахской семьи, как и у русских, татар, был свой уютный домик. Он стоял на окраине, у самого городка. С наступлением весны казахская семья покрасила домик в розовый цвет, а ставни и двери в белый с розовым горошком. Зелёная трава покрылась жёлтенькими цветочками, и в голубой речке, которая протекала в их яблоневом саду, появились золотые рыбки. 

Всю весну казахская семья работала в огороде как и другие. Вырастили они к осени прекрасный урожай помидоров, огурцов, картофеля. Яблони, персики, груши дали необыкновенный урожай. Ветки деревьев были усыпаны плодами. Деревья были очень высокие, и казахской семье приходилось ставить большую лестницу, чтобы дотянуться до макушек деревьев. 

Однажды, ранним утром, когда женщины пекли пироги, в дом вбежали дети тяжело дыша и перебивая друг друга: 

— Мама, мама! Беда, беда, пришла! 

— Что случилось, милые ребятки? — спросила мать. 

— В городе перекрыло дамбу, — взволнованно говорили они. 

— Упал огромный старый дуб и перекрыл всю воду. 

— Речка потекла в обход городу, у нас нет больше воды, мы погибнем. В городе будет засуха, наш урожай, наши деревья, всё погибнет без воды. 

— Наши персики, наши персики, наши любимые пироги из персиков, наше варенье!- заплакали ребятки. 

-Тише, тише, не плачьте!- сказала мать. 

Она обняла своих чад, поцеловала, усадила за стол, отрезала пирог из персиков и налила молока. 

— Мы что-нибудь придумаем, мы обязательно придумаем. 

После завтрака вся семья взялась за руки, и они побежали к тому месту, где упал дуб. 

Там уже собрались и русские, и татары. Дети и их родители пытались отодвинуть дуб, но он был огромный- преогромный и ничего не получалось. Все усердно работали.

-Что теперь будет, что теперь будет, как наши сады? 

Маленькие детки стали плакать. Им было страшно. Мама русской семьи вдруг вскрикнула: 

— Если мы не сможем отодвинуть дерево, то тогда давайте пророем маленькие ручейки к каждому дому, пусть немного, но у нас будет вода для пищи и полива. 

Все обрадовались этой идеи и побежали за лопатами. Дети вместе с родителями, старшие и младшие, трудились три дня и три ночи. И, наконец, тоненькие ручейки стали поливать сады и огороды. Но с каждым днём солнце становилось ярче и жарче. Воды не хватало. Растения и деревья стали засыхать, и урожай начал осыпаться. Тогда все люди собрались вновь и стали решать, как им теперь быть. 

– А если нам всем вместе отодвинуть дуб, который перекрыл дамбу? 

И тогда все русские, татары, казахи собрались с силами, обеими руками обхватили могучий дуб и освободили дамбу. Чистая, прозрачная вода заполнила высохшую речку и как прежде побежала по своему руслу, поливая все сады и огороды. 

-Ура, ура! — закричали все дети. Мы спасены!

«Сказка о дружбе народов»

Жил-был на свете русский богатырь Никита. Жил весело, и было у него много друзей.

Полюбил он однажды царевну и захотел на ней жениться. А царевна ему сказала, что выйдет за него замуж, если достанет он ей обручальное кольцо – перстень самоцветный. Перстень тот хранится у Змея Горыныча в башне до самых облаков. Вокруг той башни огненная стена, вокруг той стены кипящая река.

Делать нечего, пошел Никита искать – добывать самоцветное колечко. Долго ли, коротко ли он искал, набрел, наконец-то на кипящую реку. А перебраться через неё не может. Вернулся грустный на отчизну.

Встретил по дороге его давний друг армянин Арам и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через кипящую реку не перебраться. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Арам, – построю тебе я каменный мост через кипящую реку.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо и пошел через мост колечко добывать. Перешел он реку и остановился – перед ним стена огненная. Ходил – ходил богатырь вокруг да около, так ни с чем домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего закадычного – калмыка Басанга, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – через огненную стену не перебраться – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, — говорит ему Басанг, – дам тебе коня, перенесет он тебя через огненную стену.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поехал. Разбежался конь ретивый и перепрыгнул через огненную стену. Скачет дальше – видит башню до облаков, а под ней Змея Горыныча о трех головах. Да, голыми руками такого не одолеть. Пришлось снова воротиться в родную сторонку.

Встретил по дороге друга своего, казаха Тагира, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, не весел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – Змея Горыныча голыми руками не одолеть. – отвечает ему Никита.

– Не печалься, друг, – говорит ему Тагир, – дам я тебе меч богатырский, вмиг им змея одолеешь.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня, взял меч и поскакал Змею Горынычу головы рубить.

Одолел он Змея, а в башню – то попасть не может: нет в ней двери, только окошечко под самыми облаками. Снова богатырь домой вернулся.

Встретил по дороге друга своего старинного – татарина Рустама, тот его и спрашивает:

– Что, друг Никита, невесел? Что буйную голову повесил?

– Хочу жениться на царевне, сказала она мне достать самоцветный перстень. Да как достать – в башне оно, окошечко под самыми облаками.

— Не печалься, друг, — говорит ему Рустам, — дам я тебе веревку сто верст длиной, да лук тугой, привяжи веревку к стреле да пусти её в небо. А как зацепится стрела за башню, влезешь по веревке в окошечко.

Сказано – сделано. Сказал Никита другу спасибо, сел на коня и поскакал к башне. Натянул тугой лук и пустил в небо стрелу, а как зацепилась она крепко за башню, залез по веревке в окошечко.

Очутился он в комнате, а в той комнате мешок золота и перстень самоцветный. Взял он и то, и другое.

Вернулся он на родину, женился на царевне, а золото раздал друзьям.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/411165-skazka-o-druzhbe-narodov

Также вас может заинтересовать

  • Тренинг по профилактике «эмоциональнального выгорания» у педагогов ДОУ
  • Календарно-тематическое планирование по курсу «Все по полочкам» с учетом ФГТ
  • Конспект занятия «Я загадаю вам загадку»
  • Конспект занятия на тему: «Дуслыкның көче»
  • План – конспект зимней прогулки в средней группе «Красавица – зима на участке в детском саду»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Конспект тематического занятия для детей подготовительной к школе группы «Дружат дети всей Земли!»

Цель: формировать у детей представление о дружбе между людьми разных национальностей.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими нашу планету;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать коммуникативные навыки; уверенность в себе и своих возможностях;
  • развивать умение игрового общения;
  • развивать фантазию, память, мышление;
  • формировать нравственные качества: умение дружить, ценить и беречь дружеские взаимоотношения;
  • воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли.

Предварительная работа: изучение карты мира для детей; беседы «Мои друзья»; «Что такое дружба?»; дидактическая игра «Кто, где живет?»; чтение и разучивание наизусть стихов, пословиц, поговорок о дружбе; отгадывание загадок о дружбе; подвижные игры: китайская народная игра «Поймай дракона», армянская народная игра «Цветки и ветерки»; разучивание песни и танца «Чунга-чанга»; изготовление «Цветика-семицветика».

Развивающая среда: презентация «Дружат дети всей Земли», ноутбук, атрибуты для подвижных игр «Цветки и ветерки», «Поймай дракона»; «Цветик-семицветик»; записи песен «Чунга-чанга», «Из чего наш мир состоит», «Давайте дружить».

Ход ОД:

Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте!

Лучше этого приветствия нет, —

Я желаю вам здоровья, радостей

И счастливых, безоблачных дней!

Я рада видеть вас всех здоровыми, с прекрасным настроением. Мне хотелось бы, чтобы хорошее настроение у вас было каждый день. Давайте мы друг другу улыбнемся и пожелаем хорошего дня.

Дети: Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Любим дружно мы играть,

Не ругаться, не кричать.

Улыбнемся всем скорей,

И начнется день светлей!

Педагог: Ребята, внимательно посмотрите друг на друга. Вы все такие разные: у одних глаза голубые, у других они карие, серые. У одних волосы русые, у других черные. Но всех нас объединяет одно – мы живем в большой, красивой, самой лучшей стране. Как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Наша Родина – Россия.

Педагог: Правильно, страна, в которой мы живем, называется Россия. Посмотрите, какая большая наша страна. (Слайд.) А кто из вас знает, народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Слайд.).

(Ответы детей.)

Педагог: В нашей стране проживают люди разных национальностей. Россия – многонациональная страна. На её территории проживают русские, татары, башкиры, чеченцы, казахи, чуваши, цыгане, молдаване, украинцы и многие другие. Каждый народ имеет свою культуру, обычаи, обряды. Но все эти народы вносят свой вклад в общее дело – развитие и процветание России. Поэтому очень важно крепить дружбу и сотрудничество народов России. Но в то же время мы должны уважать национальные чувства каждого народа.

Из чего наш мир состоит?

Из дубка, что в поле стоит,

Из высоких гор с сединой.

И еще, и еще из тебя со мной.

Из мальчиков и девочек,

Из книжек и затей,

А главное, а главное –

Из взрослых и детей.

Ребята, но ведь на планете наша страна не одинока. Есть еще много разных стран. Какие страны вы знаете?

Дети: Германия, Англия, Япония…

Педагог: Правильно. В этих странах проживают взрослые и дети разных национальностей. И сейчас я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым странам, чтобы найти новых друзей. А поможет нам в этом Цветик-семицветик. (Слайд.) С его помощью можно очутиться в любом уголке Земного шара. Отрываем первый лепесток. Давайте скажем волшебные слова:

Дети: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Ребята, как вы думаете, в какой стране могут жить эти дети? (Слайды.)

Дети: В Китае.

Педагог: А как вы догадались?

Дети: Национальная одежда, узкие глаза, темные волосы.

Педагог: Совершенно верно. Эти дети из Китая. Как бы нам подружиться с ними? Что больше всего любят все дети?

Дети: Играть.

Педагог: Я предлагаю вам поиграть в китайскую народную игру «Поймай за хвост дракона!».

Игра «Поймай за хвост дракона!»

В игре принимают участие не меньше десяти человек. Они строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо, впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, — голова дракона, последний — его хвост.

Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за головой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают голове ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший в шеренге предпоследним.

Педагог: Ребята, теперь у нас есть друзья в Китае. Давайте мы с ними попрощаемся (Цзай цзень) и отправимся дальше. Отрываем следующий лепесток.

Дети: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Педагог: Кто из вас знает, где живут эти дети? (Слайд.)

Дети: Эти дети живут в Африке. (Слайд.)

Педагог: В Африке очень жарко. И поэтому жители Африки предпочитают легкую одежду. Но некоторые жители Африки живут не в городах, они живут племенами в джунглях. Жители племен очень любят носить бусы, браслеты (и мужчины, и женщины), а из одежды предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.

Мы с вами не знаем языка этих народов, мы поздороваемся с ними без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами. Давайте мы с вами поздороваемся друг с другом носами. А как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети?

Дети: Петь и танцевать.

Педагог: Правильно. Поэтому, чтобы подружиться с африканскими детьми, я предлагаю вам попеть и потанцевать. (Слайд.)

Песня «Чунга-чанга» (музыка В.Шаинского, слова Ю.Энтина)

1. Чунга-Чанга-синий небосвод, 
Чунга-Чанга-лето круглый год, 
Чунга-Чанга-весело живем, 
Чунга-Чанга-песенку поем! 
Припев: 
Чудо-остров,чудо-остров, 
Жить на нем легко и просто, 
Жить на нем легко и просто, 
Чунга-Чанга! 
Наше счастье — постоянно 
Жуй кокосы, ешь бананы, 
Жуй кокосы, ешь бананы, 
Чунга-Чанга! 
2. Чунга-Чанга-места лучше нет, 
Чунга-Чанга-мы не знаем бед, 
Чунга-Чанга-кто здесь прожил час, 
Чунга-Чанга-не покинет нас! 
Припев: 
Педагог: Ребята, мы нашли друзей и в Африке. А теперь отправляемся дальше. Отрываем еще один лепесток.

Дети: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Педагог: Ребята, смотрите кругом только снег, льды. Куда это мы попали? (Слайд 10).

Дети: Мы на Севере.

Педагог: А кто из вас знает, народы, каких национальностей живут на Севере?

Дети: Эскимосы, чукчи, якуты.

Педагог: Правильно, ребята. Но сегодня мы в гостях у детей-эскимосов. (Слайд.) Обратите внимание, как одеты дети. Как вы думаете, почему они так тепло одеты?

Дети: Потому что на Севере очень холодно, там очень сильные морозы.

Педагог: Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур животных. Одежда и обувь — непромокаемые и очень теплые, поэтому замерзнуть просто невозможно. И дети-эскимосы очень любят гулять, играть, морозы им не страшны. Ребята хотят с нами подружиться, но сначала просят нас выполнить несколько заданий. Вы готовы?

Дети: Готовы.

Задание 1. Назовите животных и птиц, которые живут на Севере.

Дети: белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень.

Задание 2. Назовите основные занятия народов Севера?

Дети: Охота, рыболовство, оленеводство.

Задание 3: Подберите родственные слова к слову «рыба».

Дети: Рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбацкий, рыбный, рыболов, рыбка, рыбёшка.

Педагог: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями. Давайте подарим детям-эскимосам стихотворение о Северном полюсе.

Дети: Смотрите, смотрите, снега и снега.

Четвертые сутки бушует пурга.

Она сорвала свой простуженный голос,

Пока добиралась на северный полюс.

Педагог: Вот, ребята, мы и еще нашли себе друзей. Ребята, а ведь в нашей группе есть дети, которые приехали из других стран. Ваге, откуда ты приехал?

Ваге: Из Армении, из города Ереван.

Педагог: Наверняка, у Ваге осталось на Родине много друзей. Я предлагаю воспользоваться нашим цветком и побывать на Родине Ваге.

Дети: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Педагог: Это город Ереван. (Слайд.) Ваге, расскажи нам, пожалуйста, немного о своем городе.

Ваге: Ереван – столица Армении. Это очень красивый город. В Армении есть гора Арарат. У меня в Ереване осталось очень много друзей. С одними я жил в одном дворе, на одной улице, с другими я ходил в детский сад. Я очень хотел бы, чтобы мои друзья подружились с вами. (Слайд.)

Педагог: Спасибо, Ваге. Я уверена, что ребята обязательно подружатся с твоими друзьями. А сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в армянскую игру «Цветы и ветерки», которой меня научил Ваге. По-армянски эта игра звучит так «Царик ев каминер».

Игра «Цветки и ветерки»

В центре игровой площадки на расстоянии двух метров рисуют две линии, после чего на расстоянии десяти, пятнадцати метров рисуют еще две линии. Игроки, поделенные на команды: одна цветы, а вторая — ветерки — стоят перед внутренней линией друг напротив друга. Команда цветков, заранее придумывают себе прозвища, соответствующие названию цветов.

После этого цветы произносят: «Здравствуйте, ветерки!»

Ветерки отвечают им: «Здравствуйте, цветы!» 

В ответ цветы произносят: «Ветерки, ветерки! Угадайте наши имена!»

Команда ветерков начинают перебирать и говорить название цветов. Как только, они угадывают, цветок начинает убегать, а ветерки ловят его. После того, как все цветки пойманы, команды меняются ролями.

Педагог: Ребята, понравилась вам игра?

Дети: Да!

Педагог: Вот и еще появились у нас новые друзья. Ребята, а кто еще из детей приехал к нам из другой страны?

Дети: Маша.

Педагог: Машенька, а откуда ты приехала к нам?

Маша: Я приехала из Республики Молдова. Мы жили в городе Кишинев. Там я ходила в детский сад.

Педагог: Ребята, я предлагаю отправиться в Республику Молдова. (Слайд.)

Дети: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Педагог: Вот мы и в Республике Молдова, в городе Кишинев, родном городе Маши. Ребята, посмотрите, какой это красивый город. Машенька, у тебя ведь, наверное, остались друзья?

Маша: В Кишиневе у меня очень много друзей. И когда я навещаю свою бабушку и дедушку, я всегда встречаюсь со своими друзьями. Я могу познакомить со своими друзьями. (Слайд.)

Дети: Мы очень хотим познакомиться с Машиными друзьями и подружиться с ними. Мы хотим нашим новым друзьям прочитать стихотворение о Молдове.

Моя Молдова – это я!
Всегда любима и нужна…
Мой край садов, полей и рек,
Моя семья, мои друзья…
Рассвет на берегу Днестра..
И стаи в небе журавлей…
И золотистый листопад,
И белоснежный снегопад…
Моя Молдова – это я!
И вы, и ты, и он, она…

Педагог: Прекрасное стихотворение, спасибо. Я надеюсь, что оно понравится нашим новым друзьям. Ребята, у нас с вами появилось очень много новых друзей. Они все живут в разных странах. Но у нас в России есть одно место, где мы все можем встретиться. Это международный детский центр (самый большой в мире) «Артек» на берегу Черного моря. И я предлагаю вам сейчас отправиться в Артек. Давайте произнесем волшебные слова.

Дети: Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Педагог: Вот мы и оказались в международном детском центре «Артек». (Слайды.) «Артек» работает круглый год, и в нем ни на минуту не утихает детский смех и веселье. За всю историю существования «Артека» здесь побывало более полутора миллионов детей из 150 стран мира. Все эти дети нашли в Артеке новых друзей и дорожат этой дружбой. Ребята, кто из вас знает стихотворение о дружбе?

Дети: Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весны полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом – даже злая слабость,

Вмиг растает и уйдёт.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Тебе она сослужит службу

Ведь дружба – это ценный дар!

(Анастасия Парнюк.)

Педагог: Большое спасибо. Ребята, у нас остался еще один лепесток. Пусть этот лепесток исполнит наше самое заветное желание. Давайте мы пожелаем всем детям нашей Земли здоровья, счастья, мира и большой дружбы. Вы согласны?

Дети: Да! (Слайд.)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Пусть дети на всей Земле будут здоровы, счастливы.

Пусть дружба объединит всех детей на Земле.

Пусть дети живут в мире, никогда не узнают, что такое война.

Педагог: Предлагаю спеть песню «Давайте дружить!»

Песня «Давайте дружить»

Суровые горы стеною стоят,

Леса, зеленея, прохладой шумят.

На севере злятся метели, метут.

На юге давно абрикосы цветут.

Как много цветов по весне расцветет.

Как много людей на планете живёт.

И все они любят родные края.

И все они дети планеты Земля.

Припев: Давайте дружить, давайте любить.

Давайте друг другу улыбки дарить.

Добром за добро не стесняться платить.

И в гости, почаще друг к другу ходить.

Давайте смеяться, давайте играть,

Давайте друг другу во всём доверять.

Мы будем дружить как большая семья,

И станет счастливой планета Земля!

  • Рассказ о дружбе 5 класс по однкнр
  • Рассказ о добре и зле 4 класс светская этика
  • Рассказ о дружбе 4 класс по орксэ
  • Рассказ о добре и зле 3 класс короткие
  • Рассказ о дружбе 3 класс по литературе написать