единственный ребенок
жизнь в достатке
из обеспеченной семьи
нет детей
никогда не был женат/замужем
ранняя потеря родителей
совершение преступления
История создания героя, реальные прототипы
Кадр из х/ф “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988. Владимир – актер Михаил Ефремов
Существуют две основных версии относительно “происхождения” литературного героя. Согласно первой, его прототипом был небогатый дворянин Островский. Сторонники второй версии считают, что Пушкин воспользовался судебным разбирательством нижегородского помещика Дубровского.
Описание героя
Владимир Андреевич Дубровский – сын Андрея Гавриловича, молодой (около 23 лет) гвардейский офицер. Он очень рано лишился матери и в возрасте восьми лет был отправлен отцом в Петербург, где учился в Кадетском корпусе. После его окончания был зачислен в гвардию.
В начале романа Владимир Андреевич – типичный представитель столичной “золотой молодежи” пушкинской эпохи. Отец регулярно отсылает сыну крупные денежные суммы, что позволяет ему жить “на широкую ногу”. Владимир Андреевич ни в чем себе не отказывает и, по примеру многих сослуживцев, надеется увеличить свое состояние путем женитьбы на богатой невесте. Младший Дубровский беспечно относится к жизни и совершенно не задумывается о будущем.
Роль героя в произведении
Владимир Андреевич играет главную роль в романе. На его примере Пушкин показывает, к каким трагическим последствиям может привести произвол властей. Несправедливое лишение имения (единственного источника дохода) обрекает Дубровского на бедность и невольно толкает на преступный путь.
Свидание с Машей. Иллюстрация Б. Кустодиева
Дворянин-разбойник Дубровский – романтический герой, вступающий в борьбу против всего общественного строя. Поставив себя вне закона, он стал смертельным врагом “власть имущих”, но завоевал уважение низших классов и бедных дворян, также пострадавших от несправедливости.
Развитие героя по мере сюжета
По мере развития сюжета Дубровский предстает перед читателем в трех основных, разительно отличающихся друг от друга образах: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник.
Все “превращения” главного героя вызваны сильными эмоциональными потрясениями. Трагическая смерть отца и лишение имения по вине Троекурова заставляют беспечного молодого человека серьезно задуматься о будущем. Поначалу он совершенно не планирует “бунтовать” и останавливает своих людей, намеревавшихся “разобраться” с приехавшими в Кистеневку представителями власти. Разбор бумаг отца, вид пьяных чиновников, готовность крестьян защищать своего “законного” хозяина наполняют душу Дубровского решимостью.
Главарь разбойников – не просто преступник, стремящийся к грабежам и насилиям. В самых первых известиях о появлении шайки его наделяют “умом, отважностью и каким-то великодушием”. Самый характерный пример – рассказ Анны Савишны Глобовны о том, как Дубровский помог ей разоблачить нечистого на руку приказчика. В финале Владимир Андреевич, раненый Верейским, запрещает своим людям трогать князя.
Кадр из фильма “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988
Резкое изменение образа жизни идет на пользу Дубровского. Лишившись привычного комфорта, он становится хладнокровнее и тщательно обдумывает свои действия. Избалованный офицер вряд ли бы составил хитроумный план мести Троекурову, включающий “превращение” в Дефоржа.
Большое значение имеет “шутка” Троекурова с медведем. Ни о чем не подозревая, Кирила Петрович подверг Дубровскому настоящему испытанию. Не каждый молодой человек смог бы “остаться в образе” и не выдать себя.
Дубровский в “роли” Дефоржа предстает в своем истинном облике, т. е. тем, кем бы он был без развращающего влияния Петербурга и высшего общества. Положительно воздействует на него и зарождение любви к красавице Маше. Это сильное чувство заставляет Владимира Андреевича отказаться от намерения жестоко отомстить своему злейшему врагу: “Я отказался от мщения, как от безумства”.
Сцена с медведем. Иллюстрация Р. Штейна
Состоявшаяся свадьба Марьи Кириловны с Верейским становится последним и самым сильным эмоциональным потрясением для Дубровского. Фактически это лишает его возможности вернуться к прежним “образам” и обрекает навсегда остаться вне общества.
Главарь разбойников мужественно руководит обороной лесной крепости, после чего понимает, что поражение неизбежно. Оставаться в России опасно и уже не имеет никакого смысла.
Отношение автора к герою
Пушкин сочувственно относится к своему романтическому герою. Великий поэт и сам придерживался мыслей о необходимости сопротивления произволу, хотя и не в таких крайних формах. Пушкин выделяет положительные качества Дубровского (мужество, благородство, честность), которые могли бы быть применены в полезной деятельности. Трагизм образа главного героя заключается в том, что ему не дали шансов проявить себя в других сферах жизни.
Бессмысленный “бунт” Дубровского обречен на поражение. Автор приводит Владимира Андреевича к осознанию этого печального факта лишь в самом финале романа.
Прототипы
М. Ефремов в роли Дубровского в фильме “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988
По свидетельству П. И. Бартенева, однажды Пушкин услышал от П. В. Нащокина рассказ об одном небогатом белорусском помещике по фамилии Островский. Сосед затеял с ним судебную тяжбу насчет имения и выиграл дело. Лишившийся всего имущества Островский возглавил крестьянский отряд и какое-то время совершал дерзкие грабительские налеты в окрестностях. “Бунтовщик” был пойман и посажен в острог. В пользу вероятности этого прототипа говорит тот факт, что в первоначальном варианте романа главного героя звали Островский.
В советское время была выдвинута другая версия. В 1802 г. решением суда было незаконно отнято имение у родственника нижегородского помещика Дубровского в пользу губернского прокурора. Дубровский отказался признать это решение и посылал своих людей в бывшие владения для заготовки леса. Пушкин был знаком с этим громким делом.
Экранизации героя
В отечественном кинематографе образ Владимира Дубровского был экранизирован дважды. В 1936 г. его роль исполнил знаменитый актер МХАТа Борис Ливанов (“Дубровский”, режиссер А. В. Ивановский). Критики высоко оценили картину, признав игру Ливанова одной из лучших его героико-романтических ролей.
В 1988 г. вышел фильм “Благородный разбойник Владимир Дубровский” (режиссер В. А. Никифоров), главную роль в котором сыграл М. О. Ефремов. Актер уже был широко известен театральным зрителям. К этому времени он снялся в нескольких фильмах. Исполнение Ефремовым роли Дубровского вызвало неоднозначные оценки. В целом, критики отмечали, что артист по облику, поведению и внешнему виду действительно “напоминает” неопытного молодого дворянина. В то же время Ефремову ставили в укор довольно-таки слабую и невзрачную игру в ключевых сценах (в частности, объяснение в любви Маше).
Ради справедливости стоит заметить, что молодому Ефремову было трудно “конкурировать” с выдающимися актерами: В. Я. Самойловым (Троекуров) и К. Ю. Лавровым (старший Дубровский).
Список литературы
- Маранцман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1974.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. – №7.
- Соболева Т.П. Повесть А.С. Пушкина “Дубровский”. Издательство академии педагогических наук РСФСР, Москва, 1963. – 116 с.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 6k
Главным героем романа А. С. Пушкина «Дубровский» является Владимир Андреевич Дубровский — молодой дворянин, благородный и отважный человек. Не в силах смириться с несправедливостью и беззаконием, он встаёт на преступный путь, чтобы отомстить за смерть отца и разорение своей семьи. Характеристика Дубровского необходима для того, чтобы продемонстрировать, к каким трагическим последствиям может привести произвол властей. Некогда беспечный юноша из приличной семьи вынужден стать благородным разбойником, чтобы своими силами восстановить справедливость.
Содержание
- Краткая характеристика
- Цитатная характеристика
- Портрет
- Внешность
- Черты характера и поступки
- Воспитание
- Характеристика Дубровского другими героями
- Дубровский-старший
- Троекуров
- Маша Троекурова
- Спицын
- Верейский
- Крестьяне
- Народная характеристика
- Биография
- Образ жизни Дубровского в Петербурге
- Образ Дубровского
- 5 фактов о Дубровском
- Вывод
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дубровский.
Полное имя — Владимир Андреевич Дубровский.
Возраст — 23 года.
Род занятий — гвардейский офицер, затем — предводитель разбойников и гувернер.
Семья — отец Андрей Гаврилович Дубровский.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для дворянских семейств.
Образование — традиционное для дворянских семейств.
Внешность — среднего роста молодой человек с карими глазами и русыми волосами.
Характер — честолюбивый, решительный, добрый, отважный, мстительный, ответственный.
Положительные черты — добрый, милосердный, храбрый, решительный.
Отрицательные черты — мстительный, расчетливый, амбициозный.
Произведение — «Дубровский».
Автор — Александр Сергеевич Пушкин.
Цитатная характеристика
Описание Дубровского с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Портрет
Художественный портрет Троекурова основан на том, что он является представителем старинного, но обедневшего дворянского рода.
«Бедному дворянину, каков он…»
Источник: Том первый, глава I
Дубровские очень бедны. Всё, что они имеют, — это передаваемая по наследству деревня Кистенёвка и семь десятков крепостных крестьян.
«…сельцо Кистеневка досталось ему по смерти покойного его родителя, что он владеет им по праву наследства…»
Источник: Том первый, глава I
«…владел семидесятью душами…»
Источник: Том первый, глава I
Дом Дубровских выглядит откровенно убогим, обветшавшим.
«…серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца»
Источник: Том первый, глава III
«…взбежал на ветхое крыльцо…»
Источник: Том первый, глава III
Дубровские настолько бедны, что не могут позволить себе держать поверенного, который бы занимался их финансовыми и хозяйственными делами.
«…молодой Дубровский хотел заняться делами, но отец его был не в состоянии дать ему нужные объяснения — у Андрея Гавриловича не было поверенного».
Источник: Том первый, глава IV
Андрей практически не знал, что такое полноценная семейная жизнь: рано лишившись матери, он был отдан на обучение в Петербург.
«Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».
Источник: Том первый, глава III
Несмотря на скромное финансовое положение Дубровский-старший смог обеспечить сыну приличное образование в Петербурге.
«Сын Дубровского воспитывался в Петербурге…»
Источник: Том первый, глава I
«…отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать…»
Источник: Том первый, глава III
Портретная характеристика Андрея Дубровского основана на том, что он является военным, и служит в гвардейском пехотном полку.
«…молодого Дубровского, служившего в одном из гвардейских пехотных полков и находящегося в то время в Петербурге».
Источник: Том первый, глава III
«…воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию…»
Источник: Том первый, глава III
«…Дубровский сам был гвардейским офицером…»
Источник: Том второй, глава IХ
Внешность
Владимир Дубровский — молодой 23-летний человек.
«…Дубровский пятью годами старше моей Маши и что, следственно, ему не тридцать пять, а около двадцати трех».
Источник: Том второй, глава IХ
«От роду 23 года…»
Источник: Том второй, глава IХ
В детстве Владимир был белокурым кудрявым мальчиком.
«Я помню его ребенком; не знаю, почернели ль у него волоса, а тогда был он кудрявый белокуренький мальчик…»
Источник: Том второй, глава IХ
Внешний вид Дубровского ничем не примечателен: это молодой человек среднего роста с карими глазами и русыми волосами.
«От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось…»
Источник: Том второй, глава IХ
В Дубровском чувствуется порода, аристократичность.
«…его звучный голос и величественный вид…»
Источник: Том первый, глава V
Владимир — физически крепкий молодой человек, и это видно невооруженным глазом.
«Его наружность, обличающая силу…»
Источник: Том второй, глава Х
Черты характера и поступки
В самом начале произведения Владимир Дубровский выступает как беспечный, легкомысленный юноша, привыкший жить на всём готовом благодаря усилия отца.
«…отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».
Источник: Том первый, глава III
Не задумываясь о том, как тяжело живётся отцу, Владимир мог позволить себе весьма расточительный образ жизни.
«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги…»
Источник: Том первый, глава III
Юный Дубровский видел решение всех своих финансовых проблем выгодной женитьбой на богатой невесте.
«…не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
Источник: Том первый, глава III
Владимир плохо знал своего отца, так как почти всю жизнь провёл вдали от отчего дома, но был глубоко и нежно к нему привязан.
«…почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста — со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».
Источник: Том первый, глава III
Известие о тяжёлой болезни отца угнетает Дубровского, которой обвиняет себя в невнимании. Чтобы ухаживать за ним, он бросает военную службу, и поселяется в родной Кистенёвке.
«Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи и дворни, угрожаемого каким-то бедствием и угасающего без помощи в мучениях телесных и душевных. Владимир упрекал себя в преступном небрежении. Долго не получал он от отца писем и не подумал о нем осведомиться, полагая его в разъездах или хозяйственных заботах».
Источник: Том первый, глава III
«Он решился к нему ехать и даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия».
Источник: Том первый, глава III
Дубровский привык к весёлой, шумной столичной жизни, и переезд в глухую деревню угнетает его.
«…он воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне, глушь, безлюдие, бедность и хлопоты по делам, в коих он не знал никакого толку».
Источник: Том первый, глава III
Трагическая смерть отца становится тяжёлым ударом для молодого Дубровского. Ему трудно принять совершённую подлость по отношению к старику и полное разорение его семьи.
«Молодой Дубровский стал у клироса; он не плакал и не молился — но лицо его было страшно».
Источник: Том первый, глава V
«Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки — в таком случае нищета ожидала его».
Источник: Том первый, глава V
Пребывая в страшном отчаянии от чиновничьего беспредела, Владимир Дубровский организовывает разбойничью шайку и принимается грабить местных богачей.
«…я слыхал, что Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет…»
Источник: Том второй, глава IХ
Для Дубровского, в прошлом офицера, большое значение имеет понятие чести.
«Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища…»
Источник: Том второй, глава IХ
Злейшим врагом Дубровского был Троекуров — виновник смерти его отца. Чтобы пробраться к нему в дом, Владимир воспользовался ситуацией и выкупил документы француза-гувернёра, чтобы под его именем прибыть в Покровское.
«Дубровский, овладев бумагами француза, смело явился, как мы уже видели, к Троекурову и поселился в его доме…»
Источник: Том второй, глава ХI
«…никто не подозревал, что в скромном молодом французе таился грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев».
Источник: Том второй, глава ХI
В имении Троекурова Дубровский под видом Дефоржа смог всех очаровать своими природными качествами: смелостью, добротой, внимательностью. Он стал считаться членом семьи.
«Все любили молодого учителя, Кирила Петрович — за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна — за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша — за снисходительность к его шалостям, домашние — за доброту и за щедрость, по-видимому несовместную с его состоянием. Сам он, казалось, привязан был ко всему семейству и почитал уже себя членом оного».
Источник: Том второй, глава ХI
Владимир Дубровский — на редкость смелый молодой человек. Оказавшись запертым в комнате с медведем, он не растерялся и в упор выстрелил в свирепого зверя. Так он демонстрирует не только храбрость, но и чувство собственного достоинства.
«…Троекуров вспомнил о нем и вознамерился угостить его в медвежьей комнате…двое слуг вталкивают в нее француза и запирают ее на ключ. Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него… Француз не смутился, не побежал и ждал нападения. Медведь приближился, Дефорж вынул из кармана маленький пистолет, вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил. Медведь повалился».
Источник: Том первый, глава VIII (Том первый, глава VIII)
«— Я не слыхивал о медведе, — отвечал Дефорж, — но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званью, не могу требовать удовлетворения…»
Источник: Том первый, глава VIII
Ум и сердце молодого Дубровского пленяет красавица Маша Троекурова. Ради неё он не поджигает имение своего врага, а внедряется под видом гувернёра Дефоржа — только так он может быть ближе к Маше на законном основании.
«Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству — в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства».
Источник: Том второй, глава ХII
«…зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно…»
Источник: Том второй, глава ХI
«Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни… »
Источник: Том второй, глава ХII
«За вас отдал бы я жизнь, видеть вас издали, коснуться руки вашей было для меня упоением».
Источник: Том второй, глава ХV
Первым, кому Дубровский раскрыл свое истинное лицо, становится помещик Спицын — один из виновных в смерти его отца.
«Антон Пафнутьич открыл глаза и при лунном свете осеннего утра увидел перед собою Дефоржа; француз в одной руке держал карманный пистолет, другою отстегивал заветную суму, Антон Пафнутьич обмер.
— Кесь ке се, мусье, кесь ке ce, — произнес он трепещущим голосом.
— Тише, молчать, — отвечал учитель чистым русским языком, — молчать или вы пропали. Я Дубровский».
Источник: Том второй, глава Х
«Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения. Он знал о существовании сумки и решился ею завладеть. Мы видели, как изумил он бедного Антона Пафнутьича неожиданным своим превращением из учителей в разбойники».
Источник: Том второй, глава ХI
Затем Дубровский решается на признание с самой Машей.
«…я не француз Дефорж, я Дубровский».
Источник: Том второй, глава ХII
«…я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться — ни за себя, ни за него. Все кончено. Я ему простил».
Источник: Том второй, глава ХII
«Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить, что никогда…»
Источник: Том второй, глава ХII
Дубровский готов совершить убийство ради спасения Маши от ненавистного брака с Верейским, однако по просьбе девушке он отказывается от самосуда.
«— Я бы мог избавить вас от ненавистного человека.
— Ради бога, не трогайте его, не смейте его тронуть, если вы меня любите — я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса…
— Я не трону его, воля ваша для меня священна. Вам обязан он жизнию. Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше…»
Источник: Том второй, глава ХV
Дубровский не успевает спасти Машу от венчания — обряд уже состоялся. Помня обещание, данное возлюбленной, он сохраняет жизнь Верейскому, хотя сам получает ранение. Вскоре он распускает шайку и навсегда покидает родные края.
«Дубровский был ранен в плечо, кровь показалась».
Источник: Том второй, глава ХVIII
«…узнали, что Дубровский скрылся за границу».
Источник: Том второй, глава ХIX
Воспитание
После ранней смерти матери воспитанием Владимира занималась его нянюшка Егоровна.
«…в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника».
Источник: Том первый, глава III
В возрасте семи лет Владимир был отправлен отцом в Петербург на учебу в Кадетский корпус — престижное военное учебное заведение.
«…был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста…»
Источник: Том первый, глава III
«Сын Дубровского воспитывался в Петербурге…»
Источник: Том первый, глава I
«Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе…»
Источник: Том первый, глава III
Владимир получил отличное воспитание и образование. Он в совершенстве владел французским, прекрасно танцевал и играл на фортепиано. Эти качества пригодились Владимиру, когда он прибыл в имение Троекурова под видом француза-гувернера Дефоржа.
«…зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно…»
Источник: Том второй, глава ХI
«Учитель между всеми отличался, он танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним очень ловко вальсировать».
Источник: Том второй, глава Х
Характеристика Дубровского другими героями
Дубровский-старший
Дубровский-старший прекрасно понимает, что его сын — бедный дворянин, но он не хочет, чтобы ради обеспеченной жизни ходил в прислужниках у богатой жены. Для него важно, чтобы сын сохранил чувство собственного достоинства.
«Андрей Гаврилович качал головой и отвечал обыкновенно: “Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки“».
Источник: Том первый, глава I
Подробная характеристика Андрея Дубровского (старшего).
Троекуров
Троекуров помнит Владимира только маленьким мальчиком. Именно по этой причине он не признаёт его в гувернёре Дефорже.
«Я помню его ребенком; не знаю, почернели ль у него волоса, а тогда был он кудрявый белокуренький мальчик, но знаю наверное, что Дубровский пятью годами старше моей Маши и что, следственно, ему не тридцать пять, а около двадцати трех».
Источник: Том второй, глава IХ
Троекуров, который всегда ценил в людях храбрость, после случая с медведем начинает уважать Дефоржа/Дубровского и при каждом удобном случае хвалить его за проявленную смелость.
«…сказал: «Каков молодец! не струсил, ей-богу, не струсил». С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его пробовать…»
Источник: Том первый, глава VIII
«Кирила Петрович с великим удовольствием стал рассказывать подвиг своего француза, ибо имел счастливую способность тщеславиться всем, что только ни окружало его».
Источник: Том второй, глава IХ
Подробная характеристика Троекурова.
Маша Троекурова
Маша, впервые узнав о Дубровском в качестве разбойника, наделяет его романтическим ореолом.
«Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического, особенно Марья Кириловна, пылкая мечтательница…»
Источник: Том второй, глава IХ
Дубровский, скрываясь под личиной Дефоржа, покоряет Машу своей удивительной храбростью и чувством собственного достоинства.
«Она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение…»
Источник: Том первый, глава VIII
Дубровский нравится Маше. Узнав о предстоящем браке со стариком Верейским, она соглашается стать его женой, несмотря на сомнительную репутацию. Это известие вызывает у Владимира бурю эмоций.
«…Нет, нет, — повторяла она в отчаянии, — лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского…»
Источник: Том второй, глава ХIII
«…я буду вашей женою.
Дубровский затрепетал, бледное лицо покрылось багровым румянцем и в ту же минуту стало бледнее прежнего».
Источник: Том второй, глава ХV
Подробная характеристика Маши Троекуровой.
Спицын
Трус и лжец Спицын прекрасно понимает, что, будучи личным врагом Дубровского, не сможет ожидать от него пощады.
«Как чего боюсь, батюшка Кирила Петрович, а Дубровского-то; того и гляди попадешься ему в лапы. Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерет».
Источник: Том второй, глава IХ
Не подозревая, что Дефорж — это и есть Дубровский, Спицын доверяет его силе и храбрости.
«…он искал глазами надежного товарища и выбрал наконец Дефоржа. Его наружность, обличающая силу, а пуще храбрость, им оказанная при встрече с медведем, о коем бедный Антон Пафнутьич не мог вспомнить без содрогания, решили его выбор».
Источник: Том второй, глава Х
Подробная характеристика Спицына.
Верейский
Князь Верейский не в курсе трагедии, разыгравшейся в семье Дубровских. Он считает Владимира просто славным разбойником и совершенно не сердится на него за разграбленное имение.
« — Дубровскому, — повторил Верейский, — как, этому славному разбойнику?»
Источник: Том второй, глава ХIII
«…кстати, князь, Дубровский побывал ведь у тебя в Арбатове?
— Да, прошлого году он, кажется, что-то сжег или разграбил…»
Источник: Том второй, глава ХIII
Подробная характеристика князя Верейского.
Крестьяне
Крепостные крестьяне всем сердцем любят своих хозяев — Владимира Дубровского и его отца. Не желая принадлежать жестокому помещику Троекурову, они согласны идти за Дубровским до последнего.
«…дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
Источник: Том первый, глава III
«Отдают нас Троекурову, отымают нас от твоей милости!..»
Источник: Том первый, глава V
«Отец ты наш, — кричали они, целуя ему руки, — не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, осударь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим…»
Источник: Том первый, глава V
«— Отец наш, кормилец, — отвечали люди, — умрем, не оставим тебя, идем с тобою».
Источник: Том первый, глава VI
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Дубровского вместе!
Биография
Владимир Дубровский — молодой дворянин, единственный сын обедневшего дворянина Андрея Гавриловича Дубровского.
Лишившись матери в раннем возрасте, Андрей воспитывался крепостной крестьянкой, доброй нянюшкой Егоровной. Когда мальчику исполнилось восемь лет, отец отправил его в Петербург, где он проходил обучение в Кадетском корпусе — престижном военном учебном заведении для детей дворян. После окончания обучения Владимир был зачислен корнетом в гвардию.
В Петербурге юный Дубровский вёл беззаботный, разгульный образ жизни и совершенно не задумывался о будущем: отец исправно присылал ему деньги, а поправить материальное положение Владимир намеревался выгодной женитьбой на богатой невесте.
Известие о болезни отца и несправедливой передачи родового имения соседу Троекурову застало беспечного Владимира врасплох. По приезде в Кистенёвку он ужаснулся, в каком плачевном состоянии оказался его отец, который вскоре отошел в мир иной. В итоге молодой Дубровский потерял всё, что имел, — горячо любимого отца и средства на жизнь.
Владимир при поддержке крепостных, оказавшихся на его стороне, подпалил Кистенёвку, а сам организовал разбойничью шайку и стал разорять местных богачей. Он планировал жестоко отомстить своему главному обидчику Троекурову, но планы его изменились из-за любви к его дочери Маше.
Под видом француза-гувернёра Дубровский проник в имение Троекурова, где получил возможность признаться Маше в своих чувствах. Их счастью не суждено было сбыться: Троекуров отдал дочь замуж за богатого старика Верейского, а Дубровский был вынужден навсегда покинуть родные края.
Образ жизни Дубровского в Петербурге
Владимир Дубровский в семилетнем возрасте был отправлен отцом в Петербург на обучение в Кадетский корпус — военное училище для детей дворян. Там мальчик получил качественное и всестороннее образование: помимо основных предметов, он изучал музыку, танцы, светские манеры и пр.
После окончания образования Владимир в звании корнета был зачислен в гвардию. Шумная столичная жизнь со своими неписаными правилами наложила свой отпечаток на личность юноши. Поскольку Дубровский-старший делал всё возможное, чтобы регулярно высылать деньги сыну, Владимир ни в чём не знал отказа и вёл весьма беспечный образ жизни, совершенно не задумываясь о будущем.
Дубровский-младший вёл в Петербурге тот образ жизни, который был принят среди его окружения: сорил деньгами, играл в карты, позволял себе роскошные прихоти, при необходимости одалживал крупные суммы.
Поскольку Владимир принадлежал к знатному, но обедневшему дворянскому семейству, он рассчитывал решить все свои финансовые проблемы выгодной женитьбой на богатой невесте. Однако беспечная жизнь Владимира в столице была раз и навсегда перечеркнута тревожными известиями из дома.
Образ Дубровского
При первом знакомстве с Владимиром Дубровским создаётся впечатление, что это праздный, беспечный молодой человек, который не способен нести ответственность за собственную жизнь. Владимир не беспокоится ни здоровьем, ни положением дел своего отца, хотя и любит его всем сердцем — куда больше его волнуют те удовольствия, которые окружают его в столице. Однако жизнь его разительно меняется после известия о болезни отца и потере родового имения.
Столкнувшись лицом к лицу с серьёзными проблемами, людской несправедливостью и чиновничьим произволом, Владимир неожиданно проявляет себя как решительный, собранный, волевой человек, способный противостоять всем трудностям судьбы. Разобравшись, кто стал виновником смерти отца, Дубровский принимает решение жестоко отомстить подлецам. Он начинает вести охоту на тех, кто из-за денег утратил человеческий облик, но при этом сам не переходит нравственные границы: он разоряет, но не убивает своих обидчиков.
Благородный дворянин становится разбойником с большой дороги, но при этом проявляет себя как исключительно порядочный человек. Он нападает только на тех, кто был причастен к суду над его отцом и никогда не обижает простых людей. Кроме того, Владимир не оставляет в беде своих крепостных, доверивших ему свои жизни. Он дарит им свободу, а наиболее преданных ведет за собой, формируя разбойничью шайку.
Наиболее полно образ Дубровского раскрывается в любви к Маше. Ради прекрасной девушки он готов полностью отказаться от мести к своему главному врагу — помещику Троекурову. Невозможность связать судьбу с возлюбленной угнетает Владимира. Он готов совершить любой поступок, даже пойти на преступление, лишь освободить Машу от отцовской тирании и необходимости выйти замуж за старика Верейского. Однако Владимир не успевает спасти Машу от ненавистного брака. Он мужественно принимает её решение остаться с мужем, а сам уезжает за границу.
5 фактов о Дубровском
- Прототипом Владимира Дубровского стал белорусский дворянин Островский. Став жертвой нечестного судебного процесса, он лишился своего имущества, но не пал духом, а принялся вести разбойничий образ жизни. В итоге Островский был пойман и посажен за решетку.
- В ранних набросках Пушкин именовал героя своего романа Островским, но позднее заменил фамилию. Примечательно, что название роману «Дубровский» дал не сам автор, а издатели — к моменту публикации классик уже скончался.
- Князь Верейский в разговоре с Троекуровым за глаза называет Владимира Дубровского «наш Ринальдо», тем самым сравнивая Владимира с литературным персонажем романа Кристиана Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини».
- Пушкин рассматривал разные сюжетные линии развития любовной истории Дубровского и Маши. Интересно, что решающее объяснение между молодыми людьми почти полностью копирует аналогичную сцену в романе «Онегин»: Маша («Поздно — я обвенчана, я жена князя Верейского…») и Татьяна Ларина («Но я другому отдана; Я буду век ему верна»).
- Сохранились черновики Пушкина, согласно которым А. С. Пушкин планировал написать продолжение романа. Вероятно всего, писатель возвращал главного героя в Москву, к Маше, но об истинном замысле Пушкина приходиться только догадываться.
Вывод
Владимир Дубровский является центральным персонажем романа А. С. Пушкина «Дубровский». Это сложный, весьма противоречивый образ, который меняется и раскрывается с разных сторон на протяжении всего произведения. Его отношение к справедливости, чувству долга не может не вызывать восхищения.
Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать глубинные социальные проблемы, с которыми не справиться одному человеку, каким бы храбрым и решительным он ни был. Дубровский попытался сразиться с системой, но его попытка изначально была обречена на провал. Цитатная характеристика Владимира Дубровского позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 6 классе, написать сочинение или кратко составить доклад на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.
Предыдущая
СочиненияХарактеристика Троекурова в романе Дубровский кратко, образ с цитатами героя Кирилы Петровича (старшего) для сочинения в таблице (6 класс)
Следующая
Сочинения“Мастер и Маргарита” сочинения по роману Булгакова
На чтение 11 мин Просмотров 211к. Опубликовано 30.03.2020
⭐⭐⭐⭐⭐ «Дубровский» за 1 минуту и подробно по главам за 6 минут.
Очень краткий пересказ повести (романа) «Дубровский»
Два военных товарища живут неподалёку: в Покровском — богатый и дурной характером Кирилл Троекуров, а в Кистеневке — помещик доходами попроще и поступками поприятней Андрей Дубровский. У первого подросла красавица дочь Мария, у второго — сын Владимир.
Отцы подумывали даже породниться, но поругались, ссора переросла во вражду. Апофеозом стал суд, на котором Троекуров высудил у товарища его единственную ценность — Кистеневку. Дубровский от горя сходит с ума и вскоре умирает.
В родные края возвращается Владимир и мстит обидчику: сжигает отсуженное поместье, собирает банду грабителей, обманом проникает в дом Троекуровых и завоёвывает сердце Маши.
Однако у старого помещика свои планы относительно будущего дочери — ей в мужья он выбрал 50-летнего князя. Владимир пытается помешать свадьбе, но у него ничего не выходит. После бракосочетания Маша считает себя связанной клятвой и отказывается от любимого. Дубровский, распустив банду, скрывается от властей где-то заграницей…
Список персонажей повести:
- Андрей и Владимир Дубровские
- Кирилл, Марья и Саша Троекуровы
- Князь Верейский
- Шабашкин
- Антон Спицын
- Анна Глобова
- Дефорж
- Егоровна
- Гриша
- Митя
- Кучер Антон
- Кузнец Архип
Краткое содержание повести «Дубровский» подробно по главам
Глава 1. Ссора двух товарищей
Жили-были два помещика: один богатый, другой не очень. Помещику Троекурову не писаны законы. Он живёт, как хочет, наслаждаясь безнаказанностью и всевластием. Его сосед по поместью Дубровский делает ему замечание, что простые люди его живут хуже собак. Давние товарищи ссорятся. Конфликт набирает обороты, когда Дубровский ловит мужиков Троекурова на воровстве леса. Троекуров в отместку принимает решение отобрать у Дубровского его поместье.
Глава 2. Суд
Затеянные Троекуровым судебные разбирательства благодаря нанятому свидетелю плохо заканчиваются для Дубровского — он теряет своё поместье в пользу алчного соседа. Случившееся негативно отражается на здоровье немолодого помещика.
Глава 3. Младший Дубровский спешит домой
Владимир Дубровский, получив письмо от няни, спешит к отцу. Встретивший его кучер заверяет молодого хозяина, что никто из мужиков Кистеневки не хочет служить Троекурову.
Глава 4. Смерть Дубровского старшего
Андрей Дубровский сильно болен. Он толком не может объяснить приехавшему сыну, что случилось. Имение переходит к Троекурову, который уже и не рад победе. Мучимый совестью, он едет с визитом к старому другу. Однако поздно — от одного его вида старый барин впадает в сильнейшее волнение и его парализует. Владимир выгоняет Троекурова вон. Старший Дубровский умирает.
Глава 5. Кистеневцы задумывают мятеж
После похорон старого барина, в имение Дубровских являются представители судебной комиссии. Крестьяне готовятся к отпору, никто не хочет подчиняться решению суда. Владимир уговаривает всех успокоиться и позволяет приезжим остаться на ночь в отчем доме.
Глава 6. Пожар
Ночью дом охватывает пламя. Никто из приглашённых на ночлег не смог выбраться. И это не случайно — выходы были перекрыты кузнецом Кистеневки.
Глава 7. «Новые робингуды»
Идёт активное следствие по поводу возникновения пожара. По округе свирепствует банда неизвестных лиц, нападающих на обеспеченных людей. Поджёг вменяется кузнецу из Кистеневки. По слухам, шайкой бандитов заправляет молодой барин Дубровский, объединивший недовольных крестьян.
Глава 8. Новый учитель Маши и Саши Троекуровых
Тем временем Троекуров приглашает для своего незаконнорожденного сына Саши учителя французского языка Дефоржа. Он оказывается непростым малым и расправляется с медведем, с которым его закрывают в одной комнате шутки ради. Машу Дефорж обучает музыке и попутно пленит её робкое сердечко.
Глава 9. Волнения в усадьбе Троекурова
Во время храмового собрания в доме Троекурова все взволнованно обсуждают нападения молодого Дубровского и его банды. Кто-то восхищен его неуловимостью, кто-то напуган и жаждет его скорейшей поимке. Однако описание Владимира подходит очень многим и вычислить его не так-то просто. Троекуров отмечает, что в его доме появился очень храбрый человек — учитель Дефорж.
Глава 10. Дефорж грабит Спицына
Спицын, напуганный разговорами на празднике, просит Дефоржа ночевать с ним в одной комнате для защиты. Ночью учитель грабит своего подзащитного и обещает расправиться с ним, если тот выдаст его секрет. Дефорж и есть разбойник Дубровский.
Глава 11. Коротко о происхождении учителя Дефоржа
В этой главе читатель узнаёт, как Дубровский покупает у приезжего учителя документы и внедряется в дом Троекуровых.
Глава 12. Объяснение Владимира и Маши
В связи с последними событиями молодой Дубровский спешит покинуть дом Троекурова. Он признаётся Маше в любви и рассказывает о себе правду. Ближе к вечеру за Владимиром приезжает исправник, но лжеучителя уже и след простыл.
Глава 13. Жених для Маши
К несчастью для молодых влюблённых, на Машу положил глаз стареющий князь Верейский.
Глава 14. Свадьба — дело решеное
Верейский настроен очень серьёзно. Он просит руки Маши у её отца. Троекурову такой жених нравится, он приказывает дочери начинать подготовку к свадьбе. Маша узнаёт, что с ней хочет встретиться Владимир.
Глава 15. Встреча Маши и Владимира
На тайном свидании Маша делится своей бедой с Владимиром, который и так уже знает о приближающейся свадьбе. Дубровский хочет помочь Маше избежать нежеланного союза. Девушка просит его не торопить события, она надеется повлиять на отца. Владимир оставляет ей колечко, которое в случае неудачи она должна оставить в назначенном месте.
Глава 16. День свадьбы назначен
Маша отправляет Верейскому послание, в котором просит отменить свадьбу. Но князь показывает письмо Троекурову, который принимает решение запереть дочь и ускорить её бракосочетание.
Глава 17. Неудавшийся крик о помощи
В отчаянии Маша отправляет маленького брата отнести кольцо в назначенное место, чтобы предупредить Владимира, что её план провалился. Саша кладёт кольцо в дупло, но затем видит, как его достаёт мальчишка и решает, что это воришка. Ребята сцепляются в драке. В результате потасовке всё выясняется. Маша обречена.
Глава 18. Венчание
Машу и князя венчают. Дубровский опаздывает. Ему не удаётся вытащить свою возлюбленную из-под венца. Разбойники нападают на карету только на обратном пути. Верейский ранит Владимира, а маша отказывается бежать. Она уже дала клятву князю перед богом.
Глава 19. Владимир подаётся в бега
На шайку Дубровского объявлена травля. Владимир понимает, что ему не выиграть этой войны со властями. Он распускает банду и скрывается.
Краткая характеристика главных героев:
- Образ Владимира Дубровского — главного героя повести А.С. Пушкина «Дубровский»
В начале произведения сын Андрея Дубровского кажется читателю заурядным молодым повесой, который не привык думать наперёд и ни в чём себе не отказывает за счёт средств своего родителя. Как и многие его ровесники, он не прочь жениться на девушке с приданным и продолжить лёгкую, беспечную жизнь. Но это лишь поверхностная шелуха, обусловленная юными годами героя — Владимиру ведь всего 23 года. И в эти годы он уже достаточно образован, воспитан и умён — иначе, вряд ли он смог бы перевоплотиться в преподавателя и грамотно управлять мятежными крестьянами.
На деле, как только герой узнаёт о неприятностях отца, он спешит его увидеть, позабыв про всё вокруг. Причем молодого помещика в первую очередь волнует именно состояние здоровья папы, а не тот факт, что бессовестный сосед отобрал Кистеневку. Здесь герой раскрывается как любящий сын, а в развитии повести ещё и как мужчина, способный на благородную любовь к женщине.
После смерти Дубровского старшего, его наследник, лишившийся родового гнезда, задумал мстить. Он подался в «благородные» разбойники, собрав целую банду из недовольных крестьян. Разбойники обирали исключительно богатых, как правило, нажившихся на чужом горе людей.
В образе Дубровского выразился авторский протест всему несправедливому и нечестному. При этом автор имел ввиду не частный случай несправедливости, а всю российскую помещичью систему тех лет, с её несовершенством и неоправданной властью. Разбойничество хорошим делом не назовёшь, даже если оно затеяно во имя справедливости. Поэтому к концу повести Владимир распускает своих подельников и просит их начать новую жизнь.
- Образ Марии Троекуровой — главного женского персонажа повести А.С. Пушкина «Дубровский»
«Пушкинские» девы похожи друг на друга: молоды, чисты, умны, привлекательны не столько красотой внешней, сколько внутренней и всегда верны своему слову. Такой предстаёт перед читателем и семнадцатилетняя Маша. Простая провинциальная девушка на выданье, привыкшая чтить отца и посвящать свои вечера музыке и чтению.
Маленькую Машу растила простолюдинка, потому что её мама рано умерла. Простая крестьянка одарила девочку невиданной заботой, она росла в любви. Детство Марии прошло в прекрасной тиши деревни, окружённой природными красотами российской глубинки. Маша выросла отзывчивой, чувствительной, мечтательной и романтичной девушкой. Отец плохо понимал свою дочь, и она не чувствовала в нём поддержки. Но Маша почитала родителя и не смела ему перечить.
Единственный момент, когда героиня решилась на протест, был обусловлен глубоким чувством любви, поразившим её юную душу. Маша полюбила дерзкого, умного, храброго и красивого юношу-учителя, нанятого отцом для её сводного брата Саши. Узнав, что за личиной учителя скрывается тот самый Владимир Дубровский, злейший враг отца, Маша не на шутку перепугалась, но поверила любимому и готова была стать его парой. Эта готовность возросла в разы, когда Мария узнала о намерении отца выдать её за старого князя.
Иной читатель видит Машу, когда Дубровский опаздывает на её венчание. Пылкая влюблённая до последней минуты ожидавшая спасения, после произнесения клятвы перед людьми и богом, отказывается бежать с Владимиром. Теперь она жена, и должна сохранять верность супругу. Моральная ответственность и хорошее воспитание не позволили Марии нарушить данного слова.
- Образы Андрея Гавриловича Дубровского и Кирилла Петровича Троекурова в повести А.С. Пушкина «Дубровский»
Александр Сергеевич в своей повести «Дубровский» достоверно отразил картину жизни помещиков 19 века из русской глубинки. Автор не скупился на детали быта и черты характера, а для контрастности в процессе восприятия использовал метод противопоставления героев. Наиболее яркий пример — старые друзья по военной службе Андрей Дубровский и Кирилл Троекуров.
Герои, потерявшие многолетнюю дружбу в самом начале повести, не похожи были друг на друга до крайности. Троекуров богат и влиятелен, помещики помельче перед ним лебезят, а крепостные боятся его до ужаса, но гордятся служить ему. Дубровский же принадлежит к семейству разорившихся дворян, владеет лишь полуразрушенной Кистеневкой, а слово его в обществе никакого веса не имеет.
Мировоззрение у друзей тоже в корне различалось. Троекуров известен был своей развращенностью и презрительностью по отношению к окружающим его людям, особенно к тем, кто был ниже по социальному статусу. Дубровский же никогда никого не унижал, так как сам унижений не терпел, он был горд, но гордость его происходила из-за чувства ущемлённого самолюбия, некого стыда за себя.
Оба помещика рано потеряли своих жён. У Троекурова осталась дочь, у Дубровского сын. Детей своих они любили, но тоже — совершенно по-разному. Андрей мечтал о светлом будущем для сына, отправил его учиться и хотел, чтобы тот женился непременно по любви. Кирилл мнения и желания дочери не учитывал, он с лёгкостью пообещал её руку старому развратному князю. И не переменил решения даже, когда узнал, как сильно Маша не хочет замуж за нелюбимого.
Многолетняя дружба дала крен из-за вспыльчивости Троекурова. Он пожалел о затеянном, когда осознал сколько боли причинил товарищу своими неправомерными действиями. Однако, с раскаяньем Троекуров опоздал, пораженный жестокостью приятеля старший Дубровский отдал богу душу.
Кратко об истории создания произведения
Повесть «Дубровский», скорее всего, неоконченный роман. Рукопись не была завершена автором, хоть и имеет вполне завершённую сюжетную линию. В основу рукописи легла реальная история дворянина Островского, которую Александру Сергеевичу поведал старый приятель П.В. Нащокин.
Островский лишился отчего дома по вине богатого соседа. Доведенный нищетой до отчаяния дворянин возглавил шайку крестьян и принялся мстить обидчикам. Однако Островский был арестован и заперт в тюремный острог. Эта печальная история и легла в основу неоконченного романа. Доподлинно известно, что в первоначальных рукописях автор называл своего героя не Дубровским, а Островским.
О романе. Роман написан А. С. Пушкиным на основе истории одного бедного русского дворянина, земли которого были несправедливо отобраны, а ему пришлось стать разбойником. Этот случай вдохновил Пушкина на создание произведения в жанре авантюрного романа. Образ и характеристика Дубровского младшего с цитатами, помогут разгадать загадку незавершенности романа и выявить его основную мысль.
Первая встреча с Владимиром
Владимир Андреевич Дубровский – молодой дворянин, офицер, который очень рано потерял мать. Ребенком его отправили на обучение в Петербург. «…Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию…». Молодой человек ведет веселую жизнь на средства родителя, предаваясь развлечениям и азартным играм. Его мало заботят вопросы о будущем, все, чего он хочет от жизни – удачно жениться. «…Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
Письмо о тяжелом состоянии отца всколыхнуло в нем сыновние чувства, и он отправился домой, в Кистеневку. Здесь он переживает две страшные потери: умирает Андрей Гаврилович, а родовое имение переходит в руки человека, повинного в этом. Испытания помогают характеру Дубровского раскрыться, проявляется невероятная сила духа. Высокое чувство дворянской чести, унаследованное от отца, толкает его на путь мщения. Он не желает, чтобы его дом попал в руки Троекурова, и принимает решение сжечь его дотла. Не ведая, что в помещении заперты судебные исполнители, он вместе со своими крестьянами воплощает задуманное в жизнь. Вследствие этого чиновники погибают. Понимая, что теперь пути назад нет, Владимир с некоторыми своими крестьянами, которые отказываются переходить к Троекурову, организует шайку и уходит в лес. Отныне все его помыслы и дела направлены на месть всем богатым и жестоким помещикам.
Благородный разбойник
Владимир Дубровский, как справедливо указывают исследователи, во многом схож с образом благородного разбойника, героя западноевропейской литературы. Это сходство проявляется в том, что, желая отомстить, молодой Дубровский сжигает за собой все мосты, сознательно становится человеком, преследуемым законом. Он грабит только богатых и подлых помещиков, при этом проявляет благородство по отношению к бедным дворянам (история Анны Савишны Глобовой). Образ молодого разбойника у многих вызывает симпатии, особенно у женского пола. «Многие из них втайне ему доброжелательствовали, видя в нем героя романического…».
Испытание любовью
Дубровский проникает в имение своего врага под видом другого человека, входит в доверие к самому Троекурову, поражая своей смелостью и хладнокровием в схватке с медведем. Владимир влюбляется в дочь своего врага, Марию Кирилловну. Возникает конфликт между чувством личной мести и любовью. И он оставляет мысли об отмщении Троекурову, делая свой выбор в пользу нежных чувств. «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Он готов сделать все для счастья Маши, но не успевает спасти ее от ненавистного брака. Ему приходится удалиться, оставив Машу со старым мужем.
Неоконченный роман
Образ Владимира, созданный Пушкиным, олицетворяет собой личность, не предрасположенную к незаконной деятельности, но вступающую на этот путь под давлением обстоятельств. Но к финалу произведения он осознает неправомерность своих действий и просит сообщников раскаяться и бросить это дело. «Он собрал всех своих сообщников, объявил им, что намерен навсегда их оставить, советовал и им переменить образ жизни. «Вы разбогатели под моим начальством, каждый из вас имеет вид, с которым безопасно может пробраться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло».
Концовка произведения остается открытой, Дубровский покидает шайку и, по некоторым сведениям, отправляется за границу.
Другие материалы по роману «Дубровский»:
Краткое содержание
Характеристика Троекурова
История создания романа
Почему Владимир Дубровский стал разбойником
Как Дубровский стал Дефоржем
Качества Дубровского, открытые по прибытию в Покровское
Как озаглавить главы в романе
Образ и характеристика Владимира Дубровского
Владимир Дубровский — сын Андрея Гавриловича Дубровского. С ранних лет был отправлен в Петербург, где воспитывался в кадетском корпусе. Из корпуса был выпущен корнетом в гвардию. Отец не жалел денег, чтобы его сын мог жить достойно своего дворянского звания, и почти все средства отправлял в Петербург сыну. Владимир не осознавал, как и откуда берутся деньги, жил расточительно. Позволял себе карточные игры, роскошные обеды и совсем не заботился о будущем, надеясь, что в будущем женится на девушке с богатым приданным.
Письмо его няни Орины Егоровны (кстати, имя созвучно с пушкинской няней Ариной Родионовной) заставило молодого человека серьезно задуматься о своей жизни и собственном будущем. Он принял решение, если потребуется, выйти в отставку.
В делах помещичьих Владимир Андреевич не смыслил, не знал, с какой стороны подойти к ним. Попробовал разобрать бумаги, нашел письма по тяжбе, но ничего в них не понял. А между тем время шло, и момент для подачи апелляции был упущен.
Конечно же, Владимир не собирался становиться разбойником. Он предполагал, что обратится в Петербурге в вышестоящие инстанции и постарается отстоять родительское имение. Но, как бывает часто, люди с мягкими характерами оказываются не в силах переломить ход событий и становятся жертвами обстоятельств. В сложившейся ситуации обстоятельства взяли вверх над Владимиром.
Вначале ночью, когда приказные явились в имение и остались в нем ночевать, он, пересмотрев письма матери к отцу, решил, что не готов оставить чужим людям дом, в котором были счастливы его родители. Дом был старенький, ветхий и требовал перестройки, ремонта.
Сжигая дом, он все-таки, не хотел гибели приказным и заставил Архипа проверить двери. Но тут он немного смалодушничал, оставив судьбу приказных на совесть разъяренного мужика. Должен был понять, что не просто так сидел Архип в сенях перед дверью в гостиную с топором. Следовало бы самому проверить двери.
Владимир вынужден был стать предводителем разбойников потому, чтобы
- во-первых, поддержать своих мужиков, помочь им собрать некую сумму денег, которая поможет им стать свободными, самостоятельными людьми;
- во-вторых, деньги нужны были самому Дубровскому, так как он понимал, что не может остаться в России, так как уже был объявлен вне закона. Спалив приказных, пусть даже невольно, он уже стал преступником;
- В-третьих, отказавшись от мести Троекурову, он не отказался от мысли проучить тех, кто помогал Троекурову.
И наконец, он в глубине души мечтал жениться на Маше. Он понимал, что если женится против воли ее отца, то ему не придется рассчитывать на ее наследство. Деньги ему нужны были, чтобы содержать в будущем семью. Но когда Маша все-таки стала женой князя Верейского, он отправился за границу.
Дубровский не был прирожденным разбойником. В нем текла благородная кровь. И она все-таки взяла вверх. Дубровский даже в разбоях проявлял благородство. Разоряли и жгли по его приказу самых зарвавшихся помещиков. Простых людей на большой дороге его мужики не трогали по его приказу.
Когда разбойники встретили приказчика помещицы Глобовой Анны Савишны, они отпустили того на почту с деньгами. Но Дубровский догадался, что приказчик может воспользоваться ситуацией и утаить деньги. Послал к помещице своего переодетого мужика под видом проезжего генерала, и действительно, оказалось, что приказчик деньги прикарманил.
Любовь к Маше Троекуровой смягчила сердце молодого дворянина. Он не стал сжигать имение Троекурова и мстить ему из опасения причинить любимой девушке боль. А вот Мишку, который был жестокой забавой Троекурова, он пристрелил.
Услышав, что Антон Пафнутьич тоже повинен в его несчастьях, он решил того наказать. Владимир догадался, что не случайно Антон Пафнутьич боится разбойников и темноты, и ночью обыскал его.
Образ Владимира Дубровского в романе Пушкина показывает нам, что человек с мягким характером может быть, вместе с тем, смелым и решительным человеком. Герой быстро принимал решения. Знание военной тактики и стратегии помогали уводить своих мужиков от полицейских. Правда, и полицейские были недостаточно расторопны, и не особенно старались изловить разбойников. Исправник возил с собой в кармане словесный портрет Дубровского, но сидя рядом с Дубровским, не мог не только узнать его, но и даже предположить, что за одним столом с ним сидит сам предводитель кистеневских разбойников. По описанию внешности, Дубровский был светловолосым, молодым человеком 23 лет, привлекательным, высоким, как и его отец.
Таким образом, Владимир был человеком образованным. Он прекрасно знал военную тактику и стратегию, знал французский язык, разбирался в музыке, прекрасно танцевал. Он был человеком благородным, но мягкосердечным, порядочным и честным.
Дубровский с няней у горящего дома. Художник Д. Шмаринов |
Владимир Дубровский — главный герой разбойничьего романа «Дубровский» А. С. Пушкина.
В этой статье представлено описание истории жизни Владимира Дубровского в романе «Дубровский»: судьба героя, его воспитание и образование и т.д.
Смотрите:
— Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Дубровский».
История жизни Владимира Дубровского в романе «Дубровский» Пушкина: судьба героя
1. Детство и воспитание
Владимир Дубровский остается без матери в раннем детстве: мать умирает вскоре после его рождения. В 8 лет отец отправляет Владимира в Петербург на учебу в Кадетский корпус, где Владимир получает воспитание и образование.
Окончив Кадетский корпус, Владимир Дубровский поступает на службу в гвардейский полк. Юный Дубровский живет «на широкую ногу», роскошно и беззаботно. Отец ничего не жалеет для сына и посылает ему достаточно денег. Все эти годы сын и отец мало общаются друг с другом, но все равно любят друг друга.
3. Дубровский — лесной разбойник
Внезапно сосед Дубровских, господин Троекуров, отбирает у них их имение. Старик Дубровский заболевает и сходит с ума. 23-летний Владимир Дубровский оказывается на улице и становится разбойником. Он и его шайка крестьян грабят богатых помещиков.
Чтобы отомстить Троекурову, разбойник Дубровский с помощью хитрого плана поселяется в доме Троекуровых под видом учителя-француза Дефоржа.
4. Дубровский — учитель Дефорж
Около 3 недель Дубровский живет в доме Троекурова под видом француза Дефоржа. Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Машу, которую знал еще в детстве. Дубровский счастлив быть рядом с Марией. Еще недавно одержимый местью, теперь Дубровский не хочет мстить Троекурову, чтобы не делать несчастной Марию. При этом девушка не догадывается, кто на самом деле учитель Дефорж. Наконец Дубровский признается Марии, что он не француз, а разбойник. Он также признается ей в любви. В тот же день Дубровский бежит из дома Троекуровых, потому что его уже разыскивают местные власти.
5. Свадьба Марии, исчезновение Дубровского
Вскоре Троекуров насильно выдает Марию замуж за старого князя Верейского. Дубровский предлагает Марии бежать с ним, но девушка отказывается бросать уже законного, хотя и нелюбимого мужа. После этого Дубровский оставляет свою разбойничью жизнь и уезжает, судя по всему, за границу.
Это было описание истории жизни Владимира Дубровского в романе «Дубровский» Пушкина: описание основных этапов из жизни героя, его воспитание и образование, судьба Дубровского и т.д.
Смотрите: Все материалы по роману «Дубровский»
Краткое содержание повествования
О таком серьёзном произведении сложно говорить, не обозначив хотя бы кратко его сути. Не вдаваясь в подробности и не составляя цитатного подробного плана, стоит назвать отражённые в повести следующие события:
- Два старых друга-помещика, бывшие сослуживцы, бедный Дубровский и зажиточный Троекуров, у которых двое взрослых детей — Володя и Маша — ссорятся из-за мелочи. Троекуров исполняется злобы и решает отомстить соседу. Он поднимает связи, благодаря которым находятся сведения, формально свидетельствующие о том, что поместье не принадлежит старшему Дубровскому, и Троекуров отписывает его себе. Узнав об этом, Дубровский-старший внезапно трогается умом. Владимиру посылают печальное сообщение из дому, и тот вынужден бросить всё и в срочном порядке ехать в родовое гнездо.
- Похоронив отца, болезнь которого быстро отобрала остаток жизненных сил, и вникнув в суть происходящего, молодой дворянин придумывает план мести соседу, ставшему причиной безвременного ухода его единственного родителя и поместья, где прошло его счастливое детство. На сторону младшего Дубровского переходят все отцовские крепостные, отказывающиеся подчиняться убийце.
- Владимир переодевается учителем и, скрывая своё происхождение, внедряется в дом Троекурова в качестве преподавателя его детей. Больше всего времени он посвящает Маше, к которой у него появляются самые горячие чувства. По ходу событий молодой человек приходит к тому, что любовь сильнее мести и отменяет все планы возмездия будущему, как он надеется, тестю.
- Однако Машу отец решает выдать за богатого князя против воли дочери, которая ответно полюбила своего учителя, и планы молодого барина на счастье в личной жизни рушатся. Он, собрав своих людей, предпринимает неудачную попытку выкрасть девушку на пути к храму, куда её везут для венчания, но не успевает этого сделать, ловит пулю от князя, после чего его люди увозят своего лидера.
На этом канву можно считать обозначенной. В заключительных строках автор упоминает, что Дубровский, оставшийся без имения и с разбитым от горя сердцем, решает уехать из России. И на прощание просит своих людей бросить разбой и встать на честный путь. О дальнейшей судьбе героя автор не упоминает.
Главный персонаж романа
Владимир Дубровский — центральный персонаж произведения, основное его действующее лицо.
Характеристика Владимира Дубровского, с биографией которого Пушкин начинает знакомить читателя лишь в третьей главе, направляет к мысли, что в дальнейшем он станет эгоистом и гулякой, бестолково прожигающим свою жизнь. Главный герой мало выделяется среди остальных своих сверстников: проживает на деньги батюшки и нимало не беспокоится о том, откуда они у отца появляются. Он молод и имеет возможность разрешить себе излишествовать, поскольку он:
- играет в карты на деньги;
- влезает в долги;
- позволяет себе развлечения.
Он практически не заинтересован в своём будущем, поскольку, как и его приятели, предаётся мечтам о состоятельной невесте, супружество с которой разрешит все его трудности. Можно сказать, что главная черта того молодого повесы, какой был показан читателю в самом начале рассказа о нём, — это беззаботность и легкомыслие. Но очень скоро станет ясно, что это всего лишь дань молодости и что в характере дворянина есть своего рода золотая жила.
Историческая основа произведения
Описание Дубровского из романа «Дубровский» свидетельствует о том, что образ главного героя взят из подлинных исторических событий.
В 30-е годы, ко времени написания романа, стартует новый этап в творчестве Пушкина. Отворачиваясь от чисто романтических героев и сюжетов, автор переносит свое внимание на реальность. Он пробует себя в реалистических сюжетах и героях. Теперь его цель — изобразить действительность такой, какая она есть. Пушкина начинают беспокоить проблемы современного ему общества. Именно им он адресует свой самый знаменитый роман.
Кстати оказалась и история, рассказанная Александру Сергеевичу его приятелем Нащокиным. Речь шла о бедном белорусском дворянине Павле Островском, владельце небольшого села под Минском. Из-за войны с Бонапартом все документы на его родовое гнездо сгорели. Состоятельный сосед юного Островского решил воспользоваться сложившейся ситуацией и отнял у Павла имение. Крепостные Островского взбунтовались и отказались повиноваться новому владельцу. Вместе со своим прежним хозяином они предпочли стать разбойниками. Судьба Островского, как и Дубровского, неизвестна.
Важно, что фабула всего романа базируется именно на его образе. Это и отражено в наименовании. Впрочем, согласно желанию писателя, сам герой возникает лишь в третьей главе, а её предваряют все те драматичные происшествия, которые и создают завязку этой увлекательной, своего рода бандитской истории.
Несмотря на то что в стиле написания романа часто перемешиваются старинные слова и выражения, этот приём автора помогает создать у читателя чувство реальности описываемого, окунуть его в происходящее того времени целиком. Непосредственно Владимир Дубровский же высказывает свои мысли и эмоции языком абсолютно правильным с точки зрения нынешней оценки, а это формирует у читателя образ интеллигентного и образованного, умного человека.
Характеристика Дубровского
В начале произведения автор рисует образ сына старого помещика. Это молодой гвардеец, офицер, который, как и многие его современники и однокашники, беспечно прожигает свою молодость. Но по ходу сюжета образ повесы постепенно рассеивается.
Владимир рано остался без матери, с отцом не имел возможности часто встречаться, поскольку воспитывался в кадетском корпусе, что было типичным образованием для молодых людей того времени. На период событий, которые описаны в романе, он не встречался с отцом уже в течение 8 лет. Из более или менее близких людей, которым было интересно его воспитание, была только старая няня.
Получив известие о болезни батюшки, Владимир открывается читателю уже абсолютно с иной стороны. Перед читателем обнаруживаются такие прекрасные явления человеческих отношений, как сыновья любовь, нежность к отцу, ответственность за своё наследие (поместье, люди). Печальная весть тут же принуждает его изменить свой образ жизни, отказаться от своих обыденных занятий. Несмотря на то что подобные перемены и пугают его неизвестностью, Владимир без сомнений пишет рапорт на временное увольнение и даже выказывает решимость покинуть службу окончательно.
Когда молодой дворянин прибывает в поместье своего батюшки, которое включает в себя дом с крепостными людьми, раскрываются его самые прекрасные качества. Автор показывает это через описание уважительного отношения Владимира к крепостным и их ответного отношения к своему юному хозяину, совершенного доверия к нему.
Конечно, такое искреннее признание нельзя объяснить только лишь невольнической привычкой подчиняться. Автор показывает, что оно вызвано почтением к образованности юного офицера. Располагает сельчан также и та смелость, с которой дворянин начинает улаживать дела и встаёт на охрану не только собственных интересов, но и всех жителей поместья, всей деревни. Люд понимает, что пришёл настоящий помощник и заступник. Это выражается в словах старого кучера, где он просит не выдавать их и обещает: «Мы уж за тебя встанем!».
С интересной и весьма располагающей стороны раскрывается нрав молодого Дубровского и во время его пребывания в имении Троекурова, где он принял вид учителя-француза. Мужество и смелость, которые он обнаружил при встрече с медведем в комнате для забав, самообладание и интеллигентность за ужином, благоприятно выделяющие его среди всех приглашённых. Умение свободно вальсировать лишь прибавляет шарма к его образу.
Наряду с этим, обнаруживается благородство в действиях не только в рядовых разбойничьих набегах, но и в отношении к заклятым врагам, хотя им он, как это могло показаться, мог бы без сожаления воздавать за причинённое зло.
Образ Дубровского, который создан гением Пушкина, цельный и содержательный. При этом внешность Владимира весьма банальна. Согласно словесному портрету Троекурова, он среднего роста, глаза карие, нос непрямой. То есть ничем не выделяющаяся внешность. Тем не менее плавно по ходу повествования описание главного героя дополняется и внутренними, и внешними особенностями, а они исподволь создают полноту образа Владимира Дубровского.
Вероятно, этот образ впоследствии окажется реализацией других благородных персонажей. К таковым можно причислить:
- Пугачёва в романе «Капитанская дочка»;
- Сильвио в рассказе «Выстрел»;
- царя Гвидона в поэтической «Сказке о царе Салтане…» и других героев известных творений классика.
В течение повествования романа, с ходом всё более ускоряющегося действия, у читателя формируется завершённый портрет главного героя-разбойника: отважного, твёрдого, справедливого и при этом страдающего от своего положения обедневшего помещика и от несостоявшейся любви, которая волею случая была разрушена из-за случайных событий. В результате перед читателем предстаёт романтический персонаж, которого автор-гений сотворил по образцу наиболее ярких персонажей европейских романтических произведений, наделив его при этом глубоко национальными особенностями.
Испытание в горниле любви
Перед своим героем автор ставит, кроме ситуации с поместьем и врагом Троекуровым, еще одну, не менее сложную задачу. Владимиру теперь предстоит выбрать между личной местью и любовью к Маше, дочери врага. Через этот выбор и его решение читатель также имеет возможность полюбоваться красотой души молодого когда-то повесы, имевшего меркантильные намерения в отношении женского пола. Дубровский отвергает личную месть и выбирает нежные чувства, любовь к Машеньке. Он отказывается от мщения «как от безумства», о чем и говорит своей избраннице.
Искренне любящий, он готов на все ради благополучия Маши, однако ему не хватает времени и возможностей для того, чтобы оградить девушку от ненавистного ею и им самим замужества. Отказавшись от отмщения соседу, потеряв свое имение, любимую девушку и надежду на спокойное будущее, Владимир получает, по замыслу автора, нечто большее — раскрытие и развитие своей огромной и благородной души, закрепление ее качеств в горниле испытаний.
Финал, открытый для читателя
Образ молодого разбойника в произведении выглядит очень ярко, реалистично и в полном соответствии с реальной историей Островского. Владимир воплощает собой личность, изначально никоим образом не склонную к какой-либо преступной деятельности. Однако Владимир вступает на эту дорогу под гнетом обстоятельств, оказавшихся выше его возможностей.
Несмотря на то что поступки главного персонажа обусловлены и понятны, Пушкин не останавливается на одном лишь раскрытии характера Владимира Дубровского, злободневного сюжета и обычном следовании человеческой природе в описании действий пострадавшего героя.
Пуститься в амбиции, строить планы отмщения и воплощать их изощренными способами — это все естественно имеется в природе человека и не требует какой-то особой внутренней работы, превозмогания самого себя. Но для Пушкина это было бы слишком мелко и неинтересно, это не несло пользы для развития читателя. А именно эту задачу в числе прочих ставили в литературе писатели и поэты того времени.
Финал остается открытым. Пушкин не ограничивает отношение читателя к этой истории конкретной концовкой. Нам неизвестна судьба ни самого Дубровского, ни его возлюбленной. Однако вектор дальнейшей жизни главного героя можно просмотреть по тому, сколько раз он уговаривает своих людей прекратить разбой. В одном из финальных обращений к соучастникам-разбойникам он просит их раскаяться и отказаться от этого дела, проведя «остальную жизнь в добросовестных трудах и изобилии».