Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение — переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу — в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать.
Тест на знание содержания повести Н.В. Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Проверочная работа тест по литературе Н.В. Гоголь «Портрет»
Часть1
-
Назовите фамилию художника
-
Что было изображено на картине, которую он купил?
-
Что художник обнаружил в портрете?
-
Что было самым страшным в картине?
-
Чем закончилось произведение?
Часть2
1. Проблема, постановления в повести «Портрет»:
а) место искусства в жизни людей б) назначение искусства
в) трудная судьба художника
2. Рассказ о двух художниках построен по принципу:
а) антитезы б) гиперболы в) типизации
3. Портрет ростовщика является олицетворением:
а) любви б) добра в)зла
4. Художник, написавший портрет ростовщика:
а) получил признание б) раскаялся в содеянном, стал монахом
в) став богатым, утратил талант
5. Повествование во второй части повести:
а) последовательно б) ретроспективное в рамочное
Часть.1 1.Чартков 2.портрет старика 3.деньги 4.глаза 5.Чартков умер
Часть 2.
1
2
3
4
5
б
а
в
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация по литературе Проблема истинного искусства и роли художника в обществе в повести Н.В.Гоголя Портрет(8класс) -
2.
Иванов «Явление Христа народу» -
3.
Вопрос №1Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной -
4.
Вопрос №2Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие? -
5.
Словарная статья -
6.
Вопрос №3Чем странен ростовщик, с которого писался портрет? -
7.
Вопрос №4 Какие перемены происходят в людях, -
8.
Рефлексия Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика -
9.
В чём значение искусства и почему? -
10.
Тестирование -
11.
Вопрос №1В основе цикла петербургских повестей лежит:А). -
12.
Вопрос №2Проблема, поставленная в повести «Портрет»:А). место искусства в жизни общества;Б). назначение искусства;В). трудная судьба художника. -
13.
Вопрос №3Рассказ о двух художниках построен по принципу:А). антитезы;Б). гиперболы;В). типизации. -
14.
Вопрос №4 Трагедия художника Чарткова заключается:А).в непонимании -
15.
Вопрос №5По мнению Гоголя, «девятнадцатый век давно уже приобрёл скучную Физиономию..» :А). министра;Б). банкира;В). художника. -
16.
Вопрос №6В предложении: «Высокая кисть художника выказывалась в нём очевидно» — использована:А). метафора;Б). аллегория;В). гипербола. -
17.
Вопрос №7Портрет ростовщика является олицетворением:А). любви;Б). добра;В). Зла. -
18.
Вопрос №8Художник, написавший портрет ростовщика:А). получил признание;Б). раскаялся в содеянном, стал монахом;В). став богатым, утратил талант. -
19.
Вопрос №9Повествование во второй части повести:А). последовательное;Б). ретроспективное;В). рамочное. -
20.
Вопрос №10Слова: «Ибо для успокоения и примирения -
21.
http://imagencpd.aut.org/4DPict?file=20&rec=25.078&field=2- Ростовщики http://www.gnozis.info/files/images/k6.preview.jpg- Иванов Явление Христа народуhttp://s54.radikal.ru/i143/1103/ba/fa3a8121453b.jpg- Рембрандт. Ростовщик
Иванов «Явление Христа народу»
Слайд 1
Проблема истинного искусства и роли художника в обществе в повести Н.В.Гоголя
«Портрет»
Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края
Слайд 2Иванов «Явление Христа народу»
Слайд 3Вопрос №1
Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
Аукцион [лат. auctio (auctionis)
– продажа с торгов] Способ публичных продаж с торгов, при котором продаваемые товары или имущество приобретаются лицом, предложившим наивысшую цену.
Словарь
Слайд 4Вопрос №2
Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего
главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
Слайд 6Вопрос №3
Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
Слайд 7Вопрос №4
Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с
ростовщиком?
Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
Слайд 8Рефлексия
Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он
очистил душу от скверны?
Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?
В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
Слайд 9В чём значение искусства и почему?
Слайд 11Вопрос №1
В основе цикла петербургских повестей лежит:
А). общий для всех повестей
внутренний конфликт героя;
Б). конфликт человека и общества;
В). конфликт между героями.
Слайд 12Вопрос №2
Проблема, поставленная в повести «Портрет»:
А). место искусства в жизни общества;
Б).
назначение искусства;
В). трудная судьба художника.
Слайд 13Вопрос №3
Рассказ о двух художниках построен по принципу:
А). антитезы;
Б). гиперболы;
В). типизации.
Слайд 14Вопрос №4
Трагедия художника Чарткова заключается:
А).в непонимании обществом его творчества;
Б). в
бедности и одиночестве;
В). в отказе от творчества.
Слайд 15Вопрос №5
По мнению Гоголя, «девятнадцатый век давно уже приобрёл скучную Физиономию..»
:
А). министра;
Б). банкира;
В). художника.
Слайд 16Вопрос №6
В предложении: «Высокая кисть художника выказывалась в нём очевидно» —
использована:
А). метафора;
Б). аллегория;
В). гипербола.
Слайд 17Вопрос №7
Портрет ростовщика является олицетворением:
А). любви;
Б). добра;
В). Зла.
Слайд 18Вопрос №8
Художник, написавший портрет ростовщика:
А). получил признание;
Б). раскаялся в содеянном, стал
монахом;
В). став богатым, утратил талант.
Слайд 19Вопрос №9
Повествование во второй части повести:
А). последовательное;
Б). ретроспективное;
В). рамочное.
Слайд 20Вопрос №10
Слова: «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир
высокое созданье искусства» — произносит:
А). художник Чартков;
Б). художник Б.;
В). отец художника.
Слайд 21http://imagencpd.aut.org/4DPict?file=20&rec=25.078&field=2- Ростовщики
http://www.gnozis.info/files/images/k6.preview.jpg- Иванов Явление Христа народу
http://s54.radikal.ru/i143/1103/ba/fa3a8121453b.jpg- Рембрандт. Ростовщик
Презентация на тему: » Тестирование Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края.» — Транскрипт:
1
Тестирование Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края
2
Вопрос 1 В основе цикла петербургских повестей лежит: А). общий для всех повестей внутренний конфликт героя; Б). конфликт человека и общества; В). конфликт между героями.
3
Вопрос 2 Проблема, поставленная в повести «Портрет»: А). место искусства в жизни общества; Б). назначение искусства; В). трудная судьба художника.
4
Вопрос 3 Рассказ о двух художниках построен по принципу: А). антитезы; Б). гиперболы; В). типизации.
5
Вопрос 4 Трагедия художника Чарткова заключается: А).в непонимании обществом его творчества; Б). в бедности и одиночестве; В). в отказе от творчества.
6
Вопрос 5 По мнению Гоголя, «девятнадцатый век давно уже приобрёл скучную Физиономию..» : А). министра; Б). банкира; В). художника.
7
Вопрос 6 В предложении: «Высокая кисть художника выказывалась в нём очевидно» — использована: А). метафора; Б). аллегория; В). гипербола.
8
Вопрос 7 Портрет ростовщика является олицетворением: А). любви; Б). добра; В). зла.
9
Вопрос 8 Художник, написавший портрет ростовщика: А). получил признание; Б). раскаялся в содеянном, стал монахом; В). став богатым, утратил талант.
10
Вопрос 9 Повествование во второй части повести: А). последовательное; Б). ретроспективное; В). рамочное.
11
Вопрос 10 Слова: «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства» — произносит: А). художник Чартков; Б). художник Б.; В). отец художника.
12
Проверь себя. (Ответы) 1.- Б 6. — А 2.- Б 7. — В 3.- А 8. — Б 4. В 9. — В 5.Б В
13
Шаблон выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края, &field=2- Ростовщики &field= Иванов Явление Христа народу 3. Рембрандт. Ростовщик Используемая литература и Интернет-ресурсы 4. Е.Ю.Липина. Тесты к учебникам-хрестоматиям под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Литература 5-9 классы. Издательство «Дрофа», Москва, 2007
Тест по повести Н.В.Гоголя “Портрет”
Тест на знание содержания повести Н.В.Гоголя “Портрет”
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Ответы:
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | а | а | а | в | в | в | в | а | в | б | в | б | а | в | в | а | б | в | б | в |
otvetto.ru
Тест по содержанию повести Н. В. Гоголя «Портрет»
Тест по содержанию повести Н. В. Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге;
б) в Москве;
в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков;
б) Алексей Иванович Чиртков;
в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом;
б) акварели;
в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много;
б) немного;
в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке;
б) в монастыре;
в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский;
б) пейзажный фон – пламенный полдень;
в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе;
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза;
б) три раза;
в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы;
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,
в) на новую квартиру, одежду, развлечения.30.1.2014 Стена
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи;
б) аристократической дамы;
в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет;
б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту;
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;
в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти;
б) пьянства;
в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег;
б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист;
б) аристократ, любитель живописи;
в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком;
б) купцом;
в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство;
б) несчастье;
в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых;
б) родными ростовщика;
в) самим ростовщиком.30.1.2014 Стена
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе;
б) уничтожен
infourok.ru
Тест на знание произведения Н. В. Гоголя «Портрет».
Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение — переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу — в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года; его и будем анализировать.
Тест на знание содержания повести Н.В. Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Проверочная работа тест по литературе Н.В. Гоголь «Портрет»
Часть1
-
Назовите фамилию художника
-
Что было изображено на картине, которую он купил?
-
Что художник обнаружил в портрете?
-
Что было самым страшным в картине?
-
Чем закончилось произведение?
Часть2
1. Проблема, постановления в повести «Портрет»:
а) место искусства в жизни людей б) назначение искусства
в) трудная судьба художника
2. Рассказ о двух художниках построен по принципу:
а) антитезы б) гиперболы в) типизации
3. Портрет ростовщика является олицетворением:
а) любви б) добра в)зла
4. Художник, написавший портрет ростовщика:
а) получил признание б) раскаялся в содеянном, стал монахом
в) став богатым, утратил талант
5. Повествование во второй части повести:
а) последовательно б) ретроспективное в рамочное
Часть.1 1.Чартков 2.портрет старика 3.деньги 4.глаза 5.Чартков умер
Часть 2.
1
2
3
4
5
б
а
в
multiurok.ru
Тест по литературе (10 класс) по теме: Проверочная работа по по вести Н.В.Гоголя «Портрет» 10 класс
____________________________________________________
____________________________________________________
Проверочная работа по повести Н. В. Гоголя повести «Портрет»
Часть 1
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге;
б) в Москве;
в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков;
б) Алексей Иванович Чиртков;
в) Никита Иванович Чертков.
3. Молодой художник:
а) купил портрет на аукционе;
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
4. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский;
б) пейзажный фон – пламенный полдень;
в) глаза старика.
5. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза;
б) три раза;
в) четыре раза
6. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы;
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,
в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
7. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи;
б) аристократической дамы;
в) портрете дочери аристократической дамы.
8. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту;
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;
в) благодаря таинственной силе портрета.
9. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег;
б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
10. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист;
б) аристократ, любитель живописи;
в) молодой художник.
11. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком;
б) купцом;
в) актером.
12. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство;
б) несчастье;
в) широкую известность.
13. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых;
б) родными ростовщика;
в) самим ростовщиком.
14. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
15. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе;
б) уничтожен;
в) украден.
Часть 2. Развернутый ответ на вопрос «Почему купленный портрет Чарткова не кажется ему произведением высокого искусства?» Н.В. Гоголь повесть «Портрет»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
nsportal.ru
Тест на знание текста «Портрет»
Тест на знание содержания повести Н.В.Гоголя «Портрет»
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге; б) в Москве; в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков; б) Алексей Иванович Чиртков; в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом б) акварели; в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много; б) немного; в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке; б) в монастыре; в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский; б) пейзажный фон – пламенный полдень; в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе; б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза; б) три раза; в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы; б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства, в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи; б) аристократической дамы; в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет; б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту; б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию
заказчикам; в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти; б) пьянства; в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег; б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист; б) аристократ, любитель живописи; в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком; б) купцом; в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство; б) несчастье; в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых; б) родными ростовщика; в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом; б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе; б) уничтожен; в) украден.
Ответы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Ответ
а
а
а
в
в
в
в
а
в
б
в
б
а
в
в
а
б
в
б
в
infourok.ru
Тест по содержанию повести Н. В. Гоголя «Портрет» 1….
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе;
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;
в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:
а) два раза;
б) три раза;
в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:
а) на необходимые для художника материалы;
б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,
в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи;
б) аристократической дамы;
в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет;
б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту;
б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;
в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти;
б) пьянства;
в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:
а) много денег;
б) незаконченные великие произведения искусства;
в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист;
б) аристократ, любитель живописи;
в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком;
б) купцом;
в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство;
б) несчастье;
в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых;
б) родными ростовщика;
в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе;
б) уничтожен;
в) украден.
21. Композиция всего произведения:
а) линейная;
б) обратная;
в) рамочная.
nebotan.com
Изучение повести Н.В.Гоголя «Портрет» в 8-м классе
Разделы:
Литература
Оборудование урока: портреты Н. В.
Гоголя; репродукция А. И. Иванова “Явление Христа
народу”, учебники, тетради.
Эпиграф к уроку: “Главный узелок
нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей
целеустремленных завязывается в самые ранние
годы…” А. И. Солженицын
Оформление доски: Портреты Н. В.
Гоголя, словарик
Портрет работы неизвестного художника 1820е гг.
Автолитография Э. А. Дмитриева – Мамонова с
рисунка 1840–х гг.
Рисунок А. А. Иванова. 1847 г.
Портрет работы Горюнова 1835 г
Портрет работы Ф. Моллера. Рим, 1841 г.
Автолитография А. Г. Венецианова 1834 г.
Модель памятника Н. В. Гоголю Н. А. Андреев 1906 г.
Бронза. Гранит.
Памятник Н. В. Гоголю. Н. А. Андреев. 1906 г. Бронза.
Гранит.
Памятник Гоголю в Москве. Н. В. Томский 1952 г.
Явление Христа народу. А. А. Иванов 1837-1857 гг.
Словарик:
Антики — гипсовые слепки с античных
скульптур.
Психея — в греческой мифологии: олицетворение
человеческой души изображалось обычно в виде
бабочки или прекрасной девушки.
Вандик (Ван Дейк) Антонис (1599-1641) — голландский
живописец, особенно прославившийся портретами.
Ундина — водяной дух, героиня одноименной
повести Фридриха ла Мотт Фуке.
Аспазия — возлюбленная афинского
государственного деятеля Перикла, отличавшаяся
умом, образованностью и красотой.
Вступительное слово учителя
Сегодня на уроке нам предстоит вновь
встретиться с творчеством Н. В. Гоголя, но это
будет уже не озорной смех “Вечеров на хуторе
близ Диканьки” и не размышления о проблемах
национального самосознания, веры и гуманизма,
как это было, когда мы работали над повестью
“Тарас Бульба”. Нам предстоит проследить, как Н.
В. Гоголь решает проблему призвания художника,
творца, что думает о роли искусства и его месте в
истории человечества.
Давайте, обратим внимание на портреты Гоголя в
разные периоды его жизни: в молодости, в зрелые
годы. Несмотря на то, что перед нами один и тот же
человек, тем не менее, не только возраст
обуславливает восприятие внешнего вида, но и
подход к изображению человека, самое восприятие
личности отличается многообразием и
обуславливается творческой индивидуальностью
авторов.
С художниками и их творчеством мы встретились
на страницах повести, проверим, хорошо ли мы
прочли текст, чтобы поразмышлять о роли
искусства и назначении художника.
Тест по содержанию.
1. Действие повести происходит:
а) в Петербурге;
б) в Москве;
в) в деревне.
2. Имя главного героя:
а) Андрей Петрович Чартков;
б) Алексей Иванович Чиртков;
в) Никита Иванович Чертков.
3. В лавочке продавали:
а) картины, писанные маслом;
б) акварели;
в) гравюры.
4. Покупателей было:
а) много;
б) немного;
в) не было совсем.
5. Чартков впервые увидал портрет:
а) на выставке;
б) в монастыре;
в) в картинной лавке.
6. Главной деталью портрета было:
а) широкий азиатский;
б) пейзажный фон – пламенный полдень;
в) глаза старика.
7. Чартков:
а) купил портрет на аукционе;
б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся
таинственным образом;в) сторговался в лавочке за двугривенный.
8. Сколько раз Чарткову казалось, что
таинственное появление старика происходит
наяву, а не во сне:
а) два раза;
б) три раза;
в) четыре раза.
9. На что были потрачены внезапно появившиеся
деньги:
а) на необходимые для художника материалы;
б) на поездку за границу для повышения уровня
мастерства,в) на новую квартиру, одежду, развлечения.
10. Талант Чарткова еще проявил себя:
а) в изображении Психеи;
б) аристократической дамы;
в) портрете дочери аристократической дамы.
11. Чарткова прославил:
а) таинственный портрет;
б) дама – заказчица;
в) сам себя прославил, заказав журналисту
хвалебную статью и дав взятку.
12. Чартков стал знаменитым:
а) благодаря высокому таланту;
б) благодаря отступлению от принципов
искусства и потаканию заказчикам;в) благодаря таинственной силе портрета.
13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:
а) зависти;
б) пьянства;
в) скандальной истории.
14. После смерти Чарткова в его квартире
обнаружили:
а) много денег;
б) незаконченные великие произведения
искусства;в) нарезанные на куски великие творения
мастеров искусства
15. Историю таинственного портрета рассказал:
а) аукционист;
б) аристократ, любитель живописи;
в) молодой художник.
16. Изображенный на портрете старик был:
а) ростовщиком;
б) купцом;
в) актером.
17. Общение с человеком, изображенным на
портрете, приносило людям:
а) удачу и богатство;
б) несчастье;
в) широкую известность.
18. Портрет был заказан художнику:
а) церковью, для которой он писал святых;
б) родными ростовщика;
в) самим ростовщиком.
19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским
орудием, художник:
а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;
б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;
в) продолжал писать картины.
20. Портрет в конце концов:
а) был продан на аукционе;
б) уничтожен;
в) украден.
21. Композиция всего произведения:
а) линейная;
б) обратная;
в) рамочная.
В конце I четверти на страницах учебника мы
познакомились с “Письмом преподобного
оптинского старца иеромонаха Амвросия к
превосходительной NN”. Вы помните, что предваряя
чтение этого письма, мы познакомились с историей
Оптиной Пустыни, куда приезжали за советом и
поучением многие известные нам писатели XIX века.
Среди них был Н. В. Гоголь. Оптинские старцы целью
своего служения богу основывали на подвиге
жертвенной любви к людям, на возрождении
духовной цельности человека, большое значение в
своих проповедях предавая смирению и взгляду на
самого себя.
Читая повесть “Портрет”, мы видим, что
размышления Гоголя над одной из важнейших для
литературы тем – темы ответственности художника
за свой труд не лишена влияния Оптиной Пустыни.
Давайте познакомимся поближе с героем повести,
обращая пристальное внимание на детали портрета,
интерьера, помня о том, что ни одно слово писателя
не может быть написано случайно.
-Как выглядел Чартков в начале повести? (Старая
шинель, нещегольское платье, крепко и сильно
заношенный халат.)
Что представляло собой его жилье? (Комната с
низкими потолками, в которую приходилось
подниматься по лестнице, загаженной и облитой
помоями, узкий диванчик с торчащими медными
гвоздиками, отсутствие свечей.)
Был ли Чартков талантлив? Найдите
подтверждение в тексте. (Молодой Чартков был
художник с талантом, его кисть отзывалась
наблюдательностью, занятый своей работой, мог
забыть и питье, и пищу, и весь свет).
В толковом словаре слово “талант”
трактуется следующим образом: “Выдающиеся
природные способности, высокая степень
одаренности”. В дневнике М. М. Пришвина есть
такая запись: “Талант похож на аванс, который
нужно отработать, и чем больше талант, тем,
значит, больше к нему труда. Вот почему бездарные
и ловкие люди обыкновенно больше зарабатывают,
чем талантливые. По тому же самому часто слышишь
сказку о “загубленных талантах”. Такие таланты
опускаются, потому что не могут работать. Талант
называется даром, потому что даровитому и
сильному человеку сама работа доставляет
наслаждение”.
Кто или что погубило талант Чарткова? Чтобы
ответить на этот вопрос, давайте посмотрим:
внешние или внутренние обстоятельства сыграли
определенную роль в забвении дарования молодого
художника.
Для этого составим сравнительную таблицу,
обращая внимание на детали. Используем для этого
материал 283-285, 296-298 страниц учебника.
Внешние препятствия для |
Внутренний голос и |
|
“последний двугривенный”
“нестерпимо “мастерская с мерзнущими окнами” “оборванный диван” “не на что купить кисти и краски” “нечем платить за квартиру” Брань хозяина квартиры |
|
|
Собственное желание Чарткова:
|
||
Внезапно появившиеся |
||
Голос рассудка | Голос чувств | |
|
|
Подводя итог нашим наблюдениям, сравним,
наконец, его мысли вслух, когда Чартков был молод
(обращаемся к тексту стр. 286), и его же
несобственно-прямую речь после увиденной на
выставке картины (текст стр. 311-312).
Итак, все это помогает нам многое понять в
характере героя: он талантлив, в нем есть вкус к
учебе, труду, но одновременно жажда славы,
мгновенного успеха побеждает.
Теперь проанализируем эпизод создания
портрета молодой аристократки, обращая внимание
на детали. Все вопросы к этому эпизоду записаны
на доске.
- Как изображен Гоголем процесс работы над
портретом? - Что нарушает работу художника?
- Как относится к претензиям заказчика?
- Что примиряет его с ними?
- Почему Гоголь так подробно описал первый
портрет, а об остальных творениях художника
упомянул только вскользь?
Чартков не был знатоком человеческой природы,
ему не дана возможность выразить внутренний мир
изображаемой им девушки, он видит только внешнее.
Он увлекается, но его работа постоянно
нарушается репликами, нетерпеливостью клиентки,
претензиями аристократической дамы, на которые
он фактически не возражает, а идет на поводу их
желаний. Приглашение бывать, прийти на следующей
неделе обедать, а затем восхищение Психеей,
которой были переданы черты юной особы и
последовавшие вслед за тем улыбки, деньги,
комплементы, искреннее пожатие руки, приглашение
на обеды – совершенно примеряют Чарткова с ними.
Остальные творения не могут в полной мере
называться творениями, потому кисть его хладела
и тупела. Его портреты стали похожи на тот хлам,
который он когда-то рассматривал в картинной
лавочке из Щукинского двора. Обратимся опять к
тексту. Сравним суждения молодого Чарткова (стр.
281) с тем, что произошло с ним самим. (“Тупоумие,
бессильная, дряхлая бездарность, которая
самоуправно встала в ряды искусства, тогда как ей
место среди низких ремесел”).
Итак, на выставке в Академии художеств он
увидел картину художника, сумевшего сохранить и
возвеличить свой талант. Примером такого
подвижничества является художник Александр
Иванов, много лет писавший свое грандиозное
полотно “Явление Христа народу”. В большой
картине, ставшей делом жизни художника Иванова,
тема нравственного преобразования и озарения
человека и человеческого развернулась во всей
широте и наглядности. Момент появления Христа
перед людьми, принимающими крещение от Иоанна,
был связан с представлением художника с началом
дня человеческого. Для показа этого момента
Иванову понадобилось прибегнуть к необычайному
разнообразию персонажей, к глубокому их
психологическому анализу, к воссозданию сцены
как живой, словно происходящей на глазах у
зрителя. Замысел художника и его реализация —
монументальны. Композиция имеет симметричный
характер, она замкнута, расположение фигур
барельефно, фигурный план тяготеет к неглубокому
пространственному развороту. Эти особенности
композиции входят в противоречие с тем опытом
освоения пространства, который был добыт
художником в пейзажных этюдах. В результате
изменения мировоззрения Иванова картина
осталась незаконченной, и многие проблемы,
поставленные в ней, — неразрешимыми. Вместе с тем
она явилась великим опытом как для самого
художника, так и для мастеров последующих
поколений.
Гоголь, близко знавший Иванова, говорил о
картине: “Где мог найти он образ того, чтобы
изобразить главное, составляющее задачу всей
картины – представить в лицах весь ход
человеческого обращения к Христу? Откуда мог он
взять его? Из головы? Создать воображаемым?
Постигнуть мыслью? Нет, пустяки! Холодна для
этого мысль и ничтожно воображение. Нет, пока в
самом художнике не произошло истинное обращение
к Христу, не изобразить ему того на полотне.
Иванов молил Бога о ниспослании к нему такого
полного обращения, лил слезы в тишине, прося у
Него же сил исполнить им же внушенную мысль…”
Что почувствовал Чартков, когда почувствовал,
что потерял свой талант? (Им овладела ужасная
зависть, зависть до бешенства…”)
Зависть – один из смертных грехов. Когда адское
намерение в результате это чувство родилось в
его душе? (Чтение текста стр. 313-314).
Таким о
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Проверочная работаю Н.В. Гоголь «Портрет»
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Тесты |
Автор: |
Проверочная работа тест по литературе Н.В. Гоголь «Портрет»
Часть1
- Назовите фамилию художника
- Что было изображено на картине, которую он купил?
- Что художник обнаружил в портрете?
- Что было самым страшным в картине?
- Чем закончилось произведение?
Часть2
1. Проблема, постановления в повести «Портрет»:
а) место искусства в жизни людей б) назначение искусства
в) трудная судьба художника
2. Рассказ о двух художниках построен по принципу:
а) антитезы б) гиперболы в) типизации
3. Портрет ростовщика является олицетворением:
а) любви б) добра в)зла
4. Художник, написавший портрет ростовщика:
а) получил признание б) раскаялся в содеянном, стал монахом
в) став богатым, утратил талант
5. Повествование во второй части повести:
а) последовательно б) ретроспективное в рамочное
Проверочная работа тест по литературе Н.В. Гоголь «Портрет»
Часть1
Назовите фамилию художникаЧто было изображено на картине, которую он купил?Что художник обнаружил в портрете?Что было самым страшным в картине?Чем закончилось произведение?
Часть2
1. Проблема, постановления в повести «Портрет»:
а) место искусства в жизни людей б) назначение искусства
в) трудная судьба художника
2. Рассказ о двух художниках построен по принципу:
а) антитезы б) гиперболы в) типизации
3. Портрет ростовщика является олицетворением:
а) любви б) добра в)зла
4. Художник, написавший портрет ростовщика:
а) получил признание б) раскаялся в содеянном, стал монахом
в) став богатым, утратил талант
5. Повествование во второй части повести:
а) последовательно б) ретроспективное в рамочное
Часть.1 1.Чартков 2.портрет старика 3.деньги 4.глаза 5.Чартков умер
Часть 2.
Тип материала: | Документ Microsoft Word (docx) |
---|---|
Размер: | 13.46 Kb |
Количество скачиваний: | 83 |
Скачать
Просмотров: 216
Похожие материалы
- Экзаменационная работа по литературе в 6 классе
- Экзаменационная работа по литературе в 7 классе
- Тесты по русскому языку «Орфография» (в формате 2015 года)
- Грамматические ошибки. Задания № 7 ЕГЭ
- Тренировочная работа по русскому языку в 9 классе. Вариант 1.
- Тренировочная работа. Вариант 2.
- Тренировочная работа по русскому языку в 9 классе. Вариант 3.
- Ответы на тесты тренировочной работы в форме ОГЭ по русскому языку
- Контрольная работа (тест) по теме «Односоставные предложения» в 8 классе за 1 полугодие.
- Урок по литературе:»Константин Михайлович Симонов»
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь через форму обратной связи.
Направления деятельности художников
- Иллюстратор. Этот художник работает с текстами, написанными в стихах или прозе. Ему необходимо ознакомиться с произведением, и создать изображение, которое бы отображало смысл написанного. Он может передавать сюжет или образ ключевых героев.
- Карикатурист. Этот художник создает портреты, опираясь на чувство юмора, а не реалистичность форм. Люди и события остаются узнаваемыми, но при этом они искажены, и вызывают улыбку, смех.
- Живописец. Художник изображает предметы, пейзажи, людей, животных с натуры. То есть работает именно с живыми людьми, которые позируют, выезжает на природу, чтобы нарисовать пейзаж. Он не пользуется фото.
- Копиист. Это специалист, который не создает свои оригинальные картины, а копирует произведения известных художников, создает репродукции.
- Реставратор. Художник, который может восстановить поврежденную картину, освежить ее, при этом, не меняя стиль, и не искажая созданные образы. Благодаря ему многие картины в музеях могут храниться столетиями.
- Модельер. Это художник, который может придумывать новые образы в одежде. Он создает новые эскизы, и помогает моде видоизменяться.
- Концепт-арт. Направление, в котором цифровой художник, который генерирует идеи по поводу внешнего вида персонажей игры, фантастических существ, предметов. Ему нужно перебирать много вариантов, прежде чем получится интересный дизайн.
- Анимация. Направление, в котором цифровой художник создает движущиеся картинки. Для этого ему нужно хорошо разбираться в анатомии человека или тех существ, которых он изображает, чтобы движения получались красивыми, естественными, плавными.
- Визуальные новеллы. Направление, в котором цифровой художник прорисовывает персонажей и фон.
Лабораторная работа по литературе как способ побуждения к творчеству
Игнатова Е.Н., учитель русского языка и литературы
Лабораторная работа по литературе как способ побуждения к творчеству
Правильно обучать учащихся – значит развивать в них способность понимать, а не заполнять головы учеников готовой информацией. Именно по этой причине творческая группа учителей русского языка и литературы решила обратиться к лабораторной форме занятий по литературе, т.к. она предполагает разнообразие методов и приемов обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности и включает в себя множество видов самостоятельной учебной работы учащихся. Метод организации лабораторной работы на уроках литературы считаем экспериментальным, так как вопрос ее методологии не освещен ни в публикациях, ни в интернете. Наблюдения показывают, что такая форма организации урока создает благоприятные условия для развития познавательной и практической активности учащихся. Само слово «лаборатория
» происходит от латинского слова «
labor
»- труд, работа, трудность. Его смысл связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач. Лабораторные занятия интегрируют теоретико – методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно- исследовательского характера. Основной целью нашего обращения к форме лабораторной работы являлось стремление формировать у учеников навыки самостоятельной «добычи знаний», а также желание «разговорить» ребят (высказывать свою точку зрения, аргументировать, доказывать, спорить, сравнивать, сопоставлять, проводить тематические параллели и др.). Этой цели сопутствуют основные задачи воспитания «внимательного читателя», умеющего связывать прочитанное с реальностью, получать из памятников литературы «жизненные уроки», исходя из которых ребята учились бы выбирать модель поведения по ситуации в настоящей жизни. Алгоритм сценария лабораторной работы прост:
1. Подготовительный этап
, который включает в себя или предварительное знакомство с материалом (биографией писателя, поэта, художественным текстом и др.) или установку (информацию о предстоящей работе, поиск нужной дополнительной литературы, словарей, справочников, памяток и т.д);
2. Постановка цели.
Чаще всего это проблемный вопрос, требующий ответа или задание, которое выполняется поэтапно. Цель лабораторной работы можно озвучить устно или в письменном виде (если задания отпечатаны и выполняются письменно). Вопрос может носить частный или обобщающий характер. Иногда тему или вопрос лабораторной работы подсказывают учителю сами дети. Учитель по своему усмотрению выбирает наиболее интересный, актуальный вопрос (задание).
3. Самостоятельная лабораторная работа
учащихся (эта часть подразумевает вариативность и разнообразие заданий и форм работы). Следует отметить, что занятия можно проводить как в группах, в целом коллективе, так и индивидуально. Время, отведенное для работы, может определить учитель (в зависимости от темы и объема работы): на весь урок, на часть урока, как домашнее задание.
4. Обобщение результатов исследования, выводы
(самостоятельно или в рабочей группе). Здесь дается возможность высказаться каждому в устной или письменной форме. Письменно ребята подводят итог в виде развернутого ответа на поставленный в начале лабораторной работы проблемный вопрос. Обязательна аргументация ответа. В устной форме хорошо проходит обобщение, подведение итогов, доказательство правильности вывода после коллективных занятий, где каждый имеет возможность отчитаться, высказаться по лично проделанной работе по своему заданию (задания необходимо распределять). Содержанием лабораторных работ должен быть материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящих перед учащимися учебно-научные и творческие задачи; обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных ребятам фактов, авторского художественного своеобразия творчества; поиск ответов на проблемные вопросы и др. Требования к лабораторным работам просты: — тематика должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности;
— цель проведения лабораторной работы должна быть ясна учащимся; — работа для них должна быть интересной. Лабораторная работа может включать в себя этапы исследования : — наблюдение за языковым материалом и его изучение с разных сторон; — выяснение непонятного, подлежащего исследованию; — выяснение связей изучаемого материала с другими материалами; — проведение лингвистического эксперимента; — сравнение и сопоставление; — «погружение» в материал и т.д. Лабораторная работа
по повести Н.В. Гоголя «Портрет
»
ИНСТРУКЦИЯ
Дорогой друг!
Ты приступаешь к выполнению лабораторной работы по литературе.
Твоя задача: на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» определить, в чем смысл существования искусства? Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?
ХОД РАБОТЫ
Опыт № 1.
Лексическая работа.
Запишите ассоциативный ряд к слову искусство
- Что такое искусство?
- В чем смысл существования искусства?
- Слова «искусство», «искус», «искушение» одного корня. И не одна ли
природа у обозначенных этими словами понятий?
Сделайте вывод:________________________________________________________
Опыт № 2.
Совместная работа лаборатории«Поиск соответствий».
Рассказ о двух художниках построен по принципу: антитезы, гиперболы или типизации?
Сотрудники «лаборатории» пытаются соотнести понятие по его содержанию
.
Термин | Содержание понятия | |
антитеза | средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого | |
гипербола | обобщение, лежащее в основе создания художественного образа. | |
типизация | композиционный приём противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого произведения; слов или
словесных конструкций со значением антонимов Читайте также: Спектакль «Безумный день или женитьба Фигаро» Пьера де Бомарше (отзывы, содержание) . |
Опыт № 3.
Поисково-исследовательская работа с текстом.
А)
Выделите ключевые слова и фразы.
«Исследуй, изучай все, что ни видишь,…умей находить внутреннюю мысль и… старайся постигнуть высокую тайну созданья. Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе…. Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше его. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны,- во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью. Не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков упокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу».
Б)
Что заключено для человека в искусстве? Каково истинное назначение искусства?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт № 4.
Стилистический эксперимент.
— Сопоставьте финальный монолог художника в 1-й (Приложение 1) и 2-й редакциях произведения. Почему автор изъял большую часть апокалиптической картины (Из отрывка видна проповедническая, христианская позиция Гоголя. Второй вариант повести, заключая в себе ту же идею, проще для понимания читателем и эмоционального восприятия им авторской позиции
)?
— В первой редакции гибель героя обусловлена вмешательством роковых и таинственных сил. Фантастический элемент особенно обнажён во второй части «Портрета». Эти «фантастические затеи» и отход Гоголя от «ежедневной действительности» вызвали недовольство Белинского, усмотревшего противоречие, художественную несогласованность между 1-й и 2-й частями. 2-я редакция «Портрета» отличается ослаблением фантастического элемента. Грехопадение Чарткова объясняется уже не столько влиянием таинственной демонической силы, сколько особенностями его душевного склада, влиянием на него жизненных обстоятельств.
-Удалось ли Гоголю в окончательной редакции произведения гармонично соединить реальное и фантастическое?
— Не отказался ли писатель от своих эстетических взглядов, когда учёл замечания Белинского (Гоголь остался верен своей творческой манере, сохранил в произведении интереснейшие, поражающие воображение фантастические эпизоды, но, помимо этого, добился композиционной стройности романтического произведения. Вторая редакция отличается сочетанием захватывающего сюжета с отражением действительности
)?
Опыт № 5.
Тестовые задания.
- В основе цикла Петербургских повестей лежит:
а) общий для всех повестей внутренний конфликт героя;
б) конфликт человека и общества; в) конфликт между героями.
2.
Проблема, поставленная в повести «Портрет»:
а) место искусства в жизни людей; б) назначение искусства;
в) трудная судьба художника.
3.
Рассказ о двух художниках построен по принципу:
а) антитезы;
б) гиперболы;
в) типизации.
4.
Трагедия художника Чарткова заключается: а) в непонимании обществом его творчества; б) в бедности и одиночестве;
в) в отказе от творчества.
5.
По мнению Гоголя, «девятнадцатый век давно уже приобрел скучную
физиономию…»:
а) министра; б) банкира;
в) художника.
6.
В предложении: «Высокая кисть художника выказывалась в нем очевидно» — использована:
а) метафора;
б) аллегория; в) гипербола.
7.
Портрет ростовщика является олицетворением:
а) любви;
б) добра; в) зла.
8.
Художник, написавший портрет ростовщика: а) получил признание;
б) раскаялся в содеянном, стал монахом;
в) став богатым, утратил талант.
9.
Повествование во второй части повести:
а) последовательное;
б) ретроспективное; в) рамочное.
10.
Слова: «Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства» произносит:
а) художник Чартков;
б) художник Б.;
в) отец художника Б.
Ответы:
1б, 2б, 3а, 4в, 5б, 6а, 7в, 8б, 9в, 10в.
Оцени результаты своей работы:
Без ошибок решил тестовые задания | 5 баллов |
Опознал понятие по его описанию | 1 балл |
Правильно определил средства языка | 2 балла |
Справился с логической задачей «Распутай путаницу
» |
1 балл |
Принял участие в выступлении по предложенной теме | 2 балла |
Твоя речь отличалась логичностью, была грамотной | 1 балл |
Всего | 12 баллов |
Поставь себе оценку за работу | |
Оценка учителя |
Приложение 1
Эпизод из первой редакции «Портрета» Н. В. Гоголя
«Сын мой! <�…> уже скоро, скоро приблизится время, когда искуситель рода человеческого, антихрист, народится в мир. Ужасно будет это время: оно будет перед концом мира. Он промчится на коне-гиганте, и великие потерпят муки те, которые останутся верными Христу. Слушай, сын мой: уже давно хочет народиться антихрист, но не может, потому что должен родиться сверхъестественным образом; а в мире нашем всё устроено всемогущим так, что совершается всё в естественном порядке, и потому ему никакие силы, сын мой, не помогут прорваться в мир. Но земля наша – прах перед создателем. Она, по его законам, должна разрушаться, и с каждым днём законы природы будут становиться слабее, и оттого границы, удерживающие сверхъестественное, делаются всё преступнее. Он уже и теперь нарождается, но только некоторая часть его порывается показаться в мир. Он избирает для себя жилищем самого человека и показывается в тех людях, от которых уже, кажется, при самом рождении отшатнулся ангел, и они заклеймены страшной ненавистью к людям и ко всему, что есть создание творца. Таков-то был дивный ростовщик, которого дерзнул я, окаянный, изобразить преступною своею кистью».
Плюсы профессии художника
- Профессии можно начинать обучаться с раннего возраста. В современном мире существует много источников информации, которые помогут начинающему художнику. Доступны электронные учебники по рисованию. С помощью них изучают светотень, перспективу, анатомию человека. Можно изучать теорию рисования в разных направлениях настолько детально, насколько нужно. Практиковаться удобно дома, на природе, в художественной школе.
- По профессии художник можно получить диплом в высшем учебном заведении, но для того чтобы начать работать, выполнять заказы, он не всегда нужен. То есть, важен результат, а не бумажка.
- Данная профессия достаточно востребована. Важно только знать, где искать работодателей и потенциальных заказчиков.
- Возможность работать дистанционно, не покидая дома. Художнику не нужно рано вставать, добираться на работу. Он творит в любое удобное для него время, делает необходимое количество перерывов, устраивает для себя отпуск в то время, когда хочется. Если он жаворонок по своей природе, то занимается творчеством с раннего утра, а если сова – ночью, и никто его в этом не упрекнет.
- В этой профессии присутствует свобода самовыражения. Художник может изображать все, что его волнует, экспериментировать с цветом, формами, стилями, приемами. Его фантазия не знает рамок и границ.
- Когда художник станет популярным, востребованным, у него значительно повышается доход. Он может устраивать выставки, аукционы, и продавать свои картины богатым коллекционерам.
- Работа художника творческая, в ней нет строгих стандартов и рутины, поэтому ею интересно заниматься в любом возрасте. Она увлекает человека на многие часы, и он даже не замечает, как быстро бежит время.
- Профессия художника подойдет даже людям, у которых слабая устойчивость к стрессам, или нестабильная психика. Потому как можно работать в спокойном темпе, когда есть вдохновение.
Какими качествами и навыками должен обладать
Живописцы, портретисты и другие представители творческой профессии, во-первых, должны обладать выносливостью, ведь их мастерство требует постоянного сосредоточения. Они обязаны отшлифовать свой талант, не закапывать его в землю, то есть не лениться. История показывает, что художники и художницы должны обладать чувством гармонии, терпения, вкуса. Кроме этого, они обязаны уметь работать с цветом, различать множество оттенков, замечать мелкие детали. Такие качества как интуиция, способность проникать в суть вещей, а также выбирать из окружения то, что действительно необходимо, нужно развивать в себе настоящему профессионалу. Еще специализация требует фантазии и воображения для того, чтобы писать картины, осуществлять собственный проект. Список можно продолжать бесконечно.
Минусы профессии художника
- Базовых навыков недостаточно, чтобы гордо называть себя художником, необходим еще талант. Его нельзя приобрести, с ним нужно родиться. То есть склонность к рисованию должна быть изначально.
- Важны навыки планирования и самоорганизации. Насколько бы ни был свободный график, но все же существуют определенные строки, которых необходимо придерживаться. Их можно оговорить с заказчиком заранее, и после этого стараться придерживаться их.
- Нестабильный доход, особенно в начале карьеры. Иногда с заказами везет, а иногда не очень. За них или мало платят, или их просто нет.
- Необходимо уметь «продавать себя» людям. Правильная презентация, в творческой сфере, может сыграть роль больше, чем наличие таланта. Необходимо подготовить удачное портфолио, разместить его на тех площадках, где его увидят, и заинтересуются. Тут пригодятся умения предлагать свои услуги, выстраивать диалог, вести общение как письменно, так и устно.
- Следует обладать устойчивостью к замечаниям и критике, воспринимать их как стимул к улучшению. Не опускать руки, когда большинство не воспринимает авторский стиль, или направление. Понимать, когда нужно улучшить навык, а когда просто показать свое творчество другой аудитории.
- Продаваемость картин зависит от экономической ситуации в стране. Если на территории государства идет война, оно погрязло в долгах, то искусству будет уделяться мало внимания, и заказы поступать будут реже. Художник может и вовсе остаться без работы на некоторое время.
Где искать работу?
Художники нужны в следующих отраслях:
- Издательства, СМИ.
- Дизайн-студии.
- Театры и киностудии.
- Текстильные предприятия.
Посмотреть предложения о работе можно на сайтах вакансий, а также на биржах фриланса.
Автор: Алексей Владимирович (KadrofID: 5861) Добавлено: 06.01.2015 в 18:21
В избранное
Комментарии (3)
Максим (KadrofID: 38170 )
Довольно давно замечал что подавляющая часть статей направлена на копирайтеров, но эта статья — просто нечто. «Свободные художники могут зарабатывать гонорары в сотни тысяч рублей за каждую работу, но могут и годами находится в поиске своего ценителя.» — это откуда высосано? Из жутких историй про голодного художника живущего в хрущевке без мебели, окон, сан.узла и дверей, дрыхнущем исключительно на зассаном матрасе? Хороший художник, как и любой специалист в своей области, всегда востребован, т.к. мы живем в мире цветущего гэймдева, инди, стилизованных иллюстраций, комиксов. Человек владеющей техникой академ рисунка вполне справится со многими востребованными ответвлениями. Извините конечно, но статья полный мусор. Я это как фриланс- иллюстратор говорю.
15.10.2017 в 11:24
Сергей Антропов (KadrofID: 5 )
Максим, как представитель сайта, скажу, что мы нормально относимся к критике. Поэтому будем рады, если Вы подробнее напишете, что не так изложено в статье? С удовольствием добавим новую информацию в текст. Относительно приведенной Вами одной формулировки — возможно, она не очень удачна. Но одна формулировка не делает весь текст плохим или хорошим.
17.10.2017 в 12:11
Юлия (KadrofID: 41609 )
Статья не плохая,в чем то близка к истине,вот только отраслей где нужны художники намного больше.ну и с гонорарами как то тоскливо….
05.01.2018 в 05:18
Требования к художнику
Требования к художнику очень разнообразны и опять таки зависят от специфики деятельности, но, в общем, они таковы:
- среднее специальное или высшее образование;
- опыт работы по профилю;
- портфолио выполненных работ;
- знание компьютера и специальных графических программ.
Иногда требуется знание иностранного языка, истории или культуры определенного времени или народа.
Обучение на специалиста в отрасли художеств
Кто такой художник, рассмотрели, а в каких университетах доступна данная специализация?
Нужно отметить, что склонность проявляется довольно рано – еще в детстве. Если родители следили за развитием своего ребенка, вероятней всего заметят определенные способности. Нужно записаться в художественный кружок или специальную школу. Затем, если умения и талант будут развиваться, начинающий художник может поступить в профильный колледж. В дальнейшем возможно поступление в институт и Академию искусств.
Сдаются следующие экзамены: русский язык, экзамен в учебном заведении, литература или обществознание.
Важно
В РФ присутствует 3-х уровневая система художественного образования: школа, профильное учебное заведение, ВУЗ.
Пример учебных заведений:
- СПбГУ. Программа: художник кино и телевидения. 220 тыс. рублей 1 год обучения.
- МГАХИ имени В.И. Сурикова. Профиль «Графика». Цена 322 тыс. рублей за 2 семестра.
- Специализация «Монументально-декоративная живопись» представлена в МГХПА им. СГ. Строганова (350 тыс. рублей 1 год обучения) и НГУАБИ (180 тыс. рублей в год).
- РГУ им. А.Н. Косыгина. Специализация: реставрация художественного текстиля. Бакалавриата. 246 тыс. рублей за 1 год.
- МГПУ. Изобразительное искусство. Цена 198 тыс. рублей за 12 семестров.
Что такое талант художника?
Если попробовать дать строгое определение, то талант художника — это набор качеств и способностей, которые обусловлены генетической предрасположенностью. Таких качеств очень много, например, человек хорошо визуализирует картины в своем воображении, умеет подмечать важные внешние детали разных объектов, наблюдателен, усидчив.
Всё это проявляется ещё в детстве, когда ребенок со сверстниками играют в одни и те же игры. Если будущий спортсмен без остановки бегает и лазает, а будущий боксер постоянно затевает драки, то будущий художник подолгу рассматривает красивые предметы, рисует мелками, создаёт аппликации, да и вообще обычно очень усидчив.
В дальнейшем эти способности позволяют ребенку (а иногда — и взрослому человеку) быстрее учиться и осваивать новые умения, полезные именно для живописи. Про таких говорят «хватает на лету», ведь и образ мышления, и физические способности, и даже темперамент у них идеально подходят именно для этой деятельности.
Ещё часто говорят, что такой человек «родился художником», хотя на самом деле он родился с таким набором личных качеств, которые наилучшим образом подходят именно для изобразительного искусства.
Талант художника часто сам проявляет себя. Все дети имеют возможность рисовать, и будущие художники нередко без каких бы то ни было знаний демонстрируют способность хорошо воспроизвести то, что представляют в голове или видят перед собой. Если такого ребенка заметит хороший учитель (либо родители поймут это и отведут ребенка к учителю), вполне возможно, в мире появится новый мэтр.
А если талант не заметят?
Преграды и возможности на пути художника
Преимущества:
- Творческая, многогранная, интересная работа.
- Присутствует возможность остаться в истории как одаренный человек, который смог привнести в мир что-то новое.
- Возможность работать по свободному графику.
- Высокая зарплата, если вы уже известный творец.
- Возможность уехать за границу.
- Доступен фриланс.
Недостатки:
- Невостребованность.
- Непостоянный заработок.
- Можно полагаться исключительно на собственные силы.
- Необходимо постоянное вдохновение для создания новых образов, эскизов, рисунков.
- Дорогостоящее обучение.
- Предстоит подстраиваться под требования и желания заказчиков.
Держим руку на пульсе прибыльных тенденций
-
Арт-дилер
Достаточно редкая специализация. Чаще всего встречается за рубежом. Задача — находить произведения искусства и выставлять их на продажу. Для этого требуется разбираться в живописи, понимать современные тренды, чтобы максимально быстро и постоянно находить новых клиентов.
Шагом вперед считается открытие собственной художественной галереи. В этой нише нужно знать маркетинговые инструменты и методы.
-
Аэрография
Популярная техника, в основе которой лежит применение аэрографа. Работать можно с автомобилями, недвижимостью, одеждой, холстами. В больших городах специалисты пользуются особым спросом для разрисовки авто.
-
Татуировщик
Человеческое тело в качестве хоста. Тату-студии стремительно развиваются как в больших, так и маленьких городах. Часто нуждаются в дипломированном специалисте, который получил сертификат о прохождении курсов по подготовке мастера художественной татуировки.