Рассказ о двух ворах лука

Источник: пьеса НА ДНЕ, Акт 3.

Лука. Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать – никогда не вредно…

Наташа. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый?

Лука. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!

За красной стеной тихо звучит гармоника и песня.

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает! Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом… Ну, ладно! В лесу дача стояла, место – глухое… а зима была, и – один я, на даче-то… Славно-хорошо! Только раз – слышу – лезут!

Наташа. Воры?

Лука. Они. Лезут, значит, да!.. Взял я ружьишко, вышел… Гляжу – двое… открывают окно – и так занялись делом, что меня и не видят. Я им кричу: ах вы!.. пошли прочь!.. А они, значит, на меня с топором… Я их упреждаю – отстаньте, мол! А то сейчас – стрелю!.. Да ружьишко-то то на одного, то на другого и навожу. Они – на коленки пали: дескать, – пусти! Ну, а я уж того… осердился… за топор-то, знаешь! Говорю – я вас, лешие, прогонял, не шли… а теперь, говорю, ломай ветки один который-нибудь! Наломали они. Теперь, приказываю, один – ложись, а другой – пори его! Так они, по моему приказу, и выпороли дружка дружку. А как выпоролись они… и говорят мне – дедушка, говорят, дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Вот те и воры, милая (смеется) … вот те и с топором! Да… Хорошие мужики оба… Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно!.. Так они у меня всю зиму и жили. Один, – Степаном звать, – возьмет, бывало, ружьишко и закатится в лес. А другой – Яков был, все хворал, кашлял все… Втроем, значит, мы дачу-то и стерегли. Пришла весна – прощай, говорят, дедушка! И ушли… В Россию побрели…

Наташа. Они – беглые? Каторжане?

Лука. Действительно – так, – беглые… с поселенья ушли… Хорошие мужики!.. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… али еще что… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!


1

Горький «На дне». Зачем Лука рассказал историю-притчу о ворах?

2 ответа:



3



0

Для того, что б разобраться с притчей о ворах, которую рассказал Лука, давайте сначала ознакомимся с ее очень кратким содержанием, а потом разберем, что эта придча значит.

Краткое содержание притчи Луки о двух ворах.

1sZaseCuPycOhAy1Ce9BUGL9eIgF9dqj.png

Суть притчи, что если к человеку проявить человечность, он тебе ответит тем же.

Даже если это совершенно озверелый человек, преступник.

Доброта порождает доброту, зло порождает зло.

Однако не лишним будет сказать, что притчи Луки носят утопический характер.

Он рассказал, в частности, еще притчу, про мифический город, где все счасливы, а алкашей лечат в прекрасной мраморной лечебнице.

Он сеет в души людей, с которыми общается, надежды. Но когда эти надежды не сбываются, незаметно уходит от этих людей.



1



0

Притча о ворах, заключается в том,что Лука пытался донести, что абсолютно каждого человека можно перевоспитать, сделать это можно с помощью сострадания к другим. И проясняет причину доброжелательности ко всем людям. Вообще Лука верил в светлое будущее человека и многие его притчи именно об этом.

Читайте также

Не стоит забывать, что эта пьеса одно из ранних произведений писателя. Жизнь обитателей приюта показывает опустившихся до самого дну существования людей, которые вот именно что существуют, но никак не живут. Появившийся в их среде странник Лука из другой породы. Вот он как раз не утратил смысла жизни, и своей жалостью к людям сродни персонажам Библии. Он проповедует среди обездоленных надежду, дарит им минуты мечтаний и тем самым придает смысл их жизни, обозначает направление к которому следует стремиться. Многие считают Луку провокатором, но я с этим не соглашусь. Что может быть хуже той жизни до которой докатились остальные герои? Пусть в итоге Актер убивает себя, разочаровавшись в мечте, которую ему дал Лука, но зато основной оппонент Луки Сатин кажется что-то понял. Он понял, что человек не животное и не должен жить как животное, что это звучит гордо. Так что Луке в пьесе отведена роль пророка-просветителя, который хоть что-то пытается сделать для забытых всеми остальными людей.

Происхождение поговорки я не знаю. Но в сравнении с блохами имелось в виду, что люди по большому счету все заслуживают внимания и понимания, и жулики тоже. Луку всегда считали добреньким с виду стариком с вредными увещеваниями. На самом деле Горький создал истории для каждого своего героя. Лука был старостой мордовской (если не ошибаюсь) деревни, человеком зажиточным и уважаемым. Но была у него любовница из деревни и ее муж повесился на воротах Луки. После этого Лука ушел в «мир». Лука действительно хотел помочь людям чем мог. Мог он не многое, пожалеть, посочувствовать, вселить надежду. Лука видел человека в человеке, неважно кем был этот человек, жулик или актер.

Распределение символов в тетраморфе пытались объяснить многие ученые церкви. По самому распространенному представлению, телец, или бык, как символ жертвы достался именно евангелисту Луке именно за то, что свое Евангелие он начал с описания принесения жертвы в храме. Еще многие считают, что в своем Евангелии святой лука лучше всех остальных евангелистов изобразил жертвенность Христа. Надо отметить, что христианское толкование отличается от того смысла который вкладывали в эти символы жители древнего Шумера, места в котором впервые появились эти четыре символа-ипостаси. Там бык символизировал главенство божества которого олицетворял — верховного бога Мардука (Зевс-Юпитер).

Старинное мужское имя Лука снова на слуху. Многие родители обращаются к забытым именам, чтобы назвать своего сынишку как-то по-особенному, чтобы выразить его индивидуальность и неповторимость.

Это по происхождению латинское имя. В переводе с латыни оно значит «светоносный». Как тут не вспомнить апостолов Иисуса Христа: Иоанна, Луку, Матфея, Марка?

Имя Лука начинается со звонкого сонорного звука «л», легко произносится и образует короткое, то есть удобное в произношении, отчество Лукич или Лукинична.

В семье мальчика с таким чудесным именем назовем ласково Лучиком, Лукашей, Лукашиком.

Лукьян – редкое мужское имя. Считается, что имя произошло от римского слова «Lux». Его можно перевести, как «свет».

Имя Лука также образовано от слова «Lux». Следовательно, имена Лука и Лукьян – родственные имена. Имя Лука можно использовать, как краткую форму имени Лукьян.

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой «На дне» , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца

, проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова

, каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками

, отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы «На дне»

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа
    ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ
    ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным

к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться

о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Что несёт Лука людям?

Контакты Прошлое героя Советы Луки Что несёт людям Лука Что изменилось в отношении героя к жизни
Лука- Анна “Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ничего не видела! Не помню, когда я сыта была… Всю жизнь в отрёпьях ходила…” “Ничего не будет! Лежи знай! Ничего! Отдохнёшь там!.. Потерпи ещё! Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит…” Вера, терпение, милосердие, сочувствие — гуманные ценности. Анна умирает спокойно, терпеливо.
Лука-Настя “Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!” “Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит — была она!” Поддержка, доброта. Настя слышит грубые слова от Барона. Уходит куда глаза глядят, бросая ночлежникам: “Волки!”
Лука-Пепел Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын… Советует забрать Наташу и уехать в Сибирь: “А хорошая сторона-Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!” Понимание, поддержка. За убийство Костылева попадает на каторгу вместо счастливой жизни в Сибири.
Лука-Актёр Когда-то имел звучную фамилию — Сверчков-Заволжский, первых ролей не играл (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, — спился, “пропил душу” (акт 2). “Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… Пропил я душу…Веры у меня не было…” “Ты лечись! От пьянства нынче лечат…Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц…чтобы, значит, даром их лечить…” Помощь советом, убеждением, забота. Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее, отчаялся, у него остается один выход — самоубийство.
Лука- Барон Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4). Лука Барону: “Поди-ка, вот… приласкай! Человека приласкать — никогда не вредно…” Гуманный совет. По своему прошлому, социальному положению назван Барон, который “нет-нет, да и покажет из себя барина”. Самый безвольный из ночлежников. “А…ведь зачем-нибудь я родился…а?” Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.
Лука-Клещ Потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1). Лука о поведении Клеща: “Видел бы ты… как тут человек кричал!”, “Побежишь, если этак… к сердцу подступит…” Сочувствие, сострадание. Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, “заездил до полусмерти”. Он лишен малейшего сочувствия к умирающей спутнице жизни.
Лука-Бубнов Бубнов ушёл из дома “от греха подальше”, чтобы не убить жену и её любовника, лишился “своего заведения” и оказался в ночлежке, сам признаётся, что “ленив”, да ещё и пьяница, “пропил бы … мастерскую” (акт 3). Лука Бубнову: “Вот… ты говоришь-правда… Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку…не всегда правдой душу вылечишь…” Бубнов не верит Луке: “Всё – сказки… Всё выдумки…Праведная земля! Туда же!” Продолжает пить, не способен действовать, чтобы выйти из порочной жизни. У Бубнова своя правда: “А я вот… не умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, какая она есть! Чего стесняться?”

Какой же он, старец, странник Лука, который, по словам Сатина, “проквасил сожителей” и который возмутил в душе то, во что давно не верили и чего не любили?

  • Лука — довольно тонкий психолог, неутомимый наблюдатель, оптимист. Советы его не были реализованы не потому, что они были плохие, а потому, что обитателям ночлежки не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но души обитателей ночлежки были взбудоражены странником, их разум стал работать интенсивнее. Например, Васька Пепел произносит слова: “Я –не каюсь…в совесть я не верю…Но я одно чувствую: надо жить — иначе! Лучше надо жить! Надо жить так, чтобы самому себя можно мне было уважать…” (Презентация, слайд №20.)
  • Лука искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
  • Лука деятельный и заботливый.
  • Лука, странствующий проповедник, всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!”/
  • Лука — личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.
  • Лука хитрый, находчивый, изворотливый.
  • Лука гуманен, добр, ласков, даёт советы, проявляет заботу. Однако в нём много противоречивого, непонятного.
  • Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принося минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных, уводит их в мир иллюзий, лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки.
  • Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “…чего тебе правда больно нужна… подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении.
  • Основная черта идеологии Луки — черта рабства. Философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?”

Вместе с героями и автором взвешиваем события и делаем выводы о правде и лжи, о гуманизме, о непреходящих нравственных ценностях.

  • Писатель не приемлет наивную веру в чудо. Он раскрывает общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и сиюминутного, устойчивости и шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.
  • В уста Сатина автор вкладывает свою точку зрения “совершенствования духа”: “Человек — вот правда!”, “Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит …гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью…уважать надо!”
  • В тексте драмы находим афоризмы, которые несут этический заряд, помогают оценить искренность или фальшь реплик героев, понять причины, которые её вызвали, заставляют проникнуть в связь слова и характера в драматическом произведении, вызывают размышления о себе самом, живущем здесь и сейчас: “Человек — может добру научить…очень просто!”, “Не всегда правдой душу вылечишь”, “Под лежач камень… вода не течёт” и другие.
  • Писатель идеализирует не босяков, оскорблённых и униженных неудачами в жизни, но гордую свободолюбивую силу.
  • Пьеса М.Горького — новаторское литературное произведение. В центре ее не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни, о правде. (Презентация, слайд №21.)

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля

, где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса «На дне» богата глубокомысленными фразами

и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу «На дне» Горького:

«А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

«Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…»

«Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!»

«Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!»

«…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!»

Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне»)

Проблема иллюзий – содержание многих произведений Горького 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них эта тема не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне». Горький разоблачал иллюзорное мировоззрение в самых различных её проявлениях и осуждал тех, кто поддавался утешительству. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью. Таким образом, основным вопросом пьесы является вопрос «Что лучше, истина или сострадание?» Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях стремления к светлому будущему. Одним из аргументов против проповеди Луки является судьба Актера. Старец уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Герой поверил этим сказкам и собирается в путь – искать мраморную лечебницу. Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи: Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой! Эти стихи звучат как гимн иллюзиям. Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, человек гибнет. «Утрата надежд вызвала смерть его души»,- сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Действительность разбивает его иллюзию добиться правды только для себя. Горький, вводя в конкретные условия современного бытия нравственные идеи Толстого и Достоевского, показывал ложность их правды. Он разоблачал не только идеологию, но и психологию людей, которые рождали иллюзии и жили ими. Но в пьесе есть эпизод, который предостерегает героев от опрометчивого шага – веры словам Луки, а в конечном счете, и от гибели. Это рассказ старца о «праведной земле». Он находится в середине третьего акта, являясь, с точки зрения композиции, вставным эпизодом. Лука рассказывает эту историю потому, что считает, что «не всегда правдой душу вылечишь»: «Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил». Праведная земля понималась героем этого рассказа так: «…в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! Друг дружку они уважают, друг дружке – за всяко-просто – помогают… и всё у них славно-хорошо». Таким образом, «праведная земля» представляет собой противоположность реальной жизни, по крайней мере, той, какой её знают обитатели ночлежки. Далее Лука рассказывает: «Был он – бедный, жил – плохо… и когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай,- духа он не терял, а всё, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! Потерплю! Ещё несколько – подожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…». История этого человека, как две капли, похожа на жизнь ночлежников: они также бедны, им также плохо живётся. Но никто из слушателей не задумывается об этом. Конец этой истории трагичен и неожиданен. Человек, веривший в «праведную землю», погибает, когда узнаёт от одного ссыльного ученого, что такого места на карте нет и быть не может: «Сейчас это учёный книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!». Иллюзия разбита, надежды на избавление от тягот настоящей жизни не осталось, человек умирает: «Жил-жил, терпел-терпел и всё верил – есть! А по планам выходит – нету! Грабёж!..» Смысл этой истории, по мнению Луки, в том, что человек умер потому, что тот ссыльный учёный вовремя не пожалел ближнего своего. Если б солгал, что есть «праведная земля», человек бы и дальше жил спокойно, а так… Но сам автор считает совершенно по-другому. Горький, как уже было неоднократно сказано, выступал против утешающих иллюзий. Сказка о «праведной земле» иллюзия и есть, и, следственно, причину смерти человека автор видит в том, что сказка в какой-то момент заменила реальность. А если ушло заблуждение, то и жизнь, следовательно, вместе с ней. Автор даёт босякам пьесы «На дне» последний шанс. Он как бы обращается к ним со словами: «Одумайтесь, не верьте старику! Ложь не спасёт вас!». Но по реакции героев эпизода понятно, что они не поняли глубинный смысл этого рассказа про «праведную землю». Наташа с большим интересом слушает старца, а в конце истории жалеет покойного: «Жалко… человека-то». Пепел тоже. Он почти поверил в существование этой земли. Один лишь Бубнов смеётся: «Всё — выдумки». Таким образом, эпизод имеет важное значение для понимания проблематики пьесы. Он становится пророчеством будущей судьбы ночлежников.

Драматургический нерв пьесы составляет странник Лука. Именно вокруг него группируются персонажи, именно с его приходом начинает гудеть, как улей, давно застоявшаяся жизнь ночлежки. Этот странствующий проповедник всех угощает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит «Ты — надейся!», «Ты — верь!» Он не видит для людей иного облегчения чем мечты и иллюзии. Вся философия Луки сжата в одном его изречении «Во что веришь, то и есть» Умирающей Анне старик советует не бояться смерти она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков, хотя знает, что такой лечебницы нет, а Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том, как он спас двух беглых каторжников. Это произошло, когда он служил сторожем на даче у одного инженера под Томском Холодной зимней ночью проникли воры на дачу Лука заставил их раскаяться пожалел, накормил Он говорит «Хорошие мужики!» Не пожалей я их -они бы, может, убили меня али еще что. А потом — суд, да тюрьма да Сибирь что толку? Тюрьма — добру не учит, и Сибирь не научит, а человек — научит да Человек- может добру научить очень просто1″ Та же мысль о великой силе добра звучит и в его рассказе про «праведную землю» Жил один бедный человек, жил он плохо, но не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь и уйти о праведную землю «Должна, говорил, быть на свете праведная земля в той, дескать, земле — особые люди населяют хорошие люди1 друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко просто -помогают и все у них славно-хорошо» .В самые трудные минуты жизни поддерживала этого человека мысль о «праведной земле» Он говорил себе «Ничего! Потерплю! Еще несколько — подожду, а потом — брошу всю эту жизнь и

— уйду в праведную землю. Одна у него радость была — земля эта». Жил он в Сибири. Там он познакомился с ссыльным ученым и попросил его показать на карте, где находится эта самая праведная земля «Ученый книги раскрыл, планы разложил глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!» Не поверил человек этому ученому. Как же так «жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть, а по планам выходит — нету!» Разозлился он на ученого, дал ему в ухо, а потом пошел домой — и удавился. Слушатели прониклись сочувствием к бедному человеку, чьи надежды не оправдались. Наташа делает вывод «Жалко человека-то. Не стерпел обмана «. Пепел говорит: «Н-да вот те и праведная земля не оказалось значит «Эти слова наводят на мысль что и Наташа и Пепел тоже были готовы поверить в существование такой земли, где могли бы найти пристанище и работу. Он говорит Наташе: «Я — грамотный буду работать. Вот он говорит (указывает на Луку) — в Сибирь-то по своей воли надо идти. Едем туда, ну… Ты думаешь — моя жизнь -непретитмне? Я не каюсь, в совесть не верю. Но я одно чувствую — надо жить иначе! Лучше надо жить! Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать».

Притча, рассказанная Лукой, имела печальный конец. Этим Лука как бы подготавливал своих слушателей к тому, что многое из того, о чем мечтают Настя, Наташа, Актер Барон, Клеш Пепел может оказаться утопией, недостижимой надеждой. Семена посеянные Лукой, пали на благодатную почву. Актер в волнении собирается искать мифический город с мраморной лечебницей для алкоголиков. Пепел, убежденный стариком что нужно ехать в Сибирь, мечтает уйти от реальной действительности в фантастическое царство справедливости и увести за собой чистую Наташу Несчастная Анна пытается возлюбить перед смертью загробный мир. Настя верит в «настоящую любовь» и ждет ее Лука умело использует то яркое что сохранилось еще в сознании этих людей чтобы расцветить разукрасить окружающий мир. Когда же начинается крушение надежд, он незаметно исчезает Финал столь же трагичен как и в притче о «праведной земле». Кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел за убийство Костылева, глубоко несчастна и исковеркана жизнь Наташи, умирает Анна. Под занавес третьего акта истошно кричит обезумевшая искалеченная Наташа «Берите их судите их. Возьмите и меня, в тюрьму меня Христа ради в тюрьму меня! «В пьесе «На дне» Лука выступает как не просто утешитель. Он философски обосновывает свою позицию. Главная мысль горьковского персонажа состоит в том, что спасти человека и научить добру может не насилие не тюрьма, а только добро.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди авторов, чьё творчество когда-то занимало значительное место в школьной программе, а затем подверглось уничтожающей критике, Горькому отведено особое место. В отношении его произведений должна быть восстановлена справедливость. На них стоит взглянуть как на образец подлинного искусства и попробовать разобраться в их поэтических достоинствах. Вершина его творчества, по моему мнению, – пьеса «На дне» (1902). В ней утверждается величие гордого Человека, не нуждающегося в утешительной лжи. Он «крик души своей мятежной… в музыку искусно претворяет», из его крови прорастают «поэзии нетленные цветы», «он движется… звездою путеводной для земли» (поэма «Человек», 1904). Нужно ли ему милосердие? Этот вопрос сейчас звучит с новой силой.

Если изучать пьесу «На дне» после рассказа «Челкаш», в котором идеализация люм­пена, босяка достигает свое­образной кульминации, то можно увидеть, как изменился взгляд писателя, насколько он стал объективнее.

Уже в первом действии пьесы перед нами раскрывается атмосфера взаимной вражды и отчуждённости. Это такие же босяки, яркий представитель которых – Челкаш – противопоставлялся корыстолюбивому и жалкому Гавриле и демонстрировал ницшеанскую гордость и независимость, а под конец ещё и благородство.

Но вот они без налёта идеализации – Барон издевается над Настей, обитатели ночлежки не хотят замечать мучения Анны, слышна грубая лексика, видны приметы одичания. У этих людей всё в прошлом: потеряны личное имя, профессия, человеческое достоинство, да и сам облик человека почти распался.

Но, казалось бы, из однородной массы «бывших» людей начинает вырисовываться несколько наиболее интересных персонажей.

Речи Актёра, если их выделить, выстраивают образ человека, сопротивляющегося скатыванию на дно жизни. Актёр в «Гамлете» играл могильщика, но произносит фразу из монолога самого принца. В мечтах он видит себя настоящим актёром. Так Горький готовит почву для важного развития сюжета.

В речах персонажей всё время слышится второй, более важный смысловой пласт. Чеховский приём подтекста работает и в этой драме Горького.

Сатин подозревает все слова в истёртости, потере значения и ищёт новые, необыкновенные, но способные хотя бы привлечь к себе внимание.

Обречённые на смерть, Анна и Актёр, понимают друг друга.

В речи ханжи Костылева слышатся интонации Иудушки Головлёва. Его религиозные слова предваряют появление Луки.

Сквозь паутину неясных фраз начинает открываться социальная картина дна. Здесь действует целое преступное сообщество: вор Пепел, скупщик краденого – Костылев и покрывающий их представитель власти Медведев.

В словах Сатина «Нет на свете людей лучше воров!» слышится отголосок идей «Челкаша», но в этом произведении Горький решительно отказывается от надежды на исправление людей вроде Пепла.

Писатель заставляет героев произносить реплики, в которых то и дело звучат слова «честь», «совесть», «правда».

Пепел. Никто здесь тебя не хуже. напрасно ты говоришь.

Клещ. Не хуже! Живут без чести, без совести.

Пепел (равнодушно). А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести.

Разговор о таких, казалось бы, неуместных в данной ситуации понятиях, как честь и совесть, готовит приход Луки. Именно после этого разговора Наташа приво­дит его.

Имя персонажа адресует к евангелисту Луке, и одновременно всплывает второй смысл: лукавый, то есть идущий неверным путём. Песню о потере пути и поёт герой, появившись в ночлежке. При этом Вась­ке Пеплу его исполнение явно не по душе – это значит, что ошибочна главная «песня» Луки о том, что правда не по силам человеку. Именно такие моменты делают пьесу Горького произведением искусства. И таких моментов в ней много.

Диалог Луки с Медведевым даёт представление, что Лука говорит притчами. Это немедленно заставляет вспомнить притчи Христа. Так вопрос о религии и о месте её в человеческом мире выходит на первый план.

Во втором действии одновременно идут шулерская игра и диалог Луки с Анной, в котором странник утешает её: на том свете всё будет хорошо. В результате такого совпадения мини-сцен проясняется, что Лука – шулер, обманщик.

Мы можем не соглашаться с автором, предъявлять ему претензии за то, что он лишает людей утешения, но нельзя не заметить, что художественно он в этих сценах убедителен. Но вот другой фрагмент.

Анна. А. может. может, выздоровлю я?

Лука (усмехаясь). На что? На муку опять?

Эта ремарка – «усмехаясь» – явное желание драматурга помочь зрителю понять отрицательную роль Луки. Такая помощь – слабость автора.

Слова Татарина: «Надо играть честна!» имеют более глубокое значение, почти сразу после них он произносит: «Надо честно жить!» Пьеса именно о том, как жить честно.

Следом идёт ещё одна мини-сцена с подтекстом. Актёр пытается вспомнить стихи, которые собирался процитировать Луке, но пьянство лишило его памяти. А рядом с этим продолжается игра.

Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка. ходи!

Слова Бубнова могут распространяться и на Актёра, так как он пропал, потому что у него не было веры в себя.

Актёр. Пропил я душу, старик. я, брат, погиб. А почему – погиб? Веры у меня не было. Кончен я.

И Лука утешает его сказкой о бесплатной лечебнице. Замена истины ложью – вот важнейшая проб­лема пьесы.

Следом Медведев и Пепел говорят, казалось бы, о том, кто вор, кто покрывает, кто на воровство подбил. Но на самом деле главное в их словах вот это:

Медведев. Врёшь! Не поверят тебе!

Пепел. Поверят, потому – правда!

Васька нечто важное про Луку уже понял, и поэтому он задаёт ему один из главных вопросов человеческой жизни, «проклятый» вопрос из произведений Достоевского.

Пепел. Погоди, не каркай! Пусть он мне скажет. слушай, старик: бог есть?

Лука (негромко). Коли веришь, – есть; не веришь, – нет. Во что веришь, то и есть.

Лука пришёл сюда не с проповедью религии, а с проповедью «ложного сознания», следуя которому можно пропасть, так как оно заменяет истину, по-древнерусски – «естина». Нельзя что-то сделать в жизни, руководствуясь неверным её пониманием.

Затем Василиса зовёт Ваську в комнату, и там Василий говорит ей правду. Следует замечательная по драматическому накалу сцена, и в момент, когда Вась­ка хочет узнать у Луки, зачем он так странно утешает людей, умирает Анна.

Вот в эту минуту появляется Актёр. Ему кажется, что он на пути спасения, он вспомнил любимое стихотворение, он называет своё подлинное имя; как настоящий художник, он уже домыслил слова Луки о лечебнице. В его воображении она превратилась во дворец, где его ждут. Он готов уйти отсюда, со дна. Но эти слова имеют второй, зловещий смысл.

Актёр (загораживает ей дорогу). Я – уезжаю, ухожу. Настанет весна – и меня больше нет.

Вот реакция Бубнова на смерть Анны.

Бубнов. Кашлять перестала, значит.

Это эпитафия человеку в том мире, где мы оказались. Зачем же жил человек, неужели только затем, чтобы над его телом произнесли такие слова?

Появляются другие ночлежники. Призывавший честно жить Татарин, казалось бы, заснул. Актёр цитирует «Короля Лира», но вместо верного Кента резонёр Сатин отвечает ему, что нет той лечебницы, о которой Актёр уже возмечтал. Драматизм нарастает.

Актёр. Врёшь!

Татарин (вскакивая). Где хозяин? Хозяину иду! Нельзя спать – нельзя деньги брать. Мёртвые. пьяные.(Быстро уходит.)

Сатин свистит вслед ему.

Бубнов (сонным голосом). Ложись, ребята, не шуми. ночью – спать надо!

Актёр. Да. здесь – ага! Мертвец. «Наши сети притащили мертвеца». стихотворение. Б-беранжера!

Это один из самых интересных моментов в пьесе. Актёр путает строки Пушкина и стихотворение Беранже о «сне золотом», в который надо погрузиться, если правда мира не откроется. Получается, что погружение «в сон золотой» приведёт к тому, что рано или поздно «сети притащат мертвеца», человека окутает иллюзия.

Сатин (кричит). Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют. Кричи. реви. мертвецы не слышат!.

Мертва не только Анна, но и тот мир, который не слышит мольбу Актёра о помощи. И тогда снова появляется утешитель, который навевает «золотые сны», – Лука.

Третье действие переносит нас на пустырь – это вариант «дна» жизни, где мусор, выброшенные из жизни люди составляют трагическое единство.

Интересен образ Насти. У неё своя мечта и свой придуманный мир.

Книги, по мысли автора, могут лгать, а могут и говорить правду. Книжки Насти лгут, создают искусственный мир счастья, тот мир, в который погружают нас сегодня многие суррогаты культуры. А книги географа из важнейшей притчи говорят правду. Перед этой притчей Лука рассказывает, как надо относиться к людям, чтобы в мире не распространялось зло. В этом рассказе о двух каторжниках невозможно не увидеть элементы толстовского учения. Но как сам Горький относился к предложению Луки верить в возможность исправления человека добротой? Мы уже знаем, что Лука у него говорит заведомую неправду, утешая людей. Но рассказ о двух ворах рисует нам Луку как человека замечательного, глубокого психолога. Вероятно, Горький и сам до конца не знал, вести ли ему образ Луки к большему сгущению отрицательных черт или найти в нём ещё светлые стороны. Что лучше – истина или сострадание?

Социальный и любовный сюжет между тем развивается своим чередом, но всё чаще ночлежники задаются вопросом, нужна ли правда.

Клещ (дрожит от возбуждения). Говорите тут – пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех. Я тебе скажу. ненавижу я всех! И эту правду. будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она – проклята! (Бежит за угол, оглядываясь.)

Пьеса подходит к идейной кульминации. Это притча о Праведной земле. Обратим внимание на реакцию героев.

Пепел (негромко). Ч-чёрт те возьми. история – невесёлая.

Наташа. Не стерпел обмана.

Бубнов (угрюмо). Всё – сказки.

Наиболее интересна реакция Наташи. Кто не стерпел обмана? Ведь Лука-то думал, что человек не стерпел правды. Выходит, слова Наташи направлены против понимания лжи и правды Лукой.

Обманом была та вера в Праведную землю, которую кто-то внушил человеку. Такая ничем не подкреплённая вера и может быть названа ложным сознанием. Пьеса Горького была направлена против такого сознания.

А после этой сцены Лука уговорил Наташу уйти с Васькой, и тем самым подтолкнул его быстрее развязать тугой узел страшной действительности.

Четвёртое действие вновь переносит нас в обстановку первого акта, но нет уже комнаты Пепла. Мир «дна» стремительно губит людей. Умерла Анна, арестован Васька. Остаётся последний герой, который прислушался к советам Луки, – Актёр. Он готов идти туда, куда ему тот укажет. Но Лука – беспаспортный бродяга, появление полиции ему опасно. Поэтому он и ушёл во время убийства Костылева. А Актёр остался. Но он не может здесь больше находиться. Готова бежать и Наташа.

Клещ. Поманил их куда-то. а сам – дорогу не сказал.

Барон. Старик – шарлатан.

После этого идёт знаменитый спор ночлежников о старике с кульминационными словами резонёра Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!»

Наступивший XX век стал временем, когда многие истины были низвергнуты. Подверглась испытанию и мысль о том, что человека не надо жалеть. Понятая буквально, она привела к страшным последствиям.

Драматургический талант Горького в полной мере проявился в конце пьесы, когда на слова Барона о повесившемся Актёре Сатин ответил:

Сатин (негромко). Эх. испортил песню. дур-рак!

Эта эпитафия напоминает песню, которую пел при своём первом появлении в ночлежке Лука. И всё учение Луки можно назвать «песней», которая была бы неплоха, если бы её плоды не были так горьки.

Описание внешности

Странник Лука – это старик 60 лет. Он появляется в образе, привычном для людей, кочующих по стране:

  • Палка в руке (вместо посоха);
  • Котомка за плечами;
  • Котелок и чайник прицеплены к поясу.

Есть немного деталей, которые характеризуют внешность:

  • Лысый.
  • Невысокий.

Облысел старик из-за женщин. У него их было больше, чем волос на голове. Значит, в молодости мужчина был привлекательным.

Постояльцы сразу воспринимают странника по-разному. Для одних он очередной проходимец, для других – прохожий, проходящий, странствующий, занятный старикашка, любопытный старикан.

Характер странника

Персонаж интересен всем постояльцам. Большая часть называют положительные черты характера:

Человечность

: Лука уделил внимание всем. Он считает, что каждый стоит своей цены, нельзя бросать людей.

Ум

. Странник много знает, помнит судьбы тех, с кем довелось встречаться. Он не просто рассказывает, а заставляет задумываться.

Проницательность

. Лука замечает то, что не видят другие. Он просматривает ситуацию вперед и помогает некоторым персонажам. Сцена ссоры Пепла и Костылева – вовремя зашевелился на печи, драка не перешла в убийство.

Доброта

. Лука поддерживает постояльцев добрым отношением и словом.

Религиозность

. Старец, как Христос, жалеет всех. Он выполняет завет Бога – всем помогать. Человека следует жалеть вовремя.

Цитаты Луки в пьесе «На дне» (50 цитат)

Ну, ребята. живите богато! Уйду скоро от вас ― Куда теперь? ― В хохлы Слыхал я ― открыли там новую веру поглядеть надо да. Всё ищут люди, всё хотят ― как лучше Дай им, господи, терпенья!

***

Ишь ты! А я думал хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя хорошо я делаю! Хвать а люди недовольны

***

Тюрьма ― добру не научит, и Сибирь не научит а человек ― научит да! Человек ― может добру научить очень просто!

***

Всяко живет человек как сердце налажено, так и живет сегодня ― добрый, завтра ― злой

***

Ты лечись! От пьянства нынче лечат, слышь!, браток, лечат такая уж лечебница устроена для пьяниц чтобы, значит, даром их лечить Признали, видишь, что пьяница ― тоже человек

***

Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя ― хорошо я делаю! Хвать ― а люди недовольны

***

Все мы на земле странники Говорят, ― слыхал я, ― что и земля-то наша в небе странница.

***

Всяко живет человек как сердце налажено, так и живет сегодня добрый, завтра злой

***

― Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, ― житье ваше ― о-ой! ― Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье

***

― Сегодня в ночь ― уйду ― Это ― лучше. Вовремя уйти всегда лучше ― Верно говоришь ― Я ― знаю! Я, может, от каторги спасся тем, что вовремя ушел.

***

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел Я те скажу ― вовремя человека пожалеть хорошо бывает!

***

Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно ничего больше не надо будет, и бояться нечего!

***

Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу.

***

Человек свободен он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум человек за всё платит сам, и потому он -свободен.

***

Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть не унижать его жалостью уважать надо!

***

Он парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это!

***

Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны

***

А то воображу себе, что завтра я скоропостижно помру И станет от этого – жутко Летом хорошо воображать про смерть грозы бывают летом всегда может грозой убить

***

Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!

Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны

***

***

Сколько это разного народа на земле распоряжается и всякими страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет в жизни и чистоты нет

***

Всяко живет человек как сердце налажено, так и живет сегодня – добрый, завтра – злой

***

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть жалеть людей надо! вовремя человека пожалеть хорошо бывает.

***

Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит а человек – научит да! Человек – может добру научить очень просто.

***

Особливо же деток надо уважать ребятишек! Ребятишкам – простор надобен! Деткам-то жить не мешайте Деток уважьте.

***

Жалость к людям или обман

Лука умеет запутать своими историями. Он рассказывает, будто намекает на что-то, но не договаривает. Постояльцы (Клещ, Сатин) решают, что старик не любит правды. Горькая истина ведет к восстаниям в душе, требует действий, а они не всегда завершаются хорошо. Ложь из жалости – правда Луки. Красивые сказки утешают, отвлекают от страшной действительности. Без правды тяжело дышать в ночлежке, а с ней и вообще жизни не будет. Лучше закрывать глаза на множество проблем и продолжать свое нищенское существование.

Из жалости Лука поведал истории, кажущиеся правдивыми, но завершившиеся гибелью людей: о лечебнице для пьяниц, о праведной земле.

Биография персонажа

Автор помогает представить жизнь героя по его рассказам и отдельным словам. Много указывает на Сибирь. У Луки к Сибири какое-то свое трепетное отношение. Он не боится ссыльного района, он посылает туда хороших людей. Можно предположить, что сам Лука оказался в Сибири давно. Туда ссылали только за преступления. Вероятно, странствовать стал после побега с каторги. В разговоре с Костылевым он четко проговаривает: «Беглого изловил». Жизнь у старика сложная: его много мяли. Но старец не озлобился, а стал мягче, добрее к людям. Причем Лука одинаков ко всем персонажам пьесы. Над кем-то подшучивает, с кем-то ласков, никому не грубит, ни с кем не вступает в драку.

Из другого рассказа читатель узнает, что Лука был сторожем на даче инженера где-то под Томском.

В каких еще землях бывал Лука, неизвестно. Старик намекнул, что двигается на Украину, но нельзя точно утверждать, что он пошел именно туда. Лука идет «куда глаза поведут (глядят)».

«На дне»: высказывания Луки о людях, о жизни, о вере

Герой пьесы «На дне» Лука — это одинокий пожилой странник, который однажды появляется в ночлежке и у которого очень большой и богатый жизненный опыт. Он считает людей жалкими и слабыми существами, не способными к борьбе за свои права. Главный герой пьесы считает, что к людям надо относиться с соболезнованием и утешением и сеет среди них иллюзии и рассказывает утешительные сказки, которые те, отчаявшись, жадно принимают за реальность. Само имя Лука у многих читателей вызывает неоднозначную трактовку, с одной стороны он ассоциируется с евангелистом, придерживающимся христианской философии, а с другой стороны — его имя внутренне как бы связано с лукавым и искусителем.

В самых первых высказываниях героя уже заметно христианская мысль о том, что все мы равны: «Мне — Все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» В людях он видит, прежде всего, человека, говоря: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…». В его репликах заметно сострадание к человеку. Он рассказывает о том, как пожалел двух воров и этим уберег их от ареста и говорит: «Человека приласкать – никогда не вредно». В высказываниях Луки постоянно проходит мысль о том, что «человек – все может… лишь бы захотел». Несмотря на то, что главного героя пьесы Максима Горького часто обижали в жизни, он все равно продолжает хорошо относиться к людям и говорит: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил». И это вместо того, чтобы озлобиться и ненавидеть весь мир, как часто бывает, к сожалению…

Основным мировоззрением Луки была вера «Во что веришь – то и есть». Принцип, которому он следует — это «ложь во спасение». Однажды Васька Пепел изобличил старика в том, что он лжет, но на это Лука ответил ему, что в жизни не всегда правда это хорошо, иногда она может убить человека. Он убеждает людей в том, что они могут все, главное — иметь желание: «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет, найдет».

Основой жизненной философии Луки является вера в сострадание и вера в человека: «Ты вот – смеешься… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Странник находит подход к каждому человеку, потому что он говорит людям только приятное и, в основном, то, что они хотят услышать. На вопрос Пепла: «Есть ли на свете Бог?», — Лука отвечает: «Коли веришь, — есть; не веришь, — нет…Во что веришь, то и есть…» Люди Луке верят. Когда умирала Анна, он ей внушал, что на том свете она обязательно попадет в рай, где хорошо и где не будет мучений. Что именно там она обретет покой и блаженство. Пеплу внушает мысль о том, что когда тот поедет в Сибирь, то начнет честную жизнь. Он обещает актеру сказать, а точнее, назвать город, где есть роскошная лечебница, в которой прекрасно лечат алкоголизм, причем совершенно бесплатно.

Образ Луки самый главный в пьесе. Его высказывания наводит на размышления о том, что пока человек не свободен, он не может быть счастлив и что человек достоин счастья, потому что он прежде всего человек.

Смысл образа Луки

Классик был недоволен получившимся изображением старца. Он вышел из-под пера очень мягким, добрым и располагающим к беседам. М.Горький боялся, что читатель не увидит настоящего смысла созданного им персонажа. Лука бескорыстно помогает людям, пытается их примирить с действительностью. Он останавливает естественное желание человека бороться за свое место под солнцем. Доброта не убивает зло и жестокость. Судьба мягкого человека – это жизнь в вечном рабстве, подчинении сильным.

Классик специально дал старику имя с двойным смыслом: лукавый и чистый. Первое – это значение имени, второе – это апостол Христа. Странник идет по России и передает свои мысли встречным. Он как просветитель, носитель идей особого слоя людей. У них нет дома, семьи, работы. Странствуя по земле, они где-то задерживаются, что-то проходят мимо. Лука не настолько стар, чтобы стать мудрецом, но он много видел и может поделиться своими наблюдениями.

Лука – отличный собеседник. Он понимает с кем и о чем следует говорить. Что это? Врожденная культура или какой-то уровень образованности?

Классик признается, что сам не до конца понял созданный образ. Он получился шире, многограннее, чем планировался. Но в этом, наверное, и смысл персонажа – дать возможность читателю попробовать самостоятельно разобраться в проблемах, которые окружают человека.

Что лучше мечтать или действовать? Чего в жизни должно быть больше: надежд или действий по их реализации? Эпохи меняются, ночлежки исчезают, но проблемы, поднятые автором, остаются.

Цитаты главных героев

В пьесе много первостепенных персонажей. Все они являются обитателями ночлежки. Это — Костылев с Василисой Карповной и Наташей, Васька Пепел с Лукой, Сатиным, Актер и Барон с Настей, Бубнов и Клещ с Анной и Квашней, Медведевым и Алешкой. Они спорят о правде жизни, обманывают себя несбыточными мечтами.

«Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны». Лука.

— Рассуждает Лука о справедливости и поступках людей.

«Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! <…> вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Лука.

— Притча луки о двух ворах.

«Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит… да! Человек – может добру научить… очень просто!» Лука.

— Притча Луки о двух ворах.

«Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум». Медведев.

— вступает в полемику с Лукой и тоже высказывается о преступниках.

«За что их любить?.. Любить – живых надо… живых» Лука.

— Рассуждает Лука о покойниках.

«Ты – живых опасайся… вот что я скажу». Лука.

— Таково его суждение о покойниках и живых людях.

Рассуждения Сатина не менее интересны.

«Что такое – правда? Человек – вот правда!» Сатин.

— Его представления о правде.

«Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Сатин.

— В споре он высказывает свое мнение о правде и отношение ко лжи.

«Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Сатин.

— Такие высказывания из уст представителя ночлежки о человеке звучит контрастом.

«Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит!.» Актер.

— Актер высказывается по поводу того, что больше ценят нынче не талантливого человека на работе, а исполнительного и молчаливого.

«Образование – чепуха, главное – талант. А талант – это вера в себя, в свою силу… Таланта нет… нет веры в себя… а без этого… никогда, ничего». Актер.

— О главенстве таланта и образования. Во главу угла он ставит талант.

«Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – всё сотрется… всё сотрется, да!» Бубнов.

— Его рассуждение вызывает интерес.

«Я тебя не спрашиваю – с кем! Грязь везде… грязища! Эх, вы… свиньи! Чтобы было чисто… слышите!» Василиса.

— Она пытается навести порядок в ночлежке, заставить всех соблюдать чистоту.

«У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают». Барон.

— В спорах обитатели самого дна высказываются весьма высокопарно. И контрастом их суждений выступают в срванении с тем, как рассуждают люди обычного социального уровня.

Второстепенных персонажей в пьесе нет. Все обитатели социального дня, которых изобразил Горький считаются главными.

  • Рассказ о дворце халифа
  • Рассказ о движении воды
  • Рассказ о даниеле дефо
  • Рассказ о дане и данияле
  • Рассказ о давиде ливингстоне