Рассказ о дятле для детей дошкольного возраста

Птицы зимой. Часть 2. Детям о зимующих птицах. Детям про дятла: познавательные рассказы , видео для малышей, речевые и логические задачи о птицах зимой, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

Дети узнают, откуда у дятла красная шапочка, почему дятла называют «лесной доктор», какие угощения едят в лесу дятел и другие птицы, поиграют в речевые и пальчиковые игры про дятла.

Птицы зимой: детям о дятле

Птицы зимой

Загадки о дятле. Откуда у дятла красная шапочка?

Отгадай загадку.

Детел

Почему ты решил, что это дятел? А может быть это дровосек? Ведь у дровосека тоже может быть черный жилет и красный берет, да и дровосек в лесу часто бывает и стучит топором? (Здесь использован прием преднамеренной ошибки взрослого, который помогает научить детей доказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждающие свое мнение. И поэтому важно обратить внимание малыша на существенные признаки, указанные в загадке – нос как топор, хвост как упор, лечит деревья. При отгадывании любых загадок очень важно учить детей выделять в тексте загадки главные и второстепенные признаки, а не просто запоминать отгадки к ним )

Посмотри на фотографию дятла. Как узнать дятла, если ты встретишь его в лесу или в парке? Да! Мы легко узнаем дятла по красному беретику на головке и по черному  жилету (покажите на картинке эти особенности внешнего вида дятла) Какие у дятла крылья, хвост, лапки, голова? (На голове красная шапочка, есть красные штанишки. На спинке у дятла черный жилетик, а грудка у дятла беленькая).  Самцы дятла носят на голове красную шапочку, а самочки дятла ходят без шапочки. У них голова черная.

Птицы зимой

А ты  знаешь историю о том, откуда у дятла эта красная шапочка? Кто ему ее подарил? Нет? Тогда послушай старинную сказку о дятле в мультфильме «Таежная сказка»

После просмотра поговорите с малышом о сказке.

  1. Как лиса смогла обмануть росомаху?
  2. Как дятел  помог росомахам?
  3. Как он лису обхитрил?
  4. Почему о дятле в мультике говорится – «мал, да удал»?
  5. О каких еще героях сказок можно так сказать – «мал да удал» (вспомните сказки и мультфильмы, которые знакомы Вашему малышу — Жихарка, Мальчик-с-пальчик и др.)
  6. Кто из персонажей сказки понравился? Чем он понравился?
  7. А кто не понравился и почему?

Раскраска для детей. Дятел

Раскрась дятла – наряди его в его одежду. Раскрась и жилетик, и беретик, и штанишки. Чтобы правильно раскрасить дятла, нужно хорошо запомнить, как выглядит эта птичка.

Зимующие птицы. Дятел.

Птицы зимой: лесной доктор

Дятла называют «лесной доктор». Он не только очень красивая птичка, но и очень полезная. Знаешь, почему? Кого он лечит в лесу?

У дятла острый длинный клюв, он им долбит дупла и щели. Вот какой клюв (покажите на фото)!

А  еще у дятла особенный язык. Он очень длинный (язык у него больше головы!!!), гибкий, тонкий, с острым кончиком и очень клейкий. Языком он достает насекомых из-под коры деревьев и этим спасает деревья от гибели. (Покажите ребенку палочку, полоску бумаги или карандаш длиной 13-15 см и скажите, что именно такой длины язык  дятлов и вот как далеко они могут высунуть его, чтобы достать насекомых из-под коры). А у нас с Вами так далеко высунуть язык не получается!

Когда дятел долбит клювом деревья, он упирается на свой хвост. И поэтому хвост у него очень сильный.

Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Я доктор знаменитый, все тайны мне открыты!
Тук-тук, тук-тук. Я – лесу лучший друг.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Деревья, не болейте!
Деревья, зеленейте! (В. Кикта)

Рассказы о дятле для детей

Прочитайте малышу рассказы о дятле-докторе леса

Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает. (К. Д. Ушинский Дятел)

Поиграйте с малышом в игру «Угадай словечко». Перечитайте еще раз этот рассказ, предупредив ребенка  о том, что нужно его получше запомнить – ведь мы будем играть в игру! В игре «Угадай слово» Вы начинаете фразу, а ребенок договаривает-угадывает последнее слово в рифму из текста рассказа. Можете подсказать жестом это слово или подсказать первый слог – пусть малыш попробует  его угадать. Например:

  • Черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком … ? («упирается» – договаривает малыш), носом постукивает – мурашей да козявок…? («выпугивает») и т.д.
  • Кругом ствола пробежит, никого не… ? («проглядит»)
  • Испугались мураши – эти порядки не…? («хороши»)

Рассказ «Дятел» можно инсценировать с группой детей. Один из ребятишек – дятел, второй – автор-писатель, а все остальные дети – мураши да жучки. Ребенок в роли писателя пересказывает текст, а все участники игры изображают действия героев – дятел летает вокруг дерева, садится на него, обходит вокруг дерева. Жучки да мураши прячутся, и из своих укрытий говорят : «Эти нам порядки не хороши» (здесь можно потренироваться говорить эти слова из рассказа с разной интонацией – с упреком, жалостливо, испуганно, возмущенно).

А вот еще один интересный рассказ о дятле для малышей — о том, как мама и папа-дятел учат своих маленьких птенцов искать насекомых. Вот как они это делают!

-Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь! Видите в пеньке круглую дырку? Эту дырку жучок-короед проел. Слышите, он там в пеньке скрипит, дерево грызёт! У нас, дятлов, язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука себе на обед. Вам сытно, а лесу польза. (Е. Чарушин. Дятлы с птенцами)

Спросите ребенка:

  • Как птенец узнает, что в дереве живет вредный жучок-короед?
  • Как этого жучка можно достать из-под коры?
  • Почему от этого лесу будет польза?

Покажите ребенку на картинке птенца дятла. Предложите малышу рассказать этому птенцу, как надо добывать жучков себе на обед. Как говорят мама и папа своим птенцам? (перечитайте еще раз слова из рассказа)

Зимующие птицы.

Чистоговорки о дятле

  • Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак)
  • Дятел в дуб все тук да тук, Дуб скрипит: Что там за стук? (С. Черный)
  • Дятел дерево долбит, Дятел клювом дуб долбит. 

Попробуйте вместе с малышом сказать читоговорку очень медленно и четко (медленно как ее бы произносила Черепаха Тортилла – можете назвать другие аналогичные персонажи из сказок), потом быстрее (как Мальвина), еще быстрее (как Буратино) и совсем быстро (как Торопыжка). Затем снова говорим медленнее. Так мы научим малыша умению сознательно регулировать темп своей речи и будем развивать у него дикцию.

Удобнее всего отхлопывать или отстукивать ритм, в котором нужно говорить слова чистоговорки. Можно изображать одной рукой клюв дятла (соединить все пальчики вместе в щепотку), а другую руку поставить вертикально (это будет дуб). И стучать «клювом» по «дубу»-ладошке в ритм чистоговорки в заданном темпе.

Скороговорки о дятле

Поиграйте с ребенком в скороговорки. Да-да! В скороговорки нужно именно играть! Попробуйте говорить их не только в разном темпе, но и с разными интонациями и угадывать эту интонацию. Произносить можно радостно, грустно, восхищенно, удивленно, испуганно, раздраженно, устало и еще многими интонациями. А заодно мы будем развивать дикцию малыша, интонационную выразительность его речи и обогащать словарь прилагательными, которые обозначают эмоциональное состояние человека.

Скороговорки о дятле для игры «Угадай интонацию»:

  • Скороговорка 1. Дятел дуб долбил да недодолбил.
  • Скороговорка 2. Дятел и дуб продалбливает.

Давайте поиграем! Пальчиковая гимнастика для детей «Дятел»

Вариант 1. Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки  — это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» — пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.

Вариант 2.Предложите малышу положить кисть руки на небольшой мячик ладошкой вниз (мячик должен быть размером с небольшое яблоко или с крупный мандарин). Центр ладошки находится на мячике (яблоке), а пальчики «стоят», касаясь кончиками поверхности стола (положение руки похоже на положение руки пианиста).

Все пальчики – это деревья. Они должны быть неподвижными. А один пальчик – дятел. Этот пальчик стучит по столу в ритм стихотворению. Например, указательный пальчик стучит в ритм по столу, а все остальные стоят. Затем средний пальчик стучит, а все остальные стоят неподвижно и т.д., меняя пальчики. Если у ребенка двигаются все пальчики одновременно, то можно в шутку сказать: «Ой, деревья куда-то побежали! А ты, Машенька, их держи, чтобы всё было в порядке – и деревья на месте остались, и   дятел поработал – постучал клювиком»

Когда ребенок освоится с упражнением, можно его делать без предмета под ладошкой. Для упражнения можно использовать чистоговорки, данные выше. Или небольшие стихи для малышей:

Дятел дерево долбит:
Тук-тук-тук!
Целый день в лесу стоит:
Тук-тук-тук!

Дятел, Дятел — Наш приятель
Дуб долбит, Как долотом.
Помоги нам, Дядя дятел,
Для скворцов Построить дом.

 Что едят птицы зимой? Любимое зимнее лакомство

Наверное, ты очень любишь лакомиться сладкими конфетами? А еще какие лакомства ты любишь (пирожные, мороженое, зефир, мармелад? А ты знаешь, какое самое главное лакомство для дятлов и многих других лесных птиц зимой? Для них это угощение такая же радость как для нас с тобой целый пакет конфет! Что же это такое? (Выслушайте предположения малыша и предложите ему узнать ответ на этот вопрос из рассказа «Шишка» Николая Сладкова).

Еловая шишка для обитателей леса все равно что для нас с вами кулек с конфетами. Вот каждый и старается шишку сорвать и до семян добраться. Клесты от такого рвения даже носы набок сворачивают! У клестиных птенцов носы как носы, прямые, как и у всех других птиц. А как начнут сами носами шишки-кульки разворачивать, чешуйки на них отгибать, так и покривеют у них носы, перекрестится надклювье с подклювьем — не носы, а какие-то кривозубцы! Дятел ради вкусных семян даже особый станок-зажим изобрел: заклинивает шишку в щель и долбит. Дятел-долбонос. Белка берет шишку в лапки и «распаковывает» зубами: скусывает чешуйку за чешуйкой и достает семена. Попадается шишка смоленая, так у нее даже губы слипаются! Но шишку все равно не бросит, до семечка вышелушит. Ну а те, кому самим с шишкой не справиться, ждут, когда шишки весной раскроются. Встопорщатся на шишках чешуйки, полетят семена-вертолетики, устилая первые проталины и последние сугробы. На радость чижам, юркам, зябликам и синицам. Налетайте на угощение! Все угощению рады — Шишкиным семенам.

Детям о зимующих птицах

А это— «кузница дятла», в которой он лакомится шишками. Затолкнет дятел шишку в щель или в трещину коры и давай клевать! Дятел – птичка аккуратная, все семена выклюет, не разбросает! А пустую шишку сбросит на землю, и за следующей полетит. За день дятел так может склевать 70 шишек! Если гуляешь в лесу и увидишь, что под деревом лежат чешуйки от шишки или целая куча пустых шишек, то значит, кузница дятла где-то рядом. «Тук-тук-тук» да «тук-тук-тук»- Раздается громкий стук. Дятел шишку шелушит. Съест семян – и будет сыт.   А если в распотрошенных дятлом шишках что-то осталось, что другие птицы подбирают – целая столовая для птиц зимой! Вот что однажды приключилось с дятлом на его «кузнице».

Дятел. Детям о зимующих птицах

Видел дятла:  летел, насадив себе на  клюв большую еловую шишку.  Он  сел  на  березу,  где  у  него была мастерская для шелушения шишек.  Пробежал вверх по стволу с  шишкой на клюве до знакомого места.  Вдруг видит,  что в  развилине,  где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И — горе какое! — нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда  дятел,  совсем как  человек бы  сделал,  новую шишку зажал между грудью  своей  и  деревом,  освободил клюв  и  клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой (М.Пришвин).

  • Как бы ты назвал этот рассказ (напомните ребенку, что из названия должно быть понятно, о чем в нем говорится)?
  • Что делает дятел в своей мастерской — кузнице?
  • Какое горе было у дятла? Почему он не смог сразу сбросить старую шишку? Что он придумал?
  • Какой дятел в этом рассказе – похвали его.(Дятел умный, находчивый, смекалистый, деловой, бодрый, догадливый, трудолюбивый, сообразительный, изобретательный, старательный, работящий) Почему автор назвал его умным?  Почему о дятле говорят, что он трудолюбивый и деловой?

Давайте поиграем. Подвижная русская народная игра «Дятел»

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят  первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы».
Дятел  в ответ говорит:
«Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».

С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

Речевая логическая задача

Вариант 1. Полезная ли птица дятел?

Отец с маленьким сыном идут по лесу, прислушиваются и присматриваются к лесной жизни. Вот рябчик прямо из-под ног выпорхнул, даже испугал. Вот птичка запела— заслушаешься. И вдруг… знакомый стук. Дятел! На одном дереве поработал, на другом, на третьем. Сын у отца и спрашивает: «Как же так? Говорят, что дятел — полезная птица, а он вон сколько деревьев испортил». (по Ю. Дмитриеву)

Вариант 2. Почему живая роща стала мертвой?

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу. — Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь! И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц. Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник. (по Н. Сладкову)

Какую ошибку допустили эти мальчики, что они не знали? Почему этого мальчика назвали Жалейкиным? Что произойдет с лесом, если в нем исчезнут дятлы?

Сказки о птицах. Дятел

Почему дятла уважают все птицы и звери? И что было бы если бы дятлы исчезли? Об этом говорится в сказке «Дятел-труженик».

Дятел-труженик. Сказки озера Байкал

Слетелись птицы со всей тайги и стали ругать дятла.

Кукушка пуще всех сердится: — Покою от тебя нет, дятел, — стучишь, стучишь!

— Голова болит от твоего стука, — жалуется кедровка.

— Бездельники, у вас готовая еда: мухи, комары, козявки, ягоды, древесные почки, орехи. А мне надо дерево долбить, жуков под корою выискивать. Всех вас спасаю, неблагодарные, — с утра до ночи тружусь!

Засвистели, защебетали, затрещали сердито птицы: — Как! Ты нас спасаешь? — Смотрите, какой хвастун! — Давайте его заклюем!

Птичий гам прервал глухарь — птица в тайге важная, слов на ветер не бросает. Топнул он ногой: — Зря шумите, дятел сказал правду! Он оберегает деревья от жадных жуков-короедов. Без него источили бы они все деревья, опустошили бы тайгу. А как нам жить без тайги?.. Крикуны!

Кукушка, сидя на высокой сосне, первая залилась на всю тайгу: — Ку-ку, дятел, ку-ку, милый!

За ней кедровка: — Хвалю, приятель. Давай — стучи, стучи.

— Тук-тук — хороший звук! — громко крикнул лесной голубь.

Птицы окружили дятла, нарушителя лесной тишины, и запели хором.

Спустилось солнце за темную гору, поднялись птицы в золотое небо, разлетелись по всей тайге, но долго слышалась их радостная песня. Они славили труженика (А. Тороев. Перевод с бурятского — И. Ким).

Вопросы для детей:

  • За что птицы  ругали дятла?
  • Почему в конце сказки они стали его хвалить?
  • Почему дятла называют «тружеником»? Есть ли еще звери или птицы, которых можно назвать «тружениками»? (Вспомните о труженицах — пчелах, муравьях и других известных малышу представителях животного мира)

Какие бывают дятлы? Познавательная сказка для детей

Оказывается, дятлы бывают разные. Предлагаю послушать познавательную сказку о дятле для детей Владимира Зотова.
http://rodnaya-tropinka.ru/wp-content/uploads/2017/09/detym-o-dyatle.mp3

Загадки о дятле 

Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. (Дятел)

  • По сосне, как в барабан,
    Застучал в лесу … ( это загадка — обманка. Не баран и не кабан, а дятел!)
  • Кто в берете ярко-красном,
  • В черной курточке атласной?
  • На меня он не глядит,
  • Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Вот и закончилась  наша встреча с дятлом на «Родной тропинке». Надеюсь, что она была интересной и познавательной для Вас и Ваших детей.

Презентация для детей «Дятел и другие зимующие птицы»

Картинки к этой статье в хорошем качестве и разрешении для занятий с детьми Вы можете бесплатно скачать здесь или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы». Смотрите раздел группы «Документы» под видеозаписями сообщества.

В следующих статьях Вы узнаете о других зимующих птицах, познакомитесь с новыми сказками и играми для малышей на эту тему.

Еще по теме «Птицы зимой» Вы можете почитать:

Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей.  Часть 1.

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для  детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

Клест: детям о природе. Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки про клеста и других лесных обитателей для детей. Мультфильм для малышей.

Как сделать кормушку для птиц? Чем кормить птиц зимой? Познавательные сказки, загадки и логические задачи для детей.

Кто как к зиме готовится. Познавательное видео для детей. 

До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!
Всегда рада Вашим предложениям и комментариям!

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi

муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребёнка
детский сад №57 «Почемучка»

Управления
образования Администрации

Мытищинского
муниципального района

КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 (интеграция
образовательных областей:

 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
)

«Наши меньшие
друзья»

Дятел —
«лесной   доктор».

 (подготовительная 
группа)

Подготовила:

Воспитатель группы № 7 «Незнайка»

МБДОУЦРР – детский сад №57 «Почемучка»

Ромашкина Наталья Анатольевна

2017
г.

Цель: уточнить и
расширить знания детей о дятле.

образовательные  задачи:

ü  обобщить и уточнить знания детей о дятле;

ü  активизировать словарь детей за счёт слов: «лесной доктор»,
«лекарь леса», «пёстрый», «расщелина», «долбить», «барабанная дробь»,
«клейкий».

ü 
рассказать о способах
добывания им пищи, об устройстве гнезда, о той пользе, которую приносит эта
птица лесу;

развивающие задачи:

ü  формировать умение детей рассуждать, логически мыслить, развивать
фантазию;

ü  развивать общую и мелкую моторики;

воспитывающие задачи:

ü  умение слушать, говорить по очереди, не перебивая друг друга;

ü  любовь к родной природе, лесным обитателям;

ü  любознательность.

Оборудование:  слайд-шоу «О
дятлах», листы бумаги, цветные карандаши,  Шевченко Л.Л.  «Наши меньшие друзья»
книга №3. стр.  80  рассказ «Лесной доктор».

Предварительная работа:

·        
Рассматривание альбома
«Зимующие птицы»;

·        
Чтение рассказа М. Пришвина «Дятел»;

·        
Чтение детям энциклопедических
сведений о дятле;

·        
Рисование «Птицы на кормушке»;

·        
Дидактическая игра «Узнай по
описанию»;

Ход нод.

 Организационный момент, игра «Здравствуй!»

Дети стоят в кругу на ковре. Дети по кругу передают малый мяч с шипами
и произносят слова: «Здравствуй, Ира!» и т. д. В конце хором произносят слова с
движением:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю!
Я вас всех приветствую!
Руки перед собой образуют круг
Руки поднять вверх
Поднятыми руками помахать
Присесть и показать какой маленький
Руки развести в стороны.

Дети проходят и садятся на стулья.

Воспитатель:  Отгадайте
загадку:

 
                     
  По деревьям я скачу,

 
                     
  Проверяю их, лечу,

 
                     
  Клювом я стучу: тук-тук.

 
                     
  Где тут, где тут вредный жук?

 
                     
  Попадёт мне на обед,

 
                     
  Кто наносит деревьям вред!

Дети:  (Дятел)

Воспитатель: Правильно,
это дятел. Скажите, а дятел – это зимующая или перелётная птица? (показ
слайда)

Дети: Дятел – зимующая
лесная птица.

Воспитатель: Правильно,
а почему вы так думаете?

Дети: Его можно увидеть
или услышать зимой в лесу, он сам добывает корм зимой, хотя его мало зимой.

Воспитатель: Ребята,
каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Дети: Сорока,
ворона, воробей, голубь, синица, клёст, снегирь.

Воспитатель: Посмотрите,
а что это за дерево? (показ слайда)

Дети: Ель.

Воспитатель: А что
лежит под елью?

Дети: Под елью лежат
шишки.

Воспитатель: Они
упали с ели, наверное, здесь была чья-то столовая. А как вы думаете чья?

Дети: Столовая дятла.

Воспитатель: Зимой,
ребята, деревья спят, и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и
сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклёвывает семена.
Поэтому мы можем увидеть весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору
пустых шишек. Эта птица, ребята, живёт только там, где есть лес, потому что
там, где леса нет, дятлу нечем будет кормиться. В начале марта, когда ещё лежит
снег и нередки морозы, в лесу можно услышать «барабанную дробь». Это дятел
чувствует приближение весны. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Конечно,
звуки не совсем музыкальные, но деревья им очень рады.

Воспитатель: Ребята,
от какого слова произошло слово «дятел»?

Дети: Слово «дятел»
произошло от слова «долбить».

Воспитатель: Правильно.
Дятел ползёт по дереву снизу вверх и постукивает по нему крепким клювом. Дятел
никогда не падает с дерева, потому что у него сильные ноги, острые когти, а
опирается на дерево он сильным хвостом.

Воспитатель: Скажите, как
в народе называют дятла?

Дети: В народе дятла
называют «лекарем леса», «лесным доктором».

Воспитатель: Правильно.
Если дерево здорово, нет под корой вредителей, он перелетает на другое. Если же
дерево грызут жуки и их личинки, дятел садится поудобнее, отводит голову назад,
а затем то часто, то редко барабанит по стволу. Продолбив дыру в стволе,
запускает туда свой длинный клейкий язык. Насекомые, которые живут под корой,
прилипнут к языку. Таким образом, дятел и корм себе добывает, и деревьям
помогает. Поэтому его и называют «лесной доктор». Дятел лечит деревья. За один
день каждый дятел успевает осмотреть и очистить от вредителей не менее 100
деревьев.

Встречаются пестрый дятел, зеленый дятел, черный дятел. (показ
слайдов)

В наших лесах живёт большой пёстрый дятел. Как вы думаете, почему
его так назвали? (показ слайда)

Дети: У него пёстрые
чёрные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.

Воспитатель: Скажите,
где можно увидеть дятла?

Дети: Дятла можно увидеть
на деревьях, на лесных опушках, в рощах, в садах, в сосновых и еловых лесах.

Воспитатель: Скажите,
чем питается дятел?

Дети: Дятел питается
насекомыми, их яйцами, личинками, червячками, жуками, орехами, ягодами,
семенами шишек ели и сосны.

Воспитатель: Правильно.
А чем покрыто тело дятла?

Дети: Тело дятла покрыто
перьями.

Воспитатель: Правильно.
А что умеет делать дятел?

Дети: Дятел умеет летать,
стучать по дереву, поедать вредных насекомых (жучков, паучков), цепляться
когтями, ползать по деревьям.

Воспитатель: Ребята,
как вы думаете, где дятел себе гнездо устраивает?

Дети: Дятел устраивает
себе гнездо в дупле дерева.

Воспитатель: Правильно. А
в каком дереве ему легче выдолбить себе дупло – в старом или в молодом?

Дети: Выдолбить легче
дупло в старом дереве.

Воспитатель: Правильно,
в старом, потому, что у него мягкая древесина. А чтобы в гнезде ему было тепло
и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно
устилает мягкими опилками.

Воспитатель: А как
вы думаете, другие птицы могут сделать себе дупло?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что только
у дятлов такой крепкий клюв.

Воспитатель: Ребята,
но дятел другим птичкам помогает. Он себе каждый год новое дупло делает, а в
старое поселяются другие лесные птицы. Дупло дятел делает высоко над землёй.

Дятел — охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная
птица. При хороших условиях дятлы могут жить до 50 лет.

Дятел — врач лесного царства. 
Дятел лечит без лекарства. 
Лечит липы, клены, ели, 
Чтоб росли и не болели.

 Физкультурная минутка с элементами логоритмики

«Маленькие птички»

Дети встают в круг на ковре.

— Дятел, какой по размеру? — Небольшой.

— Тело у него какой формы? — Продолговатое.

— Хвост у дятла, какой длины? — Короткий.

— Лапы, какие? — Сильные, цепкие.

— Крылья, какие по длине? — Короткие.

— Голова, какая по форме? — Круглая.

— Клюв, какой? — Острый, крепкий.

— Оперенье, какое по цвету? — Пестрое.

— Голова, спина, хвост и крылья, какие по цвету? —
Серо-черные.

— Грудка сверху, какая по цвету? — Белая.

— Грудка пониже, какая по цвету? — Желтая.

— А совсем в низу грудка, какая по цвету? — Красная.

— На голове что есть? — Красная шапочка, щечки.

— А на крыльях зеркальца.

 Пальчиковая гимнастика «Птицы на кормушке»

Сколько птиц к кормушке нашей 
Прилетело, мы расскажем:
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых перышках — 
Всем хватило зернышек!

Повторяется гимнастика 3 раза, слова произносятся с разной силой
голоса.

Предложить нарисовать дятла, ориентируясь на схему и изображение.

 Чтение рассказа «Лесной доктор» (Шевченко Л.Л. стр. 80)

Релаксация.

— Ребята, о ком на занятии мы сегодня говорили?

— Что вам понравилось?

— Что было интересно?

— Что для вас было трудным или сложным?

У писателя Михаила Пришвина есть рассказ, который так и называется
«Дятел». Предлагаю вам послушать его.

М. Пришвин «Дятел»

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он
сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по
стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются
шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда
дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и
деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в
мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый и деловой.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка» с приоритетным осуществлением физического развития детей» с. Горки, Шурышкарский р-н, ЯНАО

Воспитатель Мадеева Надежда Борисовна

Занятие «Лесная птица — дятел» средняя группа

Задачи:

  • Уточнить знания детей о дятле;
  • Познакомить со способами добывания пищи дятлом, устройством гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу;
  • Формировать умение рассуждать, логически мыслить;
  • Развивать фантазию;
  • Активизировать словарь.

Материал:

  • Иллюстрации с изображением дятла;
  • Аудиозаписи голосов птиц и стука дятла;
  • Еловые, кедровые шишки;
  • Вырезанные силуэты дятла на каждого ребенка;
  • Краски, кисти.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись с голосами  птиц.

Воспитатель: прислушайтесь. Что вы слышите? Как птицы «переговариваются»? В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поет или кричит.

     Но одну птицу всегда можно узнать. (включаю аудиозапись стука дятла). Кто это стучит? Правильно, дятел. (Выставляется изображение дятла). Это большой пестрый дятел. Почему его так называют? У него пестрые – черные и белые – крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.

     Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы можете повторить этот стук? (побарабанить по столу). Конечно, звуки совсем не музыкальные, зато им радуются деревья. Вы знаете, почему? Дятел лечит деревья, поэтому его называют «лесным доктором».

По деревьям я скачу.

Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук – тук.

Где тут, где тут вредный жук?

Попадет мне на обед,

Кто нанесет деревьям вред!

    Дятел ползет по деревьям снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? У него сильные ноги и острые когти, и опирается он на дерево хвостом.

     Если дерево здорово, нет под корой вредных насекомых, он на другое перелетает. Если дерево больное, грызут его жуки и их личинки, сядет дятел поудобнее, отведет голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный – длинный клейкий язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе добываем, и деревьям помогает.

   Зимой деревья спят, и насекомые спят, а дятел питается семенами из кедровых и еловых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклевывает семена. Весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек можно найти. Эта птица живет везде, где есть кедровый и еловый лес. Почему она не живет там, где нет леса.

     Есть много загадок про дятла.  Послушайте:

  • Не маляр, не плотник, а лесной работник.
  • Кто весь день по дереву стучит?
  • Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой!

     Как вы думаете, где себе дятел гнездо устраивает? В каком дереве ему легче выдолбить дупло – в старом или молодом? В старом, потому что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетели снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле вылупляются птенцы.

     А другие птицы могут сделать дупло? Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы.

    Какая полезная птица дятел! А если бы он исчез? Без него и лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить. Давайте поможем лесу – поселим там много дятлов. (Воспитатель раздает детям силуэты дятлов и предлагает их раскрасить. Дети выполняют задания)

     Как много дятлов, все яркие, красивые. Сколько деревьев они спасут!

Дятел. Описание птицы для детей

Опубликовано: 9 февраля 2017 года

Дятел — это небольшая птица, большинство из них размером как две ладони. Но, есть и более крупные виды, например — Американский королевский дятел, длинной почти в пол метра. Тело птиц имеет вытянутую форму. Клюв продолговатый, острый и прочный. Лапы короткие — два пальца спереди и два сзади. Крылья небольшие, за счет чего дятел может очень просто передвигаться между деревьями. А также ползать по стволам и даже висеть вниз головой на ветвях деревьев. Голова дятла надежно защищена от сотрясений. Выглядят эти птицы очень по-разному — одна, пестрая с красным хохолком, другая — белая с серыми крыльями. Встречаются с полосатыми крыльями и пятнистыми шеями. Некоторые их перья имеют золотистый, или зеленый оттенок. Как украшение их окрас — красная шапочка на голове или румяные щечки.

У дятла своя работа. Стучать целый день клювом по стволу дерева. Дятлы стучат очень быстро и они применяют огромную силу своего клюва. После того как кора дерева пробита, необходимо высверлить дыру, для того чтобы найти домики насекомых. У них очень длинный язык, а всё для того чтобы можно было добыть себе пищу.

Когда дятел стучит по дереву, он закрывает свои глаза, таким образом, защищает себя от щепок и древесной пыли. Нос птицы создан так, чтобы внутрь не попадали стружки. В любой момент можно услышать крики этих птиц вместе со стуком. Порой, звуки напоминают барабанную дробь.

Обитают эти птицы во многих уголках мира. И в нашей стране можно увидеть более 11 видов семейства дятловых. Проживают в лесах, на деревьях. Любят влажный воздух, и где есть водоёмы. Там, где много воды, деревья начинают подгнивать, и в них заводится больше насекомых. Тем самым , у дятлов появляется больше пищи. Поедают муравьев, жучков, гусениц бабочек и различные личинки. В лесах на юге, дятлы питаются орехами и плодами растений с косточками.

Еще по теме …

  • Рассказ о дятле 1 класс окружающий мир 5 7 предложений
  • Рассказ о древнеегипетской семье земледельца 5 класс
  • Рассказ о дяде федоре
  • Рассказ о древнегреческом мифе кратко
  • Рассказ о древнегреческой школе