Рассказ о дымковской игрушке для детей старшей группы

Конспект беседы: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Цель: ознакомление с дымковской игрушкой

Задачи:

Обучающие: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора

Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Ход

Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки, в пасмурные дни стелется туман от речки тонкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки.

Рассматривание игрушек: олень, индюк, барышня, конь.

Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах. Даже кони приобрели яркий наряд.

Что общего у всех этих игрушек? (белый фон, яркие краски, геометрические узоры.)

 Как вы думаете, какой сначала краской покрывают игрушку? А знаете ли вы почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушку чаще всего зимой, когда все вокруг было белым бело.

В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется  ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне.

Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Самые любимые из них — это свистульки.

Рассматривание игрушек.

    Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки).

— Какие цвета любят  мастера Дымково?                  

    Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска).

    Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

     Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

     Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

(Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор — полоски, кружочки, точки, волны, кольца).

       В следующий раз мы с вами тоже будем пробовать лепить и расписывать дымковские игрушки, как настоящие мастера.

Конспект беседы: «Где родилась дымковская игрушка?»

Цель: ознакомление детей с местом происхождения дымковской игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.
  2. Сформировать представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора — характерными элементами и цветосочетаниями.
  3. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание детей на образную выразительность предметов искусства.
  4. Формировать представления о некоторых художественных ремеслах, знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера (для изготовления игрушек нужны: глина, гончарный круг, особая палочка или кисточка, чтобы рисовать узор, печь, чтобы обжигать изделие, особые краски для росписи).

Предварительная работа. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера — народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование. 4-5 дымковских игрушек (барыня, лошадка, индюк, баран и пр.), поворотный диск для демонстрации игрушек или подставка; Презентация «Дымковская игрушка».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята посмотрите какая у меня красивая коробочка. Ой, что-то там лежит! Кто же это? (показывает детям открытую коробку, достает игрушку — лошадку)

Дети: Лошадка.

Воспитатель: Это дымковская лошадка.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину — и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это — будто дымкой окутано, всё в дыму. Здесь в далёкую старину и зародилась игрушка, которую так и назвали — «дымковская» …

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капельки росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз
И о дымковской игрушке
Поведем сейчас рассказ.

Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торгуют весёлым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гулянье, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и получил этот весенний праздник своё название — «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много-много лет. Бабушки учат внучек, а внучки — своих внучек.

И в наше время в Вятке, которая теперь называется Киров, находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. И делают там не только свистульки. Если мы зайдём в эти мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Всё это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки — одна с Емелей, а другая с козлятами, и всё это — настоящее чудо.

Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, что всё очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его в колбаску, вот взяла глины побольше, расшлёпала в лепёшку, вот свернула лепёшку воронкой — получилась юбочка. Сверху приделала голову, руки, колбаску изогнула коромыслом, ведёрки вылепила, на голову налепила высокий кокошник, крохотный носик прилепила. Оставила фигурку сушиться сначала на лавке, а потом в печке.

Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённом на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на сво месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие — пёстро и весело, как в хороводе!

Но, оказывается, работа ещё не закончена. Ещё предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место — барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам — на гребешки… Вот теперь игрушки засветились и стали ещё ярче.

Все игрушки не простые,

а волшебно расписные,

Белоснежны, как берёзки,

кружочки, клеточки, полоски.

Казалось бы — простой узор,

но отвести не в силах взор.

В старину вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия — веселым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник проводов зимы назывался в народе «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех — у взрослых и детей. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.

Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!

Сегодня мы совершили с вами увлекательное путешествие в далёкое прошлое к мастерам дымковской игрушки. Научились определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России. (Филимоновская, Каргопольская, Тверская)

(рассказ воспитателя сопровождается показом игрушек и слайдов)

Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Солнышко»
села Карьерное Сакского района

Республики
Крым

Конспект
НОД по рисованию (декоративному) в старшей группе

Тема
: «Праздник в дымковской деревне»
(Коллективная композиция)

Воспитатель:
Давыдченкова И.А.

Карьерное
2017

Конспект
НОД по рисованию ( декоративному) в старшей группе

Тема:
«Праздник в дымковской деревне»
(Коллективная композиция)

Цель: способствовать
формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес
к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров,
национальную гордость за мастерство русского народа.

Задачи:

-развивать эстетическое восприятие, образные представления,
чувство цвета и композиции;

— развивать чувство прекрасного;

-продолжать развивать навыки коллективной работы;

-развивать умение
выразительно читать стихи о дымковской игрушке.

-закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской
росписи;

-закреплять эмоционально положительное отношение к народному
декоративному искусству.

 -закрепить навыки рисования
элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и
волнистые линии );

-Учить детей самостоятельно
выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение
к рисунку;

— помочь детям замечать и выделять
основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета,
декоративность, разнообразие элементов росписи. Ориентируясь на подлинники,
вызвать у детей желание расписать игрушки.

-воспитывать
уважение и интерес к народным промыслам.

Предварительная работа: беседа
о дымковских
игрушках
, рассматривание элементов росписи. Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Дидактические
игры «Составь узор», «Какая это игрушка». Чтение стихотворений, загадок о
народных промыслах. Разучивание наизусть потешек о дымковских игрушках.

Методы и приемы:

·        
Беседа,
активизирующая опыт детей;

·        
Предварительное
формирование замысла в индивидуальных беседах;

·        
Совместное со
взрослым или самостоятельное планирование деятельности;

·        
Совместное со
взрослым или самостоятельное определение способов деятельности;

·        
Индивидуальная
помощь ребенку в процессе деятельности;

·        
Анализ детских
работ.

Материалы. Фотографии
дымковских игрушек, села Дымково.  Запись русской народной музыки «Как у
нашей Дуни», «Ярмарка», 
Силуэты дымковских игрушек, глиняные дымковские игрушкидымковские игрушки, вырезанные из белой бумаги, краски
гуашь, кисти разной толщины, подставки, палитры, баночки с водой,
салфетка (на
каждого ребенка)
, ватные палочки. Большой лист бумаги для оформления
картины.

Ход
занятия:

      I.           
 Организационный
момент.

-Здравствуйте
ребята, сегодня мы будем с вами расписывать орнаментом удивительные игрушки! А
какие это игрушки, вы узнаете, отгадав загадку!

Веселая
белая глина,

Кружочки,
полоски на ней.

Козлы и
барашки смешные,

Табун
разноцветных коней,

Кормилицы
и водоноски,

И всадники,
и ребятня,

Собачки, гусары,и
рыбы.

А ну
назови-ка меня!

(Дымка)

Посмотрите,
как много красивых игрушек сегодня у нас в гостях! Такие интересные игрушки! Вы
их узнали? Что это за игрушки?

Дети:
Это уточки, кони, это дымковские игрушки.

Правильно
ребятки, а что же мы знаем об этой яркой русской нарядной игрушке.

(перед детьми картина с видом Дымковской
слободы)

— Погляди-ка на картинку.
Что за деревенька в
дымке
?

(дети читают стихи о дымковском
промысле и слободе)

1. И село родное
люди «Дымково» назвали.

Там любили песни,
пляски.

В том селе
рождались сказки.

Вечера зимою
длинны и лепили там из глины.

2. Все игрушки – непростые,

А волшебно –
расписные

Белоснежны, как
берёзки,

Кружочки,
клеточки, полоски.

3. Говорят о ней
повсюду.

Удивительному чуду
мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас
рассказ.


Молодцы, ребята!

  
II.           
Часть. Основная.

1.История
возникновения дымковской игрушки.

-Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими
морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось
большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой
дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

-Здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли
они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для
своих ребят.

-Глину собирали обычно весной и смешивали её с
мелким чистым песком из реки. Подготовить глину к работе – не простое дело: её
рубят лопатой, много раз перемешивают , заливают водой и снова перемешивают , а
раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят
потом игрушки.

-Когда умельцы лепили, главными помощниками у них
были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а
мокрой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости , и получалась
игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом
обжигали в русской печи 3-4 часа.

Воспитатель обращает внимание детей на игрушки.

-Посмотрите внимательно на фигурки. Что в них
общего?

Дети: Они все белого цвета.

-Правильно, все они белого цвета. Этот цвет
получается оттого, что обожженные фигурки обмакивают в специальную смесь молока
и мела.

Фигурки становятся белыми, и на это белое
покрытие хорошо наносятся любые краски.

-Краски используют разного цвета. Какие?

Дети: Зеленые, красные, малиновые, желтые,
оранжевые, синие.

-Красок у мастера было много – всех цветов и
оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были
самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок зверя ,
который водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням,
рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек,
точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов.

-Каждый элемент дымковской росписи что-нибудь
означает. Круг – символ солнца, каравай хлеба; точка – звезды; волнистая линия
– вода; прямая линия – дорога.

-Дымковские игрушки делают исключительно вручную,
и даже с развитием технических возможностей производство не было
автоматизировано. Материалом для изготовления фигурок служит красная глина,
тщательно вымешанная с речным песком. Изделия обжигают, покрывают так
называемыми белилами (молоко с мелом), после чего раскрашивают. Краски также
делают самостоятельно из яиц и кваса. В завершение игрушки покрывают яичным
белком, который придает им яркость.
Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики
сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной
чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики
с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с
помощью сухой кисточки.

Как вы думаете, с
каким настроением лепили и разрисовывали эти игрушки наши мастера?

Дети: Игрушки
лепили с хорошим, веселым настроением!

-Поглядите,
каковы!

И нарядны, и новы:

Расписные сани,

Медведь с
гармошкой,

Солдат с усами.

Козёл – золотые
рожки

Да куколка в
серёжках.

Пёстрые, яркие,
славные подарки!

-Яркие, красивые
игрушки любили люди и с удовольствием их покупали. Продавать свои игрушки
мастера возили на ярмарки. Собирался там народ с разных мест на гулянье, а
называлось оно «Свистунья» или «Свистопляска», потому что дымковские игрушки
были не простые. Многие из них были свистульками. От этих свистулек и пошло
название гуляньям.

Ребята,
вам понравился мой рассказ?

Дети: Да!

Тогда давайте
вместе разрисуем свои игрушки и сделаем веселый праздник в дымковской деревне!
Но перед этим сыграем в игру, чтобы проверить, как вы все запомнили!

2. Игра
«Викторина».

Один, два, три — кружок собери.
Дети строятся в круг.

— Давайте поиграем в игру, я буду
бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч — отвечай.

1. На какой фон наносят мастера
яркие узоры? (Белый)

2. Из чего лепят дымковские
игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи
дымковские узоры? (Геометрические)

4. Как называется село, где делают
эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который
проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают
дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

7. Где обжигают игрушки? (В печи)

3.Физкультминутка: «Пляска в
дымковской деревне»

Эй,
ребята, выходите,

Пляску
русскую начните!

В этой
пляске удалой

Пусть
кружится шар земной.

Вот какой
веселый пляс

Начинается
у нас!

Не стоит
никто на месте

Все
танцуют с нами вместе.

Мы
наклонимся сейчас.

Начинаем
перепляс,

Постараемся
для вас.

Все ногами
топают,

Все в ладоши
хлопают.

4. Практическая часть.

А
сейчас, предлагаю пройти в мастерскую и украсить дымковским узором модели барашек, коней, барышень,
уточек которые я приготовила для вас. Вместе мы сделаем настоящий праздник в
дымковской деревне!

Но что же это –
мастерская закрыта!

Чтобы попасть в
мастерскую, необходимо ответить на 2 вопроса:

1. Почему этот
народный промысел называют дымковским?

Дети: потому что
он зародился в деревне Дымково.

2.Какой
драгоценный металл присутствовал в дымковской росписи?

Дети:
сусальное золото!

Все
игрушки не простые,

А
волшебно-расписные.

Белоснежны,
как берёзки,

Кружочки,
клеточки, полоски.

Простой,
казалось бы узор,

Но
отвести не в силах взор.

Мастерская
открыта – проходим и приступаем к работе.

(Прикрепляю
к мольберту нарисованные на листе силуэты куклы и лошадки, показываю и объясняю
детям последовательность работы)


Ребята, сначала концом кисти следует закрасить кокошник и постараться не
испачкать лицо кукле. Затем закрасить кофточку барышни, посмотрите, я оставляю
белые ручки у куклы. И только потом приступаем к украшению юбки.  Узор на
юбке вы можете рисовать, кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с
кольцами  (показываю три варианта росписи юбки: полосатую юбку, в
клеточку, кольцами).

-Давайте вспомним, как будем
расписывать лошадку.

-Какие части мы закрашиваем
полностью? (Хвост, гриву, копыта).

-Да полностью нужно закрасить
хвост, гриву, копыта.

-Где мы расположим узор? ( Вдоль
ног, шеи, туловища).

-Правильно, вдоль ног, шеи,
туловища.

-Какие узоры мы будем использовать
для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Сначала печатаем круги и точки
вдоль ног, шеи, туловища. Кистью рисуем кольца, а после закрашиваем гриву,
хвост, копыта. В завершении некоторые детали росписи закрашиваем золотой
краской!

-Каждый
мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на
другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему
желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски
хотите использовать и каким узором будете расписывать свою игрушку. Если кто-то
затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на
доске.

-Для
росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
-Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(ответы
детей)

Пальчиковая
гимнастика  ,, Дымковская барышня ,,

 -Давайте
разомнем пальчики и проверим осанку.

Мы
игрушки расписные – сжимают и разжимают кулаки

Хохотушки
вятские

Щеголихи
слободские

Кумушки
посадские

Наши
руки крендельком

Щёки
будто яблочки

С
нами издавна знаком

Весь
народ на ярмарке

-Теперь можем приступить к работе.

— Сяду прямо не согнусь, за работу
я возьмусь.

Дети
садятся на свои места и приступают к работе.

— Какие краски мы
будем использовать?

— Какие элементы
вы запомнили? Как они называются и что символизируют?

— С каким
настроением мы будем расписывать наши игрушки?


Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски,
лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

Индивидуальная
помощь детям:

По ходу расписывания
лошадки направлять детей:
-Илюша, круги мы будем делать с помощью тычка-пальчика. Круги и точки на узоре
повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга.
Чтобы рисовать пальцем и ватной палочкой нужно смочить водой, а затем набрать
краску, краску с пальца убираем с помощью влажной салфетки. Диана, кольца
вокруг точек рисуем кончиком кисточки.
— Берем кисть тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о
край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть об салфетку. И на весь ворс
набираем краску нужного цвета. Кончиком кисти рисуем кольца на нашем узоре.

Настя, закрась
гриву и хвост лошадке. Для этого хорошо промой кисточку в воде, сними лишнюю
каплю, обмакни о салфетку и набери краску чёрного цвета. Закрашиваем гриву и
хвост прямыми линиями.

Дети украшают
узором модели вырезанных из бумаги игрушек (во время рисования звучит народная музыка), по
окончании работы сделать общую картину «Дымковская слобода» (село, деревня, где создают глиняные игрушки).

III.           
Итог занятия.

-Ай да, Дымковская Слобода у нас
получились
! Настоящие – дымковские игрушки! Давайте приклеим их на большой лист
бумаги, где уже есть изображение деревни.

Анализ детских работ:

-Ребята,
посмотрите внимательно и выберите наиболее яркие и аккуратные работы.

— Да,
ребята, слобода у
вас получились веселая и дружная!

Деревенька-невидимка –
До того она мала –
Утонула в сизой дымке,
Притаилась, залегла.

Избы, избочки, избушки…
Тает Дымково в дымах.
В избах делают игрушки:
Куры, барыни в санях,

Петушок – и молодица,
Конь – и парень молодой,
По воду идёт девица –
Коромыслице дугой.

Презабавные свистульки –
На потеху детворе.
Вот растают все сосульки,
Потеплеет на дворе –

Враз корзины под завязку
Понагрузят млад и стар,
На пароме, через Вятку,
В город повезут товар.

Приложение 1. Наглядный материал. История дымковской игрушки.

Приложение 2.

Наглядный
материал.

Приложение 3.Этапы
выполнения работы.

Приложение 3.

Содержание статьи

  • Знакомство детей с дымковской игрушкой
  • Что изображают дымковские игрушки нянек с детьми?
  • Отличительные черты дымковской игрушки
  • Особенности изготовления
  • Фигурки и сюжеты
  • Цвета и орнаменты
  • Стихи, потешки и поговорки о дымковской игрушке

Глиняная фигурка из Дымково – самый популярный русский сувенир. Она отражает быт и творчество наших предков. Очень интересна дымковская игрушка и ее история для детей. Им доставляет радость ее яркость, выразительность, простые формы. В игрушку можно посвистеть, создать похожий образ своими руками. Почти все дымковские игрушки – свистульки.

Знакомство детей с дымковской игрушкой

Дымковская игрушка относится к народному художественному промыслу. Это древний промысел, зародившийся еще 16 веке в слободе Дымково вблизи Вятки. Слобода так назвали оттого, что зимой над каждым домом вился дымок. Это мастера обжигали в русских печках игрушки-свистульки.

Расписные игрушки дымковские

Жители слободы готовились к местному празднику – Свистопляске, во время которого устраивалась ярмарка. Жители танцевали, веселились, и что есть сил свистели в глиняные фигурки. Каждый выбирал игрушку по душе. Они имели тайный смысл.

Расписные игрушки из глины

Дымковцы верили, что, посвистев в глиняного медведя, станешь сильным. Свинья символизировала плодородие, корова – достаток, баран – счастливую жизнь. Со временем древний праздник превратился в Свистунью, а потом в современную ярмарку. К началу 19 века дымковские игрушки стали замысловатее. Их стали белить, подражая популярному и дорогому фарфору. К фигуркам зверей прибавились дамы-модницы, няньки с детьми, офицеры, франты, продавцы пирогов.

Дымково Барыня-Водоноска

Что изображают дымковские игрушки нянек с детьми?

Нянька с детьми или нянька-кормилица – один из самых популярных образов 19 века. Как и другие дымковские фигурки, он отражает обычаи и быт русского народа в те времена.

Вятская Дымковская игрушка

Няньки с детьми изображают жительниц сел и городов, бравших на воспитание детишек с округи. Они частично или полностью заменяли детям родных мам – выкармливали их, воспитывали и передали знания.

Отличительные черты дымковской игрушки

Игрушки из Дымково невозможно спутать с другими. Они ассоциируются с весельем, радостью, ярмарочными удовольствиями. Кратко перечислим их особенности:

  • Каждая фигурка уникальна, пестрит многочисленными деталями, которые хочется рассматривать.
  • Игрушку украшает яркая роспись в виде языческих орнаментов. Эти узоры передавались из поколения в поколение и считались магическими.
  • Игрушки обелены, в росписи может быть задействовано до десяти разных цветов.
  • Часто фигурки украшают золоченые вкрапления, делающие их особенно нарядными.

Дымковские игрушки предназначались по большому счету для взрослых. Красивыми сюжетными статуэтками украшали комоды, а в свистульки свистели на праздник Свистопляски.

Игрушки из глины

Особенности изготовления

Дымковские игрушки лепили из местной красной глины. Ее собирали по берегам реки Вятки. Чтобы фигурки были крепкими, глину мешали с речным песком, рубили массу лопатой, заливали водой. Потом материал долго-долго месили ногами. От этого глина становилась пластичной и приобретала коричневый оттенок. Со стороны может показаться, что в руках вместо глины шоколадная масса.

Изготовление игрушек из глины

Работать с такой глиной было не так просто. От тепла рук она быстро сохла. Приходилось лепить быстро и точно. Множество деталей нужно было соединить в фигурку так, чтобы она выглядела цельной, словно литой. Затем фигурки сушили и обжигали в печи. Последними этапами были беление и роспись.

Из-за сложности работы мастерицы, изготавливающие дымковские игрушки, ценились на вес золота. Каждая вкладывала свое видение в дымковскую фигурку. Кто-то делал юбку пышнее, кто-то фигурку крупнее, другие выбирали краску потемнее. Каждая игрушка получалась уникальной и неповторимой. Мастерицы прятали друг от друга свои работы, чтобы они не были скопированы.

Фигурки и сюжеты

Для дымковских игрушек характерны бытовые сюжеты, мотивы праздников и народных гуляний. Одни дамы и кавалеры танцуют, другие катаются на карусели или лошадях, несут воду. Практически не встретишь фигурок с пустыми руками. То курица виднеется под мышкой, то собачка. Иногда это балалайка, кувшин с молоком, ведро с водой или дети у нянек-кормилиц.

Фигурки домашних животных

Классикой дымковской игрушки считаются фигурки домашних животных:

  • лошадь;
  • петух;
  • корова;
  • свинья;
  • утка;
  • баран;
  • индюк и другие.

Реже встречаются дикие звери и птицы – лев, синица, медведь, зебра.

Цвета и орнаменты

Дымковские фигурки в большинстве очень яркие и пестрые. Только дымковские мастера белили свои игрушки перед росписью. Для этого молоко смешивали с мелом.

Глиняные игрушки Дымково

Для росписи использовали краски, приготовленные на яичном желтке, квасе. Их наносили палочкой, обернутой в мешковину или пером. Для блеска игрушки покрывали яичным белком.

Самые часто встречающиеся цвета:

  • желтый;
  • зеленый;
  • синий;
  • оранжевый;
  • розовый;
  • черный.

Роспись представляет собой броский, контрастный орнамент. Несмотря на кажущуюся сложность, он состоит из простых элементов: кружков, полосок, точек, клетки. Изобразительное искусство того времени практически всегда несло определенный смысл. Каждый символ что-то означал:

  • перекрещенные полоски – колодец;
  • волнистая линия – вода;
  • круг со звездой по центру – солнце.

Стихи, потешки и поговорки о дымковской игрушке

Для детей история возникновения дымковской игрушки может быть преподнесена в виде презентации с иллюстрациями, потешками и поговорками. Иллюстрации для слайдов:

Стихи, потешки и поговорки

Стихи, потешки и поговорки:

  • Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

  • Три индюшки, три пеструшки, три гусыни –
    Все босые.
    Возле дома хлопотали,

Бестолково лопотали:

-Брр-брр-брр

-Коко-ко!

-Гага-га!

  • Вот индюк нарядный

Весь такой он складный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост:

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной горкою горя,

Как корона у царя.

  • Утка Марфутка бережком идет,

Уточек Марфуточек купаться ведет.

  • Барашек-свисток,

Левый рог—завиток,

Правый рог — завиток,

На груди—цветок.

Загадка:

  • Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трехэтажные –

Статные и важные.

(Дымковские барышни)

После презентации детям можно предложить сделать дымковскую игрушку самостоятельно. Самые маленькие – дошкольники средней и старшей группы детского сада могут попрактиковать узоры красками на белой бумаге. Для самых маленьких впору будут раскраски с дымковскими образами:

Раскраски с дымковскими образами

В начальной школе можно использовать для создания дымковской игрушки пластилин или соленое тесто. Фигурки из теста можно будет же красиво и пестро расписать. Лучше, если дети выберут пример игрушки самостоятельно. Тогда творчество принесет больше удовольствия. По окончании работы из игрушек детей можно сделать выставку и провести ярмарку с песнями, хороводами и угощениями.

Знакомить детей с дымковской игрушкой можно начиная с 4-5 лет. Простые и веселые образы понятны и близки для детского восприятия. Они помогают лучше узнать о богатстве фантазии своего народа, его мастерстве и трудолюбии.

Россия славится своими художественными промыслами, имеющими многовековую традицию. Один из старейших – дымковская игрушка, рассказ для детей об этом удивительном промысле уместен будет уже в детском саду. Так, как зародился этот промысел?


Содержание

История дымковской игрушки

Система образов и сюжетов

Изготовление дымковской игрушки

  • Лепка
  • Сушка
  • Обжиг
  • Побелка
  • Цвета
  • Роспись

Дымковская роспись в детском саду и школе

Дымковский промысел в XXI веке

Ребенок и народные игрушки


История дымковской игрушки

Предварим рассказ о дымковской игрушке двумя многозначительными фактами:

  1. она изготавливается мастерами уже более 400 лет;
  2. эти фигурки известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Дымковские игрушки (картинки)

В полной мере помогут представить разнообразие и красоту дымковской игрушки картинки ниже.

дымковская игрушка

рассказ о дымковской игрушке

дымковские игрушки
дымковская игрушка картинки

дымковская роспись

глиняные игрушки

дымковская игрушка фото

дымково
глиняная игрушка

дымковская игрушка рассказ для детей

дымковская игрушка раскраска

игрушки из глины

история дымковской игрушки

дымковская слобода

дымковская игрушка своими руками

Название промыслу дала Дымковская слобода, где начали делать эти глиняные фигурки. Уже давно это поселение является частью города Кирова, раньше носившего названия Хлынов и Вятка. 

Зарождение промысла связывают с печальной исторической легендой.

Ночью войска союзников сошлись вблизи города и начали сражаться, из-за темноты принимая друг друга за врагов. Много воинов осталось лежать на поле боя. С той поры по весне стали поминать погибших в этой битве – Хлыновском побоище 1418 года.

Шло время, и стиралась из народной памяти эта трагическая история. Так день поминовения превратился в весенний праздник свистунья (свистопляска). К массовым гуляниям изготавливали дымковчане игрушки-свистульки: уточек, козликов, барашков и глиняные расписные шары.

Большой спрос на поделки из глины, а также наличие больших запасов этого природного материала сделали Дымковскую слободу местом зарождения известного народного промысла. Конечно, облик первых поделок был далек от канонического, но со временем сформировались знакомые нам облик и орнаментика дымковской игрушки.

роспись дымковской игрушки

Появление первых глиняных поделок в Дымково датируется XV-XVI веками. К этому времени игрушка теряет свое сакральное значение, определявшее простоту ее формы: языческое мировоззрение славян и дохристианские обряды остались в прошлом. Форма изделий начинает меняться, они становятся красивыми и разноцветными.

Традиции и техники изготовления первых мастеров сохранились и до наших дней. Известная нам сегодня дымковская игрушка отразила элементы русского быта XIX века, позднее появились образы бравых кавалеров и модниц-барынь.

После больших потрясений начала ХХ века промысел практически исчез. Его возрождение произошло благодаря потомственной мастерице Анне Афанасьевне Мезриной, бережно сохранившей традиции создания игрушки.

В начале 30-х гг мастерица вместе с художником и первым исследователем этого народного промысла Алексеем Ивановичем Деньшиным собрала вокруг себя энтузиастов, желавших воссоздать уникальную дымковскую игрушку.

изготовление дымковской игрушки

Мастерицы того времени не только хранили старые традиции, но и привнесли новизну в облик глиняных поделок, а также придумали новые сюжеты. Так мастерица Е.А. Кошкина достигла больших успехов в создании групповых композиций. Ее работа «Продажа дымковских игрушек» была представлена на международной выставке в Париже в 1937 году и получила большую известность. Мастерице О. И. Коноваловой (дочери А.А. Мезриной) нравилось создавать образы животных, а мастерица Е.И. Пенкина предпочитала воплощать в своих композициях бытовые сюжеты.

В начале Великой Отечественной войны изготовление фигурок практически прекратилось: Кировская область находилась в тылу, и ее жители стали работать для фронта. Однако яркие поделки очень понравились эвакуированным, и мастерицы снова взялись за их создание. 

дымковская роспись в детском саду

Система образов и сюжетов

Если сравнивать сохранившиеся изображения первых изделий с современными образцами этого народного искусства, то нельзя не заметить, что за сотни лет их создатели шагнули далеко вперед. Игрушка избавилась от простоты формы и орнаментики и стала более декоративной, значительно увеличилось и количество сюжетов.

Хотя мастера и утверждают, что нет двух абсолютно одинаковых фигурок, можно выделить пять основных типовых групп:

  • Женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски). У дам – корсеты и кринолины, зонтики в руках, модные шляпки и наряды; кормилицы в кокошниках, широких юбках, передниках с оборками. Статичные фигурки, исполненные величественности и достоинства.
  • Кавалеры, часто изображаются верхом в профиль. По сравнению с женскими образами меньше по размеру и выглядят проще.
  • Животные. Изначально создавались фигурки, изображающие тотемных зверей: барана, козла, оленя, медведя, постепенно добавились и образы разных домашних животных. Отличительный признак этого типа: вскинутая голова и короткие ножки, широко расставленные. Часто фигурки «наряжают» в яркие красочные костюмы музыкантов с инструментами в руках.
  • Птицы (петухи, индюки, утки). У уток – пышные пелерины, у петухов и индюков – яркие фигурные хвосты.
  • Композиции. В их составе могут быть как люди, так и животные. Представляют разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие.

дымковская игрушка лошадка

Отличительная особенность дымковских игрушек в том, что книзу они расширяются. У дам – пышные колоколообразные юбки, у кавалеров есть скакуны, а у животных – устойчивые ножки. Если бы у фигурок были тоненькие длинные конечности, то они не выдерживали бы тяжести своего корпуса.

Изготовление дымковской игрушки

Фигурки изготавливаются вручную из красной глины, смешанной с просеянным песком. Процесс создания состоит из нескольких этапов.

Лепка

Глиняная игрушка лепится по частям. Сперва из глиняного теста делается торс фигурки, потом к нему с помощью жидкой глины прилепляются остальные мелкие детали. Стыки на местах скрепления деталей заглаживаются влажной тряпкой. Изделие выравнивается мокрыми пальцами.

Барыня

Если нужно сделать, к примеру, барыню, то первым делом вылепливается ее конусообразная юбка, к которой затем прилепляется туловище с вытянутой шеей. Из шарика, закрепленного на шее, получается голова. Ниже из глиняной колбаски формируются руки. Потом наступает время деталей: у барыни появляется прическа из завитков, на ней – модная шляпка или кокошник, на плечах – расписная шаль, в руках – маленькая сумочка или младенец.

Животные

Животное делается немного по-другому. Например, лошадка изготавливается так: к цилиндрическому корпусу прикрепляются коротенькие ножки, к изогнутой шее – голова с удлиненной мордочкой. Мелкие детали фигурки – маленькие уши, хвост и грива.

лепка дымковской игрушки

Сушка

Перед обжигом игрушку обязательно нужно высушить. Длительность сушки зависит от размера фигурки и условий в мастерской – температуры воздуха, влажности и других.

Этот процесс может длиться как 2-3 дня, так и 2-3 недели.

Обжиг

В давние времена изделия обжигали в русской печи, установив их на железном противне прямо над дровами. Когда фигурки накалялись докрасна, их оставляли в печке остыть.

Сегодня обжиг производится с помощью специального электрического оборудования, что является более безопасным и менее трудоемким.

глиняные игрушки своими руками

Побелка

В процессе обжига глиняная поделка приобретает красно-коричневый цвет. Перед нанесением орнаментов фигурку требуется побелить.

Для побелки используется раствор, состоящий из толченого мела, разведенного в молоке. Когда молоко скисает, раствор становится твердым, покрывая всю поверхность фигурки равномерным слоем.

Несмотря на попытки усовершенствовать состав и способ его нанесения, старинная традиция побелки до сих пор сохраняется. Эксперименты с составом оказались неудачными: не удавалось добиться идеального белого цвета, да и сами новые растворы высыхали неравномерно. Правда, в некоторых случаях можно и отступить от традиции. Например, когда глиняные игрушки своими руками расписывают дети, можно побелить их обычной гуашью.

как появилась дымковская игрушка

Цвета

Когда высохла побелка, можно приступать к росписи. На изделие яркими красками наносятся узоры.

Цветовая гамма достаточно ограничена, используют следующие цвета:

  • синий,

  • малиновый,

  • зеленый,

  • желтый,

  • оранжевый

  • коричневый.

Если разбавлять мелом основные цвета, можно получить дополнительные оттенки. Например, разбавленный синий цвет превращается в голубой.

Старые мастера делали роспись не кисточками, а деревянной палочкой, обмотанной льняными лоскутками. Такой инструмент позволял им делать лишь самые простые элементы орнамента: линии, ромбы, круги, зигзаги. Сегодня при росписи пользуются кистями из волоса хорька или колонка.

цвета дымковской игрушки

Для придания блеска фигурке в краску добавляется сырое яйцо. Последний штрих – украшение игрушек маленькими фигурками, вырезанными из листочков сусального золота.

Существует определенная традиция нанесения росписи:

  1. На лице человечка черной краской обозначаются брови и круглые глаза.

  2. Малиновая краска используется для прорисовки рта и щек.

  3. Для окраски волос выбирается черный или коричневый цвет.

  4. На юбки женских фигурок и звериные шкуры орнамент наносится на белое покрытие; рубахи, головные уборы однотонные.

Роспись

Орнамент состоит из различных геометрических фигур:

  • полос,

  • ромбов и зигзагов,

  • кругов и полосок.

Узор заранее не придумывают, он появляется уже во время росписи и зависит от размера и образа игрушки. Поэтому мастерицы говорят о том, что форма и декор тесно связаны, и нет двух абсолютно одинаковых поделок.

Нарисованные на игрушках фигуры кажутся простыми и незамысловатыми, однако орнамент изделий является символичным.

  • Волнистая линия напоминает реку, водную гладь. 
  • Окружность с точкой – солнце. 
  • Клетки из пересекающихся линий – сруб дома. 

Все эти понятия занимают важное место в картине мира русского человека. 

дымковская роспись картинки

дымковские игрушки картинки

дымковская игрушка история

Дымковская роспись в детском саду и школе

Изучение дымковской игрушки входит в программу обучения в детских творческих студиях и художественных школах. Уделяют ей внимание и на занятиях по изобразительному искусству в детском саду и общеобразовательной школе. 

Этот народный промысел – часть истории нашей страны, а яркие фигурки, украшенные символичным орнаментом, могут многое рассказать о быте и мировоззрении наших предков.

Роспись дымковской игрушки в упрощенном виде доступна маленьким детям, которым интересно вырисовывать маленькие ромбики, кружочки, полоски на фигурках животных. Дети более старшего возраста могут даже сами попробовать вылепить игрушку по дымковским канонам.

игрушка дымковская

Дымковский промысел в XXI веке

Как бы ни развивалась техника, знаменитое ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна.

Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.

В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке компании «Мегафон» установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.

Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.

роспись игрушек

Ребенок и народные игрушки

Народные игрушки не только дымковского, но и других промыслов заключают в себе большие возможности для развития ребенка и его эстетическо-нравственного воспитания. Сделанные руками человека, фигурки неповторимы и сохраняют частицу души мастера. Но часто проблема заключается в том, что окруженные яркими современными игрушками массового производства, дети просто не знают, что делать с народными. Родители могут помочь ребенку научиться «общаться» с дымковской или филимоновской игрушкой.

  • Настоящие народные игрушки из глины, дерева можно предложить ребенку уже в самом раннем возрасте. Малышам 1,5-2 лет будут интересны свистящие, гремящие яркие фигурки, дети постарше включатся в сюжетную игру с ними.
  • В доступной форме ребенка можно познакомить с историей возникновения промысла, рассказать, как делают игрушки. Сегодня есть много красочных изданий, посвященных народному творчеству, которые могут проиллюстрировать рассказ.
  • Вместе с ребенком придумайте самые разнообразные забавы с фигурками. Они заключают в себе множество образов, сюжетов, тем из жизни людей и животных. С их помощью можно воплотить на домашней мини-сцене сюжеты из русских народных сказок или придумать свои истории.
  • Сегодня выпускается много наборов для детского творчества, есть среди них и посвященные народным узорам. Ребенок с удовольствием раскрасит барашка или попробует вылепить петушка. И, как знать, может быть, дымковская игрушка своими руками вылепленная ребенком сегодня, превратится в любимое хобби или даже профессию.

Раскраски

  раскраска дымковская игрушка

дымковская игрушка раскраска

дымковская игрушка раскраска распечатать

дымковские игрушки картинки раскраски

дымковская игрушка рисунки

картинки дымковских игрушек

дымовская игрушка

Надеемся, что наш рассказ о дымковской игрушке вдохновил вас не только на то, чтобы передать информацию об этом удивительном народном творчестве своим детям или воспитанникам, но и на то, чтобы попробовать воссоздать процесс изготовления глиняной поделки в домашних условиях или условиях образовательного учреждения.


Видео о дымковской игрушке / Презентация / видео / фильм / Киров /

Составители:

Плеханова Наталья Вячеславовна,

Городовая Гузель Фирдависовна

воспитатели МАДОУ ЦРР д/с№158 города Тюмени

Цель: Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета.

Задачи:

— Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

— Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

— Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

— Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

— Развивать навыки художественного творчества детей

Обогащение словаря детей: Вяткадымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

Педагог: Послушайте стихотворение:

В родимый сторонке над Вяткой-рекой

Есть сказочный домик, известный такой.

Волшебницы в городе нашем живут,

На радость народу их солнечный труд.

Там руки художниц из глины простой

Готовят для нас хоровод золотой.

И дымковских кукол сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

Для счастья и мира наш вятский народ,

Как сказку, игрушку свою создает.

От доброй и щедрой прекрасной души

Игрушки затейливы и хороши.

Их яркие краски на солнце горят

И радуют взрослых и малых ребят.

Педагог: Глиняные игрушки лепили по всей России, там, где  с давних времен жили  и работали гончары. Я вам расскажу, как лепили Дымку.

В городе Вятке, над крутым берегом реки Вятки, у городских белокаменных стен и древних башен, каждую весну шумела ярмарка — свистунья. Яркое солнце играло в праздничном раздолье. Солнечные блики и сейчас блестят золотой фольгой на дымковских игрушках.

Педагог: Я приглашаю вас в мини – музей «Дымковской игрушки»

Игрушки эти непростые,

Они волшебно — расписные,

Простой казалось бы узор

Но отвести не в силах взор.

Дети рассматривают Дымковские игрушки

Дымковские мастерицы, разминая руками послушный ком глины, вспоминали шумную ярмарку. Всю зиму лепили они игрушки – животных, всадников, дам, кавалеров и даже целые сценки. А весной вновь открывалась ярмарка, и вновь спешили мастерицы удивить и обрадовать покупателей своим товаром.

Посмотри как хороша

Эта девица-душа:

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня, уж так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет

 Показ Дымковской  игрушки « Барыня»

Педагог: Чтобы получилась такая нарядная куколка, нужно было знать секреты ее изготовления. Глину собирали  после половодья, смешивали с мелким и чистым речным песком. Тогда сделанные из нее игрушки во время обжига в печи не трескались. Подготовив глину, приступали к лепке. Глину скатывали в комок, плющили блином, а затем сворачивали колоколом. Получалась юбка. Ручки, головку и туловище лепили отдельно и затем примазывали к юбке. Готовую фигуру обжигали в  русской печи, отчего глина затвердевала.

(показ педагога)

Ребята, вы думаете, наша барыня – сударыня готова? Далеко еще нет. После обжига фигурка по прежнему остается красно- коричневой, как кирпич. Дымку обязательно отбеливали-окунали в раствор мела с молоком, просушивали и только потом начинали раскрашивать.

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках — сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Педагог: Какого цвета в дымковских игрушках больше?

Дети: Белого

Педагог: Какими цветами расписаны дымковские игрушки?

Дети: синий, красный, желтый, зеленый.

 Педагог: Да, все игрушки расписаны яркими красками

Педагог: Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами?

Дети: Да!

Динамическая пауза «Мы в музее побывали»

Мы в музее побывали, очень многое узнали (шагаем на месте)

Хорошо всё рассмотрели и, конечно, поумнели, (развести руки,

дотронуться до головы)

Но пора нам отдохнуть, разомнёмся снова в путь (шагаем)

Для начала мы с тобой крутим только головой,

Корпусом вращаем тоже, это мы, конечно, сможем.

А теперь мы приседаем, мы прекрасно понимаем-

Ноги нужно укреплять, 1, 2, 3, 4, 5. (приседаем)

Напоследок потянулись, вверх и в стороны, прогнулись!

Педагог: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут дымковские барышни.

Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют имитационные движения руками в соответствии с текстом).

Глину мягкую замесим,
И получше разомнем.
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем:
Мы скатаем голову,
Юбку — раскатаем.
Юбка словно колокол,

Их соединяем.

Прищипнём  вверху кокошник,

Руки ей приладим,
А затем возьмем в ладошки,
Пальчиком загладим.

Педагог: Я предлагаю  вам  расписать дымковскую барышню. Расписывать будете гуашью.

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце НОД устраивается выставка. 

Вот он дымковский хоровод! Сколько в нём много разных игрушек! Но объединяет их цвета красок и узоры! А вам нравятся ваши работы?

Интернет-ресурсы:

МДОУ  детский сад No18 д. Красный Балтиец. Пушкарева А.Н. Проект в средней группе:«Дымковская игрушка» https://pushkareva-mrds18.edumsko.ru/uploads/8300/8233/section/573742/Prekt_Dymkovskaya_igrushka/Proekt_Dymkovskaya_igrushka.pdf

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-izgotovlenie-dymkovskoi-igrushki-777089.html

https://infourok.ru/urok-tehnologii-vo-klasse-dimkovskaya-igrushka-1483876.html

Использованная литература:

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. — СПб: Детство — Пресс, 2012.
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» № 0005624-0005625

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Карточка № 2

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

Тема: Составление описательного рассказа о дымковской игрушке барышне.

Это конспект занятия, направленного на решение речевых задач и приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Программные задачи: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ об игрушке с опорой на схему.
Развивать способность самостоятельно придумывать последовательность события.
Автоматизировать звук «л» в связной речи.
Повторить последовательность технологии изготовления дымковской игрушки.
Продолжать поддерживать интерес к дымковскому промыслу.
Совершенствовать умение передавать выразительность образа мимикой и жестами.
Формировать эстетическое отношение к дымковскому промыслу.
Закреплять умение давать обоснованную оценку своей деятельности.

Оборудование: Видео и аудио аппаратура, видео и аудио записи, костюм дымковской барышни, элементы одежды и головные уборы для перевоплощения детей в дымковские образы (шляпы, кокошники, зонтик, муфта, игрушечная собачка, сумка, головные уборы для мальчиков),
карточки «Технология изготовления дымковской игрушки», печка, образцы дымковских игрушек-барышень, сундучок, гипсовые заготовки игрушек для росписи, схема для составления описательного рассказа, смайлики веселые и грустные для каждого ребенка.

Предварительная работа:
Знакомство детей с искусством дымковских мастеров, последовательностью процесса изготовления глиняных игрушек.

Ход:

Воспитатель организует детей и читает стихотворение:
Возле речки Вятки есть один поселок.
Окаймлен лесами уголок веселый.
Издавна там люди игрушки мастерили.
На забаву детям из глины их лепили.
Точками, кружочками красиво украшали.
Клеточки и кольца старались, рисовали.
Нравятся ребятам барышня и всадник,
Расписной олешек, да индюк-проказник.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем говорится в этом стихотворении?
А вам хотелось бы понаблюдать за работой дымковских мастериц по изготовлению игрушки?
Тогда давайте заглянем в мастерскую через наше чудесное окошечко (телевизор оформлен в виде окна). Дети просматривают видеоматериалы «Технология изготовления дымковской игрушки» (прод. 2 мин.50 сек.), воспитатель по ходу делает краткий комментарий.

Воспитатель: Вот видите, ребята, какой сложный и кропотливый процесс изготовления игрушки из глины. Вы запомнили последовательность трудовых действий мастерицы? Значит сможете разложить эти картинки по порядку.
Дети берут со стола по карточке с изображением одного из этапов работы и встают в ряд в нужной последовательности; комментируют каждый свою карточку.

Воспитатель: Молодцы! Все запомнили. Значит я могу вам предложить самим изготовить дымковскую барышню. Вы не против?
Тогда засучите рукава, начинаем готовить глину к работе.

Пальчиковая гимнастика . Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом:

Глину мягкую замесим
И получше разомнем
На кусочки все разделим,
Барышню лепить начнем.
Мы скатаем голову,
Юбку раскатаем.
Юбка, словно колокол-
Всё соединяем.
Прищипнем вверху кокошник,
Руки ей приладим,
А теперь возьмем в ладошку,
Пальчиком загладим.

-Полюбуйтесь своими барышнями, представьте, какими красивыми они у вас получились. Чтобы немного подсушить глину, давайте подуем на неё. Дуем осторожно, не раздувая щёки.

Хорошо, игрушки мы слепили, что нужно делать дальше?
Да, игрушки необходимо обжечь, поэтому поставим их в печь.
Дети ставят воображаемую игрушку в печь для обжига.

Раздается стук в дверь, в группу входит девочка группы, одетая в костюм дымковской барыни, в руках у неё сундучок.

Гостья: Здравствуйте, ребята. Я узнала, что в вашей группе интересуются дымковскими игрушками и решила сама прийти к вам в гости, да не с пустыми руками. А что в моём сундучке, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Красивая, нарядная,
Вся такая ладная
За водой она идет,
Вёдра полные несёт. (водоноска)
Глиняная дама,
Она, наверно, мама
На руках её кулёчек.
Это дочка? Нет, сыночек. (кормилица)

Воспитатель: Дети, вы догадались, что в сундучке – дымковские барышни.
Воспитатель помогает гостье выставить игрушки на стол, любуется ими вместе с детьми.
Воспитатель, обращаясь к гостье, просит познакомить детей со своими подружками, рассказать об одной из них. Девочка составляет рассказ — образец и показывает схему.
Воспитатель: С помощью этой схемы желающие ребята могут выйти и описать понравившуюся игрушку: Какая это барышня? Что у неё в руках? Во что она одета? Какими элементами росписи она украшена? И, немного пофантазировав, скажите, куда может направляться барышня в таком наряде ( вызывает 2-3ребёнка).

Гостья: Хорошо вы рассказали
И игрушки описали
Подарить хочу их вам,
Всех нарядных этих дам.
Ну, а мне идти пора,
До свидания, детвора!

Воспитатель: Да, ребята дымковские барышни очень красивые, наши девочки, наверное тоже мечтают о таких нарядах? Тогда давайте с помощью этих шляпок, сумочек, зонтиков представим себя настоящими дымковскими красавицами и кавалерами, прогуляемся на ярмарку.
Дети надевают предложенные элементы одежды и под русскую народную мелодию демонстрируют красоту и важность дымковских образов.

Воспитатель: Дети, а вы не забыли, что в печи уже готовы игрушки? Какой следующий этап нашей работы? Обеливание.

Ой, я кажется забыла подготовить белила. Что делать?
Давайте все вместе скажем волшебные слова:

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел,
Помоги нам белый цвет,
Обели игрушки все.
Белоснежными пусть станут,
Из печи мы их достанем.

Дети достают из печи заранее приготовленные воспитателем гипсовые фигурки дымковских барышень.

-Какой следующий этап работы? Правильно, роспись, но после обеливания игрушки необходимо подсушить.
Поэтому я предлагаю пока потренироваться и составить узор на юбку дымковской кукле с помощью отдельных элементов.

Дети выкладывают на плоскостной юбке орнамент из цветных бумажных элементов росписи (круги, кольца, точки, дуги, волнистые и прямые линии).

-Молодцы, теперь вы уже знаете, каким узором будете украшать юбку.

Посмотрите, на ваших столах лежат смайлики: один грустный, другой — весёлый. Если вам понравилось сегодняшнее занятие, покажите весёлый смайлик, если не понравилось – грустный. Почему ты поднял веселый смайлик? Что именно тебе понравилось на занятии?
Мне тоже очень понравилось, как вы описывали барышень по схеме, демонстрировали прогулку нарядных кукол и т.д.

Мы подождем, пока игрушки подсохнут и распишем их.

Дымковская игрушка — история промысла для детей, как лепить, как раскрашивать

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее — Вятка). 

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки. 

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

• лепка,
• сушка,
• обжиг,
• побелка,
• роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Дымковская игрушка

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.

Дымковская игрушкаДымковская игрушка

Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.

Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.

Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.

Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

Дымковская игрушка

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

Дымковская игрушка

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Дымковская игрушка

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый — это символ природы, пашни и земли, красный — красоты, здоровья, огня, белый — доброты, правды, честности, черный — горя, зла, а голубой — цвет неба.  

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров. 

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Дымковская игрушка. Сусальное золото

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Дымковская игрушка

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

  • Рассказ о дымковской игрушке для 2 класса по литературе короткие
  • Рассказ о дракуле на английском с переводом
  • Рассказ о дуэли гринева и швабрина
  • Рассказ о драконе на английском языке 3 класс
  • Рассказ о духовных потребностях 6 класс