Рассказ о евпатии коловрате краткое содержание

Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути он был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи. Что же такого он сделал?

Подвиг его датирован 1238 г. В это не спокойное время Русь начинала познавать всю сила татаро–монголов и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань. Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах.

Коловрат отбыл в Чернигов, там его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность её в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани.

К сожалению город он застал уже разоренным и сожженным. Увидев развалины, бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, дал бой неприятелю. Несмотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой.

Батый был сильно удивлен всему, что произошло. Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом.

Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, чтобы спросить, чего хотят русские воины? Евпатий ответил – умереть! Бой продолжался. В итоге монголам пришлось применить катапульты и, только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине. Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда.

Евпатий Коловрат по истине народный герой. Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений. В советские времена «Союзмультфильм», выпустил мультик – « Сказ о Евпатии Коловрате». В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города.

На чтение 12 мин Просмотров 7.2к. Опубликовано 09.12.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Повесть о разорении Рязани Батыем» за 1 минуту и подробно за 8 минут

Очень краткий пересказ «Повесть о разорении Рязани Батыем»

Царь Батый в 1237 г. раскинул свой стан на землях около реки Воронеж. Потребовал десятую часть богатств. В ответ Юрий Ингваревич Рязанский попытался откупиться, послав с дарами к завоевателю сына Федора. Миссия была провалена, Батый коварно убил смелого князя Федора из-за того, что Федор отказался отдать ему на потеху свою красавицу жену Евпраксию. После горького известия Евпраксия сбросилась с сыном с высокой башни.

В начавшейся жестокой битве погибло много великих князей и русских воинов. Рязанская земля была разорена Батыем. На помощь пришла немногочисленная дружина во главе с Евпатием Коловратом. Его доблесть и славная смерть потрясла Батыя. Он отпустил оставшихся бесстрашных русских воинов домой.

Князь Ингварь Ингваревич не участвовал в боях. Вернувшись из Чернигова, он с почестями похоронил всех погибших, а потом стал справедливо и достойно княжить в Рязани.

Главные герои и их характеристика:

  • Князь  Ингварь Ингваревич  — во время захвата Рязани Батыем находился в Чернигове. Вернувшись, он увидел полностью разоренный город. Узнав о гибели матери, братьев, сильно скорбел. Сильно кричал, беспрестанно рыдал на похоронах.

С трудом отошел он от горя великого, много молился, взывая о помощи. Потом принял благоверный князь Ингварь (после крещения Козьма) рязанский престол. Правил мудро и справедливо.

  •  Федор Юрьевич  по просьбе отца — князя Юрия отправился к угрожавшему нападением Батыю с дарами. Он должен был уговорить царя отказаться от завоевания Рязани. Но смелый и честный благоверный князь Федор не смог стерпеть позора, когда нечестивец потребовал привести к нему его красавицу жену. За такое бесстрашие был убит по приказу разъяренного царя.
  •  Юрий Ингваревич  — неустрашимый великий храбрейший князь Рязанский, не получив поддержки от Георгия Владимирского после нашествия Батыя, мудро пытался откупиться дарами, послав к безбожному жестокому царю сына. После его убийства Батыем долго скорбел Юрий Ингваревич, а потом собрал войско, проявив себя мужественным бесстрашным храбрым предводителем.
  •  Батый  — немилосердный безбожный царь, внук Чингисхана, монгольский полководец проявил себя лживым лукавым человеком. Он принял дары князя Рязанского, но потребовал доставить ему жену князя Федора. После отказа Федора Батый разъярился, тут же повелев убить молодого благоверного князя. Потом беспощадно разорил рязанскую землю, убил жестоко всех людей. Много времени прошло, пока были разбиты многочисленные татарские полки храбрыми русскими воинами.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Князь Муромский  Давыд (Давид) Ингваревич  — сразу откликнулся на призыв брата князя Юрия. Он бесстрашно пошел в бой против Батыя. Погиб Давид первым из братьев. После его доблестной смерти еще упорнее стали биться русские воины.
  •  Глеб Ингваревич  — храбро воевал вместе с братьями против Батыя. Отважный князь Коломенский погиб в жестоком бою.
  • Князь Рязанский  Олег Ингваревич (Красный)  — без сомнения принял решение помочь князю Юрию в справедливой борьбе против Батыя. Доблестного красивого тяжело раненного князя взяли в плен. Батый, удивленный бесстрашием Олега Ингваревича, хотел вылечить его, а затем склонить храбреца к своей вере. В ответ смелый честный князь назвал царя безбожником, за что по приказу Батыя был рассечен ножами.
  •  Евпатий Коловрат  — волею судьбы был в Чернигове, когда Батый разорял рязанские земли. Честный рязанский вельможа с небольшой дружиной стремительно напал на Батыя. Бились в многострадальной Суздальской земле мужественно воины русские, а бесстрашный Коловрат поражал татар невероятной храбростью и могучей силой. Убить его смогли только при помощи камнеметов.
  •  Евпраксия  — жена Федора Юрьевича, прекрасная благоверная княгиня, узнав о гибели любимого мужа от рук жестокого нечестивого Батыя, не смогла перенести такого горя. Она с сыном Иваном на руках выбросилась из высокого терема, разбившись насмерть.
  •  Хостоврул — шурич (среди родственной иерархии сын шурина) хана Батыя хвастливо обещал поймать и доставить Евпатия Коловрата. Он напал на русскую дружину с многочисленными татарскими полками. Но в поединке сильный богатырь Евпатий рассек практически пополам более слабого родственника Батыя.
  •  Агриппина Ростиславовна  — великая княгиня со смирением проводила сына Юрия Ингваревича на битву с Батыем. После того как монгольский хан вошел в Рязань княгиня вместе с другими женщинами, укрывшимися под сводами соборной церкви пресвятой Богородицы, погибла от мечей татарских завоевателей.
  • Князь  Пронский Всеволод  — откликнулся на призыв о помощи. Он храбро воевал, но погиб на поле битвы, проявив себя бесстрашным и мужественным человеком.
  •  Юрий Всеволодович Владимирский  — отличался умом и смелостью. Но великий благоверный князь недальновидно отказал в своевременной помощи Юрию Ингваревичу, когда Батый стал угрожать нападением.
  •  Апоница  — пестун князя Федора Юрьевича тайно похоронил его после убийства слугами Батыя. Затем принес горькую весть княгине Евпраксии.
  •  Михаил Всеволодович Черниговский  — в момент вероломного нападения Батыя принимал у себя князя Ингвария Ингваревича.

Краткое содержание «Повесть о разорении Рязани Батыем» подробно

Царь Батый с многочисленным татарским войском неподалеку от рязанских земель разбил стан на обширной территории у реки Воронеж в 1237 г. Отправил своих послов безбожный монгольский предводитель к князю Рязанскому с требованием выплаты ему десятой доли от любого богатства, включая людей.

Юрий Ингваревич обратился во Владимир непосредственно к Георгию Всеволодовичу, но не получил поддержки великого князя. Тогда позвал своих братьев, бесстрашных князей. Среди них был Давыд Ингваревич, Олег Красный, Глеб Ингваревич, а также отважный Всеволод Пронский и др. Они решили обратиться к нечестивому захватчику с великой искренней мольбой, а также одарить его, чтобы не пошел он дальше воевать.

Послали к вероломному Батыю справедливого князя Федора Юрьевича. Он передал дары от князей, а также молил могущественного царя не нападать. Лживый Батый притворно пообещал выполнить просьбу, а сам стал требовать на ложе княжеских сестер, дочерей. Нашелся, на беду, завистливый рязанский вельможа, вероломно донесший нечестивому безбожнику, что жена Федора происхождением из царского рода без сомнения прекраснее всех в городе.

Лукавый немилосердный Батый обратился к князю, требуя себе для услады его красавицу жену. На это смелый Федор Юрьевич отвечал, что владеть женами христиан безбожник сможет только после победы над русскими воинами. Оскорбленный Батый разъярился. Он приказал убить благоверного бесстрашного князя вместе с сопровождавшими его людьми, а тела выбросить, чтобы их растерзали хищники.

Только Апоница, сумевший спрятаться, избежал гибели. Этот пестун Федора Юрьевича отыскал тело своего великого возлюбленного государя, после чего смог с горькими слезами похоронить его в тайном месте.

Потом поспешил в Рязань. Он поднялся в высокий терем, где находилась благоверная княгиня Евпраксия. Апоница рассказал о гибели ее мужа Федора Юрьевича в стане Батыя. Княгиня после этой смертоносной вести не смогла перенести заполнившей ее горести. Вместе со своим сыном Иваном, который был у нее на руках, бросилась Евпраксия вниз, разбившись насмерть.

Страшная весть о жуткой гибели сына поразила великого князя. Вместе с ним и княгиней весь город рыдал несколько дней, а потом Юрий Ингваревич начал собирать полки, призывая воинов на борьбу против творящих беззаконие нечестивцев за отчизну свою и веру христианскую. Затем он молился об освобождении от врагов, вознося свою просьбу Николаю чудотворцу, а также святым Борису и Глебу.

Принял Юрий Ингваревич благословение епископа, попрощался с княгиней Агриппиной Ростиславовной перед отправлением на врага. Ужасная битва с Батыем началась у границ Рязанской земли.

Хотя много татарских полков пало в этой жуткой сечи, были они более многочисленными, чем русские дружины. На одного рязанца приходилась тысяча захватчиков, а двум русским воинам приходилось биться с десятью тысячами врагов.

Когда погиб Давыд Ингваревич, в горести призвал князь Юрий воинов продолжать битву. Но после мужественного упорного боя одержали победу более сильные татарские полки. К этому времени был убит смелый князь Глеб Ингваревич, бесстрашный Всеволод Пронский. Погибли многие другие князья, воеводы, славные храбрецы.

Царь Батый также сильно скорбел, когда увидел, как много татарских воинов было убито русскими удальцами. Пошел он по Рязанской земле, неся за собой смерть и разорение. Сжег города Пронск, Бел (Белгород-Рязанский), Ижеславец. Жителей убивали всех без милосердия.

Олега Ингваревича, взятого в плен после тяжелого ранения, Батый хотел вылечить. Он предложил бесстрашному князю принять его веру. Но гордый храбрец назвал Батыя безбожником, чем вызвал гнев жестокого татарского предводителя, по приказу которого рассекли Олега Ингваревича на части ножами.

Бесстрашно принял мужественный князь (канонизированный как второй страстотерпец Стефан) святой венец страдания, до конца испив смертную чашу наравне с павшими в бою русскими воинами.

А Батый пять дней стоял под Рязанью, которую отчаянно защищали горожане. Но потом пошли монгольские завоеватели на штурм с многочисленными лестницами и мощными стенобитными орудиями. 21 декабря ворвались они в Рязань.

Здесь княгиню Агриппину со всеми женщинами, укрывшимися в соборной церкви имени пресвятой Богородицы, посекли мечами жестокие безбожники. Сожгли священников, епископов, поубивали или потопили всех жителей Рязани, захватили все богатства. Рязань была полностью сожжена и разорена.

А жестокий хан Батый, увидев такое страшное опустошение, решил всю Русь пленить, церкви разорить, веру христиан искоренить. С этими коварными помыслами пошел на Суздаль, а потом на Владимир.

Удалой Евпатий Коловрат, вернувшийся из Чернигова, немедленно помчался на родину. С горечью увидев опустошенную землю, гибель множества людей, собрал храбрый рязанский вельможа дружину (всего тысячу семьсот воинов) и погнался за жестоким безбожником. Настиг Евпатий Батыя на Суздальской земле. Не останавливаясь, он внезапно напал на татарский стан. Бил врага нещадно.

Обезумели татары от страха, да и сам Батый устрашился такого мужественного натиска. Привели к нему пятерых израненных воинов из русской дружины, которых с трудом удалось взять в плен. Спросил с удивлением царь, откуда они, какой веры. Смело отвечали храбрецы, что они христиане, подданные Юрия Ингваревича. А посланы, чтобы проводить рать татарскую. Удивлен был царь мудрыми речами.

С полками — многочисленными и ожесточенными против Евпатия Батый отправил шурича Хостоврула. Тот похвалялся, что сам приведет к царю Коловрата живым. Окружили русскую дружину многочисленные вражеские силы. Сошлись Евпатий с Хостоврулом в поединке. Могучий Коловрат рассек соперника пополам до седла, а после этого продолжил битву с татарской ратью. Многих успел погубить, но навели на русского исполина камнеметные орудия. Только так смогли убить Евпатия Коловрата, тело которого доставили к Батыю.

Повести о разорении Рязани Батыем»Собрал монгольский хан своих приближенных, мурз, санчакбеев. Всех их удивило мужество и храбрость рязанского воинства. Сказал Батый, что не встречал еще таких удальцов, которые бьются, пока не погибнут. Даже жестокого захватчика восхитил подвиг Коловрата, который с небольшой дружиной разбил множество его полков. Отдал Батый тело Евпатия дружинникам, оставшимся живыми. Не стал творить им зла, отпустив домой.

Во время этих страшных событий князь Ингварь Ингваревич отсутствовал, пребывая в Чернигове. Когда прибыл он от князя Михаила Всеволодовича назад, то охватило его великое отчаяние. Увидел он убитую мать, родственников, жителей, сожженные дома, разоренные церкви. Узнал о гибели братьев. Похоронил с плачем, сильным криком и рыданиями снох, мать, всех мертвых. Освятил очищенный город.

Пошел затем на места битвы. Увидел множество тел, которых уже начали терзать хищники. Много было слез, скорби душевной, тоски невыносимой. Стал молиться Ингварь Ингваревич Господу, святым Борису и Глебу, взывая к их помощи.

Отыскал тела погибших братьев — незабвенных Юрия, Давида, Глеба. А также других князей, родственников, воевод, бояр. Принесли их для погребения в Рязань, отдав последние почести. Остальных погибших похоронили здесь же на поле, совершив ритуальное надгробное отпевание.

Затем около города Пронска собрал князь Ингварь части тела бесстрашного Олега Ингваревича — отважного христолюбивого его брата. Приказал их нести в Рязань. Сам же князь нес честную главу брата. Похоронил он его с доблестным Юрием Ингваревичем, положив в один гроб. Других братьев Глеба и Давыда погребли неподалеку от этой могилы также в одном гробу.

У реки Воронеж отыскал Ингварь Ингваревич тело молодого честного князя Федора. С великими почестями похоронил его рядом с княгиней Евпраксией, положив с ними малолетнего сына Ивана. По христианскому обычаю над могилой установил кресты каменные. Икона Николы Корсунского, к которой перед похоронами принесли тело отважного князя Федора, с тех славных давних пор зовется Заразской. Так как на этом месте благоверная княгиня себя вместе с сыном «заразила» (разбила).

Доблестный князь Ингварь Ингваревич (крещенный Козьмой) принял престол великого отца. При его правлении земля Рязанская обновилась, были построены церкви, дома, монастыри. Христиане радовались избавлению от безбожного немилосердного злобного царя Батыя.

Кратко об истории создания произведения

А. С. Орлов — известный российский историк-исследователь считает временем создания «Повести о разорении Рязани Батыем» вторую половину XV в. Источниковед, археограф Б. М. Клосс указывает после своих исследований более точную дату создания произведения (1560 год). В основу Повести положена рязанская летопись.

Богатыри – это люди, отличавшиеся нечеловеческой силой и совершавшие подвиги патриотического характера. Евпатий Коловрат является олицетворением понятия «русский богатырь». Своей смелостью и навыками ведения боя он привел в восхищение даже своих врагов. Подвиг, совершенный им в 1238 году, был навсегда запечатлён в древнерусском источнике «Повести о разорении Рязани Батыем»

Краткая биография

Подлинная дата рождения рязанского богатыря неизвестна, однако в российской историографии принято называть 1200-ый год – годом рождения Евпатия.  Коловрат является уроженцем Рязанского княжества (рязанскими историками место рождения богатыря называется Урсовским городком). Евпатий занимал пост воеводы при рязанском дворе, имел титул боярина, обладал недюжинной физической силой и впечатляющими навыками ведения боя.

Перед монголо-татарским нашествием местный князь Юрий, прекрасно понимая невозможность противостоять надвигающимся силам Орды, отправил воеводу с группой послов за поиском подкрепления в Чернигов.  Вернувшись в родное княжество Коловрат обнаружил истребленное монголами рязанское войско. Собрав небольшой отряд (1700 человек), воевода отправился настигать моноголо-татаров. Схватка была ожесточенной, в ходе которой богатырь героически воевал и продемонстрировал всё своё воинское умение. Героически погиб зимой 1238 года в неравном бою.

Личная жизнь

Считается, что русский богатырь вел одинокий образ жизни, постоянно совершенствуя навыки владения оружием и физическую силу. Во всяком случае учёным не удалось обнаружить данных о наличии у рязанского боярина жены или детей, что только подтверждает факт о таинственности данной персоны.

Что сделал для Руси

Фигура Евпатия Коловрата, главным образом, прославилась нечеловеческой отвагой и крепостью духа, проявленными в бою с монголо-татарами в Суздальских землях. Однако стоит отметить: самое главное это не само сражение, а влияние повествования о русском богатыре на людей того времени. Вот перечень явлений, отражающих истинную значимость Коловрата для Руси:

  • Героическое поведение в бою Коловрата и его дружины позволило русским князьям и воеводам поверить в то, что монголов можно победить.
  • Патриотическое наследие рязанского богатыря стало прообразом и примером для большинства мальчишек (будущих войной, поучаствовавших в схватках с теми же монголами) того времени.
  • Нанесение большого урона монгольскому войску, которое было вынуждено восстанавливать силы перед вторым походом.

Прозвище и подвиг

Происхождение первого имени историки объясняют следующим образом: звали рязанского боярина, на самом деле, Ипатием, имя было переведено с греческого на русский – так и возникло имя Евпатий. По поводу происхождения прозвища «Коловрат» историки имеют 3 версии:

  1. Коловрат на самом деле был не славянином, а варягом, оттого такое и имя.
  2. Считается, что богатырь был язычником, а термин «Коловрат» у язычников означал символ солнца.
  3. В 12-13 веках на Руси активно применялись орудия-самострелы: коловраты. Возможно от этого слова возникло прозвище.

Подвиг Коловрата заключается в бесстрашном нападении на превосходящего по численности противника. Возможно с ним связано и прозвище (вторая версия), так как Коловрат вел свою дружину, олицетворяя собой Солнце – но это лишь авторская версия.

Последний бой и гибель

История Руси видела массу кровавых боев (особенно в период монголо-татарского нашествия). Битва в Суздальских землях тому подтверждение. Вот краткое содержание схватки: напав на лагерь монголов, Евпатий и его дружина принялись ожесточенно мстить за истребленную дружину. Однако силы татаро-монголов в значительной мере превосходили армию Коловрата. Сам же Евпатий, перерубив с десяток иноземцев, схлестнулся с братом жены Батыя Хостоврулом, которого успешно перебил. Поражение русским удалось нанести посредством использования камнеметательных машин. В живых осталось только 6 человек, в числе которых не было Коловрата.

Верить или не верить в существование рязанского богатыря – выбор каждого. Однако стоит отметить, что Евпатий Коловрат представляет собой олицетворение неимоверных крепости духа и силы воли. Русский богатырь настоящий пример для каждого мужчины!

Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 188
Источник: https://fam-person.ru/evpatij-kolovrat/

Содержание

  • 1 Биография, история жизни Евпатия Коловрата
  • 2 Легендарная биография
  • 3 История подвига Евпатия Коловрата
  • 4 Рязанское княжество
  • 5 Евпатий Коловрат в культуре
  • 6 Последний бой
    • 6.1 Усугубление кризиса в Руси
  • 7 Личная жизнь
  • 8 Литературные произведения, посвященные Коловрату
    • 8.1 Евпатий Коловрат и христианство
    • 8.2 Видео

Биография, история жизни Евпатия Коловрата

Евпатий Коловрат – русский богатырь, рязанский воевода.

Происхождение

Евпатий родился примерно в 1200 году. Точная дата рождения неизвестна, но историки единогласно считают именно этот год годом появления богатыря на свет. Место рождения – село Фролово, Шиловская волость (Рязанская область).

О семье Коловрата не сохранилось практически никаких данных. В одном из исторических источников осталась заметка о том, что Евпатий носил отчество Львович – стало быть, его отцом был некий Лев.

В ранних сказаниях о подвигах Евпатий его называют не Коловратом, а Неистовым.

Военная служба и подвиг

Евпатий Коловрат был воеводой при дворе князя Рязанского Юрии. Богатырь и герой выгодно отличался от других служащих большой физической силой и богатым военным опытом. Он был уважаемым командиром войска, его боялись и почитали, к его мнению прислушивались, его советам следовали.

Когда на Рязань напала Орда, князь Юрий, четко понимая, что город не выстоит, отправил послов к князю Чернигова с просьбой о посильной помощи. Среди послов был и Евпатий. Тот факт, что он уехал в Чернигов, спас ему жизнь. Пока князь Юрий ждал помощи, он осыпал хана дарами, желая усыпить его бдительность и протянуть время. Однако Батый все равно разбил рязанское войско. Дело в том, что он потребовал у Юрия первую красавицу княжества. А ею была жена Федора, сына Юрия. Разумеется, князь отказал. Батый, разозлившись, убил Федора, его супругу и их сына и уничтожил немногочисленное войско Рязани. Князь Юрий доблестно сражался на поле боя вместе со всеми и отважно принял смерть от рук врага.

Когда Коловрат вернулся в родную Рязань, в городе его ждали только горы трупов и сожженные дома. Евпатий собрал из оставшихся в живых мужчин небольшой полк (менее двух тысяч) и отправился в поход по следам ордынцев. Из-за малого количества людей Коловрату приходилось применять военные хитрости, чтобы одолеть врага. Так, его войско нападало из леса, причем исключительно по ночам. В редких случаях, когда на улице был густой туман, они могли напасть днем. Орда искренне верила, что их преследуют злые духи. После безуспешных попыток разбить рязанцев привычными способами ордынцы применили против рязанских воинов метательные машины. Где-то между Старой Рязанью и Москвой они забили камнями почти все рязанское войско. Спастись удалось только шестерым. Коловрата среди них не оказалось…

Похороны

Батый отдал тело Евпатия Коловрата выжившим воинам. Он сделал это потому, что с большим уважением отнесся к самому Евпатию и его доблестной смелости. 11 января 1238 году Коловрата похоронили в Рязанском соборе.

Описание подвига

Героический поступок Евпатия Коловрата описан в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем». Самые древние тексты датируются XVI веком. До этого история передавалась из уст в уста. Со временем рассказ о подвиге Коловрата оброс неточностями и недостоверными деталями. Современная наука выделяет целых три варианта текста повести.

Евпатий Коловрат в массовой культуре

В 1985 году на студии «Союзмультфильм» вышел полнометражный мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате». В 2017 году в российских кинотеатрах начался показ фильма-фэнтези «Легенда о Коловрате». Роль богатыря исполнил Илья Малаков.

Памятники

В 1995 в пгт Шилово (Рязанская область) появился первый памятник Евпатию Коловрату. В 2007 году на Почтовой площади в Разани был возведен второй памятник в честь героического русского богатыря. Со временем появился и третий памятник Евпатию – его поставили на выезде из деревни Фролово на дороге, что ведет в сторону деревни Ряссы.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 3577
Источник: https://mega-stars.ru/politics/evpatij_kolovrat.php

Легендарная биография

Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий, с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».

Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нем ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

В некоторых (не ранних) редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами в легендах не уточняются. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года.

Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 2894
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82

История подвига Евпатия Коловрата

Итак, как говорится, история началась с того, что войска очередного монгольского хана Батыя снова  вторглись в пределы русских княжеств. Рязань по сути был одним из первых городов, который в то время  подвергся нападению. Зная об этом и осознавая, что одному не выстоять, Юрий, князь рязанский отправляет в Чернигов за помощью несколько человек, среди которых был и Евпатий Коловрат. А вскоре и войско Батыя подошло к городу.

Не буду описывать все коллизии переговоров князя Юрия с Батыем. Об этом написано много. Скажу лишь, что убив посольство рязанского князя, во главе которого стоял сын Юрия Федор, Батый взял город и полностью его уничтожил, включая женщин, детей и стариков. Деревянная Рязань запылала.

Покончив с Рязанью Батый отправился дальше. Евпатий, будучи в Чернигове, узнал об осаде города и поспешил обратно. Однако прибыв на место, он обнаружил, что города уже нет. На его месте осталось лишь пепелище и горы трупов. Пленных монголы по тогдашнему обыкновению  угоняли с собой в рабство, дети ценились особенно. Их  потом можно было выгодно продать.

По некоторым данным, в городе погибла  семья Коловрата. И вот, с небольшой дружиной примерно в 1700 человек, Евпатий отправляется догонять войско Батыя. Вдумайтесь друзья,  городская дружина в 1700 человек преследует  отмобилизованную, закаленную в боях, самую  мобильную конную, совершенную армию того времени  — монголо-татарскую. Для чего?

Что касается численности армии Батыя, скорее всего она и не была слишком  большой. Но, известно, что Батый  располагал осадными камнеметным машинами для взятия городов. И его армия по количеству конницы,   плюс пеших воинов  все-таки превосходила отряд Коловрата. Численность оценивается около 15000 — 25000 человек.   Вряд ли воевода-боярин не понимал, что со своей малочисленной дружиной военного  успеха ему не видать. И если это так, то представьте, каким мужеством надо обладать, чтобы предвидя свое незавидное будущее, все равно пойти на неравную битву с сильным и умным противником.

Для полного понимания произошедших тогда на Руси трагических событиях, нужно знать еще одну важную вещь. Татаро-монголы не были такими уж жестокими варварами, врагами цивилизации, как это принято думать. Это просто  была другая цивилизация. Великая Степь в лице великого хана Чингисхана провозгласила закон всеобщий для всех монголов, который назывался  Великая Яса.

Согласно одному из положений этого закона, смерть грозила тому человеку (и  всей его семье), если он  предал другого монгола,  доверившегося ему. Степь суровое холодное место, непорядочно грабить и продавать в рабство человека, который в холодную ночь попросился к тебе в шатер переночевать… Степняки были простыми людьми, христианская мораль была им неизвестна, наказание за преступление было всегда одним и тем же — смерть или рабство.

Татаро-монголы никогда не преследовали людей  по религиозным мотивам. Неудивительно поэтому, что наши вероисповедания за триста лет татаро-монгольского ига сохранились.  Согласитесь, любой армии нужна еда, лошади, фураж, отдых, место для выпаса лошадей. И первое время  татаро-монголы, проходя мимо наших  городов не сжигали их и не убивали людей, а посылали своих послов на переговоры в тот или иной город, чтобы договориться по возможности мирно. Понятно, что условия переговоров были для нас часто  невыгодны, монголы разговаривали с позиции силы.

А русские князья не зная, с кем они имеют дело, при первых же переговорах с послами татаро-монголов просто убивали их всех. То есть,  по монгольскому закону — предали людей, доверившихся им.  Впервые случилось это за 15 лет до описываемых событий.  Как у нас теперь говорят — незнание законов не освобождает от ответственности. По мнению некоторых историков это и есть истинная причина тогдашней жестокости татар. А они  были с монгольской  точки зрения в своем праве — свято исполняли свой Закон, и не считали себя виновными.

Но, для небольшого войска Евпатия это уже не имело никакого значения. Увидев, что сотворили татары с Рязанью, они решили остановить зло. Ведь татары пошли дальше на Владимир. Применив военную хитрость, под покровом ночи, отряд Евпатия налетел на ордынцев из леса.

Этот внезапный наскок позволил Евпатию нанести существенный урон арьергарду монгол. Сколько атак было — точно  неизвестно. Однако, поскольку Батый обеспокоился и послал своих лучших воинов, включая Хостоврула брата своей жены обезвредить наседавших рязанцев, видимо атаки были многочисленными, болезненными и весьма успешными. Этот отряд Батыя не смог совладать с Евпатием и мало того, сам Хостоврул погиб.

Так бы и уничтожал Евпатий противника понемногу, если бы Батый не использовал против воинов Евпатия специальные камнеметные машины, которыми обычно разрушали стены города. Евпатий погиб, в живых осталось несколько человек, которых и взяли в плен.

Когда Батыю принесли тело погибшего Евпатия, он сказал: «С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!». Конечно, насколько правдоподобны эти слова сказать трудно. Однако, Батый отдал тело рязанцам и отпустил их.

Значит он все-таки проникся воинской доблестью Евпатия. Хотя и в этом нет ничего удивительного. Все великие полководцы уважали военную удаль и силу. По возвращении на Рязанщину, Евпатию были устроены торжественные похороны. 11 января 1238 его похоронили предположительно в родном селе.

Сейчас в этом населенном пункте установлен один из трех памятников герою. Два других находятся в Рязани. 20 января 1238 года войско Батыя разграбили небольшой городок, в то время еще никому не известный, но которому суждено было значительно изменить геополитическое устройство Древней Руси, превратив ее в Русское государство. Назывался этот городок Москва. Но память о герое жила и живет. Ему посвящали поэмы и стихи, писали картины. Даже есть компьютерная игра, где фигурирует этот русский богатырь.

Подведем итоги. Добился ли военного успеха Евпатий Коловрат? С чисто военной точки зрения — нет. Его войско было полностью разбито. Однако, он задержал на некоторое время войско Батыя —  заставил его  развернуть свои боевые порядки для обороны и остановится. Урон нанесенный врагу — чувствительный, иначе зачем было применять камнеметные машины?

Евпатий Коловрат и его воины отдали жизни «за други своя«, ибо «нет выше той любви когда кто положит душу свою за други своя» — ради спасения остальных. Месть эгоистична, человек который только  мстит, редко планирует умирать только  ради осуществления своей мести. Тогда как на то, чтобы остановить зло — человек порой  готов отдать все, в том числе и жизнь…С духовной и моральной точек зрения Коловрат и его люди оказались сильнее —  победили Батыя.

А Батый, разобравшись с  Рязанью,  наконец подошел ко Владимиру. Князь Владимирский Юрий Всеволодович не имел  гарнизона и  дипломатический способностей договорится с ханом. Войска в междуусобицах были  давно израсходованы,  а вести переговоры, потом платить дань было непозволительно для князя. Имея возможность договорится или уйти,  он все же приказал оборонять Владимир, не имея достаточных сил, а монголы раз город не сдался,  его и  разорили.

Святой великий  Князь Юрий Всеволодович  позже погиб битве с войском Батыя. Вот так, по одиночке, Батый победил всех сопротивлявшихся русских князей. К  к 1242 году монголы достигли Адриатического моря. В этом же  знаменательном году святой благоверный князь  Александр Невский на Псковско-Чудском озере разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена, которые под шумок пришли к нам с Запада, звать нас в Евросоюз известным способом. Но, это совсем другая история.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 7593
Источник: https://fast-wolker.ru/kto-takoj-evpatij-kolovrat.html

Рязанское княжество

В феодальной раздробленности Древней Руси и последующем нашествии Батыя Рязанское княжество играло особую роль. Оно было первой русской землёй, граничащей с владениями татаро-монголов; поэтому Рязань приняла на себя первый удар захватчиков.

В этом княжестве правили потомки черниговских князей, поэтому Рязань имела тесную связь с Черниговским княжеством. Кроме того, ранее Рязанское княжество находилось в составе Владимирского, близкие отношения с которым рязанцы продолжали сохранять и в период независимости.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 534
Источник: https://fam-person.ru/evpatij-kolovrat/

Евпатий Коловрат в культуре

Коржев И. Евпатий Коловрат, 2009. Литьевой камень, тонировка под бронзу, чёрный металл, 83х90х67см

Поэзия и литература

  • Николай Языков. Стихотворение «Евпатий» (1824)
  • Лев Мей. «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859)
  • Сергей Есенин. «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912)
  • Сергей Есенин. «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912)
  • Сергей Марков. «Слово о Евпатии Коловрате» (1941)
  • Василий Ян. «Батый», ч. 3 «Евпатий Неистовый» (1942)
  • Василий Ряховский. «Евпатий Коловрат» (1947)
  • Владимир Семенович Ерохин. За русскую землю: Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате ковале Фатьяне. — Рязань (1954)
  • Владимир Семёнович Ерохин. «Евпатий Коловрат». Издательство «Московский рабочий» (1969)
  • Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (1972)
  • Валентин Сорокин. «Евпатий Коловрат» (1975)
  • Вронский Ю. П. Злой город (1976)
  • Д. О. Силлов «Злой город» (2007)
  • Лев Прозоров (Озар Ворон). «Евпатий Коловрат» (2009)

МультипликацияКиноМузыка

  • Юрий Белоусов — Легенда о Коловрате (2015)
  • Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)
  • Алексей Красавин — песня «Евпатий Коловрат» (2003)
  • Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)
  • Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)
  • Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
  • Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
  • Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
  • Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)
  • Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)

Компьютерные игры

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1614
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82

Последний бой

Коловрат Евпатий против Батыя

В январе 1238 года, тем не менее, отряду Коловрата пришлось вступить в открытую битву с войском Золотой Орды. В источниках встречается множество ее описаний, во всех них подчеркивается смелость и мужество Евпатия Львовича и его соратников. Предания рассказывают, что он порубил мечом десятки воинов. Среди них были главные богатыри монгольского княжества, включая ближайшего родственника Батыя – непобедимого Хостоврула, ранее вызвавшегося привезти хану плененного русского богатыря.

Именно благодаря этой битве и возникла слава Коловрата как могучего богатыря и человека огромной силы. «Евпатий рассек Хостоврула… до седла», — говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Но силы были неравны. На поле боя в итоге пал и Евпатий, и большинство его воинов. Согласно преданиям, ордынцы смогли одержать победу только после того, как пустили в ход камнеметные орудия. Закончилось все, как и положено легенде. Пораженный мужеством русичей Батый отпустил оставшихся в живых дружинников – и отдал им тело погибшего Коловрата, чтобы тот был похоронен со всеми почестями.

Согласно некоторым вариантам неоднократно дописывавшейся и переписывавшейся «Повести о разорении Рязани Батыем», похоронен был Евпатий Львович в Рязанском соборе, называется и дата – 11 января 1238 года.

Подвиг оказался воспет в поэзии, литературе, музыке. Ему посвятили фильмы и мультфильмы, а также затронули в компьютерной игре «Золотая орда».

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1461
Источник: https://fam-person.ru/evpatij-kolovrat/

Усугубление кризиса в Руси

После победы над отрядом Евпатия Коловрата Батый продолжил свой первый поход на Русь, разорив Москву и Владимир. Далее хан планировал пойти на Новгород, но наступление зимы заставило его изменить решение и отправиться обратно в степи для укрепления сил.

В 1239 году начался второй поход Батыя. Несмотря на то, что у русских князей была «фора», они не смогли соединиться для борьбы с общим врагом и в результате были взяты Переяславль, Чернигов, Киев. Великая столица Руси пережила свой самый страшный упадок под властью монголов.

Итогом походов Батыя на Русь стала утрата независимости княжеств и их обложение данью. Князья становились вассалами Орды и были вынуждены получать ярлык на княжение.

О подвиге Евпатия Коловрата вспомнили во время борьбы за свободу:

  • в 1380 году, когда под знамёнами Дмитрия Донского русские войска объединились для борьбы с монголами;
  • в 1480 году, когда войска отправились к реке Угре, чтобы дать бой монголам, бой не состоялся, обе армии разошлись без сражения и Русь окончательно вернула себе независимость;
  • в 1613 году, когда на территории России хозяйствовали польские интервенты. 

Богатырь Евпатий Коловрат навсегда останется в памяти русского народа.

Поделитесь статьёй в социальных сетях:

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1287
Источник: https://zajmy-onlayn.ru/evpatij-kolovrat-vikipediya-biografiya-kratko/

Личная жизнь

Основным источником информации о судьбе рязанского боярина служит народное сказание. Личная жизнь воина в нем не описана. Возможно, у Евпатия была возлюбленная или жена, но фактов в пользу этой версии не сохранилось

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 229
Источник: https://fam-person.ru/evpatij-kolovrat/

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история. Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.

Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые…».

С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Евпатий Коловрат и христианство

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков.

То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Видео

    http://www.mega-stars.ru/politics/evpatij_kolovrat.php https://zajmy-onlayn.ru/evpatij-kolovrat-vikipediya-biografiya-kratko/ https://www.eg.ru/culture/433283/ https://24smi.org/celebrity/4033-evpatii-kolovrat.html http://fb.ru/article/352443/istoriya-kto-takoy-evpatiy-kolovrat https://cyrillitsa.ru/past/36537-bogatyr-evpatiy-kolovrat-pravda-i-vy.html http://2mir-istorii.ru/lichnosti-drevniy-mir/1456-evpatiy-kolovrat.html  

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 3700
Источник: https://fam-person.ru/evpatij-kolovrat/

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 24982
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://fast-wolker.ru/kto-takoj-evpatij-kolovrat.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 7593 (30%)
  2. https://zajmy-onlayn.ru/evpatij-kolovrat-vikipediya-biografiya-kratko/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2680 (11%)
  3. https://fam-person.ru/evpatij-kolovrat/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 6112 (24%)
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 4508 (18%)
  5. https://wiki2.org/ru/%D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 512 (2%)
  6. https://mega-stars.ru/politics/evpatij_kolovrat.php: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 3577 (14%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Загрузка…

  • Рассказ о еде на английском 8 класс
  • Рассказ о египте для детей
  • Рассказ о египетском фараоне
  • Рассказ о египетском земледельце как прошел его день
  • Рассказ о египетском земледельце 5 класс от его лица